Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Цели и средства в политике. 
Этика ненасилия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Антимилитаризм, движение, сторонники которого также выступают противниками военных действий и считают, что все противоречия необходимо разрешать внутри государства, а также на международной арене путем компромисса и переговоров. При этом отличие данного течения от пацифизма заключается в том, что антимилитаризм был долгое время направлен не против войны вообще, а против вооруженного насилия… Читать ещё >

Цели и средства в политике. Этика ненасилия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цели и средства в политике. Этика ненасилия

Введение

1. Соотношение целей и средств в политике

2. Этика ненасилия

Заключение

Библиографический список

Введение

Политика представляет собой специфическую деятельность органов государственной власти, а также политических объединений, организаций, целью которых является закрепление власти и ее упрочнение благодаря особым методам.

Все отношения, которые имеются в государстве, охвачены политическим институтом и подвержены воздействию политической власти.

По своей сути политика представляет собой деятельность, основанную на целях и средствах достижения данных целей. В этой связи стоит сказать о том, что основной движущей силой политики является цель, средство и результат, где одно порождает возникновение другого.

Поставленная цель предполагает порождение средства достижения данной цели, что в конечном итоге вытекает в определенные результат политической деятельности.

Политические цели представляют собой многогранную, разнообразную, а порой даже противоречивую структуру. Государство же в свою очередь направлено на гармоничное сочетание частных и общих целей.

Политическое средство представляет собой инструмент для достижения поставленной политической цели политики и претворения в жизнь существующих идеальных мотивов.

Политические методы характеризуются, как способы воздействия ее средств. К методам следует отнести насильственный и ненасильственный, принуждение и убеждение.

Издавна вопрос о влиянии целей и средств на результаты политической деятельности вызывает полемику среди ученых.

Данная тема является весьма актуальной, так как проблема, возникающая при установлении политических целей и использовании при этом средств для достижения данной цели вызывает массу спорных моментов, так как касается нравственной оценки политической деятельности всего государства.

В этой связи целью данной работы является рассмотрения целей и средств в политике, а также изучение концепции ненасилия.

Для достижения данной цели необходимо решить несколько основных задач:

1. рассмотреть соотношение целей и средств в политике;

2. проанализировать политическую концепцию ненасилия

1. Соотношение целей и средств в политике Политическая жизнь, как и любая другая форма общественной жизни, многогранна и разнообразна, ее базисный фундамент составляют властные отношения, которые существуют между всевозможными субъектами политики.

Вопрос о целях, средствах и политических методах издавна является волнующим и вызывает массу дискуссий среди ученых, которые с разных позиций подходя к его изучению.

По своей сути, политика представляет собой такую деятельность, которая без цели не может существовать и реализовываться. Поэтому любая политическая деятельность подвержена достижению определенной цели.

Политическая цель выступает, как некая установка, мотив, который подвигает на совершение тех или иных действий. А для достижения, поставленной цели и претворении ее в жизнь используются средства и методы достижения данной цели.

Политическими средствами признаются конкретные факторы влияния субъектов политических отношений на объекты. Методы политики характеризуют способы воздействия ее средств. К методам политики относят, прежде всего, принуждение и убеждение, насилие и ненасилие. Политология/ Под ред. А. И. Соловьев: Учеб. пособие. — М., 2010. — С. 233

Каждая политическая цель представляет собой идеальный результат для достижения, которого и реализуется политическая деятельность. В политике существует несколько критериев, согласно которым цели подразделяются на:

1. общие и частные;

2. общественные, правовые, идеологические и другие;

3. временные, характеризующиеся в своем достижении определенным временным промежутком (далекие, ближайшие);

4. внутренние, существующие внутри государства и внешние, действующие за пределами государства; Гаджиев К. С. Соотношение политических целей и средств. М: Эксмо, 2009. — С. 128

Вопрос о соотношении целей и средств в политике во все времена волновал ученых. Данный вопрос выражает нравственную сущность всей политической жизни государства. Данный вопрос может быть задан с позиции морали и представлен следующим образом: какие средства в политике имеют более нравственную природу своего происхождения и применимы для достижения политических целей.

Н.Макиавелли, считает, что нравственность средств находится в прямой зависимости от нравственностей целей, поэтому средства в данном случае будут выступать в качестве базисной основы самой политической деятельности. Средства для достижения благородной цели будут облагораживать все общество и определять его будущее. Хрестоматия по политологии/ Под ред. С. А. Кислицын: Учеб. пособие. — М: Совпадение, 2009. — С. 263

Многие политики считают, что цели и средства должны быть соизмеримы по своим критериям. Однако данное утверждения является весьма спорным, так как при наличии противоречий политических целей и средств приверженцы такого подхода пытаются создать такую структуру ценностей, которая сможет оправдать аморальные средства при их применении.

Если говорить об обществе современного времени, то основным принципом, которому должно быть подвержено применение политического средства — это принцип гуманизма, справедливости, который основан на ценностях общества.

Таким образом, настоящее политическое искусство заключается в соразмерном использовании и умении такого использования политических целей и средств, а принцип, основанный на том, что цель оправдывает средство, не является оправданным, так как допускает достижения целей аморальными действиями.

2. Этика ненасилия

Концепция ненасилия, зарожденная на Древнем востоке и являющаяся неотъемлемой частью буддизма, конфуцианства, постепенно проникла и в христианскую религию. Основной ее принцип заключался в самопожертвовании и любви к ближнему.

Этика ненасилия устанавливает отказ от насилия, который является весьма оправданным и по отношению к политике, а основной базой политической деятельности концепция ненасилия утверждает принцип гуманности и общечеловеческой морали и нравственности.

В Новейшее время принципы ненасилия в политике нашли наиболее полное выражение в учении непротивления злу насилием Л. Толстого и в принципах ненасильственных действий в политической сфере М. Ганди.

М. Ганди рассматривает концепцию ненасилия не в рамках религии, а в рамках только политической деятельности. Ненасилие, он считает высокоразвитым и самой успешной формой в борьбе со злом и аморальностью. Концепция ненасилия// Политика. 2012.-№ 12. — С. 18−22

Однако, не все ученые считали этику ненасилия самой лучшей формой политической жизни. Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Ленин раскритиковали данную теорию и приняли ее за утопию, которая никогда не сможет быть притворена в жизнь. Они считали, что только методом революционного воздействия, а соответственно насилия возможно достичь социальной справедливости. Боднер А. Политика революционеров. — Ростов-на-Дону, 2010 — С. 147

В наши дни нет оснований утверждать, что ненасилие заложено в природе человека или является универсальным принципом мироздания. Но столь же безосновательным, по-видимому, было бы и утверждение обратного.

Картина, которая складывается в настоящее время, дает возможность утверждать о том, что концепция ненасилия имеет место быть в современных государствах, политика которых основывается на компромиссе и неприменении силы.

Этическая концепция ненасилия имеет несколько течений, основными из которых являются:

1. пацифизм. Его последователи были противниками военной службы и войны в целом, которая является основанием для человеческих жертв. Пацифисты считали, что именно война может превратить людей в озлобленных животных, которые способны убивать, хотя по своей природе человек рожден, как существо миролюбивое и способен жить с другими людьми, как со своими братьями. Одним из самых выдающихся сторонников данного течения был Вольтер, который считал, что люди в не зависимости от своих политических взглядов и религиозных убеждений должны быть сторонниками гуманного движения, выраженного в борьбе за мир во всем мире; Шишкин А. М. Пацифизм. — М.: Омега-Л, 2005 — С. 196

2. антимилитаризм, движение, сторонники которого также выступают противниками военных действий и считают, что все противоречия необходимо разрешать внутри государства, а также на международной арене путем компромисса и переговоров. При этом отличие данного течения от пацифизма заключается в том, что антимилитаризм был долгое время направлен не против войны вообще, а против вооруженного насилия в несправедливых, реакционных целях. Основными приверженцами данной теории был И. Кант, который в своем трактате «О вечном мире» глубоко обосновал обреченность войны и милитаризма исторически обусловленным процессом их самоизживания.

На сегодняшний день антимилитаристская позиция является крайне актуальной, ее подтверждает война, которая была в Чечне. Согласно официальным данным война в Чечне была очень жестокой, а убийства приходились на мирное население. Война велась против Российских граждан, а погибшими в этой войне стали саамы храбрые и смелые люди. Кортунов С. В. Теория антимилитаризма. — М.: ИнфраДана, 2011; 315 С.

Таким образом, даже во время античности, мыслители отмечали, что война не несет в себе ничего хорошего, а является только фактором наступления необратимых последствий, так как обладает разрушительной силой.

Многие историки и ученые, как древности, так и современности осуждают войну и насильственные методы, которые используются для достижения любых политических целей.

В настоящее время идея всеобщего мира получила особенно широкое распространение в новейшее время. Теоретики разрабатывают теории непрерывного, идущего по восходящей линии, социального прогресса.

политика этика ненасилие

Заключение

Таким образом, подводя итог данной работы, стоит сделать несколько основных выводов.

Политическая цель выступает, как некая установка, мотив, который подвигает на совершение тех или иных действий. А для достижения, поставленной цели и претворении ее в жизнь используются средства и методы достижения данной цели.

Современное общество признает применение политического средства основанного на принципе гуманизма, справедливости, который основан на человеческих ценностях.

Настоящее политическое искусство заключается в соразмерном использовании и умении такого использования политических целей и средств, а принцип, основанный на том, что цель оправдывает средство, не является оправданным, так как допускает достижения целей аморальными действиями.

Этика ненасилия устанавливает отказ от насилия, который является весьма оправданным и по отношению к политике, а основной базой политической деятельности концепция ненасилия утверждает принцип гуманности и общечеловеческой морали и нравственности.

Концепция ненасилия включает в себя пацифизм и антимилитаризм, сторонники которого являются ярыми противниками военных действий и вооружения. Данная концепция сводится к утверждению, что любую политическую цель можно достичь ненасильственными методами, а является только фактором наступления необратимых последствий, так как обладает разрушительной силой.

В настоящее время идея всеобщего мира получила особенно широкое распространение в новейшее время. Теоретики разрабатывают теории непрерывного, идущего по восходящей линии, социального прогресса.

Библиографический список

1. Политология/ Под ред. А. И. Соловьев: Учеб. пособие. — М., 2010. — С. 233

2. Гаджиев К. С. Соотношение политических целей и средств. М: Эксмо, 2009. — С. 128

3. Хрестоматия по политологии/ Под ред. С. А. Кислицын: Учеб. пособие. — М: Совпадение, 2009. — С. 263

4. Концепция ненасилия// Политика. 2012.-№ 12. — С. 18−22

5. Боднер А. Политика революционеров. — Ростов-на-Дону, 2010 — С. 147

6. Шишкин А. М. Пацифизм. — М.: Омега-Л, 2005 — С. 196

7. Кортунов С. В. Теория антимилитаризма. — М.: ИнфраДана, 2011; 315 С.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой