Влияние Транссибирской магистрали на социокультурное и экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока
Капитализация сибирской деревни сдерживалась узостью внутреннего рынка, отдаленностью от промышленных районов страны, слабостью транспортной инфраструктуры. Ситуация стала меняться после проведения Транссибирской магистрали и особенно в результате Столыпинской аграрной реформы, когда резко возрос поток переселенцев. Стремительно шло освоение новых земель. Уже в 1907 г. на казенных землях Томской… Читать ещё >
Влияние Транссибирской магистрали на социокультурное и экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Введение Влияние транссибирской магистрали на социокультурное и экономическое развитие Сибири и Дальнего востока Заключение Библиографический список
Введение
Сооружение Транссибирской магистрали было одним из наиболее значительных событий в истории России рубежа XIX—XX вв.еков. Первые проекты строительства дороги появились еще в 30-е годы XIX в., но практический толчок к началу сооружения магистрали дал император Александр III. В 1886 г. он приказал «представить соображения» по поводу подготовки к строительству стального полотна.
Уже в 1887 г. под руководством инженеров Н. П. Меженинова, О. П. Вяземского и А. И. Урсати были организованы три экспедиции для изыскания трассы Среднесибирской, Забайкальской и Южно-Уссурийской железных дорог, которые к 90-м годам XIX в. в основном завершили свою работу. В начале 1891 г. был создан Комитет по сооружению Сибирской железной дороги, который в феврале 1891 г. признал возможным начать работы по сооружению Великого Сибирского пути одновременно с двух сторон — от Челябинска и Владивостока.
Влияние транссибирской магистрали на развитие Сибири Строительство магистрали существенно повлияло на демографическую ситуацию в крае. Заметно вырос поток переселенцев в Сибирь. Только в Томскую губернию в 1901;1913 гг. прибывало ежегодно по 80 с лишним тысяч человек. С 1897 по 1917 гг. прирост населения губернии составил 240%. С 1905 по 1917 гг. численность населения Кузнецкого и Мариинского уездов возросла почти вдвое (Нагнибеда, 1917, 2; Памятная книжка, 1915, 4).
Со строительством дороги стал меняться принцип расселения. Если ранее население селилось по р. Оби, ее притокам и по линии Московского тракта, то теперь оно стало концентрироваться вдоль основной железнодорожной магистрали и вдоль железнодорожных ответвлений, построенных накануне первой мировой войны. В зоне железной дороги плотность населения на 1 квадратную версту достигала 5,4 человека вместо 3,5 по губернии.
На рубеже XIX—XX вв. после строительства Транссибирской магистрали ускорилась индустриализация Сибири, которая шла параллельно с промышленным переворотом в догоняющих отраслях экономики и первоначальным накоплением в аграрной сфере. Возрос приток капитала и рабочей силы из Европейской России, началось проникновение в регион иностранного капитала. За период с 1896 по 1914 гг. в Сибири было основано 234 предприятия, большинство из которых являлось фабриками.
К началу ХХ в. Сибирь оставалась поставщиком сырья. Во второй половине XIX — начале ХХ в. главной целью государства и капитала в Сибири являлось производство продукции сельского хозяйства. В аграрном секторе было занято до 90% населения. На развитие сибирского сельского хозяйства существенное влияние оказали такие факторы, как отсутствие помещичьего землевладения, наличие свободных земель, массовое переселение крестьян из Центральной России, и хотя развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве Сибири шло более быстрыми темпами, чем в центре, здесь вплоть до 1917 г. сохранялись пережитки государственного феодализма, в основе которых лежало государственное и кабинетское землевладение.
Сельское хозяйство Сибири специализировалось на зерновом земледелии и мясомолочном скотоводстве, 4/5 сибирских крестьян занимались преимущественно земледелием. Землепользование в Сибири сохраняло общинно-захватный характер, господствовала залежная система с двухпольным или трехпольным севооборотом, в пригородах развивалось огородничество. Скотоводство в большинстве районов имело вспомогательный характер. Сельское население также занималось охотой, рыболовством, сбором кедровых орехов, ягод. По сравнению с населением центральной части страны, у сибирского крестьянства было больше возможностей вести свое хозяйство по фермерскому пути.
Капитализация сибирской деревни сдерживалась узостью внутреннего рынка, отдаленностью от промышленных районов страны, слабостью транспортной инфраструктуры. Ситуация стала меняться после проведения Транссибирской магистрали и особенно в результате Столыпинской аграрной реформы, когда резко возрос поток переселенцев. Стремительно шло освоение новых земель. Уже в 1907 г. на казенных землях Томской губернии было образовано 240 переселенческих участков, под которые было использовано 910 тыс. десятин земли. С 1905 до 1914 г. посевные площади в губернии увеличились на 83% (до 3,3 млн. десятин). В Кузнецком и Мариинском уездах показатель был заметно выше среднего по губернии — там с 1909 по 1914 г. посевная площадь увеличилась почти вдвое. В эти же годы расширение посевных площадей 50 губерний на Западе от Урала едва достигало 7%.
Магистраль обеспечила доступ переселенцев в земледельческие районы и выход продуктов земледелия на рынки сбыта. Это оказало влияние не только на темпы роста сельскохозяйственного производства, но и на изменение структуры посевов. Яровая пшеница заметно потеснила яровую рожь. Сибирское полеводство получило зерновое направление, что привело к расширению распашки земли под пшеницу, а 80% земледельцев Томской губернии строили свой бюджет исключительно на продаже хлеба, что до предела обостряло проблему его реализации, увеличивало зависимость сельского хозяйства от транспорта и повышало экономическую роль магистрали.
Структурные изменения произошли и в промышленности Сибири. Горнодобывающие отрасли, ранее доминировавшие, стали уступать ведущие позиции обрабатывающим отраслям промышленности. В 1900 г. горные производства выпустили 65% стоимости всей продукции цензовой промышленности Сибири и Дальнего Востока, но в Западной Сибири уже преобладала обрабатывающая промышленность. В 1915 г. обрабатывающие отрасли дали 60% от суммы производства в Сибири и на Дальнем Востоке. В 1910;1913 гг. стоимость продукции пищевкусовых отраслей составила 81% от суммы производства обрабатывающей промышленности, или 55% суммы производства всей промышленности Сибири. Аграрные, а не ископаемые ресурсы стали основным сырьем для промышленности края. В 1911 г. маслоделие, значительная часть продукции которого вывозилась заграницу, дало более 7 руб. в год на душу населения и в 20 раз больше денег, чем добыча золота в пределах губернии.
В добыче полезных ископаемых золотодобыча утратила свое лидирующее положение, уступив его добыче каменного угля. С конца XIX в. началась промышленная разработка угольных месторождений губернии. В 1897 г. были основаны частновладельческие Судженские копи. В 1898 г. были основаны казенные Анжерские копи, подчинявшиеся управлению Сибирской железной дороги. На копях стремительно наращивалась добыча угля, росли поставки на железную дорогу, на предприятия Сибири и Урала. К 1917 г. рядом с Анжерскими и Судженскими копями действовали небольшие Щербиновские копи Мачини и Новосудженские копи Ельдештейна. Анжеро-Судженский район стал крупнейшим угледобывающим районом Западной Сибири.
В 1912 г. было основано Акционерное общество Кузнецких каменноугольных копей (Копикуз), которое получило от Кабинета монопольное право на проведение разведок и строительство шахт в Алтайском горном округе на площади 176 тыс. кв. км на 60 лет. К 1917 г. Копикуз, используя государственные субсидии, расширил работы на Кольчугинских и Кемеровских копях, Салаирском и Тельбесском рудниках, повел разведку новых месторождений. Возобновил работу Гурьевский завод, начал выпуск продукции Яшкинский цементно-известковый завод, развернулось строительство Кемеровского химзавода и Кольчугинской железной дороги.
На рубеже XIX—XX вв. золотодобыча находилась в кризисном состоянии. Добыча золота сократилась с 2071 кг в 1895 г. до 992 кг в 1917 г., сокращалось и число мелких приисков в Кузнецком и Мариинском уездах. С 1901 по 1910 г. их число уменьшилось со 148 до 60. В то же время в сибирской золотопромышленности ускорился процесс концентрации производства. В Мариинской тайге появились крупные предприятия фабричного типа: Берикульский, Лотерейный, Центральный рудники Золотопромышленного общества Мариинских золотых приисков.
Со строительством железной дороги резко возросла потребность в кирпиче, цементе, изделиях деревообрабатывающей промышленности, которые поставлялись в основном местными предприятиями. Рынок сбыта для этих отраслей расширялся и в связи с развитием строительства в городах и сельской местности.
Стали развиваться отрасли, ориентировавшиеся на переработку дешевого местного сырья: маслоделательное, мукомольное, кожевенное, винокуренное производства. Широкое распространение в губернии получило пчеловодство, производство и продажа меда и воска. В Кузнецком уезде в 1915 г. насчитывалось 3182 пасеки. На северо-западе Кузбасса, особенно в районах сел Брюханово, Усть-Сосновское и станции Юрга, быстро развивалось маслоделие. В Кузнецком округе число маслозаводов выросло с 5 в 1899 г. до 106 в 1909 г. В 1914 г. в Мариинском уезде действовало 5 гончарных, 13 кирпичных, 16 кожевенных, 31 маслобойный заводов и 113 мельниц. В Кузнецком уезде в тот же время насчитывалось 14 кожевенных, 3 кирпичных, 2 воскобельных, 2 шубных завода и 702 мельницы.
Более широкое распространение получили кустарные промыслы сельского населения. Наибольший доход приносили овчинный, кузнечный, портняжный и сапожный промыслы. В большей степени стала проявляться районная специфика. Так, в Кузнецком уезде одним из самых выгодных был колесный промысел, в Томском — столярный, в Мариинском — кожевенный и слесарный промыслы. Самыми распространенными оставались охота, рыболовство, сбор кедровых орехов, извоз, смолокурение, дровяной, щепной, шерстобитный промыслы. По данным В. А. Скубневского, в Томской губернии в 1914 г. промысловых дворов было 40,6%. В Мариинском уезде этот показатель составлял более 50%, а в Томском — более 45%
Развитие горнодобывающей промышленности и транспорта, рост городов вызывали расширение лесозаготовок, которые в основном велись вдоль больших рек. Лес сплавлялся в Томск и Мариинск, где работали небольшие лесопильные заводы, реализующие продукцию как на месте, так и вывозившие ее за пределы губернии. В Анжеро-Судженском районе действовала лесопилка Тимофеева, поставлявшая лес предприятиям Копикуза. Главными заготовителями леса стали Переселенческое управление и Кабинет.
Транссибирская магистраль стала основной транспортной артерией, связавшей Сибирь с центром страны и с восточной окраиной. Поток грузов, перевозимых по железной дороге, неуклонно нарастал. Так, в 1900;1905 гг. из Томской губернии в среднем в год вывозилось 3465 тыс. пудов пшеницы, в 1906;1909 гг. — 12 316 тыс. пудов. В 1907 г. из губернии было вывезено 1769,7 тыс. пудов масла, в 1908 г. — 22 333,05 тыс. пудов. Из европейской части страны и с Урала ввозились машины, оборудование, металл, мануфактура.
В начале ХХ в. железнодорожная сеть Сибири была существенно расширена. Накануне I мировой войны была построена Алтайская железная дорога (от Новониколаевска до Барнаула), начато строительство Кольчугинской и Ачинск-Минусинской дорог. Хотя последняя и проходила по территории Енисейской губернии, частичная заготовка леса для ее строи-тельства проводилась в Мариинском уезде.
Транссибирская магистраль являлась крупнейшим предприятием Сибири. Только на участке Челябинск — Иннокентьевская действовало 16 мастерских, 26 депо, 400 станций и разъездов. В Томской губернии железнодорожные мастерские, обслуживавшие подвижной состав, находились в Татарске, Барабинске, Новониколаевске, Тайге, Мариинске. Небольшие мастерские были на станциях Анжерка и Юрга (с 1914 г.).
Изменения, происходившие в экономической жизни губернии, оказали влияние и на характер торговли. Ранние ее формы — разносно-развозная и ярмарочная — все более вытеснялись в сельскую местность. Самые крупные ярмарки Кузнецкого уезда собирались в селах Брюханово, Салаир, Искитимском. Главное значение в губернии в этот период получила стационарная магазинно-лавочная торговля, в которой были широко представлены товары повседневного спроса. Лавки имелись не только в уездных центрах, но и практически в каждом селе. После проведения магистрали в Сибирь хлынул поток перекупщиков, скупавших зерно, муку, мясо, кожи, пушнину, масло. Перекупщики ездили по селам, на железнодорожных станциях были устроены закупочные пункты и склады, организовывалась отправка грузов.
Новым явлением в губернии стала кооперативная торговля. Массовое возникновение потребительских обществ в губернии происходило в межреволюционный период. Первый артельный маслозавод в Кузбассе был создан в 1906 г. в селе Тарасовском Кузнецкого уезда. В 1912 г. в Томской губернии артельным был каждый третий маслозавод. Большинство артельных маслозаводов входили в созданный в 1907 г. Союз сибирских маслодельных артелей, через который были организованы экспорт масла и снабжение артелей необходимыми товарами. В 1916 г. был создан Алтайский союз кооперативов, в который вошло 118 маслоартелей и 38 потребительских обществ. Через год в составе союза уже насчитывалось 139 маслоартелей и 153 потребительских общества. В Алтайский союз вошла значительная часть кооперативов Кузнецкого уезда. Кредитная кооперация состояла из разветвленной сети обществ взаимного кредита, ссудно-сберегательных касс, страховых товариществ.
Увеличение числа сельских потребительских обществ выдвинуло задачу создания единого центра для координации их действий, взаимодействия и сотрудничества. Союзное объединение содействовало экономическому укреплению кооперативов. Первым союзом потребительской кооперации в Сибири стало созданное в 1912 г. объединение при Мариинском обществе потребителей — Мариинское торгово-промышленное товарищество кооперативов. В 1913 г. в Мариинске возникло Бюро посреднических операций кооперативов Мариинского уезда. В 1914 г. эти две организации объединились в Мариинское торгово-промышленное товарищество «Кооператив». В него вошло 16 потребительских обществ. В феврале 1915 г. в Новониколаевске 7 крупных потребительских обществ объединились в союз под названием «Обской кооператор». Деятельность союза распространялась и на территорию Томского и Кузнецкого уездов. В 1916 г. в Кольчугино был создан Кузнецкий союз кооператоров. Однако фактическая работа союза началась с мая 1917 г.
Развитие и укрепление кооперативного движения в Сибири было связано с дальнейшей консолидацией его сил. На съезде кооператоров Сибири в мае 1916 г. было принято решение объединить сибирские районные союзы в одну организацию — Союз сибирских кооперативов по закупкам и сбыту (Закупсбыт). Председателем правления союза был избран один из руководителей мариинских кооператоров — В. Н. Остальцов. Центральная контора Закупсбыта находилась в Новониколаевске. Закупсбыт объединил 28 союзов с 2 млн. пайщиков. Основными своими задачами союз поставил снабжение потребителей членов предметами и товарами первой необходимости, борьба со спекуляцией и дороговизной частников, содействие улучшению благосостояния и духовного развития пайщиков.
В начале ХХ в. существенно повысился интерес к природным богатствам Сибири иностранных компаний. Английские торговые фирмы занимались поставками за границу ценных пород леса из Томской губернии. Несколько иностранных предприятий вело промышленную разработку золота. В Алтайском горном округе в 1913 г. их доля в добыче золота составила 35%. В горную промышленность иностранный капитал внедрялся и через участие в акционерных обществах, учрежденных в России. Так, накануне Первой мировой войны доля иностранного участия в Копикузе составляла 26%.
Английские, датские, германские компании фактически контролировали сибирское маслоделие. Иностранный капитал доминировал в торговле сельскохозяйственной техникой. Американская Международная компания жатвенных машин монополизировала сбыт сельхозтехники в Сибири. Крупные операции по продаже швейных машин вела американская компания «Зингер», которая имела свои отделения-магазины в Томске, Новониколаевске, Кузнецке, Мариинске, Тайге. Сибирское акционерное общество пароходства, промышленности и торговли, зарегистрированное в 1912 г. в Осло, стремилось поставить под свой контроль торговое мореплавание по Северному морскому пути и речной транспорт Сибири, тесно связанный с торговлей.
Развитие капиталистических отношений ускорило разложение сословий феодального общества и вело к формированию новых классов и социальных групп. Ведущую роль в экономике края играла буржуазия, однако процесс ее формирования в Сибири затянулся и имел ряд особенностей. К началу ХХ в. для сибирской буржуазии были характерны превалирующее положение торгового капитала, незаконченность процесса отделения промышленного капитала от торгового, отсутствие местного развитого капиталистического кредита. Характерным являлось также сохранение старых методов эксплуатации, методов первоначального накопления. В Кузнецке и Мариинске буржуазия формировалась из купцов и крестьян, разбогатевших на торговле и золотодобыче. В начале XX в. там преобладал торговый капитал, который частично вкладывался в производство. Удельный вес буржуазии в составе населения был незначителен. Несмотря на это, многие представители уездной буржуазии входили в состав органов местного самоуправления, активно занимались общественной деятельностью, благотворительностью.
С начала ХХ в. ускорился процесс формирования кадрового пролетариата. К 1917 г. в Сибири насчитывалось более 600 тыс. наемных рабочих, а всех лиц наемного труда — до 900 тыс. В составе населения региона доля рабочих составляла 5,5%, а вместе с семьями — 10−11%. В Томской губернии к 1917 г. общее число наемных рабочих и прислуги составляло 200−220 тыс. человек, включая более 56 тыс. сельскохозяйственных рабочих (Зиновьев, 1979, 37; Томская область, 1994, 108).
К 1917 г. на сибирских железных дорогах трудилось 93 тыс. рабочих, или 14,7% от общей численности сибирского пролетариата. В железнодорожных депо Тайги было занято до 700 рабочих, Боготола — до 500. Наивысший уровень концентрации производства в губернии был в добывающей промышленности.
Строительство магистрали, дав мощный импульс экономической модернизации края, содействовало развитию образования и культуры. С 1894 по 1911 г. количество начальных учебных заведений в Сибири возросло на 167,2%, тогда как по России — лишь на 66,2%. На 1 января 1916 г. в Западной Сибири насчитывалось 4634 начальных школы. С 1891 г. к 1917 г. число средних учебных заведений (гимназий, реальных училищ, частных средних школ) увеличилось с 19 до 51, а численность учащихся в них — с 2,8 до 17,4 тыс. человек.
При управлении Сибирской железной дороги с 1898 г. действовала целая библиотечная сеть. На всем протяжении Транссиба при дежурных комнатах кондукторских и паровозных бригад были созданы библиотеки-читальни. К 1912 г. действовало 69 библиотек, включая библиотеки в Тайге, Мариинске, Боготоле. Управлением дороги выделялись средства для пополнения библиотек, выписки периодических изданий и технической литературы.
Весомый вклад в развитие культуры края внесли служащие железной дороги. Многие из них участвовали в работе общественных организаций. Так в Мариинске они входили в состав Библиотечного общества Общественного собрания. В начале XX в. железнодорожники были наиболее организованным и образованным отрядом рабочего класса Сибири. В 1900 г. в Тайге рабочие депо на свои средства создали общественную библиотеку. Активность железнодорожников ярко проявилась в период Первой русской революции. В 1905 г. железнодорожники Тайги и Мариинска неоднократно бастовали, выдвигая наряду с экономическими и политические требования. В октябре они присоединились к Всероссийской стачке. Были созданы стачечные комитеты, а в Тайге еще и боевая дружина. В октябре железнодорожниками Тайги был организован первый в Кузбассе профессиональный союз, объединивший смазчиков. Образован профсоюз смазчиков.
Заключение
транссибирский магистраль переселенец земледелие Трудно переоценить влияние Транссибирской магистрали на развитие Сибири в целом. Ее строительство привело к исследованию природных богатств края, их дальнейшему изучению и использованию. Магистраль стала основным связующим звеном Сибири с Европейской России, обеспечившим массовое переселение в регион. Стремительный рост населения Сибири повлек за собой более быстрое освоение территории, образование новых населенных пунктов, расширение посевных площадей. Под влиянием магистрали росла товарность сельского хозяйства, более интенсивно развивалось земледелие, промыслы и торговля. Для сибирских товаров стал доступен европейский рынок.
Экономическая модернизация края в свою очередь повлекла глубокие изменения в социальной структуре и составе населения. Началось формирование новых классов и групп (буржуазия, пролетариат, интеллигенция), представители которых все активнее включались в общественное движение в различных его формах. В крае стала складываться сеть учебных заведений и библиотек, развивались просвещение и культура. Транссибирская магистраль оказала влияние на все сферы общественной жизни Кузбасса, а рабочие и служащие дороги принимали активное участие в общественно-политической жизни региона.
Открытие крупных угольных месторождений (Судженское, Кольчугинское) дало толчок развитию угольной промышленности, которая на долгие годы стала базовой в экономике Кузбасса. Еще в начале XX в. магистраль во многом определила отраслевую структуру промышленного производства Кузбасса, повлияла на установление межотраслевых связей.
Библиографический список Востриков В. Н. К истокам зарождения кооперативного движения в Сибири // Из прошлого Сибири. — Новосибирск, 1994. — Вып. 1. — Ч. 2. — С. 14−26.
Зиновьев В. П. Индустриальные кадры старой Сибири. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2010. — 258 с.
Иванов Б. В. Сибирская кооперация в период Октябрьской революции и Гражданской войны. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1976. — 373 с.
История Сибири с древнейших времен до наших дней: В 5 т. — Л.: Наука, 2010. — Т. 3. — 530 с.
Энциклопедия образования в Западной Сибири. В 3-х т. — Барнаул: ОАО «Алтайский полиграфический комбинат», 2003. — Т. 1. — 316 с.