Для оценки внутриэкономической эффективности использования внутрихозяйственного транспорта используются следующие показатели:
- · скорость движения;
- · коэффициент использования автомашин в работе;
- · коэффициент использования рабочего времени;
- · коэффициент технической готовности автомобиля;
- · коэффициент использования пробега;
- · коэффициент использования грузоподъемности;
- · себестоимость 1 т-км;
- · производительность автомобиля.
Показатели эффективности рассчитываются следующим образом:
— техническая скорость Vт транспортного средства, км/ч:
.
где L — длина пути, пройденного за определенный промежуток времени, км;
Тд — время, непосредственно затрачиваемое на движение, ч.
— эксплуатационная скорость Vэ автомобиля:
где Тн и Тп — время в наряде (смена, сутки) и потери на погрузочно-разгрузочные работы;
— коэффициент использования автомобилей в работе:
.
где АДр — пребывание автомобиле-дней в работе;
АДх — пребывание автомобиле-дней в хозяйстве.
— коэффициент использования рабочего времени.
где Ачд — автомобиле-часы в движении;
Ачн — автомобиле-часы в наряде.
— коэффициент технической готовности автомобиля:
.
где Тр — время работы автомобиля за расчетный период, ч;
Тп — время простоев по техническим причинам, ч.
— коэффициент использования пробега:
где Lгр — пробег с грузом, км;
Lобщ — общий пробег, км.
— коэффициент использования грузоподъемности:
.
где Гф — грузоподъемность автомобиля фактическая, т;
Гт — грузоподъемность техническая, т.
— себестоимость 1 т-км:
- — сумма производственных затрат по автопарку, руб.
- — производительность автомобиля соответственно в т и т-км:
.
Основным показателем эффективности использования автотранспорта является себестоимость единицы транспортной работы.
Производственные затраты по автопарку включают следующие элементы:
- — оплата труда водителей (ОТ);
- — отчисления на социальные нужды (35%);
- — материальные затраты: топливо и смазочные материалы; ремонт и техническое обслуживание; замена или восстановление шин;
- — амортизационные отчисления;
- — прочие издержки.
Подразделения внутрихозяйственного транспорта обычно работают на условиях хозрасчета, аренды или арендного подряда с использованием договорных (расчетных) цен на автоуслуги (за 1 т груза, за 1 км пробега, за 1 т-км, за 1 ч работы).