Эффективность предприятия
Одной из важнейших задач по повышению конкурентоспособности предприятия является техническое перевооружение производства. В настоящее время уровень как физического, так и морального износа основных средств достаточно высок, что сдерживает развитие современных технологий и не позволяет выдержать высокую конкуренцию на рынке поставщиков производимой продукции. Это привело к устойчивой тенденции… Читать ещё >
Эффективность предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Введение
1. Теоретические основы сравнительного анализа эффективности предприятия и методология его проведения
2. Сравнительный анализ эффективности ОАО «Интеграл» в электронной отрасли
2.1 ОАО «Интеграл» как субъект хозяйствования
2.2 Основные финансово-экономические показатели деятельности ОАО «Интеграл»
2.3 Сравнительная оценка эффективности ОАО «Интеграл» в отрасли
3. Пути повышения конкурентоспособности ОАО «Интеграл»
Заключение
Список использованных источников Приложения Введение Темой настоящей курсовой работы является: «Сравнительный анализ эффективности предприятия в отрасли (на примере ОАО „Интеграл“)». Сравнительный анализ предприятий в отрасли проводится на основе оценки их конкурентоспособности.
Под конкурентоспособностью понимается текущее положение предприятия на рынке (в первую очередь, занимаемая доля рынка — объем продаж в сопоставлении с общими по рынку и объемами продаж предприятий-конкурентов) и тенденции его изменения.
Понятно, что конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов эффективности ведения бизнеса компании, которые являются преимуществами по сравнению с конкурентами. К ним могут относиться: эффективность системы продаж (маркетинговой и сбытовой инфраструктуры); уровень цен на реализуемую продукцию, зависящий от себестоимости производства и реализации продукции предприятия; качественные характеристики производимой продукции и ряд других.
Целью настоящей работы является изучение хозяйственной деятельности ОАО «Интеграл», сравнительный анализ с конкурирующими в микроэлектронной отрасли предприятиями, а именно с ОАО «Ангстрем» и ОАО «НИИМЭ И Микрон», а также разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности ОАО «Интеграл» .
Достижение цели работы производится с помощью решения следующих задач:
— теоретическое определение понятия сравнительного анализа предприятий отрасли;
— разработка методологии сравнительного анализа, определение ключевых показателей деятельности предприятий;
— характеристика деятельности ОАО «Интеграл» ;
— определение фирм-конкурентов, функционирующих в микроэлектронной отрасли, их характеристика;
— сравнительный анализ ОАО «Интеграл» в отрасли;
— рассмотрение путей повышения конкурентоспособности ОАО «Интеграл» .
Теоретической основой данной курсовой работы являются труды белорусских и зарубежных авторов в области рассмотрения конкурентоспособности: Щиборщ К. В., Савицкая В. Л., Попова И. Н. и др.
Структурно работа состоит из введения, трех разделов с подразделами, заключения, списка использованных источников.
1. Теоретические основы сравнительного анализа эффективности предприятия и методология его проведения Сравнительный анализ эффективности стал одним из основополагающих принципов деятельности компании, позволив сформировать единую конкурентную корпоративную культуру. Производственные издержки были снижены, а прибыли возросли.
Использование сравнительного анализа дает возможность понять уязвимые и рациональные стороны деятельности компании в сравнении с конкурентами и мировыми лидерами в аналогичной области. Это позволяет найти незаполненные рыночные ниши, выйти на вероятных партнеров по производственно-технической кооперации и выяснить преимущества слияния компаний.
Благодаря сравнительному анализу осуществляется индикативное планирование в средне- (2−3 года) и долгосрочной (3−5 лет) перспективах. Планирование на среднеи долгосрочную перспективы на практике оправдано по удельным показателям, ставящим перед предприятием задачу выйти на тот или иной рубеж производительности труда, доходности капитала, фондоотдачи и т. д. Вместе с тем, при определении уровня подобного рода необходимо иметь базу для сравнения.
Соответственно, строятся инвестиционные программы, планируется численность персонала, намечаются источники привлечения капитала и т. д. Таким образом, основным следствием сравнительного анализа эффективности выступает информация, закладываемая в стратегические планы компании. На практике предприятия подвергают анализу важные для успеха показатели.
Цели сравнительного анализа состоят в следующем:
— определение конкурентоспособности компании и ее слабых сторон;
— осознание необходимости изменений;
— отбор идей по кардинальному улучшению бизнес-процессов;
— выявление наилучших приемов работы для компаний данного типа;
— разработка инновационных подходов к совершенствованию бизнес-процессов;
— содействие постановке «протяженных» целевых показателей качества работы, значительно превосходящих текущие;
— разработка новых приемов повышения качества предоставляемых услуг и эффективности работы;
— переориентация корпоративной культуры и ментальности.
Методология сравнительного анализа эффективности предполагает выбор объекта для сравнения и системы сопоставляемых показателей. В качестве объекта может выступать как реальная компания данной отрасли (подотрасли), например ближайший конкурент, так и некая гипотетическая, воплощающая либо среднеотраслевые показатели, либо наилучшие достижения отрасли.
Сравнительный анализ финансовых и технологических коэффициентов даже близких по профилю компаний может дать не вполне корректный результат из-за отличий в номенклатуре изделий и, как следствие, в себестоимости единицы продукции, расходах сырья, энергии, фондоемкости, прибыли на активы (долгосрочные, суммарные) и т. д.
Очевидную важность для анализа конкретной фирмы представляет выбор группы компаний для сравнения. Состав этой группы должен быть «похожим» по набору товаров и услуг такому же составу покупателей. Это необходимо для того, чтобы показатели эффективности имели реальный смысл. В противном случае «наиболее передовой опыт» может оказаться недостижимой или не имеющей смысла задачей для некоторых членов группы сопоставляемых компаний.
В данной курсовой работе для проведения сравнительного анализа будет сделан анализ конкурентоспособности на основании ключевых показателей деятельности предприятия.
Для оценки результатов деятельности предприятия рассчитываются показатели рентабельности, которые характеризуют способность предприятия эффективно использовать затраченные средства.
Информация о показателях рентабельности приведена в таблице 1.
Таблица 1 — Показатели рентабельности
Наименование показателя | Характеристика | Формула расчета | |
Рентабельность продаж | Показывает, сколько прибыли содержится в каждом рубле выручки. | ||
Чистая рентабельность | Показывает объем выручки на единицу продаж. | ||
Рентабельность активов | Характеризует степень эффективности использования имущества организации, профессиональную квалификацию менеджмента предприятия. Данный показатель называют нормой прибыли. | ||
Рентабельность затрат | Показывает сколько предприятие (организация) имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. | ||
Также важнейшей характеристикой текущего положения организации является ее способность своевременно рассчитываться по своим обязательствам (ликвидность). Информация о показателях приведена в таблице 2:
Таблица 2 — Показатели оценки ликвидности
Наименование показателя | Характеристика | Формула расчета | |
Коэффициент текущей ликвидности (К1) | Характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами (текущими активами) для ведения хозяйственной деятельности и достаточность средств для своевременного погашения своих краткосрочных обязательств. | ||
Коэффициент абсолютной ликвидности (Кабсл) | Показывает способность предприятия исполнить свои срочные обязательства за счет денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, т. е. при его расчете учитываются только те активы, которые могут быть легко и быстро превращены в наличные деньги. | ||
Коэффициент быстрой ликвидности () | Показывает, насколько быстро компания способна погасить краткосрочные обязательства оборотными активами. Для расчета берутся активы исключительно с высокой и средней ликвидностью. | ||
Наличие собственных средств, их соотношение с заемными средствами, определяют финансовую устойчивость предприятия. К категории показателей финансовой независимости относятся показатели, которые отражают способность предприятия стабильно финансировать хозяйственную деятельность и своевременно погашать свои обязательства.
Основные показатели финансовой устойчивости рассмотрены в таблице 3.
Таблица 3 — Показатели финансовой устойчивости
Наименование показателя | Характеристика | Формула расчета | |
Коэффициент автономности (). | Характеризует долю собств. капитала организации в общей сумме средств, авансированных в ее деятельность, и показывает, насколько предприятие независимо от кредиторов. | ||
Коэффициент концентрации привлеченных средств () | Показывает долю привлеченных средств в общей сумме средств, авансируемых в деятельность организации. | ||
Коэффициент финансовой устойчивости (К фу) | Используется для общей оценки уровня финансовой устойчивости. | ||
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (Кобесп. СОС) | Характеризует степень обеспеченности хозяйственной деятельности организации собственными оборотными средствами, необходимыми для ее финансовой устойчивости. | ||
Также целесообразно для сравнительного анализа предприятий, функционирующих в одной отрасли, использовать перечень показателей, предложенный И. М. Костиным и Х. А. Фасхиевым:
— объем продаж за период;
— объем продаж на одного работника;
— чистая прибыль;
— доля рынка по основной продукции Российской Федерации;
— доля экспортной продукции в общем объеме выпуска;
— число выпускаемых моделей и модификаций продукции;
— фондоотдача;
— количество стран, в которые поставляется продукция;
— рентабельность производства;
— затраты на 1 руб. товарной продукции;
— годовой темп прироста реализации;
— уровень рекламаций по основной продукции;
— износ активной части основных фондов;
— доля НИОКР в общем объеме продаж;
— доля работников с высшим и средним специальным образованием;
— отношение объема продаж к критическому объему выпуска.
В таблице 4 представлены формулы, используемые для расчета данных показателей:
Таблица 4 — Основные показатели эффективности функционирования предприятия
Показатель | Характеристика | Расчетная формула | |
Объем продаж на одного работника () | Один из показателей производительности труда. | ||
Фондоотдача () | Показывает, какова общая отдача от использования каждого рубля, вложенного в основные средства, т. е. насколько эффективно это вложение средств. | ||
Рентабельность производства ( | Характеризует экономическую эффективность бизнеса или его подразделения. | ||
Затраты на 1 руб. товарной продукции ( | Характеризует долю себестоимости в составе оптовой цены продукции. | ||
Следующим шагом сравнительного анализа предприятий выступает нахождение интегрированного показателя конкурентоспособности на основе экспертных оценок. Данный метод включает определение весового показателя степени важности факторов, используемых для анализа, при помощи их попарного сравнения. Далее проводится бальная оценка показателей по десятибалльной шкале, от худшего — «1 балл», до лучшего «10 баллов», при этом, чем хуже качественное содержание показателя, тем ниже балл (1−10).
Последним шагом является вычисление интегральных оценок, используя средневзвешенный метод, по формуле:
(1)
где Q — интегрированный показатель конкурентоспособности;
m — количество факторов;
M — бальная оценка фактора;
В — весовой показатель степени важности фактора.
Предложенный метод расчета интегрального показателя конкурентоспособности имеет один недостаток — экспертная оценка при установлении весового показателя степени важности факторов.
2. Сравнительный анализ эффективности ОАО «Интеграл» в электронной отрасли
2.1 ОАО «Интеграл» как субъект хозяйствования ОАО «Интеграл» является одним из крупнейших научно-производственных комплексов на территории СНГ и Восточной Европы, специализирующихся в области микроэлектроники и ее применений. По общепринятой мировой классификации организация относится к классу IDM (Integrated Device Manufacture) — организаций, которые реализуют весь комплекс работ, включающий проектирование, производство, маркетинг и сопровождение конечных изделий у потребителя по широкой номенклатуре микроэлектронных изделий и законченных товаров (медицинские приборы, электронные табло, блоки управления бытовой, промышленной, автомобильной и сельскохозяйственной).
Предприятие было основано в 1963 году и начало свою деятельность с выпуска точечных и сплавных диодов. Во время существования СССР «Интеграл» был известен как крупнейшее предприятие Министерства электронной промышленности, выпускавшее широкую номенклатуру полупроводниковых приборов и интегральных микросхем, включая микросхемы сверхбольшой степени интеграции (СБИС), персональные компьютеры, телефоны, блоки для телевизионных приемников, оборудование для банков и торговли, товары культурно бытового и хозяйственного назначения.
В настоящее время в его состав входит 7 филиалов и 2 специализированных конструкторских бюро:
— Филиал «Завод полупроводниковых приборов» (Минск), включая научно-исследовательский проектный центр «Белмикросистемы» — проектирует и производит интегральные схемы, жидкокристаллические индикаторы, фотошаблоны, оснастку, хозяйственные товары, эпитаксиальные структуры; разрабатывает технологии и технологические процессы, программное обеспечение;
— Филиал «Транзистор» (Минск) — производит транзисторы, интегральные схемы, диоды, диодные матрицы, варикапы, MOSFET, кремниевые пластины, эпитаксиальные структурны, кремниевую оснастку;
— Филиал «Электроника» (Минск) — производит электронные часы, калькуляторы, аналоговые и цифровые телефоны, приборы для медицины и контроля за здоровьем, электронные счетчики расхода воды и тепла, электронные пластиковые карты и средства их обработки;
— Филиал «Цветотрон» (Брест) — производит импульсные диоды, стабилитроны, печатные платы, электронные часы, электронные блоки для комбайнов и тракторов, бытовые сварочные трансформаторы;
— Филиал «Камертон» (Пинск) — производит кремниевые пластины, электронные и механические часы, измерители артериального давления, шагомеры, электронные игры, спецтехнологическое оборудование;
— Филиал «Электромодуль» (Молодечно) — производит силовые полупроводниковые диоды и выпрямительные блоки.
— РУП «СКБ Немига» (Минск) — разрабатывает электронные пластиковые карты и средства их обработки, жидкокристаллические индикаторы и панели, электронные часы, медицинские приборы, микропроцессорные блоки управления бытовой техникой, пускорегулирующую аппаратуру для люминесцентных ламп;
— УП «СКБ Запад» (Брест) — разрабатывает диоды, электронные часы, электронные приборы для диагностической аппаратуры и сельскохозяйственной техники.
ОАО «Интеграл» располагает широкой номенклатурой выпускаемой продукции, что позволяет удовлетворять потребности потребителей в полном объеме. Всего выпускается более 2200 типов интегральных микросхем, 800 типов дискретных полупроводниковых приборов, 200 типов жидкокристаллических индикаторов и 80 наименований изделий электронной техники для медицины и контроля здоровья, банковской сферы, торговли, сельского хозяйства и др. На предприятии разрабатываются и изготавливаются новейшие микроэлектронные компоненты для отечественных и зарубежных производителей бытовой и промышленной электроники, а также специальной аппаратуры, работающей в экстремальных условиях.
Выпускаемая продукция успешно применяются в космической электронике, изделиях специального и двойного назначения, бытовой технике, изделиях связи и телекоммуникаций, в промышленной автоматике, электроприводах, источниках питания, электронных средствах идентификации и доступа, платежных системах, автоэлектронике, системах управления устройствами в зерноуборочных комбайнах и навесных агрегатах сельхозтехники и др.
Цели и принципы работы предприятия на протяжении более пятидесяти лет остаются неизменными — быть надежным партнером для своих потребителей и образцовым поставщиком высококачественной продукции.
Основным рынком сбыта ОАО «Интеграл» является Россия, куда экспортируется около 80% продукции, преимущественно это продукция специального назначения, которая используется на предприятиях военно-промышленного комплекса, в частности, при производстве зенитно-ракетных комплексов, стратегических видов вооружений, а также при производстве ракетно-космической техники. Около 18% продукции идет в страны Юго-Восточной Азии (Китай, Южная Корея, Индия). Также экспорт продукции осуществляется в небольших объемах в Англию, Францию, Словению, Бразилию, ЮАР, Сингапур, на Тайвань.
Организационная структура управления ОАО «Интеграл» является линейно-функциональной, т. к. прослеживается четкое разделение труда по функциональным областям (маркетинг и организация сбыта, экономика и финансы, производство, персонал), внутри которых прослеживается линейная структура подчиненности (см. ПРИЛОЖЕНИЕ А).
Предприятие является самостоятельным субъектом с правами юридического лица. Управление предприятием осуществляется в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, уставами предприятия и объединения на основе сочетания прав и интересов трудового коллектива и собственника. Предприятие самостоятельно определяет структуру управления, устанавливает штаты и затраты на управление. Предприятие возглавляется руководителем, которым является Генеральный директор ОАО «Интеграл». С 2009 года данную должность занимает Солодуха Виталий Александрович. В его непосредственном подчинении находятся заместители по: маркетингу, электронике, коммерческим вопросам, экономике и финансам, производству, развитию, работе с персоналом, а также технический директор. Помощниками генерального директора являются: генеральный менеджер по науке и развитию и помощник по общим вопросам. Для оперативного управления ОАО «Интеграл» за каждым заместителем генерального директора закреплены конкретные структурные подразделения. Принятие решений о координации действий всех служб проводится на регулярных оперативных совещаниях с участием генерального директора.
Важнейшим средством формирования высокоэффективной системы управления предприятием является организационное проектирование, что позволяет повысить экономичность и эффективность системы управления, обеспечить повышение качества управленческих решений, ускорить темпы роста и эффективности производства. Ведется постоянный поиск оптимальной структуры организации и управления.
Организационная структура предприятия представляет форму динамичной сети, основными чертами которой являются структурная и техническая гибкость, социальная адаптивность и готовность к изменениям, взаимная зависимость функций и ресурсов, доступность и эффективность каналов коммуникаций.
На предприятии действует система управления окружающей средой — это часть системы административного управления организации, используемая для разработки и осуществления экологической политики и управления еe экологическими аспектами.
В условиях деятельности организации одним из приоритетных направлений является охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, направленная на выполнение Концепции государственной политики Республики Беларусь. В создании эффективной СУОС принимают участие все работники организации. Девиз экологической политики: «Охрана окружающей среды обеспечивается усилиями всех работников предприятия. Упущение одного может привести к нулевому результату усилий коллектива» .
Природоохранная деятельность организации направлена на создание благоприятных для работы условий труда, внедрение малоотходных технологических процессов, минимизацию техногенного воздействия на окружающую среду.
2.2 Основные финансово-экономические показатели деятельности ОАО «Интеграл»
Доходность, т. е. прибыльность организации, может быть оценена при помощи как абсолютных, так и относительных показателей. Абсолютные показатели выражают прибыль, и измеряются в стоимостном выражении, т. е. в рублях. Относительные показатели характеризуют рентабельность и измеряются в процентах или в виде коэффициентов. Показатели рентабельности в гораздо меньшей мере находятся под влиянием инфляции, чем величины прибыли, поскольку они выражаются различными соотношениями прибыли и авансированных средств (капитала), либо прибыли и произведенных расходов (затрат). Источником информации при анализе прибыли является Отчет о прибылях и убытках за 2012 г., 2013 г. и 2014 г.
В таблице 5 отражены основные показатели деятельности ОАО «Интеграл» за 2012;2014 гг.:
Таблица 5 — Основные финансово-экономические показатели деятельности ОАО «Интеграл» за 2012;2014гг.
Показатель | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | Темп прироста, % | ||
2012 г. к 2011 г. | 2013 г. к 2011 г. | |||||
Основные средства, млн руб. | 6,8 | 21,3 | ||||
Выручка, млн руб. | 12,4 | 13,2 | ||||
Себестоимость, млн руб. | 13,2 | 16,9 | ||||
Валовая прибыль, млн руб. | 10,9 | 6,8 | ||||
Прибыль от реализации, млн руб. | — 16,2 | 5,0 | ||||
Чистая прибыль, млн руб. | 68 791 | 134,3 | ||||
Среднесписочная численность работающих, чел. | — 2,6 | — 4,0 | ||||
Рентабельность реализованной продукции, % | 34,2 | 25,4 | 22,8 | — 25,7 | — 10,2 | |
Рентабельность продаж, % | 21,7 | 16,2 | 15,0 | — 25,3 | — 7,4 | |
Коэффициент текущей ликвидности | 1,04 | 1,04 | 1,14 | 10,0 | ||
Коэффициент абсолютной ликвидности | 0,06 | 0,03 | 0,05 | — 50,0 | 66,7 | |
Как видно из таблицы 5, основные финансово-экономические показатели деятельности ОАО «Интеграл» находятся на высоком уровне и имеют тенденцию к росту. Прибыль предприятия в 2014 г. составила 186 271 млн руб., а выручка — 1 241 599 млн руб.
Стоит отметить, что наблюдается постепенное сокращение численности персонала на предприятии на протяжении 2012;2014 гг.
Проведем анализ структуры прибыли ОАО «Интеграл» на основании таблицы 6:
Таблица 6 — Состав и структура прибыли ОАО «Интеграл» 2012;2014 гг., млн р.
Показатель | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | Темп прироста, % | ||
2012 г. к 2011 г. | 2012 г. к 2011 г. | |||||
Выручка | 12,4 | 13,2 | ||||
Валовая прибыль | 10,9 | 6,8 | ||||
Прибыль от реализации | — 16,2 | 5,0 | ||||
Прибыль от текущей деятельности | 194 553 | — 35,6 | 7,7 | |||
Прибыль от инвестиционной, финансовой и иной деятельности | — 191 509 | — 94 706 | — 62 049 | 50,5 | 34,5 | |
Прибыль до налогообложения | 3 044 | 901,7 | 138,7 | |||
Налог на прибыль | 2 146 | — 82,2 | 75,9 | |||
Чистая прибыль | 68 791 | 134,3 | ||||
эффективность предприятие экономический конкурентоспособность В структуре прибыли ОАО «Интеграл» наибольший удельный вес занимает прибыль от реализации продукции. Причем значение данного показателя значительно превосходит значение прибыли до налогообложения. Например, в 2014 г. прибыль от реализации продукции составила 186 271 млн руб., а совокупная прибыль — 72 781 млн руб. Такая большая разбежка образуется в результате того, что предприятие несет большие убытки от финансовой деятельности.
Прибыль от инвестиционной деятельности занимает значительное место в структуре прибыли предприятия. В 2014 г. ее удельный в прибыли составил 16,4%.
На протяжении рассматриваемого периода расходы от финансовой деятельности значительно превышают доходы от финансовой деятельности предприятия. Так, в 2014 г. убытки от финансовой деятельности составили 99 162 млн руб., однако существует тенденция к их снижению.
Показатели рентабельности отражают соотношение прибыли организации и факторов, которые являются предпосылками ее возникновения. Значение при этом имеет не столько величина показателей рентабельности, сколько их динамика и соответствие среднеотраслевым показателям. Только с помощью сравнения можно установить относительную величину прибыльности субъекта предпринимательской деятельности.
Проведем анализ показателей рентабельности финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Интеграл» на основании данных таблицы 7:
Таблица 7 — Динамика показателей рентабельности ОАО «Интеграл» за 2012;2014 гг.
Наименование показателей | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | Отклонение, +/; | ||
2013 г. к 2012 г. | 2014 г. к 2011 г. | |||||
Рентабельность реализованной продукции, % | 34,21 | 25,44 | 22,83 | — 8,8 | — 2,6 | |
Рентабельность продаж, % | 21,70 | 16,25 | 15,08 | — 5,5 | — 1,2 | |
Рентабельность затрат, % | 0,49 | 4,35 | 8,90 | 3,86 | 4,55 | |
Рентабельность основных средств, % | 0,6 | 2,23 | 4,31 | 2,17 | 2,08 | |
Рентабельность активов, % | 0,04 | 1,18 | 2,59 | 1,14 | 1,41 | |
Как видно из таблицы 7, большинство показателей рентабельности находятся на низком уровне, однако имеют тенденцию к росту.
Рентабельность реализованной продукции и рентабельность продаж на протяжении 2012;2014 гг. уменьшались, что говорит о том, что темпы роста затрат превышают темпы роста выручки предприятия.
Среди причин низкой рентабельности финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Интеграл» можно отметить следующие: значительный моральный и физический износ основных фондов; низкие объемы инвестиций; неэффективная структура себестоимости; недостаточный уровень производительности труда и др.
2.3 Сравнительная оценка эффективности ОАО «Интеграл» в отрасли Сравнительный анализ предприятий, функционирующих в одной отрасли, позволяет оценить то, насколько конкурентоспособно каждое из них, а также разработать рекомендации по увеличению эффективности их деятельности.
Поскольку в микроэлектронной отрасли Республики Беларусь на данный момент нет предприятий, которые были бы схожи с ОАО «Интеграл» по масштабу бизнеса, номенклатуре выпускаемых изделий и производственному процессу, то сравнительный анализ будет проводиться с предприятиями Российской Федерации, которые являются непосредственными конкурентами белорусского производителя микроэлектронных компонентов на российском и мировом рынках.
Рассмотрение в качестве аналогов ОАО «Интеграл» именно российских предприятий целесообразно по следующим причинам:
— 80% производимой на ОАО «Интеграл» продукции экспортируется в Российскую Федерацию;
— доля ОАО «Интеграл» на российском рынке составляет 15−20%.
Микроэлектронная промышленность России на сегодняшний день представлена более чем 1800 организациями, занятыми разработкой и производством электронного оборудования, а также приборов промышленного, военного, бытового и иного назначения. Среди этих организаций наиболее схожими с ОАО «Интеграл» по организационной структуре, сферам деятельности и составу производимой продукции являются ОАО «НИИМЭ и Микрон» и ОАО «Ангстрем» .
" Микрон" — крупнейший в России и СНГ производитель и экспортер микроэлектроники, входит в отраслевой холдинг ОАО «РТИ» (АФК «Система»). Головная компания группы — ОАО «НИИМЭ и Микрон» является технологическим лидером российской полупроводниковой отрасли и входит в пятерку ведущих микроэлектронных предприятий Европы. ОАО «НИИМЭ и Микрон» занимается научными исследованиями, разработкой, производством и реализацией интегральных микросхем, в том числе на экспорт. В группе компаний «Микрон» выстроена полная производственная цепочка от разработки чипа до выпуска конечного продукта, что позволяет самостоятельно производить целый спектр высокотехнологичных изделий, ориентированных на массовый рынок: интеллектуальные карты — смарт-карты, транспортные и другие RFID-карты (с использованием технологии радиочастотной идентификации), sim-карты, банковские карты с чипом, социальные карты и другие идентификационные документы, новые изделия для промышленной электроники.
Сегодня в России Микрон занимает лидирующие позиции на рынках Транспортных и RFID-карт, микросхем космического применения, SIM-карт, а также является крупнейшим российским экспортером микрочипов.
ОАО «НИИМЭ и Микрон» развивает собственный научно-исследовательский центр, в котором работают более 400 специалистов. Предприятие на постоянной основе сотрудничает с более чем 60 научными организациями — институтами РАН, государственными научными центрами Российской Федерации, техническими университетами, отраслевыми научно-исследовательскими институтами, Национальным транспортным университетом и центрами проектирования.
" Микрон" создал и поддерживает кафедру «Субмикронная технология СБИС» в Национальном исследовательском университете «МИЭТ» и кафедру «Микро и наноэлектроники» в Московском физико-техническом институте (ГУ), где готовит специалистов высшей квалификации по актуальным и перспективным направлениям нанои микроэлектроники. Более 150 студентов ежегодно проходят производственную практику на предприятии.
ОАО «Ангстрем» является ведущим российским разработчиком и производителем продукции микроэлектроники, в том числе, специального применения и телекоммуникационного оборудования.
Компания обладает значительными научными, технологическими и производственными ресурсами, позволяющими проводить работы, удовлетворяющие требованиям широкого спектра российских и зарубежных потребителей.
Предприятие имеет серийное оборудование и технологии, позволяющие разрабатывать и производить изделия различного класса сложности на пластинах ш150 мм. Это, в первую очередь, сверхбольшие интегральные схемы, реализованные на базовом матричном кристалле, схемы памяти, схемы стандартной логики (весь ряд по напряжению питания и быстродействию), микроконтроллеры и операционные усилители, приборы для силовой электроники и МЭМС.
Предприятие единственное в России и СНГ выпускает радиационно-стойкую ЭКБ, как на объемном кремнии в многовыводных многоуровневых металлокерамических корпусах, так и на структурах КНС.
В таблице 8 дана характеристика производственных мощностей предприятий, а также проектные нормы, которые используются в процессе производства.
Таблица 8 — Характеристика производственных мощностей ОАО «Интеграл», ОАО «Ангстрем» и ОАО «НИИМЭ и Микрон» за 2014 г.
Предприятие | Уровень технологии, мкм | Производственные мощности, пластин в месяц | Продукция | |
ОАО «Ангстрем» | 1,2−0,8 | 4 тыс. пл/мес., 100 мм | МП, МК, СнК, логика, память, АЦП, ОУ, RFID, интерфейс, драйверы, датчики, силовая электроника, МЭМС и др. | |
1,2−0,6 | 8 тыс. пл/мес., 150 мм | |||
0,5−0,35 | 4 тыс. пл/мес., 200 мм | |||
ОАО «НИИМЭ и Микрон» | 0,18 0,13−0,09 | 1,5 тыс.пл./мес., Ш200 мм | БИС для смарт-карт с электронным интерфейсом, логика, память, конверторы, ПЛИС, БИС РЧИ и др. | |
1,0−0,8 | 8,5 тыс.пл./мес., Ш150 мм | |||
ОАО «Интеграл» | 1,2−3.0 | 40 тыс. пл./мес., 100 мм | БИС, СБИС, микроконтроллеры, драйверы, ИМС периферийных устройств, стандартные цифровые логические ИМС, ЖКИ, информационные табло и системы и др. | |
0,8−1,2 | 10 тыс. пл./мес., Ш150 мм | |||
0,5−0,35 | 1 тыс. пл./мес., Ш200 мм | |||
Проведем сравнительный анализ предприятий на основе сравнения их финансово-экономических показателей за 2014 г. В таблице 9 представлены показатели эффективности деятельности рассматриваемых предприятий:
Таблица 9 — Показатели эффективности деятельности ОАО «Интеграл», ОАО «Ангстрем» и ОАО «НИИМЭ и Микрон» за 2014 г.
Показатель | ОАО «Интеграл» | ОАО «Ангстрем» | ОАО «НИИ и Микрон» | |
Основные средства | ||||
Объем продаж, млн | ||||
Себестоимость, млн | ||||
Прибыль от реализации, млн | — 10 000 | |||
Чистая прибыль | 68 791 | — 370 356 | ||
Среднесписочная численность персонала | ||||
Рентабельность производства, % | 22,87 | — 1,89 | — 9,25 | |
Коэффициент текущей ликвидности | 1,14 | 0,45 | 2,06 | |
Коэффициент абсолютной ликвидности | 0,05 | 0,01 | 0,04 | |
Фондоотдача | 0,77 | 0,55 | 1,11 | |
Из таблицы 9 видно, что наилучшие показатели эффективности у ОАО «НИИМЭ и Микрон». Предприятие лидирует по таким важнейшим абсолютным показателям, как стоимость основных средств, объем продаж, чистая прибыль и так далее.
Однако абсолютная оценка деятельности предприятия не может в полном объеме реально определить эффективность осуществления хозяйственной деятельности, и реальное положение дел может открыться лишь при рассмотрении относительных показателей эффективности.
Проведем сравнительный анализ показателей рентабельности предприятий на основании данных таблицы 10.
Таблица 10 — Показатели рентабельности ОАО «Интеграл», ОАО «Ангстрем» и ОАО «НИИМЭ и Микрон» за 2014 г.
Показатель | ОАО «Интеграл» | ОАО «Ангстрем» | ОАО «НИИ и Микрон» | |
Рентабельность продаж, % | 15,80 | — 1,91 | 9,11 | |
Чистая рентабельность, % | 5,54 | — 70,61 | 11,99 | |
Рентабельность активов, % | 2,59 | — 20,67 | 4,49 | |
Рентабельность затрат, % | 8,90 | — 78,95 | 14,05 | |
Примечание — Источник: собственная разработка Таким образом, самая высокая прибыльность среди рассмотренных предприятий наблюдается у ОАО «НИИМЭ и Микрон». Это предприятие наиболее рационально использует имеющиеся в его распоряжении материальные, трудовые и денежные ресурсы. ОАО «Интеграл» находится на втором месте по величине данного показателя. А вот отрицательные значения показателей рентабельности ОАО «Ангстрем» свидетельствуют о наличии проблем ведении бизнеса и наличии убытков.
Далее проведем анализ платежеспособности предприятий на основе коэффициентов текущей, быстрой и абсолютной ликвидности. Данные для анализа приведены в таблице 11.
Таблица 11 — Показатели платежеспособности ОАО «Интеграл», ОАО «Ангстрем» и ОАО «НИИМЭ и Микрон» за 2014 г.
Показатель | ОАО «Интеграл» | ОАО «Ангстрем» | ОАО «НИИ и Микрон» | Оптимальное значение | |
Коэффициент текущей ликвидности | 1,14 | 0,45 | 2,06 | 1,5−2,5 | |
Коэффициент быстрой ликвидности | 0,38 | 0,06 | 0,38 | 0,7−1 | |
Коэффициент абсолютной ликвидности | 0,05 | 0,01 | 0,04 | 0,2−0,5 | |
Из таблицы 11 видно, самой высокой платежеспособности обладают ОАО «Интеграл» и ОАО «НИИМЭ и Микрон», однако и у этих предприятий не все показатели соответствуют оптимальным значениям.
Низкий показатель текущей ликвидности у ОАО «Интеграл» и ОАО «Ангстрем» свидетельствует о трудностях в покрытии текущих обязательств.
Значение показателя быстрой ликвидности у всех предприятий находится на неудовлетворительном уровне, что создает риск потери инвесторов, а также риск отказа в кредитовании.
Та же ситуация наблюдается и с коэффициентом абсолютной ликвидности. Предприятия не в состоянии оплатить текущие обязательства при помощи денежных средств всех видов, а также средств, полученных от реализации ценных бумаг.
При помощи показателей финансовой устойчивости определим степень зависимости предприятий от внешних источников финансирования, а также способность исполнять свои обязательства. Данные для анализа находятся в таблице 12.
Таблица 12 — Показатели финансовой устойчивости ОАО «Интеграл», ОАО «Ангстрем» и ОАО «НИИМЭ и Микрон» за 2014 г.
Показатель | ОАО «Интеграл» | ОАО «Ангстрем» | ОАО «НИИ и Микрон» | |
Коэффициент автономности | 0,65 | 0,27 | 0,36 | |
Коэффициент концентрации привлеченных средств | 0,35 | 0,73 | 0,64 | |
Коэффициент финансовой устойчивости | 1,89 | 0,36 | 0,56 | |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами | 0,13 | — 2,00 | — 0,52 | |
На основании данных из таблицы 12 можно сделать вывод о том, что наиболее финансово устойчивым предприятием является ОАО «Интеграл». Высокие значения показателей объясняются большой долей собственного капитала в пассиве бухгалтерского баланса (65%). Аналогичный показатель у ОАО «Ангстрем» составляет 27%, у ОАО «НИИМЭ и Микрон» — 36%.
Проведем анализ показателей, предложенный И. М. Костиным и Х. А. Фасхиевым для сравнительного анализа предприятий:
— объем продаж за период;
— объем продаж на одного работника;
— чистая прибыль;
— доля рынка по основной продукции Российской Федерации;
— доля экспортной продукции в общем объеме выпуска;
— число выпускаемых моделей и модификаций продукции;
— фондоотдача;
— количество стран, в которые поставляется продукция;
— рентабельность производства;
— затраты на 1 руб. товарной продукции;
— годовой темп прироста реализации;
— уровень рекламаций по основной продукции;
— износ активной части основных фондов;
— доля НИОКР в общем объеме продаж;
— доля работников с высшим и средним специальным образованием;
отношение объема продаж к критическому объему выпуска.
Таблица 13 — Показатели эффективности деятельности ОАО «Интеграл», ОАО «Ангстрем» и ОАО «НИИМЭ и Микрон» за 2014 г.
Показатель | ОАО «Интеграл» | ОАО «Ангстрем» | ОАО «НИИ и Микрон» | |
Объем продаж, млн | ||||
Объем продаж на одного работника, млн/чел | ||||
Чистая прибыль | 68 791 | — 370 356 | ||
Рентабельность производства, % | 22,87 | — 1,89 | 9,25 | |
Доля рынка РФ, % | 17,5 | 17,5 | 22,5 | |
Доля экспортной продукции в общем объеме выпуска, % | ||||
Число выпускаемых моделей и модификаций продукции, шт. | ||||
Фондоотдача | 0,77 | 0,55 | 1,11 | |
Количество стран, в которые поставляется продукция | ||||
Затраты на 1 руб. товарной продукции, руб | 1,61 | 0,47 | 0,98 | |
Годовой темп прироста реализации, % | 13,21 | 33,02 | 7,04 | |
Износ активной части основных фондов, % | ||||
Доля НИОКР в общем объеме продаж, % | ||||
Отношение объема продаж к критическому объему выпуска | 1,00 | 0,22 | 0,92 | |
Доля работников с высшим и средним специальным образованием, % | ||||
Уровень рекламаций по основной продукции, % | 0,26 | 0,15 | 0,21 | |
В таблице 13 показаны показатели, которые характеризуют различные сферы хозяйственной деятельности предприятий.
Рентабельность производства служит показателем эффективности работы предприятия в целом. Самое высокое значение данного показателя у ОАО «Интеграл» (22,87%), а у ОАО «Микрон» данный показатель значительно ниже и составляет 9,25%. ОАО «Ангстрем» имеет отрицательную рентабельность производства (-1,89%) вследствие наличия убытков от реализации продукции. Это свидетельствует о проблемах в хозяйственной деятельности предприятия, в т. ч. о неэффективном использовании производственных фондов и высокой себестоимости выпускаемой продукции.
Фондоотдача показывает уровень эксплуатации основных средств и результативность их применения. Наибольшее значение этого показателя у ОАО «НИИМЭ и Микрон» (1,1), что свидетельствует о том, что этом на предприятии наиболее эффективно используются производственные мощности.
Затраты на 1 рубль товарной продукции дают представление о том, сколько копеек затрат, т. е. себестоимости, приходится на каждый рубль оптовой цены продукции. Значение данного показателя у ОАО «Интеграл» больше единицы (1.61 коп.), что свидетельствует об убыточности предприятия.
Наибольшую долю на рынке Российской Федерации занимает ОАО «НИИМЭ и Микрон» (20−25%), а ОАО «Интеграл» и ОАО «Ангстрем» занимают примерно одинаковые доли рынка равные 15−20%.
Одним из важнейших показателей деятельности предприятий, функционирующих в микроэлектронной отрасли является доля НИОКР в общем объеме продаж. Самое высокое значение этого показателя среди рассматриваемых предприятий у ОАО «Ангстрем» (44%). А в ОАО «Интеграл» и ОАО «НИИМЭ и Микрон» данный показатель равняется соответственно 27% и 20%.
Степень износа основных средств у всех предприятий находится на высоком уровне, что отрицательно влияет на эффективность их деятельности в целом.
Проведем анализ конкурентоспособности предприятий с помощью интегрированных показателей конкурентоспособности. Оценка будет производится на основании десяти наиболее значимых показателей, характеризующих деятельность предприятий. Данные показатели представлены в таблице 14.
Таблица 14 — Исходные данные для расчета интегральных показателей конкурентоспособности ОАО «Интеграл», ОАО «Ангстрем» и ОАО «НИИМЭ и Микрон» за 2014 г
Показатель | ОАО «Интеграл» | ОАО «Ангстрем» | ОАО «НИИМЭ и Микрон» | |
Чистая прибыль, млн | 68 791 | — 370 356 | ||
Рентабельность производства, % | 22,87 | — 1,89 | 9,25 | |
Доля рынка РФ, % | 17,5 | 17,5 | 22,5 | |
Доля экспортной продукции в общем объеме выпуска | ||||
Фондоотдача | 0,77 | 0,55 | 1,11 | |
Затраты на 1 руб. товарной продукции, руб | 1,61 | 0,47 | 0,98 | |
Износ активной части основных фондов, % | ||||
Доля НИОКР в общем объеме продаж, % | ||||
Объем продаж, млн | ||||
Число выпускаемых моделей и модификаций продукции, шт. | ||||
Для нахождения весового показателя степени важности каждого показателя используем метод парных сравнений. Элемент матрицы —, который принимает значения 2, в случае, когда имеет большее значение, чем, значение 1, когда параметры и имеют равную весомую категорию, значение 0, когда является менее важным по отношению к .
Для удобства анализа показателей, введем условные обозначения: a — чистая прибыль; b — рентабельность производства; c — доля рынка; d — доля экспортной продукции в общем объеме выпуска; e — фондоотдача; f — затраты на 1 руб. товарной продукции; g — износ активной части основных фондов, h — доля НИОКР в общем объеме продаж, k — объем продаж, l — Число выпускаемых моделей и модификаций продукции, — сумма баллов по каждому показателю. Результаты попарного сравнения запишем в таблицу.
Таблица 15 — Результаты попарного сравнения показателей эффективности деятельности предприятий
i/j | b | c | a | k | g | h | f | e | d | l | R | ||
b | |||||||||||||
c | |||||||||||||
a | |||||||||||||
k | |||||||||||||
g | |||||||||||||
h | |||||||||||||
f | |||||||||||||
e | |||||||||||||
d | |||||||||||||
l | |||||||||||||
Проводим проверку заполнения матрицы: порядок матрицы n=10, тогда очевидно =100, соответственно ?=100, матрица заполнена верно, так как =?. Определяем вес каждого показателя, по формуле = /n 2 и располагаем их по степени важности, рангу в таблице :
Таблица 16 — Расчет весового показателя степени важности факторов
Обозначение показателя | Расчет | Ранг | Наименование показателя | |
b | =19/100=0,19 | Рентабельность производства | ||
c | =17/100=0,17 | Доля рынка РФ | ||
a | =15/100=0,15 | Чистая прибыль | ||
k | =13/100=0,13 | Объем продаж | ||
g | =11/100=0,11 | Износ активной части основных фондов | ||
h | =9/100=0,09 | Доля НИОКР в общем объеме продаж | ||
f | =7/100=0,07 | Затраты на 1 руб. товарной продукции | ||
e | =5/100=0,05 | Фондоотдача | ||
d | =3/100=0,03 | Доля экспортной продукции в общем объеме выпуска | ||
l | =1/100=0,01 | Число выпускаемых моделей и модификаций продукции | ||
Даем бальную оценку рассматриваемых показателей по десятибалльной шкале, от худшего — «1 балл», до лучшего «10 баллов». Исходные данные для проведения бальной оценки показателей записываем в таблицу (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Б).
На основании таблицы выставим бальную оценку каждого показателя рассматриваемых предприятий. Данные занесем в таблицу 17:
Таблица 17 — Бальная оценка показателей эффективности предприятий
Показатель | Ранг | ОАО «Интеграл» | ОАО «Ангстрем» | ОАО «НИИМЭ и Микрон» | |
Рентабельность производства | |||||
Доля рынка РФ | |||||
Чистая прибыль | |||||
Объем продаж | |||||
Износ активной части основных фондов | |||||
Доля НИОКР в общем объеме продаж | |||||
Затраты на 1 руб. товарной продукции | |||||
Фондоотдача | |||||
Доля экспортной продукции в общем объеме выпуска | |||||
Число выпускаемых моделей и модификаций продукции | |||||
Используя формулу 1, проводим вычисления интегральной оценки конкурентоспособности по каждой организации:
ОАО «Интеграл»: Q=10Ч0,19+1Ч0,17+8Ч0,15+7Ч0,13+10Ч0,11+3Ч0,09+
+1Ч0,07+5Ч0,05+10Ч0,03+1Ч0,01=6,31
ОАО «Ангстрем»: Q=1Ч0,19+1Ч0,17+1Ч0,15+1Ч0,13+1Ч0,11+10Ч0,09+10Ч Ч0,07+5Ч0,05+1Ч0,03+3Ч0,01=2,46
ОАО «НИИМЭ и Микрон»: Q=5Ч0,19+10Ч0,17+10Ч0,15+10Ч0,13+10Ч Ч0,11+1Ч0,09+6Ч0,07+10Ч0,05+9Ч0,03+10Ч0,01=6,4
Таким образом, ОАО «Интеграл» находится на втором месте по величине интегрированного показателя конкурентоспособности после ОАО «НИИМЭ и Микрон» и занимает неплохую позицию на российском рынке микроэлектроники. Разница между лидером рынка и ОАО «Интеграл» небольшая, что говорит о том, что белорусский производитель электронных изделий надежно закрепился в отрасли и составляет достойную конкуренцию российским предприятиям. Наименьшую оценку получило ОАО «Ангстрем» (2,46), что свидетельствует о недостаточно эффективной хозяйственной деятельности данного предприятия.
Однако стоит учитывать тот факт, что данный метод оценки конкурентоспособности имеет свои недостатки, главный из которых — субъективность экспертной оценки при установлении весового показателя степени важности факторов.
Таким образом, анализ финансовых результатов предприятий и оценка конкурентоспособности на основе нахождения интегрированного показателя показали примерно одинаковые результаты. В отрасли на лидирующих позициях находятся две компании: ОАО «НИИМЭ и Микрон» и ОАО «Интеграл» .
3. Пути повышения конкурентоспособности ОАО «Интеграл»
В результате проведения сравнительного анализа ОАО «Интеграл» и других предприятий, функционирующих в электронной отрасли, можно сделать вывод о том, что ОАО «Интеграл» является конкурентоспособным на российском рынке, однако на мировом рынке его продукция недостаточно востребована вследствие существования более дешевых и высокотехнологичных аналогов.
В настоящее время главными целями ОАО «ИНТЕГРАЛ» являются:
— создание современного высокотехнологичного производства, способного в сжатые сроки создавать конкурентоспособную на внутреннем и мировом рынках ЭКБ и изделия электроники;
— укрепление позиций на имеющихся сегментах мирового рынка и рынка СНГ;
— завоевание новых секторов этих рынков.
Для достижения этих целей необходимо решить ряд организационных, научно-технических, технологических проблем, связанных с повышением конкурентоспособности производимой продукции Основными задачами ОАО «Интеграл» на данном этапе развития являются:
— техническое перевооружение и модернизация производства;
— освоение новых технологических опций на основе базового техпроцесса;
— разработка и освоение новых технологий;
— создание новой продукции, удовлетворяющей требованиям потребителей и соответствующей современным международным требованиям;
— максимальное удовлетворение современными изделиями микроэлектроники действующих и формируемых программ развития вооружений и военной техники в Республике Беларусь и Российской Федерации;
— увеличение объема экспорта продукции;
— реализация проектов импортозамещения, направленная на сокращение ввоза в Республику Беларусь импортной микроэлектронной компонентной базы;
— повышение технико-экономических показателей выпускаемой продукции;
— обеспечение устойчивого финансово-экономического состояния и др.
Одной из важнейших задач по повышению конкурентоспособности предприятия является техническое перевооружение производства. В настоящее время уровень как физического, так и морального износа основных средств достаточно высок, что сдерживает развитие современных технологий и не позволяет выдержать высокую конкуренцию на рынке поставщиков производимой продукции. Это привело к устойчивой тенденции отставания технологических возможностей для обеспечения технических и качественных характеристик требованиям потребителя, а также к уменьшению доли потребляемой продукции ОАО «Интеграл». Модернизация и реконструкция производства позволила бы предприятию производить более современную и качественную продукцию, а также снизить себестоимость за счет меньшего расхода материалов и энергетических ресурсов. Следствием этого может быть повышение конкурентоспособности предприятия и его продукции на внутренних и внешних рынках.
В качестве мероприятий по модернизации производства стоит предложить следующие:
— приобретение современного оборудования для эпитаксиального наращивания (4 установки PE2061 фирмы LPE, Италия), осаждения диэлектрических пленок для зашиты обратной стороны пластин (WJ999, фирмы Watkins-Johnson, США), химической обработки пластин;
— приобретение станка струнной резки;
— создание производства по новым для производства БиКДМОП и биполярным технологиям на пластинах 150 мм;
— создание новых чистых помещений класса 100, 1000;
— улучшение качества магистральных и спецтехнологических газов;
— создание новых инженерных систем, необходимых для расширения производства.
Реализация данных мероприятий позволит:
— увеличить производственные мощности по изделиям с использованием эпитаксиальных структур;
— расширить номенклатуру изделий за счет возможности изготовления толстых высокоомных эпитаксиальных пленок (изделия силовой электроники);
— обеспечить возможность изготовления диодов Шоттки и ряда биполярных изделий на пластинах диаметром 150 мм, увеличить объемы их продаж и получить дополнительную валютную выручку;
— повысить качество эпитаксиальных структур, конкурентоспособность выпускаемой продукции на мировом рынке и импортозамещение на внутреннем рынке.
Обновление номенклатуры и вывод на рынок новых изделий, а также придание традиционным изделиям дополнительных функций позволит предприятию значительно увеличить свою прибыль. При этом выпуск новых высокотехнологичных продуктов позволит занять новые ниши на рынке микроэлектроники, а также привлечь внимание целевой аудитории. При этом большое значение имеет сокращение сроков разработки освоения и производства новой продукции на предприятии.
Далее рассмотрим сегменты рынка, на которых ОАО «Интеграл» должен сконцентрировать свое внимание:
1) Промышленная и медицинская техника, автомобильная электроника.
Данный сегмент рынка представляется перспективным для ОАО «Интеграл» по следующим причинам:
— не требует в большинстве случаев использования «жестких» проектных норм (за исключением микроконтроллеров и схем памяти);
— является одним из наиболее активно развивающихся;
— элементная база может использоваться как в изделиях специального назначения, так и в бытовой технике;
— по отдельным самостоятельным направлениям (сегментам этого рынка) уже проводятся работы, а в ряде случаев получены первые образцы — это высоковольтные микросхемы для управления жидкокристаллическими и плазменными устройствами отображения информации, сверхбольшие интегральные схемы для тепловизионной и инфракрасной техники (охлаждаемые и неохлаждаемые микробалометры), а также сенсорные и MEMS-структуры.
2) Драйверы, стабилизаторы напряжения, периферийные большие интегральные схемы (БИС), дискретные приборы. Данный сегмент рынка не требует использования «жестких» норм, но необходима разработка новых конструктивно-технологических «ноу-хау» ;
3) RFID-изделия и «смарт» -карты.
Для изготовления микропроцессорного «ядра» карты требуются «жесткие» нормы, а также эти кристаллы имеет смысл продавать на рынке только в составе пластиковой карты (кредитной карты, пропуска, билета на транспорт, паспорта и т. д.). Поэтому для «простых» карточек необходимо организовать собственное производство, а для изготовления изделий с проектными нормами 0,18 мкм и ниже рекомендуется воспользоваться услугами «фаундри» зарубежных компаний (собственная разработка НТЦ «Белмикросистемы», изготовление — на зарубежной фабрике).
4) Изделия специального назначения.
Наращивание объемов продаж высокорентабельных изделий специального назначения для нужд предприятий военно-промышленного комплекса Российской Федерации позволит ОАО «Интеграл» значительно улучшить свое финансовое состояние.
Кроме этого необходимо проводить дальнейшее расширение номенклатуры данной категории изделий.
Основными направлениями работ по расширению номенклатуры изделий специального назначения на ОАО «Интеграл» :
— расширение номенклатуры и повышение информационной емкости интегральных микросхем памяти (ОЗУ, E2PROM, FLASH, FRAM однократно программируемые интегральные микросхемы);
— освоение комплекта радиационностойких программируемых логических интегральных схем;
— освоение комплекта интегральных микросхем на структурах кремний-на-изоляторе, устойчивых к специальным внешним воздействующим факторам;
— расширение номенклатуры интерфейсных интегральных микросхем.
Главное преимущество белорусских микросхем перед российскими, безоговорочно признаваемое потребителями военно-промышленного комплекса России и российскими конкурентами ОАО «Интеграл», это новые конструктивно-технологические решения, запатентованные даже в Российской Федерации, высокая надежность и работоспособность интегральных микросхем в условиях воздействия повышенной радиации, что исключительно важно для электронных систем управления космической техники, систем управления и обеспечения безопасности атомных электростанций.
На постсоветском пространстве ОАО «Интеграл» сегодня является единственным реально признанным серийным поставщиком таких изделий для атомной энергетики.
На основе микроэлектронной продукции ОАО «Интеграл» в Российской Федерации созданы и создаются новейшие образцы систем вооружений, такие, как системы стратегических вооружений «Тополь-М», «Булава», «Синева», зенитно-ракетный комплексы С-400, 500, истребители пятого поколения Су-35, Миг-35, вертолеты МИ-28, «Акула», «Аллигатор» (КА-50,52), подводные лодки четвертого поколения типа «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей» и др.
5) Интегральные микросборки приборов с зарядовой связью фокальной плоскости для космических аппаратов дистанционного зондирования земли, систем картографии и метеорологических наблюдений («Летающий электронный глаз»).
Рекомендуется наращивать производство данных изделий на ОАО «Интеграл», так как в мире не существует их аналогов.
6) Новые типы памяти, микросенсорика, оптоэлектроника.
Эти изделия являются менее инвестиционноемкими, и в состоянии обеспечить для ОАО «Интеграл» рентабельное производство и продажи на российском и мировом рынках.
Также для повышения конкурентоспособности ОАО «Интеграл» необходим перевод производства с Ш100мм на Ш 150 мм пластины. Это позволит увеличить съем годных с пластины, снизить материальные затраты и затраты энергии в пересчете на единицу продукции.
Таким образом, на предприятия имеется множество источников повышения конкурентоспособности, однако все они требуют серьезных инвестиционных вложений. Из этого следует то, что в настоящее время главной целью ОАО «Интеграл» является поиск инвестора, который смог бы профинансировать все вышеприведенные мероприятия.
Заключение
В настоящей курсовой работе рассмотрено понятие сравнительного анализа, его сущность и значительность. Наряду с этим выявлена необходимость проведения сравнительного анализа ОАО «Интеграл» и ОАО «Ангстрем», ОАО «НИИМЭ и Микрон», а также обоснованы основные показатели эффективности, с помощью которых была проведена оценка конкурентоспособности предприятий.
Сравнительный анализ был проведен на основании оценки абсолютных и относительных финансово-экономических показателей, а также при помощи нахождения интегрированного показателя конкурентоспособности. Однако не стоит полностью полагаться на результаты, так как у этих методов есть свои недостатки. При оценке финансовых показателей не было учтено их изменение во времени, а при расчете интегрированного показателя конкурентоспособности использовались экспертные оценки при определении весового показателя степени важности факторов.
Несмотря на это, полученные результаты вполне адекватно отражают ситуацию на российском рынке микроэлектроники. Наиболее конкурентоспособным предприятием из предложенных является ОАО «НИИМЭ и Микрон», ОАО «Интеграл» находится на втором месте, ОАО «Ангстрем» — на третьем.
В связи с тем, что в процессе проведения сравнительного анализа были выявлены недостатки в деятельности ОАО «Интеграл», в третьей главе данной курсовой работы предложен перечень мероприятий, реализация которых приведет к улучшению финансовых показателей ОАО «Интеграл», увеличению его конкурентоспособности на мировом рынке, и в частности на российском.
Среди предложенных мероприятий можно выделить следующие:
— техническое перевооружение и модернизация производства;
— разработка и освоение новых технологий;
— создание новой продукции, удовлетворяющей требованиям потребителей и соответствующей современным международным требованиям;
— повышение технико-экономических показателей выпускаемой продукции.
— поиск инвестора.
Таким образом, вопрос повышения конкурентоспособности ОАО «Интеграл» является актуальным для предприятия в настоящее время. Предприятию необходимо сконцентрировать все свои усилия на разработке новых высокотехнологичных изделий, улучшению имиджа компании, а также на поиске новых стратегических партнеров.
Список использованных источников
1 Щиборщ К. В. Сравнительный анализ конкурентоспособности и финансового состояния предприятий отрасли и/или региона/ К. В. Щиборщ// Маркетинг в России и за рубежом [Электронный ресурс]. — 2012. — № 2. — Режим доступа: http://www.cfin.ru/press/marketing/2012;5/12.shtml. - Дата доступа: 31.11.2015.
2 Ритвельдт Д. Сравнительный анализ эффективности предприятий как инструмент стратегического планирования/ Д. Ритвельдт, В. Качалин// Проблемы теории и практики управления [Электронный ресурс]. — 2011. — № 3. — Режим доступа: http://www.stplan.ru/articles/practice/benchmkg.htm. - Дата доступа: 31.11.2015.
3 Савицкая, В. Л. Анализ хозяйственной деятельности: учеб. / Г. В. Савицкая. — 2-е изд., испр. и доп. — Минск: РИПО, 2012. — 367 с.
4 Оценка конкурентоспособности предприятия// Энциклопедия экономиста [Электронный ресурс]. — 2013. — Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/ocenka-konkurentosposobnosti-predpriyatiya.html. — Дата доступа: 20.11.2015.
5 Попова И. Н. Методика определения интегрального показателя конкурентоспособности розничных торговых сетей/ И. Н. Попова, М. И. Зинцова// Науковедение [Электронный ресурс]. — 2015. — № 1. — Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/01EVN115.pdf. - Дата доступа: 31.11.2015.
6 ОАО «Интеграл» [Электронный ресурс]. — Минск, 2015. — Режим доступа: http://www.integral.by- Дата доступа: 20.11.2015
7 Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013 — 2025 годы: Государственная программа Российской Федерации 15 дек 2012 г. № 2396// Консультант плюс [Электронный ресурс]/ - Минск, 2015. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139 234 — Дата доступа: 20.11.2015
8 ОАО «НИИМЭ и Микрон» [Электронный ресурс]. — Минск, 2015. — Режим доступа: http://www.mikron.ru/- Дата доступа: 20.11.2015
9. ОАО «Ангстрем» [Электронный ресурс]. — Минск, 2015. — Режим доступа: http://www.angstrem.ru/- Дата доступа: 20.11.2015
10 Годовой отчет ОАО «Интеграл» за 2012;2014 гг. // Экономический отдел ОАО «Интеграл». — Минск, 2015.