Учительство Казанской губернии / ТАССР в 1918 — начале 1930-х годов: по архивным документам
Декреты Советской власти. -М., 1989. — т. 13- Культурное строительство в Татарии (1917 — 1941): Документы и материалы. — Казань, 1971; Материалы к 10-летию Октября в Татреспублике. — Казань, 1927; Материалы к отчету правительства ТАССР за время с VIII по IX Всетатарский съезд Советов. — Казань, 1931; Материалы по культурно-просветительной работе: Сборник, документов и материалов. — М., 1959… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Политика Советского государства по отношению к 21 учительству
- 1. Представления советского руководства о функциях и 21 задачах учительства
- 2. Перестройка образования и учебного процесса
- Глава 2. Социально-экономические условия жизни и труда 61 учительства
- 1. Условия труда, учебная и внеучебная деятельность
- 2. Материальное и правовое положение
- Глава 3. Социально-антропологическая характеристика 105 учительства
- 1. Половозрастная характеристика
- 2. Социальный и национальный состав
- 3. Образовательный уровень учителей, повышение 147 квалификации и переподготовка
Учительство Казанской губернии / ТАССР в 1918 — начале 1930-х годов: по архивным документам (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Развитие образования в современном российском обществе является одним из приоритетных направлений государственной политики. И это совсем не случайно. Одним из центральных звеньев образования была и остается общеобразовательная школа, так как именно школа — самая массовая его ступень. Известно, что главными действующими лицами в школе, помимо учащихся, являются учителя. Именно от них в первую очередь зависит качество школьного образования. В настоящее время, на наш взгляд, несколько недооценивается роль учителя в образовательном процессе, и, реформируя образование, государство подчас не учитывает проблем учительства, как социального слоя. В нашей истории подобное положение в образовании уже неоднократно наблюдалось. Реалии современного общественного развития приводят к необходимости обратиться к прошлому нашей страны в поисках истоков тех трудностей, с которыми российская школа сталкивается сегодня. Налицо насущная потребность проанализировать проблемы образования в переходную эпоху истории российского государства, и по возможности, выявить специфику, а также основные тенденции и закономерности данного процесса.
В этом плане наибольший интерес представляет история народного образования в послереволюционные годы, когда в нем произошли радикальные изменения, сильно сказавшиеся на всем дальнейшем развитии страны. Особую актуальность приобретает тот факт, что реформа образования после Октябрьской революции 1917, прогрессивная по своей сути, привела к кризису системы образования на рубеже 1920;30 гг. Идеологические приоритеты целиком определяли характер государственной политики в отношении учительства. Большевики стремились опереться на учителей для реализации задач, связанных напрямую не с образованием, а с пропагандой основ коммунизма. Это отнимало у учителей время, необходимое для подготовки к занятиям. В результате качество занятий снижалось, что, безусловно, негативно отражалось на функционировании всей системы образования. Подобные попытки политизации школы имеют место и в настоящее время.
Таким образом, подробное изучение положения учительства в 1918 — начале 1930;х гг. в Казанской губернии / ТАССР не только расширит наши представления о тех явлениях, которые разворачивались в образовании в те годы, но, возможно, позволит ответить на некоторые вопросы современности. Только в процессе комплексного, многостороннего изучения можно освободиться от многих стереотипов, сложившихся в советское и постсоветское время.
Обращение к этой проблеме обусловлено таюке рядом других обстоятельств. В исторической науке в основном изучалось положение школ и образования в целом, а положение одного из двух главных действующих лица школ — учителя, исследовалось недостаточно. В России, начиная с 1990 г. вышел ряд работ, посвященных изучению народного образования в послереволюционное десятилетие1. В них рассматривается общая ситуация учительства, однако положение его в Казанской губернии/Т АССР в 1918;начале 1930;х гг. до сих пор подробно не изучено.
Кроме того:
— углубленное изучение истории народного образования 1918;начала 1930;х гг., социально-экономического положения и социально-антропологической характеристики учительства расширит научное представление об этом этапе отечественной истории;
— комплексное изучение данной проблемы позволит ввести в научный оборот новые, ранее не публиковавшиеся архивные документы, обновить фактологическую базу исторических исследований, переосмыслить многие.
Бсиуславский М. В. Развитие среднего образования: проблемы и решения. Из истории отечественной педагогики 20-х XX века / М. В. Богуславский. — М., 1994; Балашов Е. М. Школа в российском обществе 1917;1927г.г. Становление «нового человека» / Е. М. Балашов. — СП-б, 2003. Вендеровская Р. Б. Школа 20-х годов: поиски и результаты / Р. Б. Вендеровская.- М., 1993; Неупокоев И. В. Учительство Тобольской губернии во 2пол. XIX-н.ХХвв. как социально-профессиональная группа. / И. В. Неупокоев.- Курган, 2006. стереотипы относительно развития школьного образования тех лет, жизни и работы учительства;
— новое осмысление политики Советского государства по отношению к учителям, социально-экономического положения учительства и его социально-антропологической характеристики будет способствовать проведению в жизнь современных реформ в системе народного образования страны.
Все это позволяет считать избранную для диссертационного исследования тему актуальной в научном и прикладном аспектах.
Источниковая база. При написании настоящего диссертационного исследования был исследован широкий круг различных документальных источников. Источниковую основу данной работы составляют архивные документы, связанные с функционированием системы народного образования Казанской губернии / ТАССР в 1918 — начала 1930;х гг.
Ценные сведения о культурно-просветительной работе в Казанской губернии содержатся в фонде отдела народного образования Казанского губернского исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (ф. Р-271) Национального Архива Республики Татарстан, в документах которого дана характеристика изменений в образовании и перестройки учебного процесса, которые происходили в Казани и в губернии / республике после октябрьской революции 1917 года. Кроме этого документы содержат и отчеты о социальном происхождении, национальности и профессионально-образовательных характеристиках учителей разных школ, отчеты самих педагогов о методах преподавания, о качестве знаний и умений их учеников, о затруднениях в их работе, и т. п. Чаще всего документы, содержащиеся в этом фонде, это отчеты из разных школ. Документы этого фонда охватывают период 1918/19 гг. Работники народного образования старались в своих отчетах указать на существующие проблемы, часто чтобы объяснить затруднения в своей работе. Данный фонд достаточно репрезентативен, так как сравнительно мало подвержен стремлению выдать желаемое за действительное.
Неопубликованные источники, касающиеся развития образования после 1920 г., содержатся в фонде наркомата просвещения ТАССР (фонд Р-3682). Его документы характеризуют мероприятия правительства и местных кантонных советов республики, направленные на восстановление и развитие школьной сети в г. Казани, других городах республики и в деревнях. В них также обобщается практика культурного строительства по отдельным кантонам и волостям и подводятся итоги деятельности местных властных структур и хозяйственных учреждений. Наибольший интерес представляют отчеты низовых властных структур о развитии школьной сети в городах, кантонах и волостях республики, половозрастном, социальном и национальном составе педагогических кадров, их образовательном и профессиональном уровне.
Значительный интерес по исследуемой тематике представляют документы фонда отдела народного образования исполнительного комитета Казанского городского Совета народных депутатов (гороно) (фонд Р — 992). Среди документов фонда и отчеты учителей школ г. Казани, их письма и заявления, газеты, которые выпускают учащиеся, в которых они рассказывают об образовании, о различных эпизодах школьной жизни, об учителях. Но к документам этого фонда, как и фонда р-3682 следует отнестись критически, так как подборка документов делалась так, чтобы показать те сдвиги в развитии образования, на которые надеялась власть.
Наши представления об учителях, их подготовке к работе в школе расширяют и документы, содержащиеся в фондах Казанских мусульманских педагогических курсов для подготовки школьных работников I ступени (1920 — 1921 гг.) (фондР-228) и Казанских общеобразовательных курсов № 13 Наркомата просвещения ТАССР (фонд Р-282). Здесь содержатся программы курсов, описания методов преподавания, анкеты слушателей курсов, описания условий жизни и учебы курсантов и т. п. Эти документы показывают процесс повышения квалификации и переподготовки учителей, рассказывают о трудностях этого процесса, его проблемах и достижениях.
Большую помощь при исследовании данной темы оказывают обследования, проведенные инспекторами Наркомата рабоче-крестьянской инспекции ТАССР (фонд Р-990). В их аналитических записках нашла отражение деятельность культурно-просветительных учреждений. Наиболее интересны акты, предложения и выводы о проверках состояния и развития школьной системы. Материалы инспекторских проверок дают также ценные сведения о проведении различных политико-просветительных кампаний в ТАССР. Исключительно интересны для раскрытия данной проблемы документы, связанные с расследованием учительских жалоб. Они выражают общественно-политическое настроение школьных работников. Кроме того, в них содержатся сведения об экономическом и правовом положении учителей.
Определенную часть источниковой базы исследования составляют опубликованные документы — законодательные акты органов государственной власти СССР, РСФСР и ТАССР, стенограммы съездов Советов СССР, Татарской АССР, съездов, конференций, пленумов, подготовительные материалы к ним, отчеты и статистические сборники различных ведомств и наркоматов, опубликованные сборники документов1.
1 Декреты Советской власти. -М., 1989. — т. 13- Культурное строительство в Татарии (1917 — 1941): Документы и материалы. — Казань, 1971; Материалы к 10-летию Октября в Татреспублике. — Казань, 1927; Материалы к отчету правительства ТАССР за время с VIII по IX Всетатарский съезд Советов. — Казань, 1931; Материалы по культурно-просветительной работе: Сборник, документов и материалов. — М., 1959; Народное образование в Татарии за 1925;1926 гг. (К докладу Наркомпроса ТССР на VII Всетатарском Съезде советов). — Казань, 1927; Отчет ЦИК и СНК ТАССР за время с 3-го по 4-й съезд Советов. — Казань, 1923; Пятый съезд Советов ТАССР: Стенографический отчет. — Казань, 1926; Сборник декретов и распоряжений с 25 мая 1920 г. по 2 мая 1921 г. -Казань, 1921; Сборник узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства ТАССР за 1923;1925 г.- Казань, 1925; Седьмой съезд Советов ТАССР: Стенографический отчет. — Казань, 1927; Стенографический отчет IX областной конференции Татарской организации РКП (б). — Казань, 1924; Стенографический отчет заседаний Х1П областной партконференции. — Казань, 1927; Четырнадцатый съезд ВКП (б): Стенографический отчет. — M.-JL, 1926; Шестой съезд Советов ТАССР: Стенографический отчет. — Казань, 1925 и др.
В них наряду с другими вопросами нашли отражение проблемы, обсуждаемые на совещаниях Центрального Комитета, Татарской областной организации РКП (б)-ВКП (б), подготовительные материалы к ним, отчеты и статистические сборники различных ведомств и наркоматов, опубликованные сборники документов1. В них наряду с другими вопросами обсуждалось и экономическое положение многонационального учительства республики. В постановлениях и резолюциях съездов советов, партийных конференций и пленумов изложены задачи культурного строительства в республике, дана оценка достижениям и недостаткам в области народного образования. Особую ценность для изучения эволюции мнений советско-партийного руководства ТАССР по вопросу развития народного образования представляют стенографические записи заседаний различных партийных форумов.
Ценный фактический материал, позволяющий раскрыть тему, имеется в многочисленных статистических сборниках2. Эта группа источников интересна тем, что дает живую картину роста и развития различных отраслей.
1 Декреты Советской власти. -М., 1989. — т. 13- Культурное строительство в Татарии (1917 — 1941): Документы и материалы. — Казань, 1971; Материалы к 10-летию Октября в Татреспублике. — Казань, 1927; Материалы к отчету правительства ТАССР за время с VIII по IX Всетатарский съезд Советов. — Казань, 1931; Материалы по культурно-просветительной работе: Сборник документов и материалов. — М., 1959; Народное образование в Татарии за 1925;1926 гг. (К докладу Паркомпроса ТССР на VII Всетатарском Съезде советов). — Казань: Издание Народного Комиссариата Просвещения TP, 1927; Отчет ЦИК и СНК ТАССР за время с 3-го по 4-й съезд Советов. — Казань, 1923; Пятый съезд Советов ТАССР: Стенографический отчет. — Казань, 1926; Сборник декретов и распоряжений с 25 мая 1920 г. по 2 мая 1921 г. — Казань, 1921; Сборник узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства ТАССР за 1923;1925 г.- Казань, 1925; Седьмой съезд Советов ТАССР: Стенографический отчет. — Казань, 1927; Стенографический отчет IX областной конференции Татарской организации РКП (б). — Казань, 1924; Стенографический отчет заседаний XIII областной партконференции. — Казань, 1927; Четырнадцатый съезд ВКП (б): Стенографический отчет. — M.-JL, 1926; Шестой съезд Советов ТАССР: Стенографический отчет. — Казань, 1925 и др.
2 Двадцать лет ТАССР (1920 — 1940 гг.). — Казань, 1940; Двадцать пять лет Татарской АССР (1920;1945). — Казань, 1945; Культурное строительство в РСФСР: Стат. сборник. -М., 1956; 50 лет Татарской АССР: Стат. сборник. — Казань, 1970; Социалистическое строительство ТАССР за 15 лет: Экономико-статистический сборник, посвященный пятнадцатилетию ТАССР. — Казань, 1935; Статистический ежегодник по Татарской Социалистической Советской республике. Статистика населения. — Казань, 1928; ТАССР за XX лет в цифрах. Краткий сборник / Под ред. А. И. Зайцева. — Казань, 1940; Татарстан в цифрах и графиках. Альбом диаграмм / Сост. В.Ермолаев. — Казань, 1925 и др. образовательной сферы. Здесь содержатся также сведения о численности учительских кадров в национальном отношении. Среди статистических публикаций следует выделить юбилейные издания, посвященные годовщинам образования ТАССР и другим знаменательным событиям. Эти сборники, изданные с целью ознакомления читателей с историей образования республики и достижениями в области хозяйственного и культурного строительства, имеют определенный интерес для нашего исследования. Несмотря на небольшие объемы разделов, в них, как правило, собран достаточно разнообразный справочно-цифровой материал. Эти издания содержат интересный фактический материал, который, однако, нуждается в критическом осмыслении, т.к. в довоенный период научная разработка статистических данных в СССР велась на низком уровне. Принятая статистическими учреждениями система накопления и обработки материалов не всегда соблюдалась. В ряде случаев наблюдается некоторая разница между опубликованными и архивными статистическими данными. В то же время неправильное определение предварительных и окончательных цифровых сведений часто приводило к серьезным расхождениям в фактах. Поэтому при отборе статистических источников мы обращали внимание на происхождение и характер этих данных.
Важным источником по теме является и газетная периодика. Наибольшую ценность для настоящей работы представляют материалы, опубликованные на страницах газет «Знамя революции», «Известия ТатЦИК» и «Красная Татария». Здесь публиковались постановления, циркуляры и директивы центральных и республиканских органов власти, отражающие различные стороны жизни и деятельности учительства республики. В них содержится богатейший материал по истории народного образования. Эти публикации, написанные буквально по горячим следам происшедших событий, содержат важный фактический материал и теоретико-идеологическое обоснование политико-культурной деятельности государственных органов в изучаемый период. В них также делаются попытки с позиций правящей партии проанализировать возникшие трудности в образовательной сфере, дать им политическую оценку, наметить основные пути их разрешения.
Однако основная часть общественно-политических статей имеют пропагандистский характер и узкоклассовую направленность. Значительная часть опубликованных в них материалов неадекватно отражала реальные процессы, имевшие место в образовании, в работе и жизни учителей. Вместе с тем они содержат порой интересные сведения, реально отражающие материальное и правовое положение учительства. Наиболее характерны в этом отношении публикации, выходившие в первый год после октябрьской революции в газете «Казанское слово», (которая некоторое время после положения о военной цензуре от 21 июня 1918 г. выходила под названием «Новое казанское слово»). Однако газета вскоре прекратила свое существование, и альтернативный материал стало найти сложно.
Сведения, почерпнутые из газетных статей, существенно обогатили настоящее исследование. Присущие газетной периодике свойства непрерывности и систематичности текстовых массивов позволили нам проследить процессы, происходившие в период становления советской системы образования в динамике.
Среди изданий периодической печати огромный интерес для данного исследования также представляют журналы «Вестник просвещения ТССР»,.
Народное просвещение", «Просвещение и жизнь», «Народный учитель» и др. В отличие от газет, которые предназначались для широких слоев населения, они, в первую очередь, ориентировались на специалистов и руководителей народного образования. Основная доля информационного материала в научных журналах принадлежит перу известных педагогов, руководителей Наркомата образования Татарской республики. Эти журналы в первое послереволюционное десятилетие стали основными аналитическими центрами для педагогов Татарстана, где они могли рассматривать наиболее актуальные проблемы развития народного образования, устраивать дискуссии по научно-методическим проблемам,.
10 программам ГУСа и т. п. На страницах журналов пропагандировались также передовые научно-методические разработки в области педагогики, рассматривались проблемы народного образования, экономическое и правовое положение учителей, анализировалось состояние школьной сети и ее материально-техническая база1.
Кроме того, важным источником для настоящего исследования явились дневники, мемуары и публицистика. В них дается не просто описание событий или их анализ, но рассказывается о том, как эти события повлияли на судьбы разных людей и их отношение к этим событиям.
Таким образом, в процессе работы были использованы разнообразные источниковые материалы, анализ которых позволили автору сделать определенные наблюдения и выводы.
Историография проблемы.
Первыми исследователями темы были, по сути дела, лидеры и идеологи победившего большевизма В. И. Ленин, А. В. Луначарский, Н. К. Крупская, и др. В их трудах были поставлены проблемы развития школы, укрепления ее материально-технической базы, подготовки учительских кадров, культурно-просветительской работы как составные части нового социалистического общества2.
1 Башаров. О профуклонах // Просвещение и жизнь. — 1929, — № 1. — С.50−51- Меньшиков В. Дети и просвещение в кантонах ТАССР // Вестник просвещения ТССР. — 1922. — №½. — С.34−35- Мухитдинов Н. К. О системе народного образования в TP // Просвещение и жизнь. — 1929. — № 1. — С.3−10- его же. Состояние народного образования и перспективы введения всеобщего обучения в TP // Труд и хозяйство. — Казань, 1926. — № 6/8. — С. 434 439- Надев Н. О системе народного образования // Просвещение и жизнь. — 1929. — № 1. — С. 18−21- Скрипкин И. Три этапа борьбы на фронте просвещения: 1921;1923 гг. // Вестник просвещения ТССР. — 1923. — № 7/8- Студенцов М. К вопросу о профуклонах в школе II ступени // Просвещение и жизнь. — 1929. — № 1. — С. 12−14- Султанов Ш. Состояние школ I ступени и перспективы введения начального обучения в TP // Там же. — 1929. — № 3. — С.37−42 и др.
Ленин В.И. К вопросу о политике Министерства народного просвещения/ В. И. Ленин // Поли. собр. соч. — М., 1968. Т.23. С.125−135- Что можно сделать для народного образования / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. -М., 1968. Т.23. С.348−350- Странички из дневника/ В.И. Ленин// Полн. собр. соч. — М., 1968. Т.45. С.363−368- Луначарский А. В. Третий фронт / А. В. Луначарский // Советская культура. — М., 1924. — С.392- 394- Луначарский А. В. О народном образовании. / А. В. Луначарский // О народном образовании. М., 1958. С. 118−120- Крупская Н. К. О политико-просветительской работе: Избранные статьи и речи / Н. К. Крупская. — М., 1940. — 72с.
Кроме того, в специализированных журналах «Вестник просвещения», «Народный учитель» и др. публиковались статьи современников — ученых-педагогов, специалистов в области медицины, в которых поднимались вопросы о роли школьного образования в постреволюционном обществе1.
Исключительную ценность для данного исследования имеют также труды татарстанских педагогов и ученых П. Быкова, В. М. Горохова, Н. Медянцева, 3. Мухсинова, О. Осипова, И. Рахматуллина, Г. Садретдинова, С. Сингалевича, Р. Тагирова, Б. Шнеппа и др., в которых нашли отражение многие аспекты системы народного образования Татарстана, в том числе школьное строительство, подготовка и переподготовка учительских кадров, деятельность по составлению новых учебных программ, учебных и наглядных пособий2.
Период 1930;х — середины 1950;х гг. характеризуется сужением проблематики исторических исследований по проблемам народного образования. Запрещение деятельности краеведческих, культурно-просветительных обществ и организаций, репрессии в отношении их членов наложили известный отпечаток на историографию данной проблемы. В 19 301 950;е гг. история народного образования, как в целом по стране, так и в Татарстане, изучалась мало, что явилось одним из многочисленных последствий ужесточения идеологического режима. В данный период вышло только несколько работ, в которых получили освещение отдельные аспекты.
1 Колон. Задачи и методы работы в новой трудовой школе / Колон // На пути к трудовой школе. Сборник № 1. — Казань, 1918., Из дневника педагога // Вестник просвещения. — 1922. — № 1. — С.4., Сироткин В. Школьное дело / В. Сироткин // Вестник просвещения. -1922. — № 9, — С. 85. Шульгин В. Н. Идеалы деревенских школьников / В. Н. Шульгин // Народный учитель. — 1927. — № 3. Денисов Н. Здоровье педагога в связи с трудом и бытом его / Н. Денисов // Народный учитель. — 1927. — № 1. — С.45.
Медянцев Н. Очередные задачи массовой школы в связи с индустриализацией страны // Просвещение в Татарии. Педагогический сборник Наркомпроса TP — Казань, 1927, Мухсинов 3. Дом Татарской культуры // Очерки по изучению местного края // Под ред. С. Сингалевича, Р.Тагирова. — Казань, 1930. — Т.1. С18−26., Рахматуллин И. Всеобщее обучение в Татарии / И. Рахматуллин, П.Быков. — Казань, 1930, Горохов В. М. Казанский Татарский Педагогический техникум имени Каюма Насыри / В. М. Горохов // Вестник педагогического общества Татарстана — Казань, 1930. № 5−6, Горохов В. О педагогической настроенности учащихся педагогических техникумов (Казанские татарский и чувашский педагогические техникумы) / В.Горохов. — Казань, 1930, истории народного образования республики в 1920;х гг.'. Вопросы строительства общеобразовательной школы в республике в 1920;1930;е гг., развитие и укрепление материально-технической базы школы, подготовка педагогических кадров получили освещение в книге В. М. Горохова и Б.П.Рождественского". В ней даются сведения о составе учительских кадров. Однако авторы этого исследования не смогли отойти от описательности изучаемых явлений, высказать свое отношение к ним.
Во второй половине 1950;х — 1985 годов по мере общей либерализации происходит некоторое оживление интереса ученых историков и педагогов к изучению развития образование в стране в целом, и в ТАССР, в частности. Появилась возможность проанализировать проблему, выяснить, как развивалось образование в послереволюционные годы, сделать выводы о периоде его становления и развития. Эта тема привлекала и педагогов, и историков. В этот период работали ученые, которые пытались, несмотря на все препоны властей, желающих видеть лишь хвалебные работы по проблемам развития школьного образования, объективно проанализировать развитие образования в послереволюционные годы. Таковыми, безусловно, являются книги Ф.Ф. Королева3, Н.А. Константинова4 и др., которые дают общий обзор развития системы образования в 1917 -1930;е годы. Эти работы показывают общее направление развития системы образования в СССР,.
Байчурин Г. Татария на трибуне 16-го съезда Советов / Г. Байчурин.- М., 1935; Биктагиров К. В борьбе за социалистическую культуру // За культурную революцию. 1932. — № 7/8- Туишев Ю. А. Развитие народного образования в Татарской АССР /. -Казань, 1950; Хасанов М. А. Культурное строительство в Татарии за 15 лет // Революция и национальности. — М., 1935; Кудояров Г. Перспективы развития и реорганизации Восточно-Педагогического Института / Г. Кудояров // Вестник педагогического общества Татарстана. — Казань, 1930., и др.
2Горохов В. М. Развитие народного образования в Татарской АССР / В. М. Горохов, Б. П. Рождественский.-Казань, 1958.
Королев Ф. Ф. Советская школа в период социалистической индустриализации / Ф. Ф. Королев. — М., 1959; Королев Ф. Ф. Очерки истории советской школы и педагогики 19 171 920. М., 1958; Королев Ф. Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики (1921 -1931) / Ф. Ф. Королев, Т. Д. Корнейчик, З. И. Равкин. -М., 1961.
4 Константинов Н. А. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский. — М., 1948. общие тенденции положения учительства в стране, что, безусловно, помогает понять региональные особенности этого процесса.
В работе И. М. Климова «Образование и развитие Татарской АССР"1, наряду с другими проблемами, затрагиваются некоторые аспекты истории развития народного образования в Татарстане в 1920;е гг. В разделе „Культурное строительство в Татарии в восстановительный период“ автор рассматривает состояние советских учебных учреждений. Главное внимание в работе уделяется борьбе с неграмотностью в Татарстане, культурно-просветительской роли учительства. Среди других исследований особо следует выделить работы М.З.Тутаева», в которых на обширном архивном материале прослеживаются этапы становления и развития советской школы в Татарстане в довоенный период. В его работах большое внимание уделяется роли партийных организаций в образовательном процессе, идеологическом воспитании школьных работников. Несомненным достоинством работ М. З. Тутаева, наряду с привлечением различных источников и глубокими обобщениями, является аналитический обзор основных этапов становления и развития системы народного образования республики.
Итоговым исследованием по указанной проблеме за весь предшествующий период стало издание авторским коллективом Института языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова сборника «Культурная о революция в Татарии (1917;1937), в котором нашли отражение и отдельные аспекты истории школьного образования в Татарии. В этом труде подробно освещены почти все стороны культурного строительства в Татарстане. Следует отметить, что этот сборник написан на базе предшествующих разработок и в нем сравнительно мало нового источникового материала.
Как было отмечено выше, 1950;1980;е годы были отмечены подъемом научно-исследовательской деятельности. В это время велась активная работа по изучению истории народного образования. Темы и направления по.
Климов И. М. Образование и развитие Татарской АССР (1920 -1926) / И.М. КлимовКазань, 1960. Тутаев М. З. Развитие народного образования в Татарии (1917 — 1940 гг.) / М. З. Тутаев — Казань, 1975.
3 Культурная революция в Татарии (1917;1937) — Казань, 1986. исследуемой проблеме стали более разнообразными. Но авторы этих работ были вынуждены соотносить выводы по данной проблематике с положениями, установками и оценками партийных органов о роли партии и советской власти в осуществлении строительства социализма в стране. Изучение истории народного образования 1918; начала 1930;х гг. в советский период традиционно велось в двух направлениях: во-первых, изучалась политика КПСС и советского государства в области народного образования, ход осуществления ленинской культурной революции, процесс строительства советской школыво-вторых, — формы классовой борьбы в 1920;е годы в системе народного образования. По каждому из этих направлений был накоплен большой фактический материал и сделаны интересные обобщения. Но положение учительства рассматривалось лишь походя, и на него не обращалось должного внимания. Научный поиск сдерживало существование до последнего времени запретных тем, многочисленных стереотипов в советской историографии, а также искусственное выключение из истории значительного круга деятелей. Более того, монополия на истину партийных руководителей ограничила научный исторический поиск. Такой подход действовал вплоть до конца 1980;х годов.
С началом перестройки во второй половине 1980;х гг. в отечественной историографии произошел поворот, выразившийся в отходе от идеологизации научных исследований. В историографии особо остро проявился кризис тоталитарного мироощущения и исторического сознания. Поэтому наиболее сложной оказалась задача овладеть навыками и приемами исследовательской деятельности, базирующимися на принципе диалоговой культуры изучения источников. Благодаря демократизации и гласности начали появляться книги и статьи, авторы которых стали опровергать прежние исторические концепции по истории народного образования1.
Гибатдинов М. М. Преподавание истории татарского народа и Татарстана в общеобразовательной школе: история и современность / М. М. Гибатдинов.- Казань, 2003; Козлова О. В. Осуществление национальной политики на территории Татарстана в 1917;36 гг. / О. В. Козлова // Социальная структура и социальные отношения в Республике Татарстан в первой половине XX века: Сборник научных статей и сообщений. Казань, 2003.-С. 175−182- Сальникова А. А. Трансформация идеалов и жизненных ценностей русской девочки/девушки в первое послеоктябрьское десятилетие / Социальная история. Ежегодник. Женская и тендерная история. М, 2003.-С.406 410- Яковлева В. В. Филиация идей американского прагматизма в советских образовательных практиках 1920;х годах // Отчуждение и присвоение в современной культуре. Материалы ХУЛ Всероссийской конференции студентов, аспирантов, докторантов «Майские чтения». Пермь, 2005. С. 15−19.
С конца 1980;х годов положение с источниковой базой исследований несколько улучшилось: часть материалов государственных архивов была рассекречена, большая часть книг, хранившихся в спецхранах, были возвращены в библиотеки, появились публикации документов и монографий, основанных на исторических источниках. Характерными для тех лет стали усилия по изданию различных документальных сборников и публикаций, а также появление специализированных журналов и сборников статей1. В потоке исторических публикаций 1980;1990;х гг. по вопросам советского общества было немало статей, очерков, научно-популярных сообщений и мемуаров, посвященных проблемам истории интеллигенции СССР. Однако учительство как социально-профессиональная категория интеллигенции еще не стала объектом специального монографического изучения. Появление ряда статей посвященных учителям (включающих региональный контекст)3 далеко не исчерпывает затронутую проблематику.
Немаловажную роль в развитии современной историографии Татарстана сыграло расширение доступа научной общественности к архивным фондам. Так, например, в 1990;е гг. исследователи Татарстана получили доступ ко многим фондам Центрального государственного архива историко-политической документации Республики Татарстан (бывший Партийный архив Татарского обкома КПСС), Национального архива Республики Татарстан.
Со второй половины 1980;х гг. в России и Татарстане исследователи все чаще стали заниматься изучением истории народного просвещения страны. Были заново переосмыслены многие традиционные взгляды на.
1 Интеллигенция и революция XX века. -М., 1986; Советская культура: 70 лет развития. -М., 1987; Страницы истории КПСС. Факты. Проблемы. Уроки. — М., 1988; Интеллигенция Татарстана в период реформ и революций первой трети XX века: Сб. статей. — Казань, 1997 и ДР.
Адо В. И. Вспоминая о прошлом. Записки русского интеллигента XX века./ В.И. Адо// Казань, 2000, — № 7 -12- Социальная структура и социальные отношения в Республике Татарстан в первой половине XX века: Сборник научных статей и сообщений. — Казань: Изд-во «Хетер», 2003. — С. 106−114 и др.
3 Балашов Е. М. Глава «Учительство» // Школа в российском обществе 1917;1927 гг. Становление «нового человека» / Е. М. Балашов. — Сп-о, 2003. С. 82 — 89- Гребенкин М. Ю. Социальный облик учителей Казанского учебного округа по данным Всероссийской переписи школ (1911г.) / М. Ю. Гребенкин // Социальная структура и социальные отношения в Республике Татарстан в первой половине XX века: Сборник научных статей и сообщений. — Казань, 2003. — С. 106−114- Леушин М. «Защитите учительницу татарской школы.» / М. Леушин // Гасырлар авазы-Эхо веков.-2003.-№ ½.-С.110−117. Неупокоев И. В. Учительство Тобольской губернии во 2пол. XIX-h.XXbb. как социально-профессиональная группа. / И. В. Неупокоев, — Курган, 2006. историю школьного образования. За последнее время вышло немало работ, созданных на материалах местных архивов. Исследования современных ученых посвящены изучению различных сторон истории Татарстана 19 201 930 х. гг., в том числе культурно-массовой работе в республике1.
Появление в Татарстане новых научных журналов облегчило публикацию историко-документальных источников. Большой вклад в это вносит журнал «Гасырлар авазы — Эхо веков» (орган Главного архивного управления при Кабинете Министров Республики Татарстан). С мая 1995 г. в нем публиковались документальные материалы по истории народного образования. Все это значительно расширило источниковую основу исследований и вызвало небывалый интерес к истории родного края2.
Большой интерес в этом плане представляют также диссертационные исследования последних лет. В изучение народного образования Татарстана 1920;х гг. внесли свой вклад Р. И. Хамидов, Р. В. Шакиров, К. А. Аблязов, И. Э. Ямаркеев и др3. Р. И. Хамидов на основании архивных источников.
1 Казанская педагогическая школа во второй половине XX века. — Казань, 1999; Набиев Р. А. На путях научного мировоззрения: история, проблемы, уроки. — Казань, 1991; Национальная школа и актуальные проблемы обучения. — Казань, 2001; Фаттахова Г. А., Валеев Р. К. Академический центр Татарии: 1920;е гг. — Казань, 2002; Гарипова З. Г. Казань: общество, политика, культура (1917 — 1941)/З.Г. Гарипова.- Казань: Магариф, 2004. Шакиров Р. В. Школа и общество. Системно-концептуальный анализ реформ образования в России в XX в.- Казань, 1997. Ярмакеев И. Э. Гуманистические и демократические тенденции перестройки учебно-воспитательной работы в школе Татарии в 1920;е гг. Гимазова Р. Муллагалимы и шакирды медресе «Буби"/ Р. Гимазова // Гасырлар авазы-Эхо веков.-2003.-№ ¾.-С.308−319- Гильмеева Р. Дело учителя «требует особого искусства и специальных познаний"/ Р. Гильмеева// Гасырлар авазы-Эхо веков.-1998.-№ ¾.-С.60−67- Ибрагимов Р. «Здание бывшей мечети в деревне Туенбаш переоборудовать под школу"/Р. Ибрагимов// Гасырлар авазы-Эхо веков.-2001.-№ ½.-С.64−68- Миннуллин И. Дело «нелегального медресе» в Казани, 1927;28 гг./И. Миннуллин// Гасырлар авазы-Эхо веков.-2002.-№ ¾.-С.110−117.Шамигуллов А. «Мы идем быстрыми темпами к всеобщей безграмотности"/А. Шамигуллов// Гасырлар авазы-Эхо веков.-2003.-№ ½.-С.251−255.
3 Хамидов Р. И. Формирование и становление советской татарской школы в Среднем Поволжье (1917 — 1922 гг.): Дис. канд. ист. наук. — Казань, 2002; Шакиров Р. В. Системно-концептуальный анализ реформ общего и среднего образования в России в XX веке: Дис.докт. Пед наук. — Казань, 1997, Аблязов К. А. Светское и религиозное образование в деревне Татарстана (1920 — 1930гг.): Дис. канд. ист. наук / К.А. АблязовКазань, 2004; Паравина М. Н. Гимназическое образование в Казанской губернии во 2 пол. Х1Х-н.ХХвв.: Дис. канд.ист.наукЧебоксары, 2006; Авгореф. дис. .канд. ист. Наук / И. Э. Ярмакеев. -Казань, 1986. и др. исследовал процесс становления советской татарской школы в среднем Поволжье. Особый интерес для настоящего исследования имеет работа доктора педагогических наук Р. В. Шакирова, в которой он анализирует реформы общего и среднего образования в России в XX веке. Эти диссертационные исследования позволяют лучше представить различные стороны развития образования. К. А. Аблязов рассматривает в своем исследовании развитие светского и религиозного образования в деревне ТАССР в 1920;е годы.
Итак, процесс изучения развития системы народного образования условно можно разделить на несколько периодов (в соответствии с общепринятой периодизацией советской историографии): 1920;е — начало 1930;х гг.- 1930;е — середина 1950;х гг.- вторая половина 1950;х — середина 1980;х гг.- с конца 1980;х — до настоящего времени.
Подводя итог анализу отечественной историографии по исследуемой тематике за период с 1920;х до начала 2000;х гг. можно сделать вывод: историками проделана огромная исследовательская работа по определенным аспектам народного образования в России в целом и Казанской губернии / ТАССР в частности. На каждом из условных этапов историографии народного образования имели место различные проявления исследовательского интереса к изучению данной проблематики.
Таким образом, несмотря на заметное расширение в последние годы тематики исследований по истории народного образования 1920;х гг., некоторые вопросы указанной проблематики до сих пор остаются вне поля зрения историков. Так, до настоящего времени отсутствуют обобщающие работы по истории труда и жизни учительства Казанской губернии / ТАССР в 1918 — начале 1930;х гг. Сказанное выше определило необходимость проведения данного исследования.
Объектом настоящего диссертационного исследования является процесс формирования учительства Казанской губернии / ТАССР в 1918 -начале 1930;х гг. как социально-профессиональной группыпредметом основные этапы и закономерности профессиональной жизнедеятельности учительства школ в данный исторический отрезок времени.
Хронологические рамки работы охватывают период с 1918 г. от положения о Единой трудовой школе (30 сентября) до начала 1930;х гг., точнее до принятия 25 августа 1932 года постановления ЦК ВКП (б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе», которое положило конец экспериментам в работе общеобразовательной школы, и способствовало стабилизации программ и учебников, по которым преподавали учителя, и введения в ТАССР всеобщего обязательного начального обучения в 1933/34 гг.
Этот период является одним из самых насыщенных социокультурными и политическими событиями в истории народного образования страны.
Территориальные рамки исследования ограничены Казанской губернией / Татарской АССР. Этот выбор непосредственным образом связан с той важной ролью, которую играл этот регион в культурно-просветительной жизни народов Среднего Поволжья. Причем, следует отметить, что Казанская губерния и ТАССР не совпадают по своим границам (Казанская губерния включала чувашские и марийские земли, в свою очередь вошедшие в ТАССР Бугульминский уезд был раньше в составе Самарской губернии, а Мензелинский уезд — в составе Уфимской губернии и т. д.). Таким образом, с образованием ТАССР территориальные рамки исследования несколько меняются.
Целью настоящего диссертационного исследования является создание целостной характеристики учительства Казанской губернии / ТАССР в начальный период становления советской школы, в совокупности его общественно-политических, социально-антропологических, профессионально — образовательных черт.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть политику местных советских органов по отношению к учительству;
— проанализировать социально-экономические условия жизни и труда учительства;
— выявить особенности социально-антропологических и профессиональных характеристик учительства.
Методологическую основу исследования составляют важнейшие принципы исторического познания — научность, историзм и объективизм, всесторонность и комплексность научного анализа. Характер задач, поставленных в диссертационной работе, вызвал необходимость применения, наряду с общенаучными, специальных исторических методов: систематизации, проблемно-хронологического, сравнительного, реконструктивного, комплексного, конкретно-исторического, а также критического подхода к источникам и историографии по исследуемой тематике. Кроме того, в работе использовались математико-статистические методы — средних величин, группировки и т. п.
Научная новизна исследования заключается:
— во введении в научный оборот комплекса неопубликованных источников, извлеченных из фондов НАРТ;
— в создании одного из первых исследований, специально посвященных изучению учительства Казанской губернии / ТАССР в раннесоветский период как социально-профессиональной группыв обобщении статистических сведений о социально-антропологических и профессиональных характеристиках учительства указанного периода и в сведении их в комплекс графиков, диаграмм и таблиц.
Структура диссертационного исследования соответствует поставленным задачам и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Заключение
.
Российское учительство далеко не однозначно восприняло Октябрьскую революцию и связанные с ней изменения в школьном деле. Оно часто высказывало свое отличное от официального мнение по поводу различных аспектов школьной реформы. Это определило, с одной стороны, «непопулярность» проблемы школьного учительства в советской историографии, а с другой способствовало формированию и закреплению весьма конъюнктурных подходов и тенденций в ее изучении.
Исследуемый период 1918 — начала 30-х гг. XX века был одним из трагических периодов истории нашей страны в целом и системы образования в частности. Это время было периодом становления и развития новых концепций, отражающих стратегию развития народного образования России и периодом слома и фактического забвения многовекового опыта первопроходцев российской педагогики, утверждения новых концепций, условия для которых еще не были созданы, поэтому их введение было непродуманным экспериментированием. Кроме этого, мало внимания уделялось положению учителя в обществе, хотя его знания и умения активно использовались для построения «социалистических» общественных отношений.
Проведенное исследование позволяет подвести некоторые общие итоги и сделать следующие выводы.
Местное учительство приняло активное участие в перестройке учебного процесса в Казанской губернии / ТАССР в 1918 — начале 1930;х гг.
В первый послереволюционный год учителя Казанской губернии начинают сотрудничать с советской властью и налаживать деятельность школ в губернии. Будучи людьми ответственными, учителя стремились как можно лучше провести в жизнь такие решения властей, как положение об отделении школы от церкви, принцип смешанности обучения, положение о единой трудовой школе, уравнение в правах всех школ (русских, татарских, чувашских, марийских), и процесс коренизации образования. Но в.
173 А I перестройке учебного процесса имела место торопливость. Все задуманное представители власти стремились реализовать «революционно», стремительно, несмотря на подчас отрицательные результаты, к которым приводили отмена отметок и экзаменов, попытка ввести комплексное обучение, введение некоторых новых методов обучения, несмотря на неготовность условий обучения и неготовность учителей к этим изменениям.
Попытка большевистской власти быстро и прочно закрепиться в обществе путем подавления любого инакомыслия привела к серьезному изменению состава учительства — поло-возрастного, социального и национального, что весьма понизило его образовательный уровень. Все эти изменения, происходившие на фоне крайне сложных экономических, политических и социальных процессов в обществе, очень плохого материального и нестабильного правового положения учителей, привели к снижению качества образования в школе.
В 1918 — 30-е гг. в положении учительства Казанской губернии / ТАССР выделяются 3 периода: первый период — 1917;1920 гг. Вследствие гражданской войны среди учителей преобладали женщины, а начальные школы очень заметно пополнились молодыми кадрами. В эти годы учителями в Казанской губернии работали в большинстве своем дети крестьян, священников и учителей. Среди учительства преобладали русские (точнее русскоговорящие педагоги), так как светские национальные школы еще только начинали активно открываться, а педагоги проходили подготовку и переподготовку. В эти годы происходил бурный рост образовательной сети, появлялись новые школы, учителей не хватало, кроме этого, их образование часто не соответствовало тем требованиям, которые предъявлялись к учителю. Как следствие, в Казанской губернии развивается курсовая сеть для скорейшей подготовки и переподготовки учителей, в том числе учителей, которые работали бы на татарском языке и языках других народов региона. Работа учителя в этот период проходила в весьма сложных социальных условиях. Ей мешали холод, отсутствие освещения, голод и неустроенность, которые заставляли отвлекаться на бытовые проблемы, что отнюдь не способствовало улучшению качества образования. Кроме этого, для данного периода характерно отсутствие плановости в индивидуальной и общественной работе учителей. Материальное и правовое положение учительства Казанской губернии / ТАССР резко ухудшилось.
Второй период — 1921; 1925 гг. — был также не менее сложным. Голод 1921 г. привел к резкому сокращению сети общеобразовательных школ. Однако процесс феминизации школьного учительства не прекратился. В это время легче могли выжить одинокие (без семьи и детей) учителя, так как они могли уехать из голодной местности, сопровождая учеников. Несмотря на то, что количество школ сократилось, образование учителей не стало лучше, так как более образованные люди оставляли работу учителя и искали более высокооплачиваемую, более престижную работу. В школу же приходили люди, которых вновь надо было учить, повышать их квалификацию и заниматься их переподготовкой. Что касается условий труда и материального положения, каких-либо принципиальных изменения здесь в данный период не произошло, так как, средств по-прежнему не хватало.
На протяжении третьего периода — 1925 — 30-х гг. в образовании происходят позитивные сдвиги, попытки изменить как методы преподавания в школе, так и способы работы с учебником. Вместе с тем «пробивает дорогу» осознание роли учителя в образовательном процессе и зависимости её от материального и правового положения учительства.
Для этого периода характерно продолжающаяся феминизация учительства ТАССР. Причем, если в первые послереволюционные годы женщин было много лишь среди учителей школ I ступени, то теперь наблюдался процесс увеличения их количества и среди учителей школ повышенного типа. Что касается возраста учителей, то до конца 1920х гг. происходило увеличение возраста преподавателей, которое позже, в начале 30-х гг. сменяется обратным процессом — резкого омоложения учительства.
По социальному происхождению учительства значительных изменений в этот период не произошло, так как политика большевистского руководства в отношении учителей целиком исходила из идеологических императивов. В конце 1920;х, и, особенно, к началу 1930;х гг. в составе учительства снизился процент выходцев из «нетрудовых элементов», в частности, детей служителей культа, и выросло количество выходцев из семей рабочих и крестьян среди учительства. Что касается национального состава учительства, то постепенно количество учителей разных национальностей начинает соответствовать количеству учащихся соответствующих национальностей, получавших образование на родном языке. Наиболее квалифицированные учителя были сосредоточены в городах и школах П ступени, менее квалифицированные — в сельской местности.
Данный период характеризуется некоторым улучшением условий труда учителей. Однако работа учителей не стала занимать меньше времени, а их общественная работа теперь полностью зависела от активности партийных организаций. Наряду с политизацией она становилась все более формальной. В этот период наблюдается стабилизация материального и правового положения учительства. Во всяком случае архивные документы не фиксировали большого количества жалоб учителей на бедность и правовую неопределенность своего положения.
Улучшение социально-экономических условий жизни и изменение социально-антропологических характеристик учительства, а также прекращение попыток власти изменить систему образования путем введения новых непроверенных теорий и методов привели к улучшению качества образования и воспитания школьников. Кроме того, период 1918 — начала 1930;х гг. стал временем массового политико-психологического преобразования учительского сознания, попыток приведения всех учительских индивидуальностей к единому «идеологическому знаменателю». Для достижения этой цели проводилась массированная «теоретическая» обработка, а также практиковалось поголовное привлечение к общественной" работе, занимавшей почти все внеучебное время педагога. Все эти явления не могли не сказаться на качестве преподавания.
Список литературы
- Национальный архив Республики Татарстан
- Ф. Р 228. Казанские мусульманские педагогические курсы для подготовки школьных работников I ступени (1920−21 гг.). On. 1. Ед.хр. 25, 47.
- Ф. Р 271. Отдел народного образования Казанского губернского исполнительного комитета (1918 — 1920 гг.). On. 1. Ед. хр. 8- 62- 74- 75- 81- 86- 91- 101- 103- 109- 118- 125.
- Ф. Р 282. Казанские общеобразовательные курсы № 13 Наркомата просвещения ТАССР. Оп.1. Ед.хр. 64, 81.
- Ф. Р 990. Народный комиссариат рабоче — крестьянской инспекции ТАССР. On. 1. Ед.хр. 650, 989, 1189, 1351.
- Ф. Р 992. Отдел народного образования исполнительного комитета Казанского городского Совета народных депутатов. On. 1. Ед. хр. 4- 5- 7- 13- 16- 18- 20- 21- 23- 25- 27- 28- 31- 32- 38- 44- 51- 57- 58- 59- 79- 89- 95- 96- 101- 103.
- Ф. Р 2043. Чистопольский русско-татарский педагогический техникум. Оп.1. Ед. хр. 8, 22.
- Ф. Р 5263. Центральный совет воинствующих безбожников Татарской республики. On. 1. Ед. хр. 2- 3- 4- 5- 7.
- Ф. Р 2614 Арский отдел народного образования исполнительного комитета кантонного (уездного) Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (1921−1929 гг.). Оп.1. Ед. хр. 2, 5,22.
- Ф. Р-2482 Буинского отдела народного образования исполнительного комитета кантонного (уездного) Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (1919−1930 гг.). Оп.1. Ед.хр. 2, 22.
- Ф. 315. Бугульминского отдела народного образования исполнительного комитета кантонного (уездного) Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (1917−1929 гг.). Оп.1. Ед. хр. 28, 29, 106.