Эстетическое значение физической культуры
Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание простоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов представлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма… Читать ещё >
Эстетическое значение физической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Тема: Эстетическое значение физической культуры
Содержание Введение
1. Теоретические основы эстетического значения физической культуры
1.1 Эстетическая подготовка и ее значение
1.2 Средства физической культуры, воздействующие на эстетическое воспитание
2. Общеобразовательная роль эстетического формирования личности учащихся на уроках физической культуры
2.1 Компоненты эстетического воспитания на уроках физической культуры и здоровья
2.2 Эстетика в спортивном воспитании молодого поколения
Заключение
В физической культуре и спорте заключены огромные возможности для эстетического воспитания человека, развития способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в поступках, в красоте совершенных форм человеческого тела, в доведенных до степени искусства движениях гимнаста, акробата, прыгуна в воду, фигуриста. Выполнение упражнений под музыку в художественной гимнастике, фигурном катании способствует развитию музыкальной культуры. Занятия туризмом, альпинизмом, парусным и другими видами спорта позволяют понимать и чувствовать прекрасное в природе.
Многие люди приобщаются к спорту не только из стремления укрепить здоровье или установить рекорды, их привлекает эстетическое удовольствие от занятий, от возможности постоянно созерцать прекрасное и создавать его в виде совершенных по красоте движений. Связь занятий физическими упражнениями с эстетическим воспитанием имеет двойственный характер, так как позволяет не только формировать внешне прекрасный образ, но и одновременно влиять на воспитание морально — волевых качеств, этических норм и поведения в обществе.
В процессе физического воспитания решаются как общие, так и специальные задачи эстетического воспитания. Для решения как общих, так и специальных задач эстетического воспитания в процессе занятий физической культурой преподаватель должен быть вооружен знаниями, должен глубоко разбираться в законах прекрасного, знать особенности эстетического воспитания и чувства, испытываемого человеком в процессе спортивной деятельности
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть эстетическое значение в физической культуре.
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— проанализировать эстетическая подготовка и ее значение;
— рассмотреть средства физической культуры, воздействующие на эстетическое воспитание;
— раскрыть компоненты эстетического воспитания на уроках физической культуры;
— ознакомиться с эстетикой в спортивном воспитании молодого поколения.
Объектом исследования является общественные отношения, возникающие в эстетическом воспитании подрастающего поколения на уроках физической культуры.
Предметом исследования выступают труды российских авторов.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались современные методы познания явлений и процессов, как общенаучные (диалектический, системный, статистический), так и частные методы исследования.
Структура курсовой работы обусловлена ее целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы. Выводы по исследуемой теме сделаны в заключении.
1. Теоретические основы эстетического значения физической культуры
1.1 Эстетическая подготовка и ее значение Эстетическая подготовка — это одна из сторон совершенствования личности занимающегося, которая возникает в связи с эстетическим освоением избранной сферы деятельности. Смысл и цель ее в процессе занятий состоит, по нашему мнению, в формировании эстетического отношения ко всем сторонам той деятельности, которая протекает в связи с освоением специально подобранных физических упражнений.
Ученик должен глубоко освоить эстетические стороны различных форм занятий, уяснить их содержание и взаимосвязь, педагогическое и, в конечном счете, социальное значение. Проявляться это будет в формировании у занимающегося эстетического отношения к совершенствованию своего физического облика, изучению эстетического своеобразия техники строго стилизованных движений и их органическому сочетанию с музыкальным сопровождением, приобретением умения придавать упражнениям соответствующую эмоциональную окраску, овладением стойкими навыками эстетического поведения и так далее. Другими словами, по сравнению с эстетическим воспитанием, эстетическая подготовка будет отличаться специализированностью и, следовательно, известной сжатостью границ.
Таким образом, эстетическую подготовку учащихся мы рассматриваем как необходимую составную часть учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении, наиболее тесно связанную с совершенствованием творческих способностей. Под эстетической подготовкой следует понимать педагогический процесс, направленный на овладение знаниями об эстетических сторонах занятий физической культуры и спорта, на развитие и совершенствование способностей правильно воспринимать и оценивать эстетическое в учебно-воспитательном процессе, на формирование потребностей и навыков выполнять свои обязанности «по законам красоты».
Цель физического воспитания — оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.
Эта цель отражает как общественные интересы, так и личные. К физическому совершенству всегда стремился человек на любом этапе эпохи. Физическое совершенство — это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни. Человек во всех проявлениях личной и общественной жизни, на производстве и в быту должен быть воспитан и культурен, красиво сложен и т. д.
Совершенствование телосложения и гармоническое развитие физиологических функций человека решаются на базе всестороннего воспитания физических качеств и двигательных способностей, что в конечном итоге приводит к естественно-нормальному, неискаженному формированию телесных форм. Данная задача решается посредством занятий физической культурой, которая предусматривает коррекцию недостатков телосложения, воспитание правильной осанки, пропорциональное развитие мышечной массы, всех частей тела, содействие оптимального веса, обеспечение телесной красоты.
Педагогическая практика убеждает, что наибольшего внимания к себе требуют старшие подростки, учащиеся 9−11 классов.
Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах. Одновременно завершается половое созревание. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные отличия, как в строении, так и в функциях организма. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. У девушек в отличие от юношей наблюдается значительно меньший прирост мышечной массы, заметно отстает в развитии плечевой пояс. В период перехода от детства к юности происходит формирование и закрепление многих качеств и свойств личности. В эту пору происходят серьезные качественные изменения в интересах, стремлениях и вкусах школьников. В этом возрасте ребенок эмоционально восприимчив и нуждается в умелом и систематическом руководстве.
Вместе с тем именно в этот период развития подростка выпускнику среднеобразовательной школы необходимо дать прочные эстетические знания, сформировать у него понятия об эстетическом идеале, воспитать вкус в манерах себя держать, к своей внешности.
Подростковый возраст — трудный возраст в становлении личности человека. Происходит интенсивное и в то же время неравномерное психофизическое развитие, перестройка всего организма. Одновременно с активным физическим созреванием происходит интенсивное формирование личности, которое осуществляется под влиянием окружающей действительности, семьи, общественности, а главное, в процессе учебно-воспитательной работы школы. У подростков наблюдается особая потребность в авторитетном суждении взрослых, в чутком наставнике, под влиянием которого воспитываются черты характера.
Интересы подростка становятся не только широкими, разнообразными, но и содержательными, зачастую выходят за рамки школьных программ. Полнее удовлетворить эти разносторонние интересы помогают внеклассные и внешкольные формы организации занятий.
В старшем школьном возрасте очень ярко начинает проявляться стремление к общению с товарищами, к коллективу сверстников. Эмоционально окрашенное стремление подростка принимать активное участие в различной деятельности имеет огромное значение. Урочная и внеурочная деятельность должна быть насыщена информацией, способствующей всестороннему интеллектуальному и духовному развитию, накоплению эстетических богатств.
1.2 Средства физической культуры, воздействующие на эстетическое воспитание Физическое воспитание обладает огромным потенциалом в эстетическом воспитании школьников. Оно влияет и на форму телосложения и на восприятие окружающей действительности, на эстетический вкус.
Объектом данных форм эстетической деятельности является человек. Смысл ее — преобразование человека по законам красоты. Аспектом является — формирование красоты телосложения и движений человека.
Красивое телосложение предполагает стройность, подтянутость, симметричность, пропорциональность, гармоничность тела человека. Еще в Древней Греции было доказано, что занятия спортом, использование различных физических упражнений позволяют придать телу человека выразительность и красоту. Яркое свидетельство тому — классическая фигура «Дискоболла» Мирона, «Копьеносец» Поликлета, «Метатель» Алкаменеса и другие произведения древнегреческого искусства.
Для достижения гармоничного физического развития необходимо применение самых разнообразных физических упражнений. Такой путь позволяет развивать не только мышечную силу, но также и ловкость, выносливость, быстроту и другие физические качества человека, а также красоту его движений. Речь идет о достижении точности, свободы, легкости, согласованности и ритмичности, которые характеризуют координационные способности человека и придают эстетическую осмысленность движениям тела.
Красота телосложения и красота движений неразрывно связаны друг с другом. Формирование прекрасного в физическом отношении человека предполагает достижение им физического совершенства.
Существуют традиционные средства — физические упражнения, входящие в программный материал по физической культуре в общеобразовательной школы. В последнее время разрабатываются и нетрадиционные, инновационные системы и методики физической культуры, способствующие коррекции телосложения, осанку, походку, тем самым влияющие на физическую внешность человека.
Среди них существуют, различные физкультурно-оздоровительные системы, как для юношей, так и для девушек — аэробика и ее разновидности (аква — или гидроаэробика, степ-аэробика, слайд-аэробика, танцевальная аэробика: фанк, сити-джем, хип-хоп и др.) ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика, силовое троеборье, шейпинг, калланетика, фитнесс, джимикс и т. д.
Аэробика — это система упражнений, связанных с проявлением выносливости, направленная на повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательных систем. Слово «аэробика» (от греч. аэро — воздух, биос — жизнь) стало известно всему миру в 1968 году, когда американский физиолог профессор Купер опубликовал книгу «Аэробика», видя физическое несовершенство, частую заболеваемость (Ж.К.Холодов, В. С. Кузнецов, 2000)
Ритмическая гимнастика — это разновидность гимнастики оздоровительной направленности, основным содержанием которой являются общеразвивающие упражнения, бег, прыжки и танцевальные элементы, исполняемые под эмоционально-ритмичную музыку, преимущественно поточным способом.
Шейпинг (от англ. shaping — придавать форму, формировать) — это система физических упражнений (преимущественно силовых), направленная на коррекцию фигуры и улучшение функционального состояния организма.
Атлетическая гимнастика — система физических упражнений, направленных на развитие силы, формирование и коррекцию телосложения, позволяет влиять на локальные мышечные группы. Одновременно представляет собой эффективное средство, способствующее укреплению здоровья, на основе корректировки врожденных дефектов тела, профилактики многих недугов.
Калланетика — это программа из 30 упражнений, выполняемых в основном в изометрическом режиме и вызывающих активность глубоко расположенных мышечных групп.
Гидроаэробика (аква-аэробика) — это система физических упражнений в воде, выполняемых под музыку, сочетающая элементы плавания, гимнастики, стретчинга, силовые упражнения.
Бодибилдинг — телостроительство, а точнее искусственное конструирование мышц. Здесь оцениваются внешний вид мышц. В занятиях используются упражнения с отягощениями. Недостатком является употребление протеинов, анаболиков, использование парафина, которые не способствуют укреплению здоровья.
К настоящему времени разработан и практически апробирован целый ряд комплексов и программ физических упражнений оздоровительной направленности, которые предназначены для широкого использования.
Эффективность таких занятий заключается в их разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Коллективная форма занятий помогает реализовывать потребность в общении. Сила и выносливость, гибкость и пластичность, красота и уверенность в себе — вот, что присуще современным методикам физической культуры.
В зависимости от направления занятий и формы проведения занятий можно решать разные задачи:
оздоровительные (снижению лишнего веса, улучшение сна, предотвращение отложений солей в суставах и др.);
эстетические (формирование красивой походки и фигуры, воспитание музыкального слуха и др.);
обще развивающие (совершенствование координации движений, повышение выносливости и др.);
реабилитационные (восстановление физической и умственной работоспособностей);
психорегулирующие (улучшение психического самочувствия, эмоциональная разрядка, переключение на другой вид деятельности, отвлечение от повседневных дел).
В научной литературе широко распространена точка зрения, согласно которой важнейшим проявлением красоты в спорте являются движения спортсмена. Еще Ф. Бэкон писал: «В деле красоты отдают предпочтение красивым формам перед красивым цветом и красоте движений лица и всего тела — даже перед красотой форм». Этот взгляд, безусловно, справедлив, прежде всего, по отношению к таким видам спорта, как легкая атлетика, плавание и т. п. Применительно к игровым видам спорта он нуждается в определенной коррекции.
Главным содержанием игровых видов спорта является борьба двух команд, имеющих в своем составе по несколько спортсменов. Характерной чертой этой борьбы для большинства игровых видов спорта является непосредственное физическое противоборство соперников. В связи с этим здесь можно рассматривать красоту действий отдельных спортсменов, той или другой команды, а также красоту игры в целом. Эти объекты рассмотрения, в свою очередь, могут быть разделены на составляющие элементы. Так, в действиях спортсмена может быть выделена физическая и интеллектуальная активность, которые находят свое проявление в техническом и тактическом мастерстве. Весьма односторонне было бы связывать красоту спорта только с действиями спортсменов и потому, что она проявляется во всей совокупности спортивных отношений: в деятельности тренера, спортивных организаций, когда содержание их деятельности направлено на действительное обеспечение оптимальных условий для раскрытия в спорте творческих потенций человека.
Таким образом, спорт действительно предоставляет огромные возможности самим спортсменам и зрителям для созерцания разнообразных эстетических ценностей, для наслаждения ими. В этом отношении спорт не только не уступает другим сферам жизнедеятельности, но порой и превосходит их. Особенно яркими и выразительными в этом плане являются спортивные праздники и парады.
2. Общеобразовательная роль эстетического формирования личности учащихся на уроках физической культуры
2.1 Компоненты эстетического воспитания на уроках физической культуры и здоровья Эстетическое воспитание призвано формировать у людей эстетические потребности. При этом важно не только сформировать способности наслаждаться, понимать красоту в ее многообразных проявлениях, но и главным образом воспитать способность воплотить ее в реальных действиях и поступках. Занятия физической культурой представляют широкие возможности для этого.
В процессе физического воспитания решаются как общие, так и специальные задачи эстетического воспитания.
Специальные задачи — это воспитание эстетических чувств, вкусов, понятий имеющих непосредственное отношение к физкультурной, спортивной деятельности, правильного понимания внешней и внутренней красоты человека исходя из единства эстетического и этического, нравственного. Понимание физического совершенствования как процесса, в основе которого лежит достижение цели гармонического развития личности: понимание красоты спортивного поведения, спортивного зрелища, спортивных традиций и т. д.
Для решения как общих, так и специальных задач эстетического воспитания в процессе занятий физической культурой и спортом преподаватель, тренер должны быть вооружены знаниями, должны глубоко разбираться в законах прекрасного, знать особенности эстетического воспитания и особенности чувств, испытываемых человеком в процессе спортивной деятельности.
К средствам эстетического воспитания в процессе двигательной деятельности относятся:
— разнообразные виды самого физического воспитания (далее — ФВ), где преподаватель может указать своим учеником на моменты прекрасного;
— праздники, выступления;
— природные и гигиенические условия;
— обстановка на занятиях, использование музыки и произведений искусства…
Эстетическое воспитание в процессе ФВ характеризуется следующими методами:
— эмоционально — выразительное объяснение физическое упражнение (далее — ФУ), образное слово;
— технически совершенный и эмоционально — выразительный показ упражнения, который вызывает чувство восхищения;
— вдохновляющий пример в действиях и поступках;
— практическое приучение к творческим проявлениям красоты в двигательной деятельности в процессе занятий ФУ.
Известно, что эстетика как наука изучает широкий круг явлений: различные проявления эстетического (прекрасное, возвышенное, героическое, трагическое и комическое), их отражение в сознании людей в эстетических восприятиях, представлениях, идеалах, взглядах, теориях, эстетическую деятельность людей, в ходе которой создаются эстетические ценности и т. п.
Мир эстетических явлений физической культуры очень сложен и многообразен. Прежде всего, он включает в себя определенные эстетические ценности, стороны и аспекты физической культуры, которые в определенных условиях приобретают эстетическую значимость для человека, вызывают у него эстетические чувства, эстетическое удовольствие, оцениваются им с особой, эстетической, точки зрения. Эстетическая оценка существенным образом зависит от развитости у человека эстетических взглядов, теорий, которых он придерживается, эстетические категорий, на которые он опирается в ходе познания и преобразования явлений физической культуры. Человек с развитым эстетическим вкусом имеет эстетические потребности, стремиться создавать эстетические ценности, осуществляя эстетическую деятельность.
Предметом изучения эстетики физической культуры может являться — эстетическое содержание и эстетические ценности; законы сознания, отражающие физическую культуру с эстетической точки зрения; формы эстетической деятельности человека в области физической культуры и спорта.
Эстетическую культуру школьников будут характеризовать ниже перечисленные компоненты.
Прежде всего, это достаточная широта эстетических представлений в связи с различными явлениями окружающей действительности и в связи с занятиями физической культурой и спортом. Эти представления являются предпосылкой к полноценному восприятию, осмысливанию и освоению многообразных эстетических проявлений. Широта эстетических представлений, понятий и суждений является необходимым условием осознания и относительной устойчивости критериев эстетической оценки.
Человека с высокой эстетической культурой характеризует и достаточно высокий эстетический вкус, свидетельствующий о духовном богатстве данной личности. Хорошо развитый эстетический вкус действует как весьма важное условие восприятия, освоения и оценки прекрасного и безобразного в окружающих явлениях действительности.
Одним из наиболее главных показателей эстетической культуры личности будет являться эстетика деятельности, выражающаяся во внешнем виде, поведении, поступках и отдельных действиях занимающихся. Все названные компоненты эстетической культуры должны развиваться и совершенствоваться в процессе эстетической подготовки учащихся.
Остановимся немного конкретнее на восприятии окружающей действительности. Потому как учителю физической культуры во взаимодействии с учеником сопутствует и неотъемлемый психологический компонент — способность к восприятию.
Восприятие основывается на живом созерцании, представляет собой отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств человека. В эстетическом восприятии потребность взять предмет во всей его целостности и неповторимости, во всем многообразии и своеобразии его свойств, требует очень дифференцированных впечатлений. Здесь особое значение имеет тонкая чувствительность к цвету, звуку, форме, только она обеспечит богатство видения, постижения степени развития предмета. На основе чувствительных анализаторов базируется способность воспринимать целостные характеристики предмета — гармонию и дисгармонию частей и свойств, меру и конкретные проявления их (симметрию, пропорции, ритм, гармоничное цветосочетания и противоположное им). Без этой способности нельзя определить степень совершенства предмета и создать эталонные образы совершенства, необходимые для оценки воспринятого. Совершенство всегда целостная характеристика предмета, максимальное единство его формы и содержания.
На качестве эстетического восприятия сказывается способность ассоциировать, сопоставлять воспринимаемое с сохраненными памятью образами представления, со знаниями. Именно это обеспечивает опознание человеком предмета уже по отдельным свойствам и создание предметного образа, более богатого по содержанию, чем совокупность ощущаемых свойств, и более богатого, чем общее представление. В образе происходит некоторая перестройка содержания предмета за счет личного опыта, «наполнение» предмета новой жизнью через представления и воображение воспринимающего. Благодаря этой интерпретации предмета содержание образа в известной мере субъективное. Чем богаче у человека запас эстетических представлений и знаний, чем более развита способность ассоциирования образов восприятия с ними и с явлениями, ранее оцененными, особенно из других сфер действительности, тем быстрее, точнее человек оценит красоту воспринимаемого.
Еще в глубокой древности люди среди других интересных и ценных свойств действительности выделили красоту. В эстетике существует точка зрения, отождествляющая красоту с цветом, симметрией, пропорцией, гармонией и т. п. Красоту нельзя определить ни без объекта, ни без воспринимающего его субъекта. Важным является умение различать подлинные ценности. Подлинная красота — значение предмета по отношению к эстетической потребности, которая выражает ведущие тенденции развития общества.
В соответствии с эстетикой физическую красоту человека необходимо рассматривать с двух сторон — внешней и внутренней…
Внешняя (телесная) организация человека объемлет все то, что характеризует формы и типы телосложения. Основы ее разрабатывались преподавателями различных научных школ и течений. Стремление определить внешние структурные признаки прекрасного в человеке через «форму» (Л.Сакетти, 1905; Д. Дидро, 1936), «гармонию» (Г.Демени.1915), тщательная разработка канонов человеческой красоты, основанных на математическом соотношении частей тела, — все это особые подходы к решению проблемы телесной красоты человека. Красота человеческого тела — есть продукт социально-трудовой, а не только естественно-биологический.
Вертикальная походка, а, следовательно, и гордая осанка, открытое солнцу и ветру лицо, устремленный вдаль взор, совершенная по красоте рука, гармоничность и симметрия анатомической структуру — это, прежде всего плоды активности человека. Особенность этого естественно-творческого способа совершенствования внешней красоты человека в том, что он исключает всякую искусственность.
Но даже при совершенной телесной организации человек может не обладать необходимыми функциональными возможностями для освоения многообразия эстетических явлений. Вот почему необходима и внутренняя красота физической организации человека. Она выражается в крепком здоровье, богатстве физических возможностей и рациональности движений.
Среди базовых разделов в программном материале по физической культуре виды гимнастики, располагают в этом отношении огромными возможностями. Учебные занятия по спортивной гимнастике в среднеобразовательном учреждении могут являться своего рода регулирующим рычагом. К этому располагают эстетические возможности занятий гимнастикой. Бесконечное разнообразие упражнений, избирательное их воздействие на строение функции организма, точная дозировка физической нагрузки позволяют исправлять недостатки в физическом развитии занимающихся, содействовать улучшению телосложения в соответствии с эстетическими требованиями. Собранность, стройность и подтянутость — качества, отличающие гимнаста. Четкая регламентация занятий, строгие требования к точности выполнения движений, необходимость соблюдения дисциплины, прилежания, настойчивости создают условия эффективного воздействия на эстетические переживания и запросы занимающегося. Тесная связь гимнастики со средствами художественного воспитания — музыкой и танцами — расширяют ее эстетические возможности. Однако наличие всего многообразия положительных эстетических сторон в учебных занятиях гимнастикой само по себе еще не гарантирует качественного роста уровня эстетической подготовленности школьников.
2.2 Эстетика в спортивном воспитании молодого поколения Многие в наше время понимают, что вовлекая ребенка в спортивную деятельность, его можно оградить от негативного влияния улицы, и это действительно так. Одной из важных задач перед тренером спортивной школы является заинтересовать начинающего спортсмена в выбранном виде спорта, раскрыть перед ним возможности, которые дает спорт, а осуществить это можно только комплексно используя в тренировочном процессе компоненты спортивного воспитания.
Эстетическое воспитание призвано формировать правильное понимание прекрасного.
Из содержания эстетического отношения к действительности вытекают общие задачи эстетического воспитания:
· воспитание эстетических потребностей, т. е. сознательного стремления к прекрасному;
· воспитание эстетического восприятия и чувства, т. е. способности воспринимать и переживать прекрасное. Эстетическое восприятие это своеобразный вид «живого созерцания» действительности. Оно требует установления чувственного контакта с предметами и явлениями, окружающего мира;
· развитие творческих эстетических способностей в различных видах деятельности.
Эстетическая деятельность является составной частью практически-духовного освоения человеком действительности. Специфика эстетического сознания в том, что оно является восприятием бытия и всех его форм и видов в понятиях эстетики через призму эстетического идеала.
Эстетика спорта — отрасль эстетической науки, изучающая эстетические закономерности, которые проявляют себя в сфере спортивной деятельности и спортивных отношений и оказывают влияние на развитие этой области общественной практики.
Связь физического и эстетического воспитания основана на единстве их цели — формировании человека, а физическое совершенство составляет часть эстетического материала.
Существуют виды спорта, где наиболее ярко выражен эстетический компонент (фигурное катание, художественная гимнастика, прыжки в воду, синхронное плавание и т. п.), в которых решение двигательных задач связано с использованием средств художественной выразительности, поскольку оценивается здесь само движение.
Однако, мнение о том, что другие виды спорта не несут в себе эстетики является ошибочным.
Занятия спортом помогают приучать ребенка к соблюдению чистоты в одежде, которая должна иметь опрятный вид. В данном случае гигиенические правила являются условием соблюдения эстетики.
Кроме того, при занятиях спортом формируется правильная осанка, регулируется вес тела — все это помимо эстетического восприятия, влияет на здоровье.
Целенаправленное формирование эстетических чувств в спорте способствует развитию творчества, поиску новых путей самовыражения[3]. Таким образом эстетика влияет на проявление творческого мышления, что является полезным не только в спортивной деятельности, но и в повседневной жизни, когда неординарное решение вопроса может привести к высоким результатам.
Для того чтобы выполняемая техника упражнения в любом виде спорта выглядела эстетично, необходимо формировать аналитическое мышление, благодаря которому спортсмен способен распределить выполнение упражнения на определенные фрагменты, в особенно важные моменты сконцентрировав внимание.
Эстетика напрямую связана с гармоничностью, для достижения которой необходимо формирование чувства меры в двигательной деятельности. Оно проявляется в пространственно-временных характеристиках выполнения движения, соразмерности распределения мышечных усилий.
Тренер постоянно должен развивать у своих воспитанников потребность и способность замечать и воспринимать красоту окружающей действительности, анализировать и оценивать ее. С практической точки зрения эта задача не так уж сложна в выполнении. Регулярное соблюдение гигиенических требований, как в одежде, так и на местах проведения тренировочных занятий; праздничное оформление соревнований; аккуратное ведение записей в дневнике спортивных тренировок; оформление стенгазеты спортивной школы и некоторые другие моменты, о которых говорится в данной статье помогают привносить эстетику в мир спорта.
Эстетика в спорте требует выполнения ряда условий, осуществляя которые спортсмен развивает в себе способности, которые помогают не только в профессиональном плане, но и в повседневной жизнедеятельности. Поэтому делая акцент на эстетике в спорте, тренер выполняет социально важную задачу. Учащиеся, получившие эстетическую подготовку, располагают большими возможностями для неуклонного освоения всего многообразия двигательных навыков и умений с точки зрения культуры движений, а широкая эрудиция, развитый эстетический вкус позволяют полнее проявлять себя не только в спортивной сфере, но и в бытовой, общественной деятельности.
эстетика спорт воспитание
Заключение
Эстетические свойства физической культуры органически связаны с ее специфическими свойствами удовлетворять потребности человека в физическом совершенстве и ее общекультурным значением как одного из действеннейших средств всестороннего гармонического развития личности. «Прекрасное и красивое в человеке, — глубоко заметил еще Н. Г. Чернышевский, — немыслимо без представления о гармоническом развитии организма и здоровья человека». Вся деятельность по освоению предметных ценностей физической культуры имеет жизнеутверждающий характер, а следовательно, и эстетическое значение, поскольку эстетические восприятия человека проходят как бы сквозь призму его физического состояния и включают в себя оценку жизненной важности человеческих физических достоинств.
Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание простоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов представлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма. Человек с развитым эстетическим вкусом, как правило, стремится создавать эстетические ценности, осуществляя эстетическую деятельность, которая в различных формах широко представлена в физической культуре и спорте. Связь физического и эстетического воспитания основана на единстве их цели — формировании человека, а физическое совершенство составляет часть эстетического материала.
Несомненную эстетическую ценность имеют гармония телесного и духовного развития, совершенство движений, красота телосложения, благородное поведение в предельно напряженных ситуациях спортивного единоборства и многое другое, что дает приобщение к физической культуре. Совсем не случайно она получила широкое отображение в различных видах искусства и сама приобрела ряд его признаков (особенно в сфере спорта). Разумеется опять-таки, что конкретная эстетическая действенность физической культуры не задана однозначно ее имманентными свойствами, а определяется в решающей мере идейными, воспитательными, общесоциальными основами ее организации.
Таким образом, в системе социальных связей, пронизывающих, соподчиняющих и структурирующих различные сферы жизни общества, физическая культура функционирует в единстве с другими сторонами культуры и может быть использована в качестве средства достижения многих социально заданных целей. Центральной и объединяющей среди них в условиях общества коммунистического типа является цель всестороннего гармонического развития человека, которая совпадает в своей основе с целями полноценной подготовки к созидательному труду и другим социально необходимым видам деятельности. В этих условиях получают свое полное проявление все функции физической культуры, представляющие ценность для общества и личности.
1. Адаскина А. А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности /А.А. Адаскина // Вопросы психологии, 1999. — № 6. — С.100−110.
2. Бакшева Т. В. Эстетическое воспитание в подготовке квалифицированных кадров в
3. Бервинова Н. С. Исследование эстетической подготовленности студентов физкультурных вузов на занятиях гимнастикой / Н. С. Бервинова // Дисканд. пед. наук. 13.00.04; Утв 18.07.79. — М. 1977. — 172с.
4. Бернштейн Н. А. О построении движений / Н. А. Бернштейн // - М.: Медгиз, 1974
5. Боброва Г. В. Искусство грации / Г. В. Боброва // - Ленинград: Детская литература, 1986. — 110 с.
6. Буткевич О. Л. Красота. Природа. Сущность. Формы / О. Л. Буткевич //- Л., 1979. — С. 5.
7. Глушак Н. М. Эстетическое воспитание и урок физической культуры / Н. М. Глушак // Физическая культура в школе. -№ 11, 1974.
8. Гольдентрихт С. С. Эстетическое воспитание студентов / С. С. Гольдентрихт // - М.: Изд-во МГУ, 1973. С.5−7.
9. Грудницкая Н. Н. Формирование знаний студентов факультета физической культуры на основе современных информационных технологий. / Н. Н. Грудницкая //Дис. канд. пед. наук., 2002. — 125с.
10. Зинкеева Л. С. Путешествие в мир музыки и движений / Л. С. Зинкеева // Физическая культура в школе. — 3. — 1997, 68−71с.
11. Кальянов В. Т. Эстетическая подготовка учителя в школе. / В. Т. Кальянов //Дис…канд. — М, 1970 С.4−6.
12. Королева Г. И., Петрова Г. А. Система эстетической подготовки студентов в высших учебных заведениях. / Г. И. Королева, Г. А. Петрова //- Казань: Изд-во Казанского университета, 1984. — 180с.
13. Краткий словарь по эстетике: Книга для учителя /Под ред. Аконьшина, Е.А., Аронова, В.Р., Овсянникова, М.Ф. — М.: Просвещение, 1983. — 224с.
14. Кременцова, О. В. Об эстетической сущности педагогической деятельности / О. В. Кременцова // Советская педагогика, 1983. — № 6. — С. 102−106.
15. Маймин, Е. А. Эстетика — наука о прекрасном. / Е. А. Маймин // - М. Просвещение, 1982
17. Матвеев, А. П. Теория и методика физической культуры. / А. П. Матвеев // - М.: ФиС, 1991.
18. Морель Ф. Хореография в спорте. / Ф. Морель // М.: Фис, 1978
19. Назаренко Л. Д. Пластичность как двигательно — координационное качество / Л.Д. Назаренко// Теория и практика физической культуры. — 1999. -№ 8. — С.48−53.
20. Ситник А. П. Основы эстетики и искусствознания в сельской школе. / А. П. Ситник // - М.: Просвещение, 1982. — 49с.
22. Спорт, музыка, грация: Художественная гимнастика /Под ред. Кирсанова, В.Д. — 2-е изд. — М.:Ф и С, 1984
23. Теория и методика физического воспитания. Под. ред. Б. А. Ашмарина М.: Просвещение, 1990.
24. Френкин А. А. Эстетика физической культуры. / А. А. Френкин //- М.: Фис, 1983 г.
25. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. — Теория и методика физического воспитания и спорта./ Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов // - Академия. — М. — 2000 г.
26. Якимова Л. А. Структура двигательной профессиональной деятельности выпускников физкультурных вузов с учетом будущей профессии / Л. А. Якимова // Тезисы 25 научной конференции студентов и молодых ученых вузов юга России. — Краснодар, 1998. — С.143−144.