Относительная «недружелюбность» сложившегося энергетического комплекса по отношению к районному энергоснабжению до сих пор определялась жестко организованной структурой энергетической отрасли Японии, в которой 10 региональных, вертикально интегрированных энергетических монополий полностью доминировали на своих территориях, оказывая громадное влияние на центральное правительство через национальную Федерацию энергосистем (ФЭС), которой они все принадлежат.
ФЭС, оказывающая подавляющее влияние на энергетику и до некоторой степени на экономику страны, оказалась втянута в середине 90-х годов в волну глобального интереса к децентрализации энергетической отрасли.
Японский Парламент, убежденный новыми аргументами, что при выполнении децентрализации управления энергетикой высокие розничные тарифы на электроэнергию снизятся, вопреки упорному сопротивлению ФЭС принял в апреле 2000 г. постановление о 4-х этапном переходе к открытому рынку электроэнергии.
- 1. Согласно Постановлению: любой производитель электроэнергии: будь то независимый энергопроизводитель или энергосистема входящая в структуру ФЭС, — имеют законное право продавать электроэнергию напрямую любому потребителю в любом районе страны, если его пиковая потребляемая мощность превышает 2 МВт.
- 2. На втором этапе (с апреля 2001 г.) все конечные потребители с пиковым потреблением более 500 кВт могут заключать прямые договора.
- 3. Уже с апреля 2005, только потребители с пиковым потреблением менее 50 кВт не будут включены в рынок (будут защищены по терминологии автора статьи).
- 4. Дата «полной дерегуляции» предварительно обозначена: «за пределами 2010 г.»
Сама по себе дерегуляция будет мало влиять на развитие районного энергоснабжения.
Имеющийся опыт показывает, что эффект получается чисто косметический.
Новые энергопроизводители, которые будут поставлять электроэнергию клиентам ФЭС через сети ФЭС, будут выполнять ограничения определяемые требованиями ФЭС. Так как члены ФЭС не испытывают большого желания предоставить независимому регулятору (в России: Федеральная Энергетическая Комиссия) осуществлять контроль за активами магистральных и распределительных сетей, — то до сих пор ясных решений на этот счет нет.
Однако, Министерство Экономики, Торговли и Индустрии (МЭТИ) нашло решения для раскрутки выполнения этих задач. Сейчас Независимым производителям разрешается поставлять электроэнергию ближайшим клиентам через мини-сети, принадлежащие самим энергопроизводителям. Это решение может стимулировать локальное производство электроэнергии при увеличивающейся популярности концепции «региональной автономии» .