Эпидейктическая речь
По назначению эпидейктические речи можно разделить на два вида. К первому относятся жанры, в которых преобладает оценка события, т. е. основная их задача — хвала или хула (порицание, похвальное слово). Другая разновидность — речи, произносимые в связи с каким-либо событием, речи на случай (напутствие, вступительное слово, ответное слово). Конечно, между этими разновидностями нет резкой границы… Читать ещё >
Эпидейктическая речь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
РЕФЕРАТ Эпидейктическая речь Выполнил: студент ИМФИ
I курса 14 группы Хайбрахманова Альбина Тагировна Проверил: доцент кафедры общего языкознания Новикова О. А.
Оглавление Введение
1. Сущность и функции эпидейктической речи
2. Предмет и содержание эпидейктической речи, ее разновидности
3. Правила похвалы и «хулы»
4. Законы эпидейктической речи и ее структура
5. Риторические приемы организации эпидейктической речи
6. Этос, пафос, логос в эпидейктической речи
7. Устные жанры эпидейктической речи
8. Взаимодействие элементов информирующей, аргументирующей и эпидейктической речи в процессе общения Заключение Список литературы
«Дело эпидейктической речи, — писал Аристотель, — хвалить или порицать.»
Эпидейктическая речь — это торжественная речь по случаю, имеющая своей целью создание у адресата определенного эмоционального состояния, определенного настроения — чувства удовольствия, наслаждения, гордости, радости или, напротив, чувства гнева, презрения, негодования. Таким образом, эпидейктическая речь — это апелляция к активным человеческим чувствам.
Актуальность исследования обусловлена важностью изучения одного из классических, традиционных, но востребованных и сегодня, жанров риторических сочинений — торжественных речевых жанров в официальной и неофициальной коммуникативной ситуации, в связи с повышенными сегодня требованиями к этикетно-организованному строю речи.
Цель моей работы — выявить и описать основные лингвостилистические особенности эпидейктической речи как интегрированного жанрового образования; на примере поздравления как универсального и наиболее распространенного жанра частной эпидейктики охарактеризовать речевые способы и языковые средства реализации жанрового ожидания адресанта и адресата эпидейктического высказывания.
1. Сущность и функции эпидейктической речи
Сущность эпийдектической речи заключается в том, что бы создать у адресата определенное эмоциональное состояние, определенное настроение чувство удовольствия, наслаждения, гордости, радости или, напротив, чувства гнева, презрения, негодования.
Таким образом, эпидейктическая речь — это апелляция к активным человеческим чувствам.
По назначению эпидейктические речи можно разделить на два вида. К первому относятся жанры, в которых преобладает оценка события, т. е. основная их задача — хвала или хула (порицание, похвальное слово). Другая разновидность — речи, произносимые в связи с каким-либо событием, речи на случай (напутствие, вступительное слово, ответное слово). Конечно, между этими разновидностями нет резкой границы: похвальное слово произносится по поводу хорошего поступка адресата, ответное слово должно содержать похвалу предыдущим ораторам. [4]
2. Предмет и содержание эпидейктической речи, ее разновидности
Предметом речи могут быть добродетели и пороки, знаменательные исторические даты или события, достойные сожаления или прославления; люди, память о которых должны хранить потомки; памятные события социальной практики.
Содержание эпидейктической речи связано с настоящим моментом, но, при этом предполагается обсуждение и оценка предмета речи в будущем с целью его утверждения. Посвящая речь этому сегодня, мы предполагаем, что в будущем сказанное нами послужит уроком или примером, будет «похвалой или порицанием», станет историко-культурным фактом, к которому еще не раз вернемся в своем коммуникативном и социальном опыте.
Разновидности эпидейктической речи: похвала лицу по особому поводу (тосты, юбилеи, эпитафия — надгробная речь, эпиталамия — хваленая речь на свадьбе); похвала деятельности всего коллектива; похвала явлению; осуждение, порицание. Например, идеологическая речь: социалистического государство — это хорошо, капиталистическое — плохо.
3. Правила похвалы и «хулы»
Предметом похвалы или хулы может быть что угодно. Хвалить, по Аристотелю, нужно добродетель, справедливость, рассудительность, мудрость, великодушие, бескорыстие, щедрость и т. д.
Правила похвалы:
1. Оратору нужно учитывать «фактор адресата», т. е. хвалить то, что больше всего ценится у данной аудитории.
2. Законы эпидейктической речи требуют усиления и преувеличения. Это законы жанра.
3. Оратор должен использовать сравнение, если это возможно.
«Хула» традиционно осуществляется по законам обратным законам хвалы.
Приведём пример эпидейктической речи-похвалы, обращённой к неодушевлённому предмету и выполненной с использованием иронии, как риторического тропа. Автор — студент первого курса Факультета Автоматизированных Систем Тихонов Н.:
«Хвала дивану»
Чудесный мой диван!
Тебе хвалу пою.
Удобен ты не по годам, За что тебя люблю.
Ты мягкий и родной такой, И только для меня Свои подушки, свой покой. 5]
4. Законы эпидейктической речи и ее структура
Законы эпидейктической речи требуют усиления и преувеличения. Если хвалят деяние, то всячески подчеркивают, что человек действовал один или первый, что обстоятельства не благоприятствовали ему, но он мужественно превознемогал трудности, которые тоже преувеличиваются. В этом нет ничего ложного, немискреннего: таковы «законы жанра», такова принятая в речевой традиции условность.
Структуре эпидейктической речи так же, как и содержанию, присущи определенные особенности. В начале эпидейктической речи по случаю принято сообщать об этом случае (о поводе). При этом совершенно не нужно прибегать к пространным описаниям, достаточно сказать: «поздравляя сегодня нашего юбиляра…» или «открывая конференцию молодых ученых…» или «сегодня у нас праздник…». Например: «От имени Олимпиады имею честь приветствовать наших соседей по планете в г. Лиллехаммере» .
5. Риторические приемы организации эпидейктической речи
Рекомендации, предложенные Аристотелем, трактовали: а) предмет, о котором оратору приходится говорить; б) позу, которую оратор должен принять; в) эмоции, пробуждаемые в слушателе; г) стиль произносимой речи. Этому посвящены три книги «Риторики». Первая; рассматривает предмет в системе других наук; в ней обозреваются; три вида речей: совещательные, или политические, эпидейктические, или торжественные, и судебные (самые распространенные, но одалживающие свои приемы у первых двух). «Дело речей совещательных — склонять или отклонять, потому что как люди, которым приходится совещаться в частной жизни, так и ораторы, произносящие речи публично, делают одно из двух: или склоняют, или отклоняют. Что же касается судебных речей, то дело их — обвинять или оправдывать, потому что тяжущиеся всегда делают непременно одно что-нибудь из двух: или обвиняют, или оправдываются. Дело эпидейктической речи — хвалить или порицать». У каждого рода речей есть своя цель: «польза и вред (один дает совет, побуждая к лучшему, другой отговаривает, отклоняя от худшего)» в речах политических; «прекрасное и постыдное» в торжественном красноречии и «справедливое и несправедливое» в судебном. 6]
6. Этос, пафос, логос в эпидейктической речи
Термины этос, пафос, логос — основные для риторики.
Этосом принято называть те условия, которые получатель речи предлагает его создателю. Эти условия касаются времени, места, сроков ведения речи и этим определяется часть содержания речи, которую получатель речи может считать уместной или неуместной. Неуместную речь получатель речи вправе отклонить. Главным признаком уместности является тема речи, при условии, что время, место и сроки речи согласованы между участниками речевой коммуникации.
Пафосом принято называть намерение, замысел создателя речи, имеющей целью развить перед получателем определенную и интересующую его тему. Пафос ограничивается категорией этоса с одной стороны, т. е. может реализоваться лишь в пределах ее места и времени. Другим ограничением пафоса являются словесные средства, понимание которых было бы доступно получателю речи.
Логосом принято называть словесные средства, использованные создателем речи в данной, конкретной речи при реализации ее замысла. Логос требует, помимо воплощения замысла, использовать такие словесные средства, которые были бы доступны получателю речи.
Три основные категории риторики — этос, пафос, логос — находятся в связи друг с другом и как бы переходят одна в другую.
Таким образом, этос создает условия для речи, пафос — источник создания смысла речи, а логос — словесное воплощение пафоса на условиях этоса.
7. Устные жанры эпидейктической речи
Устные жанры эпидейктической речи (эпидейктичекой ораторики) — поздравительная речь, юбилейная речь, торжественная речь, похвальное слово, тост, адрес, ритуальная речь, благодарственная речь, ответное слово, речь на презентации, выступление по случаю памятных дат, знаменательных событий, праздников.
Традиционно считается, что новогоднее поздравление президента России — вид политической ораторики, однако, по нашему убеждению, поздравление главы государства относится к контаминированным текстам.
Подобно речам по случаю, речам на приеме царственных особ, прощальным речам и пасхальным приветствиям, поздравительные речи президента совмещают в себе характерные черты как минимум двух жанровых типов — эпидейктического и совещательного (политического). Подобные публичные монологи отмечены благими намерениями, добрым отношением к миру, не содержат конфликта, имеют целью как сознание праздничного настроения, что является главным признаком эпидейксиса, так и улучшение жизни общества (критерий политической ораторики). Эти монологи совмещают в себе два времени — будущее как цель политических выступлений и настоящее как задачу эпидейктической ораторики.
8. Взаимодействие элементов информирующей, аргументирующей и эпидейктической речи в процессе общения
Содержание эпидейктической речи — это информация особого рода, которая формирует в слушателях не столько новое знание о предмете речи, сколько определенное (чаще всего положительное) отношение к нему через его оценку. Поэтому тезис эпидейктической речи — это оценочное суждение, отражающее личностное отношение говорящего к предмету речи, а также ценности общающихся (оратора и аудитории). Например, тезис в торжественной речи А. Н. Островского по поводу открытия памятника Пушкину выглядит следующим образом: Заслуги Пушкина огромны и неоценимы, так как он поднял интеллектуальный и эстетический уровень российской публики и освободил русскую литературу от гнета подражательства (или создал самобытную русскую литературу);
Далее, в основной части, тезис развивается и обосновывается с помощью разнообразных аргументов. Существует несколько способов развития содержания, например, описание предмета, повествование о жизни и деятельности юбиляра, доказательное рассуждение — обоснование тезиса. Так, в речи на открытии XVII зимних Олимпийских игр автор представляет (описывает) «Олимпиаду по-норвежски». В случае описания качеств предмета речи не следует их набирать «числом по более, ценою подешевле», т. к. тогда речь окажется скроенной как «лоскутное одеяло», будет представлять из себя лишь перечисление и не окажет соответствующего воздействия. Речь С. Маршака по поводу 75-летия К. И. Чуковского является повествованием о жизни и деятельности юбиляра. Однако здесь перечисляются не все события биографии, а лишь те, воспоминание о которых может доставить поздравляемому удовольствие, — наиболее значительные и имевшие для него положительный смысл, не забывает автор при этом и об оценочных суждениях: «…Но вот родился „Крокодил“, Здоровый, шумный, энергичный, — Не фрукт изнеженный, тепличный. И этот лютый крокодил Всех ангелочков проглотил В библиотеке детской нашей, Где часто пахло манной кашей…»
Наиболее продуктивным для эпидейктической речи является построение доказательного рассуждения, при котором речь делится на части (микротемы), представляющие собой единство подтезиса и аргументов. [1]
Заключение
Специфика эпидейктической речи проявляется и в языковом воплощении. Содержание торжественной речи — оценочная информация, преувеличение — предполагает использование эпитетов, оценочной и экспрессивной лексики, сравнений, метафор и других тропов и фигур — всего арсенала средств торжественного, высокого стиля. И наконец, эпидейктическая торжественная речь требует в меру торжественной тональности произнесения. Речь должна произноситься с теплотой, искренностью. Совершенно недопустима ироническая интонация в отношение предмета речи, но возможен шутливый тон, если вспоминаются веселые события. И конечно, невозможно представить себе эпидейктическую речь прочитанной по бумажке.
1. Анисимова Т. В. «Современная деловая риторика: Учебное пособие» / Т. В. Анисимова, Е. Г. Гимпельсон — Москва, 2002. — 348 с.
2. Аристотель «Риторика» / Аристотель — М., 1978. — 278 с.
3. Голуб И. Б. «Русский язык и культура речи. Учебное пособие» / И. Б. Голуб Логос, 2010. — 355 с.
4. Лосев, А. Ф. «Античная литература: учебник для высш. шк.» / А. Ф. Лосев — М.: Омега — Л, 2008. — 543 с.
5. Михальская А. К. «Основы риторики: Учебник для 10−11 классов.» [Электронный ресурс] / Михальская А. К. — 2004. — 496 с. http://goofy.narod.ru/
6. Корнилова Е. Н. «Риторика — искусство убеждать» [Электронный ресурс] Корнилова Е. Н. — М.: УРАО, 1998. — 208 с. http://llbooktoday.com/
.ur