Анализ речи на телевидении
Надо отметить, что с ослаблением контроля за телеэфиром на экраны телевизоров вылился поток неконтролируемой информации, которая изо дня в день легко доступна огромному количеству зрителей. А это в свою очередь может привести к снижению уровня речевой культуры граждан. Развитие средств массовой информации, особенно радио и телевидения, привело к распространению звучащего слова, в последние годы… Читать ещё >
Анализ речи на телевидении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра рекламы, связей с общественностью и лингвистики Реферат по Русскому языку и культуре речи На тему:
Анализ речи на телевидении Выполнил: студентка Тб (б) 121(2)
Шаронова А.Н.
Проверил:
профессор кафедры рекламы, связи с общественностью и лингвистики, Доктор педагогических наук Коренева А. В.
Мурманск
Введение
Каким должен быть телеведущий Морфологические ошибки Лексические ошибки Фонетические ошибки Синтаксические ошибки Слова-паразиты Заключение Введение Когда-то Петр I своим указом повелел «боярам в Думе говорить не
по-писаному…". Времена, когда дикторы телевидения читали утвержденные и одобренные наверху политически корректные тексты, давно миновали. Можно сказать, что наше время — время прямого эфира: многочисленные ток-шоу, телевизионные мосты, прямые включения, комментарии очевидцев — все это теперь привычно. Но одновременно стало ясно, что в прямом эфире не избежать ошибок в речи. Ошибаются не только герои репортажей, которые по роду своей деятельности не привыкли выступать публично, но и профессионалы — телеведущие.
Современный человек — это уже не человек читающий, а человек, смотрящий телевизор, поэтому роль телевидения в процессе формирования речевых норм, несомненно, возросла за последние годы. В настоящее время речь, звучащая с экрана и в эфире, вносит свой «вклад» в «размывание языковой нормы», вместо того чтобы быть образцом точности и грамотности.
Проблема «засоренности» разговорной речи различными клише и словами-паразитами в том или ином масштабе встречается во всех языках мира и является актуальной на сегодняшний день. Ежедневно воспринимая огромный поток информации по радио, с экранов телевизоров или с Интернета, мы невольно подхватываем часто употребляемые слова или выражения, которые, постепенно паразитируют в нашем словарном запасе, делают нашу повседневную речь однообразной и «штамповой». На сегодняшний день главным источником таких штампов и клише является телевидение и Интернет.
Каким должен быть телеведущий Телеведущий — достаточно непростая профессия, но вместе с тем, очень интересная и престижная.
Наиболее распространенные требования к телеведущему:
1)Приятная, не отталкивающая внешность, отсутствие дефектов кожи, крупных родимых пятен.
2) Голос и речь:
— культура речи
— идеальная грамотность
— правильная дикция
— приятный голос
3) Образование и жизненный опыт, знание жизни и людей. Телеведущий обязан знать, о чем он говорит, а не просто читать заученный текст.
4) Ум и находчивость.
5) Хорошая реакция. Иногда случаются неполадки с техникой, и ведущий должен уметь быстро сориентироваться в ситуации и не привлекать к ней внимание зрителей.
6)Терпение.
7)Энтузиазм. Вряд ли можно представить теледиктора, холодно и вяло объявляющего программу, читающего текст реклам или передающего новости.
8) Умение работать в коллективе.
Морфологические ошибки Ошибки такого рода объясняются нарушениями правил образования различных форм слова. Самое большое количество речевых погрешностей встречается при употреблении имени числительного. Такие ошибки объясняются именно незнанием особенностей склонения слов этой части речи.
Часто журналисты не склоняют числительное «полтора» или ошибаются в выборе падежной формы составного числительного, оканчивающегося на «два», «три», «четыре» в сочетании с одушевленным существительным.
Не всегда верно употребляются и числительные «оба» (муж. р.) и «обе» (жен. р.), например:
1)"Введение другой валюты (кроме рубля) пагубно для обоих стран"(правильно: «…для обеих стран»).
2)"Опека просит лишить прав обеих родителей". («Пусть говорят», «Первый канал»)
Встречаются ошибки и в склонениях существительных:
«Правительство обещает выплатить пенсии к десятому сентябрю» (правильно: «…к десятому сентября»).
Речевой ошибкой считается образование форм мужского рода существительных в именительном падеже во множественном числе:
«На дорогах дежурят инспектора ДПС» (вместо инспекторы). Также часто ошибки делают в словах: слесари, снайперы, фельдшеры и др.
Лексические ошибки Лексические ошибки связаны с незнанием значений слов и устойчивых выражений и обусловленным этим незнанием их неправильным употреблением в речи.
Распространенной ошибкой является употребление слов «роспись» вместо «подпись» и «число» вместо «дата»: «Вот такое письмо мы получили, а в конце его роспись и число».
Что касается слов «дата» и «число», они не являются синонимами, следовательно, взаимозаменяемость в тексте не оправдана. В понятие «дата» (помета, указывающая время) входит и число, и месяц, и год, а число это лишь день календарного месяца.
Например: «Премьера фильма состоится шестнадцатого числа»). Составляя документ, мы фиксируем именно дату, то есть число, месяц и год его оформления.
Типичными для телеэфира является тавтология:
1)"Пожар возник на очень высокой высоте"
2)"Репортер проводил репортерское исследование"
3)"Отличившиеся в этой операции награждены государственными наградами"
4)"Говоря о разговоре со Степашиным, депутат отметил…"
Фонетические ошибки Фонетические ошибки — отклонения в произношении слов, обусловленные незнанием орфоэпических норм и правил. Они составляют самую многочисленную группу погрешностей, связанную с нарушениями норм ударения. Сюда относятся:
— побуквенное произношение СШ вместо ШШ: С Шумом вместо Ш-Шумом, маСШтаб вместо маШШтаб и т. п.;
— произношение СТН вместо СН: чеСТный вместо чеСНый, ЗДН вместо ЗН: поЗДНий вместо поЗНий и т. п.;
— произнесение мягкого согласного звука вместо твердого перед гласным звуком Э в ряде иностранных слов: брюнет вместо брюнэт, тезис вместо тэзис, теолог вместо тэолог и др.;
— произнесение безударного, А вместо безударного звука О в ряде иностранных слов: Атель вместо Отель, дАсье вместо дОсье.
Примеры неправильной постановки ударения:
1)анАлог, пОлог, каталОг, трубопровОд, симметрИя, кулинАрия, договОр
2)"Поэтому не совсем прилично мне доказывать вам, что вы не правЫ" -В. Познер (такое ударение для эфира не рекомендуется, хотя и допустимо)
3)предпрИнять меры (В. Черномырдин), правильно: предпринЯть;
4)облЕгчить участь (Е. Придорогина), правильно: облегчИть;
5)нАчала увлекаться (В. Вульф), правильно началА.
Синтаксические ошибки Самой распространенной синтаксической ошибкой является нарушение норм управления, например:
1) утверждает о том… (правильно: утверждает, что…)
2) понимает о том… (правильно: понимает, что нужно людям…)
3) показывая в нескольких словах о том… (правильно: показывая, как это происходило…)
4) мы уже обсуждали об этом… (правильно: мы уже обсуждали (что?) эту тему…)
Распространенную ошибку допускают журналисты, употребляя существительное в родительном падеже с предлогами «согласно» и «благодаря»: согласно приказа, согласно договора, благодаря хорошей погоды (правильно: согласно приказу, согласно договору, благодаря хорошей погоде).
Слова-паразиты В качестве слов-паразитов чаще всего выступают:
частицы:
— указательная — вот;
— резюмирующая — ну;
— модальная — пожалуй;
— утвердительная — так;
— вопросительная — да;
— сравнительная — как бы;
2) вводные слова:
конечно, наверное, вероятно, кажется, вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, слушай, собственно говоря, стало быть, так сказать;
3) местоимения:
— указательное местоимение — это;
— сочетание указательного и определительного местоимений — это самое;
— сочетание местоименного наречия и предметно-личного местоимения — как его;
— местоименное наречие — там;
Самыми распространенными и часто употребляемыми словами-паразитами являются матерные слова. К счастью, в речи телеведущих они практически не встречаются.
Наблюдение за речью Андрея Малахова, ведущего ток-шоу «Пусть говорят» показало, что в речи ведущего и участников шоу присутствует большое количество слов-паразитов и даже нецензурные слова. Наверняка ведущий и участники этой программы не планируют свою речь заранее. Очень часто гости этой программы бывают раздражены или расстроены. И по этой причине в их речи появляются «ненужные слова».
телеведущий речь слово ошибка Статистика употребления слов-паразитов телеведущим А. Малаховым в программе «Пусть говорят»
Слова-паразиты | итог | ||||||||||||
допустим | |||||||||||||
ну | |||||||||||||
как бы | |||||||||||||
это | |||||||||||||
то есть | |||||||||||||
э-э-э | |||||||||||||
в общем | |||||||||||||
как будто | |||||||||||||
а-а-а | |||||||||||||
значит | |||||||||||||
скажем так | |||||||||||||
Заключение
Грамотность, ясность, речи, точность употребления слов, выразительность и доступность, правильность построения фраз, доходчивость, правильность произношения звуков, слов и смысл интонации телеведущего — важнейшие элементы журналисткой профессии, критерии профессионального построения речевого общения.
Надо отметить, что с ослаблением контроля за телеэфиром на экраны телевизоров вылился поток неконтролируемой информации, которая изо дня в день легко доступна огромному количеству зрителей. А это в свою очередь может привести к снижению уровня речевой культуры граждан. Развитие средств массовой информации, особенно радио и телевидения, привело к распространению звучащего слова, в последние годы — речи спонтанной, не чтения заранее подготовленного текста, а свободного изложения мыслей, почти импровизации.
Это избавило нас от неэмоционального, монотонного чтения. И сколько незабываемых ораторов появилось вокруг. Не отстаёт и пресса, а уж об интернете и говорить не приходится. Всё это не может не внушать опасений за экологию русского языка, тем более в то время, когда качественная литература, требующая внимательного, вдумчивого отношения, в данный момент подменяется литературой для лёгкого чтения, куда можно отнести и ряд СМИ. И конечно же всё чаще в качестве средств, несущих легко доступную и своевременную информацию, выступают телевидение или интернет. Таким образом, повышается удельный вес речевой продукции СМИ в речевой практике общества, повышается и значимость текстов СМИ в общественном сознании.
На мой взгляд, сегодня средства массовой информации в значительной степени определяют нормы языка и общения, и тем более велика их ответственность за то, чтобы эти нормы отвечали лучшим культурным традициям.