Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Управление инновационными процессами в условиях усиления межгосударственной экономической интеграции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Глобальные процессы в современном мире определяют судьбу человечества. Растущая взаимозависимость стран мира, несмотря на все различия в уровнях развития, культуры, религии, исторических традициях, достигла такой стадии, которую стали определять термином «глобализация». В экономике глобализация проявляется в значительном росте масштабов и скорости перемещения капиталов, формировании… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В УСЛОВИЯХ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ
    • 1. 1. Сущность и содержание инноваций и инновационных процессов
    • 1. 2. Сущность и формы интеграции в экономике как фактор инновационного роста
    • 1. 3. Интеграция хозяйствующих субъектов в СНГ в условиях инновационного развития
  • Глава 2. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ
    • II. СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В РАМКАХ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА РОССИИ И БЕЛОРУССИИ
      • 2. 1. Объективные предпосылки и противоречия интеграции в рамках
  • Союзного государства
    • 2. 2. Основные формы производственной кооперации хозяйствующих субъектов России-Белоруссии в условиях перехода к инновационному развитию
    • 2. 3. Управление инновационным процессом на основе интеграционного сотрудничества хозяйствующих субъектов России и Белоруссии
  • Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ В СОЮЗНОМ ГОСУДАРСТВЕ РОССИИ II БЕЛОРУССИИ
    • 3. 1. Создание особых экономических зон — как фактор инновационного роста Союзного государства
    • 3. 2. Условия и результаты управления инновационным процессом в рамках межрегиональной особой технико-внедренческой зоны
    • 3. 3. Методика ценообразования на наукоемкую продукцию в условиях инновационного роста экономики на предприятиях межрегиональной особой экономической зоны

Управление инновационными процессами в условиях усиления межгосударственной экономической интеграции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Глобальные процессы в современном мире определяют судьбу человечества. Растущая взаимозависимость стран мира, несмотря на все различия в уровнях развития, культуры, религии, исторических традициях, достигла такой стадии, которую стали определять термином «глобализация». В экономике глобализация проявляется в значительном росте масштабов и скорости перемещения капиталов, формировании мировых финансовых рынков, создании производства по выпуску унифицированной продукции, развитии информационного общества, в усилении интеграционных процессов на микро-и макроуровнях, расширение инновационной деятельности и перехода к модели инновационного роста. В политике глобализация выражается в усиливающейся зависимости государств от процессов и событий, происходящих на международной арене, необходимости выработки унифицированных правил и методов взаимодействия на различных уровнях международного сотрудничества, создании согласованных международных законодательных актов. Глобализация облегчает хозяйственное взаимодействие между субъектами мировой экономики, стимулирует экономический рост, способствует инновационному развитию. Вместе с тем, в современном мире в процессах глобализации отмечаются негативные стороны. В частности, в «Стратегии национальной безопасности США для нового столетия» открыто обосновываются претензии на мировое экономическое господство. Национальные интересы США ставятся выше всего при принятии решений военно-политическим руководством страны (война в Ираке, угрозы Ирану, Северной Корее и т. д.), что отчасти обусловлено экономической мощью США, ее лидерством в инновационной сфере.

Для реализации американских интересов используются международные организации, ТНК, информационные и финансовые потоки, идеологическая пропаганда западных ценностей, массовая «культура», лидирующие позиции в сфере высоких технологий.

Стремительный рост потребления энергетических ресурсов и других видов природного сырья ведет к тому, что качество жизни во всех странах будет определяться главным образом доступом к природным ресурсам. Особенно остро эта проблема встаёт в государствах с высоким жизненным уровнем и исчерпанными природными запасами минерального сырья. Поэтому стремление захватить контроль над природными ресурсами в решающей степени определяет отношение Запада к странам, находящимся на более низком уровне индустриализации.

В этих условиях чрезвычайно важным становится укрепление СНГ и интеграционных образований в нем, в частности, Союзного государства России и Белоруссии. Развитие интеграции на постсоветском пространстве противостоит проявлению негативных сторон глобализации. Особенностью российско-белорусских интеграционных процессов является то, что в их основе лежат не только общий экономический потенциал и единые геополитические интересы, но и исторические и культурные предпосылки. Реальным двигателем объединения государств на данном этапе выступает политика, что неизбежно связано с трудностями, но инициатива политиков является наиболее быстрым способом создания интеграционного объединения. Тем не менее, экономическое сотрудничество служит, в свою очередь, залогом успешной реализации политических решений.

В экономической сфере взаимодействия России и Белоруссии наиболее актуальными задачами являются: создание единого таможенного пространства, совершенствование механизма формирования и расходования союзного бюджета, девять десятых средств которого используется на совместные программы. Важнейшим элементом экономического сотрудничества служит договоренность между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о создании равных условий субъектам хозяйствования, а также развитие сотрудничества регионов двух государств на основе перехода к модели инновационного роста.

Развитие сотрудничества между хозяйственными субъектами Союзного государства необходимо направить по пути инновационного роста как это требует экономическая целесообразность. Современные процессы в сфере инновационной деятельности предполагают отказ от автаркии научно-технического развития, обуславливают необходимость совместного поиска сегмента на мировом рынке инноваций, отвечают требованиям рыночных отношений. В России наиболее экономически успешными считаются компании, занятые добычей и экспортом нефти, газа, металлов. Компании сырьевых отраслей не являются наукоемкими и не предъявляют соответствующего их экономическому значению спроса на научные знания и технологии. Лидеры российского бизнеса «Газпром» и «Лукойл», сравнимые по экономическому потенциалу с аналогичными зарубежными компаниями, осуществляют крупные научно-технические проекты и программные модернизации в своих подразделениях, но их значение для научно-технического потенциала страны нельзя сравнивать с итогами деятельности лидеров мирового рынка, высоких технологий — «ЮМ», «Сони», «Майкрософт», «Сименс», «Интел» и др. Однако, уже с 2006 г. экспортно-сырьевая модель развития российской экономики полностью себя исчерпает и только инновационный прорыв, и развитие высокотехнологических производств обеспечит России возможность удвоения ВВП. Ни в России, ни в Белоруссии пока нет жизнеспособного ядра крупных компаний, которые способны осваивать и создавать новейшие технологии, укреплять стратегические связи с экономическими партнерами. Тем не менее, производственная кооперация позволит решить ряд проблем в развитии высоких технологий.

Белоруссия, специализируясь на продукции обрабатывающих отраслей и получающая новые технологии от европейских стран, на основе развития производственнокооперационных связей с Россией, имеющей значительный научный потенциал, может стать проводником новых технологий, а Россия — производителем инновационного продукта. Это будет способствовать как углублению интеграционных процессов между двумя странами и их хозяйствующих субъектов, так и инновационному развитию, улучшению инвестиционного климата в рамках Союзного государства.

Термин «инновации» используется нами в шумпетерианском смысле, то есть в качестве обозначения единого цикла от рождения новой технологической идеи до ее внедрения на рынке производственного процесса или товарном рынке. Инновации являются в современных условиях главным оружием конкурентной борьбы. Обеспечение непрерывного потока инноваций является актуальной проблемой, решение которой предполагает совершенствование механизма управления на всех уровнях: от предприятия до государственного и межгосударственного.

Определение основных направлений взаимодействия между двумя странами, создание механизмов сотрудничества субъектов хозяйствования на основе инновационного роста являются актуальными задачами формирования Союзного государства.

Степень изученности вопроса. Вопросы развития и углубления интеграционных связей на постсоветском пространстве изучаются фактически с момента распада СССР. Наибольший вклад в решение проблем интеграции внесли видные политические деятели, такие как П. П. Бородин, А. Г. Лукашенко, В. В. Путин, В. А. Устов, Ю. Ф. Яров и др. Разработанные в рамках консультативного комитета СНГ межправительственные программы и документы являются основополагающей теоретической базой для исследования по данной проблеме. Вопросами интеграции, оптимизации форм интеграционного сотрудничества, аналитическими исследованиями результатов реформирования экономики стран Содружества и перспективами инновационного роста занимались учёные СНГ. К их числу можно отнести работы Ю. П. Анисимова, С. А. Арзамасцева, Н. В. Бекетова, Ю. В. Година, В. П. Воронина, А. Г. Воронина, П. А. Кохно, К. О. Константинова, А. П. Киреева, М. Г. Мясниковича, О. В. Резникова, О. И. Рыбакова, В. О. Покровского, Б. А. Плышевского, Б. И. Тихомирова, С. М. Шаталина, Н. Д. Шумского и других. Однако, должного освещения не получили формы гармонизации законодательства, межрегионального сотрудничества на основе реализации межгосударственных правительственных программ, вопросы формирования межрегиональных свободных экономических зон, развитие производственной кооперации в рамках совместных ФПГ и ТНК, усиление инновационной составляющей в производственных процессах и ценообразовании.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является выявление оптимальных форм управления инновационной деятельностью предприятий в условиях межрегионального сотрудничества между хозяйствующими субъектами России и Белоруссии и обоснование углубления интеграционных процессов в рамках Союзного государства на основе инновационного роста и производственной кооперации. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи диссертационного исследования:

— обобщить теоретические подходы к определению сущности инноваций, инновационного процесса и управление ими в условиях межгосударственной интеграции;

— исследовать факторы, влияющие на эффективность взаимодействия интегрирующихся субъектовопределить особенности механизма управления инновационными процессами на основе производственной кооперации между хозяйствующими субъектами Союзного государства России и Белоруссии;

— исследовать основные формы производственной кооперации промышленных предприятий Воронежской области РФ и Белоруссии и выявить факторы, влияющие на эффективность управления инновациями на основе взаимодействия интегрирующихся производственных субъектов;

— разработать механизм управления инновациями в условиях создания межрегиональной особой технико-внедренческой зоны;

— предложить методику ценообразования на высокотехнологичную продукцию с учетом коэффициента инновации в рамках межгосударственных интеграционных объединений.

Объектомисследования является совокупность предприятий электронной промышленности Воронежской области и Белоруссии, участвующих в реализации программы «Союзный телевизор».

Предметом исследования является совокупность теоретических, законодательных, методических и практических положений, раскрывающих специфику управления инновациями и инновационными процессами, а также пути взаимодействия хозяйствующих субъектов в рамках Союзного государства России и Белоруссии, возможность инновационного развития предприятий электронной промышленности в условиях межгосударственной интеграции.

Теоретической и методической основой исследования являются правительственные решения, труды российских и зарубежных учёных, специалистов в области интеграционных процессов, межправительственные соглашения и протоколы по вопросам развития интеграционного взаимодействия в рамках СНГ, материалы международных научно-практических конференций.

Информационная база исследования включает материалы докладов Исполнительного комитета, нормативно-правовые акты, принятые на союзном, федеральном и региональном уровнях, отчеты материалы исследуемых предприятий, материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области.

Исследование полученной информации проводились на основе методов системного и факторного анализа: экономико-статистического, абстрактно-логического, расчетно-прогностического, балансового, сравнений и группировок.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

— уточнено содержание инноваций и инновационного процесса в условиях усиления глобализации мирового хозяйства, ориентированного на внешнеэкономическую либерализацию;

— выявлены оптимальные организационные формы хозяйствующих субъектов в условиях глобализации и либерализации, учитывающие комплексное изучение проблемы развития интеграции;

— определены особенности функционирования механизма управления инновационными процессами в условиях развития производственной кооперации предприятий;

— выявлены факторы, влияющие на эффективность взаимодействия интегрирующихся субъектов;

— обоснованы рекомендации создания и управления особой технико-внедренческой зоны в рамках межгосударственного интеграционного объединения;

— предложена методика ценообразования на высокотехнологическую продукцию, определяющая оптимизацию межрегиональных производственных кооперационных связей и стимулирующая инновационный процесс. Практическая значимость работы. Практическое значение имеют следующие методические и прикладные разработки:

— определение содержания инновации и инновационного процесса в условиях глобализации порождает дискуссии в направлениях поиска путей инновационного роста и научных изысканий в данной сфере;

— развитие теории интеграции позволяет научным работникам использовать ее в научно-педагогической деятельности;

— выявленные организационные формы взаимодействия хозяйствующих субъектов позволяют разрабатывать стратегические программы развития производственной кооперации на различных уровнях;

— выявленные факторы, оказывающие воздействие на эффективность взаимодействия интегрирующихся субъектов, позволяют снизить их негативное влияние и усилить положительный эффект инновационного сотрудничества и производственной кооперации;

— разработанные предложения по созданию механизма управления инновациями в рамках особой технико-внедренческой зоны позволяют повысить эффективность межгосударственной экономической интеграции, обеспечить инновационное развитие производственных комплексов;

— методика ценообразования на инновационную продукцию в межгосударственном интеграционном объединении создает возможность для роста инновационной составляющей в отраслях электронной промышленности, что значительно повысит инновационный рейтинг России.

Внедрение и апробация результатов исследования. Научные положения и результаты исследований докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях в Воронеже, Москве. Нашли отражение в научных публикациях автора общим объёмом 9,67 п.л. Отдельные рекомендации и предложения, представленные в диссертации, использованы в практической деятельности ОАО «ВЭЛТ», Главного управления по развитию предпринимательства и потребительского рынка Администрации Воронежской области. Материалы исследования используются в учебном процессе в преподавании дисциплин «Мировая экономика», «Международные экономические отношения», «Менеджмент» в Воронежском филиале государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный торгово-экономический университет», в Воронежской государственной технологической академии, Воронежском кооперативном институте.

Положения, выносимые на защиту:

— содержание инновации и инновационного процесса в условиях усиления глобализации;

— оптимальные формы взаимодействия хозяйствующих субъектов в рамках межгосударственной интеграции;

— механизм управления инновационными процессами на основе производственной кооперации;

— факторы, оказывающие основное влияние на эффективность взаимодействия интегрирующихся субъектов Союзного государства;

— необходимость создания межгосударственной особой экономической зоны;

— методика ценообразования на продукцию наукоемких отраслей с учетом коэффициента инновации.

Объем и структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы, включающего 173 наименования и приложений. Основное содержание работы изложено на 182 страницах, содержит 20 таблиц, 5 рисунков, 1 схему.

ВЫХОД.

Расчет эффективности инновационного проекта и его реализация.

Пот | t> реби.

1 тели.

Создание организационных форм разработки и реализации инновационных проектов.

Продвижение инновационной политики в регионе.

Разработка общерегиональных инвестиционных проектов I.

ФПГ, ТНК, ОАО, НПО, НИИ, КБ, МФ, ВУЗы.

Конкурсы, стимулирование научных исследований, гранты и др

Обоснование проектов реструктуризации промышленных и научных организаций, рутинные инновации, реализация новых знаний.

Схема 1 — Механизм управления инновационным процессом.

Глава 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ В СОЮЗНОМ ГОСУДАРСТВЕ РОССИИ И БЕЛОРУССИИ.

ЗЛ Создание особых экономических зон — как фактор инновационного роста Союзного государства.

Страны Содружества отчетливо осознают, что вхождение в мировое экономическое пространство, способность отвечать на вызовы современности, связаны с эффективностью их коллективных действий.

Несмотря на общепринятое толкование свободных экономических зон (СЭЗ) как ограниченных территорий в рамках одной страны, где созданы льготные условия для национальных и иностранных инвесторов, способствующих решению экономических, социальных и научно-технических задач, на наш взгляд, СЭЗ можно создавать и в рамках интеграционных образований.

Классификация СЭЗ осуществляется по четырем основным критериям: 1 — по характеру деятельности или функциональному предназначению,.

2 — по степени интегрирования в мировую и национальную экономику,.

3 — по отраслевому признаку.

4 — по характеру собственности.

По характеру деятельности и функциональному предназначению можно выделить 4 основных типа зон: зоны свободной торговли, экспортно-производственные зоны, научно-промышленные парки, офшорные центры.

К зонам свободной торговли относятся территории, функции которых в основном сводятся к ввозу, хранению, сортировке, упаковке и перевалке товаров без их дополнительной обработки. В ряде случаев допускается незначительная обработка иностранных товаров с целью их дальнейшего реэкспорта. Несмотря на определенные выгоды, получаемые от таможенных пошлин, а также за счет экономии на накладных расходах, возможности подобных зон в развитии экспортного производства, вовлечении в него национальных материальных и трудовых ресурсов весьма ограничены, и этот тип СЭЗ в чистом виде не получил широкого распространения.

По мере усиления конкурентной борьбы, усложнения задач социально-экономического развития таможенно-юридический статус зон свободной торговли дополняется новыми элементами с целью более активного привлечения иностранного капитала в сферу материального производства. Это приводит к трансформации зон свободной торговли в экспортно-производственные зоны.

Поскольку в современных условиях основным фактором конкурентоспособности становится не цена товара, а его качество, новизна, наукоемкость, многие экспортно-производственные зоны начали трансформироваться в научно-промышленные парки.

По степени интегрирования в мировую и национальную экономику можно выделить два типа СЭЗ: экстравертивный — имеющий анклавный характер, ориентированный на внешний рынок и интравертивныйинтегрированный в национальную экономику.

Экстравертивный, анклавный характер имеют большинство СЭЗ в новых индустриальных странах Азии, в отдельных странах Центральной Америки и Карибского бассейна. Предприятия, расположенные в таких зонах, вывозят, как правило, от 75 до 90% и более производимой продукции.

Специфика предприятий в анклавных зонах — сборочный характер производства, основанный на импортных материалах, компонентах, полуфабрикатах и деталях. В таких зонах создают свои филиалы и дочерние компании, транснациональные корпорации для создания продукции с более низкими издержками. Анклавные зоны существенно различаются по принципам организации. В современном мировом хозяйстве можно выделить три основных типа таких зон[36,с.48−59].

К первому можно отнести зоны, охватывающие территории отдельных предприятий, на которые распространяется льготный налоговый и таможенный режим. Такие зоны широкое развитие получили в Мексике, где функционируют так называемые «макиладорас» — экспортноориентированные предприятия, расположенные вдоль границы США. По таким же принципам создаются экспортно-производственные зоны в Венгрии.

Ко второму направлению можно отнести небольшие индустриальные анклавы, представляющие собой замкнутые участки от нескольких десятков до нескольких сотен гектаров. Они широко распространены в новых индустриальных странах, а также в отдельных индустриально развитых странах, например, в Ирландии.

Принципиальное отличие третьего направления в организации зон анклавного типа — широкий территориальный охват многих районов и городов страны. Такой принцип характерен для организации экспортно-производственных зон в Китае, а также в малых странах — Шри-Ланке, Маврикии и др.

Для интравертных экспортно-производственных зон интегрированного типа наиболее важной характерной особенностью являются тесные экономические связи с внутренними районами страны. Помимо проблем, связанных с развитием экспортного потенциала, эти зоны решают задачи повышения технологического уровня местной промышленности, качества и конкурентоспособности выпускаемых товаров. Они ориентированы не на импорт промежуточных товаров, а на использование национальных материалов, компонентов и полуфабрикатов.

К зонам с ярко выраженной отраслевой специализацией можно отнести торговые зоны, оффшорные, туристические и рекреационные зоны.

Отраслевая специализация характерна не только для экспортно-производственных зон, но и для научно-промышленных парков. Основные отрасли их специализации — микроэлектроника, информатика, биотехнология, генная инженерия.

По характеру собственности СЭЗ можно разделить на государственные, частные и смешанные. Наиболее распространен в мировой практике смешанный тип собственности, где наряду с государственной присутствует и частная собственность.

Исходя из процесса эволюции форм СЭЗ, выделяются четыре их поколения. К СЭЗ первого поколения можно отнести зоны свободной торговли, второго — экспортно-производственные, третьего — технопарки, технополисы, офшорные центры, четвертого поколения — эколого-экономические регионы и узкоспециализированные зоны [122,с.38−45].

Теория жизненного цикла товара, основоположником которой является известный американский экономист Раймонд Верной, увязывающая функционирование производства и мировой торговли готовыми изделиями с четырьмя этапами жизненного цикла товара (внедрение, рост, зрелость, упадок) связана с фазами жизненного цикла СЭЗ.

Первая стадия — «внедрение», или «становление», характеризуется выбором объекта будущего производства, налаживанием его экспериментального выпуска. На этой стадии наиболее велики затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, маркетинговые исследования и т. д. Для СЭЗ первая стадия — это выбор территории или места будущей зоны, разработка концепции ее функционирования, подготовка основных законодательных актов, создание промышленной инфраструктуры.

Для деятельности СЭЗ на второй стадии характерно налаживание промышленного производства из импортных материалов и полуфабрикатов, активное привлечение иностранного капитала и технологий, специализация на выпуске отдельных товаров. Процесс производства остается капиталоемким, но влияние этого фактора уменьшается. Исходная страна-производитель увеличивает свой экспорт, однако постепенно теряет некоторые ключевые экспортные рынки, где может развиваться местное производство. На этом этапе производитель часто пользуется преимуществами, которые предоставляют зоны свободной торговли, и, прежде всего правом беспошлинной поставки товаров на зарубежные рынки.

На третьей стадии для СЭЗ характерно производство массовой потребительской продукции, постепенное увеличение доли местного компонента в экспортной продукции, диверсификация производства и расширение рынков сбыта товаров.

Для СЭЗ на четвертом этапе характерно или выравнивание условий деятельности инвесторов по всей территории страны или переформирование зоны на выпуск наукоемкой продукции и трансформация ее в технопарк или другой вид узкоспециализированной зоны.

Как показывает мировой опыт, первоначально транснациональные корпорации переносили производство в СЭЗ преимущественно на третьей и четвертой стадиях, когда технология производства полностью отлажена, осуществляется крупносерийный поточный выпуск продукции. Этим они повышали прибыльность своих операций и конкурентоспособность продукции в основном за счет сокращения издержек производства. Экономия на значительной разнице в заработной плате квалифицированного рабочего принимающей страны и страны базирования транснациональных корпораций (ТНК) являлась основным фактором привлечения капиталов ТНК в ту или иную страну или отрасль.

Однако значительный рост заработной платы в новых индустриальных и отдельных развивающихся странах сделал экономически менее эффективным для ТНК перенос трудоемкого производства в эти страны. Кроме того, развитие робототехники и электроники позволило создать в странах базирования ТНК в отдельных отраслях сборочные заводы, по своей эффективности значительно превосходящие подобные предприятия в экспортно-производственных зонах.

Вместе с тем, в промышленно развитых странах наблюдается значительное подорожание исследований, связанных с разработкой новой техники и технологии, что соответствует первой и второй стадиям «жизненного цикла товара». На этих двух стадиях основные финансовые затраты осуществляются на организацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, а также управление. Важными условиями являются, близость рынка сбыта (хотя в современных условиях значение этого фактора снижается) и наличие основного капитала для организации производства.

Теперь указанными экономическими факторами обладают не только развитые страны, но и страны с развивающимися рынками. Причем эти страны имеют и определенные преимущества в виде относительно дешевой, но достаточно квалифицированной рабочей силы и растущего числа инженерно-технических и научных кадров.

Таким образом, в современных условиях для ТНК становится более выгодным перенос производства в страны с развивающимися рынками на первой и второй стадиях «жизненного цикла», а не на третьей и четвертой. При этом экономия на НИОКР оказывается более весомой, чем на разнице в оплате неквалифицированной рабочей силы.

Отмеченные тенденции в международном разделении труда оказали влияние на эволюцию форм СЭЗ, многие из которых стали трансформироваться в научно-промышленные парки. В наиболее развитых из развивающихся стран, начали организовываться современные технополисы, одной из основных задач которых, является разработка новых технологий, товаров и материалов. В результате первая фаза «жизненного цикла товара» перестает быть прерогативой промышленно развитых стран. В процесс не только производства, но и создания новых товаров активно включаются страны с развивающимися рынками. Существенную роль в этом играет развитие научно-промышленных парков.

Необходимыми условиями для создания СЭЗ являются:

— политическая стабильность в стране и регионах, где создаются СЭЗ;

— стабильная и всесторонняя законодательная база, определяющая экономические, социальные, административно-управленческие, финансово-налоговые и другие права СЭЗ;

— природно-географические условия;

— развитая инфраструктура связи, транспорта, социальных условий, энергетики;

— развитая коммерческая инфраструктура по обслуживанию СЭЗ (банки, консалтинговые и юридические фирмы, аудиторские организации, транспортные услуги);

— эффективная структура административного управления СЭЗ.

Через функционирование СЭЗ национальная экономика получает возможность более рационального использования местных ресурсов, получения новых технологий, развития экспортно-товарного производства структурной перестройки национальной и региональной экономики, повышения занятости населения и рост его доходов, создание благоприятных условий для международного кредитования и получения новых источников финансирования, новые возможности для подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров.

В практике функционирования СЭЗ зарубежных стран все чаще привилегии, которые реализованы в СЭЗ, активно выходят за рамки зон, идет расширение числа зон и импортно-промышленного характера, формирующих внутренний рынок, наблюдается тенденция создания в зонах национальных предприятий не только с долевым участием иностранного капитала, но и целиком использующих свой национальный капитал.

Зарубежный опыт деятельности СЭЗ показывает возможность создания межгосударственных зон. СЭЗ являются объектом сотрудничества, своеобразного компромисса между ТНК как инвесторами капитала и правительствами принимающих стран. Приоритет сохраняется за ТНК, ибо в их руках и инвестиции, и современные технологии. ТНК достаточно свободны в выборе стран и регионов для размещения своих инвестиций. Зачастую успех создания и функционирования СЭЗ зависит от ТНК. И если ТНК не стремятся по каким-либо причинам вкладывать инвестиции в экономику одной страны, они это могут сделать в межгосударственную СЭЗ за счет большего доверия к одной из участвующих в создании СЭЗ стран. В межгосударственных зонах создается благоприятный инвестиционный климат на основе поиска компромиссов и создания унифицированной законодательно-правовой базы в рамках свободной экономической зоны.

В большинстве зарубежных стран уже сложилась определенная система управления СЭЗ. В структуре Компании развития СЭЗ во главе стоит Совет директоров, возглавляемый Председателем. Всю организационно-технологическую работу выполняет Генеральный управляющий, находящийся в подчинении Совета директоров и председателя. В состав Компании развития СЭЗ включаются 5 подразделений:

— административный отдел (финансы, бюджет, персонал, планирование, управление инвестициями и инновационным процессом, разработка инновационных стратегий);

— отдел маркетинга (изучение конъюнктуры рынка, продвижение товаров, реклама, привлечение инвесторов);

— инженерный отдел (планирование и осуществление опытных разработок и производства, инновационные идеи и их отбор, техническая реализация новых продуктов и др.);

— отдел престижной деятельности (связь с заграничными офисами компаний, сбор информации и поиск наиболее интересных инновационных идей и разработок);

— секретариат (финансовый контроль, юридические консультации).

Данный опыт управления СЭЗ вполне может быть использован странами.

Содружества. В конечном счете, все подразделения Компании развития СЭЗ так или иначе задействованы в разработке инновационной стратегии зоны.

Инновационная стратегия — это часть экономической стратегии, представляющая собой системную концепцию, взаимоувязывающую и направляющую развитие инновационной деятельности в соответствии с системой долгосрочных целей субъекта экономики, а также выработка наиболее эффективных путей реализации целевого инновационного уровня.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Развитие интеграционных процессов в рамках Союзного государства России и Белоруссии определяется тенденцией к углублению, несмотря на действие взаимоисключающих факторов политического, и экономического характера как стимулирующих интеграцию между двумя странами, так и.

J" сдерживающих ее. На основе проведенных нами исследований можно сделать следующие выводы:

1. Россия Белоруссия развиваются в контексте тенденций присущих международному бизнесу. Ими взят курс на переход к модели инновационного роста, которая реализуется в развитых странах и ряде государств с развивающимися рынками. В рамках союзного государства усиливается социальная составляющая, так как без значительных вложений в человеческий капитал невозможно добиться инновационного прорыва. Углубление интеграционного взаимодействия между Россией и Белоруссией идет в рамках общемирового процесса и является, с одной стороны, возможностью усиления экономического и политического взаимодействия, либерализации различных секторов экономики, а с другой стороны, формой защиты от негативных * проявлений глобализации. Одновременно государства стремятся привлекать иностранные инвестиции в наукоемкие отрасли, чтобы повысить конкурентоспособность национальной конечной продукции, расширить рынки сбыта, используя преимущества региональной интеграции. Хозяйственные субъекты двух стран включаются в мировой процесс транснационализации хозяйственной жизни, выражающийся в переориентации на международные стандарты, мировые цены, создание ТНК и ФПГ, расширение международного ^ трансферта технологий на основе функционирования международных научных центров, международного рынка труда и т. д. Несмотря на то, что страны СНГ находятся на периферии мирового экономического развития, они выступают активными участниками процессов глобализации и либерализации, стараются идти в контексте тенденций развития современного бизнеса.

В работе уточнены понятия инновации и инновационного процесса.

Инновация — это результат активной целенаправленной деятельности в виде нового продукта. Технологии или организационные формы (управления, производства, распределения и др.) востребованные в определенных общественных сферах и влияющие на характер отношений не только в рамках предприятий, отраслей, национальных и региональных экономик, но и в мировом хозяйстве в целом.

Инновационный процесс представляет собой относительно длительный процесс, включающий стадии возникновения, становления, зрелости и масштабности применения инноваций, в результате которого происходят качественные сдвиги в развитии производительных сил и производственных отношений на микро — и макроуровнях, а также в системе отношений в рамках мировой экономики.

В работе также уточнено понятие интеграции как экономической категории в условиях углубления процессов глобализации. Экономическая интеграция, по нашему мнению, это сложный процесс хозяйственно-политического объединения субъектов мировой экономики в соответствии со специальными законодательно-правовыми нормами, развитие устойчивых взаимосвязей на основе углубления международного разделения труда с целью решения общих экономических, социальных и политических проблем и противостояния негативным сторонам глобализации. Данная формулировка отражает региональную интеграцию. Региональная интеграция, основанная на базе всемирной экономической интеграции, выражает определенную дивергенцию, то есть расхождение с процессами глобализации, нацеленное на интенсификацию внутрирегиональных связей и защиту региональных интересов в международных глобальных структурах (ВТО, Мировой банк, МВФ и др.). На наш взгляд, рекомендации Мирового банка по оценке соответствия интеграционных объединений интересам мировой экономики можно несколько отредактировать: торговые соглашения не обязательно должны покрывать все отрасли экономики, а могут охватывать отдельные торговые группы. Форсировать переход к более развитым формам интеграции нецелесообразно, так как должны быть объективные предпосылки для развития более сложных форм интеграционного взаимодействия.

2. Наиболее активным субъектом мирохозяйственных экономических связей становятся ТНК. Транснационализация компаний России активно стала осуществляться в 2003;2004 гг. и рассматривается, как условие решения проблемы производственно-технического развития обеспечивает возможность доступа к новейшим технологиям, оптимальным формам организации и управления в сферах производства и обращения. Удельный вес корпоративных структур в общем объеме продукции стран СНГ не превышает 20%, что совершенно не соответствует уровню развитых стран, где этот показатель достигает 70−80%. Основной формой интеграции на микроуровне в рамках СНГ являются финансово-промышленные группы (ФПГ) и предприятия с иностранными инвестициями. Эти организационные структуры являются наиболее оптимальными формами интеграционных связей на микроуровне. При формировании крупных организационных структур целесообразно учитывать стратегии проникновения ТНК на рынки продукции различных отраслей: стратегию интеграции в мировую экономику и стратегию соответствия национальным интересам и региональным рынкам, так как стратегии компаний определяют структуру их управления и отраслевую принадлежность.

В работе проанализирована деятельность ФПГ и ТНК в странах СНГ, определены проблемы и направления активизации деятельности данных организационных образований. Для стимулирования процессов транснационализации компаний, целесообразно создавать соответствующую законодательно-правовую базу.

Развитие интеграционных процессов между Россией и Белоруссией обусловлено как политическими, так и экономическими процессами. В политической сфере президенты двух стран заинтересованы в углублении интеграции в рамках Экономического союза. Политические ситуации в Грузии,.

Украине, Кыргызстане, Молдове могут ускорить процесс сближения России и Белоруссии, который во многом сдерживается сложно предсказуемым поведением белорусского президента. Наблюдается сближение позиций обеих стран по вопросу роли государства в управлении экономикой, создании унифицированной законодательно-правовой базы и наднациональных органов, введение с 1 января 2006 года единой валюты. В экономической сфере наблюдается нивелирование темпов роста ВВП России и Белоруссии, промышленной продукции, инвестиций в основной капитал, рост денежных доходов населения, розничный товарооборот. Экономические показатели позволяют говорить о синхронности в экономическом развитии государств и создания объективной основы для усиления интеграционного взаимодействия. 3. Основными факторами, положительно влияющими на эффективность интеграции России и Белоруссии, являются:

— положительные темпы роста основных макроэкономических показателеймежгосударственные договоренности в сферах таможенного и налогового регулирования, формирования валютного союза и перехода к единой валюте;

— общая энергетическая и транспортная системы;

— схожие социально-экономические ориентиры;

— общность языка, культуры, традиций и ценностей, минимальные межнациональные противоречия и формирование единого человеческого пространства;

— стремление политических лидеров к углублению интеграционных процессов и работа по созданию действенных наднациональных органов.

Существующие различия в структуре экономики и степени ее реформирования, социально-экономическом положении России и Белоруссии определяют выбор и уровень их экономического взаимодействия на макрои микроуровне. В рамках Союзного государства России и Белоруссии основными формами производственной кооперации являются совместная деятельность в сфере малого и среднего бизнеса (производство продуктов питания, строительных материалов, мебели). Стратегический курс на развитие эффективного высокотехнологического хозяйства предполагает функционирование совместных финансово-промышленных групп. Сохраняется тенденция к расширению практики участия государства в уставном капитале центральных компаний ФПГ, что позволяет снизить противоречия между более либеральным предпринимательским сектором России и огосударствленном Белоруссии. Действующие ФПГ в рамках Союзного государства функционируют в оборонно-промышленном комплексе, авиаи автомобилестроении, приборостроении и агропромышленном комплексе.

4. На региональном уровне предлагается создание управленческой структуры, ответственной за финансирование и организацию стратегических проектов общерегионального экономического значения, обеспечивающих инновационный прорыв. Орган по регулированию инновационной деятельности, созданный при администрации области, позволит эффективно проводить инновационную политику в регионе, обеспечивать привлечение инвестиционных ресурсов из бюджетных и частных источников.

5. Несмотря на общепринятое толкование СЭЗ как ограниченных территорий в рамках одной страны, также на наш взгляд, СЭЗ можно создавать в рамках интеграционных образований. Зарубежный опыт деятельности СЭЗ показывает возможность создания межгосударственных СЭЗ, которые являются формой компромисса между ТНК как инвесторами капитала и правительствами принимающих стран как активных субъектов формирования благоприятного инвестиционного климата в СЭЗ. На наш взгляд, целесообразно расширить определение особых экономических зон, призванных совершить инновационный прорыв в развитии национальной экономики. Особые экономические зоны рекомендуется рассматривать как определенные организационные структуры, призванные способствовать углублению международного разделения труда, развитию внешнеэкономической деятельности, реализации комплексных программ развития территории или отрасли на базе применения новой техники, различных по принадлежности инвестиций, использования современных технологий управления и организации производственных процессов, унификации национальных и международных правовых норм в создании СЭЗ. Особые экономические зоны, по нашему мнению, могут носить комплексный характер, то есть включать элементы технико-внедренческих СЭЗ и промышленно-производственных. С целью активизации интеграционных процессов в рамках союзного государства России и Белоруссии, повышения эффективности СЭЗ целесообразно разработать и принять унифицированный закон о СЭЗ, использовать зарубежный опыт в организации структуры управления СЭЗ. В 1999 г. главами государств России и Белоруссии была принята программа «Союзный телевизор» и соответствующее постановление о создании особой территориально-производственной зоны с особым организационно-экономическим статусом ОТПЗ «Воронежская электроника». Электронная отрасль России более 10 лет находится в кризисном положении. Принятые союзные программы зачастую не реализуются. Вместе с тем, имеется ряд факторов, способствующих активизации деятельности и повышению предприятий эффективности электронной промышленного региона. К ним можно отнести следующие: постепенная замена импортируемых основных компонентов на конкурентоспособные отечественныеувеличение объема финансирования программы и рационализация использования средствповышение технической и инновационной составляющих в производственном процессеоптимизация структуры управления, как предприятиями, входящими в программу, так и региональных органов, ответственных за реализацию программыдобиваться статуса особой технологической зоны для Воронежской области, где основные инновации будут реализовываться в отраслях электронной промышленностисоздание благоприятного инвестиционного климата для национальных и иностранных инвесторов.

6. В условиях перехода к инновационному экономическому росту формируются новые формы интегрирования науки и производства Воронежской области, сохраняется возможность восстановления и придания нового импульса развития таким организационным формам как научно-производственные объединения и межотраслевые научно-технические комплексы в рамках решений СЭЗ. Образование территориальных научно-производственных корпораций способствует переходу предприятий на выпуск широкой номенклатуры продукции, определяемой рынком. Такие организационные структуры, будут определять технологический уровень экономики в целом с перспективой стать транснациональными образованиями. Создание эффективных организационно-экономических структур в инновационной сфере, предполагает совершенствование процесса ценообразования с включением в него коэффициента инновационного роста. В работе предложена модель ценообразования с учетом коэффициента инновационного роста, основанная на теории Вальраса-Парето и дополненная системой уравнений Б. Улина. Предложенная модель ценообразования позволяет построить эффективную схему межрегионального сотрудничества, усилить участие регионов в международном разделении труда и их конкурентные преимущества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Российская Федерация. Законы. Об иностранной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений Текст.: федеральный закон: [принят Гос. Думой 25 февраля1999 г. № 39-Ф3.
  2. Российская Федерация. Законы. О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг Текст.: федеральный закон:-[принят Гос. Думой 5 марта 1999 г.] № 46-ФЗ.
  3. Российская Федерация. Законы. Об иностранных инвестициях Текст.: федеральный закон: [принят Гос. Думой 9 июля 1999 г.] № 160-ФЗ.
  4. , A.M. Власть, наука, общество. Системы гос-ой поддержки научно-технической деятельности: опыт США Текст. / А. Н. Авдулов, Л. М. Кулькин. М.: Экономика, 1994. — 284с. — ISBN 5−901 006−23−2
  5. , А. Методологические подходы к оценке инвестиционной привлекательности отраслей экономики региона и отдельных хозяйствующих субъектов Текст. /А. Агеенко // Экономист. 2003. -№ 6. — С.45−51. — ISBN 0669−4672
  6. , В.В. Рациональное использование ресурсов Текст. / В. В. Адалчук. М.: Знание, 1985. — 152с.
  7. , Н.С. Моделирование трудовых ресурсов и непроизводственной сферы Текст. / Н. С. Аликариев. Ташкент: Фан, 1977. — С.96−99.
  8. Анализ трудовых показателей Текст. / под ред. П. Ф. Петроненко. -М.: Экономика, 1989. 102с.
  9. , В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике Текст. /В.Д. Андрианов // МЭ и МЭО.- 2000.- № 3.- С. 47 -57.-ISBN 0131−2227
  10. , В.Д. Специальные экономические зоны в мировой экономике Текст. / В. Д. Андрианов //ЭКО. 1997. — № 3. — ISBN 17 262 887
  11. , В.Д. Специальные экономические зоны в мировой экономике Текст. /В.Д. Андрианов //ЭКО.-1997.-№ 3, — С.47−55. ISBN 1726−2887
  12. , Ю.П. Освоение продуктовых инноваций Текст.: Монография / Ю. П. Анисимов, Ю. В. Журавлев, В.Б. Артеменко- под ред.Ю. П. Анисимова. Воронеж: Воронеж.гос.технол.акад, 2003. — 413 с. — 500 экз. — ISBN 5−89 448−242−9
  13. , В.М. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе Текст.: Учебное пособие / В. М. Аньшин, С. А. Филин.- М.: Анкил, 2003, 360 с. ISBN 5 -86 476−199−0
  14. , О.П. Человеческий фактор в социалистическом производстве Текст. /О.П. Апостолов. Ташкент: Узбекистан, 1986. -175с.
  15. , А., Гаспаришвили, А. Стили лидерства менеджеров в странах СНГ Текст. / А. Ардишвили, А. Гаспаришвили // Экономист. -2002. № 12. — С.2−5. — ISBN 0669−4672
  16. , С. Деловой партнер Республика Беларусь Текст. /С. Арзамазцев //Содействие. — 1999.- № 12.-С.44 — 45.
  17. , И.В. Рынки технологии в мировом хозяйстве Текст. /И.Е. Артемьев. -М.: Наука, 1992. -220с.
  18. , А. Экономическая интеграция стран СНГ: проблемы и решения Текст. / А. Артишевский, Н. Промский // Экономист. -2001.-№ 9. С.51−55. — ISBN 0669−4672
  19. , К. Инновации промышленных предприятий и экономический рост Текст. / К. Астапов // Экономист.-2002.- № 6.-' С.44−51. ISBN 0669−4672
  20. , К. Переход к модели ускоренного развития экономики Текст. /К.Астапов // Экономист. 2003. — № 8. — С.74−82. — ISBN 6 694 672
  21. , В.Т. Научно-техническая революция, управление, образование Текст. /В.Т. Афанасьев. М.: Политиздат, 1972. — 431с.
  22. , Д.Т. Личность и труд Текст. / Д. Т. Ахмедли. Баку: Азурнешр, 1981. — 167с.
  23. , И.Ф. Управление трудовыми ресурсами в новых условиях' хозяйствования Текст. / И. Ф. Байдюк. М.: Знание, 1989. — 62с.
  24. , А.И. Рабочая сила и трудовые ресурсы в условиях развитого социализма Текст. / А. И. Барабанов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. -71с.
  25. , С.Я. Подготовка рабочих кадров Текст. /С.Я. Батышев. -М.: Экономика, 1984. 247с.
  26. , Л.А. Экономические и социальные проблемы развития производительности силы труда в условиях технического прогресса Текст. /Л.А.Белашов. Киев: Наукова думка, 1975. -150с.
  27. , Е.В. Человеческий фактор общественного производства Текст. / Е. В. Белкин. -М.: Мысль, 1989. 176с.
  28. , A.M. Трудовые ресурсы СССР Текст. /A.M. Белов. М.: Просвящение, 1980. — 128с.
  29. , A.M. Научно-техническая революция и развитие личности Текст. /Л.Н. Белов. Л.: Знание, 1974. — 35с.
  30. , М.А. Интеллектуальная собственность в России: проблемы использования и правовой защиты Текст. /М.А. Бендиков, Е. Ю. Хрусталев // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 3. — С.4−19. -ISBN 1028−5857
  31. , М.А. Интеллектуальный капитал развивающейся фирмы: проблемы идентификации и измерения Текст. /М.А. Бендиков, Е. В. Джамай // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 4. — С.4−22. -ISBN 1028−5857
  32. , А., Борисенко, Н. Обновление системы государственного управления экономикой Текст. /А. Борисенко, Н.Борисенко // Экономист. 2003.- № 9. С.44−48. — ISBN 0669−4672
  33. , А. Россия в мировом инвестиционном процессе Текст. / А. Булатов// Вопросы экономики. -2004.- № 1.- С. 74. ISBN 0042−87−36
  34. , О.В. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи Текст. / О. В. Братимов, Ю. М. Горский, М. Г. Делягин М.: ИНФРА. 2000. — 344с.
  35. , Л. Свободные экономические зоны от эйфории к продуктивной работе Текст. // Российский экономический журнал. -1992. № 11. — С.48−59. — ISBN 0130−9757
  36. , А., Федорова, И. Государственный сектор: границы, контроль, управление Текст. / А. Виссарионов, И. Федорова //Экономист. 2003, — № 6. С.3−12. — ISBN 0669−4672
  37. , JI. Стратегия управления инновациями на предприятии Текст. / Л. Водачек, О. Водачкова.- М.: Экономика, 1989, — 99 с.
  38. Волынцев-Руссет, Э. Возможности модернизации на основе лицензионного производства Текст. /Э. Волынцев-Руссет //Экономист. 2004.- № 8.- С.40−45. — ISBN 0669−4672
  39. , В.П. Международные экономические отношения Текст. /В.П. Воронин, Г. А. Кандакова, Н. В. Ковалев. Воронеж, Студия «ИАН», 1998.-136с.
  40. , А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики Текст. / А. Г. Воронин, — М.: Финансы и статистика, 2004.-176 с. ISBN 5−279−2 399-Х/
  41. , Д. Состояние и перспективы интеграции стран СНГ" Текст. / Д. Гвозденко //Экономист. -2004.- № 4, — С.58−65. ISBN 0669−4672
  42. , М. Корпоративные формы территориальной интеграции производства (на примере муниципального образования) Текст. /М. Глазырин, Т. Киселева, А. Фаворский // Экономист. 2003. — № 2. С.65−69. — ISBN 0669−4672
  43. , Ф. Деловая активность базовых промышленных предприятий Текст. / Ф. Глисин // Экономист.- 2002, — № 3.- С.25−27. ISBN 6 694 672
  44. , Ю. Проблемы стратегического партнерства в рамках СНГ Текст. / Ю. Годин //Вопросы экономики. 2002.- № 3. — С.140−143. -ISBN 0042−87−36
  45. , А. Факторы роста российской экономики и перспективы технического обновления Текст. / А. Голуб //Вопросы экономики. -2004.- № 5.- С.44−47. ISBN 0042−87−36
  46. , JI. Инновационные процессы: тенденции и проблемы Текст. / Л. Гохберг, И. Кузнецова // Экономист.- 2002, — № 2.- С.50−59. ISBN 0669−4672
  47. , С. Конкурентоспособность экономики функция системы воспроизводства Текст. /С. Губанов // Экономист. — 2003.- № 4. С.9−20. -ISBN 0669−4672
  48. , В. Факторы инновационной направленности инвестиций Текст. / В. Гуржиев // Экономист.- 2002.- № 2.- С.11−18. ISBN 6 694 672
  49. , А. О практике расчета основных показателей по промышленности на региональном уровне Текст. / А. Давыдова, И. Жидких// Экономист. 2003. — № 12. — С.75−81. — ISBN 0669−4672
  50. Декларация о дальнейшем единении Белоруссии и России Текст. // Советская Белоруссия. 1998.-29 дек.
  51. , В. Финансово промышленные группы в российской экономике Текст.:Спецкурс /В. Дементьев // Рос.журнал. — 1998.- № 6. -С.43−57.
  52. Договор об образовании сообщества Текст.//Советская Белоруссия. -1996.-4 апр.
  53. , П. Деятельность белорусских предприятий на международном рынке Текст. / П. Достанко // Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 4. — С. 112−118. — ISBN 0234−4505
  54. , А. Интегрированные бизнес-группы в российской экономике Текст. /А. Дынкин, А. Соколов // Экономист. 2002. — № 4. — С.78. -ISBN 0669−4672
  55. , С. Человеческий фактор и экономический рост в условиях постиндустриализации Текст. / С. Егоров //Вопросы экономики. -2004. № 5. -С. 85−87. — ISBN 0042−87−36
  56. , М. Об актуальных экономических задачах Текст. / М. Ершов // Вопросы экономики 2004.- № 12.-С.4−6. — ISBN 0042−87−36
  57. , В. Технопарковые структуры в региональном развитии Текст. /В. Заусаев, С. Быстрицкий, В. Ефременко, Г. Бурдакова // Экономист. 2003. — № 3. С.65−71. — ISBN 0669−4672
  58. , Н. СНГ: выбор развития стратегии Текст. /Н. Зиядуллаев // Экономист. 2004.- № 11. — С. 79−85. — ISBN 0669−4672
  59. , И. Экономика стран Содружества в условиях глобализации Текст. /Н.Зиядуллаев // Экономист. 2002. — № 3. С.113−117.-ISBN0669−4672
  60. , II. Современная экономическая ситуация в СНГ Текст. /Н.Зиядуллаев// Экономист. 2002. — № 1. — С.80−91. — ISBN 0669−4672
  61. , Н. Вызовы глобализации: экономический аспект Текст. / Н. Иванов //МЭ и МЭО. 2002.- № 9. — С.73−79. — ISBN 0131−2227
  62. , Ю., Рябушкин, Б. Итоги развития экономики стран-членов СНГ в 2001 году Текст. / Ю. Иванов, Б. Рябушкин // Экономист. -2002. № 3. С.124−127. — ISBN 0669−4672
  63. , Ю. Десятилетие национальных счетов в странах СНГ (итоги и проблемы) Текст. /Ю. Иванов // Вопросы экономики 2004.- № 3.-С.128−130. — ISBN 0042−87−36
  64. , В.Г., Бутов, В.И. Свободные экономические зоны. Текст. -М.:Ось-89,1997.-192с.
  65. Инвестиционная деятельность в странах СНГ Текст.: по материалам Статкомитета СНГ // Экономист. 2003. — № 8. — С.61−75. — ISBN 6 694 672, .
  66. Инновационный менеджмент: Справочное пособие, /под ред. П. Н. Завлина. СПб.: Наука, 1997. — с 32.
  67. , И. Инновационная система: воспроизводственныйаспект Текст. / И. Калашников // Экономист.- 2002.- № 9.- С.29−35. -ISBN 0669−4672
  68. , Н. Инвестиции условие развития области Текст. / Н. Кашина //Экономист. — 2004, — № 2.- С.49−54. — ISBN 0669−4672
  69. , К.П. Международная экономика. В 2-х ч.- 4.1 ^ Международная микроэкономика: движение товаров и факторов.производства. Текст.: Учебное пособие для вузов/ К. П. Киреев.- М.: 416 с.
  70. , JI.B. Стратегия инновационной деятельности предприятия // Формирование механизма управления предприятием в условиях становления рынка. Текст. / Под ред. В. В. Титова и В. Д. Марковой.-Новосибирск, 1995.- 105 с.
  71. , В. Инвестиции в СНГ Текст. /В.Комаров // Экономист. -2002. -№ 11.- С.80−90. ISBN 0669−4672
  72. , С. СНГ: интеграционное взаимодействие Текст. / С. Константинов// Экономист. 2002, — № 2.-С.83−85. — ISBN 0669−4672
  73. Р. Природа фирмы /под ред. О. Уильямсона, С.Суинтера. пер. с англ.-М.: Дело, 2001, с.35
  74. , П. Белорусская экономика в контексте задач становления союзного государства Текст. / П. Кохно, С. Мартысюк, А. Моисеенко // Российский экономический журнал. 2002. — № 1. — С.72−77. — ISBN 0130−9757
  75. Круглый стол в редакции газеты «Союз Беларусь Россия» Текст. // Союз.-2001.-4 окт.
  76. , В. Диапазон стратегических решений Текст. / В. Кушлин //Экономист. 2004.- № 10.- С.3−11. — ISBN 0669−4672
  77. Р. Экономическая политика: институциональный подход Текст. / Р. Кучуруков, А. Савка //Экономист. 2004.- № 4.- С. 15−24. -ISBN 0669−4672
  78. , Н.И. Региональная политика в странах рыночной экономики-Текст.: учеб. пособие (НГАЭиУ) / Н. И. Ларина, А.А. Кисельников/. -М.:Экономика.-1998.
  79. , Н.И. Региональная политика в странах рыночной экономики Текст.: учебное пособие (НГАЭиУ)/ Н. И. Ларина, А. А. Кисельников. -М.: ОАО изд-во «Экономика», 1998 г.- 95 с.
  80. , В. Стратегия сохранения и развития наукоградов Текст. /В. Лапин // Экономист. 2002. — № 9. — С. 40−45. — ISBN 0669−4672
  81. , В. Инвестиционные процессы в российской экономике Текст. / В. Лисин// Вопросы экономики. -2004.- № 6.- С.4−6. ISBN 0042−8736
  82. , С. Регулирование и управление предприятиями с государственным участием: международный опыт Текст. / С. Лузан // Вопросы экономики. -2004.- № 9.- С.35−37. ISBN 0042−87−36
  83. , Л.Ш. Универсальный бизнес-словарь Текст. / А. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг, А. А. Ратновский. М.: ИНФРА. 1997. -351с.
  84. , Д.С. Интеграционные процессы: научный аспект Текст. / Д.С. Львов// Внешняя торговля. 2000, — № 4. — С 35−49.
  85. , Д. На «фронтах» СНГ без перемен Текст. / Д. Малышева//МЭ и МЭО. — 2004.- № 12.- С.35−47. — ISBN 0131−2227
  86. , И. Факторы развития «новой экономики» в России Текст. /И. Матеров // Экономист. 2003.- № 2. — С.3−11. — ISBN 0669−4672
  87. Международные экономические отношения Текст.: Учебник /Под ред. Б. М. Смитиенко.- М.: ИНФА-М, 2005.- С. 512.
  88. Менеджмент организации. Текст. / Под ред. З. П. Румянцевой, Н. А. Соломатина.- М.: ИНФРА-М, 1995, — 79с.
  89. , Ю.П. Управление технологическими нововведениями в условиях рыночных отношений Текст. /Ю. Морозов. Н. Новгород, 1995.- 125с. .
  90. , М. Основные ориентиры развития экономики и управления в Белоруссии в начале XXI в. Текст. / М. Мясникович //Проблемы теории и практики управления. 2000.- № 1. — С.9−15. -ISBN 0234−4505
  91. , М. Предпосылки создания финансово-промышленных групп в СНГ и Республике Беларусь Текст. / М. Мясникович //Проблемы теории и практики управления. -1998.- № 4. -С.45−61. ISBN 0234−4505
  92. , С. Интеграция инвестиционных ресурсов в структуре стратегического альянса Текст. /С. Носов // Экономист. 2002. — № 1. — С. 140. — ISBN 0669−4672
  93. Основные экономические показатели стран Содружества Независимых Государств в 1996—2002 годах Текст.: по материалам
  94. Статкомитета СНГ // Экономист. 2003. — № 8. — С. 27−37. — ISBN 6 694 672
  95. , II.II. Формирование квалификационных рабочих' кадров Текст./Н.И. Пилипенко. М.: Экономика, 1982. — 175с.
  96. , В. Новые формы организации инновационного процесса Текст. /В.Письмак // Экономист. 2003. — № 9. С.53−65. -ISBN 0669−467
  97. , Б. Экономика стран СНГ в показателях СНС Текст. /Б.Плышевский// Экономист. 2003. — № 4. — С.17−25. ISBN 0669−467
  98. , В. Перспективы взаимодействия стран СНГ Текст. / В. Покровский //Проблемы теории и практики управления. 2000. № 1. С.68−70. — ISBN 0234−4505
  99. , Б.А. Современный экономический словарь Текст. / Б. А. Райзберг, JI.III. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. М.: ИНФРА. -1997. -133 с. — 1000 экз. — ISBN 5 -86 255−758−6
  100. , Г. Перспективы евразийской интеграции стран СНГ Текст. / Г. Рапота // Проблемы теории и практики управления. 2003. — № 1. — С.47−50. — ISBN 0234−4505
  101. , О. Модернизация России и взаимодействия в СНГ Текст. / О. Резникова /МЭ и МО.- 2000.- № 3.- С.58−66. ISBN 0131-' 2227
  102. Рей, А. Конкурентные стратегии государства и фирм в экспортно ориентированном развитии Текст. / А. Рей //Вопросы экономики. 2004. № 7.-, С. 19−29. — ISBN 0042−87−36
  103. Российские статистические ежегодники 1999−2003.
  104. , К. Свободные экономические зоны в Республике Беларусь Текст. / К. Рудый // МЭ и МЭО. 2004. № 4.- С.21−25. -ISBN 0131−2227
  105. , Е.И. Занятость в условиях интенсификации Текст. /Е.И. Рузавина. -М.: Статистика, 1975. 124с.
  106. Рынок труда Текст. /B.C. Буланова [и др.]. М.: Наука, 2000. -82с.
  107. , Б. Введение единой валюты в Союзе Россия и Белоруссии: проблемы и перспективы Текст. / Б. Рябов // Вопросы экономики. 2004.- № 4, — С.45−57. — ISBN 0042−87−36
  108. , В. Машиностроение Украины и России: проблемы и пути сотрудничества Текст. / В. Романенко //Экономист. -2000.- № 10. С.66−68. — ISBN 0669−4672
  109. Российская газета. 2000.- 29 янв.
  110. , А. Возможности инновационного развития в регионе Текст. / А. Румянцева //Экономист. 2004.- № 1.- С.34−39. — ISBN 0669−4672
  111. , Б. Применение международных стандартов в" национальной практике как инструмент реформирования статистики в странах с переходной экономикой (на примере стран СНГ) Текст. /Б. Рябушкин // Экономист. 2003. — № 7. — С. 57−69. — ISBN 0669−4672
  112. , В.М. Нужны ли России свободные зоны? Текст. / В. Савин// МЭ и МЭО.-2000.- № 3.- С.45−57. ISBN 0131−2227
  113. , И. Деловая активность предприятий и организаций Воронежской области Текст. /И. Семений // Содействие. 1999. — № 9, — С.39−47.
  114. , К. А. Международные экономические отношения' Текст. / К. А. Семенов. М.: Гардарика, 1998. -336с.
  115. , Л.С. Структура занятости и эффективности производства Текст. /Л.С. Сбытова. М.: Наука, 1982. — 174с.
  116. , М.А. Социальные функции труда в условиях совершенствования социализма Текст. /М.А. Слюсарянский. -Красноярск: Изд-во Красноярского гос. Ун-та, 1988. 180с.
  117. Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений Текст. (г. Москва, РФ, 15.04.94 г.)
  118. Соглашение об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств участников СНГ Текст. (г. Ашхабад, Туркменистан, 23.12.1993 г.)
  119. , А. Инновационные приоритеты развития Текст. / А. Спицын//Экономист. 2004,-№ 5.- С.31−35. — ISBN 0669−4672
  120. , А. Экономическая интеграция и стратегия развития евразийского сообщества Текст. / А. Спицын // Экономист. 2003. -№ 5. — С.13−20. — ISBN 0669−4672
  121. Статистика науки и инноваций. Текст. Краткий терминологический словарь. /Под ред. Л. М. Гохберга.-М.: Центр исследований и статистики науки, 1996 .- 289 с.
  122. , JI. Инновационная составляющая промышленной политики Текст. / Л. Стрижкова // Экономист. 2004.- № 11.- С.11−29.-ISBN 0669−4672
  123. , О. Современные концепции хозяйственного развития Текст. /О.Сухарев// Экономист. 2003. — № 7. — С.33−42. — ISBN 6 694 672
  124. Тенденции развития региональных экономических объединений стран СНГ. Текст.: Экономика СНГ (выпуск 1). М: Исполн. Комитет СНГ.- 2000.
  125. , Б. Управление научно-техническими нововведениями. Текст. М.: Экономика, 1989.-107 с.
  126. , X. Украина и Белоруссия: «новые соседи» Европейского союза/ X. Тиммерманн // МЭ и МЭО. 2004, — № 6.- С. 179.-ISBN 0131−2227
  127. , О. Будущее труда. Новая технократическая волна на Западе Текст. /О.Тоффлер. М.: Наука. — 1986. — 461с.
  128. , Б. Межрегиональная и международная торговля Текст. /Пер. с англ. М.: Дело. — 2004. — С.381−395.
  129. , Н. Эффективность включения России в международное разделение труда Текст.: методологические вопросы /Н.Федоренко, Г. Шагалов // Экономист.- 2002. № 7. — С.83−89. — ISBN 0669−4672
  130. , Н. Перспективы российско-белорусского объединения Текст. / Н. Федулова // МЭ и МО. 2002. — № 7.- С.93−102.-ISBN0131−2227
  131. Финансово-промышленные группы Текст. / Исполнительный секретариат СНГ. Минск. -1998.
  132. , А. Высокотехнологичный комплекс в экономике России. Текст. / А. Фоломьев //Экономист.- 2003, — № 5.- С.42−49. -ISBN 0669−4672
  133. , Ю.П. Актуальные проблемы экономической теории Текст. /Ю.И.Хаустов, В. П. Павленко. М.: Высшая школа, 1997. -307с.
  134. , Ю.П. Человеческий фактор в постиндустриальном обществе Текст. /Ю.И.Хаустов. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. унта, 2000. — 13с.
  135. , Ю.И. Инновационный процесс в системе общественных отношений Текст. /Ю.И. Хаустов. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2001. — 29с.
  136. , Ю.П. Контуры социально-экономического развития общества в 21 в. Текст. /Ю.И. Хаустов. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2002. — 23с.
  137. , А.В. Интеллектуальная активность как фактор экономического роста Текст. /А.В. Хоботов, J1.C. Шаховская //' Проблемы сохранения, развития и использования интеллектуального потенциала: сб. науч. тр. Волгоград, 1997. — С.11−13.
  138. , В. Вертикальная интеграция и ФПГ Текст. / В. Цветков // Экономист. 2002. — № 3.- С. 11−24. — ISBN 0669−4672
  139. , В. Финансово-промышленные группы: накопленный опыт и тенденции развития Текст. / В. Цветков //Экономист. 2004. t № 3.- С.41−51. ISBN 0669−4672
  140. , О. СНГ: приоритеты интеграции Текст. / О. Черковец //Экономист. -2003.- № 12. С. 36−42. — ISBN 0669−4672
  141. , О. Белорусская альтернатива Текст. / О. Черковец //Экономист. 2004.- № 5.- С. 50−59. — ISBN 0669−4672
  142. , В. НПО в Белоруссии: проблемы становления и развития Текст. /В. Чернов // Экономист. 2002. — № 12. — С.12.1.BN 0669−4672
  143. , Е. Государство и приватизация крупных компаний в отраслях высоких технологий (Опыт Франции) Текст. / Е. Черноуцан // Экономист.- 2002.- № 12. С.10−13. — ISBN 0669−4672
  144. , Н.С. Империалистическая сущность западноевропейской" интеграции Текст. / Н. С. Шабан. М.: 1971. — С. 16−18.
  145. , В. Тенденции стабилизации и роста экономики региона Текст. /В. Шаманов, А. Лапин // Экономист. 2003. — № 5. С.68−72. — ISBN 0669−4672
  146. , Н. Интеграция в содружестве Независимых государств: проблемы и перспективы Текст. / Н. Шумский // МЭ и МО, — 1999.- № 11.-С.72−82.-ISBN 0131−2227
  147. , II. Общее экономическое пространство государств Содружества: оптимальный формат Текст. / Н. Шумский //МЭ и МЭО. -2004,-№ 2.- С. 73−81.-ISBN 0131−2227
  148. , II. Теория экономического развития. Текст. М.: Прогресс, 1982.- 89 с.
  149. , А. К синхронизации рыночных реформ и сближению экономических систем России и Белоруссии Текст. / А. Шурубович // Российский экономический журнал. 2002. — № 6. -С.46−54.-ISBN 0131−9757
  150. , В.И. Перспективы интеграции в рамках СНГ Текст. / В. И. Щегловский // Внешняя торговля. 2000.- № 4. — С.28−35.
  151. , Ю.А. Международные экономические отношения. Интеграция Текст. /Ю.А. Щербанин. М.: — 1997.- 150с.
  152. Экономика СНГ. Выпуск 1. О ходе экономических реформ в государствах участниках СНГ Текст. /Содружество Независимых Государств Межгосударственный экономический комитет Экономического союза. — Москва,-1997.- С. 244.
  153. Экономика СНГ. Выпуск 3. О социально-экономическом положении государств участников СНГ Текст. /Содружество Независимых Государств Межгосударственный экономический комитет Экономического союза. — Москва.-1998.- С. 219.
  154. Экономика СНГ. Выпуск 4. О социально-экономическом положении государств участников СНГ в 1998 году и мерах по смягчению финансового кризиса Текст. /Содружество Независимых
  155. Государств Межгосударственный экономический комитет Экономического союза. Москва.-1999.- С. 112.
  156. Экономика СНГ. Выпуск 1. Тенденции развития региональных экономических объединений стран СНГ Текст. /Содружество Независимых Государств Исполнительный комитет. Москва.-2000.-С.118.
  157. Экономика стран Содружества Независимых Государств в 2002 году (по материалам Статкомитета СНГ) // Экономист. 2003. — № 8. -С. 25−29. — ISBN 0669−4672
  158. Экономика стран Содружества Независимых Государств Текст.: по материалам Статкомитета СНГ // Вопросы статистики, 2004. — № 4. — С.85−88. — ISBN 0321−8168
  159. Экономика внешнеторговых связей России Текст.: Учебник / Под ред. А. С. Булатова. М.: Издательства БЕК, 2001. — 695с.
  160. , А. К вопросу об интеграции России в мировую экономику Текст. / А. Эльянов // МЭ и МЭО. 2001. — № Ю. — С.10−23. -ISBN 0131−2227
  161. , Ю. Стратегия научно-инновационного прорыва Текст. /Ю. Яковец // Экономист. 2002.- № 5.- С.3−11. — ISBN 0669−4672
  162. Balassa D. The Theory of Economic Integration. London, 1962, p. l
Заполнить форму текущей работой