Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Образовательный и технический уровень рабочих Верхневолжья в 1928-1940 годах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Начиная с 1933 года проблема образования рабочих увязывается с вопросом о новых пополнениях рабочего класса. В научный обиход входят новые понятия, такие как «новые пополнения», «новые кадры», «источники пополнения рабочего класса». В этих трудах отражается нарастающая в 1930;е годы проблема нехватки именно квалифицированных рабочих кадров, способных выполнять задачи индустриализации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА РАБОЧИХ ВЕРХНЕВОЛЖЬЯ В 1928—1940 ГОДАХ
    • 1. 1. Ликвидация неграмотности рабочих
    • 1. 2. Роль общеобразовательной школы в повышении образовательного уровня рабочих
    • 1. 3. Деятельность рабочих по повышению своего образовательного уровня
  • Глава 2. ПОВЫШЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ РАБОЧИХ ВЕРХНЕВОЛЖЬЯ В 1928—1940 ГОДАХ
    • 2. 1. Роль техминимума и профтехэкзамена в повышении технического уровня рабочих
    • 2. 2. Роль школ ФЗУ и других средних учебных заведений в повышении технического уровня рабочих
    • 2. 3. Уровень квалификации рабочих

Образовательный и технический уровень рабочих Верхневолжья в 1928-1940 годах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная Российская Федерация вошла в полосу социально-экономического кризиса. В связи со спадом производства и массовыми увольнениями в настоящее время возникла серьезная проблема обучения' и переобучения кадров. При этом официально признана нехватка квалифицированных рабочих для приоритетных производств. Чтобы не допустить коллапса промышленности, государству необходимо создание и регулирование в кратчайшие сроки потоков рабочей силы. В данной ситуации обращение к историческому опыту решения подобных проблем как никогда актуально.

Эпоха конца 1920;х — 1930;х годов является одним из ярких примеров масштабных изменений в области кадровой политики государства в отношении рабочих. Фундаментом, на котором строилась советская промышленность, была складывающаяся система рабочего образования.

Территория Верхнего Поволжья, в основном благодаря дореволюционному развитию, обладала развитой промышленностью. Однако трудились на предприятиях в основном вчерашние крестьяне, со свойственными этому классу архетипами и крайне низким уровнем образования. Индустриализация требовала, особенно от молодых рабочих, резкого повышения квалификации. Тем более что по подсчетам исследователей в 1929 году 30,4% всей массы рабочих на изучаемой территории составляли люди до 30 лет1. Ситуация усугубилась к 1933 году, когда молодые люди составляли уже более половины2. При этом большая часть их была низкоквалифицированной рабочей силой.

Следующей немаловажной причиной пристального внимания к рабочему образованию в годы первых пятилеток является демографический фон. Именно с 1927 года замедление рождаемости, обусловленное.

1 Красина Г. П. Деятельность КПСС по повышению политической и трудовой активности рабочей молодежи в годы первой пятилетки: дис.. канд. ист. наук. Иваново, 1981. ~ Славный путь Ленинского комсомола: История ВЛКСМ. М., 1978. С. 238. гражданской войной и экономической блокадой, начинает сказываться на численности подрастающих групп рабочего возраста. На одного работника в 1932 году приходилось 2 едока3. Таким образом, даже без учета задач форсированной индустриализации необходимо было довести уровень грамотности до 100-процентного уровня, чтобы хотя бы частично компенсировать влияние демографических потерь на производство.

Когда произошло объединение областей в ИПО, регион стал одним из самых экономически развитых в СССР. Он занимал третье место в стране по выпуску промышленной продукции, в основном текстильной, машиностроительной и химической. В нашем регионе было сосредоточено 13,2% рабочего класса страны. Все это требовало серьезного внимания к образованию и техническому уровню рабочих.

В связи с переходом работы промышленности на пятилетние планы правительством были сформулированы четкие задачи: «Пятилетний план, в связи с задачами социалистического строительства, должен учесть необходимость решительного повышения культурного уровня населения. в основу плана должны быть положены задачи, которые обеспечат культурный рост широких масс трудящихся (всеобщее обучение, ликвидация неграмотности, массовое профтехобразование и задача подготовки квалифицированных специалистов)"4.

Как видим, государство достаточно ясно формулирует социальный I заказ на образование трудящихся и на основу его — всеобщую грамотность. Добавим, что согласно концепции построения социализма повышение уровня грамотности населения не только улучшает производительность и качество труда, но и является, в сущности, фундаментом построения нового общества.

Как отмечал академик С. Г. Струмилин, «разумных людей с много большим эффектом можно использовать там, где не хватает автоматики"3. Это верно и для конца 20-х, и даже для 30-х годов. Действительно, не хватало.

•з.

Струмилин С. Г. Проблемы экономики труда. М., 1957. С. 36.

4 Пятилетний план народнохозяйственного строительства СССР. М., 1930. Т. 1. С. 13.

5 Струмилин С. Г. Указ. соч. С. 10. современных станков, заменить их можно было только высококвалифицированными рабочими. Идейно это было обусловлено противопоставлением западной конвейерной системе — так называемому фордизму, где человек — «автомат или полуавтомат».

Для выполнения производственных показателей требовались именно квалифицированные рабочие: «Громадная строительная программа во весь рост ставит вопрос о новых кадрах, о новом поколении строителей, которое должно стать носителем технической и социальной реконструкции нашей страны"6. Во второй и третьей пятилетках курс был взят на «значительно более быстрый подъем благосостояния рабочих и крестьянских масс"7. В этом русле обеспечивается социальная сторона образовательной политики государства. Особое внимание обращается на ликвидацию неграмотности, введение всеобуча, широкую подготовку специалистов.

За последние десятилетия наша страна пережила масштабные 4 перемены, аналогов которым в истории практически не было. Страна резко перешла от одних способов хозяйствования к другим. Смена формации, изменения в структуре общества, переход к рыночной экономике вызвали к жизни ряд нерешенных проблем. При решении этих проблемы государству необходимо наряду с инновационными подходами использовать позитивный опыт прошлого.

Как случилось, что в стране, победившей безграмотность, вырастившей поколения образованных, культурных людей, не только уровень общей культуры, но и элементарная грамотность стремительно падает? Исторический опыт дает нам возможность совершенствовать систему воспитания и образования, а значит, и поднимать нравственную культуру общества.

Не лучший период переживает исовременная промышленность, во многом в связи с нехваткой квалифицированных кадров. В Ивановской.

6 Пятилетний план народнохозяйственного строительства СССР. Т. 1. С. 76.

7 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1971. Т. 5. С. 36. области идут разговоры о так называемом «текстильном кластере», для которого требуется консолидация сил. А что происходит на деле? Множество предприятий закрыто, квалифицированные рабочие ушли в другие сферы, например в торговлю. Еще хуже то, что практически разрушена система ПТУ. И восстановить ее не так просто, поскольку упал престиж рабочих профессий, среднего специального образования в целом, при одновременном повышении доступности высшего образования.

Наше время очень похоже на изучаемый нами период и в плане демографии, и в отношении разрушения основных фондов, и в части ставящихся государством грандиозных задач восстановления и развития национальной экономики. Несмотря на вполне понятное отрицание в 90-е годы XX века всего советского, мы считаем, что многие достижения этого периода имеют позитивное значение для любой государственной системы. Наше исследование дает возможность использовать конкретные методы подготовки рабочих кадров, и в этом мы видим его актуальность.

Объектом настоящего исследования — являются рабочие Верхневолжского региона РСФСР. К категории рабочих мы относим занятое в различных отраслях промышленности население. Предмет исследованияобразовательный и технический уровень этих рабочих на определенном отрезке времени.

Хронологические рамки настоящего исследования охватывают период с 1928 по 1940 год, то есть время первых пятилеток. Первая дата определяется началом работы по реализации первого пятилетнего плана и реорганизации для этого системы образования. 12 июля 1928 года на очередном пленуме ЦК ВКП (б) было принято постановление об улучшении подготовки новых специалистов в связи с переходом на пятилетние планы. В частности, было решено с 1928 года «приступить к унификации систем п технического образования в СССР». Вторая дата связана с.

8 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1953. 4.2. С. 400. организационным оформлением системы государственных трудовых резервов и системы технического образования. Выразилось это в постановлении Верховного совета СССР от 2 октября 1940 года «О государственных трудовых резервах СССР» в котором основной упор делается на школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) и ремесленные училища.

Территориальные рамки работы ограничены территорией Верхневолжья (современные Ивановская, Владимирская, Костромская и Ярославская области). В 1929 году на этой территории образовалась Ивановская промышленная область (ИПО), которая просуществовала до 1936 года, а с 1936 по 1940й — Ивановская и Ярославская области. В основном здесь развивалась легкая промышленность, преимущественно текстильная, но со временем появляется и ряд предприятий тяжелой промышленности. Рост промышленных предприятий, в свою очередь, вызвал острую потребность в квалифицированных кадрах. Выбор территориальных рамок исследования обусловлен тем, что данный регион исторически сложился как один из индустриальных центров СССР, имеющий немалое значение для экономики страны.

Исследование образовательного и технического уровня рабочих традиционно связывалось с изучением рабочего класса в СССР в целом. Разбираясь в проблемах источников пополнения рабочего класса, его социального*и культурного облика, историки не могли обойти стороной его образовательный уровень. Изучая проблемы индустриализации, они так или иначе касались проблемы технического уровня рабочих. Правда, следует отметить, что в работах советского периода применялся термин «культурно-технический уровень», который понимался как некая совокупность образования, общей, в том числе и политической, культуры и технического уровня рабочих. Для нас более приемлемо разделение этого громоздкого термина на два: «образование» — совокупность знаний и умений, необходимых для полноценной жизни в развивающемся обществе, и «технический уровень» — совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для полноценной работы по специальности. Конечно, термины эти тесно взаимосвязаны.

В историографии по изучаемой теме можно выделить 4 этапа, которые в целом совпадают с периодами развития отечественной исторической мысли:

1) конец 1920;х- 1930;е годы.

2) конец 1930;х — середина 1950;х годов;

3) середина 1950;х — середина 1980;х годов;

4) середина 1980;х годов — начало XXI века.

Уже в середине 1920;х годов появляются работы аналитического характера. В них содержатся сведения о составе, численности и уровне образования рабочего класса. В этих работах на основе статистических данных раскрывается значение рабочего образования9. В основном в них обосновывается необходимость повышения культурно-технического уровня рабочих и увязки системы образования с запросами промышленности. Серьезное внимание уделяется повышению уровня общей культуры и политической грамотности населения страны.

Историография конца 1920;х — 1930;х годов была связана в основном с изучением проблем формирования, численности и состава рабочего класса. Большая часть работ посвящена именно социальному составу, которому в 1930;е годы придавалось особое значение10. В этих работах отмечается важность подготовки кадровых специалистов из народной среды. Начинают изучаться отдельные отряды рабочего класса11. Наиболее удобным считалось.

9 См., например: Аникст О. Рабочее образование в СССР. М., 1925; Его о/се. Культурное строительство в пятилетке. М.- Л., 1930.

10 Мапуилъский Д. 3. Итоги социалистического строительства в СССР. М., 1935; Новые кадры тяжелой промышленности, 1930;1933 гг. М., 1934; Подготовка квалифицированной рабочей силы. М., 1926.

11 Ильинский В. В. Ивановский текстильщик. Иваново-Вознесенск, 1930; Десять лет школы ФЗУ, 1921;1931 гг. Иваново-Вознесенск, 1931'- Мельников П. Массовая работа Ивановского рабочего университета. Иваново, 1930.

разделение рабочих по территориальному или производственному признаку. Для нас эта методология стала подспорьем при написании работы, так как статистические данные подобраны по территориальному признаку. Впервые делается попытка на примере конкретных регионов рассмотреть проблемы формирования и развития рабочего класса. Появляется литература по отдельным регионам Верхневолжья, в которой рассматриваются проблемы, связанные с их промышленным развитием. Основной недостаток этих работ — отсутствие полноты статистических данных и в связи с этим невысокий уровень анализа проблем.

В это же время появляются работы, авторы которых критически рассматривают современное им образование, например работа А. Буллаха.

Наши разногласия" Эти работы отражают принципиальные споры в среде теоретиков рабочего обучения. В частности, в вышеназванной работе изложена дискуссия между ведомственными наркоматами и Центральным институтом труда (ЦИТом). По существу, спор заключался в отношении к методам обучения и срокам образовательных программ. Впервые поднимается вопрос о. несоответствии потребностей промышленности и перечня профессий, получаемых выпускниками. В основном это касалось школ фабрично-заводского ученичества и разнообразных краткосрочных курсов. Рассматриваются также плюсы и минусы индивидуально-бригадного ученичества. Также поднимается вопрос об отсутствии связи общеобразовательной школы и среднего профессионального образования. Подобные публикации отражают период согласования образовательных проектов в русле индустриализации и форсированного перехода к единой, цельной системе образовательной подготовки — от ликвидации неграмотности среди взрослых до высшего образования. Этот процесс также отражают публикации по ликвидации неграмотности и малограмотности.

1 ^ Буллах А. Наши разногласия. М., 1929; Каменский А. Нужны ли фабзавучи. М., 1929; Очередные вопросы фабзавуча. М., 1926; Панкевич П. Основные вопросы фабзавуча. М., 1926. среди рабочих13, огромное количество методических рекомендаций и пособий по этой теме. Идет дискуссия на тему образования рабочих на страницах научных журналов того времени. Обращается внимание на организацию стахановского движения в промышленности. Этот феномен объясняется исключительно трудовым героизмом народа. Не раскрывается проблема обеспечения и стимулирования стахановцев, что усложняет дальнейшее понимание этого уникального явления.

Начиная с 1933 года проблема образования рабочих увязывается с вопросом о новых пополнениях рабочего класса. В научный обиход входят новые понятия, такие как «новые пополнения», «новые кадры», «источники пополнения рабочего класса». В этих трудах отражается нарастающая в 1930;е годы проблема нехватки именно квалифицированных рабочих кадров, способных выполнять задачи индустриализации и модернизации. Ставится вопрос брака на производстве, уделяется большое внимание трудовой подготовке в общеобразовательной школе. Особо остро стоит проблема специальных учебных заведений, которые должны готовить не только квалифицированных рабочих, но и мастеров и инструкторов14. Уделяется внимание динамике и социальному составу учащихся и определяется количество, а главное качество новых пополнений на производстве. Отражена современная авторам классификация учебных заведений, которая потом прочно войдет в исторический обиход15.

Отдельно надо упомянуть методическую литературу по ликвидации неграмотности16. В ней с позиций классового подхода раскрываются методы.

Всеобщее обучение, ликвидация неграмотности и подготовка кадров / ред.: О. Ю. Шмидт, Б. Я. Смулевич. М., 1930; Альтер А. Б. Культурно-технический подъем рабочего класса СССР // Ученые записки Моск. гос. пед. ин-та. М., 1940. Вып. 1- Бахарев И. Стахановский год // Вопросы профдвижения. 1937. № 1.

14 Новые кадры тяжелой промышленности, 1930;1933 гг.

15 В частности, ото касается классификации школ ФЗУ.

16 Боборыкин Н. Грамотный, обучи неграмотного. Хабаровск, 1925; Букварь для взрослых / под ред. Н. Шевелева. Омск, 1920; Букварь для рабочих. Кременчуг, 1920; Голант Е. Я. Подготовка ликвидаторов неграмотности. М., 1926; Как обучать грамоте по букварю «Наша сила — наша нива»: метод, руководство для ликвидаторов неграмотности. М. — Л., обучения неграмотных и малограмотных, использовавшиеся при обучении взрослых минимальным навыкам чтения, письма и счета.

Любопытно осмысление такого неоднозначного явления в образовании рабочих, как самостоятельная работа по повышению культурно-технического уровня. Происходит попытка ее систематизации. К сожалению, привлекается при этом очень мало статистических данных, а выводы носят лишь ознакомительный характер17.

Появляется и мемуарная литература, отражающая интересующие нас процессы рабочего образования. Она вся проникнута верой в будущее, искренностью и является, с одной стороны, примером пропагандистской литературы того времени, с другой — отражением восприятия исторических.

18 процессов отдельным, рядовым человеком .

Таким образом, на первом этапе историографии по нашей тематике происходит осмысление процессов, происходящих на глазах исследователей. Поднимаются новые для историографии проблемы и вопросы: формы и способы ликвидации неграмотности, цели и задачи общего начального образования, социальный состав учащихся, новые пополнения рабочего класса, принципы подготовки рабочих через стационарные учебные заведения и непосредственно на производстве. Уделяется внимание критериям отбора источников пополнения рабочего класса. Разумеется, ряд вопросов выпал из внимания исследователей, например стимулирование рабочих к учебе, социальная психология пополнений, большое количество проблем начального образования. Однако хорошо проработаны многие теоретические вопросы образовательного процесса. И конечно, по многим проблемам еще не сформулированы выводы, но это связано с тем, что изучаемые процессы на момент написания работ еще не завершены. Важно то, что на этом этапе происходит осмысление методов и форм пополнения.

1926; Король В. Грамотный, обучи неграмотного: пособие по организации ликвидации неграмотности. М., 1927; Ликвидация неграмотности: практ. руководство. М., 1921.

17 Самообразование в СССР. М., 1929.

18 См., например: Волгина С. М. Дневник учительницы. М., 1932. рабочего класса. При этом воспеваются победы нового общества и его преимущества, разбираются недостатки19. Вся историческая литература по проблемам рабочего класса данного периода скорее подводит теоретическую базу, обосновывает проводимые изменения, нежели исследует предмет.

Ни одного сколько-нибудь серьезного исследования по проблемам образовательного и технического уровня рабочих Верхневолжья нами обнаружено не было. В общесоюзной литературе данная проблематика в эти годы поднимается фрагментарно, статистика практически не используется.

На втором этапе (с середины 1930;х до середины 1950;х годов) исследования на тему рабочего образования становятся более фундаментальными и емкими. Методы подготовки будущих рабочих рассматриваются в русле требований индустриализации. Классическим исследованием по проблемам труда и рабочей силы, в том числе и образования рабочих в СССР, безусловно, является книга Б. Л. Маркуса «Труд в социалистическом обществе»". В ней рассматриваются практически все сферы подготовки рабочих кадров, проблемы соотношения общей грамотности и производительности труда, дается идейное обоснование процессов, происходивших в 30-е годы в стране. Отметим также статью Б. |.

Альтера «Культурно-технический подъем рабочего класса СССР»", в которой дается анализ процессов развития рабочего класса как такового. Минусы данных работ — предвзятость, тенденциозность и невнимательное, на наш взгляд, отношение к недостаткам существующей системы подготовки рабочих. Однако важным плюсом является систематизация данной проблематики, и становление научного взгляда на образовательный и технический уровень рабочего класса.

19 Арутюнян А. Великие победы социализма. М., 1939; Социалистическое строительство в.

СССР.М., 1936.

Маркус Б, Л. Труд в социалистическом обществе. М., 1939.

21 Альтер А. Б. Указ. соч.

В этот же период появляется монография признанного специалиста по истории профессионального образования в СССР А. Н. Веселова", в которой отражены проблемы образовательного проекта в школах ФЗУ, упоминаются ошибки планирования, приведшие к сбоям в подготовке квалифицированных кадров. Для нас работа интересна тем, что история образования рассматривается в ней ретроспективно, аналитически, с упоминанием недостатков и достоинств системы.

Из работ общего характера этого периода следует выделить статью И. П. Богачева, в которой дается характеристика изменений, произошедших в рабочем классе в СССР за годы первой пятилетки, рассматриваются проблемы образовательного уровня рабочих, их квалификации". В этот период отдельно выделяется проблема культурно-технического уровня рабочего класса. В основном это систематизация методов и терминологии24.

Вторую пятилетку в этом же русле рассматривает в своей диссертационной работе А. Т. Зелин25. Он отмечает роль стационарных учебных заведений в пополнении рабочих кадров, а также возросший к концу 1930;х годов культурно-технический уровень рабочего класса и во многом объясняет причины развития школ ФЗУ и других форм стационарного обучения рабочих в будущем.

Роль общеобразовательной подготовки рабочих тщательно.

О (л проанализирована в диссертации X. А. 'Трепалина~. На основании многочисленных данных автор систематизирует все рабочее образование, выделяет его периоды, методы, способы. По существу, это одна из первых научных работ, где дается классификация образования рабочих. Веселое А. Н. Низшее профессионально-техническое образование в РСФСР. М., 1955.

23 Богаче в И. П. Изменения в рабочем классе СССР в годы первой пятилетки // Ученые записки АОН СССР. М., 1954. Вып. 18.

24 Губарева О. Подъем культурно-технического уровня рабочего класса СССР. М., 1955; Штынъко А. А. Рост культурно-технического уровня рабочего класса СССР. М., 1952.

25 Зелин А. Т. Изменения в рабочем классе в период второй пятилетки: дис.. канд. ист. наук. М., 1953. б.

Трепалан X. А. Основные этапы развития системы рабочего образования: дис.. канд. пед. наук. Воронеж, 1945.

Общим недостатком диссертационных работ этого времени является почти полное отсутствие ссылок на источники, что усложняет идентификацию данных.

Помимо работ по истории рабочего класса России следует отметить литературу краеведческого содержания, в которой в рамках истории отдельных фабрик и заводов рассматривается и подготовка кадров, повышение технического уровня рабочих. К ней относятся работы И. Г.

Т7.

Жукова, П. М. Экземплярского и др." Любопытны работы по нашему региону, где также появляются работы, созданные на материале отдельных предприятий. На втором этапе историографии мы уже наблюдаем становление региональной историографии по проблемам образования и технического уровня рабочих. Правда, Верхневолжье в целом не исследуется, однако отдельные работы из истории рабочего класса крупных городов нашего региона уже появляются. Эти исследования положили начало традиции описания истории фабрик и заводов, характерной для третьего этапа историографии по нашей проблематике" .

Таким образом, на втором этапе появляются аналитические работы, связывающие процесс индустриализации и становления системы профессионального образования, вводятся новые понятия. Появляются работы по конкретным проблемам и периодам. Общим недостатком исследований данного периода является слепое следование «Краткому курсу истории ВКП (б)», что накладывает отпечаток на уровень анализа и не позволяет авторам делать правильные выводы. Однако, в целом, во время второго этапа историографии начинает складываться определенная школа изучения рабочего образования я. Отдельных работ по исследуемой нами проблеме не появляется, однако историки рабочего класса все больше.

Жуков И. Г. Стахановское движение ивановских текстильщиц: исюрико-экономический очерк. Иваново, 1951; Экземплярский П. М. Город Иваново в прошлом и настоящем. Иваново, 1945; Александрова Т. Рабочий класс Москвы в борьбе за развитие тяжелой промышленности в годы второй пятилетки. М., 1947.

28 Соколов В. М. История фабрики «Большая Ивановская Мануфактура». Иваново, 1952; Жуков И. Г. Указ. соч. и др. внимания уделяют образованию рабочих. Что касается технического уровня рабочих, то общим недостатком работ является отсутствие ясных критериев оценки. Это связано с тем, что используется термин «культурно-технический» уровень, сводящий исследуемый вопрос в основном к политической сознательности и общей культуре, не поддающимся четкой оценке. Региональная историография также обходит вопрос технического уровня рабочих Верхневолжья.

Третий этап (середина 1950;х — середина 1980;х годов) ознаменован практическим развитием всех направлений данной проблематики.

В первую очередь следует отметить группу исследований, посвященных рабочему классу в целом29. Эти работы впервые рассматривают процесс развития рабочего класса, исследуя ретроспективно большие периоды истории. Венцом подобного подхода становится многотомная история рабочего класса СССР30. Этот фундаментальный труд исследует подробно все аспекты истории рабочего класса. В нем раскрыты и аспекты образовательного и культурно-технического уровня рабочего класса, причем приводится общесоюзная статистика и статистика отдельных регионов, выстроена последовательность изучения проблем.

В этот период выходят отдельные монографии по разным сферам изучения рабочего класса. В частности, появляется ряд работ, посвященных проблемам формирования рабочего класса и культурного строительства в годы первой пятилетке, например труд А. В. Кольцова «Культурное о | строительство в РСФСР в годы первой пятилетки «. В этой монографии рассматриваются в основном проблемы общего образования, но затрагивается и проблема образования рабочих. К подобным трудам, относится и исследование О. В. Козловой «Подъем культурно-технического.

Изменения в численности и составе советского рабочего класса. М., 1961; Формирование и развитие советского рабочего класса (1917 — 1961 гг.). М., 1964.

30 История советского рабочего класса: в 6 т. М., 1984. Т. 2.

31 Кольцов А. В. Культурное строительство в РСФСР в годы первой пятилетки. М. — Л., 1960. уровня рабочего класса СССР в котором рассматривается развитие всех форм повышения образовательного и технического уровня рабочего класса в процессе индустриализации. Для нас в этих работах неоценимым оказался взгляд и поисание методов и идей, связанных с подьемом культурного и технического уровня рабочих. Важное достоинство этих работ — выявление отдельных недостатков системы образования рабочих в 1930;е годы.

В этот же период выходит целый блок работ по профессионально-техническому образованию рабочих, в том числе и в 1930;е годы. К ним относятся произведения В. П. Андреева, С. Я. Батышева, А. Н. Веселова. В этих трудах прослеживается история профессионально-технического образования, рассматриваются методики обучения, слабые и сильные стороны образовательных программ.

О слабых и сильных сторонах профессионального образования писали также Ф. А. Блинчевский и.

Г. И. Зеленко34. В их работах рассматриваются недостатки производственного обучения и проблемы реорганизации профессионально-технического образования, подводятся итоги деятельности средних специальных учебных заведений. Отмечается, что многие учебные заведения не соответствуют запросам промышленности изучаемого периода, а также недостаточность общеобразовательного обучения в учебных заведениях специального технического образования.

В 1970;е годы выходит целый комплекс работ по общей истории рабочего класса в СССР, где затрагиваются и проблемы образовательного и о с технического уровня рабочих. Эти исследования используют обработанные Козлова О. В. Подъем культурно-технического уровня рабочего класса СССР. М., 1959.

33 Андреев В. П. Ленинские идеи о профессионально-техническом образовании и их претворение в жизнь. М., 1969; Батышев С. Я. Формирование квалифицированных рабочих кадров в СССР. М., 1974; Веселое А. Н. Профессионально-техническое образование в СССР: очерки по истории среднего и низшего профессионального образования. М., 1961.

34 См., например: Блинчевский Ф. А., Зеленко Г. И. Профессионально-техническое образование рабочих в СССР. М., 1957.

Дадыкин Р. П. О численности и источниках пополнения рабочего класса СССР, 1928— 1937 гг. // Исторические записки. М. Д971. Т. 87- Вдовин С. П., Дробижев В. 3. Рост статистические данные, поэтому дают возможность комплексного видения проблем. Поскольку это время уже используется развитый ссылочный аппарат, то практически любые приводимые там данные поддаются проверке и вызывают доверие.

Отдельно следует выделить труды историков, рассматривающих проблемы образования и технического уровня на региональном материале. Это работы Р. Г. Демидова и Л. В. Кривцуна, Е. М. Созинова, Н. А Шарошкина. Особо следует отметить монографию Е. М. Созинова, в которой через призму работы профессиональных союзов Верхневолжья рассматривается в числе прочего и проблема образовательного уровня рабочего класса.

Особого внимания требует монография М. М Кучеренко, автор которой одним из первых раскрывает процесс формирования молодого пополнения рабочего класса, причем за большой период, отслеживает процессы работы с молодыми рабочими, образовательные программы и учебные заведения, направленные на подготовку квалифицированного рабочего.

В 60-е годы появляется ряд работ, посвященных ликвидации неграмотности в СССР. К ним относится монография В. А. Куманева, в которой проводится ретроспективный анализ этого процесса38.

Особую группу составляют исследования роли партии и комсомола в.

39 повышении образовательного и технического уровня рабочих. Для нас рабочего класса СССР, 1917;1940. М., 1976; Социалистическое развитие рабочего класса СССР: рост численности и квалификация, 1917;1940 гг. М., 1977.

36 Демидов Р. Г., Кривцун Л. В. Социалистическая индустриализация и рост культурно-технического уровня трудящихся Центрального Черноземья (1928;1941). Воронеж, 1978; Созинов Е. М. Партийное руководство прфсоюзами Верхневолжья (1926;1937 гг.). Ярославль, 1977; Шарошкин Н. А. Изменения в численности и составе рабочих Поволжья в переходный период от капитализма к социализму (1917;1937 гг.). Саратов, 1984.

37 Кучеренко М. М. Молодое поколение рабочего класса: процесс формирования и воспитания, 1917;1977. М., 1979.

О *.

Куманев В. А. Социализм и всенародная грамотность. М., 1967.

39 См., например: Вишнякова Л. А. Из истории борьбы комсомола за улучшение положения рабочей молодежи и формирование школ ФЗУ // Из историиборьбы КПСС за интересны сведения об участии партийных и комсомольских органов в этом процессе, но главное то, что косвенно в этих работах отражаются процессы создания системы профобразования и ее функционирование. Однако недостатком этих работ является некоторое преувеличение роли партийных и комсомольских органов в деле подготовки рабочих кадров.

Появляются первые работы социологического плана40. В них также раскрывается вопрос подготовки рабочих кадров и затрагиваются проблемы образования и технического уровня. Авторы применяют сравнительный метод по годам, давая тем самым бесценный материал для анализа процессов, происходивших в образовании в 1930;е годы.

Отдельно стоит выделить работу А. В. Кооп «Образование и социализм: о закономерностях развития и функциях системы образования при социализме"41. Эта работа дает идеологическое обоснование принципов работы всей системы образования в СССР. Здесь рассматривается именно идейная составляющая воспитания и повышения культурного уровня советских граждан.

Теоретическая работа Е. Г. Осовского посвящена системе связей между профобразованием и производством42. В ней также рассматриваются дискуссии на тему методов обучения и реорганизация системы профессионального образования в 1930;е годы.

Отдельного упоминания требуют статьипо нашей проблематике, вышедшие в этот период в Иванове. Это статьи В. Д. Федорова, М. М Бизяевой и др. В нашем городе в этот период также были защищены две победу социалистической революции и построение коммунистического общества. М., 1970.

40 Социальный облик рабочей молодежи: по материалам социологических исследований 1936 и 1972 гг. М., 1980.

41 Кооп А. В. Образование и социализм: о закономерностях развития и функциях системы образования при социализме. Таллин., 1983.

42 Осовский Е. Г. Развитие теории профессионально-технического образования в СССР, 1917;1940 гг. М., 1980.

43 Федоров В. Д. Подготовка рабочих кадров для новых заводов в первой пятилетке // Из истории рабочего класса СССР. Иваново, 1964; Бизяева М. М. Повышение технической квалификации текстильщиков в годы первых пятилеток // Из истории рабочего класса.

18 диссертационные работы по темам, имеющим прямое отношение к нашей. В них рассматриваются некоторые аспекты организации технической учебы молодых рабочих44.

В итоге мы можем говорить о том, что на третьем этапе историографии сложилось комплексное видение проблем, связанных с образовательным и техническим уровнем рабочих. Однако для поздней советской историографии по истории рабочего класса характерны статистический характер выводов и затрудненность практического применения. Благодаря историографии третьего этапа мы получили возможность работы с уже обобщенными данными по конкретным районам и областям исследуемого региона. В отдельную проблему выделяется техническая подготовка рабочего класса, однако самостоятельных исследований по данной проблеме ни на общероссийском, ни на региональном уровне не появляется.

Последний этап историографии связан с реформированием общества и переходом от социалистической модели развития к капиталистической. Этот период характеризует постепенное затухание интереса к рабочей истории и возвращение к ней только в последние годы.

Одним из исследователей, продолжавших заниматься проблемами рабочего класса, был А. К. Соколов. В своих работах он дает общую характеристику рабочего класса СССР45. Но особый интерес вызывает его историографические изыскания46.

СССР. Иваново, 1972; Коровин Н. Р. Социалистическая индустриализация и изменения в рабочем классе Центральной России 1926;1937 гг. Иваново, 1985.

4 Красина Г. 77. Деятельность КПСС по повышению политической и трудовой активности рабочей молодежи в годы первой пятилетки: дис.. канд. ист. наук. Иваново, 1981; Гулякина О. А. Деятельность КПСС по повышению политической и трудовой активности рабочей молодежи в годы второй пятилетки: дис.. канд. ист. наук. Иваново, 1983.

5 Соколов А. К. Рабочий класс и революционные изменения социальной структуры советского общества. М., 1987; Социальное развитие рабочего класса СССР. М., 1985.

46 Соколов А. К. Перспективы изучения рабочей истории в современной России // Отечественная история. 2003. № 4, 5.

Не менее интересен подход Н. Р. Коровина47. Автор рассматривает подготовку рабочих кадров в СССР в 1930;е годы, отмечая как достоинства, так и недостатки этого процесса. В его работах нам был любопытен анализ административно-командных методов в регулировании образования и технического уровня рабочих.

Из последних работ по нашей тематике особо стоит отметить кандидатскую диссертацию Н. В. Фоминой48. В этой работе детально рассмотрено функционирование школ ФЗУ в 30-е годы, рассматривает численность учащихся, их состав, рабочие программы и т. п.

Что касается зарубежных работ, то каких-то специальных трудов по нашей теме нами не выявлено. Интересна для нас статья Ван дер Линдена «Мотивация труда в российской промышленности: некоторые предварительные суждения"49. В ней приводятся весьма любопытные мысли о способах принуждения рабочего к труду.

Американский специалист в области педагогики Дж. С. Каунтс известен своими недоброжелательными выступлениями против СССР. Однако в книге «Советское просвещение бросает вызов"^0 он не мог скрыть огромных успехов, достигнутых Советским Союзом в ликвидации массовой неграмотности, хотя и поставил под сомнение решение проблемы к началу 40-х годов. В конце 1956 года в Париже вышла в свет книга «СССР открытыми глазами» Ж. Мока51. В главе «Жажда культуры» он отмечал, что неграмотность в Советском Союзе уже давно исчезла. Заслуживает в этой связи внимания исследования видного специалиста по вопросам ликвидации.

Коровин Н. Р. Материальное положение ивановских, рабочих в 1926;1937 гг. // Социальное развитие рабочего класса и крестьянства Ивановской области. Иваново, 1989; Его же. Рабочий класс СССР 1933;1937 гг.: вопросы историографии. Иваново, 1991; Его же. Подготовка рабочих кадров в России в 30-е годы. Иваново, 1993; Его же. Рабочий класс России в 30-е годы. Иваново, 1994; Его же. Индустриализация СССР в 30-е годы. Иваново, 2001.

4 О.

Фомина Н. В. Роль школ ФЗУ в подготовке рабочих кадров Центральной России в 30-е годы: дис.. канд. ист. наук. Иваново, 2002.

49 Ван дер Линден М. Мотивация труда в российской промышленности: некоторые предварительные суждения // Социальная история: ежегодник. М., 2000.

50 Counts, George S. The Challenge of Soviet Education. New York, 1957.

51 MochJ. URSS les yeux ouverts. Paris, 1956. неграмотности и автора ряда книг по этой проблеме Ч. Джеффриса (Англия). с*).

В своей монографии «Неграмотность как всемирная проблема» «он признал все положительные моменты ликвидации неграмотности и подготовки кадров в СССР.

Последний этап историографии любопытен тем, что несмотря на отсутствие государственной идеологии, основные традиции советских исследователей сохраняются. Появляется большое количество работ выделяющих Верхневолжье как отдельный объект изучения. Исследуются отдельные аспекты проблемы образовательного и технического уровня рабочих в исследуемый нами период. Однако, в целом ни по периоду (1929;1940Й г. г), ни по региону, в русле исследуемых нами проблем, обобщающих трудов нет.

Подводя итог историографии по нашей теме, необходимо отметить следующее:

A. Массив трудов по истории рабочего класса в целом очень велик, при этом по большей части имеет историко-партийный характер.

Б. Образовательный и технический уровень рабочих в 1930;е годы не являлся предметом специального исследования, а изучался лишь в совокупности с другими вопросами.

B. В историографии не встречается комплексной оценки системы повышения образовательного и технического уровня рабочих в 30-е годы XX века с точки зрения современных реалий.

Наиболее изученным в рамках исследуемой нами проблемы можно считать период 2й пятилетки, в рамках вопросов технического образования. Слабее всего в историографии представлена третья пятилетка, возможно в связи с отсутствием достаточных статистических данных.

Наиболее разработаны проблемы ликвидации неграмотности и среднего специального образования. Однако очень мало внимания в.

С7) Джеффрис Ч. Неграмотность как всемирная проблема// Курьер ЮНЕСКО. 1968. № 136. обширной историографии по рабочему классу уделено проблемам технического уровня рабочих предприятий и повышению уровня квалификации на производстве.

Таким образом, можно сделать вывод, что исследуемая нами проблема образовательного и технического уровня рабочих в 1928;1940 годах в отечественной историографии в достаточной мере не разработана.

Научная новизна исследования заключается в попытке восполнить этот пробел с помощью системного анализа образовательного и технического уровня промышленных рабочих на материале Верхнего Поволжья в конце 20-х — 30-е годы XX века.

Научно-практическая значимость работы определяется вновь возросшим в исторической науке интересом к рабочей истории. Материалы, выводы и обобщения диссертации могут быть использованы при подготовке общих и специальных работ по истории рабочего класса и истории России XX века в целом.

Целью настоящего исследования является рассмотрение мер государственных и общественных структур по изменению образовательного и технического уровня рабочих Верхневолжского региона как одного из важнейших факторов форсированной индустриализации ЗОх годов в СССР.

Исходя из поставленной цели, предполагается решить следующие задачи:

1) исследовать роль общеобразовательной школы в повышении образовательного уровня рабочих;

2) изучить процессы самообразования рабочих и их роль в повышении культурного уровня;

3) изучить процессы ликвидации неграмотности, как среди взрослых рабочих, так и их детей;

4) рассмотреть формы повышения технического уровня и обучения молодых рабочих на производстве и роль этого процесса в пополнении промышленности региона квалифицированными кадрами;

5) исследовать роль школ ФЗУ и других форм стационарного обучения рабочих в росте технического уровня рабочего класса.

6) исследовать уровень квалификации рабочих Верхневолжья, произошли ли какие-либо изменения в этом уровне за изучаемый период.

Методологической основой нашего диссертационного исследования являются принципы историзма, объективности и причинности. Эти принципы являются классическими в любом историческом исследовании. Однако широта их трактовок вынуждает нас дать наиболее приемлемые для нас определения. Под принципом историзма мы понимаем рассмотрение предмета исследования в процессе его развития, без отрыва от исторической реальности и ее осовременивания53. Однако немаловажным для нас представляется и применение диалектического подхода — то есть отношение к развитию как к борьбе противоположностей. Данный подход позволяет нам изучать разные стороны исследуемого явления, характерные для исторического периода, с одинаковым вниманием и возможной объективностью и рассматривать их, как равные источники изменений. Приведем пример: в конце 20-х годов прослеживается борьба противоположных явлений — относительного демократизма в системе образования рабочих и относительно жесткого административно-командного подхода к решению проблем в сфере подготовке кадров. Оба эти явления в процессе борьбы и создали действовавшую систему рабочего образования.

Принцип объективности — попытка исследования какого либо явления непредвзято и беспристрастно. Однако данный принцип — скорее стремление, нежели реальность. Мы можем только стараться избавиться от субъективных оценок, но в процессе осмысления источника либо подпадаем под его обаяние и следуем вслед за ним, либо исподволь руководствуемся собственными идейными предпочтениями. В наше время для следования этому принципу открыты все возможности, ибо достаточно ясно представлены по крайней мере две во многом противоположные точки.

Биск И. Я. Методология истории. Иваново, 2007. С. 170. зрения на события 1930;х годов прошлого столетия, а именно советская и постсоветская.

Принцип причинности — установление максимально приближенных к истине явлений, дающих раскрытие причинно-следственной связи. Факт рассматривается в органической связи с другими фактами. В нашем случае невозможно рассматривать процессы, происходившие в 1928;1940 годах в сфере подготовки и переподготовки рабочих кадров без привязки к первым пятилетним планам. Также нельзя рассматривать сферу образования без причин, вызвавших ее тотальное реформирование.

Принцип причинности тесно связан с системным подходом. В историческом познании он рассматривается как способ такого познания объекта исследования, при котором он становится частью какой-либо системы и рассматривается одновременно и как самостоятельное системное явление, и как часть более крупного явления. В нашем случае система образования рассматривается как часть советской системы и одновременно как один из сегментов системы подготовки рабочих кадров для индустриализации. Для социальных систем характерно наличие концептато есть системообразующей идеи, и носителя — наиболее явно выделяющейся социальной прослойки, которая участвует в создании и преобразовании системы.

Что касается методов исторического исследования, то мы бы хотели выделить сравнительно-исторический метод, дающий возможность наиболее объективно оценить процессы, происходившие в деле подготовки рабочих кадров, путем сравнения разнообразных исторических источников. Это в первую очередь использование и анализ документов центрального и местных архивов, а также периодической печати.

Не менее значимым видится статистический метод — то есть качественный сбор и обработка статистического материала с целью объективного анализа проблемы54.

54 Биск И. Я. Указ. соч. Иваново, 2007. С. 94.

В целом, использование данных методов в конкретно-историческом исследовании по образованию и техническому уровню рабочих в 1928;1940 годах по материалам Верхневолжья позволяет составить наиболее объективную картину происходившего.

При написании работы были использованы следующие группы источников:

Законодательные, административные, нормативные акты: Документы КПСС55, материалы партийных съездов и пленумов ЦК. Эти документы дают возможность проследить законодательную базу всех изменений в системе образования и подготовки кадров в целом. Значение этой группы источников заключается в бесценном материале для понимания причин и предпосылок изменений. А также Законодательные материалы высших органов власти. Они позволяют выявить состояние диалога власти и общества, периоды становления системы образования, предпринятые на государственном уровне шаги по повышению технического уровня рабочих. И наконец, отдельно выпущенные документальные сборники, посвященные истории индустриализации СССР. Особо следует выделить сборник документов и материалов «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК» (М., 1971. Т. 3, 4, 5″, где опубликованы практически все постановления советской власти в интересующей нас области.

Особенно интересным представляется отражение этих директив на практике. Возможность проследить это нам предоставляют статистические сборники56. В них в доступной и ясной форме изложены количественные.

55 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 4.

56 Всеобщее обучение, ликвидация неграмотности и подготовка кадров, М., 1930; Гольцман М., Коган Л. Старые и новые кадры пролетариата по данным переписи 13 профсоюзов, произведенной в 1932;1933 гг. М., 1934; Кадры тяжелой промышленности в цифрах. М., 1936; Культурное строительство в СССР: стат. сб. М. — Л., 1940. Подготовка кадров в СССР: (стат. сб.). М., 1934; Районы Ивановской промышленной области: (краткий стат.-экон. справочник). Иваново, 1930; Народное хозяйство ИПО. Иваново-Вознесенск, 1932; Город Иваново за 100 лет. Иваново, 1984; Иваново в годы социалистического строительства. Иваново, 1936; Материалы о местной промышленности показатели преобразований в сфере образования и повышения технического уровня рабочих, проводившихся в стране в целом и на территории Ивановской, Костромской, Ярославской областей в частности.

Особняком стоит сборник документов и материалов «Культурное строительство в Ивановской области, 1917;1987» (Ярославль, 1987). Кроме того, что в нем на основании статистических данных показана динамика развития образования и культурного строительства в области, здесь присутствует, на наш взгляд, уникальная методика подбора и обработки материала.

Делопроизводственные документы, как опубликованные, так и неопубликованные, которые дают возможность рассмотреть процессы в динамике. Особенную ценность представляют делопроизводственные документы профсоюзов текстильщиков и металлистов. Для понимания процессов обучения непосредственно на производстве огромную роль играют документы отдельных фабрик и заводов. К неопубликованным источникам относятся фонды архивов. Фонды Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) дали возможность получить сведения по деятельности профессиональных союзов по повышению образовательного и технического уровня рабочих.

Фонд Р-5457 (ЦК профсоюзов текстильщиков и легкой промышленности) дал возможность на основании переписки между ведомствами, приведенных статистических данных 'оценить не только.

ИПО. Иваново, 1935; Состав рабочей молодежи по массовым данным профпереписей. М., 1931; Социалистическое строительство в СССР. Калуга, 1939; Молодежь СССР: стат. сб. М., 1936; Народное образование, наука и культура в СССР: (стат. сб.). М., 1977.

57 Индустриализация СССР, 1926;1928 гг.: документы и материалы. М., 1970; Индустриализация СССР, 1929;1932 гг.: документы и материалы. М., 1970; Индустриализация СССР. 1933;1937: документы и материалы. М., 1971; Индустриализация СССР, 1938;1941: документы и материалы. М., 1973; Культурное строительство в РСФСР, 1927;1937 гг.: документы и материалы. М., 1983; Индустриальное развитие Ивановской области, 1926;1941: сб. документов и материалов. Ярославль., 1987 и др.

58 ГАРФ. Ф. Р-5457, Р-5515- ГАИО. Ф. 1707, 1910, 33, 1319, 1283, Р-327, Р-328, Р-2573- ГАЯО. Ф. Р-2996, Р-2496, Р-1942, Р-2216. деятельность властей, но и детали процессов, происходящих в сфере образования в легкой промышленности.

Фонд Р-5515 (Народный комиссариат труда СССР) позволил определиться с целями государства в работе с образованием и также предоставил серьезные статистические материалы.

Фонды Российского Государственного Архива экономики (РГАЭ) позволили оценить экономическую составляющую сферы образования, а также внутренние процессы, происходящие в легкой промышленности и имеющие прямое отношение к теме нашего исследования. Это прежде всего Фонд 8591 (Министерство легкой промышленности, 1931;1957), интересный и важный с точки зрения системной работы в сфере образования и повышения технического уровня рабочих.

Фонды Государственного архива Ивановской области (ГАИО) позволили соотнести данные общесоюзных ведомств с местными данными, предоставили более полный статистический материал по интересующим нас вопросам, отразили отношение местных властей и производственников к проблемам образования. Нами использованы данные следующих фондов:

• Фонд Р-1319 (Иваново-Вознесенский губернский отдел, народного образования, 1928;1929);

Фонд Р-2573 (Культурный отдел ЦК профсоюза льняной промышленности ИПО, 1934, 1935);

Фонд Р-327 (Ивановский обком КПСС (1929;1936);

Фонд Р-342 (Ивановский обком ВЖСМ-РСМ (1929;1936);

Фонд Р-1510 (Исполком Ивановского областного Совета депутатов трудящихся);

Фонд Р-31 (Ивановский городской Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов);

Фонд Р-33 (Исполкомы Иваново-Вознесенского губернского Совета).

Особенно следует выделить по значимости Фонд Р-1319 (Иваново-вознесенский губернский отдел народного образования, 1928;1929), в котором отражается становление системы образования на стадии формирования нового индустриального региона — Ивановской промышленной области (ИПО).

Фонды Государственного архива Ярославской области (ГАЯО) позволили восполнить пробелы в данных по периоду существования ИПО, а главное, предоставили статистические материалы по работе предприятий Костромской и Ярославской областей в период с 1928 по 1940 год. Были использованы материалы следующих фондов:

Фонд Р-1942 (Ярославская окружная плановая комиссия, 1928;1932) — Фонд Р-2216 (Народно-хозяйственный план области на третью пятилетку).

Особенно ценными для нас оказались документы фондов Р-2996 и Р-2496 (Управление народно-хозяйственного учета Ярославской области. Сектор учета культуры). В них находятся и отчеты предприятий по профессионально-технической учебе, и отчеты по борьбе с неграмотностью среди рабочих. Здесь присутствуют полные перечни предприятий, задействованных в этом, а также любопытные сведения по деятельности самих рабочих.

Фонды Государственного архива Владимирской области (ГABO) и Государственного архива Костромской области (ГАКО) позволили дополнить имеющиеся сведения по регионам. Эти фонды дали полезную информацию по отдельным предприятиям и отчетности по интересующей нас проблематике. Это:

Государственный архив Владимирской области (ГABO) Фонд Р-409 (Муромский ордена трудового красного знамени завод «Автоприбор»).

Фонд Р-3907 (Гусевской хрустальный завод).

Фонд Р-2268 (Ковровская районная инспекция народно-хозяйственного учета Ивановской области).

Фонд Р-2401 (Владимирская городская инспектура центрального статистического управления (ЦСУ)). Государственный архив Костромской области (ГАКО).

Фонд Р-884 (Костромской экскаваторостроительный завод «Рабочий Металлист»). Фонд Р-837 (Костромской механический завод имени Красина).

Материалы архивов позволяют дать более глубокую количественную и качественную характеристику изучаемой проблемы, просмотреть всю цепочку изменений от конкретного производства или школы до руководства ИПО или профсоюза. Именно делопроизводственные документы являются основным источником для написания работы.

Статистические источники. Они содержат данные о количестве учебных заведений, учащихся, педагогов и инструкторов, о поступающих, сдавших экзамены и т. п.593десь и плановые документы, и статистические сборники и справочники и архивные фонды. Например: ГАИО Фонд Р-1910 (Ивановское областное статистическое управление) — ГАЯО Фонд Р-2996 (Управление народно-хозяйственного учета Ярославской области. Сектор учета культуры) — Фонд Р-2496 (Управление народно-хозяйственного учета Ярославской области) — ГАКО Фонд Р-957 (Костромская городская плановая комиссия (1923;1942).

Планами определяются темпы роста рабочего класса, обосновывается дальнейший путь развития и итоги выполнения. Сравнение предполагаемых планов и реальной статистики дает возможность более объективного понимания. Однако следует отметить неполноту статистических данных и разные методики сбора и обработки информации на разных этапах, что сильно затрудняет создание общей картины.

Периодическая печать. Она раскрывает как официальную, так и неофициальную точку зрения на интересующие нас процессы, дает.

59 Всеобщее обучение, ликвидация неграмотности и подготовка кадров. М., 1930; Районы Ивановской промышленной области: (краткий статистико-экономический справочник). Иваново, 1930. Народное хозяйство ИПО. Иваново-Вознесенск, 1932. возможность воспринимать историю как живую60. Важность периодической печати заключается в том, что статьи писались на материале, не дошедшем до наших дней. К тому же в периодической печати описываются истории живых людей. Не менее интересными источниками являются газеты и журналы, выходившие в тот период. Это «Рабочий край» (1929;1936), «Северный рабочий» (1933;1936), «Ленинец» (1933;1936), «Просвещение Ивановской области» (1929;1930) и др. Являясь официальными партийными и профсоюзными печатными органами, они позволяют оценить уровень пропагандистской работы в деле повышения образовательного и технического уровня рабочих и, безусловно, в той или иной степени достоверности отражают положение дел в этой сфере.

Особо следует выделить «Известия Иваново-Вознесенского политехнического института» за 1928;1929 годы — официальный орган ректората, партийной организации и профсоюза вуза, в котором приводятся данные по преподавателям, контингенту поступающих в вуз и по рабочему факультету.

Основным недостатком периодики, на наш взгляд, является ее официальность, однако это вовсе не значит, что этим источникам нельзя доверять. Они отражают если не реальное положение дел, то, по крайней мере, положение дел в головах.

Источники личного происхождения. Этот круг источников довольно широк. Среди мемуарной литературы это воспоминания А. X. Бусыгина, А. Г. Стаханова и др., Е. В и М. И. Виноградовых и т. д. Это самостоятельные произведения, описывающие не только производство, но и другие стороны жизни автора. Большинство воспоминаний — небольшие рассказы, как в отдельных брошюрах, так и в составе сборников61. Эти источники — живое свидетельство жизни людей изучаемого времени. Содержание их позволяет.

60 Рабочий край (1929;1935) — Просвещение Ивановской области (1929;1930) — Ленинец. (1931;1933) — Северный рабочий (1935;1939).

61 Говорят строители социализма. М., 1958; Рассказы о социалистическом мастерстве. М., 1936 достаточно полно охарактеризовать взгляды и настроения передовых рабочих того времени.

Основную источниковую базу нашего исследования составляют документы из фондов центральных и местных архивов. Без этих источников говорить об Верхневолжье было бы бессмысленно, т.к. по нашему региону статистики и иных документов опубликовано явно недостаточно для раскрытия проблемы образовательного и технического уровня рабочих. Многие из этих документов впервые вводятся в научный оборот. Всего в нашей работе использовано 27 фондов центральных и местных архивов, более сорока опубликованных сборников материалов и статистических сборников.

Вышеперечисленные источники создали необходимую и достаточную базу для диссертационного исследования и позволили осветить все интересующие нас аспекты темы с надлежащей полнотой.

Апробация полученных результатов.

Отдельные положения и выводы работы нашли отражение в докладах на ежегодных конференциях в Ивановском государственном университете, Шуйском педагогическом университете. Автор также принимал участие в международных конференциях «Государство, общество и церковь в истории России XX века». Опубликованы статьи и тезисы, в том числе и в журнале «Наука и школа», включенном Решением ВАК России в перечень ведущих научных журналов и изданий. Общий объем публикаций — 1,5 п.л. Имеющиеся публикации достаточно полно излагают материалы диссертации.

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списков источников и использованной литературы и приложений.

1. Е. Указ соч. С. 101.

2. Из материалов к отчету Ивановского губкома ВКП (б) XXIV губернской партийной конференции о культурном строительстве (27 дек. 1928 1 янв. 1929) (Культурное строительство в Ивановской области, 1917;1987. Ярославль, 1987. С. 64).

3. ГАИО. Ф. 1319. Оп. 2. Д. 277. Л. 12.

4. Известия ИВПИ. Т. 13. С. 100.

5. ГАИО. Ф. 1707. Оп. 2. Д. 53. Л. 89.

6. ГАИО. Ф. 1283. Оп. 1. Д. 239. Л. 100. ¦

7. Самообразование в СССР. М., 1929. С. 47.

8. ГАИО. Ф. 1707. Оп. 1. Д. 37. Л. 9.

9. Там же. Оп. 9. Д. 222. Л. 41.

10. Коровин Н. Р. Указ. соч. С. 21.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой