Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Методика изучения уровня жизни населения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Масштабы повышения уровня жизни зависят от конкретно-исторических условий развития общества. Они определяют задачи роста благосостояния и возможные ресурсы для их реализации. На динамику уровня жизни оказывает также влияние международная обстановка. Ее обострение вызывает необходимость отвлечения ресурсов для укрепления обороны. Это, как правило, сдерживает подъем уровня жизни населения страны… Читать ещё >

Методика изучения уровня жизни населения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Методика изучения уровня жизни населения

Введение

статистический экономический география население Изучение уровня жизни населения является важной задачей социально-экономической географии.

Актуальность данной темы состоит в том, что повышение уровня жизни составляет приоритетное направление общественного развития.

Объектом исследования выступает население.

Предметом исследования является уровень жизни населения.

Целью исследования является изучение, как отдельных составляющих уровня жизни, так и в целом социально-экономического явления.

В работе решаются следующие задачи:

1. Дать определение уровня жизни населения и охарактеризовать его основные составляющие.

2. Выявить показатели, характеризующие уровень жизни населения.

3. Проанализировать индекс развития человеческого потенциала как обобщающий показатель уровня жизни населения.

Для реализации поставленных задач был использован метод анализа.

В качестве информационной базы использовались литературные источники.

1. Понятие уровня жизни населения, его составляющие Уровень жизни населения можно определить как сложную социально-экономическую категорию, отражающую степень удовлетворения потребностей населения в материальных благах и нематериальных услугах, а также условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей [1, с. 281].

В широком смысле понятие «уровень жизни населения» включает условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, образования, а также характеризует состояние здоровья, природную среду обитания и т. д. В этом случае употребляются еще термины «качество жизни», или «образ жизни».

Условия труда включают санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические и социально-психологические условия.

Условия быта — это обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания (бань, прачечных, парикмахерских, ремонтных мастерских, прокатных пунктов и т. д.), состояние торговли и общественного питания, общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга связаны с использованием свободного времени людей. Свободное время — часть внерабочего времени, предназначенная для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных ее потребностей.

Возможны три аспекта изучения уровня жизни:

1) применительно ко всему населению;

2) к его социальным группам;

3) к домохозяйствам с различной величиной дохода [2, с. 245].

Можно выделить четыре уровня жизни населения:

· достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека);

· нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил);

· бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы);

· нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддерживать жизнеспособность человека) [3, с. 364].

Масштабы повышения уровня жизни зависят от конкретно-исторических условий развития общества. Они определяют задачи роста благосостояния и возможные ресурсы для их реализации. На динамику уровня жизни оказывает также влияние международная обстановка. Ее обострение вызывает необходимость отвлечения ресурсов для укрепления обороны. Это, как правило, сдерживает подъем уровня жизни населения страны. Рост уровня жизни создаст возможности, материальную базу для улучшения качества жизни. Последнее не ограничивается уровнем потреблением товаров и услуг, а выступает обобщающей характеристикой социально-экономических результатов развития общества и включает среднюю продолжительность жизни, уровень заболеваемости, условия и охрану труда, доступность информации, обеспечение прав человека, и т. д.

При количественном определении жизненного уровня обычно пользуются совокупностью абсолютных и относительных показателей, которые характеризуют обеспеченность населения материальными и духовными благами и, соответственно, степень удовлетворения потребностей людей в этих благах.

Среди личных потребностей людей различают:

1. Материальные потребности. К ним относятся потребности в предметах питания, одежде, жилье, в лечении, в транспорте и др.

2. Духовные потребности. К ним относятся потребности, удовлетворяемые учреждениями науки, культуры, искусства, образования, детского воспитания.

3. Социальные потребности. К ним относятся потребности в обеспечении старости, в увеличении свободного времени, в равенстве мужчин и женщин, в свободе и всеобщности труда, в единстве коренных общественных интересов.

В связи с многочисленностью личных потребностей уровень жизни не может быть выражен каким-то одним показателем. Для этого необходима система показателей, которая всесторонне отражала бы уровень жизни населения. Среди них выделяют:

· реальные доходы на душу населения;

· общий объем потребления материальных благ и услуг;

· уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров;

· обеспеченность жильем и коммунальными услугами;

· уровень здравоохранения, просвещения, культурного и бытового обслуживания;

· уровень социального обеспечения;

· соотношение рабочего и свободного времени, условия отдыха;

· условия труда, обеспеченность работой, уровень безработицы.

Среди названных показателей уровня жизни важнейшим является показатель уровня реальных доходов населения. Динамика реальных доходов, в свою очередь, определяется следующими показателями:

· уровнем заработной платы работников производственных фирм всех форм собственности;

· размером доходов от частнопредпринимательской деятельности и личного подсобного хозяйства;

· величиной выплат и льгот из общественных (социальных) фондов потребления всем слоям населения;

· динамикой налогов и налоговой политикой государства;

· тенденциями и конъюнктурой цен, уровнем инфляции [4, с. 186].

2. Статистические показатели, характеризующие уровень жизни населения Уровень жизни определяется системой показателей, каждый из которых даёт представление о какой-либо стороне жизнедеятельности человека (населения). Для характеристики уровня жизни используется система индикаторов — интегральных и частных, натуральных и стоимостных.

При отсутствии единого интегрального измерителя для оценки и анализа уровня жизни населения рассчитывается ряд статистических показателей, отражающих различные стороны данной категории и сгруппированных в следующие основные блоки:

1. Показатели доходов населения: совокупные, номинальные, располагаемые и реальные располагаемые доходы; оплата труда; пенсии, стипендии, различные пособия; покупательная способность заработной платы, пенсий, стипендий, пособий.

2. Показатели расходов и потребления: денежные расходы; потребительские расходы; объем и структура потребления товаров и услуг; потребление продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг (по социально-демографическим группам населения); налоги; сбережения населения.

3. Показатели накопленного личного имущества и обеспеченности населения жильем: накопленное личное имущество (или накопленные потребительские товары длительного пользования в домашних хозяйствах); обеспеченность населения жильем (количество общей и жилой площади, приходящейся на одного жителя); жилищные условия и благоустройство жилья.

4. Показатели социально-экономической дифференциации населения: показатели дифференциации доходов населения; прожиточный минимум; численность и доля населения, имеющего среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума (уровень бедности); минимальный размер заработной платы, пенсии; индекс глубины бедности; индекс остроты бедности.

5. Показатели, характеризующие условия жизнедеятельности населения: показатели обеспеченности населения объектами социально-культурного назначения (школами, детскими дошкольными и медицинскими учреждениями, театрами, библиотеками, объектами торговли и услуг); показатели развития инфраструктуры; показатели заболеваемости населения; показатели, характеризующие состояние окружающей среды; показатели численности зарегистрированных преступлений.

6. Обобщающие показатели: валовой внутренний продукт; индекс денежных доходов (по группам населения); индекс потребительских цен; индекс реальных доходов населения; уровень бедности; уровень безработицы; ожидаемая продолжительность жизни; младенческая смертность; уровень образования.

Многие из приведенной системы показателей используются не только для анализа и оценки уровня жизни населения, но и для характеристики экономического развития страны, для международных сопоставлений социально-экономического развития разных стран, а также для разработки социальной программы государства и определения приоритетных направлений социальной защиты малообеспеченных слоев населения [4, с. 168].

3. Индекс развития человеческого потенциала как обобщающий показатель уровня жизни населения Международная статистика уровня жизни стала развиваться недавно. В 1960 г. рабочей группой ООН был подготовлен доклад о принципах определения и измерения уровня жизни в международном масштабе. Это была первая попытка создания системы показателей. Ранее уровень оценивался индексом реальной работной платы (индексом номинальной заработной платы, деленным на индекс цен), а затем индексами прожиточного минимума и стоимости жизни (индексом потребительских цен на товары и услуги определенного набора). Каждый из индексов значим, но применяемые индексы не дают всесторонней характеристики этого уровня. К тому же индексы реальной заработной платы и стоимости жизни относятся лишь к наемному труду, тогда как при нахождении уровня жизни некоторых категорий населения (например, крестьян) указанные индексы не используются.

Разработка обобщающего (интегрального) показателя уровня жизни населения, который бы в достаточной мере отражал наиболее важные черты развития общества и являлся критерием его оптимальности, составляет одну из важнейших задач всей социальной статистики. По мнению экспертов ООН, статистика пока не имеет всеобъемлющего показателя, однако попытки предложить обобщающий показатель уровня жизни населения продолжаются. Одной из наиболее удачных попыток можно считать разработанный специалистами Программы развития ООН индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), или индекс человеческого развития.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) — интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН в отчётах о развитии человеческого потенциала и был разработан в 1990 г.

При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей:

1. Ожидаемая продолжительность жизни — оценивает долголетие.

2. Уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения.

3. Уровень жизни, оценённый через ВНД на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США.

Разработана и научно обоснована обобщенная система показателей, характеризующая количественные и качественные характеристики социально-экономической дифференциации социального развития, включающая:

1) коэффициент дифференциации индекса развития человеческого потенциала, характеризующий степень различия в социально-экономическом развитии анализируемых стран, регионов внутри страны, социальных групп;

2) коэффициент дифференциации индекса здоровья (долголетия), показывающий, насколько состояние здоровья в одной стране, регионе лучше, чем в другом;

3) коэффициент дифференциации индекса образования. Такой показатель определяет степень превышения уровня образования населения в одной стране (регионе или другом объекте исследования) над уровнем образования (грамотности) населения другой страны;

4) коэффициент дифференциации индекса дохода, определяющий степень экономической дифференциации анализируемых стран или регионов;

5) коэффициент дифференциации индекса смертности, как показатель различий в состоянии здоровья сравниваемых стран или регионов;

6) коэффициент дифференциации уровня профессионального образования, отражающий различия в степени охвата обучением второй и третьей ступени образования в исследуемых странах или регионах.

В 2010 году семейство индикаторов, которые измеряют ИРЧП, было расширено, а сам индекс подвергся существенной корректировке. В дополнение к используемому ИРЧП, который является сводным показателем, опирающимся на среднестрановые статистические данные и не учитывающим внутреннего неравенства, были введены три новых индикатора: индекс человеческого развития, скорректированный с учетом социально-экономического неравенства (ИЧРН), индекс гендерного неравенства (ИГН) и индекс многомерной бедности (ИМБ).

В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития: очень высокий (42 страны), высокий (43 страны), средний (42 страны) и низкий (42 страны) уровень [5, c. 25−26].

Заключение

Проанализировав различные литературные источники можно сделать ряд выводов:

1. Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения. Уровень жизни определяется степенью развития самих потребностей людей и количеством и качеством жизненных благ и услуг, используемых для их удовлетворения. Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время.

2. В совокупную характеристику уровня и условий жизни включается ряд показателей, характеризующих состояние и развитие таких элементов социальной сферы, как здравоохранение, образование, сфера услуг, обеспеченность населения жильем. Существующие показатели уровня и качества жизни населения используются с целью сопоставления во временном или пространственном аспектах для выявления закономерностей изменения благосостояния населения.

3. Индекс развития человеческого потенциала является обобщающим показателем уровня жизни населения, который отражает наиболее важные черты развития общества и является критерием его оптимальности, а также является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов.

Список использованных источников

1. Шмойлова, Р. А. Практикум по статистике / Р. А. Шмойлова. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 308 с.

2. Назаров, М. Г. Курс социально-экономической статистики: учебник для вузов / М. Г. Назаров. — М.: Финстатинформ, 2002. — 976 с.

3. Ефимова, М. Р. Социальная статистика / Ефимова М. Р., Бычкова С. В. — М.: ТК Велби Издательство Проспект, 2005. — 456 с.

4. Башкатова, Б.И. Социально-экономическая статистика: учебник для вузов / Б. И. Башкатова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 511 с.

5. Человеческий капитал для социогуманитарного развития / В. В. Бушуев [и др.]; под общ. ред. В. В. Бушуева. — М.: ИАЦ Энергия, 2008. — 96 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой