Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Развитие предпринимательства в условиях углубления интеграционных процессов: На примере Республики Таджикистан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Центральное место в блоке организационно-экономических мер в концепции развития малого предпринимательства занимает развитие и формирование соответствующей инфраструктуры рынка в целом. Формирование и развитие инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства требует мер по координации действий всех звеньев, включая органы государственного управления, финансовые институты, местные… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ПРЕДПОСЫЛКА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
    • 1. 1. Теоретические основы исследования взаимосвязей развития предпринимательской деятельности и интеграционных процессов
    • 1. 2. Предпринимательство как способ активной экономической деятельности в условиях формирования рыночных отношений
    • 1. 3. Концептуальные основы поддержки развития и регулирования предпринимательства в условиях углубления интеграционных процессов
  • ГЛАВА II. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И НАПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИИ ЭКОНОМИКИ ТАДЖИКИСТАНА В МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО
    • 2. 1. Анализ состояния и особенности развития предпринимательской деятельности в Республике Таджикистан
    • 2. 2. Структура предпринимательства в Республике Таджикистан
    • 2. 3. Направления интеграции экономики Таджикистана в мировое хозяйство
  • ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ УГЛУБЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
    • 3. 1. Интеграционные процессы и институциональные основы развития предпринимательства в Республике Таджикистан
    • 3. 2. Социально-экономические формы поддержки развития предпринимательства
    • 3. 3. Интеграционные процессы как организационно-экономическая форма развития предпринимательства

Развитие предпринимательства в условиях углубления интеграционных процессов: На примере Республики Таджикистан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Предпринимательство является характерным свойством и важнейшим перспективным направлением формирования и развития рыночных отношений, т. е. переход к рынку невозможен без развития предпринимательства в его многообразных видах и формах. Решение назревших проблем коренного улучшения предпринимательства предполагает системный подход к его исследованию. Значительная роль в решении этого вопроса отводится в рамках углубления интеграционных процессов, предоставляющие большие возможности для привлечения предпринимательских ресурсов и проявления предпринимательских способностей.

Особая роль предпринимательства как обязательного структурного элемента рыночных отношений, а также наличие присущих переходному периоду противоречий требуют соответствующих научных исследований и выработки обоснованной экономической политики. В этих условиях разработка концептуальных основ развития предпринимательской деятельности в условиях углубления интеграционных процессов, определение основных направлений ее развития приобретают актуальное значение.

Проблемы развития предпринимательства, пути ее эффективной организации в настоящее время широко обсуждаются в отечественной и зарубежной экономической литературе, несмотря на то, что в экономической теории понятие «предпринимательство» стало объектом исследования таких классиков экономической науки, как А. Смит, Ж. Б, Сэй, А. Маршалл, Й. Шумпетер, Дж. М. Кейнс, Р. Харрод, А. Лаффер, Дж. Бьюкенен, П. Друкер и др. В последствии научные школы индустриального менеджмента (Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, Г. Форд) исследовали проблемы предпринимательства с точки зрения методологических проблем управленческой деятельности.

В современной экономической литературе предпринимательство рассматривается с точки зрения хозяйственного искусства, экономического и организационного факторов развития рынка. В ряду первых работ по изучаемой проблеме следует указать исследования А. И. Агеева, B.C. Афанасьева, В. М. Власовой, В. М. Гальперина, С. М. Игнатьева, А. Х. Махмутова, Я. А. Певзнера, В. В. Радаева, М. Н. Чепурина и др., в которых исследуются характерные черты и особенности становления предпринимательства в условиях рыночной экономики.

Применительно к условиям Республики Таджикистан отдельные вопросы становления и развития предпринимательства в условиях углубления интеграционных процессов рассмотрены в работах Н. К. Каюмова, С. Дж. Коми-лова, Т. Н. Назарова, М. Н. Нурмахмадова, Р. К. Рахимова, Р. К. Раджабова, Х. Умарова, Х. Н. Факерова, С. Х. Хабибова, М. К. Хусайнова и др.

Вместе с тем следует указать, что экономической наукой до сих пор не разработан единый методологический подход к определению исходных понятий, содержания основных экономических категорий, формирующих предпринимательство. Многие аспекты проблемы требуют теоретико-методологических обоснований и методических уточнений. Надо отметить, что многие разработки теоретически недостаточно обоснованы и порой решают лишь частные вопросы, не обеспечивая при этом комплексной оценки предмета и объекта исследования в системе рыночных институтов. Особенно следует указать на малоизученность предпринимательства в Республике Таджикистан, недостаточность анализа состояния предпринимательского потенциала республики, формирования и развития интеграционных структур в условиях глобализации.

В то же время, следует отметить сложность самого процесса становления и развития предпринимательства, его недостаточную проработанность применительно к региональным и интеграционным условиям, к различным сферам деятельности. Все эти проблемы еще остаются мало исследованными отечественной наукой. Именно указанные обстоятельства предопределяют актуальность проблемы и обусловили выбор темы диссертационного исследования, его цели и задачи.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является научное обоснование процессов формирования и развития предпринимательства в условиях углубления интеграционных процессов и определение форм поддержки развития предпринимательства в переходном периоде.

Реализация цели исследования потребовала решения следующих задач:

— исследовать взаимосвязи развития предпринимательской деятельности и интеграционных процессов;

— раскрыть роль предпринимательства в решении социально-экономических проблем общества в условиях формирования рыночных отношений;

— обосновать концептуальные подходы к государственному регулированию предпринимательства в условиях углубления интеграционных процессов;

— анализировать структуру предпринимательства в условиях углубления интеграционных процессов;

— выявить проблемы, сдерживающие процессы становления и развития форм поддержки предпринимательства, на базе критического анализа действующих систем нормативно-правового, социально-экономического и организационно-технического обеспечения развития предпринимательства на различных уровнях управления;

— обосновать предложения и рекомендации по совершенствованию действующей нормативно-правовой базы как одной из важнейших форм поддержки развития малого и среднего предпринимательства;

— определить приоритетные направления развития организационно-экономических форм государственной поддержки предпринимательства в условиях углубления интеграционных процессов.

Теоретическую и методическую базу исследования составляют диалектический подход к изучению конкретных экономических явлений и процессов на базе использования общей концепции функционирования рыночной экономикифундаментальные и прикладные научные труды отечественных и зарубежных и, прежде всего, российских ученых-экономистов в области функционирования малого и среднего предпринимательства и их место и роли в системе рыночной экономики.

В работе широко использованы Законы Республики Таджикистан, Указы Президента Республики Таджикистан, постановления Правительства Республики Таджикистан и другие нормативно-правовые акты, регламентирующие предпринимательскую деятельность на различных управленческих уровнях. В качестве специальных инструментов исследования использовались приемы и методы экономического и статистического анализа (сопоставления, сравнения), количественного и качественного изучения реальности, принципы системности и развития, а также экспертные оценки специалистов.

Эмпирической и информационной базой исследования выступают материалы Госкомстата Республики Таджикистан, государственных ведомств и организаций, а также материалы социологических опросов предпринимателей и других социально-демографических групп населения Республики Таджикистан.

Объектом исследования выступают субъекты предпринимательской деятельности Республики Таджикистан.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения и механизм государственной поддержки развития предпринимательства в условиях углубления интеграционных процессов.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

— определены методологические основы взаимосвязи развития предпринимательской деятельности и интеграционных процессов и обоснованы концептуальные подходы к государственному регулированию предпринимательства в условиях рыночной экономики;

— раскрыта роль предпринимательства в решении социально-экономических проблем общества в условиях формирования рыночных отношений и проведен анализ развития, структуры предпринимательства и выявлены изменения в социально-экономических характеристиках предпринимателя в условиях Республики Таджикистан;

— выделены основные направления интеграции национальной экономики в мировую экономическую систему, отражающие специфические условия развития и преимущества организации производства в Республике Таджикистан;

— разработана комплексная система государственной поддержки и определены ее основные формы для развития предпринимательства, включающие нормативно-правовые, социально-экономические и организационно-экономические ее составляющие;

— сформулированы предложения и рекомендации по совершенствованию действующей нормативно-правовой базы как одной из важнейших форм поддержки развития малого и среднего предпринимательства;

— выработаны предложения по совершенствованию основных организационно-экономических форм государственной поддержки развития малого предпринимательства.

Практическая значимость выполненного исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для выработки и уточнения государственной стратегии по поддержке развития предпринимательства не только на республиканском, но и на региональном уровне по трем основным блокам: нормативно-правовому, социально-экономическому и организационно-техническому.

Реализация результатов исследования. Основные результаты и методологические положения диссертационной работы использованы Министерством экономики и торговли Республики Таджикистан при разработке секторальной стратегии «Улучшение инвестиционного климата, развитие частного сектора и предпринимательства» Национальной стратегии развития на период 2006;2015 гг. (акт внедрения № 12/5−359 от 19.12.2005), Государственным агентством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства при Правительстве Республики Таджикистан при разработке Концепции развития предпринимательства в Республике Таджикистан на период до 2015 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Таджикистан № 469 (акт внедрения от 16.06.2005).

Научно-методические разработки автора использованы в учебном процессе при чтении дисциплин «Основы предпринимательской деятельности», «Экономика предприятий» для студентов Таджикского государственного университета коммерции (справка о внедрении от 15.12.2005 г.).

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались соискателем на научно-практических конференциях Таджикского государственного университета коммерции (2001;2005 гг.), Таджикского государственного национального университета (2001;2005 гг.), конференциях молодых ученых и специалистов Республики Таджикистан (2001;2005 гг.).

Публикации. Основное содержание диссертации опубликовано в 6 работах автора общим объемом 9,97 печатных листов.

Логика и структура работы во многом определялись состоянием разработанности проблемы, целями, которые поставил перед собой соискатель, а также значимостью развития предпринимательства в условиях углубления интеграционных процессов для возрождения экономики республики. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 121 наименований и изложена на 186 страницах машинописного текста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволило автору придти к следующим основным выводам:

1. Переход от административно-командной системы к рыночному хозяйству, формирование принципиально иной общественной организации национального хозяйства требуют от общества и государства решения множества самых разнообразных задач. Среди них, безусловно, особую значимость имеет формирование качественно новых субъектов хозяйственной системы, т. е. предпринимателей, которые смогли бы эффективно работать в условиях развития интеграционных процессов в сфере экономики. При этом в качестве основных субъектов экономической интеграции выступают предпринимательские единицы. На уровне отдельных фирм интеграция должна осуществляться в целях оптимизации взаимодействия между структурными подразделениями (организационная интеграция). На уровне же территорийв целях создания более благоприятных условий для развития предпринимательства, торговли, инвестиций и экономики в целом (территориальная интеграция).

2. Высокий уровень развития малого и среднего предпринимательства выступает важнейшим и необходимым слагаемым современной модели рыночно-конкурентного хозяйства. Поскольку прежняя административно-командная система в Таджикистане делала отчетливый акцент на развитие крупного производства, преодоление высокой концентрации производства и капитала выступает в настоящее время неотъемлемый составной частью реальной приватизации. Связано это с тем, что малый бизнес способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике и создает естественную социальную опору общественного устройства, организованного на началах рынка, а также формирует значительную прослойку «среднего класса». Серьезные изменения в промышленной организации и хозяйственном механизме пока еще не привели к консолидации предпринимательского класса в сфере производства. Предпринимательство как часть нарождающейся новой системы хозяйствования в наибольшей мере пострадало от того, что стартовый этап реформ совпал с обстановкой глубокого и затяжного общественно-политического, экономического и финансового кризиса в стране. Малый бизнес, обладающий по сравнению с крупным заметно меньшим резервом прочности и устойчивости, оказался под прессом сокращения внутреннего спроса, инфляции издержек, сжатия предложения инвестиционных и кредитных ресурсов и ухудшения условий во внешнеторговой деятельности. В результате его доля в производстве продукции (услуг) и занятости, не говоря уже об инвестициях, остается крайне невысокой и в целом он еще не стал определяющим фактором в развитии национальной экономики.

3. Максимальное использование потенциала предпринимательства зависит как от самих бизнесменов, так и от условий, в которых протекает их деятельность. Определяющими факторами формирования условий развития предпринимательства являются политическая и социальная атмосфера в стране и, в особенности, экономическая политика правительства страны. Условия, в которых происходит формирование в республике слоя предпринимателей, в целом нельзя назвать благополучными. Способность малого бизнеса быть движущей силой рыночных реформ еще не осознана обществом в полной мере и пока практически не востребована экономической политикой правительства страны, хотя здесь предпринимаются определенные меры по формированию его институциональной основы.

4. Существование огромных трудностей в осуществлении предпринимательской деятельности и анализ существующих тенденций темпов роста количества предприятий, начиная с 2001 года, позволяет сделать прогнозную оценку на начало 2010 года. Если со стороны государства будут предприняты кардинальные решения по поддержке малого и среднего предпринимательства, то, по прогнозу Института экономических исследований Министерства экономики и торговли Республики Таджикистан, их количество в 2010 году может составить 6500, что на 5178 больше, чем в 2004 году. Такие темпы увеличения количества малых предприятий в республике позволит решить многие насущные социальные проблемы страны и, прежде всего, создание условий для обеспечения рабочими местами безработных и получение стабильных доходов, повышающих благосостояние людей.

5. Малое предпринимательство путем расширения своей деятельности призвано содействовать повышению уровня занятости населения страны. Общая численность постоянно занятых на малых предприятиях и индивидуальной трудовой деятельностью в Республике Таджикистан на начало 2004 года составляло 102,8 тыс. человек, т. е. около 10% от общей численности занятого населения страны. Такое значение данного показателя свидетельствует о том, что малое предпринимательство в стране еще не заняла своего достойного места в системе факторов обеспечения занятости трудоспособного населения. К примеру, в Японии доля занятых на малых предприятиях составляет 78% (самая высокая), а в Великобритании 49% (самая низкая в составе стран с развитой экономикой) экономически активного населения. Такие тенденции развития предпринимательства в Республике Таджикистан свидетельствуют о том, что малые предприятия, по своей природе, находятся в худших конкурентных условиях на неразвитом рынке по сравнению с крупным бизнесом. У них выше издержки производства в связи с малыми сериями выпускаемой продукции, более низкий уровень научно-технической оснащенности и организации деятельности предприятий. Они вообще располагают куда более скромными возможностями, будь то финансовое положение, пространство для маневра денежными ресурсами, способность аккумулировать значительные средства для перестройки производства или совершенствования техники и технологии. Еще сложнее обстоит дело с информационным обеспечением, с подготовкой кадров для системы предпринимательства, что является делом весьма дорогостоящим. Им нередко не хватает средств по обеспечению социальной защиты и на охрану труда, для проведения маркетинга, повышения квалификации работников. Все это ставит малые предприятия в невыгодное положение на рынке. Поэтому создание развернутой и всесторонней системы государственной и общественной поддержки малого бизнеса — важнейшее условие его развития.

6. В ходе исследования нами были выделены следующие основные направления интеграции национальной экономики в мировую экономическую систему:

— торгово-экономическое сотрудничество и создание свободных экономических зон;

— использование трудовых ресурсов;

— сотрудничество в области использования минерально-сырьевых и водно-энергетических ресурсов;

— создание единой транспортной системы и коммуникации;

— формирование финансово-промышленных групп;

— создание единого валютно-финансового рынка.

7. Всю систему мер по поддержке развития малого и среднего предпринимательства в рамках государства можно классифицировать по трем основным укрупненным направлениям: нормативно-правовая, социально-экономическая и организационно-экономическая поддержка. Для того чтобы малый бизнес мог сформироваться, как один из основных секторов рыночной экономики, необходимо создание нормальных условий для его развития. Это не только совершенствование правовой базы, но и создание социально-экономических условий для малых предприятий, включающих в себя льготную финансово-кредитную и стимулирующую налоговую и страховую системы, а также эффективные формы формирования и подготовки предпринимательских кадров и действенную социальную защиту работников малого бизнеса.

8. В оказании государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства также можно выделить ряд организационноэкономических форм, таких как развитие и совершенствование имущественной и инфраструктурной поддержки малого бизнеса, создание и развитие системы саморегуляции малого предпринимательства (общественные организации, фонды, некоммерческие партнерства, объединения юридических лиц и др.).

9. Центральное место в блоке организационно-экономических мер в концепции развития малого предпринимательства занимает развитие и формирование соответствующей инфраструктуры рынка в целом. Формирование и развитие инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства требует мер по координации действий всех звеньев, включая органы государственного управления, финансовые институты, местные исполнительные органы, информационные, лизинговые, маркетинговые, консалтинговые, юридические службы и организации, а также структуры по подготовке и переподготовке кадров на базе имеющихся и вновь создаваемых объектов инфраструктуры. В этой части следует особо отметить необходимость формирования товаропроизводителя, обеспечения его максимально возможной свободы действий. Государство должно отказаться от какого-либо административного давления на предприятия.

10. Среди многообразия организационных форм поддержки развития предпринимательской деятельности особое внимание следует уделить и такому направлению поддержки малого бизнеса как формирование и совершенствование различных видов партнерских связей, дающих возможность выбрать самую эффективную форму взаимоотношений с каждым отдельным партнером-предпринимателем для достижения коммерческой выгоды. Реализация данных предложений и рекомендаций по развитию и совершенствованию организационно-экономических и имущественных форм поддержки предпринимательских структур позволит внести весомый вклад в решение проблем формирования рыночных отношений в Республике Таджикистан.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.А. Собственность, предпринимательство и проблемы перехода экономики Республики Таджикистан к рыночному хозяйству,-Худжанд: 1997.- 165 с.
  2. Г. С., Юсупов А. К. Развитие предпринимательства за рубежом. -Худжанд: 1999. 123 с.
  3. Я.Н., Усманов Х. М. Организационно-экономические основы интеграции промышленности Таджикистана в хозяйственный комплекс СНГ / Экспресс-информ. Душанбе: ПИО НПИ Центр, 1996. — 27 с.
  4. М. Условия эффективности в экономике. М.: Наука для общества, 1998.-299с.
  5. А. Проблемы занятости, оплаты труда и регулирование цен // Экономист. 2003. — № 4. — С. 66−70.
  6. К. Приоритеты налоговой реформы в Российской Федерации // Экономист. 2003. — № 2. — С. 54−59.
  7. В. Вклад австрийской школы в развитие трудовой теории стоимости (к проблеме единства экономической науки) // Вопросы экономики. 2002. — № 2. — С. 102 — 117.
  8. В. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981.-432с.
  9. В. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977.-382с.
  10. Ю.Ашуров А. Промышленная политика РТ в условиях перехода к рыночным отношениям // Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2000. — № 4. — С. 18−33.
  11. П.Биндар Л. Социальные обязательства государства: гарантии и реалии // Человек и труд. 2002. — № 1. — С. 31 -34.
  12. М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ. 4-е изд. -М.: Дело Лтд, 1994. — 687с.
  13. А.О. Малое предпринимательство.- М.: Экономика, 1998.-290 с.
  14. Н.Блинов А. О. Малое предпринимательство: организационные и правовыеосновы деятельности. М.: ОСЬ-89, 1997. — 336 с.
  15. А. Институциональный аспект анализа цены российских реформ // Проблемы прогнозирования. 2001. — № 1. — С. 116−120.
  16. А. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2000. — 892с.
  17. П.Борсученко Э. И., Еромашенко Н. Н. Формы предпринимательства за рубежом. Киев: 1991.-114 с.
  18. А.В. Предпринимательство. Основной курс. М.: Инфра-М, 1997.-609 с.
  19. С., Нестеров Л. Россия в меняющемся мире: внешние и внутренние вызовы // Вопросы экономики. 2002. — № 3. — 51−64.
  20. Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. — 367с.
  21. А. Региональные аспекты развития малого предпринимательства в России. М.: Реформа, 1996. — 68 с.
  22. А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития // Вопросы экономики. 1999. — № 1. — С. 4−12.
  23. Н. Формирование цены рабочей силы на рынке труда переходного периода // Человек и труд. 2000. — № 1. — С. 84−87.
  24. Е. Государство и эволюция: как отделить собственность от власти и повысить благосостояние россиян. СПб.: 1997. — 216с.
  25. X. Таджикская модель развития // АПК: Достижения науки и техники. 1997. — № 6. — С. 46−48.
  26. Е.В., Купцов А. И., Тихонравов Ю. В. Основы предпринимательства. М.: Наука, 1996.
  27. А. Об основах институциональной трансформации (теоретический аспект) // Вопросы экономики. 2000. — № 10. — С. 118 133.
  28. Государственная политика не должна быть антисоциальной // Человек и труд. 1999. — № 7. — С. 26−30.
  29. Гражданский кодекс Республики Таджикистан (Общая часть). Новые законы Республики Таджикистан. Ч. 17. Душанбе: 1999. — 226 с.
  30. Гражданский кодекс Республики Таджикистан (часть 2). Новые законы Республики Таджикистан. Ч. 21. Душанбе: 2000. — 238 с.
  31. М.В., Кулагин А. С., Симаранов С. Ю. Инновационное предпринимательство, его риски и обеспечение безопасности. М.: АНХ, 2000.- 144 с.
  32. Дж. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1979.-406с.
  33. Демографическая ситуация и формирование общего рынка труда государств-участников СНГ. М.: Финстатинформ, 2001. — 190с.
  34. М. Институциональные аспекты постсоциалистического переходного периода // Вопросы экономики. 2001. — № 2. — С. 108- 124.
  35. А. Реформа системы социальной защиты в Республике Таджикистан // Экономика Таджикистана: стратегия развития. 1998. -№ 2.-С. 19−27.
  36. К. Логика в статистике. М.: Статистика. 1973. — 127с.
  37. С.И. Бизнес-образование и подготовка специалистов для внешней торговли // Российский экономический журнал. 1998. — № 2. — С. 21−25.
  38. Т., Евсеева И. Роль законодательства в становлении малого бизнеса // Вопросы экономики. 1994. № 11. — С. 92−108.
  39. П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1992.-91 с.
  40. Закон Республики Таджикистан «О государственной защите и поддержке предпринимательства в Республике Таджикистан». -Душанбе: 2001.-С. 2.
  41. Закон Республики Таджикистан «О страховании». Ст. 10. Душанбе: 1994.
  42. Закон Республики Таджикистан «О финансовой аренде (лизинге)». -Душанбе: 2003.-С. 9−10.
  43. Ю., Русинов Ф. М. Рынок, предпринимательство, кадры. М.: РАУ, 1992.- 134 с.
  44. В. В авангарде прогресса: социальная политика в ЕС // МЭ и МО. 2002. — № 2. — С. 3−14.
  45. С.Ю. Большая польза малого предприятия // Дайджест-Пресс-Деньги. 2002. — № 15. — С. 5−9.
  46. Н. Проблемы экономической интеграции в СНГ. М.: Экономика, 1998. — 95 с.
  47. Ш. М. Правовое регулирование предпринимательской и налоговой деятельности в Республике Таджикистан. Душанбе: Конуният, 1998.- 187 с.
  48. Р. Опыт о природе торговли вообще. М.: Наука, 1975. — С. 125−128.
  49. П. Малое предпринимательство: сущность и трудности становления // Вопросы экономики. 1991. — № 8. — С. 76−78.
  50. А. Российский рынок труда: проблемы формирования, перспективы // Общество и экономика. -1997.-№ 7.- С. 94−108.
  51. Н. Меры по стимулированию экономического роста // Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2000. — № 1. — С. 47−59.
  52. Дж. Общая теория занятости, процента и денег. Пер. с англ. / Под общ. ред. А. Г. Милейковского. М.: Прогресс, 1978. — 494с.
  53. Ф. Избранные экономические произведения. М.: 1960. — С. 98 125.
  54. JI.A. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. М.: Новый логос, 2000. — 290 с.
  55. С.Дж., Забиров Н. Х. Предпринимательство: вопросы развития и государственного регулирования. Душанбе: РИА Статус, 2004. — С. 82−83.
  56. С.Дж., Файзуллоев М. К. Основы развития инновационной деятельности предприятий. Душанбе: Ирфон, 2004. — С. 25−27.
  57. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Таджикистан. 4.1. Ст. 124. Душанбе: 2004. — С. 239.
  58. Конституция Республики Таджикистан. Душанбе: 2003. — С. 40−41.
  59. Ф. Фирма, рынок и право. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993.
  60. Т.Х. Интеграционные сообщества на постсоветском пространстве: Уч. пос. Душанбе: НПИ Центр, 2002. — С.33.
  61. Курс предпринимательства / Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. -М.: ФИНАНСЫ-ЮНИТИ, 1997. С. 210.
  62. B.C., Бухвальд Е. М. Собственность и предпринимательство в переходной экономике современной России. М.: Высшая школа, 1999. — 136 с.
  63. О.И. Формы поддержки развития малого предпринимательства (социально-экономический аспект). М.: Диалог-МГУ, 1998.-256 с.
  64. Ш. М. Экономико-организационные основы развития предпринимательства в России. М.: Финансы, 1993.
  65. Р., Брю Л.С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. М.: Республика, 1992. — С. 394.
  66. В.А., Новицкий А. Г., Чесноков А. Г. Предпринимательство и налоговая система России. М.: 1996.
  67. Малый бизнес России. Проблемы и перспективы. М.: Прогресс, 1996.
  68. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.23. С. 571.
  69. А. Принципы экономической науки. М.: Прогресс, 1993. -245 с.
  70. Л., Шаршукова Г. Инновационное предпринимательство. -М.: ИНФРА-М, 1997. 138 с.
  71. М. Экономическая сущность предпринимательства. М.: Наука, 1998.- 178 с.
  72. Т. Таджикистан: некоторые проблемы экономического развития и международного сотрудничества на пороге XXI века // Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2000. — № 1. — С. 17 -20.
  73. Т.Н. Таджикистан: экономика, политика, международное сотрудничество. Душанбе: УИ МИД РТ, 2001. — 250 с.
  74. Налоговый кодекс Республики Таджикистан. Ст. 278. Душанбе: 1998.
  75. Основные показатели внешнеэкономических связей Республики Таджикистан. Душанбе: 2004. — С. 370−376.
  76. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес / Под ред. Осипова Ю. М. М.: МГУ, 1992. — 175 с.
  77. Ф., Новицкий В. Тенденции структурных изменений и политика в странах СНГ // Вопросы экономики. 1999. — № 1. — С. 105 124.
  78. Н.Я. Свободное предпринимательство в России: социология становления. СПб: Политехника, 1998. — 183 с.
  79. С. Роль Центральной Азии в мировой торговле // Вестник Содружества. 1998. — № 4. — С.37.
  80. П.Д., Савченко В. Е. Проблема определения экономической сущности и содержания предпринимательства // Вестник Московского университета. Сер. Экономика. 1996. — № 12. — С. 12−17.
  81. М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993. — С.75.
  82. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 01.10.2002 г. «Об утверждении Государственной программы поддержки предпринимательства на 2002−2005 годы в Республике Таджикистан».
  83. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 20.02.1998 г. № 59 «О мерах по усилению государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Таджикистан». Душанбе: 1998. — С. 3−4.
  84. Предпринимательство и власть: проблемы взаимодействия. М.: ИЭ РАН, 1994.-167 с.
  85. Программа государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Таджикистан на 2002−2005 годы. -Душанбе: 2002.
  86. Программа экономического развития Республики Таджикистан на период до 2015 года. Душанбе: 2004. — С. 66.
  87. Р.К. Методологические и методические вопросы исследования проблем экономического сотрудничества Таджикистана с зарубежными странами // Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия: Экономика и политология. -1997. № 1−2. — С.12.
  88. Р.К. Социальная политика Республики Таджикистан в условиях переходной экономики // Экономика Таджикистана: стратегия развития. -2000. № 2.-С. 96−149.
  89. Российский статистический ежегодник / Госкомстат России. М.: 2001. -660 с.
  90. Р. Культура предпринимательства. М.: ЭКОМ, 1992. -116 с.
  91. Г. Что лучше «двойка» или «четверка»?// Вестник
  92. Содружества. 1998. № 3. — С. 9 -20.
  93. А. Исследование о природе и причинах богатства народов / Антология экономической классики. В 2-х том. Т.1. М.: Эконов, 1991. -С. 153−155.
  94. Д. Разработка политики поддержки малого предпринимательства в переходных экономиках. Малый бизнес в СНГ и Восточной Европе: трудности роста. М.: РНИСиНП, 1997. — 225 с.
  95. Г. Н. Экономическая мысль XX столетия: страницы истории. -М.: Российская политическая энциклопедия, 2000. С. 5.
  96. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. Душанбе: 2004. -С. 173.
  97. Сэй Ж. Б. Трактат о политической экономии. М.: Прогресс, 1986. — 197 с.
  98. Указ Президента Республики Таджикистан от 08.04.1996 г., № 459 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республики Таджикистан». Душанбе: 1996.
  99. Х.Н. Теория и практика становления инфраструктуры потребительского рынка. Душанбе: Ирфон, 2002. — 136 с.
  100. Ш. Фелыо М. Предпринимательство это свобода / Пер. с исп. — М.: Машиностроение, 1992.-С. 175.
  101. А. Курс предпринимательства/ Пер. с англ. М.: Международные отношения, 1993. — С. 204.
  102. К.Б. Развитие предпринимательства в Таджикистане // Информационно-аналитический бюллетень. Душанбе: Ирфон, 2003. — С. 79−81.
  103. К.Б. Стратегия государственного регулирования и стимулирования развития предпринимательства // Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2001. — № 2. — С. 91−98.
  104. Ф.И., Котилко В. В. Предпринимательство России:регионально-отраслевой аспект. М.: Экономика, 1997.-276 с.
  105. Ю.И. Новое российское предпринимательство. М.: Экономика, 1994. — 350 с.
  106. А.В. Предпринимательская деятельность. М.: Дашков и Ко, 2000.- 148 с.
  107. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. -С.114−190.
  108. Экономикс: Англо русский словарь-справочник / Э. Доллан, Б. И. Домненко. — М.: Лазурь, 1994. — С.211.
  109. Энциклопедия предпринимательства. М.: Изд-во Проспект, 2002. — С. 292.
  110. В.М. Конструктивное предпринимательство. М.: Экономика, 1994.- 154 с.
Заполнить форму текущей работой