Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Экономическая география и регионалистика

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Поволжье развиты все виды современного транспорта, по показателям транспортной обеспеченности оно превосходит многие районы Российской Федерации. Важнейшим является железнодорожный транспорт. Ему принадлежит первое место в структуре грузооборота и перевозках грузов. Протяженность железных дорог составляет около 9 тыс. км. Поволжье пересекают широтные железнодорожные магистрали: Москва… Читать ещё >

Экономическая география и регионалистика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АНО ВПО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ»

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ Кафедра менеджмента

Контрольное задание

по дисциплине: «Экономическая география и регионалистика»

Тема 1. Российская Федерация на карте мира

1. Место Российской Федерации в мире по занимаемой площади и численности населения

Тема 2. Природная среда и природно-ресурсный потенциал России

1. Понятия «природные условия» и «природные ресурсы». Классификация природных условий и ресурсов. Экономическая оценка минерально-сырьевых, агроклиматических, земельных и почвенных, лесных и водных ресурсов

Тема 3. Народонаселение России

1. Размещение населения. Городское и сельское население

Тема 4. Топливно-энергетический комплекс России

1. Структура комплекса, его значение, территориальная организация, проблемы и перспективы развития

Тема 5. Машиностроение России

1. Значение и структура комплекса. Факторы размещения предприятий машиностроения. Специализация и кооперирование

Тема 6. Черная и цветная металлургия

1. Экономико-географическая характеристика основных отраслей черной металлургии

2. Значение, структура и специфические черты цветной металлургии

Тема 7. Химическая промышленность

1. Отрасль — основная химия (фактор размещения, продукция)

Тема 8. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

1. Отрасли химической переработки древесины

Тема 9. Легкая и пищевая промышленность

1. Продукция отраслей и факторы размещения

Тема 10. Агропромышленный комплекс

1. Значение и структура агропромышленного комплекса. Проблемы и перспективы развития

Тема 11. Транспортный комплекс

1. География важнейших видов транспорта: железнодорожного, морского, внутреннего речного, автомобильного, воздушного

Тема 13. Центральный экономический район

1. Размещение населения

Тема 14. Северо-Западный экономический район

1. Машиностроение и лесная промышленность — отрасли специализации промышленности, их сырьевая база, основные виды продукции, факторы размещения и главные промышленные узлы

Тема 15. Северный экономический район

1. Размещение и экономическая оценка минерально-сырьевых ресурсов

Тема 16. Волго-Вятский экономический район

1. Национальный состав населения. Проблема использования трудовых ресурсов

Тема 17. Центрально-Черноземный экономический район

1. Перспективы развития Центрально-Черноземного района в условиях дефицита топливно-энергетических, сырьевых, водных и земельных ресурсов

Тема 18. Северо-Кавказский экономический район

1. Агроклиматические ресурсы. Почвенно-растительные ресурсы, их антропогенные изменения. Рекреационные ресурсы и проблемы их оптимального использования

Тема 19. Поволжский экономический район

1. Основные виды транспорта и главные грузопотоки. Значение морского транспорта. Экономические связи района

Тема 20. Уральский экономический район

1. Национальный состав населения. Трудовые ресурсы

Тема 21. Западно-Сибирский экономический район

1. Демографическая ситуация в районе. Национальный состав населения, проблемы народов Севера. Трудовые ресурсы, проблемы их рационального использования ресурс машиностроение агропромышленный транспорт

Тема 22. Восточно-Сибирский экономический район

1. География и экономическая оценка важнейших минерально-сырьевых ресурсов — металлических и неметаллических. Водные ресурсы, проблема озера Байкал, оптимизация гидротехнического строительства

Тема 23. Дальневосточный экономический район

1. Проблемы развития гидроэнергетического строительства. Рациональное использование ресурсов морей и океанов. Перспективы развития района с учетом его положения в азиатско-тихоокеанском регионе

Тема 1. Российская Федерация на карте мира

1. Место Российской Федерации в мире по занимаемой площади и численности населения

Российская Федерация (РФ) — самое крупное по размерам территории государство мира. Она охватывает восточную часть Европы и северную часть Азии, являясь, таким образом, по географическому положению евразийской страной.

Российская Федерация занимает 1-е место в мире по территории. Площадь территории России — 17,1 млн. км2, что почти в 2 раза больше, чем КНР или США. На 1 января 2010 г. численность населения составила 141,9 млн. чел., а плотность населения — 8,3 человека на 1 км2.

Величина территории — важная экономико-географическая особенность любого государства. Для России — самой крупной по площади страны в мире — она имеет далеко идущие последствия как геополитического, так и хозяйственного значения. Благодаря обширности территории обеспечиваются все необходимые условия рационального географического разделения труда, возможности более свободного маневра в размещении производительных сил, повышается обороноспособность государства, достигаются и другие положительные результаты в области экономического и социального развития. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие / И. А. Козьева, Э. Н. Кузьбожев. — 2-e изд. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013, стр. 49−50.

Численность населения является одним из важных условий материальной и социальной жизни общества. Численность населения в стране или отдельном регионе оказывает значительное влияние на экономический потенциал и развитие производительных сил общества. Однако прямой зависимости между этими двумя понятиями не прослеживается. Так, государства с высоким уровнем экономического развития при меньшей численности населения производят в десятки раз больше валового национального продукта, чем государства, превосходящие их по численности населения, но уступающие в технической оснащенности, производительности труда, уровне квалификации рабочей силы.

Население России — 141,9 млн. человек (по оценке Росстата на 1 января 2010 г.). По этому показателю Россия занимает 9-е место в мире. Экономическая география и регионалистика: Учебник / Е. Ю. Алексейчева, Д. А. Еделев, М. Д. Магомедов. — М.: Дашков и К, 2012, стр. 79−80.

Тема 2. Природная среда и природно-ресурсный потенциал России

1. Понятия «природные условия» и «природные ресурсы». Классификация природных условий и ресурсов. Экономическая оценка минерально-сырьевых, агроклиматических, земельных и почвенных, лесных и водных ресурсов.

В географической среде выделяют природные условия и природные ресурсы.

Природные условия — это объекты и силы природы, существенные на данном уровне развития производительных сил для жизни и хозяйствования, но непосредственно не участвующие в материальной, производственной и непроизводственной деятельности. Понятие природных условий обладает исторической условностью. На определенной ступени развития производительных сил природные условия становятся ресурсами, например нетрадиционные источники энергии. Природные условия оцениваются в экономическом отношении: влияние природных условий, отражаясь на производительности общественного труда, в значительной степени определяет величину материальных затрат.

Природные ресурсы — это элементы и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил используются или могут быть использованы в качестве средств производства (предметов и средств труда) и предметов потребления. По своей материальной форме это объекты (компоненты) и силы природы, свойства и размещение которых обусловлены природными закономерностями. Природные ресурсы можно классифицировать по ряду признаков. Наиболее фундаментальный характер имеет классификация природных ресурсов на основе их генезиса. Согласно природной классификации, ресурсы делятся на: земельные (почвенные) ресурсы; лесные; водные; биологические; минерально-сырьевые (полезные ископаемые); энергетические; климатические.

В связи с проблемой ограниченности запасов природных ресурсов возрастает значение классификации по признаку их исчерпаемости: исчерпаемые и неисчерпаемые. К практически неисчерпаемым ресурсам можно отнести энергию солнца, ветра, океанов, морей, климатические ресурсы. Важным признаком является возобновляемость природных ресурсов. Исчерпаемые природные ресурсы делятся на: возобновимые (лес, вода, почва и т. д.) и невозобновимые.

Ресурсы различаются по их заменимости. К числу заменимых ресурсов относятся различные виды энергии, топлива и сырья. К практически незаменимым ресурсам относятся воздух, вода, т. е. ресурсы, без которых невозможна жизнь.

Земельные ресурсы всегда были главным достоянием любой страны. Земельный фонд России самый большой в мире — 1707,5 млн. га. В структуре земельного фонда земли сельскохозяйственных предприятий и граждан, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью, составляют 38,1%, под населенными пунктами занято 0,4% территории страны, земли несельскохозяйственного значения (промышленность, транспорт, связь, военные объекты) — 1,2%, природно-заповедного фонда — 1,2%, лесного фонда — 51,4%, водного фонда — 1%, государственного запаса — 6,9%.

Площадь сельскохозяйственных угодий в России составляет 222,3 млн. га, в том числе пашни — 134 млн. га. Площадь обрабатываемых земель в России сокращается, но обеспеченность пашней из расчета на душу населения остается очень высокой по сравнению с другими странами. В России она составляет 0,8 га на человека. Основная доля пашни приходится на Центральный и Центрально-Черноземный районы, Поволжье, Северный Кавказ, Урал и Западную Сибирь.

Лесные ресурсы по данным статистического учета за 2009 год имеют общую площадь — 1182,9 млн. га, в том числе лесную 891,9 млн. га. Общий запас древесины — 83,6 млрд. м3. Основные лесообразующие породы — хвойные, на их долю приходится 82%, на мягколиственные — 16%, на твердолиственные — 2%. На долю России приходится значительная часть мировых запасов древесины, по которым она занимает первое место в мире. Леса РФ в основном сосредоточены в восточных районах страны. На Урале, в Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке леса занимают 641 млн. га. В этих районах сосредоточено 66 млрд. м3 древесины различных пород. Общие запасы древесины страны — около 82 млрд. м3. Важным показателем, по которому Россия занимает 21 место в мире, является лесистость территории. По показателю размера лесной площади в расчете на душу населения Россия занимает лидирующее положение — 3 га.

Потребность народного хозяйства в пресной воде в основном удовлетворяется за счет ежегодно возобновляемых водных ресурсов, количественно оцениваемых размером речного стока. Возобновляемость водных ресурсов России — 250 тыс. м3/км2 в год. В настоящее время на территории России создано 40 крупных водохранилищ объемом более 1 км3, не считая множества мелких. Общая площадь — 107 тыс. км2. В число крупнейших водохранилищ в мире входят: Братское — 170 км3, Красноярское — 73,3, Куйбышевское — 58,0, Саяно-Шушенское — 31,3, Цимлянское — 23,7, Волгоградское — 31,5, Рыбинское — 26,3 км3 водохранилища. Наибольший объем пресной воды заключен в водохранилищах Восточной Сибири.

В России около 120 тыс. рек длиной свыше 10 км, почти все они зимой замерзают. Большая часть отличается равнинным характером течения (Волга). Самые крупные многоводные реки впадают в Северный Ледовитый океан.

Среди 2000 пресных и соленых озер выделяют Байкал (23 000,0 км3), Ладожское озеро (911,0 км3), Онежское (292,0 км3), Ханка.

Россия имеет богатую и разнообразную минерально-сырьевую базу. Наиболее распространенный показатель оценки минерально-сырьевых ресурсов — запасы полезных ископаемых. На Россию приходится почти ½ часть угольных ресурсов мира, примерно 1/7 часть мировых запасов нефти, 1/3 — природного газа.

По запасам природного газа Россия занимает первое место в мире. Месторождения природного газа расположены на территории Западной Сибири в Ямало-Ненецком АО. На эту территорию приходится более 80% всех балансовых запасов природного газа России. Значительны запасы газа в Поволжье, на Урале, в северном районе, на Северном Кавказе, Дальнем Востоке, в Восточной Сибири. Примерно 70% балансовых запасов нефтяных ресурсов находятся на территории Западной Сибири, в Уральском экономическом районе.

Угольные месторождения более дифференцированы по территории. По категории балансовых запасов Западная Сибирь занимает первое место (около 50%), Восточная Сибирь — 30%, Дальний Восток — 9%. Можно выделить Уральский, Северный, Северо-Кавказский, Центральный экономические районы. По геологическим запасам доминирует Восточная Сибирь — Тунгусский и Канско-Ачинский бассейны-гиганты (3 трлн. тонн угля).

Россия имеет запасы железных руд категории A, B, C, равные 55,6 млрд. тонн, 60% запасов бывшего СССР. В пределах России важнейший район, обеспечивающий потребности черной металлургии страны и обладающий огромным железорудным потенциалом — Центрально-Черноземный. Он сосредоточивает почти 55% балансовых запасов железных руд страны. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие / И. А. Козьева, Э. Н. Кузьбожев. — 2-e изд. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013, стр. 57−66.

Тема 3. Народонаселение России

1. Размещение населения. Городское и сельское население

Расселение — это процесс и результат заселения территории и формирования системы населенных пунктов — городов, сел и их сочетаний. Расселение в значительной степени влияет на развитие и размещение хозяйственного комплекса страны и ее регионов. Значение расселения определяется тем, что в населенных пунктах размещается наиболее активная часть производительных сил общества — человек. Это влияние реализуется через исторически сложившиеся и современные тенденции развития населенных мест, через особенности размещения поселений, их количество, функции, людность, социальные, экономические, демографические, транспортные и другие взаимосвязи, через концентрацию производства и уровни социального развития населенных пунктов.

На основании заселенности выделяют городское и сельское население. В качестве критериев определения городских поселений положены два основных признака: численность населения данного населенного пункта; род занятий населения (процент рабочих и служащих и членов их семей в общем составе населения).

Города и села — две основные формы поселений, связанные с общественным разделением труда на промышленный труд и сельскохозяйственный. Город рассматривается как населенный пункт, большая часть жителей которого занята в промышленном производстве, транспорте, связи, торговле и социальной сфере. Численность населения городов должна быть не менее 10 тыс. чел., а других городских образований (поселков городского типа) — не менее 2 тыс. чел.

Села и деревни — места жизни людей, ведущих хозяйство на земле, использующих ее как главное средство производства. Их дополняют сезонные и временные поселения — станы, вахты, стоянки, которые тоже входят в систему расселения, охватывая наиболее отдаленные земли.

В современной жизни возникают «промежуточные» поселения — поселки дачного и курортного типа при домах отдыха и санаториях, туристских и спортивных базах т.п. Как правило, их постоянное население занято и сельским, и городским трудом в сфере их обслуживания.

По удельному весу городского населения Россия стоит в одном ряду с высокоразвитыми государствами мира. Индустриальное развитие страны в XX в. резко изменило соотношение городского и сельского населения России. Если в начале XX века в городах проживало 15% населения, то сейчас уже 73%, что характерно для индустриально развитых стран. За это же время все население страны выросло в 2 раза, а число горожан — в 10 раз. Таким образом, Россия по составу населения превратилась из крестьянской страны в городскую страну. Рост городского населения шел как за счет его естественного прироста, так и за счет механического, т. е. за счет миграции жителей села в город. И этот прирост был определяющим. По оценкам, из сел в города переехало более 80 млн. чел.

Сельское население России составляет 27% общей численности населения страны (менее 40 млн. чел.). Сельское население включает население, занятое в сельскохозяйственном производстве, а также в отраслях социальной сферы (учителя, врачи, работники культуры, сферы социального обслуживания, торговли). Типы сельских поселений очень разнообразны и представлены селами и деревнями центральных регионов России, казачьими станицами и горными аулами Северного Кавказа, оленеводческими и горнопромышленными поселками Крайнего Севера, лесопромышленными поселками Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. Для РФ характерен деревенский тип расселения населения, сложившийся исторически в связи с общинной формой землепользования. Экономическая география и регионалистика: Учебник / Е. Ю. Алексейчева, Д. А. Еделев, М. Д. Магомедов. — М.: Дашков и К, 2012, стр. 97−102.

Тема 4. Топливно-энергетический комплекс России

1. Структура комплекса, его значение, территориальная организация, проблемы и перспективы развития

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) РФ представляет собой сложную систему — совокупность производств, процессов, материальных устройств по добыче топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), их преобразованию, транспортировке, распределению и потреблению как первичных ТЭР, так и преобразованных видов энергоносителей. Это касается тепловой и электрической энергии. В состав комплекса входят взаимодействующие и взаимообусловленные подсистемы отрасли топливной промышленности (угольная, нефтяная, газовая, сланцевая, торфяная) — добывающая подсистема и электроэнергетика, преобразующая первичные ТЭР в энергию. Эти подсистемы тесно связаны с энергомашиностроением, электротехнической, атомной промышленностью и со всеми отраслями — потребителями топлива и энергии. Через гидроэнергетику осуществляется связь ТЭК с водным хозяйством страны.

Отрасли ТЭК относятся к ключевым звеньям промышленности, от масштабов и уровня развития которых во многом зависит состояние всей экономики страны. В целом к началу XXI века отмечается постепенное улучшение экономического положения топливно-энергетического комплекса России. Возрос объем инвестиций, отмечается рост темпов производства почти во всех его отраслях и уже просматриваются позитивные тенденции.

Наиболее общей тенденцией в географии отраслей топливно-энергетического комплекса России является процесс постоянного перемещения «центра тяжести» добычи топлива и производства энергии в восточные районы страны. В результате уже сегодня их доля в добыче нефти и угля составила более ¾, в добыче природного газа — 9/10, и лишь по объемам производства электроэнергии (около 70%) лидерство сохраняют западные районы России.

В настоящее время хуже всего дела обстоят в угольной промышленности. Эта отрасль включает добычу подземным (шахты) и открытым (карьеры) способами и переработку (обогащение и брикетирование) ископаемых углей. Практика показывает, что большинство российских шахт нерентабельны, причем реконструкция многих шахт экономически неэффективна, эти предприятия подлежат поэтапному закрытию (особенно в европейской части России). В восточных районах есть возможность наращивать мощности угледобычи на открытых карьерах и некоторых шахтах в Кузбассе и Канско-Ачинском бассейне. Однако в ближайшее время это весьма проблематично из-за узости местного рынка потребления. Перевозка же угля из восточных районов на Урал и в другие районы европейской части России с ростом железнодорожных тарифов становится все менее рентабельной.

Главные проблемы формирования эффективной системы управления развитием электроэнергетики России на сегодня — переход к рыночным отношениям и моральный и физический износ почти половины установленных мощностей в стране. Для решения указанных проблем РАО «ЕЭС России» предлагает использовать революционный переход от вертикальной интеграции в отрасли к конкурентной модели отношений в секторе. Однако опыт западных государств показывает, что конкурентная модель, при которой производители и потребители являются независимыми от сетевых компаний, весьма ненадежна в вопросах бесперебойного снабжения. В наших климатических условиях ее использование может привести к катастрофическим последствиям (например, отключения энергии на Дальнем Востоке). Поэтому в России должна использоваться эволюционная модель развития отрасли, предполагающая постепенное развитие независимых производителей с возможностью для них выхода и реализации своей продукции на федеральном оптовом рынке электроэнергии и мощности (ФОРЭМ). Экономическая география России: Учебное пособие / Л. Е. Басовский, И. В. Фомичева. — М.: РИОР, 2012, стр. 68−70.

Тема 5. Машиностроение России

1. Значение и структура комплекса. Факторы размещения предприятий машиностроения. Специализация и кооперирование

Машиностроение относится к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей. Но в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других удовлетворяет внутренние потребности, дополняет промышленный комплекс. Более 85% продукции машиностроения и металлообработки производится в европейской части России. Большое значение имеет увеличение роли машиностроения в восточных районах.

В Сибири и на Дальнем Востоке отрасль представлена в основном предприятиями электротехнической промышленности, кузнечнопрессового и литейного оборудования, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Рациональность дальнейшего развития и размещения машиностроения в этих районах обусловливается возрастающей потребностью в продукции отрасли, а также наличием энергии, топлива, металла, водных ресурсов, промышленных площадок, пригодных к строительству. Здесь можно создавать энергоемкие и металлоемкие отрасли.

Машиностроение России территориально слабо ориентировано на потребителя. Подавляющая часть продукции, производимой в восточных районах, вывозится в европейскую часть страны. Потребности Сибири и Дальнего Востока в машинах и оборудовании на 70−90% удовлетворяются за счет поставок из западных районов и импорта.

Размещение предприятий машиностроения находится в прямой зависимости от характера выпускаемой продукции: широты номенклатуры, массы изделий, масштабов производства продукции народно-хозяйственного, общепромышленного, отраслевого или единичного применения. При этом на эффективность размещения влияет ряд факторов: научно-технический прогресс; специализация; кооперирование; концентрация; комбинирование производства; наличие трудовых ресурсов; близость к источникам сырья, материалов и потребителям; объем транспортных работ и затраты на транспортировку.

Среди перечисленных факторов важная роль принадлежит специализации и кооперированию, которые создают новые возможности для размещения производства. Специализация облегчает организацию массового производства, содействует более рациональному использованию оборудования, повышает технический уровень. В отрасли широко распространена предметная (выпуск определенных конечных видов продукции, машин, оборудования), технологическая (производство литья, заготовок) и подетальная специализация. Размещение специализированных заводов тесно связано с размещением предприятий, с которыми они работают в кооперации. Кооперирование осуществляется как внутри отрасли, так и с заводами других отраслей, поставляющих металлы, изделия из пластмасс, стекла и др. Следует кооперировать предприятия, находящиеся на близком расстоянии друг от друга. Особое значение при этом имеет кооперирование внутри одного экономического района, что сокращает дальние перевозки и способствует комплексному развитию хозяйства. Кооперирование в противоположность специализации интегрирует размещение взаимодействующих предприятий. На этой основе возникают машиностроительные комплексы, где различные заводы связаны совместным выпуском готовой продукции. Расширение сферы кооперирования в машиностроении приводит к увеличению числа предприятий-смежников, обеспечивающих работу головного завода.

Размещение предприятий машиностроения зависит в значительной степени от трудоемкости изделий, уровня квалификации рабочих. Особенно важна роль квалификационных кадров при размещении таких трудоемких отраслей машиностроения, как электротехническая, радиотехническая, электронная, приборостроительная, станкостроительная и др.

Машиностроение как крупный потребитель металла имеет широкие связи — прежде всего с черной металлургией. Территориальное сближение этих отраслей дает возможность металлургическим заводам использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями.

Отрасли машиностроения, производящие малотранспортабельную продукцию, размещаются в районах потребления. К ним относятся: сельскохозяйственное машиностроение, производство машин и механизмов для лесной промышленности, горного оборудования и др.

Особенности размещения предприятий машиностроения обусловливают большую роль транспортного фактора в осуществлении кооперированных поставок и обеспечении потребителей готовой продукцией. Экономическая география России: Учебник / Под общ. ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова. — Изд. перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2009, стр. 182−184.

Тема 6. Черная и цветная металлургия

1. Экономико-географическая характеристика основных отраслей черной металлургии

Черная металлургия России включает предприятия и организации по добыче и переработке рудных и нерудных материалов; производству чугуна, стали, проката, труб, метизов, ферросплавов, огнеупоров, кокса, ряда видов химической продукции; заготовке и переработке лома и отходов черных металлов; ремонту механического и энергетического оборудования; транспортировке внутризаводских грузов, а также научные и проектные организации.

Особенность отрасли — относительно жесткая привязка предприятий с полным металлургическим циклом к источникам сырьевых ресурсов или центрам металлопотребления. Предприятия отрасли размещены в двадцати регионах РФ, из которых в десятку ведущих входят Вологодская, Челябинская, Липецкая, Свердловская, Белгородская, Кемеровская, Курская и т. д. Более 70% предприятий являются градообразующими и существенно влияют на экономику и социальную стабильность регионов.

Основа черной металлургии — металлургический передел: чугун — сталь — прокат. Остальные производства являются смежными, сопутствующими: добыча и обогащение руд (железных, марганцевых, хромитовых), коксование угля, добыча вспомогательных материалов, производство огнеупоров, выпуск металлических изделий производственного назначения (метизов).

Сырьевую базу отрасли составляют: железорудная продукция, нерудные материалы и огнеупоры, коксующийся уголь, лом и отходы черных металлов. Россия — крупнейший производитель и потребитель товарных железных руд.

Более 70% разведанных запасов и около 80% прогнозных ресурсов железных руд сосредоточено в европейской части страны. Металлургические предприятия Урала, Сибири и Дальнего Востока, имеющие 65% всех производственных мощностей, испытывают острый дефицит в местных товарных железных рудах. Предприятия Белгородской и Курской областей обеспечивают более 50% добычи руды в стране, а железорудные месторождения северного региона — предприятия Мурманской области и Республики Карелия — до 25%. Основной объем потребления приходится на районы Урала и Сибири.

Существуют три варианта размещения предприятий черной металлургии полного цикла, тяготеющих либо к источникам сырья (Урал, Центр), либо к источникам топлива (Кузбасс), либо находящихся между ними (Череповец). Эти варианты обусловливают выбор района и места строительства, наличие источников водоснабжения и вспомогательных материалов.

В настоящее время основной способ выплавки стали — мартеновский. На долю кислородно-конвертерного и электросталеплавильного способа приходится около 30% общего объема производства. Электрометаллургический комбинат для производства стали из металлизованных окатышей, получаемых методом прямого восстановления железа, действует в Старом Осколе — Оскольский электрометаллургический комбинат.

Группа металлургических предприятий, использующая общие рудные или топливные ресурсы и обеспечивающая основные потребности экономики страны в металле, называется металлургической базой. На территории России выделяют Центральную, Уральскую и Сибирскую металлургические базы. Каждая из них имеет свои особенности по обеспеченности сырьем, топливом, электроэнергией, набору и мощности производств; они отличаются по структуре и специализации производства, мощности его организации. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие / И. А. Козьева, Э. Н. Кузьбожев. — 2-e изд. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013, стр. 134−135.

2. Значение, структура и специфические черты цветной металлургии

Цветная металлургия России выпускает около 70 различных видов металлов. Такой полный набор производства имеют три страны мира — США, Германия, Япония.

Цветные металлы делятся по их физическим свойствам и назначению на несколько групп:

· тяжелые металлы — медь, свинец, цинк, олово, никель;

· легкие металлы — алюминий, магний, титан, литий и др.;

· малые металлы — висмут, кадмий, сурьма, мышьяк, кобальт, ртуть;

· легирующие металлы — вольфрам, молибден, тантал, ниобий, ванадий;

· благородные металлы — золото, серебро, платина и платиноиды;

· редкие и рассеянные металлы — цирконий, галлий, индий, таллий, германий, селен и др.

Особенности сырьевой базы цветной металлургии: крайне низкое в количественном отношении содержание полезных компонентов в сырье (медные от 1 до 5%, свинцо-цинковые от 1,5 до 5,5% и т. д.), т. е. для получения 1 тонны меди требуется переработать не менее 100 тонн руды; исключительная многокомпонентность сырья (например: уральские колчеданы содержат медь, железо, серу, золото, кадмий, серебро и другие, в общей сложности до 30 элементов); высокая топливоемкость и энергоемкость сырья в процессе его обработки.

Особенностью цветной металлургии является высокая энергоемкость сырья в процессе его подготовки к металлургическому переделу и переработке. В связи с этим различают топливоемкие и электроемкие производства. Высокая топливоемкость характерна, например, для производства никеля, глинозема из нефелинов, черновой меди. Повышенной электроемкостью отличается производство алюминия, магния, кальция, титана и др. В целом по отрасли доля топливно-энергетических затрат составляет от 10 до 50−65% общих затрат на 1 тонну производимой продукции. Эта особенность производства обусловливает размещение отраслей цветной металлургии в регионах, наиболее обеспеченных электроэнергией.

Основные отрасли цветной металлургии:

· алюминиевая промышленность;

· медеплавильная или медная промышленность;

· свинцово-цинковая промышленность;

· никель-кобальтовая промышленность;

· оловодобывающая промышленность;

· золотодобывающая промышленность;

· алмазодобывающая промышленность.

Необходимо отметить, что в размещении цветной металлургии обычно не выделяют четко ограниченных ареалов размещения (или металлургических баз). Это объясняется двумя причинами: во-первых, цветная металлургия имеет сложную отраслевую структуру; во-вторых, во многих подотраслях существует территориальный разрыв между добычей и обогащением сырья и выплавкой готового металла. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие / И. А. Козьева, Э. Н. Кузьбожев. — 2-e изд. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013, стр. 138−139.

Тема 7. Химическая промышленность

1. Отрасль — основная химия (фактор размещения, продукция)

В состав промышленности основной химии входят производства минеральных удобрений, серной кислоты, кальцинированной и каустической соды. Сырьевой базой для них служит продукция горно-химической промышленности. Потребность России в удобрениях за счет собственного производства в 90-х гг. практически не удовлетворялась по причине резкого сокращения их производства (в 1,65 раза за 1991;1995 гг.) и повышения цен, а также из-за неплатежеспособности производителей сельскохозяйственной продукции, как в государственных, так и в фермерских хозяйствах в результате гиперинфляции.

В производстве минеральных удобрений ведущее место занимает азотная промышленность — около 50% азотных удобрений от суммарного в России выпуска удобрений в 1995 г. Главным исходным сырьем для производства азотных удобрений является природный газ и коксующийся уголь. В нашей стране применяется несколько технологических методов получения азотных удобрений. Это, во-первых, аммиачный способ (аммиачная селитра, сернокислотный аммоний), основывающийся на использовании коксового газа, образующегося при коксовании угля (при получении кокса на коксохимическом производстве) в черной металлургии. При использовании такой технологии получения азотных удобрений определяющее воздействие на размещение азотно-туковой промышленности оказывает сырьевой фактор. Поэтому азотно-туковые предприятия, работающие на коксовом газе, размещаются в угольных бассейнах (Кузнецком в Западной Сибири — Кемерово, Иркутском в Восточной Сибири — Ангарск), либо вблизи от металлургических комбинатов с полным металлургическим циклом.

Другим технологическим способом производства азотных удобрений является конверсия природного газа, используемого в химии в качестве сырья. В этом случае при размещении производства азотных удобрений определяющим фактором становится потребительский фактор или сырьевой. Предприятия размещаются либо в районах газовых ресурсов (Северный Кавказ — Невинномысск), либо вдоль трасс магистральных газопроводов в сельскохозяйственных районах — основных потребителях азотных удобрений: Поволжский район (Тольятти), Центральный (Дорогобуж), Северо-Западный (Новгород), Уральский (Нижний Тагил).

При производстве азотных удобрений методом электролиза воды предприятия размещаются с учетом электроэнергетического фактора — у источников дешевой электроэнергии или с учетом и энергетического, и сырьевого фактора, если электролизу подвергается раствор поваренной соли (Уральский район — Березники, Соликамск). При использовании в азотно-туковом производстве отходов нефтепереработки основным фактором размещения производств азотных удобрений является сырьевой (Уральский район — Салават вблизи нефтеперерабатывающих заводов).

Производство калийных удобрений в России (30% от общего объема) сложилось под воздействием сырьевого фактора и тяготеет к местам добычи калийных солей. Размещается производство калийных удобрений (100%) на территории Уральского района (Березники, Соликамск) у источников сырья.

Производство фосфорных удобрений (20% от суммарного производства) тяготеет к районам их потребления. Для производства фосфорных удобрений требуется большое количество серной кислоты. Предприятия в основном размещены в сельскохозяйственных районах на базе привозного апатитового концентрата с Кольского полуострова или на местном фосфорсодержащем сырье. Ряд заводов фосфорных удобрений возник вблизи источников дешевой серной кислоты: Уральский район (Пермь, Красноуральск).

Все три сложных, концентрированных вида удобрений производятся почти во всех экономических районах: на Урале, в Центральном, Центрально-Черноземном, Северном, Северо-Западном районах. Потребность в фосфорных и калийных удобрениях Дальнего Востока и Сибири обеспечивается за счет поставок из других районов страны.

Основными производителями серной кислоты являются предприятия фосфорных удобрений. Производство серной кислоты основано на использовании самородной серы (Водинское месторождение в Самарской области), серного колчедана (месторождения медно-колчеданных руд на Урале), а также отходящих промышленных сернистых газов черно-металлургических (Нижний Тагил, Пермь, Первомайск, Челябинск) и медеплавильных производств в Уральском районе. Кроме того, в качестве сырья применяется сера, получаемая при очистке серосодержащего природного газа на газоперерабатывающих комплексах (в Оренбурге на Урале, Астрахани в Поволжском районе) и при переработке сернистой нефти на нефтеперерабатывающих заводах (Поволжье и Урал).

Получение каустической соды связанно с использованием не только поваренной соли, но и вспомогательных материалов — известняков, со значительными расходами топливно-энергетических ресурсов. Определяющие факторы размещения производств каустической соды — сырьевой и энергетический фактор. Производство тяготеет к районам с благоприятным сочетанием сырья и топливно-энергетических ресурсов. Районы размещения производства каустической соды: Уральский, Поволжский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский. Сырьем для получения кальцинированной соды также является поваренная соль. Основной фактор размещения этого производства — сырьевой. Предприятия находятся у месторождений поваренной соли и известняковых залежей. Экономическая география России: Учебник / Под общ. ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова. — Изд. перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2009, стр. 173−177.

Тема 8. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

1. Отрасли химической переработки древесины

Отрасли промышленности, связанные с заготовкой, механической обработкой и химической переработкой древесного сырья, объединяются в группу с общим названием — лесная промышленность. Механическая обработка включает лесопиление, производство стандартных домов и строительных деталей, фанеры, мебели, спичек и других изделий. Химическая переработка дает древесноволокнистые и древесно-стружечные плиты (ДВП и ДСП), целлюлозу и изделия из нее — оргалит, картон, бумагу и пр. Кроме того, из древесины получают канифоль, живицу, технические спирты, искусственное волокно (ацетат) и другую химическую продукцию. Экономическая география и регионалистика: Учебник / Е. Ю. Алексейчева, Д. А. Еделев, М. Д. Магомедов. — М.: Дашков и К, 2012, стр. 191.

Все большее значение приобретает химическая переработка древесины, отраслью химической обработки древесины является целлюлозно-бумажная промышленность. В качестве исходного сырья для целлюлозно-бумажного производства применяют отходы лесопиления и механической обработки древесины, а также менее качественную древесину мелколиственных пород. Для производства целлюлозы требуется большое количество тепла, электроэнергии и воды. Основные центры: Север — Архангельск, Сыктывкар, Котлас, Кондопога, Сегежа; на Урале — Краснокамск, Соликамск, Красновишерск; в Волго-Вятском районе — Балахна, Волжск, Правдинск. В последние двадцать лет под влиянием сырьевого фактора целлюлозно-бумажная промышленность получила развитие в Сибири (Красноярск, Братск, Усть-Илимск, Асино) и на Дальнем Востоке (Амурск). Развита целлюлозно-бумажная промышленность на Сахалине (Углегорск, Долинск, Макаров).

По масштабам производства и экономическому значению второе место среди отраслей лесохимии принадлежит гидролизной промышленности, основная продукция которой этиловый спирт. Основные центры гидролизного производства: Архангельск, Санкт-Петербург, Саратов, Волгоград, Соликамск, Сокол, Тавда, Красноярск, Зима, Тулун, Братск, Бирюса, Канск, в Хабаровском крае поселок Хорский. Развито гидролизное производство в Татарстане и Башкортостане.

Химико-механическая обработка древесины включает производство фанеры, древесно-стружечных и древесноволокнистых плит. Известные фанерные заводы находятся в Санкт-Петербурге, Усть-Ижерске, Жежарте, Череповце, Костроме, Мурманске, Перми, Тавде, Тобольске, Братске, Томске, Лесосибирске. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие / И. А. Козьева, Э. Н. Кузьбожев. — 2-e изд. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013, стр. 156.

Тема 9. Легкая и пищевая промышленность

1. Продукция отраслей и факторы размещения

Легкая промышленность. Продукция отрасли — товары народного потребления, а также продукция производственного назначения (корд, технические ткани). Основные структурные подразделения — текстильная промышленность, пенько-джутовая, трикотажная, ковроткаческая, швейная, кожевенная, обувная, меховая, а также хлопкоочистительная, льнообрабатывающая, шерстомойная, шелкомотальная. Большинство отраслей легкой промышленности ориентируются в своем размещении на потребительский фактор или (и) сырьевой в сочетании с фактором рабочей силы. Среди них отметим хлопчатобумажную промышленность (крупнейший район — Центральный — выпускает более 80% тканей), шерстяную (Центральный — около 60%, Поволжский — почти 12%), шелковую (Центральный — почти 40%, Уральский — около 20%), трикотажную (Центральный — почти 25%), обувную (Центральный — более 25%). Производство льняных тканей ориентируется на сырьевой фактор (Центральный район — 80%). В целом же на долю Центрального района приходится почти 50% продукции отрасли, далее следуют Северо-Кавказский (10%), Северо-Западный (9%) и Поволжский район (8%).

Пищевая промышленность. В состав пищевой промышленности входит большое количество отраслей. Отрасли с ориентацией на сырьевой фактор — сахарная (Северо-Кавказский район — 42%, Центрально-Черноземный — 34%), маслодельная, молочноконсервная, маслобойножировая (Северо-Кавказский — 52%, а также Центрально-Черноземный — 21%), крахмалопаточная, плодоовощеконсервная, рыбная (Дальневосточный — 58%, Северный — 21%). Отрасли с ориентацией на потребительский фактор — хлебопекаренная, пивоваренная, кондитерская, макаронная, молочная. Наконец, отрасли, одновременно ориентированные на сырьевой и потребительский факторы — мясная (Северо-Кавказский — 18%), мукомольная (Центральный район — 19% муки, Северо-Кавказский — 22% крупы), табачная. Крупнейшими районами страны по производству продукции пищевой промышленности — Центральный (24%), Северо-Кавказский (17%) и Дальневосточный (16%).

Тема 10. Агропромышленный комплекс

1. Значение и структура агропромышленного комплекса. Проблемы и перспективы развития

Агропромышленный комплекс (АПК) — важная составная часть народного хозяйства. Он объединяет все отрасли экономики по производству сельскохозяйственной продукции, ее переработке и доведению до потребителя. Развитие АПК оказывает большое влияние на уровень благосостояния страны, поскольку его продукция составляет около 80% всех товаров народного потребления. В структуре АПК выделяют три производственные и одну обслуживающую сферы.

Первая сфера включает отрасли промышленности, производящие средства производства для сельского хозяйства и отраслей промышленности, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье. К ним относятся: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение по производству оборудования для животноводства, кормопроизводства, пищевой и легкой промышленности, производство мелиоративной техники, минеральных удобрений, сельское производственное строительство, комбикормовая и микробиологическая промышленность, обслуживающие отрасли АПК.

Вторая сфера — сельское хозяйство (земледелие и животноводство), лесное хозяйство и рыбное (речное и прудовое) хозяйство.

Третья сфера — отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье (пищевая, отрасли легкой промышленности, связанные с первичной обработкой льна, хлопка, шерсти и др.).

Четвертая сфера — обслуживающая (производственная и непроизводственная инфраструктура), обеспечивающая заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции АПК. В эту сферу входят также научное обслуживание и подготовка кадров для АПК.

Сбалансированное развитие всех сфер АПК — необходимое условие решения проблем обеспечения страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем. Слабое развитие перерабатывающих отраслей АПК и производственной инфраструктуры комплекса приводит к большим потерям продукции сельского хозяйства, как на стадии уборки урожая, так и на стадии транспортировки и хранения. Потери на этих стадиях составляют около 30% собранного зерна, 40−45% картофеля и овощей. Потребность в оборудовании для отраслей промышленности, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, удовлетворяется лишь на 50−60%, а степень износа оборудования достигает 70−75%.

Развитие сельского хозяйства должно идти по пути его интенсификации. Следует избегать дальнейшего экстенсивного расширения «поля производства» — распашки земель, наращивания поголовья скота. В природных условиях России интенсивные методы земледелия способны поднять урожайность зерновых культур в Нечерноземной зоне до 30−35 ц/га, в черноземных районах — до 40−45 ц/га, т. е. удвоить урожаи зерна, что обеспечит России роль крупного экспортера пшеницы и других культур. По мнению ученых, в нечерноземных и лесных районах более эффективны небольшие кооперативы и фермерство со специализацией на молочной и овощной продукции, а в степной черноземной зоне — крупные зерновые и животноводческие хозяйства. Экономическая география и регионалистика: Учебник / Е. Ю. Алексейчева, Д. А. Еделев, М. Д. Магомедов. — М.: Дашков и К, 2012, стр. 230−245.

Тема 11. Транспортный комплекс

1. География важнейших видов транспорта: железнодорожного, морского, внутреннего речного, автомобильного, воздушного

Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в грузообороте всех видов транспорта и в пассажирообороте. По данным за 2010 г., общая протяженность эксплуатационных железнодорожных путей составляет 124 тыс. км, в том числе 86 тыс. км — общего пользования, 38 тыс. км — необщего пользования (в местах разработки полезных ископаемых и на территориях предприятий). Россия занимает 1-е место в мире по протяженности электрифицированных железных дорог и 2-е место по общей протяженности железных дорог. В европейской части страны железнодорожная сеть имеет относительно высокую плотность и радиальный вид, железные дороги сходятся к Москве. В азиатской части железнодорожная сеть имеет небольшую плотность и широтное простирание. Важнейшая железнодорожная сеть — Транссибирская магистраль.

Морской транспорт играет важную роль во внешнеэкономических связях страны. В 2013 г. объем перевалки грузов через порты в РФ увеличился на 9%. Открыта линии трансатлантических морских грузоперевозок по маршруту Гуаякиль (Эквадор) — Панамский канал — Роттердам — Бремерхафен — Санкт-Петербург. Это первый прямой трансокеанский маршрут грузовых перевозок между Россией и Латинской Америкой. Общая перевалка грузов в российских морских портах в 2012 г. составила около 451 млн. тонн, основную долю грузов составили нефть и нефтепродукты. На 2013 г. зарегистрировано около 173 тыс. грузовых морских судов и около 6 тыс. грузопассажирских и пассажирских.

Речной транспорт имеет небольшой удельный вес в грузообороте и пассажирообороте России. Протяженность внутренних водных судоходных путей составляет 200 тыс. км, в которые входят канал им. Москвы, Беломорско-Балтийский канал, Волго-Донской канал, Волго-Балтийский водный путь. На 2013 г. зарегистрировано около 6,5 тыс. речных грузовых и 600 речных пассажирских и грузопассажирских судов.

Автомобильный транспорт в основном используется для перевозки небольших потоков грузов на относительно короткие расстояния. По данным за 2013 г., общая длина автомобильных дорог в России превышает 1 млн. км, из них 786 тыс. км с твердым покрытием. По протяженности автомобильных дорог в мире Россия занимает 10-е место. Плотность автодорожной сети составляет 59 км на 1000 км2. В России происходит активный рост автомобилизации населения. Важнейшая автомобильная трасса — широтная цепь автодорог «Беларусь» (М1) — «Урал» (М5) — «Байкал» (М53) — «Амур» (М58) — «Уссури» (М60). Основной проект — скоростная автомагистраль Москва-Санкт-Петербург.

Воздушный транспорт занимает третье место по объему грузопассажирских перевозок. В государственном реестре аэропортов России на 2013 г. насчитывалось 232 аэропорта, из них71 международный аэропорт. В России, по данным на 2013 г., действуют 46 авиакомпаний различных форм собственности, из них 11 компаний являются крупными, с объемом перевозок более 1 млн. пассажиров в год. Региональная экономика: Учебное пособие / А. Л. Полтарыхин, И. Н. Сычева. — М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014, стр. 191−198.

Тема 12. Центральный экономический район

1. Размещение населения

Занимая незначительную часть территории России, Центральный экономический район (ЦЭР) выделяется особенно большой численностью населения. Численность населения ЦЭР 30,5 млн. человек. Небольшой естественный прирост дополняется притоком рабочей силы и квалифицированных кадров из других районов страны и из-за рубежа, особенно из ближнего зарубежья.

ЦЭР является основным районом расселения русского этноса. Он выделяется самой высокой концентрацией и плотностью населения. На долю района приходится 20,1% жителей России при удельном весе его территории всего около 3%. Плотность населения — 62,1 человек/км2, или в 7,2 раза больше среднероссийской. Густо заселены Московская, Ивановская и Тульская области, а в Тверской, Костромской и части Ярославской — Заволжье плотность населения гораздо меньше.

ЦЭР наиболее урбанизирован. Удельный вес городского населения — 83%. Выше этого показатель в Тульской, Ярославской, Московской областях. В 248 городах (23% городов страны) и 400 поселках городского типа проживает свыше 25 млн. горожан. Около ¾ городского населения сосредоточено в 31 крупном городе с населением более 100 тыс. человек. В столичном регионе сложилась крупнейшая в России городская агломерация, обладающая развитой транспортной инфраструктурой, большим социально-экономическим потенциалом, что делает ее все более привлекательной для инвестиционной деятельности.

Центральный экономический район всегда выделялся высоким уровнем образования населения, квалифицированными трудовыми ресурсами, культурой труда промышленных рабочих и строителей, научно-технических и гуманитарных специалистов. Региональная экономика: Учебное пособие / А. Л. Полтарыхин, И. Н. Сычева. — М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014, стр. 234.

Тема 14. Северо-Западный экономический район

1. Машиностроение и лесная промышленность — отрасли специализации промышленности, их сырьевая база, основные виды продукции, факторы размещения и главные промышленные узлы

Многоотраслевой комплекс экономического района обеспечивает производство важнейших видов продукции для народного хозяйства всей страны.

В структуре промышленности выделяются комплексы: машиностроительный, химико-лесной, индустриально-строительный, комплекс отраслей легкой промышленности. Развиты также металлургический и топливно-энергетический комплексы.

В структуре экономики Северо-Западного района ведущее место занимают отрасли рыночной специализации машиностроительного комплекса. В составе машиностроительного комплекса района приоритет принадлежит судостроению, электротехническому, энергетическому, тракторному и сельскохозяйственному машиностроению, приборостроению, станкостроению и электронной промышленности. Основная часть машиностроительных предприятий сосредоточена в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Крупнейшими машиностроительными предприятиями являются Кировский завод, выпускающий мощные тракторы, завод «Электросила», производящий генераторы для тепловых и гидравлических электростанций, Ижорский завод (Колпино), Невский металлургический завод, крупнейшие предприятия тяжелого и прежде всего энергетического машиностроения. Адмиралтейский в Санкт-Петербурге и Выборгский заводы производят уникальные суда, танкеры, сухогрузы, рыболовные и научно-исследовательские суда.

Развит в районе лесной комплекс, включающий лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность. Потребность комплекса в древесине покрывается как местными лесозаготовками, так и в значительной степени сырьем соседней Карелии и других районов Севера. Крупнейшими комбинатами целлюлозно-бумажной промышленности являются Светогорский, Приозерский, Советский комбинат на Карельском перешейке. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие / И. А. Козьева, Э. Н. Кузьбожев. — 2-e изд. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013, стр. 231−232.

Почти во всех областях района производят фанеру, пиломатериалы, древесно-стружечные и древесноволокнистые плиты, бумагу, картон, мебель и другие виды продукции. Их производство особенно развито в Ленинградской области и Санкт-Петербурге. Целлюлозно-бумажная промышленность развита в Ленинградской области (г. Светогорск и г. Сясьск). В Санкт-Петербурге и Ленинградской области развито производство клееной фанеры, мебели. Фанера производится также в Новгородской области. Основным направлением развития лесного комплекса являются глубокая переработка древесины, повышение качества ее продукции, восстановление лесных массивов. Региональная экономика: Учебное пособие / А. Л. Полтарыхин, И. Н. Сычева. — М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014, стр. 226.

Тема 15. Северный экономический район

1. Размещение и экономическая оценка минерально-сырьевых ресурсов

Минерально-сырьевая база региона характеризуется высокой степенью геолого-географической изученности территории, компактным размещением важнейших видов минерального сырья, дающим возможность многоотраслевой специализации, долговременной обеспеченностью разведанными запасами действующих и проектируемых предприятий.

Фосфатное сырье представлено уникальными по масштабу и качеству комплексными апатитонефелиновыми рудами Хибинского месторождения (содержат более 40% апатита и около 40% нефелина) и апатитомагнетитовыми рудами Ковдорского месторождения. Общие запасы апатитосодержащих руд превышают 10 млрд. т.

Неметаллорудное сырье представлено крупными запасами высококачественной слюды (мусковит, вермикулит, флогопит), полевого шпата, высокоуглеродных шунгитов.

Северный экономический район обеспечен всеми видами минеральных строительных материалов. Во всех областях разведаны месторождения известняков, доломитов, кирпично-черепичных и керамзитовых глин, валунно-гранитнопесчаных материалов и песков, облицовочных и строительных камней и других строительных материалов.

На территории Архангельской области (в 90 км севернее г. Архангельска) разведаны и подготовлены для открытой разработки до глубины 460 метров крупные месторождения алмазов. Выявленные месторождения включают 5 алмазных кимберлитовых трубок. Кимберлитовые породы месторождений отличаются низким и средним уровнем алмазоносности, наличием крупных алмазов. Однако месторождения характеризуются сложными гидрогеологическими условиями добычи. Региональная экономика: Учебное пособие / А. Л. Полтарыхин, И. Н. Сычева. — М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014, стр. 206−207.

Тема 16. Волго-Вятский экономический район

1. Национальный состав населения. Проблема использования трудовых ресурсов

Численность населения региона составляет 7,5 млн. человек, или 5,7% численности населения РФ. Средняя плотность населения 32,0 человек/км2 более чем в 4 раза превышает среднюю заселенность территории России. Территория заселена неравномерно. Индустриализация региона и высокий отток населения из сельской местности способствовали урбанизации населения; 70,1% населения региона проживает в городах. Наиболее высокий уровень городского населения в Нижегородской (77,9%) и Кировской (70,4%) областях.

Основная часть городского населения проживает в 8 городах региона. Крупнейшую городскую агломерацию страны представляет Нижегородская, включающая Нижний Новгород и города-спутники, примыкающие к нему, — Дзержинск, Бор, Кстово и др., а также тяготеющие к нему поселки городского типа. Такие показатели демографической ситуации, как половозрастной состав, брачность, рождаемость, смертность, естественный прирост, свидетельствуют об отрицательных тенденциях в развитии демографических процессов. Население региона многонационально. Большую его часть ґпредставляют русские, из других национальностей преобладают чуваши, мордва, марийцы и татары.

К числу важнейших предпосылок развития и размещения производительных сил относится обеспеченность региона трудовыми ресурсами. В течение длительного времени регион относился к районам, имеющим избыток трудовых ресурсов, и служил источником пополнения трудовыми ресурсами других регионов страны. Однако в настоящее время следует пересмотреть отнесение ВВЭР к трудоизбыточным. Трудоспособное население составляет 4,7 млн. человек, из них в общественном производстве заняты 86,1%, в том числе в материальном производстве 65,7%, в непроизводственной сфере 20,4%.

Удобное географическое положение, устойчивые транспортные связи, наличие строительных площадок, пригодных для размещения новых промышленных объектов, присутствие высококвалифицированных кадров создают предпосылки для наращивания экономического потенциала региона. Однако слабые минерально-сырьевая и топливная базы сдерживают развитие и размещение материалоемких, топливоемких и энергоемких производств. Региональная экономика: Учебное пособие / А. Л. Полтарыхин, И. Н. Сычева. — М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014, стр. 260−261.

Выравнивание уровней экономического и социального развития национальных образований Нижегородской и Кировской областей является одной из важнейших задач региональной политики. Стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств позволит усилить внешние и внутренние экономические связи Волго-Вятского региона. Экономический район располагает большими возможностями для создания технополисов как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие / И. А. Козьева, Э. Н. Кузьбожев. — 2-e изд. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013, стр. 269.

Тема 17. Центрально-Черноземный экономический район

1. Перспективы развития Центрально-Черноземного района в условиях дефицита топливно-энергетических, сырьевых, водных и земельных ресурсов

Наиболее актуальными экономическими проблемами района являются сохранение уникального земельного фонда, решение задач рационального использования водных ресурсов, создание на современной технологической базе высокоэффективных производств с комплексной и глубокой переработкой минерального и сельскохозяйственного сырья. Так, горнодобывающая отрасль должна приступить к реальной крупномасштабной рекультивации земельных угодий, пострадавших при открытом способе добычи. Одновременно должно быть до предела ограничено изъятие из хозяйственного оборота для нужд промышленности угодий, пригодных для сельскохозяйственного производства. В этой же отрасли должны эффективно решаться задачи повышения комплексности использования минерального сырья и утилизации отходов.

Исключительно важными для района являются мероприятия по сохранению водных ресурсов от нерационального использования и от загрязнения промышленными, бытовыми и сельскохозяйственными стоками. Особое внимание при этом следует уделять внедрению водосберегающих технологий, оборотного водоснабжения, созданию технологических водопроводных сетей, снижению потерь в системах водоснабжения, охране малых рек.

В решении экологических проблем большое значение имеет концентрация промышленности в крупных городах, более полная реализация экономического и социального потенциала малых городов и населенных пунктов.

В перспективе ведущими отраслями промышленного сектора экономики будут машиностроение, ядерная энергетика, электрометаллургия. В машиностроении приоритет в большей мере следует отдавать наукоемким отраслям — приборостроению, электронике, атомному машиностроению.

Хорошие перспективы имеет энергометаллургия района. Оскольский энергометаллургический комбинат строился при техническом содействии фирм Германии как один из крупнейших в России производителей высококачественного металла, спрос на который, как показывают тенденции мирового рынка, будет возрастать. Промышленный потенциал региона должен в большей степени реализовываться в процессе материально-технического оснащения как крупных общественных, так и фермерских хозяйств. Экономическая география России: Учебник / Под общ. ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова. — Изд. перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2009, стр. 370−371.

Тема 18. Северо-Кавказский экономический район

1. Агроклиматические ресурсы. Почвенно-растительные ресурсы, их антропогенные изменения. Рекреационные ресурсы и проблемы их оптимального использования

Северо-Кавказский экономический район расположен между тремя морями (Черным, Азовским, Каспийским), Главным Кавказским хребтом, Кумо-Манычской впадиной и южной оконечностью Русской (Восточноевропейской) равнины.

Почвы Северного Кавказа относятся к высокоплодородным почвам: черноземы занимают почти 47% всей территории района, 18% приходится на каштановые и 6% - на аллювиальные почвы. Эти типы почв занимают большую часть степных и предгорных районов и благоприятны для выращивания самых разнообразных сельскохозяйственных культур.

Топливно-энергетические ресурсы представлены каменным углем, а также нефтью и природным газом, их запасы за последние годы резко сократились. Наиболее известные месторождения газа — Северо-Ставропольское месторождение, Майкопское, Дагестанские огни. Запасы нефти сосредоточены преимущественно в Краснодарском крае, Чечне, Ингушетии и Дагестане. Залегает нефть на больших глубинах (иногда глубже 6 тыс. м), что очень затрудняет добычу. Почти все угольные ресурсы находятся в Ростовской области, на территорию которой заходит восточное крыло Донбасса.

Северный Кавказ располагает значительными ресурсами руд цветных и редких металлов. Нерудные полезные ископаемые представлены горно-химическим сырьем (значительны запасы барита, каменной соли, серы) и сырьем для производства строительных материалов (цементные мергели, высококачественный мрамор в районе Теберды, кварцевые песчаники, глины для производства кирпича и керамики, мел, граниты и др.).

Северный Кавказ относится к числу самых малообеспеченных лесными ресурсами районов Российской Федерации.

Уникальны рекреационные ресурсы района. Мягкий климат, обилие минеральных источников и лечебных грязей, теплые морские воды создают богатейшие возможности для лечения и отдыха. Горные районы Северного Кавказа с их неповторимыми ландшафтами имеют все необходимые условия для развития альпинизма и туризма, организации здесь горнолыжных баз международного значения. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие / И. А. Козьева, Э. Н. Кузьбожев. — 2-e изд. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013, стр. 255−256.

Тема 19. Поволжский экономический район

1. Основные виды транспорта и главные грузопотоки. Значение морского транспорта. Экономические связи района

В Поволжье развиты все виды современного транспорта, по показателям транспортной обеспеченности оно превосходит многие районы Российской Федерации. Важнейшим является железнодорожный транспорт. Ему принадлежит первое место в структуре грузооборота и перевозках грузов. Протяженность железных дорог составляет около 9 тыс. км. Поволжье пересекают широтные железнодорожные магистрали: Москва — Казань — Свердловск; Москва — Сызрань — Самара — Кинель — Челябинск. У Саратова Волгу пересекает дорога Ртищево — Саратов — Уральск, которая связывает Нижнее Поволжье с Донбассом на Украине, Центром Российской Федерации, Уралом и Казахстаном. Большое значение имеет дорога Инза — Ульяновск — Мелекесс — Уфа. Волгоград соединен железнодорожными магистралями с Тихорецкой, Лихой и Грязями. В годы Великой Отечественной войны была построена и функционирует меридиональная дорога Свияжск — Ульяновск — Сызрань — Петров Вал — Иловля. Эта дорога имеет выход на Казань и Волгоград. Она проходит параллельно Волге, принимая на себя частично ее грузы в период прекращения навигации.

Большую роль в грузоперевозках Поволжья играет речной транспорт. В пределах района по глубоководной Волжской магистрали осуществляются перевозки нефти, зерна, леса, соли, каменного угля, рыбы, цемента и т. д. Волга связывает Поволжье с районами Центра, Урала, а через Волго-Донской канал — с Кавказом, Азовским и Черным морями. Волго-Балтийский водный путь связал Поволжье с Северо-Западом. В ряде мест Волга пересекается железными дорогами, что способствует развитию смешанных железнодорожно-речных перевозок.

Важную роль в перевозках играет река Кама. Крупнейшими портами на Волге и Каме являются: Астраханский (в устье Волги начал действовать морской порт в пос. Оля), Волгоградский, Самарский, Казанский и др.

Хорошо развит в районе трубопроводный транспорт. С его помощью перемещаются миллионы тонн нефти, миллиарды кубометров газа и продукты их переработки. В Поволжье переплетаются крупнейшие нефтепроводы, идущие из Западной Сибири, с теми, которые проложены из Поволжья в европейскую часть Российской Федерации и в Западную Европу. Таким образом, Поволжье является мощным нефтераспределительным узлом межрайонных и экспортных поставок.

В Поволжье хорошо развит автомобильный и авиационный транспорт. Автомобильный транспорт играет большую роль во внутрирайонных связях. В районе около 24 тыс. км автодорог с твердым покрытием. Авиационный транспорт осуществляет внутрирайонные перевозки, межрайонные и зарубежные пассажироперевозки.

Поволжский район осуществляет теснейшие экономические связи с Уралом (по металлу, лесу и др.), с Центральным, Волго-Вятским районами (по поставкам нефти, продуктов и полупродуктов нефтехимической промышленности, сельского хозяйства и др.). Для Поволжья в целом характерно преобладание вывоза грузов над ввозом (в стоимостном выражении). Экономическая география России: Учебник / Под общ. ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова. — Изд. перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2009, стр. 413−416.

Тема 20. Уральский экономический район (УЭР)

1. Национальный состав населения. Трудовые ресурсы

Урал — многонациональный район Российской Федерации. Русские составляют самую многочисленную группу населения и проживают во всех областях. Татары — вторая по численности группа. На северо-западе проживают коми, коми-пермяки, удмурты, на юго-западе — башкиры. В составе Уральского экономического района Республика Башкортостан, Республика Удмуртия, а также Коми-Пермяцкий автономный округ в Пермской области.

Численность населения на 1 января 2013 г. составляет 20,5 млн. человек. В настоящее время в УЭР насчитывается 140 городов, где проживает около 75% населения. Это один из самых высоких показателей по стране. Четыре города — Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь имеют население свыше 1 млн. человек. Вокруг этих городов сформировались крупнейшие городские агломерации, сосредоточивающие 34% населения Урала и занимающие около 10% его территории. Наиболее урбанизованными являются Свердловская и Челябинская области, где в городах и поселках городского типа проживают соответственно 87 и 83% населения. Плотность населения высока — 24,8 человек/км2, при этом наиболее густо заселены Челябинская область и Удмуртия.

В районе происходит естественная убыль населения. В целом по УЭР рост численности населения нестабилен и обусловлен в основном миграционными процессами. Высок уровень смертности, особенно в трудоспособном возрасте. Наиболее значительно сокращение продолжительности жизни в Удмуртии. В промышленных регионах продолжительность жизни меньше, чем в регионах с более высокой долей сельского населения.

Урал располагает квалифицированными трудовыми ресурсами, особенно в отраслях тяжелой промышленности. Трудовые ресурсы УЭР отличаются высокой общеобразовательной и профессиональной подготовкой. В этом одна из причин более высокой производительности труда по сравнению со средней по стране. В районе преобладает занятое в промышленности население. Региональная экономика: Учебное пособие / А. Л. Полтарыхин, И. Н. Сычева. — М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014, стр. 294−295.

Тема 21. Западно-Сибирский экономический район

1. Демографическая ситуация в районе. Национальный состав населения, проблемы народов Севера. Трудовые ресурсы, проблемы их рационального использования

Население — главная производительная сила Западно-Сибирского экономического района. Наиболее плотно заселена сравнительно неширокая полоса вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали (20 чел./км2) и Кемеровская область — более 33 чел./км2. На севере района плотность населения снижается: в Томской области до 3 чел./ км2, в Тюменской области до 2,5 чел./ км2. В районе выделяются два крупнейших города, в которых численность населения превышает миллион человек — Новосибирск и Омск. В наиболее урбанизированной Кемеровской области (26% городского населения района) города сосредоточены главным образом вдоль железной дороги от Юрги до Таштагола. В связи с освоением нефтегазовых ресурсов городское население Тюменской области увеличилось. Крупными промышленными узлами стали Сургут и Нижневартовск. Растут и развиваются такие новые города, как Новый Уренгой, Надым, Нефтеюганск, Ноябрьск и др. Для развития нефтегазового комплекса привлекалась рабочая сила из других регионов страны, особенно из Татарии, Башкирии и Азербайджана (около 1 млн. чел.).

Почти 91% населения района составляют русские. Из других национальностей здесь проживают украинцы (5%), алтайцы, ненцы, ханты, манси и др.

В народном хозяйстве района занято почти 8,2 млн. чел. (85% трудоспособного населения), в материальном производстве — 5,6 млн. чел. (70%), в непроизводственной сфере — 2,4 млн. чел. (30%). В 1995 г. в промышленности Западной Сибири было занято 33% рабочих и служащих, в сельском хозяйстве — 12%, на транспорте и связи — 10%, в строительстве — 15%. В связи с переходом к рыночным отношениям в районе появилась безработица. По официальным данным, численность безработных в 1995 г. составила 320 тыс. чел. (4% от общей численности занятых в народном хозяйстве района), но если учесть, что на многих предприятиях рабочие заняты неполную неделю и вынужденно берут отпуска за свой счет на 3−4 месяца в году, то, по предварительным оценкам, численность безработных составляет 440 тыс. чел. (5,5%).

В Западной Сибири высокая текучесть рабочей силы. Она выше, чем в среднем по стране, в 1,25 раза. Основные причины текучести кадров — недостаточное развитие социальной инфраструктуры и сравнительно низкая заработная плата в отраслях непроизводственной сферы, не позволяющая покрывать дополнительные расходы на жизнедеятельность людей, связанные с суровыми климатическими условиями.

Тема 22. Восточно-Сибирский экономический район

1. География и экономическая оценка важнейших минерально-сырьевых ресурсов - металлических и неметаллических. Водные ресурсы, проблема озера Байкал, оптимизация гидротехнического строительства

В межрайонном разделении труда Восточная Сибирь выделяется производством электроэнергии и угля, цветной металлургией и лесной промышленностью. Экономико-географическое положение региона на севере Азии, удаленность от тепловых океанов и связанная с этим суровость климата затрудняют хозяйственное освоение территории. Кроме того, Восточная Сибирь значительно удалена от наиболее развитых в экономическом отношении центральных районов страны.

Особенности геологической структуры (сочетание старых и более молодых образований) явились причиной разнообразия полезных ископаемых. Геологические запасы углей достигают 3,7 трлн. тонн, или свыше 2/5 общероссийских. Наиболее изученными и освоенными являются Канско-Ачинский, Минусинский и Иркутский угольные бассейны, менее изучены Таймырский, Тунгусский и Углехемский бассейны.

Нефть была обнаружена в 1960;х гг. недалеко от Усть-Кута в районе села Марково. В последующие годы ресурсы нефти и природного газа были открыты не только на севере Иркутской области, но и в Эвенкии, Нижнеангарском районе Красноярского края, однако промышленная добыча их пока не ведется. Крупнейшее месторождение нефти открыто в районе среднего течения Подкаменной Тунгуски. Имеются незначительные запасы горючих сланцев.

Восточная Сибирь обладает гидроэнергетическими ресурсами. Особенно большими запасами энергии располагают Енисей и Ангара. Влияние Байкала — самого глубокого пресноводного озера мира — обеспечивает зарегулированность стока Ангары (в верхнем течении). На Ангаре, начиная от Байкала и кончая впадением в Енисей, т. е. на протяжении 1826 км, падение реки составляет около 380 м. Поэтому скорость течения воды так велика, что река не замерзает во многих местах даже в самые сильные морозы. К тому же, если в верхнем течении ширина Ангары достигает двух километров, то в среднем, особенно в Падунском сужении, она уменьшается вдвое, и сила падения воды столь велика, что условия сооружения ГЭС просто уникальны (именно поэтому была построена Братская ГЭС).

Большую ценность, особенно в сочетании с дешевым топливом и энергией, представляют сырьевые ресурсы легких цветных металлов (для энергоемких производств): нефелины, титаномагнетитовые руды. Восточная Сибирь сосредоточивает значительную часть общих разведанных запасов тяжелых металлов: олова, меди, никеля, свинца, цинка, молибдена, кобальта и др.

Огромные пространства покрыты лесом (лиственница, сосна, кедр, ель, пихта), общие запасы которого достигают 28 млрд. м3. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие / И. А. Козьева, Э. Н. Кузьбожев. — 2-e изд. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013, стр. 294−295.

Тема 23. Дальневосточный экономический район

1. Проблемы развития гидроэнергетического строительства. Рациональное использование ресурсов морей и океанов. Перспективы развития района с учетом его положения в азиатско-тихоокеанском регионе

Отсутствие четкой государственной стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона создает опасность превращения этой территории только в источник энергоносителей и сырья для стран Азиатско-Тихоокеанского региона, не будет реализован интегрирующий потенциал России в системе экономических и пространственных связей Азии и Европы.

Реальное противодействие потенциальной угрозе безопасности страны на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе может оказать лишь особая стратегия комплексного социально-экономического развития этой территории, ориентированная на ускоренный рост (на инновационной основе) экономического потенциала этой части страны, на реализацию интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. А также закрепление населения путем формирования комфортной среды обитания и оптимизацию системы расселения.

Глобальный экономический контекст экономического и геополитического прорыва России в Азиатско-Тихоокеанском регионе предполагает в долгосрочной перспективе особые характеристики развития Дальнего Востока. Основными проблемами развития округа являются эколого-экономические проблемы развития цветной металлургии как основной отрасли специализации и занятости трудоспособного населения.

Стратегической целью развития Дальнего Востока является реализация геополитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке за счет формирования развитой экономики и комфортной среды обитания человека в субъектах РФ, расположенных на этой территории, а также достижения среднероссийского уровня социально-экономического развития.

Для достижения этой цели необходимо обеспечить сопоставимое или опережающее по сравнению со среднероссийскими темпами социально-экономическое развитие субъектов РФ, расположенных на территории Дальнего Востока, и решить ряд задач, первоочередными из которых являются:

· создание условий для развития перспективной экономической специализации субъектов РФ, расположенных на территории Дальнего Востока, на основе природно-ресурсного, индустриального, кадрового и научного потенциала;

· формирование устойчивой системы расселения, опирающейся на региональные зоны опережающего экономического роста с комфортной средой обитания человека;

· снижение барьеров для экономической и социальной интеграции с остальными регионами России и повышение конкурентоспособности продукции, товаров и услуг в соответствии с экономической специализацией путем формирования нормативной правовой базы, определяющей особые условия ценовой, тарифной, таможенной, налоговой и бюджетной политики;

· формирование численности населения и трудовых ресурсов в объемах, необходимых для решения экономических задач, стоящих перед регионом, повышение качества человеческого капитала;

· сохранение и поддержка традиционного образа жизни коренных малочисленных народов РФ.

Перспективы развития связаны также с формированием особой экономической зоны в Магаданской области. Основными задачами развития экономики и социальной сферы являются укрепление энергетической базы района, строительство газопроводов, создание рыночной инфраструктуры.

Список использованной литературы

1. Региональная экономика: Учебное пособие / А. Л. Полтарыхин, И. Н. Сычева. — М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014.

2. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие / И. А. Козьева, Э. Н. Кузьбожев. — 2-e изд. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.

3. Экономическая география и регионалистика: Учебник / Е. Ю. Алексейчева, Д. А. Еделев, М. Д. Магомедов. — М.: Дашков и К, 2012.

4. Экономическая география России: Учебное пособие / Л. Е. Басовский, И. В. Фомичева. — М.: РИОР, 2012.

5. Экономическая география России: Учебник / Под общ. ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова. — Изд. перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2009.

6. Мировое комплексное регионоведение: Учебник / А. Д. Воскресенский, Е. В. Колдунова, А. А. Киреева; Под ред. А. Д. Воскресенского. — М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2014.

7. Региональная экономика: Учебное пособие / Г. П. Ермошина; Под ред. В. Я. Позднякова. — М.: ИНФРА-М, 2011.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой