Форсирование унии было большой политической ошибкой правительства Речи Посполитой. Оно должно было выступить в качестве государственного посредника между православными и униатами, приложить все усилия, чтобы достичь относительного согласия. Но оно этого не сделало, поэтому после официального введения унии началась общественная конфронтация, которая граничила с гражданской войной. Развернулась борьба между сторонниками и противниками унии, которая шла в трех направлениях:
- 1) конституционное или правовое (на сеймах или сеймиках, а также путем обращений и жалоб королю, аппеляций в суд)
- 2) публицистическое, идеологическое, богословско-философское (униатские и антиуниатские полемичные произведения, трактовка богословских и религиозно-философских вопросов)
- 3) неконституционное или сопротивленческое (стихийные выступления, деятельность, нарушающая существующее законодательство, бунты)
Формально уния была как бы законной, потому что опиралась на официальные церковные и государственные указы. Но вместе с этим указы противоречили существующим правовым документам, множеству привилеев, данных православию на протяжении многовековой истории великокняжеской властью, и в первую очередь, Статуту ВКЛ 1588 г., где воля всех христианских исповеданий была закреплена как правовая норма. Поэтому апелляция по закону в судовые инстанции была одним из наиболее распространенных способов борьбы антиуниатской оппозиции.
После смерти князя К. Острожского (1608), перехода в католичество значительной части шляхты реальной опорой православия стало казачество. Одним из условий преданности казаков правительству Речи Посполитой была воля православного исповедания. С введением унии и началом политики дискриминации православия казаки ведут свою борьбу под флагом его защиты. Именно казаки были основной силой, которая заставила правительство Речи Посполитой в 20-х-30-х годах XVII века пойти на значительные уступки православным. Опорой антиуниатской оппозиции являлись монастыри. В 1615 году, например, был основан Богоявленский монастырь, который принадлежал Киевскому братству, а при нем школа. Выделялись также Свято-Духовский монастырь в Вильно, Почаевская лавра, Киево-Печерская лавра, которую удалось все-таки оградить от униатов.