Разработка автоматизированной информационной системы управления услугами оператора телефонной связи
При конструировании оборудования и организации рабочего места пользователя ПК следует обеспечить соответствие конструкции всех элементов рабочего места и их взаимного расположения эргономическим требованиям с учетом характера выполняемой пользователем деятельности, комплексности технических средств, форм организации труда и основного рабочего положения пользователя. Конструкция рабочего стола… Читать ещё >
Разработка автоматизированной информационной системы управления услугами оператора телефонной связи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Оглавление магазин оператор база интерфейс Введение
1. Анализ предметной области
1.1 Описание салона-магазина по предоставлению услуг оператора мобильной связи
1.2 Технические средства
1.3 Описание учета реализации товара и услуг оператора сотовой связи
1.3.1 Описание бизнес-процессов
1.3.2 Анализ данных
1.3.3 Исследование информационных потоков
1.4 Обзор существующих аналогов
1.4.1 АИС «Мобильные операторы»
1.4.2 АИС «МТС Сервис 1.15.45»
1.4.3 АИС «ЕТК: Личный кабинет 1.3»
1.5 Обоснование разработки автоматизированной информационной системы «Оператор»
Заключение
по главе
2. Обзор средств разработки
2.1 Выбор СУБД
2.1.1 СУБД Oracle Database
2.1.2 СУБД MS SQL Server-2008
2.1.3 СУБД Firebird 2.1
2.2 Выбор среды разработки базы данных
2.2.1 IBExpert 2009
2.2.2 Microsoft Access
2.3 Выбор Среды разработки ПО
2.3.1 Delphi 2010
2.3.2 Eclipse
2.3.3 Microsoft Visual Studio
Заключение
по главе
3. Проектирование реляционной базы данных
3.1 Разработка структуры таблиц
3.2 Нормализация таблиц
3.3 Проектирование ограничений целостности
3.4 Разработка операций выборки данных
3.5 Выдача прав доступа
Заключение
по главе
4. Проектирование клиентского приложения «Оператор»
4.1 Описание модулей программы
4.2 Пакет поставки и системные требования
4.3 Описание пользовательского интерфейса
4.3.1 Авторизация
4.3.2 Главное окно программы
4.3.3 Главное меню
4.3.4 «Отчетность»
Заключение
по главе
5. Обеспечение безопасности жизнедеятельности работы в салоне-магазине оператора сотовой связи
5.1 Организация автоматизированного рабочего места для сотрудников салона-магазина
5.2 Опасные и вредные производственные факторы, сопровождающие деятельность пользователей ПК в салоне-магазине
5.3 Способы защиты персонала салона-магазина от производственных вредностей
5.4 Автотехнический расчет освещения в салоне-магазине, предоставляющего услуги оператора сотовой связи
Заключение
по главе
Заключение
Список используемых источников
Современный мир информационных технологий трудно представить себе без использования баз данных.
Практически все системы в той или иной степени связаны с функциями долговременного хранения и обработки информации.
Фактически информация становиться фактором, определяющим эффективность любой сферы деятельности.
Увеличились информационные потоки и повысились требования к скорости обработки данных, и теперь уже большинство операций не может быть выполнено вручную, они требуют применения наиболее перспективных компьютерных технологий.
Любые административные решения требуют четкой и точной оценки текущей ситуации и возможных перспектив ее изменения.
Базы данных отражают определенную часть реального мира. Эта информация должна по возможности фиксироваться в базе данных однократно, и все пользователи, которым эта информация нужна, должны иметь возможность работать с ней
Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка автоматизированной информационной системы управления услугами оператора телефонной связи.
Автоматизация салона-магазина, по предоставлению услуг оператора телефонной связи позволит работникам избавиться от многих рутинных процессов, что обеспечит наиболее быстрое, полное и качественное обслуживание абонентов.
Основные задачи:
— Проведение анализа деятельности салона-магазина по предоставлению услуг оператора телефонной связи.
— Разработка информационной базы данных.
— Разработка программы.
— Проведение анализа по обеспечению безопасности жизнедеятельности салона-магазина по оказанию услуг оператора сотовой связи.
1. Анализ предметной области
1.1 Описание салона-магазина по предоставлению услуг оператора мобильной связи
Основным видом деятельности салона-магазина является предоставление услуг мобильной связи
Это юридическое лицо, имеет зарегистрированный товарный знак, фирменный знак, расчетный и иные счета в рублях в учреждениях банков.
Салон-магазин имеет в своем составе администрацию, бухгалтерию, отдел кадров, отдел менеджмента. Общее руководство предприятием осуществляет Генеральный директор. В его подчинении находятся заместитель директора по экономике и финансам. Непосредственное управление осуществляет Генеральный директор.
Основными подразделениями, обеспечивающими деятельность салона-магазина, являются:
1. бухгалтерия — расчет и выдача зарплаты, налоговая отчетность;
2. отдел менеджмента — оформление клиентов и подключений, составление отчетности;
1.2 Технические средства
В салонах-магазинах, предоставляющих телефонные услуги, используются информационные технологии, которые автоматизируют административную и коммерческую деятельность. Салоны располагают современной материальной базой, включающей вычислительную технику и периферию, а так же там развернута локальная вычислительная сеть (ЛВС), которая позволяет осуществлять централизованное хранение и обработку информации. Сеть охватывает все отделы.
На предприятии используются следующие программно-аппаратные средства.
Программные средства:
Ш Windows 7 — операционная система семейства Windows NT корпорации Microsoft.
Ш Windows Server 2008 — операционная система семейства Windows NT от компании Microsoft, которая предназначенная для работы на серверах.
Ш 1С: Предприятие 8.3.
Ш Антивирус Касперского 2012 — программа обеспечивает антивирусную защиту, защиту от спама и хакерских атак.
Аппаратные средства:
В подразделениях предприятия установлены компьютеры со следующей конфигурацией:
Ш Процессор INTEL Core i3 3240 LGA 1155 OEM
Ш Модуль памяти HYNIX DDR3- 2Гб 1333 DIMM OEM
Ш Жесткий диск WD Caviar Blue WD5000AAKX 500Гб HDD SATA III
Все компьютеры объединены в единую локальную вычислительную сеть и имеют доступ в Интернет.
Информационные системы и прикладные программные комплексы:
Ш 1С: Бухгалтерия 8.3 — автоматизированная информационная система, созданная для автоматизации бухгалтерского и налогового учета, включая подготовку обязательной (регламентированной) отчетности.
Ш 1С: Предприятие 8.3 — представляет собой совокупность программных модулей, предназначенных для разработки и использования решений (конфигураций) по ведению учета и автоматизации хозяйственной деятельности предприятий, и конфигурации или совокупности конфигураций.
Ш MS OFICCE 2010 — комплекс программ для подготовки документации.
1.3 Описание учета реализации товара и услуг оператора сотовой связи
Отдел менеджмента выполняет следующие функции:
— подключение клиента
— организация принятия заказа на подключение услуг оператора сотовой связи от клиента;
— прием платежей от клиентов;
— отслеживание состояния подключений;
— составление отчета о подключениях и оплатах;
Директор салона — осуществляет руководство по развитию и функционированию, проводит внутренние проверки, анализирует их результаты, контролирует выполнение корректирующих мероприятий.
Менеджер по продажам — осуществляет реализацию подключение услуг.
1.3.1 Описание бизнес-процессов
Для реализации услуг оператора сотовой связи необходимы следующие бизнес-процессы:
1. Подключение нового абонента — сначала регистрируется новый абонент, затем данные о нем заносятся в базу данных, клиент выбирает тарифный план, затем заключается договор о новом подключении, принимается оплата и клиенту выдается квитанция об оплате;
2. Подключение выбранной услуги — после выбора услуги, оформляется договор, принимается оплата и выдается квитанция об оплате
3. Регистрация оплаты — после внесения средств на лицевой счет абонента выдается квитанция об оплате;
4. Формирование отчетных документов:
Ш Формирование отчета «Прайс-лист» — формирование сведений о ценах на действующие тарифы и услуги;
Ш Формирование отчета «Анализ продаж» — формирование списка клиентов-должников, сумма долга которых превышает указанную величину;
Ш Формирование отчета «Состояние оплаты» — формирование сведений о платежах по каждому клиенту.
Бизнес-правила — набор условий, которые управляют деловым событием, чтобы оно происходило так, как нужно для предприятия или клиента.
Рассмотрим Бизнес — правила, которые необходимые для реализации услуг:
1. При заказе услуги должна быть внесена оплата, установленная салоном-магазином.
2.
Заключение
договора на подключение нового клиента происходит после полной оплаты стоимости выбранного тарифа и после предоставления клиентом документа, удостоверяющего личность.
3. Доя занесения средств на счет абонента необходимо, что бы была внесена оплата, и абонент был зарегистрирован в базе данных салона-магазина.
1.3.2 Анализ данных
Необходимо определить данные, которые будут использоваться в проектируемой базе данных. Эти сведения можно разделить на следующие типы:
- сведения о договоре;
— сведения об абонентах;
— сведения о тарифах и услугах;
— сведения об оплатах;
— сведения продаже.
Сведения о договоре включают: код абонента, номер лицевого счета абонента, номер договора, абонентский номер, название тарифа, либо услуги, стоимость тарифа, либо услуги, дату заключения и сумму оплаты.
Сведения об абонентах включают: ФИО абонента, паспортные данные, адрес и дату рождения.
Сведения о тарифах и о услугах включают: название тарифа либо услуги, стоимость.
Сведения об оплате включают: ФИО покупателя, абонентский номер, сумму оплаты, дата оплаты.
Сведения о продаже включают: сведения о тарифе либо отдельной услуге, ФИО покупателя, паспортные данные покупателя, цена тарифа либо услуги, дата продажи.
1.3.3 Исследование информационных потоков
Работать с системой будут только работники салона-магазина, а именно:
Продавцы-консультанты, которые будут регистрировать новые подключения, изменять или добавлять данные об абонентах, а так же заносить средства на счет абонентов
Менеджер, который будет вносить разного рода изменения связанные с каталогом услуг и тарифов.
Администратор в свою очередь будет просматривать список должников, и формировать отчеты.
В качестве входной информации будут выступать сведения:
О клиентах, будет вноситься следующая информация: ФИО, серия и номер паспорта, кем и когда выдан, дата рождения, адрес.
О тарифах: название тариф, стоимость входящих и исходящих вызовов, смс и интернет трафика.
Об услугах: название, стоимость, описание услуги и примечания.
В качестве выходной информации клиентской программой будут формировать следующие отчеты:
— отчет «Прайс-лист» — в данном отчете будет выводиться перечень цен на текущие тарифы и услуги;
— отчет «Анализ продаж» — в данном отчете будет выводиться список проданных услуг и подключений за год;
— отчет «Состояние оплаты «- в данном отчете выводится список абонентов, на чей счет заносились средства оператором за последние 2 дня.
1.4 Обзор существующих аналогов
На сегодняшний день существует достаточно автоматизированных систем, созданных для операторов сотовой связи, но в большинстве случаев они спроектированы для конкретного оператора, имеют ограниченные возможности или входит в состав большого комплекса программ.
1.4.1 АИС «Мобильные операторы»
Описание: Программа «Мобильные операторы» позволяет по номеру телефона получить информацию:
— оператора мобильной связи
— дату регистрации (компании)
— регион
— официальный сайт Оператора
— страницу для бесплатной отправки SMS
Благодаря такой информации абонент всегда будете знать, кто и откуда ему позвонил или написал смс.
Прежде, чем звонить на мобильный телефон, абоненту рекомендуем узнать с помощью данной программы, какому региону и оператору мобильной связи принадлежит указанный номер.
Иначе может случиться так, что звонок в другой регион обойдется абоненту слишком дорого.
Кроме того, в данной АИС быстро и просто отправить бесплатное смс на любой номер.
Программа не требует установки, может запускаться прямо с USB-носителя или компакт-диска.
Программа бесплатна, регистрации не требуется. Внешний вид АИС «Мобильные операторы» представлен на рисунке 1.
Рис. 1. «Внешний вид АИС Мобильные операторы»
1.4.2 АИС «МТС Сервис 1.15.45»
Описание: Это приложение, разработанное для iOS, с помощью которого абонент может оперативно узнавать о состоянии своего мобильного счета, подключать и отключать услуги, изменять свой тарифный план и многое другое.
Главное меню и поиск приведены на рисунке 2.
Рис. 2. «Главное меню АИС МТС Сервис»
1.4.3 АИС «ЕТК: Личный кабинет 1.3»
Описание: Программа представляет удобный инструмент управления лицевым счетом абонента сотового оператора ЗАО «ЕТК» (Енисейтелеком). Программа состоит из трех модулей: личный кабинет, SMS-сервис, справка.
— Личный кабинет позволяет управлять как своим лицевым счетом, так и другими (собственные счета, корпоративные и т. д.). Работает только при подключенном соединении интернета (Wi-Fi, GPRS, 3G). Доступны такие операции как:
— изменение списка услуг;
— пополнение баланса;
— блокировка/разблокировка номера и др.
SMS-сервис позволяет управлять лицевым счетом только активной SIM-карты. Подключения к интернету не требуется. Доступны такие операции как управление списком услуг и пополнение баланса.
Справка представляет собой краткий справочник абонента, встроенный в программу. Подключения к интернету не требуется.
Главное окно программы представлено на рисунке 3.
Рис. 3. «Главное окно АИС ЕТК: Личный кабинет 1.3»
1.5 Обоснование разработки автоматизированной информационной системы «Оператор»
У существующих аналогов были выявлены следующие недостатки:
— нет гибких механизмов разграничения доступа к данным
— недостаточная функциональность
— нет многопользовательского доступа
— высокая цена Подходящие новые технологии Современным решением выше указанных проблем является разработка АИС «Оператор», так как:
— гибкий интерфейс
— возможность создания распределённой информационной базы
— низкая цена за конечный продукт Ожидаемый эффект от внедрения:
— Актуальность — возможность оперативно отражать изменения.
— Полнота информации, то есть предоставление максимально полной информации о заказах, об оплате, об автомобилях.
— Удобство — понятный интерфейс.
— Непротиворечивость и достоверность данных.
Заключение
по главе
Создание данной автоматизированной информационной системы позволит учесть все особенности для реализации услуг оператора сотовой связи.
Ожидаемый эффект от внедрения:
Ш Актуальность — возможность оперативно отражать изменения.
Ш Полнота информации, то есть предоставление максимально полной информации о составленной смете.
Ш Удобство — понятный интерфейс.
Ш Непротиворечивость и достоверность данных.
Ш Консолидация сведений на предприятии.
2. Обзор средств разработки
2.1 Выбор СУБД
Система управления базой данных (СУБД)? комплекс программных средств, предназначенный для создания, ведения и использования БД.
По возможностям выделяют две группы СУБД:
1. Полнофункциональные СУБД? наиболее мощные, многопользовательские, с системами защиты, копирования и восстановления данных (Oracle, Microsoft SQL Server, Informix, DB/2), но более сложные СУБД.
2. Персональные СУБД? с ограниченными возможностями, но более простые в использовании (Access, Visual FoxPro, Paradox, Clipper, dBase, Clarion, DataEase, DataFlex, R: BASE).
2.1.1 СУБД Oracle Database
Oracle — одна из наиболее мощных современных СУБД, предназначенных для реализации баз данных уровня корпорации, что предъявляет серьезные требования к серверу. может работать в большинстве операционных систем: Windоws-NТ, -2000, Linux, UNIХ, AIX, Nowell Nеtwаrе. А это в свою очередь позволяет выбирать наиболее удобную для корпоративных задач платформу сервера. Например, если организация предпочитает использовать операционные системы не от Windows, то она легко может себе это позволить. Некоторые организации могут ориентироваться на решения на базе UNIХ-систем, славящихся надежностью и устойчивостью в качестве серверной платформы, при этом продолжая использовать привычный пользователям Windows на клиентских компьютерах.
Основными преимуществами Oracle можно считать поддержку баз данных очень большого объема (до 64 Гбайт), мощные средства разработки и администрирования, поддержку многопроцессорности и двух языковых сред, а также интеграцию с Web. Вместе с этим программа предъявляет серьезные аппаратные требования и высокую цену
2.1.2 СУБД MS SQL Server-2008
MS SQL Sеrvеr-2008 получила широкое распространение как у нас в стране, так и за рубежом, поскольку она предлагает широкий спектр услуг администрирования и легко масштабируется. Это позволяет использовать ее в информационных системах для среднего бизнеса и больших компьютерных информационных системах (КИС).
В основе платформы MS SQL Server используется среда Windows.
Главное преимущество программы — тесная интеграция с программными продуктами от Мiсrosоft и возможность экспорта/импорта данных в большинство распространенных форматов данных, что позволяет использовать MS SQL Server как центральное хранилище данных.
Server 2008 Express — это бесплатная редакция системы SQL Server. Она идеально подходит для обучения работе с базами данных, для создания небольших серверных приложений и для распространения независимыми поставщиками ПО. В этот выпуск включен ряд мощных функциональных возможностей, в частности службы отчетов SQL Server 2008 — серверная платформа для создания и отправки классических и интерактивных отчетов — и графическая среда SQL Server 2008 Management Studio Express, упрощающая управление базами данных.
— Мощность
— Возможность разрабатывать высокопроизводительные приложения, опирающиеся на безопасность, надежность и масштабируемость ядра SQL Server.
— Производительность
— Тесная интеграция SQL Server Express с конструкторами Visual Studio и средой SQL Server Management Studio позволяет разрабатывать приложения быстрее.
— Гибкость
— Создание мало связанных приложений, способных работать без подключения к сети и автоматически синхронизироваться с центральной базой данных.
Ключевые области использования:
— Базы данных начального уровня, учебные БД
— Создание мощных настольных приложений
— Права на свободное распространение для независимых разработчиков ПО.
2.1.3 СУБД Firebird 2.1
Firebird (FirebirdSQL) — компактная, кроссплатформенная, свободная система управления базами данных (СУБД), работающая на Linux, Microsoft Windows и разнообразных Unix платформах.
В качестве преимуществ Firebird можно отметить многоверсионную архитектуру (параллельная обработка оперативных и аналитических запросов: читающие пользователи не блокируют пишущих), компактность (дистрибутив 5Mb), высокую эффективность и мощную языковую поддержку для хранимых процедур и триггеров.
Firebird используется в различных промышленных системах (складские и хозяйственные, финансовый и государственный сектора) с 2001 г. Это коммерчески независимый проект C и C++ программистов, технических советников и разработчиков мульти платформенных систем управления базами данных, основанный на исходном коде, выпущенном корпорацией Borland 25 июля 2000 года в виде свободной версии Interbase 6.0.
Firebird полностью поддерживает SQL-92 Entry Level 1 и реализует большую часть стандарта SQL-99 c некоторыми очень полезными дополнениями. Это включает выражения DML/DDL, синтаксис объединений FULL/LEFT/RIGHT [OUTER] JOIN, выражения UNION, DISTINCT, подзапросы (IN, EXISTS), встроенные функции (AVG, SUM, MIN, MAX, COALESCE, CASE, .), ограничения целостности (PRIMARY KEY, UNIQUE, FOREIGN KEY), и все общие типы данных SQL.
Firebird поддерживает множество способов доступа, включая: собственные наборы компонент для C/C++, Delphi, классы для ADO, ODBC, JDBC (Jaybird), драйверы для Python, PHP, драйвер OLE DB, dbExpress, провайдер данных .NET и прямой доступ с использованием клиентской библиотеки сервера (fbclient.dll или GDS32. dll)
Firebird поддерживает большие базы данных. Базы данных могут быть расположены в нескольких файлах, предельный размер которых зависит от операционной системы. Теоретический предел в настоящее время составляет 64TБ для одного файла базы данных, таким образом, главные ограничения накладываются файловой системой и местом на жёстком диске.
Firebird является сервером баз данных. Один сервер Firebird может обрабатывать несколько сотен независимых баз данных, каждую с множеством пользовательских соединений. Он является полностью свободным от лицензионных отчислений даже для коммерческого использования.
2.2 Выбор среды разработки базы данных
2.2.1 IBExpert 2009
IBExpert — GUI-оболочка, предназначенная для разработки и администрирования баз данных InterBase и Firebird, а также для выбора и изменения данных, хранящихся в базах.
Как основные достоинства IBExpert разработчики указывают:
Ш поддержка InterBase версий 4. х, 5. х, 6. х, 7. х; Firebird 1. х, 2. x, 3. x; Yaffil 1. х;
Ш работа одновременно с несколькими базами данных;
Ш отдельные редакторы для всех объектов БД с синтаксической подсветкой;
Ш мощный SQL редактор с историей запросов и возможностью фонового выполнения запросов;
Ш автозавершение кода SQL (название таблиц, полей, и т. п.)
Ш отладчик хранимых процедур и триггеров;
Ш поиск в метаданных;
Ш полное и частичное извлечение данных и метаданных;
Ш анализатор зависимостей объектов баз данных;
Ш отчеты по метаданным;
Ш менеджеры пользователей и пользовательских привилегий;
Ш экспорт данных в различные форматы.
IBExpert обладает множеством облегчающих работу компонентов: визуальный редактор для всех объектов базы данных, редактор SQL и исполнитель скриптов, отладчик для хранимых процедур и триггеров, построитель области, инструмент для импорта данных из различных источников, собственный скриптовый язык, а также дизайнер баз данных.
2.2.2 Microsoft Access
Microsoft Access — реляционная СУБД[1] корпорации Microsoft. Имеет широкий спектр функций, включая связанные запросы, связь с внешними таблицами и базами данных. Благодаря встроенному языку VBA, в самом Access можно писать приложения, работающие с базами данных.
Ш Основные компоненты MS Access:
Ш построитель таблиц;
Ш построитель экранных форм;
Ш построитель SQL-запросов (язык SQL в MS Access не соответствует стандарту ANSI);
Ш построитель отчётов, выводимых на печать.
Они могут вызывать скрипты на языке VBA, поэтому MS Access позволяет разрабатывать приложения и БД практически «с нуля» или написать оболочку для внешней БД.
Microsoft Jet Database Engine (англ. Microsoft Jet Database Engine), которая используется в качестве движка базы данных MS Access является файл-серверной СУБД и потому применима лишь к приложениям, работающим с небольшими объёмами данных и при небольшом числе пользователей, одновременно работающих с этим данными. Непосредственно в Access отсутствует ряд механизмов, необходимых в многопользовательских базах данных, таких, например, как триггеры.
Встроенные средства взаимодействия MS Access со внешними СУБД с использованием интерфейса ODBC снимают ограничения, присущие Microsoft Jet Database Engine. Инструменты MS Access, которые позволяют реализовать такое взаимодействие, называются «связанные таблицы» (связь с таблицей СУБД) и «запросы к серверу» (запрос на диалекте SQL, который «понимает» СУБД).
Корпорация Microsoft для построения полноценных клиент-серверных приложений на базе MS Access рекомендует использовать в качестве движка базы данных СУБД MS SQL Server. При этом имеется возможность совместить с присущей MS Access простотой инструменты для управления БД и средства разработки.
Известны также реализации клиент-серверных приложений на базе связки Access 2003 c другими СУБД, в частности, MySQL
2.3 Выбор Среды разработки ПО
2.3.1 Delphi 2010
Delphi, — интегрированная среда разработки ПО для Microsoft Windows, Mac OS, iOS и Android на языке Delphi (ранее носившем название Object Pascal), созданная первоначально фирмой Borland и на данный момент принадлежащая и разрабатываемая Embarcadero Technologies. Embarcadero Delphi является частью пакета Embarcadero RAD Studio и поставляется в четырёх редакциях: Starter, Professional, Enterprise и Architect.
Среда предназначена для быстрой (RAD) разработки прикладного ПО для операционных систем Windows, Mac OS X, а также IOS и Android. Благодаря уникальной совокупности простоты языка и генерации машинного кода, позволяет непосредственно, и, при желании, достаточно низкоуровнево взаимодействовать с операционной системой, а также с библиотеками, написанными на C/C++. Созданные программы не зависимы от стороннего ПО, как-то Microsoft .NET Framework, или Java Virtual Machine. Выделение и освобождение памяти контролируется в основном пользовательским кодом, что, с одной стороны, ужесточает требования к качеству кода, а с другой — делает возможным создание сложных приложений, с высокими требованиями к отзывчивости (работа в реальном времени). В кросс-компиляторах для мобильных платформ предусмотрен автоматический подсчет ссылок на объекты, облегчающий задачу управления их временем жизни.
2.3.2 Eclipse
Eclipse — свободная интегрированная среда разработки модульных кроссплатформенных приложений. Развивается и поддерживается Eclipse Foundation.
Наиболее известные приложения на основе Eclipse Platform — различные «Eclipse IDE» для разработки ПО на множестве языков (например, наиболее популярный «Java IDE», поддерживавшийся изначально, не полагается на какие-либо закрытые расширения, использует стандартный открытый API для доступа к Eclipse Platform)
Первоначально Eclipse разрабатывалась фирмой IBM как преемник среды разработки IBM VisualAge, в качестве корпоративного стандарта IDE для разработки на разных языках под платформы IBM. По сведениям IBM, проектирование и разработка стоили 40 миллионов долларов. 2] Исходный код был полностью открыт и сделан доступным после того, как Eclipse был передан для дальнейшего развития независимому от IBM сообществу.
В Eclipse 3.0 (2003 год) были выбраны спецификации сервисной платформы OSGi, как архитектура времени выполнения. С версии 3.0 Eclipse перестал быть монолитной IDE, поддерживающей расширения, а сам стал набором расширений. В основе лежат фреймворк OSGi и SWT/JFace, на основе которых разработан следующий слой — RCP (Rich Client Platform, платформа для разработки полноценных клиентских приложений). RCP служит основой не только для Eclipse, но и для других RCP-приложений, например Azureus и File Arranger. Следующий слой — сам Eclipse, представляющий собой набор расширений RCP — редакторы, панели, перспективы, модуль CVS и модуль Java Development Tools (JDT).
С 2006 года фонд Eclipse координирует ежегодный общий релиз (Simultaneous Release), который происходит в июне. Каждый выпуск включает в себя платформу Eclipse, а также ряд других проектов Eclipse.
Eclipse служит в первую очередь платформой для разработки расширений, чем он и завоевал популярность: любой разработчик может расширить Eclipse своими модулями. Уже существуют Java Development Tools (JDT), C/C++ Development Tools (CDT), разрабатываемые инженерами QNX совместно с IBM, и средства для языков Ada (GNATbench, Hibachi), COBOL, FORTRAN, PHP и пр. от различных разработчиков. Множество расширений дополняет среду Eclipse менеджерами для работы с базами данных, серверами приложений и др.
Eclipse JDT (Java Development Tools) — наиболее известный модуль, нацеленный на групповую разработку: среда интегрирована с системами управления версиями — CVS, GIT в основной поставке, для других систем (например, Subversion, MS SourceSafe) существуют плагины. Также предлагает поддержку связи между IDE и системой управления задачами (ошибками). В основной поставке включена поддержка трекера ошибок Bugzilla, также имеется множество расширений для поддержки других трекеров (Trac, Jira и др.). В силу бесплатности и высокого качества, Eclipse во многих организациях является корпоративным стандартом для разработки приложений.
Eclipse написана на Java, потому является платформо-независимым продуктом, за исключением библиотеки SWT, которая разрабатывается для всех распространённых платформ (см. ниже). Библиотека SWT используется вместо стандартной для Java библиотеки Swing. Она полностью опирается на нижележащую платформу (операционную систему), что обеспечивает быстроту и натуральный внешний вид пользовательского интерфейса, но иногда вызывает на разных платформах проблемы совместимости и устойчивости приложений.
Основой Eclipse является платформа расширенного клиента (RCP — от англ. rich client platform). Её составляют следующие компоненты:
Ш Ядро платформы (загрузка Eclipse, запуск модулей);
Ш OSGi (стандартная среда поставки комплектов (англ. bundles));
Ш SWT (портируемый инструментарий виджетов);
Ш JFace (файловые буферы, работа с текстом, текстовые редакторы);
Ш Рабочая среда Eclipse (панели, редакторы, проекции, мастеры).
GUI в Eclipse написан с использованием инструментария SWT. Последний, в отличие от Swing (который самостоятельно эмулирует графические элементы управления), использует графические компоненты данной операционной системы. Пользовательский интерфейс Eclipse также зависит от промежуточного слоя GUI, называемого JFace, который упрощает построение пользовательского интерфейса, базирующегося на SWT.
Гибкость Eclipse обеспечивается за счёт подключаемых модулей, благодаря чему возможна разработка не только на Java, но и на других языках, таких как C/C++, Perl, Groovy, Ruby, Python, PHP, Erlang, Компонентного Паскаля, Zonnon и прочих.
2.3.3 Microsoft Visual Studio
Microsoft Visual Studio — линейка продуктов компании Майкрософт, включающих интегрированную среду разработки программного обеспечения и ряд других инструментальных средств. Данные продукты позволяют разрабатывать как консольные приложения, так и приложения с графическим интерфейсом, в том числе с поддержкой технологии Windows Forms, а также веб-сайты, веб-приложения, веб-службы как в родном, так и в управляемом кодах для всех платформ, поддерживаемых Microsoft Windows, Windows Mobile, Windows CE, .NET Framework, Xbox, Windows Phone .NET Compact Framework и Microsoft Silverlight.
Visual Studio включает в себя редактор исходного кода с поддержкой технологии IntelliSense и возможностью простейшего рефакторинга кода. Встроенный отладчик может работать как отладчик уровня исходного кода, так и как отладчик машинного уровня. Остальные встраиваемые инструменты включают в себя редактор форм для упрощения создания графического интерфейса приложения, веб-редактор, дизайнер классов и дизайнер схемы базы данных. Visual Studio позволяет создавать и подключать сторонние дополнения (плагины) для расширения функциональности практически на каждом уровне, включая добавление поддержки систем контроля версий исходного кода (как например, Subversion и Visual SourceSafe), добавление новых наборов инструментов (например, для редактирования и визуального проектирования кода на предметно-ориентированных языках программирования или инструментов для прочих аспектов процесса разработки программного обеспечения (например, клиент Team Explorer для работы с Team Foundation Server).
Заключение
по главе
Среди обширного количества существующих СУБД была выбрана Firebird 2.1. так как одним из ее преимуществом является поддержка множество способов доступа, включая: собственные наборы компонент для
C/C++ и Delphi. Так же Firebird поддерживает большие базы данных, которые могут быть расположены в нескольких файлах. В качестве еще одного преимущества Firebird можно отметить многоверсионную архитектуру, обеспечивающую параллельную обработку оперативных и аналитических запросов (это возможно потому, что читающие пользователи не блокируют пишущих), компактность (дистрибутив 5Mb), высокую эффективность и мощную языковую поддержку для хранимых процедур и триггеров.
В качестве среды разработки базы данных была выбрана оболочка IBExpert 2009 так как она обладает рядом достоинств, таких как:
Ш поддержка InterBase версий 4. х, 5. х, 6. х, 7. х; Firebird 1. х, 2. x; Yaffil 1. х;
Ш работа одновременно с несколькими базами данных;
Ш отдельные редакторы для всех объектов БД с синтаксической подсветкой;
Ш мощный SQL редактор с историей запросов и возможностью фонового выполнения запросов;
Ш отладчик хранимых процедур и триггеров;
Ш поиск в метаданных;
Ш полное и частичное извлечение данных и метаданных;
Ш анализатор зависимостей объектов баз данных;
Ш отчеты по метаданным;
Ш менеджеры пользователей и пользовательских привилегий;
Ш экспорт данных в различные форматы.
IBExpert обладает множеством облегчающих работу компонентов: визуальный редактор для всех объектов базы данных, редактор SQL и исполнитель скриптов, отладчик для хранимых процедур и триггеров, построитель области, собственный скриптовый язык, а также дизайнер баз данных и т. д.
В качестве среды разработки ПО использовалась Delphi 2010 так как в она обладает следующими преимуществами:
Ш Быстрота разработки приложения.
Ш Высокая производительность разработанного приложения.
Ш Hизкие требования разработанного приложения к ресурсам компьютера.
Ш Hаращиваемость за счет встраивания новых компонент и инструментов в среду Delphi.
Ш Возможность разработки новых компонент и инструментов собственными средствами Delphi (существующие компоненты и инструменты доступны в исходниках) Ш Удачная проработка иерархии объектов Ш Де-факто уже доступно огромное количество визуальных компонентов третьих фирм, часть из которых freeware, часть shareware, часть — коммерческие.
3. Проектирование реляционной базы данных
Данная база данных проектируется на основе ролевой модели.
Управление доступом на основе ролей представляет собой развитие политики избирательного управления доступом, при этом права доступа субъектов системы на объекты группируются с учетом специфики их применения, образуя роли.
Ролевое разграничение доступа позволяет реализовать гибкие, изменяющиеся динамически в процессе функционирования компьютерной системы правила разграничения доступа.
Данный подход применяется в системах защиты СУБД, а отдельные элементы реализуются в сетевых операционных системах. Ролевой подход часто используется в системах, для пользователей которых четко определен круг их должностных полномочий и обязанностей как в данной базе данных.
Несмотря на то, что Роль является совокупностью прав доступа на объекты компьютерной системы, ролевое управление доступом отнюдь не является частным случаем избирательного управления доступом, так как его правила определяют порядок предоставления доступа субъектам компьютерной системы в зависимости от имеющихся (или отсутствующих) у него ролей в каждый момент времени, что является характерным для систем мандатного управления доступом. С другой стороны, правила ролевого разграничения доступа являются более гибкими, чем при мандатном подходе к разграничению.
Так как привилегии не назначаются пользователям непосредственно, и приобретаются ими только через свою роль (или роли), управление индивидуальными правами пользователя по сути сводится к назначению ему ролей. Это упрощает такие операции, как добавление пользователя или смена подразделения пользователем.
3.1 Разработка структуры таблиц
Структура базы данных для АИС «Оператор», представлена на рисунке 4.
База данных состоит из 6 сущностей, таких как:
Ш Abonenti — Данная сущность хранит в себе информацию об абонентах и включает в себя следующие атрибуты: код абонента, фамилия, имя, отчество, дата рождения, паспортные данные, адрес проживания.
Ш Uslugi — данная сущность включает в себя следующие атрибуты: код услуги, описание, примечание, стоимость.
Ш Tarifi — данная сущность включает в себя следующие атрибуты: название тарифа, стоимость входящих вызовов внутри сети, стоимость исходящих вызовов внутри сети, стоимость входящих вызовов с другого оператора, стоимость исходящих вызовов на другой оператор, стоимость входящих с городского телефона, стоимость исходящих на городской телефон стоимость смс и стоимость интернет трафика.
Ш Abonentskie_uslugi — данная сущность включает в себя следующие атрибуты: код услуги, номер договора, дата подключения, дата окончания действия данной услуги.
Ш Licevoi_schet — данная сущность включает в себя следующие атрибуты: id, номер лицевого счета, дата, время, сумма, номер договора Ш Zakluchenie_dogovora — данная сущность включает в себя следующие атрибуты: код абонента, номер договора, дата заключения, абонентский номер, тариф, номер лицевого счета.
3.2 Нормализация таблиц
Нормализация — это процесс проверки структуры таблиц на наличие аномалии, если они имеются, то таблицы разбиваются на более мелкие таблицы. Структура нормализации представлена на рисунке 5.
Аномалии — это ситуации при работе с базой данных, которые могут привести к неоднозначной трактовке данных или противоречивым данным. Аномалии возникают в таблицах, содержащих избыточные данные
Рис. 5. «Структура нормализации таблиц»
На начальном этапе проектирования базы данных строится первая нормальная форма (1НФ): Таблица находится в 1 НФ, если на пересечении каждой строки и столбца стоит атомарное значение.
Отношение находится во 2НФ тогда и только тогда, когда отношение находится в 1НФ, и нет, не ключевых атрибутов, зависящих от части сложного ключа. Для того, чтобы устранить зависимость атрибутов от части сложного ключа, нужно произвести декомпозицию отношения на несколько отношений. При этом те атрибуты, которые зависят от части сложного ключа, выносятся в отдельное отношение.
Отношение находится в 3НФ тогда и только тогда, когда отношение находится во 2НФ и все не ключевые атрибуты взаимно независимы.
Атрибуты называются взаимно независимыми, если ни один из них не является функционально зависимым от другого.
Таблица находится в НФБК (Нормальная форма Байса-Кода), если детерминанты всех функциональных зависимостей являются потенциальными ключевыми таблицами
Отношение находится в 4НФ, если отношение содержит 2 многозначные зависимости.
Многозначная зависимость — это такая логическая связь между значениями столбцов, А и В при которой для значения, А мы можем определить множество значений столбца В.
5НФ применяется к таблицам, имеющим несколько многозначных зависимостей, причем атрибуты, входящие в эти зависимости связаны между собой по смыслу, то есть являются зависимыми друг от друга.
Отношения находятся в ДКНФ (Доменно-ключевая нормальная форма) если каждое ограничение целостности, накладываемое на это отношение является логическим следствием определения доменов и ключей.
Проведем нормализацию таблиц базы данных «Оператор» .
Для этого выделим для каждой таблицы функциональные зависимости и проверим на нормальные формы как это показано на рисунке 1. Функциональная зависимость (ФЗ) между столбцами означает логическую связь «Многие к одному» между значениями этих столбцов.
Таблица Abonenti:
Функциональные зависимости :
1. Kod_abonenta > (Familiy, name, otchestvo, data_rogdeniy, seriy_pasporta, nomer_pasporta, kem_vidan, kogda_vidan, address)
2. (seriy_pasporta, nomer_pasporta) > (Kod_abonenta, familiy, name, otchestvo, data_rogdeniy, kem_vidan, kogda_vidan, address)
3. (Familiy, name, otchestvo, data_rogdeniy, address) > (Kod_abonenta, seriy_pasporta, nomer_pasporta, kem_vidan, kogda_vidan)
Проверка на нормальные формы (НФ):
1НФ прошла, 2НФ прошла, НФБК прошла. Многозначных зависимостей нет. Таблица находится в ДКНФ.
Таблица Uslugi
Функциональные зависимости:
1. Kod_uslugi > (Opisanie, primechanie, stoimost)
1НФ прошла, 2НФ прошла, 3НФ прошла. Многозначных зависимостей нет. Таблица находится в ДКНФ.
Таблица Abonentskie_uslugi
Функциональные зависимости:
1. Kod_uslugi > (Nomer_dogovora, data_podklucheniy, data_okonchaniy)
2. Nomer_dogovora > (Data_podklucheniy, data_okonchaniy)
3. (Nomer_dogovora, data_podklucheniy > (Data_okonchaniy)
1НФ прошла, 2НФ прошла, 3НФ прошла. Многозначных зависимостей нет. Таблица находится в ДКНФ.
Таблица Tarifi
Функциональные зависимости:
1. Nazvanie_tarifa > (St_vh_vn_s, st_ish_vn_s, st_vh_dr_op, St_ish_na_dr_op, st_vh_s_gor_tel, st_ish_na_gor_tel, st_sms, internet_trafic)
1НФ прошла, 2НФ прошла, 3НФ прошла. Многозначных зависимостей нет. Таблица находится в ДКНФ.
Таблица Licevoi_schet
Функциональные зависимости:
1. Id > (Nom_licevogo_scheta, data, vremya, summa, nomer_dogovora)
2. Nom_licevogo_scheta > (Id, data, vremya, summa, nomer_dogovora)
3. (Nom_licevogo_scheta, data) > (vremya, summa)
4. Nomer_dogovora > Nom_licevogo_scheta
1НФ прошла, 2НФ прошла, 3НФ прошла. Многозначных зависимостей нет. Таблица находится в ДКНФ.
Таблица Zakluchenie_dogovora
Функциональные зависимости:
1. Kod_abonenta > (Nom_dogovora, data_zaklucheniy, abonents_nom, tariff, nom_licevogo_sheta)
2. Nom_dogovora > (Kod_abonenta, data_zaklucheniy, abonents_nom, tariff, nom_licevogo_sheta)
3. Abonents_nom > Nom_licevogo_sheta
1НФ прошла, 2НФ прошла, 3НФ прошла. Многозначных зависимостей нет. Таблица находится в ДКНФ.
Таким образом, все обнаруженные аномалии обновления устранены. Реляционная модель, состоящая из отношений, находящихся в третьей нормальной форме, является адекватной описанной модели предметной области.
3.3 Проектирование ограничений целостности
Таблица 1. «Abonenti»
Имя столбца | Тип | Null/not null | Primary key/unique | Check | Foreign key | Примечания | |
Kod_abonenta | Integer | not null | Primary key | Код абонента | |||
Familiy | Varchar (25) | not null | Фамилия абонента | ||||
Name | Varchar (15) | not null | Имя абонента | ||||
Otchestvo | Varchar (25) | not null | Отчество абонента | ||||
Data_rogdeniya | Date | null | Дата рождения абонента | ||||
Seriya_pasporta | Integer | not null | Серия паспорта | ||||
Nomer_pasporta | Integer | not null | Номер паспорта | ||||
Kem_vidan | Varchar (35) | not null | Кем выдан | ||||
Kogda_vidan | Date | not null | Когда выдан | ||||
Adress | Varchar (85) | null | Адрес абонента | ||||
Таблица 2. «Uslugi»
Имя столбца | Тип | Null/ not null | Primary key/unique | Check | Foreign key | Примечания | |
Kod_uslugi | Integer | not null | Primary key | Код услуги | |||
Opisanie | Varchar (150) | not null | Описание услуги, ее название | ||||
Primechanie | Varchar (150) | null | Примечания, | ||||
Stoimost | Float | not null | Стоимость услуги | ||||
Таблица 3. «Abonentskie_uslugi»
Имя столбца | Тип | Null/ not null | Primary key/unique | Check | Foreign key | Примечания | |
Kod_uslugi | Integer | not null | Foreign key | Код услуги | |||
Nomer_dogovora | Integer | not null | Foreign key | Номер договора | |||
Data_Podklucheniy | Date | not null | Дата подключения услуги | ||||
Data_okonchaniy | Date | null | Дата окончания услуги | ||||
Таблица 4. «Zakluchenie_dogovora»
Имя столбца | Тип | Null/ not null | Primary key/unique | Check | Foreign key | Примечания | |
Kod_abonenta | Integer | not null | Foreign key | Код абонента | |||
Nom_dogovora | Integer | not null | Primary key | Номер договора | |||
Data_zaklucheniy | Date | not null | Дата заключения договора | ||||
Abonents_nom | Integer | not null | Абонентский номер | ||||
Tarif | Varchar (45) | not null | Foreign key | Тарифный план | |||
Nomer_Licevogo scheta | Integer | not null | Foreign key | Номер лицевого счета абонента | |||
Таблица 5. «Licevoi_schet»
Имя столбца | Тип | Null/not null | Primary key/unique | Check | Foreign key | Примечания | |
Id | Integer | not null | Primary key | Порядковый номер | |||
Nomer_licevogo_scheta | Integer | not null | Номер лицевого счета | ||||
Data | Date | not null | Дата | ||||
Vremya | Time | not null | Время | ||||
Summa | Float | not null | Сумма | ||||
Nomer_dogovora | Integer | not null | Номер договора | ||||
Таблица 6. «Tarifi»
Имя столбца | Тип | Null/ not null | Primary key/unique | Check | Foreign key | Примечания | |
Nazvanie_tarifa | Varchar (45) | not null | Primary key | Название тарифа | |||
St_vh_vn_s | Float | not null | Стоимость входящих вызовов внутри сети | ||||
St_ish_vn_s | Float | not null | Стоимость исходящих вызовов внутри сети | ||||
St_vh_dr_op | Float | not null | Стоимость входящих вызовов с другого оператора сотовой связи | ||||
St_ish_na_dr_op | Float | not null | Стоимость исходящих вызовов на другой оператор сотовой связи | ||||
St_vh_s_gor_tel | Float | not null | Стоимость входящих вызовов с городского номера телефона | ||||
St_ish_na_gor_tel | Float | not null | Стоимость исходящих вызовов на городской номер телефона | ||||
St_sms | Float | not null | Стоимость смс | ||||
Internet_trafic | Float | not null | Стоимость интернет трафика за мегабайт | ||||
3.4 Разработка операций выборки данных
Разработка операции выборки данных представлена в таблице 7.
Таблица 7. «Разработка операций выборки данных»
№п/п | Описание действия | Входные параметры (имя, тип) | Выходные параметры (имя, тип) | Алгоритм выполнения | |
Добавление нового абонента (процедура ADD_NEW_ABONENT) | KOD_ABONENTA integer FAMILIY varchar (25) NAME varchar (15), OTCHESTVO varchar (25), DATA_ROGDENIYA date, SERIY_PASPORTA integer, NOMER_PASPORTA integer, KEM_VIDAN varchar (35), KOGDA_VIDAN date, ADDRESSvarchar (85) | Код ошибки — integer: 0- ошибка | Проверить существует ли в таблице Abonenti человек с такими же кодом абонента, если да то выйти с кодом ошибки 0, если нет то добавить новую строку с данными о новом клиенте в таблицу и отправить значения выходных параметров на выход с кодом 1 | ||
Редактирование данных об абоненте (процедура UPDATE_DANNIE_OB_ABONENTE) | KOD_ABONENTA integer FAMILIY varchar (25) NAME varchar (15), OTCHESTVO varchar (25), DATA_ROGDENIYA date, SERIY_PASPORTAinteger, NOMER_PASPORTA integer, KEM_VIDAN varchar (35), KOGDA_VIDAN date, ADDRESSvarchar (85) | Код ошибки — integer: 0- ошибка | Проверить существует ли в таблице Abonenti человек с таким же кодом абонента, то изменяем нужные данные и выходим с параметром 1, если нет то выходим с кодом ошибки о. | ||
Удаление абонента (процедура DELETE_ABONENT) | KOD_ABONENTA integer | Код ошибки — integer: 0- ошибка | Проверить существует ли в таблице Abonenti человек с таким же номером абонента, если да, то удалить строку с его данными, если нет, то выйти с кодом ошибки 0. | ||
Добавление нового договора (процедура ADD_DOGOVOR) | KOD_ABONENTA integer, NOM_DOGOVORA integer, DATA_ZAKLUCHENIY date, ABONENTS_NOM bigint, TARIF varchar (45), NOM_LICEVOGO_SCHETA integer | Код ошибки — integer: 0- ошибка | Проверить существует ли в таблице Zakluchenie_dogovora номер договора, совпадаемый с вводимым, если да, то выйти с кодом ошибки 0, если нет, то добавить новую строку со всеми данными в таблицу и отправить значения выходных параметров на выход с кодом 1 | ||
Удаление договора (процедура DELETE_DOGOVOR) | NOM_DOGOVORA integer | Код ошибки — integer: 0- ошибка | Проверить существует ли в таблице Zakluchenie_dogovora номер договора, совпадаемый с вводимым, если да, тогда удалить строку из таблицы, если нет, то выйти с кодом ошибки 0. | ||
Добавление нового тарифного плана (процедура ADD_NEW_TARIF) | NAZVANIE_TARIFA varchar (45), ST_VH_VN_S float, ST_ISH_VN_S float, ST_VH_DR_OPfloat, ST_ISH_NA_DR_OP float, ST_VH_S_GOR_TEL float, ST_ISH_NA_GOR_TEL float ST_SMS float, NTERNET_TRAFIC float | Код ошибки — integer: 0- ошибка | Проверить существует ли в таблице Tarifi тариф с таким же названием, если да, то выйти с кодом ошибки 0, если нет то добавить строку с информацией о тарифе в таблицу и отправить значения выходных параметров на выход с кодом 1 | ||
Изменение данных о тарифе (процедура UPDATE_DANNIE_O_TARIFE) | NAZVANIE_TARIFA varchar (45), ST_VH_VN_S float, ST_ISH_VN_S float, ST_VH_DR_OPfloat, ST_ISH_NA_DR_OP float, ST_VH_S_GOR_TEL float, ST_ISH_NA_GOR_TEL float ST_SMS float, NTERNET_TRAFIC float | Код ошибки — integer: 0- ошибка | Проверить существует ли в таблице Tarifi тариф с таким же названием, если да, то изменяем данные и отправить значения выходных параметров на выход с кодом 1, если нет, то выходим с кодом ошибки 0 | ||
Удаление тарифа (процедура DELETE_TARIF) | NAZVANIE_TARIFA varchar (45) | Код ошибки — integer: 0- ошибка | Проверить существует ли в таблице Tarifi тариф с таким же названием, если да, тогда удаляем строку из таблицы, иначе выходим с кодом ошибки 0. | ||
Добавление новой услуги (процедура ADD_NEW_USLUGA) | KOD_USLUGI integer, OPISANIE varchar (150), PRIMECHANIE varchar (150), STOIMOST float, SPOSOB_PODKLUCHENIY varchar (200) | Код ошибки — integer: 0- ошибка | Проверить существует ли в таблице Uslugi услуга с таким же кодом услуги, если да, то выйти с кодом ошибки 0, если нет, то добавить строку с информацией об услуге в таблицу и отправить значения выходных параметров на выход с кодом 1 | ||
Изменение сведений об услугах (процедура UPDATE_DANNIE_OB_USLUGAH) | KOD_USLUGI integer, OPISANIE varchar (150), PRIMECHANIE varchar (150), STOIMOST float, SPOSOB_PODKLUCHENIY varchar (200) | Код ошибки — integer: 0- ошибка | Проверить существует ли в таблице Uslugi услуга с таким же кодом услуги, если да, то изменяем данные и отправить значения выходных параметров на выход с кодом 1, если нет, то выходим с кодом ошибки 0 | ||
Удаление услуги (процедура DELETE_USLUGA) | KOD_USLUGI integer | Код ошибки — integer: 0- ошибка | Проверить существует ли в таблице Uslugi ресурс с таким же кодом услуги, если да, то удаляем строку с данными, иначе выходим с кодом ошибки 0 | ||
Добавление лицевого счета (процедура ADD_NEW_LIC_SCHET) | ID integer, NOM_LICEVOGO_SCHETA integer, DATA date, VREMYA time, SUMMA float, NOMER_DOGOVORA integer | Код ошибки — integer: 0- ошибка | Проверить существует ли в таблице Licevoi_schet клиент с запрашиваемым id, если да, то выходим с кодом ошибки 0, иначе добавляем данные в таблицу и отправляем значения выходных параметров на выход с кодом 1 | ||
Удаления лицевого счета (процедура DELETE_LIC_SCHET) | ID integer | Код ошибки — integer: 0- ошибка | Проверить существует ли в таблице Licevoi_schet клиент с запрашиваемым id, если да, то удалить строку с данными, иначе выйти с кодом ошибки 0 | ||
Изменение вносимой суммы (процедура UPDATE_SUMMA) | NOM_LICEVOGO_SCHETA integer, SUMMA float, | Код ошибки — integer: 0- ошибка | Проверить существует ли в таблице Licevoi_schet клиент с запрашиваемым id, если да, то изменяем сумму и отправляем на выход значение 1, иначе выходим с кодом ошибки 0 | ||
3.5 Выдача прав доступа
Права доступа к объектам БД приведены в таблице 8. По горизонтали — объекты БД. По вертикали — пользователи или роли. В ячейках — комбинация из букв, обозначающих права доступа:
s — право на чтение (select);
i — право на добавление строк (insert);
u — право на редактирование строк (update);
d — право на удаление строк (delete);
e — право на запуск хранимых процедур (execute).
Таблица 8. «Выдача прав доступа»
Объект БД | Роли: | |||
Adnin | manager | Prodavec | ||
Таблица abonenti | siud | s | suid | |
Таблица Uslugi | siud | suid | s | |
Таблица Abonentskie_uslugi | siud | s | siud | |
Таблица Tarifi | siud | suid | s | |
Таблица Licevoi_schet | siud | s | siud | |
Таблица Zakluchenie_dogovora | siud | s | siud | |
Процедура Add_dogovor | e | e | ||
Процедура Add_new_abonent | e | e | ||
Процедура Add_new_lic_schet | e | e | ||
Процедура Add_new_tarif | e | e | ||
Процедура Add_new_usluga | e | e | ||
Процедура Delete_abonent | e | e | ||
Процедура Delete_dogovor | e | e | ||
Процедура Delete_lic_schet | e | e | ||
Процедура Delete_tarif | e | e | ||
Процедура Delete_usluga | e | e | ||
Процедура Update_dannie_ob_abonente | e | e | ||
Процедура Update_dannie_ob_uslugah | e | e | ||
Процедура Update_dannie_o_tarife | e | e | ||
Процедура Update_summa | e | e | ||
Заключение
по главе
Разработанная база данных предназначена для осуществления учёта данных о клиентах салона — магазина, предоставляющего услуги оператора сотовой связи, а так же хранение информации о тарифах и услугах оператора.
В данной базе данных предоставляется возможность поиска, добавления, удаления и редактирования данных.
Присутствует разграничение прав доступа для разных групп пользователей.
4. Проектирование клиентского приложения «Оператор»
Данная автоматизированная информационная система (АИС) предназначена для осуществления учёта данных об абонентах салона-магазина, предоставляющего мобильные услуги, а так же о самих услугах и тарифах, предоставляемых данным оператором. Работать с АИС «Оператор» будут только работники салона — магазина. Она будет эксплуатироваться в салоне — магазине на локальном компьютере и иметь следующие возможности:
Ш Регистрация нового подключения Ш Подключение отдельной услуги Ш Переход на другой тариф Ш Возможность редактирования данных о тарифах и услугах, а так же об абонентах Ш Возможность внесения средств на лицевой счет абонента Ш Формирование отчетов
4.1 Описание модулей программы
Описание модулей АИС «Оператор» представлено в таблице 9.
Таблица 9 «Описание модулей программы»
Название файла | Описание | Размер | |
Menu.pas | Основной модуль, который вызывает другие модули и содержит основное меню программы | 6 716 b | |
Abonenti.pas | Модуль, предназначенный для добавления, удаления и редактирования данных об абонентах сотовой связи | 1 644 b | |
Uslugi.pas | Модуль, предназначенный для добавления, удаления и редактирования данных об услугах | 1 104 b | |
AbonentskieUslugi.pas | Модуль, предназначенный для подключения услуги | 1 009 b | |
Dogovori.pas | Модуль, предназначенный для заключения, изменения и удаления договора с абонентом | 1 465 b | |
Price_List.pas | Модуль, предназначенный для формирования отчета c перечнем цен | 1 059 b | |
Prodagi.pas | Модуль, предназначенный для формирования отчета о продажах | 754 b | |
Dolgniki.pas | Модуль, предназначенный для формирования отчета со списком должников | 835 b | |
Password.pas | Модуль авторизации | 860 b | |
Tarif.pas | Модуль, предназначенный для добавления, удаления и редактирования информации о тарифах | 2 766 b | |
LicevoiSchet.pas | Модуль, предназначенный для занесения средств на счет абонента | 2 330 b | |
4.2 Пакет поставки и системные требования
В пакет поставки данного программного средства входят: исполняемый файл OPERATOR. exe, исходный код программы, который представляет собой набор модулей программного средства (описанные выше), файл с данными таблиц OPERATORSOTSV. FDB и файл конфигурации Config.ini.
Минимальные системные требования: «Pentium166MHz», Операционная система — Windows 98 и выше, приложение Microsoft Office (Excel) при работе с отчетами.
Необходимый объём памяти для работы программы определяется по следующим составляющим:
— Размер исполняемого файла (1593Кb);
— Размер БД (2928Кb);
— Размер файла конфигурации (1Kb).
Таким образом, необходимый объем памяти составляет 4522Кb то есть около 5 Mb.
4.3 Описание пользовательского интерфейса
Пользовательский интерфейс очень важен для программы, так как он существенно увеличивает производительность труда, и работа пользователя становится гораздо продуктивнее.
Для запуска программы следует запустить исполняемый файл OPERATOR.exe.
4.3.1 Авторизация
После запуска приложения необходимо пройти авторизацию. Для этого нужно ввести логин и пароль.
Данную АИС будут эксплуатировать следующие группы пользователей:
1. Продавец-консультант, который будет выполнять следующие действия:
ь Подключение новых абонентов;
ь Подключать отдельные услуги;
ь Просматривать информацию об абонентах, услугах и тарифах;
ь Заносить средства на счет абонента.
2. Менеджер в свою очередь может вносить изменения в каталог услуг и тарифов.
3. Администратор — может производить все действия над базой, а так же генерировать отчеты.
Данные для входа в систему для следующих групп пользователей:
1. Администратор: логин-admin, пароль — 1
2. Менеджер: логинmeneger, пароль — 2
3. Продавец-консультант: логин — prodavec, пароль — 3
4.3.2 Главное окно программы
После входа в систему будет открываться форма, представленная на рисунке 6.
Рис. 6. «Абонентская база»
Здесь продавец — консультант добавляет новых абонентов в базу, затем заключает договор с этим абонентом. А так же возможен поиск абонента по базе.
Пример поиска абонента с фамилией Сидоров приведен на рисунке 7.
Поиск данных осуществляется через метод locate следующим образом:
procedure TForm1. PoiskButtonClick (Sender: TObject);
begin
IBQuery1.Locate ('Familiy', Edit11. Text,[loCaseInsensitive, loPartialKey]);
end;
end.
Рис. 7. «Поиск абонента»
Добавление нового абонента возможно только после заполнения всех полей. Для того что бы занести данные об абонента сначала следует нажать добавить, а затем сохранить. Пример добавления Егорова Сергея Дмитриевича представлен на рисунке 8. Код процедуры «Сохранить» имеет следующий вид:
procedure TForm1. SaveButtonClick (Sender: TObject);
begin
try
with IBQuery2 do
begin
if FNew then
SQL.Text:='execute procedure ADD_NEW_ABONENT ('+Edit1.Text+','''+Edit2.Text+''','''
+Edit3.Text+''','''+Edit4.Text+''','''+Edit5.Text+''','+Edit6.Text+','
+Edit7.Text+','''+Edit8.Text+''','''+Edit9.Text+''','''+Edit10.Text+''')'
Else
SQL.Text:='execute procedure ADD_NEW_ABONENT ('+IBQuery1.FieldByName ('Kod_abonenta').AsString+','+Edit1.Text+','''+Edit2.Text+''','''
+Edit3.Text+''','''+Edit4.Text+''','''+Edit5.Text+''','+Edit6.Text+','
+Edit7.Text+','''+Edit8.Text+''','''+Edit9.Text+''','''+Edit10.Text+''')' ;
Transaction.StartTransaction;
ExecSQL;
Transaction.Commit;
Transaction.Active:=false;
end;
IBQuery1.Close;
IBQuery1.Open;
except
on E: Exception do
Begin
if IBQuery2. Active then
IBQuery2.Transaction.Rollback;
Application.MessageBox (PChar (E.Message),'Ошибка', MB_ICONERROR);
end;
end;
Рис. 8. «Пример добавления нового абонента»
Для того, что бы изменить данные об абоненте следует выбрать поле с нужным клиентом, нажать «Изменить», затем отредактировать нужные сведения и сохранить данные.
Что бы удалить абонента из базы нужно выбрать нужное поле и нажать «Удалить». Перед тем как произойдет удаление появиться окно с запросом на удаление, представленное на рисунке 9.
Рис. 9. «Запрос на удаление поля с данными»
Код процедуры «Удалить» имеет следующий вид:
procedure TForm1. DeleteButtonClick (Sender: TObject); //удалить
begin
if Application. MessageBox ('Продолжить удаление?','Удаление', MB_ICONERROR+MB_YESNO)= IDNO then exit;
try
with IBQuery2 do
begin
SQL.Text:='delete from abonenti where kod_abonenta = '+IBQuery1.FieldByName ('Kod_abonenta').AsString;
ExecSQL;
Transaction.Commit;
Transaction.Active:=false;
end;
IBQuery1.Close;
IBQuery1.Open;
except
on E: Exception do
Begin
if IBQuery2. Active then
IBQuery2.Transaction.Rollback;
pplication.MessageBox (PChar (E.Message),'Ошибка', MB_ICONERROR);
end;
end;
end;
Для того что бы заключить договор на новое подключение следует нажать на «Заключить договор» и тогда откроется форма, представленная на рисунке 10.
Рис. 10. «Форма для заключения договора с абонентом»
Добавление, удаление, редактирование данных и поиск происходят по такому же принципу, как и в главном окне программы. Для того, что бы вывести готовый договор на экран, следует нажать «Вывести отчет». Пример шаблона отчета, сделанного в МС Excel, представлен на рисунке 11.
Для создания нового экземпляра используем следующий код:
procedure TForm1. OtchetBtn (Sender: TObject);
var
FExcel: Variant;
begin
try
FExcel := CreateOleObject ('Excel.Application');
FExcel.Visible := true;
finally
if not VarIsEmpty (FExcel) then
begin
FExcel.DisplayAlerts := false;
FExcel.Quit;
FExcel := Unassigned;
end;
end;
end;
Рис. 11. «Шаблон договора с абонентом»
После нажатия «Подключить услугу» открывается форма, представленная на рисунке 12.
Рис. 12. «Абонентские услуги»
Добавление, удаление, редактирование данных и поиск происходят по такому же принципу, как и в главном окне программы.
4.3.3 Главное меню
Для манипулирования данными над таблицами базы данных используется пункты главного меню, где представлены информативные таблицы о лицевом счете абонентов, тарифных планах и услугах. (Рис.13)
Рис. 13. «Меню»
Для просмотра списка тарифов нужно выбрать в меню «тарифы» и тогда откроется форма, представленная на рисунке 14.
Рис. 14. «Меню: Тарифные планы»
Для просмотра перечня услуг, предоставляемых оператором, следует выбрать «Услуги» в меню, откроется форма, представленная на рисунке 15.
Добавление, удаление, редактирование данных и поиск происходят по такому же принципу, как и в главном окне программы.
Рис. 15. «Меню: Услуги»
Для пополнения счета абонента оператором, следует в меню выбрать «Пополнение счета» и тогда откроется форма, представленная на рисунке 16.
Добавление, удаление, редактирование данных и поиск происходят по такому же принципу, как и в главном окне программы.
Рис. 16. «Меню: Пополнение счета»
4.3.4 «Отчетность»
Для работы с отчетами используется пункты меню «Отчетность» (Рис.17). Создание отчетов производилось при помощи компонентов генератора отчетов FastReport 5.0.
Рис. 17. «Отчетность»
Отче «Прайс-лист» представлен на рисунке 18. В данном отчете выводится информация о стоимости действующих тарифных планах.
Рис. 18. «Отчет Прайс-лист»
Отчет «Анализ продаж представлен на рисунке 19. В данном отчете выводится информация о подключенных услугах.
Рис. 19. «Отчет Анализ продаж»
Отчет «Состояние оплаты» представлен на рисунке 20. В данном отчете выводится список абонентов, на чей счет заносились средства оператором за последние 2 дня.
Рис. 20. «Отчет Состояние оплаты»
Заключение
по главе
Разработанное приложение предназначено для осуществления учёта данных о клиентах салона — магазина, предоставляющего услуги оператора сотовой связи, а так же хранение информации о тарифах и услугах оператора.
В данной базе данных предоставляется возможность поиска, добавления, удаления и редактирования данных.
Присутствует разграничение прав доступа для разных групп пользователей.
5. Обеспечение безопасности жизнедеятельности работы в салоне-магазине оператора сотовой связи
5.1 Организация автоматизированного рабочего места для сотрудников салона-магазина
Рабочее место с ПК (персональный компьютер) размещается в помещении с организованным воздухообменом.
Рабочее место с ПК по отношению к световым проемам располагается так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева
Оконные проемы в помещении оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.
Шкафы, сейфы, стеллажи располагается в подсобных помещениях.
При конструировании оборудования и организации рабочего места пользователя ПК следует обеспечить соответствие конструкции всех элементов рабочего места и их взаимного расположения эргономическим требованиям с учетом характера выполняемой пользователем деятельности, комплексности технических средств, форм организации труда и основного рабочего положения пользователя. Конструкция рабочего стола обеспечивает оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей (размер ПК, клавиатуры, и др.), характера выполняемой работы. При этом допускается использование рабочих столов различных конструкций, отвечающих современным требованиям эргономики. Конструкция рабочего стула (кресла) обеспечивает поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПК, позволяет изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления.
Экран видеомонитора находится от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 600−700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов. В помещении с ПК ежедневно проводится влажная уборка. Помещение с ПК оснащено аптечкой первой помощи и углекислотными огнетушителями. Высота рабочей поверхности стола для взрослых пользователей регулируется в пределах 680−800 мм; при отсутствии такой возможности высота рабочей поверхности стола составляет 725 мм. Модульными размерами рабочей поверхности стола для ПК, на основании которых рассчитываются конструктивные размеры, следует считать: ширину 800, 1000, 1200 и 1400 мм, глубину 800 и 1000 мм при нерегулируемой его высоте, равной 725 мм.
Рабочий стол имеет пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной — не менее 500 мм, глубиной на уровне колен — не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног — не менее 650 мм.
Рабочий стул (кресло) подъемно-поворотный и регулируемый по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а так же — расстоянию спинки от переднего края сиденья.
Конструкция его обеспечивает:
— ширину и глубину поверхности сиденья не менее 400 мм;
— поверхность сиденья с закругленным передним краем;
— регулировку высоты поверхности сиденья в пределах 400−550 мм и углам наклона вперед до 15 град. и назад до 5 град.;
— высоту опорной поверхности спинки 300±20 мм, ширину — не менее 380 мм и радиус кривизны горизонтальной плоскости — 400 мм;
— угол наклона спинки в вертикальной плоскости в пределах ±30 градусов;
— регулировку расстояния спинки от переднего края сиденья в пределах 260−400 мм;
— стационарные или съемные подлокотники длиной не менее 250 мм и шириной — 50−70 мм;
— регулировку подлокотников по высоте над сиденьем в пределах 230 ± 30 мм и внутреннего расстояния между подлокотниками в пределах 350−500 мм.
Рабочее место с ПК оснащено легко перемещаемым пюпитром для документов.
При организации рабочего места для работы на технологическом оборудовании, в состав которых входит ПК, следует предусматривать:
— пространство по глубине не менее 850 мм с учетом выступающих частей оборудования для нахождения человека-оператора;
— пространство для стоп глубиной и высотой не менее 150 мм и шириной не менее 530 мм;
— расположение устройств ввода-вывода информации, обеспечивающее оптимальную видимость экрана;
— легкую досягаемость органов ручного управления в зоне моторного поля: по высоте — 900−1300 мм, по глубине — 400−500 мм;
— расположение экрана ПК в месте рабочей зоны, обеспечивающее удобство зрительного наблюдения в вертикальной плоскости под углом ±30 градусов от нормальной линии взгляда оператора, а также удобство использования ПК (ввод-вывод информации при корректировке основных параметров технологического процесса, отладка программ и др.) одновременно с выполнением основных производственных операций (наблюдение за зоной обработки на станке с программным управлением, при обслуживании роботизированного технологического комплекса и др.);
— возможность поворота экрана ПК вокруг горизонтальной и вертикальной осей.
Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии 100−300 мм от края, обращенного к пользователю или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы.
5.2 Опасные и вредные производственные факторы, сопровождающие деятельность пользователей ПК в салоне-магазине
В процессе труда человек может подвергаться (в зависимости от характера труда) внешним воздействиям различного типа: механическим, химическим, тепловым, электрическим, электромагнитным и т. п. Человеку свойственно безболезненно переносить те или иные воздействия только до тех пор, пока они не превышают определённых уровней и продолжительности. В противном случае происходят повреждения организма, которые при достижении определённой степени квалифицируются как несчастные случаи, травмы.
Факторы производственной среды и трудового процесса делятся на вредные и опасные.
Вредные производственные факторы — факторы производственной среды и трудового процесса, воздействие которых на работающего при определённых условиях (интенсивность, длительность и др.) может вызвать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.
Вредными производственными факторами могут быть:
физические факторы:
— температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение;
— неионизирующие электромагнитные поля и излучения: электростатические поля, постоянные магнитные поля (в том числе и геомагнитное), электрические и магнитные поля промышленной частоты (50Гц), электромагнитные излучения радиочастотного диапазона, электромагнитные излучения оптического диапазона (в том числе лазерное и ультрафиолетовое);
— ионизирующие излучения;
— производственный шум, ультразвук, инфразвук;
— вибрация (локальная, общая);
— аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия;
— освещение — естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещённость, прямая и отражённая слепящая блёсткость, пульсация освещённости);
— электрически заряженные частицы воздуха — аэроионы;
Химические факторы, в том числе химические вещества по характеру воздействия на организм человека подразделяются на токсичные, раздражающие, сенсибилизирующие, канцерогенные, мутагенные, влияющие на репродуктивную функцию. По путям проникновения в организм человека они делятся на проникающие через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки;
Психофизиологические факторы: физические (статические и динамические) и нервно-психические перегрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).
Опасные производственные факторы — факторы производственной среды и трудового процесса, которые могут быть причиной травмы, острого (внезапного) заболевания или иного резкого ухудшения здоровья и смерти.
В зависимости от количественной характеристики и продолжительности воздействия отдельные вредные производственные факторы могут стать опасными.
Работники умственного труда не редко сталкиваются с воздействием опасных производственных факторов:
— повышенный уровень шума;
— повышенная или пониженная температура рабочих помещений;
— недостаточная освещенность помещения;
— электрический ток и статическое электричество;
— блики и мерцание на экране монитора;
— рентгеновское, инфракрасное и ультрафиолетовое излучение;
— токоведущие части компьютеров и принтеров;
Кроме того, работники умственного труда связаны с воздействием таких психологических факторов, как:
— умственное перенапряжение;
— напряжение слуховых и зрительных анализаторов;
— монотонность труда;
— эмоциональные перегрузки.
Воздействие указанных неблагоприятных факторов приводит к снижению трудоспособности, вызываемому развивающимся утомлением.
В настоящее время практически все работы связанные со сбором и обработкой информации на предприятии полностью автоматизированы, то есть осуществляются с использованием компьютерной техники. Для предотвращения неблагоприятного воздействия на человека вредных факторов, сопровождающих работы с компьютером и для соответствующей организации рабочего места существует ряд требований к:
— освещению помещений;
— шуму и вибрации производственного оборудования;
— микроклимату производственных помещений;
— электромагнитному излучению;
— электробезопасности;
— пожарной безопасности;
Типичными ощущениями, испытываемыми работниками к концу рабочего дня, являются:
— головная боль;
— резь в глазах;
— тянущие боли в мышцах шеи, рук и спины;
— зуд кожи на лице и т. д.
Испытываемые день за днём они могут привести к мигреням, частичной потере зрения, сколиозу, тремору рук, кожным воспалениям и другим нежелательным последствиям.
Профессиональные пользователи ПК должны проходить обязательные предварительные (при приёме на работу) и периодические медицинские осмотры.
К непосредственной работе с компьютером допускаются лица, не имеющие медицинских противопоказаний. Женщины со времени установления беременности и в период кормления ребёнка грудью к выполнению всех видов работ, связанных с использованием ПК не допускаются.
5.3 Способы защиты персонала салона-магазина от производственных вредностей
К средствам защиты персонала от производственных вредностей относятся мероприятия, обеспечивающие снижение профзаболеваний и травматизма.
В помещениях, оборудованных ПК ежедневно проводится влажная уборка и систематическое проветривание после каждого часа работы на ПК.
Уровень шума в помещениях снижают, используя звукопоглощающие материалы с максимальным коэффициентом звукопоглощения в области частот 63−8000 Гц (для отделки помещений). Дополнительным звукопоглощением обладают однотонные занавеси из плотной ткани, гармонирующие с окраской стен и подвешенных в складку на расстоянии 15−20 см от ограждения. Ширина занавеси должна быть в 2 раза больше ширины окна.
Для обеспечения нормируемых значений освещенности в помещениях для использования ПК следует проводить чистку стекол оконных рам и светильников не реже двух раз в год и проводить своевременную замену перегоревших ламп.
Уровни положительных и отрицательных аэроионов в воздухе помещений, где расположены ПК, соответствуют действующим санитарно-эпидемиологическим нормативам. При длительной работе нескольких ПК в замкнутом помещении происходит накопление положительно заряженных аэроионов. Для увеличения концентрации отрицательных аэроионов и снижения положительных, эффективно устанавливать в офисе приборы ионизаторы (аналоги люстры Чижевского), а также современные системы кондиционирования и увлажнения воздуха.
Следует также сделать рабочее место более удобным для пользователя, создав тем самым как физиологический так и психологический комфорт. Результатом данных действий будет незамедлительное увеличение производительности труда работников.
Для защиты от поражения электрическим током используют следующее:
— исправная изоляция и применение двойной изоляции для большей защиты;
— ограждение токоведущих частей оборудования с предупредительными надписями;
— защитное заземление и «зануление» оборудования;
— защитное отключение оборудования;
— организация безопасной работы электрооборудования.
Наряду с применением технических методов и средств электробезопасности большое значение для снижения электротравматизма имеет четкая организация эксплуатации электроустановок и электросетей, профессиональная подготовка работников, сознательная производственная и трудовая дисциплина.
Проектируемая АИС «Оператор» поможет повысить эффективность работы благодаря следующим факторам:
— снижение психоэмоциональной нагрузки на персонал, появление времени для выполнения других работ;
— снижение вероятности ошибок в работе;
— уменьшение времени на подготовку отчётной документации;
— повышение эффективности использования документов (электронный вариант);
5.4 Автотехнический расчет освещения в салоне-магазине, предоставляющего услуги оператора сотовой связи
Рассчитать освещенность помещения можно при помощи коэффициента использования.
Ф=E*S*z*k/N*з
— это основная формула расчета, где:
Е — заданная минимальная освещенность, лк (люкс);
S — площадь помещения, мІ;
N — число светильников;
з — коэффициент использования;
z=Еср/Емин
— характеризует неравномерность освещения и составляет 1,15 для ламп накаливания; 1,1 для люминесцентных ламп. Для компакт-ламп, галогеновых или светодиодных можно принять также равным 1,1.
Ф — световой поток, лм (люмен),
k — коэффициент запаса, учитывающий уменьшение светового потока лампы вследствие ее старения, запыленности и т. д.
Тоже можно найти в нормативах.
Обычно для люминесцентных ламп он равен 1,5.
Для ламп накаливания — 1,3.
Однако расчеты освещенности помещения в данной выпускной квалификационной работе проводились в онлайн калькуляторе «АСТЗ» (рис. 21).
Рис. 21. «Онлайн калькулятор АСТЗ»
При общей площади салона — магазина, равной 64 м2, высоте рабочей поверхности в 80 см и при использовании светодиодных источников выяснилось, что требуемое количество светильников составляет 56 шт.
Для расчета мощности освещенности используем htf — калькулятор (Рис. 22).
Рис. 22. «Внешний вид htf — калькулятора»
При использовании светодиодных ламп и при ярком уровне света рекомендуемая мощность составила 128 Вт.
Требования к освещению на рабочих местах, оборудованных ПК: Освещенность на рабочем столе: 300−500 лк
— Освещенность на экране ПЭВМ: не выше 300лк
— Блики на экране: не выше 40 кд/мІ
— Прямая блёскость источника света: 200 кд/мІ
— Показатель ослеплённости: не более 20
— Показатель дискомфорта: не более 15
Отношение яркости
— между рабочими поверхностями: 3:1−5:1
— между поверхностями стен и оборудования: 10:1
Коэффициент пульсации: не более 5%.
Заключение
по главе
Внедрение АИС «Оператор» в салоне-магазине по предоставлению услуг оператора сотовой связи дает следующие преимущества по охране труда:
— сократилось время составления отчетов, так как нет необходимости обрабатывать большое количество информации (для составления отчетов нужно задать всего несколько параметров);
— отпадает необходимость работы с бумагой (распечатываются только необходимые документы и, как результат, рабочие места сотрудников меньше захламлены;
— поиск нужных документов, необходимой информации требует минимума времени и, как результат, снижаются психологические нагрузки.
Заключение
В результате выполнения выпускной квалификационной работы была создана автоматизированная информационная система по управлению услугами оператора телефонной связи. Этот программный продукт представляет собой информационную базу, которую очень удобно использовать при регистрации договора об оказании услуг связи.
Разработанный программный продукт выполняет следующие основные функции:
— хранение полной информации об абонентах, тарифных планах, услугах и заключенных договорах об оказании услуг связи;
— обеспечение возможности ввода, удаления и редактирования данных;
— возможность быстрого поиска абонента;
— возможность быстро зарегистрировать договор с абонентом;
— отображение результаты заключения договора в виде отчета;
— обеспечение защиты от несанкционированного входа.
Создание данной АИС поспособствует
— повышению эффективности работы салона-магазина по оказанию услуг оператора телефонной связи;
— уменьшению затрат на многократные операции обновления избыточных копий и устранение возможности возникновения противоречий из-за хранения в разных местах сведений об одном и том же объекте;
— увеличение степени достоверности информации и увеличение скорости обработки информации;
— исключает повторное внесение одной и той же информации в различные промежуточные документы.
Так же в процессе выполнения выпускной квалификационной работы были рассмотрены вопросы, касающиеся безопасности жизнедеятельности работы сотрудников в салоне-магазине по оказанию услуг оператора сотовой, были произведены расчеты освещения в салоне-магазине, а так же рассмотрены способы защиты персонала от вредных производственных факторов.
Список используемых источников
1. Михайлов П. FireBird серый кардинал на рынке СУБД: [Электронный ресурс] / П. Михайлов. — режим доступа:
http://www.osp.ru/pcworld/2008/06/5 368 237/
2. Павлов А. Н. Эволюция Firebird и Interbase: [Электронный ресурс] / А. Н. Павлов. — режим доступа: http://firebird3-sql.blogspot.ru/
3. Аненков И. Установка InterBase и Firebird: [Электронный ресурс] / И. Аненков. — Режим доступа: http://articles.org.ru/cn/showdetail.php?cid=9311
4. Самойлова В. С. Знакомство с СУБД Firebird / Самойлова В. С. Попов И.Н. // компьютерная газета. — 2013. — № 3. — С. 3−5
5. Культин Н. Программирование в Delphi 2010: Самоучитель / Н. Культин. — СПб.: БХВ, 2010 — 448 стр.
6. Фленов М. Delphi. Профессиональное программирование: [Электронный ресурс] / М. Фленов — режим доступа:
http://www.flenov.info/blog.php?catid=1512
7. Осипов, Д. Базы данных и Delphi. Теория и практика: учебник / Д. Осипов. — СПб.: BHV, 2011 — 752 с
8. Пучкова Д. М. Обзор современных СУБД, веб-серверов, языков написания сценариев. [Электронный ресурс] / Пучкова Д. М. — режим доступа: http://wiki-bi.com/lib/exe/fetch.php/ит-термины/013.pdf
9. Нововведения в FastReport VCL 5 [Электронный ресурс] / режим доступа: http://www.fast-report.com/ru/product/fast-report-vcl-5/
10. Цыбульникова И. Fast Report. Наследование на практике [Электронный ресурс] / И Цыбульникова. — режим доступа:
http://www.delphiplus.org/articles/components/inheritance_in_fastreport_practice/index.html
11. Нормативные требования к освещению рабочих мест (СанПиН и СНиП) [Электронный ресурс] / режим доступа:
http://ньюлайт.рф/index.php/stati/47-statinormdoc
12. Методические указания по написанию выпускной квалификационной работы М.: РГСУ, 2013. — 69 с.
13. Г. Н. Калянов Моделирование потоков данных (процессов) [Электронный ресурс] / Калянов Г. Н. — режим доступа: http://www.info-system.ru/designing/methodology/dfd/dfd_theory_dfd.html.
14. Ю. А Зеленков Реляционная модель данных [Электронный ресурс] / Зеленков Ю. А. — режим доступа:
http://elib.sfu-kras.ru/bitstream/2311/1391/1/m_RDB.pdf.
15. Server 2008 Express [Электронный ресурс] / режим доступа:
http://www.microsoft.com/sqlserver/2008/ru/ru/express.aspx
16. Аникеев С. В. Разработка приложений и баз данных в Delphi: самоучитель / С. В. Аникеев, А. М. Маркин. — М.: Диалог мифи, 2013. — 160 с.
17. Борри Х. Firebird. Руководство разработчика баз данных: учебник/ Х. Борри. — Спб.: BHV, 2007. — 1104 с.
18. ГОСТ Р 50 923−96 Дисплеи. Рабочее место оператора. Общие эргономические требования и требования к производственной среде. Методы измерения.
19. ГОСТ 12.0.003−74. ССБТ Опасные и вредные факторы. Классификация.
20. Шлендер П. Э. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / под ред. проф. П. Э. Шлендера. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Вузовский учебник 2010. — 437 с.