Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Влияние экологических и социальных факторов в период раннего онтогенеза на морфофункциональный и психофизиологический статус семилетних детей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Установлено, что наиболее оптимальные условия для своевременного психофизиологического развития, формирования мезосоматического типа с удовлетворительным функциональным состоянием механизмов регуляции процессов адаптации к семилетнему возрасту у ребёнка создаются при сочетании низкой солнечной активности в пренатальном периоде онтогенеза, невысокой техногенной нагрузки и благоприятных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Литературный обзор
    • 1. 1. Общие закономерности развития человека
    • 1. 2. Влияние геофизических, экологических и социальных факторов на онтогенез человека
    • 1. 3. Действие факторов внешней среды в раннем онтогенезе на морфофункциональное и психофизиологическое развитие детей
      • 1. 3. 1. Морфологическая и психофизиологическая характеристика детей семилетнего возраста
      • 1. 3. 2. Влияние геофизических, экологических и социальных факторов в пренатальном и постнатальном периодах онтогенеза на особенности развития детей
  • ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Общая организация исследования
    • 2. 2. Методы исследования
      • 2. 2. 1. Исследование уровня солнечной активности
      • 2. 2. 2. Исследование уровня загрязнения окружающей среды
      • 2. 2. 3. Исследование уровня жизни
      • 2. 2. 4. Исследование уровня потребления белкового и углеводного компонентов питания
      • 2. 2. 5. Методы изучения физического развития
      • 2. 2. 6. Методика оценки соматотипа
      • 2. 2. 7. Методы определения функционального состояния сердечно-сосудистой системы
      • 2. 2. 8. Методы изучения нейродинамических функций человека
      • 2. 2. 9. Методы изучения психодинамических функций человека
      • 2. 2. 10. Статистические методы исследования
  • ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ В ПЕРИОД РАННЕГО ОНТОГЕНЕЗА НА ФОРМИРОВАНИЕ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА СЕМИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ
    • 3. 1. Характеристика факторов внешней среды в раннем онтогенезе семилетних детей изучаемых групп
    • 3. 2. Действие факторов внешней среды разного характера в раннем онтогенезе на формирование морфофункционального и психофизиологического статуса семилетних детей
  • ГЛАВА 4. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ В ПРЕНАТАЛЬНОМ И РАННЕМ ПОСТНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДАХ ОНТОГЕНЕЗА НА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СЕМИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ
  • ГЛАВА 5. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ И ПСИХО-ФИЗИОЛО-ГИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ У ДЕТЕЙ СЕМИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА РАЗНЫХ ГРУПП. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
  • ВЫВОДЫ

Влияние экологических и социальных факторов в период раннего онтогенеза на морфофункциональный и психофизиологический статус семилетних детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одной из ключевых эколого-физиологических проблем является изучение влияния постоянно изменяющейся окружающей среды на формирование индивидуально-типологического статуса человека. Исследование влияния комплекса факторов внешней среды в период раннего онтогенеза на особенности морфофункционального и психофизиологического развития ребёнка является одним из важнейших актуальных экологии человека, поскольку действие этих факторов может проявиться в нарушении психосоматического здоровья и развития на последующих возрастных этапах.

Динамика ежегодных изменений различных факторов окружающей среды, таких как гелиофизические и антропогенные, происходит в изменяющемся социуме, взаимодействие с которым во многом определяет особенности развития и здоровья человека (А.Д. Слоним, 1987; H.A. Агаджанян, 2000; Э. М. Казинидр., 2003,2008).

Показано, что период пренатального и раннего постнатального индивидуального развития организм ребенка наиболее чувствителен к действию любых средовых влияний (Е.В. Науменко, H.H. Дыгало, 1990; Б. А. Никитюк, H.A. Корнетов, 1998; A.B. Сапего, 1998; Ю. П. Шорин и др, 1999; C.B. Шабашева, 2002; Н. З. Кайгородова, 2010). Условия и факторы окружающей среды в этот период онтогенеза являются важными для развертывания генетической программы, запечетлевания воздействия различных факторов на особенности физического и психофизиологического развития организма ребёнка, реализацию его адаптивных возможностей на более поздних этапах онтогенеза (В.А. Воронцов и др, 1993).

Достаточно широко представлены экспериментальные данные о влиянии солнечной активности и повышенной радиации в пренатальный период онтогенеза на морфологические, психофизиологические и биохимические показатели у новорожденных и детей первого года жизни (A.B. Хаснулина, 1986; A.B. Трофимов, Ю. Ю. Марченко, 1992; Б. А. Никитюк, H.A. Корнетов, 1998; М. В. Рагульская, 2004; И. Н. Верзилина, 2008; N.J. Cherry, 2002), но практически отсутствуют работы, раскрывающие последствия этого воздействия на последующих стадиях онтогенетического развития, за исключением работ отдельных авторов (C.B. Шабашева, 2002; Н. З. Кайгородова, 2009).

Многочисленные исследования констатируют влияние техногенной нагрузки на состояние здоровья и индивидуальные особенности развития детей и подростков (А.И. Киеня и др., 2001; A.B. Прусакова и др., 2001; Ю. Г. Солонин и др., 2007; H.A. Мешков и др, 2007; Е. Вагапу, 2002), но недостаточно анализируются результаты комплексного воздействия антропогенных факторов в период раннего онтогенеза на морфологическое и психофизиологическое развитие и формирование приспособительных возможностей детей к старшему возрасту с учётом изменяющихся социально-экономических условий.

Особую значимость приобретает изучение многофакторного влияния условий жизни в раннем онтогенезе на индивидуально-типологические особенности организма семилетнего ребёнка, поскольку этот сенситивный период характеризуется незавершённостью морфофункционального и психофизиологического развития, перестройкой нейрогуморальных регулирующих механизмов в растущем организме, что делает его чувствительным к действию новых факторов окружающей среды, в частности к обучению в школе (Л.Ф. Обухова, 1995, 2004; Э. Гринене, 1990; Ю.А. Ямпо-льская, 2000; Д. А. Фарбер и др., 2001; М. М. Безруких и др., 2002; В. Д. Сонькин, 2004).

Значительные изменения социально-экономических условий жизни современного человека, отразившиеся на уровне жизни населения Российской Федерации, обусловили интерес к проблеме влияния этого фактора на особенности развития и здоровья детского контингента (Р.Т. Камилова, 2001; Сухарева, 2009; Д. Антинене, Р. Ликавичене, 2011; D. Bandy, 2005), но в литературе недостаточно представлены данные о проявлении действия этих факторов в раннем онтогенезе на морфофункциональные и психофизиологические показатели детей к семилетнему и более позднему возрасту.

Показано, что сочетанное влияние различных факторов окружающей среды может экранировать или, наоборот, усиливать воздействие на состояние здоровья и индивидуальные особенности человека (Ю.Е. Вельтищев, 1996; A.A. Баранов, A.A. Щеплягина, 2000; JI.A. Михайлова, 2007), но в научной литературе последних лет отсутствует анализ дифференцированного и комплексного воздействия гелиофизических, экологических и социальных факторов в период раннего онтогенеза на особенности развития детей в последующие годы индивидуального развития.

Актуальность и недостаточная изученность проблемы комплексного влияния экологических и социальных факторов раннего онтогенеза на формирование морфофункционального и психофизиологического статуса семилетних детей послужили предпосылкой для проведения настоящего исследования.

Цель исследования: изучение влияния комплекса гелиофизических и социально-экологических факторов в пренатальном и раннем постнатальном онтогенезе на особенности формирования морфофункционального и психофизиологического статуса семилетних детей. Задачи исследования:

1. Исследовать особенности морфофункционального и психофизиологического статуса семилетних детей, период раннего онтогенеза которых проходил в условиях разного действия гелиофизических, экологических и социальных факторов среды.

2. Выявить дифференцированное влияние гелиофизических, техногенных и социально-экономических факторов среды в пренатальном и раннем постнатальном периодах онтогенеза на показатели морфофункционального и психофизиологического развития у детей семилетнего возраста. 3. Определить характер функциональных взаимосвязей между морфологическими и психофизиологическими показателями у детей семилетнего возраста с учётом различного влияния комплекса факторов внешней среды в раннем онтогенезе. Научная новизна исследования Впервые показано, что в зависимости от сочетанного воздействия гелиофизических, техногенных и социально-экономических факторов в раннем онтогенезе к семилетнему возрасту у детей формируются различные морфологические типы и особенности функционального и психофизиологического статуса.

Установлено, что наиболее оптимальные условия для своевременного психофизиологического развития, формирования мезосоматического типа с удовлетворительным функциональным состоянием механизмов регуляции процессов адаптации к семилетнему возрасту у ребёнка создаются при сочетании низкой солнечной активности в пренатальном периоде онтогенеза, невысокой техногенной нагрузки и благоприятных социально-экономических условий жизни в последующие годы раннего постнатального развития. Выявлено, что при действии высокой солнечной активности в сочетании с техногенной нагрузкой и неблагоприятными социально-экономическими условиями в раннем онтогенезе к 7 годам у детей формируется микросоматический тип с замедленными темпами психофизиологического развития и выраженным функциональным напряжением вегетативных механизмов регуляции. При умеренной солнечной активности, неблагоприятных экологических и хороших социально-экономических условиях жизни в раннем онтогенезе в семилетнем возрасте у детей формируется макросоматический тип с ускоренными темпами психофизиологического развития и преобладанием ваготонических влияний в регуляции вегетативных функций.

Изучена специфика формирования функциональных связей между различными показателями у семилетних детей с учётом изменчивости действия гелиофакторов, техногенных факторов и социально-экономических условий в период раннего онтогенеза. Определено, что среди комплекса экологических и социальных факторов, воздействующих на детский организм, доминирующее место принадлежит социально-экономическим условиям, которые могут компенсировать неблагоприятное действие гелиофакторов и техногенной нагрузки.

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты исследования существенно расширяют теоретические представления в области экологии человека, углубляют данные о роли эколого-социальных факторов в пренатальном и раннем постнатальном периодах онтогенеза на особенности морфофункционального и психофизиологического развития и формирование адаптивных возможностей у человека.

Представленные материалы имеют практическое значение при разработке региональных таблиц-нормативов по оценке физического и психофизиологического развития детей семилетнего возраста с учётом влияния различных средовых факторов в раннем онтогенезе, а также для прогноза приспособительных возможностей обучающихся начальных классов, развитие которых в пренатальном и раннем постнатальном периодах проходило в условиях различного сочетанного воздействия гелиофизических и техногенных факторов на фоне изменяющейся социальной среды.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Специфика формирования морфофункционального и психофизиологического статуса у детей семилетнего возраста в значительной степени определяется влиянием гелиофизических, экологических и социально-экономических факторов в пренатальном и раннем постнатальном периодах развития.

2. В зависимости от характера сочетанного воздействия социально-экологических факторов в раннем онтогенезе, к семилетнему возрасту у детей проявляются различия в морфофункциональном и психофизиологическом развитии.

Апробация работы.

Основные материалы диссертации доложены и обсуждены на Международной конференции, посвященной 65-летию создания Института возрастной физиологии Российской академии образования (Москва, 2009), XXI съезде Физиологического общества им. Павлова (Калуга, 2010), VIII Всероссйской научно-практической конференции с международным участием «Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения» (Сургут 2010), V Всероссийской научно-практической конференции «Фундаментальные аспекты компенсаторно-приспособительных процессов» (Новосибирск, 2011).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 9 работ, одна из них в рецензированном журнале, рекомендованном ВАК.

Объём и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 5 глав, выводов и библиографического указателя литературы, включающего 275 отечественных и 38 иностранных источников. Работа изложена на 142 страницах машинописного текста, включает 14 таблиц и 19 рисунков.

выводы.

1. Степень воздействия гелиофизических, экологических и социальных факторов в пренатальном и раннем постнатальном онтогенезе оказывает различное влияние на формирование морфофункционального и психофизиологического статуса семилетних детей: а) высокий уровень солнечной активности в пренатальном периоде, умеренная техногенная нагрузка и низкий уровень жизни в раннем постнатальном периоде развития детей способствуют формированию микросоматического типа с замедленными темпами психофизиологического развития, сопровождающегося активацией симпатических влияний в регуляции сердечной деятельностиб) низкий уровень солнечной активности и техногенной нагрузки в пренатальном периоде онтогенеза и улучшение социально-экономического уровня жизни в раннем постнатальном периоде онтогенеза обеспечивают развитие мезосоматического типа с своевременным психофизиологическим развитием и преобладанием эйтонического типа в регуляции сердечной деятельностив) умеренный уровень солнечной активности в пренатальном периоде онтогенеза, возрастание техногенной нагрузки и высокий уровень жизни с увеличением углеводного компонента в питании в постнатальный период развития детей приводят к формированию макросоматического типа с ускоренными темпами психофизиологического развития, сопровождающегося преобладанием ваготонических влияний в регуляции сердечной деятельности.

2. Показано, что среди комплекса внешних факторов, действующих на детский организм в раннем онтогенезе, доминирующее место принадлежит социально-экономическим факторам, которые могут усиливать или компенсировать неблагоприятное влияние гелиофакторов и техногенной нагрузки.

3. Установлено дифференцированное влияние факторов внешней среды раннего онтогенеза на морфологические и психофизиологические показатели семилетних детей: а) уровень солнечной активности оказывает наибольшее влияние на массу тела, толщину кожно-жировых складок, уравновешенность нервных процессов, образную память, объём внимания и функциональное состояние организмаб) экологические условия техногенного характера в большей степени действуют на массу тела, толщину кожно-жировых складок, уравновешенность нервных процессов, объём внимания, образную память и функциональное состояние организмав) социально-экономический фактор оказывает наибольшее влияние на длину, обхватные и поперечные размеры тела, толщину кожно-жировых складок, уравновешенность нервных процессов, образную память и функциональное состояние организма.

4. В результате различий в сочетанном действии факторов внешней среды в раннем онтогенезе у детей к семилетнему возрасту формируются определённые особенности функциональных взаимосвязей между показателями морфологического, вегетативного и психофизиологического уровней: а) у детей I группы наличие тесных взаимосвязей между показателями морфологического и психофизиологического уровней и малое количество связей с вегетативными показателями свидетельствуют об определённой незрелости регуляторных систем с выраженным эрготропным влияниемб) у детей II группы одинаковая сопряжённость показателей морфологического, вегетативного и психофизиологического уровней говорит о сбалансированном взаимодействии систем организма на данном этапе развитияв) у детей III группы тесные взаимосвязи между показателями морфологического уровня с вегетативными и психофизиологическими показателями свидетельствуют об ускоренном психосоматическом развитии с преобладанием трофотропных механизмов регуляции.

5. Результаты проведённого исследования могут быть использованы для разработки эколого-физиологической модели различного сочетанного воздействия гелиофизических и техногенных факторов на фоне изменяющейся социальной среды, направленной на прогностическую оценку морфофункциональных и адаптивных возможностей детей семилетнего возраста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.С. Окружающая среда и физическое здоровье населения / М. С. Абрамов. М.: Наука — 1985.
  2. .М. Физическое развитие и некоторые особенности в состоянии здоровья детей дошкольного и школьного возраста г. Благовещенска /Б.М. Абрамович // Автореф. дис.. канд. мед. наук. Благовещенск, 1965. -23
  3. Л.П. Физическое развитие детей Кировской области / Л. Л. Абросимова, Е. В. Кабирова, Т. А. Симакова // Гигиена и санитария, 1998. № 2. — С. 30−32
  4. H.A. Экология человека. Избранные лекции / H.A. Агаджанян Ю. П Гичев., В. И Трошин. М.- Новосибирск: Изд-во Российской экологической академии, 1997. 356 с.
  5. H.A. Проблемы адаптации и учение о здоровье / H.A. Агаджанян, Р. М Баевский, А. П. Берсенева. М.: Изд-во РУДН, 2006. 284 с.
  6. H.A. Экология, здоровье и перспективы выживания / H.A. Агаджанян // Зеленый мир. 2004. № 13−14. С. 10−14.
  7. Аг-оол Е. М. Влияние социально-гигиенических, экологических факторов на состояние здоровья и физическое развитие школьников Республики Тыва / Е.М. Аг-оол // Гигиена и санитария. 2007. № 1. С. 64—67
  8. , Г. И. Антропология / Г. И. Акинщикова. М.: Изд. МГУ, 1974. -46 с.
  9. Г. И. Соматическая и психофизиологическая организация человека / Г. И. Акинщикова. Л., 1977. — 160 с.
  10. Е.А., Особенности функционального состояния сердечнососудистой системы детей 5−7 лет / Е. А. Аксянова, М. А Сырцова. //Гигиена и санитария. 1990.-№ 4. С.13−14
  11. В.П. / Очерки экологии человека / В. П. Алексеев. М.: Наука, 1993. 191 с.
  12. Т.И. Адаптивные процессы в популяциях человека / Т. П. Алексеева. М.: МГУ, 1986.-216 с.
  13. В.В. Отражение возрастных особенностей функциональной организации мозга в электроэнцефалограмме покоя / В. В. Алфёрова, Д. А. Фарбер. // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Л.: Наука, 1990 — С.45
  14. Е.А. Физиологическая адаптация первоклассников с различными морфофункциональными особенностями автореф. дис. канд. биол. наук.: 03.00.13 /А.Е. Анисова, 2004. 22 с.
  15. Д. Социальные и демографические факторы, оказывающие влияние на когнитивные способности: на примере молодежи Литвы / Д. Антинене, Р. Лекавичене // Вопросы психологии. 2011. -N 2. — С. 45−55: табл., рис.
  16. М.В., Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников / М. В. Антропова, С. П. Ефимова, O.A. Лосева М., 1983.- 160 с.
  17. Г. Л. Диагностика индивидуального здоровья / Г. Л. Апанасенко // Валеология. 2002. № 3. С. 27 31
  18. Г. Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики / Г. Л. Апанасенко // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб.: Наука, 1993. — С. 49−60.
  19. , Г. Л. Индивидуальное здоровье: теория и практика /Г.Л.Апанасенко //Валеология, 2006. № 1. — С. 5−9
  20. , Г. Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова. Ростов н/ Д.: Феникс, 2000. — 248 с.
  21. И.А. Биологические и медицинские аспекты проблемы адаптации и стресс в свете данных физиологии онтогенеза / //Актуальные вопросы современной физиологии. М.: Наука, 1976. С. 37−39
  22. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Медицина, 1982. — 270 с.
  23. P.M., Петров В. М., Никулина Г. А., черникова А.Г. Влияние магнитных бурь на функционально состояние космонавтов // Космическая биология и авиакосмическая медицина: Тезисы докладов 11 конференции. -Москва, 1998 т.1. — С.72−74
  24. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / P.M. Баевский. М.: Медицина, 1979. — 295 с.
  25. P.M. математический анализ изменения сердечного ритма при стрессе / P.M. Баевский. М.: Наука, 1984. — 220 с.
  26. М.В. Морфофункциональные особенности организма и развитие двигательных качеств у девочек 7−10 лет в зависимости от биологической зрелости и типа конституции / М. В. Балакирева // Автореф. дисканд. биол. наук. М., 1997. — 16 с.
  27. A.A. Проблема роста и развития здорового ребенка: теоретические и научно-практические проблемы // Российский педиатрический журнал. 1999. — № 2. — С. 4−6.
  28. A.A. Состояние здоровья детей и подростков современных условиях: проблемы, пути решения. //Российский педиатрический журнал. 1998 № 1. С. 5−8
  29. A.A., Кучма В. Р., Ямпольская Ю. А. // Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге. -М.: Медицина, 1999а.-С. 165−209.
  30. A.A., Щеплягина JI.A. Здоровье детей на пороге XXI века: пути решения проблемы // РМЖ, 2000. № 18. — С. 1−5.
  31. A.C. «Высшая нервная деятельность» / A.C. Батуев. М., «Высшая школа», 1991
  32. И.И. Акселерация и детский спорт / И. И. Бахрах, Р. Н. Дорохов Смоленск: б. и., 1987. — 19 с.
  33. М.М. Здоровъесберегающие технологии в общеобразовательной школе: Методология анализа, формы, методы, опыт применения / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин. М., 2002. — 117 с.
  34. М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребёнка): учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 416 с.
  35. О.В. Экологические аспекты формирования здоровья детского населения (оценка, прогнозирование, управление) / О. В. Бердник, В. Ю. Зайковская // J. Intern. Research Publication. 2006. — Part 2. P. 390−397.
  36. Л.Ф. Состояние здоровья учащихся начальной школы и функциональные особенности их гормональной и иммунной систем / Л. Ф Бережков, Г. Н. Сердюковская, Л. А. Симонова и др //Здоровье населения и среда обитания. 1995. № 5. С. З-б.
  37. Т.Г. Сенсорные механизмы развивающегося мозга / Т. Г. Бетелева. М.: Наука, 1977. 175 с.
  38. Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека / Н. П. Бехтерева JI.: Медицина, 1971. — 118 с.
  39. Н.Г. Изучение функциональной готовности детей к обучению в школе / Н. Г. Блинова, C.B. Шабашева, Е. А. Анисова и др. // Здоровый образ жизни: сущность, структура, формирование на пороге XXI века. Томск: Изд-во ТГУ, 1996. С. 6−7
  40. Н.Г. Из опыта работы центра здоровья при центре непрерывного образования КемГУ / Н. Г. Блинова, A.B. Сапего // Здоровый образ жизни: сущность, структура, формирование на пороге XXI века. Томск: Изд-во ТГУ, 1996. С. 4−5
  41. И.Ю. Ретардация как основная тенденция физического развития у детей, оставшихся без попечения родителей / И. Ю. Болотников // Здоровье населения и среда обитания. 2007. — № 2/167. — С. 11−15.
  42. Т.И. Состояние свойств основных нервных процессов, памяти, внимания, успешности обучения у детей младшего школьного возраста / Т. И. Борейко // Ав-тореф. дис.. канд. мед. наук. Киев, 1993. 18 с.
  43. H.H. Функциональная асимметрия человека / H.H. Брагина, Т. А. Доброхотова. М.: Медицина, 1988. — 240 с.
  44. В.В. Антропометрия / В. В. Бунак. М., 1941.
  45. Е.В. Эколого-валеологические аспекты здоровья учащихся Южно-Уральского региона / Е. В. Быков, В. И. Харитонов // Теория и практика физической культуры.- 1999,-№ 2.- С. 14−16
  46. Ю.Е. Объективные показатели нормального развития и состояния здоровья ребенка / Ю. Е. Вельтищев, В. П. Ветров // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2002. — № 3 — С.7−8.
  47. Ю.Е. Экопатология детского возраста / Ю. Е. Вальтищев //Педиатрия. 1995. -№ 4.-С. 26−33.
  48. И.Н. Исследование влияния солнечной активности на частоту врождённых пороков развития / И. Н. Верзилина, Н. М. Агарков, М. И Чурносов // Гигиена и санитария. 2008. № 5. С. 17−20
  49. И.Н., Влияние гелиофизических факторов на заболеваемость новорожденных в Белгородской области / И. Н. Верзилина, М. И Чурносова, В. И. Евдокимова // Гигиена и санитария.- 2011 .-№ 4.-С.20−22.
  50. В.И. Биосфера и ноосфера / В. И. Вернадский. М.: Наука, 1989. 576 с.
  51. .М. Солнечная активность и биосфера / В. Г. Владимирский, Л. Д. Кисловский М., 1982.
  52. В.Г. Акселерация роста и развития детей. М.: Наука, 1982.-270 с.
  53. Л.Ю. Сравнительная оценка методов выявления избыточной массы тела и ожирения у детей / Л. Ю. Волкова, О. Н. Комарова, И .Я. Конь // Гигиена и санитария.-2011.-№ 1.- С.80−83.
  54. В.А., Фатеева Е. М., Хазенсон Л. Б., С. П.: Педиатр. Мед ин-т.- 1993.- 199 с.
  55. Н.Е. проявление свойства «подвижность инертность», процессов торможения и возбуждения в различные возрастные периоды / Н. Е. Выготская // психофизиологические основы физического воспитания и спорта. — Л., 1972. — С. 80−85.
  56. Л.С. психология развития ребёнка / Л. С. Выготский -М.:Эксмо, смысл, 2004. 512 с.
  57. А.Р. Вариабельность сердечного ритма у здоровых детей в возрасте 6−16 лет / А. Р. Галеев, Л. Н. Игишева, Э. М. Казин // Физиолгия человека. 2002. Т. 28, № 4. — С. 54−58.
  58. П.Я. Экспериментальное формирование внимания / П. Я. Гальперин, СЛ. Кабыльницкая. М.: МГУ, 1974. 99 с.
  59. Л.Х. Адаптационные реакции и резистетность организма / Л. Х. Гаркави, Е. Б. Квакина, М. А. Уколова. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1979. 128с.
  60. В. А. // Докл. АН СССР. 1983. Т. 269. № 12. С. 477−482.
  61. О.С. Индивидуальные особенности психофизиологических функций первоклассников в процессе их адаптации к школе // Физиология человека. 1992. Т. 18. № 6. С. 116−124
  62. Л.А., Алексеева Л. Д. Зайцев В.И., Браиловский В. В., Николаева Т. Н. Особенности мониторинга за состоянием здоровья детей г. Кемерово.//Гигиена и санитария.-2004.-№ 3 .-С.44−45.
  63. В.И. Некоторые особенности формирования моторики детей 6−9 лет / В. И. Глейзеров // Возрастные особенности формирования физиологических систем организма. Тез. дою:. 3 Всесоюз. конф. «Физиология человека». М., 1985. -С.96−97.
  64. Е.З. Динамика процессов роста и развития у человека: пространственно-временные аспекты // Автореф. дисс. д-ра. биол. наук. -М., 2001 -34 с.
  65. , Л.И. Динамика физического развития девочек в условиях северного климата за последние 25 лет / Л. И. Гречкина, А. Я. Соколов // Российский педиатрический журнал. 2007. № 1. — С.25−27.
  66. Э., Особенности сердечного ритма у школьников / Э. Гринене, В. Вайткавичус, Э. Марачинскене // Физиология человека. 1990. Т. 16 № 1. С. 88−93.
  67. С.М. школа и психическое здоровье учащихся / С. М. Громбах. М.: Медицина, 1988. — 272 с.
  68. Ю.И. Ишемическая болезнь сердца и солнечная активность / Ю. И. Гурфинкель. М.: ИИКЦ «Эльф-3», 2004 170 с.
  69. T.B. Добровольная экологическая деятельность: неиспользуемые возможности / Т. В. Гусева, и др. Москва: СоЭС, 1999.- URL: http://www.ecoline.ru/mc/books/voluntary/
  70. H.H. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний / H.H. Данилова. М.: Изд-во МГУ, 1991. 192 с.
  71. С.С. Учет особенностей телосложения ребенка при оценке его биологического возраста / С. С. Дарская // Биологический возраст и возрастная периодизация. Сб. яауч. трудов. М., 1978. с. 126−130.
  72. Ф.Ф. Влияние загрязнений атмосферного воздуха на аллергическую заболеваемость детей в крупном промышленном городе / Ф. Ф. Даутов, Р. Ф. Хакимова, Н. З. Юсупова // Гигиена и санитария. 2007. № 2. С. 10−12
  73. Даутов Ф. Ф Влияние факторов окружающей среды на физическое развитие детей дошкольного возраста / Ф. Ф. Даутов, А. И. Лысенко, А. Х. Яруллин // Гигиена и санитария.-2001.-№ 2.-С.49−52.
  74. И.И. Экологический энциклопедический словарь / И. И. Деряпа. Кишенев: МСЭ, 1990. 406 с.
  75. В.М. Дефицит витаминов и минералов у детей / В. М. Делягин // Российский педиатрический журнал. 2006. — № 1- С. 48−49.
  76. Н.Р. Проблемы медицинской биоритмологии / Н. Р. Деряпа, Н. П. Мошкин, B.C. Поеный. М.: Медицина, 1985
  77. К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребёнка / К. П. Дорожнова. М: Педагогика, 1982. 160 с.
  78. P.M. Соматометрический тип и варианты развития детей и подростков / Дорохов P.M. Автореф. д.мед.н. М., 1985. — 30 с.
  79. А.П. Симметрия биоритмов и реактивности / А. П. Дубров. М.: Медицина, 1987. 176 с.
  80. Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания / Н. В. Дубровинская. Л.: Наука, 1985. 144 с.
  81. Н.В., Психофизиология ребёнка. Психофизиологические основы детской валеологии / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. М.: Владос, 2000. 144 с.
  82. Ю.А. Возрастная физиология / Ю. А. Ермолаев. М.: Изд-во: СпортАкадемПресс, 2001. — 444 с.
  83. Н.В. Экогении: теоретические проблемы и поиск решений / Н. В. Ефимова // Бюлл. ВСЩ СО РАМН. 2005. — № 1−2. — С. 17−19.
  84. Ефимова Особенности формирования хронической патологии органов дыхания у подростков Ангарска / Н.В., Катульская О. Ю., Абраматец Е. А., Несмеянова H.H., Тихонова И.В.// Гигиена и санитария.-2011.-№ 1.-С.83−85.
  85. Л.А. Биологические и социальные детерминанты формирования здоровья школьников / Л. А. Жданова // Научные основы формирования здоровья среды. М., 1991. — С. 149−154.
  86. С. А. Анатомо-физиологические особенности детей различных конституциональных типов / С. А. Жафяров. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1990. 24 с.
  87. Д.Н. Взаимодействие парасимпатического и симпатического отделов вегетативной нервной системы в регуляции сердечного ритма / Д. Н. Жемайтите, Г. А. Варонецкас, E.H. Соколов // Физиология человека. 1985. — Т. 11, № 3. — С. 448−456.
  88. С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности / С. И. Изаак. Теория и практика. М.: Медицина, 2005. -195 с.
  89. С.И., Панасюк T.B. Характеристика физического развития школьников различных регионов России / С. И. Изаак, Т. В. Панасюк // Санитария и гигиена. 2005. -№ 3.-С 61−64.
  90. Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е. П. Ильин. -СПб.: Питер, 2001. 454 с.
  91. JI.A. Регламенты радиационного воздействия, лучевые нагрузки на население и медицинские последствия Чернобыльской аварии / JI.A. Ильин // Мед. радиология. 1991.-№ 12.-С. 9−18.
  92. Э.М. и др., Адаптация и здоровье.2003
  93. Э.М. образование и здоровье: медико-биологические и психолого-педагогические аспекты: монография / Э. М. Казин. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2010.-214 с.
  94. Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, H.A. Литвинова. М.: Гуманит. Издательский центр ВЛАДОС, 2000. — 192 с.
  95. , Э.М. Социально-психологические, медико-биологические и педагогические аспекты адаптации и здоровья (методологические и организационные подходы) / Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина, Т. Н. Семенкова, И.А.Свиридова//Валеология, 2007. № 4. — С.8−19
  96. В.П. Очерки теории и практики экологии человека / В. В. Казначеев М.: Наука. 1983.
  97. В.П. Современные аспекты адаптации / В. П. Казначеев, Новосибирск: Наука, 1980. 192 с.
  98. В.П. Механизмы адаптации человека в условиях высоких широт / В. П. Казначеев Куликов В. Ю., Панин Л. Е.. Л.: Медицина. — 1980. — 199с.
  99. Н.З. Модель оптимизации педагогического процесса (на примере начальной школы) / Э. М. Казин, Н. Д Алёшина // Известия Алтайского государственного университета. 2005. № 4
  100. Н.З. Оптимизация вхождения ребёнка в школу в контексте здоровья школьников / Н. З. Кайгородова. Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2008. 157 с.
  101. Н.З. Влияние абиотических факторов среды на функциональные особенности первоклассников / Казин Э. М. // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Биология и медицина. 2010. Т8. Вып. 1. С. 113−118
  102. Кайгородова Н. З, Взаимосвязь солнечной активности в пренатальном онтогенезе с морфо-функциональными особенностями семилетних детей // Н. З. Кайгородова, Н. В. Сысолина Естественные и технические науки. 2009. № 4 (42). С. 101−10
  103. P.A. Физиология и патология сердечно-сосудистой системы детей и подростков / P.A. Калюжная. М.: Медицина, 1973. — 328 с.
  104. Р.Т. Влияние социально-гигиенических факторов условий жизни детей школьного возраста на уровень их физического развития.//Гигиена и санитария.- 2001.-№ ?.С.52−55.
  105. А.О. О влиянии космогеофизических и метеорологических факторов на показатели неспецифической резистентности организма / А. О. Карелин, В. В. Гедерим, В. В. Соколовский, С. Н. Шаповалов // Гигиена и санитария. 2008. № 1. С. 29−30
  106. В.Н. Физическое развитие детей и подростков и охрана здоровья подрастающего поколения / В. Н. Кардашенко // Вестн. РАМН. -1993.-№ 5.-С. 25−27.
  107. Т.В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека. Л.: Медицина, 1970 — 270 с.
  108. А.И. Антопометрическая характеристика сельских школьников 8−13 лет, проживающих на территории радиоактивного загрязнения / А. И. Киеня, Э. М. Заика, В. А Мельник, С. Н. Мельник // Гигиена и санитария. 2001. — N2.-C.61−62C. 2001. — С. 2001
  109. Л.М., Физическое развитие и состояние психофизиологических функций детей младшего школьного возраста / Л. М. Козак, Л. Г. Коробейникова, Г. В. Коробейников //Физиология человека. 2002. Т.28, № 2. С.35−43.
  110. Козлов В.И.. Физиология развития ребенка / В. И. Козлов, Д. А. Фарбер, Н. В. Дубровинская и др. М.: Педагогика, 1987. 295 с.
  111. Колосова Т.С.,. Психофизологические особенности развития детей младшего школьного возраста / Т. С. Колосова, Н. В. Звягина, Л. В. Морозова. Архангельск: Изд-во Помор, гос. ун-та, 1997. — 158 с
  112. М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова. М.: Педагогика, 1973. — 143 с.
  113. И.Я. Доклад отдела детского питания ГУ НИИ питания РАМН / И. Я. Конь. Москва, 2011. 20 с.
  114. А.Н. Ритмологические и экологические исследования при психических заболеваниях / А. Н. Корнетов, В. П Самохвалов. -Киев:Здоровье. 1988.
  115. И.А. Связь энергетики скелетных мышц у мальчиков 6−11 лет с развитием соматотипологических характеристик / И. А. Корниенко, Р. В. Тамбовцева, В. Д. Сонькин, Т. В. Панасюк // Физиология человека. 1996. -Т. 22, № 6. -С. 10−16.
  116. В.А. Преобразование энергии океана / В. А. Коробков СПб.: Судостроение, 1986. 279 с.
  117. О.В. Анализ вегетативной регуляции сердечного ритма на различных этапах индивидуального развития человека / О. В. Корушко, В. Б. Шатило, Т. В. Шатило, Е. В. Короткая // Физиология человека. 1991. Т. 17, № 2.-С. 31−39.
  118. С.Г. Гигиеническая характеристика дееспособности 7-летних детей в связи с достигнутым уровнем развития / С. Г. Кочерова // Автореф. дс.канд. мед. наук. М., 1987.
  119. В.М. Состояние здоровья детей и подростков в йододефицитном регионе / В.М. // Российский педиатрический журнал. -2002. -№ 1.-С. 17−21.
  120. Д.Н. Критические периоды в психофизиологическом развитии детей и подростков / Д. Н. Крылов //Психогигиена детей и подростков. М.: Медицина, 1985. — С. 17−35.
  121. Т.А. Динамика функционального состояния ЦНС школьников в процесс обучения. Электрофизиологический анализ / Т. А. Кудрякова // Автореф. дис.. канд. биол. наук.-М., 1991.-26 с.
  122. E.H. Проблема диагностики донозологических и преморбидных состояний в связи с воздействием факторов окружающей среды / E.H. кутепов // Гигиена и санитария. 1993. — № 1. — С. 6 — 9.
  123. В.Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы «Здоровье населения среда обитания». -М. — 2003. -316 с.
  124. В.Р. Показатели здоровья детей и подростков в современной системе социально-гигиенического мониторинга // Гигиена и санитария. -2004.-№ 6. -С. 14−16.
  125. В.Р. Проблемы мониторинга состояния здоровья детского населения в связи с факторами окружающей среды // Гигиена и санитария. -1993.-№ 11.-С. 4−7.
  126. В.Р., Сухарева JIM. Состояние и прогноз здоровья школьников (итоги 40-летнего наблюдения) // Российский педиатрический журнал. -2007.-№ 1.-С. 53−57.
  127. В.Р., Сухарева Л. М., Ямпольская Ю. А. Тенденция роста и развития Московских школьников старшего подросткового возраста на рубеже столетий.//Гигиена и санитария.-2009.№ 2.-С.-18−20.
  128. К.С. Питание детей: современные аспекты // Российский педиатрический журнал. 1998. — № 2. — С. 52−55.
  129. С.П. Проблема оптимизации физического состояния школьников средствами физического воспитания / С. П. Левушкин, В. Д. Сонькин // Физиология человека.- 2009. Т. 35.- № 1. — С. 67−74.
  130. А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека / А. Б. Леонова. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.
  131. O.A. Физиолого-гигиенические предпосылки к организации обучения детей шестилетнего возраста / O.A. Лосева, Т.М. Параничева//Начальная школа. 1986. № 7. С. 56−58.
  132. И.П., Современные проблемы в области радиационной гигиены и пути их решения / И. П. Лось, Т. А. Павленко, А. М Сердюк. // Гигиена и санитария. 2006. — № 1. — С. 16−18.
  133. А.Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. М.: МГУ, 1973.-374 с.
  134. В.Н. Комплексная оценка состояния здоровья детей на фоне техногенной нагрузки / В. Н. Лучанинова, Л. В. Транковская // Российский педиатрический журнал. 2004. № 1. — С. 29−34-
  135. В.Н., Транковская Л. В., Косницкая Е. А. // Вопросы современной педиатрии. 2008 т. 7. № 5 — С. 6 — 11.
  136. А.И. Влияние факторов окружающей среды на самочувствие населения Казани / А. И. Лысенко // Гигиена и санитария, 2002.-N 4.-С.17−18 2002
  137. Н.Ф. Возрастная периодизация./ Н. Ф. Лысова // Лекции для студентов пед. Учреждений всех специальностей. Новосибирск, НГПУ, 1996.- 13 с.
  138. А.Б. Метеопатия у детей / А. Б. Мазурин, К. И. Григорьев К.И. М.: Медицина, 1990. — С.54−56
  139. Н.В. основы профессионального отбора / Н.В. макаренко, в.А. пухов, Н. В. Кольченко. Киев: Наука думка, 1987. — 244 с.
  140. Н.В. сенсомоторные функции в онтогенезе человека и их связь со свойствами нервной системы / Н. В. Макаренко и др. // Физиология человека. 2001. — Т.27, № 6. С. 52 — 57.
  141. Т.М. Социальный градиент в формировании здоровья населения / Т. М. Максимова. М.: ПЕР СЭ, 2005. 238 с.
  142. Т.М., Материалы по физическому развитию детей и подростков городов и сельских местностей РФ. / Т. М. Максимова, Е. В. Орлова // М.: Медицина, Выпуск 5 1998. — С. 35−45.
  143. Маньковский Н. Б Долгожители. Нейрофизиологические аспекты / Н. Б Маньковский, А. Я. Минц, С. М. Кузнецова и др.Л.: Наука: 1985 160
  144. , A.A. Возрастная морфология /А.А.Маркосян. -М., 1969. -549 с.
  145. , A.A. Надежность биологической системы всеобщий закон онтогенеза / A.A. Маркосян // Ведущие проблемы советской геронтологии. — Киев, 1972.-С. 124−136.
  146. А. H. Фактическое потребление энергии и основных пищевых веществ детьми и подростками России в середине 90-х годов / А. Н. Мартинчик, А. К. Батурин, Н. В. Зохури // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 1998. № 3.
  147. Т.М. Введение в психофизиологию / Т. М. Марютина, О. Ю. Ермолаев. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001. — 400 с.
  148. В.И., Функциональные состояния человека / В. И. Медведев, А. Б. Леонова // Физиология трудовой деятельности. СПб.: Наука, 1993.-С. 25−61.
  149. Ф.З. Общий механизм адаптации и профилактики / Ф. З. Меерсон. М.: Медицина, 1973. 360 с.
  150. Ф.З. Адаптация, стресс, профилактика / Ф. З. Меерсон. М.: Наука, 1981.278 с.
  151. Ф.З. Физиология адаптационных процессов / Ф. З. Меерсон.М.: Наука, 1986. 639 с.
  152. Л.Б. Оценка физического развития школьников: метод, рек. / Л. Б. Мезенина, И. И. Овчинников, К. А Щур. Свердловск, 1980. 39с.
  153. Г. А., Бутрова С. А., Савельева Л. В. // Материалы 1 конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья.-2008.- С. 118.
  154. B.C. Психология индивидуальности / B.C. Мерлин // Избранные психологические труды/ Под ред. Е. А. Климова. М.: Изд-во инта практической психологии. Воронеж: НПО «Модекс». — 1996. — 448 с.
  155. H.A. Адаптационное состояние детского организма как индикатор неблагоприятного влияния окружающей среды / H.A. Мешков, С. И. Иванов, Е. В. Вальцева, Б. М. Анциферов // Гигиена и санитария. 2007. № 5. С. 52 54.
  156. H.H., Особенности соматического развития детей и подростков у абхазов / H.H. Миклашевская, B.C. Соловьева, O.A. Гилярова, М. Ю. Пескина. // Феномен долгожительства. М.: Наука, 1982. — С. 160−169.
  157. H.H., Ростовые процессы у детей и подростков / H.H. Миклашевская, B.C. Соловьева, Е. З. Година. М.: Изд-во Московского ун-та, 1988. — 184 с.
  158. М.С. Гормональные регуляции в онтогенезе животных / М. С. Мицкевич. М.: Наука, 1978. — 224 с.
  159. Д. Физиология сердечно-сосудистой системы / Д. Морман, JL Хеллер. Питер, 2000. — 251 с.
  160. М.А. Особенности сердечного ритма детей, обучающихся с 6-ти лет / М. А. Муготлев, A.A. Псеунок // Валеология. 2001. № 2. С. 35−40.
  161. Мун С.А., Бенз (а)пирен в атмосферном воздухе и онкологическая заболеваемость в Кемерово / С. А. Мун, С. А Ларин., В. В. Браиловский, А. Ф. Лодза, С. Ф. Зинчук, А. Н. Глушков // Гигиена и санитария.-2006.-№ 3.-С.28−29.
  162. Е.В. Длительная модификация стрессорной реактивности воздействиями в пренатальном онтогенезе / Е. В. Науменко,
  163. H.H. Дыгало, Л. Н. Маслова // Онтогенетические и генетико-эволюционные аспекты нейроэндокринной регуляции стресса. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1990 — С.40−54
  164. P.C. Психология / P.C. Немов. М.: Просвещение. 1994. Кн.1. 493 с.
  165. .А. Новая техника соматотипирования / Б. А. Никитюк, А.И. Козлов//Новости спорт, и мед. антропол. — М., 1990.-Вып. З.-С. 121 141.
  166. . А. Факторы роста и морфофункционального созревания организма (анализ наследственных и средовых влияний на постнатальный онтогенез) / Б. А. Никитюк. М.: Наука, 1978. — С. 62−63.
  167. .А., Акселерация развития детей и ее последствия / Б. А. Никитюк, Г. М. Мусагалиева, К. А. Савченко. Алма-Ата: Казахстан, 1990. — 176 с.
  168. , Б.А. Интегративная биомедицинская антропология / Б. А. Никитюк, Н. А. Корнетов. Томск: Изд-во Томе, ун-та, 1998. — 182 с.
  169. , Б.А. Конституция человека / Б. А. Никитюк. М.: ВИНИТИ, 1991. — № 4. — 149 с. — (Антропология).
  170. Г. А. Вопросы онтогенеза высшей нервной деятельности / Г. А. Образцова. М.- JL: Наука, 1966. С. 10−12
  171. В.Н. Реакция человеческого организма на факторы, связанные с изменениями солнечной активности / В. Н. Обридко, М. В. Рагульская, О. В. Хабарова и др. //Биофизика. 2001. Т. 46. № 5. С. 940−945.
  172. Л.Ф. Возрастная психология./ Л. Ф. Обухова. М., 2004. -372 с.
  173. Г. Г. Городская среда и здоровье человека / Г. Г. Онищенко // Гигиена и санитария. 2007. № 5. С. 3−5.
  174. Т.В. Конституциональная принадлежность как основа прогноза роста и развития детей от 3 до 17 лет./ Т. В. Панасюк // Автореф. дисс. На соискание учёной степени д.б.н. Санкт-Петербург. — 2008.
  175. Е.А. Основные тенденции в физическом развитии детей младшего школьного возраста / Е. А. Поварго, Р. Н. Зигитбаев, Х. З. Шубина, А. Ш. Ямалетдинов, Т. Р. Зулькарнаев // Гигиена и санитария.- 2007.-№ 4.С.-71−73.
  176. .Б. Экология человека. Понятийно-терминологический словарь / Б. Б. Прохоров. М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. 348 с.
  177. A.B., Особенности состояния здоровья детей при диффузном увеличении щитовидной железы в условиях антропогенного загрязнения / A.B. Прусаков, Н. И. Маторова, В. М. Прусаков // Гигиена и санитария.-2004.-№ 1.-С.40−49.
  178. A.A. Адаптация детского организма к учебным нагрузкам / A.A. Псеунок // Валеология. 2001. № 4. С. 25−26.
  179. Психофизиологическое сопровождение образовательного процесса // метод, рекомендации, под. ред. Казина Э. М., 2006. 92 с.
  180. М.В. Синергетические аспекты поведения физииологических систем при воздействии внешних полей / М. В. Рагульская // Биомедицинские технологии и радиоэлектроника. 2005. № 1−2. С. 57−68.
  181. .Ж., Школьники / Ж. Ж. Рапопорт, Е. И. Прахин. Красноярск 1972. — 238 с.
  182. Н.Ф. Популярный биологический словарь / Н. Ф. Реймерс. М.: Наука, 1991. 544 с.
  183. Н.Ф. Экология. Теории, законы, правила, принципы и гипотезы / Н. Ф. Реймерс. М.: Россия молодая, 1994. 368 с
  184. B.C. Фундаментальные исследования Института в области медицины труда и экологии человека, их внедрение в практическое здравоохранение /B.C. Рукавишников, С. Ф. Шаяхметов // Медицина труда и промышленная экология. 2005. № 12. — С. 1−5.
  185. В.П. Критические, сенситивные и кризисные периоды онтогенеза /В.П. Рыбаков // Новые исследования. -М.:Вердана, 2003. т.№ 1(4)¡-Возрастная физиология этапы развития.-С.69−77
  186. Т.П., Физическое развитие и состояние здоровья школьников разной степени акцелерированности / Т. П. Сальникова, В. Н. Винникова В.Н., М. В. Максимова //Мат. IV Межвузовской науч. конф. Физиологов. 1970. — 28 с.
  187. A.B. Влияние факторов раннего онтогенеза на психофизиологические особенности детей 8-летнего возраста: автореф. Дис.. канд. биол. наук: 03.00.13 / A.B. Сапего. Новосибирск, 1998. — 26 с.
  188. Д.С. Структурные основы адаптации / Д. С. Саркисов // Хронобиология и хрономедицина. М.: Медициа, 1989. С. 116 133.
  189. А.Н. главные направления эволюционного процесса. Морфобиологическая теория эволюции / А. Н. Северцев. М.: прогресс, 1979. 122 с.
  190. A.B., Нейропсихологический анализ школьной неуспеваемости среди учащихся массовых школ / A.B. Семенович, С. О. Умрихин, А. А Цыганок //Журнал ВНД. 1992. Т.42, Вып. 4. — С. 655−663.
  191. И.Н. Роль космогеофизических факторов в формировании конституциональных особенностей развивающихся организмов / И. Н. Семеня // Весщ HAH Беларусь Сер. мед. навук. 2004. № 1. С. 89−96.
  192. Г. Н. Организация медицинског контроля за развитием и здоровьем дошкольников на основе массовых скриннинг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школ / Г. Н. Сердюковская. М., 1995.-С. 10−63
  193. Г. Н. Гигиена детей и подростков / г. Н. Сердюковская, А. Г. Сухарева. М.: Медицина, 1986. 496 с.
  194. A.C. Прикладная экология: охрана окружающей среды: учебник для вузов / A.C. Степановских. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 751 с.
  195. Н.П. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга как индикатор выбора программы обучения ребенка / Н. П. Сетко, Е. А. Володина, А. И. Сафронова // Гигиена и санитария. 2009. № 3. С. 61−64
  196. Т.Н. О типах распределения интервалов у детей 7−8 лет / Т. Н. Сирота // Биологический возраст и возрастная периодизация. М., 1978. С.76−79.
  197. Т.Н. Изменение сердечного ритма при дозированной умственной нагрузке / Т. И. Сирота // Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1980. № 2. С.39−43.
  198. М.А., Состояние детей дошкольного возраста в условиях экологического неблагополучия / М. А. Скачков, Е. Г. Карпова // Российский педиатрический журнал. 2005. — № 3.- С. 11−14.
  199. В.В. Проблема «незрелости» детского мозга и электроэнцефалогические критерии его созревания / В. В. Скупченко, И. Е. Поверенкова // Актуальные вопросы клинической педиатрии, акушерства и гинекологии. Мат. науч. конф. Киров, 1994.- С.360−362.
  200. А.Д. Среда и поведение. Формирование адаптивного поведения / А. Д. Слоним. Л.: Наука, 1976. 211 с.
  201. А.Д. Учение о физиологических адаптациях / А. Д. Слоним // Общая экологическая адаптация. Л., 1979. — С. 79−182.
  202. А.Д. Экологическая физиология животных / А. Д. Слоним М.: наука, 1971. 448 с.
  203. А.Я., Особенности физического развития детей и подростков Магадана / А. Я. Соколова, Ю. Р. Шеверева //Гигиена и санитария.-2003.-№ 4.-С.-40−41.
  204. Н.В. Влияние образа жизни на формирование и состояние здоровья школьников / Н. В. Соколова // Здоровье населения и среда обитания. 2006. -№ 8. — С. 18−21.
  205. A.C. Физиология человек. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник / A.C. Солодков, Е. Б. Сологуб. М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. 520 с.
  206. Ю.Г. Возрастная динамика некоторых физиологических функций у жителей Севера / Ю. Г. Солонин // Физиология человека. 1998. -Т. 24, № 1.-С. 98−103.
  207. В.Д. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка) / В. Д. Сонькин, М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. М.: Академия, 2002. 286 с.
  208. , В.Д. Валеологический мониторинг детей и подростков / В. Д. Сонькин, В. В. Зайцева // Теория и практика физической культуры. -1998.-№ 7.-С.10−12
  209. А.Б., Методика исследования физического развития детей и подростков / А. Б. Ставицкая, Д. И. Арон. М.: Медгиз, 1959. 75 с.
  210. Стандарты физического развития детей и подростков Кемеровской области. Кемерово, 1992. — 171 с.
  211. М.И. Гигиенические проблемы реформирования школьного образования /М.И.Степанова, Н. Н. Куинджи, А. Г. Ильин //Гигиена и санитария. 2000. № 1. — С. 40−43.
  212. A.C. Прикладная экология: охрана окружающей среды: учебник для вузов /A.C. Степановских. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 751 с.
  213. H.H. Физическое развитие детей и подростков к концу XX века: связь с биологическими и социально-экономическими факторами / H.H. Суханова // Автореф. дисс. д-ра мед. наук М., 1996 — 33 с.
  214. JI.M. Особенности заболеваемости московских школьников за последние 50 лет / Л. М. Сухарева, И. К. Рапопорт, Л. Ф. Бережков, Ю. А. Ямпольская, И. В. Звездина // Гигиена и санитария № 2, 2009
  215. Дж. Рост и конституция человека / Дж. Таннер //Биология человека. М.: Мир, 1979. — С.336−471
  216. Ю.Р. Влияние условия жизни и климата на физическое развитие детей Архангельской области / Ю. Р. Теддер, Л. И. Кудря, М. Х. Шрага // Тез. докл.1-й науч. метод, конф. Архангельск. — 1995. — С. 60−62.
  217. Дж. Физиология обмена веществ и эндокринной системы / Дж. Теппермен, X. Теппермен. М.: Мир, 1989. 656 с.
  218. A.M. Изучение витаминной обеспеченности рационов питания школьников / A.M. Тимофеева // Здоровье населения и среда обитания 2007. -№ 1/166.-С. 34−38.
  219. A.B. Некоторые аспекты энергоинформационных взаимодействий организма человека с астрогеофизической средой / A.B. Трофимов, Ю. Ю. Марченко //Бюллетень СОР АМН. 1992. № 4. С.91−92
  220. Тур А. Ф. Руководство по педиатрии / Под ред. проф. А. Ф. Тур. Медгиз, 1960г
  221. В.Г. К характеристике акселерации развития современных школьников / В. Г. Ужви, Ю. А. Ямпольская // Гигиена детей и подростков. М., 1968.-с. 29−35
  222. Д.А. Физиология школьника / Д. А. Фарбер, И. А. Корниенко, В. Д. Сонькин. М.: Педагогика, 1990. 64 с.
  223. Д. А. Безруких М.М. Методологические аспекты изучения физиологии развития ребенка / Д. А. Фарбер // Физиология человека. 2001. -Т. 27, № 5.-С. 8−16.
  224. Т.К. Динамика соматического статуса Московских детей / Т. К. Федотова // Гигиена и санитария.-2008.-№ 2.- С.- 84−86.
  225. В.В. Старение и биологические возможности организма / В. В. Фролькис. М.: Наука, 1975. — 272 с.
  226. О.В. Влияние космофизических факторов на биосферу / О. В. Хабарова // Биомедицинские технологии и радиоэлектроника. 2002 № 2. С. 25−39.
  227. Халафян A.A. Statistica 6 Статистический анализ данных: учебник / A.A. Халафян. 3-е издание. — М.: ООО «Бином — Пресс», 2007. -512 с.
  228. Т.Г. Влияние факторов внешней среды и наследственности на морфофункциональное развитие детей и подростков на разных этапах онтогенеза / Т. Г. Хамаганова, автореф. дис. канд. мед. наук. -М., 1979.-22 с.
  229. Т.Г. Соотносительная роль наследственных и средовых факторов в развитии детей и подростков / Т. Г. Хамаганова, Е. В. Уваров //Гигиена и санитария, 1981. № 10. — С.
  230. Дж. Биология человека / Дж. Харрисон, Дж. Уайнер, Дж. Тэннер, Н. Барникот, В. Рейнолдс. М.: Мир, 1979. С. 373−414.
  231. В.И. Кардио-метиопатии на Севере / В. И. Хаснулин, A.M. Шурая, A.B. Хаснулина, Е. В. Севостьянова. Новосибирск, СО РАМН. -2000. 222 с.
  232. C.JI. Медико-социальные аспекты формирования здоровья детей дошкольного возраста / C. J1. Хаснутдинова, C.JI. Совершаева, В. И. Макарова // Экология человека. 2005 — № 1 — С. 31−35
  233. Н.Б. Вариабельность сердечного ритма в исследовании возрастной динамики вегетативной регуляции у здоровых детей 5−14 лет / Н. Б. Хаспекова, С. М. Чечельницкая, О. Ю. Чиркова // Школа здоровья. 1999. — Т.6, № 4-С. 66−78.
  234. Е.А., Комплексно-психотерапевтическая коррекция метеопатий / Е. А. Хаустова, А. П. Чуприкова //Бюллетень СО РАМН. 1992. -№ 4. С. 17−22
  235. М.М. Физическое развитие дтей в семьях с различным материальным положением / М. М. Хомич, И. А. Леонова // Гигиена и санитария, 2010. № 1. — С. 134−135
  236. Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий : учебное пособие для вузов / Е. Д. Хомская, И. В. Ефимова, Е. В. Будыка, Е. В. Еникопилова. М., 1997. — 282 с.
  237. А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена /А.Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер. М.: Просвещение, 1990. 318 с.
  238. А.Г. Адаптация организма учащихся / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова. М.?Просвещение, 1982. 240 с.
  239. E.H. Антропология: Учебник / E.H. Хрисанова, И. В Перевозчиков. М.: МГУ: Изд-во «Высшая школа», 2002. 400с.
  240. В.Г. К характеристике акселерации развития современных школьников / В. Г. Ужви, Ю. А. Ямпольская // Гигиена детей и подростков. М., 1968.-е. 29−35
  241. В.И. Физическое здоровье человека: Лабораторные работы / В. И. Циркин, B.C. Богатырев. Киров: Изд-во ВГПУ. 1998. — 94 с.
  242. Е. А. Место информационной среды в экосистеме «человек социум» / Е. Цуканов // Акценты. — 2002. — Вып. 1−2.-С.3−13.
  243. В.Б. Влияние электромагнитных полей на биологические ритмы / В. Б. Чернышов, В. М. Афонина, Н. В. Виноградова // Электромагнитные поля в биосфере. М.: Наука, 1985, Т.Н. С. 145−152.
  244. Т.Я. Формы контроля за состоянием здоровья детей раннего возраста: (Лекция) / Т. Я. Черток, С. П. Зинченко, К. Л. Печора — Центр, ин-т усоверш. врачейЗЗ с. М. ЦОЛИУВ 19 851 987
  245. А.Л. Космический пульс жизни: Земля в объятиях Солнца. Гелиотараксия / А. Л. Чижевский М., 1995. С. 302 — 303
  246. О.Ю. Спектральный анализ ритма сердца в оценке вегетативного статуса у детей / О. Ю. Чиркова, Н. Б. Хаспекова, С. М. Чечельницкая // Школа здоровья. 1999. Т. 6. — № 1.- С. 90−101.
  247. Л.П., Актуальные проблемы формирования системы мониторинга состояния здоровья детей и подростков /Л.П. Чичерин, Г. И. Куценко, Е. П. Какорина // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2000. — № 6. — С. 3−8
  248. В.П. Определение содержания жира. В кН.: Практикум по психофизиологической диагностике / под ред. Э. М. Казина. -М.: Владос, 2000.-128 с.
  249. И.Б. Пониженный рост и особенности физического здоровья детского населения Центральной Сибири / И. Б. Чмиль, Л. Н. Медведев // Сибирское медицинское обозрение. 2002, № 1(21). — С. 29−31.
  250. И.Б. Особенности возрастной динамики показателей физического развития и здоровья детского населения села и города Красноярского края / И. Б. Чмиль // Автореф. дисс. канд. биол. наук. -Тюмень, 2002. -21 с.
  251. И.Б. Возрастная динамика антропометрических показателей детского населения Красноярска / И. Б. Чмиль, Л. Н. Медведев // Гигиена и санитария. -2002а,№ 2.-С.49−51.
  252. C.B. Влияние солнечной активности в пренатальном онтогенезе на соматические и психофизиологические особенности детейсемилетнего возраста / C.B. Шабашева // Автореф. дис. канд. биол. наук. Томск, 2002. 19 с.
  253. Е.А. О некоторых закономерностях физического развития детей по возрастно-половым показателям /Е.А. Шапошникоа //Советское здравоохранение, 1984.- № 9.- С. 16−21.
  254. Е.А. Влияние факторов среды на физическое развитие и умственную работоспособность детей в период адаптации к школе / Е. А. Шарлаева // автореф. дис. канд. биол. наук. Барнаул, 2002. 16 с.
  255. Л.А. Закономерности формирования роста и развития здорового ребёнка / Л. А. Шеплягина //Российский педиатрический журнал, 2003,-№ 6.-С. 4−9.
  256. Ю.П., Эндокринные и биоритмологические аспекты онтогенеза и адаптации / Ю. П. Шорин, Э. М. Казин, С. Б. Лурье. 1991. 304 с.
  257. , А.Г. Онтогенез и теория здоровья. Методологические аспекты /А.Г.Щедрина. Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 2003. — 164 с.
  258. Л.А. Новые возможности нарушений здоровья детей в йоддефицитном регионе / Л. А. Щеплягина // Российский педиатрический журнал. 1999. -№ 4. — С. 11−15.
  259. Д.Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эдьконин М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  260. Ю.А. Физическое развитие школьников Москвы в последние десятилетия / Ю. А. Ямпольская // Гигиена и санитария. 2000. -№ 5. — С.65−71с
  261. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. М.: Смысл, 2001. 366 с.
  262. М.В. Влияние факторов внешней среды и индивидуально-типологических особенностей на умственную работоспособность и состояние биоэлектрической активности головного мозга /М.В. Яценко // автореф. Дис. канд. биол. наук. Барнаул, 2002. 22 с.
  263. Abbott R.A. Habitual physical activity and physical activity intensity: their relation to body composition in 5.0−10.5-y-old children / R. A Abbott., P. S. Davies. Eur J Clin Nutr. 2004- 58(2):285−91.
  264. Armant R.B. Postnatal development of dopamine 3 -hydroxylaseimmunoreactive fibess of the spinal cord of the rat / R.B. Armant, L.T. Giron, M.G. Ziegler // Dev. Brain Res. 1986. V.25. — P. 161 — 172
  265. Barany E. Toxic and essential trace elements in Adolescents / E. Barany // Scandinavian Journal of Nutrition. 2002. Vol.46 (2). — P. 102−103.
  266. Barany E. Trace element levels in whole blood and serum from Swedish adolescents / E. Barany, LA. Bergdahl, L.E. Bratteby, T. Lundh et al. // Sci. Tot. Environ. 2002. Vol. 286(129) — P. 41.
  267. Bateson P. Development changes in sensitivity to experience / P. Bateson. R.A. Hende // Sensitive periods in development. Hillsdole. New Lersy. -1987.
  268. Berntson G.G. Heart rate variability: origins, methods, and interpretive caveats / G.G. Berntson et al. // Psychophysiology. 1997. — № 34. — .P. 623−648.
  269. Bundy D. School health and nutrition: policy and programs / D. Bundy // Food Nutr Bull. 2005. V. 26 (2 Suppl. 2). P. 86−92.
  270. Casey В J. The role of the anterior cingulated in automatic and controlled processes: a developmental neuroanatomical study / В.J. Casey, R. Trainor, J.N. Giedd et al. // Dev. Psychobiol. 1997. — Vol. 30, № 1. — P. 61−69.
  271. Cherry N.J. Schumann resonances, a plausible biophysical mechanism for the human health effects of solar/geomagnetic activity / N.J. Cherry // Natural Hazards. 2002. V. 26. P. 279−331.
  272. Courchesner E. Event-related brain potentials to human faces in infants / E. Courchesner, L. Ganz, A. Norcia // Child Dev. 1981.- Vol. 52.- P. 804−811.
  273. Courchesner E. Normal brain development and aging: quantitative analysis at in vivo MR imaging in healthy volunteers / E. Courchesner, H.J. Chisum, J. Townsend et al. // Radiology. 2000. — Vol. 216. — P.672 -682.
  274. Commisiong J.W. Synthesis of catecholamines nerves in the spinal cord of the rat / J.W. Commisiong // J. Neurochem. 1984. V. 42. № 6. — P. 1574 -1581
  275. Commisiong J.W. Synthesis of catecholamines in the developing spinal cord of the rat / J.W. Commisiong // Brain Res. 1983, V. 264. № 2. — P. 197 -208
  276. Currie C. Researching health inequalities in adolescents: the development of the Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) Family Affluence Scale / C. Currie et al. // Social Science and Medicine. 2008. — Vol. 66(6).-P. 1429−1436.
  277. Davis J.M. Risk Assessment of the Development Neurotoxicity of Lead / Davis J.M. //Neurotoxicology. 1990. -№ 11.- P.285−292.
  278. Finley J.P. Heart rate variability in infants, children and young adults / J.P. Finley, S. T Nugent//J. Auton. Nerv. Sist. 1995- 51(2):103−108.
  279. Gothe C.J. The environmental somatization syndrome / C. J Gothe. C. Molin- C.G. Nilsson //Psychosomatics, 1995 Jan-Feb 36 (1) P. 1−11
  280. Halberg F Chronobiology in Space / F. Halberg., T. K Breus., G. Cornelissen et.al. (Minnesota University Medtonic Seminar Series № 1, December). Minnesota, 1991
  281. Horlick M Effect of puberty on the relationship between circulating leptin and body composition / M. Horlick, M. Rosenbaum, M. Nicolson et al.// J. Clin. Endocrinol. Metab. 2000- 85: 2509−2518.
  282. Kalkstein L.S. Weather and human mortality: An evaluation of demographic and interregional responses in the U. S / L.S. Kalkstein, R.E. Davis // Annals of the American Association of Geographers. 1989.
  283. Kawai M. Variation of blood-lead levels with age in childhood / M. Kawai, Y. Okamoto., Y. Katagiri. // Int. Arch, occup. environ. Hhth. 1987. Vol. 59, № 1. -P.91 -94.
  284. Koltai P.J. Effects of air pollution on the upper respiratory tract of children / P. J Koltai // Otolaryngol Head Neck Surg 1994 Jul: 111 (1) P. 9−11.
  285. V., Matousek J., Sebesta Z. //Fusiatr. Reumatol. Vestn. 1986. -v.64. n4. — p.202
  286. Levin H. Developmental changes in performance on tests of purported frontal lobe functioning / H. Levin, K. Culhane, J. Hartmann et al. // Dev. Neuropsychol. 1991. — № 7. — P. 377−395.
  287. Lintsi M. Five-class height-weight model for systematization of seventeen-year-old recruits’anthropometric data./ M. Lintsi, H. Kaarma. Anthropol Anz. 2003- 61(4):435−43.
  288. Loizou L.A. The postnatal ontogeny of monoamine containing neurons in the central nervous system of the albino rat / L.A. Loizou // Brain Res. 1982. V.40.-№ 2. -P.395−418
  289. Mercer J.B. Cold an underrated risk factor for health / J.B. Mercer // Environmental Research. 2003. V. 92. P. 8 13.
  290. Nicolau G.Y., Haus E. et. al. //Chronobiol.int. 1991. vol.8. — P. 149 159
  291. Patrick К. Diet, physical activity, and sedentary behaviors as risk factors for overweight in adolescence / K. Patrick, G.J. Norman, K.J. Calfas. Arch Pediatr Adolesc Med. 2004−158(4):385−90.
  292. Reinberg A. Biological rhythms and human biometeorology / A. Reinberg // with special reference to mortality rhythms and chronotoxicolohy // Biometeorolohy, 1972. Vol. 5, № 2. — P. 97−112.
  293. Richter J // Arztl/ Jugendkd/-1990/-Bd 8/S/25−28
  294. Seidell J.D., Doak C.M., Munter J.S.L. //Food Nutr.Bull.-2006.-Vol.-P.S189.
  295. Starfield B. Social class gradients in health during adolescence / B. Starfield et al. // Journal of Epidemiology and Community Health. 2002. — Vol. 56.-P. 354−361.
  296. Tennyson V.M. The fine structure of the developing nervous system / V.M. Tennyson // Developmental neurobiology. Springfield, 1970. P. 47−116.
  297. Thatcher R.W. Cuclic cortical reorganization during early childhood / R.W. Thatcher // Brain and cognition. 1992. V. 20. — P. 24−50.
Заполнить форму текущей работой