Физическая подготовка юных боксеров
Бокс в настоящее время предъявляет значительно высокие запросы к физической подготовке юных спортсменов. Самым известным боксерам мира зачастую доводится принимать участие в 2-х турнирах подряд, с перерывом между турнирами — 3 недели, и проводить около 8 напряженных боев. На олимпийских играх или на кубке первенства Европы очень часто можно повстречаться с возможными профессионалами, которые… Читать ещё >
Физическая подготовка юных боксеров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Физическая подготовка юных боксеров
Оглавление Введение Глава 1. Специфика физической подготовки боксеров
1.1 Значение физической подготовки боксера
1.2 Особенности анатомо-физиологического характера у юных боксеров Глава 2. Методика развития физической подготовки юных боксеров
2.1 Физическая подготовка в боксе
2.2 Упражнения для боксера Заключение Источники
Введение
Одна из важнейших видов подготовки для будущего боксера — физическая подготовка. По результатам исследований А. В. Гаськова, проведённых в 2000 году, практически все тренеры по боксу выставляют на первые позиции физическую подготовку боксеров. Несмотря на это, вопрос развития физической подготовки весьма очень сложный, как в теоретическом, так и в методологическом плане, так как разные качества мало связаны между собой и зависят в первую очередь от функциональных возможностей моторной зоны центральной нервной системы и требуют для своего совершенствования использования многообразных методов и методических приемов. Помимо всего, при формировании различных физических качеств важен учет сенситивных возрастных этапов. Например, в период 14 лет по взгляду многих авторов (Фарфель B.C., 1975; Филин В. П., 1984; Мотылянская Р. С., 1970) вероятен максимальный прирост физических способностей, это связано с высокой лабильностью нервно-мышечного аппарата и центральной нервной системы. Именно этим и обусловливается актуальность моего исследования.
Тема моей курсовой работы «Физическая подготовка юных боксеров».
Объект исследования в моей работе — это процесс формирования физической подготовки юных боксёров.
Предметом исследования является методика формирования общей физической подготовки боксеров в юном возрасте.
Цель моего курсового проекта — изучить процесс формирования общей физической подготовки боксеров.
Исходя из вышепоставленной цели, были поставлены следующие задачи:
1. Выяснить какое значение имеет физическая подготовка при тренировке юных боксеров.
2. Изучить — анатомо-физиологические особенности боксеров.
3. Проанализировать одну из методик формирования общей физической подготовки боксеров.
При работе над своим курсовым проектом я использовал метод исследования и анализа научно-исследовательской литературы.
Глава 1. Специфика физической подготовки боксеров
1.1 Значение физической подготовки боксера
Физическая подготовка юного спортсмена составляет базу специфического содержания спортивной тренировки. Физическая подготовка — это процесс развития физических способностей, которые необходимы в спортивной деятельности.
Физическая подготовка неразделимо взаимосвязана с ростом общего уровня функциональных возможностей организма и с разносторонним физическим развитием, с укреплением здоровья.
Предпосылкой к выбору спортивной специализации могут служить конкретные природные данные или уровень физического развития, являющийся результатом систематических занятий лыжами и бегом, плаванием, подвижными и спортивными играми, а также занятие спортом на профессиональном уровне.
Бокс в настоящее время предъявляет значительно высокие запросы к физической подготовке юных спортсменов. Самым известным боксерам мира зачастую доводится принимать участие в 2-х турнирах подряд, с перерывом между турнирами — 3 недели, и проводить около 8 напряженных боев. На олимпийских играх или на кубке первенства Европы очень часто можно повстречаться с возможными профессионалами, которые отлично подготовлены с физической точки зрения и которые при этом рассчитывают на победу. Победа им необходима для успешного перехода в профессиональный бокс со званием чемпиона мира или Европы. Очень многие известные боксеры России обязаны своими спортивными успехами, прежде всего многосторонней физической подготовке, в которой немаловажную роль играли занятия иными видами спорта (не только боксом). Восьмикратный чемпион СССР по боксу Е. Огуренков в 1944 г. выиграл звание абсолютного чемпиона страны, одолев знаменитых полутяжеловесов и тяжеловесов, при этом сам он был боксером среднего веса. Он занимался лыжной ходьбой, бегом на коньках, был хорошим штангистом. Чемпион Европы и СССР А. Шоцикас помимо бокса занимался баскетболом, играл за сборную Каунаса. Чемпионы СССР А. Булаков и Л. Сегалович были отличными гимнастами, В. Попенченко не однократно принимал участие в соревнованиях по бегу на длинные дистанции, чемпион Украины и тяжеловес Иняткин был штангистом, имел отличные показатели при толкании ядра и в беге на длинные и короткие дистанции.
В том случае, когда тренер боксера не обращает должного внимания на физическую подготовку спортсмена, происходит одностороннее развитие, как следствие результаты боёв переменные (то победа, то проигрыш) и вообще с течением времени спортивный рост может прекратиться. Обычно физическую подготовку разделяют на специальную и общую. На многогранное формирование физических способностей спортсмена влияет общая физическая подготовка. Общая физическая подготовка способствует увеличению уровня функциональных возможностей организма, через процесс формирования общей работоспособности, происходит стимуляция процесса воспитания таких качеств как выносливости и координация, сила и скорость и т. п.
Благодаря общей подготовке в системе формируются физические способности и вариативные двигательные действия и навыки. При общей физической подготовку применяют упражнения переменной интенсивности с существенными силовыми напряжениями, которые способствуют формированию выносливости. Применимы также упражнения, благотворно влияющие на ловкость и на скорость двигательной реакции или упражнения скоростно-силового характера.
Здоровье спортсмена улучшается и организм в целом становится более совершенным под действием общей подготовки. Тренировочные нагрузки организмом начинают восприниматься более спокойно, происходит быстрое привыкание к нагрузкам. Юный боксер удачно и быстро сможет овладеть техническими навыками и достичь высокой степени развития двигательных качеств. Особое значение общая физ. подготовка оказывает на формирование и развитие волевых и моральных качеств. Это связано с тем, что большинство упражнений объединено с преодолением всевозможных трудностей, способствующих созданию психологической устойчивости организма и продолжительного поддержания спортивной формы.
Общие упражнения делятся условно на упражнения прямого и косвенного влияния. Общая ловкость и гибкость, сила и быстрота в основном развиваются через косвенные упражнения. Они же делают спортсмена наиболее подготовленным к специальной тренировке.
Упражнения прямого действия должны быть подобны по характеру координации с движениями и действиями в конкретном виде спорта. Прямые упражнения иногда называют специализированными. Косвенными упражнениями для боксеров являются прыжки, плавание и гребля, лыжи и т. п. К прямым упражнениям относят спортивные игры, метание и толкание ядра, бег, смешанное передвижение, упражнения с набивными и теннисными мячами и т. д.
На формирование физических способностей соответствующих специфике бокса оказывает влияние специальная физическая подготовка. К упражнениям специфического характера относятся занятия со специальными боксерскими снарядами: мешки и груши, мяч на резинах и прочее. Специфическими являются упражнения в координации движений при защите и ударах, в передвижении, игровые упражнения или бой с тенью. На две части разделяется специальная физическая подготовка — на основную и предварительную. Предварительная подготовка направлена на построение специального фундамента, основной целью которой является более обширное формирование двигательных качеств, применительно к требованиям бокса. Чем крепче 1-ый этап, тем крепче и значительнее может быть 2-ой этап, а это в свою очередь, разрешит добиться большего развития двигательных качеств. Уровень ступеней остается постоянным до того момента пока на новой стадии не потребуется его повысить и укрепить. Отсюда следует вывод о том, что тренировка боксера должна быть круглогодичной и сочетать в себе все виды физической подготовки. Специфической физической подготовки должно быть больше чем общей, но общая обязательно должна присутствовать. При переходе к высшей ступени специальной физической подготовки должны поддерживаться на достигнутом уровне общая физическая подготовленность и специальный фундамент.
Взаимосвязаны друг с другом и оказывают влияние друг на друга физические качества. В боксе формирование координации рассматривается в первую очередь с точки зрения рациональности и правильности движений или действий в целом. Формирование координации анализируется с точки зрения скорости выполнения, а для этого необходим определенный силовой импульс или достаточная сила мышечного сокращения, иными словами установленная мощность вовлеченной в действие группы мышц. С помощью регулярных тренировок можно добиться скорого исполнения действий, максимального сокращая паузы между действиями, а это в свою очередь определяет скоростную выносливость и темп боя.
У боксеров все физические качество должны быть развиты на довольно высоком уровне. У спортсменов, выступающих в циклических видах спорта, существенным может быть какое-то одно физическое качество, например, у бегунов-марафонцев или у велосипедистов это может быть большая выносливость.
1.2 Особенности анатомо-физиологического характера у юных боксеров
Подробное описание каждого возрастного периода можно найти в литературе по возрастной педагогике. Граничные пределы подросткового возраста условно совпадают с обучением детей в 5−8 классах средней школы и охватывают возраст от 11 -12 до 14−15 лет, при этом фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5 класс и происходить либо на год позже, либо на год раньше.
Вся сложность и особенности подросткового периода в развитии и воспитании детей отражаются в таких понятиях как «переходный», «переломный», «трудный» и «критический». В этих определениях закреплена вся важность и сложность происходящих в этот период процессов развития, которые связаны с переходом от одной ступени жизни к следующей. Переход от детства к взрослости составляет существенное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период — физического и умственного, нравственного и социального. Абсолютно во всех направлениях совершается становление качественно новых образований, в результате перестройки происходящей в организме возникают элементы взрослости. Например изменяется самоосознание, изменяются и очень заметно отношения со взрослыми и друзьями или одноклассниками меняются способы социального взаимодействия, происходить изменение мотивов учебной деятельности, пересматриваются моральные и эстетические нормы и правила, которые определяют поведение подростков, видоизменяются отношения и деятельность.
Высокая социальная активность человека является существенным фактором развития личности. Эта активность направлена на усвоение определенных ценностей и образцов, на построение удовлетворяющих отношений со взрослыми людьми и друзьями и на самого себя, происходит проектирование своего будущего и своей личности с усилиями материализовать свои намерения, цели и задачи.
Процесс становления новообразований растянут во времени и зависит от очень многих факторов. Он может происходить неравномерно по всему фронту. Это обусловлено, с одной стороны, сосуществованием у подростка «детскости» и «взрослости», а с другой стороны наличием у подростков одного и того же паспортного возраста значительных различий в степени развития разных сторон взрослости. Это объясняется тем, что существуют моменты двойственного рода в условиях жизни нынешних школьников. Современные дети в основном заняты только процессом обучения, при этом у детей практически отсутствуют постоянные серьезные обязанности которые они должны исполнять — это тормозит процесс развития взрослости. Развитие взрослости тормозится и тогда, когда многие родители, заботясь о своих детях, освобождают их от выполнения бытовых обязанностей по дому (мытьё посуды, вынос мусора и т. д.), опекают их и заботятся, ограждая их от неприятностей и огорчений. Слишком быстрое взросление связано с тем, что современные родители очень много времени уделяют работе и всегда заняты из-за этого и наступает ранняя самостоятельность детей. На раннее взросление влияет насыщенное формирование общения с друзьями и акселерация физического и полового созревания.
Всё вышеперечисленное образует большое разнообразие условий, которые определяют процесс формирования взрослости, следовательно, условия определяют и разнородность проявлений, и существенные различия в формировании тех или иных ее сторон.
Подростковый возраст, по мнению многих ученых и исследователей, является одним из самых критических и тяжёлых. Это связано, прежде всего с протекающими в этот момент времени бесчисленными качественными сдвигами, носящими характер коренной ломки существующих особенностей и интересов, отношений ребенка. Иногда это происходит неожиданно за очень короткий срок и передаёт процессу развития бурный и скачкообразный характер. Очень часто случающиеся изменения сопровождаются либо появлением у подростка значительных субъективных трудностей разного порядка, либо появлением трудностей в процессе воспитания. Очень часто, воспитывая детей, родители и учителя в школе замечают, что ребенок (подросток) не поддается воздействиям со стороны взрослого. У детей возникают разнообразные формы непослушания и сопротивления иногда может быть замечен протест (например, упрямство и грубость, негативизм, строптивость, скрытность и замкнутость).
В ходе формирования организма подростков и детей совершается естественный прирост мышечной силы, при этом абсолютная мышечная сила продолжает расти постоянно и относительно равномерно на протяжении школьного возраста. По результатам, приведенным в [1], мышечная сила у подростков растет неравномерно: этапу относительно умеренного прироста силы приходит на смену этап более выраженного ее изменения.
Пример: Ускорение физического развития подростков в период полового созревания приводит и к увеличению прироста показателей мышечной силы. Примерно в возрасте 14 лет сила двуглавой мышцы плеча, сгибателей и разгибателей кисти и мышц большого пальца при динамической работе достигает наибольшей величины по сравнению с детским возрастом (9 лет). Этот факт можно легко подтвердить, проанализировав работу [6], в ней отмечено, что прирост силы различных групп мышц в пересчете на 1 кг веса тела у 14-летних подростков проистекает более интенсивно, чем у детей 9 лет и юношей до 20 лет. По словам автора, величина силы в пересчете на 1 кг веса тела у подростков в 4 лет достигает таковой у взрослых людей в 20лет. Рост мышечной массы является причиной для повышения мышечной силы у подростков. Примерно с семи лет начинается рост мышечной массы, значительных результатов в росте мышечной массы можно обнаружить в период полового созревания. В процессе формирования силы главная роль отводится процессу дифференциации нервно-мышечного аппарата. Подтверждается это данными представленными в исследованиях [10,15], можно сделать вывод о том, что годами число возбуждающих двигательных единиц в процессе мышечного напряжения увеличивается.
Из работ Ю. В. Верхошанского можно прийти к выводу, что главная роль в ходе роста мышечной силы отводится моторно-висцеральным рефлексам. Эти рефлексы становятся более совершенными в возрасте 14 лет, чем в детстве. Примерно в 17 лет заканчивается формирование относительной силы разных групп мышц, до 40−50 лет уровень силы может сохранятся.
Занятия спортом и физической культур в детстве и юношестве оказывает важное влияние на проявление мышечной силы. В системе тренировок подрастающего поколения советских времен огромная роль отводилась формированию всевозможных физических качеств и трудовому воспитанию, это в свою очередь способствовало всестороннему развитию личности. По словам А. И. Горюнова и И. П. Дегтярева, актуальность исследования данного вопроса связана с запросами, которые предъявляются со стороны спортивных школ. Авторы придерживаются точки зрения, согласно которой, создание грамотной системы силовой подготовки будет решающим фактором роста спортивных достижений в различных видах спорта и не только в боксе.
Г. О. Джероян обращал внимание на то, что повышение физиологической напряженности тренировки «на силу» на начальном этапе подготовки (сюда можно отнести высокий темп движений или короткие временные промежутки между занятиями), в большинстве случаев приводит к увеличению эффективности развития силы. Подобной способ тренировки может дать хороший результат, но только в далёком будущем, когда произойдёт рост тренированности. И. П. Дегтярев в своих работах обращал внимание на то, что в процессе 8 занятий упражнения с грузом в 45−60% от максимального были несколько эффективнее, чем с грузом в 60−75% и 75−90%. Далее, после 66 занятий максимальный эффект был от упражнения с грузом в 75−90%, а наименьший — в 45−60%.
Ежегодный прирост силы разных групп мышц различен. Например, в возрасте 10−14 лет в основном прирастает мышечная сила разгибателей нижних конечностей (85%), в меньшей степени — сгибателей плечевого пояса (24%). По словам О. В. Ендропов следует акцентировать внимание на формировании относительной силы в возрасте 13−15 лет. Очень многие автору обращали внимание на необходимость развития мышечной силы в период развития организма детей и подростков. При отборе силовых упражнений для подростков стоит подбирать такие средства и методы которые поспособствуют гармоничному развитию мускулатуры, достаточному развитию у подростков мышечной силы. Специфика мышечной деятельности при занятиях тяжёлой атлетикой, может существенно сказаться на приросте мышечной силы. На развитие силы оказывает влияние любая мышечная деятельность не зависимо от вида спорта которым занимается подросток.
Отличительной чертой нынешнего спорта является острейшая борьба, высокий уровень спортивных достижений, невиданный рост физических возможностей человека. Особенные требования к качеству подготовки будущих спортсменов предъявляет высокий уровень спортивных достижений. Одним из основополагающих требований высокой эффективности системы подготовки спортсменов является строгий учет индивидуальных анатомо-физиологических и возрастных особенностей, для каждого периода развития ребенка эти особенности различны.
«Костный» возраст (скелетная зрелость) являются одним из основных критериев биологического возраста. Например, в старшем школьном возрасте можно наблюдать существенное увеличение роста позвоночника, которое продолжается до периода полного развития. Медленнее всего развивается шейный отдел позвоночника, быстрее всего — поясничный. Окончательной высоты позвоночник достигнет только к 25 годам.
Рост позвоночника если сравнивать с ростом тела, отстает. Это связано тем, что быстрее позвоночника растут конечности. В возрасте от 13 до 14 лет происходит окостенение верхних и нижних поверхностей позвонков, грудины и срастание ее с ребрами. При этом становится более прочным позвоночный столб, продолжает интенсивно развиваться грудная клетка, они уже в меньшей степени подвержены деформации и способны выдерживать даже весьма значительные нагрузки. К 14 годам у подростков сформирована высоко дифференцированная структура мышечного волокна, происходит прирост массы мышечных тканей за счет роста диаметра мышечного волокна. Выяснено, что поперечник двуглавой мышцы плеча к шести годам увеличивается в примерно в пять раз, а к 17 годам семь раз. Процесс прироста мышечной массы процесс неравномерный. В возрасте до 15 лет прирост мышечной массы составляет около 9%, а с 15 до 18 лет — 12%. По сравнению с мышцами верхних конечностей, темп роста мышц нижних конечностей более высокий. Половые различие по жировому и мышечному компонентам очень явно выражены. Так масса мышц (в соотношении с массой тела) у девушек примерно на 13% меньше, чем у парней, а масса жировой ткани приблизительно на 10% больше. Разница в мышечной силе с годами увеличивается в 18 лет — 15−20 кг.
У школьников 10−11 классов опорно-двигательный аппарат может выдерживать высокие статические напряжения и выполнять работу длительное время, это связано с нервной регуляцией и строением, химическим составом и сократительными свойствами мышц.
У подростков и юношей после мышечной нагрузки замечаются лимфоцитарный и нейтрофильный лейкоцитозы, а также некоторые изменения в составе красной крови. Насыщенная мышечная работа сопровождается ростом количества эритроцитов примерно на 15% и гемоглобина на 8%. Процесс этот связан с выходом депонированной крови в общий кровоток. Продолжительные физические напряжения в этом возрасте приводят понижению уровня гемоглобина и эритроцитов. В отличии от взрослого человека, процесс восстановления крови у подростка происходит медленнее.
Этап полового созревания сопровождается резким усилением функций половых и других желез внутренней секреции. Это в свою очередь может привести к ускорению темпов роста и развития всего организма. Умеренные физические нагрузки не оказывают значительного влияния на процесс полового созревания и функции желез внутренней секреции. Замедление нормального темпа роста и процесса развития подростка может произойти из-за чрезмерных физических нагрузок.
Изменение секреции гормонов коры надпочечников происходит под действием физических нагрузок. Исследования показывают, что после тренировок с силовыми нагрузками у юных спортсменов возрастает экскреция (выделение с мочой) гормонов коркового слоя надпочечников. Минутный объем дыхания (МОД) в возрасте 14 лет составляет 110 мл/кг. Относительное падение МОД в юношеском возрасте совпадает с ростом абсолютных величин данного показателя у не занимающихся физической культурой и спортом.
Уровень максимальной легочной вентиляции (МВЛ) в подростковом возрасте остаётся практически неизменным и составляет около 1,8 л/мин на 1 кг веса. Росту МВЛ способствуют регулярные занятия спортом. Закономерные возрастные увеличения жизненной емкости легких (ЖЕЛ) у спортсменов больше, чем у подростков, не занимающихся спортом. Соотношение ЖЕЛ и веса (жизненный показатель) имеет большее значение у подростков, которые занимаются циклическими видами спорта.
Показатель максимального потребления кислорода (МПК) является самым информативным критерием работоспособности организма, этот показатель является интегральным критерием дееспособности основных энергетических систем организма. Во многих исследованиях показано, что МПК повышается с возрастом. В период с 5 до 17 лет наблюдается тенденция к неуклонному росту МПК — с 1385 мл/мин у 8летних, до 3150 мл/мин у 17летних.
Значительные отличия можно встретить, проанализировав величину относительного МПК у подростков (юношей и девушек). Понижение с годами МПК/кг у девушек напрямую зависит с ростом жировой ткани, не являющейся потребителем кислорода. Применяя гидростатическое взвешивание и анализируя результаты различных исследований, можно сделать вывод о том, что процентное содержание жира в организме девушек повышается и к 17 годам доходит до 29%, а у парней, напротив, понемногу уменьшается.
С годами, по мере роста и развития организма, растут относительные и абсолютные размеры сердца. ЧСС (частота сердечных сокращений) является основным критерием работы сердца. С годами частота сердечных сокращений снижается. В возрасте 18 лет частота становится близкой к показателю взрослого человека и находится в пределах от 70 до 78 ударов в минуту. В современном мире очень часто можно наблюдать явление акселерации среди подрастающего поколения. Акселерация — это явление сложное и биосоциальное, характеризующееся ускоренным процессом психических и биологических процессов, связано с ростом антропометрических критериев и более ранним наступлением как интеллектуальной, так и половой зрелости.
Глава 2. Методика развития физической подготовки юных боксеров
2.1 Физическая подготовка в боксе
В методике и теории бокса условно выделяют 4 основополагающих качества: выносливость и быстроту, силу и ловкость.
Быстрота характеризуется как комплекс функциональных свойств организма, непринужденно и по преимуществу обусловливающих скоростные характеристики движений и время двигательной реакции.
Оценивая проявление скорости:
ь Латентное время двигательной реакции;
ь Скорость одиночного движения;
ь Частоту движений.
Скорость (быстрота) двигательной реакции обычно оценивается латентным временем /0,14 — 0,26 сек/. Выделяют сложные и простые реакции. Простая реакция является ответом заранее известным движением на заранее известный, но неожиданно возникающий сигнал. Например, известная защита в ответ на известный удар соперника. Время зрительно-моторной реакции у молодых спортсменов изменяется в пределах 0,10 — 0,25 сек. При формировании быстроты простой реакции самый известный метод основан на повторении или более быстром реагировании на неожиданно возникающий сигнал или на изменение окружающей среды.
В зависимости от того, на что сосредоточил внимание боксер, можно выделить 3 типа простых реакций (А.П. Рудик). Рассмотрим более подробно каждый из типов.
Сенсорный тип. Боксёр в этом случае сосредотачивает внимание на появлении сигнала. Например, атака с помощью какого-либо удара. Спортсмен ожидает сигнала при этом мобилизовав все своё внимание (при этом двигательные центры коры больших полушарий находятся в заторможенном состоянии). В данном случае спортсмен слишком скован, движения его вялые и задерживаются в ответ на сигнал. Зачастую это бывает в эпизодах, когда боксер, ждёт сильного удара со стороны своего противника и опасаясь этого. У боксеров в среднем скрытый период сенсорного типа реакций примерно равен 0,20 сек.
Моторный тип реакции. В этом случае боксер сосредоточит своё внимание на подготовительном этапе начала движения. В этом случае двигательные центры коры головного мозга возбуждены и пребывают в стартовом состоянии. Возбуждение доходит до двигательного участка коры больших полушарий мозга и встречают там уже подготовленные нервные формулы ответного движения, и соответствующие двигательные импульсы мгновенно устремляются к органам движениям. В итоге этого исполнительный сигнал действия противника — сводится к элементарному «пусковому сигналу», на который срабатывает готовый ответ.
Особенности формирования быстроты сложной реакции можно проанализировать на примере 2-х типов: реакции на движущийся объект (РДО) и реакции выбора.
Существенное значение в боксе имеет реакция на движущийся объект, это связано с тем, что противник (то есть цель) постоянно, находится в движении, меняя при этом дистанцию и своё местоположение, осуществляет движения туловищем, совершает удары и проводит защиту и т. д. Формирование данного типа реакции происходит через упражнениях с партнером или при занятии на боксерских снарядах, которые способны совершать большие колебательные движения (пневматические груши, и мячи на растяжках, пунктболы и т. д.).
Реакция выбора объединена с выбором необходимого двигательного ответа из ряда вероятных в соответствии с изменением поведения партнера. Пример: соперник сможет атаковать любым ударом, а боксер при этом делает выбор, провести защиту или встречный удар.
Реакция предугадывания основывается на способности юного спортсмена к вероятностному прогнозированию поступков противника. Например: Для нанесения удара, не средней или ближней дистанции необходимо намного меньше времени, чем для выполнения защиты. Следовательно, внимание юного боксера должно быть сконцентрировано на восприятие не самого действия, а подготавливающих его движений.
В качестве средств формирования скорости движений применяют упражнения, выполнение которых возможно с максимальной скоростью. Средства обязаны удовлетворять некоторым критериям:
ь Техника упражнения должна быть такой, чтобы их можно было выполнять на максимальных скоростях;
ь Способы и средства должны быть освоены спортсменом очень хорошо. Это необходимо для того, чтобы во время движения волевые усилия были нацелены на быстроту выполнения;
ь Длительность должна быть такой, чтобы к концу быстрота выполнения не снижалась из-за усталости. Скоростные упражнения причисляются к работе наибольшей мощности, длительность которой не превосходит — 15 секунд.
Для развития частоты движения (количества движений за единицу времени) советуют задавать темп выполнения упражнения при помощи голоса (например, проговаривая — «та-та-та», «раз-два-три»). От скорости проговаривания зависит быстрота выполнения упражнения.
Скорость в боксе обнаруживается при выполнении одиночных ударов при атаке и контратаке, или при выполнении защиты, серии ударов, соединении ударов и защит, подготовительных и ложных действий, передвижений и перемещениях, переключениях от одних действий к последующим.
Методика развития силы Сила это способность пересиливать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий.
Выделяют несколько видов силовых способностей:
ь Силовые в двух режимах (медленных и статических). Относительно бокса, это может быть захват соперника в ближнем бою, освобождение от захвата, подставки рук под сильные удары соперника, напряжение мышц брюшного пресса при ударах по туловищу, давление соперника и т. д.
ь Способности скоростно-силовые. Очень известен метод повторно-прогрессирующего упражнения при формировании способности к проявлению значительной силы в условиях быстрых движений. В этом случае наибольшее силовое усилие образовывается посредством перевода какого-либо непредельного отягощения с наибольшей быстротой. Существенную разновидность составляет «взрывная сила» которая характеризуется способностью показывать большие величины силы за малый промежуток времени (удар в боксе). Следовательно, силовые качества у боксеров близко объединены со скоростью и выносливостью. Силовые качества находятся в зависимости от деятельности ЦНС (центральной нервной системы), поперечного сечения мышечных волокон, их эластичности и биохимических процессов которые происходят в мышцах. Большая роль в проявлении мышечной силы отводится волевым усилиям.
Средствами развития силы считаются упражнения с повышенным сопротивлением или силовые упражнения. В зависимости от натуры сопротивления силовые упражнения делятся на группы:
ь Упражнения внешнего сопротивления. При их выполнении применяют:
· вес предметов;
· противодействие противника;
· сопротивление упругих предметов;
· сопротивление внешней среды;
ь Упражнения, которые отягощены весом собственного тела.
ь Упражнения с тяжестями. Они очень удобны своей универсальностью, возможно оказывать действия на самые мелкие и на самые крупные группы мышц. Упражнения очень легко дозировать.
Кроме вышеизложенного разделения, можно провести классификацию по уровню избирательности воздействия или по режиму функционирования мышц. Например: динамические и статические, силовые и скоростно-силовые, уступающие и преодолевающие. Одна из главных проблем при формировании силовых способностей связана с выбором уровня сопротивления, оптимальным темпом выполнения упражнений и скоростью.
Наибольшее силовое напряжение может быть сформировано разнообразными путями:
ь Преодоление непредельных отягощений с предельным количеством повторов;
ь Предельным ростом внешнего сопротивления;
ь Преодоление сопротивлений с наибольшей скоростью;
В первом направлении используются непредельные отягощения с максимальным количеством повторений, то есть работа осуществляется «до полного отказа». Иногда тренеры по боксу шутят по этому поводу: «подобные упражнения спортсмен выполняет, сколько может и ещё 3 раза после этого» .
Уровень сопротивлений (отягощений) распределяют по следующим критериям:
· в процентах к максимальному весу;
· по разности от наибольшего веса (пример — 15 кг меньше максимального веса);
· по количеству вероятных повторений при одном подходе. Например вес, который возможно поднять от силы 10 раз и т. д.) (Табл.1).
Таблица 1
№ | Обозначение веса (сопротивления) | Число возможных повторений в одном подходе (ПМ) | |
1. | Предельный | ||
2. | Околопредельный | 2−3 | |
3. | Большой | 4−7 | |
4. | Умеренно большой | 8−12 | |
5. | Средний | 13−18 | |
6. | Малый | 19−25 | |
7. | Очень малый | Свыше 25 | |
В энергетическом плане «работа до отказа» не является выгодной, помимо этого случается осуществлять более значительную механическую работу, чем при увеличенных отягощениях, для того чтобы приобрести подобный тренирующий эффект. Подобная работа имеет и свои плюсы:
· Значительный уровень энергетических затрат может оказаться полезным, в том случае когда занятия проводятся с оздоровительной целью;
· Возможность осуществлять контроль за техникой позволяют упражнения с непредельными нагрузками;
· Подобная работа также позволяет избегать травматизма;
Немаловажен тот факт, что на первых порах действенность процесса формирования силы практически не зависит от уровня сопротивления, коль скоро этот уровень превосходит установленный минимум (40% от максимального значения).
Преимущество наибольших отягощений сказывается всё более чётко при росте длительности занятий. В процессе тренировке высококвалифицированных боксеров непредельные отягощения применяются как добавочные методы. Пример: уровень сопротивления устанавливается в границах от умеренно большого до большого. В ходе процесса формирования силы уровень сопротивления должным образом меняется. В том случае когда, занимающийся отжимается в упоре лежа с опорой о гимнастическую скамейку и его сила растёт настолько, что он выполняет упражнение 11 раз, то упражнение нужно усложнить так, чтобы его можно было выполнить только лишь 6 раз (скажем, делать сгибание — разгибание рук в упоре лежа на полу, затем тоже с опорой ногами о гимнастическую скамейку и т. п.).
Следующее направление подразумевает применение максимальных и около предельных отягощений. Максимальный тренировочный вес, это максимальный вес, который спортсмен может поднять без значительного эмоционального возбуждения (обычно в этом случае вес на 15% меньше максимального значения).
Выносливость — это способность бороться с усталостью и поддерживать высокую работоспособность на протяжении всего боксерского поединка. Одна из мер выносливости — время, на продолжении которого спортсмен способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. Используя эту меру, выносливость можно определять косвенным и прямым и способом. При прямом способе спортсмену предлагают вести бой в высоком темпе в ходе 5 раундов. Для поддержки значительной плотности поединка партнеры боксируют по одному раунду (каждый раунд — «свежий» партнер). К сожалению данный способ в большинстве случаев неудобен. Косвенными способами пользуются для определения уровня выносливости в условиях соревновательной борьбы. Для этого необходимо произвести рассчёт коэффициента выносливости:
Коэффициент выносливости = КЭБД за 3 раунд/КЭБД за весь бой КЭБД = КЭА + КЭЗ
(Коэффициент эффективности атаки) КЭА = Количеству во ударов достигших цели/Общее количество уларов
(Коэффициент эффективности защиты) КЭЗ = Число парированных ударов/Общее количество ударов В ходе формирования выносливости необходимо решить несколько задач по всестороннему развитию функциональных свойств организма, которые определяют общую выносливость и специальные её виды. Решение поставленных задач невозможно без объемной, довольно однообразной и тяжелой работы, в ходе выполнения которой непременно приходиться продолжать упражнение, не обращая внимания на наступившую усталость. С этим связаны особые критерии предъявляемые к волевым качествам спортсменов. Формирование такого качества как выносливость можно реализовать в целом с процессом формирования трудолюбия и готовности выносить значительные нагрузки и весьма тяжелые чувства усталости. Значительная эмоциональная нагрузка испытывается в бою боксером. В особенности в продолжительных турнирах спортсменам приходиться решать различные тактические задачи, при этом все время, фиксируя движения соперника. Не меньше 2/3 всех мышц активно работает во время боя, это в свою очередь требует большого расхода энергии и предъявляет значительные требования к органам дыхания и кровообращения. О состоянии и возможности формирования такого качества как выносливость можно судить по нескольким критериям таким как:
· минутный объем дыхания;
· максимальная легочная вентиляция;
· жизненная емкость легких;
· минутный объём сердца;
· ударный объем сердца;
· ЧСС;
· скорость кровотока;
· уровень гемоглобина в крови.
Базой выносливости у боксера считается хорошая общая физическая подготовка, отлично поставленное дыхание и умение расслаблять мышцы между активным ударом («взрывными» действиями) и совершенствованием технических приемов. Чем выше приёмы автоматизированы, тем меньше групп мышц принимают участие в выполнении движений.
Несколько факторов оказывают влияния на процесс утомления боксера:
1. Интенсивность действий;
2. Частота повторений действий;
3. Длительность действий;
4. Характер пауз между действиями;
5. Стиль и манера ведения боя противником;
Ловкость характеризуется как сложное комплексное качество, которое не имеет одного критерия для его оценки. Мерой ловкости может быть координационная сложность двигательных действий и точность движений. Ловкость в боксе выражается в скорости преобразования движений в соответствии с запросами изменившихся условий поединка.
По мере усиления спортивной специализации главной линией методики формирования координационных способностей становится введение фактора необычности при выполнении привычных действий, с тем, чтобы обеспечить растущие запросы к координации движений.
Таблица 2
№ | Содержание методического приема (по Л. П. Матвееву, А.Д.Новикову) | Примеры | |
1. | Введениенеобычных исходных положений. | Ведение боя в разных стойках: высокая, низкая, лево-право-сторонняя. Веление боя не в своей стойке. | |
2. | " Зеркальное" выполнение упражнений. | Ведение боя в разных стойках: высокая, низкая, лево-право-сторонняя. Веление боя не в своей стойке. | |
3. | Изменение скорости или темпа движений. | Выполнение боевых действий с различной скоростью и в разном темпе. | |
4. | Изменение пространственных границ в которых выполняется упражнение. | Проведение тренировки в зале и на открытом воздухе. Проведение спаррингов на уменьшенном (разделенном канатами) ринге. Спортивные игры на уменьшенной площадке | |
5. | Смена способов выполнения упражнения. | Выполнение ударов, зашит, передвижений различными способами. | |
6. | Осложнение упражнений дополнительными движениями | Выполнение серий ударов: в прыжке, после прыжка с поворотом на 360?; после нескольких кувырков через голову; после серии поворотов и т. п. | |
7. | Изменение противодействия занимающихся в парных или групповых упражнениях. | Ведения боя с различными по стилю, (весу, росту и т. п. партнерами. Ведение боя с двумя партнерами; «стенка на стенку». Применение разных тактических комбинаций. | |
8. | Выполнение знакомых движений в неизвестных заранее сочетаниях. | Выполнение боевых действий в различных сочетаниях, ранее неизвестных | |
9. | Усложнение координации движений с помощью заданий типа жонглирования. | Жонглирование теннисным мячом: в — ведение теннисного мяча об п пол; - - броски и ловля об стенку: — ловля теннисного мяча, отпущенного другой рукой | |
Варьирование тактических условий. | Ведения боя с различными спарринг партнерами. | ||
Введениедополнительных объектов действия и специальных раздражителей, требующих срочной перемены действий. | Бой с использованием партнерами «стенка на стенку»; игровые упражнения с увеличенным числом мячей; проведение тренировок при зрителях | ||
Направленное варьирование внешних отягощений. | Работа с молотками, гантелями, в перчатках различного веса, с утяжелителями, амортизаторами | ||
Использование различных материально-технических и естественно-средовых условий занятий для расширения диапазона вариативности двигательных навыков. | Выполнение упражнений на различных снарядах (пневматических и насыпных грушах, мешках, чередование мест занятий) на свежем воздухе и в зале, на разных спортивных сооружениях) | ||
Упражнения, которые направлены на формирование ловкости, очень стремительно приводят к усталости. Однако выполнение упражнений требует значительный четкости мышечных ощущений и дает небольшой эффект при наступившей усталости. Из-за этого в процессе формирования ловкости применяют перерывы отдыха, которых достаточно для относительно полного восстановления организма. Упражнения стоит выполнять, когда отсутствуют существенные следы усталости от предыдущей нагрузки.
От умений спортсмена расслаблять мышцы зависит проявление такого качества как ловкость. Негативно сказывается на результатах напряженность и скованность в движениях. В нескольких формах может проявляться мышечная напряженность. Первая форма — увеличенное напряжение в мышцах в условии покоя (тоническая напряженность). Вторая форма — недостаточная быстрота расслабления (скоростная напряженность). Третья — в фазе расслабления мышцы остаются в состоянии возбуждения в результате несовершенной двигательной координации (координационная напряженность).
Для борьбы с тонической напряженностью используют:
· упражнения на расслабление в виде свободных движений туловищем и конечностями (наподобие потряхиваний или свободных махов и т. д.);
· упражнения на растяжку;
· плавание и массаж.
Для повышения быстроты расслабления мышц применяют упражнения такие как: метание, броски и ловля набивных мячей, рывок и толчок штанги, сильные удары на снарядах.
Координационная напряженность понемногу одолевается несколькими способами:
1. Объяснение необходимости осуществлять движение на напряженнее, легко и свободно.
2. Использование упражнений специальной направленности на расслабление. И. В. Левицкая делит упражнения на следующие:
А) в ходе исполнения, которых мышца переходит от напряженного к расслабленному состоянию.
Б) в которых напряжение одних мышц связано с расслаблением других мышц.
В) в которых необходимо поддерживать движение по инерции расслабленной части тела за счет движения других частей.
Г) при исполнении которых, спортсмену предлагают самому установить время отдыха и за это время предельно расслабить мышцы.
При выполнении упражнений на напряжение — расслабление мышц необходимо сочетать их с задержкой дыхания и вдохом, расслабление сочетается с активным вдохом. Для того, чтобы осуществляемое движение было не напряженным и свободным надо при его исполнении петь или улыбаться, можно закрыть на несколько секунд глаза и присматриваться к мимике, напряженность, кстати, очень ярко обнаруживается в мимике. Необходимо напрягать мышцы всего тела при выполнении движений, задерживать дыхание, а затем резко расслабляться и немедленно начинать движение. Считается полезным выполнение упражнений в состоянии усталости, это связано с тем, что утомление принуждает сосредоточивать усилия только в нужные моменты.
Способность боксера поддерживать равновесия обуславливает процесс проявления ловкости.
2.2 Упражнения для боксера
Для общей физической подготовки стоит отбирать упражнения из других видов спорта которые в большей степени отвечают характеру действий боксера, способствуют формированию физических качеств. Оказывают позитивное действие на молодого боксера отдельные виды физических упражнений. Но однако, есть о негативное влияние на процесс формирования нужных навыков и качеств. Например: по скорости движений, фехтование можно отнести к сложным двигательным реакциям, но при этом прямая спина, развернутые стопы и сильно согнутые в коленях ноги, ограниченность направлений передвижения, скорее всего, вредят формированию координации и ловкости боксера. Упражнения в жиме штанги с большими весами способствуют развитию силы верхних конечностей, но ограничивают в скорости нанесения ударов и т. д.
Следовательно, очень важно производить грамотный отбор видов упражнений, способствующих улучшению функций организма в необходимом для боксера направлении и в то же время позитивно влияли на развитие необходимых навыков и умений и ни в коем случае не препятствовали бы их развитию. Обычно, всякое упражнение имеет главную направленность (допустим, формирует скорость) и в то же время способствует развитию иных качеств.
Влияние быстрой ходьбы. В работу включается огромное количество групп мышц при ритмичной и продолжительной ходьбе, при этом, повышается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, увеличивается обмен веществ, укрепляются внутренние органы, совершенствуются их функции. Ходьба оказывает позитивное влияние на формирование выносливости и волевые качеств.
Самый распространенный вид физического упражнения — бег. ОН же является составляющей частью многих видов спорта. В процессе бега, в отличии от ходьбы, огромные требования предъявляются к работоспособности организма. Это связано с тем, что интенсивность работы групп мышц намного больше, как следствие, повышается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, заметно повышается обмен веществ. Меняя длину дистанции и быстроту бега, можно дозировать нагрузки, тем самым оказывать влияние на формирование выносливости, скорости и иных качеств, нужных боксеру. Продолжительный неспешный бег, особенно в лесу или парке, оказывает огромное психологические и гигиеническое значение. Быстрый бег оказывает позитивное влияние на формирование выносливости и скорости. Во время бега формируются волевые качества и умения рассчитывать свои силы. При тренировке боксера бег занимает особое место.
Чередование ходьбы и бега на дистанциях от 3 до 10 км — называется смешанным передвижением. Километраж зависит от уровня подготовки спортсмена и от его возраста. В отличии от бега, смешанное передвижение характеризуется меньшей интенсивностью и высокой по объему нагрузкой. В дни отведенные для общей физической подготовки большинство боксеров выбирает именно такой вид тренировки. Темп бега может быть средним или переменным со спуртами по 60, 100 и 200 м, после чего снова легкий бег, плавно переходящий в ходьбу. Во время ходьбы при необходимости можно выполнять различные упражнения (махи руками, вращения головой и т. д.).
Бег с препятствиями. Боксер в беге на 500 м или 1 км одолевает преграды и тем самым повышает свою ловкость, силу и скорость, равновесие и способность к непродолжительным напряжениям большинства групп мышц, формирует общую выносливости. В качестве преград могут использоваться барьеры (перепрыгнуть), заборы (перелезть), бревна (пробежать) и т. д. В случае когда бег проводится в лесу или парке можно в качестве препятствия использовать пни и кочки, брёвна и рвы, перепрыгивать лужи и ветки и т. д. Интересными и увлекательными могут стать эстафеты по бегу между командами.
Положительное влияние на все группы мышц и на системы органов оказывает бег на коньках и ходьба на лыжа. Данные вида спорта благотворно сказываются на формировании общей выносливости (силовой и скоростной). Особо значение имеет лыжный бег по пересеченной местности, при этом спорте в активную работу включены все группы мышц, необходимо только чередовать расслабление и напряжение. Отличное влияние лыжная ходьбы оказывает на психологическое состояние и считается одним из средств активного отдыха. Ходьба на лыжах положительно влияет на психическое состояние спортсмена, является прекрасным средством активного отдыха.
Незаменимая часть физической подготовки спортсмена — подвижные и спортивные игры. Такие игры как, гандбол и баскетбол, теннис и хоккей, эстафеты на быстроту и ловкость по характеру действий, скорости и выносливости во многом аспектах очень схожи с боксом. Игры характеризуются быстрыми передвижениями, остановками и поворотами и т. д. Перечисленные игры могут способствовать развитию ловкости и быстроты, выносливости и т. д. Если игры проходят на свежем воздухе — это очень благотворно скажется на укреплении нервной системы, улучшается обмен веществ, повышается деятельности всех органов организма. Подвижные игры — это активный отдых.
Резкое увеличение уровня потребляемого тканями кислорода зависит от интенсивности игры. Уровень потребления кислорода увеличивается примерно в 8 раз по сравнению с состоянием покоя. Огромные изменения совершаются в двигательном аппарате: мышцы укрепляются, сила их возрастает, увеличивается эластичность, суставы становятся более подвижными.
Борьба. Для борьбы характерно кратковременное максимальное напряжение, задержки дыхания, временами продолжительные усилия. Занятия борьбой способствуют повышению скорости движений, увеличивают силу мышц пояса верхней конечности. Кроме всего суставы укрепляются, более эластичными становятся движения. Во время тренировок по борьбе формируются положительные психологические качества характерные для единоборца.
Борьба в стойке напоминает действия в ближнем бою (например, борьба за устойчивость, за выгодное положение рук и головы, нырки и уклоны назад, в стороны при попытке соперника схватить за шею и т. д.). Подобный вид упражнений применяется в ходе специальной тренировки в самом начале занятий (период разминки) или наоборот в конце, выбор времени зависит от направленности занятия.
Гребля как вид упражнений применяется в переходном периоде или в начале подготовительного для активного отдыха. Гребля способствует развитию силы и гибкости мышц верхних и нижних конечностей, туловища. Если сравнивать характер движений, то гребля не похожа на боксерские движения, из-за этого сильно увлекаться ею не стоит.
Акробатика, гимнастика без снарядов и на снарядах. Упражнения на гимнастических снарядах, прыжки и вольные акробатические упражнения направлены в основном на улучшение двигательных навыков спортсменов, на развитие силы и равновесия. Обязательными для боксеров считаются упражнения на координацию, гибкость и силу, быстроту и смелость Гимнастические упражнения, могут применяться на этапе разминки или во 2-ой второй половине специальных занятий направленных на развитие силы и гибкости некоторых групп мышц.
Блочные установки или эспандер — характерные снарядами для развития силы мышц. Широкое распространение практически во всех видах спорта нашли упражнения при помощи блоков, резины или. Подобные упражнения развивают силовые качества и повышают мышечную массу. Однако ими не стоит увлекаться, так как они закрепощают мышцы и движения становятся скованными. Из-за этого после комплекса таких упражнений необходимо выполнять упражнения на скорость с большими амплитудами без напряжений.
Фехтование способствует формированию такого качества как скорость, развивает чувство времени и дистанции, точность и высокую координацию. Фехтование может найти своё место в общей системе физической подготовки боксера, особенно в переходном периоде.
Езда на велосипеде способствует развитию мышцы и суставы нижних конечностей, положительно сказывается на сердечно-сосудистой и дыхательной системах, растет газообмен и обмен веществ. Формирование выносливости происходит во время езды на велосипеде по пересеченной местности.
Очень важным для боксера является плавание разными стилями. Плавательные движения, ритмичность дыхания способствуют формированию умений последовательно расслабляться и напрягаться, развивают грудную клетку, вырабатывают свободу движений. Помимо этого, плавание оказывает значительное гигиеническое и оздоровительное влияние, успокаивает нервную систему. После специальной тренировки или практикуют свободное плавание как средство восстановления организма после значительных нагрузок во всех периодах.
Прыжки в воду с малой высоты, с парашютом, прыжки на лыжах с трамплина способствуют развитию смелости и решительности, координации. Подобные упражнения советуют использовать в переходном периоде, это также средство активного отдыха.
Упражнения со штангой или гантелями являются значительными при физической подготовке боксеров. Проанализировав многие научные исследования можно сделать вывод о том, что различные упражнения с малыми отягощениями для некоторых групп мышц являются действенным средством формирования силовой выносливости и развития скорости. Подобные упражнения стоит сочетать с упражнениями на развитие быстроты без отягощений (например, наклоны, приседания и т. д.). По числу упражнения с отягощениями составляют одну треть от упражнений без отягощений.
Упражнения с отягощениями применяют во всех периодах подготовки боксеров в зависимости от целей периода и каждого занятия в отдельности. Специально-подготовительные упражнения, способствуют формированию скоростной и силовой выносливости у боксеров, обычно это упражнения с небольшими гантелями (от 0,5 до 2 кг). С гантелями проводят бой с тенью, отрабатывают действия, связанные с защитами и ряд упражнений — в махах, сгибании и разгибании верхних конечностей. После трёх минут активных упражнений с гантелями, следует пять минут выполнять аналогичные упражнения, но без гантелей. Подобное чередование можно повторить 2−3 раза. Обычно такие упражнения используют во время утренней гимнастики и в специально отведенное время для общей физической подготовки в переходном и даже подготовительном периодах.
Упражнения с булавами и гимнастической палкой относятся к группе упражнений с отягощениями. Они могут иметь чисто маховый или ударный характер. Утяжеленной палкой бьют по предмету, который амортизирует удар (удар по автомобильной покрышке). Удары наносятся сбоку, сверху и снизу, держа палку в одной или обеих руках. Упражнение способствует развитию силы и скорости сокращения мышц, принимающих участие в нанесении ударов, таким образом, формируются скоростно-силовые качества.
Перебрасывание набивного мяча также неотъемлемая частью тренировки боксера. Мяч перекидывают с разных положений (стоя и сидя или лежа) одной или двумя руками. Самые действенные упражнения по перебрасыванию мяча в передвижении назад, вперед, в стороны и по кругу. Такие упражнения развивают скоростно-силовые качества и формируют скоростную выносливость и ориентировку, способность к коротким большим силовым напряжениям и расслаблениям мышц.
Точность, быстроту и координацию формируют упражнения с теннисным мячом. Упражнения можно исполнять в одиночку или с партнером (например перебрасывание мяча). Упражнения применяются во всех видах занятий, наиболее чаще в конце занятия как отвлекающие.
Упражнения с партнером в сопротивлении (с точки опоры), в толчках («пуш-пуш») из положения стоя, сидя и лежа также способствуют формированию силовой выносливости и равновесия.
Упражнения из легкоатлетического цикла, например толкание ядра, метание гранаты, прыжки в длину и высоту с разбега, способствуют развитию скорости и силы отдельных мышц, происходит развитие быстроты и т. п. быстроту. Такие упражнения очень известны среди боксеров и включены в систему общей физической подготовки.
После прошедшего турнира боксер отдыхает от специальных упражнений. Если это приходится на переходный период, то лучшим активным отдыхом является туристское путешествие или пребывание в среднегорье, прогулки и восхождения на доступные горы.
Упражнения по физической подготовке считаются необходимыми в общей системе подготовки боксеров и занимают, не меньше половины ее объема. При отборе упражнений учитывается, что наибольшие показатели в одном из физических качеств могут достигаться только при достаточном уровне развития остальных.
Упражнения для боксеров со специальными снарядами [20]
Обязательной частью учебно-тренировочного процесса считаются упражнения со специальными боксерскими снарядами, которые развивают нужные физические качества и улучшают технические навыки.
Упражнения со скакалкой. Длительные подскоки и прыжки через скакалку способствуют укреплению мышцы ног, развивают координацию и легкость движений. Каждая тренировка, в особенности если она носит специализированный характер должна длится от 5 до 15 минут.
Упражнения с мешком способствуют выработке навыка правильно держать кулак при ударе, рационально использовать мышечные усилия в ударах на разных дистанциях, рассчитывать силу удара, особенно если наносятся быстро несколько ударов. Мешок отличный снаряд, применяемый для развития скоростной и силовой выносливости. Развитию специальной выносливости способствует желание нанести как можно больше сильных ударов за определенный промежуток времени. Для занятий могут использоваться мешки различной формы. Мешок продолговатой формы и малого диаметра очень удобен для нанесения ударов прямых и сбоку, мешки короткие используются для нанесения удара прямо и снизу. Практически во всех залах есть универсальный мешок. Мешки подвижные и за счёт этого боксер может совершенствовать навыки в нанесении ударов при поступательном движении назад и вперед, развивается чувство дистанции. Упражнение зачастую начинается с одиночных ударов, затем два последовательных в разном сочетании и в завершении, серии с отдельными акцентированными ударами. На мешке, движущемуся по окружности, совершенствуются удары при движении боксера вперед и по окружности. Удары по мешку наносятся прямые, боковые и снизу, длительные и короткие (как при боковом положении боксера, так и при фронтальном).
Упражнения с грушей (насыпной или наполненной водой). Упражнения с грушами (насыпными) очень схожи с упражнениями с мешками. Груши с песком и опилками — жесткие и тяжёлые; наполненные горохом — значительнее мягче и легче, подвижные, с большей амплитудой движений, по ним можно наносить более сильные одиночные, двойные удары или серии ударов, которые развивают чувство дистанции. Груша, наполненная водой, является хорошим амортизатором, весьма тяжёлая и подвижная.
Разная масса, жесткость снарядов даёт боксеру возможность варьировать свои действия, подбирать необходимую дистанцию и вырабатывать точность удара. На одной груше можно более сильно нанести акцентированный удар в серии, на другой (с песком) — ускорить нанесение ударов, но не сильных и т. д. Зачастую все виды груш подвешиваются вблизи друг от друга, и боксер в течение раунда упражняется в ударах, плавно переходя от одной груши к другой, добиваясь совершенства в быстроте ударов, точности в расчете дистанции. Со всех боевых положений есть возможность наносить удары.
Упражнения с настенной подушкой. Применяются обычно в занятиях с группой начинающих боксеров. На этом снаряде наносятся главным образом прямые удары. Плоская поверхность и неподвижность снаряда заметно облегчают расчет длины удара. По настенной подушке можно наносить удары как с места, так и с шагом вперед.
Упражнения с пневматической грушей. Груши разделяют на стандартные н несколько уменьшенные. Уменьшенные намного быстрее отлетают при ударе. Четкий ритм ударов о платформу принуждает спортсмена поддерживать темп упражнения и наносить удары с установленной частотой и силой. Чем сильнее наносимый удар, тем скорее груша двигается. Упражнения с пневматической грушей способствуют развитию у боксера умения наносить удары точно и быстро, развивают чувство внимания и ритма движений. Продолжительные ритмичные удары по груше — отличное средство для формирования скоростной выносливости пояса верхней конечности и умения расслабить мышцы в момент взмаха для последующего удара.
Обучение ударам по пневматической груше начинают с перемещения массы тела с ноги на ногу и движения руки вперед для нанесения удара и отведения ее назад. От этого зависит правильность попадания кулаком по груше. Изначально необходимо научиться прямым одиночным ударам в ритме «раз-два-три» (груша трижды отталкивается от платформы). Наносить удар по груше надо после того, как она, оттолкнувшись от задней части платформы, еще не дошла до середины. Овладев таким приемом, переключаются к ударам после каждого отталкивания груши от передней и задней части платформы. В том же порядке изучают технику упражнений и ударов сбоку. Наносить удары следует как левой, так и правой рукой, иногда можно бить по несколько раз одной рукой, потом поочередно одной и другой и т. д. Изучив упражнения в разных ритмах, боксер может практиковаться в ударах, произвольно чередуя их в разном порядке и меняя темп движений. Удары по пневматической груше наносятся с фронтального положения.
Упражнения с мячом на резинах. К мячу прикрепляются резины, одна из которых свободным концом крепится к кронштейну вверх, другая — на таком же расстоянии — к полу, мяч может вибрировать по горизонтали. Удары по мячу вынуждают его двигаться вперед и назад. Прямые удары наносят из бокового боевого положения одной рукой или попеременно (то левой, то правой). Ритмичные движения мяча вынуждают боксера поддерживать темп, наносить удары с установленной частотой и силой. Удар по мячу должен приходиться как бы вслед мячу, когда он удаляется и находится на середине амплитуды или немного дальше. Формируется чувство дистанции, точность и скорость нанесения удара, координация и ориентировка. Мяч можно применять для развития быстроты выполнения уклонов назад и в стороны (например, ударами по мячу придать ему достаточную амплитуду движений, сделать уклон туловищем, после чего снова ударить по мячу). Можно наносить и одиночные удары сбоку справа и слева.
Такой же мяч на резинах укрепляется в горизонтальном положении. На нем улучшают удары снизу левой и правой, можно проводить также короткие прямые удары.
Упражнения с малым подвесным мячом (пунктбол). Теннисный мяч подвешивается к горизонтальной платформе (или на кронштейне у стены) на уровне головы и по нему наносят одиночные удары — прямые, сбоку и снизу. Нужно попадать головками пястных костей указательного и среднего пальцев. Упражнения на этом снаряде способствуют формированию точности попадания.
Упражнения с боксерскими лапами. При их помощи улучшают удары, развивающие быстроту реакции, ориентировку и точность. Лапы используются на всех этапах подготовки боксера. Тренер, держащий лапы, подставляет их для ударов на разных дистанциях: на дальней — для прямых, на средней и ближней — для ударов сбоку и снизу. При этом важно следить за точностью выполнения ударов, за перенесением массы тела с ноги на ногу, за перемещением центра тяжести и точностью удара. Заранее установленные лапы дают возможность совершенствовать нанесение нескольких прямых ударов в определенной комбинации с боковыми (боковые — удары снизу и т. д.). Комбинации ударов совершенствуют до автоматизма с акцентом на какой-то отдельный удар. Тренер может предложить спортсменам исполнить несколько комбинаций в установленной последовательности.
Держа лапы и двигаясь по рингу, тренер изменяет дистанцию, а это в свою очередь заставляет спортсмена заставляет или наступать, или отступать назад, в стороны и по кругу, рассчитывая таким образом дистанцию для нанесения ударов.
Для развития реакции тренер внезапно изменяет расположение лап, например, выставляет лапу для прямого или бокового либо удара снизу (левой или правой рукой), для двух и трех ударов и т. п.
Тренер может надеть большие боевые перчатки и поставить их вместо лап. В этом случае боксеру предлагают решить технические и тактические задачи, легкими ударами показать открытые места во время атак и контратак. Например, тренер становится в боевое положение и наносит прямой удар левой в голову, боксер должен сделать уклон вправо и нанести контрудар левой в туловище, т. е. в подставленную тренером перчатку в область чревного (солнечного) сплетения; при нанесении тренером бокового удара левой в голову боксер делает нырок и отвечает правым боковым в голову, т. е. в подставленную правую перчатку тренера и т. п.
В упражнениях с лапами можно организовывать обстановку, которая характерна для многих боевых эпизодов.
Вместе с тем тренировка на лапах может оказывать отрицательное влияние, в том случае, если тренер не умеет ими достаточно умело пользоваться. Например, ставит лапы вдали от поражаемых мест или навстречу удару, тем самым нарушая дистанцию, на которую рассчитывает боксер, и этим дезориентирует ученика. Не стоит увлекаться упражнениями на лапах и заменять ими боевые упражнения с партнером в перчатках.
Упражнения по общей физической подготовке, упражнения специальной, направленности и на специальных снарядах для развития необходимых физических качеств являются базой для успешного совершенствования спортивного мастерства.
Заключение
Базу специфического содержания спортивной тренировки составляет физическая подготовленность спортсмена. Физическая подготовка — процесс формирования и развития физических способностей, нужных в спортивной деятельности.
Физическая подготовка неразделимо связана с ростом общего уровня функциональных возможностей организма спортсмена, с многогранным физическим развитием и с укреплением здоровья в целом.
Предпосылкой к избранию конкретного вида спорта являются конкретные природные данные, уровень физического развития организма как плод систематических занятий бегом или плаванием, лыжами либо подвижными или спортивными играми, а также профессиональных занятий.
Пределы подросткового периода приблизительно совпадают с обучением детей в 5- 8 классах средней школы и охватывают возраст от 12 до 15 лет, но фактический (реальный) переход в подростковый возраст иногда не совпадает с переходом в 5 класс и происходить либо на год раньше, либо на год позже.
Существенное положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в таких словах как — «переходный», «переломный», «трудный», «критический». В этих словах закреплена сложность и важность проистекающих в данном возрасте — процессов развития, которые связанны с переходом от одной эпохи жизни к следующей. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период — физического и умственного, нравственного и социального.
В теории бокса условно выделяют 4 главнейших физических качества: быстроту и силу, выносливость и ловкость. Для физической подготовки следует выбирать из других видов спорта упражнения, наиболее отвечающие характеру действий боксера и способствующие развитию физических качеств. Некоторые виды физических упражнений, в общем положительно воздействующие на боксера, в то же время могут отрицательно влиять на формирование необходимых навыков и воспитание нужных качеств. Поэтому важно подбирать такие виды упражнений, которые способствовали бы совершенствованию функций организма в нужном боксеру направлении и в то же время положительно влияли на формирование необходимых умений и навыков (или, в крайнем случае, не препятствовали их формированию). Как правило, каждое упражнение имеет основную направленность (например, развивает быстроту), но одновременно помогает формированию и других качеств.
боксер физический педагогический спорт
Источники
1. Арнис В. Р. Развитие мощности работы у человека при тренировке силы / В. Р. Арнис //Физиология человека. — 1994. — Т20, № 2. — С.80−87.
2. Бессериль Р. К. Специфика использования соревновательных нагрузок в процессе подготовки юных велосипедистов / Р. К. Бессериль //Теория и практика физической культуры. — 1995. — № 3. — С. 8−9.
3. Бутенко Б. И. Специализированная подготовка боксера /Б.И. Бутенко. — М.: Физкультура и спорт, 1967. — 175 с.
4. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов /Ю.В. Верхошанский.- М.: Физкультура и спорт, 1988. — 340 с.
5. Гандельсман А. Б. Физиологические основы методики спортивной тренировки / А. Б. Гандельсман, К. М. Смирнов. — М.: Физкультура и спорт, 1978.-232 с.
6. Гаськов А. В. Теория и практика физической культуры. — 1987. — № 4. — С.50−52.
7. Гаськов А. В. Теория и методика спортивной тренировки в единоборствах /А.В. Гаськов.- Улан-Удэ: Изд-во Бурятского ун-та, 2010. -210 с.
8. Геллерштейн С. Г. «Чувство времени» и скорость двигательной реакции /С.Г. Геллерштейн. — М., 1958. — 170 с.
9. Годик М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок /М.А. Годик. — М.: Физкультура и спорт, 1980. — 120 с.
10. Годик М. А. Спортивная метрология: учебник для ин-тов физической культуры / М. А. Годик.- М.: Физкультура и спорт, 1988. — 140 с.
11. Горюнов А. И. Особенности становления спортивного мастерства боксеров / А. И. Горюнов // Средства и методы совершенствования технического мастерства техникумов физкультуры /под ред. А. А. Гужаловского.- М.: Физкультура и спорт, 1986. — 285 с.
12. Дахновский B.C. Обучение и тренировка дзюдоистов /B.C. Дахновский, Б. Н. Рукавицын.- Минск: Полымя, 1989. -192с.
13. Дегтярев И. П. Бокс: учебник для ин-тов физкультуры. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 398 с.
14. Дегтярев И. П. Совершенствование структуры тренировочных средств боксеров олимпийского резерва. / И. П. Дегтярев, А. В. Гаськов // Бокс: ежегодник. — М.: Физкультура и спорт, 1984. С.40−42.
15. Дегтярев И. П. Планирование структуры средств тренировки на предсоревновательном этапе подготовки юных боксеров / И. П. Дегтярев, К. Н. Копцев, А. В. Гаськов //Бокс: ежегодник. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — С.56−58.
16. Дергунов Н. И. Специальная подготовка и комплексный контроль в единоборствах (на примере бокса) / Н. И. Дергунов, О. В. Ендропов, А. А. Калайджян. — Новосибирск, Изд-во НГПУ, 2011. — 250 с.
17. Джероян Г. О. Предсоревновательная подготовка боксеров / Г. О. Джероян, Н. А. Худадов.- М.: Физкультура и спорт, 1971. — 320 с.
18. Ендропов О. В. Валеологические аспекты двигательной деятельности человека / О. В. Ендропов.- Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1996.
19. 3ациорский В. М. Физические качества спортсмена /В.М. Зациорский. — М.: Физкультура и спорт, 1970. — 280 с.
20. 3имкин Н. В. Физиологическая характеристика мышечной силы, скорости движений, выносливости и ловкости /Н.В. Зимкин //Физиоло-гия человека. — М., 1976. — 440 с.
21. Ильин Е. П. Методические указания к практикуму по психофизиоло-гии (изучение психомоторики) / Е. П. Ильин.- Л.: Изд-во РГПИ им А. И. Герцена, 1981. — 56 с.
22. Клевенко В. М. Быстрота в боксе /В.М. Клевенко. — М.: Физкультура и спорт, 1968. — 405 с.
23. Копцев К. Н. Нормативы оценки общей физической подготовленности боксеров-юниоров / К. Н. Копцев //Бокс:ежегодник. — М.: Физкультура и спорт, 1984. — С.35−37.
24. Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / Ю. Ф. Курамшин. — М.: Советский спорт, 2013. — 464 с.
25. Лаптев А. П. Критерии эффективности тренировочной деятельности боксеров — М.: Физкультура и спорт, 1973. -128 с.
26. Лаптев А. П. Управление тренированностью боксеров / А. П. Лаптев, В. Лавров, П. А. Левитан. — М.: Физкультура и спорт, 1973. — 156 с.
27. Мотылянская Р. Е. Спорт и возраст.- М.: Физкультура и спорт, 1972. -340с.
28. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: учебник для ин-тов физической культуры /Л.П. Матвеев.- М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543
29. Солодков А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб.- М.: Олимпия Пресс, 2011. -520 с.
30. Сурков Е. Н. Антиципация в спорте / Е. Н. Сурков. — М.: Физкультура и спорт, 1982. -144 с.
31. Тхоревский В. И. Физиология человека. /В.И. Тхоревский М.: физкультура, образование, наука, 2011. — 492 с.
32. Устюгов Е. Д. Индивидуальное психофизическое развитие человека / Е. Д. Устюгов, О. В. Ендропов.- Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999. — 190 с. 33. Филимонов В. И. Бокс, кикбоксинг, рукопашный бой (подготовка в контактных видах единоборств) / В. И. Филимонов Р.А. Нигмедзянов М.: ИНСАН, 1999. — 416 с
33. Филин В. П. Основы юношеского спорта / В. П. Филин, Н. А. Фомин М.: Физкультура и спорт, 1980. — 120 с.
34. Харре Д. Учение о тренировке. — М: Физкультура и спорт, 1971. — 328 с.
35. Юзайтис B.C. Экспериментальное исследование методики педагогического контроля за некоторыми показателями физической подготовленности боксера: автореф. дис. канд. пед. наук /B.C. Юзайтис.- Киев, 1973. — 21 с. боксеров. — Л., 1987. — С.70−73.