Образование и современное общество
Этот сдвиг в философии образования — от образования ради более справедливого общества к образованию ради конкурентоспособной экономики, от «равных возможностей» и обучения, ориентированного на учащихся, к универсальным стандартам и системам оценивания — свидетельствует среди прочего о незавершенности процесса институционализации образования в современном обществе. Таким образом, в 1950—1960;е гг… Читать ещё >
Образование и современное общество (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Без преувеличения можно сказать, что XX в. — это век образования. Ведь в начале этого века большинство населения Земли было неграмотным, а в конце — некоторые страны уже ставили задачу перехода к всеобщему высшему образованию. Как и во многих других странах, рост образования населения в России на протяжении XX в. был впечатляющим (табл. 7.1).
Таблица 7.1
Рост образования населения в России.
Год. | Число лет обучения на одного взрослого жителя в России. |
11,5. |
Роль образования в обществе существенно возрастает по мере развития экономики и превращения знания в один из основных факторов и результатов производства. Современный этап в развитии общества характеризуется как становление «экономики знания» (knowledge economy), т. е. экономики, основанной прежде всего на производстве знания, информации, а не материальных ценностей. При переходе к экономике знания конкурентоспособность гой или иной страны зависит от качества образования (человеческого капитала) ее населения. Если же говорить о жизненном успехе людей, то для многих членов современного общества его условиями являются здоровье и качество полученного образования.
Образование, его роль и место в обществе всегда находились в центре внимания не только исследователей, социологов, но и политиков.
Со второй половины XX в. образование в развитых западных странах претерпело коренные изменения. Можно сказать, что изменилась сама природа образования и его цели. Прежде всего, образование стало всеобщим и обязательным, а его осуществлением занялись специализированные учебные заведения. А ведь еще в начале века ничего необычного не было в том, что дети из семей высшего и среднего классов получали начальное образование дома, прибегая к услугам специально приглашенных учителей.
До Второй мировой войны в капиталистических странах образование было классово и гендерно дифференцировано, т. е. мужчины и женщины, а также представители различных социальных классов были неравны в отношении доступа к образованию. В послевоенные десятилетия идея «равных возможностей» стала очень популярна в Европе, и образование начало рассматриваться как своего рода социальный трамплин для детей из семей рабочего класса, т. е. реальная возможность получения ими хорошей работы и изменения тем самым своего классового положения. Равные возможности образования рассматривались как ключ к более открытому обществу — меритократии, в котором люди могли бы перемещаться вниз и вверх по социальной лестнице в соответствии со своими способностями. Система образования была призвана обеспечивать справедливое распределение индивидов в обществе (по их способностям), что должно было во многом ослабить или даже исключить такой фактор социальной стратификации, как случайность рождения, т. е. появление на свет в состоятельной или бедной семье.
Таким образом, в 1950—1960;е гг. в европейских странах образование рассматривалось как мощный социально-позитивный фактор, который должен был служить не столько цели индивидуального продвижения людей, сколько решению острых социальных проблем, таких как делинквентность и бедность, быть ключом к построению более цивилизованного, демократического и процветающего общества.
Однако в 1970;е гг. система образования в западных странах стала подвергаться критике за низкий уровень подготовки, недостаточное внимание к запросам семей и рынка труда. В ряде европейских стран были проведены реформы, нацеленные на изменение образовательных стандартов и систем оценивания, а также на обеспечение финансовой самостоятельности школ, развитие системы частного образования, большую вовлеченность родителей и работодателей в управление школами.
В 1980—1990;е гг. школы и университеты все глубже вовлекались в рыночную модель функционирования. Давление на университеты со стороны государства и бизнеса и все большее их переключение на финансирование корпорациями имело своей целью установление более тесных отношений между бизнесом и образованием, работодателями и потенциальными работниками. Однако в действительности участие родителей и работодателей в управлении школами и университетами обернулось коммерциализацией образования, т. е. перестройкой образовательных учреждений на принципах бизнес-корпораций. Основным требованием стала конкурентоспособность образовательных учреждений, т. е. способность конкурировать за учащихся через демонстрацию своей эффективности и предложение широкого спектра услуг потенциальным потребителям.
Этот сдвиг в философии образования — от образования ради более справедливого общества к образованию ради конкурентоспособной экономики, от «равных возможностей» и обучения, ориентированного на учащихся, к универсальным стандартам и системам оценивания — свидетельствует среди прочего о незавершенности процесса институционализации образования в современном обществе.