Экономическая эффективность внедрения автоматизированных систем управления
На предприятии создается автоматизированная информационная система, которая состоит из взаимосвязанных функциональных подсистем, обеспечивающих управленческий аппарат необходимой информацией. Основные функциональные подсистемы обеспечиваю решение задач технической подготовки производства, перспективного планирования и прогнозирования развития производства, маркетинговых исследований, оперативного… Читать ещё >
Экономическая эффективность внедрения автоматизированных систем управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Экономическая эффективность внедрения автоматизированных систем управления Курсовая работа СОДЕРЖАНИЕ Введение
1. Автоматизированная информационная система предприятия
1.1 Понятие автоматизированной информационной системы предприятия
1.2 Автоматизированные рабочие места управленческого персонала
1.3 Автоматизированная система управления
1.4 Основные понятия баз данных
1.5 Модели организации баз данных
1.6 Программные системы управления базами данных Вывод по первой главе
2. Расчет основных технико-экономических показателей деятельности предприятия
2.1 Расчет показателей использования основных средств
2.2 Определение себестоимости продукции
2.3 Расчет показателей использования оборотных средств
2.4 Расчет численности персонала и фонда заработной платы
2.5 Расчеты прибыли и рентабельности производства Заключение Список литературы
автоматизированный управленческий себестоимость ВВЕДЕНИЕ Для достижения максимальных успехов в своей деятельности, любому предприятию необходимо точно понимать свои затраты, прибыли, ресурсы, бизнес процессы и многое другое. Наглядная информация о происходящем поможет глубже проанализировать процесс и поможет сделать правильные выводы, что в конечном итоге приведет к росту продаж, увеличению объема производства, повысит общую эффективность.
Не секрет, что лидерами рынка становятся наиболее эффективные предприятия, имеющие минимальные издержки, высочайший уровень производительности труда и полностью контролируемые и четко отлаженные процессы. Ни что так не способствует контролю и анализу деятельности на предприятии как внедрение комплексной автоматизированной информационной системы (АИС).
Автоматизированная информационная система — совокупность программных и аппаратных средств, предназначенных для хранения и/или управления данными и информацией и производства вычислений.
Цель автоматизации информационных процессов — повышение производительности и эффективности труда работников, улучшение качества информационной продукции и услуг, повышение сервиса и оперативности обслуживания пользователей.
Основными задачами, которые решает автоматизированная информационная система на предприятии, являются:
повышения эффективности производства (оптимизации использования имеющихся производственных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов);
повышения оперативности и улучшения качества управления предприятием в целом (долгосрочное, годовое и оперативно-производственное планирование, оперативный сбор, обработка и анализ данных);
совершенствование структуры аппарата управления;
организация рациональных потоков информации на предприятиях;
своевременная, эффективная и достоверная отчетность;
автоматизация делопроизводства и диспетчеризации Информационные системы, предназначенные для автоматизации различных видов хозяйственного учета и управления предприятием можно условно разделить на локальные и корпоративные системы Локальны информационные системы осуществляют автоматизацию отдельных задач учета или управления, но не предоставляют целостной информации о предприятии. Самый простой вариант использования «1С: Бухгалтерии» — ведения синтетического учета.
Корпоративная информационная система — это целостный программно-аппаратный комплекс, который позволяет удовлетворить как текущие, так и стратегические потребности предприятия в обработке данных
Составляющие автоматизированных информационных систем современных предприятий или организаций:
система управления ресурсами предприятия;
система управления логистикой;
система управления данными об изделиях на промышленных предприятиях;
система автоматизированного проектирования и технологической подготовки производства;
система документооборота;
информационных автоматизированная система бухгалтерского учета;
система управленческого анализа данных;
система организации рабочего пространства;
среду Интернет / Интранет;
система электронной коммерции;
специализированных программные продукты или системы для решения других задач Функциональность информационных систем зависит от организационно-управленческой структуры организации, существующей технологии документооборота, распределения прав и обязанностей членов коллектива, и т. д.
Современные корпоративные информационные системы содержат все необходимое для поддержания эффективного бизнеса. Например, такие системы, как R / 3, Oracle Applications, «Галактика» .
1. АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие автоматизированной информационной системы предприятия Важнейшим фактором прогресса является совершенствование форм и методов управления предприятием на основе вычислительной техники и средств связи, представляющих собой материально-техническую базу автоматизированной информационной системы предприятия. Она служит связующим звеном между объектами и субъектами управления и выполняет следующие функции: воспринимает вводимые пользователями исходные данные и запросы, обрабатывает введенные и хранимые в системе данные в соответствии с определенными алгоритмами и формирует требуемую выходную информацию.
На предприятии создается автоматизированная информационная система, которая состоит из взаимосвязанных функциональных подсистем, обеспечивающих управленческий аппарат необходимой информацией. Основные функциональные подсистемы обеспечиваю решение задач технической подготовки производства, перспективного планирования и прогнозирования развития производства, маркетинговых исследований, оперативного управления материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, сбыта и реализации готовой продукции, бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности предприятия. По набору решаемых задач современные АИС предприятия похожи на автоматизированные системы управления предприятиями 80-х годов, но на качественно иной идеологической и технической базе. В АИС выделяются подсистемы, или «бизнес-процессы», каждый из которых имеет сугубо специфические структурные особенности обрабатываемых данных. Под бизнес-процессом понимается взаимосвязанная совокупность материальных информационных, финансовых потоков или рабочих потоков, проходящих через взаимодействующие подразделения предприятия и направленных на выполнение заказа потребителя (изготовление товара или оказание услуги). АИС должна оперативно отражать состояние экономических объектов с целью принятия своевременных решений о внесении изменений в бизнес-процессы, прогнозировать эффективность бизнес-процессов и давать рекомендации по их реорганизации.
Характерная особенность современных АИС — использование взаимосвязанных баз данных и знаний единой информационной системы предприятия.
АИС предприятия технически представляет собой совокупность связанных локальных вычислительных сетей (ЛВС) Для |крупных корпораций, объединений, холдингов создаются большие корпоративные сети, насчитывающие тысячи ЭВМ и имеющие сложную структуру. Корпоративные сети включают ЛВС и глобальные вычислительные сети (ГВС). Последние объединяют территориально распределенные ЭВМ, которые могут находиться в различных городах, странах и даже на разных континентах. В зависимости от масштаба различают сети отделов и сети рабочих групп. ПЭВМ устанавливается на рабочих местах управленческого персонала и используется для автоматизации их деятельности и обеспечения им оперативного доступа к обширной информационной базе предприятия. Такое рабочее место называется автоматизированным и является элементом АИС предприятия.
1.2 Автоматизированные рабочие места управленческого персонала Под автоматизированным рабочим местом (АРМ) понимается совокупность инструментальных средств конечного пользователя, включающая техническое и организационно-методическое обеспечение решения задач его профессиональной деятельности на основе ЭВМ, установленной на его рабочем месте, работающей как автономно, так и в составе вычислительной сети. В зависимости от реализуемых функций выделяют три класса АРМ:
АРМ руководителя;
АРМ специалиста;
АРМ технического и вспомогательного персонала.
К АРМ руководителя предъявляются следующие требования:
наличие распределенных баз данных и знаний, постоянно пополняемых оперативной и достоверной информацией;
к отдельным базам данных и знаний или их фрагментам может иметь доступ только ограниченный круг лиц, а к отдельным элементам — только руководитель;
наглядность представления информации в форме, адаптивной к психологическим характеристикам руководителя;
обеспечение оперативного поиска информации;
наличие программных средств обеспечения принятия управленческого решения;
простота работы;
обеспечение возможности накопления опыта в выработке управленческих решений;
обеспечение оперативной связи с другими источниками формации в пределах организационной структуры предприятия или его подразделения.
В АРМах этого типа часто используется возможность речевого и тактильного (путем касания пиктограмм на экране) ввода информации.
АРМ специалиста (плановика, финансиста, нормировщика, технолога, маркетолога, бухгалтера и т. д.) обеспечивает решение задач профессиональной деятельности на основе как локальных (организуемых на ПЭВМ АРМ) баз данных и знаний, так и распределении баз данных и прикладного программного обеспечения.
Например, АРМ могут быть организованы по функциональным участкам бухгалтерского учета, каждый из которых связи или с первичным учетом (материалов, готовой продукции, кадров) или с определенным объектом бухгалтерского учета, где осуществляется непрерывная регистрация и обработка данных по хозяйственным операциям (по учету материальных ценностей, основных средств, финансово-расчетных операций и т. д.), а также со сводным учетом и составлением отчетности.
АРМ технического работника реализует функции:
ввод информации;
ведение баз данных;
обработка входящей и исходящей документации;
контроль исполнительской деятельности.
Обмен информацией между отдельными АРМ осуществляемые по каналам связи вычислительной сети.
В ЛВС из-за коротких расстояний возможно использование относительно дорогих высококачественных линий связи, которые позволяют применять простые методы передачи данных, достигать высоких скоростей обмена данными. В связи с этим услуги, предоставляемые ЛВС, отличаются широким разнообразием и обычно предусматривают реализацию приложений в режиме on-line.
Если предприятие (объединение, корпорация) имеет территориально обособленные подразделения в различных местах города, регионах, странах и континентах, то обмен информацией между отдельными АРМ осуществляется по каналам связи корпоративной вычислительной сети (КВС).
Для соединения удаленных ЛВС и отдельных компьютеров в КBC применяются разнообразные телекоммуникационные средства, в том числе телефонные каналы, радиоканалы, спутниковая связь.
Характерной особенностью такой сложной и крупномасштабной сети является наличие в ее составе различных типов компьютеров — от больших ЭВМ (их принято называть мейнфреймами) до персональных ЭВМ, множества операционных систем и приложений Неоднородные части корпоративной сети должны работать как единое целое, предоставляя пользователям по возможности прозрачный доступ ко всем необходимым ресурсам.
В корпоративных сетях и в ЛВС стала обрабатываться несвойственная ранее вычислительным сетям информация — видеоизображения, рисунки, голос. Сложность передачи такой мультимедийной информации по сети связана с ее чувствительностью к задержкам при передаче пакетов данных. Задержки обычно приводят к искажению такой информации в конечных узлах сети — возникновению эффекта «эха», невозможности разобрать некоторые слова, дрожанию изображения и т. п. Поэтому за счет новых сетевых технологий и нового оборудования скорости передачи данных в корпоративных сетях приближаются к скоростям в традиционных сетях ЛВС.
В таких сетях используется технология intranet, которая поддерживает достаточно простой способ представления информации в виде гипертекстовой и графической информации Это позволяет быстро поместить самую свежую информацию на WWW-сервере корпорации. Кроме того, она унифицирует просмотр информации. С помощью стандартных программ — Web-браузеров, работа с которыми несложна даже для неспециалистов.
Получая легкий и более полный доступ к информации, сотрудники принимают решение быстрее, и качество этого решения, как правило, выше.
Использование сети приводит к улучшению процесса обмена информацией и взаимодействия между управленческими работниками предприятия. Сеть снижает потребность в других средствах телекоммуникации. Корпоративная сеть может быть использована: для организации аудиои видеоконференций.
1.3 Автоматизированная система управления Автоматизированная система управления (сокращённо АСУ) — комплекс аппаратных и программных средств, предназначенный для управления различными процессами в рамках технологического процесса, производства, предприятия. АСУ применяются в различных отраслях промышленности, энергетике, транспорте и т. п.
Важнейшая задача АСУ — повышение эффективности управления объектом на основе роста производительности труда и совершенствования методов планирования процесса управления. Различают автоматизированные системы управления объектами (технологическими процессами — АСУТП, предприятием — АСУП, отраслью — ОАСУ) и функциональные автоматизированные системы, например, проектирование плановых расчётов, материально-технического снабжения и т. д.
Цели автоматизации управления:
Предоставление лицу, принимающему решение (ЛПР) релевантных данных для принятия решений Ускорение выполнения отдельных операций по сбору и обработке данных Снижение количества решений, которые должно принимать ЛПР Повышение уровня контроля и исполнительской дисциплины Повышение оперативности управления Снижение затрат ЛПР на выполнение вспомогательных процессов Повышение степени обоснованности принимаемых решений Функции АСУ:
планирование и (или) прогнозирование;
учет, контроль, анализ;
координацию и (или) регулирование.
Классы структур АСУ:
Децентрализованная
Централизованная
Централизованная рассредоточенная
Иерархическая Примеры:
Автоматизированная система управления уличным освещением («АСУ УО») — предназначена для организации автоматизации централизованного управления уличным освещением.
Автоматизированная система управления наружного освещения («АСУНО») — предназначена для организации автоматизации централизованного управления наружным освещением.
Автоматизированная система управления дорожным движением или АСУ ДД — предназначена для управления транспортных средств и пешеходных потоков на дорожной сети города или автомагистрали
1.4 Основные понятия баз данных Базы данных (БД) — это организованный набор фактов в определенной предметной области. БД — это информация, упорядоченная в виде набора элементов, записей одинаковой структуры. Для обработки записей используются специальные программы, позволяющие их упорядочить, делать выборки по указанному правилу. Базы данных относятся к компьютерной технологии хранения, поиска и сортировки информации.
БД — это совокупность взаимосвязанных данных при предельно малой избыточности, допускающей их оптимальное использование в определённых областях человеческой деятельности. БД, в зависимости от способа представления данных и отношений между ними, могут иметь реляционную (таблицы связаны между собой), сетевую или иерархическую структуры. На эффективность БД с той или иной структурой влияют условия её применения. Данные в БД организованы, как правило, в виде таблиц. Табличный способ отображения информации широко используется в документах и отчётах, поскольку он удобен и позволяет наглядно представлять различного рода данные.
Пример простейшей базы данных в виде таблицы:
Рис 1. — Пример простейшей базы данных В БД может храниться миллионы записей. В любое время можно найти запись, которая необходима в данный момент. Результатом поиска информации в приведенной БД могут быть названия, суммы, количество, даты. В базах данных можно проводить сортировку информации и вывод её на печать, удаление старой и вставка новой информации, просматривать БД целиком или по частям. С числами в таблицах можно проводить обычные математические операции. Фамилии людей и названия предметов можно упорядочить по алфавиту.
Программное обеспечение для управления и поддержки работоспособности БД называют системой управления базами данных (СУБД). СУБД осуществляют ввод, проверку, систематизацию, поиск и обработку данных, распечатку их в виде отчётов.
Среди множества СУБД наиболее часто используются пакеты программ dBASE разных версий, FoxBase +, FoxPro, Fox Soft Ware, Clipper, совместимые с dBASE по системе команд и файлам.
Например, БД, созданная в одной СУБД, может использоваться в другой совместимой с ней СУБД, имеющей формат файлов dBASE (*.dbf). Однако есть иные СУБД, например PARADOX и RBase, несовместимые с dBASE. Кроме СУБД для DOS, существуют СУБД, работающие в среде Windows, например Access, MS Works и др.
В основе БД лежит представление данных в виде таблиц. Основными понятиями в СУБД являются поля и записи. В полях содержатся данные. Поле характеризуется длиной. Совокупность всех полей в строке называется записью.
Структуру простейшей базы данных можно рассматривать как прямоугольную таблицу, состоящую из вертикальных столбцов и горизонтальных строк. Вертикальные столбцы принято называть полями, а горизонтальные строки — записями. Единицей хранимой информации является горизонтальная строка-запись, которая хранит информацию, например, об одном сотруднике фирмы. Каждая запись представляет собой совокупность полей.
Типы данных В СУБД можно обрабатывать следующие типы данных:
Символьный (Character).
Числовой (Numeric).
Дата календарная (Date).
Логический (Logical).
Данные символьного типа — это любая последовательность символов длиной не более 254.
Числовые данные делятся на 2 вида: целые и вещественные. Длина числового поля должна быть достаточной, чтобы поместились знак числа, целая часть, точка (десятичная) и дробная часть.
Значения календарной даты по умолчанию отображаются в Американском формате ММ/ЧЧ/ГГ (ММ-месяц, ЧЧ-число, ГГ-год). Длина этого поля установлена автоматически и равна 8.
Данные логического типа имеют значения да (yes) и нет (no).
В математической логике они называются Истина (True) и Ложь (False). В логических полях БД используются только первые буквы латинских слов Y, T, N, F. Длина логического поля равна 1.
В поле примечаний отмечается признак, который указывает, что к записи прилагается дополнительный фрагмент текста.
Структура базы данных. Структуру простейшей базы данных можно рассматривать как прямоугольную таблицу, состоящую из вертикальных столбцов и горизонтальных строк. Вертикальные столбцы принято называть полями, а горизонтальные строки — записями. Единицей хранимой информации является горизонтальная строка-запись, которая хранит информацию, например, об одном ученике в классе в журнале. Каждая запись представляет собой совокупность полей.
Каждое поле БД характеризуется рядом параметров.
имя поля тип поля длина поля количество десятичных знаков СУБД поддерживает пять типов полей:
Символьный — поля этого типа предназначены для хранения в них информации, которая рассматривается как строка символов и может состоять из букв, цифр, знаков препинания и т. п.
Числовой — поля этого типа предназначены только для хранения чисел.
Дата — поля этого типа предназначены для хранения каких-либо дат в фиксированном формате: число, месяц, год.
Логический — поля этого типа предназначены для хранения альтернативных значений вида «да» — «нет» или «правда» — «ложь». При этом значению «да» соответствует нахождение в поле символа «Т», а значение «нет» — символа «F» .
Примечание (Memo) — поля этого типа используются для хранения фрагментов текста (примечаний).
Длина поля — это ширина вертикального столбца таблицы в символах.
Длина полей символьного типа представляют собой количество символов, которое Вы хотите уместить в поле.
Длина поля числового типа равна количеству десятичных разрядов числа, умещающегося в поле, включая знак числа, десятичную точку, целую и дробную часть. Например, если Вы описываете значение «-546.78», то длина равна 7.
Длина логического поля всегда равна 1, так как его значение «T» или «F» .
Количество десятичных знаков — это количество разрядов после десятичной точки. Данная характеристика имеет значение только для полей числового типа. Для всех остальных она равна нулю. Количество десятичных знаков не должно превосходить величины, на 2 меньшей, чем длина соответствующего числового поля. Это автоматически контролируется системой.
Чтобы описать структуру базы данных необходимо последовательно от поля к полю задать все вышеописанные их характеристики. Вы как бы разлиновываете таблицу, определяете ширину граф и их заголовки. При анализе возможной структуры базы Вам необходимо серьезно отнестись к вопросу распределения информации по полям и определения типов этих полей.
Объектная модель системы. Объектная модель описывает структуру объектов, составляющих систему, их атрибуты, операции, взаимосвязи с другими объектами. В объектной модели должны быть отражены те понятия и объекты реального мира, которые важны для разрабатываемой системы. В объектной модели отражается прежде всего прагматика разрабатываемой системы, что выражается в использовании терминологии прикладной области, связанной с использованием разрабатываемой системы.
Объекты и классы. По определению будем называть объектом понятие, абстракцию или любую вещь с четко очерченными границами, имеющую смысл в контексте рассматриваемой прикладной проблемы.
Введение
объектов преследует две цели:
понимание прикладной задачи (проблемы);
введение
основы для реализации на компьютере.
Примеры объектов: форточка, Банк «Империал», Петр Сидоров, дело № 7461, сберкнижка и т. д.
Цель разработки объектной модели — описать объекты, составляющие в совокупности проектируемую систему, а также выявить и указать различные зависимости между объектами. Декомпозиция проблемы на объекты — творческий, плохо формализуемый процесс.
Все объекты могут быть отличены один от другого: пусть у нас есть два яблока, имеющие одинаковый цвет, форму, вес и вкус; все равно это два яблока (а не одно), в чем легко убедиться, съев одно из них (другое останется). Между объектами можно установить отношение тождества: объекты, удовлетворяющие этому отношению, одинаковы (тождественны), как вышеупомянутые яблоки. В случае с яблоками иногда говорят о двух экземплярах объекта яблоко. Мы будем считать здесь, что объект и экземпляр объекта — это одно и то же.
Классы. Два яблока из предыдущего примера принадлежат одному и тому же классу объектов (именно с этим связана их одинаковость). Цвет, форма, вес и вкус яблока — это его атрибуты: совокупность атрибутов и их значений (например, красное, овальное, стограммовое, кисло-сладкое) характеризует объект.
Атрибуты объектов. Атрибут — это значение, характеризующее объект в его классе. Примеры атрибутов: категория, баланс, кредит (атрибуты объектов класса счет); имя, возраст, вес (атрибуты объектов класса человек) и т. д.
1.5 Модели организации данных Иерархическая модель данных.
В иерархической модели все записи, агрегаты и атрибуты базы данных образуют иерархически организованный набор, то есть такую структуру, в которой все элементы связаны отношениями подчиненности, и при этом любой элемент может подчиняться только одному какому-нибудь другому элементу.
Рис 2. — Иерархическая модель данных Сетевая модель данных.
Сетевой подход к организации данных является расширением иерархического. В иерархических структурах запись-потомок должна иметь в точности одного предка; в сетевой структуре данных потомок может иметь любое число предков (рис. 3).
Рис 3. — Сетевая модель данных Сетевая БД состоит из набора записей и набора связей между этими записями, точнее, из набора экземпляров записей заданных типов (из допустимого набора типов) и набора экземпляров из заданного набора типов связи.
Реляционная модель данных.
Концепции реляционной модели впервые были сформулированы в работах американского ученого Э. Ф. Кодда. Откуда происходит ее второе название — модель Кодда.
Рис 4. — Реляционная модель данных В реляционной модели объекты и взаимосвязи между ними представляются с помощью двумерных таблиц (рис. 4).
1.6 Программные системы управления базами данных Системма управлемния бамзами дамнных (СУБД) — совокупность программных и лингвистических средств общего или специального назначения, обеспечивающих управление созданием и использованием баз данных.
Основные функции СУБД:
управление данными во внешней памяти (на дисках);
управление данными в оперативной памяти с использованием дискового кэша;
журнализация изменений, резервное копирование и восстановление базы данных после сбоев;
поддержка языков БД (язык определения данных, язык манипулирования данными).
Обычно современная СУБД содержит следующие компоненты:
ядро, которое отвечает за управление данными во внешней и оперативной памяти и журнализацию, процессор языка базы данных, обеспечивающий оптимизацию запросов на извлечение и изменение данных и создание, как правило, машинно-независимого исполняемого внутреннего кода, подсистему поддержки времени исполнения, которая интерпретирует программы манипуляции данными, создающие пользовательский интерфейс с СУБД, а также сервисные программы (внешние утилиты), обеспечивающие ряд дополнительных возможностей по обслуживанию информационной системы.
Классификация СУБД По модели данных.
Примеры:
Иерархические Сетевые Реляционные Объектно-ориентированные Объектно-реляционные По степени распределённости:
Локальные СУБД (все части локальной СУБД размещаются на одном компьютере) Распределённые СУБД (части СУБД могут размещаться на двух и более компьютерах).
По способу доступа к БД:
Файл-серверные. В файл-серверных СУБД файлы данных располагаются централизованно на файл-сервере. СУБД располагается на каждом клиентском компьютере (рабочей станции). Доступ СУБД к данным осуществляется через локальную сеть.
Примеры: Microsoft Access, Paradox, dBase, FoxPro, Visual FoxPro.
Клиент-серверы. Клиент-серверная СУБД располагается на сервере вместе с БД и осуществляет доступ к БД непосредственно, в монопольном режиме. Все клиентские запросы на обработку данных обрабатываются клиент-серверной СУБД централизованно.
Примеры: Oracle, Firebird, Interbase, IBM DB2, Informix, MS SQL Server, Sybase Adaptive Server Enterprise, PostgreSQL, MySQL, Cachй, ЛИНТЕР.
Встраиваемые. Не требуются процедуры самостоятельной установки. Встраиваемая СУБД предназначена для локального хранения данных своего приложения и не рассчитана на коллективное использование в сети.
Вывод по первой главе Современный рынок производства не может быть конкурентоспособным без использования новейших достижений. Сегодня без АСУ ТП не обходится ни одна отрасль производства: ни сфера ЖКХ, ни энергетика, ни нефтяная и ни газовая промышленность. Именно автоматизация производственного процесса помогает увеличить объемы производства, оптимизировать затраты ресурсов и, соответственно, позволяет максимизировать отдачу и получать больше прибыли.
Говоря о программном обеспечении систем автоматизации, нельзя оставить без внимания и процессы, связанные с внедрением бурно развивающихся информационных технологий и на вышестоящих уровнях управления промышленным предприятием. Конечно, эффективность функционирования предприятия определяется эффективностью работы его отдельных производственных подразделений, технологических установок (АСУТП). Но невозможно говорить об эффективности отдельной АСУТП в отрыве от системы управления предприятием в целом.
Для решения задач автоматизации управления административно-хозяйственной деятельностью предприятий (АСУП) в последнее время создается и широко внедряется большое количество типовых систем управления. По функциональным возможностям все эти системы неравнозначны. Среди них имеются и так называемые коробочные продукты, реализующие очень небольшое количество функций (бухгалтерские, складские и т. п.), и мощные системы, способные моделировать происходящие на предприятии процессы управления (SAP/R3, Baan, Oracle Applications). Представлены и системы среднего класса (JD Edward’s, MFG — Pro, SyteLine, Renaissance, Concorde XAL, SunSystems, БОСС-Корпорация, Галактика, Парус, Ресурс и др.), способные реализовать достаточно большое количество функций по различным направлениям — финансы, персонал, сбыт.
2. РАСЧЕТ ОСНОВНЫХ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Таблица 1 — Исходные данные для расчета
Показатели | Условные обозначение | Значение показателя | |
Стоимость основных производственных фондов на начало года, млн. руб. | |||
В том числе: установки литейного цеха, ед. | |||
станки механического цеха, ед. | |||
Станки сборочного цеха, ед. | |||
С (число, месяц) предприятие вводит в эксплуатацию новое оборудование стоимостью, млн. руб. | 1,03 | ||
С (число, месяц) было продано устаревшее оборудование стоимостью, млн. руб. | 1,07 | ||
Режим работы, смен. | s | ||
Продолжительность смены, ч. | |||
Регламентируемы простои оборудования | Z | ||
Количество рабочих дней в году | Др | ||
Норма времени на обработку единицы изделия, ч. | Нвр | 6,8 | |
В том числе: Установки литейного цеха, ч. | 1,8 | ||
станки механического цеха, ч. | 2,6 | ||
станки сборочого цеха, ч. | 2,4 | ||
Время фактической работы одного станка ведущего оборудования, ч. | |||
Объем выпуска продукции по плану, шт. | Впл | ||
Фактический объем выпуска продукции, шт. | Вф | ||
Оптовая цена единицы продукции, тыс.руб. | Цопт | ||
Продолжительность расчетного периода, дни | Д | ||
Интервал поставки материалов, дни | И | ||
Длительность производственного цикла, дни | Дпц | ||
Транспортный запас, дни | Дтр | ||
Норма запаса готовой продукции (время прибывания на складе), дни | Дгп | ||
Коэффициент нарастания затрат в незавершенном производстве | 0,6 | ||
Нормы расхода основных материалов на единицу продукции, т. | Нрм | 2,53 | |
Цена за 1 т основного материала, руб. | Цм | ||
Норма расхода топлива (природный газ), | Нрт | ||
Цена за 1 топлива, руб. | Цт | 3,25 | |
Норма расхода электроэнергии на единицу продукции, кВт | Нрэ | ||
Цена за 1 кВт электроэнегрии, руб. | Цэ | 1,82 | |
Транспортно-заготовительные расходы, % | %тзр | ||
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, % | %сэо | ||
Часовая тарифная ставка основного рабочего 1 разряда, руб. | Сто | 28,5 | |
Часовая тарифная ставка вспомогательного рабочего 1 разряда, руб. | Ств | 23,0 | |
Средний тарифный коэффициент разряда выполняемых работ основными рабочими | Кто | 2,4 | |
Средний тарифный коэффициент вспомогательных рабочих | Ктв | 1,92 | |
Премии и доплаты производственным рабочим, % | %пр | ||
Дополнительная заработная плата, % | Здоп | 14,5 | |
Отчисления на социальные нужды, % | ОНСН | З0 | |
Общепроизводственные расходы, % | ОПР | ||
Общехозяйственные расходы, % | ОХР | ||
Внепроизводственные расходы, % | ВНР | ||
Остатки готовой продцкции на начало года, тыс. руб | ГПн | ||
Остатки готовой продукции на конец года, тыс. руб | ГПк | ||
Коэффициент выполнения нормы выроботки | Квн | 1,08 | |
Норма обслуживания слесаря-ремонтника, ед. | Ноб сл | ||
Норма обслуживания электромеханика, ед. | Ноб эл | ||
Численность руководителей, специалистов и служащих (% от численности основных рабочих) | %сп | ||
Потери рабочего времени в связи с очередным и дополнительными отпусками по болезни, с разрешения админитрации и п. р.,% | Zп | ||
Среднемесячная зрабтная плата руководителей, специалистов и служащих, руб. | Зп | ||
Прирост выпуска продукции, % | %В | ||
Доходы от прочих внереализационных операций, тыс. руб | Дпр | ||
Расходы от прочих внереализационных операций, тыс. руб | Рпр | ||
Ставка налога на прибыль, % | |||
2.1 Расчет показателей использования основных средств Расчет среднегодовой стоимости основных средств:
(2.1.1)
где — стоимость основных средств на начало года, тыс.руб.;
— стоимость введенных основных средств за отчетный период, тыс. руб.;
— стоимость выбывших основных средств за отчетный период руб.;
— число полных месяцев работы вводимых основных средств;
— число полных месяцев, остающихся до конца года с момента выбытия основных средств тыс. руб.
Фондоотдача:
(2.1.2)
руб/руб;
где ТП — стоимость товарной продукции, тыс.руб.
где Цопт — цена оптовая за единицу продукции, руб.
ТП=ВфЦопт (2.1.3)
ТП=4 200 022=924000 тыс. руб;
Фондоемкость:
(2.1.4)
руб/руб Производственная мощность предприятия характеризует максимальный объем выпуска продукции за год и определяется по оборудованию выпускающих цехов:
(2.1.5)
шт.
где ФРВ — фонд максимального рабочего времени всего оборудования сборочного цеха, ч.
— норма времени на обработку единицы изделия станка сборочного цеха, ч.
(2.1.6)
где — количество станков сборочного цеха, шт.;
— количество рабочих дней;
— количество смен;
— продолжительность смены, ч.;
— регламентированные простои оборудования, %.
ч.
Коэффициент использования производственной мощности:
(2.1.7)
Коэффициент обновления основных средств:
(2.1.8)
где — стоимость основных средств на конец года, тыс. руб.
(2.1.9)
тыс. руб.
Коэффициент выбытия основных средств:
(2.1.10)
Коэффициент интенсивного использования характеризует использование оборудования по времени:
(2.1.11)
Коэффициент экстенсивного использования характеризует использование оборудования по времени:
(2.1.12)
где — максимальное время работы одного станка, ч:
(2.1.13)
ч.
Коэффициент интегрального использования характеризует оборудования по мощности и по времени:
(2.1.14)
ВЫВОД Коэффициент фондоотдачи составил 5,59 руб/руб., т. е. на 1 руб. основных средств было получено 5,59 руб. продукции. При этом максимальный объем продукции за год 46 314 шт., производственная мощность загружена на 90%. Коэффициент обновления больше коэффициента убытия (0,16>0,08).
2.2 Определение себестоимости продукции Для определения величины затрат на производство и реализацию единицы изделия составим калькуляцию себестоимости.
Таблица 2 — Калькуляция себестоимости единицы продукции
Статьи затрат | Норма расхода на единицу изделия | Цена за ед., руб. | Сумма, руб. | Методика расчета | |
Основные материалы, т. | 2,53 | 10 069,4 | НрмЦм | ||
Вспомогательные материалы, % | 4,5% | ; | 453,12 | % от п.1 | |
Транспортно-заготовительные расходы, % | 4% | ; | 420,9 | %от (п.1+п.2) | |
Топливо (природный газ), | 3,25 | НртЦт | |||
Электроэнергия, кВт | 1,82 | 1492,4 | НрэЦэ | ||
Заработная плата производственных рабочих, руб | 28,52,46,8 | 465,12 | СтоНвр | ||
Премии и доплаты, % | 25% | ; | 116,28 | % от п.6 | |
Дополнительная заработная плата основных рабочих, % | 14,5% | ; | 84,3 | % от (п.6+п.7) | |
Отчисление на социальные нужды, % | 30% | ; | 199,71 | % от (п.6+п.7+п.8) | |
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, % | 9% | ; | 41,86 | % от Ф | |
Общепроизводственные расходы, % | ; | 511,63 | % от п.6 | ||
Общехозяйственные расходы, % | ; | 930,24 | % от п.6 | ||
Итого производственная себестоимость | ; | ; | 16 279,96 | Итого с п. 1 по п.12 | |
Внепроизводственные расходы, % | 10% | ; | 1627,99 | % от п.13 | |
Итого полная себестоимость | ; | ; | 17 907,95 | П.13+п.14 | |
2.3 Расчет показателей использования оборотных средств Эффективность использование оборотных средств характеризуется следующими показателями: коэффициентом оборачиваемости оборотных средств, коэффициентом загрузки средств в обороте, длительность одного оборота оборотных средств. Для определения данных показателей необходимо рассчитать сумму оборотных средств.
Общая сумма нормируемых оборотных средств:
OC=(2.3.1)
где — норматив производственных запасов, тыс. руб.;
— норматив незавершенного производства тыс.руб.;
— норматив готовой продукции тыс.руб.;
ОС=29 956,38+37 606,8+25 071,2=92 634,38 тыс. руб.
Норматив производственных запасов:
=(2.3.2)
где — текущий запас основных материалов, тыс. руб.;
— страховой запас, тыс. руб.;
— транспортный запас, тыс. руб;
=17 621,4+8810,7+3524,28=29 956,38 тыс. руб.
Норма текущего запаса:
(2.3.3)
=1174,7615=17 621,4 тыс. руб.
где — среднесуточный расход (потребность) материалов, тыс.руб.;
И — средний интервал поставок материалов, дни.
(2.3.4)
тыс.руб.
Норма страхового запаса:
(2.3.5)
тыс.руб.
Норма транспортного запаса:
где — норма транспортного запаса, дни.
тыс.руб.
Норматив незавершенного производства:
(2.3.6)
где — полная себестоимость единицы изделия, тыс.руб.;
— Длительность производственного цикла, дни;
— коэффициент нарастания затрат в незавершенном производстве.
тыс.руб.
Норматив готовой продукции:
(2.3.7)
где — норма запаса готовой продукции, дни.
тыс.руб.
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств:
(2.3.8)
где РПстоимость реализованной продукции, тыс.руб.
Стоимость реализованной продукции:
(2.3.9)
где — остатки готовой продукции на начало и конец года, тыс.руб.
РП=80+924 000−55=924 025 тыс. руб.
Коэффициент загрузки средств в обороте:
(2.3.10)
Длительность одного оборота оборотных средств, дни.
дн.
Вывод Эффективность использование оборотных средств характеризуется следующими показателями: коэффициентом оборачиваемости оборотных средств, коэффициентом загрузки средств в обороте, длительность одного оборота оборотных средств.
Оборотные средства используются эффективно, так как длительность одного оборота 36 дней. За год составляет 10 оборотов. За каждый рубль денежных средств, находящийся в обороте предприятие получает 10 руб. выручки.
2.4 Расчет численности персонала и фонда заработной платы В данном подразделе производиться расчет численности работников, показателей производительности труда, годового фонда заработной платы и средней заработной платы.
Расчет численности персонала по категориям работников.
Численность основных производственных рабочих:
(2.4.1)
где — трудоемкость годового выпуска продукции, ч;
— эффективный фонд рабочего времени одного рабочего, ч;
— коэффициент выполнения нормы выработки.
чел.
Трудоемкость годового выпуска продукции:
(2.4.2)
где — трудоемкость (норма времени) изготовления единицы изделия, ч.
420 006,8=285 600 час.
Эффективный фонд рабочего времени одного рабочего:
(2.4.3)
где — потери рабочего времени, %.
ч.
Расчет численности вспомогательных рабочих произвести отдельно по профессиям по следующей формуле:
(2.4.4)
Где n — количество оборудования, ед.
— норма обслуживания вспомогательных рабочих, ед.
n=15+49+31=95 ед.
ед.
ед.
Общая численность вспомогательных рабочих:
(2.4.5)
чел.
Численность служащих, руководителей, специалистов:
(2.4.6)
чел.
Основным показателем производительности труда является выработка, характеризующая количество или стоимость произведенной продукции, приходящийся на одного рабочего.
(2.4.7)
тыс.руб./чел.
Расчет фонда заработной платы Тарифный фонд заработной платы рабочих сдельщиков:
(2.4.8)
где — сдельная расценка за единицу изделия, руб.
руб.
тыс.руб.
Тарифный фонд рабочих повременщиков:
(2.4.9)
тыс.руб.
Фонд заработной платы руководителей, специалистов, служащих:
(2.4.10)
где ЗПсреднемесячная заработная плата руководителей, специалистов, служащих, руб.
тыс.руб.
Среднемесячная заработная плата основного рабочего:
руб.
Таблица 3 — Годовой фонд заработной платы всего персонала
Категория персонала | Тарифный фонд заработной платы, руб. | Премии | Дополнительная заработная плата, руб. | Годовой фонд заработной платы, руб. | ||
% | Сумма руб. | |||||
Основные рабочие | 19 535,04 | 4883,76 | 3540,72 | 27 959,52 | ||
Вспомогательный рабочие | 3100,87 | 620,17 | 539,55 | 4260,59 | ||
Руководители, специалисты, служащие | 7938,00 | 2381,4 | 1496,31 | 11 815,71 | ||
Всего: | 30 573,91 | ; | 7885,33 | 5576,58 | 44 035,82 | |
2.5 Расчеты прибыли и рентабельности производства
Для оценки эффективности деятельности предприятия используются показатели прибыли.
Основным видом прибыли производственного предприятия является прибыль от реализации продукции.
Прибыль от реализации продукции:
(2.5.1)
где ВРвыручка от реализации продукции, тыс.руб.;
Ззатраты на производство и реализацию продукции, тыс.руб.
тыс.руб.
Выручка от реализации продукции (без НДС):
(2.5.2)
тыс.руб.
Балансовая (валовая) прибыль:
(2.5.3)
где — доходы от прочих внереализационных операций, тыс.руб.;
— расходы от прочих внереализационных операций, тыс.руб.
тыс.руб.
Сумма налогов на прибыль:
(2.5.4)
тыс.руб.
Чистая прибыль предприятия:
(2.5.5)
тыс.руб.
Рентабельность продукции:
(2.5.6)
Рентабельность продаж:
(2.5.7)
Рентабельность производства:
(2.5.8)
Cрок окупаемости дополнительных капитальных вложений:
(2.5.9)
где — сумма дополнительных капитальных вложений, тыс.руб.;
— прирост прибыли, тыс.руб.
года Сумма дополнительных капитальных вложений:
(2.5.10)
тыс.руб.
Прирост прибыли в результате дополнительных капитальных вложений:
(2.5.11)
где — прирост выпуска продукций, шт.;
— прибыль от реализации единицы изделия, тыс.руб.
тыс.руб.
Прирост выпуска продукции:
(2.5.12)
где — прирост выпуска продукции, %.
шт.
В заключение составляется таблица, в которой приводятся основные показатели, полученные в результате расчетов.
Таблица 4 — Основные технико-экономические показатели
Показатели | Значение | |
Производственная мощность, шт. | ||
Годовой выпуск продукции, шт. | ||
Годовой выпуск продукции, тыс.руб. | ||
Общая численность персонала, чел. | ||
В том числе рабочих, чел. | ||
Выработка продукции на одного рабочего, руб. | 5703,7 | |
Годовой фонд заработной платы, руб. | 30 573,84 | |
Среднемесячная заработная плата основного рабочего, руб. | 14 382,46 | |
Себестоимость единицы продукции, руб. | 17 907,95 | |
Валовая прибыль, тыс.руб. | 171 814,1 | |
Чистая прибыль, тыс.руб. | 137 451,28 | |
Рентабельность продукции, % | 22,8 | |
Рентабельность продаж, % | 18,6 | |
Дополнительные капитальные вложения, тыс. руб. | ||
Срок окупаемости капитальных вложений, (лет, месяцев) | 1,35 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Компания, внедряющая компьютерную систему управления ресурсами предприятия, как правило, требует высокой скорости внедрения в рамках бюджета. Но выбрать правильную систему, способную дать максимальный эффект сложно.
Не все организации спешат внедрять информационные системы. Эти опасения вполне оправданы. Множество проектов терпят неудачу, даже в компаниях с эффективным управлением. В других случаях, когда внедрение проходит нормально зачастую не выполняются сроки начала промышленной эксплуатации и не удается остаться в рамках выделенного бюджета.
Преимущества АСУ ТП: повышение качества и количества выпускаемой продукции, безошибочное выполнение сложных задач без использования человеческого фактора, минимизация рабочих мест.
При успешном внедрении автоматизированных информационных систем управления предприятие может экономить значительную часть своего бюджета.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Горелов А., Ахаян Р., Макашарипов С. Эффективная работа с СУБД — СПб.: Питер, 2009. — 704 с.
Марков А.С., Лисовский К. Ю. Базы данных.
Введение
в теорию и методологию: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 512 с.
Информатика: Учебник / Под ред. проф. Макаровой Н. В. — М.: Финансы и статистика, 2008. -768 с.
Хомоненко А. Д., Цыганков В. М., Мальцев М. Г. Базы данных. Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. А. Д. Хомоненко. — СПб.: КОРОНА-принт, 2008. — 416 с.
Черемных С.В. и др. Моделирование и анализ систем. IDEF-технологии: практикум / С. В. Черемных, И. О. Семенов, В. С. Ручкин. — М.: Финансы и статистика, 2011. — 192 с.
Гагарина Л.Г., Киселев Д. В., Федотова Е. Л. Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем: учебное пособие. — М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2007. — 384 с.
Мишенин А. И. Теория экономических информационных систем. Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2009 г.- 560 с.
Информатика для юристов и экономистов. /Под редакцией Симонович С. В. — СПб.: Питер, 2011 г.-688 с.