Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Функционирование имен собственных в поэтическом тексте

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Возросший интерес к изучению собственных имен в художественных текстах объясняется расширением исследований в сфере общей и частной поэтики, стилистики, языка художественной литературы, лингвистики текста. Длительное время поэтическая ономастика интересовала исследователей как прикладная дисциплина, востребованная, как правило, при публикации различных комментариев к художественным текстам, при… Читать ещё >

Функционирование имен собственных в поэтическом тексте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ономастика как лингвистическая наука изучает основные закономерности истории, развития и функционирования имен собственных. Обладая своим материалом и методикой изучения его, ономастика не может не быть самостоятельной дисциплиной. И поскольку она возникла на стыке наук, она отличается комплексностью предмета исследования.

Как отмечает А. В. Суперанская, специфика изучаемого предмета состоит в том, «что лингвистический в своей основе, он включает также этнографический, исторический, социологический, литературоведческий компоненты, которые помогают лингвисту выделить специфику именуемых объектов и традиции, связанные с их именованием». Кроме того, в ономастических исследованиях используются данные археологии, истории, материальной и духовной культуры, теологии, биологии психологии, философии, логики и т. д. Все это выводит ономастическую проблематику за рамки лингвистики и придает самостоятельность комплексу составляющих ее компонентов.

Исследованию функционирования имен собственных в поэтическом тексте посвящены также работы Пузырева А. В., Михайлова В. Н., Фоняковой О. И., Карпенко Ю. А., Карпенко, Бумтян Л. М., Магазинник Э. Б. и др. Они направлены, главным образом, на влияние функций имен собственных в пространстве художественного текста.

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью расширения исследовательской базы поэтической и прозаической ономастики, причем не только за счет обращения к классикам жанра, но и к писателям второй половины 20 века.

Объектом нашего исследования стали имена собственные в поэзии и в прозе волгоградской писательницы Маргариты Агашиной, Целью нашей работы и является описание имен собственных как элементов идиостиля М Агашиной. Для достижения этой цели следует решить следующие задачи:

1. Собрать ономастический материал для исследования. 2. Выявить, онимы каких классов включаются в ономастическое пространство поэзии М Агашиной.

3. Изучить специфику использования имен собственных, отражающую особенности авторского стиля. Источником для сбора материала послужили сборник стихов М Агашиной «Избранная лирика» Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1969

Сбор материала для исследования проводился путем сплошной выборки имен собственных из текстов стихотворений. В результате нами создана эмпирическая база исследования в количестве 259 языковых единиц в 333 словоупотреблении. Для анализа собранного ономастического материала мы использовали последовательно описательный и стилистический методы исследования. Описательный метод предполагает «четкое представление об избранном предмете изучения, последовательность описания, систематизацию, группировки или классификации, характеристику материала в соответствии с поставленной исследовательской задачей» [Бондалетов В.Д., 1983, с. 38]. Стилистический метод в работе позволил нам показать особенности отбора и употребления собственных имен в поэзии М. Агашиной и выявить их роль в построении художественного образа.

Глава 1. Понятие об ономастике Формирование ономастики как самостоятельной научной дисциплины о собственных именах активизировалось во второй половине ХХ века. Были намечены основные закономерности истории развития и функционирования собственных имен, обоснованы принципы их классификации, определена роль языковых и социальных факторов при формировании ономастической системы, уточнены методы ономастических исследований, обоснованы прикладные проблемы ономастики и т. д. (1).

Теоретический и практический интерес представляет изучение функций собственных имен в художественной литературе. Раздел ономастики, который занимается изучением специфики онимов в художественных текстах, выделился в самостоятельную научную дисциплину, которую называют литературной, или поэтической ономастикой. Если до 1960 года библиография по поэтической ономастике исчислялась десятком научных исследований и многочисленными фрагментарными заметками о поэтике собственных имен, в основном на страницах литературоведческих работ, то в настоящее время только на русском языке опубликовано свыше 1700 специальных книг, сборников, журнальных статей, защищены десятки кандидатских и докторских диссертаций.

Возросший интерес к изучению собственных имен в художественных текстах объясняется расширением исследований в сфере общей и частной поэтики, стилистики, языка художественной литературы, лингвистики текста. Длительное время поэтическая ономастика интересовала исследователей как прикладная дисциплина, востребованная, как правило, при публикации различных комментариев к художественным текстам, при составлении словарей собственных имен к художественным произведениям (2). Между тем, проблема изучения собственных имен в художественных текстах актуализировалась и стала пониматься шире и глубже указанных выше прикладных задач. Академик В. В. Виноградов в свое время справедливо отмечал, что «вопрос о подборе имен, фамилий, прозвищ в художественной литературе, о структурных их своеобразиях в разных жанрах и стилях, об их образцах, характеристических функциях и т. п. не может быть иллюстрирован немногими примерами. Это очень большая и сложная тема стилистики художественной литературы» (3).

На современном этапе поэтическая ономастика рассматривается как самостоятельная научная дисциплина со своим объектом исследования и собственными методами анализа, которая развивается в тесной связи с общей лексикологией, семиотикой, стилистикой, поэтикой и лингвистикой текста в широком аспекте.

Имена собственные используются для обозначения широкого и разнообразного круга предметов, явлений и понятий. Ономастическое пространство может быть разделено па своеобразные секторы, внутри которых выделяют отдельные зоны или поля. «Поле» в ономастике — «часть ономастического пространства, содержащая онимы определенного вида». [Суперанская А.В., 1973, с.281]. Такое деление необходимо потому, что все ономастическое пространство трудно обозримо. В нем могут быть выделены антропонимия, топонимия, зоонимия, фитонимия, мифонимия, астронимия, хрононимия, хрематонимия и т. д. Каждый из выделяемых классов онимов качественно неоднороден. Так, например, антропонимы (именования людей) могут быть индивидуальными: личное имя, отчество, фамилия и групповыми, которые включают в себя родовые, семейные и династические имена. Среди топонимов выделяют гидронимы (именования водных объектов), ойконимы (названия населенных пунктов), оронимы (названия элементов земной поверхности), урбанонимы (названия внутригородских объектов). А в состав мифонимов, которые представляют собой своеобразный сектор ономастического пространства, входят именования людей, животных, растений, народов, географических и космографических объектов, различных предметов, в действительности никогда не существовавших, а известных нам из сказок и мифов, созданных фантазией человека.

Сегодня имена собственные представляют собой своеобразную лексико-грамматическую категорию, которую можно исследовать в разных аспектах: в языке и речи, в диалектной и литературной сферах. За последнее время особенно усилился интерес к специфике ономастики разных родов литературы эпического, драматического, лирического. Это связано с тем, что собственные имена в художественном тесте имеют свою специфику. Подобно другим средствам языка, собственные имена, будучи использованными в контексте художественного произведения, начинают жить и восприниматься в «сложной и глубокой образной перспективе-перспективе художественного целого». Каждый из писателей употребляет собственные имена в соответствии со своим творческим методом и конкретными идейно-художественными задачами, стоящими в том или ином произведении. «На употреблении имен лежит печать определенной эпохи, литературного направления. классовой позиции автора. Одно и то же имя может служить разным целям». Михайлов В. Н., 196б, с.54]

Ономастическое пространство можно определить как «сумму имен собственных, употребляющихся в языке данного народа в определенный исторический период для именования реальных, гипотетических и фантастических объектов с учетом ограничения объема этого пространства заданными исследователем рамками отбора фактического материала» .

По отношению к художественному произведению, понятие «ономастическое пространство» представляет собой объединение всех онимов, которые используются автором для решения самых разных художественно-изобразительных и стилистических задач.

В нашей работе этот термин используется для обозначения комплекса собственных наименований разных кланов, включенных к лирику М. Агашиной как ее неотъемлемый компонент.

Поэтесса Маргарита Агашина прожила в Волгограде более полувека. Большое место в ее творчестве занимают стихи о войне, о великом подвиге нашего народа. Во время войны она сама работала в госпитале, который был организован в школе. «Мы, старшеклассницы, там дежурили — и в палатах, и в перевязочных, полы мыли, раненных на вокзале встречали, бинты стирали.»

Настоящая известность пришла к Маргарите Агашиной после исполнения Людмилой Зыкиной песни «Растет в Волгограде березка» на ее стихи.

Творчество Маргариты Агашиной получило заслуженное призвание и стало неотъемлемой частью нашей культуры. Многие стихи, положенные на музыку композитором Григорием Понамаренко, стали поистине народными Глава 2. Ономастическое пространство М. Агашиной

2.1 Классификация имён собственных в сборнике ономастический поэзия агашина топоним Ономастическое пространство сборников «Избранная лирика», и прозаических текстов М. К. Агашиной сталинградского / волгоградского периода ее творчества можно классифицировать следующим образом:

Таблица 1

Оним

Количество

Примеры

Антропонимы

Варя, Тоня (баба Тоня), Юрка, Марья (тетка Марья), Аленушка, Антонина Михайловна (Антонин Михална),

Реалионимы

Аленка Агашина. Зыкина, Фидель, Чуйков, Лобачёв, Мизин, Володя Мавродиев, Татьяна Брыксина, Татьяна Батурина, Окунев, Луконин, Бунеев, Витька

Топонимы:

Ойконимы (астионимы)

Волгоград, Сталинград, Россия (Русь), Москва, Берлин, Быково (Быков хуторов), Ветлуга, Старая Русса, Песковатка, «Красная Новь», «Новый Север», Болдино, Нехаево, Алексиково, Урюпинск, Жирновск, Суровикино, Чернышки

Хоронимы

Поволжье, Притамбовье, Корея

Урбонимы

Аллея Героев, Мамаев курган, Вечный огонь, улица Советская, площадь Павших борцов, Солдатское поле, Вторая Продольная, площадь Ленина

Гидронимы

Волга, Сухая Мечетка, Дон, Медведица, Хопер, Торгун, Тишанка

Эргонимы

" Волгоградка", «Тракторный» завод, Гидрострой

Итого

2.2 Использование топонимов в творчестве М. Агашиной Маргарита Агашина, как никто другой, умела произносить в стихах свое собственное «я». Главным в творчестве М. Агашиной, во всех ее книгах, является нравственность и правда чувства. Ее прозаической стилистике свойственны те же ясность и простота, что и в поэзии. Никакого надуманного психологизма, выводов, умозаключений она себе не позволяет. От этого эффект еще острее, ведь речь идет о людях знакомых и близких не только ей, но огромному количеству потенциальных читателей. И еще одна агашинская особенность — используя собственные имена, она до мельчайших подробностей описывает детали пятидесятилетней давности, что создает эффект присутствия на месте события.

Использование собственных имен в творчестве М. Агашиной проявляется в виде двух тенденций: а) в переходе от общего к единичному при отражении объекта, б) в использовании общекультурной универсалии, основанной на оппозиции «свой — чужой» с доминированием элемента «свой». Реализация этих стратегий автором осуществляется разными способами, на которых остановимся подробнее.

1. Использование региональных наименований — топонимов, известных жителям нашего края. Наиболее частотными являются топонимы, называющие областной центр и их производные: Сталинград, Волга, сталинградский, Волгоград, волгоградский. Например:

1) Пионеру корейского города Кэсона Ген Му Ену и дочке моей — сталинградке Алёнке Агашиной.

Сейчас у нас в Сталинграде — поздний вечер.

Велика Сталинградская область. Далеко от Сталинграда до Нехаева.

Наши цветоводы делают великое дело, буквально заливая цветами волгоградские аллеи, бульвары, сады.

Вы идёте и думаете: так и должно быть, ведь это не просто город, это — Волгоград.

И только мы, волгоградцы, да ещё туристы с теплоходов приносим

нашим солдатам бумажные венки.

2) Горит на земле Волгограда

Вечный огонь солдатский —

Вечная слава тем,

Кем фашизм, покоривший Европу,

Был остановлен здесь.

Ты — волгоградский мальчишка.

Сын солдата,

Сын Сталинграда,

Активно используются также наименования региональных поселений, значимых для истории нашего края и для судеб его жителей: Нехаево, Урюпинск, Алексиково, Жирновск и др:

1) Далеко от Сталинграда до Нехаева. Можно поездом до Алексикова, потом — на Урюпинск, а там ещё автобусом.

Однажды мы с ним и с П.Г. Бунеевым, которого мы оба очень любили, ездили в Жирновск выступать — от нашего бюро пропаганды, по путёвкам.

В один из таких страдных дней наша редакционная " Волга" застряла в низине где-то между Суровикином и Чернышками.

2) Далека деревня Песковатка,

вся как есть засыпана песком.

Подобные топонимы употребляются только в прямом значении и используются для описания историй, значимых для автора и жителей нашего региона.

2. Использование прецедентных наименований — наименований, ставших символами нашего края, а также имен людей, прославивших его:

1) Мамаев курган, ГЭС, аллея Героев, площадь Павших борцов, улица Советская, Тракторный завод и др.:

… вырос новый дом на Советской улице в Сталинграде…

Тогда я взяла у себя дома пятьдесят осколков с Мамаева кургана, которые летом собирали мы там с моими ребятами.

Потом огромный автобус повёз нас на Курган, не как всех — с подножья идти, а по Второй Продольной и — к фонтану, где бюст, т. е. поясной портрет Чуйкова с автоматом.

Но на аллее Героев попалась нам навстречу весёлая машина-поливалка.

На площади Павших борцов выступили из темноты заснеженные деревья.

Есть у нас на Тракторном речка Сухая Мечетка, а возле неё — детский дом.

И погоданепогода, а каждый год, чуть застучат, застрекочут в степи первые комбайны, за Дон и за Волгу, за Медведицу и Хопёр, за палласовскую речку Торгун и за нехаевскую Тишанку…

Привыкали мы к Гидрострою, конечно, каждый по-своему.

Однажды в этот день мы — несколько взрослых женщин — ездили на Солдатское поле.

2) В свой срок —

не поздно и не рано —

придёт зима,

замрёт земля.

И ты

к Мамаеву кургану

придёшь

второго февраля

Таким образом, в текстах М. К. Агашиной, возможно, более часто, чем у других региональных писателей, воспроизводятся наименования различных уголков нашего города и области.

3. Использование топонимов «Родина», «Россия», «Русь» и их дериватов, реализующих глубинный культурный смысл «свое», «родное» при восприятии общих значений слов:

Да и что было опровергать, если они все вместе весело смеялись и играли в снежки на самой главной, самой дорогой площади своего города!

Уходили в чужие края воины и первопроходцы — горсть родимой земли в платках уносили.

И теперь это место Рыкуновым — как родная могила.

И теперь она считает родными братишками и сестрёнками всех детей, которых война осиротила.

До чего ж велика ты, Родина!

Волгоградское как родное, противопоставляется всему другому (чужому) пространству, находящемуся за его пределами:

Москву ни вздохом не унижу!

Мы все ей с юности верны.

Москва — она в разлуке ближе,

Да и видней со стороны.

…Спасибо, город мой, на этом:

Что ты не слушаешь молвы

И веришь мне, как тем поэтам

Героя-города Москвы.

Ты мне — награда, и заданье,

И партбилет, и зов " В ружьё!" ,

Моё последнее свиданье,

Мой хлеб и Болдино моё.

Названия водных объектов — гидронимы — в творчестве М. Агашиной представлены следующими языковыми единицами: Волга, Сухая Мечетка, Дон, Медведица, Хопер, Торгун, Тишанка.

Волга для Агашиной — главная река России. Даже слёзы у поэта текут не ручьями, а Волгами:

Уж коли так, то пусть ;

горьки и долги ;

Берут исток у этих грустных глаз Не два ручья ;

две будущие Волги, Вдоль щек твоих бегущие сейчас.

4. Использование эргонимов, именующих объекты, значимые для истории нашего края:

Но тревожно и сладко

В той далекой весне.

Раньше всех, " Волгоградка" ,

Ты поверила мне.

Стала первой трибуной,

Подсказала пути,

Сталинградские струны

Натянула в груди!

Рядом с вокзалом высится многоэтажный Дом печати. Он построен также в восьмидесятых, но до того, как он был сдан, редакция газеты «Волгоградская правда», издательство и типография располагались в соседнем четырехэтажном здании на Привокзальной площади. Именно об этом здании у Агашиной сохранилось немало тёплых воспоминаний, ведь именно «Волгоградская правда» в далеких пятидесятых (тогда она, конечно, была «Сталинградской правдой») поддержала Агашину, печатала её стихи, по заданию газеты Маргарита Константиновна ездила по области — встречаться с хлеборобами, механизаторами, доярками, читать свои стихи:

И именно об этом здании думала поэтесса, создавая горькое стихотворение «У смерти тоже есть свои порядки», где есть строка: «Меня положат в зале „Волгоградки“ …»

Таким образом, все топонимы, включенные в онимическое пространство творчества М. Агашиной, придают ее языку сталинградского / волгоградского периода региональные черты.

2.3 Использование антропонимов в творчестве М. Агашиной Антропонимы, входящие в творчество М. Агашиной, условно можно разделить на на «воплощенные» и «невоплощенные» имена.

" Воплощенными" называем имена, фамилиями реальных, известных личностей:

— народной артистки Советского союза Зыкина (Ах, бабье лето — слёзы на полсвета);

— политического деятеля Фидель (Витька — Фидель);

— волгоградских поэтов: Лобачёв, Мизин, Володя Мавродиев, Татьяна Брыксина, Татьяна Батурина, Окунев, Луконин, Бунеев;

— героя Великой Отечественной войны Чуйков

Приведённый список свидетельствует, что большинство антропонимов у Маргариты Агашиной представлены фамилией. Вероятно, это объясняется тем, что именно фамилия является визитной карточкой человека. Обозначенные фамилиями исторические личности практически никогда не являются лирическими героями стихотворений, а используются поэтом в качестве автобиографической скрепы:

Так что гадать: что не было, что было,

Надеяться: что было, так пройдёт,

Когда о том, что я тебя любила

На всю Россию Зыкина поёт!

Использование М. Агашиной имени политического деятеля Фиделя Кастро также носит автобиографический характер. В нем и материнская любовь, и материнская надежда, и семейная история. Когда в семье М. Агашиной и В. Урина ждали рождения сына, вся страна с восхищением следила за подвигами героя кубинской революции Фиделя Кастро. Этим и объясняется желание отца дать сыну имя прославленного героя.

Но Витькина мама,

Как все однолюбы,

Верна и упряма была,

Устало разжала

Счастливые губы,

Вздохнула, сказала:

— Да здравствует Куба! —

И —

Витькой сынка назвала!

Для счастливой матери важнее, чтобы в сыне, обычном волгоградском мальчишке, продолжалось все то, о чем мечтал его отец, романтик и выдумщик.

Образ малой родины в творчестве М. Агашиной неотделимо связан с именами товарищей по литературному цеху. Во втором томе Собрания сочинений она часто упоминает имена волгоградских поэтов:

1)Он [Михаил Луконин] был, есть и навсегда останется Главным Поэтом нашего города.

2) Однажды в этот день мы — несколько взрослых женщин — ездили на Солдатское поле.

Перебрала всех — от Лобачёва и Мизина до Володи Мавродиева и до обеих наших Татьян — Брыксиной и Батуриной — нет, ни с кем не ссорилась! Но с Окуневым…

Сектор «воплощенных имен» включает в себя 14 онимов. Это подтверждает значимость имен реальных личностей в поэзии и необходимость их включения в творческий ономастикон. Группа «невоплощенных» имен, куда мы относим антропонимы, взятые Агашиной для наименования придуманных ею персонажей, значительно отличается от предыдущей в количественном отношении. Она представлена 6 онимами, в основном однословными (выраженными личным именем). Один оним является двусловным, представляет совокупность имени и отчества.

Личные имена у Агашиной представлены в разных формах:

1. Личное имя в официальной форме — Марья.

2. Личное имя в неофициальной форме:

а) гипокористическое имя, имеющее сокращенную форму основы или одну полную основу вместо двухсловной формы: Варя, Тоня (баба Тоня);

б) Квалитативное имя — «со значением любой субъективной оценки, образованное от полной или сокращенной основы»: Юрка, Аленушка.

Одна языковая единица представлена двухсловной моделью в разговорном словоупотреблении — Антонин Михална.

Данные модели можно отнести к «невоплощенным именам лишь условно. Возможно предположить, что автору были известны прототипы персонажей стихотворений. Но для многочисленных читателей становится неважным, существовали ли эти люди в действительности. Они воспринимают их только как некие образы, собирающие в себе черты, характерные для многих людей. Так, в стихотворении «Юрка» отразилась судьба мальчишек, чье детство пришлось на суровые военные годы: «хлеб не вволю, сахар не всегда». Отец у мальчика погиб под Сталинградом, а мать привела в дом отчима. Этого предательства, внешнего благополучия сын не может простить матери. Между двумя близкими людьми растет стена отчуждения. Стал «суровей», «скрытней» — этими прилагательными в сравнительной степени поэтесса характеризует взросление Юрки. Несмотря на это, у подростка живая душа: заметив, что мать тайком плачет по ночам, он в этот момент понимает:

Ей жилось несладко!

Может, она помощи ждала!..

Первая

Решительная складка

Юркин лоб в ту ночь пересекла.

Финал стихотворения остается открытым: заплаканная мать Юрки стоит у школьного порога, и не знает, что ей делать дальше:

И куда пойдет?

Кому расскажет? —

Юрка

Отбивается

От рук…

Символично многоточие в конце стихотворения. Каждый читатель вправе сам сделать вывод о дальнейшей судьбе героев. Использование «невоплощенных» усиливает реалистичность образов стихотворений М. Агашиной, выражает отношение автора к их нравственному облику.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой