Эстетическое воспитание и национальная культура
Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства — все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты. Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического… Читать ещё >
Эстетическое воспитание и национальная культура (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
План Введение
1. Понятия «эстетическое воспитание» и «национальная культура»
2. Национальное своеобразие эстетического воспитания
- Заключение
- Литература
Введение
Стремление к национально-культурному развитию характерно сейчас для большинства народов, проживающих на территории России. Общепризнанно, что без учета и изучения особенностей, присущих национальной культуре народов России, ее своеобразных черт и признаков, невозможно ни национально-культурное развитие народов, ни взаимообогащение и взаимовлияние национальных культур. Именно этот фактор и подчеркивает важность изучения национально-культурного развития народов России.
Можно уверенно утверждать, что национальные культуры народов России развивались и продолжают успешно развиваются, как синтез национально-особенного, инонационального и общечеловеческого культурного опыта. Сохраняя при этом, с одной стороны, свое разнообразие, самобытность и неповторимость, внося, с другой, свой важный вклад в развитие общероссийской и мировой культуры. В то же время они не могли не испытывать влияния той многосложной и противоречивой социокультурной ситуации, которая сложилась в стране в постсоветский период.
Наблюдается активизация национально-культурного самосознания различных этнических групп и социальных общностей, что способствует формированию исторической памяти, воспитанию чувства «малой родины», любви и привязанности человека к территории исконного проживания, возрождению культа предков и родственников, бытовых обрядов, традиционных форм хозяйствования, быта, верований. Восстанавливается в своих правах религиозная культура народов России. В то же время нельзя не видеть наличие в обществе негативных тенденций и процессов. Прежде всего, выделим те из них, которые носят общероссийский характер.
Снижаются показатели духовной жизни общества. Продолжает расти разрыв между специализированным и обыденным уровнями культурного развития. Снижение требовательности к художественному уровню произведений искусства привело к расширению потока низкопробной литературы, кино, музыки, которые в значительной мере деформировали эстетический вкус населения. Происходит значительная переориентация общественного сознания с духовных, гуманистических ценностей на ценности материального благополучия, гедонизма. Особую тревогу вызывает молодое поколение, которое все больше удаляется от духовной культуры.
Высокая культура, широкий кругозор, подлинный профессионализм должны отличать всех без исключения работников оперативных аппаратов. Здесь нет мелочей: все важно и первостепенно, ибо речь всегда идет о судьбе человека. Только знание особенностей национального своеобразия культуры народов России, может обеспечить полноценную практическую деятельность сотрудников ОВД. Служебная деятельность в органах внутренних дел требует от человека мобилизации всех его духовных сил.
Поэтому особое значение в работе этих органов приобретают четко сформулированные и устойчивые нравственные и эстетические идеалы
1. Понятия «эстетическое воспитание» и «национальная культура»
Эстетическое воспитание — формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. В процессе эстетического воспитания вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей, в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном обществе, приобщение к этим ценностям. Одновременно в эстетическом воспитании формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и идеал, способность к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в искусстве и вне его (в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении). Таким образом, эстетическое воспитание обладает двумя основными функциями, составляющими единство противоположностей: формирование эстетическо-ценностной ориентации личности и развитие ее эстетическо-творческих потенций.
В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями о их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.
Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.
Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности личности. Исследователи отмечают, что формируя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства, что по мнению польского ученого И. Войнара, является необходимой предпосылкой ее теоретического познания.
Вместе с тем, отдавая дань эстетическому воспитанию как специфическому способу развития «интеллектуальной ориентации», нельзя абсолютизировать гносеологический подход, что на практике может выразиться в сугубо просветительском понимании сущности и задач эстетического воспитания, к сведению последнего к художественному образованию, обучению. Научить индивида воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности — это важное, но отнюдь не исчерпывающее всего комплекса задач в качестве специфической стороны любого вида творческой деятельности, поскольку именно развитие творческих способностей личности и следует считать в качестве главной задачи эстетического воспитания.
Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства — все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты. Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания: эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности; воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.
Национальная культура — совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых данной этнической общностью основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением.
Национальная культура проявляется в деятельности общества, государства, его социальных институтов, а также в национальных традициях, духовных ценностях, стиле мышления и установках, моральных нормах, стереотипах и образцах межличностного и межгруппового поведения и самовыражения, особенностях языка и образа жизни.
Национальная культура охватывает всю совокупность производимых и потребляемых этносом культурных явлений — как специфических для данного этноса, так и элементы общечеловеческой культуры и иноэтнические заимствования. Элементы национальной культуры, воспринимаемые как характерные именно для данной национальной общности, тем самым выполняют этнодифференцирующую и этноинтегрирующую функции (при этом в качестве этноопределяющих признаков могут выступать и заведомо заимствованные элементы). Восприятие индивидом национальной культуры своей нации обычно является главным результатом функционирования ее самосознания. Обмен элементами национальной культуры между разными этносами составляет важнейший фактор их существования. В государстве, однородном в лингвистическом и этническом отношении, может присутствовать одна национальная культура. Однако в большинстве стран обычно присутствует несколько различных национальных культур. Как правило, в этих странах можно выделить субкультуру большинства наций и субкультуры национальных меньшинств. Примером такого соотношения культур является Российская Федерация.
Создателем национальной культуры выступают не этносы в целом, а образованная часть общества: писатели, ученые, философы, художники — гуманитарии, берущие на себя ответственность за духовное и политическое развитие своего государства. Однако культура, которая «создается» ими, только до определенного времени «непонятна» народу, поскольку несет на себе отпечаток элитарности. Хотя творцы национальной культуры выступают от имени народа, обращаются к его историческому опыту и мудрости, тем не менее дистанция между двумя культурами — этнической и национальной — довольно велика.
История свидетельствует, что формирование национальной культуры нередко опережает становление нации, которая выступает в головах ее интеллектуальных представителей как чисто духовное производное, как «национальная идея». Разрыв этот преодолевается прежде всего образованием, просвещением народа, его всеобщей грамотностью, развитием средств массовой коммуникации, а также различных учреждений культуры (музеев, театров, библиотек и пр.).
2. Национальное своеобразие эстетического воспитания
Россия является многонациональным государством. В Российской федерации помимо русских, составляющих 77,8%, проживают представители более 150-ти этносов. Чрезвычайно важно подчеркнуть то, что для коренных основ нашей культуры, для нашего самосознания, совершенно органично рассматривать все народы, населяющие Россию, как равноправные в создании и развитии российской государственности и культуры. При этом мы не должны воспринимать национальные культуры в качестве фольклорного элемента общества. Нет, каждая национальная культура — это живая, современная система, способная развиваться в ответ на эволюцию общества и под влиянием других культур. Это, собственно, — главное условие и залог существования всех других форм культуры в нашей стране.
В результате длительного исторического взаимодействия русского и других народов Россия сформировалась как сложная полиэтническая система цивилизации с самобытной многонациональной культурой. Изначально объединяясь на полиэтнической, многоконфессиональной основе, народы России сформировали уникальное социально-экономическое пространство, обеспечили жизнеспособность и необычайное разнообразие своей материальной и духовной культуры, создали яркое и самобытное искусство, ставшее их общим достоянием и национальной гордостью.
Рассматривая культуру народов России, как синтез материальной и нематериальной культур, то есть сочетание знаний, верований, ценностей и норм поведения, обрядов и обычаев, различных форм народного творчества и ремесел, в который раз приходиться удивляться тому, какое богатство она в себе содержит. Для нашей многонациональной страны — это не только бесценное наследие, но и мощное объединяющее начало, способствующее сближению и взаимопониманию между народами и людьми, утверждению принципов согласия и толерантности.
Мы помним, какой популярностью пользовались выступления фольклорно-этнографических ансамблей, которые имелись практически во всех регионах. Сохраняется и яркий, наиболее массовый вид художественного творчества народа — народный костюм. И хотя из повседневной жизни он практически ушел, тем не менее, костюм продолжает оставаться своеобразной визитной карточкой человека определенной национальности. А, вышитые рубахи, сарафаны, черкески и бешметы, головные уборы, поясные подвески хранятся во многих семьях и, конечно, в музеях страны как предметы народного искусства высокого художественного уровня.
Наиболее ярко талант народов России проявился в промыслах и ремеслах. Для нашей многонациональной страны чрезвычайно важно, что все это богатство не замкнуто в пределах одного этноса, а становится доступным другим народам, что оно оплодотворяет и обогащает единую российскую общенациональную культуру. И наша задача всемерно поддерживать эти процессы.
Известно, что к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры человек приходит путем приобщения к национальной культуре. В осознании принадлежности к своей национальной культуре находятся корни духовности, нравственности, гражданственности и самобытности личности. Поэтому речь должна идти о воспитании человека национальной культуры.
Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетическую ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию ценностей в сфере национальной культуры, в поступках и поведении. В этой связи особое значение приобретает эстетическое воспитание, как процесс, способствующий формированию духовно-ценностной структуры личности, становлению эстетического отношения к явлениям окружающей действительности, развитию чувства красоты, гармонии, любви к прекрасному. Выработка внутренней потребности, стремления человека самому стать творцом этой красоты, способности к активной творческой деятельности во всех сферах жизни, повышение уровня его общей культуры, создание запаса эстетических знаний, развитие эстетического суждения, вкуса, чувств, эмоций, воображения, а также художественных способностей, склонностей составляют основные направления эстетического воспитания.
Народ всегда стремился строить свою жизнь по законам красоты. Эстетическое воспитание, базируясь на национальной культуре и на национальных традициях народа, развивая понимания красоты природы, искусства, эмоциональное восприятие прекрасного в жизни и в искусстве, формирует эстетическое отношение к действительности.
Каждый способ эстетического воспитания имеет свою специфику. Национальные живописцы, поэты, музыканты — учат видеть прекрасное в окружающей реальности, и это побуждает к размышлению о прекрасном. Умения понимать искусство, наслаждаться им недостаточно, основную часть эстетического воспитания должны занимать углубление, развитие человеческих качеств, личностных свойств, нравственное совершенствование, т. е. воспитание целостной личности, яркой индивидуальности, творческого человека как истинного субъекта культуры.
Гармоничное восприятие национальной культуры базируется на ценностных представлениях. Национальные ценности — совокупность духовных идеалов представителей тех или иных этнических общностей, в которых находит отражение их историческое своеобразие. Национальные ценности выступают в роли социально и нормативно-культурных аксиом поведения людей одной этнической принадлежности.
Через систему эстетического воспитания человек способен познать в единстве, целостности окружающую реальную действительность и преобразованную художественную реальность. Эстетическое воспитание средствами искусства и национальной культуры является широким, масштабным формирующим процессом, поскольку осуществляет духовно-нравственное, патриотическое, морально-этическое, эстетическое влияние, способствуя становлению и всестороннему развитию личности, ее интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфер, мировоззрения и жизненной позиции.
С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявления творческой энергии и инициативы людей, наглядно представленные в разнообразных достижениях мировой культуры.
Значение эстетического и художественного развития личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующие от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных сил. Именно такой период переживает ныне наша страна. Запас прочности при осуществлении реформ не в последнюю очередь определяется эстетическим потенциалом общества и живущих поколений. Именно данное обстоятельство чрезвычайно актуализирует проблему формирования эстетической и художественной культуры личности, создания для этого благоприятных условий.
Важно оказывать эффективное противодействие обозначившейся тенденции вытеснения эстетической среды на второй план, на периферию осознаваемых задач. Это чревато весьма опасными последствиями — культурным оскудением жизни общества и духовным одичанием составляющих его индивидов.
Становление и развитие эстетической культуры личности — процесс поэтапный, протекающий под воздействием демографических, социальных и социально-психологических и др. факторов. В нем задействованы механизмы как стихийного, так и сознательного (целенаправленного) характера, определяемые в целом средой общения и условиями деятельности индивидов, их эстетическими параметрами. В случае целенаправленного воздействия на личность, при соблюдении всех других условий и факторов организации и содержательного наполнения эстетического воспитания, в принципе, осуществимо приближение к высокой степени сформированное всех составляющих эстетическую культуру личности элементов. Эстетическая культура личности проявляется в сфере быта, общественно-политической, досуговой и других формах жизнедеятельности.
Таким образом, эстетическое воспитание с помощью средств искусства, является наиболее действенным благодаря полифункциональности, комплексности его воздействия на человека, объему освоенной им действительности, специфике ее художественно-образного отражения.
национальный культурный самосознание эстетический
Заключение
Громадное значение для сложной и многообразной полиэтнической системы культуры России на всех этапах ее развития имела и имеет в настоящее время проблема межэтнических контактов, прежде всего в сфере культуры. Именно они выступают мощнейшим фактором взаимодействия и сотрудничества различных народов страны, обеспечивая социально-экономическое и духовное единство российского суперэтноса, межнациональный мир и согласие.
Основными задачами эстетического воспитания являются: формирование эстетических вкусов, идеалов, развитие способности правильно понимать эстетические ценности; формирование у сотрудников потребности утверждать прекрасное в своей деятельности — в труде, в образе жизни, в быту.
Эстетическое воспитание играет большую роль в повышении культуры служебной деятельности, способствует эффективности работы и росту престижа органов внутренних дел. Сейчас нашей стране как никогда нужна не только высокопрофессиональная, но и интеллигентная полиция, которую население уважает и оказывает всяческую поддержку. В современных условиях значительно возрастают уровень требований к моральному облику и культуре сотрудников органов внутренних дел. Ведь справиться с возросшими задачами способны работники, обладающие не только соответствующим уровнем профессионализма, но и надлежащим уровнем нравственной и эстетической культуры. Эта задача решается в настоящее время в ходе нравственного и эстетического воспитания сотрудников органов внутренних дел.
Прежде всего, нравственно-эстетический характер в деятельности сотрудников органов внутренних дел определяется спецификой их службы. Во-первых, повседневные результаты деятельности здесь не всегда приобретают реально осязаемые формы и выражаются не сразу (за исключением особых случаев, например, раскрытия преступления по горячим следам или мастерски выполненный захват преступной группы), а опосредованно (работа следователя по раскрытию сложных преступлений, перевоспитание осужденных, профилактическая работа и т. п.). Во-вторых, служебная деятельность в органах внутренних дел по своему содержанию носит ярко выраженный характер целенаправленной защиты нравственных и эстетических ценностей общества и таким образом противопоставлена безнравственным и антигуманным проявлениям.
Выбор профессии, совершенствование своих способностей в значительной степени детерминированы уровнем культуры личности. На наш взгляд, культура личности — это, прежде всего, мера освоения человеком материальных и духовных ценностей, и мера его деятельности направленная на создание различных ценностей в индивидуальной практике. Чем больше культурно-исторического опыта приобрел человек и использует его в своем развитии, тем более значим он как личность.
1. Артюхова И. С. Ценности и воспитание // Педагогика. — 1999. — № 4. — С. 117 — 120.
2. Большой толковый словарь по культурологии. Кононенко Б. И. 2003.
3. Бычков В.В. Эстетика: учебник М.: КНОРУС, 2012. — 528 с.
4. Кривцун О. А. Эстетика: Учебник. — М.: Аспект Пресс, 2000.-434 с.
5. Крысько В. Г. Этнопсихологический словарь.- М., 1999. 343 c.
6. Савина Л. В. Эстетика: Учебное пособие. Тула — 2007.
7. Словарь социолингвистических терминов. — М.: Российская академия наук. Институт языкознания. Российская академия лингвистических наук. Ответственный редактор: доктор филологических наук В. Ю. Михальченко. 2006.
8. Столяренко А. М. Прикладная юридическая психология. — М., 2001.
9. Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989.— 447 с.
10. Яковлев Е. Г. Эстетика: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2003. — 464 с.