Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Механизм оценки результативности системы менеджмента качества предприятия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В целом отечественные исследования в области результативности СМК достаточно интегрированы и основываются как на накопленном практическом опыте, так и на опыте теоретических изысканий. Анализ работ, раскрывающих те или иные элементы методического аппарата отдельных показателей СМК, показывает, что проблема оценки результативности СМК разработана лишь по отдельным направлениям. Многие… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ
    • 1. 1. Исследование промышленной сферы как института качества продукции
    • 1. 2. Теоретическое обоснование хаордической устойчивости ^ предприятия как фактора нормального состояния функционирования системы менеджмента качества
    • 1. 3. Разработка адаптивного механизма повышения. качества системы менеджмента качества
  • Глава 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ
    • 2. 1. Изучение и обоснование адаптивной структуры. системы менеджмента качества продукции предприятия
    • 2. 2. Проектирование процедур оценки-результативности модели делового совершенства на базе самооценки системы менеджмента качества предприятия
    • 2. 3. Оценка качества процедур результативности модели самооценки системы менеджмента качества предприятия
  • Глава 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ
    • 3. 1. Программно-целевое формирование процедур оценки результативности системы менеджмента качества предприятия
    • 3. 2. Развитие модели оценки результативности системы менеджмента качества предприятия
    • 3. 3. Формирование политики в области качества предприятия по данным оценки результативности системы менеджмента качества

Механизм оценки результативности системы менеджмента качества предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Промышленная сфера (ПС) экономики России находится в стадии эволюционного развития. Трёхмерная вербальная модель в виде схемы Ф управления, промышленным предприятием (III1) Сент-Геллена отражает новую концепцию менеджмента качества, построенную на постулате взаимосвязи общего’менеджмента ПП с менеджментом качества. В-ней имеются три уровня качества управления: нормативный, стратегический, оперативный (текущий) — три аспекта: структура системы менеджмента качества (СМК), состояние функционирования СМК, миссия, видение и кредо СМКтри составляющие: результативность СМК, качество СМК и динамика СМК. Модель направлена на формирование устойчивого развития ПП. При этом качество оказывается тем ключевым" фактором, которое увязывает одномерные подходы в многомерном процессе оценки результативности СМК и обеспечивает устойчивое состояние функционирования ПП с постоянной ориентацией на потребителей, которые являются главными оценщиками качества.

Оцениванием обычно называют приписывание определённого количества баллов собственным параметрам СМК. Под оценкой качества понимают, с одной стороны, процесс оценивания, а с другой — её результат. Оценка качества СМК рассматривается как совокупность операций, осуществляемых в зависимости от видения СМК и включающих набор номенклатуры показателей качества СМК, определение численных значений этих показателей по сравнению с базовыми (конкурентными, эталонными и т. п.).

Критерий в отличие от показателя, который характеризует сопоставление СМК только с одной стороны, предназначен для всесторонней оценки альтернатив с учётом их существенных свойств и особенностей. Для проведения’процедуры оценивания используется единая мера, или шкала, в кото Хачатуров А. Е., Куликов Ю. А. Основы менеджмента качества. М.: Дело и сервис, 2008. С 76.

Шокина Л. И. Оценка качества менеджмента компаний. М.: КНОРУС, 2009. 344 с. рой соизмеряются различные сочетания показателей. При проведении оценок результативности СМК, как правило по определённым механизмам, применяются рейтинговые методы с учётом* весомости каждого показателя, которые являются разновидностью экспертных методов оценивания.

Недостаточность научной, проработки этих проблем определяет актуальность темы диссертационного исследования, её выбори круг рассматриваемых вопросов.

На различных уровнях научной абстракции проблемы оценки результативности СМК предприятий устойчивого состояния функционирования исследовались по определённым направлениям.

Первые подходы к оценке качества продукции предложены в работах Аристотеля, JI. Вальраса, Г. Гегеля, Дж. Локка, К. Маркса, К. Менгера,.

B. Парето, П. Самуэльсона, Ф. Эджуорта.

Проблемы функционирования СМК продукции предприятия сложны и многогранны. Наиболее существенный вклад в методологию исследования внесли научные труды Г. Г. Азгальдова, В. Я. Белобрагина, A.A. Богданова, Б. И. Герасимова, A.B. Гличева, Д.Є. Демиденко, Н.Д. Ильенковой" Дж. Кам-панеллы, Ю. А. Куликова, В. А. Лапидуса, C.B. Мищенко, В. В. Окрепилова,.

C.B. Пономарева, А. Е. Хачатурова, В. Е. Швеца, Дж. Ч. Шоттмиллера и др.

Разработкой проблем мониторинга результативности менеджмента качества занимались зарубежные исследователи В. Деминг, Д. Джуран, К. Исикава, Ф. Кросби, Г. Тагути, А. Фейгенбаум, Дж. Харрингтон, У. Шухарт и др.

Отечественная школа мониторинга результативности СМК представлена работами Ю. П. Адлера, М. Бруна, В. Г. Версана, О.В. Ворон-ковой, Д. Георги, Е. М. Карлика, А. Н. Кожевникова, Т. И. Леоновой, K.M. Рахлина, В. А. Самородова, Л. Е. Скрипко, С. Е. Щепетовой и др.

В целях развития теоретической базы анализа и оценки результативности СМК необходимо выявить множество подходов в исследованиях учёных-экономистов к определению, содержанию, критериям анализа и оценки результативности устойчивых предприятий.

В большинстве работ И. В. Грошева, О. Ю. Гардашниковой, Б.А. Рай-зберга, Р. Ю. Симионова, JI.C. Сосненко, Е.М. Улановой"и других отмечается важность изучения проблем анализа' и оценки результативности СМК в рамках системного подхода к управлению качеством продукции. Системный подход позволяет сформировать, комплексную оценку результативности использования СМК и выявить резервы, что в совокупности определяет конкурентоспособность предприятия и служит гарантом эффективной реализации управленческих решений.

Вопросы устойчивости и устойчивого развития предприятий нашли отражение в работах JI. Дитриха, О. Д. Евсеева, B.C. Ефремова, В. А. Кардаща, Н. Д. Кондратьева, Р. Коуза, В. Леонтьева, Д. С. Львова, С. Майерса, Н. К. Моисеевой, Дж. Николса, С. Л. Оптнера, М. Питерса, В. В. Пугачёва и др. В этих работах раскрывается* сущность экономической устойчивости, показаны её факторы, даются основные направления" повышения устойчивости.

Различные методические аспекты проблемы определения1 результативности СМК получили разработку в трудах М. К. Варгина, В. Н. Галеева, B.C. Дубинина, Ю. Р. Еналеевой, Т. Конти, C.B. Рыбалкина, Т. А. Салимовой, А. Ю. Сизикина, В. Е. Швеца, Н. С. Яшина и др.

В целом отечественные исследования в области результативности СМК достаточно интегрированы и основываются как на накопленном практическом опыте, так и на опыте теоретических изысканий. Анализ работ, раскрывающих те или иные элементы методического аппарата отдельных показателей СМК, показывает, что проблема оценки результативности СМК разработана лишь по отдельным направлениям. Многие теоретические и научно-прикладные вопросы развития СМК в силу их многогранности и мно-гоуровневости не учитывают особенности систем качества отдельной отрасли и соответственно особенности выпускаемой продукции. Следовательно, встает вопрос о необходимости разработки соответствующей методики опре5 деления результативности сбалансированных показателей СМК, и к их решению необходимо подходить комплексно, с учётом степени удовлетворённости различных групп, заинтересованных в устойчивомфункционировании предприятия.

Из сказанного выше вытекает необходимость создания целостной научно-обоснованной теории и практики формирования и развитиямеханизма оценки результативностиСМК предприятия.

Целью диссертационногоисследования является научное обоснование и разработка механизма оценки результативности СМК предприятия.

В ходеисследованиявыделены три подцели с соответствующими задачами:

1. Теоретическое обоснование механизма оценки результативности системы, менеджмента качества предприятия (исследование промышленной сферы как института качества продукциитеоретическое обоснование хаор-дической устойчивости предприятия как фактора нормального состояния функционирования системы менеджмента качества предприятияразработка адаптивного механизм повышения качества системы менеджмента качества).

2. Методическое обоснование механизма оценки результативности системы менеджмента качества предприятия (изучение и обоснование адаптивной' структуры системы менеджмента качества продукции предприятияпроектирование процедур оценки результативности модели делового совершенства на базе самооценки системы менеджмента качества предприятияоценка качества процедур результативности модели самооценки системы менеджмента качества предприятия).

3. Практическая реализация механизма оценки результативности системы менеджмента качества предприятия (программно-целевое формирование процедур оценки результативности системы менеджмента, качества предприятияразвитие модели оценки результативности системы менеджмента качества предприятияформирование политики в области качества предприятия по данным оценки результативности системы менеджмента качества).

Объект исследования: предприятия, внедрившие систему менеджмента качества.

Предмет исследования: организационно-экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе формированиямеханизма оценки результативности системы менеджмента качества предприятиянацеленного на эволюционное развитие.

В' качестве методологической базы диссертации использовались диалектические принципы, позволившие выявить основные собственные характеристики исследуемых явлений, процедур, процессов и их взаимосвязи, а также определить тенденции их становления и развития. В’процессе исследования были применены такие научные методы как анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, выявление причинно-следственных связей, индукция, дедукция, системный подход, а также экономико-математический инструментарий и методы экспертных оценок, которые использовались при рассмотрении проблем оценки результативности СМК предприятия по модели самооценки менеджмента качества предприятий.

Теоретической* основой анализа задач, поставленных в диссертации, послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в. области управления качеством продукции, теории и методологии СМК, институцио-нализма, статистики, стандартизации, теории функционирования и развития предприятий. При рассмотрении предметной области исследования использовались нормативно-правовые акты РФ, регулирующие исследуемые явления, процедуры и процессы, официальные статистические данные, а также результаты авторских опросных исследований, материалы научной периодической печати и сети Интернет.

Работа выполнена в рамках п. 13.15. «Анализ и оценка результативности и эффективности систем менеджмента качества предприятия (организации)» Паспорта специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: стандартизация и управление качеством продукции.

Научная новизна исследования заключается в разработке теоретико-методического аппарата формирования и развития механизма оценки результативности системы менеджмента качества предприятия на базе процедур модели делового-совершенствования устойчивого состояния функционирования менеджмента качества предприятия.

В результате проведенного исследования в диссертационной работе сформулированы и обоснованы следующие научные положения:

• выявлены институционально-структурные динамические изменения «пирамиды» качества-промышленной сферы РФ: предприятие, продукция и СМК. Рыночная* конъюнктура выделяет при этом этапы реформирования и развития «пирамиды» качества промышленной* сферы России: I — этап децентрализации (формирование качества) — 1 Г — приватизационный этап (обеспечение качества) — III — социальный этап (контроль качества) — IV — институционально-программный этап (программно-целевое управление качествомV — этап робастности СМК предприятий (устойчивость показателей качества во времени);

• введено в научный оборот понятие «состояние функционирования СМК» как ключевая собственная характеристика качества СМК. Данное понятие выделяет «нормальное состояние функционирования СМК», характеризующее уровень устойчивой зрелости СМК по результатам оценки результативности СМК. Такая адаптация формирует соответствующую шинную структуру СМК с выделением шины результативности и сервисной шины, обеспечивающей переход СМК от текущего состояния функционирования к нормальному устойчивому состоянию функционирования за счёт выявления при этом резервов повышения результативности СМК;

• в шинной структуре состояния функционирования СМК обосновано формирование надсистемы оценки результативности СМК, процедуры оценки которой реализуются методом нисходящего проектирования по модели делового совершенства менеджмента качества Ш1. При этом качество формируется как информация отображения собственных характеристик объекта качества, удовлетворяющих требования рыночной конъюнктуры и развитие качества осуществляется в рамках информационной* парадигмы качества- .

• разработан системно-процессный механизм формирования? оценки результативности СМК предприятия: как комплементарное объединение рыночного позиционирования предприятия, миссии, видения и кредо? СМК, системы мониторинга, системы самооценкирезультативности СМК, на базе модели деловогосовершенствования" процессов. СМК, экономического ин-ституционально-бенчмаркингового регулятора: с: блоком^ регулируемых уставок по результативности взаимодействия миссии,-видения! и?, кредо"СМК, индикатора результативности^ циклов PDCA и SDCA (Р — plan (планирование), S — Standard (стандартизация) — D>— do (выполнение), С — control (контроль), А — action (действие)), как регулирующего экономического инструмента^СМК и управляющих! решений i в форме. обратных: связей управления, механизмом оценки' результативности СМК. При этом выявлена высокая? интенсивность восстановления работоспособности блока самооценкипо результатам анализа графа состояния менеджмента качества предприятия: с непрерывным контролем и восстановлением: процессов самооценки.

Положения, рекомендации и выводы диссертационного исследования ориентированы на широкий круг специалистов, занимающихся, вопросами формирования СМК предприятий, нацеленных на эволюционное развитие.

Самостоятельное практическое значение имеют:

• принципы устойчивого состояния функционированияпозволяющие выявить комплементарное взаимодействие жизненного цикла СМК. Это позволяет на практике реализовать стратегию глобального менеджмента качества — TQM (Total Quality Management) и адаптировать к промышленной практике семейство международных стандартов серии ИСО 9000, ИСО 14 000 и др.- •.

• процессная: реализация процедур оценки результативности: СМК предприятия на базе: модели делового совершенства менеджмента качества предприятия методом нисходящего проектирования-, что позволило выявить ядро механизма оценки результативности СМК, образованное системным.

I ' взаимодействием феноменологий качества и-информации;

I I.

• состояние! функционирования СМК предприятия с непрерывным.

I 1 контролем по процедурам системы* оценки результативности. СМК и восстановлением работоспособности, что позволяет количественно оценить коэф.

I I ' фициент готовности системы" оценки результативности СМК в области ме.

I I неджмента качества предприятий по процедурам модели делового совершен) ства бизнеса. !

Исследование выполнено в рамках НИР ГОУ ВПО ТГТУ, проводи1 мых в соответствии с Единым заказ-нарядом на тему: «Качество объектов микро-, мезои макроэкономики, бухгалтерского учёта, экономического анализа, аудита игфинансово-кредитной деятельности».

Предложенный механизм оценки результативности СМК апробирован и принят к использованию ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (Липецк) — Фондом профессионального образования и инновационной деятельности торгово-промышленной палаты РФ (Москва), а также управлением инновационной, промышленной политики и транспорта Липецкой области (Липецк), что подтверждено соответствующими справками.

Основные положения диссертации получили апробацию на различных всероссийских, международных и национальных конгрессах, конференциях и семинарах, прошедших в 2008 — 2011 гг., где были представлены док" лады и сообщения автора, большинство из которых опубликованы. Среди них можно выделить: Международную научно-практическую конференцию «Качество науки — качество жизни» (Тамбов, 2009) — Международную научно-практическую конференцию «Роль науки в устойчивом развитии общества» (Тамбов, 2009) — Международную научно-практическую конференцию «Проблемы рынка труда: пути их решения» (Тамбов, 2008) — Международную научно-практическую конференцию «Наука на рубеже тысячелетий» (Тамбов, 2008) — Международную научно-практическую конференцию «Прогрессивные технологии развития» (Тамбов, 2008).

Результаты исследования использованы в учебном процессе экономического факультета ГОУ ВПО ТГТУ для подготовки экономистов по специальностям: 08.01.05 «Финансы и кредит», 08.05.02 «Экономика и управление», 08.05.07 «Менеджмент организации», 08.01.11 «Маркетинг», что подтверждено соответствующими справками.

Содержание диссертации отражено в 11 авторских публикациях общим авторским объемом 8,06 печ. л., в том числе в ведущих рецензируемых журналах ВАК опубликовано 4 статьи авторским объемом 2,1 печ. л.

Структура работы определена поставленной целью и последовательностью решения сформулированных задач и построена по проблемно-тематическому принципу. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Выводы о результативности функционирования процесса 1.1 «Планирование Системы менеджмента качества»:

— оперативные цели в области качества, определенные на 2009 год, достигнуты;

— Система менеджмента качества ОАО «HJIMK" — соответствует установленным требованиям, что подтверждают результаты внешних аудитов органом ТЮФ СЕРТ и внутренних аудитов Системы менеджмента качества в структурных подразделениях ОАО «НЛМК»;

— Политика и цели ОАО «НЛМК» в области качества направлены на удовлетворение ожиданий и требований потребителей, что подтверждают показатели результативности процесса «Оценка удовлетворенности потребителя» и показатели работы ОАО «НЛМК».

Из приведенных данных следует, что процесс результативен и стабилен, так как большинство запланированных мероприятий выполнено.

Для функционирования процессов Система менеджмента качества должна быть обеспечена человеческими и финансовыми ресурсами, соответствующей инфраструктурой и производственной средой. Обеспечение процессов необходимыми ресурсами осуществляют в рамках руководящих процессов менеджмента ресурсов.

Для обеспечения процессов Системы менеджмента качества подготовленным персоналом, выполняющим работы, влияющие на качество продукции определен один из руководящих процессов — 1.3.1 «Подготовка и повышение квалификации персонала». В рамках этого процесса Управление профессионального развития персонала определяет необходимость в обучении персонала, планирует, осуществляет и контролирует качество обучения.

Данные о подготовке и повышении квалификации кадров ОАО «НЛМК» за 2010 год представлены в таблицах 3.8 и 3.9.

Результативность данного процесса оценивают по трем показателям:

— фактические затраты на подготовку кадров в год;

— количество работников, прошедших итоговый контроль полученных знаний, к общему количеству работников, прошедших обучение;

— показатели производительности труда.

Сведения о динамике изменения производительности труда и производства стали на одного работника представлены в таблице 3.10.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

По результатам данной: работы можно сделать следующие основные выводы:

1. Качество продукции и менеджмент качества !!! как экономические: категории многоаспектны и многомерны. Функциональные: характеристики' качества продукции проявляются на всех уровнях функционирования ПП через его менеджмент качества: Данные особенности формирования, качества продукции и | менеджмента качества: Г1П как экономических категорийвыявили, что в условиях рыночных отношений основные, экономические законы, статические и динамические, законыразвития ПП, а также общие законы экономического функционирования предприятия проявляют себя интегральным' образом и позволяют выявитьзакономерность непрерывного идинамичного. совершенствования" качества продукции 'й менеджмента качества: постоянное улучшение, и совершенствование качества продукции через менеджмент качества-!111 является-динамичным и непрерывным процессом развития, устойчивого и эффективного функционирования ПП, обеспечивающим его выживание. Каждая1 группа вышеперечисленных экономических, законов определяет поле законовна пересечении которых формируется поле законов качества ПП, с вектором развития его менеджмента качества как объективной закономерности динамики рыночных отношений 1111- Это в свою очередь дополняет и развивает представление о качестве продукции ПП как комплексном явлении, формирующем соответствующие экономические и специфические исторические формы общественных отношений.

2. Системные исследования качества продукции и менеджмента качества 1111 как экономических категорий, выявили, что их динамичное развитие происходит по-образным кривым. Непрерывное совершенствование качества продукции формируют следующие основные этапы: борьба, выживание, конкуренция, расширение рынка, повышение производительности, удовлетворение потребителя. Непрерывное развитие менеджмента качества ПП обосновывают: качество продукции, качество процесса, качество деятельности, качество менеджмента, качество разработки, качество предприятия. Для сохранения конкурентного преимущества на рынке каждое предприятие должно постоянно развивать менеджмент качества через обновлениесовершенствование и улучшение-качества своей продукции.

3. Стратегия развития результативности менеджмента’качества-в соответствии с концепцией TQM базируется на категории самооценки менеджмента качества ГШ. Систематизация отечественного и зарубежного опытав. областименеджмента качества и. самооценки менеджмента-качества ГШ, выявили следующее: оценку эффективности менеджмента качества целесообразно проводить по результатам самооценки состояния функционирования ПИ. Самооценка менеджмента качества Ш1 обеспечивает систематический и всесторонний анализ деятельности и результатов, дающих общее представление о функционировании предприятия и степени развития его менеджмента качества, что позволяет определить области, нуждающиеся в улучшении и* приоритеты.

4. Методической основой механизма оценки результативности СМК Uli является концепция TQM, которая не ограничивается-строгими требованиями и представляет руководителям большой набор подходов и-методов для выполнения требований стандартов, тем самым отвечает на вопрос, как обеспечить и улучшить качество продукции ПП.

5*. Изучение, систематизация" и классификация зарубежных и отечественных премий качества по классификационному признаку менеджмента качества показали, что их различия не принципиальны и обусловлены спецификой той или иной страны. Технология самооценки ПП (подробного и всестороннего анализа деятельности предприятия и определения степени ее соответствия модели, установленной премией в области-качества) и критерии разных премий качества, в общем, схожи. Суть оценки состоит в том, что в основу любой премии качества заложены критерии, каждый из которых имеет свой удельный вес, очки или баллы. Критерии, получившие низкую оценку, покажут те направления деятельности, которые нуждаются в улучшении.

6. Решение проблем качества продукции и менеджментакачества ГШ следует начинать в первую очередь с самооценки его менеджмента качества (как центральной части концепции TQM) по критериям национальной премии качества и разработке: на этой — основемероприятий— по совершенствованию функционирования хозяйственной деятельности предприятия.

7. Систематизация и классификация методов' самооценки менеджмента качества ПП по разным классификационным признакам выявилшсл едующее: во-первых, каждаяизпремийкачестваразработаналибодлякрупнойкомпа-нии, либодля-малого предприятияво-вторых, самооценка. по критериям крупных предприятий трудоемка и носит элемент субъективности, а крите-рии*самооценки малых предприятий не достаточны-:^ третьих, наиболее универсальной является Европейская премия качества, так как, она была интегрирована, или является базой’премийза качество-других стран.

8. Методика построения дерева целей результативности СМК предприятия, позволяющая оперативно выявить и систематизировать факторы^ которые должны быть учтены при построении целевойфункцию управления шог-раничений при принятии решений по самооценке менеджмента качества ГШ ¦ в условиях неопределённости. Было установлено, что если системный анализ проблем менеджмента качества осуществляется одним коллективом, то в состав дерева целей ГШ следует включать лишь собственно цели, непосредственно определяющие показатели эффективности функционирования 1Ш, и не включать, пути (средства) достижения этих целей.

9. Разработаны элементы информационно-аналитического^ обеспечения механизма’оценки результативности СМК ГШ, включающие глоссарий терминов и определений и технологию самооценки менеджмента качества. Эта аналитическая информационно-поисковая система позволяет сократить временные, финансовые и людские ресурсы для оперативного решения проблем самооценки менеджмента качества на предприятии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ГОСТ' Р 40.003−2000. Система сертификации ГОСТ Р: Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации систем качества и сертификации производств. — М.: Издательство стандартов, 2001. — 43 с.
  2. ГОСТ Р 50 779.42−99 (ИСО 8258 1991). Статистические методы. Контрольные карты Шухарта.
  3. ГОСТ Р 51 814.2 2001. Системы качества в автомобилестроении. Метод анализа видов и последствий потенциальных дефектов. — М.: ИПК «Издательство стандартов», 2001. — 17 с.
  4. ГОСТ Р ИСО 9000 2001. Системы менеджмента качества. Основные положения-и словарь. — М.: ИПК Издательство стандартов, 2001. — 30 с. «' ----------
  5. ГОСТ Р ИСО 9004 — 2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. — М.: Издательство стандартов, 2001.- 52 с.
  6. ГОСТ Р ИСО 9001−2008 Системы менеджмента качества. Требования М.: Стандартинформ, 2009.
  7. Международный стандарт ИСО 9000−2000. Системы менеджмента качества — основы и словарь.
  8. Международный стандарт ИСО 9001−2000. Системы менеджмента качества. Требования. •
  9. Международный стандарт ИСО 9001−2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.1. Материалы сети Интернет
  10. Ассоциация Деминга: http: // www.deming.ru /TehnUpr /SamSisUprOrg.htm.
  11. Европейская модель делового совершенства: www/kcc.ru/rus/model/php.
  12. Официальный* сайт открытого акционерного «общества «Новолипецкий метал лypгичecкийкoмбинaт"http://www.nlmk.ru.
  13. Официальный сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт): http ://www. gost.ru.
  14. Официальный сайт Всероссийского научно-исследовательского института сертификации: http://www.vniis.ru.
  15. Официальный сайтФГУП «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» («Стандартинформ»): http://www.gostinfo.ru.
  16. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России): http://mon.gov.ru.
  17. Официальный сайт Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской. Федерации http://vak.ed.gov.ru.
  18. Официальный сайт ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет»: http://www.tstu.ru (дата обращения: 17.03.2011).
  19. Материалы съездов, конференций, симпозиумов^
  20. Наука и устойчивое развитие общества. Наследие В. И. Вернадского: Сборник материалов 3-й международной научно-практической конференции: 25−26 сентября 2008 г. Тамбов: Издательство ТАМБОВПРИНТ, 2008.-470 с.
  21. Наука на рубеже тысячелетий- Сборник материалов «7-ой международной* научно-практической конференции: 29−30 сентября 2010 г. — Тамбов: Издательство, ТАМБ0ВІТРИНТ, 2010.-110 с:
  22. Проблемы рынка труда и занятости: ііутш их~ решения- Сборник материалов 3-й4 международной- научно-практической конференции: — 14 декабря 2007 Тамбов: Издательство їТАМБОВПРИНТ, 2007. С. 61- 641
  23. Проблемы управления экономикой в: трансформируемом» обществе: сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2006. С. 91- 93-
  24. Прогрессивные технологии* развития «Progressive- technologies of Development»: сб. научных статей 3-й- Международной научно-практической конференции. Тамбов: ОАО «Тамбовполиграфиздат», 2006. С. 139 — 1421
  25. Региональные хозяйственные системы: — проблемы развития: Сборник научных статей / Тамб. гос: техн. ун-т. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2001. 352 с.
  26. Современные проблемы науки: Сборник материалов 1-й международной научно-практической конференции: 27−28 марта 2008 г. — Тамбов: Издательство ТАМБОВПРИНТ, 2008. С. 251 -253.
  27. , Ю.П. Система экономики качества / Ю. П. Адлер, С. Е. Щепетова. М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. — 182 с.
  28. , JI.H. Управление качеством продукции промышленного предприятия в целях повышения его конкурентоспособности : монография / Л. Н. Алтунина. Курск, Изд-во РОССИ, 2006. — 192 с.
  29. , Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. М.: РИА «Стандарты и качество», 2004. — 272 с. 39. • Аристов, О. В. Управление качеством / О.В.-Аристов. М.: ИН-ФРА — М.2003. — 240 с.
  30. , Л.Е. Управление качеством : учеб. / Л. Е. Басовский, В. Б. Протасьев. -М.: ИНФРА-М, 2002.-212 с.
  31. , В.Я. Региональная экономика: проблемы качества / В.Я. Белобрагин- M.: АСМС, 2001. 282 с.155
  32. , С.А. Механизм оценки результативности системы менеджмента качества предприятия / С. А. Бирюков — Тамбов: Издательство ТАМБОВПРИНТ, 2011. 80 с.
  33. , И.А. Регулирование затрат на обеспечение качества продукции / И: А. Будищева, Я. Д. Плоткин. — Mf.: Издательство стандартов, 1989.- 184 с. '
  34. , С.А. Управление качеством продукции / С. А. Варакута М.: ИНФРА — М, 2001. — 207 с. (Серия «Вопрос — ответ»).
  35. , В.Г. Интеграционное управление качеством. Новые возможности и пути развития / В. Г. Версан. — М.: Изд-во Акад. Информации, 1994.-86 с.
  36. Всеобщее управление качеством: учебник для вузов / О. П. Глудкин, Н. М. Горбунов, А. И. Гуров, Ю. В. Зорин. М.: Горячая линия -Телеком, 2001.-600 с.
  37. Д.А. Управление производством на базе стандартов MRP II 2-е изд.- Питер, 2005.-416 с.
  38. , Б.И. Эффективные стратегии научно-технического прогресса: парадигмы качества / Б. И. Герасимов. — Тамбов: Тамб. гос. техн. ун-т. 1998.-72 с.
  39. , Б.И. Качество в системе управления предприятием / Б. И. Герасимов, А. Ю. Сизикин. М.: Машиностроение, 2000. — 104 с.
  40. , Б.И. Экономические теории качества: генезис теории и практики системного подхода / Б. И. Герасимов, С. П. Спиридонов, М. В. Смагин. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2001. — 132 с.
  41. , Е.Б., Герасимов, Б.И., Сизикин, А. Ю. Управление качеством / Е. Б. Герасимова, Б. И. Герасимов, А. Ю. Сизикин. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007.-256 с.
  42. , С.А. Методы и рыночная технология экономического управления / С. А. Жданов. М.: «Дело и сервис», 1999. — 272 с.
  43. , С.А. Основы теории экономического управления предприятием: учебник / С. А. Жданов. М.: Издательство «Финпресс», 2000. — 384 с.
  44. , H.JI. Экономика промышленного предприятия: учебное пособие / Н. Л. Зайцев. М.: ИНФРА — М, -1996. -^284х.
  45. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / пер. с англ. М. ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004.-320С.
  46. , М.М., Иванов, Б.В., Корешков, В.Н., Схиртладзе, А. Г. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: Учебное пособие / М. М. Канне, Б. В. Иванов, В. Н. Корешков, А. Г. Схиртладзе СПб.: Питер, 2008.
  47. Качество в 21 веке. Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития / под ред. Т. Конти,"Е: Кондо, Г. Ватсона / пер. с англ. Раскина А. М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. — 232 с.
  48. Квалиметрия и управление качеством. Инструменты управления качеством: Учебное пособие / C.B. Пономарёв, C.B. Мищенко, Б. И. Герасимов, A.B. Трофимов. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. — 80 с.
  49. , A.B. Управление качеством: учебное пособие / A.B. Квитко. М., 2005. — 157 с.
  50. , Г., Страттон, А, Хелблинг, Дж. Учебник по методологии функционального учета затрат (Activity-Based Costing). — M.: ВИП Анатех, 2000. * '
  51. , A.B., Герасимов, Б.И, Сизикин, А. Ю. Экономический анализ премий качества: Монография / Под науч. ред. д.э.н., проф. Б. И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. ун-та, 2006. — 108 с.157
  52. , В.Ф. Процессы управления организацией / B.O.s Корольков, В. В. Брагин. —Ярославль: Яртолеком, 2001. — 416 с.
  53. , Ф. Маркетинг. Менеджмент. Экспресс-курс / Ф. Котлер — пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 464 с.
  54. , Н.В. Мониторинг сети процессов системы менеджмента качества образовательной организации : монография / Н. В. Кошкарева. Красноярск: Изд-во СибГТУ, 2006. — 120 с.
  55. , Г. Р. Управление производительностью* и* качеством: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации» Модуль 5 / Г. Р. Кремнев. М.: «ИНФРА-М», 1999. — 312 с.
  56. М.Г. «Менеджмент систем качества» изд. «Деловая книга», Mi, 1997 г-69: Крук Д. М. «Организация, планирование и управление промышленным предприятиям, учебник для экономических специальностей ВУЗов, Экономика, Москва: 2001.
  57. , В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях / В. А. Лапидус // Гос. ун-т управления- Нац. фонд подготовки кадров. — М.: ОАО «Типография «Новости», 2000. 432 с.
  58. , Л.М. Синергизм интегрирования системы менеджмента качества промышленного предприятия : монография / Л. М. Левшин. — Красноярск: СибГТУ, 2006. 127 с.
  59. , Д.С. Экономика качества продукции / Д. С. Львов. М.: Экономика, 1972. — 316 с.
  60. , М., Данбар, Я. Сегментирование^ рынка: Практическое руководство / Пер. 2-го англ. издания. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2002.-288 с.
  61. , Е. Процессы планирования в экономике: информационный аспект / Е. Майминас. М.: Экономика, 1971. — С. 35 — 36.
  62. Методы управления затратами и качеством продукции: учебное пособие / В. Э. Керимов, Ф. А. Петрище, П. В. Селиванов, Э. Э. Керимов. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. — 108 с.158
  63. , Б.З. Теория организаций / Б. З. Мильнер. — М.: Инфра-М, 1998. -336 с.
  64. , Э.В., Кричевский, M.JI. Качество ¿-«конкурентоспособность / Э. В. Минько, М. Л. Кричевский. СПб.: Питер, 2004. — 268 с.
  65. , Е.А. Основы.бенчмаркинга / Е. А. Михайлова. — М.: Юрист, 2002.-110 с.
  66. , С.С. Управление устойчивым развитием малого, предпринимательства в ЦЧР • : Монография / С. С. Морковина. — Воронеж: «Новый взгляд», 2008. — 373 с.
  67. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: учебник / А. И. Харламов, О. Э. Башина, В. Т. Бабурин и др. — Под ред. А. А. Спирина, О. Э. Башиной. — 4-е изд. М.: Финансы и статистика, 1997. — 296 с.
  68. Основы современного менеджмента качества. — М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1998. —208 с.
  69. Основы управления персоналом: учеб. для вузов / Б. М. Генкин, Г. А. Кононова, В. И. Кочетков и др. — под ред. Б. М. Генкина. М.: Высш. шк., 1996.-383 с.
  70. , C.B., Мищенко, C.B., Белобрагин, В. Я. Управление качеством продукции. Введение в системы менеджмента качества: Учебное пособие / C.B. Пономарёв, C.B. Мищенко, В. Я. Белобрагин,» / М.: РИА «Стандарты и качество». 2004. — 248 с.
  71. , Х.К. Универсальная система показателей деятельности— М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 352 с.
  72. Ю.И. Управление качеством : учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 174 с.
  73. , Б. Лекции об аудите качества / Б. Робертсон // Пер. с англ. — Под общей ред. Ю. П. Адлера. Изд. 2-е, испр. М.: Редакционно-информационное агентство «Стандарты и качество», 2000. — 264 с.
  74. Ш. Розова, Н. К. Менеджмент качества / Н! К. Розова — СПб.: «Вектор», 2005. -192 с.
  75. Руководство для организаций-участников конкурса2.003 года // Совет по присуждению премий правительства РФ в области качества — Ростехрегулирование. — (http//www.vniis.ru). — 35 с.
  76. , К.Н. Формирование и развитие регионального кла.стера жизнеобеспечения: Монография / К. Н. Савин Москва: Изд-во «Экоао^и ка», 2009 — 220 с.
  77. , Т.А. История управления качеством : учебное пособие / Т. А. Салимова, Н. Ш. Ватолкина. М.: КНОРУС, 2005.--. 256 с.
  78. , М.З. Менеджмент качества и обеспечение качества продукции на основе на основе международных стандартов ИСО / jyj- g Свиткин, В. Д. Мацута, K.M. Рахлин. СПб.: Изд-во СПб картфабризсн: 1Е5СЕ ГЕИ, 1999.-403 с.
  79. , М. Н. Качество измерений / М.Н. Селиванов^ ^ 3 Фридман, Ж. Ф. Кудряшова. JL: Лениздат, 1987. — 287 с.
  80. , И.В. Экономика предприятия : учеб. пособие /jg Сергеев М.: Финансы и статистика, 1997. — 304 с.
  81. , А.Г., Латышев, М.В. Сертификация^"-Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 2.48 с
  82. , М.Е. Модели для TQM / М. Е. Серов. СМЦ «Приор)яТет» 1998.-64 с.
  83. , М.Е. Основные концепции и методология TQM / 3VX. I? Се ров. СМЦ «Приоритет». 1998. — 56 с.
  84. , В.И. Проблемы экономики и качества продукции / В. И. Синько. М.: Экономика, 1971. — 263 с.
  85. , Н.Г. Организационно-экономические подходы ic оцен ке затрат на качество образовательной организации-: монографии / Н. Г. Синькова. Красноярск: Изд-во СибГТУ, 2006. — 117 с.
  86. Системный анализ и структура управления / под. ред. В.Г. ХЦ0ри-на. М.: Знания, 1975. 303 с.
  87. Современный менеджмент: теория и практика / А. Г. Комаров,. А. Р. Кудашев, A.A. Брандукова, Г. Г. Муфтиев: под ред. А. Г. Комарова, Г. Г. Муфтиева. СПб.: Питер, 2004. — 432 с.
  88. В.Дж. Управление производством / пер. с англ. — М.: Бином- Лаборатория базовых знаний, 2002. 928 с.
  89. , А.Н. Экономический анализ системы' менеджмента экологического качества промышленного предприятия : монография / А. Н. Торопцева, Б. И. Герасимов. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. — 148 с.
  90. , В.Г. Качество машиностроительной продукции / В. Г. Туркин, Б. И. Герасимов, В. Д. Жариков- Под науч. ред. Б. И. Герасимова. Тамбов: Изд-во «Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. 104 с.
  91. TQM 21. Проблемы, опыт, перспективы. Вып. 1 / Под ред. В. Л. Рождественского и В. А. Качалова. -М.: ИздАТ, 1997. — 192 с.
  92. TQM 21. Проблемы, опыт, перспективы. Вып. 2 / Под ред. В. Л. Рождественского и В.А."Качалова. — М.: ИздАТ, 1997. — 288 с.
  93. Управление качеством: учебное пособие / Б.И. Герасимов- Н. В. Злобина, С. П. Спиридонов. -М.: КНОРУС, 2005.-272 с.
  94. , Т.Н. Управление затратами на качество > продукции: отечественный и зарубежный опыт: монография / Т.Н. Харламова- Б. И. Герасимов, Н. В. Злобина. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. — 108 с.
  95. , Дж. Управление качеством в американских корпорациях / Дж. Харрингтон. — М.: Экономика, 1990. 323 с.
  96. Хачатуров, А.Е.,'Куликов, Ю.А. Основы"менеджмента качества / А.Е. Хачатуров^ Ю. А. Куликов. М: Дело и сервис, 2003, С. 76
  97. , М. 6 SIGMA / М. Хэрри, Р. Шредер. М.: Эксмо, 2003.-464 с.
  98. , В.Е. Стимулирование повышения качества продукции и труда / В. Е. Швец. — М.: Изд-во стандартов, 1983. — 168 с.
  99. , Ш. Е. Идентификация в системах управления. / Ш. Е. Штейнберг. — М.: Энергоатомиздат. — 1987. — 80 с.
  100. , Л.И. Оценка качества менеджмента компаний / Л. И. Шокина М.: КНОРУС, 2009. — 344 с.
  101. , Дж. Маркетинг / Дж. Эванс, Б. Берман — сокр. пер. с англ. -М.: Экономика, 1990.
  102. Эконометрика: учебное пособие / A.B. Гладилин, А. Н. Герасимов, Е. И. Тромов. -М.: КНОРУС, 2006. 232 с. ¦ — - —
  103. Экономика качества. Основные принципы и их применение / под ред. Дж. Кампанеллы / пер. с англ. А. Раскина / науч. Ред. Ю. П. Адлер и С. Е. Щепетова. М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. — 280 с.162
  104. Экономический анализ качества страхования: монография / A.B. Тен, Е. К. Румянцев, Б. И. Герасимов, А. Ю. Сизикин. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. 96 с.
  105. , А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие / А. Ю. Юданов — 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001 — 304 с. 1. Статьи
  106. , Ю., Шпер, В.Л. Истоки статистического мышления // Методы менеджмента качества. — 2003. № 1. С. 34 — 40.
  107. , Ю., Щепетова, С. Методология’ABС-АВВ-АВМ // Стандарты и качество. — 2002. — № 5. С. 60 — 64.
  108. , И.З., Версан, В.Г. Техническое регулирование инструмент инноваций // Стандарты и качество. — 2004. — № 1. — С. 24 — 26.
  109. , И.З., Теркель, A.JI. Формы и схемы обязательного подтверждения соответствия // Стандарты и качество. — 2003. № 8. — С. 25 -27.
  110. , С.А. Оценка результативности системы менеджмента-качества продукции ОАО «НЛМК» / С. А. Бирюков /АПерспективы науки4. 2011. № 4 (19). С. 93−96.
  111. , С.А. Анализ и оценка результативности.СМК предприятия // Перспективы науки. 2011. №<3 (18). С. 90 94.
  112. , С.А. Мониторинг Системы менеджмента качества продукции ОАО'"НЛМК» / С .А. Бирюков-//Перспективы науки. 2010. № 12 (14). С. 78−81.
  113. , С.А. Ключевые элементы Системы менеджмента-качества / С. А. Бирюков //Вопросы современной науки и практики. Университет им.
  114. В .И.Вернадского. 2008. № 4 (14). С. 139 142.
  115. , С.А. Философия кайзен в управлении качеством продукции / С. А. Бирюков // Перспективы науки. 2009. № 1 ."С. 42 45.
  116. , С.А. Предпосылки развития системы качества на промышленных предприятиях / С. А. Бирюков // Сб. трудов Международной-научно-практической конференции «Качество науки качество жизни». Тамбов -2009. С. 119−120.
  117. , С.А. Примеры систем управления качеством, разработанные в Японии / С. А. Бирюков // Сб. трудов Международной научно-практической конференции «Роль науки в устойчивом развитии общества». Тамбов. 2009. С. 56 58.
  118. Бирюков- С. А. Система качества предприятия в работе с персоналом / С. А. Бирюков // Сб. трудов Международной научно-практической конференции «Проблемы рынка труда: пути их решения». Тамбов. 2008. С. 120 121.
  119. , С.А. Теоретико-методическое обоснование инструментальных резервов менеджмента качества предприятия / С. А. Бирюков // Сб. трудов Международной научно-практической конференции «Наука на рубеже тысячелетий». Тамбов. 2008. С. 273 275.
  120. , С.А. Технологии и резервы управления качеством промышленной-продукции / С. А. Бирюков // Сб. трудов Международной научно-практической конференции «Прогрессивные технологии развития». Тамбов. 2008. С. 83 84.
  121. , В.Н. Модель и организационная структура системы управления качеством подготовки специалистов / В. Н. Бобылев, Т.Н. Прахо-ва, A.B. Янченко // Стандарты и качество. 2003. № 8. С. 85 86.
  122. М.В. «В бюрократической системе внедрить ТРМ невозможно» // Методы менеджмента качества. 2004. № 1 С.26−29
  123. Богданова» М. В. Рабочие группы — основа ТРМ. // Методы менеджмента качества. 2004. № 4 С. 15−19
  124. , В.А. Проблема» «Качество» / В. А. Боков, В. И. Галяев // Стандарты и качество. 1996. — № 8. — С. 49 — 52.
  125. , В.И. Премии Правительства Российской Федерации в области качества: пять лет и далее // Стандарты и качество. — 2002. — № 10. — С. 54−56.
  126. , A.B. Очерки по экономике и организации управления ка-чеством-продукции / A.B. Гличев // Стандарты и качество. — 1995. № 4. — С. 47−51.
  127. , Ю.А. Европейская организация качества: новый этап развития / Ю. А. Гусаков // Стандарты и качество. 2006. № 1. С. 4 7.
  128. , И.Г., Михайлова, С.Ю., Данилова, Т.В. Бенчмаркинг- эффективный инструмент повышения конкурентоспособности // Стандарты и качество. — 2005. — № 1. -С. 67.
  129. , И. Инновация как универсальный инструмент повышения конкурентоспособности предприятия / И. Данилов, П. Царегородцев // Стандарты и качество. 2004. № 1. С. 70 74.
  130. Европейская организация качества (EOQ) на пути к успеху // Европейское качество. Дайджест. 2003. — № 3. — С. 5 — 17.-- х-
  131. Европейский фонд управления качеством // Европейское качество. 2003. -Ш 4.
  132. , М.Г. Система качества — это инструмент самосохранения предприятия в условиях кризиса / М. Г. Захаров // Стандарты и качество.- 1999.-№ 2.-С. 33−34.
  133. Икуро, Кусаба. Роль премии Деминга в становлении японской промышленности / Кусаба Икуро // Стандарты и качество. — 1995.-№ 9.-С. 53−54.
  134. , P.A. Организационная структура продвижения ТРМ. // Методы менеджмента качества. 2004. — № 1 С.24−25
  135. , Р. Философия качества по Тагути: анализ и комментарий // Методы менеджмента качества. 2003. — № 8. — С. 23 — 31.
  136. , В.А. Критерии выявления и оценки лидеров в обеспечении высокого качества : британско-европейский подход / В. А. Качалов // Стандарты и качество. 1995. — № 2. — С. 30 — 36.
  137. , В.А. Зарубежный опыт проведения самооценки деятельности в области качества / В. А. Качалов // Стандарты и качество. — 1997. № 5. — С. 47−52.
  138. , Ё. Хосин канри один из подходов японского менеджмента качества // Методы менеджмента качества. — 2001. — № 5. — С. 4 — 10.
  139. , Т. Возможности и риски при использовании моде лей делового совершенства / Т. Конти // Стандарты и качество. — 2003.— № 1. С. 76−81.
  140. , С.С. Самооценка и ее роль в развитии и совершен ствовании менеджмента качества / С. С. Кощий // Стандарты и качество. -2002. № 10. — С. 61 — 63.
  141. , Ю.В. Обязательная сертификация: два взгляда на проблему // Стандарты и качество. 2001. — № 5−6.- С. 15—19.
  142. , Ю.В. Образ качества /Ю.В. Крянев, М. А. Кузнецов // Стандарты и качество. — 1997. — № 4. С. 66 — 69.
  143. Крянев, Ю. В. Социальное качество / Ю. В. Крянев, М. А. Кузнецов // Стандарты и качество. 1997. — № 7. — С. 40−43.
  144. , Е.А., Кузьмин, A.M. Функционально-стоимостной анализ и метод ABC // Методы менеджмента качества. 2002. — № 12. — С. 6−10.
  145. , В.А. Прежде чем внедрять стандарты ИСО серии 9000, надо навести элементарный порядок на производстве / В. А. Лапидус // Стандарты и качество. 1999: — № 2. — С. 32- 33.
  146. Лапидус, В: А. Статистические методы, всеобщее управление качеством, сертификация и кое-что ещё. / В. А. Лапидус // Стандарты и качество. 1996. — № 5. — С. 66 — 68.
  147. , Д.В. Всеобщее управление качеством в России» — труден путь к совершенству / Д. В. Маслов, П. Ватсон, Э: А. Белокоро-вин // Качество. Инновации. Образование. 2004. — № 4. — С. 16 — 22.
  148. , Д.В. Сравнительный анализ ' мировых премий по качеству / Д. В. Маслов, Э. А. Белокоровин // Стандарты и- качество. — 2005. № 5. — С. 88 — 94.
  149. Модель делового совершенства Европейского фонда управления качеством EFQM // Европейское качество. 2004. — № 2. — С. 4 — 10.
  150. , В.А. Определение качества / В.А. Пахуль-ский // Стандарты и качество. 2001. — № 3. — С. 50 — 53.
  151. , Т. Бенчмаркинг как средство повышения конкурентоспособности компании // Европейское качество. 2004. — № 1. — С. 42 — 44.
  152. , Т., Адлер, Ю., Назарова, И., Хунузиди, Е., Шпер, В. Система менеджмента качества организации: Почему она не дает отдачи? // Стандарты и качество. 2004. — № 5. — С. 77 — 82.
  153. , C.B., Самодуров, В.А. Процесс постоянного улучшения в системе менеджмента качества // Стандарты и качество. — 2005. — № 4. -С. 87−85.
  154. Премия Малкольма Болдриджа // Европейское качество. 2004. -№ 3. — С. 5−11.
  155. , C.B. Стандартизация: место и роль в системе технического регулирования // Стандарты и качество. — 2003. — № 10. — С. 8 12.
  156. М.В. Внутрифирменные средства коммуникации в системе ТРМ //Методы менеджмента качества. 2004. -№ 5 С. 10−14 180- Пшенникова M.B. Управление-качеством в-?системе ТРМ- // Методы менеджмента качества. 2004. — № 6 G.'21−24
  157. , K.M. Состав затрат на обеспечение качества / K.M. Рахлин, JI.E. Скрипко // Стандарты и качество. 1998. — № 8. — С. 51 — 54.
  158. , Дж. Анализ коренных причин / Дж. Руни, Ли? Н. Ван-ден Хойвел. // Стандарты и качество. 2005. — № 1. — С. 14 — 17.
  159. , М.З. От менеджмента качества* к качеству менеджмента и бизнеса: миф или реальность / М-3. Свиткин // Стандарты и качество. — 2004. — № 1. — С. 74 — 79.
  160. , М.З. От менеджмента качества к качественному менеджменту •/ М. З. Свиткин // Методы менеджмента качества. — 2000.- № 4.-С. 18−22.
  161. , М.З. От семейства стандартов ИСО 9000 к всеобщему менеджменту качества / М. З. Свиткин // Стандарты и качество. — 1997. — № 9.- С. 43−48.
  162. Сизикин, А. Ю ¡-Теоретическое обоснование самооценки менеджмента-качества предприятий и организаций / А. Ю. Сизикин // Экономический анализ: теория и практика. М.: ООО «Финанспресс», — № 30 (195) -2010 сентябрь. — С. 12 — 15.
  163. Сизикин, А.Ю. .Формирование и. развитие^самооценки риск-процессов системы менеджмента качества кредитной организации / А. Ю. Сизикин // Финансы и кредит. — М.: ООО «ИЦ «Финансы и кредит», № 44 (428) — 2010 ноябрь. — С. 9 — 13.
  164. , P.A. Система обеспечения конкурентоспособности / P.A. Фатхутдинов // Стандарты и качество. 1995. — № 1. — С. 48 — 52.
  165. , С.К., Скрябина, Н.И., Уразлина, О. Ю. Концепции «Шесть сигм» и «Бережливое управление»: Звездный союз // Методы менеджмента качества. 2004.— № 6. -С. 16−20.
  166. Фонд управления качеством EFQM // Европейское качество. Дайджест. 2003. — № 4. — С. 4 — 8.
  167. , К. Модель делового совершенства Европейского фонда менеджмента качества (EFQM) — основа современного европейского менеджмента // Европейское качество. 2002. — № 4. — С. 43 — 47.
  168. , М. «Шесть сигм»: стратегия прорыва в рентабельности // Методы менеджмента качества. — 2000. — № 6. — С. 10.
  169. , И.И. Стратегия качества и развития организации — производная от ее амбиций и внешних условий / И. И. Чайка // Стандарты и качество. 2002. — № 10. — С. 85 — 87.
  170. , А.Д. Качество и стандартизация в условиях рынка /
  171. A. Д. Шадрин // Стандарты и качество. 2006. — № 11. — С. 18−23.
  172. , В.Е. Устойчивое развитие и менеджмент качества /
  173. B.Е.Швец // Стандарты и качество. 2005. № 11. С. 38 43.
  174. Bluvbend, Z. Dependability and Total Ownership Cost. Proceeding 44th Annual EOQ Congress. — Budapest. — Pre-Congress Symposia. — 2000. — Vol. S. — P. 83−89.
  175. Brown, M.G. Baldrige award winning quality: how to inteipret the Malcolm Baldrige award criteria / M.G. Brown. — 5 ed. — 1995. — 438 p.
  176. Cassel, C. Customer satisfaction and retention in transitional economies the cas of Northwest Russia / C. Cassel, V. Dermanol, L. Mur-gulctz // SSE SPb reserch paper. Stockhoim School of Economics in St. Petersburg. 1999.-P. 10.
  177. Cokins, G., Stratton, A., Helbling, J. An ABC Manager’s Primer. Montvale, N.J.: Institute of Management Accountants, 1993.
  178. Couse, R. The Natureof the Firm / R.Couse. — Economics, 1937, November.
  179. Criteria for Performance Excellence // The Malcolm Baldrige National Quality Award Program / National Institute of Standards and Technology. 2003. — P. 57.
  180. Dale, E.G., Plunkett, J J. Quality Costing. 2nd ed. — L: Chapman & Hall, 1995.
  181. Damelio, R. The basic of process mapping. — Portland, OR: Productivity, Inc., 1996.
  182. David, I. Accounting for Quality. — Proceedings the Eleventh International Conference of ISQ. November. — 1996.- P. 365 — 370.
  183. Diane, M. Byrne and Nancy E. Ryan, eds. Taguchi Methods and QFD. (Dearborn, MI: ASI Press, 1988).
  184. Donald, G. Newnan. Engineering Economic Analysis. 4th ed. (San Jose: Engineering Press, 1991).
  185. Edgar, W. Dawes. «Quality Costs — New Concepts and Methods» in Annual Quality Congress Transactions (Milwaukee: American Society for Quality Control, 1987).
  186. EFQM Levels of Excellence // European Quality Award Information Brochure 2004, Brussel: EFQM, 2004.
  187. Evans, JR. The Management and Control of Quality / J: R. Ev ans, W.M. Lindsay. Cincinnati: South-Western College Publishing, 1999.-789 p.
  188. Feigenbaum, A.V. Total Quality Control. — 3rd ed: New York at al.: McGraw-Hill Book Company, 1991.
  189. Fine, C.H. Quality Improvement and Learning in Productive Systems. -Management Science. 1986. — № 10. — P. 1'301- 1315:
  190. Fleming, D. Marketing development and practice in Ireland / D. Fleming, D. Doyle, J.J. Ward // Modernization of Enterprises: Factors, Strategies and. Trends. — Thessaloniki: University of Macedonia Press, 2001.-P. 43- 55.
  191. Gershon, Y. Quality Loss a Basis for Measuring Success. — Proceedings the Eleventh International Conference of ISQ. — November. — 1996. -P. 297−301.
  192. Halevy, A., Naveh, E., Zonnenshain, A. A New Approach to Managing the Cost of Non-Quality in an Organization. Proceeding 44th Annual-EOQ Congress. — Budapest. — 2000. — Vol. 3. — P. 200 — 206.
  193. Hamel, G., Prahalad, C.K. Competing for the Future. Boston, MA: Harvard Business School Press, 1994.
  194. Hauser, J.R., Clausing, D. The House of Quality // Harvard Business Review. Boston, 1988'. — Vol. 66. — № 3.
  195. Herzberg, F. The motivation to work / F Herzberg, B. Maunsner, B. Snyderman. N.Y.: Wiley. — 1959.
  196. Imai, Masaaki. Gemba kaizen: a commonsense, low-cost approach to management. New York: McGraw-Hill, 1997. (Русский пер.: Имаи, M. Гемба кайдзеи: ключ к снижению затрат и повышению качества- пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.)
  197. Integrated computer aided manufacturing Definition (IDEF0). -(bttp://www, і def. com).
  198. ISO 9000 Introduction and Support Package: Guidance on the Process Approach to quality management systems. 150ДС 176/SC 2/N 544R.1 722 001.
  199. Japan Quality Award: Assessment Criteria for performance Excellence / Japan Quality Award Committee. 2004 Edition. — Tokyo, 2004. — 89 p.
  200. Jarvinen, P., Lillrank, P., Malti, T. Cost of .Poor* Quality Analysis in a Non-Routine Process. Proceeding 44th Annual EOQ Congress, Budapest. — 2000.-Vol. 3.-P. 85−94.
  201. Juran, J.M. Juran’s Quality Control Handbook / J.M. Juran., F.M. Grina. Juran’s. — 4th edition, Mc Graw-Hill, New York. — 1988.
  202. Juran, J.M. Management of Quality / J.M. Juran. New York, 1982.-256 p.
  203. Nat, R. Briscoe and Frank M. Gryna. Assessing the Cost of Poor Quality in a Small Business. The University of Tampa College of Business — Report No. 902, May 1996. Also published in Qimpro Quarterly, India, 1998.
  204. Naveh, E., Halevy, A., Zonnenshain, A. Measuring and Reducing — The National Cost of Non-Quality. Proceeding 44th Annual EOQ Congress. -Budapest. — 2000. — Vol. 3. — P. 78 — 84.
  205. QS-9000. Quality System Requirements, 3d ed., March 1998.
  206. Rampersad, H.K. Application of Design Process FMEA in Production of Steppers. Veldhoven: ASM Lithography, 1996.
Заполнить форму текущей работой