Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Правовая и организационная форма реализации социальных функций государства

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Суть государственного социального страхования заключается в разложении социального риска между работодателями, наемными работниками и другими занятыми лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию, и государством Матузов Н. И., Малько А. Б. Теория государства и права. Учебник: Н. И. Матузов, А.Б., Малько А. Б. — - М.: «Юристъ», 2008.С.93. Причем утрата заработка и другие указанные… Читать ещё >

Правовая и организационная форма реализации социальных функций государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

Актуальность данной работы обусловлена тем, что долгие годы существования СССР социальная составляющая формировалась по остаточному принципу. И после перехода к капитализму Россия еще не достаточно эффективно разработала свои социальные реформы по сравнению с западной Европой. Существует еще ряд кризисных моментов в становлении социальной политики государства. Однако в Конституции Россия провозглашает себя социальным государством, призванным заботится о своих гражданах.

Практически во всех понятиях социального государства самым важным элементом является признание, соблюдение и защита наиболее необходимых для каждого человека социальных прав. Институт данных прав представляет собой систему правовых норм, которые регулируют, складывающиеся в процессе деятельности государства по обеспечению прав человека, статусов индивидов, гарантий и процедуры их реализации и защиты прав. В государствах созданы и действуют средства и механизмы защиты прав человека, восстановления нарушенных прав и возмещения вреда причиненного индивиду. Данные средства и разные механизмы напрямую зависят от традиций, от уровня развития демократии в стране и ряда иных факторов.

Социальное государство создается и действует ради удовлетворения социальных потребностей граждан и всего общества в целом. Россия пытается создать правовое социальное государство. Это довольно сложный процесс. Вначале происходит расслоение общества на бедных и богатых. Что и приводит к кризису и социальной напряженности в обществе. И лишь со временем правовое государство превращается в социальное. Современное правовое государство должно гарантировать социальную защиту своим гражданам. Особенно тем, кто находиться в сложном материальном положении.

Объект данной работы — социальные общественные отношения между обществом и государством.

Предмет — социальная роль Российской Федерации.

Цель работы — комплексный анализ социальной роли российского государства.

Исходя из поставленной цели, в работе решены следующие задачи:

1. Рассмотрены теоретические подходы к пониманию социальной функции государства;

2. Выявлены проблемы реализации социальной функции государства;

3. Определена Правовая форма реализации социальной функции государства;

4. Дана характеристика организационной формы реализации социальной функции государства.

1. Теоретические аспекты и проблемы социального государства

1.1 Теоретические подходы к пониманию социальной функции государства Социальное государство не может существовать само по себе, оно не прерывно связано и с другими составляющими характеристиками государства. Развитие социального государства зависит от степени развития гражданского общества, экономического потенциала страны, правового государства, и иных характеристик. Если же уровень культурного, экономического, правового, развития государства низок, то соответственно такое государство не может быть хорошо развито в социальном плане.

Социальное государство — своеобразный тип развитого государства, обеспечивающий высокий уровень социальной защищенности жителей какой-либо страны, вследствие регулирования государством вопросов политической, экономической, социальной и иных сфер жизни общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство показывает высокий показатель сближения гармонизации и цели, а также отношений между обществом и государством Морозова Л. А. Проблемы современной российской государственности. Учебник [Текст]: Л. А. Морозова — М.: «Новый Юристъ», 2008. С94.

Социальным может называться то государство, которое обязуется заботиться о своих гражданах, обеспечивает социальную справедливость, защиту. Но это должно проходить не таким образом, как это было в СССР, когда происходило уравнение общества, решая тем самым некоторых прав и основных свобод. Напротив, оно обязует защиту социально неблагополучного населения, не нарушая тем самым прав и законных интересов иных слоев. Социальное государство как бы исправляет формализм понятий «свобода» и «равенство», помогая людям непредприимчивым и бедным. Основные признаки социального государства:

1. высокий уровень экономического развития граждан в стране;

2. ориентация экономики на помощь обществу;

3. поддержка детства, материнства, семьи;

4. разработка социальных программ;

5. развитое социальное законодательство;

6. важнейшая задача государства состоит в благополучии общества;

7. ответственность государства перед своими гражданами;

8. социальная поддержка нуждающегося в помощи населения.

В РФ являются довольно распространенными программы, по общедоступности и бесплатности основного общего и среднего профессионального образования, медицинского обслуживания, пенсии, пособия и иные материальные выплаты незащищенным слоям населения, существования системы переобучения лиц, которые не могут трудоустроиться, обеспечивание работой молодежь и иные. Данные меры государства должны обеспечить гарантию прав своих граждан на достойное проживание, минимальные «рамки» благополучия. Такая политика государства должна создавать равные возможности гражданам, не зависимо от каких-либо социального статуса. Государство, если хочет называть себя социальным должно обеспечивать все категории населения, а в первую тех, кто не может сделать это самостоятельно в силу определенных причин. Именно по уровню благосостояния населения страны, минимальной оплаты труда, материальной обеспеченности населения, можно судить о государстве социальное оно или же нет. Если да, то человек в таком государстве вправе требовать достойного существования, а также равенства всех граждан в независимости от каких, то ни было показателей Баглай М. В. Конституционное право РФ. Учебник для юрид. Вузов и факультетов [Текст]: М. В. Баглай — М.: «ИНФРА», 2009.С.72.

Основные социальные права прописаны в конституции РФ и возлагают следующее.

Каждому гарантируется право на труд в условиях, которые отвечают требованиям безопасности и гигиены, за определенное вознаграждение. При этом не допускается дискриминация и установление оплаты труда ниже уровня установленного федеральным законом. В России также действует ряд программ по уменьшению безработицы.

Основой существования любого общества является труд, в данной сфере применяются основные способности и силы человека. В демократических государствах в настоящее время труд доброволен, каждый сам решает, как и где ему трудиться и вообще работать или же нет. Государство не имеет право принуждать граждан к труду.

Организация труда проходит в основном на базе предприятий, учреждений, организаций и т. д. коллективный труд связывает работу людей, повышая ее эффективность. Работа граждан, которая обеспечивает им доход (заработок) и удовлетворяет основные жизненные потребности, а также не противоречит законодательству нашей страны, имеет название занятость. Социальное государство должно стремиться к полной занятости, для этого необходимо обеспечивать равные условия труда для всех граждан, поддерживать развитие предпринимательства, которое осуществляется в рамках законодательства. Безработными являются граждане, которые способны трудиться, находятся в трудоспособном возрасте, ищут работу и зарегистрированы в органах службы занятости Морозова Л. А. Проблемы современной российской государственности. Учебник [Текст]: Л. А. Морозова — М.: «Новый Юристъ», 2008.С.93.

Государство должно обеспечивать безопасность условий труда, а для опасных профессий (шахтеры, военные, полиция, пожарные и т. д.), где условия труда отличаются от безопасных — поощрять различными льготами Рассолов М. М. Теория государства права Учеб. пособ. [Текст]: М. М. Рассолова — М.: «ИНФРА», 2010.С.60.

Кроме охраны труда основным элементом социальной политики России является охрана здоровья граждан. Государство должно финансировать федеральные программы, которые предназначаются для охраны и укрепления здоровья населения, совершенствовать систему здравоохранения, поощрять деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развивать спорт и физическую культуру, обеспечивать санитарно-эпидемиологическое и экономическое благополучие.

Характерной чертой социального государства является его ответственность за предоставление каждому гражданину достойного человека прожиточного минимума. Однако данная ответственность не первична. Социальное государство должно руководствоваться, прежде всего, тем, что каждый гражданин, работая, должен на заработную плату обеспечивать себя и всю свою семью, если же этого не происходит, то государство должно обеспечить финансовую помощь данной семье.

В статье 39, пункте 1 Конституции Российской Федерации говорится: «Каждому гарантируется социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаев, установленных законом».

В России материнство, отцовство и детство находится под защитой государства. Именно на добровольности и равноправии должны строиться отношения между родителями и детьми в демократическом, социальном государстве. Государство обязуется предоставить всем гражданам равных прав, в независимости от пола, расы, национальной принадлежности, политических убеждений. Но при этом права одного человека должны заканчиваться там, где начинаются права другого. Государство должно защищать данные права Баглай М. В. Конституционное право РФ. Учебник для юрид. Вузов и факультетов [Текст]: М. В. Баглай — М.: «ИНФРА», 2009.С.194.

Важнейшей чертой правоотношений в обществе является брак. Как и в других развитых странах, брак в России обосновывается на равноправии сторон и взаимном согласии. При этом брак это довольно большая ответственность — основа общества. Семья обеспечивает репродуктивную функцию, отражает психического состояния, уровень культуры, способности к интеграции в общественную жизнедеятельность, выполнение при этом различные социальные роли, правила поведения. Все это «заставляет» государство, обеспечивать поддержку здоровья общества и развитие нового поколения. В РФ родители обеспечивают и содержат своих несовершеннолетних детей. Либо же лица их заменяющие (опекуны, попечители). Они определяют, как им воспитывать детей, в какие кружки, секции отправлять, в какой школе учиться и многие другие аспекты, но не противоречащие закону. Воспитание детей приравнивается к иному труду, и должно нести социальное поощрение. Вследствие перехода России от одной идеологии к другой необходимо строить фактически все институты заново. По конституции Россия является социальным государством, а семейная политика является частью социальной политики.

Государство, являясь своеобразным партнером семьи, призвано участвовать в адаптации к изменяющимся социально-экономической ситуации, изменять данные условия, исходя из значимых интересов семьи Баглай М. В. Конституционное право РФ. Учебник для юрид. Вузов и факультетов [Текст]: М. В. Баглай — М.: «ИНФРА», 2009.С.82.

Приоритетом для страны в семейной политике являются прямые социальные услуги, а не денежные выплаты. Вследствие чего необходимо разграничить такие определения, как «социальное обслуживание» и «социальная защита». Социальное обслуживание предполагает новый для нашей страны вид социальной помощи семье, которая носит нематериальный характер, предполагает индивидуальную поддержку в решении социально-психологических, педагогических, правовых, медико-социальных, других проблем и осуществляется через сеть специализированных социальных служб. Что касается социальной защиты, то она направлена не на все семьи, а на определенную социально уязвимую их часть.

Поэтому государство обязано заботиться о семье, создавая различную социальную помощь и выплату. Однако этого пока недостаточно. Необходимо в первую очередь обеспечить достойное финансирование неблагополучных семей, а также различных социальные выплаты должны быть увеличены и приближаться к тем выплатам, которые сейчас производятся семьям в Западной Европе. Ведь одна из важнейших функций семьи — репродуктивная. А политика страны сейчас направлена на повышение рождаемости в данной сфере. Так как в России все граждане равноправны, все дети пользуются равной социальной защитой.

В статье 41, пункте 1 Конституции записано, что каждый человек имеет право на получение медицинской помощи и на охрану здоровья. В России действует государственная система социальных служб. В нее входят государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, которые являются собственностью федеральной или собственностью субъектов Российской Федерации, или же собственностью муниципальной. Также социальное обслуживание может осуществляться различными организациями и другими формами собственностями и гражданами, которые занимаются предпринимательской деятельностью в сфере социального обслуживания населения. В независимости от форм собственности государство оказывает поддержку развитию социальных служб.

Государство дает гарантию гражданам в сфере социального обслуживания в системе социальных служб государства по тем видам, которые определены в законе, их составляют социальное обслуживание на дому, материальная помощь, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, содействие в предоставлении временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультация, реабилитация и иная помощь. В России платные социальные услуги могут оказываться исходя из норм закона. Социальными службами устанавливается порядок оплаты социальных услуг и других форм собственности.

Совершенствование системы социального обеспечения в Российской Федерации является главной социальной гарантией в обеспечения реализации конституционного права граждан РФ на материальное обеспечение по возрасту, вследствие болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, которые установлены законом. Государство в законодательном порядке определяет систему государственных пенсий и социальных пособий. Развитие данной системы увеличивается при росте государственных расходов на пении, которые обусловлены, прежде всего, увеличением числа и доли людей, которые обладают правом на получение пенсий и пособий.

Права социальные неотделимы от политических. Право на объединение, а также право создавать профессиональные союзы (ст.30) — международные правовые документы и Конституция РФ обеспечивает данное право, как не подлежащее никаким ограничениям, за исключением, тех которые предусмотрены в законах. Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31) — данное право принадлежит только гражданам РФ. Осуществление этого права не может нарушать права и свободы иных лиц, обязано соответствовать статье 55 КРФ. Оказание незаконного препятствия проведению этих мероприятий может быть обжаловано в суд.

Гражданин Российской Федерации, достигший избирательного возраста, вправе избирать, а по достижении возраста установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, — быть избранным в выборные органы местного самоуправления. При реализации данного права не должно быть дискриминации по полу, расы религиозным убеждениям, социального статуса и иным критериям.

Право на предпринимательскую и иную, не запрещенную законом деятельность (ст. 34) — право предпринимательской деятельности с использованием своих способностей и имущества предоставляется гражданам РФ, лицам без гражданства, лицам с двойным гражданством. Регулируются эти отношения в первую очередь Гражданским Кодексом, федеральными законами и международными договорами. Ограничения могут быть для государственных служащих; для лиц, которым запрещено заниматься той или иной профессиональной деятельностью в качестве наказания и т. д. Все эти ограничения закреплены в законах и любой произвол и нарушения прав могут быть обжалованы в суд. Законодательство регулирует виды и формы предпринимательской деятельности, определяет права и обязанности юридических и физических лиц и т. д.

Право частной собственности; право иметь имущество в собственности, владеть и распоряжаться как единолично, так и совместно с другими лицами; право наследования (ст. 35) — государство берет на себя ответственность за соблюдение данных прав путем принятия соответствующих законов, основанных на основных принципах международного права. Право собственности — абсолютное право и может быть ограничено лишь в соответствии со ст. 55 КРФ или в соответствии с УК РФ или ГК — только по решению суда. Право наследования тесно связано с правом частной собственности, так как наследодатель вправе распоряжаться имуществом по своему усмотрению. В этом случае законодательство охраняет права наследодателя и наследников — в случае отсутствия завещания наследование регулирует закон, учитывающий интересы наименее социально незащищенных наследников.

Право на образование (ст. 43); - так же как и на охрану здоровья, материнства и детства, право на образование предполагают заботу государства и общества о своем будущем. Основные положения этих прав базируются на статье 26 Всеобщей декларации прав человека. Конституционные гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, основного школьного и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, В настоящее время многие вопросы образования и государственной поддержки этой сферы требуют решения. Так в стадии разработки находится федеральный закон «Об обучении лиц с ограниченными возможностями получения образования». Больным вопросом нашей жизни является положение учителей в Российской Федерации. Сейчас это, пожалуй, она из самых незащищенных социальных групп — стоит, наверное, вспомнить здесь и конституционную гарантию о праве на труд и праве на вознаграждение за этот труд.

1.2 Проблемы реализации социальной функции государства В первые, социальное государство в России стало рассматриваться не так то и давно, лишь в 1993 году. В данное время Конституционное совещание работало над текстом Основного Закона России. По просьбе членов совещания, в мае 1993 года, Академия труда и социальных отношений созвала конгресс для обсуждения темы «Человек, социальная политика, социальное партнерство». И по итогам данного конгресса Россия решила принять модель социального государства. При этом был использован опыт зарубежных стран и предыдущий опыт советского союза.

Таким образом, появился пункт 1 в статье 7 Конституции Российской Федерации. В последующие годы ученые из Академии труда и социальных отношений вместе с учеными и специалистами ряда других научных и учебных центров при поддержке и активном участии профсоюзов продолжали работу над совершенствованием модели социального государства.

В 1996 году в ходе организованного Академией труда и социальных отношений и Федерации независимых профсоюзов России «круглого стола», на тему «Российская Федерация — социальное государство» были сформулированы основные критерии социального государства. «Социальным государством» может считаться государство Рассолов М. М. Теория государства права Учеб. пособ. [Текст]: М. М. Рассолова — М.: «ИНФРА», 2010.С.97.:

1. обеспечивающее права и свободы человека и гражданина;

2. создающее гражданам возможность свободно трудиться, учиться и удовлетворять иные свои потребности;

3.достижения высоких жизненных стандартов, материальную поддержку нуждающихся слоев населения, а также сильную последовательную социальную политику;

4. создающее благоприятные условия для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях власти и управления;

5.признающее и реализующее систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия, равных интересов работника, работодателя, государства при регулировании наиболее важных вопросов;

6.ориентация на укрепления семьи, повышению морали в обществе, культурных ценностей, заботе о близких.

В 2006 году в России были выдвинуты основные концепции содержания социальной реформы.

В настоящее время по-прежнему российскому обществу уже устаревшие условия, в которых социальная роль минимальна. В западной Европе это уже прошлое. В современном обществе уже не пристойны теории ориентации на равенство и справедливость. Это давно уже пройденный этап. Хотя когда-то общественное сознание и формировалось на данных принципах. В. С. Нерсесянцем рассмотрел следующий способ равноправия постсоветском обществе. Следуя его теории, социализм есть не случайная тупиковая ветвь развития общества, а естественный закономерный процесс, который приводит к созданию цивилизма — постсоциалистического строя, когда равенство (правовое) всех граждан, будет дополняться экономическим равенством. Необходимо преобразовать социалистическую собственности в равную гражданскую собственность, что создаст более равную справедливость и свободу.

Социальное обслуживание в нашей стране создает иногда больше проблем, чем положительных действий. Для общества стали привычны преступность, беднота, попрошайничество, воровство и многое другое. Хотя органы местного самоуправления пытаются все больше уделять внимания социальной сфере, но все равно этого пока недостаточно.

В последние годы социальная защита населения России ориентировалась самых острых, кризисных социальных проблем, не говоря уже о создании и совершенствовании иных направлений развития социальных мер в стране Черданцев А. Ф. Теория государства и права. Учебник для вузов [Текст]: А. Ф. Черданцев — М.: «Юрайт2, 2009.С.97.

В условиях кризиса экономики государство еще не коим образом не может гарантировать всех социальных прав граждан в должной мере, которые прописаны в Конституции нашей страны.

Пункт 2 статьи 7 Конституции дает некоторую расшифровку обязанностей государства:

— поддержка здоровья и безопасность;

— гарантированность размера МРОТ;

— обеспечение господдержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

— развитость системы соцслужб;

— установление государственных пенсий, пособий;

— другие гарантии соцзащиты.

Данный перечень социальных обязанностей государства явно устарел по сравнению с западными странами. Однако если данный термин «социальная защита» внесен в Конституцию, то возможно он затем будет расширяться и совершенствоваться законодательством Мелехин А. В. Теория государства и права. Учебник [Текст]: А. В. Мелехин — М.: «Маркет ДС корпорейшн», 2010.С.49. Основой существования любого общества является труд, в данной сфере применяются основные способности и силы человека. В основных демократических государствах в настоящее время труд доброволен, каждый сам решает, как и где ему трудиться и вообще работать или же нет. Государство не имеет право принуждать граждан к труду.

Организация труда проходит в основном на базе предприятий, учреждений, организаций и т. д. коллективный труд связывает работу людей, повышая ее эффективность. Работа граждан, которая обеспечивает им доход (заработок) и удовлетворяет основные жизненные потребности, а также не противоречит законодательству нашей страны, имеет название занятость. Социальное государство должно стремиться к полной занятости, для этого необходимо обеспечивать равные условия труда для всех граждан, поддерживать развития предпринимательства, которое осуществляется в рамках законодательства. Безработными являются граждане, которые способны трудиться, находятся в трудоспособном возрасте, ищут работу и зарегистрированы в органах службы занятости.

Ряд недостатков существует в реализации иных направлений социальной политики России, в частности в сфере охраны труда и здоровья населения. В настоящее время существует рост аварий на предприятиях, профессиональных заболеваний, производственных травм, в ряде регионов нашей страны имеется неблагоприятная экологическая обстановка, особенно в промышленных регионах.

В настоящее время существуют следующие проблемы формирования социального государства в России:

1. После перехода от СССР Россия еще не развила стабильную правовую систему, социальное государство должно опираться на стабильную правовую обстановку в стране: развитие социального государства это не новый этап формирования правового государства, как это происходило во многих стран запада;

2. Отсутствие в России среднего класса населения;

3. Ненадлежащие состояние экономике в стране;

4. Отсутствие рыночной конкуренции, так как существует ряд монополии по производству различных видов товара:

5. Не достаточно сформировано гражданское общество;

6. Упадок нравственности в социуме, утеря духовных ориентиров отдельных групп населения.

7. Отсутствия у ряда политических партий формирования социальных программ;

8. В обществе практически нет реальных целей, каких либо планов жизнеустройства;

9. Снижена уровень государственности, общество привыкшее к тому, что государство само определяет доходы и расходы, как было это ранее не смогло окончательно «перепрограммироваться» к нынешним реалям рынка.

Таким образом, проблемы, которые складываются сейчас в нашей стране, пагубным образом влияют на проводимую государством социальную политику. Только тогда будет возможным развивать все сферы социальной жизни общества, когда экономика страны будет на соответствующем уровне, который позволит обеспечить нормальную (достойную) жизнь всего населения страны. Прямопропорционально будет зависеть развития социальных сфер от дохода и благосостояния населения страны.

собственность наследование обеспечение размер

2. Правовая и организационная форма реализации социальных функций государства

2.1 Правовая форма реализации социальной функции государства Правовая основа в области защиты социальных прав и интересов личности состоит из законодательных и нормативно-правовых актов. Часть 2 статья 7 Конституции Российской Федерации говорит, что все граждане России независимо обладают правом на социальную защиту со стороны государства. Отношения между государством и обществом в области социальных отношений также регулируются следующими законами, ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и иные.

Основанием для социальной политики государства служат следующие признаки:

1. принцип поощрительности властными структурами с целью общественно-политического резонанса, на какие либо общественно значимые события, которые получили оценку общества, либо для поддержания государственных важных деяний принимаются решения, направленные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях — индивидов;

2. принцип заявительности. Социальная помощь оказывается гражданину, который нуждается в ней, при письменном обращении заявителя или лица, который предоставляет его интересы;

3. принцип патернализма, который обозначает государственную опеку в отношении к социально и экономически незащищенных слоев и групп населения.

Для решения политики государства в области социальной защиты населения существует Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, цель которого осуществлять социальную политику по государственной защите населения, реализации государственных социальных программ, а также в структуру Министерства включен Департамент социальной защиты, непосредственно занимающийся обеспечением деятельности Министерства по выработке государственной политики и нормативному регулированию в области социальной защиты населения и по оказанию государственных услуг в сфере социальной защиты.

Важными направлениями политики государства, которая направлена на социальную защиту населения, являются меры, используемые органами государства для создания и поддержания благоприятных условий жизни социально незащищенных слоев населения, улучшения законодательства в области социальной защиты и контроля за законностью правоприменения Лазарев В. В. Общая теория права и государства. Учебник [Текст]: В. В. Лазарев — М.: «Юристъ», 2008.С.84.

Социальная защита граждан не способных трудиться включает следующие аспекты:

— лица постоянно проживающие в России имеют право на полное социальное обеспечение в независимости от расовой и религиозной принадлежности, социального статуса, пола, языка, места и иных обстоятельств;

— назначения пенсии по старости при утрате трудоспособности, при потере кормильца, в иных прописанных в законодательстве случаях независимо от того, в какой стране приобретено право на пенсионное обеспечение, а также выплату государственных пособий семьям, которые имеют детей;

— четкое исполнение законодательной регламентации пенсионного обеспечения, которые не при каких случаях не допускают задержку выплаты пенсий;

— осуществление мер по льготному пенсионному обеспечению инвалидов, а также мер, направленных на профилактику инвалидности;

— проживание в семье;

— сохранение денежных сбережений и ценных бумаг;

— интересы, связанные с имуществом;

— достойное обеспечение ритуальными услугами.

В части 1 статье 38 говорится, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Россия обязуется заботиться о семье. В настоящее время в РФ социальная политика пытается создать необходимые условия для достойного развития семьи Козлова М. В. Конституционное право РФ. Учебник [Текст]: М. В. Козлова — М.: «Юристь», 2010.С.62. Переход семьи в позицию субъекта социальной политики предполагает существенное перераспределение прав и взаимной ответственности между семьей и государством. В то же время, исходя из прошлых лет законодательство нашей страны, как раз таки семья и является объектом. Принцип социальной защиты применяется лишь к неблагополучным семьям, материальная составляющая, которых ниже прожиточного уровня в стране установленного законодательством Пиголкин А. С. Теория государства и права. Учебник [Текст]: А. С. Пиголкин — М.: «Юрайт», 2012.С.52.

Государство, являясь своеобразным партнерам семьи, призвано участвовать в адаптации к изменяющимся социально-экономической ситуации, изменять данные условия, исходя из значимых интересов семьи .

В задачи социальной политики государства входят:

— социальная безопасность семьи;

— создания условия для реализации семьей своих основных функций;

— помощь адаптации семей к изменяющимся ситуациям, обеспечения условий нормального функционирования и самостоятельности, экономической независимости семей;

— создание благоприятной социальной системы обеспечения семьи;

— возрождения традиций семьи;

— социальные приоритеты обеспечения неблагополучных семей.

Политика России в отношении семьи изменена и по своей сути представляет собой социальную защиту. Во время периода перехода от одной идеологии к другой главной составляющей семейной политики являлось выживание многих семей. Сейчас не достаточно развиты иные аспекты семейной политики государства, определяющие укрепления института семьи.

Современная политика России направлена на повышения рождаемости в нашей стране, а это должно обеспечиваться посредством гарантий государства в отношений семейной политики.

Одной из важных приоритетов государства является программа «Здоровье», в рамках которой государство осуществляло такие задачи, как улучшения предоставляемых населению качества медицинской помощи, финансирование процесса внедрения технологий в медицину Храпанюк В. Н. Теория государства и права. Учебник для вузов [Текст]: В. Н. Храпанюк — - М.: «Новый Юристъ», 2008.С.53. Забота о здоровье граждан является первоочередной задачей органов власти.

На территории России устанавливаются единый минимальный размер оплаты труда, продолжительность рабочей недели, установлен трудовым кодексом порядок отпуска, размеры пенсий, и иные услуги.

2.2 Организационная форма реализации социальной функции государств Осуществление конституционного права на социальное обеспечение может быть организовано в разных формах, которые принято разграничивать по таким признакам, как: круг обеспечиваемых; источники и способы формирования фондов для финансирования соответствующих мероприятий; виды обеспечения; условия и размеры обеспечения; органы, предоставляющие обеспечение.

С учетом названных признаков в настоящее время можно выделить следующие формы: государственное (обязательное) социальное страхование; социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета; государственная социальная помощь.

Указанные формы создаются для защиты населения от социального риска. В ст. 3 Федерального Закона от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» понятие социального риска сформулировано следующим образом: социальный страховой риск — предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления, которого осуществляется обязательное социальное страхование.

На наш взгляд, данное определение нуждается в серьезных уточнениях. Во-первых, использование в тексте статьи союза «или» означает, что объектом обязательного социального страхования служит возможное изменение не только материального, но и социального положения определенных категорий граждан. Однако социальное положение работающих лиц заключается именно в том, что они являются наемными работниками. Предоставление им пенсии по старости или инвалидности, либо пособия по безработице ни в коей мере не сможет восстановить их трудовой статус, а, следовательно, «минимизировать» изменение их социального положения. Это в равной степени относится и к возможности восстановления социального положения индивидуальных предпринимателей и других категорий самозанятых лиц Самигуллин В. К. Конституционное право России. Курс лекций [Текст]: В. К. Самигуллин — Уфа: РИО БашГУ, 2009.С.59.

Компенсировать или минимизировать можно лишь последствия изменения материального положения, наступившие вследствие безработицы, инвалидности, старости и других социально-значимых обстоятельств.

Во-вторых, из текста статьи не ясно, что именно подразумевается под социальным риском — само «предполагаемое событие» (т.е. трудовое увечье, профессиональное заболевание, болезнь, беременность и роды и др.) или его последствия в виде «изменения материального и (или) социального положения» работающих или иных категорий граждан Бабаев В. К. Теория государства и права. Учеб. [Текст]: В.К. БабаевМ.: «Юристъ», 2009.С.63.

Согласно теории вероятности страховой риск — это лишь степень, величина ожидаемой опасности, ее вероятность. Его не следует смешивать со страховым случаем, т. е. фактическим социально значимым обстоятельством, повлекшим ухудшение материального положения.

Социальный риск — это вероятность ухудшения материального положения в результате утраты заработка или трудового дохода по объективным социально значимым причинам, а также в связи с дополнительными расходами по содержанию детей и других членов семьи, нуждающихся в помощи, по удовлетворению потребностей в медицинских и социальных услугах. Это определение отражает наиболее существенные признаки социального риска: связь с общественной организацией труда; предполагаемый характер; объективные причины наступления Матузов Н. И., Малько А. Б. Теория государства и права. Учебник [Текст]: Н. И. Матузов, А.Б., Малько А. Б. — - М.: «Юристъ», 2008.С.92.

Основной организационно-правовой формой является государственное (обязательное) социальное страхование. В настоящее время она преобразуется в соответствии с принципами, адекватными рыночным отношениям.

Обязательному социальному страхованию подлежат наемные работники и другие лица, круг которых определен законом.

Любое страхование базируется на идее разделения убытков, возникших у одного застрахованного, между всеми участниками страхования. В этих целях создается денежный фонд за счет взносов заинтересованных; сторон, из которого при наступлении страхового случая выплачивается страховая сумма.

Основной гарантией социальной политики государства является признание правовой политики государства в области доходов граждан. Вследствие этого может быть создана система, которая будет распределять вновь созданную стоимость между работниками, работодателями и государством, и обеспечен рост реальной доходами и зарплатой граждан. Это обстоятельство способствует поднятию уровня жизни, ее качество и позволит признать реально действующее социальное государство Храпанюк В. Н. Теория государства и права. Учебник для вузов [Текст]: В. Н. Храпанюк — - М.: «Новый Юристъ», 2008.С.49.

Юридическая гарантия в обеспечении социальной справедливости является судебная защита. Для осуществления судебной защиты особое значение приобретают специальные юридические, организационные, материальные и процессуальные механизмы, эффективное использование которых должно способствовать снижению субъективного, личного усмотрения судьи и обеспечивать законность и объективность судебного решения. Многие ученые полагают, что в России пора создать социальный кодекс, который позволит закрыть ныне существующие пробелы в социальном законодательстве.

Применительно к государственному (обязательному) социальному страхованию страховыми случаями могут быть отсутствие спроса на труд (безработица), болезнь, инвалидность, старость, смерть кормильца и другие. Их перечень устанавливается законом Григорьевна И. В. Теория государства и права. Учебное пособие [Текст]: И. В. Григорьевна — Тамбов: Тамб. гос. техн. ун-т, 2009.С.73.

Суть государственного социального страхования заключается в разложении социального риска между работодателями, наемными работниками и другими занятыми лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию, и государством Матузов Н. И., Малько А. Б. Теория государства и права. Учебник [Текст]: Н. И. Матузов, А.Б., Малько А. Б. — - М.: «Юристъ», 2008.С.93. Причем утрата заработка и другие указанные обстоятельства могут быть отнесены к категории социального (массового) риска и охвачены обязательным социальным страхованием только в том случае, если они вызваны социально-значимыми причинами, которые с точки зрения государства являются уважительными Голубок С. А. Конституционное право России. Учебное пособие [Текст]: С. А. Голубок — М.: «Юрайт» -2008.С.91. В частности, утрата заработка может быть следствием безработицы, временной нетрудоспособности, инвалидности. Дополнительные расходы могут быть результатом самых разных причин: наличием иждивенцев, в том числе несовершеннолетних детей; инвалидностью; потребностью в медицинской помощи и лечении, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными событиями Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. Учебник [Текст]: — М.: «РЮИД», 2009.С.78. Основой существования любого общества является труд, в данной сфере применяются основные способности и силы человека. В настоящее время по-прежнему российскому обществу уже устаревшие условия, в которых социальная роль минимальна. В западной Европе это уже прошлое.

В современном обществе уже не пристойны теории ориентации на равенство и справедливость. Это давно уже пройденный этап. Хотя когда-то общественное сознание и формировалось на данных принципах.

В основных демократических государствах в настоящее время труд доброволен, каждый сам решает, как и где ему трудиться и вообще работать или же нет. Государство не имеет право принуждать граждан к труду.

Организация труда проходит в основном на базе предприятий, учреждений, организаций и т. д. коллективный труд связывает работу людей, повышая ее эффективность. Важными направлениями политики государства, которая направлена на социальную защиту населения, являются меры, используемые органами государства для создания и поддержания благоприятных условий жизни социально незащищенных слоев населения, улучшения законодательства в области социальной защиты и контроля за законностью применения права. Государство социально должно обеспечивать все категории населения, а в первую тех, кто не может сделать это самостоятельно в силу каких-либо причин.

Именно по уровню благосостояния населения страны, минимальной оплаты труда, материальной обеспеченности населения, можно судить о государстве социальное оно или же нет. Если да, то человек в таком государстве вправе требовать достойного существования, а также равенство всех граждан в независимости от каких, то ни было показателей.

Таким образом, целью социального государства является удовлетворить социальные потребности общества, а в первую очередь индивида, как части этого общества. Государство оказывает поддержку населению при помощи различных организационно-правовых форм.

Заключение

Конституция гарантирует основные социальные права граждан, как и иные права, связанные с социальными. Защищенное социально общество залог благополучия всей нации.

Проблемы, которые складываются сейчас в нашей стране, пагубным образом влияют на проводимую государством социальную политику. Только тогда будет возможным развивать все сферы социальной жизни общества, когда экономика страны будет на соответствующем уровне, который позволит обеспечить нормальную (достойную) жизнь всего населения страны, о чем и говориться в Конституции России. Напрямую будет зависеть развития социальных сфер от дохода и благосостояния населения страны.

Социальное государство — своеобразный тип развитого государства, обеспечивающий высокий уровень социальной защищенности жителей какой-либо страны, вследствие регулирования государством вопросов политической, экономической, социальной и иных сфер жизни общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство показывает высокий показатель сближения гармонизации и цели, а также отношений между обществом и государством В РФ являются довольно распространенными программы, по общедоступности и бесплатности основного общего и среднего профессионального образования, медицинского обслуживания, пенсии, пособия и иные материальные выплаты незащищенным слоям населения, существования системы переобучения лиц, которые не могут трудоустроиться, обеспечивание работой молодежь и иные. данные меры государства должны обеспечить гарантию право своих граждан на «достойное проживание», минимальные «рамки» благополучия. Данная политика государства должна обеспечивать равные возможности гражданам, не зависимо от каких-либо прежних достоинств.

Государство социально должно обеспечивать все категории населения, а в первую тех, кто не может сделать это самостоятельно в силу каких-либо причин. Именно по уровню благосостояния населения страны, минимальной оплаты труда, материальной обеспеченности населения, можно судить о государстве социальное оно или же нет. Если да, то человек в таком государстве вправе требовать достойного существования, а также равенство всех граждан в независимости от каких, то ни было показателей.

Целью социального государства является удовлетворить социальные потребности общества, а в первую очередь индивида, как части этого общества. Государство оказывает поддержку населению организационно правовых форм.

Список используемых источников

Нормативно-правовые акты:

1. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года

2. Конституция Российской Федерации — М.: «Омега-Л», 2013.

3. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

4. Федеральный закон Российской Федерации от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»

5. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

6. Трудовой кодекс российской ФедерацииМ.: «Омега-Л», 2013. Специальная литература:

1. Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. Учебник [Текст]: — М.: «РЮИД», 2009 — 426с.

2. Бабаев В. К. Теория государства и права. Учеб. [Текст]: В.К. БабаевМ.: «Юристъ», 2009 — 592с.

3. Баглай М. В. Конституционное право РФ. Учебник для юрид. Вузов и факультетов [Текст]: М. В. Баглай — М.: «ИНФРА», 2009 — 776 с.

4. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебник [Текст]: А. Б. Венгеров — М.: «Юриспруденция», 2008 — 528 с.

5. Голубок С. А. Конституционное право России. Учебное пособие [Текст]: С. А. Голубок — М.: «Юрайт» -2008 — 161 с.

6. Григорьевна И. В. Теория государства и права. Учебное пособие [Текст]: И. В. Григорьевна — Тамбов: Тамб. гос. техн. ун-т, 2009 — 346 с.

7. Козлова М. В. Конституционное право РФ. Учебник [Текст]: М. В. Козлова — М.: «Юристь», 2010 — 420 с.

8. Корельский В. М. Теория государства и права. Учебник [Текст]: В. М. Корельский — М.: «НОРМА-ИНФРА», 2008 — 570 с.

9. Лазарев В. В. Общая теория права и государства. Учебник [Текст]: В. В. Лазарев — М.: «Юристъ», 2008 — 520 с.

10. Матузов Н. И., Малько А. Б. Теория государства и права. Учебник [Текст]: Н. И. Матузов, А.Б., Малько А. Б. — - М.: «Юристъ», 2008 — 512 с.

11. Мелехин А. В. Теория государства и права. Учебник [Текст]: А. В. Мелехин — М.: «Маркет ДС корпорейшн», 2010 — 560 с.

12. Морозова Л. А. Проблемы современной российской государственности. Учебник [Текст]: Л. А. Морозова — М.: «Новый Юристъ», 2008 — 124 с.

13. Некрасов С. И. Конституционное право Российской Федерации. Конспект лекций [Текст]: С. И. Некрасов — М.: «НОРМА-ИНФРА», 2009 — 167

14. Пиголкин А. С. Теория государства и права. Учебник [Текст]: А. С. Пиголкин — М.: «Юрайт», 2012 — 613с.

15. Рассолов М. М. Теория государства права Учеб. пособ. [Текст]: М. М. Рассолова — М.: «ИНФРА», 2010 — 261 с.

16. Самигуллин В. К. Конституционное право России. Курс лекций [Текст]: В. К. Самигуллин — Уфа: РИО БашГУ, 2009 — 347 с.

17. Черданцев А. Ф. Теория государства и права. Учебник для вузов [Текст]: А. Ф. Черданцев — М.: «Юрайт2, 2009 — 432 с.

18. Храпанюк В. Н. Теория государства и права. Учебник для вузов [Текст]: В. Н. Храпанюк — - М.: «Новый Юристъ», 2008 — 384 с.

.ur

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой