Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Формирование градиентных структурно-фазовых состояний в стальных изделиях сложной формы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Всероссийской научно-технической конференции «Современная металлургия начала нового тысячелетия». — Липецк, 2001; XVI Уральской школе металловедов-термистов «Проблемы физического металловедения перспективных материалов». — Уфа, 2002; XIII Петербургских чтениях по проблемам прочности. — С-Петербург, 2002; 8. При дифференцированной закалке в головке образца создается градиентная структура с тремя… Читать ещё >

Содержание

  • 1. СОЗДАНИЕ ГРАДИЕНТНЫХ СТРУКТУРНО-ФАЗОВЫХ СОСТОЯНИЙ В ПЕРЛИТНОЙ СТАЛИ, КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ
  • 1. Л. Совершенствование химического состава рельсовых сталей
    • 1. 2. Объемная термическая обработка рельсов
    • 1. 3. Закалочные среды для упрочняющей термической обработки рельсовой стали
    • 1. 4. Поверхностное упрочнение рельсов
      • 1. 4. 1. Поверхностная закалка с прокатного нагрева
      • 1. 4. 2. Поверхностная закалка с повторного поверхностного нагрева
      • 1. 4. 3. Поверхностная закалка с повторного объемного печного нагрева
    • 1. 5. Формирование градиентных структур в металлических материалах за счет внешних энергетических воздействий
    • 1. 6. Способы и методики дифференцированного термоупрочнения для создания градиентных структур с целью повышения эксплуатационных характеристик рельсовой стали
    • 1. 7. Обоснование применения методов поверхностного упрочнения с созданием градиентных структур в рельсах
      • 1. 7. 1. Условия работы и повреждения рельсов в пути
      • 1. 7. 2. Представления о напряженно-деформированном состоянии рельса в процессе эксплуатации
      • 1. 7. 3. Схема взаимодействия «колесо-упрочненный рельс»
      • 1. 7. 4. Современная статистика одиночных отказов рельсов
  • Выводы по литературному обзору. Определение цели и постановка задач исследования
  • МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Исследуемые материалы и типы образцов
    • 2. 2. Методика термической обработки
      • 2. 2. 1. Закалочные среды
      • 2. 2. 2. Дифференцированная закалка
    • 2. 3. Экспериментальные методики определения свойств и структуры рельсовой стали
      • 2. 3. 1. Определение механических характеристик
      • 2. 3. 2. Металлографический анализ
  • МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТЕМПЕРАТУРНОГО ПОЛЯ В ИЗДЕЛИИ СЛОЖНОЙ ФОРМЫ ПРИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ЗАКАЛКЕ
  • Выводы к главе 3
  • ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАДИЕНТНЫХ СТРУКТУРНО ФАЗОВЫХ СОСТОЯНИЙ, ФОРМИРУЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ЗАКАЖИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ИЗДЕЛИЙ СЛОЖНОЙ ФОРМЫ, НА ПРИМЕРЕ РЕЛЬСОВОЙ СТАЛИ
    • 4. 1. Кривые охлаждения и макроструктура темплетов
    • 4. 2. Механические свойства рельсовой стали после закалки двух средах
      • 4. 2. 1. Результаты измерения твердости и микротвердости
      • 4. 2. 2. Механические свойства рельсовой стали при растяжении
    • 4. 3. Результаты металлографического анализа градиентных структур в сложном изделии из стали перлитного класса
      • 4. 3. 1. Исследование структуры и фазового состава приповерхностных слоев рельсовой стали М после дифференцированной закалки
      • 4. 3. 2. Результаты электронно-микроскопического исследования градиентных структур в рельсовой стали
    • 4. 4. Микроструктура и механические свойства рельсовой стали после эксплуатации
      • 4. 4. 1. Макроструктура и механические свойства
      • 4. 4. 2. Микроструктура и микротвердость
  • Выводы к главе 4

Формирование градиентных структурно-фазовых состояний в стальных изделиях сложной формы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время уже можно констатировать, что однородность металлических материалов, используемых в промышленных целях, далеко не всегда является желательной. Большой интерес представляют материалы с градиентным строением. В таких материалах структура и физико-механические свойства являются функцией координаты, в роли которой чаще всего выступает расстояние от поверхности, подвергнутой термической или другой обработке. Перспективным может быть создание градиентных структурно-фазовых состояний в перлитных сталях с целью повышения эксплуатационной стойкости изделий сложной формы, подвергающихся интенсивному контактному воздействию, в частности, железнодорожных рельсов. Несмотря на значительное количество и многообразие активно разрабатываемых в последнее время способов упрочняющих поверхностных обработок, заменяющих, в значительной мере исчерпавшую себя объемную закалку, характер и свойства получаемых градиентных структур, а также теплофизиче-ские процессы формирования последних изучены недостаточно. Таким образом, актуальной является данная работа, посвященная исследованию градиентных структурно-фазовых состояний в сложных изделиях, на примере рельсовой стали, прошедшей закалку в двух средах и интенсивное контактное воздействие в ходе эксплуатации.

Научная новизна. Предложена математическая модель температурного поля, адекватно отражающая теплофизическую ситуацию при прерывистой закалке с образованием градиентной структуры. Детально изучены градиентные структурно-фазовые состояния, формирующиеся в изделии сложной формы при прерывистой термической обработке перлитной стали М76 и характер изменения ее свойств по сечению образца. Впервые определены количественные параметры градиентных структур, получены немонотонные зависимости степени дисперсности структуры (как на уровне зеренной 6 структуры, так и на уровне отдельных перлитных колоний) от глубины. Проведены исследования структуры и свойств рельсовой стали, прошедшей длительную эксплуатацию, показано, что формирующиеся структуры, в ряде случаев обнаруживают значительное сходство со структурой после упрочняющих поверхностных обработок.

Практическая ценность и реализация результатов работы. Совокупность полученных экспериментальных и теоретических результатов является средством для понимания физической природы градиентных структурно-фазовых состояний, возникающих в металлических материалах при упрочняющих поверхностных обработках, а также при интенсивном контактном воздействии. Проведенные исследования позволяют обосновать целесообразность использования прерывистой закалки для повышения эксплуатационных свойств сложных изделий. Предложенная в работе модель температурного поля при дифференцированной термической обработке, в сочетании с моделями структурно-фазовых превращений аустенита при охлаждении, позволяет оптимизировать режимы закалки в двух средах, теоретически прогнозировать характер получаемой градиентной структуры и создаваемый комплекс свойств перлитных сталей. Предполагаемый экономический эффект от внедрения результатов работы обусловлен увеличением срока службы и эксплуатационной стойкости против контактно-усталостных повреждений для изделий, работающих в условиях интенсивного износа. Разработка программных средств моделирования условий образования и свойств градиентных структур позволяет значительно снизить материально-технические затраты при внедрении новых технологий и оптимизации режимов термической обработки в двух средах.

Апробация работы. Основные результаты, представленные в диссертации, докладывались и обсуждались на 24 научных и научно-технических конференциях, совещаниях и семинарах, в том числе на:

V Российско-Китайском международном симпозиуме «Фундаментальные проблемы создания новых материалов и технологий XXI века». — Бай-кальск, 1999;

Всероссийских конференциях «Физическая мезомеханика материалов». -Томск, 1999;2001;

V Международной школе-семинаре «Эволюция дефектных структур в конденсированных средах». — Барнаул, 2000;

3-й Международной конференции «Физика и промышленность». — Москва, Голицыно, 2001;

X Международной конференции «METAL-2001». — Ostrava, Czech Republic, 2001;

VI Межгосударственном семинаре «Структурные основы модификации материалов методами нетрадиционных технологий». — Обнинск, 2001; XXXVII Международном семинаре «Актуальные проблемы прочности». -Киев, 2001;

5-м Собрании металловедов России. — Пенза, 2001;

XXXVII Семинаре «Актуальные проблемы прочности», посвященном памяти В. А. Лихачева. — С-Петербург, 2001;

Международной конференции «Физико-химические процессы в неорганических материалах». — Кемерово, 2001;

Бернштейновских чтениях по термомеханической обработке металлических материалов". — Москва, 2001;

Всероссийской научно-технической конференции «Современная металлургия начала нового тысячелетия». — Липецк, 2001; XVI Уральской школе металловедов-термистов «Проблемы физического металловедения перспективных материалов». — Уфа, 2002; XIII Петербургских чтениях по проблемам прочности. — С-Петербург, 2002; 8.

— Заседании юбилейной рельсовой комиссии ОАО «Кузнецкий металлургический комбинат». — Новокузнецк, 2002;

— II Российско-китайской школе-семинаре «Fundamental Problems and Modern Technologies of Material Science». — Барнаул, 2002.

Публикации. Основная часть представленного в диссертации материала опубликована в различных периодических изданиях и сборниках трудов конференций в течение 1999;2002 гг. В главу 3 вошли преимущественно материалы статей [1 — 3], в главу 4 — [1, 3 — 10]. Содержание диссертации изложено в 31 научной публикации, в том числе 12 статьях и 19 тезисах докладов.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из: введения, 4 глав, заключения, списка литературы и приложения. Диссертация изложена на 131 странице машинописного текста и содержит 28 рисунков, 13 таблиц. В список цитируемой литературы включены 133 наименования источников.

Предмет защиты. На защиту выносятся следующие основные положения диссертационной работы:

1. Математическая модель температурного поля в изделии сложной формы (на примере рельса), численный расчет для случая прерывистого охлаждения, результаты анализа теплофизической ситуации при закалке в двух средах.

2. Обобщенные результаты исследований градиентных структур в перлитной стали М76 после закалки в двух средах — макрои микроструктура, фазовый состав, экспериментальные данные по механическим свойствам.

3. Количественные параметры градиентной структуры и немонотонные зависимости степени дисперсности структуры и свойств стали М76 от глубины.

4. Результаты исследования структуры и свойств рельсовой стали после эксплуатации, возможность формирования градиентной структуры при интенсивном контактном воздействии. 9.

Выводы к главе 4:

1. Использование прерывистой закалки в двух средах позволяет получать твердость, механические свойства и микроструктуру, дифференцированные по сечению образца сложной формы из перлитной стали.

2. Глубина упрочненного приповерхностного слоя, а также характер изменения твердости по сечению могут варьироваться изменением продолжительности подстуживания и времени переноса из одной среды в другую.

3. Изменение твердости по глубине упрочненного слоя имеет выраженный немонотонный характер.

4. При дифференцированной закалке в головке образца создается градиентная структура с тремя характерными зонами: сильно модифицированный тонкий приповерхностный слой с мелкодисперсной структурой и высокой твердостьюпереходный слой с частично модифицированной структуройосновной металл.

5. В приповерхностном слое толщиной 1,0−2,0 мм наблюдаются немонотонные зависимости размера зерна, дисперсности феррито-цементитной структуры и микротвердости от глубины.

6. В процессе эксплуатации, и при дифференцированной закалке рельсовой стали формируются градиентные структуры, повышающие сопротивление рельсов износу.

7. Характер структуры приповерхностного слоя и наличие переходной зоны позволяют говорить о существенном сходстве «естественных» градиентных структур в рельсах после длительной эксплуатации с «искусственными», получаемыми в рельсовой стали при дифференцированной термической обработке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

По выполненной диссертационной работе можно сделать следующие основные выводы:

1. Разработана математическая модель температурного поля для изделия сложной формы при закалке в двух средах. Рассчитанные на основе этой модели зависимости адекватно описывают экспериментальные данные.

2. Методами современного физического металловедения изучены градиентные структурно-фазовые состояния в перлитной стали, формирующиеся при дифференцированной закалке. Показано, что при дифференцированной закалке в головке рельса создается градиентная структура с тремя характерными зонами: приповерхностный слой с мелкодисперсной структурой и высокой твердостьюпереходный слойосновной металл.

3. Для поверхностных слоев стали М76 экспериментально установлены немонотонные зависимости размера зерна, дисперсности феррито-цементитной структуры, твердости и микротвердости от глубины.

4. Дифференцированная термическая обработка позволяет повышать эксплуатационные характеристики рельсовой стали, изменяя структурно-фазовое состояние поверхностных слоев при варьировании режимов охлаждения на основе предложенных модельных представлений.

5. Показано, что микроструктура и механические свойства рельсовой стали претерпевают существенные изменения при эксплуатации. В головке рельса может формироваться трехслойная градиентная структура, в значительной мере, подобная структуре, получаемой при дифференцированной закалке.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В., Петров В. И. Теоретические основы и технологии поверхностного упрочнения и создание градиентных структур в рельсах // Актуальные проблемы производства рельсов: Монография / Под ред. В. Е. Громова. — Новокузнецк: СибГИУ, 2001. — С. 164−175.
  2. Анализ теплофизической ситуации при дифференцированной закалке / Сарычев В. Д., Грачев В. В., Рыбянец В. А. и др. // Изв. ВУЗов. Черная металлургия. 2001. — № 4. — С. 46−48.
  3. Исследование градиентных структур в рельсовой стали и моделирование теплофизических процессов их образования при термической обработке / Грачев В. В., Сарычев В. Д., Петров В. И., Громов В. Е. // Изв. ВУЗов. Черная металлургия. 2001. — № 10. — С. 38−41.
  4. Формирование градиентной структуры при дифференцированной закалке рельсовой стали / Грачев В. В., Сарычев В. Д., Петров В. И., Громов В. Е. // МиТОМ. 2001. — № 11. — С. 38−39.
  5. Формирование градиентных структурно-фазовых состояний в рельсовой стали при дифференцированной закалке и в процессе эксплуатации /114
  6. В.В., Сарычев В. Д., Петров В. И., Громов В. Е. // Сб. тр. Юбилейной рельсовой комиссии ОАО «КМК». Новокузнецк, 2002. — С. 197−207.
  7. Поверхностное упрочнение рельсов и их эксплуатационная стойкость / Сарычев В. Д., Грачев В. В., Петров В. И., Громов В. Е. // Сб. тр. Юбилейной рельсовой комиссии ОАО «КМК». Новокузнецк, 2002. — С. 140−149.
  8. Формирование градиентных структур при термической обработке и в процессе эксплуатации рельсов / Грачев В. В., Сарычев В. Д., Петров В. И., Громов В. Е. // Изв. ВУЗов. Черная металлургия. 2002. — № 8. — С. 75−78.
  9. Структура перлита в рельсовой стали после дифференцированной закалки и плазменной обработки / Коваленко В. В., Грачев В. В., Сарычев В. Д. и др. // Изв. ВУЗов. Черная металлургия. 2002. — № 10. — С. 50−52.
  10. В.Т., Казарновский Д. С., Левченко Н. Ф. и др. Важнейшие научно-технические задачи по производству рельсов в XI пятилетке. В сб. Производство железнодорожных рельсов и колес. Харьков, 1980. С. 5.
  11. Е.М., Вериго М. Ф., Данилов В. Н. и др. Взаимодействие пути и подвижного состава. М.: Трансжелдориздат, 1950. — 280 с.
  12. Я.Р., Шур Е.А. Конструктивная прочность стали. М.: Машиностроение, 1975. — 58 с.
  13. М.Ф., Коган, А .Я. Взаимодействие пути и подвижного состава / Под ред. М. Ф. Вериго. М.: Транспорт, 1986. — 559 с.
  14. Д.К., Ермолаев В. Н., Степанов В. А. и др. Новая схема производства термически упрочненных рельсов // Металлург. 1990. — № 11. -С. 36−37.
  15. А.И. Качество железнодорожных рельсов. М.: Металлург-издат, 1955. — 368 с.
  16. А.Ф., Раузин Я. Р., Шур Е.А. и др. Термически упрочненные рельсы. М.: Транспорт, 1976. — 264 с.
  17. Д. К., Левченко Н. Ф. Состояние и перспективы повышения качества железнодорожных рельсов // Сталь. 1988. — № 5. — С. 52−54.115
  18. Г. Н. О техническом перевооружении и реконструкции отечественного рельсового производства // Сб. тр. Юбилейной рельсовой комиссии ОАО «КМК». Новокузнецк, 2002. — С. 7−9.
  19. Ю.П., Галямов А. Х., Никитин С. В. Современное состояние производства рельсов за рубежом // Сб. тр. Юбилейной рельсовой комиссии ОАО «КМК». Новокузнецк, 2002. — С. 10−30.
  20. Д.К., Кузнецов А. Ф., Таптыгин Ю. М. и др. Производство железнодорожных рельсов из непрерывнолитых заготовок // Металлург. № 7.-С. 33−34.
  21. Щапов Н.П.: В кн. Термическая обработка рельсов. М.: Изд. АН СССР, 1950.-С. 186−206.
  22. В.И., Близнюков С. А., Вишкарев А. Ф. и др. Включения и газы в сталях. М.: Металлургия, 1979. — 272 с.
  23. П.И., Грдина Ю. В., Зарвин Г. Я. Прокатка и термическая обработка рельсов. М.: Металлургиздат, 1962. — 425 с.
  24. П.Т., Тиховский В. А. Влияние нормализации на свойства бессемеровской стали // Бюллетень научно-технической информации УкрНИИМет. Металлургиздат, 1957. — 12 с.
  25. В.А., Казарновский Д. С. Влияние нормализации на свойства мартеновской стали // Сталь. 1952. — № 7. — С. 635−641.
  26. Свойства и термическая обработка рельсов: Труды Сибирского металлургического института им. С. Орджоникидзе. Сталинск: Изд. НТО СМИ, 1941.-431 с.
  27. А.С. 541 581 757 А1. Способ закалки концов рельсов с прокатного нагрева / Мильман Е. А., Гончаренко С. Г., Чабанюк А. С., Шитилова Е. А. // БИ.- 1988.-№ 25.
  28. А.С. 541 581 757 А1. Способ закалки концов рельсов с прокатного нагрева / Мильман Е. А., Гончаренко С. Г., Шитилова Е. А., Изюмский В. А. // БИ.-1990.-№ 28.116
  29. Д.К., Казарновский Д. С., Левченко Н. Ф. Динамика повышения качества рельсов. В кн.: Основные направления повышения качества железнодорожных рельсов и колес. — Харьков, 1983. — С. 5−12.
  30. В.В., Казарновский Д. С., Губерт С. В. и др. Производство и термическая обработка железнодорожных рельсов. М.: Металлургия, 1972.-272 с.
  31. Д.К., Разинькова Н. Н., Чернякова Л. Е. и др. Структура и механические свойства объемно-закаленных в масле рельсов типа Р65 // МиТОМ. № 4. — С. 45−47.
  32. Металловедение и термическая обработка стали: Справ, изд. / Под ред. Бернштейна М. Л., Рахштадта А. Г., Т. 2. М.: Металлургия, 1983. -216 с.
  33. Д.К., Сапожков В. Е., Левченко Н. Ф. и др. Технология термообработки рельсов для работы в особо тяжелых условиях эксплуатации // Сталь. 1989. — № 7. — С. 79−82.
  34. Д.К., Сапожков В. Е., Левченко Н. Ф. и др. Упрочнение рельсов из эвтектоидной стали комбинированной термической обработкой // МиТОМ. 1989. — № 12. — С. 2−5.
  35. А.А., Попова Л. Е. Изотермические и термокинетические ди-анраммы распада переохлажденного аустенита. М.: Металлургия, 1965. -495 с.
  36. Ю.В., Пахаренко Г. А. Структура металлов и хрупкость стальных изделий. Киев: Наукова думка, 1985. — 266 с.
  37. В. Закалочные среды: Справ, изд. / Под ред. С. Б. Масленникова. Челябинск.: Металлургия, Челябинское отд., 1990. — 192 с.
  38. А.С. 1 441 797. Способ производства термоупрочненных рельсов / Нестеров Д. К., Степанов В. А., Ермолаев В. Н. и др. // БИ. 1987. — № 17.
  39. А.С. 1 403 624. Способ термической обработки рельсов / Сырейщи-кова В.И., Колосова Э. Л., Муравьев Е. А. и др. // БИ 1986. — № 11.117
  40. А.В., Бердышев В. А., Кузнецова В. А., Челышев Н. А. и др. Дифференцированная закалка и свойства рельсов из стали М76 // Изв. ВУЗов. Черная металлургия. 1998. — № 2. — С. 39−42.
  41. В.А., Иванов Ю. Ф., Петров В. И. и др. Послойный структурно-фазовый анализ прошедшей дифференцированную закалку рельсовой стали // Изв. ВУЗов. Черная металлургия. 1998. — № 6. — С. 17−21.
  42. А.С. 1 082 843. Способ термической обработки рельсов / Линев С. А. // БИ. 1986. — № 12.
  43. А.С. 1 174 487. Способ термической обработки рельсов / Бабич А. П., Ермолаев В. Н., Шпак В. И. и др. // БИ. 1985. — № 31.
  44. Г. Е., Николаева H.JL, Эйсмонд Ю. Г. Закаливающие среды на основе полимера ПК-2 // МиТОМ. 1986. — № 10. — С. 19−21.
  45. Г. Т., Банных О. А., Кобаско Н. И. Сравнительная оценка эффективности закалочных сред на водной основе // МиТОМ. 1986. — № 10. -С. 21−25.
  46. В.М., Дунаев Н. В., Яхнин А. С. Закалка крупных поковок в охлаждающей среде на основе водорастворимого полимера // МиТОМ. -1986. -№ 10.-С. 13−16.
  47. А.Л. Трибология в ВНИИЖТ // Трение и износ. 1995. -№ 1.-С. 8−12.
  48. Боковой износ рельсов и гребней колесных пар подвижного состава в кривых / Под ред. В. Г. Григоренко. Хабаровск, 1991. — 143 с.
  49. Шур Е.А., Чурюмова И. А. Сопротивление рельсов перспективного производства усталостному разрушению // Вестник ВНИИЖТ. 1991. — № 1. — С. 43−47.
  50. Изготовление рельсов с термоупрочненной головкой с прокатного нагрева / Ин-т «Черметинформация». Пер. материала фирмы «VOEST-Alpine AG». 1988. -№ 4093. -5 с.118
  51. К., Вада Н. Способ струйного охлаждения рельсов с погружением // Тэцу то хаганэ. 1987. — Т. 73, № 3. — С. 156.
  52. X., Сушно В., Фукуда К. Термообработка рельсов с применением воздушного обдува // Тэцу то хаганэ. 1987. — Т. 73, № 5. — С. 173.
  53. Е., Судзуки Т., Сугино В. Термообработка рельсов с применением водовоздушного тумана // Тэцу то хаганэ. 1987. — Т. 73, № 5. — С. 174.
  54. К., Кагаяма X., Макино Е. Термообработка рельсов с применением соляной ванны // Тэцу то хаганэ. 1987. — Т. 73, № 5. — С. 175.
  55. Ю., Мориока С., Фукуда К. и др. Термообработка рельсов струями перегретой воды // Тэцу то хаганэ. 1987. — Т. 73, № 13. — С. 155.
  56. В.В., Великанов А. В. Основы технологии производства железнодорожных рельсов. -М.: Металлургия, 1990. 416 с.
  57. Д.П. Закалка колес подвижного состава на высокую твердость для снижения бокового износа // Вестник ВНИИЖТ. 1997. — № 1. — С. 36−42.
  58. Д.К. и др. Комбинированная термическая обработка рельсов из углеродистой заэвтектоидной стали // Черная металлургия: Бюл. ин-та Черметинформация. 1988. — Вып. 9. — С. 44−46.
  59. И.П. Физические основы электротермической обработки металлов и сплавов. М.: Металлургия, 1969. — 376 с.
  60. К.З. Упрочнение деталей машин поверхностной закалкой при индукционном нагреве. М.: Машиностроение, 1972. — 288 с.
  61. Ю.И. Физические основы импульсного упрочнения стали и чугуна. Киев: Наукова думка, 1988. — 240 с.
  62. А.Г., Сафонов А. Н. Методы поверхностной лазерной обработки. М.: Высшая школа, 1987. — 191 с.119
  63. Development of NKK Low alloy Head Hardened rails / Veda M., Fukuda K., Wada T. e.a. // Nippon Kokan Technical Report overseas. — 1987. — № 48.-P. 49−58.
  64. A.M., Почепаев В. Г., Редькин Ю. Г. и др. Плазменное упрочнение сталей // ФиХОМ. 1997. — № 3. — С. 27−32.
  65. Л.С. Получение макронеоднородных структур в сталях методом дифференцированной обработки // МиТОМ. 1997. — № 4. — С. 7−11.
  66. М.В. Объемно-поверхностное упрочнение деталей железнодорожного транспорта // МиТОМ. 1996. — № 9. — С. 2−6.
  67. А.Н., Лигачев А. Е., Козлов Э. В. и др. Структурные изменения глубинных слоев материала после модификации ионными пучками и природа его упрочнения // ДАН СССР. 1987. — Т. 296. — № 4. — С. 869−871.
  68. Ю.П., Пушкарева Г. В., Рябчиков А. И. Модификация микроструктуры и механических свойств чистых металлов ионными пучками высоких энергий // Изв. ВУЗов. Черная металлургия. 1990. — № 10. — С. 9091.
  69. Sharkeev Y., Gritsenko В., Fortuna S., Perry A. Modification of metallic materials and hard coatings using metal ion implantation // Vacuum. 1999. — V. 52.-P. 247−254.
  70. Электростимулированная пластичность металлов и сплавов /
  71. B.Е. Громов, Л. Б. Зуев, Э. В. Козлов и др. М.: Недра, 1996. — 290 с.
  72. В.П., Будовских Е. А., Носарев П. С. и др. Обработка титанового сплава импульсной гетерогенной плазмой с оплавлением и легированием поверхностного слоя алюминием и никелем // ФиХОМ. 1991. — № 5.1. C. 60−66.
  73. Е.А., Сарычев В. Д., Коврова О. А. и др. Науглероживание с оплавлением поверхности титанового сплава и железа импульсным воздействием гетерогенных плазменных пучков // Изв. ВУЗов. Черная металлургия. 1992. — № 6. — С. 89−93.120
  74. Е.А., Сарычев В. Д., Симаков В. П. и др. Импульсное науглероживание никеля и меди воздействием плазменных пучков // Электрон, обраб. материалов. 1993. — № 3. — С. 20−24.
  75. Е.А., Сарычев В. Д., Симаков В. П. и др. О конвективном механизме жидкофазного легирования поверхности металлов при импульсном плазменном воздействии // ФиХОМ. 1993. — № 1. — С. 59−66.
  76. Е.А., Назарова Н. Н., Носарев П. С. Фазовый состав и микроструктура поверхностных слоев железа, науглероженных импульсным воздействием гетерогенных плазменных пучков // Изв. ВУЗов. Черная металлургия. 1994. — № 12. — С. 29−33.
  77. Ю.Ф., Итин В. И., Лыков С. В. и др. Фазовые и структурные изменения в стали 45 под действием низкоэнергетичного сильноточного электронного пучка // Металлы. 1993. — № 3. — С. 130−140.
  78. Ю.Ф., Итин В. И., Лыков С. В. и др. Структурный анализ зоны термического влияния стали 45, обработанной низкоэнергетичным сильноточным электронным пучком // ФММ. 1993. — № 5. — С. 103−112.
  79. Л.С. Получение макронеоднородностей регулярной структуры в сталях методами дифференцированной обработки // МиТОМ. 1997. -№ 4.-С. 9−11.
  80. В.А., Иванов Ю. Ф., Игнатенко Л. Н. и др. Градиентные структурно-фазовые состояния, возникшие в стали 70ХГСА, подвергнутой магнитоплазменной обработке // Изв. ВУЗов. Черная металлургия. 1998. -№ 4. — С. 29−34.
  81. Ю.М., Бровер А. В. Обработка стали воздушно-плазменной дугой со сканированием //МиТОМ. 1999. -№ 1.-С. 10−13.
  82. П.П., Исакаев Э. Х., Изотов В. И. и др. Эффективный способ поверхностного упрочнения железнодорожных колес // Сталь. 2000. — № 1. -С. 63−66.121
  83. А.С., Дементьева Ж. А. Формирование в стали микроструктуры переходной зоны при прерванной закалке и структурной неоднородности при двухстадийном охлаждении // МиТОМ. 2000. — № 2. — С. 11−14.
  84. Д.М., Сидоров А. П., Ямщиков С. В. // Трение и износ. -1992. Т. 13. — № 5. — С. 881−866.
  85. В.Е., Польчук Б. Б. Лазерное упрочнение технического железа // ФММ. 1998. — Т. 86. — № 4. — С. 124−128.
  86. Шур Е.А., Федин В. М., Жигалкин И. Г. и др. Новый метод термической обработки рельсов с использованием двустороннего охлаждения // Сб. тр. Юбилейной рельсовой комиссии ОАО «КМК». Новокузнецк, 2002. — С. 149−155.
  87. Г. А., Добужская А. Б., Муравьев Е. А. Технология термообработки железнодорожных рельсов и накладок при охлаждении в воде // Сб. тр. Юбилейной рельсовой комиссии ОАО «КМК». Новокузнецк, 2002. -С. 156−167.
  88. А.С. 176 942. Способ термической обработки рельсов / Ю. В. Грдина, А. А. Говоров, B.C. Львов и др. // БИ. 1965. — № 24.
  89. Ю.В., Шубина Н. Н. Газовая закалка концов рельсов // Сталь. 1940. — № 10. — С. 40−44.
  90. П.Т. Способ термической обработки рельсов // Бюл. изобр. 1970. -№ 15.
  91. К.З. Упрочнение деталей машин поверхностной закалкой с индукционного нагрева. М.: Машиностроение, 1972. — 289 с.
  92. К.З. Поверхностная и объемно-поверхностная закалка стали как средство упрочнения ответственных деталей машин и экономии материальных ресурсов // МиТОМ. 1993. — № 11. — С. 8−14.
  93. В.М. Закалка рельсов быстродвижущимися потоками воды // МиТОМ. 1993. — № 8. — С. 2−5.122
  94. В.М. Объемно-поверхностное упрочнение деталей железнодорожного транспорта быстродвижущимися потоками воды // МиТОМ. -1996.-№ 9.-С. 2−6.
  95. Д.П. Влияние легирующих элементов на прокаливаемость колесной стали // Вестник ВНИИЖТ. 1994. — № 7. — С. 18−21.
  96. С.И., Нестеров Д. К., Сапожков В. Е. и др. Усовершенствование технологии термической обработки железнодорожных рельсов с нагрева ТВЧ // Сталь. 1998. — № 2. — С. 54−56.
  97. Г. Н., Алексеев П. В. Способ плазменной термической обработки поверхностного слоя деталей и плазменная горелка для термической обработки поверхностного слоя деталей / Патент № 2 021 645. Зарегистр. 15.10.1994.
  98. JI.A., Квасов М. И., Шарадзе О. Х. и др. Лазерное упрочнение колес и рельсов // Железнодорожный транспорт. 1998. — № 10. — С. 31−36.
  99. А.И., Комаров К. Л., Карпущенко Н. И. // Железнодорожный транспорт. 1997. — № 7. — С. 31−35.
  100. Шур Е.А., Пан А. В. // Железнодорожный транспорт. 1998. -№ 4. — С. 57−60.
  101. С.П. К вопросу о прочности рельса. В кн.: Прочность и колебания элементов конструкций. М.: Наука, 1975. — 704 с.
  102. Г. М. Железнодорожный путь. М.: Транспорт, 1987.479 с.
  103. Шур Е. А. Повреждения рельсов. М.: Транспорт, 1971. — 110 с.
  104. Т.В. Цельнокатаные железнодорожные колеса. М., 1956. -250 с.
  105. В.Ф. Исследование контактных напряжений в элементах колеса и рельса при действии вертикальных и касательных сил // Тр. ЛИИЖТ. 1962. — Вып. 187. — С. 3−89.123
  106. В.Ф. О параметрах расчетной схемы сил взаимодействия в контакте колеса и рельса // Тр. ЛИИЖТ. 1964. — Вып. 222. — С. 3−212.
  107. В.Ф. Вопросы исследования контактных напряжений в рельсах и бандажах колес. В сб. ст. по вопросам качества рельсов // Труды НИИЖ/Д Т.-1961.-Вып. 8.-С. 17−33.
  108. С.В. Трение и качение в машинах и приборах. М.: Машиностроение, 1976. — 263 с.
  109. Н.И. Трение и износ при качении цилиндрических тел // Инженерный журнал АН СССР. 1964. — Т. 4. — Вып. 4. — С. 659−672.
  110. А.Ю. Механика: идеи, задачи, приложения. М.: Наука, 1985. — 624 с.
  111. К. Механика контактного взаимодействия. М.: Мир, 1989.- 509 с.
  112. А.Н. «Колесо рельс»: требуется более совершенная теория // Железнодорожный транспорт. — 1998. — № 7. — С. 41−44.
  113. И.Л., Харитонов В. Б. О возможном повышении износостойкости железнодорожных колес // Вестник ВНИИЖТ. 1997. — № 1. — С. 32−36.
  114. И.Л., Цюренко В. Н., Самохин Е. Н. Повышение твердости колес // Железнодорожный транспорт. 1999. — № 7. — С. 40−43.
  115. В.Д., Бердышев В. А., Петров В. И. Теоретическая модель воздействия нагрузки на упрочненный рельс // Изв. ВУЗов. Черная металлургия. 1998.-№ 4. — С. 17−20.
  116. .П., Смирнов В. А., Щетинин Г. М. Местное упрочнение деталей поверхностным наклепом. М.: Машиностроение, 1985. — 152 с.
  117. В.Д., Калашников С. Н., Воронов И. Н. и др. Теоретический анализ напряжений в переходной зоне упрочненный слой матрица // Сб. тр. Юбилейной рельсовой комиссии ОАО «КМК». — Новокузнецк, 2002. -С. 215−229.
  118. Металловедение и термическая обработка стали: Справ, изд. / Под ред. Бернштейна M. JL, Рахштадта А. Г., Т. 3. М.: Металлургия, 1983. -216 с.
  119. Э.Л., Щербакова Л. П., Эйсмондт Ю. Г. и др. Исследование возможности использования полимерной среды для закалки рельсов // Изв. ВУЗов. Черная металлургия. 1988. — № 12. — С. 76−80.
  120. К.С. Стереология в металловедении. М.: Металлургия, 1977.-280 с.
  121. Л.И., Батаев А. А., Тихомирова Л. Б. Структура перлита и конструктивная прочность стали. Новосибирск: Наука, 1993. — 280 с.
  122. В.Е., Бердышев В. А., Козлов Э. В. и др. Градиентные структурно-фазовые состояния в рельсовой стали. М.: «Недра коммюни-кейшинс ЛТД», 2000. — 176 с.
  123. Д.К., Сапожков В. Е., Дегтярев С. И. Математическая модель температурного поля рельса и многосопловое устройство для индукционной закалки головки рельсов // МиТОМ. 1999. — № 12. — С. 31−35.
  124. А.Н., Квачкай Т., Жадан В. Т. и др. Моделирование на ЭВМ превращений аустенита при охлаждении стали // Металлы. 1991. -№ 2.-С. 81−89.
  125. Ion J., Easterling R., Ashby M. // Acta metal. 1984. — Vol 32. -№ 11.-P. 1949−1962.
  126. А.Л., Шмаков В.A. // ДАН СССР. 1984. — Т. 236. -№ 6. -С. 1392−1396.
  127. Г., Егер Д. Теплопроводность твердых тел. М.: Мир, 1964.-487 с.125
  128. П.М., Мирзаджанзаде А. Х. Механика физических процессов. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 370 с.
  129. Д.А., Окишев К. Ю., Счастливцев В. М. и др. Кинетика образования бейнита и пакетного мартенсита // ФММ. 2000. т. 90. № 5. С. 5565.
  130. И.Л., Мирзаев Д. А., Счастливцев В. М. и др. Кинетика образования феррита в низкоуглеродистом сплаве Fe-9% Сг // МиТОМ. 2000. № 9. С. 6−10.
  131. Ю.В., Бауманн Г., Фехт Г. и др. Наноструктура и твердость «белого слоя» на поверхности железнодорожных рельсов // ФММ. 1997. т.83. № 3. С. 104−111.unit Unitl-interface
  132. Программа расчета теплового поля изделия сложной формы (рельса)uses
  133. Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls, ExtCtrls, Mask, Buttons, Menus, ComCtrls-type
  134. Окно для вывода графики //Выход из программы //Меню1. Начальная температура
  135. Старт/стоп //Обнуление результатов1. Окно ввода а1. Процедура выхода1. Внешняя температура
  136. Shift: TShiftState- X, Y: Integer) — procedure Button2Click (Sender: TObject) — private
  137. Private declarations } public
  138. Public declarations } end-function Rgb (red, green, blue: integer):integer-var1. Forml: TForml-
  139. Tnew, Told: array 1.132,1.. 305. of Extended- //Массивы температур на предыдущем и следующем шаге
  140. AssignFile (F,'rel.dat') — //Открытие файла с данными Reset (F)-1. For n:=1 to 305 do Begin1. ReadLn (F, S) —
  141. Rn.:=StrToInt (S) — //Заполнение массива R[] данными из файла End-
  142. CloseFile (F) — //Закрытие файлаa:=0.1- //Коэф.температуропроводностиdx:=0.005- //Дискретиз.по пространству 0,5 мм
  143. Тг:=850- //Начальная Т рельса
  144. Tohl:=850- //Внешняя температураend-procedure TForml. AboutlClick (Sender: TObject) — begin
  145. MessageDlg (' ', mtCustom, mbOk., 0) end-procedure TForml. TrackBarlChange (Sender: TObject)-//Вызывается при изменении1. Начальной Тbegin1. bel1.Caption:=IntToStr (TrackBar1.Position*50)+' C'-
  146. Tr:=TrackBarl.Position*50-end-procedure TForml. TrackBar2Change (Sender: TObject)-//Вызывается при изменении1. Внешней Тbegin1. bel2.Caption:=IntToStr (TrackBar2.Position*50)+' С'-
  147. Application.ProcessMessages- //Интерфейсные процедурыif Startl. Down=False then //Проверка на остановку расчета (кнопка *Старт*отжата)begin
  148. Прорисовка рельса текущим цветом (зависит от Т)
  149. Forml.'Tag:=l- у:=1- Repeatfor xl:=1 to Rу. do Begin
  150. Toldxl, 1.:=Tohl- Tnew[xl, 1]: =Tohl- End-yl:=i- Repeat
  151. For xl:=Ryl.+l to 132 do //Охлаждаем последующие слои Told[xl, yl]: =Tohl- yl:=yl+l-
  152. Until у1>17- //До dx*17 (можно менять) yl:=2- Repeat
  153. Application.ProcessMessages- for xl:=2 to Ryl.-1 do Begin
  154. Граничные условия на слои до dx*17 (охлаждение) End-
  155. Tnewl, yl.:=Tnew[2,yl]- //Ниже теплообмена нет (>dx*17)
  156. TnewR[yl., yl]: =Tnew[R[yl]-1,yl]- //Ниже" теплообмена нет (>dx*17) yl:=yl+l- Until yl>304-for xl:=1 to R305. do
  157. Tnewxl, 305.:=Tr- //На нижней границе теплообмена нету: =0-
  158. Toldxl, у.:=Tnew[xl, у]- //Переписываем новый массив в старый End-у:=у+1- Until у>305-
  159. Until Startl. Down=False- end-procedure TForml. ImagelMouseDown (Sender: TObject- Button: TMouseButton- //Процедура вывода на экран Т и расстояния от головки рельса по щелчку мыши
  160. Shift: TShiftState- X, Y: Integer) — begin
  161. StatusBarl.Panels2.Text:='Температура: '+FloatToStr (Tnew[(abs (132-X)+1), Y]) StatusBarl. Panels1. .Text: = 'Расст.от верха: '+FloatToStr (у/2−0.5) — end-procedure TForml. Button2jClick (Sender: TObject) — //Процедура обнуления var j: Integer- begin131
  162. With Imagel. Canvas do //Стираем предыдущий рельс Begin Pen. Color:=clWhite- For j:=0 to 305 do begin MoveTo (0,j) — LineTo (263,j)-ft***********************1. End- .1. Forml. Tag:=0- time:=0-
  163. Обнуляем все переменные //Обнуляем время е- //1. Интерфейсные процедуры
  164. TrackBar1.Enabled:=True- Labell. Enabled:=True- end-end.
Заполнить форму текущей работой