Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Финансовая стратегия компании

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стратегический анализ. Включает в себя два основных направления: анализ внешней среды (макрои микроокружения) компании и анализ внутренних условий и факторов ее развития. Предполагает обязательное выполнение внешнего и внутреннего финансового анализа, который следует рассматривать как процесс идентификации, систематизации и аналитической обработки доступных сведений финансового характера… Читать ещё >

Финансовая стратегия компании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Уральский Финансово-Юридический институт»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ КОМПАНИИ Екатеринбург, 2014 г.

Содержание Введение

1. Теоретические основы изучения финансовой стратегии компании

1.1 Финансовая стратегия: понятие, принципы, задачи. Правовое регулирование финансовой деятельности

1.2 Этапы и методы разработки финансовой стратегии компании. Реализация финансовой стратегии компании

1.3 Методология анализа эффективности использования финансовых потоков

2. Анализ и оценка финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Российские Железные Дороги»

2.1 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Российские Железные Дороги»

2.2 Характеристика Свердловской железной дороги, её роль, место и значение в ОАО «Российские Железные Дороги»

3. Разработка мероприятий по совершенствованию финансовой стратегии ОАО «Российские Железные Дороги»

3.1 Анализ финансового планирования на Свердловской железной дороге

3.2 Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий на ОАО «Российские железные дороги»

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность исследования. В современной экономике финансовая стратегия компании играет определяющую роль в обеспечении эффективности финансовой деятельности компании, поскольку направлена на ее основные сферы: привлечение и использование финансовых ресурсов, координацию их потоков, что, в конечном счете, обеспечивает рост рыночной стоимости компании и благосостояния ее собственников.

России сегодня свойственны существенные ограничения роста экономики, обусловленные недостаточным развитием транспортной системы. Объемные и качественные характеристики транспорта, особенно его управления и инфраструктуры, не позволяют в полной мере и эффективно решать задачи растущей экономики. Последнее десятилетие отмечено изменением структуры перевозок. Наблюдается снижение доли стратегически важного для территориально большого государства, железнодорожного транспорта в общем объеме перевозок.

Современная экономика требует от менеджмента компаний железнодорожного транспорта существенной перестройки. Одной из основополагающих задач организации управления транспортным комплексом является развитие стратегического планирования финансами компаний отрасли, поскольку реализация любой базовой стратегии связана с финансовым обеспечением стратегических решений.

Финансовая стратегия является частью общей стратегии, поскольку представляет собой систему долгосрочных целей финансовой деятельности компании, определяемых ее финансовой идеологией, и наиболее эффективных путей их достижения. Особенности разработки и реализации финансовой стратегии компании железнодорожного транспорта обусловливаются не только стратегическими приоритетами, но и спецификой отрасли.

Степень эффективности реализации финансовой стратегии зависит от правильности ее разработки, полноты учета и оценки факторов, влияющих на компанию. Это требует раскрытия сущности и содержания финансовой стратегии, ее функций, этапов, методов и инструментов, а также факторов, оказывающих воздействие на ее формирование.

Проблемы разработки и реализации финансовой стратегии компании рассмотрены в работах отечественных и зарубежных ученых. Это И. Ансофф, М. Альберт, К. Боумэн, Дж. Лэмпел, Г. Минцберг, А. Томпсон, Э. Хелферт, А. Чендлер, Т. Н. Агапова, Н. А. Аткин, В. Р. Веснин, О. В. Вишневская, А. П. Градова, В. Жемчужникова, Г. Б. Клейнер, В. О. Мосейко, В. А. Слепов и др.

Отдельные аспекты разработки финансовой стратегии компании нашли отражение в трудах И. А. Бланка, А. В. Гуковой, Н. Н. Илышевой, А. М. Ковалевой, А. Н. Сырбу, Т. В. Тепловой и др.

Цель исследования: Изучить финансовую стратегию ОАО «Российские Железные Дороги».

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические основы изучения финансовой стратегии компании.

2. Проанализировать финансовую стратегию ОАО «Российские Железные Дороги».

3. Разработать мероприятия по совершенствованию финансовой стратегии ОАО «Российские Железные Дороги» и оценить их экономическую эффективность.

Предмет исследования: Финансовая стратегия компании.

Объект исследования: Финансовая стратегия ОАО «Российские Железные Дороги».

Информационной базой исследования явились труды отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблематике, нормативно-правовые акты РФ, документы финансовой отчетности ОАО «Российские Железные Дороги».

Новизна исследования заключается в том, что проведена оценка финансовой стратегии ОАО «Российские Железные Дороги» и разработаны рекомендации по совершенствованию финансовой стратегии компании.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные мероприятия по совершенствованию финансовой стратегии могут быть использованы другими компаниями.

Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Во введении обоснована актуальность исследования, определены цели, задачи, предмет и объект исследования.

В первой главе рассмотрены понятие, принципы, задачи финансовой стратегии, изучена законодательная база инвестиции на основании законов. Определены этапы и методы разработки финансовой стратегии компании, особенности процесса реализации финансовой стратегии.

Во второй главе дана характеристика финансово-хозяйственной и проведен анализ деятельности ОАО «Российские Железные Дороги».

В третьей главе разработаны мероприятия по совершенствованию финансовой стратегии ОАО «Российские Железные Дороги» и дана оценка их экономической эффективности.

В заключении подведены итоги работы.

финансовый железнодорожный управление правовой

1. Теоретические основы изучения финансовой стратегии компании

1.1 Финансовая стратегия: понятие, принципы, задачи. правовое регулирование финансовой деятельности Финансовая стратегия является одним из важнейших видов функциональной стратегии компании, обеспечивающей все основные направления развития ее финансовой деятельности и финансовых отношений путем формирования долгосрочных финансовых целей, выбора наиболее эффективных путей их достижения, адекватной корректировки направлений формирования и использования финансовых ресурсов при изменении условий внешней среды. Иными словами, это комплекс мероприятий, направленных на достижение перспективных финансовых целей [11, С. 16].

Финансовая стратегия разрабатывается в соответствии с задачами социально-экономической стратегии компании. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируется концепция использования, намечаются принципы финансовых отношений с государством (налоговая политика) и партнерами. Она занимает ключевое положение в системе стратегического управления, которое определяется двумя обстоятельствами. С одной стороны, она является одной из базовых функциональных стратегий, имеющей важное предназначение — обеспечивать оптимальное создание и распределение необходимого объема финансовых ресурсов, поддерживать финансовое равновесие и организовывать управление финансовыми рисками применительно к стратегическому периоду. С другой стороны, обладает возможностью обратного воздействия на общую стратегию: часто отсутствие необходимых финансовых ресурсов выступает решающим аргументом и ограничением при выборе и реализации стратегических целей и задач компании [12, С. 191].

Необходимость и актуальность разработки финансовой стратегии компании определена следующими причинами.

Рассмотрим их.

Именно финансовым показателем (или системой финансовых показателей) выражается главная цель и критерий результативности ведения бизнеса. Каковы бы ни были целевые установки компании, эффективность их выбора и достижения определяется на основе динамики выбранного показателя. С этой точки зрения, финансовая стратегия компании, входящая в систему базовых функциональных стратегий, представляет собой важнейший аспект корпоративной и любой специализированной стратегии и обладает универсальным характером.

Финансовые условия (ограничения, возможности и угрозы) являются критическими факторами осуществления хозяйственной деятельности в тактическом и — главное — в стратегическом периодах. Наличие (или отсутствие) этих условий определяет выбор целей, задач и решений, принимаемых для осуществления стратегического управления.

Финансовая стратегия компании выступает инструментом, обеспечивающим целенаправленную интеграцию всех конкурентных и функциональных стратегий в единую, целостную корпоративную стратегию.

Финансовая стратегия компании является средством, позволяющим управлять изменениями на базе нейтрализации негативных и активного использования позитивных предпосылок развития [18, С. 23].

Разработка и внедрение финансовой стратегии компании являются единственно возможной альтернативой управления финансовой деятельностью. Развитие мирового финансового кризиса усугубило имевшиеся ранее трудности и проблемы, выдвинув проблему сохранения финансового равновесия на первый план. В этой ситуации главным залогом успеха является умение компании гибко, своевременно и эффективно адаптироваться к происходящим изменениям путем разработки альтернативных сценариев будущего развития и выбора оптимального варианта, максимально учитывающего трансформацию бизнес-среды.

В состав основных объектов финансовой стратегии компании входят:

— финансовые отношения, возникающие между различными субъектами в ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Финансовая стратегия компании: путь к финансовому успеху и стабильности;

— финансовые ресурсы, в качестве которых выступают внеоборотные и оборотные активы;

— источники финансирования, представленные собственным и заемным капиталом;

— совокупность финансовых рисков, управление которыми осуществляется путем построения эффективной системы финансовой безопасности;

— система управления финансовой деятельностью, в первую очередь — построение эффективной финансовой структуры компании;

— налоговые платежи и налоговые риски, являющиеся самостоятельными объектами финансового управления, рассматриваемыми с позиции безусловной необходимости исполнения обязанностей налогоплательщика [20, С. 121].

Главной задачей финансовой стратегии является достижение полной самоокупаемости и независимости компании.

Задачи финансовой стратегии:

— определение способов успешного использования финансовых возможностей;

— определение перспективных финансовых взаимоотношений компании с третьими лицами,

— финансовое обеспечение операционной и инвестиционной деятельности;

— изучение экономических и финансовых возможностей вероятных конкурентов, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению финансовой стойкости [31, С. 89].

Порядок формирования системы целей соответствует логике структурирования целевого пространства корпоративной стратегии, что отражает их взаимосвязь, взаимозависимость и общую последовательность построения (при условии признания приоритетного характера корпоративной стратегии). Оптимальным вариантом представления такой системы является «дерево целей», построенное путем каскадирования целей по отдельным направлениям сферы управления финансами, в котором:

— цель 1-го уровня представляет собой главную цель финансовой стратегии;

— цели 2-го уровня — это основные цели каждого из доминантных направлений финансовой стратегии компании, непосредственно обеспечивающие и поддерживающие достижение ее главной цели;

— цели 3-го уровня — это цели меньшего масштаба и значения, имеющие локальный характер, основным предназначением которых является обеспечение реализации целей 2-го уровня.

Выбор главной цели предполагает определение ведущих сфер управления финансами. К числу таких сфер, на наш взгляд, относятся: управление формированием финансовых ресурсов, инвестиционное развитие, обеспечение финансовой безопасности, построение эффективной системы управления финансовой деятельностью, управление налоговыми платежами. В качестве базовых целей этих сфер (целей 2-го уровня) выступают:

— в сфере формирования финансовых ресурсов — максимизация чистого денежного потока;

— в инвестиционной сфере — максимизация рентабельности собственного инвестируемого капитала;

— в сфере обеспечения финансовой безопасности — сохранение финансового равновесия в долгосрочной перспективе;

— в сфере повышения качества управления финансовой деятельностью — формирование финансовой структуры, создающей предпосылки для эффективного управления финансовым аспектом ведения бизнеса;

— в налоговой сфере — оптимизация налоговой нагрузки, обеспечивающая рост нераспределенной прибыли компании в условиях приемлемого уровня налоговых рисков.

Заключительным этапом является окончательное уточнение всех целей и проверка их на согласованность с позиции соответствия интересам различных партнерских групп компании, а также согласованности во временном и структурном аспектах.

Финансовая стратегия компании относится к категории функциональных стратегий и является частью общекорпоративной стратегии. Он должна обеспечивать достижение долгосрочных стратегических целей компании с учетом факторов внешней и внутренней среды и ограниченности ресурсных возможностей. Финансовая стратегия направлена на мобилизацию финансовых ресурсов компании и их рациональное распределение и использование, то есть она формирует предпосылки для реализации функциональных стратегий, стратегий бизнес-единиц и общекорпоративной стратегии. В то же время успешная реализация данных стратегий, в свою очередь, приводит к росту доходов, прибыли компании, наращиванию ее активов и рыночной стоимости компании [40, С. 227]. В научной литературе нет и единого подхода к классификации финансовых стратегий.

На рис. 1 представлена классификация финансовых стратегий И. А. Бланка.

Данный подход к классификации финансовых стратегий позволяет интегрировать структурную композицию из четырех взаимосвязанных и взаимозависимых направлений деятельности компании:

— стратегии формирования финансовых ресурсов;

— инвестиционной стратегии;

— стратегии обеспечения финансовой безопасности;

— стратегии повышения качества управления финансовой деятельностью.

Рисунок 1 — Классификация финансовых стратегий [16, С. 324]

Отмеченные направления, в свою очередь, детализируются на более узкие с учетом достижения определенных финансовых целей.

Схожая с предложенной И. А. Бланком классификацией финансовых стратегий компании разработана классификация И. А. Лисовской (рис. 2):

Рисунок 2 — Основные компоненты финансовой стратегии компании [28, С. 29]

И.А. Лисовская рассматривает финансовую стратегию компании как «интегрированную структуру пяти взаимосвязанных и взаимозависимых модулей» [27, С. 114]. Классификация И. А. Бланка дополнена пятым модулем: налоговая стратегия, позволяющая оптимизировать налоговую нагрузку компании, не допуская роста налоговых рисков.

Р.И. Найденова, А. Ф. Виноходова и А. И. Найденов [35, С. 126] предложили свою классификацию финансовых стратегий. Они выделяют два вида финансовых стратегий компании:

— генеральная (общая) финансовая стратегия;

— финансовые стратегии отдельных задач.

Генеральная финансовая стратегия, по их мнению, является составляющей общекорпоративной стратегии компании. Она связана с «реализацией всех финансовых аспектов ее миссии» [35, С. 174]. Финансовая стратегия отдельных задач разрабатывается для достижения определенных целей и решения, определяемых ими конкретных задач, например, улучшение финансового состояния компании. Она является компонентом генеральной финансовой стратегии. На наш взгляд, данная классификация является не совсем корректной. Финансовая стратегия разрабатывается для достижения определенных долгосрочных целей, а не задач. Выполнение поставленных оперативных задач должно обеспечиваться посредством реализации финансовой тактики, которая представляет краткосрочную (до одного года) программу действий организации в сфере финансов. Финансовая тактика направлена на решение более частных задач развития компании. При относительно стабильной финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться большей гибкостью, что обусловлено постоянными изменениями рыночной конъюнктуры.

А.М. Ковалева [39, С. 123] в своей классификации финансовых стратегий выделяет еще один классификационный признак — временной период. Это обусловлено тем, что некоторые виды финансовой стратегии необходимо разрабатывать на долгосрочную перспективу, а для других целесообразен среднесрочный период. В связи с этим, автор выделяют три вида финансовых стратегий:

— генеральная финансовая стратегия, разрабатываемая, по мнению Ковалевой, на год. Она определяет взаимоотношения с бюджетами всех уровней, образование и использование доходов, потребности в финансовых ресурсах и источниках их формирования [39, С. 322];

— оперативная финансовая стратегия, разрабатываемая на срок до одного года (квартал, месяц). Это стратегия текущего маневрирования финансовыми ресурсами. Она разрабатывается в рамках генеральной финансовой стратегии;

— стратегия достижения частных целей, которая заключается в грамотном исполнении финансовых операций, направленных на обеспечение реализации главной стратегической цели [5, С. 323].

В данной классификации, по нашему мнению, неверно обозначены сроки реализации финансовой стратегии. Финансовая стратегия должна разрабатываться на долгосрочный период — на срок 5 лет и более. Спектр финансовых стратегий также достаточно узкий и не в полной мере учитывает все многообразие различных сфер стратегического финансового развития компании.

К числу основных принципов, обеспечивающих подготовку и принятие стратегических финансовых решений в процессе разработки финансовой стратегии компании, относятся следующие.

Рассмотрение компании как открытой социально-экономической системы, способной к самоорганизации. Этот принцип стратегического управления состоит в том, что при разработке финансовой стратегии компания рассматривается как определенная система, полностью открытая для активного взаимодействия с факторами внешней среды.

Учет базовых стратегий операционной деятельности компании. Финансовая стратегия должна быть согласована со стратегическими целями и направлениями операционной деятельности компании.

Преимущественная ориентация на предпринимательский стиль стратегического управления финансовой деятельностью.

Основу предпринимательского стиля стратегического финансового управления доставляет активный поиск эффективных управленческих решений по всем направлениям и формам финансовой деятельности.

Выделение доминантных сфер стратегического финансового развития, то есть приоритетных направлений финансовой деятельности компании, обеспечивающих успешную реализацию ее главной целевой функции — возрастания рыночной стоимости компании в долгосрочной перспективе [23, С. 217].

Целесообразно выделять следующие доминантные сферы (направления) развития финансовой деятельности.

1. Стратегия формирования финансовых ресурсов компании. Цели, задачи и основные стратегические решения этой доминанты финансовой стратегии должны быть направлены на финансовое обеспечение реализации корпоративной стратегии компании и соответственно подчинены ей.

2. Стратегия распределения финансовых ресурсов компании. Параметры стратегического набора этой доминанты финансовой стратегии должны быть, с одной стороны направлены на финансовое обеспечение реализации отдельных функциональных стратегий и стратегий хозяйственных единиц, а с другой, составлять основу формирования направлений инвестиционной деятельности компании в стратегической перспективе.

3. Стратегия обеспечения финансовой безопасности компании. Цели, задачи и важнейшие стратегические решения этой доминанты финансовой стратегии должны быть направлены на формирование и поддержку основных параметров финансового равновесия компании в процессе ее стратегического развития.

4. Стратегия повышения качества управления финансовой деятельностью компании. Параметры стратегического набора этой доминанты финансовой стратегии разрабатываются финансовыми службами компании и включаются в виде самостоятельного блока в корпоративную и отдельные функциональные стратегии компании.

5. Обеспечение гибкости финансовой стратегии. Стратегическая гибкость представляет собой потенциальную возможность компании быстро корректировать или разрабатывать новые стратегические финансовые решения при изменившихся внешних или внутренних условиях осуществления финансовой деятельности. Она обеспечивается за счет страховых резервов и интегрированного управления этими резервами, достаточного уровня ликвидности активов и инвестиций компании.

6. Обеспечение альтернативности стратегического финансового выбора. В основе стратегических финансовых решений должен лежать активный поиск альтернативных вариантов направлений, форм и методов осуществления финансовой деятельности, выбор наилучших из них, построение на этой основе общей финансовой стратегии и формирование механизмов ее реализации.

7. Обеспечение постоянного использования результатов технологического прогресса в финансовой деятельности.

8. Учет уровня финансового риска в процессе принятия стратегических финансовых решений. Практически все основные финансовые решения, принимаемые в процессе формирования финансовой стратегии, в той или иной степени изменяют уровень финансового риска.

9. Ориентация на профессиональный аппарат финансовых менеджеров в процессе реализации финансовой стратегии.

10. Обеспечение разработанной финансовой стратегии компании соответствующими организационной структурой управления финансовой деятельностью и организационной культурой [21, С. 315].

Для успешного проведения финансовой политики, эффективной реализации финансового механизма и механизма управления финансами большое значение имеет правовое оформление финансовых отношений субъектов хозяйствования и органов государственной власти и органов местного самоуправления. Установление и применение к финансовым отношениям соответствующих новым условиям ведения финансово-хозяйственной деятельности норм финансового права, означающих установление четких правил организации этих отношений, позволяет эффективно управлять финансами органов власти и субъектов хозяйствования, защищать экономические интересы субъектов финансовых отношений и обеспечивает строгую финансовую дисциплину [19, С. 71].

В целях управления инвестиций субъекты власти используют финансово-правовые акты, которые представляют собой результат правотворчества органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию, и содержат соответствующие правовые нормы по рассматриваемому вопросу.

Основным законом, закладывающим основы управления финансами в нашей стране, является Конституция РФ [1, С. 3], в которой определяются федеративное государственное устройство, что обусловливает выделение в составе бюджетной и налоговой систем Российской Федерации трех самостоятельных уровней и влияет на принципы их построения. Кроме того, нормы, непосредственно регулирующие финансовые отношения, содержатся в ст. 8 Конституции РФ, закрепляющей принцип единства экономической системы Российской Федерации; в ст. 35 Конституции РФ — право частной собственности; ст.ст. 71−73 Конституции РФ определяют предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов, в том числе и в сфере финансовых отношений. В Конституции РФ устанавливаются правовые основы деятельности Президента РФ, органов законодательной (представительной) власти, органов исполнительной власти и местного самоуправления в бюджетном процессе.

В сфере финансов субъектов хозяйствования правовые основы управления финансами регулируются нормами Гражданского кодекса РФ [2, С. 4], определяющими правила организации финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования всех организационно-правовых форм; федеральными законами об акционерных обществах, государственных (муниципальных) унитарных предприятиях, обществах с ограниченной ответственностью; финансовым законодательством и ведомственными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения по мобилизации субъектами хозяйствования дополнительных финансовых ресурсов на финансовом рынке.

Нормы Бюджетного кодекса РФ [3, С. 4] регулируют финансовые отношения, возникающие в процессе функционирования бюджетной системы РФ, формирования доходов бюджетов всех ее уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов и расходования их средств, в ходе реализации межбюджетных отношения, осуществления бюджетного процесса на территории РФ и применения мер ответственности к нарушителям бюджетного законодательства РФ.

Нормы Налогового кодекса РФ [4, С. 6] регулируют отношения по установлению, взиманию налогов и сборов на территории РФ, отношения в области налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений. Более того, Налоговый кодекс РФ закрепляет основы налогового учета деятельности инвестиционного товарищества.

С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон «Об инвестиционном товариществе» [5], регулирующий особенности договора простого товарищества, заключаемого для осуществления совместной инвестиционной деятельности (договора инвестиционного товарищества). С его принятием процесс коллективного инвестирования приобрел четкие рамки, надлежащее законодательное регулирование и стабильность функционирования.

До принятия Федерального закона «Об инвестиционном товариществе» в России отсутствовали эффективные и работоспособные формы коллективного инвестирования, осуществления венчурных (особо рисковых) бизнес-проектов. Существовавшие конструкции не отвечали современным реалиям и имели определенные недостатки, мешающие их более частому применению в реальной жизни. В то же время сейчас привлечение инвестиций в экономику как российских, так и иностранных инвесторов, развитие инноваций — важнейшая задача государственной власти.

Нормы, касающиеся заключения договора для совместной инвестиционной деятельности, существовали и до принятия закона об инвестиционном товариществе. Однако они были только «рамочными» и не были детально проработаны.

Теперь это специальный закон, регулирующий основы инвестиционной деятельности на основании договора инвестиционного товарищества, в котором указаны все существенные условия такого договора и особенности применения данной конструкции в гражданском обороте.

Целью является создание правовых условий для привлечения инвестиций в экономику РФ и реализации инвестиционных проектов на основании договора инвестиционного товарищества. Законодателем создана специальная система норм, соответствующих мировым стандартам осуществления коллективной инвестиционной деятельности в инновационной, в том числе венчурной, сфере, обеспечивающая возможности широкого использования договора инвестиционного товарищества и не препятствующая использованию имеющихся в гражданском законодательстве РФ альтернативных конструкций.

Реализация закона будет способствовать укреплению доверия российского и международного инвестиционного сообщества к российской правовой системе, что создаст благоприятные условия, прежде всего для венчурного инвестирования в инновационные бизнес-проекты.

Законодатель не вводит новую организационно-правовую форму юридического лица, юридическое лицо образовывать не нужно. Инвесторы могут работать только на основании договора инвестиционного товарищества, что значительно упрощает механизм работы, уменьшается перечень необходимых правоустанавливающих документов. Конструкция становится более динамичной и гибкой.

Российские правила об инвестиционном товариществе соответствуют всем международным нормам коллективного инвестирования. Данная форма открывает массу возможностей для реализации интересных инновационных бизнес-проектов с привлечением как российских, так и иностранных инвесторов.

Законом об инвестиционном товариществе регламентируются особенности создания и функционирования инвестиционного товарищества, определяется правовое положение и ответственность участников договора инвестиционного товарищества, порядок установления, изменения или прекращения прав и обязанностей участников договора инвестиционного товарищества.

Договор инвестиционного товарищества является подвидом договора простого товарищества, в связи с чем, обладает схожими чертами. Однако, положения Гражданского кодекса РФ для инвестиционного товарищества применяются с особенностями, установленными Федерального закона «Об инвестиционном товариществе».

Вот перечень основных законов, кроме вышеуказанных, которые регулируют деятельность инвестиционного товарищества:

— Гражданский кодекс РФ содержит правила, посвященные договору простого товарищества (гл. 55, ст. ст. 1041−1054);

— Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» [6, С. 5], в котором содержатся нормы, регулирующие саму деятельность инвестиционного товарищества на рынке ценных бумаг;

— Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [7, С. 6] регулирует правовые и экономические основы инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории РФ, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности;

— Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [8, С. 4] регламентирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов на территории РФ, определяет их права;

— Федеральный закон «Об исполнительном производстве» [9, С. 4] регулирует особенности обращения взыскания при выделе доли товарища в инвестиционном товариществе по требованию его кредитора.

А также среди наиболее важных финансово-правовых актов в этой сфере следует отметить ежегодно принимаемые федеральные законы о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [10, С. 6].

Кроме указанного, важное место в системе правового регулирования инвестиций занимают указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и ведомственные нормативно-правовые акты — приказы, письма и инструкции федеральных министерств, служб и агентств, органов исполнительной власти регионального уровня и органов местного самоуправления по финансово-бюджетным вопросам, а также ведомственные нормативные акты, поскольку позволяют осуществлять государственное правовое регулирование финансовых отношений в различных отраслях экономики, между распорядителями и получателями бюджетных средств.

При этом правовому регулированию инвестиций подлежат все составляющие процесса управления финансами — прогнозирование и планирование источников формирования и направлений использования финансовых ресурсов на макроуровне, управление исполнением бюджетов и порядок проведения финансового контроля за деятельностью государственных исполнительных органов власти и органов местного самоуправления, а также деятельностью компаний.

1.2 Этапы и методы разработки финансовой стратегии компании. реализация финансовой стратегии компании

К важнейшим направлениям разработки финансовой стратегии компании относятся анализ и оценка финансово-экономического состояния; разработка учетной и налоговой политики; выработка кредитной политики; управление основным капиталом и амортизационная политика; управление оборотными активами и кредиторской задолженностью; управление заемными средствами; управление текущими издержками, сбытом продукции и прибылью; ценовая политика; выбор дивидендной и инвестиционной политики; оценка достижений компании и ее рыночной стоимости [22, С. 495].

Рассмотрим основные этапы разработки финансовой стратегии (рис. 3).

Рисунок 3 — Этапы разработки финансовой стратегии

1. Стратегический анализ. Включает в себя два основных направления: анализ внешней среды (макрои микроокружения) компании и анализ внутренних условий и факторов ее развития. Предполагает обязательное выполнение внешнего и внутреннего финансового анализа, который следует рассматривать как процесс идентификации, систематизации и аналитической обработки доступных сведений финансового характера. Завершающим этапом анализа является оценка текущего состояния компании с точки зрения наличия внутренних ресурсов и условий внешней среды, которые могут оказать существенное влияние на ее развитие и изменение конкурентной позиции в перспективе. Проведение такого анализа позволяет сделать выводы относительно: оценки динамики, факторов и рисков развития рассматриваемого сегмента рынка в целом и отдельных основных конкурентов; оценки сильных и слабых сторон компании и определения ключевых факторов, определяющих ее конкурентоспособность; оценки финансово-экономического потенциала компании с позиции развития конкурентных преимуществ.

2. Стратегическое планирование. Ведущей предпосылкой разработки стратегического плана, в том числе и финансового, является формулирование миссии, стратегических целей и задач, отражающих иерархию целей бизнеса экономического субъекта в долгосрочной перспективе. Установленные цели должны отвечать ряду требований: быть ориентированными на достижение заявленной миссии; быть конкретными, поддающимися измерению; иметь согласованный характер и поддерживаться системой непротиворечащих функциональных целей; быть реальными и выполнимыми.

В качестве стратегических целей финансово-экономического характера могут выступать следующие ключевые показатели развития: увеличение рыночной стоимости компании; максимизация доли определенного сегмента рынка; максимизация прибыли компании; достижение установленных критериев финансово-имущественного состояния. Постановка функциональных задач позволяет перейти к этапу разработки финансовых планов. Основная цель разработки перспективных финансовых планов — определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения компании; основная цель оперативного и текущего финансового плана — обеспечение ее постоянной платежеспособности [26, С. 57].

3. Стратегический финансовый контроль. Основными задачами процесса контроля являются: определение круга контролируемых критериев и показателей; оценка произошедших изменений и соответствия этих изменений установленным стандартам; выявление причин фактических отклонений; принятие решений в отношении корректировки разработанной стратегии. Особенностью стратегического контроля является получение ответов на следующие вопросы: является ли выбранная финансовая стратегия адекватной по отношению к поставленным стратегическим целям и имеются ли возможности практической реализации принятой стратегии.

Аргументированные ответы позволят своевременно выявить проблемы (или невозможность) осуществления выбранной стратегии и начать поиск новых управленческих решений. Разработка и реализация финансовой стратегии требует наличия эффективной системы финансового управления, обеспечивающей возможность получения достоверной информации, осуществления системного мониторинга, а также своевременного выявления возникающих проблем и оптимальных вариантов их решения. Поэтому построение системы финансового управления, адекватной поставленным стратегическим целям, является одной из самостоятельных задач формирования финансовой стратегии [13, С. 174].

Рассмотрим основные этапы процесса реализации финансовой стратегии компании.

1. Определение общего периода формирования финансовой стратегии. Этот период зависит от ряда условий.

Главным условием его определения является продолжительность периода, принятого для формирования корпоративной стратегии развития компании. Так как финансовая стратегия носит по отношению к ней подчиненный характер, она не может выходить за пределы этого периода (более короткий период формирования финансовой стратегии допустим).

Важным условием определения периода формирования финансовой стратегии компании является предсказуемость развития экономики в целом и конъюнктуры тех сегментов финансового рынка, с которыми связана предстоящая финансовая деятельность компании. В условиях нынешнего нестабильного (а по отдельным аспектам — непредсказуемого) развития экономики страны этот период не может быть слишком продолжительным и в среднем должен определяться рамками 3−5 лет.

Условиями определения периода формирования финансовой стратегии являются также: отраслевая принадлежность компании, ее размер, стадия жизненного цикла и другие [14, С. 129].

2. Исследование факторов внешней финансовой среды. Такое исследование предопределяет изучение экономико-правовых условий финансовой деятельности компании и их возможного изменения в предстоящем периоде. Кроме того, на этом этапе разработки финансовой стратегии анализируются конъюнктура финансового рынка и факторы, ее определяющие, а также разрабатывается прогноз конъюнктуры в разрезе отдельных сегментов этого рынка, связанных с предстоящей финансовой деятельностью компании.

3. Оценка сильных и слабых сторон компании, определяющих особенности ее финансовой деятельности. В процессе такой оценки необходимо определить, обладает ли компания достаточным потенциалом, чтобы воспользоваться открывающимися инвестиционными возможностями, а также выявить, какие ее внутренние характеристики ослабляют результативность финансовой деятельности. Для диагностики внутренних проблем осуществления этой деятельности используется метод управленческого обследования компании, основанный на изучении различных функциональных зон компании, обеспечивающих развитие финансовой деятельности. Для разработки финансовой стратегии в управленческое обследование рекомендуется включать следующие функциональные зоны: маркетинговые возможности расширения объемов и диверсификации операционной (а соответственно, и финансовой деятельности); финансовые возможности формирования инвестиционных ресурсов; численность, профессиональный и квалификационный состав персонала, обеспечивающего разработку и реализацию его финансовой стратегии; имеющаяся в компании информационная база, обеспечивающая подготовку альтернативных стратегических финансовых решений; состояние организационной структуры управления и организационной культуры компании [24, С. 164].

4. Комплексная оценка стратегической финансовой позиции компании. В процессе такой оценки должно быть получено четкое представление об основных параметрах, характеризующих возможности и ограничения развития финансовой деятельности компании: каков уровень стратегического мышления собственников, управляющих и финансовых менеджеров компании; каков уровень знаний финансовых менеджеров (их информационной осведомленности) о состоянии и предстоящей динамике важнейших элементов внешней среды; какова эффективность действующих в компании систем финансового анализа, планирования и контроля; в какой мере они ориентированы на решение стратегических задач и т. п.

5. Формирование стратегических целей финансовой деятельности компании. Главной целью этой деятельности является повышение уровня благосостояния собственников компании и максимизация ее рыночной стоимости. Вместе с тем эта главная цель требует определенной конкретизации с учетом задач и особенностей предстоящего финансового развития компании. Система стратегических целей должна обеспечивать выбор наиболее эффективных направлений финансовой деятельности; формирование достаточного объема финансовых ресурсов и оптимизации их состава; приемлемость уровня финансовых рисков в процессе осуществления предстоящей хозяйственной деятельности и т. п.

6. Разработка целевых стратегических нормативов финансовой деятельности. Сформированная на предшествующем этапе система стратегических финансовых целей должна получить конкретизацию определенных целевых стратегических нормативов. Разработка таких целевых стратегических нормативов финансовой деятельности служит базой для принятия основных управленческих решений и обеспечения контроля выполнения финансовой стратегии [15, С. 143].

7. Принятие основных стратегических финансовых решений. На этом этапе, исходя из целей и целевых стратегических нормативов финансовой деятельности, определяются главные стратегии финансового развития компании в разрезе отдельных доминантных сфер, финансовая политика по отдельным аспектам его финансовой деятельности, формируется портфель альтернатив стратегических подходов к реализации намеченных целей и осуществляются их оценка и отбор. Это позволяет сформировать комплексную программу стратегического финансового развития компании.

8. Оценка разработанной финансовой стратегии. Такая оценка проводится по системе специальных экономических и внеэкономических критериев, устанавливаемых компанией. По результатам оценки в разработанную финансовую стратегию вносятся необходимые коррективы, после чего она принимается к реализации.

9. Обеспечение реализации финансовой стратегии. В процессе реализации финансовой стратегии, наряду с заранее намеченными стратегическими мероприятиями, готовятся и реализуются новые управленческие решения, обусловленные непредвиденным изменением факторов внешней финансовой среды.

10. Организация контроля реализации финансовой стратегии. Этот контроль осуществляется на основе стратегического финансового контроллинга, отражающего ход реализации основных стратегических целевых нормативов финансовой деятельности компании [17, С. 71].

Последовательность основных этапов процесса разработки финансовой стратегии компании может быть детализирована с учетом особенностей финансовой деятельности компании.

Охватывая все формы финансовой деятельности компании, а именно: оптимизацию основных и оборотных средств, формирование и распределение прибыли, денежные расчеты и инвестиционную политику, финансовая стратегия исследует объективные экономические закономерности рыночных отношений, разрабатывает формы и способы выживания и развития при новых условиях. Финансовая стратегия включает в себя методы и практику формирования финансовых ресурсов, их планирование и обеспечение финансовой стойкости компании. Всесторонне учитывая финансовые возможности компаний, объективно оценивая характер внешних и внутренних факторов, финансовая стратегия обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей компании условиям, сложившимся на рынке. Финансовая стратегия предусматривает определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных способов их достижения [25, С. 243].

Внутри корпоративных финансовых инструментов реализации стратегию развития обеспечивают методы финансового планирования и управления компанией: «гибкого бюджета», процента от продаж, анализа безубыточности, управления расходами, а также ситуационные планы. Рассмотрим их.

1. Метод «гибкого бюджета» предусматривает определение капитальных затрат по проектам программы развития не в виде фиксированных сумм, а в виде нормативов расходов, используемых как базу определения показателей деятельности компании.

2. Метод процента от продаж используется для получения по каждому элементу прогнозируемого бюджета и уровня прибыли с запланированных объемов продаж. В качестве отправных процентных отношений выбираются отношения, которые имеют место в текущей деятельности, полученные по ретроспективным или прогнозным данным.

3. Метод безубыточности (break-even-point) — метод анализа точки разрыва — разрешает: определить объемы производства и продажи, которые удовлетворяют условиям безубыточности; получить информацию для определения размера прибыли, обеспечивать гибкость долгосрочных финансовых планов за счет возможностей вариации расходов, цен, объемов продажи.

4. Метод управления расходами, в основе которого лежат три принципа: полуфабрикатный метод учета расходов, системосоставляющая деятельность главного экономического управления компанией и использование мотивационных установок отдельных производств (сегментов деятельности), которые выделены в самостоятельные центры ответственности. Данный метод эффективно используется для уже постоянной номенклатуры компании и может распространяться на управление расходами по крупным контрактам [32, С. 47].

Разработка финансовой стратегии компании зависит от целей и задач, поставленных собственником компании, поэтому финансовый план компании может быть или бюджетом «проедания», или бюджетом развития. Практика показывает, что только у серьезных стратегических инвесторов финансовой стратегией предусматривается постоянное развитие компании, инвестирование в обновление ее основных фондов, переориентация экономики компании в сторону уменьшения энергозатрат, и даже переориентация производства.

1.3 Методология анализа эффективности использования финансовых потоков В основе управления финансовыми потоками лежит концепция денежного кругооборота. Например, деньги конвертируются в запасы, дебиторскую задолженность и обратно в деньги, замыкая цикл движения оборотного капитала компании.

Когда финансовый поток уменьшается или перекрывается полностью, возникает явление неплатежеспособности. Недостаток денежных средств компания может ощутить даже в том случае, если формально она остается прибыльной (например, нарушаются сроки платежей клиентами компании). Именно с этим связаны проблемы доходных, но неликвидных компаний, стоящих на грани банкротства.

Финансовый поток — это разница между доходами и затратами субъекта экономики, выраженная в разнице между полученными и сделанными платежами. В целом это сумма нераспределенной прибыли компании и ее амортизационных отчислений, сберегаемых для формирования своего источника денежных средств на будущее обновление основного капитала. Иными словами, финансовый поток — это чистая сумма денег, фактически полученная компанией в данном периоде.

Анализ движения финансовых потоков — это, по существу, определение моментов и величин притоков и оттоков денежной наличности. Цель анализа финансовых потоков заключается, прежде всего, в анализе финансовой устойчивости и доходности компании. Его исходным моментом является расчет финансовых потоков, прежде всего, от операционной (текущей) деятельности.

Финансовый поток характеризует степень самофинансирования компании, ее финансовую силу, потенциал, доходность.

Финансовое благополучие компании во многом зависит от притока денежных средств, обеспечивающих покрытие ее обязательств. Отсутствие минимально-необходимого запаса денежных средств может указывать на финансовые затруднения. Избыток денежных средств может быть знаком того, что компания терпит убытки.

Анализировать финансовые потоки удобно с помощью отчета о движении денежных средств. Согласно международному стандарту IAS7 этот отчет формируется не по источникам и направлениям использования средств, а по сферам деятельности компании — текущей, инвестиционной и финансовой. Он является основным источником информации для анализа финансовых потоков.

Составными частями отчета о движении денежных средств является поступление и выбытие денежных средств в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности компании.

Текущая деятельность включает воздействие на денежные средства хозяйственных операций, оказывающих влияние на размер профита компании. К этой категории относятся такие операции как реализация товаров (работ, услуг), приобретение товаров (работ, услуг), необходимых в производственной деятельности компании, выплата процентов за кредит, выплаты по заработной плате, перечисления налогов [33, С. 162].

Под инвестиционной деятельностью понимают приобретение и реализацию основных средств, ценных бумаг, выдачу займов и т. д.

Финансовая деятельность включает получение от собственников и возврат собственникам средств для деятельности компании, операции по выкупленным акциям и др.

Составление отчета о движении денежных средств предполагает:

— определение денежных средств в результате текущей деятельности компании;

— определение денежных средств в результате инвестиционной деятельности компании;

— определение денежных средств в результате финансовой деятельности компании [37, С. 121].

Для этого используются данные баланса и отчета о прибылях и убытках.

Отчет о прибылях и убытках показывает насколько прибыльной была для компании деятельность в анализируемом периоде, но он не может показать поступление и выбытие денежных средств в текущей, инвестиционной и финансовой деятельности компании. Отчет о прибылях и убытках составляется по методу начисления, когда доходы/расходы признаются в периоде их возникновения, а не в периоде поступления/выбытия денежных средств.

Для того чтобы выявить движение денежных средств необходимо трансформировать отчет о прибылях и убытках. При этом используются корректировки, в соответствии с которыми доходы признаются только в размере фактически полученных денежных средств, а расходы в объеме фактических выплат.

Существуют два метода трансформации отчета о профитах и убытках: прямой и косвенный.

При прямом методе cash flow трансформируется каждая статья отчета о профитах и убытках, в процессе чего определяется фактическое поступление денежных средств и фактический затрата. При косвенном методе не предполагается трансформация каждой статьи отчета о профитах и убытках. Согласно этому методу отправной точкой расчета является величина годовой прибыли (убытка) за анализируемый отчетный период, которую корректируют, прибавляя все расходы, не связанные с движением денежных средств (например, амортизационные отчисления), и вычитая все доходы, не связанные с финансовыми потоками.

Перед составлением отчета о движении денежных средств, прежде всего, необходимо выяснить, какая статья баланса на протяжении, по крайней мере, двух периодов являлась источником образования финансового потока и какая вызывала его издержки. Это делается при помощи таблицы, показывающей источники образования и потребления фондов компании. Сначала рассчитывается изменение каждой балансовой статьи, после чего данное изменение относится в источники или потребление денежных фондов в соответствии со следующими правилами.

1. Источником имеющихся в наличии денег является любое увеличение статьи, отнесенной к «Обязательствам» либо к «Собственному капиталу». В качестве примера можно привести банковский кредит.

2. Любое уменьшение активных счетов также является источником образования финансового потока. Примеры: продажа внеоборотных активов.

3. Потребление денежных фондов представляет собой любое уменьшение на счете, отнесенном к «Обязательствам» либо к «Собственному капиталу». Пример потребления имеющихся в наличии фондов — погашение займа.

4. Любое увеличение активных статей баланса. Приобретение внеоборотных активов, образование запасов являются примерами потребления cash flow [30, С. 196].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой