Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Экономические кризисы

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Преобразования последних лет в России не просто затронули различные аспекты развития страны, но и привели к серьезным изменениям в экономической и социальной сферах. В силу обрушавшегося осенью 2008 г. на страну кризиса социальные проблемы стали настолько глубоки, что очевидной становится необходимость систематического и последовательного их разрешения, возникла потребность вмешательства… Читать ещё >

Экономические кризисы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание Введение.

1. Сущность и основные характеристики экономических кризисов.

1.1 Природа экономических кризисов.

1.2 Классификация экономических кризисов.

1.3 Воздействие кризисов на экономику.

2. Экономические кризисы в России.

2.1 Кризис 90-х годов.

2.2 Августовский кризис 1998 года.

2.3 Мировой финансовый кризис 2008 года.

3. Прогнозный экономический кризис в России Заключение Список литературы.

Введение

Кризис экономики чреват полной хозяйственной разрухой и усилением деградации общества. Поэтому требуется объективный и глубокий анализ данного явления, приобретшего в переходный период новые черты. Всестороннее научное исследование необходимо для того, чтобы правильно оценить эту болезненную фазу в развитии общественного производства, выработать и применить надежные и эффективные меры по ограничению ее продолжительности и потерь, найти пути выхода из ситуации для последующего подъема экономики. Решению таких задач поможет, в частности, выяснение закономерностей и взаимосвязей кризисов в производственной, научно-технической и социокультурной сферах, политических и государственно-правовых отношениях, экологии.

Проблема экономических кризисов актуальна в настоящее время в нашей стране. Исследования экономических кризисов на мировом уровне, в частности в России, должно помочь экономистам все-таки научиться безболезненно и быстро выходить из них. Помимо этого очень важно исследовать причины возникновения экономических циклов и выяснить, как сглаживаются амплитуды их колебаний, чтобы использовать эти знания для сглаживания этих циклов, дабы они не оказывали такого разрушительного воздействия на экономику.

Цель данной работы — изучение причин и последствий экономических кризисов в России.

Задачи работы:

· Изучить сущность, причины, виды и последствия экономических кризисов.

· Проанализировать причины и последствия кризисов российской экономики.

· Проанализировать перспективный экономический кризис и возможные сценарии его протекания.

Предмет исследования — экономические кризисы.

Объект исследования — глобальные экономические процессы в России.

1. Сущность и основные характеристики экономических кризисов

1.1. Природа экономических кризисов.

Понятие кризис имеет много уровней и трактовок. Выражение «кризис» происходит от греческого слова «crisis», которое означает «приговор, решение по какому-либо вопросу, или в сомнительной ситуации». Также может означать «выход, решение конфликта». Но современное значение слова наиболее частое применение находит у Гиппократа и врачей: и кризис означает решающую фазу развития болезни. В этом смысле речь заходит о «crisis» тогда, когда болезнь усиливает интенсивность или переходит в другую болезнь или вообще заканчивается смертью.

В XVII-XVIII столетиях понятие кризис стало применяться и в отношение к процессам происходящим в обществе, как-то военные, политические кризисы, при этом использовалось почти не измененное значение кризиса взятое из медицины.

И наконец в ХIX веке значение перешло в экономику. «Классическое» экономическое понятие кризиса, сформировавшееся в то время, означает не желаемую и драматическую фазу в капиталистической экономической системе, характеризующейся колебаниями и негативными явлениями, помехами.

Каждый кризис созревает в фазах оживления и подъема. Это фазы устойчивого расширения производства. В этот период увеличиваются доходы населения и растет совокупный потребительский спрос. Рост потребительского спроса побуждает предпринимателей расширять производственные мощности и увеличивать капиталовложения. Следовательно, растет спрос на средства производства. Увеличение общего совокупного спроса начинает опережать темпы роста общественного производства. Кругообороты индивидуальных капиталов протекают беспрепятственно, снижается острота конкурентной борьбы. Поэтому уменьшаются стимулы новых внедрений, обновления производства. Воспроизводство протекает на преимущественно экстенсивной основе. Такое развитие продолжается до тех пор, пока темпы роста производства не начинают опережать темпы роста платежеспособного спроса. Когда это происходит, то наступает перепроизводство товаров, а вместе с ним и экономический кризис. Экономический кризис обнаруживает перенакопление капитала, которое выступает в трех формах: перепроизводство товарного капитала (рост нереализованной продукции), перенакопление производительного капитала (увеличение недогрузки производственных мощностей, рост безработицы), перенакопление денежного капитала (увеличение количества денег, не вложенных в производство). Общим результатом перенакопления капитала становится рост издержек производства, падение цен и, следовательно, прибыли.

Но экономический кризис обнаруживает не только предел, но и импульс в развитии экономики, выполняя стимулирующую («очистительную») функцию. Во время кризиса возникают побудительные мотивы к сокращению издержек производства и увеличению прибыли, усиливается конкуренция. Экономический кризис приводит к моральному износу средств производства, не способных обеспечить прибыльное функционирование капитала. Он же создает стимулы для обновления капитала на новой технической основе. Поэтому кризис дает начало преимущественно интенсивному развитию экономики. С ним кончается предыдущий период развития и начинается следующий. Кризис — важнейший элемент механизма саморегулирования рыночной экономики. Таким образом, цикличность как форма движения рыночной экономики имеет своим эпицентром кризис, в котором обнаруживаются и предел, и импульс роста экономики. Вызывая массовый моральный износ основного капитала, кризис расчищает путь для массовых инвестиций, причем на новом техническом уровне.

Но переход к расширению производства и к его обновлению не может произойти в один момент. Поэтому на смену кризису приходит фаза депрессии. В кризисе создаются условия для интенсификации экономики. В ходе депрессии эти условия закрепляются и начинается период интенсивного развития, который охватывает всю следующую фазу — оживление. В конце фазы оживления стимулы обновления исчерпывают себя. И следующая фаза цикла — подъем — снова начинает экстенсивное развитие. [16, с. 268].

Таким образом, причина циклического характера развития экономики кроется в конфликте условий производства и условий реализации, в противоречии между производством, стремящимся к расширению, и не успевающим за ним ростом платежеспособного спроса. Существенные изменения в совокупном предложении и совокупном спросе обнаруживаются в экономическом Кризисе, который является не только нарушением пропорциональности общественного производства, но и толчком к равновесию и сбалансированности экономики. Механизмом циклического движения выступает падение цен (соответственно обесценение основного капитала и снижение заработной платы).

На длительность и глубину экономического кризиса существенно влияет колебание инвестиций. Кризис образует исходный момент для новых массовых капиталовложений. Это связано с тем, что, во-первых, кризис обесценивает основной капитал и тем самым создает условия для обновления производственного аппарата. Во-вторых, кризис принуждает к обновлению основного капитала на новой технической базе, что вызывает снижение издержек производства и восстановление докризисного уровня прибыли. Массовый моральный износ основного капитала, вызванный кризисом, заставляет всех предпринимателей применять новую технику. Следовательно, кризис расчищает путь для массовых инвестиций, помогая экономике перейти в другую фазу. Поэтому обновление основного капитала является материальной основой периодичности кризисов и продолжительности цикла.

В ходе всего экономического цикла динамика производства неразрывно связана с движением основного капитала и совершается на базе этого движения. Кризис завершает период оборота большинства индивидуальных капиталов и в то же время дает начало новому циклу оборота. Тем самым создается новая материально-техническая база для следующего экономического цикла.

Таким образом, цикличность как форма движения рыночной экономики имеет своим эпицентром кризис, в котором обнаруживаются и предел, и импульс роста экономики. Вызывая массовый моральный износ основного капитала, кризис расчищает путь для массовых инвестиций, причем на новом техническом уровне. Следовательно, моральный износ техники и динамика научно-технического прогресса превращает обновление основного капитала в синхронное в масштабах всей экономики. А изменчивость конъюнктуры придает массовому обновлению основного капитала дополнительную неравномерность. Отсюда непрерывные колебания деловой активности, чередование преимущественно экстенсивного (фаза подъема) и преимущественно интенсивного (после кризиса) типов экономического роста. А реальный циклический процесс предстает сложным явлением, обусловленным оборотом основного капитала, научно-техническим прогрессом, динамикой конъюнктуры. Структурные кризисы порождаются глубокими диспропорциями между развитием отдельных сфер и отраслей производства. Поэтому они носят длительный характер и не укладываются в рамки одного экономического цикла. Функция структурных кризисов — временное разрешение противоречий международного разделения труда. Их возникновение связано с конфликтом между развитыми государствами и развивающимися странами после крушения колониальной системы. Это выразилось в глубокой диспропорциональности мирового развития, когда низкие цены на нефть и сырье, навязанные молодым развивающимся странам, привели к относительной нехватке этих товаров. Установление суверенитета, распоряжение своими природными ресурсами позволили развивающимся странам добиться более справедливых цен на сырье и увеличить доходы от экспорта. Но развитые страны сумели в 80-е годы за счет применения дешевых заменителей и перехода на ресурсосберегающие технологии добиться снижения цен на нефть и сырьевые товары.

1.2 Классификация экономических кризисов.

Все многообразие экономических кризисов можно классифицировать по трем разным основаниям.

Первое основание — по масштабам нарушения равновесия в хозяйственных системах:

1. Общие кризисы охватывают все национальное хозяйство.

2. Частичные распространяются на какую-либо одну сферу или отрасль экономики, например:

· Финансовый кризис — глубокое расстройство государственных финансов. Оно проявляется в постоянных бюджетных дефицитах (когда расходы государства значительно превышают его доходы). Крайним проявлением финансового краха является неплатежеспособность государства по иностранным займам (во время мирового экономического кризиса 1929; 1933гг. прекратили платежи по внешним займам Великобритания, Франция, Германия, Италия. В 1931 г. США на год отсрочили все платежи по внешним долгам). В августе 1998 г. финансовый кризис огромной силы разразился в России.

· Денежно-кредитный кризис — потрясение денежного-кредитной системы. Происходит резкое сокращение коммерческого и банковского кредита, массовое изъятие вкладов и крах банков, погоня населения и предпринимателей за наличными деньгами, падение курсов акций и облигаций, а также нормы банковского процента.

· Валютный кризис выражается в ликвидации золотого стандарта в обращении на мировом рынке и обесценении валюты отдельных стран (нехватка иностранных «твердых» валют, истощение валютных резервов в банках, падение валютных курсов).

· Биржевой кризис — резкое снижение курсов ценных бумаг, значительное сокращение их эмиссий, глубокие спады в деятельности фондовой биржи.

Второе основание классификации кризисов — по регулярности нарушения равновесия в экономике:

1. Периодические кризисы повторяются регулярно через какие-то промежутки времени.

2. Промежуточные не дают начала полного делового цикла и прерываются на каком-то этапе; являются менее глубокими и менее продолжительными.

3. Нерегулярные кризисы имеют свои особые причины возникновения.

Отраслевое потрясение охватывает одну из отраслей народного хозяйства и вызывается изменением структуры производства, нарушением нормальных хозяйственных связей и др. Примерами могут служить упадок морского судоходства в 1958; 1962 гг., приостановка производства текстильной промышленности в 1977 г.

Аграрный кризис — это резкое ухудшение сбыта сельскохозяйственной продукции (падение цен на сельскохозяйственную продукцию).

Структурный кризис обусловлен нарушением нормальных соотношений между отраслями производства (однобоким и уродливым развитием одним отраслей в ущерб Другим, ухудшением положения в отдельных видах производства). Например, в середине 70-х годов возникли большие трудности в обеспечении западных стран сырьем и энергоносителями.

Третье основание классификации кризисов — по характеру нарушения пропорций воспроизводства. Здесь выделяются два их вида:

1. Кризис перепроизводства товаров — выпуск излишнего количества полезных вещей, не находящих сбыта.

2. Кризис недопроизводства товаров — острая их нехватка для удовлетворения платежеспособного спроса населения. [3, с.189−190].

Из всего многообразия кризисов рассмотрим более подробно кризис, который входит в экономический цикл и кризис предприятия.

1.3 Воздействие кризисов на экономику.

Наличие кризисных явлений в экономике следует воспринимать со следующих позиций. Во-первых, какое-то число кризисов в экономике является отражением (издержками) экономического развития, по аналогии с трением скольжения в механике, обеспечивающим перемещение тел в пространстве. Следовательно, кризисное явление может иметь отрицательное и положительное значение.

Кризис — неотъемлемый элемент социальной эволюции и одно из основополагающих условий общественного прогресса. Экономическая система состоит из множества элементов, поэтому точно предсказать результат постоянного взаимодействия ее составляющих практически невозможно.

Во-вторых, в экономике происходят кризисы-катастрофы. Это в основном кризисные явления, поражающие целиком экономическую систему и приводящие к значительным социальным потерям (высокой безработице, гиперинфляции, сокращению сбережений, разрушению инновационного потенциала страны, спаду производство, нарушению режима воспроизводства основного капитала, обесценению интеллектуальной и других видов собственности, сокращению потенциала финансовой, банковской сферы и т. д.

Экономические кризисы имеют две стороны. Одна из них — разрушительная. Она связана с решительным устранением сложившихся ненормальных пропорций в хозяйстве. Нередко большие излишки товаров варварски уничтожались.

Другая сторона — оздоровительная. Она неизбежна, поскольку во время депрессии падение цен делает производство невыгодным: оно не дает обычной, средней прибыли. Выходу из этого тупика помогает обновление основного капитала (его активной части — машин, оборудования). Это позволяет удешевить изготовление продукции, сделать ее в достаточной степени прибыльной.

2. Экономические кризисы в России

2.1 Кризис 90-х годов.

В основе экономических кризисов лежит резкое нарушение нормального соотношения предложения и спроса товаров и услуг в масштабе макроэкономики. Такое нарушение может предстать в двух вариантах. В первом варианте, который мы уже рассмотрели, производство и предложение товаров значительно обгоняют спрос населения. Теперь нам предстоит проанализировать второй вариант, при котором платежеспособный спрос обгоняют предложение. Во втором случае наступает необычный для высокоразвитых стран кризис недопроизводства. Именно такой кризис имел место в нашей стране в 90-х годах. Чем он объясняется?

Первая причина заключается в том, что в СССР государство полностью монополизировало экономику и базировало ее на постоянной нехватке средств производства для гражданских отраслей хозяйства, в том числе для изготовления предметов потребления. Что же удивительного в том, что логическим продолжением и завершением такого дефицита явился кризис недопроизводства?

Другой причиной кризиса стала глубокая деформация структуры народного хозяйства. Мы знаем, что такая деформация — следствие преобладающего роста I и III подразделений, слабого развития II подразделения и сферы услуг.

Отрицательную роль сыграла ориентация на преимущественно экстенсивное развитие хозяйства. Предпосылки кризиса недопроизводства возникли еще в 70-х годах, когда экстенсивный путь стал исчерпывать свои возможности, что сказалось на снижении темпов экономического роста. Если среднегодовые темпы прироста национального дохода в нашей стране в 1966;1970гг. составили 7,8%, то в 1971;1975гг. — 5,7, в 1976;1980гг. — 4,3, в 1981;1985 гг.- 3,2 и в 1986;1990 гг. — 1,3%.

Кризис недопроизводства во многом обусловлен застойным состоянием сельского хозяйства, продукция которого служит исходной основой более 2/3 фондов текущего потребления в составе национального дохода. В течение 70−80-х годов урожай зерна, хлопка-сырца, сахарной свеклы, картофеля и овощей находился на неизменном уровне. По оценкам специалистов, неудовлетворенный спрос населения на продукты питания достиг 1/3 объема их производства.

Замедленный рост количества предметов потребления на протяжении шести десятилетий привел к тому, что они стали составлять только 25% во всей продукции промышленности, а остальная доля приходилась на средства производства и военную продукцию (в высокоразвитых странах предметы потребления составляют 35−45% объема индустриального производства).

Третьей причиной кризиса недопроизводства явилась глубоко ошибочная экономическая политика, которая проводилась во второй половине 80-х годов и начале 90-х годов. Эта политика была направлена на все большее увеличение денежных выплат населению. Она полностью противоречила реальному состоянию экономики, поскольку производство товаров для населения не увеличивалось. В 1986;1990гг. рост денежной массы в обществе в 6 раз обгонял увеличение валового национального продукта. Это привело к серьезному нарушению закона денежного обращения. Пришли в движение своеобразные «ножницы», лезвия которых — производство, предложение товаров и покупательский спрос — все более удалялись друг от друга. В результате налицо было обострение кризиса недопроизводства, который переплелся с глубоким структурным кризисом.

Каково же течение экономического кризиса в России периода реформ?

Во-первых, во время реформ не был преодолен кризис недопроизводства. В 1997 г. валовой внутренний продукт составил к уровню 1990 г. (равен 100%) только 60%, объем промышленного производства — 49% и объем продукции сельского хозяйства — 64%. Все это сказалось на снижении места экономики России в системе международных координат. По величине создаваемого ВВП наша страна замыкает десятку крупнейших стран мира, а по размеру ВВП на душу населения мы опережаем Индию и Китай, но отстаем от таких латиноамериканских стран, как Мексика и Бразилия. По объему промышленного производства Россия находится на 5-м месте в мире (после США, Японии, Китая, Германии), однако в расчете на каждого жителя она входит во вторую десятку.

Во-вторых, внешнее течение кризиса недопроизводства в ходе реформ несколько изменилось. С одной стороны, в результате быстрого инфляционного роста цен покупательная способность населения резко и сильно снизилась и стала отставать от предложения товаров и услуг. С другой же стороны, отечественное производство предметов потребления непрерывно падает. Покупательский спрос в значительной мере покрывается за счет импорта зарубежных товаров. С 1992 по 1998 г. товарные ресурсы для розничного товарооборота за счет собственного производства снизились с 77 до 52% всего объема таких ресурсов.

В-третьих, если на Западе во время кризисов государство резко усиливает свое воздействие на спрос и предложение, то в России (особенно в 1992;1994 гг.) государство самоустранилось от активного противодействия спаду отечественного производства. Ставка делалась на стихийный рынок. Но этот расчет себя не оправдал. [9].

Бесспорно, во всех печальных событиях был и определенный элемент невезения: во-первых, общая неустойчивость финансовых рынков развивающихся стран, породившая повальную панику среди портфельных иностранных инвесторов, и во-вторых, крупное падение мировых цен на нефть, разом снизившее общие доходы России от экспорта примерно на 10−15%. И все-таки объяснить сегодняшнее бедственное положение этим было бы непростительным упрощением.

2.2 Августовский кризис 1998 года.

Осень 1998 года — самый трудный период за все годы радикальных экономических реформ, проводимых в России. Кризис, о возможности и неизбежности которого давно предупреждали ведущие экономисты нашей страны и зарубежные представители экономической науки. Кризис похоронил под собой всю денежно-финансовую систему страны.

Российская экономика переживала финансовый кризис, начиная с осени 1997 г., который в августе 1998 г. вступил в острейшую фазу. Составные элементы этого кризиса хорошо известны и неоднократно упоминались в научной и публицистической печати, а именно: дефицитный бюджет и основанный на нем рост государственной задолженности; неуклонное ухудшение финансового положения реального сектора; острая напряженность на валютном рынке, выявившая теснейшую связь состояния экономики с непонятным межстрановым движением спекулятивного капитала; неустойчивость банковской системы, сопряженная с высокой долей «плохих долгов», большими валютными пассивами и малыми валютными активами, чрезмерной зависимостью от вложений в высокодоходные государственные долговые обязательства, и т. д. [11].

Известно, что непосредственными причинами обвала рубля 17 августа 1998 г. явились сокращение валютных поступлений от экспорта энергоносителей и уход в 1997;1998 гг. за рубеж спекулятивного капитала с рынка ГКО. Именно он стал эпицентром кризиса, так как на нем совместились все кредитные и валютные риски — большая вероятность наступления неплатежеспособности российского государства и девальвации рубля. Очевидно, что если бы российское государство вместо допущения нерезидентов на рынок ГКО выпускало бы для них и резидентов номинированные в долларах или инвалютных рублях облигации, то можно было бы устранить валютный риск и таким способом снизить стоимость обслуживания государственного долга и уменьшить масштабы кризиса. И если бы Центральному банку не нужно было бы поддерживать рынок ГКО, он мог бы осуществлять только обеспеченную эмиссию, что предотвратило бы обвал рубля.

Когда власти избрали политику удержания курса рубля ценой повышения ставки рефинансирования до 150%, то обвал пирамиды ГКО-ОФЗ стал неизбежен. В итоге финансовая катастрофа нанесла сильнейший удар и по самим олигархам. Все это получило соответствующую оценку мировой финансовой системы: кредитные рейтинги России опустились до уровня слаборазвитых африканских стран. Хотя обвал рубля и резкий скачок цен повергли население в шок, многим стало казаться, что до этого было «не так уж и плохо». Но на деле системный кризис в стране развивался с начала 90-х годов непрерывно, и в августе 1998 г. он лишь приобрел явные формы.

Стало общим местом утверждение, что российская программа стабилизации экономики и финансов не являлась антикризисной, ибо ее основная установка сводилась к очередному наращиванию внешних займов, призванных поддержать пирамиду ГКО-ОФЗ за счет конвертации части внутренних краткосрочных обязательств в долгосрочные внешние. Практически эта программа давала дополнительные гарантии по сохранению фиксированного обменного курса для удержания иностранных спекулянтов на рынке российских государственных облигаций. Как правило, кредитов МВФ хватало только на период стабильного курса рубля, и этот период использовался финансовыми спекулянтами для выхода из пирамиды ГКО до ее краха. Тем самым реальный смысл запрограммированных «антикризисных мер» заключался в возможности вывезти из России капитал с запланированной сверхприбылью и без риска потерь на девальвации рубля.

Подлинная сущность российского финансового кризиса — это, во-первых, явное «разрешение на махинации» в банковской сфере без использования жестких методов контроля над операциями банков — будущих банкротов, и, во-вторых, очевидная и беспрецедентная неликвидность реального сектора. У Центрального банка с его многотысячным штатом и защитой его интересов правоохранительными органами были, есть и будут возможности поставить заслон любым махинациям с активами.

Большую роль в обвале рубля сыграла не столько «недостаточность» экспортных доходов или заимствований у МВФ, сколько широкомасштабная утечка капитала. По разным оценкам, в последнее время она составляла 20−30 млрд долл. в год, а за 1992;1996 гг. — около 90 млрд долл. Эта практика продолжается. Но именно здесь роль государства в рыночной экономике должна быть определяющей, именно здесь привлечение правоохранительных органов в деле противодействия отмыванию денег должно быть приоритетным.

Надо вернуть в Россию большую часть незаконно вывезенного капитала. Для выполнения этой трудной задачи нужны новые, нетривиальные подходы. Ясно, что одними административными запретами тут не обойтись. Но остановить «бегство капиталов», разорение государства, фирм и граждан можно только решительным укреплением платежной и налоговой дисциплины, системы валютного и таможенного контроля, внедрением и развитием системы конкурентоспособного производства.

Начиная с октября 1998 г. индекс экономической активности в России, который строится как среднее геометрическое весовых индексов промышленной продукции, сельского хозяйства, строительно-монтажных работ и розничного товарооборота, в течение 1999 г. уверенно растет, а интенсивность роста производства достигает 7% в год.

Для того чтобы тенденция катастрофического спада в считанные месяцы сменилась тенденцией резкого роста, оказалось достаточным провести девальвацию рубля и не мешать. Начался процесс импортозамещения в результате существенного ослабления конкуренции импортных товаров на российских рынках. Появился эффект расшивки денежного спроса внутри страны благодаря более-менее реальному соотношению темпов роста внутренних цен и номинального обменного курса рубля к доллару, снижению нормы накопления в рублях и валюте (население еще как бы по инерции пытается поддерживать докризисный уровень потребления).

Хорошо, что предприятия, фирмы и другие хозяйствующие субъекты, лишившись такого универсального спекулятивного финансового актива, как ГКО-ОФЗ, утратили важнейший канал «непроизводительного» отвлечения денежных доходов, что способствует оживлению и монетизации хозяйственного оборота. Следует отметить резкий рост экспорта в связи с текущим подъемом мировых цен на нефть и некоторые цветные металлы, ослабление денежного голода, что отразилось в снижении доли бартера в расчетах — с 54% в июле 1998 г. до 46% в марте 1999 г. Живые деньги, уходящие до кризиса в импорт, стали оставаться в России, утоляя денежный голод в экономике. Устойчиво начали расти продажи российских продуктов питания, одежды, обуви, бытовой техники, автомобилей. При этом важно подчеркнуть, что экономическая политика современного российского правительства не мешает тенденции к экономическому росту. [7].

2.3 Мировой финансовый кризис 2008 года.

Мировой финансовый кризис 2008 года — экономический кризис, проявившийся в 2008 году в форме ухудшения основных экономических показателей в большинстве стран.

Его непосредственным предшественником был ипотечный кризис в США, первые признаки которого появились в 2006 году в форме снижения числа продаж домов и в начале 2007 года переросли в кризис высокорисковых ипотечных кредитов (subprime).

Довольно быстро проблемы с кредитованием ощутили и надежные заёмщики. Постепенно кризис из ипотечного стал трансформироваться в финансовый и стал затрагивать не только США. К началу 2008 года кризис приобрёл мировой характер и постепенно начал проявляться в повсеместном снижении объемов производства, снижении спроса и цен на сырьё, росте безработицы.

Первый этап кризиса — с июля 2007 до августа 2008 г. — характеризовался развитием американского ипотечного кризиса, списанием огромных средств по закладным банками и первыми банкротствами. Только за это время мировая финансовая система понесла потери в сумме примерно до 800 млрд долл.

Второй этап — кризис ликвидности — Ипотечный кризис в США (2007) спровоцировал в сентябре 2008 года кризис ликвидности мировых банков: банки прекратили выдачу кредитов, в частности кредитов на покупку автомобилей. Как следствие, объёмы продаж автогигантов начали сокращаться. Три автогиганта Opel, Daimler и Ford сообщили в октябре о сокращении объёмов производства в Германии. Из сферы недвижимости кризис перекинулся на реальную экономику, началась рецессия, спад производства. Спред LIBOR-OIS (показывающий разницу между ставкой LIBOR и фьючерсом на официальную ставку Центробанка — свидетельство доступности денег на межбанковском рынке) в конце сентября 2008 года превысил для долларовых кредитов 200 базисных пунктов, а в начале октября — 250. Клиенты в массовом порядке изымали сбережения со своих счетов. Банкротство Lehman Brothers привело к сомнениям в возможности выплат страховых компаний, страхующих от рисков банкротства кредитуемых (CDS), что привело к кризису самого инструмента CDS и резкому увеличению рисков страхования, вылившийся в кризис доверия между банками и резкий рост ставок кредитования, что особенно сильно сказалось на развивающихся кредитных рынках.

Третий этап — паралич кредита, вытекающий из кризиса ликвидности и недоверия внутри банковской системы. Чем дольше он продолжается, тем больше вреда наносит текущей экономической деятельности, но особенно — будущим капиталовложениям.

Внешние причины финансового кризиса в России: резкое падение цен на нефть с 150 $ до 40 $ за баррель. Финансовая катастрофа в США и последовавшая за ней цепная реакция по всему миру. Мировой кризис ликвидность, ограничивший доступ российских компаний к дешевым иностранным кредитам.

Внутренние причины финансового кризиса в России: Сильная зависимость экономики России от цен на энергоносители (нефть и газ). Экономика России ориентированная на экспорт сырьевых товаров столкнулась с ситуацией, когда спрос и цены на сырье упали. Банковская система так и не набрала силу, Сбербанк является фактически монополистом на рынке банковских услуг, большая часть населения страны не стремиться хранить деньги в банках, тем более в банках, которые являются коммерческими. Система, стоящая на 2−3 банках (Сбербанк, ВЭБ, Газпромбанк) очень зависима от этих монопольных банков, причем эти банки контролируются государством в большой степени [12].

Масло в огонь добавило действия властей в отношении к бизнесу (Мечел, ТНК-BP), вмешательство России в грузино-осетинский конфликт. Резкий отток иностранного капитала в августе-сентябре 2008 года. Так же, ситуацию осложнила слабая банковская система, что вызвало кризис ликвидности и банковский кризис в России. После чего предприятия перестали получать доступ к дешевым кредитам. Усугубили финансовый кризис в России долги корпораций, которые сравнимы с ЗВР.

Последствия финансового кризиса могут быть самыми разными, кризис вызовет как положительные, так и отрицательные изменения в экономике. Теперь уже ясно, что будет снижение доходов населения. Снижение курса рубля по отношению к другим валютам, то есть девальвация рубля (резкая или плавная). Происходит замещение частного капитала государственным.

Из-за финансового кризиса в России в 2008;2009 годах правительство уже пошло на сокращение государственных проектов в области инфраструктуры и строительства. Крупнейшие компании сокращают свои инвестиционные программы. Кризис коснулся уже каждого предприятия и каждого сотрудника, предприятия сокращают рабочий день и рабочую недели. Некоторые компании проводят сокращение персонала. Банки подняли ставки по кредитам, сворачивают ипотечные программы.

Из положительных моментов последствий финансового кризиса в России можно выделить оздоровление экономики, оживление предпринимательской инициативы, замещение импортных товаров — отечественными. Разорение неконкурентоспособных предприятий и развитие более эффективных и жизнеспособных. Повышение уровня конкуренции и как следствие, снижение цен на некоторые товары. Кризис в России уже вызвал снижение цен на бензин, на недвижимость и землю, сдувание многих пузырей на разных рынках [12].

Прогнозы экономистов по кризису в России.

Михайл Хазин президент компании экспертного консультирования «Неокон»: «Кризис сильно изменит и уже начинает менять структуру цен, да и структуру потребления. И я не исключаю, что семьям и среднего достатка придется ограничивать потребление, будь-то бензиновое или продовольственное.» .

Евгений Ясин научный руководитель Высшей школы экономики, профессор: «В России есть возможность выбраться из этой ситуации быстро, может, за год, но с определенными потерями… У нас в торговле ограниченная роль. И в этом наше счастье, мы не попали в эпицентр урагана. В результате сегодня мы имеем все шансы, чтобы выбраться из кризисной ситуации… Если мы согласимся, что темпы экономического роста снизятся, а государственные расходы значительно сократятся, чтобы снизить инфляцию, то все проблемы будут решены» .

Михаил Делягин директор Института проблем глобализации:" Я боюсь, что это надолго и никто не знает насколько, большая часть бизнеса еще не поняла, что происходит" .

Линдон Ларуш крупнейший американский экономист: «Невозможно дать простой прогноз, события могут развиваться по-разному. Например, крупные долларовые инвесторы, такие как Китай и другие страны, начнут менять валюту. В том числе и Россия будет пытаться налаживать более тесное сотрудничество с Европой и другими странами. Деньги будут выводиться из долларовой зоны. И это исключительно защитная мера — весь мир в курсе стремительного обвала доллара. Некоторые страны предпочтут комбинацию различных валют, а не только доллары. «.

Теперь остановимся на некоторых показателях уровня жизни населения нашей страны. По данным Минэкономразвития России рост ВВП в 2009 г. сохранился на уровне предварительного прогноза — 91,5% (таблица 1). В IV квартале 2009 г. спад ВВП уменьшился до -4,8%, против — 9,9% в январе-сентябре 2009 г.

Таблица 1 Основные показатели развития экономики России за 2008 2009 гг. (в % к соответствующему периоду предыдущего года).

Показатели.

2008 г.

2009 г.

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

год.

ВВП.

105,6.

90,2.

89,1.

91,1.

95,2.

91,5.

Индекс потребительских цен, за период, к концу предыдущего периода.

113,3.

105,4.

101,9.

100,6.

100,8.

108,8−109.

Реальные располагаемые денежные доходы населения.

102,9.

99,9.

102,6.

95,4.

104,5.

100,7.

Реальная заработная плата.

111,5.

99,2.

96,1.

94,8.

96,8.

96,6.

За рассматриваемый период (2008;2009 гг.) величина индекса потребительских цен за 2009 г. по предварительным данным сократилась до 8,8−9% (в 2008 г. — 13,3%). Снижение инфляции отразилось на пересмотре оценок большинства социальных показателей.

С учётом уточненных данных на 14,9 п.п. в 2009 г. по сравнению с 2008 г. уменьшился размер реальной заработной платы до 96,6%. Величина реальных располагаемых доходов населения в 2009 г. по сравнению с 2008 г. уменьшилась на 2,2 п.п. и составила 100,7%. Тем не менее имеет место повышение темпа роста реальных располагаемых доходов населения в 2009 г., что обусловлено как ростом пенсий и социальных пособий, так и значительной продажей населением иностранной валюты.

В связи с изменением индекса потребительских цен и уточненными данными величины прожиточного минимума за I-III кварталы 2009 г., несколько скорректирована оценка прожиточного минимума населения на 2009 г. — 5 185 руб. (5 323 руб. по предварительной оценке).

На основе данных текущей статистики по итогам 2009 г. численность занятых в экономике составила 69,7 млн. человек (в 2008 г. -70,9 млн. человек). Общая безработица, рассчитанная по методологии МОТ, в 2009 г. составила 6,5 млн. человек или 8,9% (рис. 1) экономически активного населения (в 2008 г. — 4,8 млн. человек или 6,4%).

Рис. 1. Уровень безработных по методологии МОТ за 2000;2009 гг., %.

В результате снижения величины прожиточного минимума и более высоких темпов роста доходов населения доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в 2009 г. составила около 15% (порядка 21,1 млн. человек), тогда как в 2008 г. значение данного показателя составляло 13,1% (18,5 млн. человек), что не идёт ни в какое сравнение с ситуацией 1990 г. — 1,6% (2,3 млн. человек).

Преобразования последних лет в России не просто затронули различные аспекты развития страны, но и привели к серьезным изменениям в экономической и социальной сферах. В силу обрушавшегося осенью 2008 г. на страну кризиса социальные проблемы стали настолько глубоки, что очевидной становится необходимость систематического и последовательного их разрешения, возникла потребность вмешательства государства. Необходимо отметить, что правительством России был предпринят ряд антикризисных мер, среди которых разработка и введение в силу пакета антикризисных законов, предоставление гражданам возможности досрочного использования материнского капитала, возможность реструктуризации кредитов для лиц, потерявших работу, увеличение суммы имущественного вычета при исчислении НДФЛ при покупке жилья с 1 до 2 млн руб., увеличение пенсий и пособий и другие [4].

Так в 2009 г. правительство четыре раза индексировало пенсии. В результате к концу 2009 г. средний размер трудовой пенсии составил 6 280 руб. В 2010 г. средний размер трудовой пенсии составит 7 902 руб.

Но многие вопросы, которые требуют непосредственного вмешательства государства, остаются открытыми. Так в начале 2010 г. ожидается очередной рост тарифов на услуги ЖКХ. В зависимости от региона и населённого пункта он составит от 10 до 30% (в среднем 20−25%) (таблица 2).

Таблица 2 Рост основных тарифов ЖКХ для населения в 2010 г. (в среднем по России).

Показатели.

Рост тарифов ЖКХ в 2010 г., %.

Электроэнергия.

Природный газ.

15 (в два этапа — с 1 января и с 1 апреля).

Тепловая энергия.

И все многочисленные «пенсионные усилия» правительства аннулируются одним-единственным повышением тарифов ЖКХ, которое поглотит все надбавки, если не больше.

Реальные денежные доходы населения и в лучшие-то годы отставали от темпов роста тарифов (таблица 3), а теперь и подавно. Казалось бы, в условиях кризиса тарифы можно было бы притормозить, чтобы дать передышку населению. Но этого не случилось.

Таблица 3 Прирост тарифов ЖКХ и реальных денежных доходов населения РФ за 2004;2009 гг.

Год.

Рост тарифов ЖКХ (в % к предыдущему году.

Рост реальных денежных доходов населения (в % к предыдущему году).

23,5.

32,7.

17,9.

13,8.

16,4.

2,9.

19,4.

0,7.

Кроме того если посмотреть на темпы, с какими происходит ежегодное удорожание тарифов на услуги ЖКХ, можно заметить, что эти темпы намного опережают инфляцию в стране. Так, в 2008 г. инфляция, согласно данным Росстата, составила 13,3%, в 2009 г., по предварительным итогам, — будет составлять около 9%. В то же время тарифы на коммунальные услуги подорожали за минувший год в среднем на 20−25%.

За последнее время народ стал все больше приходит к убеждению, что большинство реформ, проводимых государством и особенно в период кризиса, направлено не на реальное улучшение жизни населения, а на укрепление крупного частного капитала. Государственные чиновники, многие из которых являются совладельцами огромных капиталов увещевают о том, что повышение тарифов на коммунальные услуги связано с ростом цен на энергоносители и в первую очередь на газ. А цены на газ повышаются потому, что согласно действующей программе они должны быть постепенно приведены к уровню мировых.

Не в худшем положении и нефтяные магнаты. Рост цен на бензин ежедневно ощущают миллионы владельцев транспортных средств. И здесь нас без устали убеждают нефтяные монополисты, что снижению цен на заправках препятствуют конъюнктура мировых цен на углеводороды. Но возникает вполне оправданный вопрос: почему в США вслед за значительным удешевлением нефти розничные цены на бензин к декабрю 2008 г. упали более чем в 2 раза, достигнув в ряде штатов отметки в пересчете на российскую валюту 12−13 руб. за литр. Ничего подобного не произошло в России.

Не меньшую озабоченность вызывает в стране ситуация с постоянным ростом цен на фармацевтическом рынке. Здесь, как ни в одной другой области, сказывается неимоверное число посредников при продаже лекарств.

А вопиющий разрыв в доходах, разве это не показатель качества и уровня жизни российских граждан. Вот уже более десяти лет не стихает в стране разговор на эту тему. А что изменилось? Ничего. До сих пор не введены налоги на сверхприбыли и роскошь, не создан надежный заслон в России перед потоком незаконных денег, уходящих на заграничные счета и в оффшоры. Народ не знает, кто является истинным, а не подставным владельцем сотен банков, отмывающих откаты и коррупционные накопления. Если в 1990 г. доходы 10% высокои малообеспеченного населения различались в 4,4 раза, то сегодня, это различие возросло до 14 раз (по официальным данным). По некоторым данным всего лишь 5% наших сограждан контролирует 80% всей собственности РФ, получая от неё огромные доходы, которые впоследствии оседают на счетах в зарубежных банках.

Эти и другие рыночные явления негативно влияют на качество и уровень жизни населения нашей страны. Рынок в настоящее время не является единственным регулятором экономики, необходимо в ряде случаев активное вмешательство государства. Бытующее же пока суждение о ненужности и даже вредности государственного вмешательства в экономику и в первую очередь в ценообразование и тарифную политику в условиях глобального кризиса является несостоятельным и весьма опасным [4].

экономический кризис последствие

3. Прогнозный экономический кризис в России

Не за горами новый кризис, который ожидается в 2017 году, и к нему нужно успеть подготовиться. Эксперты ЦМАКП предлагают 3 пути для российской экономики, и только один из них обеспечит удвоение ВВП к 2025 году.

Угроза новых кризисов в мировой экономике существует, и именно такой вариант развития событий эксперты ЦМАКП (Центра макроэкономического анализа и прогнозирования) взяли за основу своего долгосрочного прогноза по экономике России.

Эксперты предлагают три основных сценария в зависимости от стратегии, выбранной государством. Наиболее эффективным вариантом представляется выбор индустриальной модернизации, предполагающий сокращение пенсионных расходов. Реализация только такого сценария позволит стране нарастить реальный ВВП более чем в 2 раза к 2025 году. При этом курс доллара к рублю через 15 лет в зависимости от сценариев будет находиться на уровне 40−50 рублей.

" Сам характер действий, предпринимаемых основными глобальными игроками для преодоления кризиса создает потенциал для нового, вероятно, не менее глубокого глобального кризиса мировой экономики" , — говорится в обзоре ЦМАКП.

" Спусковым крючком" нового кризиса, отмечают эксперты, может послужить коррекция на переоцененных товарных рынках и — в худшем случае — на рынках государственного долга развитых стран (что связано, прежде всего, с рисками по казначейским облигациям США).

Поэтому свой долгосрочный прогноз экономисты центра рассчитали на основе сценария развития мировой экономики под название «Кризис двойного дна или большое W». В рамках такого сценария следующая волна кризиса ожидается в 2016;2018 гг., причем низшая точка (2017 г.) грозит мировой экономике спадом на 0,5%-1%. Следующий крупный кризис случится ориентировочно в 2027;2029 гг [8].

На момент выхода российской экономики из текущей волны кризиса (2012 г.) у нашей страны будет несколько вариантов развития, в зависимости от экономической политики.

Либерально-консервативный сценарий предполагает, что государство минимизирует свое участие в экономике, сосредоточив свои усилия на создании благоприятных условий для бизнеса и стабилизации макроэкономической ситуации. Последнее будет достигаться в том числе за счет уже опробованного властями приема — накопление бюджетных резервов в благоприятные годы и их расходование в кризисные.

Помимо того, с целью поддержания минимального бюджетного дефицита в условиях значительных социальных обязательств государство минимизирует свои расходы «экономического» характера. Также будут предприниматься меры по борьбе с инфляцией, для чего будет осуществляться переход к плавающему обменному курсу и проводится политика «дорогих денег». В этой ситуации начнется укрепление рубля с выходом на стабилизацию платежного баланса (нулевому чистому приросту золотовалютных резервов).

При этом обменный курс рубля окажется весьма неустойчивым, что само по себе становится фактором макроэкономического риска. В результате кризис 2016;2017 гг вновь снизит доходы от экспорта РФ, сократит приток иностранных инвестиций в страну и обесценит рубль.

Либерально-консервативный сценарий показывает низкие темпы роста экономики до 2018 гг, однако в посткризисный период экономика станет расти на 4,5−5,5% в год, что обеспечит резкий приток иностранных инвестиций вызванный обесценением рубля.

Развитие по этому пути даст России через 15 лет самых низкий уровень ВВП по сравнению с другими сценариями. ВВП страны к 2025 году вырастет только на 91% по сравнению с уровнем 2009 года.

При этом сценарии рубль до 2017 года будет несколько укрепляться к доллару (максимального уровня российская валюта достигнет в 2015 году, когда за 1 доллар будут давать только 25,4 рубля). Однако затем рубль начнет резко слабеть. В 2017 году за доллар будут требовать уже 32,1 рубля, а к 2025 году «деревянный» ослабеет до 41,4 рубля за доллар. Инфляция при таком сценарии через 15 лет составит всего 2% в год.

Альтернативой такому сценарию развития служат сценарии с активным участием государства в экономике, которое, в частности, сохранит режим управляемого курса рубля и предупредит укрепление валюты.

Критической точкой, требующей уточнения приоритетов политики, в этом случае станут 2015;2017 гг. К этому времени резко возрастет пенсионная нагрузка на экономику, и ухудшение мировой конъюнктуры снизит доходы бюджета РФ. На этом кризисном повороте возможны 2 сценария развития, в зависимости от той роли, которую государство на себя возьмет.

В случае реализации социально-ориентированного сценария государство займется повышением пенсий (коэффициент замещения зарплаты пенсией должен составлять не менее 35%) и других социальных расходов. Тогда как государственные инвестиции в экономику должны снизиться. При этом должна будет поддерживаться политика низких ставок, стимулирующая частные инвестиции, а также рост малого бизнеса.

Все это должно привести к снижению конкурентоспособности обрабатывающих отраслей — по крайней мере в течение 5−10 лет пока не начнет давать эффект повышение качества человеческого капитала.

Потребительский рынок при таком «социальном» сценарии начнет расти сразу же после выхода России из кризиса, тогда как конкурентоспособность отечественных товаров — только через десятилетие. Такой сценарий также характеризуется низкой привлекательностью для притока иностранных инвестиций, что будет, в том числе связано с дорогой рабочей силой.

Успешность данного сценария будет определяться созданием массового слоя инновационных компаний (в основном малых и средних) и финансовой структуры, их поддерживающей.

Социально-ориентированный сценарий характеризуется достаточно высокими темпами роста в докризисный период (до 2017 гг), что связано с ростом доходов населения. Затем экономическая динамика снизиться до уровня 3,5−4% ВВП с перспективой дальнейшего снижения. К 2025 году такой сценарий даст рост ВВП на 96% к уровню 2009 года.

Согласно этому сценарию рубль начнет дешеветь к американской валюте с 2015 года, а в 2025 году доллар будет стоить 46,9 рубля. В «социальном» сценарии инфляция в 2025 году составит 2,5% в год.

Еще один путь развития в рамках сценария с активным участием государства в экономике, который Россия сможет выбрать, — индустриальная модернизация. Этот сценарий представляется экспертам ЦМАКП наиболее эффективным, он нацелен на интенсивный экономический рост за счет роста производительности труда и инвестиционной привлекательности.

В рамках такого сценария необходимо перераспределение бюджетных ресурсов между сырьевыми и обрабатывающими секторами. Это возможно, к примеру, за счет повышения НДПИ на газ, отмечают аналитики. Также необходимо повышение государственных инвестиций, в частности, в науку и инновационную систему.

А вот расходы на пенсии при таком сценарии должны сокращаться. Пенсионный возраст следует повысить на 5 лет. Рост пенсий при этом должен быть ограничен уровнем их неснижения в реальном выражении (в результате, коэффициент замещения зарплаты снизиться вплоть до 0,25) [8].

Помимо того, государству придется проводить политику низких ставок и ослабления рубля до уровня, позволяющего стабилизировать торговый баланс.

Итак, в результате этот вариант развития обеспечит экономике России наиболее высокие темпы роста. После выхода из кризиса 2017 года ВВП страны будет прибавлять по 6% в год (это как и до кризиса в 2−2,5 раза выше темпов прироста мирового ВВП). Причем в данном сценарии достаточно высокими темпами будут развиваться как потребительский, так и инвестиционный спрос.

В случае индустриальной модернизации ВВП России к 2025 году вырастет в 2,26 раза по сравнению с уровнем 2009 года. Правда, инфляция при «индустриальном» сценарии также покажет более высокий рост, по сравнению с другими сценариями, и в 2025 году составит 2,7% за год.

А вот национальной валюте в случае реализации индустриальной модернизации придется несладко. С 2015 года за доллар будут просить 31,5 рубля, а к 2025 году российская валюта ослабеет до 50,1 рубля за доллар. Правда, американская валюта согласно прогнозу ЦМАКП также ослабеет на мировых рынках и уже в 2018 году евро будет более чем в 2 раза дороже доллара ($ 2,07 за евро). К 2025 году американская валюта подешевеет до $ 2,16 за евро [8].

Заключение

Экономические кризисы — фазы капиталистического цикла, во время которых происходит насильственное восстановление нарушенных в ходе развития капиталистической экономики основных пропорций воспроизводства. Они проявляются в абсолютном падении производства, сокращении капитальных вложений, росте безработицы, увеличении количества банкротств фирм, падении курса акций и других экономических потрясениях. К причинам экономических кризисов можно отнести: во-первых, недопотребление народных масс, вызывающим обвал производства. Лекарство от кризисов в этом случае — стимулирование потребления. Во-вторых, группа ученых-экономистов связывает кризис с отсутствием «правильных пропорций» между отраслями и регионами, с нерегулируемой деятельностью предпринимателей. В-третьих, известную популярность получил поиск причин циклического характера развития экономики в конфликте условий производства и условий реализации, в противоречии между производством, стремящимся к расширению, и не успевающим за ним ростом платежеспособного спроса. Экономический кризис обнаруживает существенные изменения в совокупном предложении и совокупном спросе, поэтому кризис является не только результатом нарушения пропорциональности развития общественного производства, но и импульсом к достижению равновесия и сбалансированности национальной экономики.

Преобразования последних лет в России не просто затронули различные аспекты развития страны, но и привели к серьезным изменениям в экономической и социальной сферах. В силу обрушавшегося осенью 2008 г. на страну кризиса социальные проблемы стали настолько глубоки, что очевидной становится необходимость систематического и последовательного их разрешения, возникла потребность вмешательства государства. Необходимо отметить, что правительством России был предпринят ряд антикризисных мер, среди которых разработка и введение в силу пакета антикризисных законов, предоставление гражданам возможности досрочного использования материнского капитала, возможность реструктуризации кредитов для лиц, потерявших работу, увеличение пенсий и пособий и другие. Но все многочисленные «пенсионные усилия» правительства аннулируются одним-единственным повышением тарифов ЖКХ, которое поглотит все надбавки, если не больше.

За последнее время народ стал все больше приходит к убеждению, что большинство реформ, проводимых государством и особенно в период кризиса, направлено не на реальное улучшение жизни населения, а на укрепление крупного частного капитала. Государственные чиновники, многие из которых являются совладельцами огромных капиталов увещевают о том, что повышение тарифов на коммунальные услуги связано с ростом цен на энергоносители и в первую очередь на газ. А цены на газ повышаются потому, что согласно действующей программе они должны быть постепенно приведены к уровню мировых.

А вопиющий разрыв в доходах, разве это не показатель качества и уровня жизни российских граждан. Вот уже более десяти лет не стихает в стране разговор на эту тему. А что изменилось? Ничего. До сих пор не введены налоги на сверхприбыли и роскошь, не создан надежный заслон в России перед потоком незаконных денег, уходящих на заграничные счета и в оффшоры.

Эти и другие рыночные явления негативно влияют на качество и уровень жизни населения нашей страны. Рынок в настоящее время не является единственным регулятором экономики, необходимо в ряде случаев активное вмешательство государства. Бытующее же пока суждение о ненужности и даже вредности государственного вмешательства в экономику и в первую очередь в ценообразование и тарифную политику в условиях глобального кризиса является несостоятельным и весьма опасным.

Многие вопросы следует решить государству в процессе выхода из мирового финансового кризиса, но цикличность экономики предрекает новый кризис, который ожидается в 2017 году, и к нему нужно успеть подготовиться.

Список литературы

1. Абалкин Л. Роль государства и борьба с экономическими догмами// Экономист, 2003. — № 9.

2. Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика: Учебник / Под ред. А. В. Сидоровича; МГУ им. М. В. Ломоносова. — М.: Изд-во «Дело и сервис», 2007.

3. Борисов Е. Ф., Экономическая теория: Учеб. пособие- 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2006.

4. Влияние мирового финансового кризиса на качество и уровень жизни населения России // [http://www.creditcoop.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=731:fincrisis-live&catid=43:fininfo&directory=61].

5. Воронин Ю. Ориентиры выхода из экономического кризиса//Экономист, 2006 — № 5.

6. В. М. Давыдов, А. В. Боровиков, В. А. Теперман. Локальные кризисы или мировой феномен // ЭКО, 2003. — № 7.

7. Илларионов А. Как был организован российский финансовый кризис.//Вопросы экономики, 2000. — № 11−12.

8. Кризис 2017;2018 годов: готовимся // [http://krizis-kopilka.ru/archives/3933#more-3933]

9. Куликов В. Уроки кризиса и задачи экономической политики.//Российский экономический журнал, 1998. — № 9−10.

10. Макконел К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2-х т. Т.1 и 2.: Пер. с 13-го англ. Изд. — М.: ИНФРА-М, 2007.

11. Мау В. Политическая природа и уроки финансового кризиса // Вопросы экономики, 2006. — № 11 .

12. Финансовый кризис в России: факты, причины, последствия, прогнозы // [http://www.mirovoy-crisis.ru/finansovy-crisis-v-rossii.php].

13. Шмелёв Н. Кризис внутри кризиса//Вопросы экономики, 2002. — № 10.

14. Штайльманн К. Природа экономического кризиса в России и сценарий выхода из него// Проблемы теории и практики управления, 2008. — № 5.

15. Экономика // Под ред.А. С. Булатова.-М.: Изд-во" Бек", 2008.

16. Экономическая теория // Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича: Учеб. для вузов 3-е изд-ие, — СПб: Изд. СПб ГУЭФ, изд. «Питер», 2006.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой