Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Правовой режим франчайзинга в национальном и международном обороте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В силу генеральной коллизионной привязки — принципа автономии воли {lex voluntatis) — стороны могут свободно избрать применимое к их обязательственным отношениям право. В любом случае сторонам следует учитывать, что действительность или исполнимость контракта и/или арбитражного решения могут зависеть от соблюдения предписаний применимого национального права, особенно императивных норм. В случае… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Правовая природа института франчайзинга
    • 1. 1. История и современное развитие франчайзинга
    • 1. 2. Понятие, терминология и юридическая природа франчайзинга
    • 1. 3. Виды и классификация франчайзинга
    • 1. 4. Типовые условия договора между народ} юго франчайзинга
  • Глава II. Правовой режим франчайзинга в национальном и международном обороте
    • 2. 1. Законодательно-правовая база франчайзинга в США
    • 2. 2. Правовое регулирование франчайзинга в законодательстве зарубежных стран
    • 2. 3. Международно-правовое регулирование франчайзинга
  • Глава III. Договор коммерческой концессии (франчайзинга) в российском праве
    • 3. 1. Понятие и правовое регулирование договора коммерческой концессии по российскому законодательству
    • 3. 2. Договор коммерческой концессии и смежные институты обязательственного права
    • 3. 3. Практика реализации правовых норм Главы 54 ГК РФ: пробелы и противоречия

Правовой режим франчайзинга в национальном и международном обороте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Франчайзинг в целом является «формой организации бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому другому лицу (франчайзи) за вознаграждение право на производство продукции, торговлю товарами и предоставление услуг под торговой маркой франчайзера по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер, на срок и на условиях, определенных договором франчайзинга"1.

Франчайзинг, исторически сложившийся как метод распределения товаров и услуг в США (компания «Зингер», производящая швейные машины, впервые в мире заключила соглашение о франчайзинге в середине XIX столетия), прочно закрепился в международных отношениях. Франчайзинговые предприятия функционируют во всем мире. «Франчайзинговый бум» в США в 60−70 гг. и бурный рост международного франчайзинга в 80−90 гг. прошлого века способствовали его превращению в одно из главных средств расширения международного бизнеса. Всемирный франчайзинговый форум в Вашингтоне (15lh Annual International Franchise Expo, 2008, June 2−4, Washington, DC) показал успешность развития франчайзинга в более чем 80 отраслях видах бизнеса в развитых и развивающихся странах мира2.

Многие международные организация и правительственные агентства изучают, обсуждают и публикуют отчеты или сообщения о франчайзинге — Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Международная организация труда (МОТ) и др. Так, Агентство международного развития США издает отчеты и организует конференции по развитию франчайзинга в.

1 Российская ассоциация франчайзинга. Путеводитель по франчайзингу в России. М., 2004. С. 7.

2 Колесников В. В. Построение франчайзингового бизнеса. Курс для правообладателей и пользователей франшиз. Спб.: Питер, 2008. С. 17.

Восточной Европе, Индии, Филиппинах и Южной Африке. Правительства Чехии, Аргентины, Индонезии и Польши проявили интерес к использованию франчайзинга как средства для развития частного сектора экономики. Все перечисленные международные организации и правительственные агентства изучают экономическую ценность франчайзинга, его уникальный вклад в развитие малого бизнеса, его многосторонность и поднятые им новые юридические проблемы.

Интерес к франчайзингу в России растет с каждым днем. По приблизительным оценкам экспертов, сегодня в России работают около 100 компаний-франчайзеров и около 5500 франчайзи. Около 30% небольшого рынка франчайзинговых технологий занимают крупные зарубежные компании. С 90-х годов в России по этой системе развивается ряд известных западных компаний: Alphagraphics, Kodak, Subway, Xerox и некоторые другие. «По данным американских экспертов, международный франчайзинг.

— у уже дал России более $ 600 млн. инвестиций" .

Несмотря на быстрое развитие и распространение сетей франчайзинга, его юридическая природа остается относительно новой для отечественного законодательства и требует специального законодательного оформления. Конструкция договора франчайзинга действует в рамках российского договорного права, основные принципы которого закреплены в Гражданском кодексе РФ в Главе 54, где франчайзинг отождествляется с коммерческой концессией. Однако самый поверхностный анализ этой главы позволяет утверждать, что понятие «коммерческая концессия» значительно уже понятия «франчайзинг». Неясности в содержании конструкции договора франчайзинга, его юридической природы, недостатки в правовом регулировании ставят серьезные барьеры на пути развития франчайзинга в России, препятствует свободному заключению российскими компаниями договоров франчайзинга с зарубежными партнерами.

3 Колесников В. В. Указ. соч. С. 18.

Франчайзинг как система отношений основан на договорных отношениях и должен быть подкреплен серьезной правовой базой. Франчайзинг в России приходится базировать на комплексном договоре, основанном на ряде статей Гражданского кодекса РФ и законодательных актов, т. е. на «обходных» правовых схемах. Все это затрудняет использование франчайзинга в отечественной экономике. Повышение эффективности и развитие франчайзинга в России требует внесения изменений в законодательство. Эти изменения должны быть нацелены на:

• создание условий для реальной конкуренции франчайзинговых систем с традиционно сложившимися механизмами реализации товаров;

• обеспечение удобства применения законодательных актов для участников франчайзинговой системы;

• создание прозрачности франчайзинговой системы и ее элементов.

Такие изменения должны приблизить как законодательство, так и терминологию франчайзинга к мировой практике, что особенно важно для создания франчайзинговых систем с участием иностранного капитала. В результате у предпринимателей будет необходимый и достаточный нормативный материал для заключения договоров.

Цели исследования.

1. Комплексный правовой анализ специфики отношений, свойственных франчайзингу, анализ правового регулирования конструкции франчайзинга в странах, где он получил наибольшее распространение (США, страны Европейского Союза), анализ его аналога в России — договора коммерческой концессии.

2. Разработка на этой основе теоретических положений и предложений по совершенствованию национального законодательства.

3. Анализ существующего международно-правового регулирования договора франчайзинга с целью разработать унифицированное определение международного договора франчайзинга.

Чтобы достичь поставленных целей, раскрывается сущность франчайзинговых отношений и правовой метод регулирования франчайзинга за рубежом. На основе изучения общей юридической природы франчайзинговых отношений анализируются правовые положения о франчайзинге в России с тем, чтобы разъяснить их недостатки и внести предложения по совершенствованию и оптимизации правового регулирования франчайзинга в России в соответствии с мировой практикой.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

В процессе диссертационного исследования использовалась совокупность теоретических и практических приемов и принципов познания изучаемой области права, составляющих единый комплекс исследовательских приемов.

Общеметодологическую основу исследования составляют общие методы познания: методы системного и комплексного исследования, дедукции и индукции, анализа и синтеза, метод исторического исследованияспециальные методы, применяемые в области правоведения: методы толкования права и сравнительного анализа, аналогии права и аналогии закона.

Теоретическая и практическая результативность исследования достигалась путем использования сравнительно-правового метода толкования правовых норм и метод комплексного анализа законодательства.

При проведении исследования изучались теоретические и практические аспекты исследуемой проблемы, был привлечен широкий круг источников — законодательные и нормативные акты, научные труды, статьи ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области франчайзинга, судебная и договорная практика. Результаты научного анализа могут быть использованы коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность на основе договора франчайзинга.

Следует отметить, что литературные и научные источники, б затрагивающие основные аспекты франчайзинга, опосредованного в России договором коммерческой концессии, — это в основном работы отечественных авторов, которые дают анализ международного опыта, разъясняя специфику и законодательное регулирование франчайзинга в развитых странах.

Теоретическую основу диссертации составляют положения, изложенные в работах известных российских авторов — Брагинского М. И., Витрянского В. В., Евдокимовой В. Н., Балакиревой Н. М., Богуславского М. М., Суханова Е. А., Довгань В. В., Землякова Д. Н., Макашева М. О., Ерошкина Т. Г., Колесникова В. В., Зайдмана Ф. Ф., Землякова Д. Н., Макашева М. О., Танина Ю. В., Шахова М. С., Рыковой И. В., Сосны С. А., Васильевой E.H., Розенберга Р., Цират A.B., Вилковой Н. Г., Багдасарян А. Ф., Райникова A.C., Филиной Ф. Н., Черепановой Е. А., в работах зарубежных авторов — Дельтей Ж., Мюррей Я., Майлера А. З., Мендельсона М., Льюиса Г. Радника, Стэнворта Дж., Смита Б., Силинга С. А., Спинелли С., Питергоффа Т.М.

Нормативно-правовой основой исследования послужила действующая система российского права, регулирующая отношения в сфере коммерческой концессии, законодательство Европейского Союза и отдельных зарубежных государств (США, Франции, Испании, Бельгии, Германии, Италии, Китая, Канады, Молдовы), акты международных и национальных ассоциаций франчайзинга, модельные законы Международного института по унификации частного права (УНИДРУА), судебная практика Европейского Союза и отдельных стран (Испании, Канады, США, Франции, Германии).

Объектом исследования являются правовая конструкция франчайзинговых отношений, ее особенности и виды, а также методы правого регулирования франчайзинга в США, Европейском Союзе и его отечественного аналога — договора коммерческой концессии. Исследуются общая правовая характеристика франчайзинга и возникающие на его основе отношения, прослеживаются основные этапы становления франчайзинга, состояние и тенденции развития его правового регулирования за рубежом. Объектом исследования также являются практика заключения договора 7 франчайзинга, правовой статус сторон, форма, существенные условия, обязанности сторон по договору, понятие договора коммерческой концессии по российскому праву и его соотношение с «классическим» договором франчайзинга.

Предметом исследования являются понятие и источники правового регулирование франчайзинга за рубежом и в России, характеристика нормативных актов о франчайзинге, представляющих собой американское, европейское и российское законодательство, судебная практика в области франчайзинга, взаимоотношения между франчайзером и франчайзи при осуществлении франчайзинговой деятельности и ее правовое регулирование в отдельных странах мира.

Область исследования — международное частное право.

Научная новизна диссертации состоит в том, что работа представляет собой комплексное исследование теоретического и прикладного характера, касающееся регулирования франчайзинговых отношений. В диссертации проводится обобщенный анализ сущности франчайзинга и на основе его результатов выделяются главные вопросы, которые должны быть рассмотрены при составлении и реализации договора франчайзинга и его регулировании. Анализируется регулирование франчайзинга в разных странах мира (например, в США), рассматриваются Правила Федеральной Торговой Комиссии США предоставления обязательной предпродажной информации 1979 г., Унифицированный циркуляр франчайзинговых предложений (ШЮС), обязательным требованием которых является раскрытие информации о состоянии и перспективах предпринимательской и рыночной деятельности франчайзера. Особое внимание уделяется правовому регулированию франчайзинга в Германии, где этот договор регулируется согласно общему законодательству о договоре. Приводится анализ норм Германского гражданского уложения (ГГУ) и Германского торгового уложения (ГТУ). Анализируются отечественное законодательство — нормы Гражданского кодекса РФ о договоре коммерческой концессии франчайзинге). На основе проведенного анализа предлагается концепция совершенствования правового регулирования франчайзинга в России.

К аналогичными диссертационным исследованиям, представляющим комплексное изучение правовой природы франчайзинга, можно отнести: работу Бородиной Ж. Н. «Правовое регулирование коммерческой концессии (франчайзинга)» (Казань, 2005), Багдасарян А. Ф. «Гражданско-правовые проблемы заключения договора коммерческой концессии (франчайзинга)» (Москва, 2008), Козиной Е. А. «Гражданско-правовое регулирование предоставления комплекса исключительных прав по договору франчайзинга» (Москва, 2005). Указанные авторы исследовали, прежде всего, договорное регулирование отношений коммерческой концессии по российскому праву, уделяя особое внимание недостаткам отечественного законодательства.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту. Проведенное исследование позволило сформулировать и обосновать следующие основные положения и выводы, выносимые на защиту:

1. Франчайзинг — это система отношений, в которой франчайзер предоставляет франчайзи право пользования на комплекс принадлежащих франчайзеру исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации в обмен на прямое или косвенное финансовое вознаграждение в целях продажи продукта или услуг франчайзера по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер в рамках и в период действия специально заключенного обеими сторонами договора.

2. Международный франчайзинг — система отношений, в которой франчайзер предоставляет франчайзи право пользования на комплекс принадлежащих франчайзеру исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации в обмен на прямое или косвенное финансовое вознаграждение в целях продажи продукта или услуг франчайзера по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает 9 франчайзер в рамках и в период действия специально заключенного обеими сторонами договора. При этом стороны договора франчайзинга являются коммерческими предприятиями и имеют основное место деятельности в различных договаривающихся государствах, или имеются иные основания полагать, что договор франчайзинга имеет правовую связь более чем с одним государством.

Таким образом, иностранный элемент в вышеуказанных отношениях проявляется в следующем: a) стороны данного договора связаны с правовыми системами двух и более государствb) коммерческие предприятия сторон находятся в разных государствахc) объект правоотношения носит международный характер (основное назначение договора международного франчайзинга состоит в содействии развитию международной торговли).

3. В настоящее время назрела необходимость унифицированного международно-правового регулирования отношений по международному франчайзингу. Например, принятие конвенции о договорах международного франчайзинга, которая содержала бы свод правовых норм, регулирующих заключение соответствующих договоров, обязательства франчайзера и франчайзи, средства правовой защиты при нарушении договора и иные аспекты договорных отношений.

4. Международно-правовое регулирование франчайзинга представлено нормативными актами, входящими во «вненациональную» систему норм lex mercatoria, и имеют исключительно рекомендательный характер. Ввиду рекомендательного характера таких норм и того факта, что они не имплементированы в национальное законодательство, на сегодняшний день более эффективным представляется национальное регулирование франчайзинга.

5. Единая русскоязычная терминология в данной сфере на сегодняшний день не сформировалась. Следует законодательно ввести термин франчайзинг", стороны договора должны быть поименованы как «франчайзер» и «франчайзи».

6. Договор франчайзинга является интеграционным договором, устанавливающие неравноправные права и ставящие одну из сторон в зависимость от другой. Таким образом, особенностью договора франчайзинга является то обстоятельство, что стороны договора, как при его заключении, так и при его исполнении находятся в неравном положении.

Проявляется такое положение, прежде всего на преддоговорном этапе отношений, когда потенциальный франчайзер обязан сообщить потенциальному франчайзи исчерпывающую и правдивую информацию о своем предприятии и франшизе. Именно на этом, преддоговорном этапе, совершается, как показывает практика, львиная доля злоупотреблений со стороны франчайзеров. В Гражданском кодексе РФ преддоговорный этап отношений совсем не урегулирован.

7. В силу генеральной коллизионной привязки — принципа автономии воли {lex voluntatis) — стороны могут свободно избрать применимое к их обязательственным отношениям право. В любом случае сторонам следует учитывать, что действительность или исполнимость контракта и/или арбитражного решения могут зависеть от соблюдения предписаний применимого национального права, особенно императивных норм. В случае если стороны не определили применимое право, действует закон наиболее тесной связи, который понимается в силу общей презумпции как lex venditoris в широком значении — привязка к праву той страны, где учреждена, имеет основное место деятельности сторона, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания такого договора. Поскольку основное (решающее) предоставление осуществляет по договору франчайзинга франчайзер, то в случае, когда стороны не избрали применимого к договору правопорядка, применяется право страны франчайзера.

8. Развитие франчайзинга в России требует внесения изменений в п законодательство. Эти изменения должны быть нацелены на:

• издание специального федерального закона о франчайзинге;

• необходимость устранения имеющихся противоречий, пробелов и неточностей, которые есть в Гражданском кодексе РФ;

• введение законодательного определения франчайзинга и договора франчайзинга;

• урегулирование вопроса обязательного раскрытия информации о франшизе;

• создание реестра информационных документов о франшизах;

• введение уведомительного порядка Роспатентом на получение права использования торговой марки или товарного знака;

• отмену обязательной регистрации договора и всех изменений к нему соответственно.

Такие изменения должны приблизить как законодательство, так и терминологию франчайзинга к мировой практике, что особенно важно для создания франчайзинговых систем с участием иностранного капитала. В результате у предпринимателей будет необходимый и достаточный нормативный материал для заключения договоров.

Практическая значимость.

Практический характер имеют положения, выводы и рекомендации диссертантки, связанные с перспективами развития отношений франчайзинга в России. Полученные результаты исследования могут послужить материалом для комплексного исследования и обобщения накопленного опыта по продвижению франчайзинга как на российский, так и на международный рынок.

Рассмотренные в работе проблемы и предложенные пути решения будут способствовать развитию франчайзинга и расширению круга лиц, знакомых с этой системой ведения предпринимательской деятельности, а также смогут помочь в практической работе юристов, специализирующихся в области.

12 правового сопровождения франчайзинга, и предпринимателей, решивших организовать свое дело по системе франчайзинга.

Содержащиеся в работе теоретические положения, выводы и рекомендации, направленные на дальнейшее стимулирование и развитие франчайзинга в России, на совершенствование законодательства о франчайзинге, могут способствовать разработке законодательных и нормативных актов, регламентирующих отношения в этой области. Материал диссертации может быть использован в учебном процессе в рамках гражданско-правовых дисциплин и общего курса по международному частному праву, а также для разработки дисциплины специализации по этой теме.

Апробация результатов.

Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре международного частного права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Некоторые важные положения и выводы отражены в публикациях автора по теме диссертации в общенациональном правовом журнале «Человек и Закон», в федеральном ежемесячном журнале «Юрист», в научно-практическом и информационном издании «Внешнеторговое право», а также использованы в практической деятельности при проведении консультаций и подготовке договоров франчайзинга. Материалы диссертационного исследования использовались при проведении семинарских и практических занятий по курсу международного частного права со студентами Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Для нашей экономики франчайзинг является относительно новым явлением, в то время как в развитых странах франчайзинг известен давно как средство обеспечения потребностей общества в различных товарах и услугах.

Франчайзинг, представляя собой определенный тип организации бизнеса, предполагает создание широкой сети однородных предприятий, имеющих единую торговую марку (товарный знак) и соблюдающих одинаковые условия, стиль, методы и формы продаж товаров или оказания услуг. Наиболее важными являются единые требования к качеству товаров (услуг) и единые цены, устанавливаемые и регулируемые централизованно. Система рыночных отношений типа франчайзинга в настоящее время интенсивно формируется и в России.

Договор коммерческой концессии — самостоятельный институт в российском праве, которому в мировой практике соответствует термин «франчайзинг», поэтому полагаем, что эти термины тождественны.

Следовательно, представляется целесообразной замена в действующем законодательстве термина «коммерческая концессия» термином «франчайзинг» так как, в настоящее время российские предприниматели, которые сотрудничают с иностранными франчайзерами (правообладателями), осуществляют свою деятельность на основе договора, который за рубежом, как правило, именуется договором франчайзинга.

Еще одна терминологическая неточность возникает в связи с использованием понятия «франшиза». По сложившейся международной и российской практике термин «франчайзинг» используется преимущественно для обозначения определённой системы организации рыночных отношений в целом, а термин «франшиза» — для определения объема передаваемых прав и всей бизнес-системы между конкретными партнёрами при реализации на практике системы франчайзинга.

Для закрепления данных положений предлагаем внести соответствующие изменения в Гражданской кодекс РФ и в иные действующие нормативные правовые акты.

Говоря об общей роли законодательной составляющей в правовом регулировании франчайзинга в США, некоторые американские исследователи утверждают, что законодательство все же оказывает минимальное воздействие на такое регулирование. Ядром «правовой структуры» франчайзинга, по их мнению, по-прежнему остается договор, причем даже в тех его положениях, которые в наибольшей степени регулируются и контролируются законом. Иными словами, условия франшизного соглашения в основном определяются волей сторон, исходя из общих положений договорного права. Основное внимание законодатель уделяет вопросу обеспечения равенства сторон (франчайзи и франчайзера), так как, а priori во франчайзинговых отношений присутствует дисбаланс прав. Поэтому законодатель основной акцент в правовом регулировании делает именно на тех стадиях франчайзинговых отношений, в которых диспропорция прав носит достаточно критический характер, — - это преддоговорная стадия франчайзинговых отношений и стадия, связанная с расторжением и продлением действия франчайзингового договора.

Международно-правовое регулирование франчайзинга представлено нормативными актами, входящими во «вненациональную» систему норм lex Mercatoria, и имеют исключительно рекомендательный характер. Ввиду рекомендательного характера таких норм и того факта, что они не имплементированы в национальное законодательство, на сегодняшний день более эффективным представляется национальное регулирование франчайзинга.

Признавая определенное сходство в правовой природе исследуемого института и лицензионного договора, все же подчеркнем, что не следует рассматривать договор коммерческой концессии как разновидность лицензионного договора. Более того, логичнее рассматривать не договор коммерческой концессии как разновидность традиционного лицензионного договора, а лицензионный договор как составную часть более сложного и комплексного договора — коммерческой концессии.

Коммерческой концессии как самостоятельному гражданско-правовому договору присущи следующие отличительные признаки: во-первых, особый субъектный состав, во-вторых, в качестве предмета выступает комплекс исключительных прав, в-третьих, целью данного договора является создание единой сети по предоставлению товаров, работ, услуг. Еще одной особенностью выступает юридическая независимость пользователя, который действует в имущественном обороте от собственного имени, уведомляя клиентов, что он использует исключительные права правообладателя.

Следует признать, что предмет договора коммерческой концессии имеет комплексный характер, позволяющий пользователю с помощью средств индивидуализации сразу же включиться в хозяйственную деятельность и полноценно действовать на рынке. ;

Явным преимуществом франчайзинга перед другими формами хозяйственных отношений выступает возможность сторон использовать единые методы ведения предпринимательской деятельности, не нарушая при этом антимонопольное законодательство.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о больших перспективах дальнейшего развития франчайзинга в России, при условии устранения законодательных пробелов и коллизий.

БИБЛИОГРА ФИ Я.

Законодательные акты и иные нормативные документы.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в редакции от 07.02.2011) // СЗ РФ. 1996. № 5. ст. 410.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 2Э0-ФЗ (в редакции от 04.10.2010) // СЗ РФ. 2006. № 52 (1 ч.), ст. 5496.

Федеральный закон Российской федерации от 27.07.2006 № 149-ФЗ (в редакции от 06.04.2011) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. № 31(1 ч.), ст. 3448.

Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300−1 «О защите прав потребителей» (в редакции от 23.11.2009) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.

Патентный закон РФ от 29.09.1992 № 3517−1 (в редакции от 02.02.2006) // Ведомости СПД РФ и ВС РФ. 1992. № 42. Ст. 2319, 2322.

Парижская конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г.). Официальный русский текст (в редакции от ред. от 02.10.1979) Женева: ВОИС. 1990. 46 с.

Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности. Подписана в Стокгольме 14 июля 1967 г. (с изменениями от 02 октября 1979 г.) Публикация ВОИС № 250(11). Женева, ВОИС. 1974.

Всемирная конвенция об авторском праве от 06 сентября 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1991 г.).

Положение «О Российском агентстве по патентам и товарным знаках и подведомственных ему организациях», утверждённое постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. № 1203 (в редакции от 12 апреля 1999 г.) // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4541.

Судебная практика.

Постановление ФАС Московского округа от 30 декабря 2002 г. N КГ-А40/8364−02;

Постановление ФАС Уральского округа от 29 августа 2006 г. по делу N Ф09−7525/06-С2;

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22 июня 2007 г., дело N Ф08−3665/2007.

Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 июля 1997 г. № 19 «Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой прав на товарный знак».

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Договор коммерческой концессии (франчайзинг). Гражданско-правовые проблемы заключения договора. М.: Статут. 2009. — с. 224.
  2. А.П. Международное предпринимательское право: Практическое пособие. М.: Юридический Дом «Гостицинформ», 2001. — 336 с.
  3. М.И. Общее учение о хозяйственных договорах. Минск: «Наука и техника», 1967. — 260 с.
  4. М.И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. Издание доп., неправ. М.: Издательство «Статут», 2002. — 1055 с.
  5. М.И., Витрянский В. В. Договорное право: Общие положения. М.: Издательство «Статут», 1997. — 682 с.
  6. Н. Юридическая ответственность и законность (очерк теории). -М.: Городец-издат, 2001. 208 с.
  7. И.Н. Деловая этика и регулирование международной коммерческой практики. Учеб. пособие. — М.: Издат-во «Консалтбанкир», 2002, —576 с.
  8. И.Н. Международное коммерческое право: Учебник для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. — 501 с.
  9. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель. / Под. ред. О. М. Козырь, A.JI. Маковского, А. Хохлова. М., 1996.
  10. Гражданское законодательство КНР. / Пер. с кит. — М.: Межд. центр фин.- экон. разв., 1997. 336 с.
  11. Гражданское право в 2-х т. Том П. Полутом I. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. проф. Е. А. Суханов. М.: БЕК, 1999. — 682 с.
  12. Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: курс лекций / Отв. ред. О. Н. Садиков. -М.: БЕК, 1997. 687 с.
  13. Гражданское право России. Часть первая: Учебник / Под ред. З. И. Цглбулепко. М.: Юристъ, 1998. — 464 с.
  14. Гражданское право. Том 1. Учебник. Изд-е 6-ое / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. -М.: «ТКВелби», 2002. -776 с.
  15. Гражданское право. Учебник. Часть II / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого, М.: Проспект, 1999. — 784 с,
  16. Гражданское право. Учебник, Часть III / Под ред, А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. — М.: Проспект, 1998. — 592 с.
  17. В.И., Корчагина З. А., Новиков С. Б. и др. Коммерческая передача технологии: закономерности и форм процесса. — М.: МГУ им. Ломоносова, 1991.-75 с.
  18. В. Как я стал Довганем. М.: Издательский дом «Довгань», 1997.
  19. В.В. Франчайзинг: путь к расширению бизнеса. Практическое пособие для предпринимателей. Тольятти: Дока-Пресс, 1994. — 231 с.
  20. Дэниеле Джон Д., Радеба JIuX. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. / Пер с англ. 6-е изд. М.: «Дело Лтд», 1994. 784 с.
  21. Дэниэл Гарнер, Роберт Оуэн, Роберт Конвей. Пособия Эрнст Энд Янг, Привлечение капитала / Пер. с англ. — М.: «Джон Уайли энд Санз», 1995. — 464 с.
  22. А.И. Оценка интеллектуальной собственности. М., 1997.
  23. A.C. Ответственность в коммерческом обороте. — М.: Юрид. лит., 1991.-208 с.
  24. A.C. Правовые вопросы товарообменных сделок. — М.: ТЕИС, 1994.-199 с.
  25. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Под ред. проф. Т. Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина- Ин-т государства и права РАН. — М.: Юрайт-Издат- Право и закон, 2002. — 976 с.
  26. Комментарий к Гражданскому кодексу части второй (постатейный). 2-е изд., испр. и доп. / Рук-ль авт. коллектива и отв. редактор д.ю.н., проф. О. Н. Садиков. М.: Контракт, Инфра М — НОРМА, 1997. — 800 с.
  27. Комментарий к Гражданскому кодексу < части первой (постатейный) / Отв. ред. О. П. Садиков. М .: Юринформцентр, 1997.-448 с.
  28. Комментарий к части второй Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей / Под общ. ред. М. И. Брагинского // Справочная правовая система «Гарант».
  29. Коммерческие договоры поручения, комиссии, доверительного управления, совместной деятельности, коммерческой концессии, агентирования: правовое регулирование, учёт и налогообложение. Законодат. и норм. акты. М., 1999. — 159 с.
  30. Коммерческий договор: от заключения до исполнения / Сост. Л. П. Дашков, A.B. Брызгалин. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1995. — 324 с.
  31. Коммерческое (торговое право): Учебник / Под ред. Ю. Е. Булатецкого и В. А. Язева. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. — 960 с.
  32. Коммерческое право: Учебник / Под ре. В. Ф. Попондопуло, В. Ф. Яковлевой. СПб.: Изд-во -Петерб. Ун-та, 1997. — 517 с.
  33. А.Д., Золотых П. И., Зубкова Е. В., Курапое Г. П., Орлова В. В., Симонов Б. П. Правовые аспекты передачи технологий на коммерческой основе. М.: Фипс Роспатента, 2000. — 520 с.
  34. В.В. Построение франчайзингового бизнеса. Курс для правообладателей и пользователей франшиз. Спб.: Питер, 2008.-288 с.
  35. Л.П., Лебедева С. Ю. Франчайзинг: мировые тенденции развития. / Междунар. ун-т бизнеса и упр. М., 2000. — 72 с. (на правах рукописи).
  36. Международное частное право: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н. Н. И. Марышевой. М.: Юрид. фирма «КОНТРАКТ «ИНФРА-М», 2000. — 532 с.
  37. М. Руководство по франчайзингу / Пер. с англ. JI.T. Исаенковой и И. Г. Минервина. — М.: Сибли Интернэшнл Инк., Совамипко, 1995.-176 с.
  38. Пособие по франчайзингу / Авторы пособия: А. З. Майлер, CA. Куликов, М.: Российская ассоциация франчайзинга, 2001. — 39 с.
  39. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. / Под ред. Д.Ю.Н., проф. А. С Комарова. М.: ООО ИКК «ДеКА», 2001. — 800 с.
  40. Практикум по франчайзингу для российских предпринимателей. / Под ред. А. Силинга. СПб.: Фонд развития науки, техники и франчайзинга. 1997.-195 с.
  41. Предпринимательское право: Учебник для вузов / Под ред. Н. М. Коршунова, Н. Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001. -415 с.
  42. .И. Коммерческое право России. М.: Юрайт, 2000. — 314с.
  43. Путеводитель по франчайзингу в России. — М.: Российская ассоциация развития франчайзинга, 2001. 71 с.
  44. Путеводитель по франчайзингу в России. — М.: Российская ассоциация развития франчайзинга, 2002. 76 с.
  45. JI. Маркетинг в малом бизнесе. М.: «Аудит», Изд. объединение «ЮНИТИ», 1996. — 112 с.
  46. Ю.В. Система договоров в гражданском праве России. М.: Юристъ, 2001.-494 с.
  47. A.C. Договор коммерческой концессии. -М.: Статут, 2009.199 с.
  48. И.В. Франчайзинг: новые технологии, методология, договоры. — М.: Современная экономика и право, 2000. 224 с. табл. ПО. Серёгин В. П. Иностранные инвестиции в России на пороге XXI века. — М.: МАИК «Наука/Штерпериодика», 2000. — 186 с.
  49. Сирополис Николас К. Управление малым бизнесом. Руководство для предпринимателей / Пер. с англ. — М.: Дело, 1997. — 672 с.
  50. Д., Смит Б. Франчайзинг в малом бизнесе / Пер. с англ. Павловой JI.H. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. — 200 с. (Руководство Барклайзс банка по малому бизнесу).
  51. С.А., Васильева E.H. Франчайзинг. Коммерческая концессия. М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. 375 с. г
  52. Типовой контракт международного франчайзинга МТП. Публикация № 107. Серия: «Издания Международной торговой палаты». На рус. и англ. яз. -М.: Изд-во «Консалтбанкир», 2002. 168 с.
  53. Франчайзинг: мировой опыт и его применение в российской торговле и сфере услуг / Материалы международной конференции. М., 2002. — 154 с.
  54. Ф. Франчайзинг: правовые основы деятельности. М.: ГроссМедиа, 2008. — с. 192.
  55. A.B. Франчайзинг и франчайзинговый договор: Учебн.-практ. пособие. Киев: Истина, 2002. — 240 с.
  56. Г. Ф. Курс торгового права. Изд. 4-е. Т. 1. СПб. 1908.516 с.
  57. К. Экспорт: право и практика международной торговли. Пер. с англ. / Отв. ред. A.C. Комаров. -М.: Юр.лит., 1993. 511 с.
  58. И.П. Коммерческая концессия (франчайзинг): Учеб. пособие / Рос. агентство по патентам и товар, знакам. Информ. издат. центр. — М., 2000.-61 с. 1. Научные статьи
  59. Г. Денисюк В. Франчайзинг, определения, преимущества, перспективы // Бизнес Информ. Харьков, 1997. № 9. 10−15.
  60. Ю.Л. Франчайзинг и перспективы его развития в России // Финансы. 1994. № 12. 20−22.
  61. M.JI. Франчайзинг как форма привлечения иностранных инвестиций в предпринимательской деятельности // Закон. 2006. № 9. 90 102.
  62. А. Коммерческая концессия: учет и налогообложение // Выпуск АКДИ БП № 37, сентябрь. 2000.
  63. П.А. Проблемы развития договора коммерческой концессии (фрачайзинга) в России / Сборник научных трудов (межвузовский). Актуальные проблемы права. Под ред. Е. В. Протас. Выпуск 3. М., 2001. — 249−261.
  64. . Мерфи. Управление концессиями (в книге Браймера P.A. Основы управления в индустрии гостеприимства) / Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1995. — 382 е.). — 364−369 с.
  65. Договор коммерческой концессии // Справочная правовая система «Гарант».
  66. В. Франшиза и договор коммерческой концессии в Гражданском кодексе Российской Федерации // Хозяйство и право. — М., 1997.
  67. В. Это сладкое слово «франчайзинг» // Бизнес-адвокат, № 10, 1999.
  68. В.Д. Франчайзинг // ЭКО: Экономика и организация пром. пр-ва.-Новосибирск, 1993. № 12. 116−119.
  69. Материалы межрегионального семинара-конференции «Франчайзинг в малом бизнесе» // Российское предпринимательство. — М., 2002. № 11. 111 112.
  70. И. Успех и неуспех франшизы — составляющие очевидны // Домашний адвокат, 2000. (Электронная библиотека «Ваше право»: Электронная версия журналов «Домашний адвокат» за 1995 г. — 2001 г., «Бизнес-адвокат» за 1997 г. 2001 г.).
  71. Нил Бакли, Ширли Л. McDonald’s станет скромнее // Ведомости, четверг, 24 октября 2002.
  72. О. Франчайзинг: история развития, правовое регулирование, оценка// Финансовая газета. № 18, 1999.
  73. А. Франчайзинг как особая форма институциональныхсоглашений // Вопросы экономики и права. — М., — № 4. 114−128.
  74. O.A. Бизнес под чужим именем // Российское предпринимательство. М., 2002. № 3. 79−83. v
  75. O.A. Бизнес под чужим именем (продолжение) // Российское предпринимательство. М., 2002. № 4. 34−39. f.
  76. O.A. Франчайзинг как форма деловых связей // Законодательство и экономика. -М., № 4(216). 2002. 19−22.
  77. Е.П., Масленкова A.A. Франчайзинг как специфическая форма объединения экономических интересов инопартнёров // Вестн. Акад. — Ростов н/д., 1999. № 1. 81−84.
  78. В. Франчайзинг — эффективная форма сотрудничества // Бизнес для всех. № 11. 1998.
  79. В. Фурщик М. Инвестиции и франчайзинг // Инвестиции в России. М., 1997. № 9/ю. 393.
  80. В.Д., Фурщик М. А. Оптимальная стратегия развития франчайзинговой системы // Экономика и мат. методы. М., 1998. Т. 34, вып. № 2. с. 89−104.
  81. И. Франчайзинг в деятельности отечественных производителей // Маркетинг в России и за рубежом. М., 2001. № 1.
  82. А. Договор франшизы // Законодательство и экономика. — М., 1996. Вып. № 15−16 (133−134). 3−11.
  83. А. Новое в ч гражданском праве: франчайзинг // Государство и право. -М., 1997. № 7. 25−32.
  84. Е. Комментарий Гражданского кодекса Российской Федерации: агентирование (глава 52), доверительное управление имуществом (глава 53), коммерческая концессия (глава 54) // Хозяйство и право. — М., 1996. № 11. 3— 23.
  85. Л. Договор коммерческой концессии // Юридический мир. — М., апр. 1 W. 45−51.
  86. В.В. Организационно экономические основы «системы франчайзинга как формы предпринимательства: на примере деятельности научно-производственной фирмы «Дока» г. Тольятти. Дисс. канд. экон. наук. -М., 1994.'
  87. Диссертационные исследования
  88. .Н. Правовое регулирование коммерческой концессии (франчайзинга). Дис. канд. юрид. наук. Казань, 2005 — 171 с.
  89. Н.В. Вопросы правового регулирования франчайзинга в России. Дисс. канд. юрид. наук.-М., 2000. 165 с.
  90. М.С. Развитие системы франчайзинга в малом бизнесе. Дисс. канд. экон. наук. М., 1999. — 170с.
  91. Н.Г. Международные коммерческие контракты: теория и практика унификации правового регулирования. Автореф. дисс. докт. юрид. наук.-М., 2001.-46 с.
  92. Н. А. Правовое регулирование коммерческой концессии и франчайзинга в России и за рубежом. Дисс. канд. юрид. наук. Казань, 2008. -264 с. 1. Интернет ресурсы
  93. А. Договор франчайзинга. Перспективы применения. http://www.ypgazeta.com/gazeta/2Q02/02/16.html
  94. Е. Законодательство и нормы в области франчайзинга. http://archive.expert.ru/oborud/01 /02−01/data/iranch/abtl.html
  95. Закон Республики Казахстан от 24 июня 2002 года № 330 «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)». http://audit.pmicro.kz/news.htm?id=prs3bd81 fe62f7a5
  96. Концепция франчайзинга, http://dit.perm.ru/articles/marketing/data/sod Майлер А. Бизнес в форме франчайзинга. http://www.archive.expert.ru/oborud/01 /02−0 l/data/rranch/in21 .htm
  97. Новосельцев Олег. Оценка коммерческой концессии. Журнал «Бизнес-Гид» №№ 4−6. http://www.bizness-plan.nm.ru/mail.htm
  98. Российская Ассоциация Франчайзинга, http://www.rarf.ru
  99. В. Клонирование брэнда или франчайзинг.http://www.tos.ru/rf/docs/trends/clonbrand.html -i
  100. Alex S. Konigsberg. International franchising. Commonly Used Terms. Vol. 1, London, 1999.
  101. Alex S. Konigsberg, Тае Нее Lee. Legislation in Korea relating to Franchise Agreements. International Journal of Franchising and Distribution Law. Vol. 1, 1999. Issue 1.
  102. Boroian D.D., Boroian P.J. The franchise advantage: make it work for you //Schaumburg, IL, 1998. pp. 154−155.
  103. Federal Trade Commission Rule on Disclosure Requirements and Prohibitions Concerning Franchising and Business Opportunity Ventures. Вступил в силу 21 июля 1979 г. //UNIDROIT. Rome, 1994. Study
  104. Charles Cho. The Dymocks Case in Australia. International Journal of franchising and Distribution Law. Vol. 2, 2000. Issue 2.
  105. Collection of materials relating to franchising. UNIDROIT, — Study
  106. European Commission Regulation. 1988. 30 Nov. № 4087/88.
  107. Franchising in US. Economy: prospects and problems. Committee on small business//House of representatives. Washington. 1990.
  108. Franchising opportunities handbook. Department of Commerce/Washington. 1998. P. III-XVII.
  109. Gonzallo de Ulloa. Spain: New Register of Franchisors. Intimation Journal of Franchising and Distribution Law. Vol. 1, Issue 2. 1999.
  110. Guide to International Master Franchise Arrangements. UNIDROIT. Rome, 1998. p. 259−262.
  111. Judge Revokes Licence of Paris McDonald’s. International herald tribune (Zurich), September 11−12, 1982, p. 14.1.tellectual Property Reading Material. Geneva: WIPO, 1998. № 476 (E). Second edition. P. 95.
  112. Konigsberg A.S. International Franchising. Second Edition, Juris Publishing, New York, 1997.
  113. Korah V., Rothnie W.A. Exclusive Distibution and the EEC Competition Rules: Regulations 1983/83 & 1984/83. 2d ed. London: Sweet & Maxwell. 1992.1.sher W., Hausman C. Small-business franchises made simple. — New York, 1994.
  114. Peters, M. Schneider. The franchising contract. Uniform Law Review. UNIDROIT, Vol. 1, 1985.
  115. Martin Mendelsohn. How to evaluate a franchise. Special edition for British Franchise Association // British Franchise Association. Great Britain. -1997.
  116. Peng S. Chan and Robert T. Jusris. Franchise management executive. Vol.4, № 2. 1990, pp.75−85.
  117. Pratt J.H. Franchising. Law and Practice. Sweet & Maxwell. London. 1999. 131. «Loi Doubin» № 89−1008 от 31 декабря 1989 г. // Franchising in Europe. -L.-N.Y., 1992.p.l 13.
  118. Raini Alfida. Indonesia’s Franchise Regulations. International Journal of Franchising and Distribution Law. Vol. 1. 1999. Issue 1.
  119. Remi Delforge. French Disclosure: Comments on Recent Decisions on the Loi Doubin. International Journal of Franchising and Distribution Law. — Vol. 1, Issue 2. 1999.
Заполнить форму текущей работой