Некоторые вопросы охраны труда и техники безопасности на судах
Первый этап проводится старшим помощником капитана по общей организации охраны труда на судне, правилам безопасности в экстремальных условиях плавания. Проводится этот инструктаж в коллективной или индивидуальной форме. Второй этап проводится непосредственно на рабочем месте в индивидуальной форме руководителем работ, либо начальником службы. Правильность усвоения требований охраны труда… Читать ещё >
Некоторые вопросы охраны труда и техники безопасности на судах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Контрольная работа
Некоторые вопросы охраны труда и техники безопасности на судах
1. Причины несчастных случаев на судах
2. Инструктажи по охране труда
3. Меры предосторожности, предпринимаемые до входа в закрытые помещения
4. Безопасность труда при работе с якорным устройством
5. Безопасность труда при швартовых операциях
6. Безопасность труда при грузовых операциях
7. Техника безопасности при работе с электрическими инструментами
8. Техника безопасности при работе с ядовитыми и токсичными веществами
9. Средства индивидуальной защиты
1. Причины несчастных случаев на судах
Каждый несчастный случай происходит, как правило, не по одной какой-либо причине, а по нескольким взаимосвязанным. Причины несчастных случаев разделяют на шесть групп: организационные, конструктивные, технологические, эксплуатационные, санитарно-гигиенические, психофизиологические.
Часто встречающиеся причины несчастных случаев на судах:
организационные — недостатки обучения безопасным методам труда и инструктажа работающих; применение опасных приемов работы; низкая трудовая дисциплина и недостаток контроля за соблюдением стандартов, правил и инструкций по технике безопасности при производстве работ; нарушение режима труда и отдыха; низкая организация труда, непринятие мер для поддержания безопасности на рабочих местах; применение неисправных индивидуальных средств защиты, спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений и др.;
конструктивные — применение несовершенной техники, ограждений, приспособлений, инструмента и т. п.; несоответствие конструкций органов управления оборудованием эргономическим нормам; нарушение правил электробезопасности при создании конструкций электрооборудования, приборов, устройств и т. п.; несовершенство конструкций технических средств (блокировок, сигнализации, предохранительных устройств, исключающих эксплуатацию оборудования, представляющего опасность для человека);
технологические — несоответствие размещения оборудования и рабочих мест на производственных участках нормам, отсутствие механизации или автоматизации тяжелых и опасных работ, нарушение стандартов безопасности труда, исключающих в технологических процессах влияние вредных веществ; несоответствие оборудования, оснастки, предохранительных приспособлений технологическому процессу; применение не соответствующей процессу труда спецодежды и других средств защиты.
эксплуатационные — несоблюдение стандартов, правил и инструкций при эксплуатации оборудования, оснастки; нарушение графика планово-предупредительного ремонта; применение и использование в работе неисправного оборудования, оснастки, инструмента; наличие скользкости, загроможденности;
проходов к опасным местам обслуживания машин и оборудования; несоблюдение сроков испытания предохранительных устройств, оборудования, оснастки, стропов и т. п.;
санитарно-гигиенические — несоблюдение санитарных норм (повышенная загазованность, запыленность, недостаточная освещенность, наличие шума и вибрации, отсутствие маскирующих предупредительных сигналов на рабочих местах); необеспеченность санитарно-бытовыми устройствами.
психофизиологические — недопустимая физическая нагрузка на мышцы работающего; напряжение зрения; наличие монотонности в рабочем процессе; превышенное количество сосредоточенных наблюдений; нарушение продолжительности непрерывной работы в течение вахты и т. п.
Взаимодействие приведенных причин выражается тремя основными системами:
последовательных связей, когда первая причина вызывает вторую, вторая — третью и т. д., приводящей в конечном счете к травматической ситуации или несчастному случаю;
параллельных связей — две или несколько причин, параллельно связанных между собой, действуют одновременно и в конечном итоге создают травматическую ситуацию;
комбинированных связей, когда одна причина вызывает две или три взаимосвязанных причины, которые, действуя одновременно, создают травматическую ситуацию.
Древовидный принцип построения причинных связей позволяет определить главные и второстепенные их значения, а также проследить весь путь формирования травмоопасностей.
2. Инструктажи по охране труда
Перед допуском работника к самостоятельной работе администрация обязана произвести необходимые инструктажи по охране труда и пожарной безопасности. Уровень инструктирования должен быть достаточным для определения безопасности работника при выполнении всех присущих его должности работ по судну. По характеру и времени проведения инструктажи подразделяются: вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой и текущий.
Вводный инструктаж проводится со всеми, независимо от занижаемой должности, поступающими на работу инженером по охране труда; контролирует проведение инструктажа отдел кадров предприятия. Данный инструктаж проводится по общим принципам, особенностям охраны труда в данной отрасли, разъясняются права и обязанности работника в вопросах охраны труда. О проведении вводного инструктажа делается запись в «Журнале вводного инструктажа» и в документе о приёме на работу. Данные записи подтверждаются подписями лица, проводившего и получившего инструктаж, ставится дата проведения инструктажа. Документ о приёме на работу хранится в личном деле работника.
После проведения вводного инструктажа, получив направление на судно, командный состав проводит самостоятельное изучение требований охраны труда на судне и, не позднее чем через месяц, должен подтвердить свою компетентность сдачей техминимума в отделе охраны труда компании, в дальнейшем уровень знаний подтверждается при очередных аттестациях.
Члены судовой команды, а также дублёры лиц командного состава и молодые специалисты при поступлении и работе на судне проходят ряд инструктажей, обеспечивающих необходимый уровень знаний по охране труда в течение всего периода работы.
Первичный инструктаж проводится при поступлении работника на судно в два этапа.
Первый этап проводится старшим помощником капитана по общей организации охраны труда на судне, правилам безопасности в экстремальных условиях плавания. Проводится этот инструктаж в коллективной или индивидуальной форме. Второй этап проводится непосредственно на рабочем месте в индивидуальной форме руководителем работ, либо начальником службы. Правильность усвоения требований охраны труда и полученных навыков подтверждаются контрольным опросом и, в случае необходимости, для лучшего усвоения правил охраны труда назначается стажировка — работа в течение 2−5 дней под наблюдением опытного специалиста. Проведение инструктажа фиксируется в «Журнале инструктажей по охране труда» с обязательным указанием данных инструктируемого и инструктирующего. Факт проведения инструктажа заверяется в журнале подписями проводившего, получившего инструктаж и допуском к работе — подписью руководителя работ с указанием даты.
Повторный инструктаж проводится один раз в шесть месяцев по программе второго этапа первичного инструктажа, для наиболее опасных работ на судне — раз в три месяца.
Внеплановый (внеочередной) инструктаж проводится в полном объёме первичного или по отдельным видам работ в следующих случаях: при изменении правил и условий труда;
по требованию инспектирующих лиц;
при перерывах в выполнении работ свыше 60 суток и работ с повышенной опасностью — свыше 30 суток;
при грубом нарушении техники безопасности;
при получении работающими травм;
при каждой пересадки людей с судна на судно;
при личном обращении работающего.
Целевой инструктаж проводится при производстве работ с оформлением наряда-допуска (сварочные работы, работы в закрытых помещениях, на высоте и т. д.).
Текущий инструктаж проводится в устной форме непосредственно перед началом работ.
3. Меры предосторожности, предпринимаемые до входа в закрытые помещения
Под закрытыми помещениями понимаются такие помещения, в которых люди постоянно не находятся, они имеют ограниченные по размеру входы (горловина, лаз и т. п.) и не имеют принудительную вентиляцию. К ним можно отнести: топливные, фекальные танки; балластные, креновые отсеки; коффердамы; коробчатые кили; картеры двигателей и другие.
Вскрытие и работа в закрытых помещениях проводятся только с разрешения капитана либо старшего механика (начальника службы).
Последовательность проведения техники безопасности:
определяется потенциальная опасность закрытого помещения;
помещение тщательно вентилируется;
замеряется атмосфера помещения соответствующими откалиброванными инструментами;
помещение приводится в безопасное состояние для входа (устанавливается трап, освещение);
перед входом выставляется вахтенный (контролирует время нахождения работающего);
по необходимости готовится спасательное оборудование (носилки, аптечка);
обеспечивается рабочая и защитная одежда;
проводится инструктаж;
оформляется наряд-допуск;
даётся письменное разрешение на работу в закрытом помещении.
4. Безопасность труда при работе с якорным устройством
Обслуживать якорное устройство может только личный состав, имеющий допуск к самостоятельному обслуживанию якорного устройства. Перед работой необходимо убедиться, что скобы, штыри и глаголь-гаки правильно установлены, а откидные скобы и гаки легко отдаются; проверить стопорение якорной цепи палубным стопором, правильность закрепления коренного конца якорной цепи; счетчики показаний длины вытравленной якорной цепи установить в нулевое положение. Правильность работы шпиля проверяется на холостом ходу.
При отдаче якоря вести наблюдение за ходом якорной цепи и отсутствием биения по желобу палубного стопора. При выборке якоря проверять правильность самоукладки якорной цепи в цепном ящике. Соединять цепной барабан надлежит только после предварительной проверки шпиля работой вхолостую, а разобщать — убедившись в закреплении ленточным стопором. Отдача и подъем якоря, подбор и стравливание якорной цепи должны осуществляться только по командам с ходового мостика. Если якорь отдается с буйком, то буйреп должен быть сначала разнесен шлагами за леерами или вытравлен за борт, а сам буй должен находиться на кипе или ватервейсе.
Перед отдачей якоря необходимо убедиться, что за бортом под якорем нет плавсредств, в цепном ящике нет людей и нет завалов якорной цепи. При отдаче якоря никому не разрешается стоять впереди или позади шпиля на линии движения якорной цепи. На глубинах до 50 м якорь отдается отжимом ленточного стопора. На глубинах более 50 м якорь при отдаче нужно стравливать шпилем и отдавать с ленточного стопора, когда до грунта останется не более 30 м.
Запрещается оставлять якоря закрепленными только ленточными стопорами и работать шпилем во время забортных работ по очистке якоря. Якорная цепь должна быть взята на стопоры, а работа шпиля прекращена при направлении людей в цепной ящик для разборки или очистки якорной цепи при отдаче якоря.
Запрещается стоять на якорной цепи при укладке ее в цепной ящик и втягивать якорь в клюз, не удалив предварительно людей из цепного ящика.
Все работы с якорной цепью, как в цепном ящике, так и на палубе, должны производиться с помощью специальных крючьев (абгалдырей). При заводке на причал якорную цепь не следует заводить за палы и битенги небольшого диаметра.
При стоянке корабля в доке запрещается производить любые работы с якорным устройством без согласования с администрацией дока. Перед началом работ с якорным устройством необходимо убедиться в отсутствии людей в доке под якорями.
В случае отрыва якоря от грунта ходом корабля необходимо убедиться в отсутствии людей в цепном ящике и вблизи якорной цепи на палубе.
При длительных стоянках на якоре, особенно при волнении, когда якорная цепь испытывает большие напряжения, рекомендуется ее периодически потравливать, чтобы одни и те же звенья не находились на изломах в якорных клюзах.
5. Безопасность труда при швартовых операциях
При подготовке к швартовным операциям все посторонние предметы с палубы убирают, а швартовные канаты вытравливают из бухт и разносят по палубе. После этого надо подготовить кранцы, в ночное время рабочие места хорошо осветить и установить в районе швартовных операций временные леерные ограждения. Нельзя применять кранцы с коротким концом, из-за чего необходимо вытягивать руки за борт. При подходе судна к причалу лацпорты и иллюминаторы, находящиеся на борту, которым будет швартоваться судно, закрывают. О начале работ необходимо предупреждать работающих на берегу.
При швартовных операциях, если швартовный канат, поданный через отводный роульс или киповую планку, образует угол с направлением тяги, находиться внутри этого угла запрещается. Накладывая швартовный канат на кнехты или битенги, руки надо держать с наружной стороны огона. Опасно накладывать дополнительные шлаги каната на турачку или стравливать его с турачек швартовных механизмов во время их вращения. Когда выбирают канат, запрещается находиться вблизи него, между лебедкой (шпилем) и киповой планкой.
Нельзя переступать через канат или стоять на находящемся под натяжением или на выбираемом швартовном конце, а по возможности следует стоять позади лебедки (шпиля), когда швартов находится под нагрузкой. Руководитель работ должен следить за тем, чтобы направление движения каната от лебедки (шпиля) было прямолинейно и не было бы излишней слабины. Запрещается работать внутри шлагов каната, разнесенного по палубе, стоять в колышках каната, выбирать или стравливать канаты во время работы с ними у кипов и роульсов, а также прижимать их к палубе или швартовному устройству ногой или рукой. Если происходит пробуксовка каната, то механизм надо остановить и наложить дополнительные шлаги. На верхние 2—3 шлага стального каната и каната из синтетических материалов, закрепленных на кнехтах, должна быть положена схватка из шкимушгара. При накладывании стопора на швартов следует находиться со стороны, противоположной натяжению каната. Не рекомендуется применять цепные стопоры для растительных и синтетических канатов, так как это может привести к повреждению канатов.
На грузовые палубы танкеров, газовозов и химовозов нельзя подавать стальные, комбинированные канаты и канаты из синтетического волокна, не прошедшие антистатической обработки. По окончании швартовных операций швартовные механизмы выключают, все лишние канаты убирают в бухты или наматывают на вьюшки. В ненастную погоду канаты зачехляют. Ответственный за проведение швартовных операций должен убедиться, что работы окончили все подчиненные ему люди и покинуть участок последним.
несчастный случай безопасность инструктаж
6. Безопасность труда при грузовых операциях
Организация безопасности труда и руководство погрузочно-разгрузочными операциями возлагается на судне на одного из помощников капитана (обычно второго). В своей работе он должен руководствоваться ПТБ на судах морского флота, ПТБ в морских портах; при работе с опасными грузами — также Правилами морской перевозки опасных грузов (МОПОГ).
Прежде чем приступить к грузовым операциям, руководитель работ должен убедиться в исправности грузоподъемных устройств, приспособлений и такелажа, расставить по рабочим местам хорошо проинструктированный и обученный персонал, определить необходимое количество стропальщиков и сигнальщиков. В процессе работы необходимо обращать особое внимание на недопустимость перегрузки стрел, кранов и других грузоподъемных устройств; на правильность обвязки и крепления грузов; на соблюдение работающими правил техники безопасности и применения ими защитных и предохранительных средств.
В районе производства работ палубу необходимо освободить от предметов, которые могут мешать выполнению работ и открыванию люков, в ночное время обеспечить соответствующее освещение и только после этого открыть люковые закрытия грузовых трюмов. При открывании и закрывании люков члены экипажа должны находиться от них, а также от канатов и блоков на безопасном расстоянии.
Переносные светильники не допускается выключать или поднимать из трюма до тех пор, пока в трюме или отсеке есть люди.
Открывать и закрывать механизированные люковые закрытия следует в соответствии с инструкцией по системе конкретного судна, под руководством вахтенного помощника капитана. Секции люкового закрытия сразу после открывания необходимо закрепить стопорными устройствами, которые должны быть устроены таким образом, чтобы для отдачи достаточно было усилий рук.
Так как грузовые операции относятся к категории работ повышенной опасности, к судовым грузоподъемным устройствам предъявляются специальные требования при их изготовлении и при эксплуатации. Все судовые грузоподъемные устройства и канаты принимаются в эксплуатацию лишь после освидетельствования и испытания Российским морским регистром судоходства (РМРС). В промежутках между ежегодными освидетельствованиями текущий надзор за грузоподъемными устройствами, их деталями и канатами осуществляет судовая администрация с участием представителей судовой профсоюзной организации. При обнаружении малейших признаков повреждений канатов, а также деталей грузоподъемных устройств они изымаются из обращения и заменяются новыми. Безопасность грузовых работ в большой степени зависит от квалификации и дисциплинированности матросов. Поэтому к управлению механизмами допускаются только лица, имеющие соответствующие удостоверения, прошедшие специальное обучение, инструктаж.
Спускающихся для работы в трюм, заполненный грузом, который может засасывать человека (зерно, тальк, химические вещества), необходимо снарядить предохранительными поясами с закрепленными на палубе страховочными концами и держать под наблюдением.
Лица, занятые на работах по перегрузке фумигированного зерна, химических и опасных грузов, должны быть обеспечены соответствующими средствами индивидуальной защиты в зависимости от категории перегружаемого груза, проинструктированы и обучены на рабочих местах безопасным методам работы.
К опасным грузам относят вещества, которые при несоблюдении правил безопасности в судовых условиях могут послужить причиной пожара, взрыва, а также отравления и травмирования людей.
Поднимать грузы с помощью грузовой стрелы можно только при вертикальном положении грузового шкентеля, так как при косом его натяжении возникают силы, изменяющие характер усилий в грузовом устройстве, из-за чего может произойти авария.
Если груз раскачался, необходимо остановить его с помощью оттяжек.
Правилами техники безопасности запрещается подтягивать грузы кранами и лебедками путем косого натяжения каната без применения канифас-Блока или поворота стрелы, поскольку это может привести к аварии. Авария может также произойти при большом разгоне или внезапном торможении механизма поворота, изменении вылета или передвижении стрелы, а также при нарушении правил работы спаренными стрелами. Необходимо следить, чтобы угол между грузовыми шкентелями спаренных стрел, укрепленными на грузовом звене, не превышал 120° (если конструктивно не предусмотрено иное), иначе могут возникнуть перенапряжения в элементах грузоподъемного устройства.
Во время работы грузового устройства опасно направлять канат руками, а также находиться на линии натяжения и вблизи натянутых канатов. Освобождать груз от стропов или захватных приспособлений можно тогда, когда груз остановлен и опущен на палубу. Если строп зажало, его следует освобождать осторожно, не выдергивая, во избежание развала штабеля.
Нельзя поднимать груз, находящийся в неустойчивом положении, заложенный другими грузами, засыпанный землей или примерзший к ней. Запрещается перемещать груз с находящимися на нем людьми. Разворачивание и раскантовку груза на весу следует производить только с помощью багров и оттяжек соответствующей длины после остановки груза и расположения его не выше 1 м от места укладки. Запрещается раскачивать груз для укладки его вне радиуса действия стрелы, останавливать раскачивающийся груз руками, а также поправлять стропы на весу. При горизонтальном перемещении груз можно проносить на высоте не менее 0,5 м от конструкций судна или встречающихся на пути предметов. Груз в трюмах нужно выбирать так, чтобы исключалась возможность падения отдельных его частей или штабеля.
При выполнении отдельных операций вручную необходимо применять исправные средства малой механизации (канифас-блоки, тали, тележки, блоки и т. д.).
Работы по выгрузке и погрузке тяжеловесных грузов с помощью судовых средств должны проводиться под непосредственным руководством капитана или старшего помощника, в строгом соответствии с правилами техники безопасности. Допускаются к работе на тяжеловесных грузовых стрелах специально подготовленные для этого члены экипажа, объявленные приказом по судну после сдачи экзамена.
После окончания грузовых операций все механизмы должны быть выключены, а рычаги управления поставлены на стопоры. Запрещается оставлять в подвешенном состоянии груз, грейферы и другие грузозахватные приспособления.
При перевозке палубных грузов необходимо принимать дополнительные меры безопасности. Во время укладки грузов следует предусмотреть безопасные проходы для экипажа и свободный проход к опасным грузам, средствам пожаротушения, расположенным на палубе, а также к трапам, шлюпкам и лебедкам.
Все палубные грузы должны быть надежно закреплены канатами, пропущенными сквозь специально предназначенные для этого рымы и обухи, и обтянуты талрепами или специальными захватными рычагами. Для предотвращения смещения груза рекомендуется устанавливать специальные упоры. Не разрешено крепить палубный груз, в том числе технику и контейнеры, стальными жесткими и растительными канатами, проволокой, а также применять закрутки взамен талрепов или захватных рычагов. Найтовы следует заводить таким образом, чтобы была возможность безопасной и быстрой их отдачи. При получении неблагоприятного прогноза погоды, усилении ветра или зыби надо произвести внеочередной осмотр состояния крепления палубного груза и при необходимости усилить крепление.
При укладке палубного груза по всей площади палубы должны быть установлены безопасные ограждения, переходы, устройство которых в отечественных портах возлагается на администрацию порта.
Переходные мостики с двусторонними ограждениями не ниже 1,1 м в виде двух лееров нужно укладывать поверх крепежных найтовов. Ответственность за устройство безопасных переходов по лесным грузам и трубам возлагается на старшего помощника капитана.
В последние годы широкое применение получили прогрессивные способы перегрузки грузов на специализированных судах: контейнеровозах, пакетовозах, ролкерах и т. д. Для обеспечения безопасности труда при грузовых операциях на этих судах имеются специальные инструкции. При перевозке контейнеров на неспециализированных судах необходимо руководствоваться правилами безопасности при транспортировке обычных грузов с соблюдением некоторых дополнительных требований.
При перевозке контейнеров наиболее подготовленные члены экипажа судна обязаны регулярно проверять состояние креплений контейнеров. Подниматься во время хода судна на верхний ярус контейнеров можно только в случае крайней необходимости с разрешения капитана и при условии хорошей погоды.
На обледенелые контейнеры подниматься не разрешается.
Подниматься на крыши контейнеров или спускаться с них следует по стационарным судовым конструкциям или устройствам, специально предназначенным для безопасного перехода с них на любой ярус контейнеров. Для доступа на первый ярус контейнеров разрешается применять переносные трапы, имеющие противоскользящие башмаки и устройства для крепления за контейнеры.
Все работы, проводимые на контейнерах, рассматриваются как работы, выполняемые на высоте, с соблюдением соответствующих мер безопасности.
Большую опасность представляют грузовые операции в море и на открытых рейдах. В этом случае капитан судна обязан принять меры по обеспечению безопасности операции в целом, т. е. выбрать место стоянки судна и грузовых плавсредств, обеспечить готовность срочного отхода и т. д.
Швартовные и грузопассажирские операции в открытом море и на рейдах разрешаются только в тихую погоду при наличии надежной кранцевой защиты судов. Если суда ошвартованы лагом, а погода внезапно начинает ухудшаться, то грузовые операции должны быть немедленно прекращены, а ошвартованное плавсредство должно отойти от судна. При зыби, превышающей 4 балла, все плавсредства, не успевшие отойти от судна, должны стать на бакштов под кормой судна.
Если судно вынуждено оставить рейд и если невозможно увести плавсредства в укрытие или поднять их на борт, капитан обязан принять на борт всех людей (членов команд и пассажиров), а плавсредства поставить на якорь. По возможности капитану разрешается все плавсредства взять на буксир судна. При перевалке грузов с малых судов (лихтеров, барж, плашкоутов) на судно или наоборот грузовое устройство испытывает большие динамические нагрузки из-за рывков, связанных с качкой судов. Лихтер или баржа могут стремительно изменить свое положение относительно судна, поднимаясь или опускаясь на волне. При этом возможны удары грузов о судно или плавсредство, обрыв грузового шкентеля или даже разрушение грузоподъемного устройства. Во избежание аварии необходимо следить за тем, чтобы шкентели не получали неожиданно слишком большой слабины с последующим резким натяжением.
В связи с особенностью производства работ на открытых рейдах к ним следует допускать только опытных сигнальщиков и лебедчиков, имеющих специальные удостоверения.
7. Техника безопасности при работе с электрическими инструментами
К работе с ручным электроинструментом (дрели, шарошки, гайковерты, электропаяльники, электроножницы и пр.) допускаются члены экипажа, обученные безопасным приемам работы с ним и имеющие соответствующие удостоверения.
На судах применяется электроинструмент, рассчитанный на рабочее напряжение до 36 В переменного и постоянного тока. Правила техники безопасности определяют строгий контроль и учет хранения, выдачи, применения, а также проверки технического состояния электроинструмента не реже одного раза в месяц.
Все электроинструменты, переносные светильники (в том числе трюмные люстры, электроутюги, пылесосы и другие приемники электротока), находящиеся на судне, должны быть пронумерованы и храниться в сухих помещениях. В судовом журнале учета и хранения электромеханик отмечает результаты их ежемесячных осмотров, а также время профилактических ремонтов и проверок.
Штепсельные соединения (розетки, вилки) для низковольтного судового электрооборудования по своему конструктивному оформлению отличаются от конструкций, предназначенных для фазного контакта напряжением 127 и 220 В. Благодаря этому исключается возможность ошибочных включений низковольтного оборудования в сеть высокого напряжения. Заземление судовых электроинструментов осуществляется с помощью третьего (четвертого) провода в питающем кабеле, замкнутого на корпус судна через штепсельное соединение.
Штепсельные розетки напряжением до 55 В должны иметь зеленую окраску с указанием на ней значения напряжения. Использовать автотрансформаторы для питания судовых электроинструментов и переносных светильников запрещается. При обнаружении повреждений изоляции, а также других неисправностей работах электроинструментами или переносными светильниками должна быть немедленно прекращена.
Перед включением в электросеть электроинструмента или светильника необходимо их провода или кабели по возможности подвешивать. При этом для сохранения изоляции надо избегать непосредственных контактов проводов с острыми металлическими кромками, с горячими, влажными и замасленными поверхностями.
Запрещается работать инструментом с плохо закрепленными сверлами, прижимать электроинструмент или светильник к своему телу, а также обрабатывать детали, держа их на весу. При внезапном исчезновении питания в электросети, обнаружении неисправности инструмента, при перерыве в работе, перед сменой сверла, удалением стружки и т. п. инструмент должен быть отсоединен от сети.
Работа с электроинструментом должна проводиться с использованием диэлектрических защитных средств (перчаток, галош, ковриков). В случае отсутствия на зачистных, шлифовальных, заточных инструментах защитных экранов из оргстекла необходимо при работе пользоваться очками для защиты глаз.
Членам экипажа, использующим электроинструмент, не разрешается: передавать его другим лицам, разбирать и производить самостоятельно ремонт, удерживать электроинструмент за провод, вносить внутрь барабанов котлов и металлических резервуаров переносные трансформаторы и преобразователи частоты тока.
В судовых помещениях с повышенной электроопасностью запрещается применение переносных электросветильников напряжением свыше 12 В переменного тока и 24 В постоянного тока, а в остальных помещениях — выше 50 В переменного и 55 В постоянного тока.
Во взрывоопасных помещениях (недегазированные танки, цистерны и пр.) допускается применение только переносных аккумуляторных взрывозащищенных фонарей.
8. Техника безопасности при работе с ядовитыми и токсичными веществами
Производственная пыль. Производственная или промышленная пыль — это дисперсная система (аэрозоль), состоящая из твердых частиц, взвешенных в воздухе. Первичное, или основное, образование производственной пыли происходит при механическом измельчении твердых веществ, перегрузке и транспортировке сыпучих грузов, обработке хрупких материалов и пр.
На морских судах, большинство конструктивных элементов которых подвержено вибрации, может возникнуть вторичное пылеобразование. При этом из-за вибрации и вентиляции пыль будет постоянно находиться во взвешенном состоянии и потоками воздуха разноситься по всем судовым помещениям.
Промышленная пыль представляет определенную опасность для работающих. Она может вызвать раздражение кожных покровов, слизистых оболочек глаз, органов дыхания и даже органов пищеварения человека. Длительная работа в условиях запыленности может привести к тяжелым хроническим профессиональным заболеваниям (язвенный дерматит, экзема, пневмокониоз и пр.). Острые частицы пыли могут вызвать ранения и заболевания органов зрения.
Пыль сохраняет физико-химические свойства веществ, из которых она образовалась. Эти вещества бывают органического и неорганического происхождения.
Органическая пыль образуется из таких веществ, как древесина, хлопок, джут, каучук, шерсть и пр. Неорганическая — из различных минералов (наждак, карборунд, цемент, известь, асбест, кремнезем, уголь), а также из металлов.
В процессе измельчения и механической обработки материалов, а также в результате трения о воздух частицы пыли заряжаются электричеством. Таким образом, пыль становится взрывоопасной. Условием воспламенения и взрыва пыли является наличие в достаточно сухом воздухе концентрированного пылевого облака с высоким электрическим потенциалом и внешнего источника теплоты (искры, открытого огня).
Наиболее радикальный метод борьбы с промышленной пылью — это механизация и автоматизация производственных процессов и удаление рабочих из сферы воздействия пыли. Кроме этого, защиту от пыли осуществляют посредством: герметизации средств транспортировки и перегрузки пылящих грузов, замены способов сухой переработки пылящих материалов влажной, увлажнения воздуха и устройства водяных завес, местных отсосов пыли из рабочей зоны, рациональной вентиляции и применения индивидуальных защитных средств.
Санитарными нормами для воздушной среды рабочей зоны (ГОСТ 12.1.005—76) установлены предельно допустимые концентрации пыли и других вредных веществ, превышение которых категорически запрещено.
Токсичные вещества. Некоторые химические вещества, применяемые в современном производстве, могут представлять опасность для работающих из-за своей токсичности. Такие вещества обычно называют промышленными ядами.
Токсичные, или ядовитые вещества, вступая в химическое взаимодействие с биологическими средами человека, вызывают нарушения нормальной его жизнедеятельности. Многие производственные яды являются химическими аллергенами, способными вызывать аллергические реакции: дерматит, бронхиальную астму, крапивницу. Действие токсичных веществ может проявиться в виде острых или хронических профессиональных отравлений.
Токсичные вещества могут находиться в твердом, жидком и газообразном агрегатных состояниях и представлять собой пыль, пар или газ. Проникая в организм через дыхательные пути, пищеварительный тракт и кожный покров, некоторые токсичные вещества (пары ртути, окись углерода, свинец, фосген и пр.) распространяются по всем органам человека, оказывая на него общее отравляющее действие. Кроме того, токсичные вещества могут вызывать и местные (локальные) поражения кожи или слизистых оболочек при непосредственном воздействии на них, например, при россыпи груза из поврежденной тары. Так проявляется действие кислот, щелочей, некоторых газов и солей.
Степень отравления зависит от физико-химических свойств, продолжительности воздействия, дозы и концентрации вредного вещества, физического состояния и индивидуальных особенностей человека, а также от условий окружающей среды. Незначительная концентрация ядов в воздушной среде может быть полностью безопасной для работающих. Чем выше дисперсность ядовитого вещества и его растворимость в биологических средах, тем значительнее эффект отравляющего воздействия, тем оно опаснее для человека.
Как уже отмечалось выше, концентрация токсичных веществ в воздушной среде имеет решающее значение для определения безопасных условий работы. Это обстоятельство положено в основу разработки в нашей стране предельно допустимых концентраций (ПДК) токсичных веществ в воздухе производственных помещений. Стандартом ГОСТ 12.1.005—76 установлены предельно допустимые концентрации промышленных ядов в воздушной среде рабочей зоны. Стандарт содержит перечень более 600 предельно допустимых, т. е. совершенно безвредных для людей концентраций химических веществ. Необходимо помнить о том, что эти нормы являются максимальными и превышение их категорически запрещается. Кроме того, ГОСТ 12.1.007—76 устанавливает общие требования безопасности при производстве, применении и хранении вредных веществ, содержащихся в сырье, продуктах и отходах производства.
В действующих на флоте Правилах морской перевозки опасных грузов (МОПОГ) изложены основные физико-химические характеристики токсичных веществ, правила их хранения и перевозки.
Наиболее эффективными средствами профилактики профессиональных отравлений являются: систематический контроль состояния воздушной среды и уровня концентрации в ней токсичных веществ (газоанализатор периодического действия типа УГ-2 и др.); применение технологических процессов, сокращающих до минимума образование вредных веществ или исключающих возможность проникновения их в воздушную среду рабочей зоны; герметизация оборудования, комплексная механизация и автоматизация производства, где применяются токсичные вещества; внедрение новейших средств охраны труда, современной вентиляции и воздушных фильтров; использование индивидуальных защитных средств и спецодежды; строгое соблюдение правил техники безопасности и инструкций по безопасности труда, утвержденных администрацией предприятия (судна), а также Правил МОПОГ при перевозке токсичных веществ.
9. Средства индивидуальной защиты
Одним из важных мероприятий для защиты работающих от неустраненных опасностей труда является применение средств индивидуальной защиты. К ним относятся: спецодежда, спецобувь, средства защиты органов человека от вредных производственных факторов и предохранительные приспособления. СИЗ применяются в тех случаях, когда безопасность труда не может быть обеспечена путем организации производства и использования соответствующих конструкций судового оборудования и средств коллективной защиты. Вид защитных средств определяется характером выполняемой работы, а также метеорологическими условиями.
Специальная одежда и индивидуальные средства защиты выдаются по установленным для каждого вида производства нормам.
Спецодежда, спецобувь, предохранительные приспособления. Для защиты тела человека от неблагоприятных метеорологических факторов, избыточных тепловыделений, брызг и раскаленных твердых частиц, влаги, пыли и едких веществ рабочим и служащим выдается спецодежда и спецобувь.
Выдача бесплатной спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений производится в соответствии со специальной инструкцией, утвержденной ВЦСПС только по тем профессиям, для которых она предусмотрена отраслевыми нормами. Спецодежда и спецобувь выдаются на определенные сроки, предусмотренные отраслевыми нормами для каждого вида одежды и обуви.
Кроме спецодежды, указанной в нормах, судовым экипажам для работы в штормовых условиях выдается специальная штормовая одежда: штормовые плащи, куртки, брюки, зюйдвестки, резиновые сапоги. Командование судна, судовой комитет профсоюза должны следить за тем, чтобы члены экипажа обязательно пользовались выданной спецодеждой, спецобувью и предохранительными приспособлениями. Отказ от их использования расценивается как нарушение трудовой дисциплины.
Эффективность и долговечность средств индивидуальной защиты зависит от правильного их выбора, бережного использования и своевременного ремонта. Выданные работникам спецодежда, спецобувь и предохранительные приспособления, пришедшие в негодность до истечения установленного срока носки, подлежат замене или ремонту, а при увольнении или переводе на другое судно и по окончании срока носки — подлежат возврату.
Защитные средства. Для защиты кожных покровов и профилактики кожных заболеваний применяются защитные пасты, м’ази, специальные моющие и очищающие средства. Для защиты кожи от масел, смол, растворителей, нефтепродуктов и органических соединений применяются гидрофильные пасты и мази, содержащие в своем составе вещества, пропускающие воду. Не растворимые в воде гидрофобные пасты и мази применяются для защиты кожи от воды и водных растворов кислот, щелочей, солей, различных эмульсий. Необходимость применения защитных паст и мазей определяет судовой врач.
Защитные каски. Для защиты головы работающих от случайно упавших с высоты предметов при швартовных операциях, во время качки судна, в процессе работы в стесненных условиях применяются защитные каски. Каски бывают металлические, винипластовые, из стеклопластика, полиэтиленовые и др. Каски выпускаются с водонепроницаемой пелериной и утепляющим подшлемником. Конструкция касок обеспечивает проветривание подкасочного пространства.
Защитные очки, маски, щитки для защиты глаз от механических, пылевых, химических и термических поражений бывают открытого и закрытого типов. Очки открытого типа (С-2, С-3, ОЗК и др.) применяют для защиты глаз от механических повреждений. Очки закрытого типа (С-1, С-12, С-33 и др.) применяют для защиты глаз при использовании пневмоинструмента и при работах в замкнутом пространстве. Очки закрытого типа ПО-2 с герметической оправой-полумаской служат для защиты глаз от воздействия ядовитых веществ и твердых осколков, летящих со всех сторон. Согласно ОСТ 21−6—87 с 01.07.88 устанавливаются требования к светофильтрам, используемым в щитках, масках и очках. Например, светофильтры В-1−3; Г-1−3; Э-1−5, соответственно изготовлены из темного стекла марок ТС-1, ТС-2 и ТС-3. Для защиты глаз при электрогазосварочных работах используются очки, имеющие специальные светофильтры с синими кобальтовыми стеклами (светофильтры типа С-1−13 из стекла марки ТС-ЗС и др.). При этих работах целесообразно применять очки в чешуйчатой оправе, через которую хорошо вентилируется воздух, и очки не запотевают. Очки находятся в личном пользовании работающего и передаче другому лицу не подлежат.
Подробный перечень индивидуальных защитных средств от электротока, порядок их использования и испытания приведены в правилах техники безопасности на судах морского флота.
Защита органов слуха. Для индивидуальной защиты органов слуха от шума при работах в машинно-котельных отделениях применяют вкладыши, наушники и шлемы. Вкладыши, изготовленные из специального волокна, вставляют в слуховой канал уха. Путем применения вкладышей (антифонов или берущей) удается снизить уровень звукового давления на 10—15 дБ. Наиболее эффективным средством защиты органов слуха от шума являются противошумные наушники (ГОСТ 12.4.051—87). Они снижают уровень звукового давления при частотах в диапазоне от 125 до 8000 Гц на 4—45 дБ. На голове наушники удерживаются с помощью дугообразной пружины, шлема или эластичной ленты.
В качестве СИЗ от вибрации применяются виброзащитные перчатки, маты и обувь. Требования, предъявляемые к ним, установлены соответствующими стандартами.
Спасательные и предохранительные пояса. Ответственность за техническое состояние и своевременность испытания поясов несет старший механик.
Спасательные, предохранительные пояса, а также страховочные концы и цепи должны испытываться на прочность по специальной методике не реже одного раза в 6 мес. Норма испытательной нагрузки для предохранительного пояса и страховочного конца — 2205 Н. По окончании испытаний на поясах и их элементах не должно быть признаков повреждений. Если же после испытаний обнаружены дефекты деталей пояса (обрывы швов на кушаке, лямках и ремнях, надрывы на ремнях и ленте кушака, неплотности соединения замка карабина и пр.), он должен быть изъят из употребления.
Перед использованием спасательные и предохранительные пояса, а также их страховочные концы и цепи необходимо тщательно осматривать. Запрещается использовать пояса с истекшими сроками испытаний. Если в процессе эксплуатации на пояс воздействовала динамическая нагрузка (при рывке в случае падения человека), необходимо провести его испытание статической нагрузкой для определения пригодности к дальнейшему использованию. Пояс, детали которого получили малейшие повреждения от динамической нагрузки, подлежит уничтожению.
Длина страховочного конца предохранительного пояса при работах за бортом должна быть такой, чтобы при случайном падении человека в воду конец доставал до поверхности воды. При работах на высоте, над палубой, причалом, в машинном отделении длина конца должна иметь слабину, обеспечивающую только перемещение работающего на беседке или люльке.
Защита органов дыхания. Для защиты органов дыхания от вредных паров, пыли и газов применяют фильтрующие и изолирующие аппараты. К фильтрующим средствам защиты относятся респираторы и фильтрущие противогазы. В зависимости от назначения респираторы подразделяются на противопылевые, противогазовые и универсальные.
Бесклапанный противопыльный респиратор ШБ-1 («Лепесток») может применяться для защиты от любой пыли (токсичной, нетоксичной, микробной) и обладает небольшим сопротивлением дыханию работающего. Респиратор «Астра-2» применяется для защиты от высокодисперсных аэрозолей. Противопыльный респиратор У-2К (ТУ6−16−2267—78) хорошо защищает органы дыхания от пыли, а также от распыленных в воздухе лакокрасочных веществ. Респиратор имеет простую, легкую конструкцию, а также обладает незначительным сопротивлением дыханию. Универсальные респираторы со сменными патронами типа РУ-60, РУ-60М используются для защиты от газа или пара в комплекте с защитными очками. Сменный патрон марки, А предназначен для защиты от паров и газов хлори фосфорорганических веществ, патрон В — от кислот, газов и паров, патрон КД — от паров аммиака и сероводорода и т. д.
Фильтрующие противогазы защищают лицо, глаза и органы дыхания рабочего от вредных примесей при содержании кислорода в воздухе не менее 18% и концентрации в нем вредных газов не выше 2%. Поэтому противогазы такого типа не пригодны для работы в загазованной атмосфере, содержащей незначительное количество кислорода.
В зависимости от вида вредных примесей в воздухе рабочей зоны выбирается противогазовая коробка, заполненная соответствующими сорбентами, поглощающими вредные вещества определенной группы. Для быстрого выбора нужной коробки они маркируются и окрашиваются в отличительные цвета. Например, коробка для противогаза марки, А окрашена в коричневый цвет и предназначена для поглощения паров органических веществ (бензин, керосин, спирты, эфиры, тетраэтил-свинец) и т. д. В местах хранения противогазов имеется соответствующая таблица, с помощью которой можно быстро выбрать нужную коробку.
При значительной концентрации ядовитых веществ в воздухе рабочей зоны (2% и выше) или низком процентном содержании в нем кислорода (менее 18%) применяют изолирующие дыхательные аппараты. К ним относятся шланговые газозащитные дыхательные аппараты, кислородные изолирующие противогазы (КИП) и универсальные дыхательные аппараты на сжатом воздухе АСВ-2.
Шланговые приборы делятся на два типа: самовсасывающие и с принудительной подачей чистого воздуха из зоны, где он не загрязнен вредными примесями. В противогазе первого типа чистый воздух при вдохе работающего всасывается через фильтрующую коробку по шлангу и поступает в шлем-маску и в легкие человека. Выброс выдыхаемого воздуха происходит через выдыхательный клапан, расположенный в нижней части маски. В шланговый противогаз второго типа чистый воздух подается через шланг при помощи воздуходувки. Причем работающему может подаваться и сжатый воздух (через редуктор), предварительно очищенный в фильтрах. Длина шланга не должна превышать 15 м. Возле воздуходувки неотлучно должен находиться вахтенный. Шланговые приборы типов ПШ-1, ПШ-2, автомат АСМ и другие нашли применение при газоэлектросварке в закрытых емкостях, при малярных работах, перегрузке пылящих грузов.
Кислородные изолирующие противогазы относятся к группе легочно-силовых дыхательных аппаратов с закрытой схемой дыхания, при которой воздух циркулирует в них. Выдыхаемый воздух очищается от углекислоты и паров и вновь насыщается кислородом. Противогазы типов КИП-8, АСВ-2 и АСВ-6М предназначаются для защиты органов дыхания людей при работах в загазованной среде с высокими концентрациями вредных и токсичных веществ, а также при низкой концентрации кислорода в атмосфере рабочей зоны. КИП-8 представляет собой ранцевый противогаз, который снабжен баллоном с кислородом под давлением 1569,6−104 Па (160 кгс/см2), обеспечивающим продолжительность работы в нем при нагрузке средней напряженности не менее 120 мин. Преимуществами аппаратов на сжатом воздухе (АСВ) по сравнению с кислородными дыхательными аппаратами являются: невозможность скопления в аппарате углекислоты, отсутствие опасности возникновения гипоксии (кислородного голодания), возможность применения аппарата под водой на глубинах до 20 м, дешевизна эксплуатации. Запас воздуха в двух баллонах емкостью по 3—4 л обеспечивает продолжительность работы с использованием аппарата в течение соответственно 45—60 мин. Для ведения продолжительных работ в загазованной среде применяют регенеративные приборы многочасового действия типа РКК-2М и др. При выборе типов изолирующих дыхательных приборов должна учитываться специфика условий их применения.
Квалифицированную медицинскую помощь на судах морского флота оказывает врач, а если его нет, то — старший помощник капитана, который согласно Уставу службы на судах рыбопромыслового флота в этом случае ведает аптекой, амбулаторией, и оказывает медицинскую помощь. Однако, несмотря на это, каждый член экипажа должен уметь оказать первую помощь пострадавшему при несчастном случае. А это может быть обеспечено лишь при знании и практическом усвоении правил оказания первой помощи.
1. Гурьев В. Г. и др. Начальная морская подготовка. — М.: КолосС, 2009. — 343 с.
2. Дмитриев В. И. Обеспечение безопасности плавания. — М.: Академкнига, 2005. — 285 с.
3. Карпенко А. Г., Глухов А. Ф., Дмитриев В. И. Рекомендации по действиям в аварийных ситуациях. — СПб., 2010. — 52 с.
4. Леонтьев В. А. Формирование профессиональных навыков судоводителей. — М.: Транспорт, 1987. — 223 с.
5. Дунаевский Я. И. Борьба за живучесть и спасение судов флота рыбной промышленности. — М.: Пищ. пром-сть, 1973. — 368 с.
6. Иванов Б. И. Охрана труда на морском транспорте. — М.: Транспорт, 1989. — 319 с.
7. Шарапов В. И. Охрана труда на судах флота рыбной промышленности. — М.: Агропромиздат, 2009. — 351с.
8. Корельский В. Ф. Устав службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации. — М.: ВНИРО, 1996. — 125 с.