Бухгалтерский учет материальных ценностей
Фактическое наличие ценностей по каждому их виду заносится в инвентаризационные описи установленной типовой формы. В описях ценности показываются по номенклатуре и единицам измерения, принятым в учете организации. Они подписываются всеми членами комиссии. Данные инвентаризационных описей и данные бухгалтерского учета используются для составления сличительных ведомостей и выявления излишков… Читать ещё >
Бухгалтерский учет материальных ценностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Введение
1. Понятие материальных ценностей и задачи их учета
2. Классификация материально-производственных запасов
3. Оценка материальных ценностей
4. Документальное оформление движения материалов
5. Аналитический учет материалов
6. Синтетический учет материалов
6.1 Учет поступление материальных ценностей
6.2 Учет выбытия материальных ценностей
7. Инвентаризация материально-производственных запасов
8. Учет резерва под снижения стоимости материальных ценностей
9. Раскрытие информации о материально-производственных запасах в бухгалтерской отчетности Заключение Список литературы
Введение
Материальные ценности — это предметами труда, которые, обеспечивают вместе с рабочей силой и средствами труда производственный процесс предприятия, в котором они используются однократно. Их себестоимость полностью передается на вновь созданную продукцию.
В процессе хозяйственной деятельности организации для производства готовой продукции приобретают материальные запасы в виде сырья, материалов, комплектующих изделий и другие. Конечным результатом деятельности являются материальные запасы, выступающие в форме готовой продукции. Торговые организации приобретают материальные запасы в виде товаров, предназначенных для дальнейшей перепродажи или конечного потребления.
Учет материально-производственных запасов регулируется Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01).
Согласно данному ПБУ под материально-производственными запасами (МПЗ) понимаются активы:
· используемые в качестве сырья, материалов и т. п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
· предназначенные для продажи, включая готовую продукцию и товары;
· используемые для управленческих нужд организации.
Материалы относятся к оборотным средствам предприятия. Характерной особенностью данных средств является то, что они потребляются в соответствии с установленными нормами расхода, полностью переносят свою стоимость на продукцию, составляя ее материальную основу.
Материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости их заготовления.
1. Понятие материальных ценностей и задачи их учета Материалы — один из важнейших элементов производственного цикла любой организации; они представляют собой предметы труда, которые используются для изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг. Их особенность состоит в том, что, участвуя в процессе производства, материалы полностью потребляются в каждом его цикле и полностью переносят свою стоимость на вновь созданную продукцию (работы, услуги).
Производственные запасы представляют собой различные вещественные элементы, используемые в качестве исходных предметов труда, потребляемых при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), либо для управленческих нужд.
Производственные запасы используются однократно в течение одного производственного цикла и полностью переносят свою стоимость на производимую продукцию (выполненные работы, оказанные услуги).
Производственные запасы в зависимости от назначения и способа использования в процессе производства продукции подразделяются на следующие основные группы:
· сырье и основные материалы;
· покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия;
· вспомогательные материалы;
· возвратные отходы;
· инвентарь и хозяйственные принадлежности.
Готовая продукция — часть материально-производственных запасов, предназначенная для продажи, являющаяся конечным результатом производственного процесса, законченная обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям договора или требованиям документов в случаях, установленных законодательством.
При приобретении материалов за плату у других организаций их фактическая себестоимость складывается из всех затрат на приобретение за исключением налога на добавленную стоимость. Фактические затраты могут включать:
· суммы, уплаченные поставщикам в соответствии с договором; суммы, уплачиваемые другим организациям за информационно-консультативные услуги, связанные с приобретением запасов;
· таможенные пошлины и иные платежи; невозмещенные налоги, уплачиваемые в связи с поступлением каждой единицы запасов (например, налог с продаж);
· вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям; затраты по заготовлению и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию грузов;
· иные затраты на приобретение материально-производственных запасов.
Основными задачами учета материально-производственных запасов являются:
формирование фактической себестоимости запасов;
правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску запасов;
контроль за сохранностью запасов в местах их хранения и на всех этапах их движения;
контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг;
своевременное выявление ненужных и излишних запасов с целью возможной продажи или выявления иных возможностей вовлечения их в оборот;
проведение анализа эффективности использования запасов.
К бухгалтерскому учету материально-производственных запасов предъявляются следующие основные требования:
сплошное, непрерывное и полное отражение движения и наличия запасов;
учет количества и оценка запасов;
оперативность (своевременность) учета запасов;
достоверность;
соответствие синтетического учета данным аналитического учета на начало каждого месяца (по оборотам и остаткам);
соответствие данных складского учета и оперативного учета движения запасов в подразделениях организации данным бухгалтерского учета.
2. Классификация материально-производственных запасов В зависимости от роли в процессах производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, материалы подразделяются наследующие группы:
— сырье и основные материалы;
— вспомогательные материалы;
— топливо;
— запасные части;
— тара и тарные материалы;
— покупные полуфабрикаты;
— возвратные отходы производства;
— прочие материалы;
Сырье и основные материалы — составляют материальную (вещественную) основу вырабатываемой продукции или являются необходимыми компонентами при ее изготовлении. Сырьем называют продукцию сельского хозяйства и добывающей промышленности (уголь, руды, зерно), а материалами — продукцию обрабатывающей промышленности (ткань, сахар, мука).
Вспомогательные материалы — потребляются для хозяйственных нужд, технических целей, содействия производственному процессу. Вспомогательные материалы используются для воздействия на сырье и основные материалы с целью придания продукции определенных потребительских свойств или для обслуживания и ухода за орудиями труда и облегчения процесса производства (смазочные и обтирочные материалы и т. п.).
Топливо — это углеродистые и углеводородистые вещества, выделяющие при сгорании тепловую энергию. Топливо подразделяют на следующие виды: технологическое; двигательное; хозяйственное Запасные части — это предметы, предназначенные для проведения ремонтов, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств и т. п.
Тара и тарные материалы — предметы, используемые для упаковки и транспортировки продукции, хранения различных материалов, продукции. Различают следующие виды тары: тара из древесины, тара из картона и бумаги, тара из металла, тара из пластмассы, тара из стекла, тара из тканей и нетканых материалов.
Покупные полуфабрикаты — это те же сырье и основные материалы, прошедшие определенные стадии обработки, но не являющиеся еще готовой продукцией.
Возвратные отходы производства — это остатки сырья и материалов, образовавшиеся в процессе их переработки в готовую продукцию, утратившие частично или полностью потребительские свойства исходного сырья и материалов (обрубки, обрезки, стружка, опилки и т. п.).
Прочие материалы — неисправимый брак, а также материальные ценности, полученные от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы в данной организации в составе материалов, топлива или запасных частей.
Классификация материально-производственных запасов по их назначению и способу использования представлена на рисунке Рис. 1
3. Оценка материальных ценностей Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Порядок формирования фактической себестоимости МПЗ при их постановке на учет зависит от каналов поступления материальных ценностей.
Под фактической себестоимостью МПЗ, приобретенных за плату, понимается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
К фактическим затратам на приобретение МПЗ относятся:
§ суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику;
§ суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением МПЗ;
§ таможенные пошлины;
§ невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов;
§ вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально-производственные запасы;
§ затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию. Данные затраты включают, в частности, затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов; затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации; затраты за услуги транспорта по доставке материально-производственных запасов до места их использования;
§ затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают затраты организации по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг;
§ иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов.
Перечень затрат является открытым, т. е. предусматривает возможность включения в фактическую себестоимость МПЗ отдельных расходов, непосредственно связанных с их приобретением.
Не включаются в фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением МПЗ.
Фактическая себестоимость МПЗ при их изготовлении организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов. Учет и формирование затрат на производство материально-производственных запасов осуществляется организацией в порядке, установленном для определения себестоимости продукции.
Фактическая себестоимость МПЗ, внесенных в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Фактическая себестоимость МПЗ, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), а также остающихся от выбытия основных средств и иного имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.
Фактическая себестоимость МПЗ, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией.
Стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией в обмен на другое имущество, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов.
Транспортные и другие расходы, связанные с обменом, присоединяются к стоимости полученных запасов непосредственно или предварительно зачисляются в состав транспортно-заготовительных расходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В фактическую себестоимость МПЗ независимо от способов их поступления включаются также фактические затраты организации на их доставку и приведение в состояние, пригодное для использования.
Товары, приобретенные организацией для продажи, оцениваются по стоимости их приобретения. Организации, осуществляющей розничную торговлю, разрешается производить оценку приобретенных товаров по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок).
МПЗ, не принадлежащие данной организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении, учитываются на за балансовых счетах в оценке, предусмотренной в договоре, или в оценке, согласованной с их собственником. При отсутствии цены на указанные запасы в договоре или цены, согласованной с собственником, они могут учитываться по условной оценке.
МПЗ, принадлежащие организации, но находящиеся в пути либо переданные покупателю под залог, учитываются в бухгалтерском учете в оценке, предусмотренной в договоре, с последующим уточнением фактической себестоимости.
Фактическая себестоимость МПЗ, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Нормативными документами разрешено в аналитическом бухгалтерском учете и местах хранения материалов применять учетные цены.
В качестве учетных цен на материалы могут применяться:
договорные цены. В этом случае другие расходы, входящие в фактическую себестоимость материалов, учитываются отдельно в составе транспортно-заготовительных расходов;
фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего месяца или отчетного периода (отчетного года).
В этом случае отклонения между фактической себестоимостью материалов текущего месяца и их учетной ценой учитываются в составе транспортно-заготовительных расходов;
планово-расчетные цены. В этом случае отклонения договорных цен от планово-расчетных учитываются в составе транспортно-заготовительных расходов. Они предназначены для использования внутри организации.
средняя цена группы. В этом случае разница между фактической себестоимостью материалов и средней ценой группы учитывается в составе транспортно-заготовительных расходов.
Материалы списываются в производство одним из четырех методов:
· по средней себестоимости;
· ФИФО
· ЛИФО
· по себестоимости каждой единицы Порядок списания материалов закрепляется в учетной политике предприятия. По каждому виду материалов могут применяться различные методы списания.
Оценка материально-производственных запасов на конец отчетного периода (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) производится в зависимости от принятого способа оценки запасов при их выбытии, т. е. по себестоимости каждой единицы запасов, средней себестоимости, себестоимости первых или последних по времени приобретения.
Таблица 1 Определение фактической себестоимости материалов, отпущенных в производство, можно производить из указанных методов
Метод | Принцип расчета | |
По средней себестоимости (цене) приобретения | Метод оценки и списания материалов по средней себестоимости. Средняя себестоимость исчисляется по формуле: C=?Ci*Ki нм+?Cj*Kj м / ?Ki нм +? Kj м Cсредняя себестоимость; Ciцена материалов i-й поставки; Ki нмколичество материалов i-й поставки на начало месяца; Cjцена материалов j-й поставки; Kj мколичество материалов j-й поставки за месяц; | |
По цене первых по времени закупок (метод фифо) | При списании стоимости материалов на производство по методу ФИФО материалы списываются на производство продукции в той же последовательности, в какой они поступали на склад предприятия с учетом стоимости ценностей, числящихся на начало месяца. При применении этого метода оценка материалов, находящихся на складе на конец отчетного периода, производится по фактической себестоимости последних по времени закупок, а в себестоимости продукции учитывается стоимость ранних по времени закупок. | |
По цене последних по времени закупок (метод лифо) | Сущность метода ЛИФО заключается в следующем: первыми списываются на производство продукции материалы, которые поступили на склад предприятия последними. При применении этого метода оценка материальных ресурсов, находящихся на складе на конец отчетного периода, производится по фактической себестоимости ранних по времени закупок, а в себестоимости продукции учитывается стоимость поздних по времени закупок. | |
По себестоимости (цене) приобретения каждой единицы | Сущность данного метода заключается в следующем: списываются на производство продукции материалы в той оценке, в которой они поступили на склад предприятия, т. е. по себестоимости каждой единицы таких материалов. | |
Списание материалов, израсходованных при производстве продукции, а также для управленческих нужд предприятия отражается записями на счетах бухгалтерского учета:
Д 20 «Основное производство»
Д 23 «Вспомогательное производство»
Д 25 «Общепроизводственные расходы»
Д 26 «Общехозяйственные расходы»
К 10 «Материалы»
4. Документальное оформление движения материалов Процесс движения материалов состоит из трех основных стадий: поступление материалов в организацию, расходование материалов в организации, выбытие материалов из организации.
На первой стадии производится принятие материалов к учету на основании первичных учетных документов и их стоимостная оценка.
Материалы поступают в организацию путем:
приобретения за плату;
изготовления самой организацией;
поступления в счет вклада в уставный капитал;
безвозмездного получения;
поступления в обмен на другое имущество;
поступления в результате ликвидации основных средств и иного имущества.
На второй стадии происходит расходование материалов — их отпуск на производство продукции, исправление брака, обслуживание производства для управленческих нужд организации.
На третьей стадии осуществляется учет материалов, выбывающих из организации вследствие различных причин:
списания материалов (морально устаревших; пришедших в негодность по истечении сроков хранения; при выявлении недостач, хищений, порчи, в том числе вследствие аварий, пожаров, стихийных бедствий и иных чрезвычайных обстоятельств);
продажи (реализации) материалов;
передачи материалов в счет вклада в уставный капитал других организаций;
безвозмездной передачи материалов другим организациям и лицам;
передачи материалов в обмен на другое имущество;
передачи материалов в счет вклада по договору простого товарищества (совместной деятельности).
При учете материалов на всех стадиях их движения следует руководствоваться Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.01 г. № 119н.
Для оформления и учета хозяйственных операций по движению материалов предусмотрены следующие унифицированные формы первичной учетной документации, представленные в табл. 2.
Таблица 2. Первичные документы по движению материалов
Номер формы | Наименование формы | |
М-2 | Доверенность | |
М-2а | Доверенность | |
М-4 | Приходный ордер | |
М-7 | Акт о приемке материалов | |
М-8 | Лимитно-заборная карта | |
М-11 | Требование-накладная | |
М-15 | Накладная на отпуск материалов на сторону | |
М-17 | Карточка учета материалов | |
М-35 | Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений | |
Поступающие в организацию материалы (приобретенные за плату или по договору мены, полученные безвозмездно или в качестве вклада в уставный капитал, изготовленные в самой организации, полученные в результате ликвидации основных средств и т. п.), как правило, направляются на склад организации. Отпуск их непосредственно на производство или на хозяйственные нужды, минуя склад, не рекомендуется.
На материалы, поступающие по договорам купли-продажи, другим аналогичным договорам, организация должна получать от поставщика (грузоотправителя) расчетные и сопроводительные документы.
Расчетные документы (платежные поручения, счета-фактуры и др.) на поступающие материалы с приложенными к ним сопроводительными документами (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения и др.) передаются соответствующему подразделению организации (отделу материально-технического снабжения, складу).
Доверенность (ф. №М-2 и № М-2а) — применяется для оформления права должностного лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей от поставщика. Доверенность составляется в одном экземпляре бухгалтерией организации и выдается под расписку получателю. Срок действия доверенностей, как правило, не может превышать 15 дней; в исключительных случаях она может выдаваться на календарный месяц.
Приходный ордер (ф. № М-4) — используется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки. Приходный ордер составляется в одном экземпляре материально ответственным лицом в день поступления ценностей на склад. Он выписывается на фактически принятое количество ценностей. Бланки приходных ордеров вручаются материально ответственным лицам в заранее пронумерованном виде.
Акт о приемке материалов (ф. № М-7) — применяется для оформления приемки материальных ценностей в тех случаях, когда имеются количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика, а также при приемке запасов, поступивших без документов (при неотфактурованных поставках). Акт составляется в двух экземплярах членами приемочной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица и представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации. Утверждается акт руководителем организации или другим уполномоченным лицом. Один экземпляр акта с приложенными первичными документами передается в бухгалтерию для учета движения материальных ценностей, другой — в отдел снабжения или бухгалтерию.
Лимитно-заборная карта (ф № М-8) — нужна для учета отпуска со склада сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и т. п. в производственные подразделения организации в пределах утвержденного лимита. Лимит отпуска определяется на основе существующих нормативов расчетным путем, исходя из объемов производственных заданий цехов с учетом переходящих остатков запасов на начало отчетного периода. Лимитно-заборные карты выписываются в двух экземплярах сроком на один месяц, а при небольших объемах — на квартал. Один экземпляр карты до начала месяца передается структурному подразделению — потребителю материалов, другой — складу.
Требование-накладная (ф. №М-11) — применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации, их отпуска филиалам, расположенным за его пределами, и при продаже запасов.
Накладная составляется в двух экземплярах материально ответственными лицами склада или цеха, сдающего ценности. Первый экземпляр предназначен для списания ценностей (складом, цехом), второй — для оприходования ценностей принимающей стороной (складом, цехом). Сверхлимитный отпуск материалов со склада может производиться только с разрешения руководителя или главного инженера и оформляется требованием-накладной (ф. № М-11).
Накладная на отпуск материалов на сторону (ф. № М-15) — используется для учета отпуска материальных ценностей сторонним организациям на основании договоров и других документов. Накладная выписывается в двух экземплярах по предъявлении получателем доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке. Первый экземпляр передается на склад в качестве основания для отпуска материалов, второй — получателю.
Карточка учета материалов (ф. №М-17) — служит для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру. Карточки являются документом строгой отчетности и выдаются кладовщику под расписку. Материально ответственное лицо (кладовщик, заведующий складом) производит записи в карточках на основе первичных приходно-расходных документов в день совершения операции в натуральном выражении.
Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (ф. № М-35) — применяется для учета материальных ценностей, полученных в процессе ликвидации основных средств, пригодных для использования при производстве работ в самой организации. На стоимость таких ценностей уменьшается убыток от ликвидации соответствующих объектов.
стоимость запас учет инвентаризация
5. Аналитический учет материалов Аналитический учет материалов ведется в местах хранения (на складах) и в бухгалтерии. На складах учет ведут материально ответственные лица на специальных карточках, которые открывают в бухгалтерии на каждое наименование и вид материалов. В карточках материально-ответственные лица отражают операции по поступлению и расходу материалов. В бухгалтерии аналитический учет ведут одним из способов:
1. Количественно-суммовой учет Количественно-суммовой учет имеет два варианта. При первом варианте в бухгалтерии на каждый вид МЦ открываются карточки аналитического учета, которые в основном идентичны карточкам складского учета, но остатки МЦ в них ведутся не только в натуральном выражении, но и в денежном. Записи производятся на основании приходных и расходных документов. Карточки хранятся по номенклатурным номерам. В карточках подсчитываются итоги прихода, расхода и выводят остатки на начало следующего месяца. Ежемесячно составляются сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости. Итогово-суммовые данные сверяются с данными синтетического учета, а натуральные показатели сверяются с данными складского учета.
2. Оперативно-бухгалтерский учет При втором варианте в бухгалтерии карточки не ведутся. Сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости составляются непосредственно на основе первичных документов по номенклатурным номерам, видам, группам материалов по каждому цеху в отдельности. Суммовые итоги сверяются с сальдо синтетического учета, а натуральные показатели сверяются по каждому номенклатурному номеру в карточках складского учета. Этот вариант тоже условный.
3. Суммовой учет Учет ведется в разрезе мест хранения и материально ответственных лиц только в суммовом выражении. Суммовой аналитический учет материалов на производственных предприятиях в зависимости от применяемой формы бухгалтерского учета может вестись в книгах, карточках, ведомостях, журналах-ордерах и машинограммах.
6. Синтетический учет материалов
6.1 Учет поступления материальных ценностей Учет поступления материалов может осуществляться по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или по учетным ценам. Принятый организацией способ учета материалов закрепляется в ее учетной политике.
Если организация небольшая и нерегулярно осуществляет приобретение материалов, то более целесообразно применять способ учета материалов по фактической себестоимости их приобретения.
Для синтетического учета наличия и движения материалов при их учете по фактической себестоимости приобретения (заготовления) используется счет 10 «Материалы».
К счету 10 «Материалы» могут быть открыты субсчета:
10−1 «Сырье и материалы»;
10−2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;
10−3 «Топливо»;
10−4 «Тара и тарные материалы»;
10−5 «Запасные части»;
10−6 «Прочие материалы»;
10−7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»;
10−8 «Строительные материалы»;
10−9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»;
10−10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»;
10−11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» и др.
Принятие материалов к бухгалтерскому учету отражается записью по Дебету счета 10 «Материалы» и Кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т. п. Применение того или иного корреспондирующего счета зависит от того, откуда поступили материалы, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов в организацию. При этом материалы принимаются к бухгалтерскому учету независимо от того, когда они поступили — до или после получения расчетных документов поставщика.
Стоимость материалов, оставшихся на конец месяца в пути или не вывезенных со складов поставщиков, в конце месяца отражается по Дебету счета 10 «Материалы» и Кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (без оприходования этих ценностей на склад).
В случае, когда затраты по приобретению материалов являются регулярными на протяжении длительного периода времени или материалы приобретаются по импортным контрактам, когда фактическая себестоимость материалов складывается из нескольких видов периодически осуществляемых затрат, целесообразно применять учетные цены, позволяющие учитывать все факторы, оказывающие влияние на формирование фактической себестоимости приобретаемых материалов.
При использовании учетных цен поступление материалов отражается с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
В данном случае на основании поступивших в организацию расчетных документов поставщиков делается запись по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т. п.
Оприходование материалов, фактически поступивших в организацию, отражается записью по Дебету счета 10 «Материалы» и Кредиту счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».
Разница между стоимостью материалов по учетным ценам и фактической себестоимостью приобретения материалов отражается на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Накопленные на этом счете разницы в стоимости материалов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения и учетных ценах, списываются (сторнируются — при отрицательной разнице) в дебет счетов учета затрат на производство (расходов на продажу).
Организации, применяющие в учете счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», остаток по этому счету отдельно в активе баланса не показывают, а присоединяют его без корреспонденции на счетах бухгалтерского учета к стоимости материалов с отражением по статье «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности» бухгалтерского баланса.
При поступлении материалов в организацию важную роль играет учет транспортно-заготовительных расходов.
Транспортно-заготовительные расходы (далее — ТЗР) организации принимаются к учету путем:
отнесения их на счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» согласно расчетным документам поставщика;
отнесения на отдельный субсчет к счету 10 «Материалы»;
непосредственного (прямого) включения ТЗР в фактическую себестоимость материала (присоединение к договорной цене материала, присоединение к денежной оценке вклада в уставный капитал, внесенный в форме материалов, присоединение к рыночной стоимости безвозмездно полученных материалов и др.).
Рассмотрим операции по поступлению материалов, приобретенных за плату у поставщика. В этом случае материалы принимаются к учету по фактической себестоимости, что отражается записью по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Пример 1.
Организация приобрела за плату у поставщика материалы на сумму 35 400 руб., в том числе НДС — 5400 руб. Затраты по доставке материалов на склад организации составили 2360 руб., в том числе НДС — 360 руб. Материалы предназначены для использования в производстве.
Все первичные учетные и расчетные документы оформлены правильно Сумма НДС выделена в документах отдельной строкой. Задолженность перед поставщиком по поступившим материалам погашена.
Бухгалтерские записи в данном случае будут иметь следующий вид:
Дебет 10−1 «Сырье и материалы»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
— 30 000 руб. — отражена стоимость материалов без НДС;
Дебет 19−3 «НДС по приобретенным МПЗ»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
— 5400 руб. — отражена сумма НДС по приобретенным материалам;
Дебет 10−1 «Сырье и материалы»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
— 2000 руб. — отражена стоимость услуг по доставке материалов без НДС;
Дебет 19−5 «НДС по услугам»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
— 360 руб. — отражена сумма НДС по услугам по доставке материалов;
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит 51 «Расчетные счета»
— 35 400 руб. — отражена оплата поставщику за поставленные материалы;
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит 51 «Расчетные счета»
— 2360 руб. — отражена оплата транспортных услуг по доставке материалов;
Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам»
Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям»
— 5760 руб. — предъявлены к вычету суммы НДС по материалам и транспортным услугам;
Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 10−1 «Сырье и материалы»
— 32 000 руб. — отражено списание материалов в производство.
Сумма НДС должна быть выделена отдельной строкой в счетах-фактурах, получаемых от поставщиков. Вычеты сумм НДС производятся в полном объеме после принятия на учет материалов при условии, что они предназначены для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения.
Теперь рассмотрим операции, отражающие поступление приобретенных за плату материалов, с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». Поступление материалов отражается записью по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Пример 2.
При соблюдении условий примера 5.1 операции по приобретению материалов и принятию их на учет оформляются следующими проводками:
Дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
— 30 000 руб. — отражена стоимость материалов без НДС;
Дебет 19−3 «НДС по приобретенным МПЗ»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
— 5400 руб. — отражена сумма НДС по приобретенным материалам;
Дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
— 2000 руб. — отражена стоимость услуг по доставке материалов без НДС;
Дебет 19−5 «НДС по услугам»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
— 360 руб. — отражена сумма НДС по услугам по доставке материалов;
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит 51 «Расчетные счета»
— 35 400 руб. — отражена оплата поставщику за поставленные материалы;
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит 51 «Расчетные счета»
— 2360 руб. — отражена оплата транспортных услуг по доставке материалов;
Дебет 10−1 «Сырье и материалы»
Кредит 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»
— 32 000 руб. — материалы оприходованы по учетным ценам;
Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам»
Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям»
— 5760 руб. — предъявлены к вычету суммы НДС по материалам и транспортным услугам;
Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 10−1 «Сырье и материалы»
— 32 000 руб. — отражено списание материалов в производство.
При несовпадении фактической себестоимости материалов и их учетной цены образовавшиеся на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» отклонения списываются следующим образом:
Дебет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»
Кредит 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»
— отражена сумма отклонений фактической себестоимости приобретения материалов от учетной цены (стоимость материалов по учетным ценам ниже их фактической себестоимости);
Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»
— списана в производство сумма выявленных отклонений;
или Дебет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»
Кредит 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»
— отражена сумма отклонений фактической себестоимости приобретения материалов от учетной цены (стоимость материалов по учетным ценам выше их фактической себестоимости);
Дебет 20 «Основное производство»
Кредит 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»
— сторнирована сумма выявленных отклонений.
Фактическая себестоимость материалов при их изготовлении силами организации определяется исходя из фактических затрат, связанных с их производством. Учет и формирование фактических затрат на производство материалов осуществляется организацией в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции. То есть себестоимость изготовления материалов самой организацией определяется точно так же, как и себестоимость изготавливаемой этой организацией продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), и включает в себя не только прямые, но и косвенные расходы (стоимость исходных материалов, заработная плата рабочих и прочие прямые затраты, а также накладные расходы — общепроизводственные и общехозяйственные).
6.2 Учет выбытия материальных ценностей Основной задачей бухгалтерского учета материалов при их выбытии в результате продажи, списания, передачи безвозмездно и др. является достоверное определение результатов от продажи (реализации) и прочего выбытия материалов.
Первичными документами, подтверждающими продажу материалов и служащими основой для отражения ее в бухгалтерском учете, являются:
? накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) с приложением договора купли-продажи;
? счет-фактура на проданные материалы;
? документы (счета и счета-фактуры), подтверждающие расходы, связанные с реализацией материалов;
? платежно-расчетные документы, свидетельствующие об оплате указанных выше расходов.
При продаже организацией материалов юридическим и физическим лицам цена их продажи определяется по соглашению сторон (продавца и покупателя). Материалы, как правило, должны продаваться по рыночным ценам, включающим в себя сумму налога на добавленную стоимость.
При продаже материалов их стоимость по договорным ценам, включая налог на добавленную стоимость, учитывается по дебету счета учета расчетов в корреспонденции с кредитом счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Учетная стоимость материалов списывается со счета 10 «Материалы» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91−2 «Прочие расходы»).
Финансовый результат от продажи материалов, выявленный на счете 91 «Прочие доходы и расходы», ежемесячно списывается со счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91−9 «Сальдо прочих доходов и расходов») в кредит счета 99 «Прибыли и убытки».
Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет с выручки от продажи материалов, отражается по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и дебету субсчета 91−2 «Прочие расходы».
Расходы, связанные с продажей материалов, уменьшают налоговую базу при исчислении налога на прибыль.
Пример 3.
Организация реализует материалы на сторону. Согласно счету-фактуре: стоимость материалов составляет 20 000 руб., НДС (18%) — 3600 руб., итого к оплате — 23 600 руб.
Фактическая стоимость материалов, реализованных на сторону, составляет 17 000 руб.
В бухгалтерском учете операции по продаже материалов на сторону отражаются следующими проводками:
Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Кредит 91−1 «Прочие доходы»
— 23 600 руб. — отражена продажная стоимость материалов;
Дебет 91−2 «Прочие расходы»
Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»
— 3600 руб. — начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет;
Дебет 91−2 «Прочие расходы»
Кредит 10−1 «Сырье и материалы»
— 17 000 руб. — списана фактическая стоимость реализованных материалов;
Дебет 91−9 «Сальдо прочих доходов и расходов»
Кредит 99 «Прибыли и убытки»
— 3000 руб. (23 600 руб. — 3600 руб. — 17 000 руб.) — отражен финансовый результат (прибыль) от реализации материалов.
Фактическая себестоимость материалов, внесенных в счет вклада в уставный капитал другой организации, определяется исходя из денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Передача материалов в уставный капитал другой организации представляет собой финансовое вложение, рассчитанное на получение дохода.
Финансовые вложения организации отражаются по дебету счета 58 «Финансовые вложения» и кредиту счетов, на которых учитываются ценности, подлежащие передаче в счет этих вложений (в данном случае используется счет 10 «Материалы»).
Выбытие материалов в счет вкладов в уставные капиталы других организаций не признается расходами для целей бухгалтерского учета, поэтому стоимость таких материалов списывается в дебет счета 58 «Финансовые вложения», минуя счет 91 «Прочие доходы и расходы».
7. Инвентаризация материально-производственных запасов Для обеспечения сохранности материальных ценностей в организации не реже одного раза в год проводится инвентаризация. Она проводится на основании приказа руководителя организации, в котором указываются сроки начала и окончания инвентаризации, а также порядок и последовательность ее проведения.
До начала инвентаризации материально ответственные лица письменно подтверждают, что все документы по приходу и расходу материальных ценностей сданы в бухгалтерию и что у них нет никаких не оприходованных и не списанных в расход материальных ценностей. На день инвентаризации бухгалтерия выводит на основании аналитического учета остатки инвентаризируемых средств. Инвентаризация проводится обязательно в присутствии материально ответственных лиц и только в исключительных случаях — без их присутствия.
Фактическое наличие ценностей по каждому их виду заносится в инвентаризационные описи установленной типовой формы. В описях ценности показываются по номенклатуре и единицам измерения, принятым в учете организации. Они подписываются всеми членами комиссии. Данные инвентаризационных описей и данные бухгалтерского учета используются для составления сличительных ведомостей и выявления излишков и недостач материальных ценностей. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в готовой бухгалтерской отчетности. Излишки материалов, выявленные в ходе инвентаризации, приходуются на счет 10 «Материалы», а соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты. При этом делается запись:
Дебет 10"Материалы" Кредит 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы».
Недостачи материальных ценностей списываются на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» по фактической себестоимости, а по частично испорченным материалам — в сумме определившихся потерь. На сумму недостач и порчи ценностей составляется бухгалтерская проводка:
Дебет 94"Недостачи и потери от порчи ценностей" Кредит 10 «Материалы»
Списание недостач в пределах норм естественной убыли относится в дебет счетов учета расходов организации:
Дебет 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
При хищении, а также сверх норм естественной убыли, когда установлены конкретные виновники, делается запись:
Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Недостача сверх норм естественной убыли, а также при хищении, когда конкретные виновники не установлены, или при отказе суда во взыскании вследствие необоснованности исков отражается:
Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
8. Учет резерва под снижение стоимости материальных ценностей Материально-производственные запасы, на которые в течение отчетного года рыночная стоимость снизилась, или они морально устарели, либо полностью или частично потеряли свои первоначальные качества, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости с учетом физического состояния запасов.
Снижение стоимости материально-производственных запасов отражается в бухгалтерском учете в виде начисления резерва. Резерв под снижение стоимости материальных ценностей создается по каждой единице материально-производственных запасов, принятой в бухгалтерском учете. Не допускается создание резервов под снижение стоимости материальных ценностей по таким укрупненным группа (видам) материально-производственных запасов, как основные материалы, вспомогательные материалы, готовая продукция, товары и т. п.
Учет резерва под снижение стоимости материальных ценностей ведется на счете 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей».
Счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» применяется также для обобщения информации о резервах под снижение стоимости других средств в обороте: незавершенного производства, готовой продукции, товаров и т. п.
Образование резерва под снижение стоимости материальных ценностей отражается записью:
Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» Кредит 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей».
В начале следующего отчетного периода по мере списания материальных ценностей, по которым образован резерв, зарезервированная сумма восстанавливается записью:
Дебет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» Кредит 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы».
Закрывают счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» исходя из предположения о полном расходовании материальных ценностей в следующем отчетном периоде.
В бухгалтерском балансе материальные ценности, по которым был создан резерв под отклонение стоимости, отражаются в балансе в нетто-оценке, т. е. за минусом сальдо счета 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей».
9. Раскрытие информации о материально-производственных запасах в бухгалтерской отчетности Материально-производственные запасы отражаются в бухгалтерской отчетности в соответствии с их классификацией (распределением по группам (видам)) исходя из способа использования в производстве продукции, выполнения работ, оказания услуг либо для управленческих нужд организации.
На конец отчетного года материально-производственные запасы отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости, определяемой исходя из используемых способов оценки запасов.
Материально-производственные запасы, которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, либо текущая рыночная стоимость, стоимость продажи которых снизилась, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Резерв под снижение стоимости материальных ценностей образуется за счет финансовых результатов организации на величину разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью материально-производственных запасов, если последняя выше текущей рыночной стоимости.
Материально-производственные запасы, принадлежащие организации, но находящиеся в пути либо переданные покупателю под залог, учитываются в бухгалтерском учете в оценке, предусмотренной в договоре, с последующим уточнением фактической себестоимости.
В бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию с учетом существенности, как минимум, следующая информация:
· о способах оценки материально-производственных запасов по их группам (видам);
· о последствиях изменений способов оценки материально-производственных запасов;
· о стоимости материально-производственных запасов, переданных в залог;
· о величине и движении резервов под снижение стоимости материальных ценностей.
Заключение
В работе была описана методика ведения бухгалтерского учета материальных ценностей в соответствии с утвержденными положениями и нормативными актами. Были приведены счета, с помощью которых ведется учет этих операций.
Приведенная методика ведения бухгалтерского учета материальных ценностей является полной и конкретизированной, что позволяет организовать четкое управление и контроль за их учетом.
Успешное выполнение этих задач зависит от ритмичности работы предприятия, правильной организации сбыта и складского хозяйства, своевременности документального оформления хозяйственных операций.
В заключении рассмотрим полученные результаты:
Огромную роль в решении этой задачи играет четко организованный учет. Он должен оперативно обеспечивать руководителей и других заинтересованных лиц необходимой информацией для эффективного управления материальными запасами в целях оптимальных условий для изготовления высококачественной продукции и изыскания резервов снижения ее себестоимости в части рационального использования материалов.
Необходимое условие деятельности предприятий — хорошо отлаженные хозяйственные связи, т.к. они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства, своевременность отгрузки и реализации.
Четкая классификация материальных запасов по определенным признакам и выбор единицы учета необходимы для своевременной и правильной организации синтетического и аналитического учета.
Важной предпосылкой организации учета материалов является их оценка. Она имеет значение и для более эффективной организации обработки данных учета. На рассматриваемом предприятии учет ведется по фактической себестоимости.
Учет материальных ценностей на предприятии отвечает как условиям производственного потребления материалов, так и требованиям организации складского хозяйства, и обеспечивает выполнение одной из основных задач учета — контроль за сохранностью материальных ценностей во время их приемки и хранения.
1. И. И. Бочкарева, Г. Г. Левина, Бухгалтерский финансовый учет, 2010 г.
2. Н. А. Каморджанова, И. В. Карташова, Бухгалтерский финансовый учет, 3- издание, 2008 г.
3. Красов А. П., Бухгалтерский учет, 2012 г.
4. Мельников И. Бухгалтерский учет, 2009 г.
5. Положение по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. ПБУ 5/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.01 г. № 44н
6. Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» .