Gсц = (Gт+Gо)*Ш.
Gсц = (11,5+2,65)*0,7 = 9,905 т;
где ш — коэффициент использования массы машины по сцеплению (для гусеничных машин — 1…0,9, для колёсных — 1…0,7).
Gт — масса трактора (базовой машины), т.
G0 — масса рабочего оборудования, т:
при навешивании одного агрегата — G0=(0,18…0,23)*Gт
при навешивании одного агрегата — G0=(0,35…0,45)*Gт
Тсц = 1000Gсц*цсц*g.
Тсц = 1000*9,905*0,85*10= 84 192,5Н= 84,2кН где Gсц — сцепная масса машины, т цсц — коэффициент сцепления ведущих колёс с поверхностью качения (для гусеничных промышленных тракторов — 0,7…1; колёсных — 0,65…0,85).
g — ускорение свободного падения При выборе цсц принимаем минимальное значение — 0,65 для машин с мощностью менее 100 кВт, максимальное значение — 0,85 для машин с мощностью более 100 кВт.
Тn = (Nmax*зm)/[v*(1-д)].
где Nmax — эффективная мощность, кВт зм — КПД механической трансмиссии (0,85…0,88).
V — скорость движения, м/с д — коэффициент буксования (для гусеничных тракторов — 0,07, для колёсных — 0,2).
Тn = 103*0,88/[0,89(1 — 0,2)] = 126,76кН.
Вывод: Так как Тсц < Тн (84,2кН > 126,76кН), то навешиваем дополнительное оборудование.
G0=(0.35ч0.45)Gт
G0=0,45*11,5=5,175 т.
Gсц= 11,5+5,175=16,675.
Тсц= 1000*16,675*0,85*10=141,7кН Теперь условие выполнено, и машина буксовать не будет. Тсц> Тн (141,7 кН > 126,76 кН).
2) Определяем параметры рабочего оборудования. В качестве рабочего оборудования принимаем ковш со ступенчатым ножом.
Ширина ковша :
Bк = К+Вш+2Дb;
Lк= vбv/Bк.
Нк= v V/бBк;
Lк/Hз= 1 — 1,25.
Вк =2,74+0,4+2*0,06=3,26 м;
Нк=1,643 м.
Lк=1,5 м Нз= Lк/0,25= 6 м Где Lк, Вк, Нк — размеры ковша (длина, ширина, высота), м;
Нз — высота ковша в задней части;
Кколея тягача (2,74м);
Вш— ширина шины колеса (0,4м);
Дb — зазор между боковой стенкой ковша и наружным краем шины (0,3−0,06м);
бкоэффициент, зависящий от емкости ковша. При емкости V= 6−8м3, б = 0,91−0,8.