Варновый общественный строй Древней Индии
Первые неолитические поселения в предгорьях долины Инда датируются VI-IV тысячелетиями до н. э., очаги урбанистической культуры зародились в Индии примерно в III тысячелетии до н.э., а первой древнеиндийской цивилизацией принято считать Хараппскую. Однако сведений о ней практически не сохранилось во многом потому, что письменность того периода еще не расшифрована. Дальнейшее развитие культуры… Читать ещё >
Варновый общественный строй Древней Индии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Федеральное государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования «Академия русского балета имени А.Я. Вагановой»
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Специальность — хореографическое искусство РЕФЕРАТ По Всемирной истории на тему:
Варновый общественный строй Древней Индии Работу выполнила студентка 6/I, А курса Хорева Мария Владимировна Научный руководитель _______________________
преп. Т. И. Пелипенко Введение Индийская цивилизация — одна из древнейших в мире, ее история — уникальный объект исследований многих ученых на протяжение столетий, привлекающий к себе интерес своей самобытностью и несхожестью с историей любого другого государства.
К сожалению, на сегодняшний день наука располагает достаточно скудным количеством достоверных письменных источников по истории Индии. В основном, при ее изучении приходится опираться на труды религиозного характера или художественные произведения.
Первые неолитические поселения в предгорьях долины Инда датируются VI-IV тысячелетиями до н. э., очаги урбанистической культуры зародились в Индии примерно в III тысячелетии до н.э., а первой древнеиндийской цивилизацией принято считать Хараппскую. Однако сведений о ней практически не сохранилось во многом потому, что письменность того периода еще не расшифрована. Дальнейшее развитие культуры полуострова Индостан предопределило начавшееся приблизительно в начале II тысячелетия до н.э. переселение в долину реки Ганг племен индоариев, о причине которого до сих пор известно немного. Именно в период Ведийской цивилизации, культуры индоариев, просуществовавшей до V в до н.э., которая ассоциируется с Ведами, самыми ранними источниками об истории Индии, впервые появляется разделение общества по родовому признаку. Это разделение усилилось во времена империи Маурьев — первой великой индийской империи.
Хотя признаки кастового общественного строя засвидетельствованы у многих народов, Индия дает нам один из самых ярких примеров данной организации.
Историография Научное изучение истории и культуры Индии началось в середине XVIII века. Именно тогда большой интерес привлек к себе санскрит, изучением которого активно занялись английские и немецкие ученые, переведшие некоторые наиболее известные произведения древнеиндийской литературы на европейские языки. Пионерами индологии считаются Генри Томас Колбрук, Уильям Джонс, Август Вильгельм Шлегель и другие, первым русским индологом считается Г. С. Лебедев, составивший описание быта и обычаев индийцев и грамматику хиндустани.
Зарождение индийской эпиграфики произошло в первой половине XIX века, а первые археологические раскопки провелись только в конце столетия, после того, как А. Кеннингэм составил археологическую карту Индии. В XX веке, когда начались систематические раскопки, английские ученые Маршалл и Маккэй и индийские археологи Сахни и Банерджи, а также многие другие обнаружили развалины древних городов на Северо-Западе страны.
С самого возникновения индологии в этой науке сложилось несколько разных школ и направлений. Для многих трудов западноевропейских ученых характерен европоцентризм, для русской школы индоведения, внесшей большой вклад в современную индологию, характерен объективный и строго научный подход. На рубеже XIX — XX веков появление интереса к изучению собственной истории в Индии было связано с начавшейся борьбой за независимость.
Сегодня история Индийского государства привлекает к себе все больше внимания, ведь так и продолжают существовать и множиться вопросы без ответов, появляются новые факты, новые неизученные материалы.
История формирования и описание варнового общественного строя Слово «каста» в переводе с португальского языка означает «род, качество», оно стало употребляться, когда португальцы в XVI в. проникли в Индию и познакомились с индийской социальной организацией. Изначально же в Индии существовали группы, которые обозначались словом «варна», которое соответствует понятиям «вид», «разряд». Уже с глубокой древности это слово использовали для противопоставления основных социальных слоев. О том, что разделение общества берет свое начало в конце II — начале I тысячелетия до н.э., можно судить по сведениям из «Ригведы», одного из четырех индуистских религиозных текстов, сборника религиозных гимнов, составленного приблизительно в 1700 — 1100 гг. до н.э., древнейшего памятника древнеиндийской литературы и древнейшего религиозного текста в мире. Несмотря на то, что в первоначальной версии «Ригведы» нет прямого упоминания о варнах, в этом сборнике уже говорится о существовании жрецов, знати и простого люда, хотя и деление это пока не жесткое и не контролируется.
И только в позднем гимне из «Ригведы», в X мандале, в знаменитом «Пуруша-сукте», содержится миф о том, что четыре варны произошли от первочеловека Пуруши. Из уст Пуруши произошла высшая варна — «брахманы», это жрецы, которые должны были служить богу, из рук произошли «кшатрии», военные, полководцы, из бедер — «вайшьи», ремесленники, земледельцы, скотоводы, а из ступней произошла низшая варна — «шудры», слой неимущих и неполноправных людей. Считается, что три высшие варны были генетически связаны с ариями и поэтому назывались «дваждырожденными», что давало им право на обряд «второго рождения», то есть обряд инициации. Он проводился в детстве и сопровождался надеванием на шею шнурка, цвет которого соответствовал положению в обществе, и впоследствии обеспечивал обучение профессии и занятиям предков, что позволило бы затем стать домохозяином.
Более позднее описание варн изложено в «Ману-смрити», также известном как «Законы Ману». Этот документ — свод законов и правил Древней Индии, в котором освещены такие аспекты, как социальный строй, имущественные и семейные отношения, а также преступления и наказания. Точной датировки текст не имеет, однако есть предположения, что составление законов в нем ограничивается временными рамками со II века до н.э. до II века н.э. Считается, что после распада империй Маурьев и Шунга сложился период социальной нестабильности, влияние брахманов было под угрозой неведических движений, поэтому вышеупомянутый документ и другие Дхарма-шастры (сборники правил) были реакцией брахманов на эти угрозы. В «Законах Ману» подробно описывается создание четырех варн и значение каждой из них в обществе:
«А ради процветания миров он [Брахма или Брама — один из трёх высших богов брахманизма и индуизма, бог-творец, создатель Вселенной и её олицетворение и душа. Обычно изображается четырёхликим, четырёхруким, сидящим на лебеде] создал из своих уст, рук, бедер и ступней соответственно брахмана, кшатрия, вайшия и шудру. А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рожденных от уст, рук, бедер и ступней установил особые занятия. Обучение, изучение вед, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он установил для брахманов. Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия. Пастьбу скота, и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед, торговлю, ростовщичество и земледелие — для вайшья. Но только одно занятие владыка указал для шудр — служение этим варнам со смирением.»
Переход из одной варны в другую был абсолютно невозможен, была установлена строгая эндогамность (заключение браков между представителями одной варны): «Для шудры предписана жена шудрянка, для вайшия — шудрянка и своей варны, для кшатрия — те обе и своей варны, для брахмана — те три, а также своей варны. Дваждырожденные, берущие по глупости в жены низкорожденных женщин, быстро низводят семьи и потомков к положению шудры». Все профессии были наследственно закреплены, законы образа жизни каждой из варн были сформулированы в дхармах, существовала разная степень наказания за причинение вреда более или менее знатным субъектам.
Варна кшатриев осуществляла управление государством, она возникла в результате войн, со временем превратившись в правящую. В отличие от варны брахманов, она не была такой замкнутой. Но несмотря на это, брахманы занимали самое почетное место в обществе: «Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, между одушевленными — разумные, между разумными люди, между людьми — брахманы. Само рождение брахмана — вечное воплощение дхармы, ибо он рожден для дхармы и предназначен для отождествления с Брахмой. Все, что существует в мире, это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это. Брахман ест только свое, носит — свое и дает — свое; ведь другие люди существуют по милости брахмана» («Законы Ману»), их называли «авадхъя» — неприкосновенные. Важной особенностью положения брахманов было то, что их нельзя было казнить, самым существенным наказанием могло быть только изгнание.
К варне вайшьев принадлежали по большей мере свободные общинники, которые занимались земледелием или ремеслом, они являлись основным податным сословием. В ведийскую эпоху вайшьи еще сохраняли некоторые политические права и даже участвовали в решении ряда государственных дел, однако с течением времени вайшьи теряли свои привилегии в обществе, в том числе обряд «второго рождения», поэтому линия раздела стала проходить уже между знатью, брахманами и кшатриями, с одной стороны и беднотой, вайшьями и шудрами, с другой.
Предполагается, что варна шудр возникла в результате участившихся войн, к ней первоначально причислялись те люди, которые по родовому признаку не принадлежали ни к одной варне. Права шудр были значительно более ограниченными, чем права остальных: как было сказано ранее, все, что мог делать шудра — это прислуживать более знатным людям, они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании, шудрам изначально было запрещено накапливать богатства, они не имели права изучать веды и участвовать в обрядах и культовых отправлениях наравне с представителями остальных варн.
Со система варн не только не распадалась, но, напротив, становилась все жестче и сильнее. Укрепляясь, она обрастала новыми разрядами, более дробными подразделениями, превращалась в систему каст, которая дожила до наших дней.
Значение варнового общественного строя в истории Древней Индии древний индия общество кастовый Варновый, а впоследствии кастовый общественный строй можно назвать одной из самых устойчивых и незыблемых моделей разделения общества, ведь он до сих пор существует в современной Индии. Очевидно также и то, что вышеописанный строй достаточно сильно влиял на менталитет жителей Древней Индии, на существовавшую тогда монархию, на решение внутреннеи внешнеполитических проблем, на историю Индийского государства в целом.
Так, например, можно сказать, что разделение общества в Древней Индии повлияло на создание одного из важнейших компонентов социального и экономического строя — сельской общины, ведь наиболее многочисленной варной были вайшьи. Структура сельской общины была многослойна, так как процесс имущественной дифференциации глубоко проник в нее: существовала верхушка, которая эксплуатировала рабов и наемных работников и рядовые общинники, сами работавшие на своих участках. Также община была в определенном роде самостоятельна в своих внутренних делах: свободные жители собирались на собрания и решали различные вопросы управления.
Существование разделения именно на варны привело к специфической модели рабства. В отличии от других государств Древнего Востока, в решающих отраслях экономики Индии рабский труд значительной роли не играл. В законах отсутствовало противопоставление свободных и рабов, касты заслоняли собой классы. Особенностью древнеиндийского рабства было наличие государственного законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Например, запрещалось продавать детей-рабов без родителей; хозяин при использовании труда раба обязан был учитывать его кастовое положение. Рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование.
Нужно еще отметить, что, несомненно, кастовый строй влиял на управление государством во времена монархии, ведь вследствие того, что в древних законах было сказано о значительности брахманских родов, немаловажную роль при дворе играл царский жрец. Также большую роль в управлении государством играл совет царских сановников — паришад, который состоял из знати — военной и жреческой, которая стремилась сохранить свои привилегии и ограничить абсолютную власть правителя.
В целом варновый строй сильно влиял на ход истории Индии. Большое влияние представителей высших варн и знатных родов не способствовало прочности возникавших в то время империй. Сменявшие друг друга завоеватели могли облагать налогами общинные хозяйства, но были не в состоянии повлиять на сложившиеся нормы кастового поведения, обеспечить себе поддержку в индийском обществе, живущем по своим законам.
Вывод Система разделения общества в Индии выступала в роли своего рода альтернативы слабой центральной политической власти, а быть может, и главной ее причины. Она вполне могла существовать без сильного государства, без эффективной администрации, ведь ее внутренние законы итак успешно выполняли политико-административные функции.
Варновая система не только не распалась со временем, но, обрастая новыми разрядами, более дробными подразделениями, претерпев множество изменений, просуществовала несколько тысячелетий, существует и по сей день.
Именно благодаря уникальности варнового строя его формирование и особенности до сих пор являются предметом пристального интереса исторической науки.
1. З. М. Черниловский, В. Н. Садиков. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права.
2. К. И. Батыр. Всеобщая история государства и права.
3. Л. С. Васильев. История востока.
4. О. А. Жидков, Н. А. Крашенинникова. История государства и права зарубежных стран.
5. К. А. Антонова, Г. М. Бонгард-Левин, Г. Г. Котовский. История Индии.
6. Н. В Загладин, Н. А. Симония. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в.
7. Л. Б. Алаев. Средневековая Индия.
8. Свободная интернет-энциклопедия «Википедия». http://ru. wikipedia.org.