Изучение развития исторической науки невозможно без тщательного исследования наследия ее видных представителей, общественная и творческая деятельность которых стали знаковыми в становлении научно-исторической мысли того или иного общества, конкретного народа. Тем более, если эти деятели являются разработчиками определенных методов и принципов исторического исследования, а их труды, представляющие собой фундаментальные разработки, повлияли на дальнейшее развитие исторической науки. Одним из выдающихся представителей татарского исторического знания в период его постепенной трансформации в науку был Ризаэддин Фахреддин1 (1859 — 1936), многочисленные труды которого являются достоянием национальной истории, духовной культуры тюркоязычных народов Поволжья и Приуралья — татар и башкир.
Актуальность исследования. Деятельность Ризаэддина Фахреддина многогранна. Он известен как историк, талантливый журналист, активный педагог-просветитель, мыслитель, крупнейший религиозный деятель (свою деятельность на этом поприще он начал простым имамом и дошел до должности муфтия), писатель и т. д. Каждая грань его деятельности заслуживает изучения и отдельного исследования. Ему принадлежит большое количество произведений. Только малая их часть известна широкому кругу читателей, остальные же, находящиеся в рукописном виде или опубликованные на арабской графике, доступны лишь специалистам. Среди них немало трудов по исторической тематике.
1 В советское время в обиходе был паспортный вариант написания его фамилииРизаэтдин Фахретдинов, сам ученый в своих публикациях использовал имя и отчество в форме: Ризаэддин ибн Фахреддин. В последнее время приоритет отдается более близкому к этому варианту написания — Ризаэддин Фахреддин или Риза Фахреддин.
2 В связи с тем, что большая часть трудов написана на арабской графике, мы сочли нужным приводить в тексте диссертации переводы наиболее важных, с нашей точки зрения, высказываний ученого на историческую науку и методы исследования.
Анализ исторического творчества Р. Фахреддина показал, что наибольшее предпочтение он отдавал особому жанру исторической литературы — биобиблиографическим сочинениям. Он является автором большого количества статей, посвященных жизни и деятельности выдающихся личностей: практически в каждом номере журнала «Шура» была его публикация такого характера. Нельзя не упомянуть серии его книг «МэшЬур ирлер» («Знаменитые мужи») и «МэшЬур хатыннар» («Знаменитые женщины»). Ризаэддина Фахреддина интересовали люди различных национальностей, главным критерием для него служили их активная научно-творческая деятельность и польза, приносимая своему народу, стране. Поэтому среди выдающихся личностей, биографии которых описаны ученым, встречаются, наравне с татарами, арабы и персы, узбеки и турки, русские и немцы и т. д. Венцом же исторического творчества Р. Фахреддина в жанре биографии является 4-томный биобиблиографический свод1 «Асар».
Актуальность выбранной нами темы «Источниковая база биобиблиографического свода „Асар“ Р. Фахреддина» определяется как недостаточной изученностью его наследия в целом, так и возрастающим интересом к его научно-историческим произведениям, отличающимся богатством их источниковой базы. В данной диссертационной работе рассматриваются основные источники, с которыми работал Р. Фахреддин при составлении свода «Асар», начиная с этапа поиска и сбора материала и заканчивая публикацией отдельных частей самого свода. Кроме того, рассматриваются методика его работы над источниками и разработка теоретических основ построения биобиблиографических сочинений и отдельных описаний.
1 Термин «биобиблиографический» имеет непосредственное отношение к своду «Асар», т.к. автором представлен в ряде биографических статей и перечень литературы, имеющей отношение к описываемой личности.
Актуальность темы
характеризуется также тем, что «Асар» является известнейшим биобиблиографическим исследованием по истории духовной культуры татар и уникальным памятником, судя по богатству содержащегося в нем фактологического материала.
Степень разработанности проблемы. По ряду объективных и субъективных причин специальная литература о жизни и деятельности Ризаэддина Фахреддина немногочисленна. Первые заметки о его трудах и произведениях появились еще до 1917 г., но они раскрывают лишь какую-то одну сторону творчества ученого, т. е. не дают полной оценки его деятельности1. Заслуживают внимания слова великого татарского поэта Габдуллы Тукая, который в письме Ахмеду Урманчиеву дал высокую оценку первым литературным произведениям Р. Фахреддина. Г. Тукай охарактеризовал последнего как замечательного писателя, умеющего поэтично и ясно излагать и обладающего стилистическим мастерством2. Следует отметить, что автор этих произведений достаточно критично относился к самому себе и своему творчеству, говоря, что «мало понимает в создании художественных произведений"3.
С установлением советской власти ислам подвергся гонению, Р. Фахредцина обвинили в связях с Колчаком. Он подвергся критике со стороны официальных властей как лидер исламистского движения, ведущий активную пропаганду против советской власти4. В противоположность этому современник Р. Фахреддина Джамалуддин Валидов называет его величайшим ученым современного мусульманского Востока. Дж. Валидов характеризует.
Ризаэтдин эфенди бине Фахреддин // «Заман» календаре. — Казан, 1908. — Б.37;
У * .Ц" 3 —. ^ • ^ - сЗ^^ликл.
Эхмир Ш. Матбагачылык тарихы. — Казан, 1909. — Б.70.
2 См.: Тукай Г. Эсэрлэр. 5 томда. Т.5. — Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1986. — Б.116- Гайнуллин М. Татарская литература и публицистика. — Казань: Татарское книжное издательство, 1983. — С. 168.
3 См.: Бэшири 3. Замандашларым белэн очрашулар. — Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1968. — Б.87 — 88.
4 См.: Ишемгулов Б. Контрреволюция кеннэрендэ динчелэр. — Уфа, 1927. — Б.26 — 28- Мозаффари 3. Ишаннар-дэрвишлэр. — Казан: Яцалиф, 1931. — Б. 129. его как религиозного мыслителя нового типа, имеющего богатые познания в богословии и истории литературы ислама и обладающего литературным даром. Главными чертами Р. Фахреддина он называет его веротерпимость и уважение чужой мысли1.
После оценки деятельности Р. Фахреддина, данной Дж. Валидовым, вплоть до самой смерти ученого, творчество его было «закрытой» темой. Небольшие статьи появились лишь после его кончины в 1936 г. в газетах, издававшихся представителями татарской эмиграции за рубежом. Среди них газеты: «Яца милли юл» (Берлин), «Азат ватан» (Мюнхен), периодические издания Египта, Турции, Индии2.
В советской же периодике не было ни одного упоминания как о кончине, так и о творчестве ученого. Делалось все, чтобы Риза Фахреддин и его труды были преданы забвению на долгие годы. Научная общественность обратилась к его творчеству лишь в 1960;е гг. Следует отметить, что изучение жизнедеятельности Р. Фахреддина пришлось на эпоху антирелигиозной деятельности правительства. В этот период (60 — 80-е гг. XX в.) внимание уделялось в основном литературному творчеству Ризы Фахреддина, рассматривался его вклад в журналистику и публицистику. В то же время умалчивалась его деятельность в должности кадия и муфтия, ученые обходили стороной его философские и религиозные работы, а любое проявление религиозных взглядов в трудах резко критиковалось. Поскольку основные публикации, посвященные Ризе Фахреддину, стали появляться во второй половине XX в., мы решили рассмотреть только эти работы, классифицировав их по основным проблемам и направлениям. Нами выделены: 1) работы, рассматривающие его религиозно-политические взгляды и связанную с ними деятельность- 2) исследования в области.
1 См.: Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы волжских татар Вып. 1. -М., 1923.-С.70 —73.
2 См.: Ризаэтдин Фэхретдин турында эмиграциядэге татар матбугаты // Ризаэтдин Фехретдин: фенни-биографик жыентык=Ризаэтдин Фахретдинов: научно-биографический сборник. — Казан: «Рухият» нэшрияты, 1999. — Б. 174 — 186. просветительства и образования- 3) работы, посвященные вкладу Р. Фахреддина в развитие татарской художественной литературы- 4) изыскания, касающиеся свода «Асар" — 5) общие работы, включающие в себя полное освещение жизни и творчества ученого.
Несмотря на изменение отношения к ученому и его научному творчеству, некоторые ярые приверженцы большевистской идеологии продолжали видеть в Р. Фахреддине идеолога антисоветского движения. Характеристика его религиозной деятельности и общественно-политических взглядов мало чем отличается от оценок, данных в работах Б. Ишемгулова и З.Музаффари. З. А. Ишмухаметов в своей книге «Социальная роль и эволюция ислама в Татарии», ссылаясь на книгу «Ишаны-дервиши», еще более рельефно представляет якобы антисоветскую деятельность «муфтия Фахреддина"1. Следует отметить, что дочери Р. Фахреддина — Зейнаб Фахреддин и Асьма Шараф — неоднократно обращались в различные инстанции с просьбой разобраться в распространяемой против их отца клевете, отмечая, что он безосновательно и бездоказательно обвинен в антисоветской пропаганде, в связях с Колчаком, что дана ложная оценка деятельности. Ризы Фахреддина как главы мусульманского духовенства2. Ответ во всех случаях приходил отрицательный, со ссылкой на то, что их жалоба не имеет под собой достаточных оснований.
Отметим, что Риза Фахреддин жил во времена кардинальных изменений в обществе, что предопределило противоречивость его общественно-политических воззрений. Именно противоречивости его взглядов посвящена работа МА. Усманова, в которой автор, исследуя этап за этапом жизненный путь ученого, раскрывает первопричины его «раздвоенности», так как, с одной стороны, по словам М. А. Усманова, это.
1 См.: Ишмухаметов З. А. Социальная роль и эволюция ислама в Татарии. — Казань: Татарское книжное издательство, 1979. — С.69 — 72.
2 См.: Хранилище отдела рукописей и текстологии ИЯЛИ. Фонд 125, опись 3, ед.хр. 8, 11- Письмо-обращение Асьмы Шараф и Зейнаб Фахретдиновой Л. И. Брежневу // Ризаэтдин Фвхретдин: Фвнни-биографик жыентык. — Б. 187 — 188. непосредственный, искренний человек, с чистой душой, стремящийся к объективности ученый, постоянно самосовершенствующийся, с другой — он отмечает достаточно ошибочные взгляды ученого на суть жизни, на окружающий мир. «Это человек, верящий в светлое будущее путем возврата к старым ценностям"1. Несмотря на «узость» взглядов Р. Фахреддина, автор считает, что его творчество имеет положительные моменты2.
М.А.Усманов обращает пристальное внимание на деятельность Ризы Фахреддина в должности муфтия. На основе документальных источников с Фахреддина были сняты обвинения в контрреволюционной деятельности, в противодействии советской власти, жертвой которой он стал. Как отмечает автор, в 20 — 30-е гг. XX столетия Риза Фахреддин был своеобразным «заложником» правительства и даже «политическим трупом». Он был изолирован от общества, лишен человеческих и гражданских правего сугубо религиозные обращения к верующим по случаю праздников специально извращались и преподносились как образцы антисоветской пропаганды. Таким образом, он стал одной из жертв системы. В голодные 20-е годы государство постоянно облагало Р. Фахреддина непосильными налогами, в это время его поддерживали совершенно неизвестные ему люди, которые восхищались его достижениями на просветительском поприще. Посылки приходили и из-за границы, в частности, из Финляндии, они зачастую спасали Р. Фахреддина и его семью от голода3. В последние десятилетия своей жизни Риза Фахреддин также продолжал активную деятельность, но все же, судя по записям в его дневнике, постоянно желал скорейшей кончины.
Статья Б. Султанбекова раскрывает сложное положение всех религиозных деятелей и отношение властей к исламу в советский период. Но,.
1 См.: Госманов М. Катлаулы чорньщ каршылыклы вэкиле // Казан утлары. — 1984. — № 1. -Б. 142 — 157- Госманов М. Уткэннэн-килэчэккэ. — Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1990.—Б.51−70.
2 См.: Госманов М. Катлаулы чорныц каршылыклы вэкиле, — Б. 147.
3 Госманов М. А. Каурый калэм эзеннэн. — Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1984. — Б.365 -392. по его словам, Риза Фахредцин не терял надежды на мирное сосуществование конфессий и государства. Однако деятельность муфтия, направленная на сохранение того, что осталось от духовной культуры, и истории тюркских народов Поволжья и Приуралья воспринималась как антисоветская. Хотя Б. Султанбеков и не обнаружил документов, прямо обвиняющих Р. Фахредцина в контрреволюционной деятельности, он приводит как косвенное свидетельство обвинения Г. Ибрагимова «в сговоре с известным контрреволюционером Р. Фахретдиновым"1.
Религиозные убеждения Р. Фахредцина представлены и в статье Р. А. Утябаева. Автор отмечает, что Риза Фахредцин, в отличие от большинства окружающих его лиц духовного сословия, не следовал слепо всем архаичным канонам шариата, он попытался направить религиозную деятельность на освобождение простого народа от полного поклонения своим духовным наставникам, которые, как правило, жили за счет прихожан2 и с этой целью спекулировали на их религиозных чувствах.
Религиозные и общественные взгляды Р. Фахредцина тесно связаны с деятельностью ученого в области просвещения и педагогики. В монографии Б. Х. Юлдашбаева «История формирования башкирской нации» оценивается деятельность ученого как видного представителя джадидистского течения, критикующего консервативные устои кадимистов. Они, по его мнению, не позволяли развиваться новому татарскому обществу, которому необходимо было модернизировать медресе, предпринять определенные шаги по раскрепощению мусульманок. Отрицательным моментом в деятельности Р. Фахредцина Б. Х. Юлдашбаев считает неприятие им партийной борьбы и партий вообще, так как, по мнению Р. Фахредцина, улучшения в обществе можно добиться не путем партийного противостояния, при котором люди.
1 Султанбеков Б. Страницы жизни Ризы Фахретдинова — ученого, муфтия, литератора, педагога // Татарстан. — 1993. — № 1. — С.75 — 78.
2 Утэбаев Р. Хезмэтлэрендэ — халык рухы // Агидель. — 1984. — № 1. — Б. 114 — 122 (из-за ограничения технических возможностей имена башкирских исследователей и их трудов теряют свою самостоятельность, а только путем возвращения к чистому исламу1.
В 80-е гг. XX в. широкое освещение получили просветительские и педагогические взгляды Ризаэддина Фахреддина. Ученый однозначно признан крупным просветителем, генератором новых идей и методов преподавания. Отмечается его вклад в воспитание не только детей, но и родителей. Обозначен и один из недостатков педагогических взглядов Ризы Фахреддина, а именно: область развития личности ограничивается в его исследованиях лишь семьей и школой. М. Рахимкулова отмечает большое количество книг и методик, написанных Р. Фахреддином по проблеме воспитания ребенка и огромной ответственности матери перед обществом в воспитании детей2. Р. А. Утябаев рассматривает его публицистическую деятельность, которая в основном была направлена на просвещение. Отмечается, что в своих статьях Р. Фахреддин пропагандирует идею объединения представителей различных наций с целью поднятия уровня образованности народа. Р. А. Утябаев указывает и на некоторую узость педагогических взглядов Р. Фахредцина, поскольку ученый ведущую роль в воспитании подрастающего поколения отводит только семье и школе, а не обществу. Г. Кунафин рассматривает деятельность Фахреддина в области просвещения и педагогики, считая, что это было основной целью всей его жизни4.
Исследование деятельности Р. Фахреддина на литературном поприще и тщательный анализ его художественных произведений имеют место в будут представлены на современном татарском языке без передачиособенностей написания башкирского языка.
1 См.:Юлдашбаев Б. Х. История формирования башкирской нации. — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1972. — С.264 — 307.
2 См.: Рехимкулова М. Р. Фехретдиновньщ педагогик эшченлеге // Совет мвктэбе. — 1984. -№ 1. — Б.55- Рахимкулова М. Медресе «Хусаиния» в Оренбурге. — Оренбург, 1997. — С.79 -93.
3 См.: Утебаев Р. Мегьрифвт нурларын — халыкка // Агидель. — 1986. — № 3. — Б. 105 — 115.
4 См.: Кунафин Г. Кин офыклы, тиран эчтвлекле ижат // Кызыл тац. — 1984. — б января. монографии М. Гайнуллина «Татарская литература и публицистика"1. Автор монографии рассматривает два первых романа Р. Фахреддина — «Салима» (1903) и «Асьма» (1905), отмечая просветительское начало, превалирующее в обоих произведениях. Заслугой автора он считает то, что им были подняты общественно важные для своего времени проблемы: изучение русского языка и светских наук, положение женщины в обществе и др. М. Гайнуллин указывает также на идейные и художественные недостатки этих романов: отмечает некоторую незавершенность образов положительных героев, заметную надуманность сюжетов и, вместе с тем, излишнюю религиозность суждений самого автора.
Более обстоятельный анализ деятельности Р. Фахреддина как писателя и литературоведа дан в диссертации Г. Ф. Даутова. Его исследование посвящено изучению литературного творчества Р. Фахреддина в целом2. Романы «Асьма» и «Салима» подверглись комплексному изучению: анализируется жанровое своеобразие произведений, взгляды автора на воспитание и образование, а также на проблему положения женщин-мусульманок. В диссертации рассматривается также и свод «Асар» как ценный источник по истории татарской литературы. Диссертант отмечает стремление автора раскрыть преемственность традиций между литературными памятниками, их общие закономерности, анализирует общественно-исторические события, способствовавшие появлению на свет этих произведений3.
Деятельности Р. Фахреддина как журналиста и редактора посвящено несколько статей, опубликованных в различных сборниках. Основное внимание уделяется его деятельности в журнале «Шура», издававшийся в Оренбурге в 1908 — 1917 гг. М. А. Усмановым и Р. Ф. Мардановым составлен.
1 См.: Гайнуллин М. Татарская литература и публицистика. — Казань: Татарское книжное издательство, 1983.-С. 163- 172.
2 См.: Даутов Г. Ф. Р. Фахрутдинов — писатель и литературовед. Автореф. дис.. канд. • наук. — Казань, 2001. — С.6.
3 См. там же. — С.16. библиографический указатель к этому изданию1, ознакомившись с которым, мы можем выявить область интересов Р. Фахреддина-редактора, названия собственных публикаций журналиста выявляют многогранность его личных интересов.
Работ, посвященных самому крупному произведению Ризы Фахреддина — своду «Асар», немного. Среди них можно упомянуть диссертацию, в которой свод «Асар» анализируется с филологических позиций. Речь идет об исследовании И. К. Янбаева «Восточные эпические традиции и книги «Асар» Р. Фахретдинова"2. Диссертант рассматривает «Асар» как памятник «башкирской литературы», представляющий собой первый опыт составления биобиблиографических произведений. Свод представлен как синтез традиционных жанровых мотивов и структурных построений произведений восточной литературы. Отмечается влияние традиций биобиблиографических изданий о жизни и творчестве выдающихся ученых и деятелей культуры. В целом же, по мнению исследователя, Р. Фахреддин является основоположником башкирской биографии, библиографической науки и литературной критики3.
В 2003 г. вышла в свет работа М. Гайнутдинова, посвященная своду «Асар"4. Ее основу составляет краткий конспект-аннотация двух опубликованных томов свода. В конспекте дается краткая информация, по сути — выборочный перевод на современный татарский язык, о жизнедеятельности главных объектов биографических статей «Асара». Автором также составлен именной алфавитный указатель. На сегодня это одна из немногих работ, которая является большим подспорьем для исследователей, занимающихся изучением творчества Р. Фахреддина как.
1 См.: Госманов М. Г., Мэрданов Р. Ф. «Шура» журналыныц библиографии курсэткече. -Казан: Милли китап, 2000. — 264 б.
2 См.: Янбаев И. К. Восточные традиции и книги «Асар» Р. Фахретдинова: Автореф. дис. канд. филол. наук. — Уфа, 2001. — 21с.
3 См. там же. — С.20.
4 См.: Ризаэтдин бин Фэхретдин. Асар. Кыскача конспект-аннотация / ТезучеМ.Гайнетдин. — Казан: «Иман» нэшрияты, 2003. — 137 б. историка, а также специалистов, интересующихся историей развития духовной культуры, историей тюркских народов Поволжья и Приуралья.
Остальные работы, посвященные своду, представляют собой статьи, раскрывающие отдельные аспекты этого произведения. Впервые свод «Асар», а вернее, его первая рукописная часть была подвергнута текстологическому анализу ученым А. Фатхи, который представил читателям «внешнюю и внутреннюю критику» рукописи1. Анализируется свод и в вышеуказанной монографии М. Гайнуллина, а также в диссертации Г. Ф. Даутова. В статье Н. Г. Гараевой раскрываются особенности структуры и принципов построения свода, который, по мнению автора, является у логическим продолжением биографических трудов Ш. Марджани. Рукописные 3-й и 4-й тома свода в составе общего рукописного наследия Р. Фахреддина получили освещение в статьях нескольких исследователей. В середине 1960;х гг. М. А. Усманов первым из ученых ознакомился с архивом Р. Фахреддина, хранившимся прежде в архиве ОМДС. Наиболее детально рассматривается третий том свода, в котором были обнаружены неизвестные до того поэтические произведения татарских поэтов Шамседдина Заки и Акмуллы3. Рукописное наследие Ризы Фахреддина постоянно вызывает интерес исследователей. Среди них можно назвать А. И. Харисова, описавшего первую 2Ф-томную часть коллекции рукописей и уделившего особое внимание двум последним томам «Асара», а также тому, в котором собраны письма ученого4. Относительно полное содержание всех 40 томов Р. Фахреддина приведено в работе А. Н. Хайруллина, который дал высокую.
1 См.: Фэтхи А. Татар эдиплэре Ьэм галимнэренец кулъязмалары. Беренче булек. 5 чыг. -Казан, 1960. — Б.39−40. л.
См.: Гараева Н. Г. Источники «Вафият ал-аслаф ва тахиат ал-ахлаф» Ш. Марджани // Марджани: ученый, мыслитель, просветитель: Сборник статей. — Казань: Татарское книжное издательство, 1990. — С.91 — 112.
См.: Госманов М. Яца табылган эдэби, тарихи истэлеклэр // Казан утлары. — 1966. — № 7. -Б.118- 120.
4 Харисов А. И. Коллекция рукописей Р. Фахретдинова в Научном архиве Башкирского филиала АН СССР // Южноуральский археографический сборник. Вып.1. — Уфа, 1973. -С.268 — 274. оценку рукописи как источнику, раскрывающему историю татарской общественной мысли1. Формирование самого рукописного фонда в Научном архиве УНЦ РАН (далее — НА УНЦ РАН) освещено в статье С. М. Шингареевой, опубликованной в сборнике «Творчество Ризы Л.
Фахретдинова". В этом же сборнике содержится статья Г. Б. Хусаинова, описывающего архив Р. Фахреддина, особое внимание автор уделяет первому тому, в который включена рукопись «Болгар во Казан тереклере», и шестнадцатому, в который вошла неопубликованная рукопись произведения «Юаныч"3.
В последние два десятилетия XX в. были изданы крупные труды, посвященные исследованию жизни и деятельности Ризы Фахреддина. Жанр этих работ разнопланов, среди них есть и сборники статей, и монографии. Первый сборник «Творчество Ризы Фахретдинова"4 был издан в Уфе в 1988 г. в связи со 125-летием со дня рождения ученого. В статьях анализируются многие области профессиональной деятельности Р.Фахреддина. Выше мы говорили о двух статьях, посвященных его рукописному наследию. Статьи Р. А. Утябаева и Р. З. Шакурова раскрывают вклад просветителя в развитие общественно-политической мысли народов Башкирии, рассматривается также, археографическая деятельность ученого (З.Я.Шарипова), оценивается его деятельность в журнале «Шура» (У.И.Гимадиев) — вниманию читателей представлены новые неизвестные до того материалы к биографии, а таюке библиография книг и статей Р. Фахреддина, составленная М.Рахимкуловой.
По случаю 140-летия со дня рождения Р. Фахреддина в Казани был подготовлен и опубликован научно-биографический сборник «Ризаэтдин.
1 См.: Хайруллин А. Н. Рукописное наследие Р. Фахрутдинова как источник изучения истории татарской общественной мысли // Проблема преемственности в татарской общественной мысли. — Казань, 1985. — С.73 — 84.
2 См.: Шингареева С. М. Формирование личного архива Ризаитдина Фахретдинова // Творчество Ризы Фахретдинова: Сборник статей. — Уфа, 1988. — С.94 — 104.
3 См.: Хусаинов Г. Б. Рукописное наследие Ризы Фахреддина // Там же. — С.86 — 93.
4 См.: Творчество Ризы Фахретдинова: Сборник статей. — Уфа, 1988. — 136с.
Фахретдин"1. В сборник включены уникальные архивные материалы, в частности, автобиография и письма ученого, воспоминания его дочери Асьмы Шараф, фотографии и множество других документов, раскрывающих личность Р. Фахреддина как ученого и человека. Представлена библиография опубликованных трудов и произведений Ризы Фахреддина, которые даны в хронологическом порядке — по времени их опубликования, а также работ, посвященных деятельности и наследию ученого.
В связи со 140-летием также был выпущен сборник статей башкирских ученых «Научное наследие Ризы Фахретдинова и актуальные проблемы востоковедения"2, в который вошли статьи о жизни и деятельности ученого. Статья Г. Б. Хусаинова, подготовленная на основе многолетних научных изысканий, знакомит читателей с жизнедеятельностью Р. Фахреддина3. Башкирские ученые на основе анализа первых произведений Р. Фахреддина «Асьма» и «Салима» освещают роль ученого в развитии «тюркского языка» в Волго-Уральском регионе (И.Г.Галяутдинов)4 и башкирской литературы (М.Х.Надергулов)5. А. Г. Салихов подтверждает точку зрения Ф. Н. Баишева о том, что Р. Фахреддин имел возможность эмигрировать6. Освещается роль Ризы Фахреддина в развитии энциклопедической мысли (З.Шакуров)7 и его влияние на развитие общественно-политической мысли в Башкирии о.
Р.Ф.Рязяпов). В статьях Р. Ю. Батыршина и И. К. Янбаева раскрывается влияние (и преемственность традиций) восточной литературы на творчество.
1 См.: Ризаэтдин Фэхретдин: фэнни-биографик жыентык=Ризаэтдин Фахретдинов: Научно-биографический сборник. — Казан: «Рухият» нэшрияты, 1999. — 224 б.
2 См.: Научное наследие Ризы Фахретдинова и актуальные проблемы востоковедения: Материалы республиканской научной конференции. — Уфа, 2001. — 148 с.
3 См.: Хесэйенов Г. Б. Ризаитдин ибн Фэхретдин // Научное наследие. — С.6 -12.
4 См.: Галэутдинов И. Г. Ризаитдин бин Фэхретдин — мэгърифэтче Ьэм эдэби тел яцартучысы // Там же. — С. 13 — 18.
5 См.: Надергулов М. Х. Мэгърифэт чаткылары // Там же. — С. 19 — 28.
6 См.: Салихов А. Г. Малоизвестные страницы из жизни Ризы Фахретдинова // Там же. -С.29 — 34.
7 См.: Шакуров Р. З. Энциклопедическая мысль в Башкортостане в начале и в конце XX века // Там же. — С.35 — 42.
8 См.: Рэжэпов Р. Ф. Ризаитдин ибн Фэхретдин Ьэм башкорт милли фикере // Там же. -С.48 — 50.
Р.Фахреддина1. Получила свое освещение и его журналистская деятельность, изучены некоторые особенности языка ученого (формы глаголов)3, одна из статей посвящена образу пророка Мухаммеда в творчестве Ризы Фахреддина4.
В Казани в 2003 г. выпущен сборник статей «Ризаэддин Фахреддин: наследие и современность"5, в основу которого легли материалы научной конференции, посвященной 140-летию со дня рождения ученого. В зависимости от содержания статьи разделены на три тематические части: «История», «Культура и образование», «Религия и общество». Всего представлено 29 статей, в которых освещены деятельность и творчество Р. Фахреддина как историка, общественно-религиозного деятеля, философа, литератора, языковеда и т. д., определяется его место в тюрко-татарском и мусульманском обществе.
В разделе «История» представлены статьи, изучающие родословную Ризы Фахреддина (М.Ахметзянов), его вклад в изучение истории татарского народа (Р.У.Амирханов, М.З.Закиев), взаимоотношения мусульманского духовенства в лице Р. Фахреддина и официальных властей (И.К.Загидуллин, Р.Г.Хайрутдинов), дающие сопоставительный анализ творчества ученого и других историков, таких как ат-Табари и Х.-Г.Габяши (А.М.Ахунов, А.Х.Тухватуллин) — в статье М. А. Усманова уделено внимание проблемам, возникающим при изучении наследия Р.Фахреддина. А. А. Арсланова на основе материалов, опубликованных Р. Фахреддином в журнале «Шура»,.
1 См.: Батыршин Р. Ю. Ризаитдина Фэхретдинов ижатында кенчыгыш эдабияты чагыльппы // Там же. — С.59 — 61- Янбаев И. К. Биобиблиографии хезмэтлэр язу традициясе Ьэм Р. Фэхретдиновньщ иждты // Там же. — С.62 — 67.
2 См.: Хусаинов С. М. Публицистика в творчестве Ризы Фахретдинова // Там же. — С.43 -47.
3 См.: ТаЬирова Р. Г. Риза Фэхретдинов эсэрлэрендэ ният-максат фигыльлэре формаларыныц бирелеше // Там же. — С.51 — 54.
См.: Сибагатов Ф.Ш. Р. Фэхретдинов эсврлврендэ Мвхэммвд пвйгамбэр образы («Мвхаммэд галвШшссэлам» китабы мисалында) // Там же. — С.68 — 71.
5 См.: Ризаэддин Фахреддин: мирасы Ьэм хэзерге заман: Мэкалалэр жыентыгы. — Казан, 2003. — 3326. раскрывает разнообразие восточных источников, использованных ученым в ходе исследованийв статье Л. Ф. Байбулатовой приводятся отрывки свода «Асар», не вошедшие в опубликованный вариант.
Во второй части сборника Р. Фахреддин раскрывается как писатель и литературовед (Х.И.Миннегулов, М. В. Гайнетдинов, Р.Ф.Марданов), рассматриваются его взгляды на нравственность и воспитание как детей, так и взрослых в татарском обществе (А.Хайри, Ф. Ф. Исламов, Ф.К.Баширов), отмечается вклад Р. Фахреддина в развитие татарского литературного языка (И.Б.Баширова).
В третьем разделе нашли отражение взгляды Ризы Фахреддина на исламо-христианские отношения (Ф.Г.Ислаев), на соотношение религиозного и светского начал в татарском реформаторском движении (А.Ю.Хабутдинов), на философию Ибн Рушда (Р.Р.Бикмухаметов), на актуальную ныне проблему ваххабизма (Ф.З.Яхин). Рассматриваются деятельность Ризы Фахреддина на религиозном поприще (Р.Утябай-Карими, Н.К.Гарипов), взаимоотношения с татарским богословом М. Бигиевым (А.Г.Хайретдинов). На основе анализа трудов ученого изучаются проблема распространения ислама в Поволжье (Г.Г.Галиахметова) и тендерные представления Р. Фахреддина (Л.И.Тухватуллина).
Имеются и другие работы, посвященные Ризе Фахреддину, в частности, монография Ф. Н. Баишева «Общественно-политические и нравственно-этические взгляды Р. Фахретдинова"1. Автором определены роль и место Р. Фахреддина в истории развития духовной культуры народов Поволжья и Приуралья конца XIX — начала XX в. Рассмотрены условия формирования Р. Фахреддина как ученого-просветителя. Особо подчеркивается, что Риза Фахреддин выражал идеологию прогрессивных слоев общества, указан его вклад в борьбу с пережитками феодальной культуры, в развитие общественно-политической и философской мысли.
1 См.: Баишев Ф. Н. Общественно-политические и нравственно-этические взгляды Р.Фахретдинова. — Уфа: Китап, 1996. — 170с. различных регионов страны, населенных тюрками. Отмечается и религиозность Р. Фахреддина, распространяющаяся на все интересующие его проблемы, при этом автор отмечает, что его религиозность «не носит агрессивно-научный характер, она имеет скорее объективно-мирскую, земную направленность"1. В целом автор монографии дает высокую оценку деятельности Р.Фахреддина. По его мнению, он «был личностью и деятелем широкого масштаба, его творчество отличается многогранностью. Затрагиваемые им общественно значимые проблемы выходят далеко за рамки своего времени. Его творчество по своим целям и идейно-нравственным устремлениям достигает мировых высот, оставаясь одновременно и национально-самобытным"2.
В монографии Г. Хусаинова «Ризаитдин бин Фэхретдин» на основе фактических материалов рассматриваются жизненный путь Р. Фахреддина, его общественная деятельность, литературное творчество, религиозно-реформаторские взгляды и труды, научная деятельность как историка, ориенталиста, просветителя3.
Исследование М. Рахимкуловой в большей степени посвящено раскрытию его просветительской и педагогической деятельности. Она также рассматривает основные жизненные этапы Р. Фахреддина, приводит воспоминания его дочери Асьмы Шараф, личные письма, фотографии и составленную ею библиографию книг и статей ученого4.
В монография турецкого ученого Исмаила Тюркоглу «Яизуа йхгк1еп агазтёак! уепПе§ те Ьагекейпт бпсШеппёеп ШгаескНп РаИгесМт» («Ризаэддин Фахреддин как один из лидеров движения обновления тюрков России») Р. Фахредцин предстает перед читателями как один из ведущих деятелей эпохи возрождения и становления национального самосознания, культуры.
1 Баишев Ф. Н. Указ.соч. — С. 140.
2 Там же. — С.141.
3 См.: Хесэйенов Г. Ризаитдин бин Фэхретдин. — Эфе: «Китап», 1997. — 3046.
4 См.: Рэхимкулова М. К Ризаэтдин бин Фахретдинга 140 яшь тулу менэсэбэте белан (1859 — 1936). — Оренбург, 1998. — 2506. тюрков России. Автор выделяет в творческой деятельности Р. Фахреддина 4 периода, при этом его интересует не только личность ученого, но и все, что с ней связано. Так, рассуждая о проблемах образовании, он анализирует программу и методы обучения, принятые в старометодном медресе. Прежде чем приступить к исследованию первого, уфимского периода жизни Р. Фахреддина, он посвящает одну главу структуре ОМДС. Автор рассматривает деятельность Р. Фахреддина на фоне событий, затрагивающих судьбы мусульман, это — реформа муфтията, мусульманский курултай, революция 1917 г. и др. В монографии представлены материалы архивов Турции, Уфы и Казани, а также публикации дореволюционных изданий и газет советского периода1.
Статей, посвященных жизненному пути и творческой деятельности Ризаэддина Фахреддина, довольно много. Одни публикации имеют общий характер, в них рассматриваются и биографические данные, и некоторые стороны деятельности Р. Фахреддина, другие раскрывают только биографические (часто спорные) сведения о Р. Фахреддине2. Таких публикаций достаточно много, и основная их часть приведена в научно-биографическом сборнике, посвященном Ризе Фахреддину. Здесь представлены многие работы (с 1908 г. по 1998 г.), посвященные ученому3. Имя Ризаэддина Фахреддина упоминается и в энциклопедическом словаре «Ислам на территории бывшей Российской империи», в котором дается краткая биографическая справка и оценка его разнообразной деятельности4.
1 См.: Dr. Ismail Tmkoglu. Rusya turkleri arasindaki yenile? me hareketinin onciilerinden Rizaeddin Fahreddin. — Istanbul: Otuken ne§ riyat. — 368 s.
2 См.: Котошов P.P. Риза Фэхретдинов турында яца мэгьлуматлар // Агидел. — 1983. — № 3. — Б. 122 — 125- Эхмэтжанов М. Риза Фахретдинов шэжэрэсе // Казан утлары. — 1984. — № 1. — Б. 164 — 168- Усманов М. Наследие Ризы Фахретдинова // Советская Татария. -1989. — 14 февраляГосманов М. Котсыз елларньщ кайтавазы // Казан утлары. — 1994. -№ 5. — Б.146 — 162- Керимов Т. Р. Фэхретдинов шэжэресе // Казан утлары. — 1994. — № 4. -Б. 144- 145 и др.
3 См.: Ризаэтдин Фэхретдинов: фэнни-биографик жыентык. — Б.210 — 222.
4 См.: Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. Вып. 1. — М.: «Восточная литература» РАН, 1998. — С.94- 95.
Следует отметить также научные конференции, посвященные жизненному пути и творчеству Р. Фахреддина, на которых рассматривались различные аспекты его деятельности. Материалы некоторых конференций опубликованы в сборниках: 1) «Творчество Ризы Фахретдинова» (Уфа, 1988), в который вошли материалы конференции, посвященной 125-летию со дня рождения Р. Фахреддина- 2) «Научное наследие Ризы Фахретдинова и актуальные проблемы востоковедения» (Уфа, 2001), в него вошли материалы республиканской научной конференции, посвященной 140-летию со дня рождения Р.Фахреддина. Этой же дате была приурочена и научная конференция, прошедшая 16 ноября 1999 г. в Казани. В 2003 г. ее материалы были опубликованы в сборнике «Ризаэддин Фахреддин: наследие и современность».
На основе вышеизложенного приходим к выводу, что личность Ризы Фахреддина получила достаточное освещение в трудах ученых. Татарские и башкирские исследователи внесли большой вклад в изучение его жизни и творчества: практически не осталось «белых пятен» в биографии ученого, его литературное наследие доступно широкому кругу читателей. Интерес к историческим исследованиям и общественно-религиозной деятельности Р. Фахреддина не ослабевает благодаря работам многих вышеперечисленных ученых. Однако не полностью раскрыты все грани его деятельности. Для этого необходимо, в первую очередь, дать научное описание и изучить рукописный фонд Ризы Фахреддина. Не изучены его взгляды на общественное и правовое положение женщин-мусульманок. Не в полной мере освещены взгляды Р. Фахреддина на политику царизма и советского правительства, его богословские сочинения практически не изучались. Что касается свода «Асар», то он использовался в основном как источник по истории татарской духовной культуры и литературы. Последние тома «Асара» до настоящего времени находятся в рукописном состоянии, как и некоторые другие сочинения. Таким образом, предстоит большая работа по изучению наследия выдающегося ученого Ризаэддина Фахреддина.
Источниковая база исследования. Основными источниками по нашей теме явились прежде всего опубликованные первый и второй том свода «Асар», а также личный архив Ризаэддина Фахреддина, хранящийся в НА УНЦ РАН. Этот фонд содержит 40 дел, среди которых к своду имеют непосредственное отношение следующие: из старого акта — единицы хранения 12 (третий том «Асара»), 13 (введение к третьему тому), 14 (четвертый том), 15 (различные письма, документы) — из нового акта — единица хранения 4 (введение к первому тому, написанное в 1929 г.). Прежде чем попасть в архив НА УНЦ РАН (туда они были переданы после опубликования статьи М. Усманова «Яца табылган едеби, тарихи истелеклер» (1966)), фонд побывал в нескольких хранилищах. Первоначально все хранилось в архиве ОМДС. В 1963 — 1966 гг. часть личных рукописей ученого в количестве 24 тома была передана в НА УНЦ РАН, они составили так называемый старый акт. Дочери Ризы Фахреддина говорили о библиотеке отца, но о ее дальнейшей судьбе ничего неизвестно. В 1980 г. в архив института были переданы еще 16 томов рукописей ученого, они вошли в новый акт. Таким образом, уфимский фонд Ризы Фахреддина составляет 40 томов, среди них есть уникальные рукописи, в том числе два последних тома свода «Асар», различные материалы к нему, использовавшиеся при его составлении.
Были использованы также материалы из Архива востоковедов Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН (далее — АВ СПбФИВ РАН). Здесь находятся материалы, переданные Р. Фахреддином по просьбе академика А. Самойловича в 1935 г. 1 Передача рукописей была вынужденной мерой для ученого. Он боялся потерять то, что осталось от его архива, о чем и написал А.Самойловичу. Риза Фахреддин поведал академику.
0 некоторых перипетиях своей жизни, из-за которых безвозвратно пропала часть его рукописей, некоторые из них он вынужден был продать, чтобы.
1 Эти материалы впервые были выявлены М. А. Усмановым. См.: Госманов М. Яца табылган эдэби, тарихи истэлеклэр // Казан утлары. — 1966. — № 7. — Б.118 — 120. спасти семью от неминуемого голода, так как, по его словам, у него не было никаких прав, и он облагался непосильными налогами. А. Самойлович просил передать в библиотеку опубликованные книги, однако Р. Фахреддин смог удовлетворить его просьбу частично и выслал в Петербург только рукописи1. Среди них были материалы, собранные для «Асара" — документы, касающиеся его биографии и служебной деятельности, в частности, деятельности в ОМДС, переписка ученого, художественные произведения.
Судя по описи, фонд (№ 131) состоит из 71 дела, 5 из них — материалы к своду «Асар». Это описание биографий татарских деятелей (письма-воспоминания, отправленные Р. Фахреддину для составления свода), формулярные списки, списки текстов с надгробных камней, некрологи.
Кроме того, нами в процессе исследования были использованы книги Р. Фахреддина из серии «Знаменитые мужи», а также серия статей из рубрики «Знаменитые люди и великие события», печатавшихся в журнале «Щура».
В Отделе рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского Казанского государственного университета (далее — ОРРК НБ КГУ) хранится рукопись первой части первого тома свода «Асар» с цензорскими поправками2. Здесь же хранится переписка Ризаэддина Фахреддина с Габдрахманом Гумари3.
В хранилище отдела рукописей и текстологии ИЯЛИ АН РТ материалы, относящиеся к Ризе Фахреддину, находятся в фонде4, в котором собраны различные документы о его жизни и деятельности. Здесь хранятся его формулярный список, несколько вариантов шаджара, составленных различными людьми, фотографии, обращения дочерей Р. Фахреддина в различные инстанции с просьбой реабилитировать отца и другие материалы.
1 Об этом подробнее см.: Госманов М. А. Уткэннэн-килэчэккэ. — Б.65 — 67.
2 См.: ОРРК НБ им. Н. И. Лобачевского, ед.хр. 1496 — т. Рукой цензора В. Д. Смирнова вычеркнуто несколько страниц введения, которые затем так и не вошли в опубликованный вариант. Об этом подробнее см.: Байбулатова Л. Ф. «Асар"ныц сызып ташланган юллары // Гасырлар авазы-Эхо веков. — 2002. — №½. — Б. 19 — 25.
3 См.: ОРРК НБ им. Н. ИЛобачевского, ед.хр. 2680 — т.
4 См.: Хранилище отдела рукописей и текстологии ИЯЛИ АН РТ. Ф.125.
Хронологические рамки исследования определяются периодом с конца XIX в. до начала XX в., так как именно в это время создавался свод «Асар».
Научная новизна исследования. Работа является первым опытом в изучении источниковой базы свода «Асар», а также принципов работы Р. Фахреддина с источниками. На основе материалов и истории составления свода «Асар» выявлена преемственность традиций и новых идей в процессе составления биобиблиографических справочных пособий типа энциклопедий.
Цели и задачи диссертации. При проведении данного исследования нами была определена следующая цель: анализ источниковой базы свода «Асар» и принципов работы автора с источниками и материалами. В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
• проследить становление Р. Фахреддина как ученого-историка;
• определить преемственность восточных традиций в своде «Асар»;
• выявить предпосылки и проанализировать процесс создания свода «Асар»;
• составить именной указатель свода «Асар».
Объект исследования — источниковая база свода «Асар».
Предметом исследования является определение роли свода в становлении и развитии исторических знаний у татар, его влияния на духовное развитие тюркских народов Поволжья и Приуралья.
Методология исследования. При подготовке работы была использована методология исторического исследования, основанная на принципах историзма и объективности. При анализе и изложении материала применялись общенаучные методы (логический, метод классификации) и специальные (метод биографического описания, сравнительно-исторический).
Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что в нем предпринята попытка комплексного исследования биобиблиографического свода «Асар», его источниковой и историографической значимости. Результаты исследования могут использоваться при изучении становления и развития источниковедения и историографии, истории духовной культуры татарского народа. Выявленные источники и материалы следует ввести в научный оборот, в том числе при создании статей для современных энциклопедических изданий, более объективно освещающих различные аспекты истории народов Поволжья и Приуралья. Результаты исследования могут быть полезными при более углубленном изучении различных аспектов наследия не только Ризы Фахреддина, но и других деятелей культуры конца XIX — начала XX вв.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений, в которых представлены:
Заключение
.
В данном диссертационном исследовании изучена и проанализирована источниковая база биобиблиографического свода «Асар» Р. Фахредцина, а также принципы работы автора с источниками и другими материалами. Работа является первым подобным опытом среди других исследований, посвященных деятельности Ризаэддина Фахреддина.
Анализ свода «Асар» и связанной с ним деятельности автора органически сочетался с необходимостью изучения условий становления Р. Фахреддина как историка, поскольку в начальный период закладываются основы мировоззрения, в том числе научного. Немаловажное значение имеют причины, послужившие толчком для написания исторических трудов. Таким образом, невозможно объективно судить о своде «Асар» и работе над ним автора начиная конкретно с самого свода. Чтобы дать полноценную оценку этого явления, необходимо было изучить научное творчество Р. Фахреддина в целом.
На основе исследования мы пришли к следующим выводам:
1! Формирование Ризаэддина Фахреддина и становление его как историка происходило в конце XIX — начале XX вв., в период столкновения старой и новой форм жизни. Татарское общество находилось на стыке противостояния патриархальных устоев и стремления к обновлению во многих сферах жизни.
Риза Фахреддин — выходец из обыкновенной для своего времени семьи деревенского муллы. Он получил образование, стандартное для татарского общества, т. е. свои первые знания он получил от родителей, далее продолжил обучение в сельском старометодном медресе. Качество образования, получаемого в таких учреждениях часто подвергается критике, но не следует забывать, что многие выдающиеся представители татарского народа обучались именно там. Несмотря на царившую в медресе схоластику, консервативное мировоззрение преподавателей, они, тем не менее, давали необходимые базисные знания по арабскому языку, религии и Даже математике. Однако многое зависело и от самого обучаемого. Так, Риза Фахреддин, не будучи удовлетворен знаниями, даваемыми в медресе, начал заниматься самостоятельно: читал дополнительную литературу, в частности, книги по географии и истории («Таварих-и Булгария» Муслими, «Путешествие Исмагила», о них он выскажет свое мнение впоследствиио первой книге и ее авторе он упомянет в своде «Асар», а вторую опубликует со своими комментариями).
Тяга к знаниям способствовала знакомству Р. Фахреддина с газетой И. Гаспринского «Тарджеман». Чтение газеты расширило круг интересов Ризаэддина, благодаря ей он узнает о состоянии просвещения и образования тюркских народов России. Материалы, касающиеся просвещения и образования, были основными в газете, однако это не означает, что она не уделяла внимание другим проблемам. Позднее, когда Р. Фахреддин станет редактором журнала «Шура», он даст высокую оценку деятельности И. Гаспринского, оказавшего значительное влияние на Ризу Фахреддина.
Началом исторических исследований Р. Фахреддина послужило влияние Ш. Марджани и его работ. Первой работой Марджани, с которой познакомился Р. Фахреддин, был религиозно-реформаторский труд «Назурател-хак.». Эта работа полностью изменила, по словам Ризы Фахреддина, его мировоззрение. Кроме того, призыв Марджани опираться в суждениях на первоисточники перешел и в метод исторического исследования, которого старались придерживаться оба ученых. Р. Фахреддин не был близко знаком с Марджани, не был его шакирдом, но считал его своим наставником. Р. Фахреддин явился продолжателем его религиозных взглядов, но особо ценными для Р. Фахреддина стали исторические работы Марджани, в которых последний, освещая историю как татарского народа, так и всего мусульманского мира, раскрывает свою творческую лабораторию. Риза Фахреддин стал последователем метода исторического исследования Ш. Марджани, вслед за которым он создает в форме свода биографических описаний историю духовной культуры тюркских народов Поволжья и Приуралья.
2. Жанр «Асара» — биобиблиографический свод, в котором собраны биографические описания известных и неизвестных личностей. Такие исследования, как самостоятельный историко-биографический жанр, начали развиваться в нашем регионе начиная с работ Ш. Марджани «Вафийат ал-аслаф.» и второй части «Мустафад ал-ахбар.». В первой работе собраны биографии знаменитых мусульманских деятелей Востока и Поволжья, а вторая работа, состоящая из двух частей, раскрывает историю татарского народа, выдающиеся личности которого описаны во второй части.
Свод «Асар» является логическим продолжением указанных выше работ Ш. Марджани. Р. Фахреддин был знаком и с аналогичными работами восточных авторов (например, ал-Аскалани, Кятиб Челеби, Сами бек и др). Биографические описания были особенно широко распространены на Востоке, некоторые из них проникли и в Волго-Уральский регион. Знакомство Р. Фахреддина с такими произведениями подтверждается ссылками на некоторые из них в своде. В «Асаре» отчасти сохранены традиции восточных биобиблиографических энциклопедий, но в целом труд Р. Фахреддина стоит на более высоком уровне. Риза Фахреддин стремился воссоздать и сохранить историю духовной культуры своей нации достоверно освещая при этом факты, ничего не скрывая и не приукрашивая. В его труде впервые дано теоретическое обоснование построения биобиблиографических работ в целом и отдельного биографического описания в частности. Риза Фахреддин отошел от сухих биографических справок, свойственных энциклопедиям и, по мере возможности, уделял внимание и внутреннему миру человека, при этом он использовал фотографии, частную переписку, поэтические произведения. Его работа пронизана гордостью за свою нацию, и в то же время беспокойством за ее будущее.
3. Создать свод «Асар» на рубеже XIX — XX вв. было делом нелегким. Автор, как и Ш. Марджани, страдал из-за нехватки достоверных источников.
Необходимые для работы материалы он находил различными путями. Большую помощь в этом ему оказал архив ОМДС, содержащий разнообразные сведения о мусульманах России. Много различных сведений поставляли письма-воспоминания — один из основных источников. Кроме воспоминаний, ему присылали рукописи (или их копии), копии текстов эпитафий, личную переписку и другие материалы. Р. Фахреддин и сам выезжал для сбора материала: в основном, он посещал кладбища и переписывал эпитафии с надмогильных камней. Также Риза Фахреддин постоянно обращался к «Мустафад ал-ахбар.» Ш. Марджани и использовал тексты этой работы. Таким образом, мы определили направления поиска Р. Фахреддином источников и материалов и можем сказать, что труд его был значительно затруднен, поскольку в распоряжении ученого не было библиотек с богатыми фондами.
4. Ризаэддин Фахреддин внес большой вклад в формирование историографии и источниковедения истории духовной культуры тюркских народов Поволжья и Приуралья. Свод «Асар» является источником ценных сведений и материалов. Выбрав для себя путь достоверного описания фактов, Р. Фахреддин восстановил и сохранил историю духовной культуры своего народа. Он описывал не только знаменитых людей, но и тех, с которых, по его мнению, не следовало брать пример. Используя хронологический принцип построения биографических описаний от ранних к позднейшим, Р. Фахреддин показал преемственность традиции, этапы развития и упадка в истории духовной культуры тюркских народов Волго-Уральского региона.
Риза Фахреддин ввел в оборот «нетрадиционные» для исторической науки источники, богатые фактографические материалы. Многие из них приведены в своде полностью. Свод «Асар» является знаменательным опытом татарского исторического знания, постепенно переходящего в науку.
Данное исследование раскрывает лишь немногие стороны деятельности Ризаэддина Фахреддина. Нами была предпринята попытка изучить свод «Асар» — наиболее крупный труд ученого, написанный в биобиблиографическом жанре. Таких работ, но меньших по объему, еще достаточно, их также необходимо исследовать. Считаем, что комплексное изучение трудов биографического характера Р. Фахреддина (книги Из серии «Знаменитые мужи», «Знаменитые женщины», статьи в журнале «Шура», отдельные работы по известным людям) позволит полнее раскрыть его метод написания подобных работ, круг источников, привлеченных автором, и тем самым появится возможность обогатить наши знания о развитии историографии и источниковедения татарского народа в конце XIX — начале XX вв.