Деятельность ФРС США в преодолении последствий финансового кризиса 2008-2009 гг
Таблица банкротств американских банков во время всемирного финансового кризиса 2008 года Информация о таких гигантских размерах этих операций не обнародовалась руководством ФРС из-за ожидаемой негативной реакции американцев и даже конгресс не был поставлен в известность, данные были вскрыты в результате аудита. Герб Федеральной резервной системы Соединенных Штатов 8 октября 2008 года все ведущие… Читать ещё >
Деятельность ФРС США в преодолении последствий финансового кризиса 2008-2009 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Введение
1. Деятельность ФРС США в преодолении последствий финансового кризиса 2008;2009 гг.
1.1 Роль инвестирования
1.2 Обвал на фондовых рынках во время мирового финансового кризиса 2008 года
1.3 Действия властей по урегулированию мирового финансового кризиса 2008 года
1.4 Прогнозы
Заключение
Список использованных источников
Введение
Глобальный финансовый кризис проявляется в росте цен на недвижимость и продовольствие, в сокращении рабочих мест как в коммерческих, так и в государственных организациях, в отсутствии стабильности и потере веры в будущее. Причем причины происходящих перемен различны в различных странах.
Как и великая депрессия начала ХХ-го века, мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 году, вызвал процессы, которые способны полностью изменить мировую финансово-экономическую систему. В новой системе, как ожидается, возрастет роль государства. Возможно, в результате финансового кризиса в мире возникнет новая всемирная валюта, пришедшая на смену американскому доллару. Начальной стадией мирового финансово-экономического кризиса послужил ипотечный кризис в США, первые признаки которого проявились в 2006 году в форме снижения числа продаж домов, а к весне 2007 года переросли в кризис высокорисковых ипотечных кредитов. Довольно быстро проблемы с кредитованием ощутили и надёжные заёмщики. Летом 2007 года кризис из ипотечного начал перерастать в финансовый и затрагивать не только США. Начались банкротства крупных банков, спасение банков со стороны национальных правительств.
О глобальном финансово-экономическом кризисе в 2008;2009 годах говорил, наверное, каждый член мирового сообщества. Глобальный финансовый кризис затронул и скорее всего еще затронет практически все страны мира, за исключением самых бедных стран, которые и так находятся в перманентном финансово-экономическом кризисе.
Кризисные события, наблюдавшиеся в США, поставили под вопрос эффективность американской системы финансового капитализма и ее жизнеспособность в реалиях глобального рынка. Ряду ключевых основ финансовой системы был фактически причинен невосполнимый ущерб, а сама она, будучи не в состоянии функционировать в прежнем виде, была частично национализирована или поставлена под государственный контроль. При этом кризис еще далек от своего завершения, и чрезвычайные меры обеспечат лишь временную стабилизацию, не ликвидировав фундаментальных причин его возникновения. В этой связи сегодня на первый план выходят вопросы по созданию совершенно новых стратегий основных экономических участников в изменившейся ситуации, установление и контроль новых источников рисков, экономической политике, необходимой России для обеспечения устойчивого развития в условиях глобальной нестабильности.
1. Деятельность ФРС США в преодолении последствий финансового кризиса 2008;2009 гг.
1.1 Роль инвестирования Следствием достижений финансовых технологий начала XXI в. стала максимально возможная мобилизация всех доступных денежных ресурсов и их трансформация в финансовые инвестиции. Современная финансовая система стремится превратить в инвестиции все деньги. Это достигается за счет вовлечения в инвестиционный процесс не только явных сбережений, но и тех денег, которые предназначены для потребления. Денежные доходы не накапливаются в форме наличных, а работают в экономике. Однако система, в которой деньги в максимальной степени вовлечены в инвестиционный процесс требует высококлассного экономического и финансового регулирования со стороны государства. Если в каком-то из секторов происходит сбой и возникают материальные и финансовые потери, дополнительные деньги для покрытия возникших убытков и потерь взять неоткуда: все деньги связаны, всё, что только можно инвестировать, инвестировано. Возникает нехватка ликвидности. Если проблема приобретает большие масштабы, заурядная нехватка перерастает в кризис ликвидности. Именно так и было в США, когда с середины 2007 г. инвестиционные банки стали нести потери и не могли найти деньги для заимствований на внутреннем рынке. Финансовые затруднения, начавшиеся в США, быстро приобрели мировые масштабы, и кризис ликвидности перерос в глобальный финансово-экономический кризис.
С середины 80-х гг. масштабы участия населения США в деятельности финансового рынка радикально возросли. Рядовое население все чаще выступает в качестве инвесторов, и финансовый рынок открывает для этого широкие возможности. Все больше американских семей в последнее время покупают акции напрямую или через финансовые институты. Если в 1980 г. Всего 6% американских семей имели такие вложения, то в 1990 г. уже 25%, в 2000 г. — 49%, в 2005 г. — 53%, в 2007 г. — 51,1%. Иными словами, около 100 млн. американцев размещают средства в акции напрямую или через инвестиционные фонды.
Федеральная резервная система (ФРС, Федеральный резерв) — специально созданное 23 декабря 1913 года независимое федеральное агентство для выполнения функций центрального банка и осуществления централизованного контроля над коммерческой банковской системой Соединённых Штатов Америки. В ФРС входят 12 федеральных резервных банков, расположенных в крупнейших городах, около трёх тысяч коммерческих так называемых банков-членов, назначаемый президентом Совет управляющих, Федеральный комитет по операциям на открытом рынке и консультационные советы. Основанием для создания является Закон о Федеральном резерве. В управлении ФРС определяющую роль играет государство, хотя форма собственности капитала является частной — акционерная с особым статусом акций.
Контроль за деятельностью ФРС осуществляют палата представителей конгресса США, перед которой нужно отчитываться ежегодно, и Банковский комитет конгресса (отчет два раза в год). ФРС ежегодно проходит аудиторскую проверку. Кроме того, с точки зрения закона президент США может уволить любого управляющего ФРС, но эта норма до настоящего времени никогда не применялась.
Сегодня при рассмотрении особенностей антикризисной политики США ясно видно, что вначале у властей еще не было отчетливого представления о сути и масштабах развертывающегося кризиса. В течение первого года кризиса власть действовала по обстоятельствам, принимая очередные решения в ответ на происходящие кризисные события. Наиболее оперативно на кризисные процессы реагировала ФРС. Во многом это объясняется тем, что поначалу ситуация оценивалась как кризис ликвидности в банковской сфере — вотчине ФРС — и с ним предполагалось справиться привычными для ФРС средствами либеральной кредитной политики. Так или иначе, но уже в августе 2007 г. ФРС провела снижение учетной ставки на 0,5% до уровня 5,75%, показав рынку, что она должным образом воспринимает крупные потери у ряда банков и намерена адекватно реагировать на события. В дальнейшем учетная ставка была в несколько приемов понижена — до 1% в октябре 2008 г., а затем и до 0−0,25% в начале 2009 г.
Уже к концу 2007 г. стало очевидно, что снижения ставки недостаточно, и ФРС перешла к пополнению ликвидных ресурсов банковской системы посредством аукционов, крупных кредитов, расширения масштабов и либерализации условий РЕПО и других мер. Так, в середине декабря 2007 г. ФРС провела специализированный аукцион в рамках совместной программы мировых центробанков по снижению негативных последствий кредитного кризиса. Примечательно, что сумма 20 млрд долл. оказалась недостаточной, так как банками было подано 93 заявки на общую сумму 61,6 млрд долл., что превысило предложение втрое, хотя каждому банку разрешалось подать не более двух заявок. Деньги предоставлялись в кредит на 28 дней под 4,65% годовых. Следующий аукцион на 20 млрд долл. был проведен 20 декабря, и еще два аукциона состоялись в январе 2008 г. По оценкам аналитиков, только в течение первых двенадцати месяцев финансового кризиса, с сентября 2007 г. по сентябрь 2008 г., ФРС оказала банкам финансовое содействие на сумму более 200 млрд долл. и эту политику продолжала. В частности, в начале 2009 г. ФРС провела два аукциона: первый — 12 января — на 150 млрд долл. в виде кредитов на 28 дней, второй — 26 января — на 150 млрд долл. в виде кредитов на 84 дня.
Главные события кризиса проявились в сентябре 2008 г. и последовали одно за другим. До этого казалось, что дело сводится к нехватке ликвидности из-за больших потерь, которые понесли крупные банки вследствие неосмотрительных операций на финансовом рынке, и пополнение ликвидности через помощь со стороны ФРС позволит скоро восстановить положение банков. Однако оказалось, что до сих пор была прелюдия, а главные события предстоят впереди. В начале сентября 2008 г. на грани банкротства оказались федеральные ипотечные агентства «Фанни Мэй» и «Фредди Мак». Две эти структуры, выдавшие гарантии на сумму около 5 000 млрд долл., оказались не в состоянии выплатить порядка 200 млрд долл. по текущим обязательствам. Собственные акции обеих компаний резко обесценились. Это дало повод для появления слухов о возможном дефолте обоих агентств по выпущенным ими облигациям и снижении надежности этих облигаций. На самом деле, держателям облигаций, выпущенных «Фанни Мэй» и «Фредди Мак» под обеспечение ипотечных кредитов, не следовало беспокоиться, поскольку присутствие федерального компонента в структуре этих агентств означало, что по этим обязательствам, в крайнем случае, заплатит федеральное правительство. Но объяснять эти положения публике было некогда: существовала реальная угроза массового сброса этих облигаций и развертывания финансовой паники. 7 сентября 2008 г. администрация Буша-младшего объявила о взятии ипотечных компаний «Фанни Мэй» и «Фредди Мак» под прямое государственное управление. На обе компании на эту дату приходилось около 5 трлн. долл. выданных ипотечных гарантий и еще около 3 трлн. долл. внебалансовых обязательств. Причем около 3 трлн. долл. было вложено иностранными центральными банками и другими иностранными инвесторами.
Если учесть, что в конце 2008 г. ипотечные обязательства имели около 60 миллионов американских семей, в которых состоят более половины граждан страны, а их общая сумма составляла более 11 100 млрд долл., то становится понятной роль двух федеральных ипотечных агентств: их гарантии покрывали порядка половины всех ипотечных обязательств граждан США. Крушения таких институтов никак нельзя было допустить.
Важной мерой правительства, принятой в сентябре 2008 г., стало повышение уровня полностью застрахованных банковских депозитов, чековых счетов, сберегательных счетов в кредитных союзах и депозитных сертификатов со 100 тыс. до 250 тыс. долларов. Это позволило предотвратить натиск вкладчиков на банки с целью изъятия вкладов, так как у подавляющего большинства американцев банковские вклады не превышают этой суммы.
Кроме уже отмеченных, был принят еще целый ряд поддерживающих мер по линии ФРС и других институтов, которые включали выкуп проблемных ипотечных обязательств на сотни миллиардов долларов, предоставление новых гарантий и денежных ресурсов. В целом, только за первый кризисный год, к ноябрю 2008 г., общая сумма денежных средств, предоставленных частным финансовым институтам в рамках государственной поддержки, составила около 3 500 млрд долл., и это еще не был предел.
Закон о восстановлении и реинвестировании от 17 февраля 2009 г. (American Recoveryand Reinvestment Act of 2009) характеризовался как экстраординарный ответ на события кризиса, подобного которому не было со времен Великой Депрессии. Он оценивался в американской администрации как беспрецедентная мера по укреплению экономики, сохранению и созданию рабочих мест и обеспечению хозяйственного роста. Согласно этому закону, предусматривалось в течение предстоящих двух лет израсходовать 787 млрд долл. на программы поддержки американской экономики, преодоления кризисных явлений и восстановления хозяйственного роста. Как следует из доклада вице-президента Байдена, к февралю 2010 г. было успешно потрачено 453 млрд долл. из этой суммы в виде предоставления денежных ресурсов или налоговых льгот для американских семей.
Добавим к этому, что в конце первого квартала 2010 г. ФРС завершила свою программу выкупа облигаций на сумму 1,25 трлн. долл. и «токсичных» ипотечных облигаций на 175 млрд долл., которую она проводила в течение почти двух лет.
Если подсчитать общую сумму всех средств, вложенных в экономику по линии поддержки со стороны государства в целях преодоления кризиса и его последствий, получится порядка 5 трлн. долл. Под стать размерам вливаний, размеры дефицитов превзошли все прошлые показатели. Если за 2007 фин. г. дефицит составил всего 161 млрд долл., демонстрируя благотворное влияние динамичного роста экономики, то уже в 2008 г. он вырос до 459 млрд долл., а за 2009 фин. г. достиг 1 413 млрд долл. Считается, что в 2010;2012 гг. уровень дефицита порядка 1 400 млрд долл. сохранится или несколько снизится. Но в долговременной перспективе положение может сложиться неутешительное: по официальным прогнозам дефицит федерального бюджета будет расти долго — до 2040 г. — и может превысить 15% ВВП (сейчас он уже составляет 10% ВВП).
Что означают эти небывало крупные величины? Они свидетельствуют, что решение проблем, поставленных кризисом, посредством денежных вливаний переложено на всю нацию и отодвинуто на будущее и что это решение потребует длительного времени.
Дефицит федерального бюджета финансируется путем выпуска облигаций, а не денег. При размещении этих облигаций государство призывает инвесторов одолжить ему недостающие в бюджете средства с условием их последующего возврата в установленные сроки и с выплатой процентов. Полученные от инвесторов доллары обеспечены всеми теми ценностями, которыми обеспечены любые другие доллары, обращающиеся в экономике США и за ее пределами. Эти нормальные доллары поступают в бюджет и расходуются в соответствии с поставленными в нем целями.
Теперь рассмотрим, на чем основан спрос на гособлигации со стороны инвесторов. Главным достоинством облигаций федерального правительства США всегда выступает их абсолютная надежность. Когда Конгресс США одобряет программу государственного противодействия кризису на 700 млрд долл., а затем еще на 787 млрд долл., он знает, что этих денег у государства нет и для их привлечения федеральному правительству потребуется выпустить облигации.
Творцы финансовой политики США сталкиваются с необходимостью поднимать ставки процента и искать другие методы повышения привлекательности облигаций федерального правительства, чтобы добиваться их полного размещения, а эти действия не всегда совпадают с интересами экономики. Так, повышение ставок процента по гособлигациям толкает вверх остальные ставки кредитного рынка, в то время как ФРС стремится удерживать ставки на низком уровне для поддержания доступности кредита.
Оценивая значение приведенных цифр, следует признать, что, под аккомпанемент многочисленных заявлений о неизбежном крахе финансовой системы США из-за обрушения государственного долга, успешно, хотя и с определенными трудностями, происходит размещение новых выпусков государственных облигаций. Наращивая свои пакеты, два наиболее важных контингента держателей казначейских облигаций — домашние хозяйства (население США) и иностранные держатели (преимущественно иностранные центральные банки и другие официальные институты) — не только демонстрируют доверие к обязательствам правительства, но и содействуют упрочению его финансового положения. Это позволяет считать, что США справятся с финансированием и будущих дефицитов бюджета.
Отдельного внимания заслуживает положение иностранных держателей государственных облигаций США, а среди них — позиция Китая и нескольких других крупных держателей. По официальным американским данным, на конец 2008 г. казначейских облигаций США во владении Китая было на сумму 807,5 млрд долл., Японии — 668,9 млрд долл., азиатских стран ОПЕК — 173,4 млрд долл., Бразилии — 136,7 млрд долл., России — 134,7 млрд долл. По более поздним данным, в середине 2009 г. величина пакета государственных облигаций США в официальных валютных резервах Китая составляла 800 млрд долл., и с тех пор она, видимо, мало изменилась. На втором месте была Япония — 753 млрд долл., на третьем — Великобритания — 220 млрд долл., на шестом Россия — 116 млрд долл., а всего держателями облигаций США на общую сумму 3 235 млрд долл. были десятки государств.
Посредством облигаций происходит перераспределение долларовых сбережений от разного рода инвесторов в государственный бюджет США, но это нормально заработанные, а не взятые из воздуха доллары. Как же все-таки происходит печать долларов, если она действительно происходит? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к действиям ФРС и вспомнить о существовании механизма денежного мультипликатора.
Большинство кредитов предоставляется ФРС американским частным банкам под залог ценных бумаг (преимущественно облигаций), что означает замену инструментов накопления на ликвидные деньги и не может рассматриваться как прямое создания новых денег, тем более что выданные взаймы деньги подлежат возврату в установленный срок. Однако здесь следует учитывать действие денежного мультипликатора: однажды введенные в оборот дополнительные денежные средства имеют свойства множиться в ходе обращения в определенной пропорции. Особенно значительный эффект мультипликатора создают субординированные кредиты, которые, в отличие от других видов кредита, предоставляются ФРС на длительные сроки (порядка 10 лет и более) и без залога. С небольшой условностью можно считать, что предоставление субординированного кредита — это попросту создание денег.
Восстановление позиций крупнейших американских банков к концу 2009 г., что выразилось в возвращении ими полученных от ФРС кредитов и выходе на растущие показатели прибыли, позволяет в целом положительно оценить действия властей по поддержке финансовых институтов США для преодоления ударов кризиса.
1.2 Обвал на фондовых рынках во время мирового финансового кризиса 2008 года
31 октября 2007 года многие индексы мировых фондовых бирж достигли пика, после которого началось снижение: с того дня по 3 октября 2008 года, когда палата представителей Конгресса США со второй попытки приняла план Полсона, фондовый индекс S&P 500 упал на 30%; OHLC график ежемесячных показателей фондового индекса S&P 500 с 1997 по 2011 год индекс MSCI World, показывающий динамику на рынках развитых стран, упал на 32,3%; График котировок индекса Международных фондовых рынков MSCI с января 1998 по июль 2010 года индекс развивающихся рынков MSCI Emerging markets — на 40,5%.
OHLC график ежемесячных показателей фондового индекса S&P 500 с 1997 по 2011 год График котировок индекса MSCI Emerging Markets с 1996 по 2010 год
В отличие от предшествующего обвала в 2000;2002 годы, который был вызван крахом на рынке акций технологических компаний и был ограничен рынками США, обвал 2007;2008 годов затронул все страны и был обусловлен событиями за пределами фондового рынка — бумом, а затем крахом в кредитном и жилищном секторах, а позднее — и на сырьевых рынках: первыми стали падать акции западных банков, а с июля 2008 года, когда начала быстро дешеветь нефть, — акции сырьевых компаний развивающихся стран. Падение курса акций на фондовых биржах в 2007;2008 годах
1.3 Действия властей по урегулированию мирового финансового кризиса 2008 года Наиболее значительные меры были предприняты ФРС США. С декабря 2007 до июня 2010 года ФРС различным банкам, корпорациям и правительствам под нулевой процент было выдано и не возвращено 16 триллионов кредитов.
Таблица банкротств американских банков во время всемирного финансового кризиса 2008 года Информация о таких гигантских размерах этих операций не обнародовалась руководством ФРС из-за ожидаемой негативной реакции американцев и даже конгресс не был поставлен в известность, данные были вскрыты в результате аудита. Герб Федеральной резервной системы Соединенных Штатов 8 октября 2008 года все ведущие центробанки мира, исключая ЦБ Японии и России, приняли беспрецедентное решение об одновременном снижении процентных ставок. Ключевая ставка Федрезерва США США (ФРС) была снижена с 2% до 1,5%; также на 0,5 процентного пункта были снижены ставки банка Канады, банка Англии, банка Швеции, Национального банка Швейцарии и Центрального банка Европы (ЕЦБ). Такое решение было расценено обозревателями как признание глобального характера кризиса, требующего координированных действий ведущих экономик. На следующий день примеру последовали финансовые регуляторы Южной Кореи, Тайваня и Гонконга, также снизившие основные учётные ставки.
График показателья процентных ставок Федеральной резервной системы США (ФРС) с июля 1954 по декабрь 2009 года График показателя процентных ставок Федеральной резервной системы США (ФРС) с июля 1954 по декабрь 2009 года 10 октября собравшиеся на совещание в Вашингтоне министры финансов и главы центральных банков стран Клуба семи (представлявший Россию А. Кудрин был приглашён на рабочий ужин «восьмёрки») утвердили антикризисный план, заменивший собой традиционное для подобных встреч итоговое коммюнике, заявив, что они предпримут «неотложные и исключительные действия». Принятый «семёркой» план из 5 пунктов предусматривал «использовать любые имеющиеся средства, чтобы поддерживать системно важные финансовые институты, не допуская их краха» и иные меры, уже осуществлявшиеся к тому времени правительствами стран-участниц. Руководители центральных банков Большой семерки после встречи на лестнице департамента казначейства США 10 октября 2008 года Министры финансов стран Большой семерки после встречи на лестнице департамента казначейства США 10 октября 2008 года 12 октября лидеры 15 стран Евро союза на встрече, прошедшей в Париже, договорились ввести систему государственных гарантий для кредитов, привлекаемых банками, а также обеспечить поддержку финансовым институтам, которые столкнулись с проблемами: гарантии должны предоставляться по межбанковским кредитам на срок до 5 лет; правительства получат право поддерживать банки, покупая их привилегированные акции; системообразующие банки, столкнувшиеся с трудностями, будут рекапитализироваться за счёт бюджетных средств. Сертификат привилегированной акции Taylor Corporation Pre Paid Bucks Cards 13 октября Центральный банк Европы (ЕЦБ), банк Англии и ЦБ Швейцарии пообещали, что по договору о валютном свопе с Федеральной резервной системой США (ФРС) США предоставят «долларовое фондирование в размере, необходимом для удовлетворения спроса» в 2008 и 2009 годы. В тот же день британский премьер-министр Гордон Браун призвал к созданию «нового Бреттон-Вудса». Джеймс Гордон Браун (1951) — британский (шотландский) политик, лейборист, 74-й премьер-министр Великобритании с 2007 по 2010 год 14 октября правительство США объявило «план спасения», предусматривающий выделение 250 млрд долл. на стабилизацию финансовой системы, часть которых, а именно 125 млрд., пойдёт на покупку долей в девяти крупнейших американских банках, в частности: Bank of America Corp, Wells Fargo, Citigroup, JPMorgan Chase & Co, Голдман Сакс, Morgan Stanley и Bank of New York Mellon Corp. План предусматривает беспрецедентную в истории США частичную национализацию частных банков, что сам Генри Полсон назвал «предосудительным», но необходимым для оживления экономики.
2 апреля 2009 года состоялся саммит большой двадцатки в Лондоне, на котором был принят План действий по выходу из глобального финансового кризиса. В частности, одной из наиболее серьёзных мер стало решение о значительном увеличение ресурсов МВФ — до 750 млрд долл., поддержка новых ассигнований СПЗ в размере 250 млрд. Международный валютный фонд полностью поддержал меры правительств, предпринимаемые с целью борьбы с экономическим кризисом. Организация активно включилась в процесс кредитования пострадавших стран.
финансовый рынок инвестиция
1.4 Прогнозы В 2008—2009 годах большинство политиков и экономистов прогнозировало скорое завершение кризиса. С течением времени всё больше и больше экономистов стали говорить о продолжительном характере кризиса. Особенно подчёркивается, что кризис далёк от завершения и он продолжает развиваться. Главный экономист МВФ О. Бланшар в 2012 году заявил, что мировой экономике понадобится ещё минимум десять лет для избавления от последствий начавшегося в 2008 году кризиса. Влиятельный китайский учёный Ли Шэньмин отмечал: «Мировая экономика вступила в длительную полосу рецессии. С глобальным распространением неолиберализма волна приватизации ведет мировую экономику в тупик… Бедных в мире становится все больше, и они продолжают беднеть. Богатых — меньше, и они только богатеют. Обеднение происходит почти во всех странах».
В конце концов, в большинстве стран нынешний кризис может по тяжести превзойти Великую депрессию, отмечает в январе 2014 года проф. Кармен Рейнхарт. Она и Кеннет Рогофф прогнозируют, что для восстановления мировой экономике понадобится ещё пять лет.
Как заявляет в октябре 2014 года глава МВФ К. Лагард, глобальную экономику ожидает длительный период низкого роста, высокой безработицы и геополитических проблем — причём последние, в свою очередь, ведут к ещё большему ухудшению ситуации в экономике.
Как отмечается в начале 2015 года, многие международные экономические организации, такие как Всемирный банк, МВФ и ОЭСР, в ходе исследования глобальных экономических процессов сошлись во мнении, что кризис 2008 года продолжает углубляться.
Заключение
Сложившаяся инерция мышления и выработанный ранее стереотип поведения привели к тому, что история прошлых кризисов ничему не учил. Бороться с кризисом, начавшимся в 2007 г. на кредитном и финансовом рынках, ФРС стала старыми методами, снова значительно снизив за период с июня 2006 г. по декабрь 2008 г. ставку по федеральным фондам с 5,25 до 0,25 9Ъ. Данное изменение существенно увеличило процентный риск кредитных организаций, исказило сформировавшийся рыночный механизм и лишило реальным сектор экономики стимула вводить инновации для выхода из сложившейся ситуации. По состоянию на конец 2011 г. политика рефинансирования ФРС не привела к существенному увеличению ВВП в США, в то время как инфляция уже начинала превышать уровень роста ВВП. Вероятно, для борьбы с этой инфляцией ФРС вскоре опять начнет поднимать ставку по федеральным фондам, что, естественно, приведет к появлению старых проблем. В целом можно обоснованно утверждать, что политика ФРС, направленная на изменение ставки по федеральным фондам, существенно увеличивает процентный риск кредитных организаций. При этом активизируются все без исключения источники процентного риска. Во-первых, возрастает риск не сбалансирован-нога по срокам изменения ставок по финансовым инструментам. Во-вторых, как показал конкретный исторический пример, снижение ставки по федеральным фондам увеличивает риск исполнения встроенных опционов (в США произошло массовое рефинансирование ипотечных кредитов). В-третьих, некоторые плавающие ставки по привлеченным и размещенным ресурсам изменяются в соответствии со ставкой, таргетируемой ФРС, а некоторые — привязаны к другим базовым ставкам, что мажет привести к существенному сужению процентного спрэда, т. е. к базисному риску.
В четвертых, устанавливая целевую величину ставки межбанковских кредитов, монетарные власти страны влияют на ожидания рынка и увеличивают риск изменения формы и наклона кривой доходности. В частности, если центральный банк или ФРС поднимают ставку, то доходность краткосрочных финансовых инструментов может превысить доходность долгосрочных. Такая ситуация называется инверсией кривой доходности, так как нормальное функционирование рынка предполагает, что долгосрочные ставки должны превышать краткосрочные, поскольку предоставление денежных средств на более длительный срок несет в себе более высокий риск. Таким образом, политика изменения денежной массы и процентных ставок в стране привели к искажению рынка, увеличивала процентного риска коммерческих банков и нарастала кризисных явлений в кредитно-финансовой системе. Ухудшение состояния экономики США негативно повлияла на другие страны, в том числе и на Россию, заинтересованную в иностранных инвестициях и имеющую большие долларовые резервы.
Меры, которые необходимо осуществить в среднесрочной и долгосрочной перспективах — следующие:
выработать новые правила регулирования финансовых рынков, а также требования к макроэкономическим параметрам развития стран по примеру Маастрихтских соглашений;
расширить финансовые возможности МВФ, в настоящее время недостаточных для решения задач в кризисной ситуации;
повысить роль G20 и укрепить его статуса; G7/G8 и G20 должны дополнять друг друга;
создать единую систему регулирования деятельности рейтинговых агентств;
создать в финансовой сфере новую международную организацию (либо преобразование одной из действующих), члены которой придерживались бы единых правил при осуществлении регулятивной, финансовой, а возможно, и фискальной политики.
В настоящее время государства объединяются вокруг Форума финансовой стабильности. Однако он не включает в себя развивающиеся страны, в том числе страны БРИКС. Сегодня нужен международный полномочный орган, чьи рекомендации были бы обязательными к выполнению всеми членами мирового сообщества без исключения.
Список использованных источников
https://ru.wikipedia.org
http://www.federalreserve.gov
http://www.banki.ru
электронный научный журнал, «Россия и Америка в XXI веке» // эл. доступ: http://www.rusus.ru
http://forexaw.com
https://www.lgz.ru/article/N47−48—6252—-2009;11−25-/Oboydёmsya-bеz-voynы10 918/