Каменная архитектура Каргополья середины XVIII века
Рисунок не дает нам информации о декоре храма, но можно предположить, что он был практически его лишен, подобно храмам начала XVIII века и более поздним 1730-х годов. Объемно-пространственное решение и композиция фасадов в целом следуют традиции посадских храмов третьей четверти XVII века. Единственная форма, отражающая новые веяния, — часто встречающиеся в храмах нарышкинского стиля… Читать ещё >
Каменная архитектура Каргополья середины XVIII века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. КАМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА КАРГОПОЛЬЯ СЕРЕДИНЫ XVIII ВЕКА ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Важное направление новейшей науки о русской архитектуре — исследования региональных школ. Их развитие относится ко второй половине XVII—XVIII вв.еку и иллюстрирует разные варианты трансформации архитектурных форм от узорочья через нарышкинский стиль и барокко к классицизму.
Одной из малоизученных региональных традиций является каргопольская каменная архитектура, представленная исключительно церковными постройками.
Каргополь — старинный город Русского Севера, нынешний районный центр Архангельской области. На протяжении своей истории он долгое время и в административном (до 1781 года), и в церковном (до 1828 года) отношении подчинялся Великому Новгороду.
Каргополье знаменито старинными селениями и деревянными храмами исключительной сохранности, и именно этой части наследия уделялось большое внимание в историографии.
Широко известны и роскошные каменные храмы конца XVII века [7], а вот более скромная архитектура века XVIII, несмотря на своеобразие и неплохую сохранность, осталась не только практически неизученной, но и во многом неизвестной [5, 13].
Данная работа посвящена памятникам 1730−1740-х годов — периоду расцвета каргопольского каменного зодчества.
1. КАМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА КАРГОПОЛЬЯ СЕРЕДИНЫ XVIII ВЕКА
Небывалый расцвет архитектуры по всей России на рубеже XVII—XVIII вв.еков был прерван запретом на каменное строительство вне Петербурга (с 1715 по 1728—1729 годы), позволившим сосредоточить все силы на возведении новой столицы. В Каргополе строительство в то время не было интенсивным: всего по три каменных храма было построено в последней трети XVII и первой трети XVIII века. Первые три — Рождества Богородицы (1678−1682), Благовещения (1692−1723) [16. С.52] и Воскресения (конец XVII века — около 1710 года) [14. С. 57; 16. С. 55) — отличались роскошным резным убранством, а два последних еще и внушительными размерами. Возведенные позднее храмы — в монастырях Спасо-Преображенском (1707−1717, не сохранился), Александро-Ошевенском (1707−1734, руины) и Успенском (после 1715−1730 годов, не сохранился) — были скромными зданиями невысокого строительного качества.
Качественный и количественный расцвет наступает в 1730—1740-х годах, когда строятся сразу семь каменных храмов, некоторые отличаются внушительными размерами и оригинальной архитектурой.
Первым таким храмом была церковь Входа в Иерусалим, освященная в 1731 году [3. Л. 40]. Она не дошла до нашего времени, но ее облик был реконструирован Г. В. Алферовой [5. С. 51) (рис. 1).
Храм был построен на Новой торговой площади в качестве теплого храма Предтеченского прихода и не имел деревянного предшественника, что было необычным. Внизу двухэтажного здания храма располагались престолы Входа в Иерусалим, Знамения (южный) и Св. Екатерины (северный), а вверху — Собора двенадцати апостолов. Снаружи храм выглядел как обычный одноэтажный бесстолпный с увенчанным пятиглавием четвериком и трапезной. Стены трехсветного четверика не были разделены на ярусы, три полуциркульные апсиды имелись только в нижнем этаже: престол верхнего храма располагался в четверике. Единственное, что выдавало двухэтажность, — дополнительный более узкий этаж над трапезной, выглядевший несколько громоздко рядом с относительно невысоким четвериком. Как правило, двухэтажные трапезные имели только храмы «кораблем», которые начали в то время широко распространяться в северных регионах России. В них горизонтальному акценту трапезной противопоставлялись вертикали колокольни и высокого четверика с крутым сводом.
Рис. 1 — Каргополь. Церковь Входа в Иерусалим (1731), Г. В. Алферовой [5. С. 51]
При этом второй этаж трапезной почти всегда имел ту же ширину, что и нижний; среди редчайших исключений — Успенский собор в Далматове (1707−1720, Курганская область) до его перестройки в 1769 году и Преображенская церковь в Смольневе (1736, Владимирская область). Разумеется, влияний здесь быть не могло: маловероятно, чтобы упомянутые здания были известны каргопольским строителям. В случае Каргополя речь, по-видимому, идет о попытке строителей разместить в теплой церкви сразу четыре престола.
Причины этого нам неизвестны, но само количество престолов не должно удивлять, ибо традиция устройства большого их числа прослеживается в Каргополе с XVII века. Примечательно, что в последующих храмах Каргополья двухэтажные трапезные не строились.
Рисунок не дает нам информации о декоре храма, но можно предположить, что он был практически его лишен, подобно храмам начала XVIII века и более поздним 1730-х годов. Объемно-пространственное решение и композиция фасадов в целом следуют традиции посадских храмов третьей четверти XVII века. Единственная форма, отражающая новые веяния, — часто встречающиеся в храмах нарышкинского стиля восьмигранные окна верхнего света.
Здесь эта форма должна была быть позаимствована из архитектуры Центральной России, поскольку ни в одном памятнике относительно близких к Каргополю земель — Русского Севера, Вологды, Новгорода — она в это время не встречается.
Три построенных в последующие годы теплых храма можно рассматривать как различные варианты упрощения Входо-иерусалимской церкви и, соответственно, приближения к стандартному типу четверикового храма с трапезной по оси. Первым из них, в 1733 году [3. Л. 49−49 об.], был построен одноэтажный теплый храм Всемилостивого Спаса при каменной Воскресенской церкви. Он не сохранился и известен по фотографии (рис. 2).
Это был пятиглавый храм с тремя полуциркульными апсидами с престолами Спаса Нерукотворного, Андрея Первозванного (в южной апсиде) и Иоанна Златоуста (в северной).
Четверик был двусветным, причем в верхнем ярусе окна были заложены (или изначально изображены прямоугольными нишами), и лишь в центральных пряслах располагались небольшие круглые окна, возможно восходящие к нарышкинским образцам. Четверик имел деревянную кровлю, о чем можно судить по описанию в метрике 1887 года [1. Л. 3 об.].
Судя по ширине барабанов, все главы были глухими, боковые — широко расставлены. Храм украшали лишь плоские лопатки и, возможно, тонкие рамочные наличники.
Рис. 2 — Каргополь. Церкви Воскресенская (конец XVII века — около 1710 года) и Всемилостивого Спаса (1733). Фото начала ХХ века [1]
О внутреннем устройстве храма ничего не известно. Г. В. Алферова отмечает, что трапезная изначально была перекрыта деревянной бочкой [5. С. 73], что представляется уникальным для каменного храма и могло возникнуть под влиянием деревянной архитектуры. Впрочем, в последней бочкой перекрывалась не сама трапезная, а прируб, включенный в ее структуру.
Обычно такой прируб идентичен по размеру и облику алтарному и уравновешивал его в двухили четырехчастной (крестообразной) композиции (например, в Преображенской церкви в Чекуеве, в среднем течении Онеги, 1687, не сохранился).
Длинные трапезные, подобные трапезной храма Всемилостивого Спаса, в деревянном зодчестве, насколько мне известно, бочкой не перекрывались.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, за 1730−1740-е годы на Каргополье было сооружено каменных храмов примерно столько, сколько за предыдущие полвека. Строительная техника (грубо обработанный белый камень в сочетании с кирпичом) оставалась той же. Мастера поначалу возводили приземистые постройки с толстыми стенами и лишь в 1740-е годы перешли на более высокий уровень, о чем свидетельствует эффектная двустолпная конструкция Предтеченской церкви.
Образ храма также не менялся, оставаясь подчеркнуто монументальным и лаконичным. Наличники не использовались, декор сводился к едва заметным фризам под кровлями. Никаких принципиально новых деталей не появлялось.
Таким образом, есть все основания видеть здесь продолжение работы местной артели и, следовательно, говорить о развитии каргопольской архитектурной школы.
Она была лишена контактов с соседними школами каменного зодчества — в первую очередь, в силу физической удаленности от Новгорода, Архангельска и Вологды. Заказчиками выступали местное духовенство и горожане, что обусловило ориентацию лишь на местные и региональные (Соловки) образцы.
Каргопольские храмы 1730−1740-х годов исключительно архаичны. Здесь встречаются почти вышедшие из употребления столпные композиции, полуциркульные апсиды, пятиглавие. Соответственно, нет здесь ни ярусных композиций, ни восьмериков, ни граненых алтарей, столь типичных для архитектуры нарышкинского стиля и петровского барокко, процветавшей в то время в других регионах России.
Примечательно, что типология храмов была достаточно разнообразной: однои двухэтажные, столпные и бесстолпные, с трапезными и приделами и без оных.
Многие уникальные черты местных каменных храмов — покрытие апсид и трапезной бочками, деревянные кровли, имитация неба — возникли в силу необычного для каменного зодчества тесного взаимодействия с деревянным, объясняемого географической изолированностью местной каменной архитектуры.
Весь скромный набор декоративных деталей также допетровский, и лишь восьмигранные окна (широко распространившиеся еще в 1690-е годы!) говорят о нарышкинском влиянии.
Не стоит недооценивать каргопольскую архитектуру, несмотря на весь ее беспрецедентный для региональных школ середины XVIII века консерватизм: именно благодаря своей изоляции она породила целый ряд своеобразных и выразительных построек.
каргополь церковь архитектура
1. АИИМК (Архив Института истории материальной культуры, СПб.). Ф. Р-III. Д. 4192.
2. ГОУ «ГАНО» (Государственное областное учреждение «Государственный архив Новгородской области», Великий Новгород). Ф. 480. Оп. 1. Д. 731.
3. ГОУ «ГАНО». Ф. 480. Оп. 1. Д. 774.
4. Алфeрова Г. В. Каргополь и Каргополье. М., 1973.
5. Бодэ А. Б. Деревянное зодчество Русского Севера: Архитектурная сокровищница Поонежья. М., 2005.
6. Вдовиченко М. В. Архитектура северных соборов XVII в. // Памятники русской архитектуры и монументального искусства XVI—XX вв. Вып. 7. М., 2006. С. 27−62.
7. Выголов В. П. Архитектура Благовещенского собора в Сольвычегодске // Архив архитектуры. Вып. 1. М., 1992. С.77−101.
8. Гунн Г. П. Каргополье — Онега. М., 1989.
9. Кудряшов Е.В.О каргопольской архитектурной школе XVII — XVIII вв. // Проблемы синтеза искусств и архитектуры. Вып. 19. Л. 1985. С. 85−94.
10. Макаров Н. А. Церковные приходы и монастыри Кенозерья и Среднего Поонежья. Архангельск, 2007.
11. Масиель Санчес Л. К. Каменная архитектура Каргополья начала XVIII века // Academia. Архитектура и строительство. 2015. No 1. С. 41−48.
12. Масиель Санчес Л. К. Троицкий погост на Онеге и его архитектурный контекст // Памятники русской архитектуры и монументального искусства XVI—XX вв. Вып. 8. М., 2010. С. 59−79.
13. Старицын А. Н. Каргопольские городские приходы в XVII в. // Уездные города России. Каргополь, 2009. С. 55−66.