Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Развитие культуры и науки в БССР в 1930-е гг

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В живописи рассматриваемого периода стиль социалистич. реализма проявился прежде всего в создании картин, посвященных событиям, связанным с установлением большевистской власти, и индустриальному строит-ву советского времени. К числу наиболее значимых художников 1930;х гг. можно отнести И. Ахремчика, В. Волкова, Е. Зайцева и др. В архитектуре укоренился стиль советского классицизма, для которого… Читать ещё >

Развитие культуры и науки в БССР в 1930-е гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В 1930;е гг. наблюдалось значительное развитие образовательных учреждений. Это объясняется следующими факторами:

Формир-е крупной промышленности, что требовало создания значительного слоя квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров;

Развертывание официальной сталинской пропаганды, для усвоения которой требовался определенный ур-нь грамотности.

В сфере общеобразовательной школы в 1930;е гг. произошла унификация образ-я в пределах СССР. С середины 1930;х гг. в средней школе было введено десятилетнее обучение. Семилетняя школа превратилась в степень базового образования. Активизировалась работа по ликвидации неграмотности. Кадры квалифицированных рабочих готовились в профессиональных школах, которые в 1930 г. были преобразованы в школы фабрично-заводского обучения (ФЗО).

Быстро развивались среднее специальное и высшее образование.

Со второй половины 1930;х гг. начала сужаться сфера использ-я бел. языка в средних и высших учебных заведениях. С осени 1938 русский язык был введен как обязательный предмет с первого класса.

Существенная роль в процессе образ-я отводилась воспитанию масс в духе идеологии сталинизма. Кроме образовательных учреждений, важное значение в этом деле уделялось клубам, домам-читальни, библиотеки, радио, кино и т. д.

Индустриализация требовала соответствующего научного обеспечения.

Отношение гос. властей к научной сфере имели двойственный хар-р: с одной стороны, власти выделяли значительные ср-ва на создание научно-исследовательских учреждений и подготовку научных кадров, с другой — усиливалась административное вмешательство гос. органов в решение научных проблем.

В 1930;е гг. происходило расширение Академии наук БССР. С 1932 г. в ее составе насчитывалось 14 научно-исследовательских институтов. На Академию наук была возложена задача координации научно-исследовательской деят-ти.

В то же время на развитие науки, особенно соц. — гуманитарных дисциплин, отрицательно влиял жесткий идеологич. контроль, ограничение доступа к достижениям мировой науки, что нередко подменяла объективное научное изучение проблем утверждением постулатов сталинской идеологии. Тяжелые потери бел. науке принесли репрессии 1930;х гг. в отношении многих ученых, в т. ч. руководителей Академии наук.

В конце 1930;х гг. исследования в области соц. — гуманитарных наук практически были остановлены. Большинство академических институтов и других научно-исследовательских учреждений работали исключительно над узкими прикладными проблемами.

Формир-е тоталитарного режима оказало существенное влияние на развитие лит-ры и искусства в БССР. Плюрализм идей, стилей и направлений, который имел место в художественной культуре 1920;х гг., Был ликвидирован. Это сопровождалось массовыми репрессиями в отношении писателей, художников, деятелей музыки и театра. Тематика и содержание произведений во всех областях художественной культуры строго регламентировались. Официальным художественным стилем стал социалистич. реализм.

Суть его заключалась в направленности на идеализацию существующего в СССР обществен. строя, героизацию деят-ти большевистской партии и ее руководителей.

В сфере лит-ры были устранены все писательские организации, возникшие в 1920;е гг. На их месте в 1934 году был создан единый Союз писателей БССР, полностью подконтрольный властям, который стал составной частью Союза писателей СССР.

В 1930;е гг. расширялась сеть профессиональных драматических театров. В 1932 г. возник Третий Бел. гос. театр в Гомеле. Репертуар театральных постановок подвергался жесткой цензуре со стороны партийно-гос. органов власти.

Значительными событиями в развитии музыкального искусства явилось открытие в 1932 г. Бел. гос. консерватории, а в 1933 г. — Бел. театра оперы и балета. В 1937 г. в Минске начала работать Бел. гос. филармония.

В рассматриваемый период в БССР появился новый вид искусства — кино. В 1928 г. в Ленинграде была создана киностудия художественных фильмов «Советская Беларусь», которая в конце 1930;х гг. была переведена в Минск. Кинематограф стал звуковым, появилась республиканская кинохроника и фильмы для детей, экранизировались литературные произведения.

В живописи рассматриваемого периода стиль социалистич. реализма проявился прежде всего в создании картин, посвященных событиям, связанным с установлением большевистской власти, и индустриальному строит-ву советского времени. К числу наиболее значимых художников 1930;х гг. можно отнести И. Ахремчика, В. Волкова, Е. Зайцева и др. В архитектуре укоренился стиль советского классицизма, для которого характерны помпезность и гигантомания, что должны были подчеркнуть незыблемость существующего режима. Наиболее известными памятниками данного стиля являются Дом правительства, Дом Красной армии, Академия наук в Минске. Таким образом, в 1930;е гг. в условиях ускоренной модернизации об-ва наблюдался процесс развития образ-я, науки и различных отраслей культуры. Вместе с тем установление тоталитарного режима существенным образом тормозило этот процесс проведением массовых репрессий против интеллигенции, а также жестким гос. контролем в духовной сфере жизни об-ва.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой