Экономические методы управления в рыночных условиях хозяйствования
Закуп, хранение, контроль качества на разрешенных законом условиях лекарственных средств, субстанций, изделий медицинского назначения, фармацевтической продукции, готовых гомеопатических средств, лекарственного растительного сырья в заводской упаковке, предметов ухода за больными, изделий медицинской техники и расходных материалов к ней, медицинской техники профилактического назначения… Читать ещё >
Экономические методы управления в рыночных условиях хозяйствования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- Введение
- 1. Сущность и значение экономических методов в рыночных условиях хозяйствования
- 1.1 Сущность экономических методов управления
- 1.2 Планирование
- 1.3 Коммерческий и внутрифирменный расчет
- 1.4 Ценообразование
- 1.5 Стимулирование персонала
- 2. Применение экономических методов как фактор эффективности управления
- 2.1 Экономико-организационная характеристика и экономическая самостоятельность предприятия
- 2.2 Структура управления предприятием
- 2.3 Экономические показатели эффективности деятельности предприятия
- 2.4 Методы управления интересами трудового коллектива
- Заключение
- Список литературы
Изменения в социально-политической и экономической жизни страны потребовали кардинальной перестройки всей системы управления. Развитие рыночных отношений в XXI в. ставит экономические субъекты в жесткие условия хозяйствования и конкурентной борьбы, что требует от них высококачественного управления всеми процессами и грамотного распоряжения финансовыми и материальными ресурсами. В связи с переходом отечественной экономики к рынку изучение и внедрение накопленного опыта эффективного управления предприятием, и прежде всего практического опыта применения экономического механизма менеджмента в ведущих фирмах рыночных стран, является необходимым условием адаптации отечественных предприятий к новым условиям хозяйствования.
Экономический механизм хозяйствования, обеспечивающий функционирование и развитие предприятия в рыночной экономике, включает конкретные рычаги, методы и инструменты разработки и эффективной реализации, и состоит из:
1. Целей предприятия и его структурных образований (производственных отделений, филиалов, дочерних компаний)
2. Конкретных задач подразделений, направленных на достижение их целей и целей предприятия в целом.
3. Политики предприятия по важнейшим направлениям деятельности, включая:
— обеспечение эффективности (рентабельности) производства;
— развитие инвестиционной деятельности, эффективное распределение (использование) капиталовложений и размещение производства;
— финансирование хозяйственной деятельности и использование финансовых (в том числе кредитных) ресурсов;
— развитие и внедрение передовых технологий и инноваций в производство;
— кадровую политику (политику использования и развития персонала, а также форм и методов его мотивации к производительному труду);
— политику ценообразования.
4. Оптимального (рационального) сочетания централизованных и децентрализованных методов управления предприятием и его структурными образованиями.
Залогом успешного функционирования предприятия является система управления, которая обеспечивает ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке в конкурентной борьбе. Управление предприятием осуществляет с помощью методов и рычагов управления. Метод применительно к управлению означает прием или образ действий, способствующий достижению какой-либо управленческой цели. Процесс управления включает в себя всю совокупность различных методов управления — и организационно-распорядительных, и социально-психологических, и экономических. Именно от эффективности применения различных методов управления, их умелого сочетания, во многом зависит успешная деятельность предприятия в рыночных условиях.
В сложившихся рыночных условиях хозяйствования особенно актуальной становится проблема использования современных методов управления предприятием. Их применение оказывает существенное влияние на все сферы деятельности и процессы, протекающие внутри организации. Грамотно выстроенная система управления позволяет успешно адаптироваться к меняющимся внешним условиям функционирования.
Успешное решение любой производственно-хозяйственной задачи на любом уровне управления требует комплексного применения руководителем различных методов управления и стимулов к труду.
При рыночной системе хозяйствования в условиях свободного рынка и сложного взаимодействия усиливается роль экономических методов управления. Они становятся условием радикальной перестройки хозяйственного механизма, создания целостной, эффективной и гибкой системы управления экономикой.
Целью курсовой работы является характеристика экономических методов управления и анализ их применения на базе МУП — Аптека № 8, занимающейся обеспечением населения эффективными лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, фармацевтической продукции.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что управление аптеками (аптечными организациями) в рыночных условиях значительно сложнее, чем в централизованной командно-административной системе. Это связано с расширением прав и ответственности аптечных организаций в условиях рыночных отношений, а также с необходимостью более гибкой адаптации к изменениям окружающей среды. Возникают новые цели и задачи, которые раньше аптеки самостоятельно не решали. Налаживаются новые хозяйственные связи, формируются рыночные механизмы управления.
В рамках поставленной цели нам предстоит решить следующие задачи:
1. раскрыть сущность такой категории менеджмента как «экономические методы управления» ;
2. классифицировать существующие экономические методы управления;
3. охарактеризовать такие распространенные в современном управлении методы как планирование, применение коммерческого и внутрифирменного расчета, ценообразование, стимулирование персонала;
4. проанализировать применение экономических методов управления на примере МУП — Аптека № 8.
1. Сущность и значение экономических методов в рыночных условиях хозяйствования
1.1 Сущность экономических методов управления
Методы управления — это совокупность способов, приемов, с помощью которых осуществляется воздействие на объект управления (работник, коллектив, организационно-экономический объект управления), выполняются разнообразные функции управления организацией.
Значение методов управления определяет их направленность на достижение целей в наиболее короткие сроки при рациональном использовании ресурсов.
Существуют следующие основные виды методов управления (рис. 1.):
— экономические;
— административные (организационно-распорядительные);
— социально-психологические методы управления.
Рис. 1. Основные виды методов управления
Необходимо отметить, что на практике методы управления постоянно изменяются. Так, значимость экономических методов управления резко возрастает в условиях развития рыночных отношений, ориентированных на получение прибыли и возможно более высокого дохода. В условиях рынка расширяется сфера их действия, повышается действенность и результативность экономических стимулов, что позволяет поставить каждого работника и каждый коллектив в такие экономические условия, при которых появляется возможность наиболее полно сочетать личные интересы с общегосударственными. Используя личную экономическую заинтересованность, можно добиться целей, поставленных государством перед той или иной организацией.
Кроме того, в процессе демократизации общественной жизни и экономики возрастает роль человеческого фактора, поэтому больше внимания уделяется социально-психологическим методам.
Однако используемые в практической деятельности методы управления являются, как правило, комплексными, т. е. они учитывают одновременно экономический интерес, моральное и материальное стимулирование, социально-психологические факторы. При этом отдельные методы как бы дополняют друг друга в конкретных ситуациях, позволяют комплексно устанавливать влияние на объект управления различных факторов. Они ориентированы на обеспечение устойчивой хозяйственной деятельности предприятия и его конкурентной позиции на рынке (в отрасли), которая, в свою очередь, обеспечивает предприятию получение прибыли и рост капитала в длительной перспективе.
В данной работе мы более подробно остановимся на изучении и описании экономических методов управления предприятием. Они основываются на действиях экономических факторов рыночной экономики и занимают ведущее место в системе методов управления. Экономические методы управления, с одной стороны, должны стимулировать деятельность предприятия, вне зависимости от формы собственности, на удовлетворение потребностей общества; с другой — служить мотиватором для персонала этих предприятий.
Экономические методы управления представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и личности в частности. Другими словами, поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта.
Эти методы можно подразделить на две группы:
— методы, используемые федеральными и региональными органами;
— методы, используемые предприятиями (организациями).
К первой группе относятся налоговые системы и кредитно-финансовые механизмы страны и региона, т. е. экономические факторы внешней среды предприятия.
Вторая группа включает:
— планирование экономических результатов деятельности как способ установления целей, пропорций развития, сроков выполнения тех или иных задач;
— материальное стимулирование в форме заработной платы, премий, а также санкций за несоответствующее качество или количество труда;
— нормирование экономических показателей деятельности предприятия как базу для планирования, материального стимулирования и контроля;
— контроль экономических показателей деятельности как метод сбора аналитической информации.
Конкретный набор и содержание рычагов экономического воздействия определяются спецификой управляемой системы. Основными экономическими методами управления предприятия, обеспечивающими его эффективное функционирование в рыночных условиях хозяйствования, являются:
— планирование
— коммерческий расчет;
— внутрифирменный расчет;
— ценовая политика и механизмы ценообразования;
— стимулирование персонала.
1.2 Планирование
Планирование - текущее и стратегическое — основной метод и функция управления экономическими процессами в организациях и предприятиях. При помощи планирования обеспечиваются и конкретизируются в виде определенных показателей основные цели развития предприятия и разрабатываются планы реализации стратегии функционирования предприятия. Стратегическое планирование обеспечивает основу для осуществления всех функций управления.
Следует отметить, что текущее и стратегическое планирование неразрывно связано с оперативным управлением предприятием. Обоснованный, сбалансированный план и оптимально разработанная стратегия развития предприятия значительно облегчает текущее управление торговой и другими видами деятельности предприятия. Стратегическое планирование приобретает смысл, когда оно реализуется. Реализация преобразует стратегический план в действие Реализация и контроль стратегического плана имеет решающее значение в процедуре управления. Успешная реализация плана требует долгосрочных и краткосрочных программ, процедур и правил. Она также предусматривает интеграцию стратегического плана в структуре предприятия через бюджет и управление его целями.
1.3 Коммерческий и внутрифирменный расчет
менеджмент рентабельность нормирование персонал
Важным экономическим методом управления в масштабах предприятия, позволяющим достичь прибыльности бизнеса, является коммерческий расчет.
Коммерческий (лат. commercium — торговля) расчет — это метод ведения хозяйства на предприятии в рыночных условиях. Этот метод ведения хозяйства предусматривает сопоставление в денежной форме произведенных затрат и полученных результатов хозяйственной деятельности и обеспечение прибыльности деятельности, т. е. он основывается на том, что торговая выручка от продажи произведенных товаров должна покрывать все затраты ресурсов и давать доход (прибыль).
Принципы коммерческого расчета: предпринимательская самостоятельность, самоокупаемость и прибыльность, самофинансирование, материальная заинтересованность, экономическая ответственность. Что представляет собой каждый из этих принципов? Чтобы эффективно вести хозяйственную деятельность, предприятия должны быть свободны от чьей-либо опеки, а его руководители должны обладать абсолютной или относительной предпринимательской самостоятельностью. Они сами выделяют собственные или заемные деньги на покупку средств производства и заработную плату работникам, определяют, как рационально использовать производственные факторы, какие выпускать товары, как учитывать конъюнктуру рынка, спрос покупателей.
Бизнесмен по собственному усмотрению реализует изготовленную им продукцию на рынке, получая при этом определенную сумму денег (ее называют «сумма продаж» или «валовая выручка»). При сопоставлении полученного валового дохода с расходами прежде всего проявляется забота о том, как обеспечить самоокупаемость. Выделенные на хозяйственную деятельность деньги должны полностью возмещаться за счет выручки от продажи товаров, чем обеспечивается безубыточность их изготовления. Все предприниматели стремятся получить также прибыль — прирост первоначально затраченной на производство суммы денег. Иначе хозяйственная деятельность не имеет экономического смысла, а предприятие потерпит крах. Прибыль служит источником самофинансирования. Полученный доход используется для дальнейшего расширения и совершенствования производства, решения социальных проблем трудового коллектива и на иные цели. Если фирме не хватает собственных денежных средств для производственных нужд, то она получает от банков заемные средства. Прибыль призвана материально заинтересовать хозяев предприятия и работников в улучшении результатов производства. Ее объем зависит не только от производственной, но и от коммерческой деятельности. Наконец, бизнесмен несет всю полноту экономической ответственности за конечные итоги работы. В условиях рыночной экономики собственники, хозяева предприятий сами расплачиваются за допущенные ими убытки, невыполнение принятых обязательств и договоров с контрагентами. Все свойственные коммерческому расчету организационные отношения нацелены на то, чтобы лучше реализовать собственность на вещественные факторы производства — получить от нее доход. Такие отношения развивают инициативу и предприимчивость, благоприятствуют рациональному ведению дела, что и способствует увеличению прибыли.
Коммерческий расчет превращается в метод реализации функций планирования и контроля путем подчинения всей хозяйственной деятельности организации задаче выполнения заранее определенных и запланированных показателей. Возмещение всех расходов за счет получаемых доходов и обеспечение устойчивой прибыли организации в целом предусматривается за счет снижения затрат материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
В рамках коммерческого расчета используются такие экономические рычаги и инструменты, как политика в области ценообразования издержек производства и обращения, финансирования и кредитования, а также прибыли, фондоотдачи, рентабельности, заработной платы. Причем использование этих рычагов должно быть комплексным, т. е. охватывать все рычаги без исключения, и системным — охватывать весь объект управления по всей его иерархии. Существуют различные способы и формы использования таких экономических рычагов и инструментов. Так, политика ценообразования ориентирована на приспособлении структуры и уровня цен к требованиям и условиям рынка. В отношении издержек производства и обращения первостепенное значение придается снижению затрат на каждом этапе деятельности за счет совершенствования технологии производства, повышения качества продукции, улучшения материально-технического снабжения и форм хозяйственных связей между предприятиями, повышения производительности труда, экономии на затратах труда, а также на транспортных, экспедиторских, административных и других расходах. Политика в области финансирования и кредитования предусматривает определение источников финансирования и распределение средств по важнейшим отделениям и дочерним компаниям на определенный период, перемещение средств между отдельными подразделениями с целью получения устойчивой прибыли в масштабе всей фирмы, обеспечение лучших условий получения займов и кредитования.
На практике внедрение коммерческого расчета на конкретном предприятии привело к различным моделям его реализации. В рамках коммерческого расчета возникла и развилась такая форма взаимоотношений внутри фирмы, которую можно назвать внутрифирменным расчетом.
Внутрифирменный расчет — это коммерческий расчет производственных единиц, цехов, отделов, служб и т. д., охваченных системой экономических отношений, в целях эффективного использования имеющихся резервов и получения более высокого результата работы фирмы в целом. Внутрифирменный расчет применяется в организациях, имеющих децентрализованную структуру управления и развитые внутрихозяйственные связи между подразделениями. В основу хозяйственных отношений между отдельными подразделениями кладутся условно-расчетные (трансфертные) цены, по которым ведутся расчеты одной организации (фирмы). Продукт выступает в форме лишь по форме, не являясь товаром по существу. Цены устанавливаются руководством организации в рамках единой ценовой политики. Внутрифирменный расчет осуществляется на основе минимизации затрат на всех стадиях производства. Устанавливаются также платные отчисления, которые оказывают влияние на производственную и экономическую деятельность, выполняя роль регуляторов затрат. Основными задачами нового внутрихозяйственного механизма предприятия являются:
— повышение оперативно-хозяйственной самостоятельности подразделений предприятия с одновременным повышением их ответственности за результаты своей деятельности перед предприятием и за выполнение его обязательств перед государством, заказчиками, поставщиками и кредиторами;
— эффективная координация совместной производственно-хозяйственной деятельности всех подразделений предприятия; усиление материальной заинтересованности подразделений и работников предприятия в конечных результатах труда;
— создание механизма имущественных отношений между работниками предприятия и его собственниками;
— совершенствование методов и форм оплаты труда на основе принципа оценки его конечных результатов на товарном рынке;
— улучшение условий труда, культуры производства и быта работников предприятия, усиление их социальной защиты на предприятии;
— улучшение психологического климата в трудовом коллективе, повышение трудовой и социальной активности его членов на основе новых материальных стимулов труда.
Внутрифирменный расчет строится на принципах сочетания оперативно-хозяйственной самостоятельности структурного подразделения с централизованным плановым руководством, самоокупаемости и рентабельности, материальной заинтересованности и материальной ответственности, единства интересов личности и коллектива структурного подразделения. Внутрипроизводственный расчет направлен на достижение коммерческого расчета и содержит его элементы. Внутрифирменный расчет отличается от коммерческого тем, что он осуществляется в рамках собственной организации, а коммерческий — между различными собственниками, но это единая система хозяйственного расчета. Имеются различия и в ценах. При коммерческом расчете в ценах отражаются существующие товарно-денежные отношения. Внутрифирменный же расчет предполагает установление внутренних цен организации.
1.4 Ценообразование
Ценообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена должна отражать общественно необходимые затраты на производство и реализацию продукции, соответствовать ее потребительским свойствам и качеству, учитывать спрос и предложение на товары и услуги.
В рыночной экономике различают следующие виды цен:
1. Производственная цена — цена, по которой производитель поставляет товар крупными партиями оптовым торговцам. Эта цена равна сумме всех производственных и маркетинговых издержек плюс ожидаемая прибыль. В странах с развитой экономикой производственная цена составляет от 40 до 60% розничной цены.
2. Оптовая цена — цена, по которой оптовые торговые фирмы продают товар крупными оптовыми партиями компаниям, занимающимся розничной торговлей. Эта цена равна производственной цене плюс все производственные и маркетинговые расходы оптовой торговой фирмы плюс ее прибыль. Оптовая цена обычно составляет 60−70% от розничной цены.
3. Розничная цена — цена, по которой ведется продажа товара в магазинах в розницу и небольшими партиями. Эта цена складывается из оптовой цены плюс все производственные, управленческие и маркетинговые расходы розничной фирмы плюс ее прибыль.
4. Рыночная цена — цена, но которой идет купля-продажа на данном рынке в данное время.
Кроме этого существуют: базисная цена, монопольная цена, номинальная цена, твердая цена, скользящая цена, цена спроса, цена купли-продажи и т. д.
Главным фактором формирования цены являются свободные рыночные соотношения спроса и предложения, которые реализуются в результате розничной продажи. Это коренным образом отличается от традиционного для нас затратного механизма ценообразования, для которого рыночная конъюнктура имела третьестепенное значение. Т. е. в условиях рыночной экономики уровень цен в значительной мере определяется соотношением спроса на товар и его предложением. Это означает, что избыток товара приводит к уменьшению цены, а дефицит — к ее увеличению.
Увеличение предложения товаров связано с желанием производителя получить максимум прибыли: как только увеличивается спрос на какой-либо товар, предприниматель увеличивает его производство. Максимизация прибыли зависит и от цены товара, и от производственных издержек. Поэтому при увеличении предложения товаров обязательно учитывается и то, как это скажется на их цене и издержках производства: при увеличении производства товара то и другое, как правило, уменьшается. Цена товара, учитывающая совместное влияние на нее различных противоречивых факторов и обеспечивающая максимизацию прибыли, называется оптимальной ценой. Контролирование цены отдельным производителем товара достигается, однако, крайне редко.
Рыночная цена формируется в результате совокупного влияния многих производителей товара, конкуренции между ними и состояния спроса. Формирование цены товара или услуги начинается с учета трех главных составляющих — материала, работы и накладных расходов. Помимо затрат на создание товара важными факторами, влияющими на рыночную цену, становятся спрос и предложение, затраты на распространение товара и конкуренция. Рыночные розничные цены при этом либо предлагаются производителем товара, либо основываются на ценах конкурента.
Возможны варианты назначения цен (стратегии ценообразования).
1. Устанавливаются цены более низкие, чем у конкурентов (стратегия «продай дешевле»). В этом случае можно противостоять крупным предприятиям, которые, выпуская большие партии товара, имеют затраты на единицу продукции меньшие, чем у малых предприятий. Чтобы в этих условиях не разориться, необходимо:
— ускорить сбыт продукции (оборачиваемость средств), что на малом предприятии легче сделать, чем на большом;
— выпускать такие товары, малые серии которых не требуют крупных затрат на подготовку производства;
— создавать малые предприятия в местах, недоступных для больших предприятий, используя при этом избыток рабочей силы, транспортные удобства и т. п.;
— рекламировать товар с упором на его доступную цену.
2. Устанавливаются цены более высокие, чем у конкурентов (стратегия «продай дороже»). Это применимо к товарам, цена которых — не главное для потенциального потребителя. В этом случае необходимо:
— делать упор на качественное обслуживание потребителя (быстрота доставки товара, обслуживания потребителя, реакции на его рекламации);
— выпускать остродефицитные товары;
— чутко реагировать на мельчайшие нюансы в потребностях покупателя;
— особо услужливо и доброжелательно обращаться с потребителем;
— искать удобное для потребителя расположение предприятия (например, близко к жилью, к месту работы);
— подбирать товары и услуги, по разным причинам недоступные для изготовления на больших предприятиях (например, такие, для которых исключается массовое изготовление).
3. Устанавливаются цены, удобные для потребителя (например, в круглых цифрах).
4. Устанавливаются цены на комплекты товаров, нужных потребителю в данном сочетании (например, детали для ремонта автомобилей, бытовой техники и т. п.).
1.5 Стимулирование персонала
Важнейшим экономическим методом управления является стимулирование персонала, направленное на повышение качества и эффективности работы каждого и осуществляемое путем использования инструментов мотивации и оптимизации ради гармонизации отношений личности и общества.
К формам экономического стимулирования относятся:
— формирование системы заработной платы в зависимости от количества и качества труда;
— бонусы в виде дополнительных вознаграждений, премий, надбавок к основной заработной плате;
— участие работника в распределении прибыли организации;
— предоставление работнику льгот и привилегий в виде формирования пенсионного фонда, обеспечения безопасности работника, предоставление ему льгот в оплате транспортных услуг, в обучении, повышении квалификации, организации лечения и отдыха членов семьи работника, предоставление работнику льгот при приобретении продукции, выпускаемой организацией;
— предоставление работнику льготных кредитов;
— льготное страхование жизни работника и др.
Наряду с перечисленными формами стимулирования возможно применение системы штрафов и порицаний, снижения или полного снятия перечисленных выше льгот.
В условиях рыночной экономики изменяются подходы к оплате труда, оплачиваются не затраты, а результаты труда — признание рынком продукта труда в качестве товара. В условиях рынка механизм организации заработной платы должен решать следующие задачи:
1) размер оплаты труда ставить в зависимость от трудового вклада каждого работника и его квалификации;
2) заработок каждого работника должен определяться конечными результатами работы всего трудового коллектива;
3) организация оплаты труда должна способствовать обеспечению социальной защищенности трудящихся, воспроизводству рабочей силы с учетом инфляционных процессов;
Каждый руководитель из всего разнообразия форм оплаты труда (тарифная система, контрактная система, комиссионная система и т. д.) выбирает тот вариант, который в наибольшей степени соответствует конкретным условиям производства (характеру выпускаемой продукции, конкретному технологическому процессу, уровню управления, рынку сбыта, объему спроса и т. д.).
Основной юридической формой регулирования трудовых отношений работников и администрации на предприятии по вопросам оплаты труда является трудовой договор, в котором зафиксированы условия оплаты труда работников, предлагаемые предприятием (фирмой).
Кроме того, условия оплаты труда отдельных работников отражаются также в заключаемых контрактах.
2. Применение экономических методов как фактор эффективности управления
2.1 Экономико-организационная характеристика и экономическая самостоятельность предприятия
Муниципальное унитарное предприятие — Аптека № 8, расположенная по адресу: 160 033, г. Вологда, ул. Петрозаводская д.18-а является коммерческой организацией, занимающейся обеспечением населения эффективными лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, фармацевтической продукции.
Учредителем предприятия является комитет по управлению муниципальным имуществом г. Вологды. МУП — Аптека № 8 является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, круглую печать со своим наименованием, штамп, бланки, фирменное наименование, товарный знак. Она осуществляет свою деятельность на основе устава.
Т.к. аптека является муниципальным унитарным предприятием, то это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. Имущество аптеки находится в муниципальной собственности и является неделимым. МУП — Аптека № 8 действует на основе коммерческого расчета и самофинансирования. Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам муниципального образования. МУП — Аптека № 8 выступает истцом и ответчиком в суде и арбитражном суде в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Предприятие несет ответственность за результаты своей производственной и финансовой деятельности и выполнение обязательств перед собственником имущества, поставщиками, потребителями, банками и другими юридическими и физическими лицами.
МУП — Аптека № 8 подотчетно учредителю по вопросам целевого использования и сохранности имущества. Предприятие подотчетно администрации г. Вологды по вопросу перечисления в соответствующий бюджет части полученной прибыли.
Предприятие осуществляет деятельность в целях оказания доступной лекарственной помощи населению в условиях государственного регулирования цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения.
Предприятие осуществляет следующие виды фармацевтической деятельности:
1) закуп, хранение, контроль качества на разрешенных законом условиях лекарственных средств, субстанций, изделий медицинского назначения, фармацевтической продукции, готовых гомеопатических средств, лекарственного растительного сырья в заводской упаковке, предметов ухода за больными, изделий медицинской техники и расходных материалов к ней, медицинской техники профилактического назначения, диагностических средств, лечебно-профилактического белья, чулочных изделий, бандажей, предметов ухода за детьми, аптечек первой медицинской помощи и других, дезинфицирующих средств, предметов личной гигиены, оптики (готовых очков, средств по уходу за очками и других), минеральных вод (натуральных и искусственных), лечебного, детского, диетического питания, пищевые добавки лечебного и профилактического назначения и др., косметическую и парфюмерную продукцию, средств измерения;
2) реализацию населению лекарственных средств (в том числе гомеопатических) по рецептам и без рецептов врача, учреждениям здравоохранения по требованиям и заявкам;
3) изготовление лекарственных средств по рецептам врачей и требованиям учреждений здравоохранения, изготовление внутриаптечной заготовки в соответствии с утвержденными прописями, фасовку лекарственных средств и лекарственного растительного сырья с последующей их реализацией;
4) предоставление населению необходимой информации по надлежащему использованию и хранению лекарственных препаратов в домашних условиях; оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения;
5) предоставление медицинским работникам учреждений здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и др. необходимой информации об имеющихся в аптеке лекарственных препаратах, а также о новых лекарственных препаратах;
6) оказание первой медицинской помощи;
7) оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения и др.
2.2 Структура управления предприятием
МУП — Аптека № 8 возглавляется директором, назначенным на эту должность Учредителем по согласованию с главой администрации г. Вологды.
Директор предприятия действует от имени Предприятия без доверенности, добросовестно и разумно представляет его интересы на территории г. Вологды и за его пределами. Он действует на принципе единоначалия и несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с законом, иными нормативными актами Российской Федерации, Вологодской области, Уставом и заключенным с ним трудовым договором.
Директор организует работу МУП — Аптеки № 8 в установленном порядке, распоряжается его имуществом, выдает доверенности, открывает в банках расчетные и другие счета, утверждает структуру и штатное расписание, в пределах своей компетенции, издает приказы и другие акты, принимает и увольняет работников Предприятия, принимает к ним меры дисциплинарного взыскания и поощрения.
Компетенция заместителя директора предприятия устанавливается директором предприятия. Заместитель директора действует от имени предприятия, представляют его в государственных органах, на предприятиях, организациях, учреждениях, совершают сделки и иные юридические действия в пределах полномочий, предусмотренных в доверенностях, выдаваемых руководителем предприятия.
Главный бухгалтер назначается и освобождается от должности руководителем предприятия, подчиняется непосредственно директору предприятия и несет ответственность за формирование учетной политики, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению всех хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников предприятия.
Взаимоотношения работников и директора предприятия, возникающие на основе трудового договора, регулируются законодательством о труде и коллективным договором.
Коллективные трудовые споры (конфликты) между администрацией предприятия и трудовым коллективом рассматриваются в соответствии с законодательством Российской Федерации о порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов).
На работников предприятия в случае необходимости может быть возложена обязанность хранения служебной или коммерческой тайны. Работниками, разгласившие вопреки трудовому договору служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные Предприятию убытки. Состав и объем сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, а также порядок их защиты определяется руководителем Предприятия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Структура управления МУП — Аптека № 8 представлена на рис. 2.
Рис. 2. Структура управления МУП — Аптека № 8
2.3 Экономические показатели эффективности деятельности предприятия
По экономической деятельности предприятия можно судить о том, нужную ли для общества работу выполняет предприятие, эффективно и экономно ли его производство. Об эффективности производства можно узнать, проанализировав основные показатели деятельности предприятия.
В таблице 1 представлены основные показатели деятельности МУП — Аптека № 8 в динамике за 2006;2008гг.
Таблица № 1 Основные показатели деятельности МУП — Аптеки № 8 в динамике за 2006 — 2008 г.г.
№ п/п | Показатели | Год | Отклонения | Темпы роста % | |||||
2007 от 2006 | 2008 от 2007 | 2007 к 2006 | 2008 к 2007 | ||||||
1. | Выручка от реализации (в тыс. руб.) | ||||||||
2. | Себестоимость продукции (в тыс.руб.) | ||||||||
3. | Численность работающих (чел.) | ; | — 1 | ||||||
4. | Стоимость основных фондов (в тыс. руб.) | ||||||||
5. | Стоимость оборотных средств (в тыс.руб.) | ||||||||
6. | Производительность труда (тыс.руб.) | 237,3 | 325,5 | 339,1 | 88,2 | 13,6 | |||
7. | Фондоотдача (руб./руб.) | 15,7 | 16,6 | 16,0 | 0,9 | — 0,6 | |||
8. | Количество оборотов оборотных средств (об.) | 5,2 | 6,7 | 5,2 | 1,5 | — 1,5 | |||
9. | Численность работников управления (чел.) | ; | ; | ||||||
10. | Эффективность управленческого труда (тыс.руб./чел.) | ||||||||
На основе анализа основных показателей деятельности МУП — Аптеки № 8 в динамике за 2006;2008 гг. следует, что предприятие работает стабильно. Выручка от реализации продукции в 2007гг. составила 15 300 и к уровню 2006 года выручка возросла на 4148 тыс. рублей или темп роста составил 137%. Выручка от реализации продукции в 2008 году составила 15 600 рублей, что выше, чем за 2007 год на 300 тыс. рублей или рост составил 102%. Себестоимость продукции в 2008 году увеличилась на 3566 тыс. рублей по сравнению с 2006 годом и на 70 тыс. рублей по сравнению с 2007 годом или темп роста составил 101%.
Стоимость основных фондов в 2008 году возросла на 264 тыс. рублей по сравнению с 2006 годом и на 51 тыс. рублей по сравнению с 2007 годом или темп роста составил 106%. Стоимость оборотных средств в 2008 году увеличилась на 823 тыс. рублей по сравнению с 2006 годом и на 683 тыс. рублей по сравнению с 2007 годом или темп роста составил 130%. Производительность труда в 2008 году возросла на 101,8 тыс. рублей по сравнению с 2006 годом и на 13,6 тыс. рублей по сравнению с 2007 годом, что свидетельствует о высоких темпах роста производительности труда.
Численность работников управления с 2006 года по 2008 год остается постоянным и составляет 47 чел. Эффективность управленческого труда с 2006 года по 2008 год возросла с 51 до 141 тыс. руб/чел.
2.4 Методы управления интересами трудового коллектива
Управление предприятием МУП — Аптека № 8 — это процесс управления всеми основными аспектами деятельности предприятия. Методы управления в МУП — Аптека № 8 представляют собой процесс управления персоналом, финансами, производством, с целью обеспечения населения эффективными лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, фармацевтической продукцией.
Основная цель — обеспечение высоких темпов развития предприятия в стратегической перспективе и возрастания его конкурентной позиции на потребительском рынке фармацевтических товаров.
Основные задачи:
— формирование условий наиболее полного удовлетворения спроса потребителей на медицинские и фармацевтические товары;
— обеспечение высокого уровня обслуживания покупателей;
— обеспечение достаточной экономичности существования торгово-технологического и хозяйственного процессов предприятия;
— максимизация суммы прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и обеспечение ее эффективного использования;
— минимизация уровня хозяйственных рисков, связанных с деятельностью предприятия.
Функции управления предприятием МУП Аптека № 8 представлены на рис. 3.
Рис. 3. Функции управления МУП Аптека № 8
МУП — Аптека № 8 осуществляет свою деятельность на основе принципов коммерческого расчета, самоокупаемости и самофинансирования. Эти методы обеспечивают хозяйственную самостоятельность предприятия. При этом производственная и социальная деятельность предприятия, а также оплата труда осуществляется за счет заработанных средств. Материальные затраты на производство и социальную сферу возмещаются из выручки, полученной от реализации продукции, работ и услуг, производимых предприятием.
В этих условиях главным обобщающим показателем успешности хозяйственной деятельности является прибыль. Валовая прибыль это источник средств для возмещения текущих затрат, расчетов с бюджетом. По величине валовой прибыли нельзя судить насколько экономически эффективно работает предприятие, так как коммерческая организация кроме доходов имеет и расходы. Валовая прибыль измеряется в абсолютном показателе — рублях. Уровень валовой прибыли является одним из показателей эффективности деятельности организации, который показывает величину торговых наложений, приходящихся на рубль реализации. Разницей между валовой прибылью и валовыми издержками предприятия является экономическая или чистая прибыль. После выплаты части прибыли по обязательствам предприятия, все что осталось, поступает в распоряжение предприятия. Прибыль распределяется по фондам:
— предприятие создает резервный фонд. Размер резервного фонда составляет 3% уставного фонда аптеки.
— из фонда потребления выплаты производятся на развитие производства, оплату труда и социальные нужды.
Руководитель аптеки стремится работать с прибылью, т.к. только прибыль служит ориентиром роста предприятия и источником его финансирования, способствуя процветанию фармацевтического бизнеса. Но получение прибыли никогда не являлось самоцелью для аптечной организации, на первом месте всегда было и есть выполнение социальных задач.
Методы школы научного управления широко применяются в МУП — Аптека № 8 для количественной оценки уровня организации труда (анализа распределения рабочего времени, трудовых затрат). Используется метод изучения рабочего времени (хронометраж, метод моментных наблюдений), применяемый для изучения длительности цикличности повторяющихся элементов, регистрации затрат времени работников аптеки в течение смены, потерь рабочего времени, что позволяет выявить резервы повышения производительности труда. В МУП — Аптеке используют нормы нагрузки на одну штатную единицу, и в соответствии со штатными нормами, формируется штат аптеки.
Предприятие применяет стимулирующие меры, заинтересовывающие работников в своевременном и надежном исполнении предписаний руководителя.
К ним относятся основная и дополнительная часть заработной платы (стимулирующие денежные выплаты и выплаты компенсационного характера, предусмотренные законодательством Российской Федерации, тарифным соглашением и внутренним положением предприятия), а также другие денежные выплаты, предусмотренные внутренним положением предприятия.
Основной юридической формой регулирования трудовых отношений работников и администрации на предприятии по вопросам оплаты труда является трудовой договор, в котором зафиксированы условия оплаты труда работников, предлагаемые предприятием (фирмой). Оплата труда работника на МУП Аптека № 8 складывается из следующих частей.
а) должностного оклада (одинакового для всех работников, занимающих одинаковые должности).
б) надбавки, зависящие от выслуги лет (одинакового для всех работников с одинаковой выслугой лет на данном предприятии).
в) надбавки, зависящие от эффективности функционирования предприятия, (разной по величине в зависимости от роли, которую выполняет тот или иной работник в обеспечении прибыли предприятия).
г) надбавки, зависящие от конкретного вклада каждого работника в результаты деятельности предприятия (персонально для каждого работника в зависимости от личной инициативы в обеспечении достижения целей предприятия).
Должностной оклад определяется на основе аттестации работника и его квалификации. Надбавка за выслугу лет устанавливается предприятием в соответствие с нормативными актами, в зависимости от числа лет работы на данном предприятии, исходя из финансовых возможностей предприятия. Устанавливается в процентах к должностному окладу. Надбавка за эффективность функционирования предприятия определяется по прогрессивной шкале в процентах к должностному окладу (с учетом инфляционной надбавки) в зависимости от эффективности функционирования предприятия, определяемой отношением прироста прибыли, приходящейся на одного работника, к сумме должностного оклада и надбавки за выслугу лет. Надбавка за конкретный вклад работника в достижение целей предприятия устанавливается персонально каждому работнику по представлению руководителя и утверждается ежемесячно руководством предприятия.
Кроме стимулирующих мер применяются и методы экономической ответственности, которые предполагают воздействие на экономические интересы работника с помощью санкций и относятся к способам отрицательного подкрепления. Формой реализации экономической ответственности является материальная ответственность. Она представляет собой обязательство работника возмещать ущерб, который может быть причинен работодателю в случае неправомерных действий в процессе выполнения должностных обязанностей.
В рамках действующего законодательства формы экономической ответственности устанавливаются внутренними регламентирующими нормативно-правовыми документами и актами предприятия.
Заключение
В заключение хотелось бы отметить, что выбор методов влияния на подчиненных составляет основу менеджмента. Для выбора правильных методов влияния руководитель получает, преобразует, анализирует и использует различные виды информации, благодаря которым он имеет возможность выбрать правильный способ влияния. Экономические, организационные, административные, нравственные и многие другие факторы определяют межличностные отношения в трудовом коллективе, которые позволяют влиять на него целенаправленно.
Основными экономическими методами управления предприятия, обеспечивающими его эффективное функционирование в рыночных условиях хозяйствования, являются коммерческий расчет; внутрифирменный расчет; ценовая политика и механизмы ценообразования; механизмы и методы повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом, стимулирование персонала.
Экономические методы выступают в качестве различных способов воздействия руководителей на персонал для достижения поставленных целей. При позитивном использовании экономических методов конечный результат проявляется в хорошем качестве продукции и высокой прибыли. Наоборот, при неправильном использовании экономических законов, их игнорировании или пренебрежении можно ожидать низких или негативных результатов.
Проанализировав деятельность МУП Аптека № 8 можно сделать вывод о рациональном использовании экономических методов управления предприятием. Это отражается в положительной динамике основных экономических показателей, таких как прибыль, себестоимость, стоимость основных фондов, производительность труда.
В качестве основных экономических методов управления здесь выступают внедренные в руководство принципы коммерческого расчета, самофинансирования и самоокупаемости, а также система стимулирования труда — система заработной платы и премирования. Причем, оплата труда каждого работника напрямую связана с результатами его деятельности в сфере ответственности и с результатами деятельности всей фирмы.
Кроме стимулирующих мер применяются и методы экономической ответственности. Они предполагают воздействие на экономические интересы работника с помощью санкций и относятся к способам отрицательного подкрепления.
Исходя из того, что предприятие использует экономические методы управления — коммерческий расчет и самофинансирование, которые в свою очередь предусматривают не только новые права руководителя, но и высокую ответственность его перед собственником и трудовым коллективом можно рекомендовать следующие предложения по совершенствованию методов управления предприятием:
1) руководитель аптеки должен добиваться поставленных целей деятельности, удовлетворяющих современному состоянию общественных и индивидуальных потребностей в фармацевтической помощи, обеспечивать достижением их с надлежащим качеством и создавать резервы, способствующие продолжению успешной деятельности;
2) для успешного руководства людьми директор должен знать чего хотят и чего не хотят его подчиненные, каковы внешние и внутренние мотивы их поведения, как можно воздействовать на них и каких результатов от них ожидать. Исходя из этого, директор должен формировать определенную мотивационную структуру поведения подчиненных. Развивать у них желательные мотивы и ослаблять нежелательные;
3) определяя роль материального стимулирования в системе методов управления персоналом, следует учитывать границы его воздействия на работника. Применение материальных стимулов будет эффективным при соблюдении следующих условий:
— размер стимулирования должен быть значим для работника. «Порог значимости денег» — критическая сумма, ниже которой деньги перестают быть для человека стимулом. Выплаты ниже этого порога не будут стимулировать работника, а затраты администрации окажутся бесполезными;
— стимулирующая функция денег реализуется в условиях, когда размер выплат воспринимается работником как справедливый, соответствующий его представлениям о цене собственного труда (затраченных трудовых усилий, квалификации, вклада в общий результат) и оплате за аналогичный труд других работников;
— стимулирующая роль денег усиливается, если персонал чувствует свою причастность к судьбе организации, уверен, что уровень оплаты его труда отвечает возможностям организации;
— деньги выполняют стимулирующую функцию, если в организации сформировано доверие персонала к администрации, а вознаграждение выплачиваться в соответствии с договоренностями в установленные сроки и в полном объеме.
4) должен развиваться, повышаться и совершенствоваться профессионализм трудового коллектива и руководителя, управляющего этим коллективом;
5) предприятие должно использовать новейшие информационные и управленческие технологии, что позволит максимально автоматизировать и компьютеризировать деловые процессы;
6) должны быть усовершенствованы методы обработки информации и принятия решений (ускорение разработки, совершенствование порядка доведения, контроля за их исполнением);
7) на предприятии должны внедряться методы по формированию благоприятного морально-психологического климата в коллективе, по развитию доброжелательных отношений между руководителем и подчиненными, оказанию им помощи;
8) должны быть четко разработаны административные методы воздействия на работников предприятия, выступающие в форме обязательных предписаний (приказов, распоряжений), либо рекомендаций (консультаций, разъяснений);
9) на предприятии должна повышаться заинтересованность работников в деле самостоятельного поиска оптимальных решений и принятии на себя ответственности за их результаты.
1. Абчук В. А. Менеджмент: Учебник. — СПб.: Издательство «Союз», 2002. — 463 с.
2. Веснин В. Р. Менеджмент: учеб.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 504с.
3. Гольдштейн Г. Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд. 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
4. Гончаров В. И. «Менеджмент предприятия»: Часть 2.: «Издательство МИУ» Минск 2005. — 624 с.
5. Жигалов В. Т., Паршин Н. М. Основы менеджмента и управленческой деятельносги: Учебное пособие. — Белгород: Кооперативное образование, 2005. 323 с.
6. Иванова Е. В. Основы общего и стратегического менеджмента (Часть 1): Учебное пособие / Е. В. Иванова — Белгород: Изд-во БелГУ, 2009.-91с.
7. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента: учеб пособие.- 11-е изд., испр.- М.: Новое знание, 2009. 336с.
8. Казначевская Г. Б. Менеджмент. Учебное пособие.- 2-е изд., доп. и перераб.- Ростов н/Д: «Феникс», 2002. 352с.
9. Кузин Б., Шахдинаров Г., Юрьев В. К. Методы и модели управления фирмой: Учеб. Пособие. — СПб.: Питер, 2001.
10. Коммерческий расчет. http://www.vuzlib.net
11. Моисеева Н. К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкуренто-способность, маркетинг, обновление. — М.: Внешторгиздат, 1993.
12. Маркетинг: Учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки маркетолога. Под общей ред. В. Е. Ланкина. — Таганрог: ТРТУ, 2006.
13. Основы менеджмента / Под ред. А. И. Афоничкина. — СПб.: Питер, 2007. — 528 с.
14. Основы менеджмента: Учебник для вузов / Под ред. Д. Д. Вачугова.- 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Высш. щк., 2005. 376с.
15. Семенов А. К., Набоков В. И. Основы менеджмента: Учебник. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. — 556с.