Выбор экономически обоснованных режимов ведения грузового поезда с электрической тягой
Диссертация
Практически на всех железных дорогах, начиная с 1998 г. наблюдается тенденция снижения удельного расхода электроэнергии. Однако в 2000 г. уровень расхода электроэнергии в грузовом движении превысил исходную величину 1988 г. на 3,2% 121. Это показывает, что резервы экономии электроэнергии еще не исчерпаны. В 2001 г. в контактную сеть было возвращено более 900 млн. кВт-Ч, что составляет 3,1% общего… Читать ещё >
Содержание
- 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. 1. Анализ состояния проблемы на отечественных и зарубежных железных дорогах
- 1. 2. Цели и задачи диссертационной работы
- 1. 3. Анализ математических методов оптимизации режимов ведения поезда
- 1. 4. Выводы
- 2. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДА ПО УЧАСТКУ
- 2. 1. Анализ объектов системы «поезд — среда движения»
- 2. 2. Общая характеристика и состав математической модели
- 2. 3. Математическое описание характеристик электровоза
- 2. 4. Численное интегрирование дифференциального уравнения движения поезда
- 2. 5. Выводы
- 3. РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЦИОНАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ ВЕДЕНИЯ ПОЕЗДА НА УЧАСТКЕ
- 3. 1. Динамическая имитационная модель движения поезда
- 3. 2. Критерий оптимизации
- 3. 3. Режим разгона поезда
- 3. 4. Режим замедления поезда
- 3. 5. Движение при неизменном ограничении скорости
- 3. 6. Движение на вредных спусках, рекуперация электроэнергии
- 3. 7. Выводы
- 4. ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС «TRAIN» ПО РАСЧЕТУ И ВЫДАЧЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РЕЖИМНЫХ КАРТ ВЕДЕНИЯ ПОЕЗДА
- 4. 1. Описание программного комплекса
- 4. 2. Информационная база данных
- 4. 3. Модуль ввода и корректировки нормативно-справочной информации
- 4. 4. Модуль расчетов
- 4. 5. Техническая реализация программ
- 4. 6. Аппаратно-программное обеспечение для эксплуатации программного комплекса
- 4. 7. Выводы
- 5. ОЦЕНКА ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
- 5. 1. Проведение опытных поездок
- 5. 2. Анализ и оценка погрешностей
- 5. 3. Пример расчета экономически обоснованных режимов ведения поезда для участка Кинель-Абдулино
- 5. 4. Оценка технико-экономической эффективности работы
- 5. 5. Выводы
Список литературы
- А.С.Мишарин. Проблемы ресурсосбережения на железнодорожном транспорте // Ресурсосберегающие технологии на железнодорожном транспорте: Труды конференции. МИИТ 2000, — С. 1−1 16.
- Лисицин А.Л. Возможности экономии энергоресурсов на тягу поездов // Железнодорожный транспорт, — 2002.- № 2, — С. 18−22.
- Русак А.Д. Об использовании и экономии энергоресурсов в локомотивном хозяйстве // Железнодорожный транспорт.- 2002, — № 2, — С. 2629.
- Мугинштейн Л.А. и др. Состояние и перспективы снижения удельных расходов электроэнергии на тягу поездов на сети железных дорог // Ж.д. трансп. Сер. Локомотивы и лок-е хоз-во. Ремонт локомотивов: ОИ/ЦНИИТЭИ МПС, — 2001, — Вып. 1−2. С. 1−16.
- Бабичков A.M., Гурский П. А., Новиков А. П. Тяга поездов и тяговые расчеты. М.: Транспорт, 1971.- 280 с.
- Дееев В.В., Ильин Г. А., Афонин Г. С. Тяга поездов: Учебное пособие для вузов / Под ред. В. В. Деева.- М.: Транспорт, 1987, — 264 с.
- Осипов С.И. Основы электрической и тепловозной тяги,— М.: Транспорт, — 1985.-408 с.
- Теория электрической тяги / В. Е. Розенфельд, И. П. Исаев, Н. Н. Сидоров, М.И. Озеров- под ред. И. П. Исаева.- М.: Транспорт, 1995.- 294 с.
- Лисицын А.Л., Мугинштейн Л. А. Нестационарные режимы тяги (Тяговое обеспечение перевозочного процесса). М.: Интекст, 1996, — 160 с.
- Мугинштейн Л.А., Лисицын А. Л. Нестационарные режимы тяги (Сцепление. Критическая норма массы поезда). М.: Интекст, 1996, — 176 с.129
- Гребенюк П.Т., Долганов А. Н., Скворцова А. И. Тяговые расчеты. Справочник: М. Транспорт, 1983, — 210 с.
- Правила тяговых расчетов для поездной работы / МПС СССР, — М.: Транспорт, 1985, — 287 с.
- Гельфанд И.М., Фомин С. В. Вариационное исчисление,— М., Физматгиз, 1961, — 288 с.
- Петров Ю.П. Оптимальное управление движением транспортных средств. JL: Энергия, 1969, — 96 с.
- Костромин A.M. Оптимизация управления локомотивом. М., 1977, — 119 с.
- Сидельников В.М. Выбор оптимального режима управления локомотивом с использованием ЭЦВМ // Вестник ВНИИЖТа.- 1967, — № 2, С. 52−58.
- Максимов В.М. Выбор рациональных режимов вождения поезда // Железнодорожный транспорт, — 1968, — № 3, — С. 55−57.
- Максимов В.М. Оптимальное распределение времени хода по перегонам // Труды МИИТа.- 1975.- Вып. 498, — С. 48−52.
- Математическая теория оптимальных процессов. 3-е изд. / Л. С. Понтрягин и др.- М.: Наука, 1976, — 392 с.
- Постол Б.Г., Соколов А. А. Применение принципа максимума для оптимального управления движением тепловоза // Материалы XXVII научно-технической конференции кафедр института. Вып.2.- Хабаровск: ХабИИЖТ, 1971. — С.11−12.
- Аснис И.А., Дмитрук А. В., Осмоловский Н. П. Решение задачи об энергетически оптимальном управлении движением поезда с помощью принципа Максимума / МНИТ, — 1985, — 83 с. Деп. В ЦНИИТЭИ МПС.130
- Баранов Л.А., Ерофеев Е. В., Урдин В. И., Раскин В. В. // Актуальные проблемы экономии электрической энергии и топлива на ж.-д. транспорте: МИИТ, 1988, — С. 60−63.- Деп. В ЦНИИТЭИ МПС.
- Баранов Л.А., Ерофеев Е. В. Уменьшение расхода энергии на тягу поездов в условиях метрополитена // Ресурсосберегающие технологии на железнодорожном транспорте: Труды конференции. МИИТ 2000, — С. II-1 II-2.
- Ерофеев Е.В. Исследование оптимальных программ автоматического ведения поезда при вариациях исходных параметров. Автореферат и диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук, — Москва, МИИТ, 1969.
- Микропроцессорные системы автоведения электроподвижного состава / под ред. Л. А. Баранова, — М.: Транспорт, 1990.
- Ерофеев Е.В. Принципы построения систем автоведения поездов метрополитена и пассажирских поездов при электрической тяге. Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук.- Москва, 1985.
- Рациональные режимы вождения поездов и испытания локомотивов / Под ред. С. И. Осипова.- М.: Транспорт, 1984, — 280 с.
- Головичер Я.М. Оптимальное управление тяговым подвижным составом в системах автоведения магистральных железных дорог. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук. Москва, 1994.131
- Пясик М., Толстов Е., Случак И. Системы автоматического ведения поезда // Современные технологии автоматизации, — 2000, — № 4, — С. 26−28.
- Нехаев В.А. Оптимизация режимов ведения поезда с учетом критериев безопасности движения (методы и алгоритмы). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук. Омск, 2000.
- Горбачев А.Н. Методы расчета оптимальных программ ведения поезда. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. Омск, 2000.
- Франко ди Майо. Законы движения, обеспечивающие минимальные затраты на тягу // Железные дороги мира.- 1978.- № 10, — С. 3537.
- Скива Л., Яначек Я., Ценек П. Энергетически оптимальное управление транспортными средствами,— М.: Транспорт, 1992. 248 с.
- Энергооптимальные режимы движения поездов с электрической тягой // Ж.-д. транспорт: Техническая эксплуатация подвижного состава и тяга поездов / ВИНИТИ.- 1994, — № 8, — Ref. op.: // Delne Balm, 1994, — № 3. P/145−147.
- Оптимизация ведения поезда с помощью бортового компьютера // Железные дороги мира, — 1999, — № 3. С. 34−36.
- Аналитические модели для исследований и разработок на железнодорожном транспорте // ЖДТР. Серия 2: Подвижной состав. Локомотивное и вагонное хозяйство. (ЭИУЦНИИТЭИ МПС).- Вып.5,-ЦНИИТЭИМПС, 1996. С. 27−37.
- Козубенко В.Г. Безопасное управление поездов: вопросы и ответы,-. М.: Транспорт, 1992, — 254 с.
- Тимошек И.Н. Снижение энергозатрат на тягу поездов путем совершенствования режимов управления движением поезда. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. Ростов-на-Дону, 1996.
- Тимошек И.Н., Зубков В. Н. Поиск и реализация практических рекомендаций, обеспечивающих наименьшие энергозатраты на тягу поездов // Вест. ВНИИЖТ, — 1997, — № 4, — С. 40−43.
- Ерофеев Е.В., Головичер Я. М., Шмидрик Д. М. Использование персонального компьютера для составления режимных карт и тяговых расчетов // Электрическая и тепловозная тяга.- 1991.- № 6, — С. 15−17.133
- JI.А. Мугинштейн, В. И. Рахманинов, И. А. Ябко. Энергооптимальные режимные карты для машинистов // Локомотив, — 2001.-№ 2. С. 6−7.
- Терещенко В.П., Новодворской М. Ю. Тренажер для обучения машинистов режимам вождения поездов // Электрическая и тепловозная тяга,-1991,-№ 5.- С. 38−39.
- Самсонкин В.Н. Компьютер обучает экономии энергоресурсов // Железнодорожный транспорт.- 1995, — № 9, — С. 12−13.
- Феоктистов В.П., Обухов В. П. Обеспечение энергоэкономических режимов вождения поездов в условиях повышенных требований по безопасности движения // Труды 2-й науч.-пр. конф. «Безопасность движения поездов».- М.: МНИТ, 200.- С. II-43.
- Обухов В.П. Аналитический метод оперативного нормирования расхода электроэнергии на тягу поездов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук, — М., 2002.
- Петраковский С.С. Снижение расхода энергоресурсов принесет большой доход // Локомотив, — 1998, — № 3, — С. 4−7.
- Певзнер В.О. Выбор рациональных скоростей движения // Железнодорожный транспорт, — 2000, — № 3, — С.47−53.
- А.В. Косарев. Резервы экономии электроэнергии. Опыт Московской дороги // Локомотив, — 1999.- № 1, — С.22−23.
- Стрельников В.Т. Организация движения поездов с наименьшими затратами // Железнодорожный транспорт.- 1995.- № 10, — С. 12−18.
- Педаль Г. Экономические методы вождения поездов // Железные дороги мира, — 1987, — С. 23−26.134
- Кейзер А.П. Совершенствование режимов вождения поездов и повышение эксплуатационной надежности графика движения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидат технических наук. Гомель, 1995.
- Калинин А.С., Романее Г. А., Нарышкин А. А., Волков B.C. «Мягкий» график движения // Железнодорожный транспорт, — 1993, — № 12.-С. 2−6.
- Тулупов Л.П., Ян Юйлиан. Многофакторное оперативное нормирование времени выполнения технологических процессов //Вестник ВНИИЖТ, — 1997.- № 5, — С. 20−24.
- Тулупов Л.П., Харитонов А. В. Многофакторное оперативное нормирование дифференцированных перегонных времен хода грузовых поездов //Вестник ВНИИЖТ.- 1999.- № 1.- С. 37−41.
- Ландау Л.Д., Лифшиц Е. М. Механика,— М.: Наука, 1968, — 205 с.
- Болтянский В.Г. Математические методы оптимального управления, — М. Наука, 1969, — 408 с.
- Красовский Н.Н. Теория управления движением,— М.: Наука,-1969.-475 с.
- Акулиничев В.М. и др. Математические методы в эксплуатации железных дорог / В. М. Акулиничев, В. А. Кудрявцев, А. Н. Корешков, — М.: Транспорт, 1981, — 223 с.
- Баронов А.Э. Анализ математических методов оптимального управления движением поезда // Безопасность транспортных систем / Труды третьей международной научно-практической конференции.- Самара, 2002.-С. 48−50.135
- Костромин A.M. Методы определения оптимальных режимов вождения поездов.- Гомель, БелИИЖТ, 1974.- 42 с.
- Костромин A.M., Кейзер А. П. Расчет на ЭЦВМ оптимального процесса движения поезда методом локальных вариаций // Труды БелИИЖТа, — 1976.- Вып. 145. С. 53−57.
- Зарубин B.C. Математическое моделирование в технике / Под ред. B.C. Зарубина, А. П. Крищенко.- М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001.496 с.
- Утеуш Э.В., Утеуш З. В. Введение в кибернетическое моделирование,— М.: Энергия, 1964.- 488 с.
- Электровозы Вл-10 и BJI-lOy. Руководство по эксплуатации / Под ред. О. А. Кикнадзе, — М.: Транспорт, 1981.
- Бронштейн И.Н., Семендяев К. А. Справочник по математике (для инженеров и учащихся ВУЗов).- М.: Наука, 1980, — 976 с.
- Демидович Б.П., Марон И. А., Шувалова Э. Э. Численные методы анализа,— М.: Наука, 1976, — 386 с.
- Сербер Дж, Линейный регрессионный анализ, — М.: Мир, 1980.458 с.
- Численные методы. Учеб. Пособие / А. Н. Коварцев. Самарский муниципальный комплекс непрерывного образования, — Самара, 1997, — 120 с.
- Хальд Л. Математическая статистика с техническими приложениями: Пер. с англ.- М.: Изд-во иностр. лит., 1956, — 664 с.
- Дениско Н.П. Выбор метода интегрирования уравнения движения поезда для ЭЦВМ на основе статистической оценки точности тяговых расчетов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. Москва, 1964.136
- Калиткин Н.Н. Численные методы.- М.: Наука, 1978. 512 с.
- Э. Камке. Справочник по обыкновенным дифференциальным уравнениям.- М., 1971, — 576 с.
- Свешников А.А. Основы теории ошибок,— Л.: ЛГУ, 1972.- 124 с.
- Марков Д.С. Методы построения имитационных моделей и исследования операционных характеристик систем управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте: Дис. на соискание уч. степени канд. техн. наук. Л.: ЛИИЖТ, 1985.
- Бусленко Н.П. Моделирование сложных систем.- М.: Наука, 1978.400 с.
- Советов Б.Я., Яковлев С. А. Моделирование систем.- М.: Высшая школа, 1985.- 271 с.
- Снапелев Ю.М., Старосельский В. А. Моделирование и управление в сложных системах,— М.: Сов. Радио, 1974.- 264 с.
- Шеридан Т.Б., Феррелл У. Р. Система человек-машина: Пер. с англ. М.: Машиностроение, 1980, — 400 с.
- Леонтьев В.А. Реализация математических моделей на ЭВМ. М.: Энергия, 1981.- 176 с.
- Митрофанов А.Н., Машков Д. А. Моделирование расхода электрической энергии на тягу поезда // Безопасность транспортных систем // Труды третьей международной научно-практической конференции, — Самара, 2002. С. 180−182.
- Дж. Мартин. Организация баз данных в вычислительных системах, — М.: Мир, 1980, — 620 с.137
- Электрические железные дороги: Учебное пособие для студентов специальности 18.07.00 «Электрический транспорт (железных дорог)» / Под. ред. профессора Просвирова Ю.Е.- Самара: СамИИТ, 1997, — 192 с.
- Вождение поездов. / Под. Ред. Черепашенца Р.Г.- М.: Транспорт, 1993, — 360 с.
- Баронов А.Э. Разработка индивидуальных режимных карт ведения грузовых поездов // Безопасность транспортных систем / Труды третьей международной научно-практической конференции. Самара, 2002. С. 4748.138
- Баронов А.Э. Автоматизация выбора оптимальных режимов ведения грузового поезда // Информационные технологии на железнодорожном транспорте: Аннотации докладов седьмой международной научно-практической конференции «Инфотранс-2002». СПб., 2002. — С. 3334.
- Зелковиц М., Шоу А., Гэннон Дж. Принципы разработки программного обеспечения: Пер. с англ.- М.: Мир, 1982, — 368 с.
- Шумаков П.В. Delphi 3 и разработка приложений баз данных, — М.: «НОЛИДЖ», 1998, — 704 с.
- Лемер А., Флокэ Ж. Моделирование движения поездов с помощью ЭВМ // Железные дороги мира, — 1970. № 67. — С. 15−23.
- Василенко М.Н. Теория и методы анализа качества функционирования автоматизированных технологических комплексов на железнодорожном транспорте: Дис. на соискание уч. степени д-ра техн. наук.-Л.: ЛИИЖТ, 1993.
- Элементы теории испытаний и контроля технических систем / В. И. Городецкий, А. К. Дмитриев, В. М. Марков и др.- Под ред. Е. Я. Гаккель, — М.: Транспорт, 1974, — 295 с.
- Уорсин А., Гефнер Д. Методы обработки экспериментальных данных. Пер. с англ.- М.: Изд-во иностр. лит., 1953, — 346 с.
- Методические рекомендации по обоснованию эффективности инноваций на железнодорожном транспорте.- М.: ВНИТИ, 1999, — 230 с.139