Велотуризм в Пермском крае
Если путешествие на мотоцикле имеет идеологию городских кварталов и хайвеев, то велосипед как средство передвижения во время путешествия несет в себе идеологию свободы передвижения, слияния с природой, ощущения собственного тела. Культивированием данной идеологии занимаются в настоящее время клубы велотуризма, которые являются потомками отделений дореволюционного общества велотуризма… Читать ещё >
Велотуризм в Пермском крае (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
" ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО — ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Курсовая работа Велотуризм в Пермском крае Работу выполнил:
Студент 344 группы факультета физической культуры Смолоногов Тимофей Руководитель:
Шевырин Сергей Андреевич ПЕРМЬ 2015
- Введение
- 1. История велосипеда и велотуризма
- 2. Велотуризм
- 2.1 Понятие и сущность велосипедного туризма
- 2.2 Виды и стили велотуризма
- 3. Велотуризм в пермском крае
- 3.1 Рекреационные возможности Пермского края для развития велосипедного туризма
- 3.2 Особенности организации велотуров в Пермском крае
- 3.3 Значение и проблемы велосипедного туризма в Пермском крае
- Заключение
- Список использованных источников
В настоящее время Пермский край пользуется всё большим спросом у любителей активного отдыха. Для поддержания стабильного роста экономики края необходимо вводить и развивать инновационные виды туризма, к ним можно отнести и велосипедные поездки.
Наличие спроса на велосипеды и широкой сети автодорог делает этот вид туризма перспективным. Широкая дорожная сеть позволяет планировать разнообразные велосипедные походы по краю — от самых простых до 5 категории сложности.
Развитие велосипедного туризма на территории Пермского края затруднено из-за ряда проблем:
слабый спрос на велосипедные поездки в связи с такими факторами как:
практически полное отсутствие интересных велосипедных туров надлежащего качества по краю; высокие цены на существующие велосипедные путешествия; доминирование самодеятельных велосипедных выездов;
отсутствие надлежащей культуры туристского обслуживания;
нехватка опытных специалистов туристской сферы (гидов; экскурсоводов).
Всё вышесказанное обусловливает актуальность исследования значения велотуризма для Пермского края, выявление проблем, связанных с велосипедным туризмом и путей их решения.
Цель курсовой работы — изучить специфику велосипедного туризма и определить проблемы и перспективы развития велосипедного туризма в Пермском крае.
В соответствии с намеченной целью, в курсовой работе были поставлены и реализованы следующие задачи:
1. Проследить историю развития велосипедного туризма.
2. Дать общую характеристику велотуризму.
3. Изучить особенности велотуризма в Пермском крае
4. Определить проблемы и перспективы развития велосипедного туризма в Пермском крае.
Объектом курсовой работы является велотуризм, предметом — специфика и перспективы развития велосипедного туризма в Пермском крае.
Теоретической основой курсовой работы явились труды отечественных ученых, посвященные в том числе, проблемам и перспективам велосипедного туризма.
Методологическая основа исследования — такие методы как картографический, сравнения, классификации, обобщения, системный и комплексный анализ.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении сформулированы основные цели, задачи, объект и предмет исследования; проанализированы источники информации; прописана практическая значимость работы. В первой главе дается краткое описание истории развития велосипеда и велотуризма. Во второй главе определяется понятие велосипедного туризма, рассматривается место велотуризма в индустрии путешествий. В третьей главе раскрывается специфика велотуризма в Пермском крае, выявляются проблемы и предлагаются направления развития велосипедного туризма в крае. В заключении сформулированы основные выводы.
Практическая ценность исследования заключается в возможности использования результатов работы студентами Вузов туристического и спортивного направления.
велосипедный туризм велотур автодорога
1. История велосипеда и велотуризма
Наверное, едва человек изобрел колесо, стал соображать, как бы передвигаться на нем (либо на каком-нибудь простейшем сооружении из колес, соединенных вместе) без лошади или другой тяговой силы. Скорее всего, сначала это были детские самокаты, на которых катались, отталкиваясь от земли ногами.
Официально считается, что велосипеду не более 200 лет. Но ведь он состоит из простых, давно известных деталей: колес, шестерен, кривошипно-шатунного механизма. Колесо известно уже 6000 лет. Шестерни использовались в Древнем Риме во II—I вв.еках до нашей эры. Началом нашей эры датируется рождение кривошипа. Выходит, что велосипед могли изобрести, по крайней мере, 2000 лет назад. Возможно, так оно и было. Во всяком случае, в одном из музеев Рима находится саркофаг, на котором изображен человек, едущий на устройстве, очень похожем на велосипед. Саркофагу 2000 лет. И на стенах развалин Древнего Египта, Вавилона, Помпеи тоже есть изображения подобных машин.
1791 год. Во Франции граф Де Сиврак построил из дерева двухколесную машину, названную им «Селярифер», на которой можно было передвигаться, сидя верхом и отталкиваясь ногами от земли.
1817 год. Карл Фридрих барон фон Драйс, баварский лесничий, усовершенствовал машину Де Сиврака — он изобрел переднее поворотное колесо, благодаря которому можно было изменять направление движения на ходу. Свое транспортное средство, позже названное «Дрезиной» он запатентовал, начав этим самым документированную историю совершенствования конструкции велосипеда.
1839 год. Шотландец Киркпатрик Мак-Миллан применил к двухколесной машине педальный привод, правда, педали совершали не круговое, а возвратно-поступательное движение.
1853 год. Французский каретный мастер Пьер Мишо запатентовал педальный привод на переднее колесо велосипеда. Шатуны закреплялись на колесной оси. Так же на велосипедах Мишо впервые были применены: подпружиненное седло и тормоз, воздействующий на обод заднего колеса. Практически одновременно с Мишо подобную машину изобрел механик Пьер Лалльман. В Англии такие велосипеды получили название «Bone Shaker» т. е. «костотряс» .
1868 год. Парижская фирма «Мейер и Ко» начала выпуск велосипедов с цепным приводом на заднее колесо.
В 1869 году в Париже состоялись первые велосипедные гонки на деревянных «костотрясах» на дистанции 120 км, на которых победитель достиг средней скорости почти 11 км в час.
1870−1885 годы. Время «пауков», т. е. высоких велосипедов с разновеликими колесами. Также они назывались «Hige bicycle» и «Penny-farting». Желание изобретателей увеличить расстояние, пройденное велосипедом за один оборот колеса, приводило к увеличению диаметра ведущего колеса. Ограничивать этот рост могла только длина ног ездока. Прогресс «пауков» шел по пути уменьшения веса и увеличения надежности узлов машин.
1884 год. Фирма «Хиллман, Херберт и Купер» начала производство велосипеда «Кенгуру», имевшего двойной цепной привод от осей шатунов к переднему колесу. С этих машин начался возврат к велосипедам с равновеликими колесами.
С 1885 года началось повсеместное вытеснение из употребления велосипедов типа «паук» велосипедами типа «safety», т. е. «безопасными» с равновеликими колесами.
1888 год. Ветеринар из Шотландии Джон Бойд Данлоп изобрел пневматическую шину и воздушный ниппель. Это нововведение открыло широкие возможности для использования велосипеда вне хороших дорог.
1890 год. Практически одновременно несколько фирм начали производство веломашин с рамами замкнутой («диамант») формы. С этого момента современный облик велосипеда практически сформировался и дальнейший прогресс лишь усовершенствовал отдельные узлы и агрегаты.
С конца шестидесятых годов прошлого века велосипедисты все чаще появлялись на улицах российских столиц и других крупных городов, вызывая бурю разнообразных эмоций наших соотечественников, а в печати даже высказывалась тревога, что лихие «наездники» становятся опасными для людей на улицах.
Попытки поднять велосипед на воздух делались уже в прошлом веке. В 1921 году французский велогонщик Пулен изобрел первый велосипед-самолет. Правда, его самолет-велосипед скорее прыгал, чем летал. В наше время на велосипеде уже летали через пролив Ла-Манш.
Вот так, начавшись в сущности с «костотряса», велосипед стал великолепной скоростной машиной, победив при этом не только российское бездорожье, но и скоростные трассы, водную стихию и небеса.
Велотуризм — современный и наиболее прогрессивный вид туризма, уходящий корнями в далекое прошлое. Можно смело утверждать, что возник велотуризм сразу же, как изобрели велосипед. Официальная же история велотуризма в России началась 4 марта 1895 года в городе Санкт-Петербург, где было основано Общество велосипедистов-туристов под названием «Русский туринг-клуб». Позже появились филиалы общества в Киеве, Москве и других городах.
С момента появления велосипед стал представлять собой не только средство передвижения, но и новую возможность по организации качественного отдыха и времяпрепровождения.
С усовершенствованием велосипеда все явственнее становились его явные преимущества перед остальными видами транспорта — высокая мобильность, экологичность, компактность. К тому же, это отличное средство для тренировки организма и общего оздоровления. К преимуществам данного вида транспорта можно также добавить низкие издержки при обслуживании, особенно в сравнении, скажем, с автомобильным транспортом. Резюмируя, можно отметить, что велосипед как транспорт для путешествия обладает наивысшим коэффициентом при соотношении качества и материальных затрат.
К концу 19 века велосипед из средства, доступного исключительно для аристократии, превратился в транспорт для широких масс, являя собой эволюционный переход от лошади к человеку. В России это время характеризовалось расцветом русского капитализма, благодаря чему стремительно развивался рынок продаж двухколесных велосипедов. Вышеназванное общество велосипедистов — туристов быстро росло и развивалось. Если в 1895 году в нем состояло 27 человек, то к 1899 году — уже более тысячи человек. Как и любое общество, оно ставило себе в цели организацию совместного времяпрепровождения по выбранной тематике, занимаясь вопросами как количественного разнообразия выбранных путей и маршрутов, так и качественной организации колонн велотуристов и развитием ступеней поощрения участников.
Подобный подход быстро привел к увеличению количества общества до нескольких тысяч человек, однако революция подкосила данную структуру. В последующие десятилетия направление велотуризма из отдельного общества превратилось в подсекцию Всесоюзной секции туризма, однако первые клубы велотуризма появились только спустя полвека после революции. Бурное развитие идеологии спорта в советском союзе привело к тому, что появилось централизованное управление велотуризмом. Начали проходить собрания и слеты велотуристов, внедрялись стандарты сложности трасс, увеличивались маршруты как для «туров выходного дня», так и многодневные.
Если говорить о послевоенном туризме, то он возрождался достаточно долго. В шестидесятые возобновили свою работу клубы туристов почти в 150 городах СССР, но велосипедные секции были не везде. Далее в 1976 году появились федерации туризма советов по туризму и экскурсиям, начинает зарождаться самодеятельный туризм. Настоящий пик велобума наблюдается в нашей стране в восьмидесятые. Появляются новые объединения велотуристов, проводятся соревнования, слеты, организованные походы в труднодоступные районы, постепенно осваивается плановый велотуризм. В эти годы набирают популярность два вида массовых соревнований — триал и ралли. Конец восьмидесятых ознаменовывается падением железного занавеса, русские велотуристы начинают принимать участие в международных соревнованиях.
Если путешествие на мотоцикле имеет идеологию городских кварталов и хайвеев, то велосипед как средство передвижения во время путешествия несет в себе идеологию свободы передвижения, слияния с природой, ощущения собственного тела. Культивированием данной идеологии занимаются в настоящее время клубы велотуризма, которые являются потомками отделений дореволюционного общества велотуризма и продолжателями дела советских велотурклубов. В них остались школы велоподготовки, традиция собраний и слетов, коучинг и наставничество для новых членов, а также характерное для многих собраний, ведущих истоки от туризма, знакомство с фото и видеоматериалами с путешествий предыдущих лет. Появились лекции и книги по велотуризму. Также добавились туры по соседним странам и совместные велопутешествия по стране вместе с иностранными гостями-любителями велосипедного туризма.
Развитие велосипеда, его скоростных и конструкционных данных позволило сделать велотуризм более комфортным и удобным для перевозки средств жизнеобеспечения и походных принадлежностей.
2. Велотуризм
2.1 Понятие и сущность велосипедного туризма
Велосипедный туризм (велотуризм) — один из видов туризма, в котором велосипед служит главным или единственным средством передвижения. Понятие «велосипедный туризм» многозначно и относится как к одному из видов активного отдыха, так и к разновидности спортивного туризма.
Велотуризм отличается большим разнообразием условий местности и повышенной дальностью. Обычно осуществляется группами.
Велосипедный туризм — это путешествия на дорожных, спортивных и горных (маунтинбайк) велосипедах по равнине, оврагам, пескам, горным тропам. По сравнению с пешеходным туризмом велосипедные походы имеют следующие преимущества: более высокая скорость передвижения и низкая утомляемость, более широкие возможности при выборе маршрута почти с любым рельефом местности и любыми дорогами. Это один из самых экологичных и полезных для здоровья видов активного отдыха.
Велотуризм как активный отдых заключается в прохождении на велосипеде маршрутов, содержащих общетуристические и специфические для велотуризма объекты экскурсионного характера. Сложность таких походов может колебаться от простой до крайне высокой, маршруты прокладываются так, чтобы использовать преимущества, которые дает велосипед для быстрого передвижения по маршруту.
Велотуристы — большое сообщество людей по всему миру, предпочитающих совершать длительные и короткие туристические поездки на велосипедах. Такой способ путешествовать до сих пор считается специфическим, подходящим далеко не для всех. В самом деле, путешествуя на велосипеде человек отказывается прежде всего от комфорта при переездах с места на место, подвергает себя серьезным физическим нагрузкам, может сталкиваться с ситуациями, не знакомыми обычному туристу.
С другой стороны, велотуризм имеет немало положительных сторон. Прежде всего это намного дешевле в сравнении с поездками на автомобиле. Во-вторых — велотуризм является одной из разновидностей зеленого туризма, экологичного. В-третьих, поездки на велосипеде полезны для здоровья и поднимают настроение.
Для того, чтобы велотуризм приносил радость и удовольствие, необходимо особо тщательное внимание уделить этапу подготовки поездки, все тщательно спланировать и продумать детали в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.
Перед тем, как собирать в поездку рюкзак, необходимо как следует изучить маршрут. Известно, что незнакомые места всегда полны сюрпризов и далеко не самых приятных. Если маршрут, который вы выбрали, проверен и обкатан многими велосипедистами, то стоит ознакомиться с их опытом. Если же вы берете на себя роль первооткрывателя, то нужно быть готовым к тому, что в некоторые моменты вам придется призывать на помощь всю свою находчивость, выносливость и сноровку. Карта местности, по которой вы собираетесь путешествовать и исправный компас — незаменимые ваши спутники, которые помогут вам ориентироваться в пути.
Даже если планируется однодневный велопоход без ночевки, стоит иметь с собой такие полезные предметы, как фонарик и батарейки, спички, бумага, походная аптечка для вас и вашего байка. Необходимо обратить внимание и на одежду, в которой вы собираетесь ехать — она должна быть комфортной и достаточно теплой. Желательно иметь верхнюю куртку из водонепроницаемой ткани, чтобы не пострадать во время дождя.
Одним из преимуществ велотуризма является то, что на велосипеде гораздо проще перевозить походные рюкзаки, нежели нести их на собственной спине. При желании в многодневное путешествие можно взять палатку, спальный мешок, запас еды и так далее. Велосипед справится с такой нагрузкой.
Существует заметная разница между городским велотуризмом и велосипедными походами на природу. В пределах города не нужно излишне заботиться о пропитании или комфортном отдыхе, а вот на природе — это первоочередные задачи во время стоянок. Велотуристы в основном и делятся на тех, кто предпочитает поездки по городу, и тех, кто чаще выезжает на природу для того, чтобы полюбоваться красотами и подышать свежим воздухом.
2.2 Виды и стили велотуризма
В настоящее время в России развитие велотуризма имеет два направления: многодневные путешествия по преимущественно географическому принципу или географо-историческому маршруту и как способ организации выходного уик-энда, выливающиеся в так называемые «туры выходного дня», представляющее собой поездки в окрестности, прилегающую сельскую местность или на загородную достопримечательность. Каждое направление подразделяется еще на подвиды: экологический, религиозный, экскурсионный, спортивный, цивилизованный и т. д.
Цивилизованный велотуризм. Когда велосипедный тур заранее спланирован и организован туристической компанией. Предусматривает комфортное путешествие на велосипеде с посящением различных достопримечательностей, остановками в благоустроенных гостиницах или отелях.
Спортивный туризм. Велосипедный туризм — это такой же вид спорта как, например, велоспорт, футбол или авторалли. но, к сожалению, относится к неолимпийским видам спорта.
Основным видом в спортивном велотуризме являются спортивные велопоходы.
Отличие от ближайшего к велотуризму вида — велоспорта, состоит в том, что в велотуризме другие нагрузки и цель прохождения дистанции. Велотуризм вобрал в себя, как элементы многодневной велогонки в велоспорте, так и элементы многодневного авторалли в автоспорте — движение по маршруту используя карту и легенду. Спортивный велотуризм — это многодневное командное велоралли.
Как и в любом виде спорта, обучение проходит от простого к сложному. Сложность велопохода определяется категорией — их шесть.
Отдельной группой, вне классификации, проводятся велосипедные походы Выходного Дня. Это одно-двух дневные тренировочные велопоходы протяженностью от 40 до 150 км. Их маршруты прокладываются, как правило недалеко от места жительства и служат для тренировок.
Гонщицкий велотуризм. Название этого вида велотуризма, конечно, глубоко условное. Суть его заключается в том, что велотуристы едут по относительно хорошим дорогам, полностью исключая бездорожье. Люди едут с минимальным грузом, довольно быстро. Велосипеды у них, как правило, гибриды «заточенные под шоссе», ночевать останавливаются под крышей. Такие люди проходят за день до 200 километров и более. Для них главное — преодоление! Они как бы «проглатывают» пространство, не отвлекаясь на осмотры достопримечательностей.
Среди всех видов велотуризма, самым молодым можно считать велотуризм в спортивном (агрессивном) стиле. Он напрямую связан с появлением горного велосипеда.
Основные особенности туризма в агрессивном стиле таковы:
— быстрый темп движения на маршруте — хорошая физическая и техническая подготовка участников — надежный маунтинбайк (желательно высокого уровня) — отсутствие всех «лишних» деталей на велосипеде (вроде багажников, сумочек, больших крыльев и пр).
— минимум снаряжения в заплечном «анатомике» .
Большинство походов в агрессивном стиле — это однодневные мероприятия. Данное обстоятельство вызвано необходимостью минимизировать количество перевозимого снаряжения, а также тем, что подобный однодневный маршрут требует определенное время на восстановление. Помимо технической и физической подготовки, скоростные походы предъявляют определенные требования к велосипеду.
Экспедиционный велотуризм. Современный вариант туризма, который получил большой толчок своему развитию с появлением прочной и надежной техники. Суть его заключается в том, что велотуристы выбирают маршрут, как правило, с участками, которые плохо предназначены для движения по ним на велосипедах. Преодоление горных троп и болот, ледовых полей замерзших озер, и заснеженных зимников — вот примерно то, чем занимаются «экспедиционисты». По сути, единственным отличием «экспедиционистов» от «спортивников» является то, что они не делают ни каких бумаг на свои маршруты, и, соответственно, не получают званий и наград, справедливо полагая, что честно пройденный сложный маршрут и есть лучшая награда для велотуриста.
Байкерский туризм. Название этого вида велотуризма, как и всех других, конечно весьма условно. Байкера интересует в первую очередь не водопады-церкви и прочие достопримечательности, а «техничная трасса», на которой можно попытаться выжать из своего байка максимум. Одним словом, Байкеры двигаются по тому же бездорожью, что и «экспедиционники», но с большей скоростью и меньшим интересом к достопримечательностям. Интересна черта байкеров — при явном преимуществе во владении байком перед всеми другими велотуристами, у них частенько наблюдается довольно низкая туристская подготовка. Бывает, что разведение костра под дождем для них становится тяжелой проблемой. Байкеры любят останавливаться в гостиницах и путешествовать налегке. Отчасти это объясняется тем, что на груженом байке тяжело ощутить все его возможности. Главное отличие от других видов велотуризма — приоретет интереса к байку и его возможностям над всем остальным. При этом, человек может ездить и не на байке — здесь важна идея, а не конкретная ее реализация.
Зимний велотуризм бывает «классическим» и «цивилизованным», и отличается от летнего только сезоном: вместо лета — зима. С другой стороны, зимняя езда дело весьма специфическое, поэтому его выделяют в отдельный разряд.
Главное отличие заключается в том, что езда по зимним дорожкам нашей страны всегда сопряжена с определенного рода спортивной составляющей. Даже если необходимо проехать всего 60 — 70 км, то это может превратиться в настоящую «битву с дорогой», если она плохо очищена или наоборот, заледенела. Таким образом, «зимний цивилизованный байкер» днем показывает свою удаль, а длинным зимним вечером предается светским развлечениям.
3. Велотуризм в пермском крае
3.1 Рекреационные возможности Пермского края для развития велосипедного туризма
Пермский край имеет большие рекреационные возможности для развития велосипедного туризма.
Пермский край расположен в восточной окраине Русской равнины (около 80% его территории) и в западных предгорьях и горах Урала (около 20% его территории). Особенности рельефа Пермского края позволяют заниматься разными видами велотуризма и делают проведение велосипедных туров и велопрогулок привлекательными. Например, с высоких берегов открывается потрясающий вид на реки.
Климат Пермского края умеренно-континентальный с теплым, иногда жарким летом и холодной зимой. Для велосипедных маршрутов наиболее подходит один из самых благоприятных по климатическим условиям уголков — юг края.
Леса края, занимающие площадь около 12 млн. га., уникальны по красоте, обилию озер, богатству и разнообразию животного мира. Около 30 тыс. рек и других водных объектов образуют густую гидрографическую сеть.
Большинство маршрутов проходит вдоль рек, через великолепные сосновые боры, перемежающиеся лиственными лесами, по заливным лугам. Реки изобилуют песчаными косами, удобными стоянками.
В крае имеется два заповедника (Вишерский, Басеги) и более 100 особоохраняемых территорий. Пермский регион обладает многочисленными достопримечательностями, способными вызвать интерес у туристов.
В Пермском крае любителей велосипедных туров ждут маршруты, насыщенные экскурсиями к различным памятникам природы и истории.
Протяженность территории, большое количество районов с низкой плотностью населения, многообразие ландшафтов и климатических зон, обилие природных и историко-культурных достопримечательностей создали предпосылки для развития в Пермском крае велосипедного туризма.
3.2 Особенности организации велотуров в Пермском крае
Велотуры — довольно новый продукт турфирм, предлагающих активный отдых. Несмотря на это уже сформировались некие стандарты и «правила игры», по которым строится велотур.
Путешествие на велосипеде — это не спортивный скоростной пробег, а нормальный туристский поход, имеющий свои особенности. При правильной организации похода и выборе маршрута велосипед служит для туриста удобным и приятным средством передвижения, позволяя двигаться с меньшей затратой сил на значительно большие расстояния и посвящать больше времени отдыху, ознакомлению с интересными объектами, охоте и рыбной ловле.
Сезон велотуров в Пермском крае начинается в мае и длится до конца сентября. Обычно в стоимость велотура входит аренда хорошего горного велосипеда.
Велотуры, обычно, длятся от 7 дней, но это не значит, что набор вещей на неделю надо тащить на себе, при этом накручивая педали. Человек едет налегке, а весь багаж перевозится на машине сопровождения, услугами которой при необходимости может воспользоваться любой из участников, если устанет. Часто велосипедный маршрут входит в состав комбинированных туров.
По маршруту группа движется под руководством опытных гидов-инструкторов. Все инструктора знакомы с маршрутом, а также могут произвести несложный ремонт велосипеда в пути.
Средняя группа, отправляющаяся в велопутешествие — 7 — 10 человек. Возраст участников от 18 до 40 лет. Скорость передвижения обычно не превышает 18−22 км в час. Оптимальная нагрузка во время велотура — около 40 км в день. Она позволяет и прочувствовать, что отдых вы выбрали именно активный, и успеть поснимать окружающие красоты, и пообщаться с командой.
От выбора маршрута в большой степени зависит, удачно ли будут решены задачи, поставленные перед туристской группой.
Маршрут должен проходить по району, интересному для туристов и пригодному по своим природным условиям для велосипедного путешествия. Утомительные переходы могут свести на нет все хорошие впечатления. Поэтому надо выбирать район, в котором бы почва не создавала излишних трудностей, климат и дороги (наличие шоссейных, грунтовых дорог и проходимых на велосипеде троп) были благоприятны для путешествия, а бездорожные участки и перевалы в горах не превышали 10−15% общей протяженности маршрута.
Однако универсальность велосипеда как средства передвижения дает возможность выбирать маршруты почти с любым рельефом местности и с любыми дорогами. Не страшно, если небольшие отрезки пути придется пройти пешком, ведя велосипед в руках, или преодолеть несколько бродов
Велосипед легок и удобен, в случае необходимости его можно перевозить на всех видах транспорта. Это дает возможность организовывать путешествия в районы, отдаленные от места жительства туристов, и пользоваться на некоторых участках маршрута железнодорожным, автомобильным, речным или морским транспортом. Такое комбинированное путешествие открывает большие возможности в выборе маршрутов.
Начинающим туристам следует выбирать маршруты по населенной и слабопересеченной местности с развитой дорожной сетью. Для групп, имеющих опыт, доступны более сложные маршруты, как в лесных, так и горных районах. Маршруты могут прокладываться по всем перевальным дорогам и тропам. Подъемы на перевалы (не требующие альпинистского снаряжения) и спуски с них по тропам придется преодолевать пешком, не исключена возможность на некоторых участках разгрузки велосипедов от багажа и переноски того и другого отдельно.
При оборудовании велосипеда прочным и вместительным багажником на нем можно перевозить 20−25 кг багажа. Это даст возможность обеспечить группу достаточным для удобства походного быта запасом продуктов, необходимого снаряжения и вещей.
Туристическое агентство «Зеленый ветер» для любителей велосипедного туризма, не имеющих возможности, надолго покидать город, разработало специальное предложение — тур выходного дня в окрестностях Полазны. Место проведения: Добрянский район, начало маршрута в п. Полазна (40 км от Перми). Протяженность: автобус — 40 км, велосипед — от 10 до 30 км. Во время путешествия туристы имеют возможность: отлично провести выходные дни, прокатиться по окрестностям п. Полазны, отведать блюда, приготовленные на костре. Программа тура включает в себя:
Сбор у памятника «Пермяк солёные уши» (гостиница «Прикамье») или по запросу группы, дорога до п. Полазна. Прибытие, небольшой полдник, краткий инструктаж. Велопробег в зависимости от запроса группы (от 10 км). Обед. Дорога домой.
Стоимость тура: от 1000 руб с человека. В стоимость входит доставка автобусом из Перми и обратно, аренда туристского снаряжения (палатка, рюкзак, спальник, пенка, гермомешок), питание, услуги инструктора, повара, медицинская страховка.
На официальном туристическом сайте Пермского края представлены следующие веломаршруты:
1. Маршрут Пермь — станция Григорьевское. Протяженность — 90 км. Камский мост-Курья-ст. Ласьва-по гравийке через Мысы-Оверята-Шубничи-Чайковская. Выезжаем на дорогу Луговая-Чайковская. Вдоль железной дороги двигаемся до станции Григорьевская. Обратная дорога на электричке от станции Григорьевская.
2. Маршрут Ипподром-д. Рыж. Протяженность 85 км. Гомово — дер. Шульгино — дер. Рыж (поворачиваем на лево в сторону пруда). Далее слева появится деревня Широково. Едем на юг мимо линии электро передач, пересекаем мост через реку Пиза. Двигаясь по полевой дороге спускаемся к реке Рыж. Далее по грунтовой дороге на право в лес. Выезжаем к поселку Юг. Движемся на запад по бетонным плитам. Примерно через 10 км. сворачиваем на гравийную дорогу. Проезжаем пруд и заброшенный завод перед которым дорога поворачивает направо. Двигаемся прямо, не сворачивая с дороги. Проезжаем деревни Полюдово, Болдино, Чуваки. Выезжаем к деревне Кичанов и далее возвращаемся в Пермь.
3. Маршрут Пермь — Жебреи. Протяженность 100 км. По трассе Пермь-Голый мыс-Жебреи (примерно 25−30 км.) На последней горке, наверху, когда видно реку Сылву и Жебреи, есть отворот вправо на грунтовку (т. е примерно за 1,5 км до границы поселка). Примерно через 2−3 км грунтовой дороги и пропустив один правый отворот, доезжаем до дачного кооператива. Проехав мимо шлагбаума и охраны спускаемся под гору. Едем к роднику мимо дач на право. Далее выезжаем на дорогу на Комарово (дорога уходит вверх). Проехав Комарово следуем до Мостовой. Далее через Лобаново возвращаемся в Пермь. Особенности: маршрут используется в сухую погоду, много крутых спусков и подъемов.
4. Маршрут Пермь-Хохловка-Пермь. Пермь-Курья-Гайва. Далее до отворота на Ильинский и по трассе на Хохловку. Протяженность 90 км.
5. Маршрут Тулумбасы-Пермь Тулумбасы — Березовка — Зуята — Насадка — Мостовая — Пермь. Протяженность — примерно 150 км Этот маршрут проходит по красивым местам, имеющим свое особое название — Кунгурская лесостепь. Маршрут используется в сухую погоду.
На форуме Velo. Perm.ru можно узнать планируемые маршрута, также маршруты выходного дня. Поделиться своими впечатлениями о пройденном маршруте.
3.3 Значение и проблемы велосипедного туризма в Пермском крае
Велосипедные туры, путешествия на велосипеде — одни из самых экологичных и полезных для здоровья видов туризма. Велосипедные туры привлекают не только ощущением скорости, свободы, но и интересными экскурсиями и возможностью полноценного отдыха на природе.
Велосипедные туры — это возможность увидеть новые пейзажи, посетить интересные города.
У велотуризма в Пермском крае огромное будущее, чему в последнее время в немалой степени способствует популярность велосипеда как экономичного, довольно быстрого средства передвижения, возможность его практически повсеместного использования, востребованность этого дружественного природе транспорта при проведении модных в настоящее время экологических туров.
Отдых в движении имеет ряд несомненных преимуществ, в числе которых — путешествие небольшой компанией на значительные расстояния, отсутствие изматывающей физической нагрузки и необходимости нести на себе тяжелый багаж.
Велосипедный туризм в Пермском крае может стать одним из главных видов туристической деятельности, в ряде регионов создать основу для устойчивого развития экономики. Отдых на природе в сочетании с получением знаний в области истории и географии дает возможность людям, уставшим от воздействия техногенной среды, не только восстановить защитные функции организма, но и в целом — гармонию в своем мироощущении; является перспективным направлением в рациональном природопользовании, сохранении культуры, образовании, воспитании и формировании мировоззрения.
Массовые велотуристские мероприятия в Пермском крае (слеты, соревнования, ралли и т. д.) так и не стали массовыми по количеству участников.
Очень мало проводится в Пермском крае массовых походных мероприятий, особенно в общенациональном масштабе, с уклоном не в сторону тренированных велосипедистов, а для всех желающих (наподобие семейных велоралли на большой дистанции). Плохо обстоит дело с массовыми заездами и велодемонстрациями. Нет ни одной протяженной маркированной велотрассы, проложенной по самым интересным местам Пермского края и по наиболее благоприятным для велоезды дорогам. Что же делать? Прежде всего велотуристы должны объединяться в союзы, ассоциации, общества, использовать уже существующие организации и настойчивее заявлять о своих правах на дорожно-уличное пространство.
Наркомания среди подростков уже превращается в национальное бедствие. Между тем любой руководитель школьного велотуристского кружка или клуба засвидетельствует, что велотуризм создает надежный иммунитет против не только наркомании, но и алкоголя и курения. Упредить пристрастие подростков к наркотикам гораздо дешевле, чем вытащить из этого болота уже втянувшихся. Организации, фирмы и коммерческие структуры Пермского края, не на словах, а на деле готовые спасать подрастающее поколение от этой напасти, должны начать финансировать хоть в какой-то мере детские велотуристские и им подобные кружки и клубы.
Для организации процесса втягивания людей в сообщество цивилизованных велотуристов нужен специальный фонд, прежде всего на проведение семинаров велотуристской подготовки с учебно-тренировочными походами, массовых походных мероприятий, причем это дело не осилить одному лишь государственному бюджету, тем более в нынешнее время. Тут нужно объединение средств разных источников.
Но все проблемы велотуризма не решить без главного — без преодоления разобщенности между лидерами и руководителями различных велосипедных ведомств, организаций, обществ, клубов в пределах Пермского края и между регионами России, без понимания того, что большое дело в одиночку не сдвинешь, что возможностей для личного самоутверждения в кооперации с другими организаторами отнюдь не меньше, чем в индивидуальных устремлениях.
Доля организованных велотуристов в Пермском крае слишком мала, если сравнивать с десятками миллионов обладателей двухколесных машин. Причин тут много, но главная, по нашему мнению, — не осознали еще жители Пермского края мощного оздоровительного потенциала заложенного в велосипеде, не знают многие, сколько радости и впечатлений может принести обычный недельный велопоход. А потому подавляющее большинство владельцев двухколесных экипажей не связывает с ними свой отдых, потому у нас так мало выпускается снаряжения для велотуризма, почти нет в Пермском крае велодорожек и никак не утвердится велотуризм по путевкам.
В последние несколько лет развитие велосипедного туризма в Пермском крае силами туристических фирм приобретает все более заметный характер. Работа инструкторов, постоянно отслеживающих ситуацию на маршрутах и обеспечивающих во время проведения туров безопасность, в том числе и благодаря взаимодействию и обмену информацией с подразделениями МЧС, наличие у турфирм специального снаряжения, оборудования и средств связи, позволяют приобщиться к активному туризму людям, не обладающим специальными знаниями и достаточным опытом для организации самостоятельных путешествий. Для коммерческих походов постоянное нахождение гидов на маршруте является обязательным. Они в большинстве случаев не только показывают путь, выдают снаряжение, но и готовят на костре пищу и обустраивают лагерь.
Развитие велотуризма в Пермском крае перестал тормозить дефицит велосипедов с несколькими передачами, появилось много владельцев новых, неведомых нам ранее велосипедов с 21−24 передачами.
Во многих городах Пермского края таких, как Александровск, Губаха, Березники, Красновишерск и др. организованы школы велосипедного туризма. В них новички могут получить базовые сведения по велотуризму и ознакомится с традициями и правилами велотуров. Неотъемлемой частью подготовки велотуриста являются скатки — походы выходного дня с целью отработки движения в группе и повышения физической подготовки участников.
Заключение
Известный велогонщик Жан Анкетиль говорил:". Спокойный человек — велотурист. Для него не существует соревнований: он путешествует. Но это не избавляет его от борьбы с ветром, холодом, дождем, солнцем, грозой. И не освобождает от необходимости следить за своим питанием. На практике существуют различия между прогулкой на велосипеде в течение нескольких часов, однодневной или многодневной экскурсией и классической гонкой. Однако основные принципы остаются неизменными" .
Велосипед — это не просто средство передвижения, а своеобразный стиль жизни. Каждый в нём находит что-то своё: одни зарабатывают на нем в гонках деньги и славу, другие открывают для себя новые регионы и страны, третьи на нем отдыхают, катаясь по парку, а кто-то через велосипедные поездки снимает стресс и напряжение от городской обыденности. Всякое средство передвижения дает свободу, и, чем совершеннее это средство, — тем больше свободы — это аксиома сегодняшних дней.
Велотуризм — самый выгодный способ путешествовать — максимальная отдача при умеренных затратах, он не требует топлива — не загрязняет окружающую среду, а физическая нагрузка способствует хорошему самочувствию отдыхающего. Велотуристу подвластны любые дороги и тропы. Во многих местах, где пройдет пешеход, может проехать и велосипедист. Велосипед как средство передвижения позволяет выбирать маршруты почти с любым рельефом местности и любыми дорогами.
Велосипедный туризм — это популярный вид активного отдыха, имеющий множество разновидностей: от небольших прогулок и экскурсий до сложных велосипедных путешествий.
Велосипедный туризм имеет некоторые особенности по сравнению с другими видами туризма. Это, прежде всего, большая интенсивность движения и, как следствие, велотурист успевает увидеть гораздо больше, чем, например, пешеходник или горник. Велотурист для путешествия использует более сложную технику — велосипед, а велосипедная группа и каждый её спортсмен в отдельности, является участником дорожного движения, и обязана подчиняться правилам дорожного движения.
Широкие возможности Пермского края в развитии велосипедного туризма определены разветвленной сетью дорог, покрывающих достаточно равномерно его территорию. В настоящее время наблюдается постепенное повышение спроса на велосипедный отдых, увеличение числа подростков и молодёжи умеющих ездить на велосипеде. Некоторые туристические фирмы начинают создавать интересные и качественные велосипедные путешествия.
Пермский край имеет большие рекреационные возможности для развития велосипедного туризма. Природное богатство края помогло приобрести популярность велосипедного туризма среди любителей активного отдыха и приключенческого туризма.
Равнинный рельеф, благоприятные климатические условия, низкой низкая плотность населения, многообразие ландшафтов и климатических зон, обилие природных и историко-культурных достопримечательностей создали предпосылки для развития в Пермском крае велосипедного туризма.
Велосипедный туризм в Пермском крае может стать одним из главных видов туристической деятельности.
Список использованных источников
1. Булгаков А. А. Велосипедный туризм/ А. А. Булгаков, Е. Бухвальд. — М. 2008, 373 с.
2. Дмитриевский М. Покупаем велосипед/ М. Дмитриевский. — М., 2007. — 126 с.
3. Ленских С. Перспективы развития велотуризма на Алтае/ С. Ленских // Алтай: экология и природопользование. — Бийск, 2008. ч. 2. — 282 с.
4. Медовый В. В. Методические рекомендации по организации плановых велосипедных маршрутов/ В. В. Медовый. — М. 2008, 43 с.
5. Робертс Т. Велоспорт: базовое руководство по снаряжению и технике езды/ Т. Робертс. — Москва, 2007. — 160 с.
6. Сенин В. С.
Введение
в туризм. МБИ. М.: Просвещение, 2005
7. Сергеева Т. К. Экологический туризм: — М: Финансы и статистика, 2008
8. Храбовченко В. В. Экологическицй туризм: учебно-методическое пособие — М.: Финансы и статистика, 2007
9. Алексей Кавелин [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://veloroad. spb.ru
10. Велотуризм — история и современность [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bikedivision.ru/staty/obzory/veloturizm-istorija-i-sovremennost
11. Велотуризм — это спорт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dneproveloklub. dp.ua/lesons/les1/
12. Велотуризм: тонкости и ньюансы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.velodelo.org/category/veloturizm/
13. Из истории велосипеда и велотуризма [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.s-team.net.ua/publ/7−1-0−8
14. Интернет - портал " Экстремал" [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://extremal.ru/city/
15. Офицальный туристический сайт Пермского карая [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://old. visitperm.ru/activities/cycling/? ELEMENT_ID=1157
16. Официальный сайт турфирмы «Зеленый ветер» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.zel-veter.ru/catalogue/part/velo
17. Сайт федерации путешественников «Велопитер», о велотуризме [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://velopiter. spb.ru/trips/styles. htm
18. Туристический словарь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://metropolys.ru/artic/16/08/t-0230−7 823.html
19. Туризм ру, каталог путешествий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.turizm.ru/
20. Туризм в России, интернет-журнал об отдыхе и путешествиях [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rostur.ru/