Образовательная ткань — меристема
Рассмотреть срез зародыша сначала простым глазом, затем при малом увеличении микроскопа. Найти зародышевый корень, рассмотреть его, сравнить со строением на рисунке 4.3 и зарисовать. Показать начало дифференциации верхушечной меристемы корня — дерматоген, периблему, плерому, корневой чехлик. Рисунок 3 — Конус нарастания корня пшеницы (Triticum): 1 — калиптроген, 2 — дерматоген, 3 — периблема, 4… Читать ещё >
Образовательная ткань — меристема (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Elodea canadensis) (продольный срез): 1 — зачатки пазушных почек, 2 — сформировавшиеся листья, 3 — примордии, 4 — конус нарастания, 5 — прокамбий (из Г. А. Бавтуто, Л. М. Ерей, 2002).
Работа 2. Клеточное строение верхушечной меристемы
Ход работы
Работа выполняется на постоянном препарате «Точка роста стебля цветкового растения», который представляет собой продольный разрез через конус нарастания побега цветкового растения.
1 При большом увеличении микроскопа рассмотреть клетки верхушечной меристемы. Обратить внимание на форму меристематических клеток, тонкие клеточные оболочки, цитоплазму, крупные округлые ядра, их положение в клетке, отсутствие межклетников в меристеме. Сопоставить строение изученного объекта с изображением на рисунке 4.2 Зарисовать несколько клеток меристемы, отметив на рисунке оболочку, ядро, цитоплазму, вакуоли.
Рисунок 2 — Клеточное строение верхушечной меристемы: 1 — оболочка клетки, 2 — цитоплазма, 3 — ядро, 4 — ядрышко (из Н. С. Киселева, Н. В. Шелухин, 1969).
Работа 3. Верхушечная меристема в зародышевом корне пшеницы (Triticum L.)
Ход работы
- 1. Приготовить препарат: набухшую зерновку пшеницы разрезать вдоль бороздки, рассмотреть разрез простым глазом, найти зародыш, сделать тонкий продольный срез с зародыша, поместить его в каплю воды, накрыть покровным стеклом.
- 2. Рассмотреть срез зародыша сначала простым глазом, затем при малом увеличении микроскопа. Найти зародышевый корень, рассмотреть его, сравнить со строением на рисунке 4.3 и зарисовать. Показать начало дифференциации верхушечной меристемы корня — дерматоген, периблему, плерому, корневой чехлик.
Рисунок 3 — Конус нарастания корня пшеницы (Triticum): 1 — калиптроген, 2 — дерматоген, 3 — периблема, 4 — плерома, 5 — крах — мальные зерна в клетках корневого чехлика, 6 — отпадающие клетки чехлика (из Н. С. Киселева, Н. В. Шелухин, 1969)
Вопросы для самоконтроля
Какие ткани относят к образовательным?
В чем состоят особенности строения клеток меристемы и принципы ее классификации?
Где локализуются первичные меристемы в растении? Каковы их виды и особенности строения?
В чем заключаются особенности строения и образования вторичной меристемы.
образовательная ткань меристема клетка Каково строение рассмотренных вами клеток апикальной меристемы верхушки побега и кончика корня?
- 1. Бавтуто, Г. А. Ботаника. Морфология и анатомия растений / Г. А. Бавтуто, В. М. Еремин. — Мн.: Высшая школа, 1997. — С.108 — 114.
- 2. Бавтуто, Г. А. Практикум по анатомии и морфологии растений: учеб. пособие / Г. А. Бавтуто, Л. М. Ерей. — Мн.: Новое знание, 2002. — С.82−87.
- 3. Ботаника: Морфология и анатомия растений: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по биолог. и хим. спец. / А. Е. Васильев [и др.]; - 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1988. — С.98 — 101.
- 4. Киселева, Н. С. Атлас по анатомии растений / Н. С. Киселева, Н. В. Шелухин; под ред. С. В. Калишевича. — Мн.: Вышэйш. школа, 1969. — С.61 — 68.