Наука, литература, искусство в послевоенный период
В живописи тех лет был популярен исторический и историко-революционный жанр, война, победа, образ военного человека и человека простого, гармония природы и человека. Графика тех времён, наоборот складывалась из работ мастеров военного и послевоенного периодов. Одним из более массовых и «боевых» видов советского изобразительного искусства явилась сатирическая графика. Активно развивалась… Читать ещё >
Наука, литература, искусство в послевоенный период (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Федеральное агентство связи ГОУ ВПО Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики Кафедра философии и истории КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по отечественной истории на тему: «Наука, литература, искусство в послевоенный период»
Выполнила: ст-ка гр. ГС-41
Драчук Н. А Проверила: И. В. Носова Новосибирск 2014
Оглавление
- Введение
- 1. Развитие науки в послевоенный период
- 2.
Литература
послевоенного периода
- 3. Искусство послевоенных лет
- 4.1 Живопись
- 4.2 Графика
- 4.3 Скульптура
- 4.4 Архитектура
- 4.5 Театр
- 4.6 Музыка
- Заключение
- Список литературы
Если заходит речь роли культуры в современном обществе, как правило, на ум приходят произведения художественной литературы, живописные картины. Но ведь всё это лишь небольшая, пусть и очень весомая частица культуры. Культура — очень важная часть человеческой жизни, которая проникает повсюду, проявляясь в самых разных формах. Она занимает в человеческой жизни неоднозначную позицию. С одной стороны, культура закрепляет наиболее ценные и полезные образцы поведения и передает их последующим поколениям, создает духовный мир человека, возвышая его над животным миром. Но с другой стороны, она способна с помощью нравственных норм закреплять несправедливость, суеверия, бесчеловечное поведение. Современный человек не является таковым, если он относится к наследию мировой и отечественной культуры с равнодушием и неуважением. Человек становится по-настоящему культурным только тогда, когда он стремится быть широко образованным.
В своей работе я хотела отразить культурную жизнь советского народа в послевоенный период. Данная тема актуальна тем, что в послевоенное время народу в целом не хватало новых впечатлений, не касающихся военной тематики. Также перед деятелями искусства была поставлена задача, мотивировать народ жить дальше не смотря на трудности этого времени, потому что Великая Отечественная Война привела в упадок развитие культуры нашей страны. Невозмещаемой утратой явилось уничтожение почти целого поколения людей, которые родились в начале двадцатых годов. Война стерла с лица земли многие памятники культуры, Новгородские и Смоленские соборы, дворцы Ленинградских пригородов, янтарную комнату, тысячи музеев, кинотеатров, выставочных и концертных залов, привела к падению образованности в России.
Также, я считаю, что современное поколение заинтересовано в том, что люди того времени, наши бабушки и дедушки, не имеющие почти ни гроша в кармане все же ходили в театры, на концерты, записывались в разные поэтические клубы.
Целью моей работы является изучение и оценка культуры и искусства послевоенного времени, через которые была передана боль людей, живших тогда, а так же патриотический дух победы.
Задачи, которые я перед собой поставила, это исследование развития науки, литературы и искусства в послевоенный период.
Литература
которая мне помогла в написании реферата оказалась крайне полезной. Больше всего мне понравилась книга Сахарова А. Н. «Жизнь России в послевоенный период», так как именно в этой книге оказалась самая нужная информация для моего реферата. Остальные источники были не менее полезны, но достаточный объём необходимой информации, я получила из книги Сахарова.
1. Развитие науки в послевоенный период
В этот период в системе Академии Наук СССР появляются новые институты: физической химии, геохимии и аналитической химии имени В. И. Вернадского, высокомолекулярных соединений, точной механики и вычислительной техники, высшей нервной деятельности, радиотехники и радиоэлектроники, научной информации, языкознания, славяноведения.
Заложенная еще при Сталине база научных достижений СССР в области космических исследований, ядерной энергетики и электроники была возобновлена. В конце 1940;х начале 1950;х были созданы предприятия, по выпуску высокотехнологичной продукции, которая не уступала лучшим образцам мира.
В конце 50−60-х годов СССР вступил в эпоху научно-технической революции, страна была заинтересована в научных исканиях, открывались не только новые НИИ, но и целые научные городки. Было организовано Сибирское отделение наук и Академгородок Новосибирска, в том числе, институт ядерной физики в Дубне (Подмосковье).
Одним из главных мировых центров в области науки явился институт атомной энергии, созданный русским ученым И. В. Курчатовым в 1943. Русские ученые создали важную отрасль науки — физику высоких и сверхвысоких энергий, которая находит самое широкое промышленное применение в строительстве атомных электростанций и технических средств, работающих на атомных двигателях. В конце 1957 был спущен на воду 1-ый в мире ледокол с атомным двигателем (получил название «Ленин»). В 1958 вступает в эксплуатацию АЭС в Сибири мощностью 100 тыс. киловатт. В 1957 Объединенный институт ядерных исследований под руководством Д. И. Блохинцева построил самый крупный в мире (по тем годам) синхрофазотрон.
В 1946;1955 в нашей стране наблюдаются значительные изменения в исследованиях по ракетостроению. В целом, Россия даёт основы современному ракетостроению. Был создан целый ряд различных типов ракет, осуществляется последовательная программа изучения верхних слоев атмосферы с помощью зондирующих ракет. Под руководством С. П. Королева происходило воплощение многих идей и разработок теории космонавтики в промышленности. С начала 1950;х русская наука начинает развиваться в области создания межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и ракет-носителей. Для их запуска было положено начало строительству известного космодрома Байконур, где 21 августа 1957 происходит испытание первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты, она имела весомое военное значение. Таким образом, Россия начала космическую эру.
12 апреля 1961 был совершён орбитальный полёт вокруг Земли русским человеком, летчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным, на корабле-спутнике «Восток». Русские космонавты-исследователи того времени выполнили широкий круг работ по освоению космоса, тем прочно закрепив за Россией первенство в области ракетной техники и доказав превосходство многих направлений русской науки.
Наши учёные явились первопроходцами в создании квантовой электроники. Квантовая электроника, которая была разработана русскими учеными, она во многом повлияла на развитие физики в целом. Лазеры нашли применение в спектроскопии, исследовании плазмы, зондировании атмосферы, локации, космической связи, вычислительной технике, медицине.
в 1946 были созданы реактивные самолеты «МиГ-9» и «Як-15». С 1947 началось серийное производство реактивных истребителей «МиГ-15». В конце 1940;х — н. 50-х русские ученые получают важные результаты в области исследований больших скоростей. Теоретические и практические разработки М. В. Келдыша, Г. И. Петрова, М. Д. Миллионщикова, Г. П. Свищева и других русских ученых позволили создать новые формы крыльев и управления самолетов. В области прочности самолетных конструкций работали А. И. Макаревский, В. Н. Беляев, A. M. Черемухин и др. В 1950;х русская авиация становится сверхзвуковой. Первый русский серийный сверхзвуковой самолет «МиГ-19» имел скорость до 1450 км/ч.
Русские учёные добились больших высот и в других областях науки.
Русскими биологами А. И. Опариным, Ю. А. Овчинниковым и другими были получены очень важные результаты и сделаны новые открытия в области генетической теории, в изучении структуры и механизма деятельности клетки, физико-химических и биологических основ и закономерностей жизненных процессов живой материи, проблем экологии и рационального использования биологических ресурсов.
В середине 1950;х были открыты методы создания новых веществ с заданными химическими свойствами. Теория цепных химических реакций Н. Н. Семенова легла в основу создания новых полимеров, заменивших дорогие и естественные материалы. Его вклад в мировую науку был отмечен в 1956 присуждением ему Нобелевской премии.
Много неприятностей ожидало гуманитариев, особенно историков. Минц И. И., Разгон И. М., позднее А. Некрич и Н. Эйдельман, подвергались публичным проработкам и сразу стали естественно непререкаемыми авторитетами для коллег и читателей, а их книги дефицитом. Сегодня эти имена — бесспорная классика советской историографии. Многие ученые, и, в первую очередь, философ Александров Г. Ф., были обвинены в преклонении перед Западом.
Отечественная наука была поставлена на передовые рубежи, благодаря достижениям русских ученых. Страна получила приоритет во многих областях соперничества с западными странами в области мирового научно-технического развития.
2.
Литература
послевоенного периода
Литература
первых послевоенных лет, а точнее её духовная основа была образована мироощущением, выстраданным и завоеванным народом-победителем. Страна нуждалась в скорейшем избавлении ран, которые нанесла война, поэтому свои идейные устремления литература тех лет направила на создание благоприятной нравственной и психологической атмосферы всенародного трудового подъёма. Россия, как страна освободительница заняла в мире особое место, тем самым для советской литературы были определены расширение проблематики и круг общественно-политических задач. Писатели того времени пропагандировали мир во всём мире, счастье человека, образ жизни советского человека и интернационализм (стихотворные циклы Бажана, Вургуна, Рустама, Симонова, Суркова, Тихонова). Советские писатели стремились раскрыть основной конфликт того времени — противоборство фашизма и антифашизма.
Интенсивное развитие документальной литературы было вызвано подлинным драматизмом, захватывающей достоверностью накопленной за военные годы жизненной информации и документальной литературы, которая была проникнута благородным стремлением оповестить Родину о заслугах её героев-партизан. Примером тому служат такие произведения как «Люди с чистой совестью» (1946) П. П. Вершигоры, «От Путивля до Карпат» (1945) С. А. Ковпака, «Подпольный обком действует» (кн.1−2, 1949) А. Ф. Федорова, «В Крымском подполье» (1947) И. А. Козлова, «Это было под Ровно» (1948) Д. Н. Медведева. Писатели раскрыли глубокий философский смысл победы над фашизмом, опираясь на действительные человеческие судьбы. Реальные герои Великой Отечественной войны, а точнее их образы, были нарисованы в романе «Повесть о настоящем человеке» (1946) Б. Н. Полевого. Вечная память о погибших, кровная боль за страдания Родины — эти темы звучали в произведениях Твардовского (поэма «Дом у дороги», 1946, стихотворение «Я убит подо Ржевом»), Исаковского (стихотворение «Враги сожгли родную хату»). Испытания военных времён были освящены в поэмах «Прометей» (1947) А. С. Малышко, «Над Ленинградом» (1948) М. Рагима. Военной проблематике были посвящены творческие поиски начинающих писателей К. Я. Ваншенкина, Е. М. Винокурова, С. П. Гудзенко, В. Давтяна, Ю. В. Друниной, М. А. Дудина, М. К. Луконина, А. П. Межирова, С. С. Наровчатова и других.
Советской литературой на каждом из своих этапов была поставлена задача, которая заключалась в создании образа положительного героя. В произведениях многих авторов была затронута тема возвращения к мирному труду. (Роман «Счастье» (1947) Павленко, «Ветер Золотой долины» (1950) Айбека, «Миллионеры» (1948) Мустафина, «Весна в Сакене» (1948) Г. Д. Гулиа, «Кавалер Золотой Звезды» (кн.1−2, 1947;48) С. П. Бабаевского, в поэмах «Флаг над сельсоветом» (1947) А. И. Недогонова, «Весна в „Победе“» (1948) Н. М. Грибачева, «Рабочий день» (1948) Луконина, «Утро над Минском» М. Танка, «Новое русло» (1948) А. Кулешова).
Советская литература выступала в эти годы в своей окрепшей многонациональной общности. Многосторонним изображением внутреннего мира и общественных отношений советского человека были наполнены романы «Кружилиха» (1947) В. Ф. Пановой, «Жатва» (1950) Г. Е. Николаевой, «Дни нашей жизни» (1952) В. К. Кетлинской, «Журбины» (1952) В. А. Кочетова, «Буря» (1945;48) Лациса.
Эпическая монументальность и тонкий лиризм были характерны для романов «Первые радости» (1945) и «Необыкновенное лето» (1947;48) Федина. Характер героев этих романов был наполнен жизненностью, типичностью и глубиной.
Был популярен такой жанр, как семейная хроника. Это были такие романы, как «Строговы» (1939;46) Г. М. Маркова, «Хребты Саянские» (1940;54) С. В. Сартакова, «Даурия» (1942;48) К. Ф. Седых, «Амур-батюшка» (1941;46) Н. П. Задорнова, «Алитет уходит в горы» (1947;48) Т. З. Сёмушкина, и др. Пьесы Сельвинского, И. Кочерги, Шанщиашвили и другие; поэмы «Тысяча восемьсот сорок восьмой» (1948) Антокольского, «Первороссийск» (1950) Берггольц, «Павлик Морозов» (1950) С. П. Щипачёва, «Хата рыбака» (1947) Я. Коласа, «Дневник мира» Танка, «Ленин» (1950) Расула Рзы внесли весомый вклад в историческую хронику. В поэзии, появились новые люди, которые принесли национальную проблематику и поэтическую традицию с новым содержанием, которое выражало принцип интернационализма. С каждым разом всё более появлялась потребность в художественном синтезе новых процессов современности. В романе «Русский лес», автор рассмотрел в глубоком историком и философском аспекте сложность периода, который страна переживала в то время.
Конец 50-х, был обусловлен появлением нового поколения (Бакланов, Бондарев, Быков, Богомолов). Также в те годы были созданы очень важные произведения оппозиционной литературы, которые ходили в перепечатках по рукам и были опубликованы лишь во второй половине 80-х годов («Гулаг» А. Солженицына, рассказы В. Шаламова, «Новое назначение» А. Бека). Главная черта литературы 60-х годов — это поэтический бум. Появились непохожие друг на друга, самобытные поэты. Это Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, И. Бродский, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, О. Сулейменов. Вместе с поэтическим бумом зародилась популярность авторской песни. Её представителями стали А. Галич, Б. Окуджава, Ю. Визбор, В. Высоцкий.
Литература
тех лет отражала духовный мир, сильного духом народа, выстоявшего перед натиском врага и сумевшего победить несмотря ни на что.
3. Искусство послевоенных лет
В послевоенное время быстро восстанавливалась экономика, и темами искусства были героический труд и воспевания «Великой Победы» .
4.1 Живопись
В живописи тех лет был популярен исторический и историко-революционный жанр.
В 1950 году группой художников была создана большая картина «Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола» о выступлении в 1920 году в здании Ленкома. Эта картина явилась эталоном. Также Владимиром Серовым была создана картина «Ходоки у Ленина» — исторические события приобрели жанровый характер, оттенки натуралистичности, фотографичности.
Чувства, вызванные Великой Отечественной войной, пробудили интерес к истории Родины. Сближались исторический и бытовой жанры. Примером тому может служить картина Юрия Непринцева «Отдых после боя» (1951) о Василии Теркине. Одной из самых значительных картин послевоенного периода на военную тематику является «Возвращение» Владимира Костецкого (1947). Тогда же появляется картина Александра Лактионова «Письмо с фронта» .
Весомое место в развитии живописи того периода занимают полотна прибалтийских и латышских художников — Эдуард Калныньш («Новые паруса», 1945) и Янич Осис («Латышские рыбаки», 1956). Здесь изображен
рыбацкий труд, фигурные сцены в пейзажи — картины отличаются сдержанностью, оттенком суровости (характерные черты и для дальнейшей латвийской живописи).
Был широко распространён образ природы, проникнутый радостью и гармонией". Лирический пейзаж получил новое развитие. Этой тематике были посвящены такие работы Сергея Герасимова, как «Зима», 1959, «Пейзаж с рекой», 1959, «Весна», 1954. Воспевалась идея патриотизма. Творчество Василия Мешкова было посвящено этой теме — «Сказ об Урале» (1949), «Кама», «Просторы Камы» (1950). В полотнах он охватывает широкие просторы, подчеркивая величественную суровую природу.
Успешность художников говорит о том, что большую часть в развитии живописи того времени сыграли мастера поколения, которое сформировалось в предыдущие годы.
4.2 Графика
Графика тех времён, наоборот складывалась из работ мастеров военного и послевоенного периодов.
Одним из более массовых и «боевых» видов советского изобразительного искусства явилась сатирическая графика. Активно развивалась политическая карикатура, посвященная международной тематике, которая работала для «Правды» и других центральных газет. Кукрыниксы создают целый ряд значимых работ сатирической направленности — «Уолл-стрижка» (1948), «У постели больного» (1948), «Донна Франко» (1949). Также они создают иллюстрации, например," Дама с собачкой" (1941;8), акварели к «Фоме Гордееву» (1949). Давид Дубинский делал иллюстрации к повестям Гайдара «Р.В. С.» и «Чук и Гек», позже к «Поединку» Куприна (1959;60). Конец творчества Фаворского выпадает на эти годы: он создает свои произведения в технике работы по дереву («Слово о Полку Игоревом», 1950; «Маленькие трагедии», 1961).
4.3 Скульптура
После войны происходит усиление монументальных тенденций. Николай Томский создает монументы генерала Апанасенко (Белград, 1949) и Черняховского (Вильнюс, 1950 — перевезен в Воронеж). В них сочетается мера сходства и лепка, гармония скульптуры с архитектурным постаментом, четкость и выразительность.
Были установлены не только памятники героям войны, но и историческим персонажам и деятелям культуры. В 1953 был воздвигнут Памятник Юрию Долгорукому, в 1958 году — Маяковскому. Михаилом Аникушиным был создал памятник Пушкину (1957), изображенного в позе чтеца. В 1940;50-х был воздвигнут памятник Чайковскому у Консерватории.
Вернувшись на родину, скульптор Сергей Коненков создает работу «Освобожденный человек» (1947). А в 1949 году «Портрет старейшего колхозника деревни Караковичи И. В. Зуева» — своего односельчанина и друга детства. Скульпторами того периода было создано множество работ, которые явились достоянием нашей страны.
4.4 Архитектура
Архитекторы послевоенного периода занимались восстановлением разрушенных зданий и параллельно создавали новые. Они восстанавливали города, стараясь исправить их старые недостатки.
Большое внимание уделялось совершенно новому ген. плану застройки Сталинграда (Волгограда), полностью уничтоженного во время войны. Алабян и Симбирцев предложили свои идеи. На плане города появился центральный ансамбль — площадь Борьбы, аллея Героев, пропилеи с огромной лестницей к Волге. В одну систему были объединены промышленные районы. Смысл народного подвига выразился в обновлённых чертах возродившегося города. Новые застройки сливались с древнерусскими шедеврами — это я вилось главной чертой плана восстановления города Советские критики 1970;х годов говорили: «в сложном процессе выработки архитектуры восстановления городов, в целом безусловно положительном, назревала тем не менее опасность некоторой мании грандиозности, „принявшей эстафету“ от черт гигантомании, свойственной ряду произведений довоенной архитектуры. Получила развитие и тенденция к излишнему декоративизму, квалифицированному позднее как украшательство». Такими явились московские высотки, самой удачной было признано здание признавали здание МГУ, архитекторами были Борис Иофан (смещён с должности главного архитектора), Лев Руднев, Сергей Чернышёв, Павел Абросимов, Александр Хряков В. Н. Насонов. Оформлением фасадов скульптурами занималась мастерская Мухиной.
В то время главной проблемой всё же оставалось обычное жильё, оно было разрушено войной. Было запущено массовое жилищное строительство. Поначалу оно было малоэтажным, так как отсутствовала необходимая производственно-техническая база. Архитекторы экспериментируют с поквартально застройкой. Например, район Песчаных улиц, архитекторы Зиновий Розенфельд, В. Сергеев. Впоследствии этот эксперимент перенимают и другие города.
В эти годы, как, впрочем, и в годы войны, продолжалось строительство Московского и начинается строительство Ленинградского метро, станции которого украшают известные живописцы-монументалисты и скульпторы.
4.5 Театр
Огромный, сложнейший творческий путь прошли в то время столичные театры.
Творчество московских театров в целом в первый послевоенный сезон не могло полностью удовлетворить идейные и художественные запросы зрителей. Как указывалось в постановлении ЦК партии «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» от 26 августа 1946 г., в театрах резко уменьшилось число пьес советских авторов на современные темы. В Театре им. Моссовета из 9 спектаклей только 2 были посвящены вопросам современной советской жизни, в Театре им. Евг. Вахтангова — 3 из 10, в Камерном — 3 из 11. Среди современных пьес, поставленных в первый послевоенный год на московских сценах, шли и такие, художественный уровень которых был невысок.
Партия, призывая деятелей культуры и искусства к дальнейшему укреплению тесного контакта с жизнью, напоминала драматургам, режиссерам, актерам, что «советский театр может выполнить свою важную роль в деле воспитания трудящихся только в том случае, если он будет активно пропагандировать политику Советского государства, которая является жизненной основой советского строя». Партия ставила перед театром задачу создать яркие, полноценные в художественном отношении сценические произведения о жизни советского общества, о советском человеке на новом этапе его развития. «Драматурги и театры должны отображать в пьесах и спектаклях жизнь советского общества в ее непрестанном движении вперед, всячески способствовать дальнейшему развитию лучших сторон характера советского человека, с особой силой выявившихся во время Великой Отечественной войны». Это была фактически программа творческой деятельности театров.
Наряду с ранее существовавшими театрами в Москве после войны появились новые. В 1945 г. были созданы Московский драматический театр, Театр драмы и комедии. В 1951 г. открылся Московский драматический театр им. А. С. Пушкина. В 1957 г. в семью московских театров вошел коллектив Театра-студии молодых актеров, переименованный позже в Театр-студию «Современник» .
В репертуар входили постановки, которые были посвящены ратным подвигам советских людей. В решении театрами народно-героической военной тематики заметно проявились новые тенденции — желание наряду с вымышленными героями вывести на сцену действительных, исторически конкретных участников недавних событий, показать героическую борьбу народа против фашизма во всей ее широте как борьбу истинно всенародную. Театр раскрывал конфликт между обывательским, мещанским мировоззрением, тормозящим развитие советского общества, и передовым сознанием людей, всем существом стремящихся в будущее, работающих на благо Родины не за страх, а за совесть. В поэтическом воспроизведении военной действительности несомненный интерес представлял спектакль Театра им. Моссовета.
В начале 50-х годов ряд московских театров пережил творческий кризис. На деятельности театров пагубно сказалась теория бесконфликтности, получившая распространение в советской драме. Ослабление идейной активности неизбежно влекло за собой спад художественного мастерства, появление штампов в актерском и режиссерском искусстве.
Наиболее интересные творческие поиски и эксперименты театров на рубеже 40−50-х годов были связаны преимущественно с постановками произведений русской классики, а также первых советских пьес. Заметно усилился интерес к драматургии М. Горького. Пьесы М. Горького шли на сценах МХАТ («Дачники», «Мещане»), Малого театра («Мещане», «Васса Железнова»), Театра им. Евг. Вахтангова (новая сценическая редакция «Егора Булычева»), Театра драмы («Зыковы»), Театра им. М. Н. Ермоловой («Дачники» и «Достигаев и другие»), Театра им. Моссовета («Сомов и другие»), Театра транспорта («Последние»), Драматического театра им. К. С. Станиславского («Чудак»). Драмы М. Горького, как это было не раз в истории советского театра, вновь стали важной школой создания реалистических сценических характеров.
Театры отражали процесс новой консолидации творческих сил всего советского искусства, служащего народу — строителю коммунизма.
4.6 Музыка
Многожанровость — вот что отличало советскую музыку послевоенного периода. Композиторам стала интересна современная тематика. Появлялись яркие произведения, которые воспевали Коммунистическую партию и ее вождя В. И. Ленина. Большая часть произведений того периода пополнила золотой фонд советской музыкальной культуры. Были удостоены Ленинской премии 7-я симфония С. Прокофьева и 11-я симфония Д. Шостаковича, «Патетическая оратория» Г. Свиридова, балет «Спартак» А. Хачатуряна и многие другие произведения.
В то время советская музыка была ознаменована новыми процессами, которые были вызваны самой жизнью, ее запросами. Возникли новые формы пропаганды искусства среди широких народных масс. Десятки тысяч людей устремились в народные университеты культуры, кружки музыкальной самодеятельности. Этот процесс, с одной стороны, вызвал бурный рост самого народного искусства, совершенствование его форм, повел к сближению народного и профессионального искусств, с другой — способствовал расширению связи с жизнью, с народом. Усиливалось общественное значение деятельности композиторов, их творчество становилось более доступным и близким широким массам. Искусство приблизилось к народу, а народ — к искусству.
Творческие итоги развития советской музыки послевоенного периода поистине огромны. Музыка явилась воспитателем эстетических вкусов народа, коммунистического сознания. Был внесен выдающийся вклад в развитие не только нашей, но и мировой музыкальной культуры.
Но всё же этот период отличался неравномерным развитием музыкального искусства.
Успешными оказались жанры оперетты и балетной музыки. Произведения этих жанров занимали хорошее положение в репертуарах театров и пользовались грандиозным успехом у слушателей. Примером тому служат «Вольный ветер» И. Дунаевского (1947г.), «Поцелуй Чаниты» Ю. Милютина (1956 г). Тематика и образы современной героической советской молодежи — строителей новой жизни — ярко воплощены в опереттах «Трембита» Ю. Милютина (1949 г.), «Белая акация» И. Дунаевского (1955 г.), «Весна поет» Д. Кабалевского (1957 г.), «Москва — Черемушки» Д. Шостаковича (1958 г.), «Сто чертей и одна девушка» Т. Хренникова (1965 г.) и др. Хотелось бы отметить, что большую популярность приобрели такие спектакли, как «Фонари-фонарики» (1958 г.), «Цирк зажигает огни» (1960 г.) Ю. Милютина и некоторые другие.
Балетная музыка развивалась блистательно. Балетные коллективы нашей страны и зарубежных стран и сейчас обращаются к творениям композиторов того времени. Балеты «Спартак» А. Хачатуряна (1954г.), «Жанна д’Арк» Н. Пей-ко (1958 г.) и «Сказ о каменном цветке» С. Прокофьева (1954 г.), были посвящены героической тематике.
В послевоенный период едва ли не самую значительную роль приобрел жанр симфонической музыки. Именно эта сфера творчества отмечена самыми интересными поисками, новаторским решением в области программно-симфонической музыки, сочетанием внутри жанра элементов широкой песенности с богатым симфоническим развитием. Жанр симфонической музыки в послевоенные годы обогатился многими выдающимися произведениями, получившими мировое признание и вошедшими в репертуар лучших дирижеров и оркестров мира. Это 7-я симфония (1952 г.) и оратория «На страже мира» (1950 г.) С. Прокофьева, 27-я симфония Н. Мясковского (1950 г.), 10-я, 11-я, 12-я и 13-я симфонии Д. Шостаковича (1953, 1957, 1961 и 1963 гг.), его же кантатно-ораториальные произведения «Песнь о лесах» (1949 г.) и «Над родиной нашей солнце сияет» (1952 г.), концерт для скрипки с оркестром (1954 г.), вокально-симфоническая поэма «Стенька Разин» (1965 г.); вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» (1955 г.) и «Патетическая оратория» (1959 г.) Г. Свиридова; 4-я симфония (1957 г.), триада концертов для скрипки, фортепиано и виолончели (1949;1952 гг.), кантата «Ленинцы» (1959 г.), посвященные советской молодежи, и «Реквием» (1963 г.) Д. Кабалевского, концерты для скрипки (1961 г.) и виолончели (1964 г.) Т. Хренникова и многое другое.
После Отечественной войны значительно активизировалось развитие вокальных жанров: популярной массовой песни, камерной вокальной музыки, хоровой и кантатно-ораториальной. Достижения в этой области тем более велики, что именно здесь нашли наиболее полное отражение волнующие темы современности: борьба за мир, героика труда, темы революции. Такие песни, как знаменитые «Гимн демократической молодежи» А. Новикова (текст Л. Ошанина), «Песня мира» Д. Шостаковича (текст Е. Долматовского), «Летите, голуби» И. Дунаевского (текст М. Матусовского), «Мы за мир» С. Туликова (текст А. Жарова), «В защиту мира» В. Белого (текст И. Френкеля), определили на известный период направление развития жанра не только советской, но и зарубежной песни. В послевоенный период бурно расцвело песенное творчество В. Соловьева-Седого, удостоенного Ленинской премии, а также композиторов М. Блантера, И. Дунаевского, Захарова, Б. Мокроусова, А. Новикова, В. Мурадели, С. Капа, С. Туликова.
Инструменталы заметно демократизируют свои творения. В то время проходит важный процесс сближения музыкальных жанров, их взаимопроникновения.
Успехи композиторов в области хоровой музыки в большой мере связаны с усилением внимания к ней широких кругов советской общественности.
Уже в первые месяцы после окончания войны был проведен Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей. В этом конкурсе активное участие приняла музыкальная молодежь — инструменталисты и вокалисты. Многие молодые московские музыканты приняли участие в международных конкурсах, завоевав первые места в труднейших соревнованиях талантов. За последнее десятилетие молодые советские исполнители участвовали более чем в 25 международных конкурсах скрипачей, пианистов, виолончелистов, вокалистов, камерных ансамблей, заняв там, как правило, первые места.
Музыкальная самодеятельность приобрела в те годы большую значимость. Была заложена традиция проведения конкурсов самодеятельного искусства, «праздников песни», способствовавших рождению многих хоровых коллективов, выросших затем в профессиональные.
Миллионы рабочих и служащих были вовлечены в различные самодеятельные кружки и музыкальные коллективы вовлечены. Также больших успехов в те годы достигла музыкальная наука. Во всех своих жанрах: исследовательском жанре, музыкальной критики, публикации. Было выпущено множество работ, которые были посвящены истории русской и зарубежной музыкальной классики, истории русской советской музыки, музыки народов СССР, проблемам народности, реализма, теоретическим вопросам музыки, музыкальной эстетики.
Музыкальная жизнь послевоенного периода характеризовалась значительными достижениями во всех областях творчества, исполнительства, музыкально-театральной жизни, музыкальной самодеятельности, образования, просветительской и научно-критической деятельности.
наука литература послевоенный период
Заключение
У каждого из нас помимо родителей должны быть родная история, родная земля, родной язык, родная культура. Важно знать культуру своей страны так же, как и важно знать и изучать историю. Ведь не зная, а порой попросту не желая узнать, прошлого, нельзя достоверно осмыслить и понять настоящее, а тем более заглянуть в будущее. Культура закладывает в человеке духовные основы. Благодаря культуре, мы более чувственны.
Именно в послевоенный период в России произошла научно-техническая революция. Русские точные науки проживали свои лучшие годы, а также изучение собственной истории и языка. В эти годы всё больше развивалось ракетостроение, началось осваивание космоса, а ядерная энергетика и электроника были возобновлены. На рубежах 50−60-х годов начали открываться новые научные центры, в том числе был основан Новосибирский Академгородок. Был построен известный космодром Байконур, а 12 апреля 1961 был совершён орбитальный полёт вокруг Земли русским человеком, летчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным, на корабле-спутнике «Восток». А русские биологи открывали всё больше нового.
Литература
первых послевоенных лет, а точнее её духовная основа была образована мироощущением, выстраданным и завоеванным народом-победителем. Советские писатели стремились раскрыть основной конфликт того времени — противоборство фашизма и антифашизма. Интенсивное развитие документальной литературы было вызвано подлинным драматизмом, захватывающей достоверностью накопленной за военные годы жизненной информации и документальной литературы, которая была проникнута благородным стремлением оповестить Родину о заслугах её героев-партизан. Советской литературой на каждом из своих этапов была поставлена задача, которая заключалась в создании образа положительного героя. В произведениях многих авторов была затронута тема возвращения к мирному труду. Советская литература выступала в эти годы в своей окрепшей многонациональной общности.
Литература
тех лет отражала духовный мир, сильного духом народа, выстоявшего перед натиском врага и сумевшего победить несмотря ни на что. В послевоенное время быстро восстанавливалась экономика, и темами искусства были героический труд и воспевания «Великой Победы» .
В живописи тех лет был популярен исторический и историко-революционный жанр, война, победа, образ военного человека и человека простого, гармония природы и человека. Графика тех времён, наоборот складывалась из работ мастеров военного и послевоенного периодов. Одним из более массовых и «боевых» видов советского изобразительного искусства явилась сатирическая графика. Активно развивалась политическая карикатура, посвященная международной тематике. В эти же годы советская скульптура была также направлена в революционно-военное направление. Архитекторы послевоенного периода занимались восстановлением разрушенных зданий и параллельно создавали новые. Они восстанавливали города, стараясь исправить их старые недостатки. В то время главной проблемой всё же оставалось обычное жильё, оно было разрушено войной. Было запущено массовое жилищное строительство. В эти годы, как, впрочем, и в годы войны, продолжалось строительство Московского и начинается строительство Ленинградского метро, станции которого украшают известные живописцы-монументалисты и скульпторы. Огромный, сложнейший творческий путь прошли в то время столичные театры. Театры отражали процесс новой консолидации творческих сил всего советского искусства, служащего народу — строителю коммунизма. Творческие итоги развития советской музыки послевоенного периода поистине огромны. Музыка явилась воспитателем эстетических вкусов народа, коммунистического сознания. Был внесен выдающийся вклад в развитие не только нашей, но и мировой музыкальной культуры. Но всё же этот период отличался неравномерным развитием музыкального искусства. Музыкальная жизнь послевоенного периода характеризовалась значительными достижениями во всех областях творчества, исполнительства, музыкально-театральной жизни, музыкальной самодеятельности, образования, просветительской и научно-критической деятельности.
В годы Отечественной войны советское искусство с честью выполнило свой патриотический долг. Художники, музыканты, архитекторы, учёные, писатели, поэты и другие люди искусства пришли к победе, перенеся тяжелые переживания, что и позволило им создать произведения со сложным и многогранным содержанием. Страна нуждалась в оживлении, поднятии с колен. Этому во многом способствовала культурная жизнь. Я считаю, что искусство того времени безусловно является достоянием. И каждый из нас должен ценить тот вклад, который был внесен деятелями искусства послевоенного времени.
Список литературы
1. Ильина Т. В. «История искусств. Отечественное искусство». — М., 1994
2. «История Москвы в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период» Издательство «Наука», М., 1967 г.
3. Сахаров А. Н. «Жизнь России в послевоенный период» — М.: Русское слово, 2006