Гигиенические требования к оформлению школьных учебников и детских книг
Плотность набора — количество знаков на площади 1 см2 — определяет качество набора в целом. Количество видимых строк не должно превышать двух; количество знаков при шрифте кегля 14 и выше — не более 10; при шрифте кегля 9−12 — не более 15. Большее количество знаков на 1 см² текста свидетельствует об уменьшении расстояния между буквами, словами и внутри букв. Обязательно при наборе учебников… Читать ещё >
Гигиенические требования к оформлению школьных учебников и детских книг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Южно-Казахстанская Государственная Фармацевтическая Академия Кафедра «Гигиена — 1, физическая культура с валеологией»
РЕФЕРАТ На тему: Гигиенические требования к оформлению школьных учебников и детских книг и со здоровьем детей.
Выполнила: Ахмедова Н.А.
Группа: 413 «А» ОЗР Приняла: Нуралиева Г. Н.
Шымкент — 2014 г.
План
- Введение
- Гигиенические требования к книгам, учебно-наглядным пособиям и письменным принадлежностям
- Гигиенические требования к школьным учебникам
- Общие гигиенические требования
- Гигиенические требования к учебным изданиям в зависимости от учебной дисциплины
- Общие гигиенические требования к изданиям книжным для детей и подростков
- Гигиенические требованияк детским книгам, учебникам и учебным пособиям, принадлежностям
- Заключение
- Список литературы
Чтение является одним из основных способов восприятия учебного материала школьниками, а также основным видом учебной деятельности детей в школе и дома. Процесс чтения связан с напряжением органа зрения, которое в значительной степени определяется качеством оформления учебника: размером наборного знака (шрифта), его рисунком и начертанием, интенсивностью и равномерностью печати, цветом бумаги и другими элементами оформления. Особенно велико значение качества издания для детей младшего школьного возраста в связи с возрастными особенностями зрительного восприятия и недостаточным развитием у них навыка чтения, что делает сам по себе процесс чтения трудным и утомительным. Качество полиграфических материалов и бумаги определяет санитарное состояние учебника. Низкое качество переплета, использование шероховатой, рыхлой, непроклеенной бумаги (легко впитывающей влагу) способствует быстрому загрязнению и порче учебника, что затрудняет воспитание гигиенических навыков и может оказаться небезопасным в эпидемическом отношении. Употребление больших форматов, утяжеленных переплетов, толстой бумаги, завышение объема учебника делают его неудобным в использовании, увеличивают вес ежедневно переносимого школьниками груза. Государственный санитарный надзор за изданием школьных учебников осуществляется путем:
а) выборочной проверки соответствия производственной спецификации на каждое издание учебников до их массового выпуска, гигиеническим требованиям, изложенным в настоящих «Санитарных правилах». Сопоставляются основные элементы внешнего оформления учебника, переплета, способ комплектования и скрепления (брошюровки), наименование и номер бумаги, плотность набора, гарнитура, кегель основного шрифта, выделения в тексте и др.;
б) выборочного отбора изданных учебников и последующего проведения их гигиенической экспертизы.
Гигиенические требования, предъявляемые к основным элементам оформления учебников (гарнитура, размер шрифта, длина строки и другие показатели) определяются возрастными особенностями детей, в частности особенностями развития зрительного анализатора. Величина зрительной нагрузки при чтении зависит от условий видимости и удобочитаемости. Видимость текста определяется: качеством бумаги (цвет, просвечиваемость, гладкость); качеством печати (контрастность наборного знака и фона, насыщенность и прочность краски). Удобочитаемость определяется: характером печатных знаков (размер шрифта — кегель), гарнитурой (рисунок шрифта) и цветом печатной краски; форматом полосы набора и характером расположения на странице (длина строки, межстрочные расстояния — интерлиньяж, размер полей).
Гигиенические требования к книгам, учебно-наглядным пособиям и письменным принадлежностям
Книги и наглядные пособия с точки зрения внешнего оформления являются зрительными раздражителями. От качества оформления книги зависит легкость зрительного восприятия. Исследования реакций зрительного анализатора детей и подростков при различных условиях чтения и письма, проведенные гигиенистами и офтальмологами, послужили основанием для разработки гигиенических требований к бумаге, шрифту, набору и печати.
Шрифт. Высота букв и начертание, толщина вертикальных и горизонтальных штрихов, расстояние между строками (интерлиньяж), буквами и словами (апрош) — все эти элементы шрифта имеют существенное значение для работы глаз, особенно в период, когда дети еще не имеют навыка беглого чтения.
В учебниках для 1-го класса буквы и цифры по своей высоте должны быть не менее 2,8 мм, для 2−4-х классов — 2,1 — 1,75 мм, для 5−10-х классов — не менее 1,75−1,5 мм. В азбуках размер букв доводят до 4,5 — 3,5 мм, причем на первых страницах текст печатают еще более крупными буквами. Толщина вертикальных штрихов дается 0,25−0,3 мм при расстоянии между ними не менее 0,5 мм (двойная толщина штриха), а горизонтальных — 0,12−0,15 мм, так как они воспринимаются и различаются глазом легче, чем вертикальные. Шрифт для текстов учебников выбирают простой, без каких-либо добавочных штрихов и украшений. Мало-разборчивые шрифты (курсив) применять для выделения текста не допускается. Для печати учебников рекомендуются: для 1−4-х классов — школьная гарнитура, в букварях должна применяться букварная и рубленая гарнитура; для 5−10-х классов — школьная и литературная.
Набор — это расположение букв, слов в тексте, плотность его, длина строк. Существенное значение, особенно при беглом чтении, имеет быстрое восприятие образа целого слова, что возможно только тогда, когда между словами и между буквами внутри слова будет соблюдаться определенное расстояние. Минимальная величина расстояния между буквами в отдельных словах для учебников и книг установлена в 0,5 мм, а между словами — в 2 мм.
От величины интерлиньяжа (расстояние между строками) зависит быстрота отыскания начала последующей строки и создается зрительная иллюзия большей величины букв. Процесс чтения облегчается при наличии интерлиньяжа не менее 3 мм. Предельная плотность печати (количество букв на 1 см2) установлена в 15 букв на 1 см². Этим показателем пользуются при необходимости быстрой гигиенической оценки набора. Значительное увеличение количества букв на 1 см² текста указывает на уменьшение расстояния внутри букв, между буквами и словами. Немалое гигиеническое значение имеет и длина строки. Считалось, что чем короче строка, тем легче читается текст. Исследования последних лет позволили внести некоторое уточнение в это положение.
При отсутствии навыка беглого чтения текст, набранный строкой большой длины крупным шрифтом, читается быстрее, чем набранный короткой строкой. Наоборот, подростки, владеющие навыком беглого чтения, быстрее читают текст, набранный более короткой строкой с обычной высотой шрифта. Для учебников как оптимальная принята длина строки 100−110 мм.
Четкость набора повышается при наличии полей на странице. Кроме того, большие поля отражают больше световых лучей, что облегчает чтение текста.
Печать — интенсивность, равномерность и четкость окраски каждой буквы текста и рисунков. Хорошую контрастность знаков обеспечивает черная неблестящая краска. Бумага для книг и учебных пособий (географических карт, таблиц и т. д.) должна быть белой (допускается слегка желтоватого или сероватого оттенка), плотной, с гладкой матовой поверхностью. Качество бумаги обусловливает не только удобочитаемость текста книги, но и ее эпидемиологическое значение. Страницы книг при постоянном перелистывании загрязняются, особенно в нижних и верхних углах. Чем менее прочна и гладка бумага, тем больше загрязняются страницы книг и дольше сохраняют на них свою жизнеспособность бактерии; кроме того, на шероховатой бумаге получается нечеткая печать, так как краска ложится неровно. Лучшей для печатания учебников и детских книг является: «Бумага для печатания типографская» и «Бумага для печати офсетная» .
Формат и переплет. Наиболее удобны в пользовании книги небольшого объема и веса, в хорошем переплете. Небольшой формат книги позволяет легко держать ее в руке. Наличие у книг переплета повышает их прочность и уменьшает возможность передачи инфекции.
Дезинфекция книг производится по указаниям врача-эпидемиолога. Книги, особенно грязные и потрепанные, необходимо изъять из употребления. Дезинфекция проводится пароформалином в особых герметически закрытых шкафах-камерах. Учебники в раскрытом виде развешиваются в такой камере на планках. Рядом с камерой кипятится раствор формалина, пары его по резиновой трубке поступают в шкаф-камеру. На камеру указанного размера расходуется 200 мл 35−45% раствора формалина. После окончательного выпаривания формалина книги остаются в закрытом шкафу на 24 часа. Такой способ дезинфекции при хорошем обеззараживающем действии не портит книг. Наглядные пособия выполняются на белой бумаге, все надписи делают черной краской, крупным шрифтом размером не менее 3 см. Рисунки, схемы выполняют четко во всех деталях и красочно оформляют. Соблюдение этого особенно важно, если пособия предназначены для дошкольников и учащихся 7-летнего возраста, у которых в силу особенностей высшей нервной деятельности слово учителя — раздражитель второй сигнальной системы — нуждается в подкреплении со стороны раздражителей первой сигнальной системы — в виде конкретного образа. Географическую и историческую карты раскрашивают светлыми малонасыщенными красками. На ярко раскрашенных картах, помимо их излишней пестроты, надписи оказываются недостаточно контрастными и поэтому мало-разборчивыми. Для надписей на картах минимальная высота букв установлена в 1 мм. Одна от другой надписи размещают не менее чем на двойную высоту букв. К числу учебных пособий относятся диапозитивы, диафильмы и кинофильмы. Гигиенические требования к их оформлению те же, что и к оформлению наглядных пособий: четкость, ясность и красочность изображения, разборчивость текста. Четкости изображения необходимо добиваться и при проекции диафильма на экран.
Диафильмы и кинофильмы требуется выполнять на фотопленке и трудно-воспламеняющихся материалов. Хранение и демонстрация диафильмов и кинофильмов производятся при строгом соблюдении правил пожарной безопасности.
Письменные принадлежности — тетради, чернила, ручки, карандаши — должны содействовать образованию навыка письма при минимальном напряжении зрения и мелких мышц кисти руки. Требования, предъявляемые к бумаге для изготовления тетрадей, в основном те же, что и для книг. Бумага для тетрадей должна быть достаточно плотной, хорошо проклеенной, иметь матовую, гладкую поверхность. На такой бумаге чернила не расплываются, перо не скользит, карандаш оставляет интенсивно черные линии. Тетради изготовляют размером 170 мм (ширина) на 250 мм (высота). Для облегчения усвоения детьми навыка письма на страницы тетрадей наносят разлиновку четкими линиями голубого цвета; очерчивают также поля размером 25−30 мм. Ручки толщиной 7−8 мм и длиной 155−170 мм с закругленным концом наиболее удобны для письма. Ручки тоньше 7 мм вынуждают делать сильный нажим, что утомляет учащихся, а толстые выскальзывают из руки и осложняют плавные движения. Из существующих карандашей более всего отвечают гигиеническим требованиям круглые карандаши № 2 средней твердости, оставляющие на бумаге четкую, неразмазывающуюся линию. Длина ученического карандаша около 180 мм, толщина 7−8 мм. Граненые карандаши ребрами граней режут пальцы, поэтому не рекомендуются для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Возможно, использовать в школе ручки с автоматической подачей чернил. Школьные авторучки изготовляют из пластмассы. Длина их 142−150 мм, диаметр не более 10 мм, вес не более 10 г, перо предусматривается открытое. Специальные исследования гигиенистов и наблюдения педагогов подтвердили целесообразность применения при письме учащимися 1−4-х классов ручек с автоматической подачей чернил: увеличивается скорость письма, что позволяет выполнять на уроке больший объем упражнений и тем самым способствует лучшему усвоению учебного материала. Чернила применяются интенсивно-черного, темно-фиолетового или темно-синего цвета, легко стекающие с пера и быстро высыхающие.
Гигиенические требования к школьным учебникам
Бумага, предназначенная для изготовления учебников, должна быть белой или слегка желтой (коэффициент отражения 70−80%), чтобы обеспечить достаточный контраст между печатными знаками и фоном. Поверхность бумаги должна быть ровной, гладкой, чистой, равномерно выделанной, без значительного глянца, волосков и пятен. Бумага не должна просвечивать печатный текст с подлежащей страницы или с обратной стороны листа. Просвечиваемость зависит от толщины бумаги, содержания в ней древесной массы, глубины проникновения типографской краски. Наилучшей с гигиенических позиций является бумага типографская № 1, офсетная № 1 и № 2; допускается использование бумаги типографской № 2. Категорически запрещается для изготовления школьных учебников использовать бумагу типографскую № 3 и газетную. Качество полиграфических материалов и бумаги отражает санитарное состояние учебника. Низкое качество переплета, использование шероховатой, легко впитывающей влагу бумаги способствуют быстрому загрязнению и порче учебника. Все это затрудняет привитие ребенку гигиенических навыков, а также может быть небезопасным в эпидемическом отношении. Печать школьных учебников должна быть четкой, интенсивно черного цвета и равномерной. Для заголовков, обозначения структурных элементов учебника, выводов и правил, выделения отдельных слов, формул может использоваться цветная печать: на белом фоне голубой и красной (средней насыщенности) краской; на цветном фоне (желтый, оранжевый, светло-зеленый, светло-голубой) черной краской; на красном фоне белой краской. Шрифт по рисунку (гарнитуре) должен быть простым, четким, без каких-либо добавочных штрихов и украшений. Каждая буква должна быть выразительной, достаточной величины, с четкими внутрибуквенными просветами. При издании книг, учебников, предназначенных для детей, начинающих обучаться чтению, для которых очень важно научиться распознавать буквы, рекомендуются следующие гарнитуры: букварная, азбука, журнальная рубленая. Для набора учебников и книг для детей 1-го класса должны использоваться гарнитуры прямого начертания, с небольшой разницей в толщине основных и соединительных штрихов (определяют по строчной букве «н»), без засечек на концах букв. Это позволяет легко различать сходные по начертанию буквы. Весь основной текст букваря надо набирать одной гарнитурой. Новые буквы должны быть не рисованными, а наборными, не мельче кегля 48. При наборе учебников, книг для детей, перешедших к приемам целостного зрительного восприятия, лучше всего использовать школьную гарнитуру с засечками на концах букв, которые как бы ведут взор читающего от буквы к букве. Хорошие результаты по зрительному восприятию получены при использовании в учебниках для детей среднего и старшего школьного возраста наряду со школьной литературной гарнитуры. Основной текст в учебниках должен набираться прямым шрифтом нормального светлого начертания. Дополнительный текст (примечание, пояснение, указатель, словарь, всякого рода списки, надписи в атласах, картах и т. п.) допускается печатать — шрифтом прямого и курсивного нормального, полужирного начертания. Рисованный шрифт в тексте (за исключением образцов прописей) не допускается. Выделенные в тексте слова и фразы рекомендуется набирать полужирным или жирным шрифтом (допускается курсив). Разрядка применяется только для выделения отдельных слов. Размер шрифта в учебниках для младшего и старшего школьного возраста должен постепенно переходить от крупного кегля к меньшему, но не менее.
Набор — это определенная взаимосвязь отдельных полиграфических элементов оформления учебников: расположение букв, слов, промежутки между словами (апроши), длина строки, расстояние между строками (интерлиньяж), наличие полей и т. п. Большое значение при чтении текста имеют промежутки между словами и строками. От их величины зависит быстрота чтения. Рекомендуется в учебниках предусматривать интерлиньяж не менее 2,7 мм; для учебников 1−2-го класса — не менее 2,8 мм. Минимальная величина апроша должна быть в учебниках для 1−2-го класса 4−11 мм; для 3−4-го — 3 мм; с 5-го класса — не менее 2 мм.
Для младших школьников, которые еще недостаточно овладели навыками чтения, определенное преимущество для зрительной работоспособности имеет длина строки 126−130 мм при крупном шрифте (кегель 14, 16, 20). В учебниках для детей более старшего возраста, владеющих навыками беглого чтения, наиболее приемлемой является длина строки 98−113 мм при шрифте кегля 10−12.
Применение двухколонного набора в учебниках для 1−7-го класса недопустимо, так как частые движения глаз от строки к строке представляют трудность и дети очень быстро устают. Двухколонный набор может быть использован при печатании словарей и указателей, а также в учебниках для старших классов, не требующих дополнительного непрерывного чтения. При этом длина строки в колонке должна быть не менее 63 мм при шрифте кегля 10, а расстояние между колонками — не менее 9 мм.
Плотность набора — количество знаков на площади 1 см2 — определяет качество набора в целом. Количество видимых строк не должно превышать двух; количество знаков при шрифте кегля 14 и выше — не более 10; при шрифте кегля 9−12 — не более 15. Большее количество знаков на 1 см² текста свидетельствует об уменьшении расстояния между буквами, словами и внутри букв. Обязательно при наборе учебников наличие полей. Поля должны контрастировать с полосой набора, быть белыми и иметь достаточные размеры. Для учебников принято соотношение полей 2: 3: 4: 5. Для внутренних полей рекомендуется ширина 15−20 мм, но не менее 11 мм. Ограничивается и число переносов на странице, особенно в учебниках для начальных классов: не более 3−4 переносов. При наличии иллюстраций для обеспечения четкого восприятия текста между ним и иллюстрациями должны быть пробелы. Для тоновых и штриховых иллюстраций минимальный пробел 12 пунктов (4,5 мм), для цветных — не менее 18 пунктов (6,5 мм). Все детали в иллюстрациях, фотографиях должны быть четко проработаны. Употребление больших форматов, утяжеленных переплетов, толстой бумаги, завышение объема учебника делают его неудобным в использовании, увеличивают массу ежедневно переносимого школьниками груза. Важным является использование для переплета учебников прочных и минимально подвергающихся загрязнению материалов. Допускаются синтетические материалы, которые не оказывают вредного влияния на организм детей. Это, как правило, материалы, разрешенные для изготовления игрушек или изделий, контактирующих с пищевыми продуктами. Гигиенические рекомендации по оформлению школьных учебников должны быть тесно связаны с требованиями педагогическими, художественного оформления и полиграфического исполнения. Особенно это важно в связи с переходом на бесплатное пользование учебниками учащихся общеобразовательных школ. От педагогических коллективов и семьи в настоящее время во многом зависит долговечность учебников, в первую очередь от того, как они осуществляют работу среди детей по воспитанию осознанного, бережного отношения к книге как к государственному достоянию.
В зависимости от характера предъявления и объема информационного материала для единовременного прочтения и усвоения (определяющих время работы с учебником) издания по учебным дисциплинам подразделяются на гуманитарные, математические, естественные. В зависимости от функционального назначения в процессе обучения и, соответственно, объема информационного материала для единовременного прочтения издания подразделяются на учебники, учебные пособия и практикумы. В зависимости от возрастной категории учащихся и в соответствии с возрастными физиологическими особенностями органа зрения, принятой в гигиене детей и подростков периодизацией развития детского организма учебные издания предназначаются для начального (1−4 классы), основного (5−9 классы) и среднего (10−11 классы) образования. Для установления допустимых значений гигиенических параметров шрифтового оформления текстов в учебниках для начальной школы оценивали влияние процесса чтения различных вариантов текста, различающихся параметрами и приемами шрифтового оформления (кегль и рисунок шрифта, увеличение интерлиньяжа, емкость шрифта, длина строки, цветная печать, печать на цветном фоне, использование многоколонного набора и др.), на развитие зрительного утомления, устойчивость функции памяти, концентрацию внимания учащихся. В процессе исследования использовались специально разработанные тесты. Для изучения связи между параметрами шрифтового оформления учебного материала и функциями памяти была использована методика психологических исследований памяти «процесс произвольного запоминания». При этом гигиенической нормой следует считать такую интенсивность и длительность воздействия фактора, которые прежде всего обеспечивают сохранение здоровья детей и подростков, своевременное и гармоничное их развитие. В начальной школе основной целью образования является формирование обще учебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться — способности самоорганизации с целью решения учебных задач. Обучение — это специально организованный процесс, в ходе которого ребенок осуществляет учебную деятельность. В связи с этим обеспечение удобочитаемости учебных изданий, не приводящих к развитию зрительного и общего утомления школьника в процессе учебной деятельности, является главной целью гигиенического нормирования оформления учебников, направленной на профилактику заболевания органа зрения.
Общие гигиенические требования
1. Издания могут быть изготовлены в мягкой обложке или жесткой переплетной крышке.
2. Издания в переплетных крышках с бумажным покрытием должны быть отделаны припрессовкой пленки. Издания в обложках должны быть отделаны лакированием или припрессовкой пленки, кроме обложек, изготовленных из мелованных бумаг или бумаг со специальным покрытием.
3. Не допускается применять способы скрепления блока издания, приводящие к ухудшению условий чтения:
шитье проволокой втачку;
клеевое бесшвейное скрепление.
Для изданий, функционально предназначенных к постраничному разъединению (разрезанию), например, дидактические материалы, карточки с заданиями и т. п. допускается бесшвейное клеевое скрепление.
4. Корешковые поля на развороте издания должны быть не менее 26 мм, при этом размер корешкового поля на странице не должен быть менее 10 мм.
Допускается на полях страницы, кроме корешковых, размещать условные обозначения заданий, наглядные изображения, текст объемом не более 50 знаков на расстоянии не менее 5 мм от полосы. Верхнее, наружное и нижнее поля, не включая иллюстративного заполнения полей, должны быть не менее 10 мм.
5. При печати черной краской интервал оптических плотностей элементов изображения текста и бумаги в издании должен быть не менее 0,7. Не допускается печать текста с нечеткими («рваными») штрихами знаков.
6. Не допускается печатать текст на цветном, сером фоне, участках многокрасочных иллюстраций с оптической плотностью фона более 0,3.
7. В изданиях для 1−4 классов при печати текста объемом более 200 знаков на цветном (сером) фоне кегль шрифта должен быть на 2 пункта больше кегля шрифта основного текста, увеличение интерлиньяжа — не менее 2 пунктов, шрифты — из группы рубленых нормального или широкого полужирного начертания.
8. Не допускается применять в изданиях шрифты узкого начертания, кроме заголовков.
9. В изданиях для первой ступени образования не допускается применение шрифтов с наклонными осями округлых букв (например, шрифты из группы медиевальных, гарнитуры типа «Таймс»).
10. Не допускается применять:
для основного и дополнительного текста выворотку шрифта и цветные краски;
для выделения текста выворотку шрифта и цветные краски на цветном фоне;
цветной и серый фон в прописях и рабочих тетрадях на участках, предназначенных для письма;
для наглядных изображений (график, схема, таблица, диаграмма и т. п.) цветные краски на цветном фоне;
для основного и дополнительного текста набор в три и более колонок.
11. Для выделения текста в изданиях первой ступени образования допускается применять не более трех цветных красок.
12. В изданиях первой ступени образования для основного и дополнительного текста и выделений (кроме заголовков) допускается применять не более четырех вариантов шрифтового оформления, отличающихся одним из параметров: кеглем или гарнитурой, или ее начертанием, или наличием цветных выделений.
13. Для картографических надписей в изданиях для 1−4 классов рекомендуется применять шрифт кеглем не менее 10 пунктов.
14. При расположении текста справа от иллюстраций начало строк, кроме заголовков и абзацев, должно находиться на одной вертикальной линии.
15. В текстовой части комбинированных изданий для 1 класса допускается применять шрифт кеглем не менее 16 пунктов, для 2−4 классов — не менее 14 пунктов.
16. В изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения:
* непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать;
* затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании;
* деформация блока или переплетной крышки.
Гигиенические требования к учебным изданиям в зависимости от учебной дисциплины
В начальной школе большое внимание уделяется быстрому и прочному формированию навыков, обеспечивающих работу с информацией (чтению, письму и т. д.).
В связи с этим специальные гигиенические требования установлены к букварям и прописям.
Общие гигиенические требования к изданиям книжным для детей и подростков
1. Издание следует оформлять по требованиям для младшей из указанных в читательском адресе групп, если издание рассчитано на две возрастные категории.
2. Требования к шрифтовому оформлению не зависят от графической основы шрифта для изданий второй возрастной группы.
3. Корешковые поля на развороте издания должны быть не менее 26 мм, при этом размер корешкового поля на странице должен быть не менее 10 мм.
Допускается на полях страницы, кроме корешковых, размещать условные обозначения, наглядные изображения, текст объемом не более 50 знаков на расстоянии не менее 5 мм от полосы. Верхнее, наружное и нижнее поля, не включая иллюстративного заполнения полей, должны быть не менее 10 мм, кроме страниц с полосными иллюстрациями.
4. При печати черной краской интервал оптических плотностей элементов изображения текста и бумаги в издании должен быть не менее 0,7. Не допускается печать текста с нечеткими («рваными») штрихами знаков.
5. При печати текста на цветном, сером фоне, участках многокрасочных иллюстраций оптическая плотность фона должна быть не более 0,3.
6. В издании не следует применять:
шрифты узкого начертания;
цветные краски на цветном фоне при кегле менее 20 пунктов и объеме текста более 200 знаков.
7. Шрифтовое оформление заголовков не регламентируется.
8. Дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения, в издании не допускаются:
непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать;
затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании;
деформация блока или переплетной крышки.
Гигиенические требования к детским книгам, учебникам и учебным пособиям, принадлежностям
С давних пор основным средством передачи информации является чтение. С детского возраста ребенок сталкивается с необходимостью усвоения значительного объема информации. Несмотря на появление новых путей и средств передачи и усвоения знаний, чтение остается одним из основных способов восприятия информации. В школьном возрасте чтение является главным видом учебной деятельности, как в школе, так и дома, дополняющимся в свободное время чтением художественной литературы. Чтение влияет на величину общей умственной и статической нагрузки детей и подростков и нуждается в регламентации по длительности, режиму и организации условий его проведения. Чтение должно проводиться в оптимальных условиях: соответствие размеров мебели нормируемым показателям, использование пюпитра, поставленного под углом 45° к горизонтали для размещения книги, освещение рабочей поверхности в 300 лк от люминесцентных ламп.
Физиолого-гигиеническое нормирование чтения невозможно без знания возрастных особенностей физиологии чтения. Основным условием работы над книгой является легкость зрительного восприятия, которая возможна, если:
предмет резко выделяется на окружающем фоне и поэтому дает на сетчатке резко очерченное изображение;
изображение предмета образуется на самой сетчатке, а не впереди или позади нее;
изображение имеет достаточную величину, занимая на сетчатке дугу не менее 1 мин (чем дальше предмет, тем он должен быть больше, чтобы давать изображение требуемой минимальной величины).
Минимальной работа глазных мышц бывает в том случае, если рассматриваемый предмет находится далеко от глаза. При таком положении предмета глазные оси стоят параллельно, глазное яблоко находится в состоянии равновесия, а весь глазодвигательный аппарат — в состоянии покоя. Если предмет приближается к глазу, глазные оси должны пересечь друг друга под острым углом. Это достигается путем конвергенции — вращения глазных яблок внутрь. По мере приближения предмета к глазу угол между осями становится больше и, следовательно, усиливается работа мышц, которые движут глазные яблоки при сведении и разведении зрительных осей во время фиксации предмета. При дальнейшем приближении предмета начинают усиленно работать мышцы радужной оболочки, влияя на величину зрачкового отверстия, и аккомодационная мышца, изменяющая кривизну хрусталика. Продолжительное рассматривание предметов на близком расстоянии ведет к переутомлению глазных мышц. Утомление может возникать и в светоощущающем аппарате глаза (сетчатка, светочувствительные волокна палочек и колбочек, а также оптические центры в головном мозге). Светоощущающий аппарат глаза под влиянием световых раздражителей через короткое время (минуты, секунды) приходит в такое состояние, когда его чувствительность устанавливается на определенном уровне. Утомление мышечного аппарата нарастает в течение работы при длительном чрезмерном напряжении или при часто повторяющихся сменах напряжения и расслабления. Такие условия для глаза создаются при необходимости фиксирования очень близких субъектов либо при рассматривании мелких деталей. В случаях длительной работы в подобных условиях аккомодационная мышца от переутомления может потерять способность сокращаться, или остается в состоянии напряжения, спазма (глаз находится в положении, приспособленном для рассматривания предметов вблизи), или приходит в состояние паралича. Учитывая вышесказанное, необходимо регламентировать расположение головы читающего школьника по отношению к тексту. Так, расстояние головы школьника 8−9 лет от текста, расположенного на пюпитре, в среднем должно составлять 24,2 см; в возрасте 11−12 лет — 29,1 см; лишь в более старшем возрасте расстояние от книги при чтении становится больше и достигает 30−35 см. Это обеспечивает хорошие условия для зрительного восприятия и соответствует возрастным особенностям школьников. Значительны возрастные различия собственно процесса чтения как физиологического акта. Чтение является сложным психофизиологическим процессом, включающим как технику чтения, так и понимание текста. Чтение, особенно на начальных этапах зрительного восприятия, требует не только остроты зрения, аккомодации движения глаз, но и участия таких психических функций, как быстрота зрительного различения, зрительное внимание и зрительная память. Тактика чтения включает перемещения глаз вдоль строки, прерывающиеся остановками взора (фиксациями). Именно в это время (а не в период движения) глаза собственно воспринимают, обрабатывают и передают в зрительные центры головного мозга информацию, содержащуюся в данном фиксационном поле. Кроме поступательных движений глаз вдоль строки, возможны и возвратные движения с повторной фиксацией элементов текста (рефиксациями). Длительность фиксаций и количество движений глаз позволяют характеризовать процесс чтения. С возрастом, по мере развития навыка чтения, совершенствуется организация движений глаз и происходит ускорение чтения. Однако этот процесс идет неравномерно.
Совершенствование процесса чтения осуществляется за счет:
увеличения числа фиксаций без существенного изменения их длительности, т. е. путем увеличения объема узнавания в период каждой фиксации;
уменьшения продолжительности фиксаций при определенном их числе, т. е. путем ускорения узнавания при сохранении прежнего объема;
одновременного изменения числа фиксаций и их продолжительности.
В 1-м классе чтение строк происходит с большим количеством фиксаций и движений глаз от одной фиксации к другой, со значительным разнообразием их длительности и смещением в область длительных фиксаций по сравнению с другими возрастами, 60% строк прочитывается без рефиксаций, но очень медленно. Во 2-м классе наблюдается больше всего коротких фиксаций, причем их число на строку уменьшается; большинство строк прочитывается либо без рефиксаций, либо с одной рефиксацией. Скорость чтения в этом возрасте в 2 раза больше, чем у первоклассников. В 3-м классе чтение сопровождается большим числом фиксаций, причем отмечается значительное разнообразие их количества по строкам. При чтении почти всех строк отмечаются возвратные движения глаз на уже прочитанный текст. Таким образом, у третьеклассников имеются неустойчивость глазодвигательных функций, нерациональность движений глаз и трудность чтения. В 5-м классе процесс чтения ускоряется за счет меньшего количества фиксаций и рефиксаций, но вновь расширяется диапазон фиксаций по длительности и увеличивается их средняя продолжительность. В 7-м классе учащаются рефиксации, увеличиваются фиксации в строке, хотя длительность их уменьшается. У девятиклассников организация движений глаз еще не достигает совершенства, характерного для взрослых, у которых чтение осуществляется почти при полном отсутствии рефиксаций, регулярно, с высокой организованностью движений глаз. Особенности движения глаз при чтении определяются возрастными функциональными возможностями и различными требованиями к чтению на разных этапах жизни детей. Чем младше школьник, тем более развернутым является чтение. Все элементы текста зрительно воспринимаются без пропусков, что ведет к прочитыванию строк без рефиксаций и способствует медленному чтению. С возрастом повышаются требования к скорости чтения. К концу 1-го года обучения скорость чтения должна достигнуть 40−50 слов в 1 мин, на 2-м — 60−70, к 3-му — до 80−90 слов в 1 мин и составить 1/3−½ скорости такового взрослых. Во 2−3-м классах школьники переходят от слогоаналитического чтения к целостным приемам восприятия, т. е. к начальному этапу синтетического чтения. Основным приемом чтения в 3-м классе становится беглое чтение, но узнавание слова и понимание текста часто идут как два параллельных процесса. Школьники этого возраста не успевают справиться со сложными операциями восприятия и переработки зрительной информации, что ведет к замедлению чтения. Повторность чтения, ошибки в пересказе прочитанного говорят о затруднении понимания читаемого. В среднем и в старшем школьном возрасте движения глаз хорошо организованы, однако нет ритмичности и регулярности движений глаз, что характерно для взрослых. С возрастом формируется навык чтения и происходит совершенствование процесса чтения, что выражается в его ускорении. Младшему возрасту при обучении в школе более свойственны изменения по 3-му и 1-му пути, а в старшем возрасте совершенствование чтения идет путем уменьшения продолжительности фиксаций. Важным требованием, которому должны соответствовать учебники и книги для детей, является удобочитаемость, т. е. обеспечение максимальной продуктивности при длительной работе органа зрения с минимальным напряжением и утомлением. Это создается доброкачественным внешним оформлением учебника, размером наборного знака (шрифта), его рисунком и начертанием, интенсивностью и равномерностью печати, цветом бумаги и другими элементами оформления. Особенно важно качество издания для детей младшего школьного возраста в связи с возрастными особенностями зрительного восприятия и недостаточным развитием навыка чтения, что делает процесс чтения трудным и утомительным.
К наиболее гигиенически значимым параметрам шрифтового оформления издания, обеспечивающим его удобочитаемость, относятся:
размер шрифта (кегль);
рисунок шрифта (гарнитура, начертание);
расстояние между строками (интерлиньяж). Также к ним присоединяются:
длина строки (формат набора);
расстояние между колонками при многоколонной версте (средник).
На основании анализа шрифтового и художественного оформления современных учебных изданий разработана гигиеническая классификация учебных изданий. В зависимости от характера предъявления и объема информационного материала для единовременного прочтения и усвоения по учебным дисциплинам издания подразделяются на:
гуманитарные (букварь, родная речь, обществознание, история, литература, языковедение — русский и иностранные языки, психология, науки о государстве и праве, основы безопасности жизнедеятельности, экономика, предметы эстетического цикла, физическая культура, трудовое обучение);
математические (арифметика, математика, алгебра, геометрия, тригонометрия, логика, информатика и т. п.);
естественные (естествознание, экология, астрономия, физика, химия, география, биология, черчение и т. п.);
специальные для начального профессионального образования (механика, радиоэлектроника, электротехника, металлургия, горное дело, химическая технология, сельское хозяйство, медицина, педагогика, музыка, конструктивные дисциплины и т. п.).
В зависимости от функционального назначения в процессе обучения издания подразделяются на:
учебники (учебные издания, содержащие систематическое изложение учебной дисциплины и официально допущенные в качестве данного вида изданий);
учебные пособия (учебные издания, дополняющие или частично (полностью) заменяющие учебники);
практикумы (учебные издания, содержащие практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного, в том числе прописи).
Для учащихся выпускаются также хрестоматии и издания комбинированные. Хрестоматия — учебное пособие, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения и отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины. Издание комбинированное — издание, включающее наряду с печатным текстом записи звуков (дискеты, пластинки) и изображения на других материальных носителях (слайды, пленки).
В зависимости от возрастной категории учащихся и в соответствии с возрастными физиологическими особенностями органа зрения и принятой в гигиене детей и подростков возрастной периодизацией развития детского организма учебные издания предназначаются для:
начального образования (1-я ступень) — 1−4-е классы;
основного образования (2-я ступень) — 5−9-е классы;
среднего образования (3-я ступень) — 10−11-е классы (в том числе для начального профессионального образования).
Учебные издания для начального и профессионального образования по возрастной группе относятся к 3-й ступени. Санитарные правила устанавливают требования к массе, шрифтовому оформлению и качеству учебных изданий, а также требования к полиграфическим материалам, применяемым для изготовления учебников, учебных пособий, практикумов. Употребление больших форматов, утяжеленных переплетов, толстой бумаги, завышение объема учебника делают его неудобным в использовании, увеличивают массу ежедневно переносимого школьного груза. Масса учебных изданий не должна быть более 300 г для 1−3 (4) — х классов; 400 г для 5−6-х классов; 500 г для 7−9-х классов; 600 г для 10−11-х классов. Масса изданий для 1−3 (4) — х классов, предназначенных для работы только в школе (при этом на титульном листе книги обязательно указывается эта специфика использования), не должна превышать 500 г. Допускается увеличение массы издания не более чем на 10%. Качество полиграфических материалов и бумаги определяет санитарное состояние учебника. Низкое качество переплета, использование шероховатой, рыхлой, непроклеенной бумаги (легко впитывающей влагу) способствует быстрому загрязнению и порче учебника, что затрудняет воспитание гигиенических навыков и может оказаться небезопасным в санитарно-эпидемическом отношении.
Учебные издания могут быть изготовлены в мягкой обложке или в жестком переплете. Не допускается применять способы скрепления блока издания, приводящие к ухудшению условий чтения: шитье проволокой втачку, клеевое бесшвейное скрепление.
Для изготовления учебников должна применяться бумага, предназначенная только для печати книжных изданий (офсетная, типографская, книжно-журнальная) с показателем белизны 74−88%. Не допускается применение газетной бумаги. Величина зрительной нагрузки при чтении зависит от условий видимости и удобочитаемости. Видимость текста определяется качеством бумаги (цвет, просвечиваемость, гладкость), печати (контрастность наборного знака и фона, насыщенность и прочность краски), а удобочитаемость — характером печатных знаков (размер шрифта — кегль), гарнитурой (комплект шрифтов, характеризующихся едиными стилевыми особенностями рисунка знаков), цветом печатной краски, форматом полосы набора и расположением текста на странице (длина строки, интерлиньяж — пробел между нижними выносными элементами знаков верхней строки и верхними выносными элементами знаков нижней строки, измеряемый в пунктах1, — размер полей). В типографской практике для определения размера шрифта пользуются понятием «кегль», который представляет собой размер шрифта, измеряемый в типографских пунктах. Печать школьных учебников должна быть четкой, интенсивно черного цвета и равномерной. Не допускается печать текста с нечетким, «рваным» и серым очком. Пункт — единица длины в типографской системе мер, в Российской Федерации равен 0,376 мм. Гигиенические требования к шрифтовому оформлению учебников зависят от класса, для которого предназначено издание, и учебных дисциплин (гуманитарные, математические, естественные и специальные — для начального профессионального образования). Для букварной и послебукварной части букваря (гуманитарные дисциплины) оптимальными параметрами шрифтового оформления являются кегль шрифта — 20 пунктов (высота прописной буквы 4,95 мм); длина строки — 126−130 мм; увеличение интерлиньяжа — 4 пункта; шрифты — из группы рубленых нормального светлого прямого (для букварной части полужирного) начертания. Примеры гарнитур из группы рубленых шрифтов: «букварная», «азбука», «журнальная рубленая», «гельветика», «прагматика». Не допускается двухколонный набор основного текста, кроме стихов. Двухколонный набор стихов разрешается только при расстоянии между колонками не менее 18 мм.
Для изданий, предназначенных детям 2−4-го класса, оптимальными являются следующие параметры: кегль шрифта — 16 пунктов (высота прописной буквы 4,00 мм); длина строки — 120−130 мм; увеличение интерлиньяжа — 2−4 пункта; шрифты — из группы рубленых нормального светлого прямого начертания.
Не допускается двухколонный набор основного текста, кроме стихов. Двухколонный набор стихов разрешается только при расстоянии между колонками не менее 9 мм. Оптимальные параметры шрифтового оформления изданий для 5−11-х классов представлены в табл.7.13. Для изданий 5−11-х классов оптимальными являются шрифты группы малоконтрастных нормального светлого прямого начертания (например, гарнитуры «школьная», «журнальная», «Петербург»), а также шрифты из группы медиевальных с умеренной контрастностью штрихов, преимущественно наклонными осями округлых букв (СанПиН 1.2.1253−03 рекомендует их для набора основного текста в учебных и научных изданиях, называя в качестве примера гарнитуру типа «Таймс»). Масса учебников из расчета на учебный день (без массы ранца или портфеля и письменных принадлежностей) не должна превышать допустимых уровней переноса учебных комплектов: учащимся 1−2-го классов до 1,2 кг, 3−4-го классов — до 2,2 кг, 5−6-го классов — до 2,2 кг, 7−8-го классов — до 3,2 кг, 9−11-го классов — от 3,2 до 3,7 кг (П.И. Храмцов, Л.М. Текшева). В последние годы значительный объем информации поступает к детям посредством ВДТ, в связи с чем к ним предъявляются определенные требования. К требованиям по эргономике можно отнести и нормируемые СанПИН «Гигиенические требования к ВДТ и ПЭВМ и организации работы» параметры видеотерминала. Яркость нормируется для облегчения приспособления к самосветящимся объектам. При этом имеется в виду яркость светлых элементов, т. е. знака для негативного изображения и фона — для позитивного. Ограничены также (в пределах ±25%) и колебания неравномерности яркости. Помимо этих параметров, нормируется внешняя освещенность экрана (от 100 до 250 лк). Исследования показали, что при более высоких уровнях освещенности экрана быстрее и значительнее снижаются показатели видимости.
Заключение
Чтение — это не только один из основных способов восприятия учебного Материала школьниками, но и активная работа органа зрения и мозга. Поэтому для здоровья детей совсем не безразлично, что, как и в каких условиях они читают. Для создания наиболее благоприятных условий для зрительной работоспособности, охраны органа зрения, а также для снижения утомляемости школьников большое значение имеют внешний вид книги, качество ее переплета и бумаги, разборчивость текста, наличие выразительных и красочных иллюстраций.
Особенно велико значение качества издания для детей младшего школьного возраста в связи с возрастными особенностями зрительного восприятия и недостаточным развитием у них навыка чтения. С учетом этого и были разработаны гигиенические требования ко всем элементам оформления школьных учебников. Гигиеническая характеристика учебника складывается из оценки качества бумаги, печати, шрифта, набора, а также его формата, массы, переплета.
гигиеническое требование школьный учебник
На русском языке:
основная:
1. Гигиена детей и подростков: Учебник /Под ред.В. Р. Кучма. — М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2008. — 480 с.
дополнительная:
1. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л.М. М. Медицина. — 2006. ;
2. Голубев В, В, и др. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. — М.: Издательский центр «Академия». 2000. — 200 с.
3. Кучма В. Р. Гигиена детей и подростков при работе с видео-дисплейными терминалами. — М.: Медицина, 2000, — 160 с.
4. Гигиена детей и подростков. Учебник / под. Ред.В. Р. Кучма — М. ГЭОТАР-МЕДИА. 2008;408 с.