Изучение инвестиционных рисков и способы их снижения
Все названные методы связаны по существу с тем, что риски существуют в экономике и обществе объективно. Хозяйствующий же субъект предпринимает различные действия, чтобы уменьшить лично для себя негативные последствия объективно и независимо от него существующих рисков: уклониться, передать (за плату) другим, перераспределить ответственность, разделить ее с другими и т. д. При этом для управления… Читать ещё >
Изучение инвестиционных рисков и способы их снижения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Введение
1. Риски: основные понятия, классификация, управление рисками
1.1 Понятие рисков и их виды
1.2 Управление инвестиционными рисками
2. Инвестиции и инвестиционные риски на СТО «Умелые руки»
2.1 Краткая характеристика деятельности станции технического обслуживания «Умелые руки»
2.2 Анализ внешней и внутренней среды СТО «Умелые руки»
2.3 Бизнес-план по открытию нового магазина автозапчастей
3. Совершенствование управления деятельностью СТО «Умелые руки»
3.1 Основные направления совершенствования инвестиционной деятельности и снижения рисков на СТО «Умелые руки»
Заключение
Список использованной литературы Приложение
Введение
Одним из основных факторов, определяющих перспективное развитие благосостояния общества, является уровень инвестиционной активности в экономике.
«Инвестиции» — слово иностранного происхождения (от лат. investire, нем. investition), в переводе — долгосрочное вложение капитала в какие-либо объекты, социально-экономические программы, проекты в собственной стране или за рубежом с целью получения дохода и социального эффекта.
Термин «инвестиции» в России стал широко использоваться в годы рыночных реформ.
Проблема принятия инвестиционных решений традиционно находится в центре внимания, как ученых-теоретиков, так и хозяйственников-практиков.
И это объяснимо: инвестирование играет ключевую роль в фундаментальных экономических процессах, протекающих как на уровне всей экономики, так и на уровне отдельных предприятий. От качественных и количественных характеристик инвестиций зависят производственный потенциал страны, эффективность его функционирования, отраслевая и воспроизводственная структура общественного производства. Решение многих социальных проблем, таких как безработица, условия труда, уровень жизни населения, связано с масштабами инвестиционного процесса и его эффективностью.
Инвестиционная деятельность всегда осуществляется в условиях неопределенности, степень которой может значительно варьироваться.
Например, в момент приобретения новых основных средств никогда нельзя точно предсказать экономический эффект этой операции. Поэтому нередко решения принимаются на интуитивной логической основе, но, тем не менее, они должны подкрепляться экономическим расчетом.
Инвестирование во всех его формах сопряжено с многочисленными рисками, степень влияния которых на его результаты существенно возрастает с переходом к рыночной экономике, в этом актуальность данной курсовой работы.
Инвестиционный риск характеризует вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь, его уровень при оценке определяется как отклонение ожидаемых доходов от инвестирования от средней или расчетной величины. Поэтому оценка инвестиционных рисков всегда связана с оценкой ожидаемых доходов и их потерь. Однако, оценка риска — процесс субъективный. Сколько бы ни существовало математических моделей расчета кривой риска и точной его величины, в каждом конкретном случае инвестор сам должен определить риск вложений в данное предприятие.
Цель данной курсовой работы — изучить инвестиционные риски и способы их снижения.
Из данной цели вытекают задачи, которые нам необходимо решить:
— рассмотреть понятие и виды рисков;
— рассмотреть способы снижения инвестиционного риска;
— изучить управление рисками;
— рассмотреть деятельность СТО «Умелые руки»;
— составить бизнес-план по открытию нового магазина автозапчастей;
— выявить инвестиционные риски и дать предложения по совершенствованию инвестиционной деятельностью СТО.
Объектом исследования является предприятие Станция технического обслуживания «Умелые руки».
Предметом исследования курсовой работы являются инвестиционные риски и способы их снижения.
Информационной базой курсовой работы являются труды российских ученых: А. С. Нешитого, М. В. Чараевой, Т. У. Турманидзе, И. В. Сергеева, П. И. Вахриной, Л. Лозовского, И. А. Лукасевича, Т. С. Колмыковой и др.
1. Риски: основные понятия, классификация, управление рисками
1.1 Понятие рисков и их виды В Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ инвестициям дается следующее определение: «Инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта».
В процессе инвестиционной деятельности, впрочем, как и в момент принятия любого экономического решения, хозяйствующий субъект неизбежно встречается с ситуацией неопределенности будущих результатов своей деятельности. Другими словами, предприниматель постоянно сталкивается с различными видами рисков.
Турманидзе Т.У. дает такое определение риска, риск — это следствие возможности наступления какого-либо неблагоприятного события, которое может проявляться из-за неопределенности в будущем.
Неполнота или неточность информации об условиях, связанных с исполнением отдельных плановых решений, влекут за собой определенные потери или в некоторых случаях дополнительные выгоды. Это и называется неопределенностью.
Принято различать три вида неопределенности.
Неинформированность. Незнание всего того, что может повлиять на деятельность организации.
Случайность. В любом прогнозируемом событии могут быть отклонения в результате каких-то случайных внешних воздействий: это и отказ в работе оборудования, и срыв в материально-техническом обеспечении процесса производства, и многое другое.
Неопределенность противодействия. Для фирмы в основном это непредсказуемое поведение конкурентов и заказчиков продукции, а также межколлективные неурядицы.
М.И. Ример отмечает, что под риском инвестиционной деятельности понимается возможность возникновения таких условий, которые приведут к негативным последствиям для всех или отдельных участков проекта.
Риском в анализе инвестиционных проектов является вероятность наступления неблагоприятного события, а именно вероятность потери инвестируемого капитала (части капитала) или неполного получения предполагаемого дохода инвестиционного проекта.
Риск связан с тем, что суждение об ожидаемом доходе основывается на ограниченной информации о будущих событиях и порождается изменчивостью множества факторов среды инвестирования в течение временного горизонта инвестиции.
Среда инвестирования, как отмечают Л. Е. Басовский и Е. Н. Басовская, — это совокупность активных субъектов и сил, влияющих на возможности инвестора получить ожидаемый инвестиционный доход.
Среду инвестирования подобно среде предприятия можно разделить на макрои микросреду. События в макросреде оказывают влияние на доходы всех видов инвестиций. Макросреда слагается из шести основных сил: демографическая, экономическая, природная, научно-техническая, политическая, культурная.
Микросреда представляет собой совокупность активных субъектов и сил, которые либо открывают новые возможности, либо грозят конкретному предприятию новыми опасностями и таким образом влияют на доходы инвесторов, финансирующих предприятие. Но в отличие от факторов макросреды, факторы микросреды поддаются контролю и управлению со стороны руководства предприятия. Микросреда, так же как и макросреда, слагается из следующих шести основных сил: предприятие, поставщики, маркетинговые посредники, клиентура, конкуренты, контактные аудитории.
Как отмечает Мальцева Ю. Н. риск, как экономическая категория представляет собой событие, которое может произойти или не произойти.
В случае совершения такого события возможны три экономических результата:
отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток);
нулевой;
положительный (выигрыш, выгода, прибыль).
Существующие риски разнообразны. В зависимости от события риски можно разделить на две большие группы: чистые и спекулятивные.
Чистые риски означают получение отрицательного или нулевого результата.
Спекулятивные риски означают получение как положительного, так и отрицательного результата.
К группе чистых рисков обычно относят следующие их виды:
природно-естественные риски, которые связаны с проявлениями стихийных сил природы: землетрясения, наводнения, бури, пожары, эпидемии и др.;
экологические риски, которые выступают как возможность потерь, связанных с ухудшением экологической ситуации;
социально-политические риски, которые связаны с политической ситуацией в стране и деятельностью государства;
транспортные риски — риски, связанные с перевозками грузов транспортом: автомобильным, морским, железнодорожным и т. д.;
коммерческие риски (собственно предпринимательские) представляют собой опасность потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Они означают неопределенность результатов от данной коммерческой сделки.
К группе спекулятивных рисков обычно относят все виды финансовых рисков, являющихся частью коммерческих рисков.
К рискам, связанным с покупательной способностью, относятся:
1) инфляционные риски — при росте инфляции, получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения реальной покупательной способности быстрее, чем растут. В таких условиях предприниматель несет реальные потери;
дефляционные риски — при росте дефляции происходит падение уровня цен, ухудшение экономических условий предпринимательства и снижение доходов;
валютные риски — опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций;
риски ликвидности, которые связаны с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительной стоимости.
Риски, связанные с вложением капитала, инвестиционные риски — это:
риски упущенной выгоды — риски наступления косвенного финансового ущерба (неполученная прибыль) в результате неосуществления какого-либо мероприятия (например, инвестирования, страхования и т. д.);
риски снижения доходности, которые могут возникнуть в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, вкладам, кредитам;
риски прямых финансовых потерь, которые подразделяются на следующие разновидности:
а) биржевые риски — опасность потерь от биржевых сделок. К этим рискам относятся риск неплатежа по коммерческим сделкам, риск неплатежа комиссионного вознаграждения брокерской фирмы и т. п.;
б) селективные риски — это риски неправильного выбора видов вложения капитала, вида ценных бумаг (проекта) для инвестирования в сравнении с другими видами ценных бумаг (проектов) при формировании инвестиционного портфеля;
в) риски банкротства — опасность в результате неправильного выбора вложения капитала полной потери предпринимателем собственного капитала и неспособности его рассчитаться по взятым на себя обязательствам;
г) кредитные риски, которые связаны с потерей средств из-за несоблюдения обязательств со стороны эмитента, заемщика или его поручителя. В большей степени присущи банковской деятельности. В свою очередь могут быть разделены на составляющие: депозитивный, лизинговый, факторинговый, риск невозврата кредита.
Все рассмотренные виды рисков в той или иной степени оказывают влияние на инвестиционные проекты.
Приведенные классификации не могут быть всеобъемлющими.
Они определяются целью, сформулированной классификационным признаком.
Провести четкую границу между отдельными видами проектных рисков достаточно сложно.
Таким, образом, видов рисков очень много, и классифицируются они по самым разным признакам.
Предусматривая различные варианты развития событий при реализации тех или иных рисковых ситуаций, уже на этапе планирования можно разработать наиболее подходящие методы по управлению уровнем рисков.
1.2 Управление инвестиционными рисками Понимание природы инвестиционного риска и его количественная оценка не всегда позволяют эффективно управлять долгосрочными инвестициями. На первом месте стоят способы и методы непосредственного воздействия на уровень риска с целью его максимального снижения, повышения безопасности и финансовой устойчивости предприятия — проектоустроителя.
Действия по снижению риска ведутся в двух направлениях:
избежание появления возможных рисков;
снижение воздействия риска на результаты производственно-финансовой деятельности.
Первое направление заключается в попытке избежать любого возможного для фирмы риска. Решение об отказе от риска может быть вынесено на стадии принятия решения, а также путем отказа от какого-то вида деятельности, в которой фирма уже участвует.
К избежанию появления возможных рисков относится отказ от использования в высоких объемах заемного капитала (достигается избежание финансового риска), отказ от чрезмерного использования инвестиционных активов в низколиквидных формах (избежание риска снижения ликвидности).
Данное направление снижения риска наиболее простое и радикальное.
Оно позволяет полностью избежать возможных потерь, но и не дает возможности получить тот объем прибыли, который связан с рискованной деятельностью.
Для того чтобы снизить влияние рисков, есть два пути:
принять меры, обеспечивающие выполнение контрактных обязательств на стадии заключения контрактов;
осуществить контроль за управленческими решениями в процессе реализации проекта. При первом пути есть несколько вариантов действий:
страхование;
обеспечение (в случае кредитного договора) в форме залога, гарантии, поручительства, неустойки или удержания имущества должника;
пошаговое разделение процесса утверждения ассигнований проекта;
диверсификация инвестиций. Варианты управленческих решений в целях снижения риска могут осуществляться следующими приемами:
резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов;
реструктурирование кредитов.
Рассмотрим некоторые из способов снижения проектного риска.
Один из наиболее важных способов снижения инвестиционного риска — диверсификация, например распределение усилий предприятия между видами деятельности, результаты которых непосредственно не связаны между собой.
Любое инвестиционное решение, связанное с конкретным проектом, требует от лица, принимающего это решение, рассмотрения проекта во взаимосвязи с другими проектами и с уже имеющимися видами деятельности предприятия.
Для снижения риска желательно планировать производство таких товаров или услуг, спрос на которые изменяется в противоположных направлениях.
Распределение проектного риска между участниками проекта является эффективным способом его снижения, он основан на частичной передаче рисков партнерам по отдельным инвестиционным ситуациям.
Логичнее всего при этом сделать ответственным того из участников, который обладает возможностью точнее и качественнее рассчитывать и контролировать риск.
Распределение риска учитывается при разработке финансового плана проекта и оформляется контрактными документами.
Страхование, является наиболее традиционным методом управления рисками. Однако его возможности в области инвестиционных рисков несколько ограничены, что объясняется принципиальными основами страховой де6ятельности. То есть для того, чтобы риск можно было отнести к группе страхуемых, должно одновременно выполняться три условия:
1) риск должен быть массовым;
2) проявление риска для одного субъекта никак не связано с его проявлениями у других;
3) существуют хорошие методики определения вероятности наступления рискового события.
Наиболее успешно страховые программы работают для чистых рисков, влияние которых на инвестиционный процесс является ограниченным.
Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов — один из наиболее распространенных способов снижения риска инвестиционного проекта. Оно предусматривает установление соотношения между потенциальными рисками, изменяющими стоимость проекта, и размером расходов, связанных с преодолением нарушений в ходе его реализации.
Резервирование средств является, по сути, самострахованием (внутренним страхованием) предприятия.
Лимитирование, как способ снижения рисков заключается в установлении фирмой предельно допустимой суммы средств на выполнение определенных операций (или стадий проекта), в случае потери которых это существенно не отразится на финансовом состоянии предприятия.
Лимитирование применяется банками при выдаче ссуд, промышленными предприятиями — при продаже товаров в кредит, определении сумм вложений капитала, определении величины заемных средств, а также в других ситуациях.
Важную роль в снижении рисков инвестиционного проекта играет приобретение дополнительной информации.
Систематизированный расширенный перечень методов воздействия на риск можно отобразить следующим образом (таблица 1).
Таблица 1. Воздействие на риск
Воздействие на риск | |||
Снижение | Сохранение | Передача | |
Исключение риска | Без финансирования | Страхование | |
Снижение вероятности возникновения риска | Самострахование | Получение финансовых гарантий | |
Снижение возможного ущерба | Привлечение внешних источников финансирования | Другие методы — договорные юридические и т. д. | |
Лаптев С.В., Филина Ф. Н. отмечают, что для управления финансовыми рисками необходимо применение различных методов управления ими, то есть параллельное сочетание методов страхования, самострахования, хеджирования, диверсификации на основе портфельных стратегий. Комплексное использование и/или сочетание методов, механизмов и инструментов позволят предприятию эффективно управлять инвестиционной деятельностью.
Классификация методов управления рисками отображена в таблице 2.
Таблица 2. Классификация методов управления рисками
Принятие риска (самострахование) | Избежание риска (уклонение от риска) | Передача риска (распределение риска) | |||
Самострахование с образованием фонда риска | Самострахование без образования фонда риска | Снижение степени риска через превентильнуюлокализацию и минимизацию | Отказ от рисковых операций | Страхование | |
Использование лимитирования | Диверсификация (диссипация по сочетанию видов) | Программа превентильных мероприятий | Переход к консервативному типу инвестиционной политики | Первичное распределение риска (прямое страхование) | |
Самострахование в бизнес группе | Хеджирование | ; | ; | Усложненное первичное распределение риска | |
Усложненные формы самострах.: — взаимное страхование; - кэптивное страхование | ; | ; | ; | Двойное страхование | |
; | ; | ; | ; | Вторичное распределение рисков (перестрахование) | |
; | ; | ; | ; | Третичное распределение рисков | |
Трансферт риска — это взаимосвязь экономической системы позволяет вовлечь других контрагентов в процесс управления риском, передавая им риск еще до наступления события. Это самый надежный способ управления риском, ведь он позволяет нейтрализовать потери активов через передачу рисков партнерам по отдельным бизнес-процессам путем заключения контрактов.
Предотвращение риска состоит в заблаговременном изучении каждого конкретного вида риска и принятии мер, чтобы не допустить развития событий, ведущих к реализации угрозы и возникновению потерь. К примеру, особую актуальность сейчас приобрело предотвращение рисков в процессе выдачи кредитов (система оценки заемщика).
Уклонение от риска — специально не заниматься теми видами деятельности, где тот или иной риск действует таким образом, что не справиться фирме самой. Данный метод заключается в разработке мероприятий, полностью исключающих данный вид риска. К примеру, отказ от использования в высоких объемах заемного капитала.
Воздействие на источник риска заключается в попытках изменить поведение источника риска так, чтобы уменьшить угрозу, исходящую из него. К примеру, можно устанавливать некие ограничения, контроль доступа к различным инвестиционным сделкам большого объема или большой значимости.
Принятие риска — понимание и оценка риска с вытекающими последствиями в случае непринятия мер по защите от него с одновременным отказом от управления риском.
Сокращение опасного поведения заключается в ограждении опасных зон, установлении взаимного контроля за поведением сотрудников, дополнительном обучении и инструктировании персонала, установлении штрафов и повышенных ставок страхования для лиц и подразделений, повторно допускающих перерасходы и другие потери. В свою очередь, снижение величины потенциальных потерь состоит в том, чтобы установить абсолютные лимиты на инвестиционные ресурсы — к примеру, вложения в особо опасные отрасли.
Все названные методы связаны по существу с тем, что риски существуют в экономике и обществе объективно. Хозяйствующий же субъект предпринимает различные действия, чтобы уменьшить лично для себя негативные последствия объективно и независимо от него существующих рисков: уклониться, передать (за плату) другим, перераспределить ответственность, разделить ее с другими и т. д. При этом для управления рисками используются по преимуществу разнообразные финансовые инструменты: контракты, направленные на регулирование цен, процентных ставок, финансовое планирование и прогнозирование, создание финансовых резервов (самострахование), страхование, хеджирование, объединение финансовых ресурсов для покрытия потерь и т. д. Такое управление рисками можно назвать управлением на основе перераспределения ответственности (за последствия объективных рисков).
Рассматривая все вышесказанное, можно заключить, что в настоящее время необходимость оценки рисков инвестиционных проектов уже ни у кого не вызывает сомнений, хотя процесс оценки неточен и часто возникает искушение проигнорировать соображения, касающиеся риска, поскольку они туманны.
Следовательно, для того, чтобы повысить эффективность управления рисками, необходимо найти более дифференцированные, чем общие методы, средства управления рисками, с тем, чтобы обеспечить их адресное соответствие имеющемуся на практике подвидовому разнообразию типов возможных неблагоприятных событий.
В России в силу исключительно высокой экономической и политической нестабильности умение анализировать возможные риски приобретает особое значение.
2. Инвестиции и инвестиционные риски на СТО «Умелые руки»
2.1 Краткая характеристика деятельности станции технического обслуживания автомобилей «Умелые руки»
Станция технического обслуживания «Умелые руки» ИП Дерюгина В. А. зарегистрирована в ИФНС г. Октябрьского РБ в 2003 году.
Адрес фирмы: РБ г. Октябрьский, ул. Луначарского д.2
Фирма арендует производственные площади у частных лиц.
Станция технического обслуживание производит услуги в сфере ремонта и обслуживания автотранспортных средств, а также продажу сопутствующих товаров для ремонта и обслуживания автотранспортных средств.
Основными видами деятельности предприятия на настоящий период времени являются:
— мойка автомобилей (1 мойка в северной части города, 1 мойка в центральной части и 2 мойки в на ул. Северной);
— станция технического обслуживания (кузовные, покрасочные, электоротехнические, шиномонтаж, ремонт двигателя, подвески и т. д.);
— подбор автоэмалей;
— продажа запчастей и комплектующих к автомобилям, автомобильных масел (отдел на рынке).
На СТО «Умелые руки» осуществляется продажа эмалей RM-BASF, а также процедура цветоподбора для покраски автомобилей. Грунты, лаки, шпатлевки и автомобильные эмали RM зарекомендовали себя как продукция премиум — класса, дающая превосходный результат. Также в ассортименте магазина СТО представлены высококачественные швейцарские абразивные материалы от крупнейшего европейского производителя siaAbrasivesIndustries AG.
Также можно найти абразивы для выполнения механических работ по удалению ржавчины и старого ЛКП, шлифования шпатлевочных масс и грунтов, матирования и деликатной обработки автоэмали и подготовки поверхности к полированию. С такими материалами авторемонт станет быстрым, надежным и качественным.
СТО «Умелые руки» — это не только продажа расходных материалови оборудования, это еще и менеджмент автосервиса как консультационная услуга. У каждого начинающего СТО или автосервиса наступает момент, когда кузовной ремонт и оборудование для него становятся необходимыми. Специалисты СТО помогут осуществить подбор эмалейи спроектировать будущий малярный или кузовной цех, наглядно покажут, где, например, наиболее эффективно может происходить покраска кузова или где и с помощью какого оборудования должна осуществляться рихтовка автомобилей в условиях существующей площади, а также оценят и спроектируют то место, где будет размещаться покрасочная камера для автомобилей и предоставят рекомендации или услуги по ее правильному монтажу.
2.2 Анализ внешней и внутренней среды СТО «Умелые руки»
Анализ внешней среды СТО представляет собой оценку состояния и перспектив развития с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды.
Значительное воздействие на «Умелые руки» оказывают факторы внешней среды (макросреды), под влиянием которых изменениям могут подвергнуться эффективность функционирования предприятия и устойчивость его финансово-хозяйственной деятельности. В целях предотвращения каких-либо негативных последствий для СТО «Умелые руки» необходимо выявить и определить весьма популярным методом исследований, происходящих в макросреде событий, является STEP (политический/правовой, экономический, социально-культурный и технологический) анализ. Факторы макросреды оказывают различное, изменяющееся со временем влияние на стратегию бизнеса. STEPанализ призван облегчить оценку влияния факторов внешней среды на стратегию, он привлекает внимание к динамической природе деловой среды и подчеркивает необходимость периодического пересмотра планов.
Далее представлены идентификации факторов макросреды косвенного воздействия:
Политический/правовой:
трудовое законодательство;
налоговая политика;
устав компании;
политика приватизации;
общественный контроль над расходами.
Законодательство, касающееся функционирования коммерческих предприятий не претерпело решающих изменений. В законодательстве по предприятиям неоднозначно рассмотрен момент правового положения данных субъектов и деятельности, которой они вправе заниматься.
Социально-культурный:
демографические изменения;
развитие системы ценностей общества;
перемены в образе жизни (например, изменения состава семей, отношений к работе и к свободному времени);
изменения вкусов и предпочтений потребителей (например, отношение к вопросам охраны окружающей среды);
уровни образования.
Экономический:
процентные ставки и уровень инфляции;
доверие потребителей;
цикл деловой активности;
перспективы экономического роста;
уровень безработицы;
чистый доход после уплаты налогов;
издержки заработной платы;
конкуренция, альтернативные поставщики.
В целом экономическая ситуация в стране начинает медленно, но верно выправляться. Этому способствуют усилия президента и правительства, которые, наконец, занялись экономикой, а не политическими спорами, а также повышение деловой активности населения, адаптировавшегося к условиям рыночной экономики.
Технологический:
потенциал нового продукта, создание рынка;
альтернативные способы предоставления услуг;
новые открытия;
уровень государственного и отраслевого финансирования исследований и разработок;
изменение коммуникационных технологий;
новые производственные технологии;
уровень передачи технологий.
В настоящее время из вышеприведенного перечня наибольшее влияние на корректировку инвестиционной стратегии СТО «Умелые руки» оказывают такие факторы, как: политические, экономические, социальные и технологические. Изложение этих факторов приведено ниже в таблице 3.
Таблица 3. Факторы макроокружения, влияющие на деятельность СТО «Умелые руки»
Политические | Экономические | |
1.Значительная роль государства в деятельности фирмы, особенно в политике ценообразования; 2. Нестабильность налоговой системы, что может привести к возрастанию цен. | 1. Процентные ставки в банках достаточно высокие; 2. В настоящее время высокая конкуренция среди поставщиков; 3. Наличие высоких налоговых ставок; 4. Ограничение рекламной деятельности; 5. Проблема неплатежей. | |
Социальные | Технологические | |
1. Уровень безработных высок; 2. Перемены в образе жизни населения; 3. Снижение покупательской способности. | 1.Разработка нового товара; 2.Создание новых технологий; 3.Компьютеризация деятельности предприятия. | |
Внешняя среда прямого воздействия:
Анализ факторов конкуренции предполагает постоянный контроль со стороны руководства СТО за действиями конкурентов. Контроль деятельности конкурентов позволяет руководству СТО постоянно быть готовым к потенциальным угрозам. Основными конкурентами предприятия являются близлежащие станции технического обслуживания и автомойки по ул. Северной и в районе автовокзала. Их достаточно много — порядка восьми СТО и пяти автомоек.
Что касается отдела подбора автоэмалей, который существует при действующей станции технического обслуживания, то можно отметить, что в данной отрасли работают более 7 предприятий, но действительную конкуренцию данной СТО составляют только 2 предприятия: ООО «Автостар», «Форсаж».
Основными поставщиками СТО «Умелые руки» являются ООО «Европроект», «СЛК», «Автоспектр», ООО «Автостар» и др. Предприятие уже более трех лет работает с торговыми фирмами из г. Казани, Уфы и других городов.
Потребителями товаров и услуг СТО «Умелые руки» является юридические лица и автолюбители с доходом выше среднего.
Произведенный анализ внешней среды позволяет установить условия, связанные с угрозами и возможностями ООО «Форсаж».
Для обоснования необходимости реализации инвестиций в развитие существующего автосервиса и создания нового магазина запасных частей в 35-м микрорайоне рассмотрим основные показатели деятельности предприятия за 2009 — 2011 гг.
Рассмотрим оценку динамики объемов выручки от реализации продукции в стоимостном выражении — важный этап в анализе эффективности деятельности предприятия в целом. В таблице 4 представлена динамика объемов реализации продукции СТО «Умелые руки» за 2009 — 2011 г.
Таблица 4. Динамика выручки от реализации продукции за период 2009 — 2011гг., руб.
Выручка от реализации | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | Отклонения (+,-) | Отклонения (+,-) | Темпы роста, % | Темпы роста, % | |
2010 г. к 2009 г. | 2011 г. к 2010 г. | 2010 г. к 2009 г. | 2011 г. к 2010 г. | |||||
ИТОГО: | +18 534 884 | +5 439 792 | +161,3 | +111,1 | ||||
Как видно из анализа, объемы выручки от реализации продукции и услуг в стоимостном выражении, несмотря на финансовый кризис в стране, постоянно растут.
Для оценки эффективности финансовой деятельности предприятия проведем анализ финансовых результатов деятельности исследуемого предприятия. Анализ динамики финансовых результатов предприятия проводим на основе данных таблицы 5.
Рост выручки от продаж за исследуемый период обусловлен расширением услуг СТО, сокращением времени обслуживания клиента и быстрой отгрузкой товара со склада (при условии его наличия на складе), тогда как в предыдущие периоды имела только 2 торговых точки, то в 2011 году появился магазин продажи запасных частей в районе рынка. Одновременно вырос и объем запасных частей и комплектующих, автомобильных масел, закупаемого у поставщиков. Как следствие, предприятие стало иметь возможность приобрести товары по более низким ценам, чем в прошлые периоды (за счет получения скидок по объему приобретаемого товара). Так как снизились «входные цены» на товар, предприятие снизило и отпускные, продажные цены; поэтому рост выручки у предприятия в 2011 году значительно больше и составил 54 217 596 млн руб. или 111,1%, чем в 2010 году (48 777 804 млн руб.). В 2010 году увеличились и коммерческие расходы предприятия. Это связано с увеличением расходов на рекламу. Растут операционные расходы и доходы. Чистая прибыль предприятия неуклонно растет. При этом в 2010 г. ее сумма увеличилась по сравнению с 2009 г. более чем на 104,1%, а в 2011 г. чистая прибыль составила 47 453 тыс. руб. или на 129,5%.
Таблица 5. Состав и структура финансовых результатов, руб.
Показатели | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | Изменения (+, -) | Изменения, % | |||
2010 г. к 2009 г. | 2011 г. к 2010 г. | 2010 г. к 2009 г. | 2011 г. к 20 010 г. | |||||
Выручка от продажи продукции, работ, услуг (без НДС) | +185 344 884 | +5 439 792 | +161,3 | +111,1 | ||||
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | +8 065 808 | +10 118 361 | +129,4 | +128,5 | ||||
Валовая прибыль | +10 469 076 | — 4 678 569 | +65,0 | — 64,9 | ||||
Коммерческие расходы | +129 282 320 | — 123 905 276 | +4793,8 | — 6,15 | ||||
Прибыль (убыток) от продаж | +19 756 | +19 756 | +116,9 | +389,0 | ||||
Прочие операционные доходы | +5026 | +52 706 | +296,0 | +794,5 | ||||
Прочие операционные расходы | +30 717 | +432 200 | +147,1 | +550,9 | ||||
Прибыль (убыток) до налогообложен. | — 5935 | +14 213 | — 89,0 | +129,4 | ||||
Текущий налог на прибыль | — 7382 | +3411 | — 61,1 | +129,5 | ||||
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода | +1447 | +10 802 | +104,1 | +129,5 | ||||
Как показал анализ финансовых результатов предприятия СТО «Умелые руки», финансовое положение предприятия является удовлетворительным, оно является прибыльным предприятием. Это свидетельствует об эффективности бизнеса.
Для нормального функционирования предприятия необходимо наличие основных производственных фондов, состоящих из зданий, сооружений, машин, технического оборудования и других средств труда, которые участвуют в процессе производства, являются главной основой деятельности предприятия.
Проведем анализ основных производственных фондов предприятия за период 2009 — 2011гг. на основе данных в таблице 6.
Таблица 6. Анализ основных производственных фондов предприятия СТО «Умелые руки» за период 2009 — 2011 гг.
Показатели | Годы | Темп роста 2010 г. к 2009 г. | 2011 г. | Темп роста 2011 г. к 2010 г. | ||||
2009 г. | 2010 г. | откл. | % | откл. | % | |||
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. | 414 614,5 | 89 925,5 | 121,6 | — 7731 | 98,4 | |||
Среднесписочная численность работников, чел. | +4 | 104,4 | +7 | 107,4 | ||||
Выручка от продажи, тыс. руб. | +18 534 884 | 161,3 | 111,1 | |||||
Прибыль от продаж, тыс. руб. | +19 756 | 116,9 | +393 707 | +388,5 | ||||
Фондоотдача, руб. / руб. | 72,9 | 96,6 | +23,7 | 132,5 | 109,1 | +12,5 | 113,0 | |
Фондоемкость, руб. / руб. | 0,01 | 0,02 | +0,01 | 0,09 | +0,07 | |||
Рентабельность основных средств, % | 28,6 | 27,0 | — 1,6 | 94,4 | 106,7 | +79,7 | 395,1 | |
Фондовооруженность труда | 4606,8 | 5367,4 | +760,6 | 116,5 | 4919,0 | — 448,4 | 91,7 | |
Расчеты в таблице 2.2.4 показывают, что фондовооруженность труда 2010 г. по отношению к 2009 г. она повысилась на 760,6 тыс. руб./чел., а в 2011 г. снизилась на 448,4 тыс. руб./чел. при снижении стоимости фондов и увеличении среднесписочной численности персонала. Фондовооруженность снижается за счет снижения стоимости основных производственных фондов. В целом за рассматриваемые годы она повысилась с 4606,8 тыс. руб./чел. до 4919,0 тыс. руб./чел.
Положительным фактом в управлении основными фондами является рост фондорентабельности. В 2009 г. на 1 руб. вложенных средств в ОПФ приходилось 28,6 коп. чистой прибыли. Далее в 2010 г. этот показатель составил 27,0%, а к концу 2011 г. возрос до 106,7%. Фактически по сравнению с 2009 г. фондоотдача выросла с 72,9 на 109,1 в 2011 г.
Особое внимание в исследовании финансовых результатов предприятия следует уделить анализу показателей рентабельности. Рентабельность один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства на предприятии, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг). Рентабельность предприятия показывает степень прибыльности его деятельности, служит одним из показателей эффективности его финансовой деятельности. Коэффициенты рентабельности, рассчитанные по отчетным данным СТО представлены в таблице 7.
Таблица 7. Коэффициенты рентабельности и прибыльности СТО «Умелые руки»,%
Показатель | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | |
Рентабельность продаж | 0,38 | 0,27 | 0,97 | |
Рентабельность основной деятельности | 0,42 | 0,38 | 1,16 | |
Рентабельность всего капитала предприятия | 8,4 | 7,2 | 9,5 | |
Рентабельность собственного капитала | 5,8 | 6,1 | 7,9 | |
Период окупаемости собственного капитала | 1704,3 | 1637,1 | 1264,4 | |
Рентабельность производственных фондов | 0,63 | 0,44 | 0,36 | |
Рентабельность перманентного капитала | 1,9 | 2,03 | 2,63 | |
Рентабельность основной деятельности показал, что в 2009 г. предприятие получило 0,42 коп, прибыли на каждый рубль понесенных затрат на производство продукции, в 2010 и 2011 гг. — 0,38 и 1,16 коп. соответственно. Этот показатель отражает контроль над себестоимостью продукции. Лишь в 2010 г. эта тенденция свидетельствует об ухудшении контроля над себестоимостью.
Рентабельность всего капитала предприятия, т. е. чистая прибыль в 2009 г. составила 8,4%, в 2010 году — 7,2%, в 2011 г. — 9,5% от среднегодовой стоимости производственных активов. Как видно из расчетов, значение капитала всего предприятия растет, что, безусловно, является положительным моментом в деятельности предприятия.
Рентабельность собственного капитала показывает, насколько эффективно используется собственный капитал предприятия, то есть какой доход получает предприятие на одну денежную единицу собственных средств, из этого следует что в 2011 г. на каждый рубль, вложенный собственниками предприятия приходится 7,9 коп. чистой прибыли, что на 2,1 коп. выше, по сравнению с 2009 г., и на 0,3,коп. выше, чем в 2010 г.
Рентабельность производственных фондов показывает, с 2009 г. происходит резкое падение использование производственных фондов, этот показатель снизился с 0,63 в 2009 г. до 0,36 в 2011 г.
2.3 Бизнес-план по открытию нового магазина автозапчастей Наиболее важным направлением развития бизнеса в автосервисе, является продажа запасных частей, данное предприятие не использует возможность заработать на продаже запасных частей, которые используются при ремонте машин. При этом по экспертной оценке, выручка от реализации деталей достигает 70% от общего оборота в зависимости от марки автомобиля, остальное это реализованные услуги автосервиса.
Поэтому в конце 2011 года руководство СТО «Умелые руки» приняло решение о необходимости создания магазина запасных частей, который бы обслуживал не только действующую СТО, но и продавал запасные части и автомасла автолюбителям и юридическим лицам города и близлежащих населенных пунктов.
Цель создания магазина запасных частей — удовлетворение потребителей в высококачественных и недорогих запасных частях и автомобильных маслах. Деятельность магазина запасных частей СТО «Умелые руки» имеет целью оказание услуг населению в области подбора необходимых запасных частей, их продаже, предварительному заказу запасных частей, а также их последующей установке при ремонте автомобиля клиента.
Основные клиенты: юридические и физические лица города — владельцы отечественных автомобилей: УАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, ВАЗ, КАМАЗ, МАЗ, ПАЗ.
Владелец компании имеет большое количество долговременных и дружеских контактов в поставщиками, работающими в области автомобильных услуг. Это позволит заключать выгодные сделки, минимизируя их стоимость и сроки поставок, а также смягчая контрактные условия. Запасы будут также приобретаться у региональных оптовых компаний и непосредственно у производителей. Нашими основными поставщиками будут оптовые компании, поскольку они способны осуществлять быстрые и относительно дешевые поставки техники. Основные поставщики: ОАО «АвтоДеталь-Сервис», ОАО «ГАЗ», ОАО «КАМАЗ» (Набережные Челны), ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «АМЗ» (г. Арзамас) и другие.
Основные конкуренты — крупные СТО и магазины запасных частей г. Октябрьского, в частности «Формула», «Автосити», «Вега», и другие, которые располагают более крупными складами запчастей.
Инвестиционный проект предусматривает создание в Октябрьском нового магазина запасных частей.
Целью создания магазина является:
а) содействие развитию в области рынка автомобилей;
б) информационная и техническая помощь населению в подборе запасных частей;
в) с помощью продажи оригинальных запасных частей привлечь большее количество автомобилистов.
Компания обеспечивает своих клиентов высококачественными запасными частями к отечественным автомобилям по разумной цене. Компания стремится установить с потребителями, сотрудниками и поставщиками отношения партнерства и сотрудничества. Стремясь всегда удовлетворять запросы клиентов, компания постоянно анализирует состояние рынка, выясняя его потребности. Усовершенствование существующей техники и появление новой позволяет постоянно развивать бизнес.
Успех компании зависит от доверия клиентов, степени их удовлетворенности качеством товаров и ценами.
Привлекательность магазина будет достигаться и системой распространения, предусматривающей создание собственного сайта, в котором будет представлен ассортимент запасных частей магазина, а также приниматься заказы на поставку деталей, отсутствующих на складе магазина.
Также компания планирует выпускать рекламные листовки, раздавая их посетителям СТО и автомоек СТО «Умелые руки».
Из 1500 опрошенных лиц 980 ответили положительно на вопрос: «Станете ли Вы покупателем данного магазина?»
Затраты на создание и работу магазина составят в 2014 г. 16 787,08 тыс. руб. (Таблица 2.3.1, приложение 1).
В 2013 г. планируются продажи запасных частей и автомасел в объеме 15 300 тыс. руб., а в 2014 г. — 38 000 тыс. руб. Таким образом, уже в первом году реализации проекта магазин начнет получать прибыль.
Для обеспечения устойчивой работы магазина запасных частей предполагается создать стартовый капитал в размере двух миллионов рублей. Учредители создают уставный капитал в размере 100,00 тыс. руб. и добавочный — 900,00 тыс. Потребность в кредите составляет 1000,00 тыс. руб. Возврат заемных средств планируется осуществить полностью к концу 2015 г.
Магазин запасных частей планируется открыть в арендованном помещении площадью 55 квадратных метров, примыкающем к существующему СТО. На территории СТО есть свободное помещение, где можно организовать склад запасных частей.
Сегмент рынка, который предполагается занять, составляет приблизительно 1400 — 2000 потенциальных покупателей в месяц. Покупателями запасных частей будут автолюбители, юридические лица, посетители автомоек, а также те, кто хочет отремонтировать автомобиль на СТО «Умелые руки». Как показали маркетинговые исследования, 60% из них не удовлетворены состоянием рынка запасных частей г. Октябрьского в части многочисленных подделок.
Основные конкуренты — крупные СТО и магазины запасных частей г. Октябрьского, в частности «Автосити», «Автоград» и другие, которые располагают более крупными складами запчастей.
Основные конкурентные преимущества СТО «Умелые руки»:
— продажа качественной продукции;
— предоставление широкого ассортимента продукции;
— высокий процент выполнения заказов;
— возможность работать с мультибрендовыми заказами;
— высокое качество упаковки и укладки продукции.
От других подобных магазинов данная компания отличается, прежде всего, более низкой ценой, что делает товары и услуги более доступными для потребителей и, соответственно, прибыльными. Еще одно отличие данного магазина от аналогичных заключается в том, что на сайте компании содержится очень большой объем информации о запасных частях, особенностях выбора и подбора запчастей и масел. Планируется зарабатывать на рекламе, размещенной на сайте магазина.
Продажа запасных частей и масел осуществляется в розницу и мелким оптом. Наценка к закупочной цене составляет приблизительно 20−30% в зависимости от вида товара.
Наиболее популярными и эффективными каналами реализации запасных частей является непосредственно сам магазин, желательно около или в сотрудничестве с СТО, что и хочет реализовать компания. Также будет использоваться современный канал продаж через Интернет.
а) реклама в Internet;
б) реклама в газете «Метро», бесплатно распространяемая среди населения.
Вероятнее всего, потенциальными покупателями запасных частей и автомасел будут люди, имеющие отношение к сфере автомобилям: имеющие автомобиль в собственности, в аренде или служебный автомобиль. Это обусловлено тем, что магазин носит специфический характер и не может быть интересно широкому кругу лиц.
Расчет: население города Октябрьского составляет примерно 109 000 человек. Так как рассматриваемый проект — магазин «Автозапчасти» — предназначено для людей, имеющих отношение к автомобилям, то можно предположить, что возраст потенциальных покупателей данного издания колеблется от 18 — 60 лет (трудоспособная часть населения), поэтому реклама по продвижению издания на рынок должна учитывать этот возрастной фактор.
Сильные стороны компании: хорошее географическое расположение (густонаселенный популярный у автомобилистов район города), грамотная рекламная кампания, сравнительно невысокая цена, большой объем информации. К недостаткам можно отнести узкую спецификацию магазина.
Угрозы:
— социальные: большая часть потенциальных покупателей может не приобрести оригинальные запасные части и автомасла по материальным причинам или в силу его специфики (если человек не планирует операций с автомобилем, то запчасти он покупать не будет и покупать не станет).
— финансовое несогласие рекламодателей с расценками на рекламную площадь на сайте, т. к. сайт новый и еще неизвестный широкому кругу читателей.
Продажа запасных частей и автомасел будет производиться в арендованном помещении. Склад запасных частей будет находиться в соседнем помещении.
К концу реализации проекта магазин обретет финансовую устойчивость, рассчитается по кредиту и обеспечит прибыльность дальнейшего производства.
Магазин запасных частей создается в форме структурного подразделения СТО «Умелые руки». Учредителями выступает одно физическое лицо. Деятельность магазина регламентируется действующим законодательством Российской Федерации, уставом, распоряжениями руководителя.
При реализации проекта возможны следующие кризисные ситуации, в которых автор проекта предполагает действовать так, как отражено в таблице 8.
Таблица 8. Возможные кризисные ситуации и способы минимизации потерь
Возможные кризисные ситуации | Способы минимизации потерь | |
Дефицит запасных частей | Предусмотрен переход на заключение договоров с другими поставщиками. Это потребует дополнительных расходов на транспорт, что будет компенсировано путем снижения расходов на другие хозяйственные нужды и связь. | |
Увольнение работников, чьи должности предусмотрены в единственном числе | У директора есть база данных, позволяющая в короткие сроки подобрать человека на освободившуюся должность. В случае требования оплаты, превышающей оплату по штатному расписанию, компенсация за счет расходов на рекламу | |
Количество продаж не достигнет количества, по которому произведены прогнозные расчеты | На весь период проекта работники будут приниматься по контракту, который при благоприятной ситуации будет перезаключаться. Срок первого контракта — один год. Сокращение количества работников будет проводиться по прогнозу финансовой ситуации, сложившейся при реальном количестве продаж. | |
Финансовые показатели к концу 2012 г. окажутся ниже расчетных | Предприниматель сделает дополнительный взнос, позволяющий полностью рассчитаться с кредитором в соответствии с графиком погашения кредита. | |
3. Совершенствование управления деятельностью СТО «УМЕЛЫЕ РУКИ»
3.1 Основные направления совершенствования инвестиционной деятельности и снижения рисков на СТО «Умелые руки»
СТО «Умелые руки» решило организовать новое направление деятельности — создание магазина запасных частей.
Во-первых, необходимы создание магазина и организация ее работы.
Помимо снятия площади в аренду, не надо забывать об их оснащении — приобретении рабочей мебели, компьютеров и т. п., а также инструментария сотрудников и материалов для их деятельности. Также необходимо закупить необходимое стеллажное оборудование для склада запасных частей и автомасел. Учитывая, что планируется воспользоваться современным каналом продаж — продажа через сайт в Интернете, надо предусмотреть закупку компьютерной техники, подключение к телефонной сети и сети Интернет. Автомобиль Газель передается владельцем фирмы для нужд магазина для привоза и развозки запасных частей и других нужд магазина.
Поиск продавцов-консультантов начинать как можно раньше. Привлечь их можно, лишь обеспечив им благоприятные условия труда, в первую очередь достаточно высокую его оплату.
Для успешной реализации проекта организации деятельности магазина запасных частей необходимо создать календарный план реализации проекта.
Главной целью организации нового направления в деятельности СТО «Умелые руки» является увеличение доходов и прибыли фирмы за счет диверсификации ее деятельности.
Руководитель проекта — директор магазина, на него возложена функция управления подготовкой и реализацией бизнес — идеи по созданию и деятельности нового магазина.
Деятельность по созданию нового магазина условно поделим на два основных этапа:
I этап — подготовка к реализации проекта по созданию нового магазина, который включает в себя 13 этапов;
II этап — функционирование магазина запасных частей, который включает в себя 5 видов работ.
Наглядно основные этапы подготовки и реализации проекта по созданию магазина представим в виде диаграммы Ганта (таблица 9).
Таблица 9. Основные этапы реализации проекта создания магазина запасных частей
Наименование задач | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | |||||||||||
1кв. | 2кв. | 3кв | 4кв | 1кв | 2кв | 3кв | 4кв | 1кв | 2кв | 3кв | 4кв | |||
1.Подготовительный этап | ||||||||||||||
— оформление кредита | ||||||||||||||
— аренда помещения | ||||||||||||||
— оборудование рабочих мест | ||||||||||||||
— оборудование склада запасных частей | ||||||||||||||
— набор персонала | ||||||||||||||
— создание собственного сайта | ||||||||||||||
— заключение договоров с Баштел на оказание услуг телефонной связи и сети Интернет | ||||||||||||||
— заключение договоров на размещение рекламе на сайте | ||||||||||||||
— заключение договоров с поставщиками | ||||||||||||||
— подбор, закупка и установка оборудования | ||||||||||||||
— другие работы | ||||||||||||||
2. Функционирование магазина запасных частей | ||||||||||||||
— закупка запасных частей и автомасел у поставщиков | ||||||||||||||
— реклама магазина | ||||||||||||||
— реализация запасных частей и автомасел | ||||||||||||||
— погашение кредита | ||||||||||||||
Сложность и комплексность задач по управлению проектом рождает потребность в высокой технической компетентности, владении большими объемами экономических, правовых, управленческих знаний, поэтому создание профессиональной проектной команды — необходимое условие эффективной работы над проектом.
Для обеспечения эффективного руководства командой проектный менеджер должен:
— определить организационную структуру команды, подобрать ее состав, распределить функции и обязанности;
— назначить руководителей и ответственных за отдельные направления;
— своевременно спланировать, распределить и скоординировать работу;
— четко объяснить цели и задачи;
— преодолевать препятствия и избегать конфликтов;
— обеспечит трудовую активность команды силой личного авторитета, заинтересовать каждого члена команды, оказывать им помощь и проявлять участие, поддержать перспективу команды;
— привлекать всех к решению задач;
— обеспечить поддержку проекта со стороны руководства и регулирование отношений с окружением команды, создавать привлекательный имидж команды.
Эффективность работы отдельных членов команды зависит от решения следующих управленческих задач:
— управление количественным составом команды;
— управление функциональными обязанностями членов команды;
— распределение функциональных и командных ролей.
Оптимизация структуры магазина стала важным направлением менеджмента магазина.
Структура магазина должна быть, с одной стороны, достаточно жесткой. Только в этом случае она будет способствовать стабильности деятельности всех членов коллектива, ее ритмичности. Но с другой стороны, эта структура должна быть гибкой, не отставать от изменений обстановки, в которой действует магазин.
Если этого требует ситуация на рынке автомобильных запасных частей и автомасел, необходимость усиления борьбы с конкурентами, в структуру торгового коллектива нужно немедленно вносить соответствующие изменения. Обеспечение органичного сочетания этих двух характеристик — задача торгового менеджмента.
При формировании структуры магазина предпринимателем руководило стремление к повышению конкурентоспособности магазина и к сокращению расходов, связанных с его подготовкой и деятельностью. Именно поэтому руководитель магазина запасных частей выбрал такую структуру ее организации, которая насчитывает необходимый минимум сотрудников.
Оптимизация управления коллективом — одна из важнейших задач торгового менеджмента. При этом менеджеру приходится учитывать все характеристики магазина. Это трудовой производственный коллектив, продукция которого становится на рынке товаром.
В процессе торговой практики используют эффективные методы управления коллективом. К ним относятся политические, правовые, организационные (административные), психологические и экономические методы управления. Разумеется, руководитель магазина проводят определенную информационную политику, на формирование которой влияют как политика государства, власти, так и интересы, прежде всего экономические, владельца. Эта торговая политика магазина определяет характер и позицию торговли в стране, направление деятельности коллектива магазина. Она влияет и на использование различных административных методов управления: моделирования и планирования, координирования и контроля, стимулирования и обеспечения оптимальных условий труда и др.
После вхождения магазина на рынок запасных частей и автомасел города Октябрьского в рыночную экономику быстро возрастает значение экономических методов управления магазином. Используя их, руководитель коллектива получают возможность финансового воздействия на работу сотрудника. Весьма эффективно регулирование размера оплаты труда, который можно изменять в зависимости от качества труда и трудоемкости процесса его подготовки.
К экономическим методам управления коллективом относится и стимулирование труда работников. В каждом магазине полезно разработать систему стимулирования сотрудников. В ее основе — сочетание материальных и моральных стимулов.
Эффективное управление персоналом — это основа управления проектом.
Особое место в системе управления проектом занимает система мотивации его команды.. Члены команды проекта должны быть заинтересованы как можно скорее получить результат проекта с наименьшими затратами.
Для эффективной мотивации на достижение результата определяются критерии успешности проекта. Если результат будет получен с запозданием на год и конкуренты уже выпустят на рынок аналогичный продукт, будет ли проект успешен? Если затраты на выполнение проекта будут такими, что продажи нового продукта их не покроют, получит ли команда проекта премию? В магазине запасных частей в последующем планируется практиковать экономические методы стимулирования труда сотрудников, которые выражаются в виде премий и других денежных вознаграждениях.
При контрактной системе найма работников магазина самой эффективной формой их стимулирования, сочетающей материальную и моральную стороны, является продление или перезаключение контракта с внесением в него изменений, улучшающих условия труда и его оплаты.
Наряду с системой стимулирования работников руководство магазина выработало и формы взыскания — наказания за ошибку, срыв задания, нарушение трудовой дисциплины и этики продавца и, конечно, за действия, повлекшие за собой экономические потери, уменьшение доходов магазина. Эти формы имеют материальный характер — вычитание из зарплаты, лишение премий и т. д.
Важно лишь, чтобы при использовании любой формы стимулирования или взыскания была соблюдена объективность: мера поощрения или наказания должна соответствовать мере заслуг или проступка. Лишь в этом случае действия руководителей будут поддержаны коллективом, их использование даст запланированный эффект, в том числе экономический.
На дальнейших этапах деятельности магазина придется решить задачу ее моделирования.
Моделирование и планирование работы магазина. Разработка моделиструктуры магазина и его работы, процесса осуществления электронных продаж — одна из предпосылок успеха в конкурентной борьбе после его выхода на рынок. Моделирование требует времени, сил, высокого профессионализма специалистов, которые этим занимаются, и определенных расходов — оплаты их труда. Но без модели работы магазина она не имеет шансов удержаться в избранной ею рыночной нише.
Разработав модель работы магазина (традиционные продажи и продажи через сайт магазина), учитывающую его тип, особенности целевой аудитории, регион распространения и другие характеристики, руководитель магазина могут в соответствии с нею организовать работу коллектива. Модель позволит им сократить время, силы и расходы, связанные с подготовкой и продажами. Первая и важнейшая ее часть — содержательно-тематическая модель — определит главные ассортиментные группы запасных частей и виды автомасел. Она поможет установить глубину и ширину ассортимента продукции. Вторая часть — композиционная модель магазина — облегчит распределение его работы во времени (часы работы с 10.00 до 22.00) и в пространстве (торговый зал и продажи через сайт, не выходя из дома). Хорошо разработанная модель работы магазина облегчает планирование ее деятельности.
Минимизация размеров торгового коллектива и связанное с нею повышение интенсивности работы каждого сотрудника повышает значение нормирования их труда и учета его результатов. Только установление минимальной количественной нормы работы, выполняемой при продажах (12 часовой рабочий день), при соблюдении высоких требований к его качественным характеристикам, может обеспечить ритмичную и эффективную работу коллектива. Это средняя норма, определяемая руководителем магазина без учета индивидуальных особенностей каждого сотрудника. Значительно больший эффект может дать установление индивидуальной нормы, определяемой с учетом способностей и возможностей сотрудника. Такую норму можно было бы даже заложить в контракт, заключаемый с сотрудником редакции.
Введение
норм в торговую практику предполагает и учет результатов труда работников. Если в магазине нет возможности поручить выполнение этой обязанности одному из ее сотрудников, то этим придется заниматься директору, который имеет наилучшее представление о вкладе каждого в работе магазина.
Уровень магазина, его соответствие запросам аудитории и рыночная стоимость товаров и услуг в сильнейшей степени зависят от организации работы его магазина. Поэтому она должна оставаться одним из постоянных объектов внимания директора магазина. При сигнале о снижении доходов от реализации запасных частей и автомасел, ослаблении его конкурентоспособности, уменьшении притока рекламы и т. п. директор причины этого, изучая рыночную конъюнктуру, конкурентные фирмы, свой магазин, а также проверяя соответствие организации работы магазина изменившимся условиям и требованиям. О результатах своих наблюдений он сообщает работникам и рекомендует меры, необходимые для улучшения ситуации. Среди них — экономические меры воздействия на сотрудников, активизации, изменения величины, состава и структуры коллектива, организации его работы.
инвестиционный риск бизнес магазин
Заключение
В Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ инвестициям дается следующее определение: «Инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта».
В процессе инвестиционной деятельности, впрочем, как и в момент принятия любого экономического решения, хозяйствующий субъект неизбежно встречается с ситуацией неопределенности будущих результатов своей деятельности. Другими словами, предприниматель постоянно сталкивается с различными видами рисков.
Под риском инвестиционной деятельности понимается возможность возникновения таких условий, которые приведут к негативным последствиям для всех или отдельных участков проекта.
Итак, из вышесказанного следует: риск в рыночной экономике сопутствует любому управленческому решению.
Особенно это относится к инвестиционным решениям, последствия принятия которых сказываются на деятельности предприятия в течение длительного периода времени.
Инвестиционная деятельность связана со многими видами рисков, которые можно классифицировать по различным признакам: по этапам осуществления проекта, по финансовым последствиям, по источникам возникновения, по возможности диверсификации, по уровню финансовых потерь и др.
Под неопределенностью в инвестиционном анализе понимается возможность разных сценариев реализации проекта, возникновение которой происходит из-за неполноты или неточности информации об условиях реализации инвестиционного проекта.
Доходность и риск — взаимосвязанные категории. Более рисковым вариантам вложений присуща более высокая доходность, а менее рисковым — низкий, но практически гарантированный доход.
Понимание природы инвестиционного риска и его количественная оценка не всегда позволяют эффективно управлять долгосрочными инвестициями. На первом месте стоят способы и методы непосредственного воздействия на уровень риска с целью его максимального снижения, повышения безопасности и финансовой устойчивости предприятия — проектоустроителя.
Действия по снижению риска ведутся в двух направлениях:
избежание появления возможных рисков;
снижение воздействия риска на результаты производственно-финансовой деятельности.
Самый верный прием снижения степени риска — компетентное управление предприятием (организацией), начиная с момента создания и на всех последующих этапах его функционирования. При этом никогда не следует забывать, что могут произойти негативные явления, не зависящие от управленческого персонала, но и к ним предприятие должно быть в определенной степени готово.
Объектом исследования явилось СТО «Умелые руки».
В целом анализ основных производственных результатов показал, что предприятие в конце 2009 г. является достаточно успешным с финансовой точки зрения.
Исследование показало, что предприятие в рамках действующей СТО не использует возможность заработать на продаже запасных частей, которые используются при ремонте машин. На СТО «Умелые руки» принята практика закупать запасные части для необходимого ремонта в близлежащих магазинах подобного профиля. Наиболее важным направлением развития бизнеса в автосервисе, является продажа запасных частей. При этом по экспертной оценке, выручка от реализации деталей достигает 70% от общего оборота в зависимости от марки автомобиля, остальное это реализованные услуги автосервиса. Поэтому руководство СТО «Умелые руки» приняло решение о необходимости создания магазина запасных частей, который бы обслуживал не только действующую СТО, но и продавал запасные части и автомасла автолюбителям и юридическим лицам города Октябрьского и близлежащих населенных пунктов.
Цель создания магазина запасных частей — удовлетворение потребителей в высококачественных и недорогих запасных частях и автомобильных маслах. Деятельность магазина запасных частей СТО «Умелые руки» имеет целью оказание услуг населению в области подбора необходимых запасных частей, их продаже, предварительному заказу запасных частей, а также их последующей установке при ремонте автомобиля клиента.
Привлекательность магазина будет достигаться и системой распространения, предусматривающей создание собственного сайта, в котором будет представлен ассортимент запасных частей магазина, а также приниматься заказы на поставку деталей, отсутствующих на складе магазина. Также компания планирует выпускать рекламные листовки, раздавая их посетителям СТО и автомоек.
Магазин запасных частей планируется открыть в арендованном помещении площадью 55 квадратных метров, примыкающем к существующему СТО. На территории СТО есть свободное помещение, где можно организовать склад запасных частей.
К концу реализации проекта магазин обретет финансовую устойчивость, рассчитается по кредиту и обеспечит прибыльность дальнейшего производства.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) СПС КонсультантПлюс;
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 01.07.2012) СПС КонсультантПлюс;
3. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 12.12.2011) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» СПС КонсультантПлюс;
4. Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ (ред. от 28.06.2013) «Об инвестиционных фондах» СПС КонсультантПлюс;
5. Балабанов И. Т. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / И. Т. Балабанов — М.: Финансы и статистика, 2010. — 501с. ;
6. Вахрина П. И. Инвестиции /П.И. Вахрина — М.: «Дашков и К», 2010. — 384с.;
7. Жилкина А. Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия: учебник / А. Н. Жилкина.- М.: ИНФРА-М, 2009. 332с.;
8. Иванов Г. И. Инвестиции: сущность, виды, механизмы функционирования /И.Г. Иванов. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 352 с.;
9. Инвестиции: учебник /отв.ред. В. В. Ковалев, В. В. Иванов, В. А. Лялин. — 2 -е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2010. 592с.;
10. Ковалев В. В. Курс финансового менеджмента: учебник.- 2- е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2011. — 480с.;
11. Ковалева А. М. и др. Финансы фирмы: учебник /А.М. Ковалева, М. Г. Лапуста, Л. Г. Скамай.- М.: ИНФРА-М., 2009. — 522с.;
12.Колмыкова Т. С. Инвестиционный анализ: учебное пособие / Т. С. Колмыкова — М.: ИНФРА-М, 2009. 204с.- (Высшее образование);
13. Кузнецов Б. Т. Управление инвестициями /Б.Т. Кузнецов.- М., 2008. 123с.;
14.Лукасевич И. А. Инвестиции: учебник / И. А. Лукасевич — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. 2011. 413с.;
15. Максимова В. Ф. Инвестиционный менеджмент: Учебно-практическое пособие /В.Ф. Максимова. — М.: Изд. центр ЕАОИ, 2007. — М., 2007. — 214 с.;
16. Марголин А. М. Экономическая оценка инвестиций: учебно-методический комплекс /А.М. Марголин.- М.: Изд-во РАГС, 2010. 108с.
17. Нешитой А. С. Инвестиции: учебник /А.С. Нешитой — 5-е изд., перераб. и испр. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. — 372 с.;
18. Ример М. И. и др. Экономическая оценка инвестиций.- 2-е изд.- /под ред. проф. М. И. Римера.- СПб.: Питер, 2011. 432с. — (Серия «Учебник для вузов»);
21. Турманидзе Т. У. Экономическая оценка инвестиций: учебник / Т. У. Турманидзе.- М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2008. 342с. — (Высшее образование).
Приложение 1
Таблица 1. Сводная смета расходов и поступлений на период проекта 2013;2014 гг.
Период | Расходы | Поступления | Возврат кредита | Итого | |||||||||||
2013 г. январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь | 48,00 173,90 30,00 | 25,30 25,30 25,30 25,30 25,30 25,30 25,30 25,30 25,30 25,30 25,30 25,30 | 1000,0 1160,0 1000,0 1222,22 1222,22 1222,22 1222,22 1222,22 1222,22 1222,22 1222,22 1222,22 | 116,5 116,5 116,5 116,5 116,5 116,5 116,5 116,5 116,5 116,5 116,5 116,5 | 7,60 7,60 7,60 7,60 7,60 7,60 7,60 7,60 7,60 7,60 7,60 7,60 | 15,0 15,0 15,0 15,0 15,0 15,0 15,0 15,0 15,0 15,0 15,0 15,0 | -; -; 31,5 31,5 31,5 31,5 31,5 31,5 31,5 31,5 31,5 31,5 | 6,7 3,7 3,7 3,7 3,7 3,7 3,7 3,7 3,7 3,7 3,7 3,7 | ; ; ; ; ; ; ; ; ; | 1229,1 1522,0 1239,6 1421,82 1421,82 1421,82 1421,82 1421,82 1421,82 1481,82 1481,82 1481,82 | -; -; -; 1700,00 1700,00 1700,00 1700,00 1700,00 1700,00 1700,00 1700,00 1700,00 | -; -; -; 414,72 414,72 414,72 518,40 518,40 414,72 518,40 414,72 518,40 | -; -; -; -; -; -; -; -; -; -; -; -; | — 1229,1 — 1522 — 1239,6 692,9 692,9 692,9 796,58 796,58 692,9 796,58 692,9 796,58 | |
Всего за 2013 г. | 251,9 | 303,60 | 14 160,0 | 116,5 | 91,20 | 180,0 | 135,00 | 47,5 | 40,0 | 16 787,08 | 15 300,0 | 4147,20 | -; | 2660,12 | |
2014 г. 1-й квартал 2-й квартал 3-й квартал 4-й квартал | 20,00 | 75,90 75,90 75,90 75,90 | 3750,00 3750,00 3750,00 3750,00 | 384,45 384,45 384,45 384,45 | 22,80 22,80 22,80 22,80 | 45,0 45,0 45,0 45,0 | 90,00 90,00 90,00 90,00 | 11,1 11,1 11,1 11,1 | ; ; ; ; | 4379,25 4379,25 4379,25 4379,25 | 5250,00 5250,00 5250,00 5250,00 | 1036,80 1244,16 1532,16 1532,16 | -; 124,375 181,875 176,25 | 1907,55 2114,91 2402,91 2382,91 | |
Всего за 2014 г. | 20,00 | 303,60 | 15 000,0 | 1537,8 | 91,20 | 180,00 | 360,00 | 44,4 | ; | 21 000,0 | 5345,28 | 482,5 | 8345,78 | ||
Всего за 2011 г. | 30,00 | 303,60 | 20 000,0 | 1691,58 | 91,20 | 180,00 | 400,00 | 44,4 | ; | 22 740,7 | 38 000,0 | 5760,00 | 648,75 | 20 370,53 | |
Итого | 301,9 | 910,80 | 49 160,0 | 4597,38 | 273,60 | 540,00 | 1035,00 | 136,3 | 58 176,05 | 74 300,0 | 15 252,48 | 1131,25 | +31 376,43 | ||
Единый социальный налог и налог на прибыль | 1455,50 6275,26 | ||||||||||||||
Финансовый эффект проекта к концу 2012 г. | +23 645,67 | ||||||||||||||
Расходы:
1) оборудование рабочих мест;
2) аренда, эксплуатация и содержание здания;
3) создание склада запасных частей;
4) оплата труда;
5) топливо;
6) хозяйственные нужды;
7) реклама;
8) интернет, телефонная связь;
9) создание сайта;
10) всего расходов;
Поступления:
12) от реализации запасных частей и масел;
13) от рекламы.