Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Введение и развитие всесоюзного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» и Единой всесоюзной спортивной квалификации в советском спорте

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ содержания комплексов ГТО и работы по ним в 1931 — 1988 гг. говорят о следующем. Налицо динамика существенного уменьшения количества норм и требований. В последнем, принятом в 1988 г., комплексе установлены 3 нормы и 3—5 требований в каждой ступени. Наметилась четкая тенденция к снижению значимости и популярности комплекса в системе физического воспитания, особенно начиная с 70-х гг… Читать ещё >

Введение и развитие всесоюзного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» и Единой всесоюзной спортивной квалификации в советском спорте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

и развитие всесоюзного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» и Единой всесоюзной спортивной квалификации в советском спорте

Введение

В Российской Империи, не уделялось особое внимание физической культуре и спорту, как в странах Европы. В основном в империи придавали большое значение военному ремеслу. Но с приходом к власти большевиков, начался активный запуск программы образовательного и физического развития населения.

Первой попыткой использования двигательных тестов для определения уровня физической подготовленности различных групп населения страны было введение в 1931 г. Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР».

Так как комплекс был запущен, активно начиналось развитие спортивной направленности в системе физического воспитания, было решение принять Единую всесоюзную спортивную классификацию.

Все эти задачи по развитию страны благоприятно повлияли на население, как в физической культуре, так и в образовании. Ведение здорового образа жизни стало неотъемлемой частью советского общества. Демографические показатели страны улучшались (т.е. естественный прирост населения).

В наше время комплекс «ГТО» становится актуальным, т.к. вышел Указ Президента РФ от 24 марта 2014 года № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)

Цель реферата раскрытие данных тем, для того чтобы узнать как начиналось программы, которые действуют до сих пор.

1.Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» — программная и нормативная основа советской системы физического воспитания

физкультурный нормативный воспитание

Программные и нормативные основы советской системы физического воспитания составляют государственные и общественные учебные программы, нормативы для выявления уровня физической подготовленности различных групп населения, нормативы в сфере подготовки спортсменов.

Первой попыткой использования двигательных тестов для определения уровня физической подготовленности различных групп населения нашей страны было введение в 1931 г. Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР».

Становление комплекса ПО происходило в период 1931 —1934 гг. Вначале вводится I ступень, состоящая из 21 испытания, 13 из которых имели конкретные нормативы. Затем разрабатывается II ступень — 24 вида испытаний, 19 из них — определенные нормативы. Специально для школьников комплекс ГТО был дополнен ступенью «Будь готов к труду и обороне» (БГТО). В постановлении ВСФК при ЦИК СССР (1934) указывалось: «В целях широкого развертывания детского самодеятельного физкультурного движения, всестороннего физического развития пионеров и школьников, укрепления их организма и привития им физкультурных навыков ввести детский значок «Будь готов к труду и обороне» «. Ступень БГТО содержала 13 нормативов и 3 требования по оценке физической подготовленности для школьников 13 —14 и 15—16 лет. Значкист БГТО должен был успешно учиться, активно заниматься физической культурой, уметь провести физкультурное занятие с группой товарищей, знать правила и уметь судить спортивную игру по выбору. Утверждением ступени БГТО было завершено создание первого варианта комплекса ГТО для возрастов 13 — 35 лет.

В период 1934—1988 гг. комплекс многократно видоизменялся, совершенствовался и корректировался в соответствии с духом времени, задачами, которые вставали перед страной, а также в связи с достижениями науки в области физического воспитания. Наиболее существенные изменения произошли в 1939, 1946, 1955, 1959, 1972, 1985 и 1988 гг.

В предвоенные годы свои коррективы внесли сложная международная обстановка и реальная угроза войны. В 1939 г. был утвержден новый комплекс ГТО. В нем значительно усилена военно-физическая направленность. Его ступени остались прежними, но каждая из них состояла из двух разделов — раздела общих норм (обязательных для всех сдающих) и раздела норм по выбору. К обязательным нормам были отнесены бег на различные дистанции, преодоление полосы препятствий (для юношей — 150 м с винтовкой), плавание в одежде, стрельба из малокалиберной винтовки, гимнастика (упражнения типа «зарядки»), лыжная подготовка (для районов со снежной зимой), пеший поход (для бесснежных районов), теоретические знания основ советской системы физической культуры и основ гигиены. Нормы по выбору состояли из упражнений, объединенных в группы по преимущественному проявлению в них физических и волевых качеств (скорости, ловкости, навыкам в метаниях и стрельбе, выносливости, смелости и решительности, силы, навыкам защиты и нападения). Таких групп упражнений в ГТО II ступени было семь, I ступени — шесть, в БГТО — пять. Для получения значка необходимо было сдать: БГТО — 11 норм (6 обязательных и 5 по выбору), ГТО I ступени для мужчин — 14 норм (8 обязательных и 6 по выбору), ГТО I ступени для женщин — 13 норм (8 обязательных и 5 по выбору), ГТО II ступени для мужчин —15 норм (8 обязательных и 7 по выбору), ГТО II ступени для женщин — 13 норм (8 обязательных и 5 по выбору). Были уточнены возрастные группы: БГТО — 14— 17 лет, ГТО — 17—41 год и старше (мужчины) и 17 — 33 года и старше (женщины). Для БГТО и ГТО II ступени был учрежден «Значок отличника». В «Положении…» о комплексе говорилось: «…Значкисты ГТО пользуются преимущественным правом поступления в высшие физкультурные учебные заведения (при прочих равных условиях)».

В 1939 г. в специальном постановлении СНК СССР указывалось, что необходимо переработать государственные программы по физическому воспитанию на основе нового комплекса ГТО.

В 1942 г. Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта внес изменения в комплекс ГТО с целью его соответствия требованиям военного времени. При общем сокращении количества нормативов в него были включены такие виды испытаний, как метание связки гранат, скоростной пеший поход, преодоление водных переправ, переползание, штыковой бой. Эти нормы стали основными и обязательными.

В комплексе ГТО 1946 г. были исключены некоторые военно-прикладные испытания, вновь вернулись к нормативам довоенного времени. В комплексе было сокращено общее количество нормативов: в ступени БГТО — с 11 до 7, в ГТО I ступени — с 14 до 9 у юношей и с 13 до 8 у девушек, в ГТО II ступени количество норм сократилось на 6. В этом варианте комплекса было уточнено, что все нормативы сдаются в условиях спортивных соревнований.

В 1955 г. изменения в основном касались сокращения количества норм, установления взаимосвязи между комплексом и учебными программами по физическому воспитанию в учебных заведениях.

Заметные изменения были внесены в комплекс в 1959 г. Почти все нормативы и требования усложнились, для их выполнения необходимо было набрать по видам испытаний определенную сумму очков. Сдача нормативов разрешалась только на соревнованиях. Поскольку в нашей стране с 1958 г. вводится всеобщее обязательное восьмилетнее образование, для учащихся 8-го класса сдача нормативов и требований ступени БГТО становится обязательной.

Значительные изменения произошли в комплексе в 1972 г.: расширились возрастные границы комплекса — с 7 до 60 лет (ступень для детей 7—9 лет была введена в 1979 г.), нормативы получили довольно тщательное научное обоснование. Министерство просвещения СССР издало циркулярное письмо «О внесении изменений и дополнений в учебные программы по физической культуре в связи с введением нового Всесоюзного комплекса «Готов к труду и обороне» «. В нем подчеркнуто, что комплекс ГТО является программной и нормативной основой советской системы физического воспитания. В этом же письме указаны изменения и дополнения к учебной программе и введены новые ориентировочные нормативы по легкой атлетике, лыжной подготовке, гимнастике, плаванию и конькобежному спорту. Виды учебных нормативов были те же, что и в ГТО, лишь по результативности они несколько уступали им.

С 1985 г. начал действовать усовершенствованный комплекс. Была изменена его структура, внесены существенные коррективы в содержание видов испытаний. Сохранены те упражнения, которые выявляли уровень развития основных физических качеств и прикладных навыков. В этом варианте ГТО акцент сделан на развитии выносливости как качества, в большей степени связанного со здоровьем человека, введены требования к недельному двигательному режиму.

В 1988 г. Госкомспорт СССР принял постановление «Об изменениях и дополнениях в Положении о Всесоюзном комплексе «Готов к труду и обороне СССР (ГТО)» «. Этому предшествовала широкая дискуссия о комплексе в нашей стране, начиная с октября 1987 г., когда был опубликован его проект. Мнения были самые различные, вплоть до ликвидации комплекса ГТО. Изменения коснулись структуры комплекса: он стал состоять из двух ступеней БГТО и двух ступеней ГТО, охватывая возраст 6—27 лет. Количество норм сократилось до трех, они должны были выполняться в течение одного дня. Требования же можно было сдавать на протяжении учебного или календарного года. Было ликвидировано жесткое планирование подготовки значкистов.

Представляет интерес сравнение (там, где это, конечно, возможно) уровня нормативных требований комплекса ГТО с момента его введения до настоящего времени.

Анализ содержания комплексов ГТО и работы по ним в 1931 — 1988 гг. говорят о следующем. Налицо динамика существенного уменьшения количества норм и требований. В последнем, принятом в 1988 г., комплексе установлены 3 нормы и 3—5 требований в каждой ступени. Наметилась четкая тенденция к снижению значимости и популярности комплекса в системе физического воспитания, особенно начиная с 70-х гг., вплоть до постановки в конце 80-х гг. вопроса о его ликвидации. Имеет место неоправданно частое внесение изменений и дополнений в содержание и структуру комплекса, ошибочно-преувеличенное представление о его значимости для процесса физического воспитания населения. Особенно отрицательным по своему значению оказалось то обстоятельство, что комплекс был провозглашен программной основой нашей системы физического воспитания, когда до 80-х гг. содержание средств физического воспитания в общеобразовательных школах и других учебных заведениях тесно увязывалось с перечнем контрольных упражнений, входящих в комплекс ГТО.

Приведенные в таблицах на с. 166 данные характерны и для других возрастных групп. Они в целом свидетельствуют о направленности к снижению нормативных требований. Это косвенно говорит о дискуссионное™ утверждения, что современные юноши и девушки по уровню физической подготовленности превосходят своих сверстников 40 —50-х гг. В ряде крупных исследований по этому поводу отмечено, что у современных школьников, не занимающихся спортом, имеет место очевидное отставание в развитии относительных показателей функциональных возможностей от данных их антропометрических характеристик.

Большой вред комплексу ГТО нанес командно-бюрократический стиль работы, в частности метод жесткого планирования подготовки значкистов, когда деятельность коллектива физической культуры оценивалась по числу выполнивших нормы. Как следствие появилось формальное отношение к делу, стали подаваться «липовые» отчеты по числу подготовленных значкистов и т. п.

В 1988 г. были исправлены многие ошибки, допущенные ранее, и основная роль комплекса свелась к контролю за физической подготовленностью. Однако с момента распада СССР, т. е. с 1991 г., он, к сожалению, по существу, прекратил свое существование, хотя его официально не ликвидировали. Таким образом, мы лишились единой на территории России нормативной основы физической подготовленности населения.

Динамика нормативных требований комплекса ГТО (юноши 16—18 лет)

Виды испытаний

Основные этапы изменения нормативных требований комплекса ГТО, гг.

Бег на 100 м, с

13,6

13,6

14,3

14,2

14,5

14,8

Бег на 3000 м, мин, с

12.20

12.15

-;

-;

15.00

13.30

Прыжок в длину, м

4,40

4,50

4,40

4,40

4,20

-;

Подтягивание,

кол-во раз

-;

Лыжи 10 км, ч, мин

1:05

1:05

-;

57.00

Без учета

-;

времени

Лыжи 5 км, мин

-;

-;

30.00

27.00

27.00

27.00

Метание гранаты, м

-;

Динамика нормативных требований комплекса ГТО (девушки 16—18 лет)

Виды испытаний

Основные этапы изменения нормативных требований комплекса ГТО, гг.

Бег на 100 м,-с

15,4

15,4

16,2

16,2

16,5

17,0

Бег на 500 м, мин, с

-;

1.55

-;

2.00

-;

-;

Бег на 2000 м, мин, с

-;

-;

-;

-;

11.30

11.30

Прыжок в длину, см

-;

Лыжи 3 км, мин, с

-;

22.00

22.30

20.00

19.00

19.00

2. Развитие спортивной направленности в системе физического воспитания

Создание в 1935 —1937 гг. Единой всесоюзной спортивной классификации (ЕВСК) является отражением развития спортивной направленности в системе физического воспитания в СССР. Вообще, в мире в 30-е гг. спорт развивается более высокими темпами, и СССР здесь не исключение.

Первые нормативные требования были утверждены по десяти наиболее популярным в то время видам спорта: гимнастике, плаванию, легкой атлетике, конькобежному спорту, борьбе, тяжелой атлетике, фехтованию, теннису, спортивной охоте и боксу. Спортсмены подразделялись на три разряда: III, II, I и спортивное звание — мастер спорта.

ЕВСК служила одним из важнейших программно-нормативных документов советской системы физического воспитания и к 80-м гг. включала около 100 культивируемых видов спорта. Она периодически, раз в четыре года, уточнялась, пересматривалась, корректировалась. Основные причины изменений — состояние достижений в том или ином виде спорта на международном уровне, появление или исключение из программы международных соревнований различных видов спорта, степень популярности и культивирования национальных видов спорта, развитие наиболее прикладных видов спорта.

О высоких темпах развития спортивной направленности в 30-е гг. свидетельствуют и такие факты: кроме ДСО «Динамо», созданного в 1923 г., до войны были образованы ДСО «Спартак» (1935), «Локомотив» (1935), «Красное знамя» (1935), «Водник» (1938—1939); в 1934 г. начинают функционировать детские спортивные школы (ДСШ); как уже отмечалось выше, создается ЕВСК. Как следствие организуются всесоюзные секции по видам спорта (так до войны назывались федерации по видам спорта), проводятся всесоюзные и международные соревнования. Выход советских спортсменов на международную арену, несомненно, был причиной усиления государственной поддержки спорта. Советские спортивные организации до 1946 г. не состояли в международных спортивных федерациях (МСФ) и до 1951 г. — в МОК, но участвовали в Международном спортивном движении по линии Международного рабочего спортивного движения. Для наших спортсменов самым крупным спортивным событием до войны была III Международная рабочая Олимпиада 1937 г. в Антверпене. Советские спортсмены показали тогда ряд результатов мирового уровня, и авторитет нашего спорта за рубежом от этого значительно вырос.

Спорт высших достижений в СССР наиболее интенсивно начинает развиваться после Великой Отечественной войны. Он однозначно становится выразителем и своеобразным полигоном демонстрации преимущества или недостатков двух идеологических систем — социалистической и капиталистической. Причем конфронтация ощущалась с обеих сторон. Вот, к примеру, слова президента США Д. Кеннеди, сказанные им в 1960 г. олимпийцам своей страны: «В мире сегодня решают проблемы две вещи: количество ракет и количество золотых олимпийских медалей». Эта конкуренция и была основой того, что львиная доля средств в СССР шла имению на спорт высших достижений, а массовая физическая культура была на «голодном пайке». Это и есть на практике политизация и идеологизация спорта.

В 1948 г. ЦК ВКП (б) обязал физкультурные организации обеспечить повышение уровня спортивного мастерства и завоевание советскими спортсменами в ближайшие годы мирового первенства пю важнейшим видам спорта. Выход в свет этого постановления объясняется началом нового этапа развития спорта высших достижений в нашей стране — вступления советских спортивных организаций в МСФ, началом участия в Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы, а с 1989 г. — во Всемирных играх по неолимпийским видам спорта.

Олммпийцы СССР блестяще выступали на летних и зимних Олимпийских играх. На летних играх с 1952 по 1988 г. команда СССР на 9 олимпиадах 6 раз занимала первые места и 3 раза — вторые, на зимних играх с 1956 по 1988 г. 7 раз — первые и 2 раза — вторые места.

Начиная с 1934 г. в СССР исторически сложилась стройная и надежная организационная форма подготовки спортивных резервов, в том числе и для спорта высших достижений: детско-юношеские спортивные школы, школы олимпийского резерва (специализированные) и школы высшего спортивного мастерства. Это была если не самая лучшая в мире система, то одна из лучших. В СССР в различных спортивных школах занимались около 4,5 млн. детей, подростков и молодежи. В работе с ними было задействовано 119 тыс. тренеров.

Спортивная направленность в послевоенное время действительно «проникла» во все составляющие системы физического воспитания СССР. На ее принципах, по сути, строилась школьная программа физического воспитания: обучение умениям, навыкам, развитие двигательных качеств осуществлялись в процессе прохождения разделов программы на основе определенных видов спорта (гимнастики, борьбы, легкой атлетики, спортивных игр, лыжного и конькобежного спорта и др.). Система работы по комплексу ГТО свелась не к приобщению людей к систематическим занятиям физическими упражнениями, а к одноразовой «сдаче нормативов», заимствованных также из различных видов спорта. Ориентация и собственно профессиональная подготовка в ИФК и ФФК педвузов до начала 90-х гг. осуществлялись на основе «спортивного принципа». Достаточно ознакомиться с содержанием учебных планов и программе, названием кафедр, чтобы увидеть, что ведущим принципом подготовки учителей физической культуры был именно спортивный. Лишь в начале 90-х гг. предпринимаются попытки соответствующего научного обоснования проблемы непрерывного физкультурного образования специалистов этого профиля. Предстояло ответить на вопрос: какими качествами и умениями должен обладать будущий специалист физкультурно-оздоровительной работы?

Противоречие массовой физической культуры и спорта высоких достижений было основной проблемой послевоенного физкультурного движения в СССР.

1. Голощапов Б. Р. История физической культуры и спорта в России (IX — начало XX вв.): Учеб. пособие. — М., 1992.

2. Положения о Всесоюзном физкультурном комплексе «Готов к труду и обороне СССР» — 1931, 1939, 1955, 1959, 1972, 1985, 1988 гг.

3. Родиченко В. С. Российский спорт: выбор пути. — М., 1993.

4. Сеченов И. М. Избранные труды. — М., 1935.

5. Советская система физического воспитания / Гл. ред. Г. И. Кукушкин. — М., 1975.

6. Столбов В. В., Финогенова Л. А., Мельникова Н. Ю. История физической культуры и спорта / Под ред. В. В. Столбова. — М., 2000.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой