Функционирование милитарной метафоры в религиозном дискурсе (на материале антологии святителя Тихона Задонского «Сокровище духовное, от мира собираемое»)
Использование метафор данного типа формирует в сознании верующего образ земной жизни, предстающей как поле битвы, с врагами рода человеческого, искушениями, грехами и собственными страстями. Милитарные метафоры создают атмосферу напряженности, опасности в сознании верующего, побуждают его к борьбе за спасение собственной души. Таким образом, первостепенной задачей Тихона Задонского как… Читать ещё >
Функционирование милитарной метафоры в религиозном дискурсе (на материале антологии святителя Тихона Задонского «Сокровище духовное, от мира собираемое») (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МИЛИТАРНОЙ МЕТАФОРЫ В РЕЛИГИОЗНОМ ДИСКУРСЕ (на материале антологии святителя Тихона Задонского «Сокровище духовное, от мира собираемое»)
Усланова Е.М.
Одним из наиболее актуальных для современной когнитивной лингвистики является вопрос о функционировании метафоры и способах ее репрезентации в различных типах дискурса. Особенно ярко своеобразие национальной метафорической картины мира проявляется на материале текстов, относящихся к религиозному типу институционального дискурса, являвшегося древнейшим типом институционального общения и оказавшего огромное влияние на формирование менталитета русской нации, однако, длительное время в связи с господством советской идеологии, остававшимся малоисследованным явлением в лингвистике.
В настоящей работе религиозный дискурс понимается как «общение, основная интенция которого — поддержание веры или приобщение человека к вере». В религиозном дискурсе метафора выступает способом воздействия на сознание: создает яркие зрительные образы абстрактных понятий, иллюстрирует сложные положения христианской догматики, формирует в сознании верующих эмоциональную оценку тех или иных событий. Следовательно, метафора понимается как укорененная в сознании человека и определяющая его мышление, деятельность и восприятие, т. е. выполняет моделирующую функцию, не просто вырабатывает представление об объекте, но и определят стиль и способ мышления о нем.
Для создания христианской картины мира и в целях воздействия на сознание верующих в религиозном дискурсе активно используются милитарные метафоры. Христианская догматика утверждает идеалы всеобщей любви, порицает ненависть и насилие, однако огромное количество военной лексики встречается, в том числе, и в текстах религиозного содержания. Традиционно милитарные метафоры используются для репрезентации вечного противостояния «добра» и «зла», борьбы человека с искушениями и соблазнами, стремления к спасению души.
Цель настоящей статьи — описание особенностей функционирования милитарных метафор, используемых в религиозном дискурсе, в частности, в произведениях одного из наиболее видных священнослужителей конца XVIII века — святителя Тихона Задонского. Материалом для исследования послужила антология свт. Тихона Задонского «Сокровище духовное, от мира собираемое» .
Метафорическая модель со сферой-источником «Война» в изученном материале включает в свой состав три основных фрейма — «Военные действия», «Вооружение», «Участники военных действий» .
1. Фрейм " Военные действия" является достаточно частотным для метафорических моделей с исходной понятийной сферой «война». По мнению Л. В. Балашовой, «процесс противостояния, вооруженной борьбы ассоциируется с активным противоборством различных убеждений, интересов, тенденций в развитии и т. п., причем целью такого противостояния, противоборства становится подчинение одной идеологии, одной тенденции в развитии другой» .
Метафоры этой группы, как таковые, способны описать любой тип действия и противодействия, особенно производимых целеустремленно и решительно.
Жизнь человека, в авторской картине мира Тихона Задонского предстает как постоянная битва, которая начинается с момента рождения и продолжается до смерти. В связи с этим следует отметить разнообразие лексики, приобретающей метафорическое значение: сокрушать, истреблять, разрушать, пленить, бороться, освобождать и др.
Большая часть метафорических моделей представляет идею противостояния Христа и его сторонников — «христиан» — с одной стороны, и Диавола с другой: Христиане имеют своих врагов, восстающих на них, и бывает с ними брань. Идея противостояния Бога и Дьявола, трансформируется в традиционное противостояние «света» и «тьмы»; «добра» и «зла», которое воплощается с помощью набора стандартных тем и ситуаций.
2. Фрейм " Вооружение" . Любое противостояние не мыслится без оружия, которое выступает средством достижения желаемого результата. Как правило, метафорическое значение приобретают конкретные виды вооружения: меч, стрелы, щит и пр. Для религиозной картины мира традиционно в качестве оружия используются христианские добродетели: меч слова Божия, оружие молитвы, щит благости и т.д.
Основным и наиболее эффективным средством борьбы христиан с демонами и искушениями, является «молитва» и «слово Божие»: Христиане всегда должны быть вооружены духовным мечом слова Божиего и оружием молитвы. Таким образом, в авторской картине мира Тихона Задонского слово Божие и молитва христианина уподобляются мечу воина. Автор подчеркивает важность так называемого духовного оружия для человека: Христианин без молитвы и слова Божиего - как воин без меча и ружья; показательно и то, что данный контекст актуализирует не только «меч» , как типичное оружие духовного воина, но и «ружье» , что встречается крайне редко в религиозном дискурсе.
В религиозном дискурсе прямыми врагами христиан выступает Сатана и его демоны. Так же как и в предыдущем случае, у «врагов рода человеческого» имеется свое оружие, которое они используют против христиан: Демоны бьют нас оружием страстей и членов наших; Орудия демонов, которыми они нас борют и ко злу приводят, - помышления злые, ими в сердце нашем возбуждаемые. Исходя из вышеперечисленных контекстов, основным оружием демонов являются «страсти» и «помышления злые» .
По мысли Задонского, в человек присутствует греховное начало — «плотские страсти», при этом «страсть» выступает той «стрелой», которую направляют демоны. Однако человек способен спасти сам себя, при помощи «христианского оружия» — молитвы и слова Божия.
3. Фрейм " Участники военных действий" . В религиозном дискурсе участники военных действий выступают как одна из сторон в идеологическом и нравственном противостоянии. Традиционно метафоризации подвергаются лексемы: воин, враг, ратник и пр.
Исходя из библейской традиции, основным врагом Бога выступает Дьявол, достаточно частотным является наименование «враг рода человеческого», наименование же «Сатана» восходит к еврейскому «сатан», обозначающего врага, противника. Именно Дьявол и служащие ему демоны являются главными противниками человеческой души, и регулярно препятствуют ее спасению: Нет более злого и хитрого врага, чем сатана и демоны его; Битва не против плоти и крови, то есть не против людей, но против диавола и демонов.
Следует отметить, что в авторском сознании, происходит достаточно четкое структурирование «врагов рода человеческого», в отличие от христианского воинства, которое предстает как некое единое целое. Разнообразие и специализация «демонических сил» в рассмотренных контекстах, призвана подчеркнуть характер духовного противостояния, показать какими способами Дьявол пытается низложить человеческую душу. Типичным противниками человеческой души является сам Дьявол или Сатана, и его помощники, демоны или другое наименование «злые ангелы». Однако автор подчеркивает, что зачастую «враги рода человеческого» являются «невидимыми врагами», вследствие чего противостоять такому врагу намного тяжелее чем явленному: В битве христианской сатана и злые его ангелы против христиан восстают враги наши, нам невидимы.
Еще одним врагом христианина в идеологической борьбе выступают «злые люди», именно к помощи людей прибегает Дьявол, когда не может справиться сам, таким образом, опосредованно воздействует на благочестивых христиан. По мнению автора, «злые люди» призваны порочить честное имя христианина, возводить на него напраслину и наговаривать: Диавол, когда сам собою не успевает против христианина, то ищет злых людей и борет через них христианина.
Анализ материала показал, что милитарные метафоры занимают значимое место в религиозном дискурсе, поскольку являются важным средством репрезентации религиозной жизни человека. Следует отметить, что милитарная метафора достаточно структурирована, в рассмотренных контекстах представлена следующими фреймами: «Военные действия», «Вооружение», «Участники военных действий» .
Использование метафор данного типа формирует в сознании верующего образ земной жизни, предстающей как поле битвы, с врагами рода человеческого, искушениями, грехами и собственными страстями. Милитарные метафоры создают атмосферу напряженности, опасности в сознании верующего, побуждают его к борьбе за спасение собственной души. Таким образом, первостепенной задачей Тихона Задонского как священнослужителя становится приобщение человека к вере, отсюда использование ярких метафорических образов, раскрывающих сущность духовных исканий человека.
дискурс милитарная метафора христианский
Литература
и источники
1. Балашова Л. В. Метафора в диахронии: на материале русского языка XI — XX вв. / Л. В, Балашова. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. — 217с.
2. Библейская энциклопедия Брокгауза [СДМ: Электронный ресурс] // Логос: Режим доступа: http://logosenc.org/brokgauz/satana.html.
3. Бобырева, Е. В. Религиозный дискурс: ценности, жанры, стратегии (на материале православного вероучения): автореф. дисс. … канд. филол. наук / Е. В. Бобырева. — Волгоград, 2007. — 37 с.
4. Святитель Тихон Задонский. Сокровище духовное, от мира собираемое [электронный ресурс] // НИ-КА. Сайт православного христианина. — Режим доступа: http://ni-ka.com.ua/index. php? Lev=sokrov, свободный. — Загл. с экрана (02.03.2015).
5. Словарь библейских образов [Текст] / под ред.Л. Райкена, Дж. Уилхойта, Т. Лонгмана. — СПб.: Библия для всех, 2008. — 1424с.
6. Научный руководитель — д. ф. н., доцент кафедры русского языка Кондратьева О. Н., ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»