Именной, ордерный или на предъявителя?
Перечень реквизитов чека, содержащийся в п. 1 ст. 878 ГК, отличает несколько любопытных особенностей. Одна из них1 — отсутствие в числе чековых реквизитов наименования чекодержателя — первого приобретателя чека, или, в терминологии вексельного законодательства, «наименования того, кому или приказу кого платеж должен быть совершен». Отсюда следует только один вывод: данное обозначение к разряду… Читать ещё >
Именной, ордерный или на предъявителя? (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
— Перечень реквизитов чека, содержащийся в п. 1 ст. 878 ГК, отличает несколько любопытных особенностей. Одна из них1 — отсутствие в числе чековых реквизитов наименования чекодержателя — первого приобретателя чека, или, в терминологии вексельного законодательства, «наименования того, кому или приказу кого платеж должен быть совершен». Отсюда следует только один вывод: данное обозначение к разряду чековых реквизитов не относится. Отсутствие в документе наименования чекодержателя не лишает документа силы чека, однако и наличие такого наименования не исключается.
Содержание ст. 880 ГК РФ таково, что позволяет предположить существование, как минимум, чеков на предъявителя (п. 1) и чеков ордерных (п. 3), ошибочно названных переводными (см. об этом выше); при этом никакой нормы насчет того, какой именно бумагой чек является по общему правилу (ср. со ст. 11 Положения о векселях), Кодекс не содержит. Это означает, что природа каждого конкретного чека должна быть прямо определена его содержанием. Разные способы легитимации держателей бумаг на предъявителя и ордерных бумаг требуют применения различных способов обозначения личности легитимированных ими субъектов. Так, в чеках на предъявителя следует либо вовсе воздерживаться от указания имени легитимированного лица, либо прямо указывать, что таковой выдан на предъявителя. Для того же, чтобы выдать ордерный чек, необходимо не просто обозначить имя его первого приобретателя («заплатите Ивану Ивановичу Иванову…»), но и поместить оговорку о приказе («заплатите Ивану Ивановичу Иванову или его приказу…»; «заплатите приказу Ивана Ивановича Иванова…»).
К какой категории документов будет относиться чек, содержащий имя первого приобретателя, но оговорки о приказе не имеющий? Сопоставление норм п. 2 ст. 145 и п. 2 ст. 146 ГК РФ с одной стороны с нормой п. 2 ст. 880 ГК РФ с другой[1][2], позволяет заключить, что такого рода чек (чек, составленный на имя определенного лица) будет относиться к разряду обыкновенных именных бумаг или ректа-бумаг. Передача такого рода бумаги сама по себе не влечет ни перемены формально легитимированного ею лица, ни, тем паче, перехода к нему права на бумагу или прав из бумаги. В отличии от ценных бумаг с принципом примата права на бумагу над правом из бумаги, ректа-бумаги подчиняются прямо противоположному принципу. Судьба ректа-бумаги определяется судьбой удостоверенного ею права; последнее, будучи уступленным в порядке общегражданской цессии (§ 1 гл. 24 ГК РФ), влечет за собою право собственности на ректа-бумагу как вещь (документ): таковое должно быть передано цедентом цессионарию на основании п. 2 ст. 385 ГК РФ.
- [1] Есть и еще особенности: отсутствие среди чековых реквизитов указания на сроки место платежа, а также наличие в числе чековых реквизитов требований к обозначению счета, с которого следует произвести платеж, а также валюты платежа. Рассмотрения этих особенностей, как относящихся к разряду узкоспециальных вопросов чековогоправа в настоящей статье не осуществляется.
- [2] Правило п. 2 ст. 880 ГК РФ («Именной чек не подлежит передаче») должно бытьпредметом ограничительного толкования, ибо толкование буквальное не позволяетпонять причины такого запрещения. Стало быть, эту норму следует читать примернотак: «Именной чек не подлежит передаче по правилам, установленным для передачи ценных бумаг». Это не исключает возможности передачи прав по чеку в общегражданскомпорядке (уступка требования, цессия).