Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Плавание как вид спорта

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В исходном положении руки вытянуты и соединены, ладони обращены вниз. Затем прямые руки начинают двигаться в стороны и вниз, одновременно ладони поворачиваются наружу, а кисти начинают разворачиваться перпендикулярно направлению движения пловца. Когда угол между поверхностью воды и руками составит примерно 17−25°, начинается эффективная часть рабочего движения. Здесь слегка согнутые в локтевых… Читать ещё >

Плавание как вид спорта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ВВЕДЕНИЕ

Плавание — вид спорта, заключающаяся в преодолении вплавь за наименьшее время различных дистанций. При этом в подводном положении по действующим ныне правилам разрешается проплыть не более 15 м после старта или поворота (в плавании брассом подобное ограничение сформулировано по-другому); скоростные виды подводного плавания относятся не к плаванию, а к подводному спорту.

В древности культ воды был у всех народов. Люди почитали богов, которые повелевали водами (Посейдон, Нептун).

Наиболее ранние изображения, на которых показаны люди плывущие способами, похожими на брасс и кроль, относятся к IV — II вв. до н.э. Очень ценилось искусство плавания. Каждый год в Гермионе в честь праздника, посвященному богу морей, а с 1300 г. на Играх, устраиваемых на Истме у святилища Посейдона раз в два года, всегда проводились соревнования по плаванью.

Историк Геродот описал подвиг греческого ныряльщика Сциллиса, который потопил в 479 г. до н. э. Персидский флот. В бурю, он подплыл к вражеским кораблям и перерезал держащие их якорные канаты из-за чего они разбились о скалы. Возвращаясь, герой плыл 4 км. и часто нырял, чтобы не быть замеченным персами. В честь подвига Сциллиса, его соотечественники поставили ему статую в Дельфах. Умение хорошо плавать очень почиталось и во времена Римской империи. Римские войска имели на кораблях специально подготовленные отряды, в задачу которых входили ремонт подводной части судов и морская разведка.

В средние века рыцарь на своем посвящении, должен был продемонстрировать своё умение плавать в броне. Первая любительская школа плаванья была основана в 1786 г. в Париже. В России подобное заведение впервые появилось в 1826 г. в Петербурге. Формирование правильного навыка плавания возможно в том случае, если тренер в процессе обучения школьников плаванию наиболее целесообразно использует законы взаимодействия человека с водной средой. За последние годы с помощью объективных методов исследований проведены экспериментальные работы для определения эффективных путей улучшения техники и методики обучения плаванию детей и подростков. Результаты этих исследований использованы в настоящей работе.

Плавание состоит из четырех разделов, которые получили название спортивного, игрового, прикладного и фигурного (художественного) плавания.

Спортивное плавание содержит различного характера соревнования по видам и дистанциям, определяемым специальными правилами. Соревнования проводятся в бассейнах стандартных размеров (25 и 50 м) на дистанциях от 50 до 1500 м, а также на открытых водоемах в виде проплывов на разные расстояния.

В соревнованиях применяются спортивные (правильные) способы

плавания, которые по сравнению с самобытными способами имеют большое преимущество в скорости.

Игровое плавание содержит разнообразные подвижные игры и развлечения в воде. Такое плавание используется, главным образом, при обучении и тренировке юных пловцов. Игры вызывают большие эмоции, повышают активность детей, способствуют появлению инициативы, воспитанию чувства товарищества и т. д.

Фигурное (художественное) плавание представляет собой различные комплексы движений, составленные из элементов хореографии с использованием акробатических и гимнастических комбинаций для построения различных фигур в воде. Фигурное плавание может быть групповым и сольным.

Прикладное плавание включает приемы спасания утопающего, ныряние в длину и в глубину, а также преодоление водных преград.

В нашей стране плаванием занимаются люди разных возрастов. Однако основная масса людей, изучающих способы плавания и принимающих участие в соревнованиях, — это дети.

Не менее велико оздоровительное значение плавания. Вода очищает кожу человека, способствует улучшению кожного дыхания и укреплению самой кожи. Она вызывает усиление деятельности различных внутренних органов: учащается дыхание, увеличивается частота сердечных сокращений, изменяется тонус периферических кровеносных сосудов, усиливается обмен веществ. Это объясняется тем, что вода по сравнению с воздухом имеет увеличенную теплопроводность и теплоемкость, а также значительную плотность, в результате чего теплоотдача и давление воды на поверхность тела человека резко возрастают.

Плавание способствует улучшению работы всех систем организма, и в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной. Во время интенсивного плавания частота сердечных сокращений юного пловца, находящегося в состоянии спортивной формы, может увеличиться в 4−5 раз и достигнуть 150−190 уд/мин.

При плавании любым способом спортсмен приспосабливает ритм дыхания к ритму движений: на каждый цикл движения он делает один энергичный вдох и один выдох в воду.

Плавание является таким физическим упражнением, которое способствует росту тела подростков, так как во время плавания человек находится в условиях частичной невесомости и в горизонтальном положении, вследствие чего позвоночник временно разгружается от обычных гравитационных нагрузок.

Плавание оказывает положительное влияние на состояние центральной нервной системы: устраняется излишняя возбудимость и раздражительность, появляется уверенность в своих силах. Это является следствием благотворного действия водной среды и физических упражнений на организм ребенка.

История развития плавания Плавание имеет необычайно давнюю историю. Находки археологов свидетельствуют о том, что умение плавать воспринималось как жизненно важное в Древнем Египте, Древней Индии, Древней Греции, Древнем Риме. Плавание использовалось и как средство активного отдыха, и как гигиеническая процедура, и в самых разных прикладных целях, включая хозяйственную деятельность на воде, преодоление всевозможных водных преград как в мирное время, так и в ходе военных действий.

В одном из музеев Турина, например, хранится барельеф с изображением плывущего человека. Движения пловца, запечатленные резцом древнего египетского скульптора, как две капли воды схожи с элементами современного брасса. А возраст этой исторической реликвии исчисляется в 3000 лет.

Известно, в частности, что среди специальных «плавательных команд» при саперных войсках русской армии впервой половине прошлого столетия регулярно проводились соревнования. Но подлинно спортивные соревнования по плаванию были проведены не так уж давно. А точнее — в 1877 году, в Англии. При утверждении программы 1 Олимпийских игр современности в числе других 9 видов спорта в нее было единодушно включено и плавание. Первый олимпийский турнир пловцов выглядел весьма скромно: участники соревновались в открытом водоеме без дорожек и стартовых тумб, а первенство оспаривали только мужчины и лишь в одном виде плавания — вольным стилем. Плавание оставалось привилегией мужчин и на последующих трех олимпиадах. Лишь в 1912 году в спор за олимпийские лавры включились и женщины. Популярной русской школой плавания, где была довольно широко поставлена спортивная работа, являлась Шуваловская школа, организованная в 1908 г. по инициативе В. В. Пескова на Суздальском озере в пригороде Петербурга — Шувалове. В Шуваловской школе плавания число членов и так называемых членов-соревнователей доходило в разные годы до 300−400 человек. Это были преимущественно учащиеся средних и высших учебных заведений, которые вместе с родителями (служащими и мелкими буржуа) выезжали из Петербурга летом на дачу в Шувалове. В этой школе осуществлялось обучение спортивным способам плавания и организовывались водные праздники и соревнования по плаванию, прыжкам в воду и водному поло, проводились испытания на магистра и кандидата плавания. Эта школа оказала значительное влияние на развитие плавания в дореволюционной России. В 1912 г. в Москве организуется «Московское общество любителей плавания» (МОЛП), которое проводило занятия не только летом, но и зимой (в Сандуновских банях). К началу первой мировой войны (1914 г.) плавание стало культивироваться также в Киеве, Чернигове, Баку, Батуми, Ростове-на-Дону, Феодосии, Севастополе, Харькове, Ярославле, Мариуполе, Ревеле, Риге, Самаре, Сестрорецке, Ораниенбауме и в других городах. Спортивное плавание в России в эти годы делало лишь первые шаги. Тренировки проводились в основном на открытой воде, и результаты пловцов были невысокими. Поэтому, участвуя в V Олимпийских играх в Стокгольме в 1912 г., русские пловцы не имели успеха. Первые крупные состязания по плаванию в России были проведены на русской олимпиаде в Киеве в 1913 г. Оли вошли в историю как первое первенство России по плаванию. В нем участвовало около 60 человек. Шуваловские пловцы заняли все первые места, хотя их результаты значительно отставали от достижений лучших спортсменов мира. Вторая русская олимпиада, в программу которой входило и плавание, состоялась в 1914 г. в Риге. На соревнования прибыло около 70 пловцов из Москвы, Петербурга, Киева и других городов. Из-за неподготовленности базы почти все иногородние пловцы отказались от участия в соревнованиях. Спортивные результаты по плаванию на этой олимпиаде также были невысокими.

В 1922 г. было образовано общество плавания «Дельфин», явившееся преемником традиций Шуваловской школы и ставшее вскоре своеобразным центром спортивного плавания в стране. Под руководством профсоюзных организаций начинается учебно-спортивная работа по плаванию. Открываются спортивные школы плавания, организуются соревнования. Например, с 1921 г. стали ежегодно проводиться крупные соревнования в Москве. Открытые в Москве и Петрограде институты физкультуры начали готовить преподавателей и тренеров по плаванию.

В 1928 г. в Москве состоялась Всесоюзная спартакиада, которая способствовала дальнейшему распространению и развитию плавания в нашей стране. В период 1926;1929 гг. советские спортсмены проводят свои первые международные соревнования по плаванию. Плавание развивается во всех советских республиках. В сравнительно короткий срок в нашей стране был заложен прочный фундамент развития массового плавания.

В 1941 г. Германия напала на нашу СССР. Развитие спорта, в том числе плавания, в стране затормозилось. Физкультурные организации перестроили свою работу в интересах фронта. В годы войны проводилась большая работа по военно-физической подготовке. Только в 1943 г. было обучено плаванию и переправам вплавь около 600 тыс. человек. В боевых операциях на море, при высадке десантов и переправах умение плавать и держаться на воде в обмундировании и с оружием способствовало победе русских солдат и спасению их жизней. Благодаря активной работе физкультурных организаций к 1948 г. был достигнут довоенный уровень количества занимающихся плавательным спортом в стране.

На протяжении нескольких после военных лет (до 1950;1951 гг.) советские пловцы не могли достигнуть довоенного уровня спортивного мастерства. Рекорды СССР обновлялись очень редко (преимущественно в плавании на боку) и в большинстве своем известными в 1939;1941 гг. пловцами. Важным актом в развитии спортивного плавания в стране явилось вступление в 1947 г. в члены Международной федерации плавания и развитие спортивных связей с пловцами зарубежных стран.

В Олимпийских играх 1952 г. впервые приняли участие советские пловцы.

В начале XX века появился новый стиль плавания, оказавшийся самым совершенным и быстрым из известных человеку способов плавания, внешне напоминавший движения ползущего человека и потому получивший название «кроль» — это слово в переводе с английского означает «ползти». Впервые такой стиль плавания продемонстрировал Ален Викхем, родившийся на Соломоновых островах в Тихом океане и научившийся так плавать у местных жителей. В дальнейшем первоначальная техника плавания кролем, вольным стилем — так называемый двухударный кроль, при котором на гребок каждой руки приходится одно движение ноги, — неоднократно совершенствовалась.

Техника плавание брасом Самым древним из способов спортивного плавания, конечно, является брасс. На заре спортивного плавания очень популярен был и оверарм — стиль плавания на боку. Оба этих стиля явились хорошей основой для создания более совершенных способов плавания, которые широко распространены в настоящее время. Так, например, в 1935 году из брасса возник баттерфляй, а позднее, в 1952 году, появилась уже разновидность баттерфляя — дельфин. В конечном итоге ФИНА признала за баттерфляем право на самостоятельность, и с 1953 году соревнования брассистов проводятся отдельно. Еще более удивительные метаморфозы произошли с оверармом. В конце прошлого столетия англичанин д. Треджен стал плавать, образно говоря, «оверармом на груди». Гребки руками он совершал поочередно, а ноги пловца рассекали воду все так же «ножницами». Новый способ был гораздо быстроходнее. Он получил общее признание, и его назвали в память об изобретателе «треджен-стиль».

Однако пытливая мысль спортсменов шла дальше. Поиски еще более скоростного способа плавания привели к рождению кроля, занявшего доминирующее положение в спортивных соревнованиях. На приоритет изобретения кроля претендует сразу несколько человек. Но пальму первенства, несомненно, следует отдать легендарному гавайцу Д. Каханамоку. Вслед за кролем на груди появилась его разновидность — кроль на спине.

Этот способ плавания позволяет при необходимости успешно плыть в одежде, транспортировать утопающего, различные предметы, нырять водой и т. п. Брасс успешно применяется на начальных стадиях обучения, особенно для тех, кому трудно овладеть кролем.

При плавании кролем руки движутся одновременно и симметрично, также движутся ноги. От способов брасс отличает то, что подготовительные движения рук выполняются в воде. Кроме того, ноги при подготовке к рабочей фазе значительно сгибаются в коленных и тазобедренных суставах, а рабочая фаза ног отличается своеобразным характером: стопы, развернутые носками наружу, очень энергично движутся по дугообразной траектории. Подготовительные движения рук и ног выполняются почти одновременно. Поэтому скорость при плавании способом брасс значительно ниже, чем других способах.

Положение тела. При плавании брассом, в отличие от других видов, угол атаки меняется на протяжении всего цикла. Это обусловлено движениями рук, а также выполнением вдоха. Техника брасса достаточно вариативна. Однако при всех вариациях наиболее близкое к горизонтальному положение тела наблюдается во время скольжения, которое следует после удара ногами. После очередного гребкового движения тело пловца вытягивается, стопы движутся по поверхности, голова погружена в воду до ли-При выполнении гребковых движений атаки увеличивается. Его наибольшее значение наблюдается после завершения гребка руками, момент он может достигать 15°. Затем во время выведения рук вперед и сгибания ног угол атаки уменьшается, и в отдельных случаях достигает положения, близкого к сальному.

В исходном положении перед рабочим движении согнуты в коленях, а пятки подтянуты к носкам. Угол между бедром и туловищем прижимаются в некоторых случаях к прямому, стопы развернуты носками кнаружи. Фаза подтягивания ног и степень их сгибания зависят от индивидуальных особенностей спортсмена и выбранной техники.

Во всех вариантах техники брасса следует помнить, что наиболее обтекаемым положением тела горизонтальное, к колебания угла атаки быть сведено к минимуму. шика движений ног при плавании способом существенно отличается от движений при других способах. В брассе явно выражены подготовительные движения, во время которых пловец стремится подтянуть ноги в исходное положения для 1-го движения с наименьшим сопротивлением, весь цикл можно условно разделить на несколько фаз: подтягивание ног в исходное положение для всего движения, рабочее движение, скольжение. Из-за подтягивания начинается со сгибания в коленях и незначительного сгибания в тазобедренных суставах. Колени разводят в стороны и вниз, стопы двигаются к поверхности. Заключительную часть движения выполняют более энергично. При этом дается значительное сгибание в тазобедренных суставах, стопы разводятся носками кнаружи в быстром темпе.

Степень разведения ног во время подтягивания может варьироваться. Широкое разведение коленей обеспечивает хорошую опору при выполнении рабочего движения. Продолжительность фазы подтягивания — 0,8—0,9 сек.

Некоторые пловцы, подтягивая ноги в исходное положение, сгибают их в тазобедренных суставах значительно меньше, пытаясь таким образом улучшить обтекаемость. Угол между бедром и туловищем приближается к 140°. Иногда это связано с увеличением утла атаки. Другие пловцы, чтобы сократить фазу подтягивания, в исходном положении не прижимают ноги вплотную к ягодицам. Сокращение полезного пути во время гребка ногами

они стремятся компенсировать более сильным и резким рабочим движением.

Фаза рабочего движения сопровождается энергичным разгибанием ног в коленных и тазобедренных суставах. Опираясь на внутреннюю поверхность стопы и голени, пловец выполняет отталкивание по направлению в стороны и назад. Стопы совершают движение по дуге назад и в стороны. Это основная часть движений. Во время ее выполнения наблюдается наибольшее давление на внутреннюю поверхность стопы. Завершающая часть заканчивается движением стоп внутрь и назад. Стопы заканчивают рабочее движение по траектории, направленной немного вниз, и в результате оказываются к моменту окончания рабочей фазы ниже поверхности воды на 20−30 см.

На практике одну фазу очень трудно отделить от другой: рабочее движение выполняется слитно. Продолжительность всей рабочей фазы обычно составляет 0,27−0,37 сек. Большинство пловцов опирается на воду внутренней поверхностью стопы и голенью и только в заключительной части движения они переходят к опоре на подошвенную поверхность.

За рабочим движением следует фаза скольжения, которой ноги вытянуты и поднимаются к пояснице. Продолжительность скольжения колеблется от 0,6 до 0,8 сек. с увеличением скорости она уменьшается.

Техника движений рук составляет цикл, который, как и цикл движений ног может быть условно поделен на три фазы: рабочее движение, выведение рук вперед, наплыв.

Техника выполнения рабочего движения достаточно вариативна. Но во всех случаях в начале гребка пловец стремится как можно раньше развернуть кисть в плоскость, перпендикулярную движению, чтобы создать наилучшую опору для приложения усилий. Некоторым пловцам удобно совершать большую часть гребка прямыми руками близко к поверхности. Руки начинают сгибаться в локтях и немного искаться только к концу рабочей фазы у линии, чтобы облегчить тем самым фазу выведения вперед. Другие строят свою технику, главным образом, за счет использования движений ног и выполняют гребок прямыми руками в стороны. При этом создаются наилучшие условия для выведения рук с последующим своевременным ударом ногами. По завершении гребка руки сгибаются в локтях, кисти соединяются, и без задержки выводятся вперед к поверхности.

К окончанию этой фазы руки должны быть выведены в обтекаемое положение. Затем во время наплыва они окончательно выпрямляются, и плывущий движется вперед вытянувшись. Во время наплыва кисти находятся у самой поверхности. В целом цикл движений рук равен циклу движений ног.

Координация движений и дыхания. При согласовании движений рук и ног в брассе пловец становится перед достаточно сложными задачами: в момент рабочих движений руками необходимо минимально тормозить руками и ногами, а при отталкивании ногами — придавать рукам обтекаемое положение.

Полностью устранить паузы в движениях при плавании брассом практически невозможно, но их необходимо постараться свести к минимуму. Наиболее целесообразна: следующая координация: в момент гребка руками ноги вытянуты вдоль по обтекающему потоку и начинают сгибаться в коленях, не вызывая значительного сопротивления. Во время выведения рук вперед ноги подтягиваются в исходное для толчка положение. Происходит как бы слияние подготовительных движений конечностей. В тот момент, когда руки уже убраны в обтекаемое положение вперед, ноги приступают к рабочему движению.

При этой координации наблюдается две паузы: после окончания гребка руками до начала рабочего движения ног и после удара ногами во время наплыва. Продолжительность пауз 0,4—0,7 сек.

Согласование дыхания с движением рук при плавании брассом также вариативно. Наиболее распространено такое, при котором вдох совпадает с гребком, выдох — с выведением рук и наплывом. В спорте применяется согласование вдохом: во время гребка руками пловец выдох, голова и плечи при этом лежат на затем во время выведения рук, когда кисти производят движение внутрь—вперед, а подтягиваются в исходное положение для вдоха. Во время рабочего движения ног движения голова опускается, пловец принимает начальное положение и делает выдох. Такое помогает добиться максимальной эффективности движений рук и ног.

Когда вдох выполняется в конце выведения рук, а выдох — во время гребка. Такое согласование обеспечивает высокое положение пловца, но может затруднить координирование движений. Нахождение оптимального согласования зависит от многих и требует поисков методом проб и ошибок.

Техника плавание способом кроль или свободным стилем Кроль на груди — наиболее быстрый способ плавания. Он всегда используется на соревнованиях, когда разрешают плыть вольным стилем.

Тело пловца занимает в воде сравнительно высокое, уравновешенное, вытянутое и почти горизонтальное положение с углом атаки 5−7 градуса. Пловец смотрит под водой вперед-вниз, непринужденно удерживая голову почти строго на продольной оси от тела.

Во время плавания туловище ритмично поворачивается относительно продольной оси то в одну, то в другую сторону. Максимальный угол крена (угол, который образует во фронтальной плоскости линия поверхности воды и линия, условно проведенная через точки плечевых суставов) равен 35 — 45 градусам и отмечается в момент, когда одна рука выходит из воды, а другая начинает подтягивание. Крены повышают эффективность рабочих и подготовительных движений руками. Движения ногами обеспечивают уравновешенное и обтекаемое положение тела, усиливают отдельные фазы движения руками, а в шести ударном кроле создают заметные движущие силы.

Во время гребка рука сгибается и разгибается в локте, сохраняя оптимальную жесткость в своих суставах.

Ноги выполняют попеременные движения вверх — вниз. Движения начинаются от бедер, важными рациональными элементами являются захлестывающий удар голенью и стопой вниз, а также высокое положение бедер у поверхности воды и умеренный размах их движений.

Предварительная фаза в темповых вариантах кроля кратковременна. Погрузившись в воду, рука выполняет энергичное опорное движение вперед — вниз, сгибается в локтевом суставе и быстро выходит в положение для выполнения основной части гребка. К концу фазы плоскость кисть — предплечье ориентирована к поверхности воды под углом не менее 45 градусов, рука сравнительно жестко фиксирована в своих суставах, локоть удерживается выше кисти. В вариантах кроля с длинным силовым гребком рука больше вытягивается вперед, кисть и предплечье дольше взаимодействуют со встречным потоком, атакуя его под углом 17 — 35 градусов и работая как несущая плоскость.

Главная фаза (подтягивание и отталкивание) выполняется за счет приведения и разгибания плеча, а также сгибания и разгибания руки в локтевом суставе. Максимальный угол сгибания (угол между плечом и предплечьем) достигает 120 — 90 градусов. Спортсмен стремится максимально увеличить скорость движения тела вперед, выполняя гребок по достаточно длинной траектории и добиваясь наибольшей скорости движения кисти в последней трети фазы.

Предварительная фаза выполняется с выраженным опережающим движением кисти по отношению к локтю и при почти горизонтальном положении плечевого пояса. В этой фазе важно добиться высокой скорости движения кисти, создавая рукой качественную опору о воду, и вывести опорные звенья рук в положение, оптимальное для последующей наиболее мощной фазы гребка.

Движение над водой одной рукой выполняется в едином ритме с гребковым движением другой. Необходимо пронести расслабленную и согнутую в локте руку (локоть направлен вверх — в сторону), ускоряя ее к моменту входа в воду и как можно меньше нарушая обтекаемое положения тела.

Левая рука выходит из воды вслед за одноименным плечом, правая погружается в воду, готовясь к захвату. Когда левая рука выходит из воды, прямая правая выполняет захват. Левая нога производит удар по диагонали вниз.

Угол сгибания руки становится видимым при её движении в сторону. Усилие правой кисти, находящейся напротив одноименного плеча, направлено назад. Благодаря вращению тела левое плечо поднимается над водой.

Гребущая рука завершает половину своего движения. В этот момент бедра смещаются в противоположную сторону — это нарушает устойчивое положение тела. Равновесие может быть восстановлено ударом ноги по диагонали вверх. Левая нога продолжает выполнять удар вверх, в то время как правая рука начинает резкое движение вниз.

При движении левой руки над водой ее кисть поворачивается ладонью наружу, а правая — движется назад и вниз. Во время фазы подтягивания угол крена туловища достигает максимальной величины, с переходом к отталкивания угол крена изменяется на противоположное. Выход руки из воды совпадает с креном на противоположный бок. Над поверхностью воды появляется локоть, а затем — кисть (она выходит из воды за линией таза у бедра).

Вход руки в воду завершает подготовку к очередному гребку. В воду, как бы в одну точку, расположенную между продольной осью тела и параллельной линией, условно проведенной через плечевой сустав, последовательно погружаются: кисть, предплечье, плечо. Расслабленная рука вытягивается вперед в обтекаемом положении. Согласование движения рук должно обеспечить непрерывность сил тяги от попеременных гребков руками. Когда одна рука выполняет фазу отталкивания, другая активно опирается о воду, находясь в фазе захвата. Так движения правой и левой руки совпадают. Этот элемент техники «двойной опорой». Дыхание тесно связано с движениями руками. Для вдоха голова поворачивается в сторону. Начало вдоха приходится на выход из воды руки, одноименной стороне вдоха. Завершается вдох в самом начале проноса руки по воздуху. После входа пловец поворачивает голову лицом в воду и после кратковременной задержки дыхания начинает выдох.

На поверхность тела, погруженного в воду, действует гидростатическое давления. Боль в ушах, которую испытывает пловец, нырнувший на большую глубину, вызвана гидростатическим давлением на барабанную перепонку уха. Гидростатическое давление зависит от глубины погружения.

Когда тело пловца находится в воде неподвижно, на него действует только сила тяжести тела и выталкивающая сила воды.

Плавучесть человека зависит от средней плотности тканей его тела, плотности воды, вдоха или выдоха. Чем меньше средняя плотность тканей тела спортсмена, тем лучше его плавучесть. При глубоком вдохе пловец, как правило, обладает положительной плавучестью; при полном выдохе — отрицательной (тонет). У пловца, находящегося в воде в горизонтальном положении с руками вдоль бедер, ОЦТ тела расположен, как правило, ближе к ногам по сравнению с ЦД тела. Так как сила тяжести тела и выталкивающая сила воды направлены противоположно и линии их действия не совпадаю, то возникает вращающее действие пары сил. Равновесие тела пловца нарушается: ноги и нижняя часть туловища начинают опускаться вниз. Равновесие тела улучшится, если пловец вытянет руки вперед. На условия равновесия будут влиять также дыхательные движения, изменяющие объем тела.

Техника плавания стилем «баттерфляй»

Неопределенность формулировок в правилах соревнований для способа брасс явилась причиной появления различий в формах его движений. Некоторые пловцы, удлинив гребок руками, стали выполнять его подготовительную часть не в воде, а над поверхностью. Этим движением рук они не только уменьшили встречное сопротивление воды, но и увеличили силу гребкового движения. Так, в конце 30-х годов появляется разновидность брасса — баттерфляй. В 1935 году Международная любительская федерация плавания приняла решение допустить в заплывах брассом передвижение способом баттерфляй. Были определены и условия движений для него. Разрешалось производить перемещение рук вперед над поверхностью воды, выполнять движения ногами, как в брассе, — с разведенными коленями и толчком ступнями.

Баттерфляй оказался быстрее брасса, особенно на дистанциях 50 и 100 м, но требовал более высокой физической подготовки. Спортсмены осваивали его вначале на дистанции 100 м. На дистанции 200 м его чередовали с брассом. Но уже к началу 50-х годов в заплывах брассом все плыли баттерфляем. Брасс, ценный в прикладном отношении способ плавания, оказался под угрозой исчезновения. Поэтому ФИНА приняла решение с 1 января 1953 года проводить соревнования и фиксировать рекорды отдельно для баттерфляя и брасса. Участникам заплывов баттерфляем было разрешено совершать движения ногами в горизонтальной и в вертикальной плоскости, но так, чтобы обе ноги двигались одновременно и симметрично. Обе руки также должны двигаться одновременно и симметрично, а после гребка проноситься над водой при условии, чтобы плечи оставались параллельными поверхности воды. Соотношения между движениями руками и ногами не определялись. Техника плавания баттерфляем или дельфином предусматривает одновременные и симметричные движения рук и ног и волнообразными движениями туловища. По скорости дельфин занимает второе место после кроля на груди. В прикладном плавании баттерфляй не используется. Она разделяется на циклы, каждый цикл состоит из одного движения руками, два движения ногами и одного вдоха-выдоха. Техника плавания дельфином в отдельных элементах мало отличается от кроля на груди, основное отличие это одновременная работа обеих рук и ног.

Положение тела в баттерфляе такое же, как и в кроле на груди — параллельно поверхности воды, лицо опущено в воду. Отличается от кроля тем, что во время входа рук в воду происходит подныривание под воду и скольжение происходит под водой, а не по поверхности как в кроле.

Техника плавания баттерфляем наиболее красивая и эффектная из всех стилей плавания, многие начинающие хотят научиться плавать именно дельфином. В освоении данный стиль не является самым трудным, хотя и кажется таким.

Дыхание во время плавания баттерфляем происходит также как и в брассе, голова поднимается вперёд и вверх для вдоха ртом, а выдох осуществляется под водой. Хотя в последнее время многие пловцы высокого уровня применяют дыхание под рукой как в кроле на груди.

Как правило, обучение техники плавания дельфином происходит после освоения всех остальных стилей плавания, это связано с тем, что баттерфляй наиболее энергозатратный стиль плавания и освоить его проще тем, кто уверенно плавает другими способами.

Правила соревнований Поначалу отсутствие твердых правил проведения соревнований неизменно вносило в турниры пловцов много путаницы. Дистанции были нестандартными, а иногда, как это случилось на II Олимпиаде в Париже, даже неправильно размеченными. Лишь после создания в 1908 году Международной любительской федерации плавания (ФИНА) — ныне ее членами являются 109 стран — были четко сформулированы правила состязаний пловцов и регистрации мировых рекордов. Первым олимпийским чемпионом по плаванию был венгерский спортсмен — инженер А. Хайош.

Настоящие «Правила соревнований по плаванию» являются обязательными при проведении всех соревнований на территории Республики Беларусь. Правила разработаны в полном соответствии с «Правилами Международной федерации плавания» (ФИНА) и ЛЕН.

При проведении соревнований по плаванию рекорды регистрируются отдельно в бассейнах с длиной дорожек 25 и 50 метров. Рекорды регистрируются по следующим способам и дистанциям: Рекорды Мира, Европы в 50-метровых бассейнах регистрируются на следующих дистанциях (для мужчин и женщин): вольный стиль (50, 100, 200, 400, 800 и 1500 м); на спине (50, 100 и 200 м); брасс (50, 100 и 200 м); баттерфляй (50, 100 и 200 м);

комплексное плавание (200 и 400 м); эстафета вольным стилем (4×100 и 4×200 м); комбинированная эстафета (4×100 м).

Специальным решением ФИНА утвердила возможность проведения олимпийских соревнований только в бассейнах с длиной ванны 50 или 100 м. До 1957 году мировые рекорды засчитывались, если даже они устанавливались в бассейнах, не соответствующих олимпийским стандартам (длина дорожки не менее 50 метров). Как всякое физическое тело, вода обладает весом. Удельный вес воды приблизительно в 840 раз больше удельного веса воздуха. Частицы воды имеют большую подвижность и значительную массу, поэтому вода обладает большой инерцией. Следовательно, для того чтобы развить большую силу тяги, которая продвигает тело пловца вперед, необходимо выполнять гребковые движения с ускорением.

Вода оказывает значительное давление на поверхность тела пловца, а следовательно, и сопротивление движущемуся в ней телу. Величина давления зависит от глубины погружения.

Передвижение человека в воде основано на свойстве жидкости оказывать сопротивление движущемуся телу. Это сопротивление возникает на гребущих поверхностях рук, ног и всего тела в виде реакции воды на эти поверхности. Таким образом, пловец находящийся в воде, может опираться, на нее руками, ногами, всем телом и вызывать действие реактивных сил. На тело, помещенное в воду, действует также подъемная сила.

Не менее важным свойством воды является ее способность к волнообразованию. Это свойство основано на наличии силы тяжести, вязкости и подвижности водной среды. Размеры волн, возникающих при движении пловца по поверхности воды, зависят от его технической подготовленности.

Техника спортивных способов плавания В настоящее время в спортивном плавании применяются следующие способы: кроль на груди, кроль на спине, брасс и баттерфляй. Эти способы условно делятся на две группы: способы с попеременными движениями руками и ногами (кроль на груди и кроль на спине) и с одновременными движениями руками и ногами (брасс и баттерфляй-дельфин). Способ на боку, утративший свое спортивное значение, применяется во время начального обучения. Он с успехом используется также в прикладном плавании, в игре в водное поло и при сдаче норм комплекса ГТО.

Кроль на груди характеризуется попеременными и симметричными движениями руками и ногами. Это самый быстрый спортивный способ плавания и самый популярный. Заплывы мастеров-кролистов, особенно на короткие дистанции, всегда смотрятся с большим интересом. Популярность кроля на груди объясняется еще и тем, что он преимущественно используется при игре в водное поло, фигурном плавании и при проплывах по естественным водоемам.

Кроль на груди применяется в соревнованиях по плаванию на всех дистанциях вольного стиля: на 100, 200, 400, 800, 1500 м, в эстафетах 4Х100 и 4Х200 м вольным стилем, в комплексном плавании на дистанциях 200 и 400 м.

Положение тела. Тело пловца расположено у поверхности воды и находится в хорошо обтекаемом, близко к горизонтальному, положении (угол «атаки» 1−9°). Голова опущена в воду (лицом вниз) настолько, что уровень воды находится примерно у верхней части лба.

Ноги выполняют непрерывные попеременные движения сверху вниз и снизу вверх с амплитудой (ширина размаха стоп), равной примерно одной четвертой части роста пловца. Движения ногами обеспечивают устойчивое, горизонтальное положение тела и поддерживают скорость продвижения. Движение ноги вниз называется рабочим, или гребковым (оно способствует некоторому продвижению тела вперед), а движение вверх — подготовительным (оно не влияет на продвижение тела вперед).

Подготовительное движение (снизу вверх). В крайнем нижнем положении нога выпрямлена в коленном суставе, а стопа повернута внутрь. По отношению к туловищу нога занимает наклонное положение, так как она остается согнутой в тазобедренном суставе. Движение вверх начинается с разгибания прямой ноги в тазобедренном суставе. До горизонтального положения нога движется прямая. Далее нога начинает сгибание в коленном суставе, а голень и стопа продолжают движение вверх. В этот момент нога, сгибаясь в тазобедренном суставе, начинает движение вниз. Когда угол между передней поверхностью бедра и туловищем (в тазобедренном суставе) составит 165−175°, а между задней поверхностью голени и бедра (в коленном суставе) — 135−145°, движение ноги снизу вверх считается законченным.

Рабочее движение (сверху вниз) начинается с последовательного разгибания ее в коленном и голеностопном (в самом конце гребка) суставах и одновременного сгибания в тазобедренном суставе. В этот момент все части ноги движутся вниз. Затем голень и стопа продолжают движение вниз до полного разгибания ноги в коленном суставе, а бедро, опережая голень и стопу, начинает движение кверху. Это опережающее движение бедра способствует увеличению скорости движения стопы вниз за счет хлыстообразного движения ноги в целом. Рабочее движение считается законченным, когда нога полностью выпрямится в коленном суставе.

Вход руки в воду и наплыв. После проноса по воздуху слегка согнутая в локтевом суставе рука вкладывается в воду под острым углом впереди одноименного плечевого сустава в обтекаемом положении и в такой последовательности: кисть, предплечье, плечо. Затем рука разгибается и в этом положении движется вперед и вниз. Когда наплыв заканчивается, рука незначительно сгибается в локтевом суставе, а кисть начинает поворачиваться в положение, перпендикулярное направлению движения.

Двигаясь вперед и сверху вниз рука продолжает сгибаться в локтевом суставе до угла 135−140°, а кисть перемещается под продольной осью тела. К концу этой фазы, когда угол между горизонталью и рукой составляет 40—45°, кисть принимает вертикальное положение.

Движения руками. Цикл движений одной руки состоит из следующих фаз: вход руки в воду и наплыв, опорная часть гребка, основная часть гребка, выход руки из воды, движение руки над водой. В этот момент рука составляет угол с поверхностью примерно равный 15−25°.

Когда кисть руки достиг бедра, активные мышечные усилия, направленные на продвижение тела вперед, прекращаются, и плечевой сустав поднимается из воды. В следующий момент из воды последовательно поднимаются плечо, предплечье, кисть и начинается движение (пронос) руки над водой.

Продвигаясь под туловищем, рука продолжает сгибаться в локтевом суставе, образуя в середине гребка угол между плечом и предплечьем, равный 95−100 градусам. Далее рука постепенно начинает разгибаться и заканчивает основную часть гребка почти прямой. Основная часть гребка завершается, когда рука достигает линии таза.

Правильное согласование движений руками в кроле на груди основано на получении наиболее высокой, относительно равномерной скорости движения пловца на протяжении каждого цикла. Поэтому пауза между окончанием основной части гребка одной рукой и началом основной части гребка другой рукой должна быть такой, чтобы сохранялась достигнутая скорость движения пловца.

Согнутая или полусогнутая рука без излишнего напряжения кратчайшим путем быстро проносится над водой и вкладывается в воду. Во время проноса локоть приподнят, а кисть удерживается у поверхности воды.

На один цикл движений выполняется один вдох и один выдох. Для вдоха голова поворачивается в сторону гребущей руки (вправо или влево) настолько, чтобы рот оказался над водой. Вдох выполняется быстро и активно через широко открытый рот в первой половине проноса руки над водой. После этого голова быстро поворачивается в воду (лицом вниз), и сразу же начинается выдох сначала через рот, затем через нос. Выдох продолжительнее вдоха; между вдохом и выдохом, а также между выдохом и вдохом не должно быть пауз.

Общая координация движений. В кроле на груди высокая скорость достигается за счет непрерывности рабочих движений руками и ногами, четкого согласования всех движений с дыханием.

Если пловец выполняет вдох под правую руку, то в этот момент левая рука находится в фазе наплыва, правая рука осуществляет первую половину проноса, правая нога совершает удар сверху вниз, а левая нога поднимается снизу вверх. Если же вдох производится под левую руку, то соответственно меняются положения правой и левой рук и ног.

Кроль на спине характеризуется попеременными непрерывными движениями руками и ногами. Основное отличие его от остальных спортивных способов плавания состоит в положении тела и дыхании (выдох выполняется над водой). По скоростным показателям кроль на спине занимает третье место после кроля на груди и дельфина. В прикладном плавании он используется для транспортировки пострадавшего, различных грузов и буксировки их по воде.

Тело пловца расположено у поверхности воды и находится в хорошо обтекаемом, близком к горизонтальному, положении (угол «атаки» 6—10°), плечи слегка приподняты. Голова лежит на воде, лицо обращено вверх, а подбородок слегка опущен на грудь. Кроль на спине применяется в соревнованиях по плаванию на дистанциях 100 и 200 м, в комплексном плавании на дистанциях 200 и 400 м (второй отрезок 50 или 100 м), а также на первом этапе комбинированной эстафеты 4Х100 м.

Так же как в кроле на груди, ноги при плавании кролем на спине выполняют непрерывные попеременные движения сверху вниз и снизу вверх с амплитудой, составляющей примерно третью часть роста пловца. Эти движения обеспечивают телу устойчивое горизонтальное положение и поддерживают скорость продвижения вперед. Движение ноги вверх называется гребковым (рабочим), а вниз — подготовительным.

Подготовительное движение (сверху вниз). В крайнем верхнем положении выпрямленная в коленном суставе с повернутой внутрь расслабленной стопой нога находится у поверхности воды и занимает несколько наклонное по отношению к туловищу положение. Движение вниз начинается с разгибания прямой ноги в тазобедренном суставе. Пройдя горизонтальное положение, прямая нога продолжает движение вниз, сгибаясь в тазобедренном суставе (назад) примерно до угла в 175°. Далее нога начинает сгибание в коленном суставе, при этом голень и стопа продолжают движение вниз, а бедро, разгибаясь в тазобедренном суставе, начинает движение вверх. Когда угол между передней поверхностью бедра и туловищем (в тазобедренном суставе) составит примерно 135−145°, движение ноги сверху вниз считается законченным.

Движение вверх начинается с последовательного разгибания ноги в коленном и голеностопном суставах (в последнем разгибание осуществляется в самом конце гребка), нога продолжает сгибаться в тазобедренном суставе. В этот момент бедро, голень и стопа движутся вверх. Когда коленный сустав окажется у поверхности воды, бедро начинает движение вниз, опережая голень и стопу, которые продолжают движение кверху. В результате такого движения ноги стопа создает некоторую силу тяги, которая способствует продвижению пловца вперед. Опережающее движение бедра вниз способствует быстрому разгибанию ноги в коленном суставе и тем самым увеличивает скорость захлестывающего движения стопы вверх-назад. Когда нога выпрямляется в коленном суставе, рабочее движение считается законченным.

Вход руки в воду и наплыв. В момент вкладывания руки в воду тело начинает поворачиваться вокруг продольной оси в сторону вошедшей в воду руки. В связи с этим прямая рука опускается вниз-вперед и в сторону. В конце очень непродолжительного наплыва рука начинает сгибаться в локтевом суставе, а кисть движется в перпендикулярное направлению движения положение и начинает «захватывать» воду. Все это происходит на глубине не более 18 см.

Цикл движений одной руки состоит из следующих фаз: вход руки в воду и наплыв, опорная часть гребка, основная часть гребка, выход руки из воды, движение (пронос) руки над водой. Существует два варианта техники выполнения гребка руками в кроле на спине: гребок прямой и гребок согнутой рукой. Гребок прямой рукой более прост, но менее эффективен в связи с малым периодом действия максимальной силы тяги.

Основная часть гребка начинается в тот момент, когда рука начинает двигаться назад. Двигаясь вдоль тела назад, рука продолжает сгибаться в локтевом суставе, образуя в середине гребка угол между плечом и предплечьем примерно 125°.

Продолжая движение вниз-вперед и в сторону, рука сгибается в локтевом суставе до угла в 165°; при этом локоть опускается вниз, а кисть располагается перпендикулярно направлению движения тела, оставаясь выше локтя.

Кисть продолжает находиться около поверхности воды, а локоть — ниже кисти. Во второй половине этой фазы рука постепенно разгибается в локтевом суставе и заканчивает основную часть гребка, когда кисть достигает бедра. На протяжении всей основной части гребка кисть сохраняет перпендикулярное направлению движения положение и находится у поверхности воды. Усилению гребкового движения способствует также поворот туловища вокруг продольной оси примерно на 25−35°.

Быстрое движение прямой руки над водой осуществляется в плоскости,

проходящей через плечевой сустав и расположенной либо вертикально, либо под некоторым углом (не более 17°) наружу. В конце проноса ладонь также поворачивается наружу.

К моменту завершения движения руки в воде, когда кисть оказывается около бедра, напряжение мышц, принимающих участие в гребке, прекращается. В следующий момент из воды последовательно поднимаются кисть, предплечье, плечо и начинается пронос руки над водой.

Общая координация движений. Согласование движений руками и ногами осуществляется следующим образом: когда правая рука выполняет наплыв, левая нога производит удар снизу вверх (одновременно правая опускается вниз); продолжая движение, правая рука выполняет опорную и начало основной части гребка, а левая нога движется вниз (одновременно правая делает удар вверх); затем правая рука выполняет основную часть гребка, а левая нога снова производит удар снизу вверх (правая нога движется вниз). Согласование гребкового движения левой руки с движениями ногами происходит в такой же последовательности. Несмотря на то, что в кроле на спине дыхание не зависит от условий среды (вдох и выдох выполняются над водой), оно должно быть непрерывным и ритмичным. Вдох выполняется через широко открытый рот во время проноса руки над водой, а выдох — во время ее движения в воде.

Плавание способом дельфин характеризуется одновременными и симметричными движениями руками и ногами, а также волнообразным движением туловища.

При плавании дельфином имеется несколько вариантов согласования движений (одноударная, двухударная и трехударная координация). Наиболее распространенным является двухударный вариант. Каждый цикл движений в этом варианте состоит из одного движения руками, двух ударов ногами, одного вдоха и одного выдоха.

По скорости плавания дельфин занимает второе место (после кроля на груди). Его значение в прикладном плавании невелико.

Дельфин применяется в соревнованиях по плаванию на дистанциях 100 и 200 м, в комплексном плавании на дистанциях 200 и 400 м (первый отрезок 50 или 100 м) и на третьем этапе комбинированной эстафеты 4Х100 м.

При плавании дельфином тело пловца расположено на поверхности воды в вытянутом положении. Голова опущена лицом в воду. В связи с волнообразными движениями туловища и значительным колебанием в вертикальной плоскости плечевого пояса угол «атаки» изменяется на протяжении одного цикла в пределах ±20°.

Подготовительное движение (снизу вверх). Движение вверх начинается с разгибания прямых ног в тазобедренных суставах с одновременным сгибанием туловища в пояснице (назад) и опусканием таза. Примерно до горизонтального положения ноги движутся вверх прямыми, а затем сгибаются в коленных суставах, составляя угол между задней поверхностью бедра и голенью примерно 120−140°. Во время этого движения стопы поворачиваются внутрь, а колени разводятся в стороны на ширину 15−25 см.

В способе «дельфин» ноги выполняют непрерывные одновременные движения сверху вниз и снизу вверх. В этих движениях активно участвует туловище пловца.

Вход рук в воду и наплыв. Когда движение над водой закончено, прямые, но ненапряженные руки опускаются в воду примерно на ширине плеч в такой последовательности: кисть, предплечье и плечо. Затем прямые руки начинают движение в воде в направлении вперед и вниз. Наплыв заканчивается, когда руки с поверхностью воды составляют угол в 10−20 градусов.

Рабочее движение (сверху вниз) начинается с последовательного разгибания ног в коленных и голеностопных суставах (в конце движения), одновременного сгибания ног в тазобедренных суставах (вниз) и туловища в поясничной части (вверх). Затем голени и стопы быстро движутся вниз, а поясница и таз приближаются к поверхности воды.

При плавании дельфином цикл движений руками составляют следующие фазы: вход рук в воду и наплыв, опорная часть гребка, основная часть гребка, выход рук из воды, движение (пронос) рук над водой.

Опорная часть гребка. Эта часть гребка характеризуется началом сгибания рук в локтевых и лучезапястных суставах. Руки продолжают движение вниз, при этом кисти приближаются к перпендикулярному положению по отношению к направлению движения пловца. Опорная часть гребка заканчивается, когда угол между поверхностью воды и руками 30°.

Двигаясь вниз и назад, руки продолжают сгибаться в локтевых суставах, обеспечивая кистям поступательное движение спереди назад, при котором сила тяги становится максимальной.

Выход рук из воды. Из воды руки поднимаются в такой последовательности: плечи, предплечья и кисти. При этом руки слегка сгибаются в локтевых суставах.

Во время гребка локти движутся назад и в стороны, а киста находятся на ширине плеч или приближаются к вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось тела. Чтобы облегчить вынос рук из воды, надо в заключительной стадии основной части гребка выполнять движение кистями назад и несколько в стороны от туловища.

Плечевой пояс занимает наиболее высокое положение в конце основной фазы гребка руками. В этот момент голова поднимается из воды и начинается вдох, который заканчивается в первой половине проноса рук над водой. Затем голова спускается лицом в воду, а руки заканчивают пронос. После небольшой паузы начинается выдох, который продолжается в течение остальной части цикла.

Движение рук над водой. Почти прямые руки одновременно выполняют движение над водой через стороны, без излишнего напряжения, но с большой скоростью. Во время проноса кисти повернуты тыльной стороной к воде и только перед входом в воду поворачиваются ладонями вниз.

Общая координация движений. Согласование движений осуществляется следующим образом. В тот момент, когда вытянутые вперед прямые руки начинают наплыв (голова погружена лицом в воду), ноги производят первый удар сверху вниз, который заканчивается примерно тогда, когда руки заканчивают наплыв. Далее руки выполняют опорную и первую треть основной части гребка, а ноги поднимаются в крайнее верхнее положение. Второй удар ногами сверху вниз совпадает с выполнением руками оставшихся двух третей основной части гребка. Удар ногами заканчивается в тот момент, когда руки проходят линию таза. Во время выноса рук из воды, проноса их над водой и входа в воду ноги вторично поднимаются в крайнее верхнее положение. После этого цикл движений повторяется.

Брасс характеризуется одновременными и симметричными движениями руками и ногами. В отличие от дельфина весь цикл движений руками осуществляется в воде.

По скоростным показателям брасс занимает последнее место среди спортивных способов плавания, зато он имеет самое большое значение в прикладном плавании, поскольку позволяет спортсмену плыть бесшумно, хорошо просматривать пространство над водой, преодолевать огромные расстояния. Брасс применяется также при плавании под водой.

В соревнованиях по плаванию брасс применяется на дистанциях 100 и 200 м, в комплексном плавании на дистанциях 200 и 400 м (третий отрезок 50 или 100 м) и на втором этапе комбинированной эстафеты 4Х100 м.

Каждый цикл движений в этом способе состоит из одного движения руками, одного движения ногами, одного вдоха и одного выдоха в воду.

В брассе ноги выполняют подготовительное движение (подтягивание), рабочее движение (толчок) и скольжение (пауза).

При плавании брассом тело пловца расположено у поверхности воды в выпрямленном положении, а голова опущена лицом в воду. В этом способе характер гребка руками и дыхание определяют положение тела и пределы колебания угла «атаки» (от 5 до 18°).

Подготовительное движение. В исходном положении ноги вытянуты и соединены, носки оттянуты. Затем ноги одновременно сгибаются в коленных и тазобедренных суставах, при этом колени симметрично разводятся в стороны примерно на ширину плеч и одновременно немного опускаются вниз, а стопы выполняют движение непосредственно около поверхности воды по направлению к туловищу. По мере подтягивания стопы расходятся в стороны. Подготовительное движение заканчивается поворотом голеней и стоп наружу с одновременным тыльным сгибанием стоп (стопа берется «на себя»).

При плавании брассом цикл движений руками состоит из рабочего и подготовительного движений.

В исходном положении руки вытянуты и соединены, ладони обращены вниз. Затем прямые руки начинают двигаться в стороны и вниз, одновременно ладони поворачиваются наружу, а кисти начинают разворачиваться перпендикулярно направлению движения пловца. Когда угол между поверхностью воды и руками составит примерно 17−25°, начинается эффективная часть рабочего движения. Здесь слегка согнутые в локтевых суставах руки, выполняя движение назад-вниз и в стороны, энергично отталкивают ладонями воду назад. Рабочее движение заканчивается, когда кисти рук приблизятся или войдут в вертикальную плоскость, проходящую через плечевые суставы. Рабочее движение начинается последовательным, ускоренным и энергичным разгибанием ног в тазобедренных и коленных суставах в направлении назад в стороны и немного вниз. По мере выпрямления ног в коленных суставах они сводятся к средней линии тела. Основными гребущими поверхностями во время выполнения рабочего движения являются внутренние поверхности стопы и голени. Рабочее движение заканчивается выпрямлением ног и вытягиванием носков.

Это движение начинается поворотом ладоней к туловищу (внутрь) с одновременным сгибанием рук в локтевых суставах примерно до угла 95−110°. Далее, продолжая сгибание, локтевые суставы опускаются вниз, а кисти поднимаются вверх до их уровня (по горизонтали) и несколько выходят вперед (руки подводятся под грудь). После этого обращенные внутрь ладони движутся вперед и вверх, руки выпрямляются в локтевых суставах (выносятся вперед) и принимают исходное положение для выполнения рабочего движения.

Для того, чтобы выполнять вдох, пловцу необходимо поднять голову так, чтобы рот оказался над водой. Такое положение головы зависит от положения плечевого пояса. Наиболее высокое положение плечевого пояса наблюдается в конце гребка руками. Именно в этот момент и выполняется вдох через широко открытый рот. Затем голова опускается лицом в воду и после небольшой паузы начинается выдох, который производится через рот и нос и продолжается все остальное время цикла.

Общая координация движений. Из исходного положения, в котором руки и ноги выпрямлены и соединены, рабочее движение выполняют руки, а ноги остаются выпрямленными и расслабленными. Затем, когда руки производят первую половину подготовительного движения (подводятся под грудь), ноги подтягиваются. После этого руки выполняют вторую часть подготовительного движения (выносятся вперед). Одновременно с этим ноги совершают рабочее движение (толчок), которое заканчивается несколько позже момента выпрямления рук. После непродолжительного скольжения цикл движений повторяется.

Техника стартов В спортивном плавании старт имеет очень важное значение. Вовремя взятый и отлично выполненный старт позволяет спортсмену начать соревнование с оптимальной скоростью плавания и (при прочих равных условиях с другими спортсменами) показать наилучший результат и установить личный рекорд.

Старт с тумбочки выполняется в таком порядке: по первой предварительной команде спортсмен становится на тумбочку, по второй предварительной команде (свистку или команде «На старт!») принимает неподвижное исходное положение для старта и по исполнительной команде (выстрелу или команде «Марш!») выполняет старт с тумбочки. При старте из воды по первой предварительной команде (свистку или команде «Войти в воду!») спортсмен произвольно спрыгивает в воду, по второй предварительной команде (свистку или команде «На старт!») принимает исходное положение, а по исполнительной команде выполняет старт из воды.

Старт с тумбочки Исходное положение пловца на старте должно обеспечить быстрый и эффективный прыжок после исполнительной команды. плавание старт брасс кроль Технику старта с тумбочки и из воды можно условно разделить на следующие элементы: исходное положение, подготовительные движения, толчок, полет в воздухе, вход в воду и скольжение, начало плавательных движений и выход на поверхность.

Подготовительные движения выполняются руками, туловищем и ногами после исполнительной команды. Пловец подает туловище и ноги вперед и одновременно делает замах руками назад-вверх. Далее туловище продолжает движение вперед, руки выполняют маховые движения вниз-вперед, ноги сгибаются в коленных суставах до угла 90°, пловец выполняет вдох и поднимается на носки. В момент, когда руки проходят мимо коленей, начинается толчок. Толчок, т. е. ускоренное и последовательное разгибание ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, является важнейшим элементом техники старта. Он заканчивается энергичным выпрямлением тела и отрывом ног от опоры.

В наиболее рациональных вариантах исходного положения пловца на старте стопы располагаются параллельно друг другу на расстоянии 17−27 см, при этом пальцы ног захватывают передний край тумбочки. Угол сгибания ног в коленных суставах составляет 125−165°. Наклон туловища определяется углом между передними поверхностями бедер и туловищем (27- 65°). Руки отводятся назад-вверх и немного в стороны, лицо обращено вниз так, что продольная ось головы приближается к горизонтали. Центр тяжести тела располагается над передним краем тумбочки, что позволяет спортсмену по сигналу судьи-стартера быстро вывести его за границу площади опоры вперед и выполнить прыжок.

Вход в воду и скольжение. Тело входит в воду в выпрямленном положении под углом 25−35°. Такой угол обеспечивает наименьшую глубину погружения (45−65 см) пловца в воду, наибольшую скорость и длину скольжения. Скольжение представляет вогнутую пологую дугу, в которой тело вначале движется вперед и немного вниз, затем горизонтально, а далее, при всплывании, вперед и немного вверх.

Полет в воздухе. Скорость полета тела в воздухе и его длина обусловливаются силой и направлением толчка, а также совпадением движения рук вперед с разгибанием ног в суставах. Во время полета тело пловца находится в выпрямленном положении: ноги прямые, носки оттянуты, руки вытянуты вперед, голова между рук, ладони обращены вниз и соединены. В начале полета спортсмен находится в положении головой вверх, а затем постепенно переходит в положение головой вниз. Длина полета, как правило, не превышает 5 м. Во время полета дыхание задерживается.

Старт из воды. По первой предварительной команде судьи-стартера пловец входит в воду, подплывает к месту старта, поворачивается лицом к стенке бассейна и берется руками за специальные поручни хватом сверху.

Исходное положение спортсмен занимает по второй предварительной команде. Для этого он устанавливает стопы на стенку бассейна параллельно друг другу на ширине плеч и так, чтобы пальцы не выходили на поверхность воды (разрешается устанавливать одну стопу немного ниже). Ноги сильно сгибаются в коленных и тазобедренных суставах, при этом туловище почти прижато к бедрам. Руки прямые и расположены параллельно, а голова наклонена несколько вперед.

Начало плавательных движений и выход на поверхность. Начинать первые плавательные движения надо в тот момент, когда скорость скольжения будет равна или немного выше скорости продвижения пловца на дистанции. Кроме того, при начале плавательных движений тело пловца должно находиться близко к поверхности воды.

При старте из воды все подготовительные движения руками совпадают по времени с толчком ногами. После исполнительной команды пловец сразу отталкивается руками от поручней, выполняет ими маховые движения вверх-назад и в стороны, запрокидывает голову назад и делает вдох. Одновременно с этим ноги, активно разгибаясь во всех суставах, выполняют сильный толчок. В момент завершения толчка руки вытянуты над головой и соединены, голова откинута назад и находится между руками, ноги выпрямляются и соединяются.

Полет пловца можно считать условным, ибо стопы и нижняя часть голеней во время этой фазы не выходят из воды. Оптимальный угол вылета пловца составляет 17−25°. В полете, проходящем по полого-выпуклой траектории, тело находится в вытянутом и немного прогнутом положении, голова слегка запрокинута. Средняя длина полета, считая ее окончание в момент касания воды кистями рук, как правило, не превышает 5 м. Вход в воду и скольжение. После полета вход в воду начинается с погружения ног. Почти одновременно с ногами воды касаются руки, а затем туловище. Как только руки погрузятся в воду, голова опускается на грудь, тело выпрямляется, а иногда даже слегка сгибается в пояснице. Скольжение происходит на глубине 45−65 см по траектории, напоминающей полого-вогнутую кривую.

Начало плавательных движений в каждом способе обусловлено

правилами соревнований и практикой спортивного плавания. В кроле на груди движения начинают ноги, а затем, когда тело приблизится к поверхности воды, одна рука производит рабочее движение.

При плавании брассом движения начинаются руками. В дельфине движение начинают ноги. Когда тело приблизится к поверхности воды, первое рабочее движение выполняют руки, после чего осуществляется вдох. При плавании на боку тело приближается к поверхности воды за счет скольжения после старта. Первое движение начинает «верхняя» рука, которая обеспечивает телу поворот в положение «на боку» и приводит его в исходное положение для выполнения плавательных движений.

Начало плавательных движений и выход на поверхность. Так же как при старте с тумбочки, начинать плавательные движения нужно тогда, когда скорость скольжения будет равна или немного выше скорости продвижения пловца на дистанции. Первые движения выполняют ноги, затем производится гребок одной рукой так, чтобы к моменту его окончания тело оказалось у поверхности воды. Это позволит свободно пронести руку по воздуху, а другой руке выполнить гребок.

В связи с тем, что соревнования по плаванию проводятся в бассейнах стандартных размеров (25 и 50 м), а длина разыгрываемых дистанций колеблется от 50 до 1500 м, каждый пловец должен уметь выполнять повороты. Хорошо выполненный поворот позволяет спортсмену продолжать движение по дистанции, сохраняя принятый до поворота ритм и темп движений, а также сэкономить силы и улучшить время преодоления дистанции. Количество поворотов определяется размером дистанции.

Все повороты объединяются в две группы: первая — открытые повороты, вторая-закрытые повороты. Открытым поворотом называется такой, при котором вдох производится во время вращения пловца у стенки бассейна. При закрытом повороте вращение у стенки бассейна осуществляется с опущенной в воду головой без выполнения вдоха. Условно техника поворотов разделяется на следующие элементы: подплывание к стенке, вращение, толчок и скольжение, начало плавательных движений и выход на поверхность.

Техника ныряния в длину и глубину плавание старт брасс кроль Техника ныряния слагается из нескольких самостоятельных компонентов выполнения специальных упражнений до и после старта, техники погружения в воду, изменения глубины погружения и направления движения и способов передвижения под водой.

Продвигаясь под водой, пловец через некоторое время после задержки дыхания начинает испытывать желание сделать вдох. Для того чтобы облегчить это состояние, следует выполнить при закрытой ротовой полости два-три глотательных движения и сразу после этого небольшой выдох. Эти действия уменьшают внутрилегочное давление и выводят излишки

углекислоты из организма.

Специальные упражнения до и после старта обеспечивают и облегчают длительную задержку дыхания. Перед погружением в воду в течение примерно 2 мин нужно проделать гипервентиляцию легких выполнить несколько глубоких вдохов и полных спокойных выдохов. Это способствует выделению из организма углекислоты и тем самым ограничивает ее излишнее накопление в крови во время мышечной работы под водой при задержке дыхания. Непосредственно перед стартом ныряющий выполняет не слишком глубокий вдох.

Техника погружения в воду. Погружение в воду выполняется ногами или головой вниз из опорного или безопорного положения.

Существует два основных способа погружения на глубину с поверхности воды: головой и ногами вниз. При погружении головой вниз вначале следует приподняться из воды за счет гребка руками вниз и выполнить глубокий вдох, затем сделать группировку и полоборота вперед за счет быстрого движения рук вперед, а головы вниз. Придав таким образом туловищу вертикальное положение головой вниз, надо резко выпрямить ноги, подняв их как можно выше над водой, и погрузиться в воду, при необходимости выполняя затем движения в зависимости от избранного способа ныряния.

Погружение в воду головой вниз с использованием опоры выполняется как обычный стартовый прыжок. Если же прыжок связан с последующим нырянием в глубину, то тело должно входить в воду под большим углом. Наиболее простым способом погружения в воду на большую глубину является прыжок в воду ногами вниз с поднятыми вверх руками.

При погружении ногами вниз надо одновременно оттолкнуться от воды руками и ногами, выпрыгнуть повыше, поднять руки вверх, сделать глубокий вдох, выпрямить и соединить ноги. После того как тело погрузится в воду, оставляя ноги выпрямленными и соединенными, согнуть руки и делать энергичные гребки снизу через стороны вверх. Этот способ используется при нырянии на небольшую глубину. Для более глубокого погружения используется другой способ. После того как тело с поверхности воды опустится под воду, надо быстро сгруппироваться и выполнять дальнейшее погружение головой вниз, помогая себе движениями руками избранным способом.

Изменение глубины погружения и направления движения. Наиболее просты следующие приемы изменения глубины погружения: движение головы (вниз и вверх), сгибание в пояснице, изменение положения кистей рук.

Для обеспечения ориентировки под водой следует во время ныряния держать глаза открытыми. Рекомендуется также перед погружением в воду наметить хорошо видимые ориентиры— яркие линии на дне, камни.

Способы передвижения под водой. Наиболее распространены следующие способы передвижения под водой: «торпеда», брассом на груди, комбинированный способ и способ на боку.

Комбинированный способ. При нырянии этим способом руки выполняют длинные гребки брассом в сочетании с попеременными непрерывными движениями ногами кролем. После гребка руками допускается незначительная пауза.

Способ «торпеда». Тело пловца вытянуто, руки впереди, голова между руками. Передвижение осуществляется за счет выполнения энергичных движений ногами, как при плавании кролем на груди.

Способ на боку. При нырянии этим способом происходят следующие изменения в технике плавания: из исходного положения (тело лежит на боку, руки вытянуты вперед) обе руки одновременно выполняют гребок вниз-назад к бедрам (короткая пауза). Далее руки и ноги одновременно выполняют подготовительные, затем гребковые движения и т. д.

Способ брасс. Первый вариант. Из исходного положения (руки впереди, голова между руками) руки выполняют длинный гребок до бедер (в горизонтальной или вертикальной плоскости), после которого следует короткая пауза (ноги вытянуты). Далее руки и ноги одновременно выполняют подготовительные, затем гребковые движения и т. д. Второй вариант. Руки выполняют гребок до бедер, затем следует пауза (ноги выпрямлены). Далее руки и ноги одновременно выполняют подготовительные движения, после чего руки остаются впереди, а ноги выполняют гребок, после которого следует вторая, но короткая пауза и т. д. В третьем варианте применяется обычная техника брасса на груди.

Общая физическая подготовка (ОФП) является необходимым звеном спортивной тренировки пловца. Она решает следующие задачи: укрепление здоровья и гармоническое физическое развитие пловца; развитие и совершенствование силы, гибкости, быстроты, выносливости и ловкости; расширение круга двигательных навыков и повышение функциональных возможностей организма; использование физических упражнений с целью активного отдыха и профилактического лечения.

Основными средствами ОФП являются физические упражнения, которые выполняются на суше и в воде. Все упражнения, выполняемые в воде, включены в раздел ОФП, который получил название общей плавательной подготовки.

Средствами общей плавательной подготовки решаются все основные задачи ОФП, но в специфических условиях водной среды.

ОФП является действенным средством укрепления здоровья: большинство физических упражнений выполняются на суше в хороших гигиенических условиях. Кроме того, многочисленные упражнения позволяют улучшать физическое развитие пловцов, способствуют уменьшению и ликвидации физических недостатков (искривление позвоночника, слабая подвижность в суставах, недостаточное развитие мускулатуры и др.), закаливают организм детей, прививают необходимые гигиенические навыки.

Сила как физическое качество представляет собой способность человека преодолевать различные сопротивления за счет необходимого уровня напряжения отдельных мышц или группы мышц. Когда спортсменов характеризуют по силовым качествам, то обычно называют максимальные показатели силы у каждого из них. Эта сила является результатом разносторонней силовой подготовки, осуществляемой средствами ОФП пловца и направленной на повышение силовых возможностей его мускулатуры.

Основными средствами для развития силы являются силовые упражнения. Все они делятся на две группы. К первой группе относятся упражнения, способствующие развитию только силы. Они получили названия собственно силовых упражнений (например, выжимание штанги). Ко второй группе принадлежат упражнения, которые выполняются в скоростно-силовом режиме, т. е. развивают как силу, так и быстроту (например, толкание ядра). Собственно силовые упражнения вызывают значительные напряжения мышц, в то время как скоростно-силовые быстроту их сокращения.

Гибкость — это способность пловца выполнять различные движения с максимальной амплитудой. Эта способность зависит от развития подвижности в суставах, которая в свою очередь определяется эластичностью мышц, сухожилий и связок. Таким образом, упражнения для развития гибкости должны быть направлены на увеличение подвижности в суставах, которая обеспечивается растягиванием мышц, сухожилий и связок. Для этого необходимо, чтобы средства ОФП обеспечили пловцу выполнение движений головой, руками, туловищем и ногами с большей амплитудой, чем при обычном плавании. Эти движения должны осуществляться в основном по таким же направлениям, по которым выполняются движения пловца в воде.

Для того чтобы увеличить подвижность в суставах и обеспечить выполнение движений большой амплитуды, необходимо длительное время выполнять упражнения на растягивание.

Для развития быстроты необходима большая подвижность нервных процессов, которая наблюдается у детей. Вот почему развитие быстроты у детей следует всегда стимулировать, а не заглушать работой над техникой и выполнением тренировочных упражнений в медленном темпе.

Быстрота характеризуется способностью человека выполнить то или иное движение с наименьшей затратой времени, т. е. с максимальной скоростью, которая зависит от величины сопротивления этому движению и силовых характеристик групп мышц, участвующих в движениях. Кроме этого, скорость зависит от быстроты нервно-мышечных реакций, эластичности мышц и технической совершенности движений. Поскольку скорость движения спортсмена зависит от величины сопротивления этим движениям, то в условиях водной среды пловец не может эффективно развивать быстроту и повышать скорость. Поэтому основными средствами развития быстроты являются упражнения на суше. Они создают фундамент для повышения скоростных возможностей пловца в воде. Чтобы повысить уровень развития быстроты, необходимо овладеть всеми ее проявлениями, а именно: быстротой реакции на внешний раздражитель (стартовый сигнал, мяч в подвижных и спортивных играх, касание финишной стенки при смене этапов в эстафетном плавании и др.), скоростью выполнения отдельного движения и максимальным темпом мышечных сокращений.

Выносливость — это способность человека в течение продолжительного времени выполнять интенсивную физическую работу. Эту способность обычно определяют по двум показателям: скорости передвижения и времени, в течение которого эта скорость сохранялась. В свою очередь уровень этих показателей зависит от развития силы, быстроты и гибкости, от степени технической и функциональной подготовленности человека.

В свою очередь специальная выносливость разделяется на силовую и скоростную. Силовой выносливостью называется та, которая обеспечивает длительное выполнение силовых упражнений. Силовая выносливость пловца в достаточной степени обеспечивается упражнениями для развития силы.

Выполнение этих упражнений предусматривается как в общей, так и в специальной физической подготовке пловца. Скоростная выносливостьспособность пловца проплывать основную дистанцию с максимальной равномерной скоростью и показывать при этом наиболее высокий личный результат. В настоящее время в спортивной тренировке различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость характеризуется длительной работоспособностью пловца при выполнении любой работы (любых физических упражнений), а специальная выносливость — длительной работоспособностью при выполнении определенной работы (специфических физических упражнений).

Ловкость-это собирательное двигательное качество человека, которое зависит от уровня развития всех других двигательных качеств. Уровень развития ловкости выражается способностью пловца быстро осваивать различные по сложности новые движения, умением правильно координировать свои действия, т. е. быстро находить наилучшую зависимость между формой, характером и временем выполнения отдельных частей двигательного действия. У пловца ловкость проявляется в умении быстро осваивать элементы старта, новые повороты, новые варианты отдельных движений и способов плавания в целом. В процессе спортивной тренировки ловкость проявляется во всех новых тренировочных упражнениях.

Заключение

Плавание — вид спорта очень красивый и увлекательный. К тому же это очень полезный и одновременно приятный вид спорта, так как укрепляет все группы мышц, а также способствует расслаблению организма и вероятность получения травмы здесь достаточно мала.

Плавание закаливает организм детей и подростков. Частая смена температур внешней среды вырабатывает в организме защитные реакции. В результате этого повышается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

Следует помнить о том, что однажды приобретенный навык плавания сохраняется у человека на всю жизнь. Умение плавать необходимо каждому человеку, избравшему себе такую профессию, которая соприкасается с действиями на воде (строительство мостов, плотин, рыбный промысел и др.). Умение хорошо плавать, преодолевать водные преграды вплавь и с помощью подручных средств необходимо и всем военнослужащим.

Таким образом, плавание как физическое упражнение, гармонично развивающее и укрепляющее организм человека, способствует увеличению его двигательных возможностей и улучшению качества ряда движений, необходимых ему в повседневной жизни. Поэтому не случайно плавание входит в число основных средств советской системы физического воспитания.

1. Люсеро Б. Плавание: 100 лучших упражнений /Блайт Люсеро; [пер. с англ. Т. Платоновой]. — М.: Эксмо, 2011. — 280 с.

2. Васильев В. С. Обучение детей плаванию. — М.: Физкультура и спорт, 1989. — 96 с.

3. Булгакова Н. Ж. Обучение плаванию в школе. М., «Просвещение», 1974.

4. Васильев В. С. Обучение детей плаванию. М., «Физкультура и спорт», 1973.

5. Вайцеховский С. М. Физическая подготовка пловца. М., «Физкультура и спорт», 1978.

6. Гордон С. М. Техника спортивного плавания. М., «Физкультура и спорт», 1978.

7. Карпенко Е., Коротнова Т. Плавание. Игровой метод обучения «Физкультура и спорт», 1979.

8. Раннее физическое развитие ребенка. В. В. Кантан. «Корона принт» — 2001 г.

9. Обучение плаванию малышей Е. Ю. Мухортова. Москва «Физкультура и спорт» — 2008 г.

10. Еремеева Л. Ф. Научите ребенка плавать. Программа обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста. С-П., 2005.

11. Осокина Т. Н. и др. Обучение плаванию в детском саду: М., 2001.

12. Протченко Т. А., Ю. А. Семенов Обучение плаванию дошкольников и младших школьников: Практическое пособие. — М., 2003

13. Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Сан ПиН 2.1.2.1188 — 03.

14. Васильев В. С. Обучение детей плаванию. — М.: Физкультура и спорт, 1989.

15. Викулов А. Д. Плавание. — М.: ВЛАДОС — ПФССС, 2003.

16. Кардамова Н. М. Плавание: Лечение и спорт. — Ростов на Дону: Феникс, 2001. 121 с.

17. Парфенов В. А. Плавание: Учебник для факультетов физического воспитания пед. институтов. — Киев: Вища школа, 1978.

18. Парфенов В. А. Плавание: Учебник для техникумов физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1981.

19. Плавание. Учебник / Под ред. В. Н. Платонова. — Киев: Олимпийская литература, 2000.

20. Викулов А. Д. Плавание. — М.: ВЛАДОС — ПФССС, 2003. 28 с.

21. Кардамова Н. М. Плавание:. — Ростов на Дону: Феникс, 2002.

22. Кудь И., Пронин Н. Безопасность детей на воде / Пособие для преподавателей. — Волгоград, 1995. — 26 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой