Анализ теорий конкуренции, ее виды и особая роль в функционировании смешанной экономики
В связи с бурным ростом в Казахстане компаний, занимающихся сетевым маркетингом, следовало бы внести в антимонопольное законодательство дополнения, связанные с регулированием их деятельности. В частности, связанные с манипулированием маркетинговой практикой, путем оплаты набора дополнительных агентов сети (не включая конечных потребителей); выставление требований покупки продукта участником сети… Читать ещё >
Анализ теорий конкуренции, ее виды и особая роль в функционировании смешанной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- СОДЕРЖАНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ
- 1.1 Характеристика понятия и видов конкуренции
- 1.2 Виды и функции конкуренции
- 2. РОЛЬ КОНКУРЕНЦИИ В ОБЩЕСТВЕ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
- 2.1 Конкуренция в современном Казахстане
- 2.2 Роль конкуренции в развитии экономики и конкурентная политика РК
- 2.3 Антимонопольная политика и развитие конкурентных отношений в национальной экономике
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель — в приобретении товара, работник — в выборе места работы и т. д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.
Конкуренция — ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами.
Политика в области конкуренции является основным инструментом достижения целей социально-экономического развития страны и ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность предприятий и уровень жизни граждан.
Конкурентная политика представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых государством в целях обеспечения условий для состязательности субъектов рынка, повышения эффективности и конкурентоспособности экономики, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом потребностей граждан в товарах и услугах.
Политика Республики Казахстан в сфере конкуренции играет одну из главных ролей в реформировании системы государственного регулирования, поскольку система государственного управления диктует качество экономических и социальных норм и обуславливает применение законов, в том числе защищающих конкуренцию.
Конституцией Республики Казахстан предусмотрено, что каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности. Монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом. Недобросовестная конкуренция запрещается.
Долгосрочные ориентиры развития, укрепления конкурентоспособной экономики заложены в Стратегии развития Казахстана до 2030 года, где в качестве рыночных механизмов повышения конкурентоспособности экономики определены создание конкурентных рынков и надежных средств антимонопольного регулирования.
Достижение целей конкурентной политики предполагает решение следующих задач:
— общее улучшение конкурентной среды за счет сокращения необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров, создания механизмов предотвращения избыточного регулирования, развития транспортной, информационной, финансовой, энергетической инфраструктуры и обеспечения ее доступности для участников рынка;
— повышение эффективности защиты конкуренции от антиконкурентных действий государственных органов и субъектов рынка посредством совершенствования антимонопольного регулирования;
— реализация мер развития конкуренции в отдельных отраслях путем ликвидации необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров, использования инструментов налогового и неналогового стимулирования и поддержки [1, с. 74].
В экономической литературе казахстанских ученых-экономистов понятие конкуренции, конкурентности и конкурентоспособности однозначно не определено, вопрос о формировании конкурентоспособной национальной экономики в качестве целостного предмета исследования и изучения не ставился. Различные аспекты методологических нюансов в условиях развивающейся экономики Казахстана рассматривались и рассматриваются в трудах целой плеяды известных казахстанских ученых: Сагадиевым К. А., Кошановым А. К., Баймуратовым У. Б., Алиевым У. Ж., Алимбаевым А. А., Аубакировым Я. А., Сейтказиевой А. М., Сахановой А. Н., Кенжегузиным М. Б., Кадыржановым Е. К. и многими другими.
Конкурентоспособность в условиях реализации многофакторной экономической модели Республики рассматривается обычно казахстанскими учеными как особый путь развития новых независимых государств. Однако формирование конкурентоспособной национальной экономики — чрезвычайно сложная и многогранная проблема, вследствие чего многие её теоретико-методологические и научно-практические аспекты до сих пор остаются «открытыми», особенно применительно к проблеме развития субъектов малого предпринимательства. Сложность и недостаточная разработанность проблемы формирования конкурентоспособности и эффективности малого бизнеса, а также необходимость дальнейшего углубления теории и практики ее перспективного развития предопределяют необходимость тщательного исследования проблем конкурентоспособности субъектов малого бизнеса.
Цель данной работы — анализ теории конкуренции, ее видов и особой роли в функционировании смешанной экономики.
Известно, что в действительности экономика любой страны является смешанной, поскольку теоретические модели рыночного хозяйства описывают экономику какой-либо достаточно локальной области, а на практике (в масштабах государства) действуют одновременно законы нескольких моделей экономики. Таким образом, конкуренция занимает главенствующее положение в экономике любого государства, но имеет самые различные формы. Значение конкуренции в экономике какой либо страны определяется также уровнем экономического развития страны, ее положением и влиянием в международной сфере рыночных отношений.
Конкуренция составляет основу динамичного развития индустриального общества, первоначально имеет форму свободной конкуренции производителей на открытых рынках и преимущественно ценовой механизм ее реализации на вутреннем и внешнем рынках. При этом, само понятие конкуренции, развивающееся задолго до появления классической экономической теории, динамично менялось. В процессе любого научного исследования должны быть рассмотрены ключевые подходы к анализу конкуренции: с позиций неоклассической экономической теории, теории монополистической конкуренции и несовершенной конкуренции.
В Казахстане за годы экономических преобразований сложилась особая, непонятная для всего мира система экономического хозяйствования. В соответствии с этим действие конкурентных закономерностей хаотично и имеет свои особые формы. Исследовать конкурентное поведение предприятий в Республике Казахстан на данном этапе не имеет смысла, поскольку оно не укладывается ни в одну из общемировых теорий. Но проанализировать современное состояние конкурентоспособности Республики Казахстан необходимо.
Поэтому задачами курсовой работы будут:
— изучение понятия и видов конкуренции;
— рассмотрение основных форм проявления конкуренции;
— анализ текущей конкурентной политики Республики Казахстан и ее перспектив.
При изучении данной темы были использованы труды современных российских и казахстанских экономистов, а также материалы периодической печати.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ
1.1 Характеристика понятия и видов конкуренции
Конкуренция — (от лат. Concurrere — сталкиваться) — борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей. Для успешного выступления на внешних рынках требуется существенное повышение конкурентоспособности предлагаемых отечественных товаров. При импорте же использование конкуренции иностранных продавцов позволяет достигать более выгодных условий закупок.
В экономической литературе существует множество определений категории «конкуренция».
По определению классической политической экономии, конкуренция есть соревнование ради прибыли. Однако сам объект этого соревнования превращает его в борьбу, принимающую самые разные, часто весьма жесткие формы и методы. Это борьба за более выгодные условия покупки сырья и продажи товаров [3, с. 132].
В экономической литературе приводятся и такие экономически содержательные ее определения, как отношения между хозяйствующими субъектами по поводу сравнения экономических результатов их деятельности; практически принудительная форма реализации объективно действующих законов рыночной экономики.
Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Существуют и другие определения конкуренции. Например, конкуренция рассматривается как экономическая борьба, соперничество между обособленными производителями продукции, работ, услуг за удовлетворение своих интересов, связанных с продажей этой продукции, выполнением работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям, или как состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства.
Конкуренция играет важную роль в обществе. Она является стимулятором деятельности самостоятельных хозяйственных единиц. Через нее производители в определенной степени контролируют друг друга. Конкуренция — это борьба, которая в конечном итоге вызывает спад цен, снижении производственных затрат, росту качества товаров и применении результатов научного прогресса.
Однако конкуренция имеет и обратную сторону. Она вызывает противоречия интересов экономических субъектов, вызывает расслоения и дифференциацию в общественных слоях, вызывает желание создать в экономике монополии, является источником появления непроизводительных затрат. В таком случае, без вмешательства со стороны государства, конкуренция является разрушающей силой.
На всех стадиях развития экономики конкуренция является главным средством развития производства. Многие экономисты считают, что конкуренция вызывает рост эффективности производства. Конкуренция с е соперническим духом заставляет производителя искать новые способы развития производства, используя новейшие достижения науки и техники, совершенствуя технологию производства.
В современных условиях используются силовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся такие экономические методы, как лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок новых марок и видов изделий и т. д. используются также методы прямого насилия: поджоги, взрывы, убийства опасных конкурентов, шпионаж, государственные перевороты и т. д. [5, с. 216]
Во всех странах применяются ценовые методы конкурентной борьбы. К ним относится применение монопольно высоких и монопольно низких цен. Можно также привести используемый монополиями метод ценовой дискриминации (разные цены в разных местностях, демпинговые цены).
Появляются и методы неценовой конкурентной борьбы. Они подразделяются на две группы [1, с. 84]:
конкуренция по продукту;
конкуренция по условиям продаж.
Конкуренция по продукту — стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены. Например, в США продается одновременно 10 тыс. сортов муки, более 4 тыс. видов консервированной кукурузы, 50 сортов горчицы.
Конкуренция по условиям продаж — использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы постоянным покупателям.
Особыми методами неценовой конкуренции являются продажа товаров в рассрочку и лизинг. Последний означает пользование средствами производства вместо приобретения их в собственность, т. е. долгосрочную аренду машин и оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. В отличие от классической аренды взаимоотношения сторон при лизинге строятся на условиях договора купли-продажи.
В экономической литературе большое внимание уделяется видам конкуренции. В частности, различают совершенную и несовершенную конкуренцию.
Совершенная конкуренция — это свободное соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Такой конкуренции присущи следующие черты:
— на рынке действуют множество фирм, производящих одинаковую продукцию. Фирма в этом случае имеет относительно небольшой размер, поэтому объем ее производства незначителен;
— возможность свободного доступа в различные производственные секторы;
— продукт однороден, он производится множеством предприятий в рамках одной отрасли;
— хорошая информированность всех участников рынка. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, величину спроса и предложения.
Совершенная конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Связь между производителями осуществляется только через рынок. Соблюдение этих условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Рыночные отношения здесь представлены парным отношением «продавец-покупатель».
Совершенная, или свободная, конкуренция была типична для экономики развитых стран до середины XIX в. Во второй половине XIX — начале XX в. появляются крупные предприятия и их объединения, которые охватывают отраслевые рынки. Активизируется влияние государства на рыночные отношения. В силу этого возникает несовершенная конкуренция. Она, в отличие от совершенной, ограничена влиянием монополий и государства.
Несовершенная конкуренция — это ситуация, когда на рынке присутствуют продавцы такого количества товаров, которое существенно влияет на их цену.
Существуют следующие основные модели несовершенной конкуренции: монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.
Условия, в которых обычно протекает конкуренция, называются рыночной структурой. Рыночные структуры различаются между собой по количеству и размеру фирм в отрасли, характеру выпускаемой продукции и контроля над ценами, достаточности рыночной информации, а также условиям входа на рынок и выхода из него [7, с. 283].
Совершенная конкуренция и монополия представляют собой «идеальные» (абстрактные) типы рыночных структур. Рынков, полностью соответствующих параметрам этих структур, реально просто не существует.
Монополистическая конкуренция и олигополия — реальные типы рыночных структур. Они характерны для огромного большинства рынков. К числу олигополистических структур относятся рынки алюминия и табачных изделий, дальней телефонной связи и телевидения. Монополистическая конкуренция достаточно точно соответствует большинству отраслей сферы обслуживания (рестораны, станции технического обслуживания, банки).
Таким образом, под конкуренцией следует понимать процесс взаимодействия производителей и поставщиков, использующих свои конкурентные преимущества при реализации продукции, а также, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара (услуги) за выбор покупателя.
1.2 Виды и функции конкуренции
Конкуренция является движущей силой развития общества. Она порождает лучшее использование способностей и знаний, совершенствование и разнообразие человеческих благ, рациональное поведение продавцов и покупателей как необходимое условие существования на рынке.
По степени интенсивности конкуренция может быть:
— привлекательная, в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем сегменте;
— умеренная, когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка;
— ожесточенная, когда один субъект конкуренции поглощает, уничтожает либо вытесняет другого из данного сегмента.
По формам удовлетворения потребностей различается конкуренция:
— функциональная — обусловлена тем, что потребность может быть удовлетворена разнообразными способами. Все товары, обеспечивающие удовлетворение определенной потребности, являются функциональными конкурентами;
— видовая — является следствием того, что существуют товары, предназначенные для одной и той же цели, но отличающиеся друг от друга по каким-то существенным параметрам и, соответственно, имеющие разные виды;
— предметная — заключается в том, что организации выпускают идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления, а иногда, и одинаковые по качеству.
Известный специалист в области маркетинга Ф. Котлер выделял четыре направления конкуренции:
1) конкуренция торговых марок — соперничество субъектов бизнеса, предлагающих идентичные товары одним и тем же целевым покупателям по сопоставимым ценам;
2) отраслевая конкуренция — соперничество фирм, производящих и реализующих однородные товары, при этом в качестве отрасли рассматривалась группа компаний, предлагающих потребителям идентичные товары;
3) формальная конкуренция — соперничество субъектов бизнеса, осуществляющих производство продукции, призванной обеспечить удовлетворение одних и тех же потребностей;
4) общая конкуренция — соперничество всех без исключения субъектов предпринимательского бизнеса.
Рассматривая виды добросовестной конкуренции нельзя обойти вниманием недобросовестную конкуренцию, включающую следующие действия:
— дезорганизация деловой деятельности конкурентов (получение, использование, разглашение информации о конкурентах и их коммерческих тайнах без их согласия, уничтожение средств наружной рекламы конкурентов, негативное воздействие на партнеров и клиентов соперника);
— прямая дискредитация конкурента (распространение ложных, неточных или искаженных сведений о конкурентах посредством недобросовестной и неэтичной рекламы);
— косвенная дискредитация конкурентов (некорректное сравнение своих товаров с товарами конкурентов);
— паразитическая конкуренция (самовольное использование чужого товарного знака, самовольное копирование товара, его упаковки или внешнего оформления);
— прямой и позиционный демпинг.
Конкуренция на рынке выполняет несколько функций:
1.Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
2. Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:
— предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции);
— предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).
3. Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
4. Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.
Выпуская конкурентоспособную продукцию, производитель обеспечивает себе прочное место на рынке благодаря использованию методов ценовой и неценовой конкуренции.
Ценовая конкуренция основывается на свободном рыночном соперничестве, когда даже однородные товары предлагаются на рынке по самым разнообразным ценам. С помощью снижения цены продавец (производитель) выделяет свой товар, привлекает к себе внимание и, в конечном счете, завоевывает себе желаемую долю рынка. Скрытую конкуренцию используют в случае, когда товар продается по такой же цене, как у конкурентов, но более высокого качества. К показателям скрытой ценовой конкуренции следует отнести сокращение издержек потребления за счет повышения экономичности товара в силу уменьшения энергопотребления, увеличения срока службы изделия, более широкого объема бесплатного послепродажного сервиса по доставке, сборке, наладке и обслуживанию. Однако в современном мире «война цен» в открытой форме возможна до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара, а подобная форма конкуренции приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния организаций и их разорению. Целесообразно применение ценовой конкуренции в случае проникновения на рынки с новыми товарами или для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.
Неценовая конкуренция предполагает изменение свойств продукции, придание ей качественно новых свойств, создание новых изделий для удовлетворения тех же потребностей, предложение продукции, не существовавшей на рынке, совершенствование комплекса услуг, сопутствующих товару (демонстрация товара, увеличение срока гарантийного ремонта и т. д.).
Важным фактором неценовой конкуренции является экономичность и минимизация сроков поставки, которые могут соблюдаться в условиях доставки нужной продукции заданного качества, в обозначенные договорными условиями место и время, с учетом минимальных совокупных затрат по транспортировке продукции. Нельзя не выделить и такой фактор неценовой конкуренции, как создание мощной сбытовой сети и службы сервиса
2. РОЛЬ КОНКУРЕНЦИИ В ОБЩЕСТВЕ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 Конкуренция в современном Казахстане
Процессы глобализации, усиления международной конкуренции, характеризующие мировую экономику, явились объективной предпосылкой смены парадигмы управления конкурентоспособностью, которая состоит в отказе от традиционной политики, и переходе к новой, инновационной, основанной на ориентации на конечный результат.
Ещё в XVIII в. Франсуа Кенэ писал, что одной из главнейших задач государственной власти в реализации своей экономической политики является: «…обеспечение условий для свободной и неограниченной конкуренции».
В Послании народу Казахстана «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации» Президент страны Н. А. Назарбаев подчеркнул, что конкурентоспособность национальной экономики является главным приоритетом нашего развития.
Согласно классическим позициям, конкурентоспособной считается экономика той страны, хозяйствующие субъекты которой в условиях свободной конкуренции производят товары и услуги, соответствующие требованиям мирового рынка. Однако в последние годы понятие страновой конкурентоспособности определяется совокупной способностью населения и государства соперничать с другими странами в создании социально-экономических условий благоприятных для человеческого развития. Это связано с тем, что конкурентоспособность страны должна формироваться под воздействием синергетического эффекта, который обеспечивается широким спектром технологических, финансовых, коммерческих, административных и культурных возможностей, знаний и навыков. Новый мировой порядок значительно повышает роль государства в обеспечении благоприятных для человека условий экономической среды.
Ключевым фактором, способным повысить конкурентоспособность казахстанской экономики, является фактор становления и развития субъектов малого предпринимательства, который предполагает взаимосвязанное становление научно-технической, производственной, финансовой, социальной деятельности в условиях новой институциональной среды. Сложность решения проблем конкурентоспособности национальных экономик требует осуществления научно-обоснованных мер по переводу стран в реальное конкурентное пространство, путем формирования системы конкурентных организационно-экономических и социальных факторов, а также условий для реализации сравнительных стартовых условий и льготных преимуществ, которые в совокупности могут вывести страну на новую траекторию конкурентного развития.
В течение 1990;х годов в Республике Казахстан было сделано многое для развития конкуренции:
— принято конкурентное законодательство;
— осуществлено разделение монопольных и конкурентных рынков;
— проведена приватизация;
— снижено административное давление.
Основной задачей макроэкономической политики является формирование рыночной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развития компаний и рынков, наиболее полного удовлетворения потребностей общества. Поэтому реализуемая государством экономическая политика должна основываться на конкурентных принципах. Развитие конкуренции — комплексная задача, за решение которой несут ответственность все органы государственной власти.
Конкуренция, исполняя в экономике роль системного фактора, определяет основные параметры рыночного хозяйства. Отбрасывая неэффективные хозяйственные звенья, конкуренция предопределяет развитие производства и выступает в качестве механизма регулирования отраслевых пропорций. Выступая методом экономического контроля, способствует стимулированию к непрерывному совершенствованию посредством формирования критерии эффективности.
В институциональной организации рыночной экономики конкуренция как институт рынка занимает особенное положение, позволяя предпринимателям правильно реагировать на рыночные сигналы. Среди прочих рыночных институтов конкуренция характеризуется той специфической особенностью, что лишена свойств самоорганизации и устойчивости. Она не может быть ни результатом согласованных действий, ни следствием поведения хозяйствующих субъектов, что указывает на необходимость регулирования самой конкуренции извне как условия ее сохранения.
В связи с этим особый интерес представляет выявление тех институциональных условий, которые обеспечивали бы максимально благоприятную среду для функционирования и развития конкуренции. Только в этом случае конкуренция будет играть роль эффективного координатора и фактора целостности хозяйственной системы.
Казахстан признан мировым сообществом как страна с рыночной экономикой. Вместе с тем, существует ряд факторов связанных с советским наследием в виде устоявшихся технологических связей. Для структурных изменений требуется адаптационный период и изменение менталитета. Специфика формирования конкурентных условий в казахстанской экономике состоит в том, что процесс этот имел революционную форму. Из-за вынужденной радикальной трансформации всей хозяйственной системы предприятия постсоветского пространства вдруг оказались в условиях, принципиально отличавшихся от тех, на которых строилась деятельность предприятий прежде. Эти изменения произошли как на макро-, так и на микроуровне. На макроуровне экономики это проявилось в:
1) финансовой дестабилизации;
2) сокращении совокупного спроса;
3) открытости экономики.
На микроуровне такие последствия выразились в изменении поведения потребителей и производителей. Понятно, что сам переход к рыночным способам хозяйствования не обеспечивает конкурентного качества отраслевых рынков. Но можно рассчитывать, что конкурентное взаимодействие будет выработано со временем. Последствия конкурентной борьбы могут носить как конструктивный, так и деструктивный характер, учитывая, что стремление к перераспределению экономической (рыночной) власти в свою пользу является внутренним двигателем конкурентной борьбы. Именно этот аспект конкуренции делает совершенно необходимой определенную упорядоченность конкурентной среды, которая, конечно, не может быть обеспечена сразу.
Другой фактор формирования конкурентной среды — поведение самих ее участников. В этом отношении, опираясь на понимание сути конкуренции, следует учесть, что характер поведения предприятий на рынке будет зависеть от их конкурентного потенциала и способности реализовать имеющиеся конкурентные преимущества.
Казахстанские предприятия вступили в конкурентную борьбу:
1) с неоптимальной, с точки зрения рыночной эффективности, организационно-правовой структурой;
2) с затратными технологиями производства;
3) с отсталыми системами контроля качества;
4) с отсутствием регулирующих рыночное поведение управленческих институтов;
5) с отсутствующим кадровым потенциалом, подготовленным к деятельности в условиях рынка.
Данные факты указывают на то, что в условиях открытости экономики казахстанские предприятия оказались полностью неподготовленными к конкурентной борьбе, причем как в отношении организационного устройства, так и навыков ее ведения. Казахстанские компании изначально не могли конкурировать, и были поставлены в неравные конкурентные условия с обладавшими высоким конкурентным потенциалом соперниками в лице иностранных производителей. Как показала практика, даже в случае заимствования рыночной институциональной среды (перенесение законодательной базы и институтов), как это произошло с экономикой бывшей ГДР, автоматического решения проблемы не происходит, поскольку суть вопроса состоит не в формальном наборе условий, а в создании конкурентоспособных предприятий.
Проигрывая в конкурентном потенциале, казахстанские предприятия могли избрать в основном стратегию пассивного приспособления к складывающимся условиям. Доступным способом реагирования для казахстанских предприятий в условиях высокой динамики изменений в хозяйственной среде было комбинирование разнообразных методов конкурентной борьбы. С сужением рыночного спроса они вынуждены были вступать в ценовую конкуренцию. Уменьшение масштабов производства и степени загрузки производственных мощностей требовало сохранение как можно более широкого спектра рыночных сегментов. Сильная конкурентная среда стимулировала поиск рыночных ниш с низким уровнем конкурентного противодействия. Все это приводило к распылению сил и средств, лишая возможностей и базы выработки конкурентной стратегии для предприятий. Если предприятия не способны добиться укрепления конкурентоспособности посредством реализации конкурентных стратегий, они объективно будут вынуждены обратиться к нерыночным способам решения стоящей перед ними проблемы. Поэтому тот факт, что конкуренция перемещается из сферы хозяйственного оборота в сферу взаимоотношения с властными структурами и разворачивается не вокруг покупателя, а вокруг чиновника, распределяющего ресурсы, является лишь следствием сформировавшихся в экономике конкурентных условий.
Сегодня в Республике Казахстан развитие рыночной конкуренции подвергается существенному влиянию под действием не рыночных механизмов («невидимой руки рынка»), а внешних факторов. Данное влияние в основном происходит по причине искаженности в Казахстане «духа» предпринимательства и в силу следующих обстоятельств:
— высокого уровня концентрации отечественной экономики в добывающем секторе, особенно в горнодобывающем и металлургическом;
— несовершенной приватизации;
— передачей в собственность иностранным инвесторам практически всех основных производств;
— приход монополии во власть (вся законодательная часть была поставлена на ее службу).
В Казахстане стало преобладать монопольное или олигопольное поведение субъектов рынка. В начальный период рыночных преобразований это способствовало восстановлению экономики. Особенностью национальной экономики, с одной стороны, была сырьевая направленность, с другой — неадекватность отечественного капитала потребностям общества. Передача в собственность иностранным инвесторам всех основных производств способствовала одновременно подъему производств и в то же время утрате части суверенитета.
Не вызывает сомнений, что в структурных преобразованиях экономики следует опираться на средний и малый бизнес. Основой структурных реформ должно выступать государство, действия которого были бы направлены на создание равных конкурентных возможностей для всех производителей.
В подтверждение данных высказываний свидетельствует ухудшение позиций Казахстана в мировом рейтинге конкурентоспособности согласно ежегодному отчету «The Global Competitiveness Report 2008;2009».
Падение рейтинга Казахстана наблюдается по 7 параметрам конкурентоспособности из 12-ти, наибольшее падение произошло по показателям принципов: «Макроэкономическая стабильность», «Эффективность рынка товаров и услуг» и «Развитость финансового рынка» (таблица 1).
Таблица 1
Изменение позиций Казахстана в параметрах конкурентоспособности за период 2006 — 2008 гг.
12 параметров конкурентоспособности разделены на три блока: базовые условия для бизнеса, эффективность и инновационные факторы. В блоке «эффективность» Казахстан занимает 64-ю позицию, в «базовых условиях» — 74-ю, а в «инновациях» — 77-ю. Наибольшее падение позиций произошло в блоке «базовые условия», вес которого составляет от 60% до 40% веса от конечного расчета индекса конкурентоспособности (таблица 2).
Казахстан находится в группе стран переходной стадии развития (1−2), в основном в эту группу входят страны ориентированные на экспорт природных ресурсов, такие как Саудовская Аравия (27 место рейтинга), Бруней (39 место) и Оман (38 место). В своей группе Казахстан лидирует по принципу эффективности рынка труда, при этом Казахстан находится на уровне инновационных стран (Рис. 1).
Отставания наблюдаются в области качества институтов, инфраструктуры, макроэкономической стабильности и развитии финансового рынка.
конкуренция политика экономика антимонопольный
Таблица 2
Изменение позиций Казахстана в 3-х блоках конкурентоспособности, за период 2006;2007 г.
Рис. 1. Казахстан в сравнении со странами переходной стадии развития и инновационными странами
В числе проблемных факторов в этом году лидируют коррупция, налоговое регулирование, инфляция, а также налоговые ставки. Также, сюда относятся: доступность к финансам, слабая подготовка высококвалифицированных кадров и нехватка инфраструктуры. Список проблемных тем выявляется экспертами из числа 15 факторов, среди которых они должны выбрать пять наиболее актуальных. Наиболее проблематичными факторами по результатам опроса ведения бизнеса, были названы:
1) Коррупция 15,7%
2) Налоговое регулирование 12,9%
3) Инфляция 12,4%
4) Налоговые ставки 11,8%
5) Доступ к финансам 10,3%
6) Слабая подготовка квалифицированных кадров 8,1%
7) Нехватка инфраструктуры 6,1%
8) Бюрократия 6%
9) Криминал и воровство 3,1%
10) Трудовое регулирования 2,8%
11) Государственная нестабильность 2,7%
12) Слаборазвитая трудовая этика 2,3%
13) Здравоохранение 2,3%
14) Политическая нестабильность 1,9%
15) Валютное регулирование 1,6%
Коррупция резко сужает возможности для иностранных инвестиций, что тормозит экономический рост и препятствует устойчивому развитию. Утечка ресурсов в результате коррупции может достигать 30% ВВП.
Существует историческая тенденция: от торгового капитала к финансовому и далее — к производственному. Торговля способно чутко уловить спрос, своевременно отправить сигналы. Производство, оперативно реагируя на них, получает поддержку финансового капитала.
Данная тенденция имеет свои особенности в Казахстане. Совокупные доходы населения с 2000 по 2005 гг. в сумме 6,8 трлн тенге повысили покупательную способность, сформировали платежеспособный спрос, стали движущей силой торговли, розничный товарооборот которой составил 5,7 трлн тенге [17, с. 38].
В среде малого бизнеса, в силу ряда обстоятельств переходного периода нарастают масштабы торгово-посреднических операций. В сфере науки и инноваций предпринимательство практически отсутствует. Исходя из анализа доходов малого предпринимательства, торгово-посредническая деятельность для предпринимателей является единственно доступным средством для накопления и оборота денежных средств. По анализу данных статистического агентства доход субъектов малого предпринимательства от реализации товаров, услуг за первое полугодие 2006 года в сфере торговли составил более 60% от общего объема дохода малого и среднего бизнеса по республике [18, с. 28].
Основным поставщиком товарной массы, в основном непродовольственной, стал импорт из Китая и Турции. Шоп-туризм из данных стран получил поддержку банковской сферы. Продукция низкого качества хлынула на внутренний рынок, в том числе контрабандный, нелегальный, контрафактный товар.
Банковская система стала активно поддерживать торговлю, которая лидирует в получении кредитов (таблица 3).
Таблица 3
Отраслевая структура портфеля БВУ по кредитам СМП
Показатель | на 01.01.2005 | на 01.01.2006 | на 01.01.2007 | на 01.01.2008 | на 01.01.2009 | |
Торговля | 40% | 40% | 41% | 41% | 41% | |
Транспорт и связь | 3% | 3% | 3% | 4% | 4% | |
Строительство | 18% | 16% | 20% | 18% | 18% | |
Промышленность | 10% | 8% | 7% | 8% | 11% | |
Сельское хозяйство | 11% | 10% | 7% | 7% | 6% | |
Другие отрасли | 18% | 23% | 22% | 22% | 21% | |
ИТОГО | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | |
Спекулятивная экономика, наряду с существенной теневой составляющей, привела к формированию торгово-финансового пласта в национальной экономике.
В этих условиях остается без должного инвестиционного покрытия производственный малый и средний бизнес. Безусловно, он проигрывает на ссудном рынке торговым предприятиям, является высокорисковым, малорентабельным. Большинство отечественных товаропроизводителей нуждаются в долгосрочном кредитовании для эффективного освоения займа, т.к. наукоемкие и высокотехнологичные производства начинают приносить прибыль через 2−3 года.
Стабильный экономический рост, рост доходности добывающих отраслей, развитие финансового сектора государства привели к значительному увеличению благосостояния казахстанцев, тем самым вызвав развитие рынка недвижимости по всем сегментам (элитное, бизнеси экономическое жилье), особенно в таких богатых и благополучных регионах, как города Астана, Алматы, а также Атырауская, Актюбинская и Мангистауская области.
Рыночная конкуренция является основой формирования рыночных экономик. В данное время именно критерий рыночности экономики определяет уровень развития национальной экономики многих стран. В условиях рыночной экономики устойчивое развитие народного хозяйства напрямую зависит от уровня активности предпринимательства, что в свою очередь напрямую влияет на рыночную конкуренцию. Развитый предпринимательский сектор с высоким уровнем рыночной конкуренции — это основа конкурентоспособности экономики любой страны.
2.2 Роль конкуренции в развитии экономики и конкурентная политика РК
Задача развития конкуренции требует совершенствования использования всех инструментов экономического регулирования.
Роль конкурентной политики не сводится к применению антимонопольного законодательства к субъектам рынка, злоупотребляющим рыночной властью. Конкуренция может быть ослаблена в результате мер государственной экономической политики, а рыночная власть отдельных субъектов рынка усилена различными методами вмешательства государства в рыночные отношения. Поэтому конкурентная политика предопределяет широкое участие антимонопольных органов в выработке экономической политики государства в целом или, по крайней мере, тех ее направлений, которые могут непосредственно повлиять на конкурентную структуру рынка, деловую практику, предпринимательскую деятельность предприятий.
О недостаточности развития конкуренции свидетельствует ухудшение положения Казахстана в рейтинге Глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума за период с 2008;2009 годов и 2009;2010 годов по субиндексам «эффективность антимонопольной политики» (с 90 до 92 места), «интенсивность местной конкуренции» (с 97 до 101) [19, c. 9].
Анализ текущей ситуации развития конкуренции основных отраслей экономики показывает, что ряд отраслей экономики являются избыточно концентрированными (например, железнодорожная отрасль, коммуникации и связь, авиаперевозки), что говорит о сохранении в экономике страны угроз со стороны монополий (даже если поведение компаний, действующих на данных рынках, в настоящее время является конкурентным (состязательным).
Помимо этого, монополизация отдельных товарных рынков осуществляется посредством принятия законов.
Так, принятым 18 сентября 2009 года Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» монополизирован рынок подтверждения соответствия лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, который до принятия данного кодекса был конкурентным. Законом Республики Казахстан от 26 июля 2007 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» монополизирован рынок технического обследования зданий, сооружений и (или) их составляющих, который до принятия закона был также конкурентным. Государственные органы-разработчики законов продолжают предусматривать в отраслевых законах подобные нормы, ограничивающие конкуренцию.
Проведенные анализы товарных рынков, имевшие своей целью оценку состояния конкурентной среды на них (степени развитости конкуренции), развития товарных рынков, определение маркетинговой стратегии повышения конкурентоспособности, наличия или отсутствия барьеров «входа"/"выхода» на рынок для потенциальных конкурентов и меры их преодолимости, выявили ряд нормативных правовых актов, оказывающих негативное влияние на конкуренцию.
В результате анализов были выявлены сферы экономики (электроэнергетика, железнодорожный транспорт, телекоммуникации), законодательное регулирование которых необходимо совершенствовать.
Доработка нормативных правовых актов основных отраслей экономики имеет важное значение, поскольку без развития конкуренции, как средства регулирования экономических отношений, не представляется возможным улучшение общего экономического благосостояния потребителей товаров и услуг.
Конкурентная политика государства должна включать в себя два основных направления.
Первое — активизация развития конкуренции на товарных рынках.
Современное состояние конкурентной политики показывает недостаточное принятие мер государственными органами в этом направлении, хотя в программных документах по развитию отраслей экономики предусматривается необходимость развития конкуренции.
Однако, на практике конкретных мер по развитию конкуренции отраслевыми государственными органами не принимается.
В целях развития конкуренции при формировании стратегических планов государственных органов необходимо предусматривать индикаторы, характеризующие развитие конкуренции в отрасли и показатели снижения уровня концентрации на соответствующих товарных рынках.
Второе направление конкурентной политики — это дальнейшее совершенствование механизмов защиты конкурентных отношений (совершенствование закона о конкуренции, создание механизмов защиты пострадавших субъектов рынка).
С 1 января 2009 года введены в действие законы Республики Казахстан «О конкуренции» (далее — Закон о конкуренции) и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам конкуренции». Основные новшества Закона о конкуренции направлены на стимулирование роста предпринимательской активности, ограничение негативного вмешательства государства в предпринимательскую деятельность, совершенствование форм и методов ограничения монополистической деятельности и недопущение недобросовестной конкуренции.
Целью принятого Закона о конкуренции являются защита конкуренции, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и свободы экономической деятельности в Республике Казахстан.
Задачами принятых законов являются предупреждение монополистической деятельности, пресечение недобросовестной конкуренции, демонополизация отраслей экономики, обеспечение свободной конкуренции, обеспечение защиты законных прав потребителей.
Администрирование в течение 2009 года Закона о конкуренции показало, что во многом это — антикризисный закон. Важность создания благоприятной конкурентной среды стала особенно очевидной в условиях кризиса. Практикой доказывается, что Закон способствует формированию цивилизованных конкурентных отношений, в результате развития которых потребители «почувствовали» снижение цен, видят на прилавках достаточный ассортимент товаров. Кроме того, нормы закона направлены на то, чтобы предприниматели внедряли новейшие достижения науки и техники, что, несомненно, отразится на росте качества производимого товара, с которым можно выходить на мировой уровень в поисках возможностей для дальнейшего роста и завоевания новых рынков [21, с. 2].
Большое количество материальных и процессуальных норм в сфере конкуренции, а также тенденция отхода от ведомственного регулирования обуславливают необходимость кодификации уже существующих и вновь создаваемых норм в сфере защиты конкуренции.
Создание Закона «О конкуренции» происходило в рамках консолидации норм конкурентного права, который объединил нормы законов Республики Казахстан «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» и «О недобросовестной конкуренции», двух постановлений и восьми подзаконных нормативных правовых актов, утвержденных антимонопольным органом.
Однако, задача не была решена, так как многие нормы конкурентного законодательства содержатся в иных законах.
В связи с этим, целесообразно принятие Конкурентного кодекса Республики Казахстан, который будет предусматривать не только нормы закона «О конкуренции», но и нормы законов «О частном предпринимательстве», «О регулировании торговой деятельности», «О банкротстве», «О защите прав потребителей», «О рекламе».
Кодекс не должен стать простым копированием действующего законодательства. В него войдут также нормы, которых в настоящее время в законах Республики Казахстан нет. В Конкурентном кодексе будет содержаться отдельный раздел, включающий нормы, направленные на стимулирование конкуренции.
Антимонопольное регулирование является важным инструментом защиты конкуренции, обеспечивает непосредственное и оперативное воздействие на угрозы ограничения конкуренции, а также предупреждает их возникновение.
Развитие региональной конкуренции является важной составной частью Программы развития конкуренции в Республике Казахстан.
Целью развития региональной конкуренции является содействие повышению уровня конкуренции в приоритетных сферах экономики регионов, в том числе путем создания необходимых условий для появления новых участников на товарных рынках.
Деятельность местных исполнительных органов в рамках развития конкуренции должна быть направлена на решение главных задач по:
— созданию системы, исключающей установление государственными органами административных барьеров и ограничений для перемещения товаров;
— сокращению участия государственных органов в предпринимательской деятельности;
— организации сбора, анализа и публикации информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей;
— повышению информационной прозрачности деятельности государственных органов;
— развитию инфраструктуры товарных рынков в приоритетных сферах.
В целях оценки развития региональной конкуренции Агентством проводится расчет индикаторов оценки деятельности местных исполнительных органов по развитию конкуренции, которые направлены на оценку уровня поддержки и развития конкуренции в регионах.
Рейтинг рассчитан на основании данных Агентства по статистике, Комитета Таможенного контроля Министерства финансов, информации, представленной акиматами областей, г. г. Астана и Алматы, а также с использованием показателей межрегиональных инспекций и структурных подразделений Агентства.
Рейтинг охватывает показатели, отражающие поддержку акиматами развитию малого и среднего предпринимательства и конкуренции (динамика количества предприятий, занимающих доминирующее или монопольное положение, уровень концентрации некоторых региональных товарных рынков, количество предписаний, исполненных государственными органами по фактам нарушений антимонопольного законодательств), а также показатели, косвенно отражающие развитие конкуренции в отдельных отраслях экономики региона.
Рейтинг предусматривает оценку работы акиматов по привлечению инвестиций, поддержке субъектов малого и среднего бизнеса, экспортного потенциала и др.
В настоящее время по итогам 2009 года сформирован Рейтинг регионов Казахстана по уровню развития конкуренции, результаты которого показывают, что принятые местными исполнительными органами меры по развитию конкуренции еще недостаточны.
Разрабатываемые в настоящее время программы развития области, города республиканского значения, столицы на 2011;2015 годы должны включать в себя общие меры, направленные на улучшение конкурентной среды в регионе, отраслевые меры, учитывающие специфику и проблемы отдельных рынков.
2.3 Антимонопольная политика и развитие конкурентных отношений в национальной экономике
К стагнации и замедлению роста в экономике приводит монополизация. Она выступает как рыночная концентрация. Концентрация как экономическая категория представляет собой экономические отношения по поводу целенаправленного укрупнения и сосредоточения собственности у хозяйствующих субъектов.
Согласно законодательству Казахстана показателем оценки уровня монополизации выступает доля фиксированного числа предприятий (CRConcentration Rations). Рынок считается монопольным, а субъект рынка доминирующим, если его доля в общем объеме выпуска превышает 35%. А также, если совокупная доля не более чем двух субъектов рынка на определенном товарном рынке составляет 50 и более процентов или совокупная доля не более чем трех субъектов рынка на определенном товарном рынке составляет 70 и более процентов. Это соответствует мировой практике.
В экономике Казахстана наблюдается тенденция не только восстановления, но и усиления монополизации, которая исходит уже не от государства, а от частного и иностранного капитала и оказания мощного лоббистского давления на правительственные органы, с целью получения льгот и преференций. Происходит образование монополистических структур на базе приватизированных объектов.
Например, Национальная компания «КазМунайГаз» создала торговый дом по закупке, реализации нефти и нефтепродуктов, который злоупотребляет своим положением [23, с. 4]. Он искусственно снижает цены на нефть, следствием чего является потеря государством налоговых поступлений: понижается налог на сверхприбыль. Нефтепродукция через дочерние структуры торгового дома реализуется по более высокой цене. К примеру, в ноябре 2003 года ТД «КазМунайГаз» заплатил нефтедобытчикам 60 долларов США за тонну сырой нефти, объясняя это низкой ценой реализуемой продукции: бензин АИ-80 продавал по 178 долларов США. В то же самое время через дочерние структуры он реализовывал этот же бензин мелким оптом (не в розницу) — по 330 долларов США за тонну [23, с. 4].
Отечественные монополисты стремятся легальными и нелегальными путями платить как можно меньше налогов в бюджет. При среднем коэффициенте налоговой нагрузки промышленных предприятий 20−21%, у ряда предприятий минерально-сырьевого комплекса он ниже на порядок.
Все это свидетельствует о неразвитости конкуренции, слабой видовой дифференциации хозяйствующих субъектов с доминированием отдельных их видов и ярко выраженном стремлении к реализации имеющихся монопольных преимуществ, что препятствует созданию такого сочетания предпринимательских структур, которое позволяет стимулировать распределение производственных ресурсов и обеспечить эффективное функционирование рынков. Неразвитость форм конкуренции направляет состязательность не в русло совершенствования технологии и расширения спектра услуг, а в сферу исключительно ценовых параметров, что оборачивается усилением монопольных проявлений, упрощением продукции и сокращением ее ассортимента как метода снижения издержек.
Для снижения уровня монополизации и развития конкуренции государством проводится антимонопольная политика. Антимонопольная политика сегодня определена нормами и правилами поведения субъектов рыночной экономики. Еще Адам Смит говорил: «Пусть люди одной сферы деятельности редко встречаются все вместе; даже для развлечений, так как общение неизбежно приводит к сговору против публики, к чему-то вроде плана о поднятии цен. Представляется невозможным предотвратить подобные встречи, используя закон, который был бы выполним и сочетался с понятиями свободы и правосудия. Но, хотя закон не в состоянии воспрепятствовать такого рода общению, он не должен способствовать ему, а также превращать его в необходимость. Есть множество примеров, когда доктрина изначальной незаконности действий, направленных против конкуренции, будучи использованной, безусловно, сделала тысячи картелей менее эффективными и не позволила сформироваться еще тысячами других под угрозой его применения. Ее вклад в общественное благосостояние на протяжении десятилетий был огромен» [25, с. 21].
Антимонопольное регулирование должно быть направлено на создание эффективной конкурентной среды в экономике. Оно не должно приводить к ухудшению экономической ситуации в стране и снижению благосостояния общества, а наоборот, должно стимулировать их рост. Поэтому необходимо тщательно изучать ситуацию на рынке: действительно ли применение жестких антимонопольных мер является единственно возможным путем восстановления конкуренции и не приведет ли к ситуации, когда монопольная власть просто перейдет от одних субъектов рынка к другим. К примеру, закон Робинсона-Пэтмэна (США), запрещавший ценовую дискриминацию, был направлен, по сути, против крупных розничных магазинов и супермаркетов, которые могли себе позволить снижать цены для определенных групп покупателей.
По утверждению американского экономиста П. Хейне, существующая антимонопольная политика защищает не свободную конкуренцию, а определенные группы конкурентов. «Важно помнить, — подчеркивает он, — что наиболее эффективное давление на государственную политику оказывают не потребители, а производитель и слишком часто эта политика будет формироваться под давлением стремления производителей защищать себя от суровых законов конкурентной жизни» [26, с. 296]. Поэтому, при проведении антимонопольной политики, государственным органам Казахстана следует руководствоваться «принципом разумности», который означает, что регулированию должно быть подвержено только неразумное ограничение конкурентных возможностей.
Государственным органом, осуществляющим защиту конкуренции, пресечение и ограничение монополистической деятельности, выступает Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и развитию предпринимательства, деятельность которого направлена на изучение состояния товарного рынка, уровня конкуренции на нем и разработку на этой основе мер по поддержке, ограничению, пресечению и регулированию монополистической деятельности.
Антимонопольная политика в сфере естественных монополий нацелена на определение правовых основ государственного контроля и регулирование деятельности в сфере естественной монополии, достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественной монополии. В Казахстане к сфере естественных монополий относятся: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; хранение, транспортировка газа или газового конденсата по магистральным и распределительным трубопроводам, эксплуатация газораспределительных установок и связанных с ними газораспределительных газопроводов; передача и распределение электрической и тепловой энергии; производство тепловой энергии отопительными котельными, станциями с комбинированным типом производства; услуги по технической диспетчеризации отпуска в сеть и потребления электрической энергии; услуги магистральной железнодорожной сети; услуги подъездных путей при условии отсутствия конкурентного подъездного пути и технологической невозможности либо экономической нецелесообразности его строительства; услуги аэронавигации, портов, аэропортов; услуги телекоммуникаций с использованием сети местных линий; услуги водохозяйственной и канализационной систем; общедоступные услуги почтовой связи.
Государственное регулирование деятельности субъекта естественной монополии осуществляется посредством утверждения тарифа (цены, ставки сбора); утверждения тарифной сметы; установления временного понижающего коэффициента. Принципами расчета тарифа субъектов естественной монополии выступают: возмещение объективно необходимых затрат; возможность получения прибыли, обеспечивающей эффективное функционирование субъекта естественной монополии; право грузоотправителя получать услуги на недискриминационной основе; устранение практики перекрестного субсидирования.
Процесс формирования затрат предполагает: регулирование затрат, включаемых в тариф; ограничение статей расходов субъекта естественной монополии в пределах нормативов, утвержденных в соответствии с законодательством Республики Казахстан; установление перечня расходов, не учитываемых при формировании тарифа; ограничение прибыли, включаемой в тариф; согласование применяемых методов начисления износа основных средств; согласование переоценки основных средств и направлений использования средств амортизационных отчислений, предусматриваемых тарифной сметой субъекта естественной монополии. Совершенствование тарифной политики в республике проводится посредством внедрения методик расчета тарифа на основе нормы прибыли на регулируемую базу активов, расчета предельного тарифа.
В целях повышения эффективности функционирования субъектов естественной монополии, применяется механизм перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка посредством реструктуризации. Она проводится по следующей схеме:
— для технологически отделимой деятельности естественной монополии создаются отдельные юридические лица;
— из состава естественной монополии выводятся структурные подразделения, соответствующие по своему характеру конкурентной сфере экономики, а также объекты социальной сферы;
— осуществление контроля над слиянием и созданием организационноправовых форм, усиливающих доминирование естественных монополий в ущерб экономической целесообразности.
Например, было осуществлено реформирование электроэнергетической отрасли Казахстана. Переход к рыночным отношениям в отрасли реализовался посредством:
— разделения видов деятельности в электроэнергетике на конкурентные (производство, потребление и торговля электроэнергией) и монопольные (передача и распределение электроэнергии);
— проведения масштабной приватизации (крупные электростанции были проданы стратегическим инвесторам; ТЭЦ промышленного назначения — крупным промышленным комплексам; ТЭЦ общего назначения — частным компаниям или переданы в коммунальную собственность);
— создания Казахстанской компании по управлению электрическими сетями (ОАО KEGOC), в управлении которой находится Национальная электрическая сеть, осуществляющая функции передачи электроэнергии и централизованного диспетчерского управления режимами производства/потребления электроэнергии;
— создания областных распределительных электросетевых компаний (РЭК), осуществляющих функции распределения и торговли электроэнергией на региональных розничных рынках.
Данная мера позволила сформировать условия для развития конкуренции между электростанциями за сбыт вырабатываемой электроэнергии.
В ближайшее время предполагается провести структурную реорганизацию железной дороги с тем, чтобы были выделены реальные естественные монополии и конкурентные субъекты. Проведенная приватизация отдельных участков железных дорог привела не к росту конкуренции на рынке, а, наоборот, к появлению еще больших монополистов. На железных дорогах Казахстана действуют сотни частных собственников, которые устанавливают тарифы в десятки раз выше, чем это предусмотрено государством. По мнению предпринимателей, тарифы, установленные частными владельцами отрезков железных дорог, завышены в десятки раз.
Железная дорога является сферой, где необходимо сохранить монополию государства непосредственно на полотно, а не вводить конкурентные отношения на перевозки. Основополагающими принципами реформирования железнодорожного транспорта целесообразно установить:
— разделение функций государственного управления и организации хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте;
— разделение основных (непосредственно связанных с перевозками) и не основных видов деятельности;
— разделение естественно-монопольного, конкурентного и потенциально конкурентного секторов в системе железнодорожного транспорта. Усиление государственного контроля в монопольном секторе и осуществление мер, направленных на стимулирование конкуренции;
— обеспечение гарантированного не дискриминационного доступа к производственной инфраструктуре железнодорожного транспорта всех потенциальных участников перевозочного процесса;
— сохранение экстерриториальности железных дорог.
При реформировании железнодорожной отрасли необходимо учесть, что поддержание управляемости, бесперебойности не должно приводить к ухудшению условий функционирования железнодорожного транспорта и безопасности перевозок. Должна сохраняться целостность экономического пространства, недопустимо разобщение регионов страны, а также ухудшение транспортного сообщения с другими странами. Необходимо выполнение перевозок для государственных нужд, в том числе для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности государства, и сохранение единой системы диспетчерского управления. В дальнейшем следует добиться самофинансирования предприятий железнодорожного транспорта, то есть уровень тарифов должен обеспечивать полное возмещение экономически обоснованных затрат и расширенного воспроизводства.
Для контроля и регулирования деятельности субъектов рынка антимонопольным органом формируются и ведутся государственные реестры субъектов рынка, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики, областей, городов Астаны и Алматы. Им запрещается устанавливать монопольно высокие (низкие) цены; навязывать контрагенту условия, не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими субъектами рынка. А также изымать из обращения товары с целью создания или поддержания дефицита на товарном рынке, либо повышения (снижения) цены; создавать препятствия входа на товарный рынок другим субъектам рынка; нарушать установленные нормативно правовыми актами порядок ценообразования; необоснованно сокращать объемы производства или прекращать производство товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии возможности их производства или поставки.
Несмотря на это, каждый год в Казахстане во время посевной и уборочной страды происходит повсеместное повышение цен на горюче-смазочные материалы. Причины таких повышений не выяснены до сих пор и не дана оценка законности подобных действий со стороны Правительства и Парламента страны.
Исходя из мирового опыта, одним из механизмов недопущения проявления монополизма может стать использование в практике антимонопольного регулирования критерия «сознательный параллелизм», который означает, что, если компании одновременно повысили цены и этому нет никаких экономических обоснований, такое дело объявляется судом противоправным. Все виновники объявляются участниками «картельного соглашения». Они обязаны компенсировать ущерб пострадавшим: и гражданам, и компаниям. Антимонопольным органам Казахстана следовало бы перенять мировой опыт в регулировании деятельности региональных и отраслевых монополий.
В связи с бурным ростом в Казахстане компаний, занимающихся сетевым маркетингом, следовало бы внести в антимонопольное законодательство дополнения, связанные с регулированием их деятельности. В частности, связанные с манипулированием маркетинговой практикой, путем оплаты набора дополнительных агентов сети (не включая конечных потребителей); выставление требований покупки продукта участником сети до того, как он был включен в штат компании; продажи участникам чрезмерно больших объемов товара (в целях складирования); недопущение возврата товара или его возврата на неприемлемых условиях. Эти компании в большинстве своем работают по пирамидным схемам продаж. В нашей же стране запрещается создание финансовых пирамид, а многие компании сетевого маркетинга представляют собой именно пирамиду, но с более изощренной схемой сбора денег. В Казахстане на сегодняшний день действуют такие компании сетевого маркетинга, как «Орифлейм», «Гербалайф», «Мэри Кей», «Визион», «Дермаджетикс», «Штадафарм», «Цептер». Для вступления в структуру этих компаний агенту (новому сотруднику) необходимо приобрести товар на определенную сумму, в результате чего он получает начальный капитал (баллы). Баллы могут увеличиваться по двум направлениям:
— реализация продукции компании,
— привлечение новых агентов.
Если агент выстраивает свою структуру из новых агентов, то получает возможность иметь проценты с их баллов. А в компании «Орифлейм» баллы новых агентов в полном объеме прибавляются к привлекшему их агенту.
К примеру, в Канаде компании многоуровневого маркетинга, использующие несколько ступеней сбыта товара, при которых один участник сбытовой сети получает доход от продажи товара другому участнику, регулируются отдельной статьей закона. За использование «пирамидных схем» законодательством предусмотрены жесткие меры наказания в виде больших штрафов и тюремного заключения.
Государственную антимонопольную политику в Казахстане предпочтительно направлять на создание однородного правового режима деятельности, как для иностранных, так и для отечественных хозяйствующих субъектов, с тем, чтобы конкуренция осуществлялась на равных условиях. Тем более это актуально сегодня, когда все крупные предприятия находятся либо в собственности иностранных компаний, либо в их управлении.
Основополагающими принципами антимонопольной политики должны стать не запретительные, а стимулирующие и направляющие функции государства, которые будут подталкивать предпринимателей к созданию (интеграции) производства научной и инвестиционной деятельности, развитию научно-производственной кооперации.
Антимонопольное ведомство страны следовало бы вывести из состава правительства и сделать его независимым, то есть максимально свободным от политического давления при рассмотрении и принятии решений по отдельным аспектам взаимоотношений фирм. Само антимонопольное законодательство должно применяться ко всем видам деловых предприятий, имеющих бизнес на территории страны, вне зависимости от их национальной принадлежности, размера или вида деятельности. Данная мера позволит регулирующему органу унифицировать и жестко контролировать внутренний рынок. Например, в Канаде Бюро по конкурентной политике является независимым официальным органом, осуществляющим политику поддержки конкуренции. Свою деятельность Бюро ведет, открыто и ясно на основе четкой административной процедуры. Оно разработало руководство к каждой сфере применения политики по регулированию взаимодействия фирм (слияния и поглощения, доминирующее положение, деятельность банков и т. д.). Директор Бюро имеет возможность вмешиваться в деятельность федеральных и региональных государственных органов по регулированию отдельных отраслей, если это необходимо и целесообразно с точки зрения политики поддержки конкуренции.
Часто большой проблемой для антимонопольного органа становится задача определения уровня конкурентности рынка в условиях структурных преобразований на нем (слияние, поглощение, объединение). В этом случае целесообразно было бы использовать концепцию «энергичного конкурента». Суть ее состоит в определении на рынке фирмы, которая выступает в качестве инноватора в области товарного предложения, новых каналов сбыта, технологии производства, упаковки, методов стимулирования сбыта, новой организации компании и принимает участие в агрессивной ценовой стратегии, направленной на понижение цены товара. Она предоставляет услуги и товары особого качества, выше среднего уровня, постоянно расширяет свои производственные мощности и планирует переход к новым видам продукции или новым рынкам. Любое взаимодействие фирм, которое может привести к поглощению или устранению «энергичного конкурента» с рынка, должно трактоваться как действие, ведущее к резкому сокращению конкурентных начал рынка. Например, в Канаде концепция «энергичного конкурента» играет функциональную роль в политике поддержки конкуренции. Все трансакции на рынке рассматриваются сквозь призму того, как-то или иное действие отразится на «энергичном конкуренте» [27, с. 77].
Среди методов антимонопольной политики предпочтение следует отдавать методам косвенного регулирования, которые осуществляются по следующим направлениям:
— создание возможностей для протекания в экономике процессов, способствующих демонополизации (предоставление максимально широких прав по инициативному, идущему «снизу», разукрупнению производства, созданию новых предприятий, децентрализованному переливу капитала);
— стимулирование процессов, направленных на возникновение экономических субъектов с равнонаправленными противоположными интересами, у которых стремление к соперничеству преобладает над стремлением к объединению. Для этого необходимо сочетание крупного и мелкого производства, предприятий с разными формами собственности и хозяйствования.
Контроль за деятельностью монополий должен побуждать носителя монопольной власти к такому образу действий, как если бы существовала полная конкуренция. Следует допустить общие деловые правила, складывающиеся на рынках в процессе исполнения законов, но не условия заключения сделок, которые отклоняются от законодательного регулирования в ущерб одной из сторон в договоре.
Полное отсутствие конкуренции ведет к злоупотреблению монопольной властью и неэффективности производства. Избыточная конкуренция снижает стимулы инвестирования и в долгосрочной перспективе также наносит ущерб эффективности производства. Вопрос выбора масштаба фактической и потенциальной конкуренции в каждом конкретном случае должен стать предметом особого решения.
В этой связи заслуживают внимания три области антимонопольной политики, определяющие соотношения действий, ограничивающих, не допускающих или устраняющих конкуренцию, и действий, направленных на развитие конкуренции [28, с. 116]:
— антимонопольное законодательство как совокупность предписаний относительно запрещенных действий (хозяйственных практик);
— правоприменение как механизм, обеспечивающий соблюдение правил, включая механизм применения санкций к нарушителям;
— защита конкуренции, в том числе распространение информации среди участников хозяйственного оборота о значимости конкуренции и необходимости ее развития.
Ошибки государства при проведении антимонопольной политики в указанных областях могут негативно повлиять на экономическую ситуацию в целом. В контексте применения норм антимонопольного законодательства П. Джоскоу обратил внимание на два типа ошибок: игнорирование нарушений там, где оно действительно есть; применение санкций там, где нарушений не было. Указанные ошибки можно трактовать как нарушение условий эффективности используемых ресурсов. В этом случае сама по себе формулировка закона может противоречить требованиям эффективности, не запрещая опасные формы хозяйственной практики и одновременно запрещая те формы, которые могут обеспечить рост эффективности. Особенно остро проблема обеспечения достаточной гибкости и действенности антимонопольной политики оказывается в условиях инновационного типа экономического развития. Поэтому большое значение имеет создание механизмов корректировки конкурентной политики, минимизирующих вероятность получения систематических распределительных преимуществ хозяйствующими субъектами в форме экономической ренты.
В связи с этим важно обратить внимание на эволюцию антимонопольной политики, которая О. Уильямсоном оценивается следующим образом: «Основное внимание антимонопольного регулирования было сосредоточено на измерении степени отраслевой концентрации и проблеме входных барьеров. Подобная узкая трактовка вопроса обеспечивала легкость антимонопольного принуждения, но иногда в ущерб основанной на полной информации оценке проблем с точки зрения общественного благосостояния. Такому положению дел способствовали три фактора. Во-первых, была широко распространена вера в то, что олигополистический сговор легко осуществим. Во-вторых, где бы ни обнаруживались входные барьеры, они всюду воспринимались как антиконкурентные и антисоциальные явления, причем возможность компромиссных выборов признавалась с большой неохотой. И, в третьих, считалось, что фирма адекватно описывается при помощи производственной функции, цель которой определялась как максимизация прибыли» [29, с. 601].
Поэтому в антимонопольной политике республики следует применять правило «взвешенного подхода», требующего учета не только негативных, но и позитивных последствий ограничений конкуренции. В условиях формирования новых рынков, в результате реформ в сфере естественных монополий и государственного управления, антимонопольная политика должна быть нацелена на создание условий конкуренции. Необходим поиск разумного компромисса между снижением барьеров входа на рынки, если последние дают в своем функционировании сбои (например, ассимитричное распределение информации, внешние эффекты), и государственным вмешательством, компенсирующим провалы рынка, но не повышающим степень совершенства указанных рынков.
Антимонопольная политика должна исходить из того, что конкуренция не представляет ценности сама по себе и не является конечной целью, а служит средством достижения общих целей, связанных с развитием эффективности и гибкости экономики, повышением благосостояния населения и конкурентоспособности отечественных товаров на мировых рынках.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования, проведенного в работе, можно сделать следующие выводы.
Конкуренция — экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.
Во-первых, конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Во-вторых, существуют различные виды конкуренции. Наиболее часто встречаемая классификация — это совершенная и несовершенная конкуренция. Совершенная конкуренция — это свободное соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Несовершенная конкуренция — это ситуация, когда на рынке присутствуют продавцы такого количества товаров, которое существенно влияет на их цену. Существуют следующие основные модели несовершенной конкуренции: монополия, монополистическая конкуренция и олигополия. В-третьих, существуют различные методы конкурентной борьбы: силовые, ценовые, неценовые.
Конкуренция является необходимым и обусловливающим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но, как и всякое явление, конкуренция обладает положительными и отрицательными сторонами. К положительным сторонам можно отнести: активизацию инновационного процесса; эластичная адаптация к спросу; высокое качество товара; минимум производственных издержек; высокую производительность труда и т. п. К негативным сторонам можно отнести: победа одних и поражение других игроков рынка; чрезвычайная эксплуатация природных ресурсов; экологические нарушения и т. п.
Непомерная монополизация без надлежащего контроля со стороны государства может привести к формированию государства в государстве. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, низкому качества товара, пропадают стимулы отыскивания более действенных решений функционирования в экономике.
Конкуренция при всех её позитивных и негативных сторонах, является значимым элементом рыночного устройства саморегулирования. Рынок является показателем общественно необходимых надобностей общества, в нужном количестве материальных благ. С другой стороны рынок показывает о состоянии и потенциалах общественного производства в создании необходимых обществу материальных благ.
Конкуренция — определяющее условие поддержания динамизма в экономике.
Политика содействия конкуренции и антимонопольное регулирование экономических процессов вошли в число приоритетных направлений экономического развития Казахстана. Долгосрочные ориентиры развития, укрепления конкурентоспособной экономики заложены в 1997 году в Стратегии развития Казахстана до 2030 года.
В 2006 году принята Программа развития и защиты конкуренции в Республике Казахстан на 2007;2009 годы, разработанная во исполнение Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 марта 2006 года «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира» .
В настоящее время развитие государственной антимонопольной политики вступает в новый этап. По поручению Главы государства в октябре 2007 года создано Агентство по защите конкуренции. На Агентство возложены задачи по борьбе с ценовыми сговорами, недобросовестной конкуренцией, злоупотреблениями доминирующим и монопольным положением, по созданию необходимых условий для развития добросовестной конкуренции.
В настоящее время для выявления и пресечения ценовых сговоров, недобросовестной конкуренции, злоупотреблений доминирующим и монопольным положением применяется комплекс мер. Вместе с тем, существующие способы и методы борьбы с нарушениями антимонопольного законодательства не способствуют их оперативному выявлению, принятию предупредительных мер. Кроме того, с ограниченной штатной численностью антимонопольный орган может выявлять лишь небольшую часть указанных нарушений.
В настоящее время действует Программа по развитию конкуренции в Республике Казахстан на 2010;2014 годы, которая направлена на совершенствование законодательной базы, формирование условий для предпринимательской и инвестиционной привлекательности экономики.
Программа является основой для реализации конкурентной политики, определяет ее приоритеты и основные направления на период до 2014 года, включает меры антимонопольного регулирования, иные защитные меры, а также меры по развитию конкуренции, расширяющие возможности и стимулирующие предпринимательскую деятельность.
1. Долдаханова Ж. Конкуренция: теоретико-практические вопросы//АльПари.-2009. № 1−2. -с. 74−83
2. Портер М. Конкуренция. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2003 — 496 с.
3. Экономическая теория: учебник / Под ред. А. Г. Грязновой, Т. В. Чечелевой. — М.: Издательство «Экзамен», 2005. — С.132.
4. Круглов В. В. Конкуренция: Учебное пособие. — М.:Т. К. Велби, Изд-во Проспект, 2004.
5. Станковская И. К., Стрелец И. А. Экономическая теория: учебник. — М.: Эксмо, 2008. — С.216.
6. Курс экономической теории: Учебник / М. И. Плотницкий, Э. И. Лобкович, М. Г. Муталимов. — Мн.: Интерпрессервис, 2003. — С.183.
7. Курс экономической теории / Под.ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. — Киров: «АСА», 2007. — С.283.
8. Мазилкина Е. И., Паничкина Г. Г. Управление конкурентоспособностью. Омега-Л, 2009, с. 11
9. Котлер Ф. Основы маркетинга. / Пер. с анл. под общ. ред. Пеньковой Е. Л. — М.: ПРОГРЕСС, 1990.
10. Карташев А. А. К вопросу о категориях конкуренции, конкурентности и конкурентоспособности в системе социально-экономических отношений общества// Электронная газета Восточно-Казахстанского регионального университета, вып.1, 2009
11. Республика Казахстан. Президент (Н.А. Назарбаев). Стратегия ВОЖДЕНИЯ Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира//Страна и мир. — 2006.-№ 8. — с. 4−5
12. Контуреев М. Вхождение Казахстана в ВТО и развитие конкуренции//Знамя труда. -2006.-№ 56. с.3
13. Штайльман К. Новая философия бизнеса. Т.III. Конкуренция и ее границы. — М.; Берлин: Московский Издательский Дом, 1998.
14. Управление социально-экономическим развитием России. Концепции, цели, механизмы. — М.: Экономика, 2002.
15. Обзор рейтинга конкурентоспособности Казахстана 2008;2009. Международный институт современной политики — http://www.iimp.kz/
16. Алшанов Р. Новый экономический курс Казахстана. Цифры и факты. Инновационная экономика // Казахстанская правда. — 2008. — № 37−38.
17. Омурзаков Т. К. Проблемы конкурентоспособности в современной экономике// Проблемы современной экономики, № 4(32), с. 28−32
18. Программа по развитию конкуренции в Республике Казахстан на 2010;2014 годы. Агентство Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство), Астана, 2010.
19. Закон Республики Казахстан «О конкуренции» от 25 декабря 2008 года № 112-IV (c изменениями по состоянию на 19 марта 2010 года)
20. Дыканбаева Б. Конкурентный закон: анализ новых положений [Текст]//Предприниматель и право.-2009.-№ 12. с. 1−3
21. Кошебаева Г. К. Управление конкурентоспособным развитием региональной экономики: методологические подходы//Транзитная экономика.-2008.-№ 1. с. 5−11
22. Республика. Деловое обозрение. — 10 августа 2000 года. — № 12. — С. 4.
23. Джумагельдиева Т. А Антимонопольная политика и развитие конкурентных отношений в национальной экономике //Экономическое обозрение, № 4, 2009. — с. 21−23
24. .Хейне П. Экономический образ мышления. — М., 1991. — С. 296.
25. Розанов Н. Конкурентная политика в Канаде // Мировая экономика и международные отношения. — 2003. — № 11. — С. 77.
26. Шаститко А. Выплескивая воду, не забудьте про ребенка // Вопросы экономики. — 2003. — № 12. — С. 116.
27. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. — СПб.: Лениздат, 1996. — С. 601.
28. Савченко А. К конкурентной экономике — через индустриально-инновационное развитие, диверсификацию проихзводства//Знамя труда.-2006.-.-2
29. Стратегические приоритеты конкурентоспособности//Казахстанская правда.-2006.-.-3
30. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление.М.:Инфра-М, 2000;312с.
31. Чемберлин Э. Х. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости. М., 1959.
32. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. — М.:ИНФРА-М, 2001 г. — С.573−578.
33. Новости. Обзор центральной Азии//http://www.c-asia.org
34. Элвин Дж. Долан, Дэйвид Е. Линдсей Рынок: микроэкономическая модель". СПб, 1992.