Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Геоинформационная система поддержки принятия решений при прогнозе и ликвидации аварийных разливов нефти на магистральных нефтепроводах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработана автоматизированная система поддержки принятия решений при прогнозе и ликвидации аварийных разливов нефти на основе ГИС-технологий, которая позволяет осуществлять моделирование аварийных разливов нефти, принимать решения по выдвижению сил и средств для локализации и ликвидации излившейся нефти. Разработанные методики и алгоритмы внедрены в Федеральном агентстве водных ресурсов… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • 1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПРИ ПРОГНОЗЕ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТИ НА МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДАХ
    • 1. 1. Анализ проблем, связанных с эксплуатацией магистральных нефтепроводов
    • 1. 2. Анализ возможных последствий от аварийных разливов нефти на объектах магистральных нефтепроводов для населения и прилегающих территорий
    • 1. 3. Анализ мероприятий по ликвидации аварийных разливов нефти на магистральных нефтепроводах с точки зрения законодательства Российской Федерации
    • 1. 4. Использование информационных и геоинформационных технологий для поддержки принятия решений при прогнозе и ликвидации аварийных разливов нефти на магистральных 35 нефтепроводах
      • 1. 4. 1. Анализ существующих геоинформационных систем
      • 1. 4. 2. Анализ существующих информационных систем для поддержки принятия решений при прогнозе и ликвидации аварийных разливов нефти
  • Выводы по 1 -й главе
  • 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПРИ ПРОГНОЗЕ И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТИ НА ОСНОВЕ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
    • 2. 1. Разработка методов геоинформационного описания магистрального нефтепровода и разбиения его линейной части для геоинформационного моделирования аварийных разливов нефти
    • 2. 2. Расчет объемов излившейся нефти для геоинформационного моделирования аварийных разливов нефти
    • 2. 3. Модернизация алгоритма определения маршрута стекания нефти по суше
      • 2. 3. 1. Построение цифровой модели местности
      • 2. 3. 2. Определение маршрута стекания нефти по рельефу местности
    • 2. 4. Поддержка принятия решений при прогнозе и ликвидации аварийных разливов нефти на основе полученных результатов моделирования
  • Выводы по 2-й главе
  • 3. РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛЕЙ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПРИ ПРОГНОЗЕ И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТИ НА МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДАХ
    • 3. 1. Анализ средств создания функциональных и информационных моделей
    • 3. 2. Разработка функциональной модели процессов поддержки принятия решений при прогнозе и ликвидации аварийных разливов нефти на магистральных нефтепроводах
    • 3. 3. Разработка информационной модели поддержки принятия решений при прогнозе и ликвидации аварийных разливов нефти на магистральных нефтепроводах
    • 3. 4. Организация базы данных геоинформационной системы поддержки принятия решений при прогнозе и ликвидации аварийных разливов нефти
      • 3. 4. 1. Требования к базам данных
      • 3. 4. 2. Организация базы геоданных системы
  • Выводы по 3-й главе

4. РАЗРАБОТКА ГЕОИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПРИ ПРОГНОЗЕ И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТИ (НА ПРИМЕРЕ ОАО 109 «УРАЛСИБНЕФТЕПРОВОД») 4 Л Анализ организационной структуры и деятельности ОАО

Уралсибнефтепровод"

4.2. Основные технические решения по разработке геоинформационной системы поддержки принятия решений при прогнозе и ликвидации аварийных разливов нефти на магистральных нефтепроводах ОАО «Уралсибнефтепровод»

4.3 Разработка подсистемы моделирования аварийных разливов нефти для поддержки принятия решений при прогнозе и ликвидации аварийных разливов нефти

4.4 Эффективность внедрения геоинформационной системы поддержки принятия решений при прогнозе и ликвидации аварийных разливов нефти на магистральных нефтепроводах ОАО «Уралсибнефтепровод»

Выводы по 4-й главе

Геоинформационная система поддержки принятия решений при прогнозе и ликвидации аварийных разливов нефти на магистральных нефтепроводах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы.

В настоящее время в России эксплуатируется около 50 тыс. км магистральных нефтепроводов (МН) [100]. Согласно имеющейся статистике, в целом по Российской Федерации более 60% крупных объектов хранения и транспортировки нефти и нефтепродуктов эксплуатируются свыше 30 лет, в том числе нефтепроводы (магистральные, промысловые, внутризаводские) в достаточно сильной степени изношены. Регионы строительства новых магистральных и промысловых нефтепроводов характеризуются крайней уязвимостью окружающей природной среды [24].

Средневзвешенная частота аварий с объемом разлива более 1000 т составляет величину — 1 авария в 30−40 лет в расчете на 1000 км трассы МН. По этой причине МН являются комплексами взрывопожароопасных объектов, отдельные участки которых проложены в зонах действия опасных природных и техногенных явлений угрожающих экологической безопасности районов их прокладки и подвержены повышенному риску повреждения и разгерметизации, а прилегающая территория — риску загрязнения нефтью [100].

Одним из примеров является Республика Башкортостан (РБ) основу экономики, которой составляют предприятия нефтегазового комплекса. В Республике Башкортостан работает большое количество предприятий нефтегазовой отрасли, где транспортировка сырьевых ресурсов производиться наземным транспортом и по магистральным нефтепроводам.

Основная часть трубопроводного транспорта объединяет все эксплуатируемые нефтяные районы и нефтеперерабатывающие заводы Республики Башкортостан, регулирует поток нефти на заводах Башкортостана и ее дальнюю поставку на восток — в Сибирь и Казахстан, на юг — в Оренбургскую обл., на запад — в Самарскую обл., Татарстан, в центральную Россию и далее. В тех же направлениях перекачиваются и светлые нефтепродукты по магистральным продуктопроводам. Магистральными трубопроводами управляют и их эксплуатируют 2 крупнейших в России подразделения: по транспортировке нефти — Управление Урало-Сибирскими магистральными нефтепроводами, по доставке нефтепродуктов — Уральское объединение концерна «Роснефте-продукт». Одним из наиболее крупных предприятий является ОАО «Урал-сибнефтепровод». Общая протяженность трубопроводов, эксплуатируемых Урало-Сибирскими магистральными нефтепроводами составляет 7624 км, из них 3750 км проложено по территории Башкортостана [13].

Ежегодная эксплуатация нефтепроводов, повышение потребности в транспортировке нефти и нефтепродуктов, ошибки при проектировании и строительстве самих магистральных нефтепроводов, а также в связи с физическим износом и моральным устареванием оборудования, ростом влияния, так называемого, «человеческого фактора», возрастает число аварий на объектах системы магистральных нефтепроводов, влекущие ущерб здоровью людей и окружающей природной среде, приводящие нередко к человеческим жертвам, а также к значительным материальным и финансовым потерям, нарушению условий жизнедеятельности людей, производственной деятельности предприятий Российской Федерации в целом [4].

Одним из основных путей снижения последствий от аварийных ситуаций на объектах трубопроводного транспорта (в том числе и на резервуарных парках) является планирование и выполнение мероприятий по предупреждению и тщательной подготовке к локализации и ликвидации возникших аварийных ситуаций. Для этого необходимо заблаговременно оценивать возможные последствия аварий и их воздействие на население, и прилегающую территорию. В целях обеспечения эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, защиты населения и окружающей природной среды от их вредного воздействия Правительством Российской Федерации был разработан и утвержден комплекс нормативных документов [61−67]. На основании, которых приняты требования, обязующие предприятия разрабатывать планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН) [61]. Согласно данным требованиям существует ряд недостатков, не позволяющих в полной мере предоставлять информации о пространственно распределенных объектах и явлениях территории магистральных нефтепроводов, что усложняет определение места излившейся нефти, расчет сил и средств, достаточных для ликвидации аварийных ситуаций, определение местонахождения профессиональных аварийно-спасательных формирований, определение первоочередных действий при получении сигнала об аварии и пр.

Одним из наиболее перспективных способов разработки ПЛАРН является применение современных геоинформационных технологий, которые открывают новые возможности представления данных об объектах магистральных нефтепроводов. Это объясняется тем, что большая часть информации, необходимая для управления транспортом нефти, характеризует географически распределенные объекты, а существующие на сегодняшний день на предприятии автоматизированные системы не обеспечивают решение всего круга производственных задач специалистов и оперируют избыточными данными.

Поэтому разработка автоматизированной системы ликвидации последствий аварийных разливов нефти на основе геоинформационных технологий приобрела особую актуальность, которая позволила бы автоматизировать процесс приема и обработки информации об аварийных ситуациях, обеспечивать геоинформационное моделирование аварийных разливов нефти, с учетом характеристик местности, погодных условий и масштабов аварии, а также представлять результаты лицу, принимающему дальнейшее решение по ликвидации аварии.

Вопросам обеспечения безопасности и оценки опасных природных и техногенных процессов при эксплуатации магистральных нефтепроводов и их влияния на окружающую среду с использованием современных информационных технологий посвящено много работ отечественных и зарубежных авторов, в частности работы Р. Н. Бахтизина, С. М. Вайнштока, Р. И. Габдюшева, А. Б. Галяутдинова, А. Г. Гумерова, Р. С. Зайнуллина, Р. Х. Идрисова, В. Г. Крымского, P.P. Набиева, С. В. Павлова, Р. З. Хамитова, К. В. Черняева, М. А. Шахраманьяна, Дж. Апосталакиса, X. Кукамото, Э. Хенли, Г. Сейвера, Ф. Лисса и др. Однако вопросам геоинформационного описания объектов магистральных нефтепроводов в сочетании с факторами, влияющими на окружающую среду, а также использованию этого описания для определения пространственных характеристик аварийных разливов нефти, уделено недостаточное внимание, что в конечном итоге снижает эффективность принимаемых решений по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти при эксплуатации магистральных нефтепроводов.

Указанные обстоятельства обуславливают актуальность сформулированной темы исследования, направленной на автоматизацию поддержки принятия решений по ликвидации последствий аварийных разливов нефти на магистральных нефтепроводах на основе геоинформационных технологий.

Цель работы: повышение эффективности поддержки принятия решений при прогнозе и ликвидации аварийных разливов нефти на магистральных нефтепроводах за счет разработки и внедрения методов обработки и представления пространственных данных об объектах МП и их окрестностей.

Задачи исследования:

1 Анализ возможных причин и последствий от аварийных разливов нефти и их влияние на окружающую среду, а также анализ подходов для поддержки принятия решений при прогнозе и ликвидации последствий аварийных разливов нефти на магистральных нефтепроводах.

2 Разработка метода геоинформационного описания магистрального нефтепровода и его окрестностей.

3 Разработка метода разбиения линейной части трубопровода для геоинформационного моделирования аварийных разливов нефти.

4 Модернизация существующего алгоритма моделирования аварийных разливов нефти на основе геоинформационных технологий с учетом рельефа, уклона, нефтеемкости грунта, гидрографии и других характеристик, влияющих на результаты моделирования.

5 Разработка автоматизированной системы поддержки принятия решений при прогнозе и ликвидации аварийных разливов нефти на основе геоинформационных технологий.

Методика исследования.

В работе использовались методы системного анализа, автоматизированного проектирования информационных систем, методы математического и геоинформационного моделирования, организации баз геоданных, технологии хранилищ данных.

Научная новизна:

1 Разработан метод геоинформационного описания магистрального нефтепровода и его объектов, основанный на теоретико-множественных отношениях, а также использовании цифровой модели местности и цифрового продольного профиля в виде специализированных слоев, пространственных данных: отметок высот, изолиний, гидрографии, объектов магистрального нефтепровода и прочих объектов.

2 Предложен метод разбиения линейной части трубопровода для геоинформационного моделирования аварийных разливов нефти на основе нахождения экстремальных характеристик (высотных отметок линейной части магистральных нефтепроводов) по геоинформационному описанию МН и его окрестностей.

3 Модернизирован существующий алгоритм стекания нефти по суше на основе цифровой модели местности с учетом рельефа, уклона, нефтеемкости грунта и гидрографии. Показано, что построение модели стекания нефти по суше с использованием геоинформационных технологий, позволяет рассчитать маршрут и площадь распространения нефтяного пятна для линейных и площадных объектов магистрального нефтепровода.

Практическая ценность работы.

1. Программная реализация «Геоинформационная система на технологическом участке Ленинск-Нурлино ОАО „Уралсибнефтепровод“ (ГИС УСМН)» — свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2 006 613 615 от 18.10.2006 г.

2. Программная реализация «Подсистема моделирования аварийных разливов нефти (подсистема МАРН)» — свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2 006 613 616 от 18.10.2006 г.

3. База данных геоинформационной системы на технологическом участке Ленинск-Нурлино ОАО «Уралсибнефтепровод» (ГИС УСМН) — свидетельство об официальной регистрации базы данных, входящий номер № 2 006 620 278, от 24.08.2006 г.

Полученные результаты в виде методов, картографических материалов, базы данных, программного обеспечения, реализующего алгоритм расчета маршрута стекания нефти по суше, используются в учебном процессе Уфимского государственного авиационного технического университета и Уфимского государственного нефтяного технического университета, а также внедряются в ОАО «Уралсибнефтепровод».

Апробация работы. Основные теоретические и практические результаты работы докладывались на следующих конференциях, форумах и семинарах: Всероссийском форуме «Геоинформационные технологии. Управление. Природопользование. Бизнес. Образование» (Москва, 2003 г.) — международных научно-практических конференциях «Компьютерные науки и информационные технологии» (CSIT'2003, CSIT'2004, CSIT'2005, CSIT'2006) — ежегодной конференции пользователей продуктов компаний ESRI и ERDAS, (Голицыно, 2003;2005 гг.) — IV научно-практическом семинаре «Использование ГИС-технологий ESRI и Leica Geosystems в нефтегазовой отрасли» (Тюмень, 2005 г.) — Международном форуме «Рациональное природопользование '2005» (Москва, 6−8 сентября 2005 г.) — Международной конференции «Хазар-нефгазятаг-2006» (Баку, 2006 г.).

Публикации. Основные положения и результаты диссертационной работы опубликованы в 19 источниках, включая 2 свидетельства об официальной регистрации программ для ЭВМ, 1 свидетельство об официальной регистрации базы данных, 14 статей и тезисы двух докладов.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, 4 глав основного материала, библиографического списка из 102 наименования и 5 приложений. Изложена на 195 страницах машинописного текста, включая 60 рисунков и 6 таблиц.

Выводы по 4-й главе.

1 В рамках разработки автоматизированной системы под держки принятия решения при прогнозе и ликвидации аварийных разливов нефти на основе геоинформационных технологий был проведен анализ деятельности ОАО «Уралсибнефтепровод», на основе которого был определен класс типовых задач, решения которых должна обеспечить система.

2 Разработана геоинформационная система поддержки принятия решений при прогнозе и ликвидации аварийных разливов нефти на магистральных нефтепроводах в виде совокупности баз данных и программного обеспечения. Получено 2 свидетельства об официальной регистрации программ для ЭВМ и 1 свидетельство об официальной регистрации базы данных.

3 Разработанная геоинформационная система поддержки принятия решений при прогнозе и ликвидации аварийных разливов нефти на магистральных нефтепроводах находится в опытной эксплуатации в ОАО «Уралсибнефтепровод» и Федеральном агентстве водных ресурсов. По результатам опытной эксплуатации отклонение результатов моделирования находилось в пределах 10% от реальных характеристик аварий. При этом время, затраченное на расчет характеристик аварий в 20−30 раз меньше времени при расчете по традиционной технологии.

В данной работе решена актуальная задача, имеющая существенное значение для повышения эффективности поддержки принятия решений при прогнозе и ликвидации аварийных разливов нефти на магистральных нефтепроводах за счет разработки и внедрения методов обработки и представления пространственных данных об объектах МН и их окрестностей, позволяющих достаточно точно и достоверно описывать процессы распространения и скопления нефти с учетом рельефа, уклона, нефтеемкости грунта и гидрографии на основе ГИС-технологий.

При решении этой задачи получены следующие научные и практические результаты.

1 В результате анализа возможных причин и последствий от аварийных разливов нефти и их влияния на окружающую среду, а также анализа подходов для поддержки принятия решений при прогнозе и ликвидации последствий аварийных разливов нефти сформулированы основные задачи по повышению эффективности пожарной и промышленной безопасности объектов системы МН.

2 Разработан метод геоинформационного описания магистрального нефтепровода и его окрестностей, основанный на теоретико-множественных отношениях, а также использовании цифровой модели местности и цифрового продольного профиля в виде слоев: отметок высот, изолиний, гидрографии, растительности, объектов магистрального нефтепровода и прочих объектов.

3 Разработан метод разбиения линейной части трубопровода на участки, который позволяет определить экстремальные точки на линейной части магистральных нефтепроводов по цифровому продольному профилю, что позволяет определить конечное число точек или участков нефтепровода для геоинформационного моделирования аварийных разливов нефти.

4 На основе модернизации существующего алгоритма стекания нефти по суше с учетом рельефа, уклона, нефтеемкости грунта, гидрографии и других характеристик, влияющих на результаты моделирования, реализовано программное обеспечение, в соответствии с существующими методиками на линейной части и площадных объектах магистрального нефтепровода.

5 Разработана автоматизированная система поддержки принятия решений при прогнозе и ликвидации аварийных разливов нефти на основе ГИС-технологий, которая позволяет осуществлять моделирование аварийных разливов нефти, принимать решения по выдвижению сил и средств для локализации и ликвидации излившейся нефти. Разработанные методики и алгоритмы внедрены в Федеральном агентстве водных ресурсов и внедряются в ОАО «Уралсибнефтепровод» (ГИС УСМН). Получено 2 свидетельства об официальной регистрации программ для ЭВМ и 1 свидетельство об официальной регистрации базы данных.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автоматизированные системы управления в трубопроводном транспорте нефти: Учеб. при проф. обучении рабочих на пр-ве / Панарин В. В., Зайцев Л. А. М.: Недра, 1986. — 254 с.
  2. А.Ф., Бахтизин Р. Н., Нагаев Р. З., Ефремова О. А., Павлов С. В., Сайфутдинова Г. М. ГИС модели для анализа последствий аварийных разливов нефти//ArcReview. -2005.-№ 1(32).-С. 18−19.
  3. А.Ф., Бахтизин Р. Н., Павлов С. В., Сайфутдинова Г. М. Оценка последствий аварийных разливов нефти на магистральных нефтепроводах // Нефтегазовое дело: Научно-технический журнал. 2006. — № 4. -С. 193−198.
  4. Р.Н., Васильев А. Н., Кутуков С. Е., Набиев P.P., Павлов С. В. Применение ГИС для оценки экологического риска аварии на магистральном трубопроводе // Башкирский экологический вестник: сборник статей. -2000. -№ 1(8). С. 40−47.
  5. Р.Н., Набиев P.P., Павлов С. В. Автоматизированная информационная система объектов магистральных нефтепроводов ОАО «Уралсибнефтепровод им. Д.А. Черняева» // Трубопроводный транспорт нефти. 1997. — № 12. — С. 26−30.
  6. A.M., Мусин О. Р., Свентэк Ю. В. Геоинформационные технологии и их использование в эколого-географических исследованиях // География. М.: Изд-во МГУ, 1993. — 47 с.
  7. Вендров A.M. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем. М.: Финансы и статистика, 1998.- 176 с.
  8. Ю.Л. и др. Катастрофы и человек. Книга 1. Российский опыт противодействия чрезвычайным ситуациям // Под ред. Воробьева Ю. Л. М.: ACT-ЛТД, 1997. — 256 с.
  9. М.Я. Справочник по высшей математике. М.: Джангар. ООО «Большая медведица», 2005. — 864 с.
  10. Р.И., Гумеров А. Г., Идрисов Р. Х., Галяутдинов А. Б. Опыт обеспечения промышленной безопасности объектов трубопроводного транспорта // Безопасность труда в промышленности, 2002. № 7. — С. 13−14.
  11. Геоинформатика. Толковый словарь основных терминов. М.: ГИС-Ассоциация, 1999.-204 с.
  12. ГОСТ 12.3.047−98 ССБТ. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля. М.: Изд-во стандартов, 1998.
  13. А.Г., Зубаиров А. Г., Векштейн М. Г. и др. Капитальный ремонт подземных нефтепроводов. М.: Недра-Бизнесцентр, 1999. — 525 с.
  14. Де Мерс, Майкл М. Географические информационные системы. Основы: Пер. с англ. М.: Дата+, 1999. — 490 с.
  15. Диагностика технологического оборудования магистральных нефтепроводов / Козобков А. А. и др. М.: ВНИИОЭНГ, 1990. 47 с.
  16. В.Т., Сербенюк С. Н., Тикунов B.C. Математико-картографическое моделирование в географии. М.: Мысль, 1980. -223 с.
  17. Зейлер Майкл. Моделирование нашего мира: Руководство ESRI по проектированию базы геоданных. Пер. с англ. М.: МГУ, 2001. — 254 с.
  18. А.А. Принципы конструирования и экспериментально-теоретические исследования крупногабаритных резервуаров нового поколения. Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2005. — С. 256−287.
  19. А.Д., Кулагин В. П., Тихонов А. Н., Цветков В .Я. Геоинформатика. М.: МАКС Пресс, 2001. — 349 с.
  20. Инструкция по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения // СПб.: Деан, 2004. 64 с.
  21. Картоведение: Учебник для вузов / A.M. Берлянт, А.В., Востокова, В. И. Кравцова и др.- Под ред. А.м. Берлянта М.: Аспект Пресс, 2003. — 477 с.
  22. И., Гохман В. ArcGIS 9: новая функциональность, корпоративные решения // ArcReview. 2004. — № 3(30), — С. 14.
  23. В.Г., Павлов С. В., Хамитов Р. З. Построение системы стратегического управления безопасностью населения субъекта Российской Федерации (опыт Республики Башкортостан). Уфа: Экология, 1999. -109 с.
  24. С.Е., Бахтизин Р. Н., Павлов С. В. Применение ГИС для оценки экологического риска аварии на магистральном трубопроводе // Башкирский экологический вестник. 2000. — № 1(8). — С.40−47.
  25. Э. База Геоданных // ArcReview. 2004. -№ 3(30).- С. 4.
  26. Методики оценки последствий аварий на опасных производственных объектах (РД 03−409−01, ПБ 09−170−97, ПБ 03−182−98, ТОКСИ-2) / Колл. авт. М: ГУП «НТЦ «Промышленная безопасность» Госгортехнадзора России, 2001.-200 с.
  27. Методология IDEF0. Стандарт. Русская версия. М.: МетаТехнология, 1993.- 117 с.
  28. Методология IDEF1X. Стандарт. Русская версия. М.: МетаТехнология, 1993.- 108 с.
  29. Методические указания о порядке разработки плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на химико-технологических объектах (РД 09−536−03, Постановление Госгортехнадзора России от 18.04.03 № 14).
  30. В.В. Автоматизированная поддержка решений при управлении сложными техническими объектами в критических ситуациях: Дисс. док тех наук. / Уф. гос. авиационный техн. ун-т. Уфа, 1995. -290 с.
  31. П.А., Игнатьев Д. А. Концепция построения картографического банка данных, а ОАО «НК «Роснефть»» // ArcReview. 2006. -№ 2(37).-С. 16.
  32. П.А. Оценка инвестиционной привлекательности внедрения геоинформационных проектов (на примере нефтегазовых компаний) // ArcReview. 2006. -№ 1(36). — С. 5.
  33. P.P. Перспективы применения геоинформационных систем в трубопроводном транспорте. Уфа: изд-во «Лето», 2000. — 50 с.
  34. Начало работы в ArcGIS: знакомство с основными понятиями ArcGIS на примере типичного проекта. Боб Бут и Энди Митчелл // Copyright 2001−2002 ESRI.-253 с.
  35. Нефть и нефтепродукты в окружающей среде: Учеб. пособие для вузов / Давыдова С. Л. М.: Изд-во РУДН, 2004. — 163 с.
  36. Нефть как топливный ресурс и загрязнитель окружающей среды: Учеб. пособие для вузов / Давыдова СЛ. М.: Рос. ун-т дружбы народов (РУДН), 2004.- 131 с.
  37. Л.Ф. Интеллектуальные системы поддержки принятия решений по предупреждению и ликвидации ЧС. Красноярск: ИВМ СО РАН, 1998.- 112 с.
  38. Оборудование транспорта и хранения нефти и газа: Учеб. пособие для вузов. КонноваГ.В. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 128 с.
  39. С.В. ГИС основа современного информационного обеспечения при управлении территориально-распределенными системами. // Научные проблемы топливно-энергетического комплекса РБ: — Уфа, 1997.-С. 63−70.
  40. С.В., Хамитов Р. З. Комплексное решение некоторых задач управления предприятиями нефтегазового комплекса Республики Башкортостан на основе ГИС. // Нефтегазовое дело. 2004. — № 1. — С. 7484.
  41. Постановление Правительства Российской Федерации № 613 от 21 августа 2000 года «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» с изменениями и дополнениями.
  42. Постановление Правительства Российской Федерации № 240 от 15 апреля 2002 года «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».
  43. Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан № 22 от 25.01.2002 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».
  44. Приказ МЧС России от 18 мая 2002 года № 242 «О дальнейшем совершенствовании работы в области предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».
  45. Приказ МЧС РБ «О рассмотрении Планов предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» от 11.07.2002 № 269-п.
  46. Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 3 марта 2003 года «Об утверждении Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайным ситуациям».
  47. Предупреждение крупных аварий / Практическое руководство. Международное бюро труда. Женева/ Московский научно-исследовательский институт охраны труда./ Пер. с англ., 1992. 256 с.
  48. Природе нанесен серьезный ущерб // Табигат. 2006. — № 3(50). — С. 1314.
  49. Промышленные взрывы. Оценка и предупреждение / Бесчастнов М. В. -М.: Химия, 1991.-432 с.
  50. В.М. Тенденции и перспективы развития нефтепереработки в мире. СПб.: Недра, 2006. — с. 59−63.
  51. Распутин Ф. ArcGIS как инструмент моделирования аварийных разливов нефти // ArcReview. 2005. — № 1(32). — с.24.
  52. РД 03−418−01 «Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов» (Утв. постановлением Госгортехнадзора России № 30 от 01.09.01).
  53. РД «Методическое руководство по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах» (утв. ОАО «АК «Транснефть»» 30.12.99 пр. № 152, согл. Госгортехнадзором России № 10−03/418 от 07.07.99).
  54. РД «Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах» (утв. Минтопэнерго РФ, АК «Транснефть», 1996).
  55. РД 03−409−01 «Методика оценки последствий аварийных взрывов топ-ливно-воздушных смесей» (утв. постановлением Госгортехнадзора России № 37 от 24.08.01).
  56. РД. «Методика расчета выбросов от источников горения при разливе нефти и нефтепродуктов» (утв. приказом ГК ООС № 90 от 5.03.97).
  57. Редактирование в ArcMap: описание возможностей редактирования в картографическом приложении ArcMap. Джеф Шнэр и Дженифер Райт-сел // Copyright 2001−2002 ESRI. 425 с.
  58. Руководство пользователя. ArcCatalog: описание функциональности и интерфейса приложения для управления картографическими данными ArcCatalog. Алета Вьено // Copyright 1999, 2001 ESRI. 257 с.
  59. Руководство пользователя. Design/IDEF. Русская документация. М.: МетаТехнология, 1995. — 239 с.
  60. Справочник инженера по эксплуатации нефтегазопроводов и продук-топроводов: учебно-практическое пособие / Г. В. Бахмат и др.- под общ. ред. Ю. Д. Земенкова. М.: Инфра-Инженерия, 2006. — 928 с.
  61. М.В. Анализ предложений услуг по разработке планов J1APH и средств ЛАРН в России, 2004. / http ://supotnitskiy. webspecialist.ru/stat/ stat3 7−1 .htm.
  62. Таксы для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства РФ (утв. Пост. Правительства РФ № 388 от 21.05.01).
  63. Томлинсон, Роджер Ф. Думая о ГИС. Планирование географических информационных систем: руководство для менеджеров. Пер. с англ. -М. Дата+, 2004.-325 с.
  64. Трубопроводный транспорт нефти: Учебное пособие для вузов: в 2 т. / Под ред. С. М. Вайнштока. 2-е изд. — М.: Недра, 2006. — Т.1. — 407 с. -Т.2.-621 с.
  65. Трубопроводный транспорт нефти в сложных условиях эксплуатации / В. Д. Черняев, А. К. Галлямов, А. Ф. Юкин, П. М. Бондаренко. М. Недра 1990 г.-231 с.
  66. П.И., Новоселов В. Ф. Типовые расчеты при проектировании и эксплуатации нефтебаз и нефтепроводов: Учебное пособие для ВУЗов. Уфа: ООО «ДизайнПолиграфСервис», 2002. — 658 с.
  67. Управление эксплуатацией трубопроводных магистралей / Г. В. Крылов, Е. И. Яковлев, С. А. Тимашев, В. М. Макаров- Под общ. ред. С. А. Тимашева- АН СССР, Урал, отд-ние 288,1. с. Свердловск УрО АН СССР 1990.
  68. Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27.12.02.
  69. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 № 116-ФЗ.
  70. А.П., Редина М. М. Охрана окружающей среды при добыче нефти. М.: Дело, 2006. — 552 с.
  71. Что такое ArcGIS: описание программных продуктов семейства ArcGIS // Copyright 2001−2002 ESRI. 45 с.
  72. М.А. ГИС для прогнозирования чрезвычайных ситуаций // Компьютера М.: Новые технологии, 2001. — № 47. — С. 23−26.
  73. М.А. Новые информационные технологии в задачах обеспечения национальной безопасности России (природно-техногенные аспекты). Монография М.: ФЦ ВНИИ ГОЧС, 2003. — 398 с.
  74. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? / Под ред. В.И. Данилова-Данильянова. М., 1997. — 421 с.
Заполнить форму текущей работой