Роль, задачи и особенности функционирование турагентств на российском туристском рынке
Богатое природное наследие, разнообразие флоры и фауны представляют уникальные возможности для развития экологического туризма в России. В настоящее время его доля в общей структуре российского туристского рынка незначительна (около 1 процента). Серьезным ограничением для развития указанного вида туризма является высокая чувствительность многих экосистем Российской Федерации к антропогенным… Читать ещё >
Роль, задачи и особенности функционирование турагентств на российском туристском рынке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
КУРСОВАЯ РАБОТА по МДК 01.02. «Технология и организация турагентской деятельности»
Тема: «Роль, задачи и особенности функционирование турагентств на российском туристском рынке»
Выполнила:
Студентка группы: Т- 21
Мясникова Е. А Дата получения задания Проверила:
Гребенщикова Н.В.
Нижний Новгород
Содержание Введение Глава 1. Теоретические аспекты турагентской деятельности
1.1 Понятие и схема туристического рынка
1.2 Понятие и виды деятельности турагентов Глава 2. Анализ рынка турагентов России
2.1 Состояние рынка турагентов России
2.2 Перспективы развития российского туристического рынка Глава 3. Разработка тура и программы сбыта на рынок туруслуг
3.1 Турагенства г. Нижнего Новгорода
3.2 Роль турагентов на рынке туруслуг Заключение Литература Приложение
Введение
Туризм и путешествия являются неотъемлемой частью индустрии гостеприимства. Путешествия — основная часть туризма. Время, расстояния, места проживания, цели и продолжительность пребывания — все это отличительные элементы туризма.
По данным Всемирной туристской организации (ВТО), на долю туризма приходилось 476 млрд долл., или более 10% мирового объема доходов. По объему доходов он занимает пятое место среди самых эффективных отраслей (после нефтяной, информационной, игорно-развлекательной и автомобильной).
Экспертные оценки свидетельствуют, что в большинстве стран около 40% всех туристов, выезжающих за границу, организуют свои поездки через туристские фирмы, которые обеспечивают международные и внутренние перевозки, необходимый пакет услуг (проживание, питание, экскурсии), а также другие посреднические операции (страхование, получение виз и т. д.).
Что бы конкретно ни делал тур агент — отвечал на звонки, подыскивал бы вариант путешествия, наливал туристу кофе, договаривался бы с туроператором, — все эти действия направлены для выполнения двух и только двух рыночных функций, за которые он получает свои проценты от туриндустрии. Это консультирование и продажа тура, а именно, фиксация права туриста на путевку в момент платежа. И обе эти функции находятся под исторической угрозой: вскоре их будет получить проще и дешевле без турагента. Есть опытные и квалифицированные турагенты, которые лично побывали в полсотни стран. Знания, компетентность и личный опыт пока позволяют им конкурировать с качеством и точностью информации, которую можно получить в интернете мгновенно, бесплатно и из любой точки. Но большинство сотрудников турфирм, менеджеров по продажам, побывало менее чем в десяти рекламных турах. Зачастую турист знает больше тур агента, или, по крайней мере, может за полчаса узнать все по интересующему его направлению.
Таким образом, степень доверия к знаниям от турагентов-продавцов будет снижаться, а от сайтов с высокими траст-рейтингами — наоборот, повышаться. Потребность обращаться к турагенту за консультацией для большинства туристов просто отпадет.
Цель работы заключается в анализе состояние рынка турагентств Нижнего Новгорода и выявление перспектив развития турагентского бизнеса на рынке нашего города.
Объектом исследования являются турагентства Нижнего Новгорода.
Задачами исследования является:
— Изучить основные понятия туристического рынка.
— рассмотреть понятие и виды деятельности турагентов.
— проанализировать состояние рынка турагентов в России и в Нижнем Новгороде
— выявить перспективы развитее Нижегородского турагентского рынка.
Предмет исследования перспективы турагентской деятельно на нижегородском рынке.
Практическое значение работы заключается в предоставление данных туроператора, для формирование системы сбыта, для турагентств для создание новых турагентств и нахождение собственной ниши, для студенев для изучение турагенской деятельности, туристов для выбора туроператора и последующего контакта.
Глава 1. Теоретические аспекты турагентской деятельности
1.1 Понятие и схема туристического рынка Рынок — место, где спрос встречается с предложением, это не конкретное место, а собственно встреча спроса и предложения, на которой решаются вопросы: а) что покупать и по какой цене? б) что производить и по какой цене?
Туристский рынок — это место, где происходят сделки купли-продажи услуг туризма (туров, туристского продукта).
Туристский рынок — 1) совокупность потребителей туристского продукта, которые имеют средства его купить сегодня или завтра (потенциальную покупательскую способность); 2) система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги. В этом контексте можно сказать, что туристский рынок образуют страны — экспортеры и импортеры туризма; 3) экономическая система взаимодействия четырех основных элементов: туристского спроса, предложения туристского продукта, цены и конкуренции.
Туристский рынок довольно сложен, так как его товар продается чаще всего не напрямую, а через сеть посредников (гостиница — туроператор — турагент — потребитель). На туристском рынке действует множество предприятий, производящих туристские услуги (гостиницы, рестораны, музеи, экскурсионные бюро, транспортные организации и компании, различные рекреационно-лечебные учреждения и т. д.). Кроме того, на туристском рынке действуют специфические туристские посредники: туроператоры и турагенты.
Производители услуг туризма — это туристские фирмы (туроператоры, турагенты), которые работают с целью получения прибыли и для удовлетворения потребностей туристов. Туроператоры занимаются комплектацией туристского продукта, то есть формированием, продвижением и реализацией набора услуг (тура). Туроператор (в некоторых странах его называют турорганизатором) производит дифференцированные туристские продукты из составляющих услуг в соответствии с потребностями и пожеланиями клиентов.
Турагент реализует туристский продукт клиенту в виде комплексов (инклюзив-туры) или в виде свободного набора услуг (заказные туры).
Туроператор разрабатывает туристские маршруты, насыщает их услугами посредством взаимодействия с поставщиками услуг, обеспечивает функционирование туров и предоставление услуг, подготавливает рекламно-информационные издания по своим турам, рассчитывает цены на туры, передает туры турагенту для их последующей реализации туристам.
Турагент занимается продвижением сформированных туроператором туров: приобретает туры у туроператора и реализует их потребителю. Турагент добавляет к приобретаемому туру проезд туристов от места их проживания до первого по маршруту пункта размещения, от последнего на маршруте пункта
Главной рыночной функцией турагентств и туроператоров является соединение поставщиков услуг с клиентами-туристами. Здесь важен правильный выбор поставщиков услуг, основанный на профессиональных знаниях туристского рынка, бизнеса, особенностей и рычагов его управления.
Туристские предприятия выполняют комплектующую, сервисную и гарантийную функции. Комплектующая функция — это комплектация тура из отдельных услуг для рецептивного туроператора; комплектация комбинированных туров из рецептивных туров для инициативного туроператора; комплектация пакетов туров с транспортными и некоторыми другими видами услуг для турагента.
Сервисная функция — это обслуживание туристов на маршрутах, а также в офисе при продаже пакетов туров.
Гарантийная функция — это предоставление туристам гарантий по заранее оплаченным туристским услугам в обусловленном количестве и на обусловленном уровне.
Рынок турагентов имеет ряд характерных черт. Он отличается большим количеством участников торговых сделок и являет собой пример острой конкурентной борьбы. Турагентства столь многочисленны в силу открытого доступа к рынку.
Каждое из этих предприятий вносит свой вклад в формирование продукции для туристов (потребителей), занимающих на рынке важное место. Особую роль на рынке играют государственные, муниципальные и общественные организации, вносящие свой вклад в координацию работы туристских предприятий, формирование стандартов обслуживания, а также в развитие самого рынка. Взаимодействие всех этих предприятий и организаций складывается в сложную рыночную структуру (рис. 1). Весьма важным показателем для туристского рынка является туристский спрос, так как без спроса нет самого рынка. Не имея клиентов (туристов), турфирмы не имеют продажи и прибыли, У них нет спроса, они неконкурентоспособны.
Туристский спрос — подтвержденные платежеспособностью туристские потребности людей, выраженные в определенном количестве туристского продукта и услуг, которые они (люди) могут приобрести при данных ценах.
Рис 1. Схема туристского рынка (ГКС — глобальные компьютерные сети; ТА — турагентство) Предложение на рынке производится в соответствии со спросом. Предложение в туризме — это разнообразное количество туристских и сопутствующих услуг, которые необходимы туристу во время отдыха и путешествия. То, что производится на туристском рынке в виде предложения потребителям, принято называть туристским продуктом. Туристская услуга — совокупность целенаправленных действий в сфере обслуживания, которые ориентированы на обеспечение и удовлетворение потребностей туриста или экскурсанта, отвечающих целям туризма, характеру и направленности туристской услуги, тура, туристского продукта и не противоречащих общечеловеческим принципам морали и доброго порядка. Туристским услугам присущи четыре характеристики, которые отличают услугу от товара: 1) неосязаемость; 2) неразрывность производства и потребления; 3) изменчивость; 4) неспособность к хранению. Однако туристским услугам наряду со специфическими характеристиками услуг присущи также и отличительные особенности:
Предложение туристского продукта — количество туристского продукта и услуг, которые выставлены на рынок при данном уровне цен. Особенности туристского рынка в том Он имеет свои специфические особенности, учитывать которые необходимо при организации туристского бизнеса.
Во-первых, туристские услуги:
а) неосязаемы (турист не может при приобретении тура ни попробовать его, ни потрогать, ни увидеть воочию), поэтому важное значение здесь имеют вопросы надежности туристского продукта, гарантий предоставления туристам заранее оплаченных услуг обещанного уровня и качества (т. е. соответствие информации и содержания туристского продукта). Необходимы исчерпывающая информация туристов о потребительских свойствах тура и соблюдение принципа связь цены и качества (потребители условно устанавливают для себя нижний порог цены, за которым предполагается низкое качество). Доверие фирмеэто вопрос не только ее престижа, но и клиентуры и рыночной устойчивости;
б) теряются во времени (доход от не предоставленной в определенный конкретный период услуги теряется навсегда) -здесь важны оперативность информации и работа с заказом клиента, а также гибкое, ступенчатое ценообразование, реагирующее на изменение спроса и стимулирующее продажу;
в) качество отдельных услуг в составе тура может меняться, поэтому необходимы дифференциация цен по качеству услуг, заменяемость и вариантность обслуживания.
Во-вторых, при реализации туристского продукта (будь то тур, экскурсия или заранее забронированное гостиничное обслуживание), как правило, имеется разрыв во времени между фактом оплаты (покупки) туристского продукта и фактом его потребления.
Турист, заранее приобретая путевку на тур, авансирует работу обслуживающих организаций на маршруте через туроператора и турагента (т. е. платит не лично производителю услуги, а тому, у кого покупает путевку). Поэтому здесь также важны надежность туристского продукта и каналов его продвижения, ответственность туристской фирмы, реализующей продукт туристу. Привлекательно выглядят различные формы рассрочек оплаты, бронирования и льготы.
В-третьих, для туристского рынка характерны значительные сезонные колебания спроса туристов. Причем эти колебания не одинаковы для различных видов туризма. Развитие несезонных форм отдыха, обеспечение полноценного отдыха туристов в несезонные периоды, умелое использование материальной базы под различные виды туризма и региональной разницы в сезонах — все это помогает снизить сезонные потери туристской фирмы.
В-четвертых, в туризме качество в большой степени зависит от исполнителей, т. е. от обслуживающего персонала (гидов, экскурсоводов, портье, горничных и др.) — работников контактных профессий. Оно может меняться при смене персонала. Поэтому вопросы менеджмента в туризме, мотивации качественного труда, создания гибкого туристского продукта являются первостепенными для туристского предприятия.
В-пятых, на туристском рынке имеется территориальная разобщенность потребителя и производителя. Вопросы информации и рекламы своего продукта в других регионах, связи с зарубежными партнерами являются также немаловажными для туристского бизнеса (формирование положительного образа туристской фирмы, региона отдыха; установление оперативных связей с удаленными партнерами для удобства работы по удовлетворению запроса потребителя).
Туристский рынок в значительной степени зависит от различных факторов. Основными факторами, влияющими на развитие туристского рынка, являются: природно-экологические, социально-экономические, политические, демографические. Природно-экологические факторы ~ это основа развития любых туристских программ. Сюда входят:
* хороший климат и комфортные природные условия;
* наличие красивых ландшафтов и природных достопримечательностей;
* наличие развитой гидрографической сети и естественных водоемов;
* чистота и ухоженность природных объектов;
* хорошее состояние экологии.
Социально-экономические факторы являются важной материальной предпосылкой развития туризма. К ним относятся:
* уровень жизни основной массы населения, т. е. экономическая доступность туризма;
* социальная свобода и права, дающие возможность гражданам передвигаться внутри и за пределами своей страны, путешествовать по миру;
* активизация экономических связей между государствами на основе международного разделения труда, расширения международной торговли и совершенствования транспортных средств.
Политические факторы:
* внутриполитическая стабильность страны проживания;
* внутриполитическая стабильность страны, которая принимает туристов;
* мирные, дружественные, добрососедские отношения между государствами;
* наличие межгосударственных и межправительственных соглашений по сотрудничеству в сфере экономики, торговли, научно-технических и культурных связей, туризма и обменов.
Демографические факторы:
* рост народонаселения. Увеличивает мировой туристский потенциал;
* увеличение продолжительности жизни и понижение возрастного пенсионного порога. Приводит к появлению туризма для людей третьего возраста;
* этнические туристские потоки (путешествующие на историческую родину, эмигранты, народы с родственными языками, культурой, интересующиеся взаимными поездками и т. д.);
* все больший приток в туристское движение молодежи (подростковый, молодежно-студенческий туризм);
* тенденции семейных путешествий в среднем возрасте (специализированные семейные туры).
Таким образом, совокупность особенностей туристского рынка и факторов, влияющих на его развитие, формирует вид, форму и структуру конкретного туристского рынка.
Дифференциация туристского рынка — это разделение рынка на различные сегменты спроса, обусловленные едиными признаками потребления, свойственными каждому конкретному сегменту. Для дифференцированного подхода к обслуживанию туристов необходимо разделять потребителей на определенные группы (сегменты) по разным признакам. Каждая группа потребителей характеризуется однородностью мотивов и возможностей. Это называется сегментацией потребителей, или сегментацией туристского рынка.
Для того чтобы знать, какой объем туристской продукции необходимо произвести, нужно иметь данные о величине каждой группы потребителей. Кроме того, необходимо изучать желания и потребности туристов по каждой группе потребителей. Все виды предложений на туристском рынке должны быть сориентированы на конкретного потребителя, на его пожелания, вкусы и на цели путешествия.
Вкусы людей зависят от их материального положения, образа жизни, возраста, состава семьи и многих других факторов. Цели путешествия у разных людей также разные: кто-то едет отдохнуть у воды, кому-то хочется заняться на досуге спортом или изучением английского языка, кто-то интересуется экскурсиями и музеями, а кому-то требуются только развлечения.
Целью дифференциации туристского рынка является создание соответствующего по тематике, уровню и составу услуг туристского обслуживания. При этом, конечно, важно иметь представление о национальных вкусах, привычках приезжающих туристов и учитывать их при обслуживании (при составлении меню и т. д.).
Только учет вкусов и целей путешествия для каждой конкретной категории туристов дает возможность для качественного обслуживания, а значит, и для конкурентоспособности в туристском бизнесе. А это возможно только при широкой дифференциации туристского предложения, сегментации потребителей туристской продукции являются:
* организация туризма;
* продолжительность и протяженность поездок;
* активность передвижения по маршруту;
* вид туристской деятельности по отношению к стране;
* социальный уровень потребителей;
* возраст туристов;
* цели путешествий;
* виды путешествий и т. д.
В индустрии современного туризма возрастает дифференциация рынка и создаются новые возможности для путешествий со специализированными целями. Практически любой запрос туристов сегодня может быть удовлетворен.
1.2 Понятие и виды деятельности турагентов По характеру совершаемых операций турагент является розничным продавцом. Классический турагентства не создает свои собственные туристские продукты, а занимается их перепродажей. Он реализует услуги конечным потребителям — туристам — для их личного некоммерческого использования. Турагентства выполняют две главные функции.
Первая функция турагентства — информируют потенциальных покупателей о туристских районах, расписании движения транспорта, вариантах размещения, действующих расценках и помогают сделать примерную смету расходов на путешествие. Работа в прямом контакте с клиентами, беседы и консультации, а также подборка и отработка справочных материалов очень трудоемки и занимают половину всех затрат времени и более. Эта доля особенно возрастает при продаже турагентами дорогих туров на отдых.
Вторая функция турагентства — сбыт туристских услуг, оказываемых перевозчиками, объектами общественного питания, средствами размещения и другими предприятиями индустрии туризма. Она включает разные посреднические операции. Турагентства реализует билеты на все виды транспорта, бронирует места в отелях и иной базе размещения, сдает автомобили в аренду, заказывает экскурсии, оформляет выездные документы, осуществляет страхование туристов, производит обмен валюты, выдает дисконтные карточки, продает туристскую литературу и сувениры, производит обработку фотопленок и т. д. Кроме отдельных туристских услуг, турагент реализует полные, комплексные их пакеты — туры. Среди перечисленных операций особо следует выделить продажу авиабилетов.
Классификация предприятий:
Форма собственности (государственная, муниципальная, частная, долевая) Характер продукта (товары, работы, услуги) Организационно-правовая форма Размер Характер охвата рынка (региональные, национальные, международные) Состав предприятия (один или несколько заводов, несколько предприятий) Характер конкурентной стратегии и др.
В типологии туристических агентств можно применить критерий относительно организационно-правовой формы деятельности предприятия, которая дает возможность выделить:
— предприятия индивидуальной собственности;
— союзы или общества, в том числе личные и имущественные;
— государственные
— смещенное частое и государственное
— с участием иностранного капитала Эту деятельность сравнительно просто начать. Она не требует крупных инвестиций и высокой квалификации. Вместе с тем легкость, с которой происходит выход на рынок, часто оказывается обманчивой, и турагентства терпят крах из-за плохих управленческих навыков и недостаточных ресурсов.
По разным оценкам, в мире насчитывается от 20—30 до 70 тыс. турагентств. Точно установить их количество очень трудно, поскольку дефиниции и терминология различаются по странам. Отсутствуют общепринятые критерии их отбора и в статистике. В одних случаях учитываются все действующие турагентства, в других — лишь прошедшие лицензирование.
В основной массе турагентства представляют собой небольшие компании с незначительным капиталом и ограниченным рынком. Они не в силах оказать сколько-нибудь заметное влияние ни на поставщиков, ни на поведение покупателей. Подавляющая их часть имеют одинаковые структуру и размер, предлагают сходные туристские продукты по примерно равным ценам.
Относились к малому бизнесу. В таких фирмах занято от трех до пяти человек. Это директор, агенты, принимающие клиентов, консультирующие их и осуществляющие продажу туристских услуг, а также секретари, выписывающие счета и выполняющие курьерскую работу. Крупные розничные туристские фирмы были и остаются по-прежнему малочисленными. Между тем они обеспечивают основной объем продаж. Турагенты — юридические или физические лица, занимающиеся продвижением и реализацией туристского продукта, — посредники Параметрами предприятия могут быть: количество работников, объем продаж, количество подразделений или служб, пунктов продажи или доля рынка По статистической классификации в основу деления туристических п предприятий по размеру положено количество работников, следовательно, выделяем:
— малые субъекты (трудоустроенных до б человек);
— средние субъекты (от 10 до 49 человек);
— крупные субъекты (более 49 работающих) Под турагентской деятельностью понимается деятельность по продвижению и реализации турпродукта, разработанного туроператором, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (турагентом), как правило, на основании лицензии. В практике туристской деятельности различаются туроператоры и турагенты, работающие на прием туристов или их отправку. Прием и отправка могут осуществляться по отношению, как к внутренним, так и к международным туристам. При проведении путешествий и экскурсий возникает потребность в услугах руководителя группы (турменеджера), экскурсовода или гида-переводчика. Под их услугами понимается деятельность профессионально подготовленного физического лица по ознакомлению туристов в ходе проведения путешествия, поездки, экскурсии с туристскими ресурсами в месте пребывания.
Турагентство — предприятие сферы туризма, занимающееся продажей туров, организованных различными туроператорами, а также отдельных услуг непосредственно туристам.
Турагент предоставляет потребителю подготовленные туроператором туры по договору возмездного оказания услуг. Договор возмездного оказания туристских услуг основной юридический документ, отражающий условия, сроки, обязательства, ответственность и другие существенные условия, добровольно принятые на себя сторонами в связи с куплей-продажей пакета туристских услуг. Турагент предоставляет потребителю подготовленные туроператором туры по договору возмездного оказания услуг. Договор возмездного оказания туристских услуг основной юридический документ, отражающий условия, сроки, обязательства, ответст-венность и другие существенные условия, добровольно принятые на себя сторонами в связи с куплей-продажей пакета туристских услуг.
Агентское соглашение, лимитирующее права и обязанности той или иной стороны, может вызвать некоторые затруднения в отношениях агента и фирмы, так как в условиях современного рынка фирма и агент не всегда имеют возможность выполнять безукоризненно все пункты договора. Во время низкого сезона фирма ищет новые рынки сбыта (потребителя), во время высокого сезона агент ищет продукт (производителя) независимо от договорных отношений. Поэтому для многих агентов на данном этапе предпочтительнее заключать агентские соглашения без каких-либо ограничений. Но и агентское соглашение имеет свои негативные моменты. Агенту удобнее работать с одним оператором по нескольким направлениям, но, к сожалению, не все предлагаемые программы соответствуют ожидаемому качеству по цене. Возможно, данный вид отношений между операторами и агентами поможет рынку определить действительно профессиональных операторов на том или ином направлении.
Федеральный Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ» определил, что отношения между туроператором и лицами, сотрудничающими с ним при формировании и продвижении тура должны основываться на договорных нормах. При этом законодатель однозначно не определил вид договора, заключаемого туроператором со своими партнерами. Гражданский Кодекс РФ, в зависимости от характера обязанностей возлагаемых на агентов туроператора, предусматривает несколько возможных вариантов договоров:
1. Договор поручения
2. Договор комиссии
3. Агентский договор
4. Договор коммерческой концессии Выбор операторами именно агентского договора обусловлен наибольшей мобильностью данного договора по сравнению с комиссией или поручением. Выступая турагентом в отношениях с туроператором, туристская фирма в большинстве случаев не участвует в разработке существенных условий договора. В этом случае все виды договоров приобретают характер договора присоединения.
Турагенты так же не участвуют в выборе вида договора между турагентом и туроператором. Туроператоры в большинстве случаев не развивают отношения с агентами, которые не желают заключать предложенный ими договор или предлагают свою версию агентского соглашения. Это обусловлено тем, что превалирующее число туроператоров при составлении соглашений стремятся ограничить свою ответственность перед туристами, переложив ее на турагентов. К сожалению, часть турагентов так же ведет себя некорректно по отношению к операторам, не выполняя условия, подписанного ими соглашения, например, в части выплаты компенсации оператору за отказ от забронированного тура.
В современный период развития науки и техники заключение договора между агентами и операторами может происходить и без личного знакомства сторон при помощи факсимильной связи и интернет технологий.
В связи с чем, говорить об участии агента в выработке существенных условий становится, по меньшей мере, бессмысленно. Получая рекламную информацию для агентов и два экземпляра агентского соглашения от оператора, агент может только, руководствуясь принципом свободы договора, принять решение о заключении договора либо нет.
Если туроператором является иностранное юридическое лицо, то при заключении договора турагенты должны учитывать, что в стране туроператора существует свое национальное право, отличное от российского права. В связи с этим желательно не только ознакомится с договором, присланным по факсу на иностранном языке, но и исследовать особенности ответственности туроператоров и турагентов в стране партнера.
В повседневной практике иногда бывает трудно определить четкое различие между туроператором и турагентом, так как оба вида фирм могут решать сходные задачи. Конечно, туристская организация может быть одновременно и турагентом, и туроператором. Например, фирма разрабатывает маршруты как туроператор и продает их туристам и другим агентствам, в то же время эта же фирма как турагент приобретает туры у других фирм и продает их туристам.
Обычно отношения между туроператором и турагентом строятся по одной из трех правовых моделей:
как договор поручения, по которому туроператор (доверитель), расположенный за рубежом, поручает российскому (белорусскому) турагенту (поверенному) заключить от имени доверителя договоры с потребителями;
как договор комиссии, когда в роли комитента выступает зарубежный туроператор, а в роли комиссионера — отечественный турагент. С точки зрения валютного законодательства, туристы имеют возможность оплатить стоимость услуг туроператора как непосредственно за рубежом, так и при заключении договора с турагентством;
как договор купли-продажи имущественных прав (туристского продукта). В такого рода договорах определяются: права и обязанности сторон, система взаиморасчетов, формы контроля за деятельностью, условия продвижения туристского продукта на рынок, в частности, организации рекламы оговариваются условия продажи туристского продукта степень ответственности сторон при претензиях и др.
В целях защиты интересов и прав туристов в России подчинили лицензированию и стандартизации турагентскую и туроператорскую деятельность, а также объекты туристической индустрии. Понятие туристической деятельности подразумевает турагентскую и туроператорскую деятельность, либо другую деятельность, связанную с организацией путешествий.
Туристские агентства могут иметь разнообразные формы:
чисто туристские агентства по продаже туров, сформированных туроператорами, на условиях комиссионного вознаграждения; транспортно-туристские агентства по организации транстуров. Здесь возникают перспективы для создания совместных предприятий с транспортными организациями:
авиационно-транзитными предприятиями, авиакомпаниями, железными дорогами. Вариантом взаимодействия с перевозчиками также являются агентские соглашения по реализации транспортных билетов турагентства (бюро реализации) при туроператоре, реализующие в основном собственные продукты, но продающие и приобретенные туры. Наиболее крупные туроператоры не работают с частными клиентами, осуществляя продажу своих туров через агентскую сеть.
С точки зрения специализации турагентства могут быть многопрофильными (наиболее распространены), осуществляющими комплексное обслуживание любых видов клиентов, включая отпускников, командированных и группы. Существуют также и специализированные турагентства, наиболее распространенными из которых являются коммерческие турагентства, специализирующиеся на организации деловых поездок для крупных компаний, включая конгрессное обслуживание, а также агентства, специализирующиеся на поездках на отдых. Именно последние, как правило, предлагают наиболее широкий выбор туров, круизов и пакетных поездок на курорты, в популярные места отдыха и развлечений все турагентские компании можно разделить на три категории: сетевые, независимые и уполномоченные.
Сетевыми называются те турагентства, которые входят в единую сеть, которая работает по всей стране. Они предпочитают заключать соглашения с несколькими туристическими операторами, минуя посредников, и реализуют только их путевки. Туроператоры, в свою очередь, выплачивают своим уполномоченным турфирмам небольшой процент с каждой сделки. Уполномоченные турагентства — создаются туроператором для продажи преимущественно туров самого туроператора.
Независимые компании. Так называются агентства, которые сотрудничают с множеством разных операторов. Они, в отличие от сетевых компаний, не связаны обязательством лишь с несколькими операторами, а потому имеют возможность выбора лучших предложений.
Глава 2 Анализ рынка турагентов России
2.1 Состояние рынка турагентов в России Современный туристический бизнес в России за последние десять лет совершил поистине огромный скачок в своем развитии. Начиная с конца перестройки, российские турфирмы начали набирать обороты, пока кризис 1998 года не оставил на рынке лишь самых стойких игроков. Но за последние годы ситуация снова изменилась в сторону перенасыщения рынка туристическими агентствами.
За год в российской столице открывается до ста новых турагентств, но только менее 30% из них «доживают» до своего трехлетия. Подобная привлекательность обуславливается относительно небольшими инвестициями, минимальным количеством персонала (от четырех-пяти человек) и кажущейся простотой задачи. Однако бизнес в этой отрасли сопровождается достаточным количеством рисков, способных разорить инвестора. В настоящее время в России туристский бизнес развивается с преимущественной ориентацией на выезд. Большинство действующих в России туристических фирм предпочитают заниматься отправкой своих сограждан заграницу.
Туристические агентства также делятся на две основных категории, но по другому признаку:
— независимые туристические агентства (70% от общего количества турфирм);
— сетевые туристические агентства — точки продаж, объединенные общим брендом, рекламно-маркетинговой политикой, технологией работы и др. (см. рис. 2).
Рис. 2. Доля независимых и сетевых турагентств на российском рынке туристических услуг Сегодня на рынке туристических услуг наблюдается тенденция сокращения количества независимых туристических агентств. Стремительно увеличивается доля рынка, принадлежащая туристическим сетям. Сетевые туристические агентства обладают преимуществом перед независимыми туристическими агентствами.
Основными из них являются:
— единая торговая марка (бренд);
— единая маркетинговая политика;
— передовая технология в туризме;
— общая рекламная политика;
— консолидированная закупочная и ценовая политика;
— единое информационное пространство;
— уникальная идея.
Франчайзинговые сети — это наиболее цивилизованная форма работы туристических агентств. На российском розничном туристическом рынке доля таких сетей имеет тенденцию к росту. Такая модель развития туристического бизнеса доказала свою состоятельность и большой потенциал. В Российской Федерации реально существовали 2 сетевых бренда: «Куда.ру» и «Магазин горящих путевок», в каждой из которых было около 100 фирм-франчайзи. Сегодня эти фирмы объединены.
«Магазин Горячих Путевок» стал первой франчайзинговой сетью на рынке продажи туров. Несмотря на скептические оценки проекта многими владельцами турагентств и туроператорами, затея первопроходцев оказалась исключительно успешной. Уже к 2004;му году сеть состояла из 186 турагентств более чем в ста городах России, а количество клиентов достигло 220 тыс. человек (выехавших за границу через московский авиаузел). По экспертным оценкам, оборот всей сети составлял на тот момент более $ 130 млн.
Существует еще несколько небольших сетей в них число участников порядка 10 фирм (Гринекс, ВКО Клаб, Эконом тур). Эти сети являются скорее материнскими, чем франчайзинговыми.
Также следует отметить сеть агентств «Велл», которая организована собственниками «Магазина Горящих Путевок». Дело в том, что каждая франшиза «Магазина Горящих Путевок» была рассчитана на 700 тысяч жителей. Количество свободных франшиз подошло к концу, а продавать франшизы было необходимо — ведь деньги туроператору приносят его турфирмы.
Также свою франшизу продает старый советский бренд «Интурист». Но большинству потенциальных франчайзи не нравится то, что предлагает известнейшая в советское время, но практически утратившая свой имидж, туристическая империя.
Сейчас рынок туристических услуг переполнен. Цены, в принципе, у всех одинаковы с точностью до 5−10%. Новых идей не наблюдается, секретов не осталось. Работать все умеют, скидки у туроператора получить может каждый. А конкуренция растет. Поэтому стали появляться франшизы для действующих турагентств, которые просто увеличивают их привлекательность. Например, одна из таких — «Царское путешествие» — играет на чувствах потребителей и позволяет выделиться среди подобных себе.
Несомненно, потребность в создании туристических франчайзинговых сетей в Российской Федерации сейчас актуальна. Большинство руководителей мелких и средних туристических фирм пытаются разрешить одни и те же однотипные проблемы, разрешить, которые, в одиночку практически невозможно. Главная из них — эффективная технология привлечения клиентов, так как не секрет, что туристических фирм сейчас в РФ очень много и на этом рынке большая конкуренция
2.2 Перспективы развития российского туристического рынка С ростом благосостояния россиян растет и туристический рынок. По оценкам специалистов, объемы продаж в туризме уже вернулись к докризисному уровню. В крупных городах все больше таких представителей среднего класса, которые выезжают в короткие туры по 2−3 раза в год.
В настоящее время в России туристский бизнес развивается с преимущественной ориентацией на выезд. Большинство действующих в России туристических фирм предпочитают заниматься отправкой своих сограждан за границу.
Российская Федерация обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом. На ее территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, культурные, общественные и спортивные события. Во многих регионах представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов и комплексов, пользующихся большой популярностью у российских и иностранных туристов. Дальнейшее развитие указанных объектов и комплексов невозможно без создания необходимой обеспечивающей инфраструктуры.
Наличие разнообразных туристско-рекреационных ресурсов страны позволяет развивать практически все виды туризма, в том числе рекреационный (пляжный), культурно-познавательный, деловой, активный, оздоровительный и экологический туризм, а также морские и речные круизы, сельский туризм и др.
Важнейшим конкурентным преимуществом туристской отрасли Российской Федерации является историко-культурное наследие. На поездки с культурно-познавательными целями приходится около 20 процентов внутреннего туристского потока. Центральный и Северо-Западный федеральные округа — это центр культурно-познавательного туризма страны. В 2009 году количество туристов, совершивших путешествия с культурно-познавательными целями, составило порядка 5,64 млн. человек. Большие потенциальные возможности для развития культурно-познавательного туризма есть в отдельных регионах Южного, Приволжского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Основным сдерживающим фактором для указанного вида туризма является неудовлетворительное состояние дорожно-транспортной и другой туристской инфраструктуры большинства перспективных с точки зрения культурно-познавательного туризма регионов. Развитие такого вида туризма позволит привлечь дополнительно более 6 млн. российских и иностранных туристов.
Развитие делового туризма (бизнес-туризм, конгресс-туризм и др.) представляет особый интерес для России. В настоящее время около 70 процентов общего объема поездок с деловыми целями приходится на Центральный и Северо-Западный федеральные округа. В то же время стабильно растет деловая активность в других федеральных округах. Строительство новых и модернизация существующих предприятий в различных отраслях экономики, а также увеличение доли на российском рынке иностранных компаний будут определять дальнейший рост делового туризма в большинстве городов-мегаполисов, что потребует строительства современных бизнеси конгресс-центров, а также увеличения выставочных площадей. Развитие указанного вида туризма позволит привлечь дополнительно более 5 млн. человек.
В России существует большой потенциал для развития различных видов активного туризма — горнолыжного, пешеходного, водного, горного, парусного, конного, велотуризма, экстремального туризма и др. В то время как некоторые регионы Южного, Северо-Кавказского, Уральского, Сибирского, Приволжского и Дальневосточного федеральных округов в настоящее время уже являются крупными горнолыжными курортами, другие — обладают большими перспективами с точки зрения развития активного туризма. Растущий спрос на активный отдых позволяет прогнозировать дальнейшее интенсивное развитие горнолыжного и других видов активного туризма. Потенциальное увеличение количества туристов, увлекающихся такими видами отдыха, оценивается в 2,5 млн. человек.
Оздоровительный туризм пользуется традиционно высоким спросом в России и является наиболее значимым для сохранения здоровья, повышения уровня и качества жизни граждан. Традиционные оздоровительные методики поддерживаются в ряде регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, известных своими уникальными природно-климатическими ресурсами. Перспективными для развития этого вида туризма также являются регионы Приволжского федерального округа. Природные оздоровительные ресурсы страны потенциально могут привлечь дополнительно более 2 млн. туристов.
Богатое природное наследие, разнообразие флоры и фауны представляют уникальные возможности для развития экологического туризма в России. В настоящее время его доля в общей структуре российского туристского рынка незначительна (около 1 процента). Серьезным ограничением для развития указанного вида туризма является высокая чувствительность многих экосистем Российской Федерации к антропогенным воздействиям. Основные регионы развития экологического туризма в России сосредоточены в Дальневосточном, Приволжском, Уральском, Северо-Западном, Северо-Кавказском и Южном федеральных округах. Большой потенциал имеют регионы Центрального и Сибирского федеральных округов. При создании и улучшении условий для развития экологического туризма в перспективных регионах (в том числе обеспечение новых привлекательных маршрутов соответствующей туристской инфраструктурой) и соблюдении требований к охране окружающей среды это направление туризма может обеспечить дополнительный туристский поток свыше 0,3 млн. человек.
Одним из наиболее популярных и динамично развивающихся видов путешествий являются морские и речные круизы. По водным акваториям страны курсируют более 100 теплоходов вместимостью 150 — 300 человек. Круизный туризм в большей степени развит в Центральном, Северо-Западном, Приволжском и Южном федеральных округах. Перспективными регионами для развития круизного туризма являются Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. Рынок круизов неразрывно связан с культурно-познавательным туризмом. Круизный туризм всегда был и остается востребованным как среди иностранных, так и среди российских туристов. Вместе с тем его рост в настоящее время ограничивается проблемами изношенности судов и инфраструктуры причальных сооружений, а также наличием участков на внутренних водных путях, где проход судов круизного класса затруднен. Развитие такого вида туризма позволит привлечь дополнительно 1 млн. российских и иностранных путешественников.
В силу своего географического положения Россия не является и не может стать страной массового въезда туристов с целью традиционного летнего пляжного отдыха. Тем не менее, культурно-исторический, природный потенциал страны огромен. Грамотно построенная маркетинговая стратегия России, сосредоточенная на ключевых направляющих туристских рынках, позволит сделать въездной туризм наиболее доходной составляющей всей туристской сферы. В то же время в международном рейтинге конкурентоспособности стран в туристском секторе, опубликованном Всемирным экономическим форумом в марте 2009 года, Россия заняла лишь 59 место из 133 стран, при этом природные богатства нашей страны оцениваются на 5 месте, а объекты культурного наследия — на 9.
Таким образом, при решении ключевых проблем отрасли и создании благоприятных условий для ее развития потенциально к 2020 году Российская Федерация может войти в первую десятку стран — самых популярных направлений туризма.
Глава3. Разработка тура и программы сбыта на рынок туруслуг
3.1 Турагенства города Нижнего Новгорода На территории Нижнего Новгорода находиться множество турфирм. Для правильного выявление (форм, деятельности и количество персонала) мы создадим таблицу. В которой мы рассмотри Автозаводские турфирм (табл.3)
Таблица 3
Турагентства Нижнего Новгорода
Турагенства Автозаводского района | По форме собственности | По кол-ву человек | По форме деят-ти | По виду деят-ти | ||||||||
ООО | ЗАО | ОАО | ИП | до 3 | 3−5 | 5−20 | Уполном. | Независ. | ТО | ТА | ||
Гольфстрим | ||||||||||||
Москва-Тур-НН | ||||||||||||
Ветер перемен | ||||||||||||
Абсолют Трэвэл | ||||||||||||
Нели-Тур | ||||||||||||
Дилижанс | ||||||||||||
Элит-Трэвел | ||||||||||||
Драйв-НН | ||||||||||||
Росинка | ||||||||||||
Меридиан-НН | ||||||||||||
Спутник уполномоченное агентство | ||||||||||||
Волжский Дом Путешествий | ||||||||||||
Компаньера, бюро путешествий | ||||||||||||
Время путешествий | ||||||||||||
Волна-Тур | ||||||||||||
Коралл-Тур | ||||||||||||
А-Тур | ||||||||||||
Солнечный мир | ||||||||||||
Тур НН, туристический клуб | ||||||||||||
Люкс Тур | ||||||||||||
PEGAS touristik | ||||||||||||
Safari | ||||||||||||
Звёздный тур | ||||||||||||
Триэл-Тур | ||||||||||||
ОриоНН-тур | ||||||||||||
АБСОЛЮТ-тур | ||||||||||||
туристический рынок туруслуга В ходе анализа, форм собственности туристических предприятий Автозаводского района мы видим, что самой распространенной формой является Общество с ограниченной ответственностью. Из заявленных 26 фирм имеют в штате максимум до 3 человек — 13, от 3−5 человек — 7 фирм, а остальные 6 от 5 и более человек. Из всего числа турфирм только одно (агентство Спутник) является уполномоченным, все остальные имеют статус независимого. По виду деятельности, только 1 тур предприятия PEGAS touristik являются туроператором.
Но все же, в предпринимательской деятельности в сфере туризма наиболее часто встречается совмещение функций туроператора и турагента в одной туристической организации. Например, в нашем случае ТК Триэл-Тур, Дилижанс и Нели-Тур предлагают сформированные ими туры по России, выступая как туроператор. В то же время они реализуют туры в Финляндию, Испанию, Грецию и т. д. сформированные другим туроператором, выступая как турагент.
3.2Роль турагентов на рынке туруслуг В секторе туризма ключевым звеном в цепи посредников, доводящих туристский продукт до конечного потребителя, является турагент. Через него производится реализация подавляющей части туристских поездок, прежде всего за рубеж. Практика свидетельствует, что придумать и разработать интересный маршрут путешествия очень просто, гораздо сложнее найти потребителя.
В условиях высокой насыщенности рынка сходными предложениями, острой конкурентной борьбы и ограниченной покупательной способности населения на турагентов ложится самая трудная задача — привлечь клиента и уговорить его поехать именно в данный тур, а уже затем заключить с ним договор, получить деньги, оформить паспорт, визы, билет, выдать ваучер, отправить в поездку и вернуть домой в целости и невредимости, а на заключительном этапе, может быть, получить от него благодарность.
Турагентство дает полное и широкое освещение возможностей отдыха и путешествий по всем имеющимся турам, курортам, туристическим центрам и т. д. продвижение этой информации с помощью рекламы; организация продажи туристического продукта в соответствии с современными методами торговли, а также используя специфику и особенности туристического бизнеса.
Турагент добавляет к приобретаемому туру проезд туристов от места проживания до первого и до последнего пункта размещения согласно маршруту и обратно.
Под турагентсткой деятельностью, в соответствии с Законом «Об основах туристской деятельности в РФ», понимается деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Существенная разница между туроператором и турагентом состоит в том, что турагент не участвует в формировании тура, а покупает его у туроператора готовым к реализации или реализует его по поручению туроператора.
Заключение
Система туристских предприятий Нижнего Новгорода представляет собой сбор частных фирм, количество и качество деятельности которых меняется непрерывно и весьма спонтанно.
Пока туризм остается самоокупаемой системой, которая приносит доход региональному и федеральному бюджету. Всего в Нижнем Новгороде действует до 1000 тур предприятий различной специализации и уровня.
Точное количество этих предприятий в городе неизвестно никому; это в первую очередь относится к турагентским фирмам, поскольку часть из них не лицензируется, часть по каким-то причинам прекращает свою деятельность (иногда такое прекращение носит уголовный характер).
Подведя итоги работы, мы можем с уверенностью сказать, что турагентский бизнес в Нижнем Новгороде постепенно растет, только в Автозаводском районе зарегистрировано более 26.
В большинстве они все независимые, а не уполномоченные.
По форме они в основном — Общества с ограниченной ответственностью. По количеству персонала в основном малочисленные до 3 человек.
Но все же, в предпринимательской деятельности в сфере туризма наиболее часто встречается совмещение функций туроператора и турагента в одной туристической организации. Например, в нашем случае ТК Триэл-Тур, Дилижанс и Нели-Тур предлагают сформированные ими туры по России, выступая как туроператор. В то же время они реализуют туры в Финляндию, Испанию, Грецию и т. д. сформированные другим туроператором, выступая как турагент. В начале формирования туристской сферы организующиеся турфирмы декларировали операторскую и агентскую деятельность, поскольку оформить их можно было одной лицензией. Теперь введено раздельное лицензирование туроператоров и турагентов, причем туроператоры получают лицензию в департаменте туризма в Москве, а турагенты регистрируют свою деятельность в городском Комитете по туризму.
До введения такой системы лицензирования количество операторов намного превышало количество турагентских фирм. При этом следует иметь в виду, что операторская деятельность доступна только крупным фирмам, обладающим необходимым количеством финансовых средств; остальные «туроператоры» — это в основном перекупщики турпродукта у отечественных и зарубежных фирм.
Обе функции турагентства находятся под исторической угрозой: вскоре их будет получить проще и дешевле без турагента. Зачастую турист знает больше тур агента, или, по крайней мере, может за полчаса узнать все по интересующему его направлению. Степень доверия к знаниям от турагентов-продавцов будет снижаться, а от сайтов с высокими траст-рейтингами — наоборот, повышаться. Потребность обращаться к турагенту за консультацией для большинства туристов просто отпадет.
1.Закон ФР № 32 «Об основах туристической деятельности РФ"от 15 августа 1996 г (в ред. ФЗ от 10.01.2003,22.08.2004,05.02.07,28.06.09)
2. ГОСТ Р 54 600—2011 «Туристские услуги УСЛУГИ ТУРАГЕНТСТВ Общие требования»
3. Вахмистров В. П., Вахмистрова С. И. «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТУРИЗМА» Изд-во Михайлова В. А., 2005
4.Гуляев В. Г «Организация туристической деятельности» издательство МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА. Город Москва 2009 год.
5.Дурович А. П «Организация туризма»: учебное пособие Минск Новое здание, 2003 год.
6. Зорин И. В., Квартальнов В. А. «Туризм как вид деятельности» Учебник. М.: Финансы и статистика. 2005.
7. В. А. Квартальнов Часть первая «ТУРИЗМ — ФЕНОМЕН XX ВЕКА» М.: Финансы и статистика, 2002.
8. Косолапов А. Б. «Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности» издательство КноРус 2011 год.
9.Сухов Р. И «Организация работы туристического агентства «-М:ИКЦ «МарТ»; Ростов 2005 год Интернет-ресурсы
10.Офицальный сайт федерального агентства по туризму Российской Федeрации Режим доступа: http:// www.russiatourism.ru
11.Российский союз туриндустрии. Режим доступа: http://www.rata.ru, свободный.
12. Турфирмы Нижегородской области, Нижнего Новгорода http:// www. tour-info.ru
13.Чудновский А. Д, Жукова М. А, Сенин B.C. «Управление индустрией туризма» МОСКВА 2005
Приложение, А Схемы размещение турфирм по районам города Автозаводский район Канавинский район
Московский район Сормовский район
Ленинский район Приокский район
Советский район Нижегородский район